Каким детям будет трудно учиться в школе. Что делать, если учиться трудно

Если учеба ребенку дается с трудом, в первую очередь ему должны помочь родители. Они лучше всех знают своего сына или дочь. Поэтому им легче найти причину плохой успеваемости отпрыска.

Ребенок не виноват

Вполне возможно, ребенок не справляется со школьной программой потому, что имеет проблемы со здоровьем. Например, логопедические. Ребенок с нарушением речи испытывает трудности при письме и чтении. Ему непросто отвечать у доски. Поэтому даже с хорошими знаниями он может получать тройки.

На школьные успехи влияет и темперамент. Если ребенок медлительный от природы, ритм работы в классе кажется ему слишком быстрым. Он не успевает, чувствует себя «не в своей тарелке», быстро утомляется.

Не требуйте от ребенка невозможного. Поймите, не каждому дано быть отличником.

Не лень, а усталость

Усталость – главная причина плохих оценок. Родители должны обратить внимание на внеклассные занятия ребенка. Медики считают, что школьник может нормально учиться, если посещает только один интеллектуальный кружок и спортивную секцию. Избыток дополнительных нагрузок отнимает силы и отвлекает от уроков.

Важно соблюдать режим дня. Засыпать и просыпаться ребенок должен в одно время. Это правило распространяется и на подготовку домашнего задания, прием пищи, прогулки. Правильный распорядок благотворно влияет на самочувствие.

Компьютер – друг или враг?

Ограничьте время, которое школьник проводит у телевизора или компьютера до 1,5 часов. Психологи давно бьют тревогу: у ребенка, погруженного в экранные картинки, отключается часть мозга, отвечающая за творчество.

Он плохо усваивает предметы, связанные с абстрактным мышлением. Не понимает физику. Не умеет писать сочинения и даже рисовать.

Однако не стоит накладывать табу на компьютер. Информатику сейчас начинают изучать в детском саду. Появилось много развивающих компьютерных игр, качественных познавательных фильмов.

Дело по душе

Причиной школьных проблем могут быть сложные отношения со сверстниками. Ребенок остро переживает свои неудачи в учебе, боится насмешек одноклассников.

Вместе найдите занятие, в котором он сможет раскрыть свои таланты и побороться за первенство. Достижения поднимут самооценку. Уверенность в себе пригодится и в учебе.

В школу всей семьей

Регулярно проверяйте домашнее задание. Ребенок должен понимать, что выученный урок у него обязательно спросят мама или папа. Хвалите даже за маленькие успехи (быстро решил задачу, сделал меньше ошибок в упражнении).

Проявляйте искреннюю заинтересованность школьными делами сына или дочки. Спрашивайте, как прошла экскурсия в музей, как класс готовится к празднику. Ребенок должен доверять родителям и в нужный момент обращаться за помощью.

Источники:

  • По силам ли моему ребенку школьная нагрузка?
  • Что делать, если ребенок не хочет учиться
  • Источник фото

С ребенком всегда приходится нелегко. Ведь дети - это не только счастье, но и большая ответственность. Когда у молодых людей появляется малыш, то они начинают искать ответы на вопросы, которые касаются их новых ролей. Все хотят быть идеальными мамами и папами и знать, как правильно воспитывать ребенка. Это, конечно, непросто, но вполне осуществимо, если молодые родители воспользуются полезными советами.

Инструкция

Родители всегда стараются научить ребёнка послушанию. Конечно, они должны быть авторитетом для своего чада, а малыш обязан слушаться маму с папой. Однако становиться строгим командиром нельзя ни в коем случае. В большинстве своём родители просто делают детей удобными для себя, но при этом почему-то абсолютно не задумываются над тем, а комфортно ли это малышу? Если ребенок показывает характер и сопротивляется, не стоит относиться к этому слишком отрицательно, ведь это даже хорошо. Это означает, что у малыш хочет сам решать, что ему нужно. В конце концов, если ребёнок всегда будет делать лишь то, что говорят ему мама с папой, он не сможет стать самостоятельным и добиться желаемого успеха.

Мама всегда уверена в том, что она знает ребёнка гораздо лучше, чем он сам. На самом деле это не так, и стоит прислушиваться к своему чаду. Малыш может самостоятельно понять, хочет он кушать или нет, тепло ему или холодно. Не нужно пытаться навязывать ребенку свою точку зрения.

Часто родители начинают ругать ребёнка за те недостатки, которые есть у них самих. Разве это правильно? Конечно, нет. Дети всегда берут пример со своих мам и пап, копируют их. Поэтому если хочется, чтобы ребёнок избавился от той или иной черты характера или привычки, нужно искоренить ее в себе.

У ребёнка с раннего возраста должно быть право выбора, малышу это очень важно. Когда мама с папой не выбирают за ребёнка, что ему делать, а позволяют малышу решать самостоятельно, то он ощущает свою значимость. Ребенок понимает, что его уважают, к нему прислушиваются.

Не стоит пытаться огородить ребёнка от всех ошибок, тем более, что это в принципе невозможно. Негативный опыт - это тоже опыт, причём не менее ценный. Ребёнок должен иметь возможность ошибаться, чтобы в дальнейшем учиться именно на этих ошибках, такие уроки являются наиболее эффективными.

Для того, чтобы эффективно обучить ребёнка чему-либо, стоит делать это вместе, тем более, что совместное времяпровождение позволяет членам семьи сплотиться, их отношения благодаря этому станут гораздо лучше.

Совет 3: Как вести себя родителям первоклассника: полезные советы

Многие родители волнуются перед первыми школьными днями. Если в семье ребенок скоро пойдет в первый класс, необходимо знать несколько основных правил, которые помогут справиться с напряжением и превратят школу не в каторгу, а в праздник.

Инструкция

Важно оказать поддержу ребенку в столь волнительный момент. Он может и не рассказывать родственникам о своих страхах, но они без сомнения есть. Маме и папе надо дать понять малышу, что они рядом и могут его поддержать в любой ситуации. Для того, чтобы снять напряжение школьника, можно просто его обнять.

Не надо давать еду или питье ребенку в контейнерах, которые сложно открываются. В эти напряженные дни малыш итак испытывает много стресса, а тут еще и проблема с открыванием обеда. Тем более, обстановка вокруг школьника незнакомая и он может застесняться попросить помощи у взрослого, в итоге останется голодным.

Обед можно предложить выбрать ребенку самому. Если пища будет знакомая и любимая, то это поднимет малышу настроение, и он положительно отнесется к незнакомому процессу обучения.

Практически каждый родитель знает, что отношения школьника с учителем напрямую зависят от отношений учителя с родителями. Поэтому было бы замечательно маме или папе поговорить с педагогом и дать понять, что они положительно настроены.

Виталий ЧЕБАНУ, общественный деятель:

Трудно в разы! Школьная программа сегодня намного сложнее, чем была в наше время. Это сделано для того, чтобы каждое последующее поколение прогрессировало - и это нормально! Хорошо это или плохо для родителей? С одной стороны хорошо, с другой - не очень. Потому что исчезает средний класс. Я имею в виду, что дети должны учиться очень хорошо, чтобы поступить в университет, иначе окажутся на низшей ступени. Середины не дано! Это для детей не только психологически трудно, но морально! Родители или заставляют детей хорошо учиться, или возрастает роль коррупции.

Мария АНДРИУЦЭ, директор по маркетингу и PR в Geta Burlacu’s Event Agency:

Я считаю, в школе учиться «трудно» всегда, но есть факторы, которые помогают быть отличниками и в 90-е, и в нулевые и в 10-е. Перечислю по пунктам: 1) харизматичный учитель который заинтересовывает так, что стыдно не знать, 2) грамотный классный руководитель, который умеет мотивировать и 3) - мудрые родители, которые умеют превратить учебу в игру. Главное, объяснить, в чем конкретно поможет учеба - кем ты сможешь стать. В общем, развернутая мотивация - это все, а учеба - это классная тусовка.

Ольга ПОГОДАЕВА, филолог:

Не думаю, что сейчас стало сложнее, чем раньше. Конечно, объем информации, которую они должны изучить, вырос. С другой стороны, возможностей для получения данных стало больше. Сегодня уже не нужно ради одного реферата часами сидеть в библиотеке, все заменил интернет.

Вячеслав ВАЛЬКО, руководитель сообщества потребителей sodrujestvo:

Разве там кто-то учится? Дети сейчас в школе просто отбывают срок.

Алина РЫБАК, технолог легкой промышленности:

Моя свекровь - учительница в школе. Я слушаю ее рассказы и понимаю, что учиться в школе сейчас и трудно, и бесполезно! В программу включают иногда совершенно ненужные темы и предметы. Это сплошная трата времени и сил, никакого интереса к знаниям у детей не остается.

Никита ЦУРКАН, руководитель онлайн-портала:

Не думаю, что тяжелее, чем было раньше. С развитием информационных технологий, наверное, даже легче. Помню, как раньше ходили с одноклассниками в библиотеку, искали информацию для того, чтобы написать сочинения. Сейчас же все, что необходимо, есть в гугле . Так что зря жалуются. Главное желание...

Илона БАТАЛ, маркетолог:

Мне кажется, что стало труднее. Но дело не в количестве нагрузок, а в том, что дети не понимают, для чего им это все нужно. Вот и нет у них желания учиться. Тем более, когда организм молодой - хочется порезвиться, побегать, что-нибудь поделать, сидение за партой кажется настоящей мукой.

Если ваш сын-подросток сидит на уроках развалившись, это отнюдь не всегда означает, что ему скучно грызть гранит науки. Если дочка-подросток плачет, вместо того чтобы делать домашние задания, и жалуется, как быстро она устает, это вовсе не значит, что она ленится. Просто у них сейчас такой этап физиологического развития, когда учиться на самом деле трудно, считает профессор кафедры педагогики высшей школы МПГУ Елена ЛЕВАНОВА.

Наука объясняет...

1. На фоне гормонального взрыва, который у девочек бывает в 11-12 лет, а у мальчиков - в 12-13, процессы возбуждения в коре головного мозга идут очень быстро, а процессы торможения - медленно. А это значит, что подростков любая мелочь отвлекает, заводит и раздражает, а вот остановиться, затормозить им непросто. Они все цепляются к словам и людям, хотя давно пора сказать: "Проехали!"

Конечно, в таком состоянии трудно сосредоточиться на уроках, сконцентрировать внимание, не отвлекаться. Да и память их подводит нередко из-за этого же: когда интересно - все запоминается легко, а стало скучно - ну ничего не задерживается в голове!

2. Кости и мышцы в это время растут неравномерно, все движения становятся нескоординированными, неуклюжими. Как ни сядешь - все неудобно, а взрослые говорят: "Ни крутись, не разваливайся на стуле". Особенно тяжело мальчикам, они вытягиваются больше девочек. Поэтому у них и хрупкость костей в этом возрасте выше. Они чаще ломают руки и ноги. И потребность растянуться на диване, просто полежать, придя домой, у них больше. А мы кричим: "Что валяешься, садись делать уроки!"

3. Сердце растет и... болит, временами часто бьется. В мозг не поступает нужного количества кислорода. Голова хуже соображает и быстрее устает. Болит. Недостаток кислорода может довести до обморока. Особенно обморокам подвержены девочки. Они же чаще страдают повышением артериального давления. Пик такой юношеской гипертонии приходится у них на 13-14 лет. А мы, взрослые, как назло не даем им в полной мере двигаться и дышать. В школе подростки слышат: "На уроках не крутись! Нечего на перемене во двор выбегать, грязь в школу таскать!" Дома мы говорим: "Куда пошел гулять? Уроки еще не сделаны!"

4. Гормональные бури заставляют эмоции у подростка сменяться так часто, как стеклышки в калейдоскопе. То все ему интересно и подросток работает с радостью, а то вдруг раздражается ни с того ни с сего, готов заплакать или просто впадает в апатию. Особенно эмоционально неустойчивы девочки, у них настроение связано с установлением менструального цикла.

Игра гормонов заставляет барышень погружаться в мир женских интересов. Теперь каждую девочку больше всего волнует, как она выглядит, не слишком мала или не слишком велика у нее грудь и обращают ли на нее внимание мальчики? Все мысли о науках, кроме "науки страсти нежной", отходят на второй план.

Мальчики менее заняты своей внешностью, но их "больная тема" - рост. Кто из них выше? Что можно сделать, чтобы еще подрасти?

5. Пищеварительная система в это время очень болезненно реагирует на длительные эмоциональные и физические нагрузки. Усталость и стрессы вызывают у подростков гастроэнтерологические заболевания не реже, чем еда в сухомятку. Когда болит живот, какие уж тут уроки.

...и советует

Как же помочь этим внешне почти взрослым, часто агрессивным и таким ранимым детям?

Психологи и педагоги советуют:

  • Не надо возбуждать лишний раз и раздражать подростков приказным тоном, старайтесь общаться на равных. Они уже не смотрят на нас снизу вверх, они воспринимают нас сейчас критически и хотят стоять рядом с нами на одной доске.
  • Дайте подросткам возможность больше двигаться - в движении они должны проводить не менее 3-х часов в день. Им сейчас просто необходимы занятия физкультурой и спортом. Именно сейчас оттачиваются гибкость, ловкость, хорошая координация, пластичность движений. От того, как пройдут подростковые годы, зависит, станут наши дети грациозными или корявость в движении останется у них на всю жизнь. Поймите, что подросткам их тело сейчас неудобно, не смейтесь над их неуклюжестью, не ругайте, когда они крутятся во время занятий и все время норовят прилечь на диван.

    Сейчас они кальция с пищей должны потреблять больше, чем взрослые, особенно мальчики, им нужны белки, нужен фосфор, витамин D...

  • Физиологическая нагрузка на организм у подростка выше, чем у младшего школьника! А спит он гораздо меньше, считая себя уже взрослым. Спать подросток должен минимум 9 часов! И хорошо бы еще час прихватывать днем.
  • Гулять надо каждый день обязательно. Организму просто необходим кислород! И учить уроки надо в проветренном помещении.
  • Побольше уделяйте вашему трудному чаду внимания, не ограничивайтесь в общении только вопросами: "Ты поел? А какие отметки в школе?" Подростки только делают вид, что мы им уже не нужны. На самом деле наше внимание, наша дружба, наше мнение, высказанное доброжелательно и тактично, им очень важны. В своем кругу они нас цитируют!
  • Мы все хотим, чтобы наши дети усвоили в юности как можно больше знаний. Мы хотим, чтобы они ответственно и хорошо учились. Но нагрузка у них в школе такова, что выучить все, что задают, невозможно. Московский педагогический государственный университет провел исследование и выяснил, чтобы в 7-м классе ученик ежедневно выполнял все, что задают ему по всем предметам, ему надо каждый день в среднем усваивать информацию, изложенную на 26 страницах учебника, и, заметьте, не только усваивать, но и быть готовым на следующий день ее воспроизвести.

    Эксперимент с добровольцами-отличниками, детьми интеллектуально хорошо развитыми, показал, что выполнить такой объем заданий можно, только если, придя из школы, сразу сесть за уроки и делать их до часу ночи.

Неразумная школьная нагрузка вынуждает ребенка относиться к урокам избирательно: какие-то сделать, какие-то пропустить, какие-то просмотреть вскользь...

Все науки не изучишь. А нам ведь надо своих детей вырастить не только умными, но и здоровыми, и счастливыми. Очень бы хотелось!

Можно учиться на отлично и не сидеть при этом постоянно за учебниками, забыв обо всем прочем. Всегда есть, куда расти, всегда есть, что можно улучшить. Прилежная учеба сделает вас счастливым и довольным. Если вы будете получать хорошие оценки, вероятно, вам удастся поступить в престижное высшее учебное заведение, после чего вы сможете найти хорошую работу. Здорово, не правда ли? Достаточно лишь научиться получать хорошие оценки! Продолжайте читать, и вы узнаете, как добиться успеха в школе.

    Не ограничивайтесь общими сведениями. Не нужно учить голые факты. От этого люди умнее не становятся, да и анализировать не учатся. Поэтому, если вы на самом деле хотите начать учиться на одни только пятерки, надо постоянно задаваться вопросом "почему". Почему процесс проходит так, а не иначе, почему то или иное условие необходимо – понимание этого поможет применять ваши знания на практике, в том числе в ситуациях, которые еще не разбирались на уроках.

    Пользуйтесь знаниями других людей. Не в смысле "списывайте", нет! Спрашивайте совета и подсказки у друзей, взрослых, учителей, изучайте, как другие решали ту или иную проблему. Расширяйте свой кругозор, и учеба будет даваться вам куда проще.

    Прилагайте все усилия. Важно не только заучивать материал, но и периодически возвращаться к изученному. Нужно это для того чтобы освежать знания в голове, иначе часть материала будет просто забываться. Так вы с легкостью пройдете любой тест и сдадите любой экзамен. Если во время экзамена или теста вам попадется трудный вопрос, ответа на который вы не помните, не волнуйтесь. Выпишите вопрос на отдельный лист бумаги, сконцентрируйтесь. Через некоторое время вы обязательно вспомните ответ на вопрос.

    Усердно работайте в классе

    1. Будьте внимательны . Вы удивитесь, когда узнаете, сколько всего нового можно запомнить, если просто внимательно слушать. Будьте умнее : старайтесь понять предмет, а не просто механически записать слова учителя, и учеба будет даваться куда проще.

      • Если вы часто отвлекаетесь, или вам трудно сохранять концентрацию, пейте витамины, правильно питайтесь и, если надо, принимайте лекарства. А главное – приходите на уроки с жаждой знаний!
    2. Задавайте вопросы . Точнее, задавайте учителю вопросы по делу. Анализируйте, что именно вы не понимаете в материале, обдумывайте, что именно вам нужно прояснить для себя, и задавайте соответствующий вопрос. Но сначала проанализируйте все, что узнали, прежде чем думать, что вы чего-то не поняли. Чтобы не забыть, запишите вопрос на листочке, подойдите к учителю и спросите, когда он сможет помочь вам разобраться с тем, что вам непонятно.

      • Не стесняйтесь задавать вопросы! Никто не может знать все на свете, и нет ничего плохого в том, что вы чего-то не понимаете. Всем нам приходится чему-то учиться. Ваш учитель, к примеру, прекрасно это знает и будет рад помочь.
    3. Ознакомьтесь с планом учебного курса. В российских реалиях для этого достаточно полистать учебник. К слову, это будет полезно и просто так, в рамках общего развития.

      • Особенно наглядно это заметно на примере учебников истории, где после разбора одной эпохи и/или события идет разбор следующей эпохи, которая связана с изученным периодом. Проанализируйте эту связь и научитесь лучше работать с информацией.
    4. Делайте пометки . Не надо бездумно записывать все подряд под диктовку учителя. Делайте конспект, самое важное записывайте схематически, а затем дополняйте схему деталями и примерами. В конце можно кратко резюмировать все, что вы изучили на уроке, – в будущем вам это пригодится.

      • Если вы работаете на опережение школьной программы, то записывайте то, что вам непонятно и задайте потом учителю соответствующий вопрос.
    5. Не пропускайте занятия. Если вы болели, узнайте у учителя или одноклассников, что было пройдено без вас, и изучите эту тему.

      Обсудите свои оценки с учителями. Спрашивайте, что учитель думает о качестве вашей работы и почему он поставил вам ту или иную оценку. Работайте над темами, которые требуется подтянуть, и будьте готовы выполнять дополнительные задания, если с их помощью можно улучшить оценку по предмету.

    Усердно работайте дома

      Делайте домашнюю работу . Это обязательный и важный пункт. Иногда учителя не проверяют домашнее задание, но и в этом случае вам следует мотивировать себя к его выполнению. Чем глубже вы погрузитесь в предмет , тем лучше. Домашняя работа призвана помочь вам закрепить пройденное. Если же на дом ничего не задали, то почитайте учебник.

      • Оценки за домашнюю работу так же влияют на успеваемость, как и за работу в классе.
    1. Понемногу занимайтесь каждый день. Так пройденный материал лучше отложится в памяти, и никакой неожиданный тест или контрольная не застанут вас врасплох.

      Читайте учебник, забегая вперед (кроме тех редких случаев, когда учитель специально просит этого не делать). Это поможет вам заранее сориентироваться, какие темы могут вызвать сложности.

      Не откладывайте на потом . Не откладывайте домашнюю работу до ночи: конечно, если вам нужно срочно сдать задание, над ним стоит поработать допоздна, но пусть это будет крайним случаем, а не обычным положением дел. Обычно же старайтесь действовать следующим образом. Если задание нужно сдать через две недели, в первую неделю составьте план и запишите основные положения. В выходные составьте свои записи в единое целое, чтобы получить готовый черновик, а на второй неделе только доработайте его при необходимости, отредактируйте и распечатайте. Не забудьте своевременно сдать работу; если вам дано время до какого-то числа, сдайте ее на день раньше, чтобы показать свое старание и дать учителю больше времени на проверку.

      • Если начать делать проект или другое большое задание заранее, то это даст вам время на то, чтобы задать учителю вопросы, попросить пояснений или советов. Если вы последуете советам учителя в тех моментах, которые вызывали у вас трудности или сомнения, наверняка ваша оценка окажется выше.
    2. Попробуйте объяснить материал кому-нибудь. Найдите тихое, спокойное место (это вполне может быть ваша комната) и представьте, что вы учитель, который объясняет предмет ученику. Это хороший способ определить, насколько хорошо вы понимаете материал, а также еще лучше усвоить понятое. Если одноклассник просит вас помочь ему разобраться в теме или у вас вообще принято, что сильные ученики "подтягивают" отстающих, воспользуйтесь этим.

      Делайте домашнюю работу в специально отведенном для этого месте . Вам нужен стол, минимум раздражителей и понимание того, что учеба – это привычка. Соответственно, вполне можно приучить свой мозг выкладываться на полную именно здесь и именно в это время. Все это поможет вам преуспеть в учебе.

      Если есть время, читайте дополнительный материал. Не важно, в интернете или в библиотеке - читайте книги о том, что вы учите. Чем больше узнаете, тем лучше будут ваши отметки.

      Подумайте, не нанять ли репетитора. Если есть возможность, почему бы и нет? Помните, нет ничего дурного в том, чтобы обратиться за помощью, и это может положительно сказаться на ваших оценках.