Как записываются диалоги. Как писать диалоги: советы от сценариста Уильяма Монахана

>>Русский язык: Диалог. Знаки препинания при диалоге. Урок развития речи. Использование в речи изученных синтаксических конструкций (прямая и косвенная речь, диалог, цитирование)

Диалог. Знаки препинания при диалоге. Урок развития речи. Использование в речи изученных синтаксических конструкций (прямая и косвенная речь, диалог, цитирование

1. Анализ учебного материала

Прямую речь можно оформлять в виде диалога , если передаётся разговор двух и более человек. Сравните материалы, данные в двух столбиках, по плану:
1. Определите цель сравнения.
2. Укажите общее.
З. Укажите различия.
4. Сделайте вывод о том, как записывают диалог:
а) как выделяется;
б) как отделяется.

Дрожа всем телом от страха, Дрожа всем телом от страха,
Наташка стучала зубами и Наташка стучала зубами и
повторяла громко какое-то повторяла громко какое-то
непонятное слово: «Ва-ва-ва- непонятное слово:
ва-ва-ва-ва!» - «Если ты - Ва-ва-ва-ва-ва-ва-ва!
будешь дрожать вслух, - - Если ты будешь дрожать
сказал ей Мишка, - то мы не вслух, - сказал ей Мишка, - то
поймаем ни одного ужа». - мы не поймаем ни одного ужа.
«Хорошо, - сказала Наташка. - - Хорошо, - сказала Наташка.
Я буду дрожать про себя». Я буду дрожать про себя.
(В. Медведев) (В. Медведев)

Как в произведениях художественной литературы чаще оформляется чужая речь: в виде прямой речи или в виде диалога?

Вспомните из изученного ранее на уроках русского и украинского языка , что вы знаете о диалоге? Спишите диалог.

ДИАЛОГ - это вид прямой речи, который представляет собой разговор двух и более лиц, поочерёдно выступающих то говорящим, то адресатом речи.
Диалог (= прямая речь) состоит из реплик. Реплика является ответом одного собеседника на слова другого.

Пунктуация при диалоге

На письме диалог, как и прямая речь, оформляют системой знаков: диалог выделяется и отделяется.

ВЫДЕЛЯЕТСЯ

Каждая реплика диалога пишется с новой строчки, вместо кавычек пере репликой ставится тире. В конце реплики, в зависимости от интонации, ставится вопросительный или восклицательный знак, занятая внутри предложения или точка в конце предложения.

ОТДЕЛЯЕТСЯ

От слов автора диалог, как и прямая речь, отделяется в зависимости от положения слов автора по отношению к реплике диалога:
1) А:-П.
Он укоризненно сказал:
- Нина, это несерьёзно (Д. Рубина );

2) - П, (?!) - а .
- Это что-то новенькое, - буркнул Максим (д. Рубина);

3) - П,(?!) - а, - п .
- Я хотел с вами поговорить, - сказал он, - вернее, посоветоваться (Д. Рубина) ;

4) -П,-а.-П.
- Ничего, - сказала я. - Я карманная(Д. Рубина).

2. Чтение вслух

І. Выразительно прочитайте диалог по ролям. Объясните постановку знаков препинания. Определите тему и основную мысль текста.

ІІ. Выпишите по одному примеру реплик, соответствующих следующим схемам:

Левикова вдруг стала выкрикивать , как будто сводя с кем-то старые счёты:
- Память? Память - это верно, плохая. А вы бы спросили почему. Может, у него отец алкоголик? Может, он до трёх лет вообще не говорил, и все говорили не выживет?

Слёзы сдавили ей горло, и она замолчала, устыдившись собственных слов.
(По Г. Полонскому )

ІІІ. Словарная работа . Выпишите слова, вводящие чужую речь. Какие слова, вводящие чужую речь, передают чувства, эмоции, настроение? К выделенным словам подберите синонимы. Со словами кабинет, ансамбль составьте словосочетания.

3. Перевод диалога

І. Выразительно прочитайте диалоги. Объясните постановку знаков препинания. Переведите диалоги на русский язык и прочитайте их по ролям. Один из переведённых диалогов запишите.

Сидить за столом якась панночка i білети продає. Пiдiйшов i собі.
- Дозвольте мені, коли ваша ласка, білет!
- Нєту каже, усі попродала, тільки в первих рядах єсть.
- Отого ж мені й треба - первого ряду, - давайте його мені.
- Два рублі, - каже.
- Дарма, - відказую, - давайте!
Та й подаю їй два карбованці. Взяла гроші й дала білета.
(Б. Грiнченко)

Що ж воно буде? - спитав перегодом Остап. - Таж як хто підгледить твій очіпок, не мине нас халепа.
- А ось що буде! - рішуче промовила Соломія i з цими словами здерла з голови очіпок. Чорні буйні коси впали їй на плечі й вкрили їх нижче пояса.
- На, ріж...
- Що ти кажеш? - жахнувся Остап.
- Ріж, кажу...
- І тобі не жаль, Соломіє?
- Ані крихти... Ріж! - уперто намагалась молодиця й сіла долі.
- Та в мене й ножиць чортма.
- Ріж ножем!..
(М. Коцюбинський)

С л о в а р ь :
Перегодом (укр.) - (рус.) перегодя, спустя некоторое время.
Очіпок (укр.) - (рус.) чепец (головной убор).
Долi (укр.) - (рус.) на землю, вниз.
Чортма (укр.) - (рус.) жаргонизм, в значении «нет».

ІІ. Укажите обращения, неполные и односоставные предложения. Определите вид односоставных предложений.

ІІІ. Объясните, почему слова ласка и дарма могут стать «ложными друзьями» переводчика.

4. Пунктуационная работа

І. Спишите диалог. Расставьте в нём пропущенные знаки препинания. запомните, как правильно оформлять диалог.

«Ложные друзья» переводчика дезориентировали поэта Михаила Светлова во время работы над переводом с белорусского языка. Об этом вспоминает редактор.

Светлов позвонил по телефону и спросил
...Скажите, что означает по-белорусски слово твар ?

Ещё бы! Твар по-белорусски - лицо ответил редактор Светлов помолчал... потом спросил

А блага - это уже, я надеюсь, переводится на русский как благо? Почему и тут не клеится? Потому что блага по-белорусски значит плохо . А неблага - это неплохо пояснил редактор. Действительно, очень неплохо подтвердил поэт.

Михаил Аркадьевич, дорогой, такие ловушки часто подстерегают нас именно при переводе с родственных языков предупредил редактор.
(По И. Вороновской )

ІІ. Прочитайте данный диалог по ролям.

ІІІ. Словарная работа . В украинском языке слово благання обозначает мольба , в русском благо - добро , в белорусском блага значит плохо . Какую шутку могут сыграть «ложные друзья» переводчика при переводе с украинского на русский язык выражений: Я тебе благаю. Вiн звертався до матерi з благанням. Вiн вiдгукнувся на його благання. Сделайте правильный перевод.

С л о в а р ь :
Дезориентировали - дали неправильное направление, завели в тупик, т. е. дали неправильную информацию.

5. Распределительная работа

І. Данные глаголы в упражнении вводят чужую речь. Есть ли среди них синонимы? Сгруппируйте их и запишите. Дополните ряд синонимов своими примерами.

Говорить, кричать, сказать, ответить, попросить, потребовать, подтвердить, прошептать, произнести, предложить, согласиться, приказать, напомнить, умолять, молвить, подумать, докладывать.

ІІ. Используя глаголы данного упражнения и подходящие имена существительные, запишите слова автора, вводящие прямую речь.

6. Диалог

Разыграйте телефонный разговор «Звонок в какое-либо учреждение (магазин, мастерскую по ремонту чего-либо, театральные или концертные кассы и т. п.)». Подайте реплики в такой последовательности: приветствие, извинение, изложение причин звонка, продолжение разговора-диалога, уточнение деталей, которые вам надо выяснить.

7. Устное сочинение по картине

Работа в группах. Рассмотрите картину В. Маковского «Первый фрак». Подумайте, какие реплики могли бы произносить герои картины. Составьте рассказ по картине. Придумайте и введите в рассказ диалог.


8. Домашнее задание

Вариант 1 . Восстановите отрывок из рассказа В. Токаревой »О том, чего не было», используя слова из справки , вводящие прямую речь. Спишите. Прямую речь оформите в виде диалога.

Вариант 2 . Какие невыполнимые мечты были у вас в детстве? Напишите об этом сочинение, используя такие же синтаксические конструкции, как в данном тексте. Прямую речь оформите как диалог.

И был день, когда папа взял мальчика Диму в зоопарк и показал ему тигра. У тигра были глаза с вертикальными зрачками. Вокруг чёрного кожанного носа расходились чёрные круги. Уши торчали на голове, как два равнобедренных треугольника.
«Папа, я хочу тигра», - ... Дима, когда они отошли от клетки. Папа шёл и думал о своём. Дима... : «Ну, папа...». - «Ну что, что?» - раздражённо... папа.
Если бы Дима был постарше, он бы понимал, что в такие минуты о делах говорить не следует. Но Диме было только шесть лет, и он... : «Я хочу, чтобы тигр жил у меня в доме». - «Дома живут кошки и собаки, а тигры дома не живут», - ... папа.
(В. Токарева)

С п р а в к а . Попросил, настаивал, возражал, ответил, упорствовал .

Работа в парах . Разыграйте диалог «учитель - ученик». Проведите в паре опрос по теме «Прямая речь и диалог». Выполнив задание, поменяйтесь ролями.

А.Н.Рудяков, Т.Я. Фролова. Русский язык 9 класс

Отослано читателями из интернет-сайтов

Уроки русского языка, онлайн рефераты , изучай русский язык бесплатно, книги, учебники русский язык, конспекты на помощь учителю и ученику полный список тем по классам,домашняя работа

Содержание урока конспект уроку и опорный каркас презентация урока акселеративные методы и интерактивные технологии закрытые упражнения (только для использования учителями) оценивание Практика задачи и упражнения,самопроверка практикумы, лабораторные, кейсы уровень сложности задач: обычный, высокий, олимпиадный домашнее задание Иллюстрации иллюстрации: видеоклипы, аудио, фотографии, графики, таблицы, комикси, мультимедиа рефераты

Речь человека приобретает разные формы, и одна из них – это диалог. Каждый ученик должен понимать, что это такое, какие разновидности имеет эта форма речи и какими особенностями она характеризуется. Любопытно, что диалоги человек ведет каждый день, даже не замечая этого.

Что такое диалог и зачем он необходим

Когда люди разговаривают друг с другом – они ведут диалог. Обязательным условием для этой формы речи является наличие двух и более собеседников. Высказывания, которыми они обмениваются, называются репликами, которые обязательно должны быть взаимосвязанными. То есть если Петя говорит о яблоке, а Маша – о тыкве, то это не диалог. Еще одно обязательное условие – это обмен репликами, то есть говорить участники должны по очереди.

Именно диалог является основной формой человеческого общения, то есть его основная функция – коммуникация между людьми.

Однако он не обязательно должен проговариваться – существует также письменная разновидность диалога, например, обмен сообщениями в Вайбере или Скайпе. К письменной форме относятся также диалоги в литературных произведениях, они являются неотъемлемой частью театральных сценариев.

В случае с театральной постановкой или фильмом диалог существует сразу в двух формах – письменной (когда речь идет о сценарии) и устной (когда актеры обмениваются репликами).

Существует также особая разновидность внутреннего диалога, когда человек разговаривает “про себя”, сам с собой.

В литературе диалог необходим для того, чтобы напрямую передать мысли и чувства героев.

Правила написания диалога в русском языке

Если с устной формой все понятно, то как при прочтении понять, что герои разговаривают друг с другом?

Для этого, как и при оформлении прямой речи, используется тире. Реплики могут сопровождаться пояснениями автора о том, кто это сказал и с какой интонацией, но могут и просто идти одна за другой. Понять, что реплику произнес другой человек, можно по тому, что она написана с новой строки, с заглавной буквы и перед ней стоит тире.

Вот пример:

– Здравствуй, Коля!

– Привет, Маша!

– Давай пойдет в школу вместе?

– Давай, вместе всегда веселее.

Сегодня существует еще одна форма речи – это разговор человека и бота, когда пользователь выбирает реплики из списка, а бот присылает ему ответы. Она также является своеобразной формой диалога.

Что мы узнали?

Из статьи для 2 класса мы узнали, что диалог – это особая форма речи, при которой два человека или больше обмениваются репликами, взаимосвязанными друг с другом. При этом он может быть как устным, так и письменным, а также внутренним. Для выделения речи на письме используется тире. Также реплики разных людей пишутся с новой строки и с большой буквы. Существуют особые правила для выделения слов автора, если они используются.

Тест по теме

Оценка статьи

Средняя оценка: 4.6 . Всего получено оценок: 178.

Публичная бета выключена

Выбрать цвет текста

Выбрать цвет фона

100% Выбрать размер отступов

100% Выбрать размер шрифта

Как начать диалог? Как подвести персонажей к тому или иному разговору? О чем этот разговор должен и может быть? И главное - как его закончить? Думаю, над этими вопросами задумывается не один начинающий фикрайтер. Да и опытные авторы тоже могут испытывать затруднения, ибо одно дело - расписать сцену боевого сражения или сцену внезапного появления какого-то дальнего родственника, и совсем другое - разговор, который должен как-то начаться, чем-то быть наполнен и как-то закончиться. В данной статье мне хотелось бы отразить некоторые аспекты этой проблемы и попробовать предложить пути ее решения. 1) Обрисовываем обстановку. Задача: Даже самый ленивый и невнимательный читатель все равно вольно или невольно обращает внимание на детали: этот навык должен остаться с каждым из нас еще со школьной скамьи. Обстановка подготавливает читательскую аудиторию к тому или иному разговору, намекает на то, каким будет общение: негативным или позитивным, сложным или ни к чему не обязывающим, философским или самым простым, сведенным лишь на будничные темы и «пустую болтовню». Как решить? Обстановка помогает не только предрасположить читателя, да и самого автора, к восприятию информации, но и раскрыть характер главного персонажа. Данный аспект необходим для той работы, в шапке которой указан такой жанр как психология. Посредством описания помещения, в котором находится герой можно раскрыть его истинную сущность: показать привычки и пристрастия, отразить аккуратность или небрежность. Не стоит думать, что надо детально изображать на какой полке стоит такая-то статуэтка или в каком порядке поставлены книги в книжном шкафу. Здесь в игру вступают детали - яркие образы, которые несут определенную смысловую нагрузку и хоть и не играют решающей роли, но все же привлекают особое внимание. Пример: Допустим, у нас есть два главных героя: Лиза и Дима, которых связывают три года мучительного романа, окончившегося грандиозным разрывом и обещаниями никогда больше друг с другом не видится. Допустим, обещания эти оказались забыты, и вот Дмитрий по каким-то обстоятельствам (сейчас это не важно) оказывается в гостях у своей возлюбленной. Книга, которую он подарил ей на прошлые зимние праздники, валялась в углу. Она была помятой, пыльной и никому не нужной. Вообще, вся квартира Лизы напоминала свалку: неубранная постель, ворох мятой одежды, расбросанной, тетрадки, разорванные в клочья и валяющиеся возле письменного стола забытым мусором. Так, читатель уже настраивается на эмоциональное поле героини, видит ее отчаяние, одиночество и безразличие к жизни. А пыльная книга, которая когда-то была, может, самым важным подарком - валяется в углу пыльной и невостребованной. С помощью этой детали уже обрисовываются отношения главных героев, отображается их внутренний мир. Хотелось бы отметить! Описание обстановки должно занимать буквально несколько предложений. В крайнем случае - пару абзацев, ну, никак не несколько страниц - читатели сейчас в основном требуют одного: «Хлеба и зрелищ», поэтому длинные и лирические отступления, увы, никому не нужны. Однако! Не стоит думать, что обстановка подразумевает в себе только предметы интерьера. Ее можно раскрыть и в каком-нибудь публичном заведении. Пример: Допустим, Дима и Лиза встретились в баре. Допустим, это было случайно. Она увидела его за соседним столиком. Он курил, пил, громко подзывая к себе официанта, не скупясь на хамства и обидные слова, брошенные в адрес служащего. Последнее предложение дает читателю понять эмоциональную возбужденность главного героя: агрессивность нашего Дмитрия может повлечь не очень приятный и задевающий за живое разговор. Вывод: Обрисованные обстановки может показаться муторным и скучным начинающим авторам, особенно авторам, которые сразу хотят перейти к делу и не тратиться на ненужные слова. Но стоит заметить, что: 1. Фанфики, стоящие сплошь из диалогов, не разбавленные ни репликами, ни другими описаниями, гораздо ниже по качеству и имеют более малый спрос. 2. Этот прием помогает автору подойти к диалогу более ответственно: и себя настроить и читателя подготовить. 3. Элементарно повышается словарный запас, ваши тексты становятся более интересными и глубокими. 2) Описываем эмоциональное состояние героя. Задача: Эмоции героя - не обязательно: «У него сердце из груди выпрыгивало», или это сердце, наоборот, замирало, или еще что-то в этом роде. Конечно, внутренние переживания важны в жанре ангст, но, даже работая в ангсте, можно избежать этих тривиальных: «У нее слезы покатились по лицу, а во взгляде появились отчаяние и боль». Зачем, спросите вы, нужны эти чувства и эмоции в диалоге? Затем, что обстановка и детали - лишь размыты и не всегда уловимы, а вот внутренние переживания уже заставляют взглянуть глубже и подготовиться к откровенной беседе или, наоборот, настроиться на легкий флирт. Как решить? Повадки, мимика, жесты - все это поможет разбавить диалог, поможет понять, как этот разговор воспринимают герои, как к этим героям относится сам автор. Не стоит думать, что повадки нужно описывать в самом начале, сразу после обрисования обстановки, нет. Их можно отражать в репликах, даже в речи героев. Главное - лишь «набить руку». Пример: Дима и Лиза решились все же поговорить. Страсти поутихли, ненависть и ярость остыли, так что теперь влюбленные решили расставить все точки над «I», выяснить кто прав, а кто не прав. Допустим, что поговорить они решили не в баре, а в квартире у Лизы. - Ты никогда не слушал меня! - она ходила по комнате туда-сюда, размахивая руками и смотря куда и на что угодно, только не на человека из своего прошлого. - Все время срывался, в стремлении кому-то доказать, что ты - лучший, что ты все можешь, и никто тебе не указ! Он смотрел в пол, нервно дергая ногой и тоже избегая зрительного контакта с бывшей. Та, в свою очередь, принялась кусать ногти, все также меряя шагами расстояние от одной стены до другой. Грызть ногти, ходить взад-вперед, дергать ногой - вот мы продемонстрировали волнение. Боязнь посмотреть собеседнику в глаза - стыд, стеснение и смущение. Наш диалог, таким образом, приобретает эмоциональную окраску, энергетически воздействуя на читателя. Хотелось бы отметить! Детали душевных терзаний описать легче, чем душевного спокойствия, о котором тоже не стоит забывать. Его можно выразить посредством плавных движений, бодрого голоса или взгляда. Вывод: Описание чувств и эмоций помогает разбавить диалог репликами, внести определенное напряжение, или же, наоборот, легкость и ненавязчивость, раскрывает, вдобавок, еще и главных героев. Однако эти два пункта лишь помогают дополнить нам диалог, оформить его более красочно и душевно, но главный вопрос остается без ответа: как же начать разговор? 3) Выбираем тему. Задача: Вообще, разговор должен отражать внутренний и духовный мир героев, их взглядов, их настроений и мыслей касательно какого-либо события. Идеологический конфликт более характерен для драмы и обрисовывать его умеют более опытные авторы. Описание внутреннего и внешнего конфликтов требует отдельного разъяснения, поэтому остановимся на главном и более понятном. Как решить? Пишите о том, что вы знаете - не стыдитесь продемонстрировать свои интересы: развивайтесь вместе со своими героями. Вам нравится футбол? Пусть ваши герои поговорят об игроках, или недавнем матче, или несправедливости судей. Вам нравится какая-то музыкальная группа? Или какой-то актер? Или вообще, вы - поклонник активиста какого-нибудь движения? Это все можно отражать в своем творчестве. Таким образом вы выполняете сразу несколько функций: Во-первых, информируете своих читателей. Во-вторых, сами узнаете какие-то интересные, неизвестные до этого факты. В-третьих, вы точно будете знать, о чем писать. Однако! Не стоит все разговоры героев сводить только к футболу или только к книгам. Для каждого разговора вы либо освещайте одну и ту же тему с разных ракурсов, либо сами занимайтесь самообразованием и описывайте то, что вызвало в вас те или иные эмоции. Таким образом, вы оживляете своих героев, делаете из них философов, поклонников, знатоков. Ведь жизнь человека состоит не только из душевных терзаний и проблем с любимыми и дорогими людьми, но и из интересов, убеждений и принципов. Если же диалог подразумевает выяснение отношений, «разбор полетов», обсуждение какой-то стратегии, плана действий - словом все то, что никак не может включать обсуждение интересов, то следует помнить следующее: 1) Не стоит делать так называемых вводных предложений, типа: «Привет-как-дела-а-у-меня-плохо-ты-должен-помочь-мне-в-одном-деле!». Эти «водные» фразы и вас утомят и читателя не заинтересует. Лучше концентрировать внимание на теме разговора. Пример: Оставим Диму и Лизу и предположим другую ситуацию. Допустим некая Алиса попала не в очень хорошую ситуацию и пришла за помощью к своей подруге, Маше. Она была взволнованна. Пуговицы на пальто были застегнуты через одну, один сапог был застегнут не до конца, а во взгляде был неподдельный испуг. Алиса быстро оглядела подругу, кивнула в знак приветствия и, не церемонясь, ввалилась в квартиру. - Помнишь, я тебе рассказывала, что на новой работе встретила очень странного человека? - она кинула сумку на пол, быстро расстегивая пальто, словно она куда-то спешила. - Так вот, из-за этого типа у меня теперь серьезные проблемы! Мы убили сразу двух зайцев. Во-первых, обрисовали психологию героини посредством описания ее волнения, а во-вторых - начали диалог, не заостряя внимания на ненужных деталях и «вводных» фразах. Чтобы изображение было более наглядным, обратимся к другому примеру. Пример: Допустим, Алисе помог решить проблемы ее старый друг, Вадим, поступок которого впечатлил девушку. Молодым людям надо объясниться. - Нужно кое-что обсудить, - она переминалась с ноги на ногу, кусая губы и застенчиво опуская взгляд, - ну, насчет вчерашнего. Вадим был таким же, каким и вчера: улыбчивым, надежным и спокойным. Даже не верилось, что этот парень способен проявлять такое стойкое мужество! - Можем обсудить, если хочешь. Как насчет того, чтобы посидеть в кафе? Расскажешь мне, наконец-таки, как ты умудрилась впутаться в такую историю! Опять же, указали внутренние чувства, перешли сразу к делу, обозначали тему уже следующего диалога: Алиса расскажет приятелю свою печальную злоключенческую историю. Хотелось бы отметить! В некоторых ситуациях, для создания сакральной, напряженной или интимной обстановки лучше концентрировать внимание на действиях, взглядах героев, их жестах, мимике. Тут нагрузка уже делается на чувства, а не слова. 2) Избегаем чрезмерной «длинности» в диалоге, а именно - употребления ненужных фраз, не несущих никакой смысловой нагрузки. Это не увлекает читателя и утомляет самого автора. 3) Бессодержательность диалогов - признак работы с низким качеством. Для того, чтобы разобраться в этом чуть подробнее, обратимся к примеру. Пример: Некий Паша, ученик одиннадцатого класса, общается со своим одноклассником. - Учил физику? - он лениво перелистывал страницы учебника, мучаясь от недосыпа и нежелания писать предстоящую контрольную. - Да. Я вот всего лишь три параграфа осилил. Остальное - темный лес. Паша закрыл учебник, разваливаясь на парте и жалея о том, что вчера не лег раньше. - Ты хотя бы три. А я - ни одного. Вчера до трех ночи сидел в интернете, - пробубнил парень, опираясь на руки и зевая. - Ничего не хочу делать. Скорее бы выходные! Конечно, можно остановиться на подобных подробностях, но не стоит раздувать из этого целый диалог. Нет информативности, нет импульса, а следовательно - и необходимой рефлексии. Бессодержательность тянет весь сюжет и всю работу на дно, оттягивая действительно напряженные моменты и уничтожая интерес читателей. Хотелось бы отметить! Естественность речи, конечно, важна: употребление деепричастных, сложных предложений выглядит, как минимум, странно и не слишком правдиво. Однако краткость, упразднение речи тоже ничего хорошего не сулят. Очень часто в работах начинающих авторов встречаются такие выражения как: «Норм», «Ок», «Ясно», «А че?» и т.д. Использование просторечий допустимо, но в разумных количествах. Вы ведь пишите работу, а не переписываетесь с другом в социальной сети, ведь так? Конечно, язык художественной литературы образен, широк и включает в себя разные стили, но следует помнить: употребление подобных изречений становится причиной критики, насмешек и невостребованности у читательской аудитории. 4) Завершаем диалог. Задача: Как начать разговор, как его развить и как дополнить - мы разъяснили, но остается другая проблема: чем все завершить? Что должны делать герои? Что они должны сказать? Как решить? Не стоит думать, что разговоры между героями заканчиваются вынесением какой-то морали. Порой, вывод вообще стоит формировать либо в конце работы (если речь идет о более масштабных размерах фанфика), либо не стоит формировать вообще, если хочется оставить шлейф недосказанности и неопределенности. К данному приему стоит обращаться, если речь идет о таких жанрах как философия, психология, драма. В повседневности, романтике, гете и других подобных жанрах, где главным является не сама мысль или идеологическая направленность, а взаимоотношения героев, раскрывающиеся через диалоги, стоит помнить о естественности. Сложно определить или выделить какое-либо общее правило, которым можно пользовать при завершении описания диалога, ибо завершение зависит от темы, героев и окружающей обстановки. Однако можно отметить, что самому автору описывать жизнь будет намного легче, если он будет анализировать саму жизнь: можно наблюдать как общаются люди, как заканчивается разговор на одну тему и начинается на другую (зачастую происходят плавные переходы), как люди реагируют, что отвечают. Заключить хотелось бы известной фразой: «Все приходит с опытом». Выслушивать критику, расширять собственный кругозор, обращать внимание на работы более опытных авторов и элементарно читать больше книг - вот золотые правила преодоления любой проблемы, связанной не только с написанием диалога, но и с решением других задач.

Самая актуальная проблема всех авторов на Фикбуке - оформление прямой речи и диалогов. Все ставят знаки препинания, как хотят и куда хотят. И это, признаюсь, более чем раздражает. Видя неграмотно оформленный текст, многие бросают его читать, даже толком не начав. Поэтому ради себя самих же, ради читателей, милые авторы, потрудитесь достойно оформлять прямую речь. Вот вам пример из некоторого фанфика (буквально первый попавшийся; имена и название изменены): «- Роза ответила мне, "Я проведу тебя в Лим завтра, сейчас уже темно!". - Мы с Розой шли по лесу к её дому...» И таких примеров можно нарыть огромное количество. Я, конечно, понимаю, что есть люди, которые попросту не прошли этой темы в школе, но все равно такое оформление никуда не годится. Позвольте объяснить вам, как правильно расставляются знаки препинания при диалоге и прямой речи. Начнем с последней.

Прямая речь

Прямая речь - слова человека, переданные непосредственно в той форме, в которой они были сказаны. К примеру: Когда мы подъехали к усадьбе, ямщик спрыгнул на землю и, открыв дверь брички, услужливо произнес: «Прошу вас, сударь». «Куда ты так торопишься?» - крикнула вслед мне учительница. Чтобы правильно расставлять знаки препинания при повествовательной прямой речи, запомните наглядные схемы.

А: «П». «П», - а.

Буква «А (а)» означает здесь слова автора, а буква «П» - прямую речь. Буква «П» в обоих случаях большая, значит, прямая речь всегда начинается с большой буквы. А вот слова автора могут начинаться как с большой, так и с маленькой буквы. С большой - если слова автора предшествуют прямой речи; с маленькой - если слова автора стоят после прямой речи. Касательно знаков препинания, здесь такой порядок: ➤ Прямая речь всегда берется в кавычки. ➤ Если предложение с прямой речью повествовательное и стоит перед словами автора, то после кавычек нужна запятая: «Уже подъезжаем», - открыв дверь купе, предупредил проводник. ➤ Если повествовательная прямая речь находится после слов автора, то точка ставится после кавычек (смотрите первый пример). Но если прямая речь восклицательная или вопросительная, то восклицательный и вопросительный знаки никогда за кавычки НЕ выносятся (смотрите второй пример) и после них никогда НЕ ставятся другие знаки препинания (точка, запятая).

«П!/?/...» - а. А:«П!/?/...»

Это были самые простые примеры. Но бывает, когда авторская речь влезает и разделяет прямую речь. И тогда схемы уже сложнее и правил больше.

1) «П, - а, - п».

Поясняю: если слова автора разрывают предложение в середине, то после прямой речи и слов автора ставятся запятые; в начале прямая речь начинается с большой буквы, а после слов автора - с маленькой. Кавычки ставятся в начале прямой речи и в самом конце. Ни до, ни после слов автора кавычки не нужны. «Ты знаешь, - начал я неуверенно, - возможно, она права».

2) «П!/?/... - а. - П».

Поясняю: если авторские слова делят прямую речь в месте, где предложение кончается, то все так же, как в предыдущем случае, только после авторской речи ставится точка, а прямая речь, следующая после слов автора, начинается с большой буквы. «Ой, не могу! - расхохотался Коля. - Ну ты даешь!» «Петр Первый не зря получил прозвище "Великий", - сказал наш лектор. - Он многое сделал для России». ➤ Если же прямая речь влезает между словами автора, то перед прямой речью ставится двоеточие, а после - тире. Оформление получается таким:

А: «П», - а. А: «П!/?/...» - а.

Например: Мальчик, вытирая пот, тихо проговорил: «Эх, мороженого бы съесть...» - после мечтательно зажмурился и облизнулся. ➤ Есть еще один немаловажный момент. Он заключается в том, что иногда перед прямой и после авторской речи ставится двоеточие. Делается это в том случае, когда начало прямой речи и ее конец соотносятся с разными словами в авторской речи. «Зачем ты здесь? - спросила девушка, изумленно посмотрев на вошедшего, и тотчас резко добавила: Я не желаю тебя видеть». Первая реплика относится к слову «спросила», вторая - к слову «добавила», поэтому здесь необходимо двоеточие. Здесь присутствуют как бы две прямые речи.

II Оформление диалога

Правила оформления диалога, по сути, ничем не отличаются от правил оформления прямой речи. Все абсолютно то же самое, только в начале реплики ставится тире, а кавычки отсутствуют. Кроме этого, каждая реплика пишется с новой строки. - Бабушка, почитай сказку, - попросил кроха, натягивая одеяло. - Сказку? - переспросила бабушка. - Ну давай. Какую? - Волк и семеро козлят! Волк и семеро козлят! - тут же радостно заверещал малыш. - Эх ты, - улыбнулась бабушка и, сев на кровать, потрепала внука по волосам, - козленок мой. - Я не козленок! - возмутился мальчик и, насупившись, тише сказал: - Я волчонок. ➤ Все диалоги можно оформлять в несколько иной форме. Лично мне она кажется более сложной, но в некоторых ситуациях я именно ею и пользуюсь. Поэтому возьмите ее на заметку: «Бабушка, почитай сказку!» - «Какую?» - «Волк и семеро козлят!» - «Эх ты, козленок мой». Реплики в этом случае пишутся в одну строчку, разделяются тире и берутся в кавычки. ➤ Для Фикбука, правда, ко всему прочему придется добавить еще одно правило: дорогие авторы, обязательно ставьте пробелы перед и после тире! Без пробелов читать невозможно, слова сливаются в одно. Уважайте своих читателей и не ленитесь лишний раз нажимать на самую длинную кнопку на клавиатуре. Это было последнее, о чем я хотела вам рассказать. Надеюсь, вам помогла статья и вы будете писать и оформлять свои работы грамотнее. Это не так уж сложно. Удачи вам и успехов в творчестве!

То после них поставьте двоеточие, откройте , а прямую речь пишите с прописной буквы. При окончании прямой речи вопросительным или восклицательным знаком кавычки ставятся после него, а в повествовательном закрываются кавычки и ставится точка.

Примеры: Андрей сказал: «Я буду сейчас играть».

Он воскликнул: «Как вид из окна!»

Если прямая речь предшествует авторским словам, заключите ее в кавычки, начните с прописной буквы, поставьте тире, а слова автора пишите с , в конце предложения ставится точка. Восклицательный и вопросительный знаки после прямой речи ставьте всегда внутри кавычек, запятую при прямой речи без эмоциональной окраски - после кавычек и перед тире.

Примеры: «Я буду сейчас играть», - сказал Андрей.

«Что ты делаешь?» - спросил он.

«Как прекрасен вид из окна!» - воскликнул он.

Прямая речь может прерываться авторскими словами. В этом случае кавычки откройте и закройте один раз, прямую речь напишите с прописной буквы, поставьте запятую и тире по окончании ее первой части, слова автора пишите со строчной буквы, после них снова поставьте запятую и тире:

Пример. Он пробормотал: «Я очень хочу спать», - и сразу же уснул.

Пример. Капитан промолвил: «Ветерок бы сейчас подул…» - и устремил взгляд в море.

Оформление диалога возможно одним из следующих способов: В одну строку пишутся все реплики, авторские слова между которыми отсутствуют. С помощью тире отделяется каждая реплика, заключенная в кавычки.

Пример. В течение нескольких минут они шли молча. Елизавета спросила: «Как долго вы будете отсутствовать?» - «Два месяца». - «Вы будете мне звонить или писать?» - «Да, конечно!»
С новой строки написана каждая последующая реплика, перед которой ставится тире. Кавычки в этом случае не употребляются.

Вам холодно, Екатерина? - спросил Иван Петрович.

Давайте зайдем в кафе.

Оформление цитат:

Цитата записывается по одному из способов оформления прямой речи.

Пример. Белинский считал: «Литература есть сознание народа, цвет и плод его духовной жизни».

Часть цитаты не приводится, а ее пропуск отмечается многоточием.

Пример. Гончаров писал: «Все слова Чацкого разнесутся... и произведут бурю».

Пример. Белинский отмечает, что у Пушкина есть удивительная способность «делать поэтическими самые прозаические предметы».

Цитировать стихотворный текст следует без кавычек, соблюдая строчки и строфы.