Как делится европа и азия на карте. Где граница между азией и европой

«Что за странный вопрос?» — спросите вы. В школьном учебнике географии об этом написано ясно и понятно. Да и не только в учебниках. На главнейших железнодорожных магистралях, пересекающих Уральский хребет, стоят обелиски, на одной стороне которых написано «Европа», на друга — «Азия». Здесь и проходит граница между двумя частями света.

Но оказывается, что вопрос этот вовсе не такой уж простой, как кажется вначале, и пограничные европейско-азиатские столбы поставлены не совсем удачно. Если вы сравните целый ряд различных географических изданий, то увидите, что на этот счет имеются самые разноречивые указания. Больше всего расходятся ученые в точках зрения на проверив европейско-азиатской границы в районе Кавказа. Чаще всего ее проводят по главным водоразделам Кавказского хребта, реже — по его северному склону, а в Большом Советском атласе мира эта граница совпадает с государственной границей СССР. Отсюда, естественно, возникает немало спорных опросов. Какова точная площадь Европы и Азии? Что считать высочайшей европейской вершиной — Монблан или Эльбрус? Особенно много затруднений создается при различных статистических подсчетах.

В прошлом году вопрос о проведении границы между Европой и Азией был вынесен на обсуждение Московского отделения Всесоюзного географического общества.

В ходе этого обсуждения выяснилось, что, оказывается, вообще европейско-азиатскую границу нельзя провести с точностью до одного метра или даже километра. Почему? Потому, что в природе между Европой и Азией нет резкого перехода. Климат в Европе у границы с Азией такой же, как и в Азии у границы с Европой, почвы такие же, в растительности также нет большой разницы. Единственным естественным рубежом может служить строение земной поверхности, отражающее геологическую историю местности. Это обычно и использовали географы, проводя границу между Европой и Азией по Уралу и Кавказу. Но где же точно провести границу? Ведь ширина Урала доходит до 150 километров, а Кавказа — и того больше. Выход из этого положения находили в том, что границу проводили по главным водоразделам Урала и Кавказа (поэтому-то и были на Урале расставлены пограничные обелиски). В таком случае западная часть Урала относилась к Европе, а восточная — к Азии, жители северного склона Главного Кавказского хребта могли считать себя европейцами, а южного склона и всего Закавказья — азиатами. Но беда не в этом.

Самые большие неприятности из-за такого проведения границы между Европой и Азией терпели картографы. Составляя, например, карту Европы, они должны были показывать пол-Урала и небольшую часть Кавказа, разрывая эти горные массивы. Возражали против такой постановки вопроса и геологи. Они вынуждены были искусственно делить на две части Кавказ, имевший единую геологическую историю развития. Мугоджары, лежащие на продолжении Уральского хребта и составляющие с ним единое целое, иногда отрывались от Урала, так как некоторые ученые границу южнее Уральских гор проводили по реке Урал.

Московские географы решили, что такое положение должно быть исправлено и что нужно договориться о таких границах между Европой и Азией, чтобы Урал и Кавказ не разрывались на части, а целиком относились к тому из материков, с которым они больше связаны геологической историей. В связи с этим рекомендуется границу Европы и Азии проводить по восточной подошве Уральских гор и Мугоджар, затем по реке Эмбе. по северному берегу Каспия, по Кумо-Манычской впадине и Керченскому проливу.

Таким образом, Урал теперь решено целиком относить к Европе, а Кавказ — тоже целиком — к Азии. Азовское море следует считать европейским.

Такое решение вопроса о границе Европы и Азии будет отражено во всех учебниках географии и на всех географических картах, выпускаемых в учебных целях.

Б.Н. Можаев, кандидат географических наук

Граница между Европой и Азией становится важнейшей особенностью уральского региона. Обычно границу Европы и Азии проводят по водоразделу Уральских гор. Однако где именно правильнее проводить эту границу в некоторых местностях до сих пор идут споры. Как и где проходит граница между Европой и Азией на карте мира - на самом деле не очень ясно. Европейско-азиатскую границу нельзя провести с точностью до одного метра или даже километра, поскольку не существует четких ориентиров. Однако вслед за Татищевым стали признавать Уральский хребет в качестве естественного рубежа между Европой и Азией, и что по Уралу проходит граница двух частей света: Европы и Азии.

Граница между двумя частями света - понятие весьма условное. Мнение о прохождении границы через Урал сейчас общепринято, потому на территории Уральского федерального округа и соседних регионов имеется обилие пограничных памятных знаков и обелисков на границе Европы и Азии. Точное их количество определить достаточно сложно, поскольку их учета на государственном уровне по-прежнему нет, а некоторые установлены в весьма труднодоступных местах. Но многие из них весьма интересны. Правда, и не все из них соответствуют реальной границе.

Обелиски и памятные знаки на границе Европы и Азии.

Уральские горы протянулись с севера на юг на многие тысячи километров, разделив собою две части света - Европу и Азию. И на всем их протяжении стоят пограничные столбы. Больше всего памятников и знаков установлено на Урале, к сожалению, часть знаков уничтожена, часть знаков это просто таблички или столбики, но сооружены и обелиски, расположенные на стыке Азии и Европы, установленные людьми с целью подчеркнуть исключительность этих мест. Каждый из них сооружался в честь какого-либо события, и каждый имеет свою историю.

Обелиски «Европа-Азия» – популярные места для фотосессий, здесь делается множество снимков. Кроме туристов, частыми посетителями обелисков являются молодожены. Здесь новобрачные привязывают ленточки рядом с обелиском и, конечно же, фотографируются на память.

Самый северный обелиск на границе Европы и Азии стоит на берегу пролива Югорский Шар. Его установили в этой труднодоступной местности в 1973 году сотрудники полярной станции. Пограничный знак представляет собой деревянный столб с надписью «Европа-Азия». Также к столбу прибита цепь с якорем. Считается, что на этом месте граница между Европой и Азией выходит на берег Северного Ледовитого океана.

Самый восточный. Самая восточная пограничная черта Европы отмечена обелиском «Европа-Азия». Находится он вблизи от деревни Курганово (примерно в 2 километрах), на Полевском шоссе. По совместительству, этот монумент увековечивает 250-летие со дня научного определения места прохождения границы двух частей света, сделанного Н.В. Татищевым. Правильность местоопределения подтверждает тот факт, что установлен обелиск совместно с членами Географического общества, в 1986 году.

Самые южные. Сразу два популярных обелиска «Европа-Азия» можно найти в Южном Урале, в Челябинской области, между Миассом и Златоустом. Первый - монумент у железнодорожной станции Уржумка. Выполнен из каменного, гранитного основания, представляющего собой квадрат. В верхней части обелиска имеется выступающий метровый «рукав», на котором указаны стороны света. «Европа» со стороны города Златоуста и «Азия» - со стороны Миасса и Челябинска. Вершину монумента венчает высокий шпиль. Посвящен обелиск окончанию строительства южноуральского участка Транссибирской магистрали в 1892 году.
Второй каменный монумент находится прямо на трассе М5 «Урал», между Миассом и Златоустом, где дорога пресекает горный хребет Урал-Тау.

И все же наиболее известные и популярные памятники на границе Европы и Азии находятся на Московском тракте у Екатеринбурга и близ Первоуральска. Единственный обелиск, который установлен прямо в черте города, это металлическая стела, своей формой напоминающая ракету или Эйфелеву башню, расположенная в Екатеринбурге, на 17 километре Новомосковского тракта. Установлен монумент в 2004 году, но в ближайшее время планирует быть подвергнутым грандиозной переделке.

Самый красивый обелиск «Европа-Азия», который находится на трассе Пермь-Качканар, недалеко от границы со Свердловской областью. Найти его достаточно просто, и 16-метровый белый столб не даст ошибиться. Установлен памятник в 2003 году. Помимо столба, украшенного изваяниями крылатых львов и двуглавым орлом, имеется смотровая площадка и черта на асфальте, обозначающая непосредственную границу.

Самый популярный он же самый первый памятник на границе Европы и Азии стал памятник на горе Березовой. Он находится недалеко от города Первоуральска на бывшем Сибирском тракте. Первый пограничный знак появился здесь еще весной 1837 года - перед приездом на Урал 19-летнего цесаревича Александра Николаевича - будущего наследника престола.
На той же горе Берёзовой чуть далее, ближе к Первоуральску, в 2008 году был открыт новый обелиск Европа-Азия. Высокий 30-метровый столб из красного гранита венчает двуглавый орел. Создан с целью привлечения туристов, ставшая традиционным местом посещения свадебных кортежей.

Остальные расположены в разных частях Свердловской области и за ее пределами: в Пермском крае, Челябинской области, Оренбурге, Башкирии, Магнитогорске и в ряде других населенных пунктов.

И мне предстоит побывать в двух городах (Оренбург и Екатеринбург), которые, в частности, позиционируют себя как города находящиеся на границе Европы и Азии. Так ли это на самом деле?

Постановка вопроса. Границу между Европой и Азией начали проводить еще древние греки, которые, как известно, сами и изобрели эти псевдо-географические понятия. Вот уже 2,5 тысячелетия народы, относящие себя к цивилизации, где ценятся индивидуальные свободы человека (Европа) экстраполируют на реки, моря и горы свое ментальное размежевание с цивилизацией, где таковые свободы ценятся в гораздо меньшей степени или же совсем игнорируются (Азия). Что интересно, граница между Европой и Азией на всем ее извилистом протяжении обосновывается сугубо географическими доводами. Вообще, подвергать сомнению идею древних греков о том, что сама природа разделила людей на два разных мира, в науке не принято, - ведь с кого же, как не с этих самых эллинов и началась наука? Поэтому Европа и Азия всегда будут разделены не только в культурном сознании людей, но и на географической карте. Вопрос в том, чтобы точно обозначить границы. Вот тут начинается самое интересное.

Античность и Средние века. "Отец истории" Геродот (ок. 484 г. до н.э. - ок. 425 г. до н.э.), опираясь на авторитетные мнения своих современников, говорит о том, что граница между Европой и Азией после Понта Эвксинского (Черного моря) проходит по водам Меотиды (Азовское море) и далее по реке Танаис (Дон). Такой же точки зрения будут потом придерживаться такие светила античной географии как Страбон (ок. 64 г. до н.э. - ок. 23 г. н.э.) и Клавдий Птолемей (ок. 100 г. - ок. 170 г.). Тема будет развита уже в эпоху раннего Средневековья - в книге византийского историка VI в. Иордана "О происхождении и деяниях гетов". Цитирую источник: "Посередине Скифии есть место, которое разделяет Азию и Европу одну от другой; это - Рифейские горы, которые изливают широчайший Танаис, впадающий в Меотиду" . Итак, границей Европы и Азии по-прежнему признаются Меотида (Азовское море) и Танаис (Дон), однако "демаркационная линия" проводится дальше на восток и север - вдоль Рифейских гор, которые есть ничто иное, как Урал. Откуда было знать Иордану, что Дон течет не со склонов Уральских гор, а со склонов Среднерусской возвышенности? Фактом однако остается то, что впервые в сознании ученого мира границы Европы и Азии были отодвинуты до Урала.

Точка зрения М.В. Ломоносова. Великий русский ученый Михаил Васильевич Ломоносов в своем трактате "О слоях земных" (1757-1759), помимо прочего, попытался по-своему примирить вопиющую неосведомленность византийца Иордана о верховьях реки Дон и данные современной картографии. О разделении между Европой и Азией он пишет так: "Оное состоит не в узком перешейке, но в низкой долине, которая простирается от устьев Донских до Северного Океана, и почти везде водами дает сообщение. Ибо Дон отделяется малым расстоянием от Волги, и соединен с нею каналом. Вершины реки Вятки впадающие в Каму, а с нею и в Волгу, связаны, в вешнюю пору особливо, водяным ходом с вершинами реки Печоры" . Здесь, кстати, интересно, что М.В. Ломоносов говорит, как о чем-то реальном, о "канале" между Волгой и Доном, хотя его тогда просто не было. Суть однако в другом: границу Европы и Азии ученый проводил по Волге, верховьям Камы и далее по реке Печоре, впадающей в Северно-Ледовитый океан. Уральские горы как естественная разделительная линия вообще игнорируются - они как бы остаются на территории Азии.

В.Н. Татищев и Ф.Н. Страленберг . Так уж случилось, что точка зрения М.В. Ломоносова оказалась в истории географии маргинальной, а восторжествовала концепция, которая была обоснована двумя его старшими современниками, - причем независимо друг от друга, - российским историком Василием Никитичем Татищевым и шведским географом Филиппом Иоганном фон Страленбергом. Отдадим должное шведу - тот публично высказался по этому вопросу раньше, чем Василий Никитич. Если кто не знает, Страленберг жил в России (в Сибири) как военнопленный и вернулся в Швецию только после окончания Северной войны. В 1730 г. он издает в Стокгольме свой научный труд под названием "Историко-географическое описание северной и восточной частей Европы и Азии", в котором, в частности, обосновывает свою версию границы между Европой и Азией. Она у него проходит так: Уральские горы на всем их протяжении с севера на юг вплоть до соприкосновения с возвышенностью Общий сырт, далее по реке Самаре до места ее впадения в Волгу, по которой до г. Камышин, откуда по рекам Камышинке и Иловле до изгиба Дона, впадающего в Азовское море. Когда В.Н. Татищев познакомился с работой Ф.Н. Страленберга, это подвигло его на написание собственного трактата под названием "Общее географическое описание всея Сибири" (1736). Выяснилось, что он дважды имел встречу со Страленбергом (в Тобольске в 1720 г. и в Стокгольме в 1725 г.) и дважды советовал ему обозначать Урал как евро-азиатскую границу. И теперь, на правах инициатора идеи он более детально и, с его точки зрения, более обоснованно еще раз проработал картографическое разделение Европы и Азии. Вот она, "линия Татищева": пролив Югорский шар - Уральские горы - изгиб реки Урал (в районе г. Орск) - река Урал до Каспийского моря - устье реки Кума - Кумо-Манычская впадина - река Маныч, впадающая в Дон - Азовское море.

XX конгресс Международного Географического Союза (Лондон, 1964). Географическая наука советского периода, в целом принимая версию В.Н. Татищева, внесла и свой вклад в точное определение границы между Европой и Азией. Большая советская энциклопедия (3-е изд., 1969-1978) ссылается на решение XX конгресса Международного Географического Союза, в рамках дискуссии которого была одобрена точка зрения советских географов на вопрос пресловутой границы. Итак, с середины XX в., по крайней мере, в нашей отечественной традиции линия разделения Европы и Азии идет (с севера на юг) строго от Байдарацкой губы по восточной подошве Уральских гор, а затем по восточной же подошве Мугоджар (южный отрог Уральских гор в Казахстане). Затем линия идет по реке Эмба, впадающей в Каспийскоей море. Дальше современные географы следуют в точности за В.Н. Татищевым: устье реки Кума - Кумо-Манычская впадина - река Маныч, впадающая в Дон - Азовское море.

Что же получается? А получается, что (примем все условности этой 2,5-тысячелетней игры!) Екатеринбург, а также Нижний Тагил и Челябинск действительно находятся на границе Европы и Азии. Целиком внутри Европы находятся Оренбург и Орск, которые, согласно В.Н. Татищеву, были "пограничными". Более того, европейскими (в географическом смысле слова) городами следует признать казахстанский город Актобе (бывший Актюбинск), а также Атырау (бывший Гурьев). Интересно, что Элиста (столица Калмыкии) - это однозначно европейский (в географическом смысле слова) город, а вот Ставрополь, Краснодар и Сочи - это Азия, как ни крути...

получившая грант Русского географического общества, исследовала границу между двумя континентами и дала ее точное научное описание от Карского до Каспийского морей. Возможно, благодаря этому будет поставлена точка в почти трехсотлетнем «пограничном» споре .

Пограничные сложности

Граница между Европой и Азией проходит по Уралу. Это известно каждому со школьной скамьи написано во всех учебниках, а на важных железнодорожных магистралях, пересекающих Уральский хребет, стоят обелиски, на одной стороне которых указано «Европа», а на другой - «Азия». Но, при детальном рассмотрении, оказывается, что все не так просто.

Даже если оставить в стороне историю вопроса, насчитывающую не одну сотню лет, и просто посмотреть современные географические издания, окажется что в описании границы есть изрядные расхождения. Больше всего разночтений касается места ее прохождения в районе Кавказа. Из-за этого возникает немало споров. Какова точная площадь Европы и Азии ? Как правильно произвести статистические подсчеты? От каких точек отталкиваться в промышленном освоении приграничных регионов? Какую гору считать высочайшей европейской вершиной – Монблан или Эльбрус? В некоторых энциклопедиях так и написано: «… в зависимости от границ континентов список высочайших вершин может слегка меняться», а на многочисленных туристических сайтах постоянно разворачиваются вот такие дискуссии: «…Проблемы у Вас с географией!!! Граница проходит по Кума-Манычской впадине, поэтому Кавказ полностью относится к Азии! Поэтому Эльбрус никак не может быть высочайшей вершиной Европы! Это высочайшая вершина России!»

Справка

Впервые в отечественной истории Урал, как сплошной горный пояс, простирающийся от Северного ледовитого океана до Прикаспия, описал В.Н. Татищев. Он же предложил считать Урал границей между частями света. До него границу проводили по Танаису-Дону (Геродот), Волге и Каме (арабские источники) и даже Оби (Делиль).

В отношении южной части границы существуют две основные точки зрения. Часть ученых считают ею широтный отрезок реки Урал в районе города Орска, но большинство географов называют оконечностью Урала южную окраину Мугоджар.

Нет единого мнения и по западной границе Урала, а споры о самой северной точке гор длятся более 260 лет. Одна группа исследователей считает северной оконечностью это части горной страны район Константинова Камня на Заполярном Урале. Другие относят к Уралу даже побережье Карского моря в районе пролива Югорского Шара. В последнем случае самой северной точкой Урала называют мыс Тонкий.

Уточненная граница Европы и Азии

Исходя из того, что границу между Европой и Азией следует уточнить не только на материке, но и в зонах шельфа, окраинных и внутренних морей, исследователи предлагают все Карское море отнести к Азии, а границу между Европой и Азией провести по восточным берегам Новой земли и острова Вайгач. Наиболее проблемным является о северной точке границы между Европой и Азией на побережье Карского моря. На основе сопоставления возможных вариантов замыкания межконтинентальной границы экспедиция пришла к выводу, что основными ориентирами в пределах Югорской области Урала нужно считать Карскую губу, каньон нижнего течения реки Кары с переходом в долину Нярмаяхи и гору Константинов Камень как орографическое выражение северного окончания Уральских гор.

С южной границей все сложнее. Южный Урал отличается от всех других горных областей более сложным геологическим строением, дугообразной формой тектонических структур и целым веером хребтов, разобщенной сетью продольных речных доли, имеющих южное и юго-западное направление. В таких условиях сложно выбрать, какой из хребтов является основным. В свое В.Н. Татищев избрал в качестве границы реку Урал с самого его истока. Экспедиция не согласилась с этими выводами, так как в верховьях река еще не представляет собой заметного рубежа. Кроме того, долина верхнего течения Урала существенно смещена к востоку, по отношению к структурно-тектонической оси Урала, между тем как ряд его хребтов все еще продолжает играть роль главного водораздела горной системы.

В связи с этим, предлагается провести границу между Европой и Азией ориентируясь на меридиональные орографические структуры имеющие выход на южную оконечность всей горной системы – Мугоджарам и кряжу Шошкаколь.Основными ориентирами для этой части границы являются пересечение долины реки Уфы у ее слияния с Кизилом, далее по водоразделу (хребет Кальян) с выходом на гору Сава (748м), хребет Юрма (1002 м), хребет Таганай (гора Круглица, 1177м), северные оконечности хребта Малый Таганай с выходом на осевую часть хребта Уралтау до хребта Нажимтау, служащего водоразделом Урала и Волги.

Здесь кончается Европа

Конечной точкой границы Восточно-Европейской равнины и всей Европы на юге, является низменная морская равнина, располагающаяся у Северного подножья хребта Северный Актау между заливом Кочак и западным уступом Устюрта.

Путешествие от столба к столбу (Билимбай — родина ракетного самолета, святые источники в Тарасково, Дедова гора и озеро Таватуй).

Несмотря на то, что внешних государственных границ через Екатеринбург не проходит, мы все по нескольку раз в день имеем возможность сновать из одной части света в другую. Вероятно, это «хронически пограничное» состояние особым образом влияет на уральский менталитет. Граница Европы-Азии – это наш Гринвич (который точка отсчета), это наш экватор (отсекающий неудачную половину) и вечный источник движения. Ведь постоянно хочется узнать: а что там, с другой стороны? Лучшая жизнь – или новое приключение?

Географический энциклопедический словарь приводит несколько вариантов проведения границы: по восточным подножиям или по гребням Урала. Однако эти понятия не являются достаточно строгими. Наиболее корректным с научной точки зрения является подход, сформулированный Татищевым. Он предложил провести границу двух частей света по водоразделу Уральских гор. При этом водораздельная линия имеет сложный характер и может смещаться.

Сейчас на Урале установлено более 20 обелисков Европа-Азия . Первый (№1) – новодел (2004 г.) на 17 км Московского тракта, который все знают, мы проехали без остановки. О правильности установки этого знака много споров. Ему приходится принимать максимальное количество официальных делегаций – безусловно, для мероприятий место удобное. Из интересного — в постамент заложены камни с крайних точек Европы (мыс Рока) и Азии (мыс Дежнёва).

На подъезде к Первоуральску с московского тракта (справа, не доезжая метров 300 до стелы с названием города) – следующий знак (№2).


Первоначально этот монумент располагался у горы Берёзовой на старом московском (Сибирском) тракте, примерно в 300 м на северо-восток от нынешнего места, но был перенесен. Рядом со знаком — родничок и табличка «начало маршрута».


Очень похоже, что эта тропинка ведет через лес к следующему знаку (№3) – самому величественному, установленному у горы Березовой в 2008 г. вместо этой четырехгранной пирамиды. Он примечателен тем, что считается первой (самой ранней) «пограничной» меткой разделения Европы с Азией, установленной на Урале. Мы едем к нему на машине: доезжаем до Первоуральска и по старому московскому тракту примерно 1 км возвращаемся назад.

Вероятнее всего это произошло в 1837 г., как указано на чугунной плите у подножия монумента. Здесь, на высшей точке Сибирского тракта, останавливались сосланные в Сибирь, прощались с Россией и брали с собой горсть родной земли.


Сначала был установлен деревянный памятник в виде острой четырехгранной пирамиды с надписями «Европа» и «Азия». Затем (в 1846 г.) он был заменён на мраморную пирамиду с царским гербом. После революции его разрушили, а в 1926 году воздвигли новый из гранита — тот, который сейчас перенесен на новый московский тракт, на въезде к Первоуральску. В 2008 г. на этом месте построили новую стелу.

В двух км от этого столба, на северном склоне горы Берёзовой, на железнодорожной станции (остановочном пункте) «Вершина» стоит еще один (№4), самый аутентичный обелиск. Автомобильной дороги к нему почти нет – но в летнее время пешком можно прогуляться. Стоя у этого (и только этого) монумента, можно наблюдать, как по стальной магистрали тяжеловесные поезда с грузом из Сибири преодолевают уральский хребет.



Он возник вместе с чугуноплавильным заводом, построенным графом Георгием Строгановым. В своё время это был единственный завод на Среднем Урале, принадлежавший клану Строгановых.

До прихода русских на этом месте было башкирское поселение Белембай («белем» — знание, «бай» — богатый, т.е. «богатый знаниями»). Постепенно название трансформировалось в Билимбай. Строгановы начали строительство в 1730 году. А 17 июля 1734 года завод выдал первый чугун.

В километре от своего устья река Билимбаевка была запружена плотиной. Чугун и железные доски, изготовленные под молотом, весной сплавлялись по рекам Чусовой и Каме в вотчины Строгановых. В устье Билимбаевки была устроена пристань. По объёму выплавляемого чугуна и рациональному ведению хозяйства завод с первых лет существования работал ровно и стал одним из самых организованных и высокоразвитых на Урале.

Билимбаевский пруд — одно из главных украшений поселка. Во время сплава барок по Чусовой Билимбаевский пруд участвовал в регулировании воды в реке. Правда, его роль была куда скромнее, чем роль Ревдинского пруда. Если Ревдинский пруд давал вал в 2-2,5 метра, то Билимбаевский — лишь 0,35 метра. Впрочем, остальные пруды давали и того меньше.


Википедия называет Билимбай колыбелью советской реактивной авиации . В 1942 году в Билимбае проводились испытания первого советского истребителя-перехватчика БИ-1 . А вот о конкретном месте проведения работ источники приводят противоречивую информацию: то ли это был полуразрушенный цех бывшего чугунолитейного завода, остатки которого на берегу пруда сохранились и по сей день, то ли Свято-Троицкий храм (в советское время — клуб труболитейного завода). Начну с наиболее правдоподобной версии (на основе документальных книг, изданных по воспоминаниям участников событий).

Во время войны в Советском Союзе часть авиазаводов и конструкторских бюро эвакуировали на Урал. КБ Болховитинова, создавшее первый советский истребитель с ракетным двигателем БИ-1, оказалось в Билимбае.

По данным Википедии, БИ-1 (Березняк - Исаев, или Ближний Истребитель) — первый советский самолёт с жидкостным ракетным двигателем (ЖРД).

Разработка была начата в 1941 в КБ завода № 293 в г. Химки. Время полёта самолёта могло быть всего от 1 до 4 минут. Однако, при этом, самолёт имел необычайно большую для того времени приемистость, скорость и скороподъемность. Именно исходя из этих особенностей стало ясно будущее назначение самолёта - перехватчик. Концепция «быстрого» ракетного перехватчика, работающего по схеме «молниеносный взлёт - одна быстрая атака - посадка на планировании» выглядела привлекательно.

В ходе испытаний в режиме планера в сентябре-октябре 1941 было проведено 15 полетов. В октябре 41-го принято решение об эвакуации завода на Урал. К декабрю 1941 доводка самолёта была продолжена на новом месте.

До прихода русских, судя по всему, здесь и впрямь было древнее башкирское кладбище. А рощу на горке прямо в черте поселка садили вручную в 1840-х годах только что созданной в то время сеялкой Шульца.

Погулять по этому лесному островку, посаженному 170 лет назад, можно и сейчас.

Недалеко от Билимбая (примерно в трех километра вверх по Чусовой) находится камень Дюжонок — главная природная достопримечательность поселка. Но в наш авто-маршрут эта точка не вписывалась — мы направляемся в сторону Тарасково. И на пути встречаем пятую за сегодня пограничную метку «Европа-Азия» .

Самую хулиганскую из всех встреченных когда-либо (что тут делает одиноко стоящий автомобиль нам неизвестно). Обелиск находится в паре км от деревни Починок (едем до пересечения с ЛЭП), на перевале (449 м.) через Бунарский хребет. Сколько раз мы в этот день нарушили границу – считать не стали. По дороге домой это случилось еще не единожды, но уже вне охранной зоны пограничных столбов☺.

Далее прямо по курсу у нас – село Тарасково . С давних пор оно славится источниками с чудодейственной водой. Желая исцелиться, ежегодно сюда приезжает большое количество паломников не только с Урала, но и со всей России и даже из-за границы.

Свято-Троицкий мужской монастырь в селе Тарасково хранит на своей земле множество святынь и чудотворных источников. На сайте http://www.selo-taraskovo.ru/ можно изучить список и ознакомиться с историями чудесных исцелений, рассказанных паломниками.

Святых источников на территории монастыря и в окрестностях несколько.

Главный почитаемый — источник Всецарицы, расположен на территории монастыря (к нему всегда выстраивается очередь). Воду разливает один из послушников. Здесь же есть оборудованное помещение, где можно раздеться и вылить на себя пару ведер святой воды.

Рядом со стенами монастыря в небольшой часовенке — источник в честь Николая Чудотворца (там обливаться нельзя – можно только набирать воду). Говорят, что расположенному в часовне колодцу уже более 120 лет… Купаться можно только за пределами монастыря — в источнике в честь св. преподобной Марии Египетской.

Он находится в примерно в километре езды, от монастыря надо повернуть направо по лесной дороге. Здесь построена хорошая купальня с оборудованным спуском в воду.

Пишут, что «вода в источнике холодна, как лед. Стоит задержаться на пару секунд при спуске в воду, как ноги начинает неимоверно ломить от холода. Неудивительно, что после такого купания активизируются защитные ресурсы организма и можно избавиться от болезней».

Здесь просто любовались красотами… и удивлялись, как в столь благолепных местах сохранились столь неухоженные, дикие постройки…

Самозахватом попахивает, но вид…

Впереди – самая живописная часть нашего маршрута. Из Тарсково через Мурзинку, Калиново едем к озеру Таватуй .

Это одно из самых красивых и чистых озер нашего края.

Его по праву часто называют жемчужиной Среднего Урала. Со всех сторон озеро окружено горами.

Солнце светит, море плещет – красота. Ничего, что в 20 км отсюда рыбаки сидят на льду? Вот такой он, Урал, загадочный.

На западном берегу между Калиново и Приозерным находится Невьянский Рыбзавод. В Таватуе удачно разводят различные сорта рыб (сиг, рипус и др.). В советское время на озере велась промысловая добыча рыбы, за день добывали до нескольких десятков центнеров рыбы. Сейчас столько рыбы здесь нет, но на уху наловить можно.

и доезжаем до юго-восточного мыса (скорее это смотровая площадка, обозначенная в навигаторе как «кемпинг»), близ г. Высокая на восточном берегу.

Здесь на озере видно целую группу островов. Чудесные виды.

Подъехав с запада, мы обогнули южную часть озера и доехали до поселка Таватуй на востоке. Это первое русское поселение на озере, основанное переселенцами-старообрядцами (вторая половина XVII века). Возглавил старообрядческую общину Панкратий Клементьевич Федоров (Панкратий Таватуйский).

В селе Таватуй в XIX веке бывал и известный уральский писатель Мамин-Сибиряк. Вот как он описал знакомство с этими местами в очерке «Отрезанный ломоть»: «По верхотурскому тракту нам пришлось ехать сравнительно недолго, и после двух кормежек мы свернули с него влево, чтобы проехать «прямой дорогой» озерами… Эта глухая лесная дорога, существующая только зимой, необыкновенно красива… В таком лесу зимой какая-то особенно торжественная тишина, как в пустой церкви. Дремучие ельники сменяются сквозными лиственными перелесками, через которые брезжит синеющая даль. И хорошо, и жутко, и хочется ехать по этой лесной пустыне без конца, отдаваясь специально дорожным думам.…»

, 60.181046

гора Дедова: 57.123848 , 60.082684

Обелиск /"Европа-Азия/" Первоуральск: 56.870814 , 60.047514