Как выглядит храм василия блаженного. Что нужно знать о соборе Василия Блаженного

Собор Покрова Богородицы, что на рву - именно так называется этот храм на Красной площади. Но в народе его чаще называют собором Василия Блаженного. Есть ещё и те, кто вспоминает название Троицкий собор, существовавшее в XVI веке. Этот храм высотой 65 метров замыкает перспективу Большой Дмитровки. А прежде, до строительства в Москве высоких домов на рубеже XIX - ХХ веков, собор был виден в перспективе больших участков Покровки, Тверской, Мясницкой, Петровки. Его по праву называли главным храмом московского посада.

Собор построен в 1555-1561 годах рядом с кремлёвским крепостным рвом. Можно сказать, на кромке рва, отсюда и его название - что на рву. Заказчиком строительства собора стал царь Иоанн Грозный. Собор строился как память о взятии столицы Казанского ханства, города Казани. Осада Казани началась 15 августа 1552 года и завершилась штурмом на праздник Покрова. Решено было построить собор с 9 престолами, или 9 церквей, в честь тех праздников, на которые пришлись важные моменты осады и штурма города.

Центральный, завершённый шатром храм - Покрова Богородицы. Вокруг него церкви: с востока - Троицы, западный храм - Входа в Иерусалим, Николы Великорецкого, Киприана и Иустины (позже был переосвящён во имя Адриана и Наталии), Павла, Александра и Иоанна Константинопольских (позже - Иоанна Милостивого), Александра Свирского, Варлаама Хутынского, Григория Армянского. Службы в каждой из церквей совершались только в их престольные праздники. Все церкви, кроме центральной, Покровской, завершены цветными узорчатыми луковичными главами. Они появились в конце XVI столетия вместо старых шлемовидных куполов. Все церкви стоят на объединяющем их высоком подклете, как на постаменте. Вокруг всех церквей есть круговые проходы. В XVI веке наружная галерея вокруг храмов была открытой, а обработка стен на уровне галереи у всех церквей имела вид широкой полосы арочек и карнизов, зрительно объединяющих всю постройку. Сегодня эту обработку стен можно увидеть в интерьере галереи, у юго-восточного угла собора. Из-за московских климатических условий в середине XVII века галерею перекрыли сводами, а над крыльцами поставили каменные шатры. Тогда же впервые на фасадах собора появилась яркая декоративная роспись. Чуть раньше, в 1670-е годы, вместо звонницы была построена шатровая колокольня.

В 1588 году к северо-западной части галереи была пристроена невысокая одноглавая церковь над могилой Василия Блаженного (1469 - 1552). Ещё при жизни Василий славился как юродивый и провидец. Во время похорон гроб Василия нёс сам Иоанн Грозный с боярами, а отпевал митрополит Макарий. Со временем Василий стал одним из любимых народом московских святых. Служба в Васильевской церкви совершалась ежедневно, поэтому и весь собор стали называть собором Василия Блаженного.

В начале XVIII столетия в Покровском соборе было уже 18 престолов. Новые престолы освящались в помещениях подклета.

К началу XIX века вокруг собора стояли длинные торговые ряды из небольших лавок, харчевен и распивочных, отгораживающие его от Красной площади. Во время восстановления города после пожара 1812 года решено было территорию очистить, и в 1817 году архитектор Осип Бове построил с запада, юга и востока подпорную стенку. Собор получил сохранившуюся до нашего времени кованую ограду.

Считается, что собор строили мастера Барма и Постник. Некоторые исследователи считают, что это был один человек, Постник Яковлев, по прозвищу Барма. Известны и другие постройки Постника Яковлева, созданные им после строительства собора. Но ни одна из них не имеет сходства с Покровским собором ни в деталях, ни в технике. В архитектуре собора есть много архитектурных форм, которые мог создать только человек, работавший и учившийся в Западной Европе. Но такой человек нам пока не известен.

В 1923 году было принято решение о создании в соборе музея. Богослужения в церкви Василия Блаженного продолжались до 1929 года. Последний настоятель собора, о. Иоанн Восторгов, был расстрелян по приговору суда в 1918 году, а в 2000 году его причислили к лику святых. С 1991 года собор находится в совместном пользовании музея и православной церкви.

С 1931 года в ограде собора стоит памятник Минину и Пожарскому (1818 год, скульптор Иван Мартос). Памятник перенесён к собору с середины Красной площади, где он стал мешать парадам и массовым демонстрациям, проводившимся дважды в год, 1 мая и 7 ноября.

В 1552 году на великий славянский праздник Покрова Божьей Матери на далёкой чужбине русские рати взяли штурмом Казань, Иван Грозный в честь этого знаменательного для Руси события приказал заложить на величественный православный храм Покрова Божией Матери . Сейчас мы знаем его под названием Собор Василия Блаженного .

Возвели за 6 лет - с 1555 по 1561 гг, что по меркам того времени было просто очень быстро.
В июне 1557 года митрополит Макарий освятил тогда ещё не достроенный храм во имя Покрова Богородицы в присутствии Ивана Грозного.

Строительство продолжилось и после смерти царя, закончившись уже во время правления сына Ивана Грозного, Фёдора Ивановича. Поднявшись свои купола на высоту 60 метров, Покровский собор стал самым высоким строением в Москве, он оставался таким до конца 16 века, тогда при Борисе Годунове построили колокольню церкви Иоанна Лествинчика, высотой 81 метр.

Силуэт храма причудливой формы воцарился над Китай-городом, широко раскинувший свои территории. Новый собор восторгал москвичей и вызывал удивление у приезжих в Москву иноземцев.


Саша Митрахович 25.12.2015 12:10


Слова одного летописца про Собор Василия Блаженного: «И все послы и купцы дивились, говоря, что не видели мы ни в коих царствах, ни в своих, ни в чужих, такой красоты, и силы и славы великой».

До сих пор не умолкают споры среди исследователей о том, кто был архитектором такого чуда. По официальной версии храм возводило два зодчих, Плотник Яковлев и Барма. Но некоторые историки считают, что это был один человек - Иван Яковлевич Барма, прозванный народом - Плотник. Другие выдвигают предположение, правда ничем не подтверждённое, что архитектор был из Италии, за эту гипотезу свидетельствует оригинальный и несвойственный для русской архитектуры стиль - смешение русского зодчества и европейского Ренессанса.

После завершения строительства возникла легенда, согласно которой царь приказал ослепить великих мастеров, чтобы никто и нигде не смог построить храм краше . Но легенду опровергли историки, они нашли подтверждения тому, что зодчий Плотник занимался постройкой и других храмов на Руси, в частности Казанского кремля.

Покровский храм очень сильно пострадал от пожара в 1737 году, но был восстановлен, после чего под его купола были перенесены престолы пятнадцати церквей с Красной площади.

Во время Екатерины II, во второй половине 18 века, собор полностью реконструировали, сохранив восьмеричную символику маленькие купола вокруг башен убрали, шатровая колокольня объединилась с собором. В то же время собор разукрасили в современную цветовую палитру, собор стал ещё краше и нарядней, превратившись в настоящее архитектурное чудо.

Несколько раз за свою многовековую историю находился на грани полного уничтожения, но по Промыслу Божьему храм прекрасно пережил все исторические катаклизмы и сохранился до нашего времени практически в первозданном виде.

«Поставлен бысть храм каменный преудивлен, различными образцы и многими переводы, на одном основании девять престолов»

Первый раз собор оказался под угрозой уничтожения, когда Наполеон, войдя в и лицезрев такое чудо, захотел перенести собор в Париж, но воплотить такой проект в жизнь ему оказалось не под силу. Перед отступлением он приказал взорвать храм и Московский кремль, жители пытались помешать вандализму, но безуспешно, и тут случилось божественное вмешательство - внезапно хлынул проливной дождь и затушил горящие фитиля.

Также после революции 1917 года храму грозил снос. В сентябре 1918 года большевики расстреляли протоиерея Иоанна Восторгова, настоятеля собора Василия Блаженного, всё имущество храма было конфисковано, его звонницы и колокола переплавили, сам храм был закрыт.

Лазарь Каганович в 1936 году предлагал снести Покровский собор, чтобы расчистить Красную площадь для массовых праздничных демонстраций и парадов. Только героическое личное мужество и самопожертвование архитектора П.Д. Барановского спасло храм от уничтожения. Он наотрез отказался готовить собор к сносу и пригрозил покончить жизнь самоубийством, а потом отправил очень резкую телеграмму наверх.

Есть легенда, что Барановский стоя на коленях в Кремле умолял Сталина не сносить собор Василия Блаженного, он спас Покровский собор, но сам заплатил за это тюремным заключением.

Покровском собор стал музеем и стал принимать экскурсии туристов. В 70-е годы во время реставрации в стене обнаружили винтовую деревянную лестницу, по ней и попадают сейчас посетители музея в центральный храм, где могут видеть великолепный взмывающий в небо шатер, ценнейший иконостас и пройтись по узкому лабиринту внутренней галереи, сплошь расписанную дивными узорами.

Первое всенощное бдение и литургия в храме прошло в ноябре 1990 года, его колокола вновь зазвонили на освящении Казанского собора. В престольный праздник Покрова 13-14 октября, самый святой для храма праздник, здесь совершается божественная служба.


Саша Митрахович 26.12.2015 10:20

(храм Василия Блаженного) - яркий памятник русской архитектуры, расположенный на Красной площади. Пышный и торжественный вид собора с необычными разноцветными главами, полюбившийся москвичам и хорошо запомнившийся иностранцам, сделал его одним из главных символов не только Москвы, но и всей России.

Храм был построен в 1555-1561 годах неизвестным архитектором (существуют разные версии) по приказу Ивана Грозного в память о победе над Казанским ханством и взятии Казани, которое пришлось на день Покрова Пресвятой Богородицы. Впоследствии неоднократно перестраивался.

Особенность храма состоит в том, что по сути это 9 отдельных церквей, объединённых общим основанием. В центре находится бесстолпная церковь Покрова Пресвятой Богородицы, вокруг неё сгруппированы 8 церквей поменьше: Троицы, святого Николая Чудотворца (в честь Великорецкой иконы), Входа Господня в Иерусалим, мучеников Адриана и Наталии, святого Иоанна Милостивого, Александра Свирского, Варлаама Хутынского, Григория Армянского. Престолы церквей освящены в честь православных праздников и дней памяти святых, пришедшихся на дни решающих сражений за Казань.

Архитектура

Архитектурный облик Покровского собора уникален. Вычурный и торжественный, словно расписной пряник, с первого взгляда он кажется беспорядочным нагромождением разноцветных куполов, но в действительности это не так. Здание собора имеет чёткую структуру и представляет собой ромб, вписанный в квадрат, образуя в плане восьмиконечную звезду. Фактически это 9 отдельных церквей, объединённых общим основанием (подклетом): в центре находится бесстолпная церковь Покрова Пресвятой Богородицы, завершающаяся высоким шатром с небольшой позолоченной главкой, вокруг неё сгруппированы 8 церквей поменьше, увенчанные рельефными луковичными главами разных цветов. С южной стороны находится двухъярусная шатровая колокольня, а с восточной - придел в честь Василия Блаженного. Здание опоясывает закрытая галерея-гульбище, к которой примыкают два массивных крыльца с шатровой кровлей.

Высота собора составляет 65 метров.

В общей сложности Покровский собор украшают 11 куполов, 9 из которых расположены над церквями, один - над приделом Василия Блаженного, ещё один (совсем небольшой) - над колокольней. Из них 9 куполов отличаются уникальным рельефом и раскраской: цветными шипчиками, ромбами, орнаментом; значение их цветов доподлинно неизвестно, но считается, что храм символизирует собой Небесный Иерусалим. По предположению русского писателя Николая Чаева (1824 - 1914), цвет куполов объясняется сном блаженного Андрея Юродивого (Константинопольского), которому привиделся Небесный Иерусалим с садами со множеством цветущих деревьев и плодов несказанной красоты.

Декоративное оформление храма выглядит пышно, но лаконично: оно включает традиционные для русской храмовой архитектуры ширинки, полуколонки, кокошники и гирьки. Галерея по всему периметру расписана изображениями цветов и растительным орнаментом. Стены украшают фасадные иконы Покрова Пресвятой Богородицы с предстоящими Василием и Иоанном Блаженными (южная стена колокольни) и Богоматери Знамение со святыми на полях (восточный фасад).

История Покровского собора

Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву получил своё название по расположению вблизи , который проходил по Красной площади вдоль восточной стены Кремля в 16-19 веках. Однако, в разговорной речи официальное название храма практически не употребляется: он стал более известен как собор Василия Блаженного - в честь наиболее известного московского юродивого и чудотворца. - легендарная личность в истории Москвы; в прошлом на месте Покровского собора существовала деревянная Троицкая церковь (что на Рву), на кладбище при которой юродивый и был похоронен. После его канонизации в 1588 году над местом захоронения чудотворца к Покровскому собору был пристроен придел в его честь. Впоследствии именем чудотворца в народе стали называть весь собор.

Храм был построен в 1555-1561 годах по приказу Ивана Грозного в память о взятии Казани.

История храма Василия Блаженного полна загадок и белых пятен: в частности, доподлинно неизвестно, кто был его архитектором. Согласно наиболее распространённой версии, он был построен зодчими Иваном Бармой и Постником Яковлевым, однако, она считается устаревшей. Существует версия, что легендарные Барма и Постник - один и тот же человек (Постник Яковлев по прозвищу Барма), а также теория, что собор мог быть построен неизвестным итальянским архитектором (так как значительную часть сооружений Кремля строили именно итальянцы), которая пока не нашла убедительного подтверждения. Распространённая городская легенда гласит, что после строительства царь Иван Грозный, поражённый красотой собора, приказал ослепить зодчих, чтобы они не построили больше ничего подобного, однако, в действительности это маловероятно: если одним из зодчих действительно был Постник Яковлев, то после Покровского собора он принимал участие в строительстве Казанского Кремля и, очевидно, не мог быть ослеплён. Хотя, опять же, существует версия, что это были разные Постники.

Стены храма были возведены из красного кирпича, который был довольно инновационным строительным материалом для Москвы того времени. Чтобы уберечь редкий материал от воздействия атмосферных осадков, снаружи стены здания окрасили в красно-белых тонах, подчёркивающих кладку. В 1588 году по распоряжению царя Фёдора Иоанновича к храму пристроили придел Василия Блаженного, исполненный в виде самостоятельной бесстолпной церкви с отдельным входом.

Сохранилось не так много сведений о том, как Покровский собор выглядел изначально. Известно, что в прошлом опоясывающая его обходная галерея была открытой и не имела массивных шатровых крылец и росписи растительным орнаментом: свод над галереей и два крыльца над лестницами были надстроены во второй половине 17 века, когда здание подверглось значительной перестройке. В тот же период к собору пристраиваются новые церкви: Ризоположения Богородицы, святой Девы Феодосии и другие. По данным русского историка Петра Хавского, к 1722 году в соборе значились 18 престолов: Живоначальной Троицы, Входа Господня в Иерусалим, Николы Великорецкого, Усекновения главы Иоанна Предтечи, Параскевы-Пятницы, Варлаама Хутынского, Апостола Андроника, Григория Армянского, Киприана и Иустинии, Ризоположения Богородицы, Сергия Радонежского, Василия Великого, Александра Свирского, Девы Феодосии, Марии Египетской, Всех Святых, Богоявления и Трёх Патриархов.

По-другому выглядели и главы: те цветные фигурные купола, по которым храм Василия Блаженного известен сегодня, появились лишь в конце 16 века; прежние, вероятно, были шлемовидными, а их покрытие уничтожил один из городских пожаров. Сомнению подвергается даже их изначальное количество: известно, что при реставрации 1784-1786 годов под руководством архитектора Ивана Яковлева было демонтировано 8 небольших главок у основания шатра, которые были признаны более поздними добавлениями.

В Отечественную войну 1812 года собор был разграблен французами, но сразу после войны его отремонтировали и освятили. В 1817 году, когда Красную площадь реконструировали по проекту Осипа Бове, подпорная стена храма со стороны Васильевского спуска и Москворецкой улицы была выложена камнем, наверху установили чугунную ограду.

В советские годы храм Василия Блаженного избежал сноса (хотя богослужения в нём всё же запретили) и стал одним из первых памятников архитектуры, взятых под государственную охрану. С 1918 года началась его музеефикация, а в 1923 было принято решение о создании в нём историко-архитектурного музея, который позже стал частью Государственного Исторического музея. Изначально здание находилось в плачевном состоянии, но уже с 1920-х в нём начались ремонтные и реставрационные работы, призванные вернуть собору первоначальный облик и частично воссоздать интерьеры 16-17 веков. В 1931 году к собору перенесли памятник Минину и Пожарскому, ранее установленный в центральной части Красной площади.

После распада Советского Союза - с 1991 года - здание храма находится в совместном пользовании музея и Русской Православной церкви.

Мифы и легенды

Будучи одной из наиболее известных достопримечательностей Москвы и имея при этом довольно невнятную историю, храм Василия Блаженного просто обязан был обрасти городскими легендами.

Наиболее распространённая легенда касается строительства храма: якобы царь Иван Грозный, поражённый невероятной красотой здания, велел ослепить его зодчих - Барму и Постника, - чтобы они нигде и никогда не смогли построить храма красивее, чем в Москве. В действительности это маловероятно: во-первых, доподлинно неизвестно, какие зодчие возводили здание. Кроме того, непонятно, были ли легендарные Барма и Постник разными людьми - Иваном Бармой и Постником Яковлевым - или это был один человек - Постник Яковлев по прозвищу Барма. Как бы там ни было, после строительства Покровского собора Постник Яковлев участвовал в строительстве Казанского Кремля, значит, не мог быть ослеплён - если это, опять же, не были разные люди.

Существует легенда, будто бы в строении храма Василия Блаженного "зашифрован" образ исторической мечети Кул-Шариф, уничтоженной русскими войсками при взятии Казани в 1552 году: 8 его глав якобы символизируют 8 минаретов разрушенной мечети, а 9-я господствует над ними в ознаменование победы.

Говорят, что Василий Блаженный, предвидя победу над Казанью, собирал деньги на строительство Покровского собора и незадолго до своей смерти в 1552 году передал их Ивану Грозному. Однако, эта легенда не имеет никаких подтверждений.

Не обошлось и без библиотеки Ивана Грозного! По одной из легенд она была спрятана как раз в подвалах Покровского собора. К сожалению, на деле это невозможно: у здания попросту нет подвалов. Собор возведён на массивном подклете, который покоится на искусственном холме, и его фундамент не так глубок. Впрочем, в подклете были помещения для хранения ценностей; другая городская легенда говорит, что в них могла храниться царская казна.

В Отечественную войну 1812 года, когда французские войска покидали Москву, Наполеон приказал взорвать собор, однако, сделать это французам не удалось: якобы начавшийся дождь погасил фитили и помешал подготовить взрыв здания. Говорят, Наполеон отдал такой приказ в сердцах: собор настолько ему понравился, что он захотел перенести его в Париж, но ему донесли, что это невозможно (какая неожиданность!).

В 1930-х годах Лазарь Каганович предложил снести Покровский собор, чтобы на Красной площади было больше места для парадов и демонстраций. Согласно городской легенде, он изготовил макет Красной площади со съёмным зданием собора и принёс его для демонстрации Сталину, чтобы показать, как собор мешает проходу машин и колонн. Показывая макет, он неожиданно сорвал с него Покровский собор, чтобы наглядно показать, насколько без него будет лучше, но удивлённый Сталин воскликнул: "Лазарь, поставь на место!" - и собор был сохранён.

В наши дни храм Василия Блаженного - одна из наиболее популярных достопримечательностей Москвы, обязательная к посещению точка на картах приезжающих в столицу туристов. Его необычный и запоминающийся внешний вид сделал его одним из чудес и символов России - и даже те, кто никогда не был в Москве, легко угадают его купола, которые часто печатают на открытках и сувенирной продукции, в книгах, учебниках и энциклопедиях. Если где-то говорят или пишут о Москве и России - слова с большой вероятностью будут проиллюстрированы именно фотографией Покровского собора.

Одновременно с этим его по-настоящему любят и горожане.

Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву находится на Красной площади, дом 2. Добраться до него можно пешком от станций метро "Охотный Ряд" Сокольнической линии, "Площадь Революции" Арбатско-Покровской, "Театральная" Замоскворецкой и "Китай-Город" Таганско-Краснопресненской и Калужско-Рижской линий.

Сначала в 1554 году рядом со стенами построили деревянный храм Покрова с семью приделами, а в 1555 заложили каменный собор Покрова Пресвятой Богородицы - 9 церквей на едином подклете. Пять из них освятили во имя святых и православных праздников, в дни которых состоялись важнейшие события Казанского похода.

Летописи называют строителями этого архитектурного чуда русских зодчих Постника и Барму. Есть даже версия, что это один человек. Но историки считают, что строительство Покровского собора не обошлось без участия западноевропейских мастеров.

Через 30 лет к ансамблю пристроили еще один небольшой храм в честь московского юродивого - святого Василия Блаженного. Он и дал народное название всему собору. Но произошло это не сразу, а лишь в конце XVII века.

Вначале новая церковь не была соединена с подклетом собора и единственная из всех отапливалась. Поэтому богослужения в ней шли круглогодично, а в остальных церквях собора - лишь в теплое время года (от Троицы до Покрова). Со временем в народе стали говорить, что идут на службу в храм Василия Блаженного, в то время как шли в именно в Васильевскую церковь. Так постепенно и стали называть все сооружение храмом во имя прославленного святого.

А до XVII века собор еще называли Троицким, так как первый деревянный храм на этом месте был посвящен Святой Троице. Был Покровский собор известен и как «иерусалимский», что связано с обрядом «шествия на осляти», который символизировал въезд Иисуса Христа в Иерусалим на осле.

Обряд этот впервые упоминается в XVI веке. Он не прекращался даже в 1611 году, когда был занят польскими интервентами. Церемония проходила по строгому ритуалу. Сначала патриарх обращался к царю со специальной пригласительной речью, и после утрени царь выходил в . Сопровождали его бояре, окольничьи и другие придворные. Из начинался крестный ход, в котором участвовало до 300 священников и до 200 дьяконов. Царь и патриарх входили в придел Входа в Иерусалим Покровского собора и совершали там молитву.

На устанавливали аналой с Евангелием и иконы Иоанна Предтечи и Николая Чудотворца, а путь от до Лобного места устилали красными одеждами или сукном. Недалеко от Лобного места стояла лошадь, покрытая белой попоной с пришитыми к ней длинными ушами - символ «осля» - и нарядная верба. Вербу украшали изюмом, грецкими орехами, финиками, яблоками.

По завершении молитвы патриарх поднимался на и вручал царю пальмовую ветвь и ветки вербы. Архидьякон, стоя лицом на запад, читал Евангелие, и со словами «и посла два от ученик» соборный протопоп и ключарь отправлялись за ослятей. Патриарх, держа Евангелие и крест, садился на ослика. Лошадь вел сам царь, перед которым стольники несли царский жезл, государеву вербу, государеву свечу и царское полотенце.

Когда шествие вступало в Спасские ворота, кремлевские церкви звонили во все колокола. И звон продолжался до вступления процессии в Успенский собор. В соборе дочитывали Евангелие. Царь уходил в одну из домашних церквей, а патриарх завершал литургию. После этого патриарх благословлял вербу, ключари отрезали ветви для алтаря, царской семьи и бояр. Остатки вербы и украшения раздавали народу.

Безоговорочный символ Москвы, Покровский собор все же был совсем нехарактерным для русского зодчества сооружением.

Высота собора Василия Блаженного - 61 метр (это очень высоко для XVI века). Церкви построены из кирпича, еще непривычного для того времени материала, и даже расписаны «под кирпич», что придает собору такой «пряничный» характер. Но, вероятно, сначала Покровский собор не был таким, как сейчас, а его палитра ограничивалась только белым и кирпичным цветами. Но все равно он был настолько красив, что впечатлял даже иностранцев.

Но со временем собор ветшал, а у его стен появлялись деревянные постройки. И когда Александру I во время визита в Англию показали изображение собора без пристроек, он сказал, что хотел бы иметь такой же в Москве. Царю пояснили, что храм Василия Блаженного уже почти 300 лет украшает Красную площадь. После этого он приказал снести окружающие собор дома и лавки. А в 1817 году на их месте построили стенки, облицованные диким камнем. Так собор оказался как бы на высокой террасе.

Что есть что в церкви

В соборе 11 куполов, и ни один из них не повторяется.

Девять куполов над церквями второго яруса (по числу престолов), один над нижней церковью Василия Блаженного и один над колокольней:
1. Покрова Богородицы (центральный),
2. Св. Троицы (восточный),
3. Входа Господня в Иерусалим (западный),
4. Григория Армянского (северо-западный),
5. Александра Свирского (юго-восточный),
6. Варлаама Хутынского (юго-западный),
7. Трех Патриархов Константинопольских (северо-восточный),
8. Николая Чудотворца Великорецкого (южный),
9. Киприана и Иустины (северный).
Все 9 церквей объединены общим основанием, обходной галереей и внутренними сводчатыми переходами.

Известно, что раньше помещения подклета были недоступны для прихожан, а глубокие ниши-тайники в нем использовали как хранилища. Их закрывали дверями, от которых сохранились лишь петли. До 1595 года в подклете Покровского собора прятали царскую казну. Зажиточные горожане тоже приносили сюда свое имущество. Попадали в подклет по внутристенной белокаменной лестнице из центральной церкви Покрова Богородицы. А знали о ней только посвященные. Позднее этот узкий ход заложили, но при реставрации 1930-х годах его открыли.

Сейчас собор Василия Блаженного внутри - система лабиринтов, стены которой покрыты фресками. Узкие внутренние переходы и широкие площадки создают впечатление «города церквей».

В 1918 году Покровский собор стал одним из первых памятников культуры, взятых под государственную охрану. Но в послереволюционные годы он находился в бедственном положении: протекала крыша, были выбиты стекла, зимой внутри церквей лежал снег. А 21 мая 1923 года в соборе открылся музей.

Началось комплектование фондов, и через 5 лет Покровский собор стал филиалом . В 1929 году собор Василия Блаженного окончательно закрыли для богослужений, а колокола сняли на переплавку. Зато музей закрывался лишь один раз - на время Великой Отечественной войны. И это несмотря на постоянные реставрации, которые идут в храмах уже почти 100 лет.

В 1991 году Покровский собор отдали в совместное пользование музея и Русской Православной церкви. В храме после длительного перерыва возобновились богослужения. Сейчас они проводятся каждое воскресенье в церкви Василия Блаженного, а 14 октября в праздник Покрова Богородицы - в центральной церкви.

В главной церкви собора стоит иконостас из разобранной в 1770 году кремлевской церкви Черниговских чудотворцев, а в приделе Входа Господня в Иерусалим находится иконостас из разобранного в то же время кремлевского собора Александра Невского.

Собор Василия Блаженного известен по всему миру, и его фотография даже входит в список системных обоев рабочего стола операционной системы Windows 7.

А мистики называют храм Покрова Пресвятой Богородицы «иконой, запечатленной в камне». Его форма - 8 церквей, объединенных двумя квадратами в основании вокруг центральной девятой - не случайна. Число 8 символизирует дату Воскресения Христа. Круг - символ бесконечности и гармонии божественного творения. Квадраты символизируют 4 стороны света, 4 главных ворот Иерусалима и 4 евангелистов. Кроме того, можно увидеть, как повернутые под углом в 45 градусов квадраты у основания собора образуют восьмиконечную звезду, напоминая о Вифлеемской звезде в день Рождения Христа. А сама система лабиринтов внутри собора становится воплощением улиц Града Небесного, который начинается и заканчивается церковью-часовней.

Вопреки распространенному мнению, храм Спаса-на-Крови в Санкт-Петербурге хоть и похож визуально на Покровский собор, но копией его не является. Санкт-Петербургский собор - это один храм с несколькими главками и колокольней. А собор Василия Блаженного - несколько самостоятельных церквей на едином основании. Нигде в мире больше нет таких соборов.

Говорят, что... ...во время строительства Покровского собора Барма и Постник не пользовались чертежами, а опирались на схему, нарисованную прямо на строительной площадке. Зато архитекторы использовали деревянную модель храма в натуральную величину, поэтому при реставрации в кирпичной кладке обнаружили деревянные конструкции. Это и есть натурный макет собора.
...в Москве в XVI веке жил юродивый Василий. Он обладал даром ясновидца, и Василия почитал даже сам Иван IV. Царь позволял ему неслыханные дерзости. Например, однажды Иван IV пригласил юродивого во дворец, желая услышать какое-нибудь предсказание, и велел подать ему чарку вина. Несколько раз Василий опрокидывал в окно наполненную чарку, а когда царь с гневом спросил, что он делает, юродивый ответил, что тушит пожар в Новгороде. А вскоре в Москву действительно прибыли вести о пожаре. Возможно, поэтому после смерти Василия Блаженного сам Иван IV вызвался нести его тело на кладбище.
...однажды какой-то богач подарил Василию Блаженному шубу. Приметила ее воровская шайка и подослала к нему пройдоху, который сказал юродивому скорбным голосом:
- Товарищ мой умер. И были мы с ним так бедны, что нечем покрыть его. Отдай шубу на божье дело, святой человек.
- Бери, - сказал Василий, - и пусть все будет так, как ты поведал мне.
Когда мошенник подошел с шубой к тому, кто, притворившись мертвым, лежал на земле, он увидел, что тот и в самом деле отдал Богу душу.
...Иван IV велел ослепить архитекторов собора Василия Блаженного, чтобы они никогда больше не создали ничего подобного. Но известно, что якобы ослепленный Постник потом участвовал в строительстве Казанского Кремля. Поэтому на самом деле это всего лишь легенда, дополняющая образ грозного царя и воспетая советским поэтом Д. Кедриным в поэме «Зодчие» .
...Наполеон, уходя из Москвы, хотел забрать это чудо с собой, но не смог. Тогда он велел взорвать Покровский собор, чтобы он никому не достался. По одной легенде, внезапно разразившийся дождь погасил фитили. По другой, грянул взрыв, а храм остался непоколебим.
...в 1930-х годах Л.М. Каганович предлагал снести храм, чтобы расчистить место для демонстраций и автомобильного движения. Он даже сделал макет и принес его Сталину, где со словами: «А если бы его – р-раз!...» одним рывком удалил храм.
Сталин ответил: «Лазарь, поставь на место!..»
А еще говорят, что Петр Барановский на заседании ЦК встал на колени, умоляя сохранить культовое строение. И это спасло храм.
...есть еще одна городская легенда о строительстве собора и Блаженном Василии Московском, записанная в 1924 году фольклористом Евгением Барановым.
«Эту церковь выстроил, верно, Иван Грозный, только не им она начата была. А жил тогда в Москве один такой юродивый - Василий Блаженный. От него и пошло начало этому собору, а Иван Грозный на готовое пришел. Ну, правда, не пожалел своих денег.
А этот юродивый зиму и лето ходил в одной рубахе и босиком... И собирал он деньги. А собирал так: придет на рынок, подымет полу и стоит, а сам молчит... Ну уж народ знает: начнет класть в подол - кто пятак, кто копейку, кто сколько может. И как наберет полную полу, сейчас бежит на Красную площадь, где теперь Василий Блаженный стоит. Прибежит и примется бросать деньги через правое плечо. А они падают - пятак к пятаку, копейка к копейке, три копейки к трем копейкам. Сами по порядку падали. И много было таких кучек денег. И никто их не трогал, и воры не трогали. Всяк смотрел, а взять боялся.
И вот почему боялись брать эти деньги: раз нашелся такой человечек - дай, говорит, возьму деньжат немного. Пришел ночью, набил карманы. А тут и серебряные были деньги, и золотые. Ну, наложил в карман, хочет идти, а ноги не идут. Он и так, он и сяк - не идут, хоть ты что хочешь делай. Ровно бы кто гвоздями прибил их к земле. Вор и испугался. Думает: «выброшу деньги». А деньги не идут из кармана. Мучился-мучился, не идет его дело на лад. Да так всю ночь и простоял. А тут утро. Ну, народ видит: стоит человек у Васильевых денег.
- Ты чего тут?
- А вот, говорит, Бог наказал меня за воровство. - И рассказал, какая его постигла беда.
А Василия юродивого тут нету, он уже спозоранку побежал на базар. Ну, народ смотрит на того вора и удивляется... Ждали, ждали Василия. Ну, прибежал, давай деньги бросать через плечо. А тут - царь. А только Василий этого не разбирал: царь и царь, а только он свое дело делает. Вот покидал все деньги, посмотрел на этого вора, погрозил ему пальцем. И тут вора отпустило. Он поскорее выбросил деньги из карманов, хотел уходить. Только царь говорит:
- Посадить этого подлеца на кол, чтобы не воровал святых денег!
Ну, его живо посадили. Поорал-поорал и подох...
А на что собирал Василий деньги - никто не знал. И долго он их собирал. А сам уж старый стал. Вот раз видит народ: копает Василий яму на том самом месте, где деньги бросал. А для чего ему эта яма, никто не знает. Народ собрался, смотрит, а он все копает. Вот выкопал яму, лег около нее и руки на груди сложил.
- Что же это такое? - думает народ.
Да тут один человек разъяснил:
- Да ведь, говорит, помирать собрался Василий.
Тут сейчас побежали и сказали царю:
- Василий Блаженный помирает.
Вот царь поскорее собрался, приходит. Василий и указывает царю на деньги, указывает на карман. Дескать, забери эти деньги. А сам тут умер. Вот царь приказал все эти деньги покласть в мешки, сложить на воза и отвезти во дворец.
А Василия на том месте похоронил. И после того приказал строить церкву Василия Блаженного на том же самом месте. Ну, и своих денег не пожалел.