Как много людей летает на самолетах. Все под контролем

«Самолет – самый безопасный способ передвижения. Уровень смертности на самолетах значительно ниже, чем на поезде или машине». Можно сколько угодно повторять себе эти вычитанные в журналах или на Интернет-ресурсах фразы, но от этого почему-то боязнь полетов не уменьшается.

Как не бояться летать на самолете и что делать, чтобы уменьшить страх? Об этом читайте ниже.

Итак, вот небольшой список доводов против боязни полётов:

  1. Помните о том, что самолет проектируют таким образом, что даже в случае какой-то неисправности или поломки, у него есть все шансы удачно и спокойно приземлиться.
  2. Практически все системы в самолете дублируются, а некоторые имеют 2-3 дубликата на случай неисправности первых.
  3. Экипаж любого лайнера – хорошо обучен и прекрасно знает, что делать в случае каких-либо чрезвычайных ситуаций.
  4. Любое воздушное судно прекрасно оснащено по последнему слову техники.
  5. Поверьте, любая авиакомпания тоже заинтересована в том, чтобы все её самолеты летали исправно и без сбоев. Ведь самолет стоит многие миллионы долларов, а ещё и придется выплачивать компенсации семьям погибших пассажиров. Не говоря уже о том, что мало кто захочет потом летать этими авиалиниями. Поэтому за каждым самолетом тщательно следят.
  6. Перед каждым полетом самолет тщательно проверяют механики, а затем сам первый пилот.
  7. У самолета, как минимум, два двигателя. Даже при отказе одного из них, он сможет безопасно совершить посадку. О том, как взлетает и летает самолет, вы можете узнать
  8. Стоимость одного двигателя насчитывает около 10 млн. долларов, поэтому ухаживают за ним, почти как за маленьким ребенком. Вероятность его поломки ничтожно мала. Отказ двигателя может произойти на 2 миллиона часов налета.
  9. Из рейсов не возвращается 1 человек на 12 миллионов, а таких рейсов в год совершается десятки тысяч.

Даже при каких-то неполадках самолет может удачно приземлиться.

Вас не убедили эти доводы, и вы все ещё думаете: «Боюсь летать на самолете. Что делать?» Тогда читаем дальше.

Аэрофобия

Практически все пассажиры испытывают дискомфорт и неприятные ощущения перед и во время полета. Но это ещё не аэрофобия.

Многие пассажиры бояться летать. Страх — это естественная реакция нашего организма!

Не спешите диагностировать у себя её, не имея на то объективных доказательств. Аэрофобия – это уже психическое расстройство , которое характеризуется наличием следующих признаков:

  • в самолете вы крепко сжимаете подлокотники, и ваши руки потеют;
  • во время перелета вы вглядываетесь в лица стюардесс;
  • вы вслушиваетесь в шум работы двигателей и прочие, издаваемые самолетом, звуки;
  • вы испытываете страх, панику, внутренний дискомфорт перед и во время рейса;
  • вы не можете заставить себя посмотреть в иллюминатор;
  • вас пугает замкнутость пространства в самолете;
  • учащенное, сбивчивое дыхание;
  • повышенное сердцебиение;
  • во время турбулентности вы испытываете острый приступ паники, с трудом вами контролируемый;
  • перед полетом вам обязательно надо выпить алкоголь или успокоительные таблетки;
  • вы полностью отказались от передвижения на самолетах.

Она может сочетаться с прочими фобиями – клаустрофобией (страх замкнутого пространства) и акрофобией (страх высоты).

В таком случае, нужно комплексно и постепенно избавляться от подобных страхов. От 15% до 30% всего населения Земли страдают таким расстройством.

Главное! При острой стадии аэрофобии обязательно обратитесь к специалисту. Не стесняйтесь и не бойтесь осуждения со стороны других людей. Вы же обращаетесь к врачу, если у вас болит живот или горло? Так и здесь. На свое психическое здоровье надо обращать столь же пристальное внимание, как и на физическое. Иначе, без должного лечения, ваша болезнь будет только прогрессировать.

Ниже приведено несколько простых советов, для того, чтобы улучшить свое эмоциональное состояние перед и во время полета.

Не читайте перед полетом об авиакатастрофах.

Помните, что как и при любой другой болезни, здесь нужно время и терпение, а также вера в собственные силы и успех лечения. Нужно начинать с небольших шагов, постепенно увеличивая их.

Что делать перед полетом

Перед полетом:

Постарайтесь себя занять чем-нибудь во время перелета.

Если вы летите на самолете первый раз, то несколько полезных советов вы можете найти

Что делать вовремя полета

Во время самого полета:

  • Если страх летать на самолете сочетается у вас с клаустрофобией , то не надо садиться у иллюминатора. Если все-таки вам досталось такое место, то закройте его и не смотрите туда. Не знаете, какое место выбрать в самолете? Тогда прочитайте ;
  • Разбейте время всего полета на разные промежутки – взлет, разнос напитков, обед/ужин/завтрак, посадка. И так двигайтесь по списку. Так вам будет легче перенести время перелета, и оно не будет тянутся медленно;
  • Займите себя чем-нибудь. В идеале лучше постараться уснуть. Если это не получается, то почитайте книгу, посмотрите фильм на ноутбуке/планшете, послушайте музыку, поиграйте в какую-нибудь глупую игру на телефоне. Подойдет все;
  • Гоните прочь негативные мысли! Постарайтесь думать о том, чем вы займетесь по приезде. Если вы едете в отпуск, то думайте о море, пляже, вкусной еде на шведском столе, как вы проведете там свое время. Если вы отправились по работе, то проработайте в голове этапы своего выступления на конференции или переговоров с партнером;
  • Ведите себя уверенно , и так будто вы и не боитесь вовсе летать. Постепенно, внушаемая уверенность станет настоящей;
  • Подумайте о других пассажирах . Понаблюдайте за ними, представьте, зачем они летят и что из себя представляют. Это не только поможет убить время, но и поможет осознать, что вы не один такой, а находитесь среди таких же людей;
  • Возьмите с собой леденцы или жевательную резинку . Страх вызывает мышечную скованность, иногда онемение рук или ног. Когда же вы жуете жевательную резинку или леденец, то ваше тело,поглощенное одним действием и приятными эмоциями, уже не будет отзываться на другую, негативную;
  • Пейте больше жидкости, но не алкоголя! От страха появляется обезвоживание, поэтому обязательно больше пить сок или воду;
  • Ни в коем случае не пейте кофе! Оно ещё больше только перевозбудит вашу нервную систему, которая и так находится на грани;
  • Отстегните ремень безопасности, откиньте немного сиденье . В общем, примите наиболее удобную позу. Позвольте вашему телу расслабиться. Тогда и вашей нервной системе будет легче прийти в свою норму.

Во время турбулентности

Многие пассажиры не так переносят тяжело сам полет, сколько турбулентность. Хотя, когда вы едете на машине, и начинается неровная дорога, вы же не начинаете переживать, что попадете в смертельную аварию.

Вы стараетесь удвоить бдительность. Так же и с самолетом. Он просто попадает в воздушные ямы, которые не смог обойти. Сам по себе самолет не полетит в зону грозовых облаков, а постарается пропустить её.

Самолету не страшна турбулентность в силу его совершенной конструкции.

Любой самолет тщательно испытывают прежде, чем отправить на эксплуатацию, так что он способен выдерживать очень большие нагрузки. Что уж тут говорить о каких-то грозовых облаках или ветре?

Иногда турбулентность может быть очень сильной. В таком случае, вещи падают с полок сверху, и самолет даже может встряхнуть. Это не повод для паники!

Что делать при турбулентности

Когда начинается зона турбулентности, нужно сделать следующее:

  • выполните указания стюардесс и пристегните ремень;
  • не вставайте со своего кресла , пока самолет не покинул зону турбулентности;
  • следите за указаниями на табло;
  • можно сделать любую дыхательную гимнастику – это может успокоиться;
  • в случае падения вещей с полок, прикрывайте голову в первую очередь;
  • если упала какая-то вещь, пусть и ваша, не вставайте со своего места;
  • повторяйте себе, что все будет хорошо, и вы удачно приземлитесь. Самовнушение – отличная возможность успокоить свои взвинченные нервы.

Берите пример со стюардесс — они сохраняют спокойствие в любых условиях полета.

И, напоследок, подумайте Они совершают полеты чуть ли не каждодневно. Даже при турбулентности они продолжают выполнять свою работу и улыбаться пассажирам. Возможно, их пример придаст вам мужества.

Удачных вам полетов!

Лётчик Лёха - он же пилот авиакомпании "Победа" Алексей Кочемасов - рассказывает, почему ездить на машине и на поезде намного страшнее, чем летать на самолёте.

Летим. Самолёт болтает, но несильно. В кабину заходит стюардесса и говорит, что у пассажирки истерика. Я прошу привести её ко мне. Молодая девушка вся бледная, трясётся. Я её сажаю рядом с собой и просто разговариваю, объясняю, что у нас всё в порядке. 15 минут спокойного диалога - и никакой фобии. Этот давнишний случай заставил меня задуматься - почему же люди бояться летать?

Так пилот авиакомпании "Победа" Алексей Кочемасов, в Сети более известный как лётчик Лёха , начал встречу с пассажирами в Екатеринбурге. Пришли те, кто обожает небо, и те, кто обожает Лёху. Корреспондент Лайфа скорее относился к третьей группе собравшихся - аэрофобов, которые хотят побороть этот недуг.

Большинство людей боятся летать, потому что не знают, что происходит в самолёте. Непонятные звуки, скрежет, пар. Я, например, сам боюсь поездов. На электричках езжу, да. А вот на дальние расстояния за всю жизнь (лётчику Лёхе 51 год. - Прим. Лайфа ) я ездил всего два-три раза. Не могу сказать, что у меня панический страх перед поездом, но чувствую себя неуютно, считаю поезда опасным транспортом, ведь они постоянно сходят с рельсов. И я не понимаю принцип работы - почему колёса вовнутрь рельсов не проваливаются, особенно на поворотах?

Фобия от незнания вылечивается на раз! Достаточно просто объяснить, что и в какой момент происходит.

Вторая группа людей - это те, кто боится, потому что не контролирует полёт. Они говорят: я не вижу, куда летит самолёт, не могу ничего предпринять, от меня ничего не зависит.

Но вы же ездите пассажиром в машине! У водителя руль, педали, а у вас - ничего. И вот в лоб летит КамАЗ. Что вы можете сделать? Ничего.

Третья группа - самая сложная - им нужно сразу к психиатру. Это те, кто внутренне готовы умереть. Когда они узнают, что нужно лететь - за две недели или за месяц, - они начинают себя съедать. Недавно вот в Чебоксарах самолёт выкатился за пределы взлётной полосы. Хотя ничего страшного там не было, СМИ начинают раскручивать: "Никто не погиб", "Пострадавших нет". Эта информация везде попадается на глаза, и человек накручивает себя. Готовясь к полёту, он готовится умереть. Думает: самолёты давно не падали, значит, мой упадёт. Он заходит на борт уже с чувством обречённости.

Таких людей очень легко узнать. Мужики обычно напиваются. А алкоголь в воздухе - штука опасная и коварная. С подъёмом на высоту человек испытывает кислородное голодание и алкоголь в организме не расщепляется, то есть не происходит усвоения. Поэтому если выпитые на земле 150 граммов водки - это ничто для здорового мужика, то на высоте ему уже сносит крышу.

Женщин опознать ещё проще. Она накричит на таксиста, на регистрации ей дали не то место, багаж положили не туда, она заходит в самолёт и оскорбляет стюардесс. Женщина начинает скандалить.

Я понял, что таким пассажирам бесполезно что-то говорить, и я не знаю, как с ними бороться. Они опасны. Болтнуло сильно самолёт - паникёр вскакивает и бежит двери открывать. Другие пассажиры, которые не готовы были умирать, поддаются панике и тоже помогают открывать дверь. Стюардессы часто останавливают у дверей тех, кто хочет "выйти" в полёте.

"Как говорили классики, знание - сила", добавляет Алексей. Именно поэтому он в 2000-х годах и начал вести свой блог лётчика Лёхи. Он помогает людям разобраться в тонкостях авиации, с удовольствием отвечает на все, даже провокационные, вопросы и делает всё, чтобы пассажиры перестали бояться летать. Например, после полёта можно напроситься к Лёхе в кабину пилотов. Так что обязательно слушайте имя капитана, и если будет Алексей, то зайдите на огонёк.

А пока он рассказывает собравшимся о самых популярных страхах и мифах о полётах.

Взлёт - посадка

Почему взлёт и посадка являются наиболее сложными и напряжёнными моментами в полёте? Из-за близости земли. Это дефицит времени. Самолёт разбегается по полосе, скорость растёт-растёт, но он ещё не может взлететь, ещё пока не хватает подъёмной силы. Наступает момент, когда самолёт уже не "бежит", но ещё не летит, потом отрыв - и всё-таки он летит, но скорость мала, он только разгоняется. И если что-то происходит, запас по времени минимальный - среагировать нужно мгновенно. Одно дело, когда самолёт летит на высоте 12 тыс. м, он до земли будет 20 минут падать - там времени вагон. А у земли всё произойдёт за 20 секунд. И статистика говорит, что катастрофы чаще всего происходят на взлёте/посадке. Случаи, когда самолёт упал сверху, можно пересчитать по пальцам, и то всегда были какие-то внешние факторы - теракты.

При взлёте и посадке допускается крен (наклон) самолёта в 30 градусов. Более того, я вас удивлю, но в инструкции по управлению самолётами Boeing написано, что на них можно выполнять "бочку". Конечно, это не является нормальной практикой. Boeing пишет о том, что, когда у вас самолёт оказался с креном более 90 градусов (опустил нос или куда-то валится), не надо его уводить, докрутите бочку и летите дальше. По большому счёту, самолёту всё равно, как ты летишь - хоть вверх ногами.

Турбулентность

Не все компании мира в принципе обходят "болтанку" - азиаты всегда напрямую летают. Большинство видео, когда падают подносы и вещи из багажных отделений, касаются азиатских авиалиний. Наверное, дело в менталитете - верят в реинкарнацию.

Если без шуток, то представьте большой стеклянный шар. Посадим туда мышку и пустим в ручеёк. Он плывёт, его качает на течении. Что будет шару? Ничего. А мышке что будет? Тоже ничего, но её будет болтать. Самолёт летит в неравномерной среде - есть воздушные потоки. Между Гренландией и Канадой над морем Баффина (там примерно 800 км, час лёта) дует ветер в среднем 300-400 км в час. Там трясёт всегда. Колбасит от души.

Пристёгиваться нужно почему? Чтобы тебя головой не ударило о потолок, но самолёту ничего не будет. Поэтому вопрос турбулентности вообще не должен стоять. Трясёт и трясёт.

Старый самолёт

Как пассажир оценивает самолёт? Он заходит и видит: новое кресло, ковры, приятный запах - значит, самолёт новый. Но салон самолёта не показатель его технического состояния. Когда были интенсивные перевозки в Египет (именно на этом направлении почему-то всё время летали буйные пассажиры), в новом салоне спустя несколько рейсов уже спинка кресла была оторвана, жвачки налеплены, надписи "Я люблю тебя, Маша", слово из трёх букв. Если оторвали карман на кресле - надо демонтировать весь ряд кресел, а самолёт должен через полтора-два часа улетать. Его просто не успевают починить.

Возраст самолёта и его надёжность очень слабо между собой связаны. До сих пор есть в мире несколько авиакомпаний, которые эксплуатируют Douglas DC-3. Его перестали выпускать в середине XX века, но на них всё ещё перевозят пассажиров. Один из самых старых парков в мире у American Airlines: средний возраст самолётов - 17 лет. Самый молодой - у "Победы": у нас самолётам двух лет нет.

Мне доводилось летать на самолётах как очень древней конструкции, так и очень свежей. И оказалось, что новые ломаются чаще. Удивительно, но факт. Это как у машины: когда берёшь с завода, "детские болезни" есть, так и здесь - вылезают всё время какие-то мелкие пакости.

Слова Алексея звучат убедительно. Иногда он переключается на технические подробности, рисует схемы, пишет формулы, оперирует непонятными мне словами. В его профессионализме не сомневаешься. А он, в свою очередь, ручается за остальных: неопытного человека никогда не посадят за штурвал самолёта. Да и вообще, намного опаснее весной курить у подъезда. Сосульки чаще падают.

Вы хотели бы иметь возможность путешествовать в дальние страны и увидеть мир, не испытывая при этом приступов панической атаки? Если у вас аэрофобия, то есть страх летать на самолете, вы можете избавиться от этого чувства, которое лишь мешает вам. Знания о самолетах и полетах, релаксация и планирование поездки помогут вам преодолеть страх и начать путешествовать по всему миру. Вот один из фактов, с которого стоит начать: вероятность умереть в авиакатастрофе составляет 1 к 11 миллионам, или 0,00001%.

Шаги

Знания о самолетах

    Узнайте, насколько безопасны самолеты. Конечно, вы забудете о статистке, когда ваш самолет оторвется от взлетной полосы, но владение большим объемом информации о том, насколько безопасно летать на самолете, может помочь вам чувствовать себя более комфортно как на борту, так и по пути в аэропорт. Факты говорят о том, что полеты на самом деле безопасны – это самый безопасный в мире вид транспорта.

    Сравните авиаперелет с другими опасными ситуациями. Есть множество других ситуаций, о безопасности которых человек никогда не задумывается, однако они зачастую опаснее перелетов. Мы приводим эту информацию не для того, чтобы напугать вас, а для того, чтобы показать, что опасность перелетов преувеличена. Запомните эту статистику, запишите ее и напоминайте себе о ней, когда начнете переживать из-за перелета.

    • Вероятность погибнуть в автокатастрофе равняется 1 к 5000. Это означает, что самый опасный участок вашего пути – поездка в аэропорт. Если вы доехали до аэропорта, можете вздохнуть с облегчением – вы только что завершили самую опасную часть перелета.
    • Вероятность умереть от пищевого отравления - 1 к 3 миллионам.
    • Вероятность умереть от укуса змеи, удара молнии, ожога кипятком и падения с кровати выше вероятности смерти в автокатастрофе. Если вы левша, вам опаснее пользоваться инструментами для правшей, чем летать на самолете.
    • Вы скорее умрете от падения по пути к самолету, чем во время самого перелета.
  1. Будьте готовы к толчкам и различным ощущениям во время полета. Страх во многом нагнетается из-за незнания того, что случится в следующую минуту. Почему самолет так быстро движется? Почему у меня закладывает уши? Почему крылья так странно выглядят? Почему нас просят пристегнуть ремни? Когда человек оказывается в непривычной ситуации, он инстинктивно предполагает самое худшее. Чтобы свести это к минимуму, узнайте все, что можно, о полетах и о том, как устроен самолет. Чем больше вы знаете, тем меньше причин для тревог. Вот несколько вещей, о которых вы должны знать:

    • Чтобы взлететь, самолет должен набрать определенную скорость. Вот почему у нас возникает ощущение того, что самолет движется со сверхзвуковой скоростью.
    • Вам давит на уши, когда самолет взлетает и садится, из-за перепадов давления.
    • Определенные части крыльев должны двигаться во время полета. Это абсолютно нормально.
  2. Знайте, что представляет собой турбулентность. Турбулентность возникает в те моменты, когда самолет пересекает границу областей низкого и высокого давления, что дает вам ощущение, будто вы проваливаетесь в яму. Турбулентность похожа на езду в машине по ухабистой дороге.

    • Те редкие случаи травм из-за турбулентности на борту были вызваны тем, что пассажиры не пристегнулись к креслам или на них свалился багаж.
  3. Узнайте, как устроен самолет. Вам следует узнать о внутреннем устройстве самолета, чтобы развеять мифы обо всем, что вас так пугает. В результате исследований было установлено, что 73% всех тех, кто боится летать, испытывают страх из-за возможных технических неполадок, которые могут случиться в полете. Чем больше вы знаете о том, как устроен самолет, тем спокойнее вы будете себя чувствовать, и вас не будут беспокоить мысли о возможных неполадках. Вот несколько фактов, которые вам следует знать.

    • Самолет поднимается в воздух благодаря работе четырех сил: притяжения, сопротивления, подъемной и тяги. Эти силы позволяют сделать полет простым и комфортным. Как сказал один пилот: "Самолеты – это самые счастливые создания из всех, кто находится в воздухе". Если хотите расширить свои знания об этом, изучите специальную литературу.
    • Реактивные двигатели устроены проще, чем двигатели автомобилей или даже газонокосилок. Даже если что-то случится с одним двигателем (что маловероятно), самолет сможет лететь на оставшихся.
  4. Не переживайте из-за того, что дверь может открыться во время полета. Дверь не откроется. Когда самолет наберет высоту 9000 метров, на дверь будет давить около 9000 килограммов, то есть закрыта она будет надежно.

    Помните, что самолеты регулярно проходят техобслуживание. Самолеты ремонтируют и подвергают плановым проверкам. На каждый час, который самолет проводит в воздухе, приходится 11 часов техобслуживания. Это означает, что если ваш полет длится 3 часа, то сначала он прошел 33 часа техобслуживания для проверки, что все работает гладко.

    Запишитесь на занятия. Есть специальные занятия, которые помогают преодолеть боязнь летать. Есть два типа занятий: на одни нужно ходить лично, а на других достаточно просто смотреть видео, читать специальную литературу и общаться с психологом. В рамках занятий также предусмотрено посещение аэропорта и анализ полета с преподавателем. Однако эффект от занятий может быть краткосрочным, если только вы не будете летать регулярно.

    Пойдите на занятия по управлению самолетом. Столкните себя со своим страхом. Существует множество историй о том, как люди всю жизнь боялись чего-то, а потом оказались в ситуации, которой старались избегать, и поняли, что бояться было нечего. Один из способов побороть страх - погрузиться в ситуацию, которая является полностью безопасной. В данном случае безопасность обеспечивает инструктор.

    • Рядом с терпеливым инструктором вы можете внезапно понять, что летать не так уж страшно. Конечно, это радикальный подход к проблеме, но это может быть именно тем способом борьбы со страхом, который подойдет вам.
  5. Не читайте слишком много об авиакатастрофах. Если хотите сохранять спокойствие, не интересуйтесь авариями, о которых пишут в новостях. Так вы только сделаете себе хуже - вы начнете еще больше переживать из-за того, что может случиться с мизерной вероятностью. Если вы и так боитесь летать, не усиливайте свой страх.

    • Это касается и просмотра фильмов вроде "Экипажа" и других лент об авиакатастрофах или неудачных полетах.

Покупка билета на самолет

  1. Выбирайте прямые рейсы. Хотя вы не сможете контролировать ситуацию, когда окажетесь на борту самолета, есть способы сделать перелет более приятным. Самый простой - выбрать прямой рейс. Чем меньше времени вы проведете в воздухе, тем лучше.

    Выбирайте места над крылом. Если сидеть в этой части самолета, трясти будет меньше. Это самая устойчивая часть, которая меньше всего вибрирует.

    Выбирайте места возле прохода или возле аварийного выхода. Следует выбрать место, где вы не будете чувствовать себя в ловушке. Больше всего для этого подходят места возле прохода и возле аварийного выхода.

    Выбирайте рейсы, которые выполняют большие самолеты. В больших самолетах трясет меньше. При просмотре информации о рейсе можно узнать, какой самолет выполняет этот рейс. Если у вас есть возможность сесть на большой самолет, так и поступите. Чем крупнее самолет, тем более плавным будет перелет.

    Летайте днем. Если вы боитесь летать в темноте, летайте днем. Возможно, вам будет спокойнее, если вы будете видеть небо вокруг самолета. В темноте иногда летать страшнее, потому что кажется, что вас окружает неизвестность.

    Выбирайте маршрут с наименьшей турбулентностью. В США есть даже специальный сайт Turbulence Forecast , где можно увидеть, в каких зонах турбулентность минимальная. Если вы летите с пересадкой, выясните, можно ли выбрать более спокойные рейсы.

Подготовка к перелету

    Побывайте в аэропорту в свободное время. Рекомендуется съездить в аэропорт, когда вам не нужно никуда лететь. Походите по терминалам и освойтесь там. Возможно, это покажется радикальной мерой, однако это один из действенных способов подготовиться к предстоящему перелету.

    Прибудьте в аэропорт заранее. Старайтесь приехать как можно раньше, чтобы у вас было время сдать багаж, пройти досмотр и найти свой зал ожидания. Если вы приедете поздно, у вас не будет времени настроиться на перелет, и ваше беспокойство усилится. Привыкните к терминалу, к людям, которые приходят и уходят, и к атмосфере аэропорта. Чем привычнее вам там будет, тем спокойнее вы будете себя чувствовать, когда придет ваша очередь подниматься на борт самолета.

    Познакомьтесь со стюардессами и пилотом. Поднявшись на борт, поздоровайтесь со стюардессами или даже с пилотом. Посмотрите на то, как они в своей форме выполняют свою работу. Пилоты долго учатся, как и врачи, поэтому вам следует уважать их и доверять им. Если вы будете доверять этим людям и будете помнить о том, что они профессионалы, которые заботятся о ваших интересах, вам будет проще перенести перелет.

    Откажитесь от алкоголя. Многие люди начинают заказывать вино и коктейли в безумных количествах, как только стюардессы прокатывают первую тележку. Это не поможет вам избавиться от страха. Алкоголь может даже усилить беспокойство по поводу отсутствия контроля, особенно если вы переживаете из-за возможной необходимости экстренно покинуть самолет.

    • Алкогольное опьянение приводит к плохому самочувствию, особенно когда действие алкоголя проходит.
    • Если вы действительно хотите успокоить нервы, выпейте один бокал вина или пива.
  1. Возьмите с собой закуски. Отвлекайте себя едой, которую можно есть долго, или просто чем-то, что вы очень любите.

    Возьмите с собой желтую прессу. Возможно, вы не сможете решать на борту самолета примеры по математике, но сил на то, чтобы прочитать все последние сплетни из мира знаменитостей, вам хватит.

    Подготовьтесь ко сну в самолете. Многие рекомендуют вставать пораньше перед самолетом, чтобы поспать в самолете. Нет лучшего способа проверсти время в полете, чем сон.

Во время перелета

    Дышите глубоко. Делайте глубокие вдохи через нос, затем выдыхайте, считая до 10, пока весь воздух не выйдет из легких.

    Сожмите подлокотник. Если ощущаете сильное беспокойство, особенно во время взлета и посадки, сожмите подлокотник как можно сильнее. В этот же момент напрягите мышцы живота и задержитесь в этом положении на 10 секунд.

    Наденьте на руку тонкую резинку. Когда почувствуете беспокойство, начните оттягивать ее и отпускать. Небольшая боль позволит вам вернуться к реальности.

  1. Возьмите с собой разные средства развлечения. Если у вас будет много вариантов, вам будет проще перенести перелет. Возьмите с собой журналы или скачайте сериал и посмотрите его в самолете. Можно поиграть в компьютерную игру, сделать домашнюю работу, просмотреть рабочие бумаги.

    • Выберите то, что вам подходит. Считайте время, проводимое в воздухе, временем на то, чтобы сделать то, что вы давно хотели или должны были сделать, а не пыткой.
  • Если вам кажется, что ваша тревожность превышает допустимый уровень, запишитесь на прием к психотерапевту и пройдите курс лечения. Можно попросить врача выписать вам препарат, который позволит бороться с беспокойством на борту самолета. Есть препараты, которые продаются без рецепта, но всегда лучше спросить у врача о дозировке и взаимодействии с другими лекарствами.

По данным социологических исследований почти 20% людей страдают аэрофобией – страхом полетов. Аэрофобия – явление достаточно молодое, ведь вся история авиации насчитывает чуть больше 100 лет. Но в основе этого страха лежат другие страхи, гораздо более древние - скажем так, проверенные временем.

Во-первых, это клаустрофобия – боязнь замкнутого пространства. Во-вторых, боязнь высоты. А если копнуть совсем глубоко, то бояться летать на самолете человека заставляет главный страх – страх смерти, ведь по статистике выживших в авиакатастрофах почти не бывает. Кстати, эксперимент с аварийной посадкой имел место в истории.

Как преодолеть боязнь и что делать, если летать на самолете страшно, но хочется или приходится, мы и поговорим.

Недавно на глаза попалась забавная статья на тему безопасности полетов: автор на полном серьезе давал пассажирам советы на случай экстремальной ситуации. Некоторые из них были еще туда-сюда, а некоторые можно смело отнести к разряду шедевров. Предлагаем небольшую подборку рекомендаций этого, к сожалению, неизвестного широкому читателю, автора.

При аварийной посадке безопаснее всего находиться в середине салона: постарайтесь попасть туда заранее, - ну, это вполне выполнимо, при онлайн регистрации на рейс вы можете выбрать себе любые места, но автор на этом не остановился, а решил пояснить свою мысль. - Когда объявят аварийную ситуацию, и все бросятся в центр салона, вам может не хватить места. То есть вместо того, чтобы пристегнуться, привести спинки кресел и т.д. все пассажиры, игнорируя команды экипажа, ломанутся в середину салона. Если они читали нашего автора – однозначно ломанутся.

Постарайтесь не отстегивать ремень безопасности в течение всего полета, - вполне нормальная и хорошо всем знакомая рекомендация. Читаем дальше. – Ведь при резком маневре самолета вы можете оказаться на потолке. Это ж какие должны быть маневры у самолета, чтобы пассажиры на потолоке оказались? Но, видимо, автор считает это вполне банальной ситуацией и продолжает: Обязательно пристегните соседа, иначе он может с потолка упасть прямо на вас.

Во время взлета и посадки обязательно наденьте кожаное или шерстяное пальто , - поняли? Пальто нужно брать с собой, даже если на дворе август и вы летите на море, потому что - Кожа плохо горит, а шерсть смягчит удар . - В таком случае надо иметь при себе 2 пальто – одно на случай пожара, а второе – если самолет будет падать. И оба обязательно надеть при взлете!

Одевайтесь в яркое, вас быстрее заметят в воде , - о"кей, два ярких пальто.

Паника – худший враг пассажиров, попавших в аварийную ситуацию , – Да, согласны. – Помогите экипажу навести порядок, для этого громко заявите: «Кто будет орать, тому голову расшибу!» - Ага, а после этого бегом в середину салона.

Если неожиданно открылся аварийный люк с кислородными масками, немедленно надевайте маску , - дельный совет. Маску действительно надо надевать немедленно, не задавая никаких вопросов, поскольку этот люк срабатывает при разгерметизации салона. Но наш автор видит причину в другом, - вы не сможете определить поступает кислород или нет, так как он не имеет запаха , - чё? В общем, не принюхивайтесь, а надевайте маски. Причем, без вопросов, потому что: стюардесса вам не поможет, она будет занята другими . – Вот так-то!

На всякий случай (и вопреки правилам провоза ручной клади) автор настоятельно рекомендует иметь при себе «нож некриминального размера». Он вам может пригодиться, поскольку на спасение из горящего самолета вам будет отведено судьбой всего 5 минут до взрыва топлива. Ползите к выходу на четвереньках, внизу задымление ниже . – Нож, видимо, нужен для того, чтобы прокладывать себе дорогу в середину салона или к выходу в толпе паникующих пассажиров в то время, пока стюардесса будет занята другими.

Ну и наконец, если вы за 5 минут с ножом наперевес, на четвереньках и в двух пальто благополучно выбрались из горящего самолета, то не считайте себя спасенным – вы должны успеть быстро отойти минимум на 1,5 километра, иначе вас накроет взрывной волной .

Перед полетом: суеверия и приметы

Те, кто верит в приметы, наверняка знают, что нужно «присесть на дорожку» и обязательно посмотреться в зеркало, если пришлось вернуться за чем-нибудь забытым – иначе «дороги не будет». Вот, пожалуй, и все, что известно на тему примет для путешественников обывателю.

Совсем другая картина наблюдается в среде профессионалов: пилоты – одни из самых суеверных людей. У них есть множество «предполетных» примет, которые большинством летчиков выполняются неукоснительно. Некоторые приметы и ритуалы очень специфические, а некоторые, возможно, вам понравятся, и вы возьмете их на заметку. Ведь если ими пользуются пилоты с многолетним стажем, то они наверняка работают, а значит и с вами в полете будет все хорошо.

  • Надевайте в полет вещь, которая однажды уже летала.
  • Никогда не говорите «последний».
  • Перед полетом нельзя бриться и стричь ногти.
  • Не тыкайте пальцем в небо – погода будет не летная.
  • Перед полетом нужно выкурить полсигареты и затушить, а докурить после посадки. Некурящим разрешается проделать аналогичную процедуру с чем-нибудь вкусным: съесть пол-яблока, а вторую половину – когда самолет сел.
  • Не свистеть в самолете.
  • Не говорить про самолет гадости – сломается.
  • Нельзя фотографироваться перед взлетом на фоне самолета (эта примета точно работает: фотографироваться на фоне самолета – к проблемам со службой безопасности аэропорта).
  • Не заниматься перед вылетом шитьем.
  • Если самолет сильно трясет, надо позвенеть перевернутыми стаканами.

Верую. Молитва для путешествующих

Прекращаем веселиться и переходим к вещам более серьезным.

Большинство православных верующих - фаталисты. Чтобы ни случилось – на то воля Божья. Они воспринимают любые неприятности и беды, как ниспосланное им испытание, испытание веры. Но в ситуации с полетами на самолетах создается четкое ощущение, что божественные силы к этому не имеют никакого отношения, и если вдруг началась сильная болтанка, то к Богу обращаются с просьбами спасти и сохранить. Кстати, в такие моменты о Боге вспоминают даже атеисты.

Мы не будем сейчас рассуждать на религиозные темы, а посмотрим на эти вещи с практической точки зрения. Вера – означает уверенность. Уверенность в том, что все будет хорошо. Если вы обладаете достаточно сильным характером и умеете заниматься самовнушением, то можно просто попытаться себя убедить в благополучном исходе вашего путешествия. Если же эзотерика вам ближе, чем психология, то есть простой, проверенный веками способ – молитва.

Существуют специальные молитвы для путешествующих, более того – есть молитвы для путешествующих на самолете. Самая известная из них – молитва Николаю Угоднику, этот святой вообще считается покровителем странников, так что если вы имеете хотя бы условное отношение к православной церкви, то перед взлетом можете прочитать молитву. Это поможет вам успокоиться и поверить в то, что именно этот самолет с божьей помощью благополучно долетит до места назначения. Текст молитвы:

О, всесвятый Николае, угодниче преизрядный Господень, теплый наш заступниче, и везде в скорбех скорый помощниче! Помози мне грешному и унылому в настоящем сем житии, умоли Господа Бога даровати ми оставление всех моих грехов, елико согреших от юности моея, во всем житии моем, делом, словом, помышлением и всеми моими чувствы; и во исходе души моея помози ми окаянному, умоли Господа Бога, всея твари Содетеля, избавити мя воздушных мытарств и вечного мучения: да всегда прославляю Отца и Сына и Святаго Духа, и твое милостивное предстательство, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Поскольку людей, страдающих аэрофобией, достаточное количество, психологи не могли не обратить на них внимание. В некоторых авиакомпаниях даже проводятся специальные тренинги для людей с боязнью полетов: им предлагают пройти все предполетные процедуры, затем сажают в стоящий на земле самолет и имитируют полет. Когда для человека все эти действия переходят из разряда необычных и стрессовых в категорию обыденных и привычных, то терапию считают состоявшейся.

Для тех же, кому не посчастливилось попасть на подобный тренинг, психологи предлагают несколько стандартных рекомендаций.

  • Выбирайте место в салоне в зависимости от того, чего вы боитесь. Если вы боитесь высоты, не садитесь возле иллюминатора. Если вы страдаете клаустрофобией, то постарайтесь выбрать место возле аварийного выхода или хотя бы у прохода. Если вас пугает тряска при турбулентности, садитесь ближе к началу салона.
  • Перед началом полета вызовите бортпроводника и честно скажите: я боюсь летать. Их инструктируют на этот случай и для вас обязательно найдутся правильные слова.
  • Продумайте свой гардероб на время полета. Одежда должна быть максимально удобной – если вам будет комфортно физически, то контролировать психологическое состояние вам будет проще. Возьмите с собой тапочки (в некоторых авиакомпаниях тапочки выдают), попросите плед и постарайтесь воспринимать эти несколько часов как отдых.
  • Попробуйте отвлечься. Займитесь чем-нибудь: книга, фильм, музыка, кроссворд – любое занятие поможет вам отвлечься от пугающих мыслей. Многим помогает общение – если рядом с вами оказался доброжелательный попутчик, поговорите с ним.
  • Очень простой, но действенный совет: сосите леденцы, жуйте жевательную резинку. Во-первых, это помогает адаптироваться к перепадам давления, а во-вторых, психологи считают, что в стрессовой ситуации человек непроизвольно хочет вернуться в детство – в то счастливое время, когда рядом были взрослые, способные защитить от всех бед. Ваше подсознание поможет разуму.
  • Из этой же серии: возьмите с собой что-нибудь, что вам приятно держать в руках – тактильные ощущения тоже помогают справиться с нервозностью.

И последнее: психологи рекомендуют сочинить маленькую историю на тему пугающей вас ситуации. Сначала вы представляете то, чего боитесь, а потом придумываете для этой ситуации забавный и смешной финал. И вот тут вам точно пригодятся «вредные советы» из первой части нашей статьи.

Автор статьи : Катя Ким

Путешествую и пишу о путешествиях. Не пользуюсь услугами турагенcтв, не люблю достопримечательности, которые все «обязаны посетить», не рассказываю про «курорты с развитой инфраструктурой». Делюсь опытом, как путешествовать самостоятельно.

Я боюсь летать на самолете, как мне преодолеть страх полета на самолете
Кто-то боится крыс, кто-то с ума сходит в лифте и вообще в замкнутом пространстве, кто-то боится плавать…
Это фобии человека — повышенная реакция, невроз вследствие какой-то ситуации, в которую человек всеми силами и средствами попадать не хочет.

Я боюсь летать. У меня аэрофобия.
Да, вот так.
Видели в фильмах как принято знакомиться вступая в общество анонимных алкоголиков: человек осознаёт и признаётся в своём пристрастии к огненной воде. Вот так и я сейчас постараюсь разложить по полочкам эту аэрофобию и выкинуть её на помойку.

Краткое отступление: летать на самолётах начал в совершеннолетнем возрасте.
И сразу же начал летать много: по СССР, позже за границу. Но не более 3 часов в самолёте. Никаких страхов не испытывал.
Турбуленция на высоте забавляла, ремень безопасности все время полёта болтался не пристёгнутым.

В те времена в самолётах ещё можно было курить. Время полёта пролетало незаметно в прогулках по салону между кормёжками и знакомствами с новыми людьми. В задней части ИЛ-86 которые возили челноков в ОАЭ был спуск вниз, почему-то там валялось колесо на котором стояли стаканчики с окурками и по полу катались пустые бутылки из под вискаря…
Весёлое время было.

Потом курить на борту самолетов запретили. Сначала на рейсах западных авиакомпаний, ну а потом сдался Аэрофлот.
Хочу заметить, что такой фишки как экран с фильмами и выбором музыки тогда в самолётах не было.
И вот когда курить на протяжении всего полета запретили, у меня появилось свободное время. А в свободное время когда тебя везут и от тебя ничего не зависит от нечего делать волей-неволей начинаешь прислушиваться к звукам, к вибрации и вообще начинаешь контролировать процесс движения — а вот это и есть начало страхов.

Причём боязнь моя была избирательной: я боялся взлёта, потом турбуленции во время полёта в эшелоне, а как только самолёт начинал снижение — страх улетучивался.
Я объясняю это бородатым анекдотом про Василия Ивановича с Петькой во время затяжного пряжка с парашютом: «… В.И.! До земли осталось 2 метра! Дергайте кольцо! Ты что, Петька! С русской печи не прыгал?»

Главная причина страха полета: масса свободного времени при нахождении в замкнутом пространстве и как следствие скукотища, ничегонеделание.
В это время будучи лишённым свободной коммуникации с людьми; осознанием того, что самолёт не автобус и нельзя попросить водителя остановиться чтоб размяться; а во время ночных полётов над океаном невозможность проверить привычную систему координат «земля-небо» через иллюминатор… всё это вызывает тревогу.
А далее физиологические факторы: выброс в кровь определённых гормонов, учащение пульса и как следствие — все спят как миленькие, а ты как дурак сидишь и контролируешь автопилот.

Лекарства от аэрофобии

Теперь, когда причины моего страха перед полетом найдена, остаётся найти лекарство от аэрофобии.
Этим лекарством может быть:

— собеседник (так же не спящий в ночи) и это лучший вариант
интересная книга, от которой сложно оторваться
— фильм с лихо закрученным сюжетом, который заставляет сопереживать героям и таким образом выключает противный приборчик контроля в голове
— довольно громкая музыка, которая глушит этот приборчик и его побеждает сон
— какое-то нейтральное занятие, позволяющее скоротать время в неудобном кресле: кормёжка на борту, развоз напитков, обработка фотографий на ноутбуке
— походы в туалет или за водой так же позволяют занять время в полёте
интернет WiFi на борту — позволяет работать, творить и забыть обо всём

Как уснуть на борту самолета

Второй вариант лекарства от тревоги в полете — это сон.
Если не спится, то я утомляю свой автопилот музыкой и чем ритмичнее и громче она будет — тем быстрее придёт сон.
Помочь сможет ритмичное и глубокое дыхание с паузами. Как учат на йоге.

Можно попробовать успокоительные, которые сейчас продаются в аптеках — они позиционируются специально для сна в самолёте.
Сам не пробовал, не знаю.
Но на Форуме Винского вы можете .

Кто-то полагается на алкоголь, но я не хочу рекомендовать этот метод: напился до беспамятства и уснул.
Это грозит тем кто много летает или по роду деятельности много сидит — тромбозом вен нижних конечностей… .

Знание как устроен самолет

Еще одна пилюля от страха полета — знание основ аэродинамики и конструктивных особенностей самолёта.
Самолёты рождены летать. Чтобы самолёт разучился летать надо очень и очень сильно постараться.
Ну и потом — чего боятся! Вы добровольно зашли в него, доверив свою безопасность пилотам и страхом вы им не поможете держать штурвал.
Современные самолёты автоматизированы так, что могут сами садиться.
А то, что иногда во время полёта самолёт машет крыльями — то и птицы машут, поэтому и летают.

Почувствуйте полет сами
Последний вариант: найдите ближайший к дому аэроклуб и (лучше реактивном) в то время когда лётчик будет исполнять фигуры высшего пилотажа.

После этого вы точно перестанете бояться летать на пассажирских самолётах, которые после табуретки покажутся вам бесшумными лимузинами.
Вы почувствуете, что прочность конструкции самолёта превосходит прочность вашего позвоночника и турбуленция на борту Боинга или Аэробуса с размазыванием чая с макаронами по креслам и стенам салона — это просто детский лепет.

Летайте в бизнес классе

На дальние расстояния лучше летать первым или бизнес классом.
Там, лёжа с подушкой под головой в хороших наушниках вам будут снится приятные сны.
Но это стоит денег и тем, кто может себе это позволить моя рекомендация не нужна — итак летают.

Ссылки для самостоятельных путешественников:

Авиабилеты дешевле чем везде — с помощью