Как проходит пасхальная служба. Во сколько начинается праздничная пасхальная служба

«Угощать домашних питомцев с пасхального стола не следует»

В воскресенье, 8 апреля, православные отмечают праздник Светлого Христова Воскресенья. Пасху в ночь с субботы на воскресенье встречают по-разному: кто-то идет в церковь, а кто-то просто накрывает праздничный стол дома. Даже дети знают, что в этот день надо поздравить близких словами «Христос Воскресе!» Однако за внешней атрибутикой многие забывают истинный смысл праздника. Протоиерей Всеволод Чаплин рассказал, как правильно встретить Пасху.

– После окончания советской эпохи Пасха многими воспринимается как светский праздник: крашеные яйца считают такими же символами, как мандарины на Новый год. Но если человек не соблюдал Великий Пост, можно ли ему вообще отмечать Христово Воскресенье?

Ему нужно постараться понять смысл праздника. Даже если кто-то не постился, он может на Пасху торжествовать, но главное в торжестве - участие в богослужении, встреча со Христом. Этот праздник напоминает: войти в Царствие Божье можно, только если веруешь во Христа. Остальные пути из ада не выводят; человек в вечности обречён, если не является христианином - как бы хорошим человеком он ни был.

В этом суть: Пасха совершенно не толерантна, не политкорректна и не инклюзивна - ведь Христос воскрес для того, чтобы дать людям единственный путь в вечную жизнь. Это главное, а не столы и не походы в гости, уж тем более не пьянство и не развлечения. Если нет сил прийти ночью на службу, можно прийти утром, но без богослужения праздник теряет смысл.

Для большинства людей Пасха заканчивается с ужином в ночь с субботы на воскресенье или с воскресным завтраком - кулич съели, яичко разбили, можно возвращаться к обычной жизни. Как провести пасхальный день рекомендует церковь?

В этот день после службы люди либо отдыхают, либо ходят в гости. Многие приходят в храм и вечером первого пасхального дня, когда совершается торжественная вечерня. Этот день хорошо подходит для того, чтобы попросить прощения у тех, кого обидел, или у тех, кто обидел тебя. Хорошо бы возобновить отношения с людьми, с которыми они были бессмысленно утеряны. Можно посетить больных, одиноких людей, например, в доме престарелых или детей-сирот. Для добрых дел хорошо подходят все 40 дней, в течение которых празднуется Пасха.

Нужно найти согласие вокруг Христа - муж неверующий должен освящаться женой верующей, она ведёт его за собой и стремится привести всё своё семейство ко Христу.

– После Пасхальной литургии снимаются все ограничения Великого поста? Интимные отношения между супругами вновь разрешены?

Да, после возвращения из храма можно есть мясное, молочное. Это касается всех норм - пост закончен, значит, можно возвращаться к супружеским отношениям.

– Актуальный для русского человека вопрос о вине: мы знаем, что кагор должен быть на пасхальной трапезе. Нужно ли его освящать?

Часто люди освящают вино, это разрешено, но не обязательно. Его можно употреблять - во славу Божию. Но важно не переусердствовать, отмечая окончание Великого Поста: крайняя степень опьянения никогда, в том числе на Пасху, не красит человека.

– Иногда владельцы домашних животных спрашивают: можно ли угостить кошку пасхальным яйцом, а собаку - кусочком окорока? В этом не будет крамолы?

Делать этого не следует. Освященные пасхальные яйца - это святыня; даже скорлупу от них благочестивые люди не выбрасывают в мусор, а сохраняют, чтобы потом сжечь, а пепел ссыпают, например, под дерево. Поэтому животным давать пасхальную пищу не следует.

Как идут церковные службы на Пасху

Утром в Великую субботу, которая в этом году выпадает на 7 апреля, в храмах начинается богослужение. После нее с полудня-часа дня и до шести-восьми часов вечера (раписание можно уточнить в конкретном храме) верующие приносят освящать куличи, пасхи, крашеные яйца и другую пищу для пасхального стола.

В половину двенадцатого вечера начинается Пасхальная полунощница - священники относят Плащаницу (полотно, на котором изображено положение во гроб тела Христа) в алтарь, кладут на престол. Там она будет оставаться 40 дней - до Вознесения Господня.

Перед полуночью торжественно звонят колокола, а в полночь открываются царские врата и начинается Крестный ход. По его окончании священники поют тропарь: «Христос воскресе из мертвых!»

За этим следует Пасхальная утреня, после которой все христосуются - трижды целуются, дарят друг другу крашеные яйца и произносят: «Христос воскресе!» - «Воистину воскресе!» Начиная с трех ночи воскресенья можно также освятить пасхальную еду, освящение будет продолжаться и днем - с 11-12 до пяти-шести часов вечера, а также в понедельник и вторник.

Когда же можно начинать разговляться? После окончания Божественной литургии, которая заканчивается около трех ночи - четырех часов утра.

Народные обычаи

Несмотря на то, что Пасха - праздник религиозный, а церковь не одобряет суеверия, многие православные продолжают верить в секреты предков. Например:

Если девушка хочет выйти замуж в этом году, во время службы в церкви она должна проговорить про себя «Воскресение христово! Пошли мне жениха холостого!».

Рожденному в Пасху младенцу прочат известность и большое будущее.

Человек, умерший в Пасху, считается отмеченным Богом - он сразу попадает в рай. Хоронят его с красной крашенкой в правой руке.

Кусочек кулича можно покрошить птицам - те принесут в дом удачу и богатство.

Много звёзд на небе в пасхальную ночь - к заморозкам.

Скорлупу от крашеных яиц можно сложить в ладанку и носить вместе с крестом - как оберег.

Самое сложное в день накануне Пасхи - сохранить душу в трепете и спокойствии. Суета на освящении куличей и крашеных яиц, уборка квартиры и приготовление праздничной трапезы. К вечеру так и тянет сесть за стол и уже отпраздновать. Поэтому, Устав предлагает провести этот день в храме и послушать чтение книги Деяния святых апостолов. В большинстве храмов действительно Деяния читают. День переходит в совсем уже поздний вечер, и верующих, собирающихся на праздничное богослужения, встречает ярко-красного цвета праздничное убранство церкви.

Пасха. Художник Ю. Кузенкова.

В полночь совершается пасхальный крестный ход. Но прежде читают канон, который уже слышали, тот самый, в народе называющийся «Волною морскою…». Затем священник (или священники и дьяконы) уходят в алтарь. Происходит некоторая радостная суета (кто на пасхальной службе не впервые, знает, она связана с тем, что народ распределяет роли на время крестного хода: кто пойдет с фонарем, кто с хоругвями. Но вот храм затихает. Из алтаря слышно пение: «Воскресение Твое Христе Спасе Ангели поют на небесех», священник и те, кто с ним появляются в белом облачении и выходят на улицу. Перед священником несут фонарь, хоругви иконы и крест из алтаря, следом идет хор, и весь молящийся народ со свечами (по традиции свечи на Пасху - красного цвета). Из храма должны выйти все и его двери затворяются. Процессия обходит храм и останавливается перед его закрытыми дверями, словно перед погребальной пещерой Христа.

И тогда происходит момент, которого ждут весь год (да и постятся, пожалуй, ради этого мгновения духовного счастья). Священник трижды поет пасхальный тропарь: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав!». Следом его же трижды поет хор, пение подхватывают все кто пришел этой ночью помолиться. Затем священник же поет стихи (первый из них начинается со слов «Да воскреснет Бог…) к которым все подпевают пасхальный тропарь. Затем трижды народ в одно дыхание отвечает на возглас священника: «Христос воскресе»! - «Воистину воскресе»! Двери растворяются, и в радостной толчее под трезвон колоколов народ заходит в храм, продолжая петь тропарь Пасхи.

Когда все уже внутри, хор поет пасхальный канон - самое радостное поэтическое произведение церковной гимнографии. Есть в нем слова о том, как царь и пророк Давид «пред сенным ковчегом скакаше играя», это о том, что он плясал перед Ковчегом Завета, предвидя наше сегодняшнее веселье. Вообще в эту ночь все богослужебные тексты поются и как-раз так - «скакаше играя».

После каждой песни канона выходит из алтаря священник, возглашает молитвенные прошения и трижды обращается к храму «Христос воскресе!» и молящиеся не устают отвечать ему «Воистину воскресе!». Есть традиция, которую соблюдают во многих храмах. После каждой песни священник надевает облачение другого цвета.
Канон закончен и пропеты стихиры Пасхи, нард христосуется, то есть все, кто находится в храме, приветствуют друг друга: «Христос Воскресе» - «Воистину Воскресе» и троекратно целуются.

В эту ночь молящегося ожидает много непривычного и радостного. Царские врата как открываются, так и остаются открытыми до следующего воскресенья. Можно увидеть все, что священник делает во время Литургии. Служба часов, обычно вполне продолжительная, заменяется пением часов пасхальных, быстрых и радостных. На Литургии можно услышать как звучит Евангелие на разных языках (положено так на этой службе, читать его на древнегреческом, латинском, церковно-славянском и вообще на всех возможных наречиях).

Пасхальная служба завершается Литургией. В конце освящается особый пасхальный хлеб - артос, кусочки которого станут раздавать в следующую за Пасхой субботу.

Служба заканчивается и народ идет по домам (бывает, что на приходах устраиваются общие трапезы) разговляться. И разговины длятся все семь дней, следующих за Пасхой…

Более тридцати лет - с марта 1953 года почти до самой кончины в декабре 1983 года - отец еженедельно выступал на радио «Свобода». Его беседы были посвящены самому главному, центральному в христианской вере - отношениям Бога и человека, мира и Церкви, веры и культуры, свободы и ответственности.

В пасхальную ночь, когда крестный ход, обойдя церковь, останавливается у запертых дверей ее и наступает последняя минута перед взрывом пасхальной радости, мы в глубине сердца задаем себе тот же вопрос, что был в сердцах женщин, пришедших рано утром, едва возсиявшу солнцу (), ко гробу Христа. Вопрос этот: Кто отвалит нам камень от двери гроба? (). Совершится ли это чудо, станет ли еще раз ночь светлее дня, наполнит ли нас еще раз эта ничем не объяснимая, ни от чего в мiре не зависящая радость, которая всю эту ночь и еще столько дней будет звучать пасхальным приветствием: «Христос Воскресе! Воистину Воскресе!»

Минута эта всегда приходит. Двери открываются. Мы входим в залитый светом храм, мы вступаем в ликующую пасхальную заутреню, но где-то в душе вопрос остается. Что все это значит? Что значит праздновать Пасху в мiре, наполненном страданием, враждой, ненавистью, войнами? Что значит воспевать «смертию смерть поправ» и слышать, что «мертвый ни един во гробе», когда смерть все еще остается единственной земной достоверностью? Неужели Пасха, вся эта светлая ночь, все ликование - лишь минутный уход от реальности, лишь на краткое время даруемая нам возможность духовного забытья, за которым наступают те же будни, та же серая действительность, тот же счет неумолимо убегающих дней, месяцев, лет, та же гонка к смерти и небытию?

Ведь нам давно уже твердят, что религия - это выдумка, самообман, опиум, примиряющие человека с его трудной судьбой, мираж, который все время рассеивается. И не более ли достойно человека от миража этого отказаться и трезво взглянуть в лицо действительности?

Что сказать на это? Быть может, примерно следующее: «Не может все это быть просто выдумкой! Невероятно, чтобы столько веры, столько радости, столько света целых две тысячи лет было всего лишь опиумом, бегством от действительности, миражом! Может ли мираж длиться веками?»

Ответ этот, конечно, веский, но все же еще не окончательный. И надо прямо сказать, что такого окончательного и всеобъемлющего ответа, какой можно было бы напечатать в виде «научного объяснения» пасхальной веры, - такого ответа нет. Здесь каждый может сви­детельствовать только о собственном опыте, говорить только за себя. Но вот, всматриваясь в этот опыт, когда вдруг находишь в нем то, на чем зиждется все остальное, - нечто такое, что освещает все ослепительным светом, в котором, действительно, как воск от лица огня (), тают все сомнения, все вопросы.

Что же это за опыт? Я не могу его иначе описать, иначе определить, как опыт живого Христа. Не потому я верю в Христа, что мне с детских лет дано было раз в году участвовать в пасхальном торжестве, нет! Но потому и возможна Пасха, потому и наполняется светом и радостью эта единственная ночь, потому и звучит с такой победной силой это приветствие «Христос Воскресе! Воистину Воскресе!», что сама вера моя родилась и вечно рождается из опыта живого Христа. Как и когда родилась она? Не знаю, не помню. Знаю только, что всякий раз, открывая Евангелие и читая слова Христа, я мысленно, но от всего сердца, от всего существа своего повторяю то, что сказали слуги фарисеев, посланные арестовать Его и не сделавшие этого: Никогда человек не говорил так, как этот Человек ().

Итак, первое, что я знаю, - это то, что учение Христа живо и нет в мiре ничего с ним сравнимого. Но учение это о Нем, о жизни вечной, о победе над смертью, о любви, побеждающей и преодолевающей смерть. И я знаю также, что в жизни, где все кажется таким трудным, никогда не изменит, никогда не подведет одно - внутреннее убеждение, что Христос со мной. Не оставлю вас сиротами; приду к вам (), - говорит Он и приходит, и приход этот знает сердце. В молитве, - в этом трепете души, в ее несомненной радости о таинст­венном присутствии Христовом и в храме, и в моей жизни - все время растет этот опыт, это знание, эта очевидность: Христос здесь. В радости и печали, в толпе и одиночестве эта несомненность Его присутствия, эта сила Его слова, эта радость веры в Него - единственное доказательство. «Что ищете Живаго с мертвыми? Что плачете Нетленнаго во тли?» И потому все христианство есть не что иное, как все новое переживание этой веры, ее воплощение в словах, звуках, красках.

Неверующему все это может показаться и вправду миражом. Он слышит только слова, видит только «непонятные церемонии» и пытается объяснить их извне. Но для верующих они светятся изнутри - не как доказательство, но как плод их веры и ее жизни в душе, в мiре, в истории. Пасха - не воспоминание о событии далекого прошлого, а реальная встреча в счастье и радости с Тем, в Ком сердце наше узнало и всегда узнает, встретило и всегда встречает Жизнь всей жизни, Свет всякого света. Вся пасхальная ночь - это свидетельство о том, что Христос жив и пребывает с нами, что мы живы и пребываем с Ним. Вся она - призыв увидеть, пережить, принять «зарю таинственного дня», Царства любви и света. «Днесь весна благоухает и новая тварь ликует…» - поет Церковь, ликующая в вере, надежде и любви.

Христос Воскресе!

Празднование Пасхи для всех православных людей является самым светлым и важным событием в году. К нему всегда готовятся заранее, наводя чистоту и порядок не только у себя в домах, но и в своих душах. Помимо этого люди верят в приметы пасхальной ночи и соблюдают обычаи, связанные с этим великим церковным праздником. Накануне самой пасхальной ночи запрещены любые работы, кроме приготовления куличей и покраски яиц. Люди в этот день обычно молятся в ожидании Христова Воскресения.

Приметы и обычаи в ночь перед Пасхой

В ночь перед Пасхой существуют приметы и обычаи, благодаря которым в вашем доме наступит мир и покой. Так, например, нельзя выполнять никакие работы: стирка и глажка белья, уборка, рукодельничать тоже запрещено. Отмечать какое-либо событие также считается плохой приметой накануне праздника пасхи.

Еще неблагоприятной приметой является ругаться или ссориться в канун пасхального праздника. Другое поверье говорит о том, что если суббота перед Пасхой будет солнечной, то лето будет теплым. А если пасмурная погода – лето будет холодным и дождливым.

В страстную субботу можно употреблять в пищу только овощи, фрукты и . Строгая диета в этот день сменяется обильным разговением в пасхальную ночь. Как правило, в субботу происходит освещение пасхальных продуктов: куличей, яиц, сладостей.

Что нельзя делать в ночь на Пасху?

Вопрос о том, что нельзя делать в ночь перед Пасхой волнует многих верующих людей. Это отчасти происходит потому, что со временем человеку свойственно забывать исконные традиции. Но в пасхальную ночь хочется сделать всё по правилам что ли, чтобы как можно плотнее сблизиться с Иисусом в этот святой праздник.

Итак, нельзя выбрасывать скорлупу от очищенного крашеного яйца в окно на улицу. Считается, что Христос с апостолами ходит по улицам и можно в него случайно попасть. Нельзя посещать и говорить с усопшими в ночь на Пасху. Для этого существует день Красная Горка через неделю после Пасхи.

Для девушек существуют свои приметы: если в пасхальную ночь пошли месячные, то заходить в храм не рекомендуется. Можно попросить кого-либо зайти и поставить свечу за вас или просто постоять за пределами самого храма. Как правило, освещение пасхальных продуктов происходит не в самой церкви, а на улице. Здесь можно находиться и в критические дни.



Пасхальная служба, во сколько начинается и заканчивается, а также другие важные аспекты богослужения в этот праздничный день, рассмотрим в этом материале. Пасха является важнейшим праздничком православной церкви, и подготовка к ней начинается заранее, еще во время Великого поста.

Обряды до наступления Пасхи

Если говорить о правильных обрядах и традициях, то нужно отметить, что в храмах праздничные службы наступают еще за неделю до самого праздника. В эти дни Страстной недели люди активно ходят в церковь, а священники все чаще появляются в праздничных одеждах. За несколько дней до Пасхи двери храма перестают закрываться, чтобы каждый человек в любое время мог прийти в церковь.

Конечно, самым важным днем Страстной недели является Великая суббота. Именно в ночь с субботы на воскресенье Великий пост заканчивается, а значит, наступает Пасха. Именно в субботу в храмах, не только ночью, но даже с самого утра, проводится обряд освящения еды. Верующие приходят в храм с куличами и крашеными яйцами, чтобы окропить еду святой водой. В это время в храмах можно ставить свечи за упокой.

О начале пасхальной службы

Итак, пасхальная служба, во сколько начинается и заканчивается, рассматриваем далее. Тут нужно отметить, что православная Пасха в текущем году выпадает на первый майский день. Так что, пасхальная служба начинается ровно в полночь с Великой субботы 30 апреля на Пасху 1 мая.




Самая масштабная и многочисленная по количеству прихожан служба в честь Пасхи проходит, конечно, в Москве в Храме Христа Спасителя. Патриарх выходит к прихожанам, надев свои лучшие одежды, и он проводит всю службу: от начала и до самого конца. Отличные способы, .

В эту ночь в храмах, а, особенно, в Храме Христа Спасителя, людей очень много. Проводятся также телетрансляции службы, чтобы каждый желающий смог хоть как-то принять участие в богослужении. Пасхальная служба проводится, согласно православным традициям, до наступления рассвета самого дня Воскресения Христова.

Важные этапы пасхальной службы:
От 23.00 до полуночи в Великую субботу проводится вынос плащаницы.
Затем идет пение стихиры в алтаре.
Потом вокруг храма совершается крестный ход.
Далее начинается светлая утреня, когда используется кадила и специальный крест.
После этого проводится заутреня, выносится специально заготовленный праздничный хлеб.
Колокольный звон, традиционно, завершает пасхальную службу. Люди уже могут обмениваться праздничными приветствиями: «Христос Воскрес», «Воистину Воскрес».

Следует понимать, чтобы каждый этап праздничной службы является крайне важным и его не игнорируют. Потому что, все пения и сам крестный ход имеют непосредственное отношение к истории воскрешения Христа, о которой каждый верующий человек и вспоминает в день светлой Пасхи. История эта и традиции того, как именно ее чтить, формировалась годами.




Во всех православных храмах и даже небольших церквях обязательно проводится пасхальная служба. Даже несмотря на то, что дата Пасхи каждый год разная и специально вычисляется, согласно лунному и солнечному календарю, а во внимание обязательно берется также еврейская Пасха (православная Пасха не должна быть в течение конкретного года раньше, чем Пасха еврейская).

Важно! Пасхальная служба, во сколько начинается и заканчивается. Начинается пасхальная служба, как правило, в полночь. Но в храм рекомендуется приходить где-то за час, чтобы занять там себе место и точно попасть на службу.

Что касается освящения праздничной еды, то оно проводится, конечно, после пасхальной службы. Но лучше позаботиться об этом заранее, в храмах еду начинают освящать еще утром в Великую субботу. Потому что, долгую пасхальную службу сложно отстоять с корзинкой в руках, плюс к этому, не всегда из-за большого количества людей получается сразу после службы быстро освятить еду и вернуться домой.

Первые этапы пасхальной службы

Конечно, каждый человек, который внимательно читал этот материал до настоящего момента, уже понял, насколько пасхальная служба является важной. Также это важное мероприятие для каждого священнослужителя: они даже надевают специальные нарядные одежды, чтобы подчеркнуть особенность праздника.

За полчаса до наступления полуночи, то есть, до наступления Воскресения Христова, из царских врат выносится плащаница. После этого мероприятия торжественное пасхальное богослужение является официально открытым: верующие, которые пришли в храм, могут зажигать свечи, в храме создается в этот момент волшебная и чарующая обстановка.




В течение службы можно услышать звон колоколов, которые возвещают о том, что наступила Пасха. Также проводится пение стихир три раза, с каждым разом священник должен повышать голос на один тон. Во время пения третьей стихиры священник перемещается в центр храма, отходя от алтаря. Прихожане могут петь вместе со священником. Далее идет крестный ход, когда под звонкое пение священнослужителей все движутся вокруг храма за праздничной колонной. Можно ли в Пасху .

В нашем материале на тему, пасхальная служба, во сколько начинается и заканчивается, остается осветить только последний пункт. Когда же служба в храме заканчивается. Как правило, это происходит утром в 2-3 часа ночи. После этого пост уже считается оконченным и дома можно сразу после прихода из храма разговляться освященной едой. Уже можно кушать мясо, молочные продукты, яйца. Но сам пасхальный день начинается, конечно, утром, когда взойдет солнце.