Иван и вероника кожедубы. Что объединяет легендарного летчика с… моцартом

26.05.2011 13:00:55

Много славных героев, боровшихся против фашистских захватчиков, дала миру украинская земля. Среди них - маршал авиации, трижды Герой Советского Союза Иван Никитович Кожедуб, уроженец села Ображеевка Шосткинского района Сумской области. Родился 8 июня 1920 года. Умер у себя на даче от сердечного приступа 8 августа 1991 года, не дожив двух недель до развала великого государства, частью славы которого был он сам.

По показателям коэффициента боевой активности Иван Никитович Кожедуб занесен в Книгу рекордов Гиннесса. Его коэффициент равен 0,517, что означает количество сбитых самолетов по отношению к количеству воздушных боев. Такого показателя нет ни у одного летчика в мире.

Но в украинских учебниках истории о трижды Герое Советского Союза Кожедубе не упоминается. Кожедуб был слишком неудобной личностью для официальной версии украинской истории.

И вот наконец, справедливость торжествует - 9 мая в Киеве состоится открытие памятника трижды Герою Советского Союза Ивану Кожедубу. Об этом заявил Премьер-министр Украины Николай Азаров. Как сообщает пресс-служба Партии регионов, Премьер отметил, что Украина «до сих пор не удосужилась поставить памятник Кожедубу».

Почему же Кожедуб был неудобной личностью для официальной истории? Об этом - материал, размещенный 5 мая 2009 года в газете «UАргумент»:

ТЯЖЕЛАЯ ЦЕНА 62 СБИТЫХ САМОЛЕТОВ ПРОТИВНИКА

С одной стороны, это герой мирового масштаба на все времена. Лучшие пилоты–истребители Британии, США, Канады, Франции, Австралии и других стран союзников не смогли даже приблизиться к показателю украинского аса - 62 лично сбитых самолёта противника, причем за не полные три года участия в боевых действиях. Скептики могут возразить, вспомнив о Люфтваффе, имеющем в своём составе двух асов, превысивших рубеж в 300 сбитых и более десятка сбивших свыше 200 самолётов противника. Все верно, если только не учитывать мнения самих немецких пилотов. Ведь именно бывший противник может дать наиболее точную оценку. Истинные герои и гении всегда отличаются скромностью. Эрих Хартман, сбивший 352 самолета (наибольшее количество за всю мировую историю), считал лучшим асом Люфтваффе не себя, а Ханса–Иоахима Марселя, одержавшего всего лишь 158 побед и все на западном фронте. Логика Хартмана проста - по его мнению, и характеристики самолетов, и подготовка пилотов, и организация управления королевских ВВС примерно в три раза превосходили советские. Поэтому один сбитый самолет на западном фронте стоит, примерно, троих на восточном. Но если продолжать эту логику, то один сбитый самолет Люфтваффе можно смело приравнивать к восьми, а то и десяти сбитым советских. Косвенное подтверждение этой аргументации можно найти и в советской статистике - к дате окончания войны свыше 80% советских летчиков–истребителей не имели на своем счету ни одного сбитого самолета противника. По–другому и быть не могло. Ведь на протяжении всей войны немецкие истребители, воюя на цельнометаллических самолетах против фанерных советских, имея даже незначительный запас высоты, могли легко выйти из боя, при любом численном перевесе советской авиации в воздухе. С учетом этого достижения Кожедуба, Покрышкина, Речкалова и других советских асов ничуть не уступают достижениям немецких, особенно на фоне показателей союзников.

ЗА ВСЮ ВОЙНУ ОН НЕ ПОТЕРЯЛ НИ ЕДИНОГО САМОЛЕТА

Но Кожедуб знаменит не только общим числом сбитых самолетов. За всю войну он сменил шесть самолетов, но не потерял ни одного из них, хотя неоднократно горел и привозил пробоины. Тот же Хартман совершил 14 вынужденных посадок. Для Германии вообще было привычно бережливое отношение к пилотам, а не к технике. А пример Ютилайнена, не сбитого ни разу, является вообще редким исключением из правил. Более характерным был пример Иоханеса Визе, совершившего за день пять вынужденных посадок и сбившего в течение этого дня 12 самолетов. Что является большим приоритетом - сохранность самолета или жизнь летчика? - Решайте сами. Мы лишь подчеркиваем эту разницу как необходимую для понимания и адекватной оценки героизма советских летчиков.

Другим уникальным подвигом Кожедуба является победа над новейшим немецким реактивным истребителем Ме–262, характеристики которого на порядок превосходили возможности самолета Ивана Никитича. И это лишь один из эпизодов. По сути, вся жизнь Кожедуба - это ряд подвигов эпического, легендарного уровня. Уже тот факт, что, в 23 года став трижды героем Советского Союза, не спился в мирное время, как многие другие прославленные герои, чью психику искалечила война, не зазнался, а пошел учиться, говорит о многом.

Но это лишь с одной стороны. С другой стороны, его личные победы над двумя Мустангами, внезапно его атаковавшими и ввязавшимися в бой в апреле 1945 года. С теми Мустангами, которые американцы активно раскручивают как самые лучшие истребители Второй мировой. С другой стороны, и командование истребительной авиадивизией во время корейской войны. Командование блестящее - дивизия Кожедуба, которому запретили лично принимать участие в воздушных боях, одержала 215 побед, в том числе сбила 12 «сверхкрепостей» B–29, потеряв 52 своих самолета и 10 летчиков. С другой стороны, и великолепные качества военачальника и организатора, проявленные Кожедубом в последующее время. Сохранение в течение десятилетий превосходной летной формы - последним самолетом, освоенным Иваном Никитовичем был Миг–23. По сути, Кожедуб в течение многих десятилетий был ведущим экспертом по противодействию истребительной авиации стран НАТО.

По мере того, как официальная история отказалась от термина «советский народ», постепенно проводит замещение Великой Отечественной войны на просто Вторую мировую, все герои советской эпохи (и придуманные советской пропагандой, и настоящие) оказываются как бы в подвешенном состоянии. Какую страну они представляли? За что воевали? С какими лозунгами проявляли массовый героизм и шли на смерть? Все это уже не актуально, поскольку не имеет прямого отношения к национально освободительному движению украинского народа.

ПОЧЕМУ НЕ ПОСЧАСТЛИВИЛОСЬ СОВЕТСКИМ ВЕТЕРАНАМ?

А что нельзя использовать в деле новой пропаганды, простите, информирования народа о своей истории, о том вообще лучше по возможности не вспоминать.

А может, и вправду пора изменить свое отношение к героям былых времен? Тем более стала известна правда о новых героях, искажавшаяся и замалчивающаяся советской пропагандой. Не пора ли делать акцент на своих героях, боровшихся за независимость Украины? Тогда объясните, почему так популярны в Германии имена Ралля, Руделя, Хартмана? В Финляндии Ютилайнена, в Японии Сабуро Сакаи, других асов и как ни странно пилотов–камикадзе. О них издают книги массовыми тиражами, снимают фильмы, сайты, им посвященные, имеют высокие рейтинги посещаемости и т.д. Эти фамилии знает каждый школьник, и уважают их как легендарных героев. Никому и в голову не приходит, например, возлагать на летчиков–истребителей ответственность за злодеяния фашизма.

Да что в Западной Европе? На крупнейшем книжном рынке Киева перечень изданий о немецких героях восточного фронта, исторические исследования и мемуары исчисляются десятками. Совсем не дешевые книги издаются тиражами во многие тысячи и даже десятки тысяч экземпляров. И это нормально - в условиях рынка, образ настоящего героя всегда был коммерчески востребован. В этом плане советским ветеранам повезло меньше. Во время войны тем же летчикам «особисты» запрещали не только фотографироваться без их ведома, но даже вести дневники. Записки Покрышкина лишь исключение из правила. Так что появление советского аналога «Дневника гауптмана Люфтваффе» почти исключается. После войны было не легче - прикрепленные к ветеранам инженеры человеческих душ так искажали их мемуары, что от них мало что оставалось, кроме общих слов о верности отчизне и детального превознесения роли партии в деле борьбы с врагом.

ЧТО ОБЪЕДИНЯЕТ ЛЕГЕНДАРНОГО ЛЕТЧИКА С… МОЦАРТОМ?

Но после того, как ветеранов Великой Отечественной перестали использовать в качестве инструмента для агитации и пропаганды, постепенно начал возрастать интерес общества к героям. А в условиях, мягко говоря, безразличного отношения со стороны независимого украинского государства этот интерес проявляется в неформальном виде. И на волне коммерческой привлекательности, неформального интереса и новых технологий память о настоящих героях стала возвращаться, они стали узнаваемы и популярны. Популярность к Кожедубу вернулась примерно так же, как и к Моцарту. Не удивляйтесь - помните анекдот, когда на вопрос, знает ли мальчик Моцарта, он отвечает: «Конечно, этот чувак пишет крутые мелодии для мобилок»! Как Моцарт вновь стал звездой благодаря развитию технологий мобильной связи, а не постоянному присутствию в учебных программах уроков пения, так и Кожедуб вновь стал звездой мировой величины благодаря развитию компьютерных авиасимуляторов. Звездой в неформальной, молодежной, а не в официальной, академической среде. Конечно, любой компьютерный симулятор никогда не сравнится с реальностью, как и мелодия для мобилки с живым концертом Моцарта. Но много ли детей школьного возраста имеют возможность регулярно посещать камерные концерты ведущих украинских и мировых исполнителей? А современные мобильные телефоны позволяют грузить целые симфонии, в достаточно неплохом и постоянно улучшающемся качестве. То же и с симуляторами - постоянно совершенствуясь, они достигли совершенства, отмечаемого самими ветеранами. Видеоряд и алгоритм управления настолько реалистичны, что сами немногочисленные летчики–ветераны, уже летавшие в реальности, не могут сдержать слез, впервые погрузившись в виртуальную, но такую знакомую для них обстановку. Но авиасимулятор, тот же «Ил–2», в отличие от мобильника с загруженной симфонией Моцарта имитирует не современную, а историческую реальность, которую уже в принципе невозможно воссоздать другими средствами - еще во времена съемок фильма «В бой идут одни старики» не рискнули поднять в воздух ни один из немногочисленных сохранившихся оригинальных самолетов.

Что уж говорить о возможности современных школьников полетать на «яке» или «мессершмидте»? Возрастающая доступность, высокий уровень реализма, возможность сражаться по интернету с соперниками/партнерами по всему миру определяют все возрастающую популярность как авиасимуляторов, так и реальных героев Второй мировой. А так как все это развивается в рамках неформальной субкультуры, то наблюдается целый ряд интересных и еще не оцененных обществом процессов, характерных не только для рассматриваемого узкого сегмента.

КАК НЕФОРМАЛЬНАЯ СУБКУЛЬТУРА РЕШАЕТ ПРОБЛЕМЫ ПРИМИРЕНИЯ

Для начала это полная интернационализация общения. Помните, после помаранчевой революции были раскрученные сверху программы культурного обмена. Предполагалось, что дети из национально несознательных восточных и южных регионов будут посещать в межсезонье туристическую и курортную инфраструктуру западных областей, где будут отдыхать, знакомиться с культурой региона, а заодно проходить ускоренный курс истинного патриотизма и любви к неньке. Между тем, игровая индустрия давно наладила свой аналог культурного обмена, безо всякого содействия и контроля со стороны государства. Просто люди разных стран, находясь в одном канале связи, естественно общаются не только на тему игры, в которую играют. Обсуждается все, ежедневно и на разных языках, причем совершенно бесплатно, оплачивается только подключение к сети.

Другим признаком является полная деполитизация и деморализация периода Второй мировой. Вместо противостояния асов Геринга и сталинских соколов есть противостояние синих с красными. Многие по очереди летают на самолетах разных сторон. Соответственно, при детальном знании биографии героев меняется само отношение к ним. В этой логике Кожедуб–герой вовсе не потому воевал на стороне хороших парней и был трижды героем Советского Союза, а потому что на «лавке» завалил 62 фрица и не потерял ни одного своего самолета. И в ответ на любые сомнения в его крутости и героизме вам просто предложат это повторить в сети в бою с другими синими виртуальными пилотами - так величие подвига Кожедуба, Покрышкина и других героев становится осязаемым и доступным каждому ребенку. Соответственно и Ралль, и Хартман - это тоже герои, а не военные преступники нацистского режима. Поначалу это вызывает чувство протеста, но потом начинаешь понимать, что и Одиссей, окажись не на стороне хороших и победивших греков, а проигравших и поэтому плохих троянцев, все равно оставался бы легендарным героем. Для нас совершенно не важна политическая окраска легендарных героев.

В последние годы в Украине много говорят о необходимости исторического примирения внутри нации. Неформальная субкультура решает этот вопрос по–своему. Виртуальный пилот из Германии, например, может совершенно комфортно сражаться на красном самолете с оппонентом из Штатов, пилотирующим синий аппарат. В то же время наиболее осуждаемым действием считается умышленное уничтожение своих. Проецируя это на реальную ситуацию в Украине - это означало бы отказ от применения двойных стандартов при оценке исторических событий гражданской и Великой Отечественной войн, а также уважение к героям из другого региона. Тогда предложение, условно говоря, Тернопольского совета, например, к Запорожскому о переименовании одной из улиц именем Степана Бандеры сопровождалось бы готовностью в ответ назвать одну из улиц Тернополя именем Нестора Махно. Хотя бы из уважения к историческим традициям и героям другого региона. Но судя по всему виртуально неформальное интернациональное сообщество куда более «продвинутое», чем столичные и местные власть предержащие.

Не случайно неформальная культура при контакте всегда вытесняет формальную. В советские времена «пионэры» предпочитали наполовину запрещенный рок песням о вожде и партии. То же, но в другой форме происходит и в наше время. Какой, по–вашему, будет реакция ученика виртуального пилота, когда выяснится, что учитель истории совершенно не знает таких элементарных, на его взгляд, понятий, как, например, «шаг винта» или «бум–зум»? После невнятного молчания учителя, скорее всего, будет поставлен последний, контрольный вопрос, например, о деталях боевой биографии Руделя или Кожедуба. Что бывает, когда ученик обнаруживает, что знает больше учителя, может представить каждый педагог. Как и о том, с каким доверием этот ученик будет воспринимать оставшуюся часть официальной версии истории страны. И не только он один, т.к. вопиющий факт полной профнепригодности учителя тут же станет достоянием класса.

Вспоминается, какой шок в классе в годы застоя вызвало на уроке истории КПСС по теме левого уклона в партии цитирование фразы Ленина о Бухарине как об умнице и любимце всей партии.

Как и положено, неформальная субкультура выходит за пределы только авиасимулятора. Разыскивают ныне живые ветераны, их воспоминания выкладываются в сети с точностью до запятой. Переделываются джойстики, пишутся программы, создаются клипы и целые фильмы. На форумах зарегистрированы десятки тысяч человек. Создаются и функционируют виртуальные эскадрильи и целые гвардейские авиадивизии.

И конечно, используется свой сленг. Умилительно как–то было наблюдать, как внук–школьник увлеченно рассказывал бабушке о том, что в «Контрстрайке» сервер читтеров «банит», что на русский язык переводится как сообщение о том, что в сетевой игре под названием «Контрстрайк» центральный компьютер автоматически блокирует игроков, ранее замеченных в нарушении правил или жульничестве. После того как бабушка повторно не оценила сие откровение, она была тут же причислена к динозаврам докомпьютерной эпохи.

А если серьезно, то возвращение Кожедуба как неформального героя закономерно. В нашей истории много былинных, легендарных героев, не угодных властям или в лучшем случае замалчиваемых ими в разные времена.

Князь Святослав Игоревич, казак Мамай, Байда Вишневецкий, Иван Сирко, Нестор Махно, Иван Кожедуб, Николай Амосов и многие другие. Память о них живет в душе народа, в отличие от тех, кто о них клеветал или замалчивал.

НЕМНОГО БИОГРАФИИ

Иван Кожедуб родился на Украине в крестьянской семье. Первые шаги в авиации сделал, занимаясь в Шосткинском аэроклубе. С 1940 - в рядах Красной Армии. В 1941 году окончил Чугуевскую военную авиационную школу лётчиков, в которой начал службу в должности инструктора.

После начала войны вместе с авиашколой был эвакуирован в Среднюю Азию. В ноябре 1942 года Кожедуб был откомандирован в 240–й истребительный авиационный полк 302–й истребительной авиационной дивизии, формирующийся в Иваново. В марте 1943 года в составе дивизии вылетел на Воронежский фронт.
Первый воздушный бой закончился для Кожедуба неудачей и едва не стал последним - его Ла–5 был повреждён пушечной очередью Мессершмитт–109, бронеспинка спасла его от зажигательного снаряда, а при возвращении обстрелян советскими зенитчиками, в самолёт попало 2 зенитных снаряда. Несмотря на то, что ему удалось посадить самолёт, полному восстановлению он не подлежал, и Кожедубу пришлось летать на «остатках» - имеющихся в эскадрилии свободных самолётах. Вскоре его хотели забрать на пост оповещения, но командир полка заступился за него. 6 июля 1943 года на Курской дуге во время сорокового боевого вылета, Кожедуб сбил свой первый немецкий самолёт - бомбардировщик Юнкерс 87. Уже на следующий день сбил второй, а 9 июля сбил сразу 2 истребителя Bf–109. Первое звание Героя Советского Союза Кожедубу было присвоено 4 февраля 1944 года за 146 боевых вылетов и 20 сбитых самолётов противника.

С мая 1944 года Иван Кожедуб воевал на Ла–5ФН (бортовой № 14), построенном на средства колхозника–пчеловода Сталинградской области В. В. Конева. В августе 1944 года он был назначен заместителем командира 176–го гвардейского полка и стал воевать на новом истребителе Ла–7. Второй медали «Золотая Звезда» Кожедуб был удостоен 19 августа 1944 года за 256 боевых вылетов и 48 сбитых самолётов противника.

К концу войны Иван Кожедуб, к тому времени - гвардии майор, летал на Ла–7, совершил 330 боевых вылетов, в 120 воздушных боях сбил 62 самолёта противника. Последний бой в Великую Отечественную, в котором он сбил 2 FW–190, Кожедуб провёл в небе над Берлином. За всю войну Кожедуб ни разу не был сбит. Третью медаль «Золотая Звезда» Кожедуб получил 18 августа 1945 года за высокое воинское мастерство, личное мужество и отвагу, проявленную на фронтах войны. Он был отличным стрелком и предпочитал открывать огонь на дистанции 200-300 метров, крайне редко сближаясь на меньшую дистанцию.

У каждого летчика - аса свой, присущий только ему одному, почерк в небе. Был он и у Ивана Кожедуба - человека, в характере которого гармонично сочетались мужество, отвага и исключительное хладнокровие. Он умел точно и быстро взвесить обстановку, мгновенно найти в сложившейся ситуации единственно верный ход. Машиной он владел виртуозно, мог управлять ею даже с закрытыми глазами. Все его полеты представляли собой каскад всевозможных маневров - разворотов и змеек, горок и пикирований… Всем, кому приходилось летать с Кожедубом ведомым, нелегко было удержаться в воздухе за своим командиром. Кожедуб всегда стремился отыскать противника первым. Но при этом и «не подставиться» самому.

В лётной биографии Кожедуба числятся также два сбитых в 1945 году самолёта P–51 «Мустанг» ВВС США, которые атаковали его, приняв за немецкий самолёт.

По окончании войны Кожедуб продолжил службу в ВВС. В 1949 году окончил Краснознамённую Военно–воздушную академию, в 1956 - Военную академию Генерального штаба. Во время войны в Корее командовал 324–й истребительной авиационной дивизией в составе 64–го истребительного авиационного корпуса. С апреля 1951 по январь 1952 года лётчики дивизии одержали 216 воздушных побед, потеряв всего 27 машин (9 пилотов погибло).

В 1964-1971 - заместитель командующего ВВС Московского военного округа. С 1971 служил в центральном аппарате ВВС, а с 1978 года - в Министерстве Обороны СССР. В 1985 году И. Н. Кожедубу присвоено воинское звание Маршал авиации. Избирался депутатом Верховного Совета СССР 2-5 созывов, народным депутатом СССР.

Скончался 8 августа 1991 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве. Бронзовый бюст установлен на родине в селе Ображиевка. Его Ла–7 (бортовой № 27) экспонируется в музее ВВС в Монино. Также именем Ивана Кожедуба назван парк в городе Сумы (Украина) возле входа установлен памятник лётчику. А в учебниках истории Украины его нет. Как почти не было его и в учебниках СССР. Знали больше, книги писали о Покрышкине, а Кожедуб был как бы в тени. Советская идеологическая машина не очень хотела популизировать украинцев? А в Украине не хотят популизировать героев СССР.

Этот человек принадлежал эпохе. В России есть медаль Кожедуба. В Москве на Поклонной горе ему установлен памятник. О нем помнят в Америке. Даже в Экваториальной Гвинее выпустили марку с его портретом. Получается, что в Африке его чтят больше, чем в Украине, в которой он родился, вырос и за которую воевал…

Анатолий Герасимчук,
по материалам www.day.kiev.ua , ru.wikipedia.org , uargument.com

Трижды Герой Советского Союза летчик–истребитель Иван Кожедуб на стадионе «Динамо». Москва. 1946 год.

Имя: Иван Кожедуб (Ivan Kozhedub)

Возраст: 71 год

Деятельность: военачальник, лётчик-ас, депутат, трижды Герой Советского Союза

Семейное положение: был женат

Иван Кожедуб: биография

Иван Никитович Кожедуб – трижды Герой Советского Союза, Маршал авиации, советский военачальник и участник Великой Отечественной войны. На счету летчика десятки сбитых вражеских самолетов.

Детство и юность

8 июня 1920 года родился будущий летчик Иван Никитович Кожедуб. Мальчик рос в крестьянской семье, где отец служил церковным старостой. Детство и юность Ивана прошли в Глуховском уезде Черниговской губернии, которая была позже переименована в Шосткинский район Сумской области Украины.

В 14 лет Кожедуб получил аттестат зрелости, после чего отправился в город Шостка. Молодой человек подал документы в химико-технологический техникум, прошел необходимые испытания, после чего был зачислен в качестве студента в учебное заведение.


К авиации Иван тянулся с юношеских лет, поэтому во время учебы в техникуме стал заниматься в аэроклубе. В 1940 году в биографии Кожедуба появилась новая строчка – Красная Армия. Молодой человек перевоплотился в военнослужащего.

В это же время Иван завершил обучение в Чугуевской военной авиационной школе летчиков. Самолеты завораживали Кожедуба, поэтому парень решил остаться здесь в должности инструктора.

Военная служба

В 1941 году жизнь Ивана Кожедуба разделилась на две эпохи: до и после войны. С педагогическим составом авиашколы молодой человек оказался в Чимкенте (ныне Шымкент). Этот город располагается на территории Казахстана. Вскоре Ивану присвоили звание старшего сержанта, а уже через несколько месяцев доставили Кожедуба в 240 истребительный полк 302 истребительной авиационной дивизии, которая была размещена в Иваново. Годом позже летчик оказался на Воронежском фронте.

Вот самолет Ивана взлетает в воздух, но первый блин оказался комом. Ла-5, на котором передвигался Кожедуб, был поврежден. Только спинка из непробиваемого материала позволила летчику сохранить жизнь. Самолет оказался полностью разбит, но мастерство пилота позволило приземлиться на взлетно-посадочной полосе. Восстановить одномоторный истребитель не удалось.


Из-за нехватки летательных аппаратов Кожедуба пытались перевести на пост оповещения, но непосредственный командир встал на защиту солдата. Уже летом 1943 года Иван получил очередную звездочку и стал носить звание младшего лейтенанта. Благодаря этим изменениям пилот поднялся по карьерной лестнице до заместителя командира эскадрильи.

Верность Отчизне Иван доказывал каждый день, поднимаясь в небо и защищая русскую землю. 6 июля 1943 года началась битва на Курской дуге. В этот раз взмыл в небесную синеву Кожедуб уже в 40 раз. Юбилей отметил летчик сбитым немецким самолетом-бомбардировщиком. Спустя сутки пилот заявил об еще одном летательном аппарате, который сбил. 9 июля под огонь попали 2 истребителя противника.


Истребитель Ла-7 Ивана Кожедуба

За такие достижения Иван получил звание лейтенанта и Героя Советского Союза. В 1944 году Кожедуб пересел на уникальный самолет Ла-5ФН. Летательный аппарат создали на пожертвование пчеловода из Сталинградской области В.В. Конева. В это же время пилота награждают званием капитана и переводят на должность заместителя командира 176 гвардейского полка. В небо отныне военнослужащего поднимал новенький истребитель Ла-7. На счету Кожедуба присутствует 330 боевых вылетов и 62 сбитых самолета.

Для Ивана завершилась Великая Отечественная война 17 апреля 1945 года. Победу пилот встретил уже в Берлине. Здесь же мужчине вручили очередную медаль «Золотая Звезда». Эту награду присуждали тем людям, которые проявили отвагу, мужество и высокое воинское мастерство. Из основных черт Кожедуба можно выделить желание рисковать. Открывать огонь летчик предпочитал на близком расстоянии.


Позже Иван Никитович напишет автобиографию, в которой расскажет, что в 1945 году, незадолго до завершения военных действий, на хвосте самолета оказались два «американца». Военнослужащие США восприняли Кожедуба как врага, поэтому стали обстреливать советский летательный аппарат. Сами и пострадали: погибать Иван не планировал, а, напротив, мечтал вновь ступить на землю. В итоге американцы погибли.

Нельзя недооценивать подвиги, которые совершил Иван Никитович в военные годы. Не единожды Кожедуб оказывался в неприятных ситуациях, из которых любой другой пилот не смог бы выбраться. Но летчик каждый раз выходил из битв победителем. Мужчина сажал фактически разрушенные истребители и сам оставался в живых.


Оставлять службу после окончания Великой Отечественной войны Кожедуб не желал, поэтому остался на службе в ВВС. Для дальнейшего продвижения Ивану Никитовичу требовалось получить высшее образование, поэтому летчик поступил в Краснознаменную Военно-воздушную академию. Постепенно авиастроительные заводы стали создавать уникальные конструкции. Кожедуб поднимался в воздух и испытывал летательные аппараты.

Так в 1948 году Иван Никитович испытал реактивный МиГ-15. Спустя 8 лет судьба привела летчика в Военную академию Генерального штаба. Настало время новой войны, которая проходила в Корее. Оставить без руководства 324 истребительную авиационную дивизию командир не мог, поэтому отправился с солдатами в другую страну. Благодаря навыкам Кожедуба за год в войне погибли 9 пилотов, было одержано 216 побед в воздухе.


После возвращения из Кореи занял пост заместителя командующего ВВС Московского военного округа. Эту должность покинул в 1971 году в связи с переводом в центральный аппарат Военно-воздушных сил. Спустя 7 лет Иван Никитович оказался в Группе генеральных инспекторов Министерства обороны СССР. В 1985 году Кожедуб получил звание Маршала авиации.

Помимо любви к военной службе, у Ивана Никитовича было другое направление деятельности. Это политика. Однажды Кожедуба избрали народным депутатом в Верховный Совет СССР II-V созывов.

Личная жизнь

В 1928 году родилась будущая супруга Ивана Кожедуба Вероника Николаевна. О том, как молодые люди познакомились, как между ними завязались романтические отношения, военнослужащий предпочитал не рассказывать.


В послевоенные годы в семье Героя Советского Союза родилась дочь, которую назвали Натальей. Позже девушка подарила родителям внука Василия Витальевича. Сейчас мужчина трудится в медицинском учреждении в Москве.

В 1952 году вновь у Кожедубов случилось пополнение. На этот раз родился сын. Мальчик получил имя Никита. Юноша пошел по стопам отца, но только не в летное, а в мореходное училище. Во время службы Никита женился на девушке по имени Ольга Федоровна. В 1982 году у новоиспеченной семьи родилась девочка Анна. В 2002 году объявили о кончине капитана 3 ранга ВМФ СССР.

Смерть

8 августа 1991 года родственники Ивана Кожедуба объявили о том, что Герой Советского Союза скончался. Официальной причиной смерти назвали сердечный приступ. Для захоронения летчика выбрали Новодевичье кладбище, расположенное в Москве.


К юбилею летчика сняли документальный фильм «Тайны века. Две войны Ивана Кожедуба», который представили зрителю в 2010 году. На съемках картины использовали личные записи, дневники и даже семейные архивы пилота, в том числе фото. Главную роль сыграл российский актер Сергей Ларин. Интересно, что в супругу прославленного героя перевоплотилась внучка Ивана Никитовича Анна.

Награды

  • 1943, 1945, 1951, 1968, 1970 – кавалер ордена Красного Знамени
  • 1944, 1945 – Герой Советского Союза
  • 1944, 1978 – кавалер ордена Ленина
  • 1945 – кавалер ордена Александра Невского
  • 1955 – кавалер ордена Красной Звезды
  • 1975 – кавалер ордена «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» III степени
  • 1985 – кавалер ордена Отечественной войны I степени
  • 1990 – кавалер ордена «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» II степени

Прославленный военный летчик, трижды герой Советского Союза Иван Никитович Кожедуб родился 8 июня 1920 года. В селе Ображиевка (сейчас Сумская область Украины) в семье церковного старосты.

Получив среднее образование, в 1934 году поступил в химико-технологический техникум города Шосток, при котором был образован аэроклуб, заинтересовавший молодого студента. Именно с него началась летная биография героя, прославившего страну многочисленными подвигами.

Осенью 1940 г Иван Кожедуб вступил в ряды Красной Армии и одновременно окончил военную авиационную школу летчиков в г. Чугуево, а затем остался в ней работать инструктором.

Началась Великая Отечественная война и Ивана Никитовича, как члена аиашколы эвакуировали в Казахстан и вскоре присвоили звание старшего сержанта.

Фронтовая биография героя началась в ноябре 1942 г. когда его откомандировали в 240-й истребительный авиационный полк, находящийся в г. Иваново. Оттуда в марте 1943 г. Кожедуба направили на Воронежский фронт.

Самый первый боевой вылет Ивана Никитовича Кожедуба был не очень удачным, так как истребитель Ла-5 будущего героя сначала обстрелял пушечной очередью немецкий Мессершмитт, а затем (по ошибке) советские зенитчики (попало два снаряда). Несмотря на тяжелые повреждения, Кожедубу удалось посадить свое воздушное судно, хотя полному восстановлению самолет после этого не подлежал.

Боевые подвиги Ивана Никитовича Кожедуба.

Свой первый подвиг Иван Кожедуб совершил летом 1943 года, будучи командиром эскадрильи на Курской дуге - сбил фашистский бомбардировщик. На следующий день им был уничтожен еще один самолет, а буквально через несколько дней - еще два! За эти и последующие подвиги, в феврале 1944 года старшего лейтенанта Ивана Никитовича Кожедуба удостоили звания Героя Советского Союза. На тот момент, его боевая биография насчитывала 20 уничтоженных немецких самолетов за 146 вылетов.

В августе 1944 года герою вручили вторую медаль «Золотая Звезда» за 48 сбитых машины противника и 256 вылетов. А к концу ВОВ гвардии майор Иван Кожедуб имел на своем счету уже 62 уничтоженных в воздухе противника. Среди которых - два бомбардировщика, три штурмовика, один реактивный истребитель и 17 пикирующих бомбардировщиков.

Последний подвиг его героической биографии в ВОВ произошел над Берлином в апреле 1945 г., когда был сбит очередной гитлеровский самолет. За все время войны немцам не удалось его сбить ни разу, хотя случались попадания и в машину Кожедуба, истребитель целый и невредимый, сажал судно на землю. В том же месяце Иван Никитович получил еще одну медаль «Золотая звезда», став трижды Героем Советского Союза.

В своей личной автобиографии И. Н. Кожедуб утверждал, что в 1945 г. ему пришлось уничтожить еще и два американских самолета, когда те напали на него, приняв по ошибке за немца.

В 1946 г. трижды герой продолжил свою учебу в ВВС. В 1949 г окончил Краснознаменую Военно-воздушную академию, освоил реактивный МиГ-15. Несмотря на мирное время в СССР, его подвиги на этом не закончились - во время войны в Корее Иван Никитович Кожедуб возглавлял 324-ю истребительную авиационную дивизию. По его руководством летчики одержали 216 побед в небе при потерях - девять человек и 27 машин.

В период с 1964 -1971 гг. находился на должности заместителя командующего ВВС Московского военного округа. С 1978 г был в составе генинспекторов Минобороны СССР. За заслуги перед страной и многочисленные подвиги, в 1985 г ему присвоили звание Маршала авиации. Умер Иван Никитович Кожедуб восьмого августа 1991 г.

В годы Великой Отечественной войны в 120 воздушных боях украинец Иван Кожедуб уничтожил 62 фашистских самолета, а также два американских истребителя, атаковавших его по ошибке. Причем, в отличие от трижды Героя Советского Союза Александра Покрышкина (59 воздушных побед) и других асов, сам Кожедуб ни разу не был сбит.

Вместе с его внучкой Аней поднимаемся по аллеям мемориального комплекса на Поклонной горе, где выставлены артиллерийские орудия, минометы, самоходки, танки времен Второй мировой. Дольше всего, разумеется, задержались и фотографировались возле самолетов.

Анна Никитична Кожедуб — невысокая стройная девушка. Во время знакомства представилась просто: «Аня…»

— На деда-крепыша вы не больно похожи, — пытаюсь сообразить что-то вроде комплимента.

— Придерживаюсь женской линии, — смеется Аня. — Кстати, вы смотрели художественно-документальный фильм «Тайны века. Две войны Ивана Кожедуба»? В роли моей бабушки Вероники Николаевны Кожедуб снялась я.

— Господи, а я думаю, вроде где-то видел ваше лицо! Только в фильме вы выглядите значительно старше — тоже красивой, но уже солидной дамой.

— Так было задумано по сценарию. А гримеры из вас что угодно сделают. Во время съемок словно погрузилась во времена молодости дедушки и бабушки. Это было самое счастливое время моей жизни, когда были живы и они, и папа.

— А что случилось с отцом, почему рано умер?

— После учебы в Суворовском училище папа тоже хотел стать летчиком. На медкомиссии у него нашли какой-то недостаток зрения. Мы жили в Ленинграде. Там одно время служил дедушка, жила моя другая бабушка — мамина мама. В Питере родилась и я. А папа окончил военно-морское училище подводного плавания. Родители восемь лет жили на Севере, в гарнизоне Полярный. Отец там облучился. Хотя служил на дизельной лодке. Что могло излучать? Может, торпеды с ядерными боеголовками? Словом, отец начал болеть, его списали на берег. У них чуть ли не пол-экипажа умерло от онкологии. Вот и папу похоронили на Новодевичьем вместе с дедушкой и бабушкой. Там, под памятником, могила устроена, как склеп.

— Иван Никитич тоже ведь еще не старый был…

— За месяц-два до смерти деда несколько раз в квартиру тети Наташи и моего двоюродного брата Васи залетал голубь. Дед добродушно называл этих птиц серунами. Говорил, это их вторая натура. Примерно в это время он лег в госпиталь. Сердце пошаливало, давление… Чувствовал себя настолько неважно, что попрощался с бабушкой капитально, словно возвращаться домой уже не собирался. Но вернулся! Вроде полегчало. И первого августа они с бабушкой были уже на даче. А мы с мамой улетели в Крым.

Через неделю бабушка поехала по делам в гарнизон. А когда вернулась, увидела возле калитки «таблетку» — местную «скорую». Наш сосед по даче маршал авиации Герой Советского Союза Иван Иванович Пстыго, с которым дед общался незадолго до этого через забор, рассказывал, что Иван Никитич сам вызвал «скорую». А московская «скорая» (из Кремлевской больницы) опоздала. Два часа откачивали — безрезультатно. Обширный инфаркт.

Вот вам и голуби… Мне тогда было девять лет. Это был один из самых тяжелых дней в моей жизни. Первого сентября мы пришли в школу. Учительница сказала: «Дети, у нашей Анечки Кожедуб нынешним летом случилось большое горе — умер дедушка, знаменитый летчик». Я разрыдалась.

— Как они познакомились с вашей будущей бабушкой Вероникой?

— Впервые увидели друг друга в электричке, идущей из Москвы в Монино, — продолжает Аня. — Дед учился там в военно-воздушной академии. Вероника заканчивала 10-й класс. Кожедуб, уже майор, был очень стеснительным. Даже разговор боялся завести. Позже оправдывался, что ее красота ослепила его.

Потом они снова встретились в Монино. Иван пригласил ее в Дом офицеров на танцы. В гардеробе снял реглан. Девушка увидела три звезды Героя — и чуть не убежала. Испугалась. Она тоже была из простой семьи. Дед, кстати, с улыбкой рассказывал, что на службе он не блистал изысканными манерами, мог и матюгнуться, если человек поступил непорядочно или отлынивал. Так некоторые армейские острословы за глаза называли его Триждыдубом. Дед не обижался.

Всю жизнь дедушка называл бабушку своей четвертой золотой звездой. У них была уже трехлетняя дочурка, тетя Наташа, старшая папина сестра, когда Кожедуба забрали на войну в Корею. В буквальном смысле забрали — семья втроем отдыхала в Кисловодске. И вдруг вечером в номер явились два офицера госбезопасности и предложили Кожедубу поехать с ними. Бабушка и дедушка Бог знает что подумали. Ведь и после войны были аресты. Но деда привезли в обком партии, к первому секретарю, в кабинете которого был телефон правительственной связи. Командующий авиацией Московского военного округа генерал Василий Сталин потребовал, чтобы Кожедуб срочно вылетал в Москву…

В Корее дед командовал истребительной авиадивизией. Там наши летчики намолотили столько американских и австралийских самолетов, что Штаты были вынуждены отказаться от своего плана «Дропшот», предусматривавшего атомную бомбардировку 300 главных промышленных городов Советского Союза. Многие историки говорят, что так Кожедуб и другие наши летчики предотвратили третью мировую войну.

Наверное, насмотревшись на войнах смертей, дед очень любил жизнь. Во всех ее, казалось бы, малозначительных прозаических проявлениях. В дневнике, который вел с молодости, мог записать: «Ел персики. Спал»…

Он очень любил проводить время со мной. Проникался моими детскими интересами и как бы заново открывал для себя жизнь. С большой нежностью относился к детям и взрослым. У нас в Монино часто бывала моя подружка Катя Покрышкина, внучка Александра Ивановича, тоже трижды Героя. А позже, в МГИМО, я училась на юриста-международника с внучкой маршала Рокоссовского…

На старости лет дед был глуховат. А в доме командовала бабушка. На ней все держалось. После тяжелого инсульта к полноценной жизни дед вернулся ее стараниями. Даже писать учился заново! Бабушка привыкла, чтобы ее команды выполнялись беспрекословно и немедленно. Бывало, просит деда подать пиалу для чая. Тот не слышит. Бабушка повторяет громче. Он снова не понимает. Тут уже бабушка как рявкнет: «Пиа-алу подай, пожалуйста!» Он подает и улыбается. Улыбка у него была добрая, как у Юрия Алексеевича Гагарина, с которым он дружил.
«Защищая бомбардировщик союзников, Кожедуб сбил два… их же истребителя»

— Летом на даче часто просил меня: «Иди, солнышко, мяты пошукай, чайку заварим», — продолжает рассказ Аня Кожедуб. — Вообще-то он хорошо, практически без акцента, говорил по-русски. Но на старости лет в его речи все чаще проскакивали родные украинские слова. Вспоминал свою Сумщину, село Ображиевку под Шосткой. Дедушка Иван Никитич писал картины маслом. Иногда на украинские мотивы. Я побывала на его родине уже после его смерти. Очень красивые места, замечательные люди.

— Кроме чая с мятой, какие-то гастрономические пристрастия у Ивана Никитича были?

— Он вообще-то был всеядным, неприхотливым. Ел все, что бабушка готовила. А там такие разносолы случались — мама дорогая! И чахохбили из курицы с грецким орехом, и рыба-фиш, и ножки куриные фаршированные, и лимонный конфитюр (я его обожала), и варенье из лепестков роз… Все это Вероника Николаевна делала сама.

И, конечно, вино во время обедов и ужинов лилось рекой. Деду много дарили разных красивых бутылок. Это тоже здоровья не прибавляло. А к нему разные друзья валили. С тем выпей, тому не откажи. Бабушка, женщина гостеприимная и компанейская, порой жутко психовала, когда, бывало, дед не просыхал. А он: «Верониченька, ну что ты злишься? Ты же знаешь: «три танкиста выпили по триста, бравый сокол выпил девятьсот!..»

*Иван и Вероника очень любили друг друга и прожили душа в душу 45 лет

— Вероника Николаевна умерла уже после Ивана Никитича?

— Да. У нее было заболевание легких. Она сильно курила. Научилась от переживаний, когда ждала деда из Кореи.

— Иван Никитич тоже курил?

— Да. После войны бросил. Работал военным летчиком-испытателем. Так его разнесло вширь — не помещался в кабинах испытываемых аппаратов! У нас даже фото где-то было, где он в Музее авиации страшно веселится, пытаясь влезть в кабину своего Ла-7. И, как гласит семейная легенда, Наташка (дочь) с бабушкой моей лет в сорок снова как бы заставили его курить! Хотя не представляю, как можно было нашего деда заставить что-либо делать по принуждению. Очень упрямый был.

А бабушка-то и умерла, собственно, из-за чрезмерного увлечения сигаретами. «Стюардесса» ей нравилась, как сейчас помню! Курево практически не выпускала изо рта. Во время обедов и ужинов, на которых я иногда присутствовала, помню, даже, пока Вероника ела, рядом в пепельнице тлела сигарета, что жутко бесило моего папу. Он всегда ее украдкой тушил. Бабушка сразу в крик!

Подростком и я научилась курить. Бабушка сначала ругала меня. Потом курили вместе. Делились своими женскими горестями.

— А что старшая дочь Кожедубов — ваша тетя Наташа?

— Рано умерла. Тоже от тяжелой болезни. У нее остался сын — мой старший двоюродный брат Василий. Ему сейчас 40 лет. Живет в Москве. Наталья Ивановна была очень талантливой личностью. Училась в МГИМО, блестяще играла на пианино, обладала литературными способностями.

…Чтобы соскочить с печальной темы, я вспомнил малоизвестный факт из боевой биографии знаменитого летчика, о котором в советское время знали только немногие, да и те говорили шепотом.

— Как это в конце войны с фашистами Иван Никитич умудрился сбить два самолета союзников?

— Об этом я узнала уже после смерти деда от его бывшего ведомого Героя Советского Союза генерал-майора авиации Сергея Макаровича Крамаренко. Во время боя в небе Германии, это был апрель 1945 года, Кожедуб увидел, как к американскому тяжелому бомбардировщику В-17 «Фортресс» устремилась группа «мессеров», и попытался отогнать их от «Летающей крепости». Союзнические истребители сопровождения, видать, не поняли намерений советского летчика, приняли его за немца и открыли заградительный огонь. В пылу боя, уйдя переворотом от их трасс, Иван Никитич в долгу не остался и мгновенно атаковал. Летчик одного подбитого им «Мустанга» успел выброситься с парашютом. А второй взорвался в воздухе. Все это зафиксировал фотокинопулемет самолета Кожедуба. Могли быть серьезные неприятности. Командир полка полковник Чупиков посоветовал Ивану Никитичу помалкивать об этом инциденте и отдал «на память» проявленную пленку, чтобы она не попала к кому не следует. Слава Богу, обошлось.

— Почему Кожедуб летал исключительно на самолетах советского производства, а не на, скажем, истребителе «Аэрокобра», как Покрышкин, — их американцы поставляли по ленд-лизу?

— Да, Сергей Макарыч рассказывал, что «Кобра» — отличный самолет, с кондиционером. А в кабине «Лавочкина» воздух нагревался порой до 60 градусов. Да задымленность от выхлопных газов двигателя была такой, что иногда летали с открытым фонарем, чтобы не угореть. Но Кожедуб служил в элитном, так называемом маршальском полку — его опекал главком ВВС главный маршал авиации Александр Новиков. Такая часть должна летать, сами понимаете, только на отечественной технике! И воевали, как видите, наши соколы на ней неплохо.

— Какие отношения у Ивана Кожедуба были с другим нашим асом Александром Покрышкиным — тоже трижды Героем? Не было между ними какой-то ревности?

— Насколько я знаю, Александр Иванович был не особо компанейским человеком, не таким теплым, как дед. Помню, Мария Кузьминична, жена Покрышкина, даже как бы завидовала моей бабушке, которую дед называет пятидесятью ласковыми прозвищами, а ее Александр Иваныч — только «Мария» всю жизнь. Дед-то мой ко всем относился тепло и с любовью. Александра Ивановича, думаю, уважал. А Покрышкин относился к нему, пожалуй, просто как к коллеге по цеху. Тоже, конечно, с уважением.

Однажды мне довелось услышать байку, вроде бы два аса недолюбливают друг друга. «Бред абсолютный!» — сказал мой папа. Возможно, такой дурацкий слух возник из-за природной сдержанности Покрышкина. Он же сибиряк, а дед — щирый украинец! Они небо делили в свое время не ради удовлетворения амбиций, просто дело общее делали. Воевали на разных фронтах, познакомились лишь после войны, служили в разных войсках — дед в ВВС, Покрышкин — в ПВО. Так что в молодости подружиться не представлялось возможным. А в старости люди труднее сходятся. Поэтому они, хоть и встречались, друзьями не стали. Зато я с внучкой Покрышкиных Катей подружилась, еще когда наши мамы вывозили нас в колясках на прогулку. Выяснилось, что живем в одном доме в соседних подъездах. Мамы подружились. И папы дружили.

Иван Кожедуб родился в деревне Ображеевка Сумского уезда в бедной крестьянской семье. Он был нежданным, младшим в семье ребёнком, родившимся после большого голода.

Его отец был незаурядным человеком. В перерывах от работы на фабрике и и крестьянским трудом, он находил время и силы читать книги и сочинять стихи. Невзирая на протесты матери, отец посылал пятилетнего Ивана сторожить ночью сад. Став старше, сын спросил: «Зачем это?». Действительно, воровали тогда редко, да и сторож из ребёнка бесполезный. Отец ответил: «Приучал тебя к испытаниям». И это сработало.

В 1941 году Кожедуб окончил Чугуевскую авиационную школу лётчиков, где и остался инструктором. Курсанты за глаза называли строгого инструктора "Триждыдубом", но Иван Никитович с иронией относился к этому прозвищу. После начала войны авиашколола была эвакуирована в Чимкент в Казахстане. Многократные рапорты Кожедуба с просьбой о переводе в действующую армию отклонялись. И только в ноябре 1942 года лётчик был направлен в 240-й истребительный авиационный полк в Иваново.

Первое боевое "крещение"

Авиационная техника всегда развивается гораздо быстрее, чем артиллерийские системы или стрелковое вооружение. Кожедубу пришлось осваивать новую для себя технику - истребитель "Ла-5". У машины было две автоматических пушки. По огневой мощи она не уступала немецким истребителям. Недостатком был, пожалуй, очень небольшой для воздушного боя боекомплект - по 60 снарядов на ствол.

Первый воздушный бой будущего аса оказался не из простых. Получив повреждения от огня истребителей противника, самолёт Кожедуба попал под огонь советских зениток. С большим трудом лётчик сумел посадить повреждённую машину.

Первая "Золотая Звезда"

Свою первую победу будущий ас Великой Отечественной одержал далеко не сразу - 6 июля 1943 года в воздушном бою на Курской дуге, совершив 40-й к тому времени боевой вылет. Кожедуб был сбит немецкий бомбардировщик "Ju-87".

Всего в боях на Курской дуге Кожедуб одержал не менее пяти воздушных побед. 4 февраля 1944 года Иван Никитович был удостоен звания Героя Советского Союза за 146 боевых вылетов и 20 сбитых немецких самолетов.

Начиная с мая 1944 года, Кожедуб сражался на "Ла-5ФН", построенном на накопления колхозника Сталинградской области В. В. Конева, сын которого погиб в ходе войны.

В августе 1944 года, получив звание капитана, Иван Никитович был назначен заместителем командира 176-го гвардейского полка, и стал воевать на новом истребителе "Ла-7".

Вторая "Золотая Звезда"

Второй медали «Золотая Звезда» Кожедуб был удостоен 19 августа 1944 года за 256 боевых вылетов и 48 сбитых самолётов противника. К концу войны Иван Кожедуб - уже майор гвардии - совершил 330 боевых вылетов, в 120 воздушных боях сбил 62 самолёта противника, среди которых было 17 пикирующих бомбардировщиков "Ju-87", по 2 бомбардировщика "Ju-88" и "He-111", 16 истребителей "Bf-109" и 21 "Fw-190", 3 штурмовика "Hs-129" и 1 реактивный истребитель "Me-262".

Последний бой в Великую Отечественную, в котором он сбил два "FW-190", Кожедуб провёл в небе над Берлином.

Кроме того, на счету Кожедуба числятся также два сбитых в 1945 году американских самолёта «Мустанг», которые атаковали его, приняв его истребитель за немецкий самолёт.

Советский ас действовал по принципу, который исповедовал ещё при работе с курсантами: «Любой неизвестный самолёт - враг». За всю войну Кожедуб ни разу не был сбит, хотя нередко его самолет получал очень серьёзные повреждения.

Третья "Золотая звезда"

Третью медаль «Золотая Звезда» Кожедуб получил 18 августа 1945 года за высокое воинское мастерство, личное мужество и отвагу, проявленную на фронтах войны.

Наряду с отвагой, находили место здравый расчёт и опыт, необходимые в воздушном бою. Кожедуб, обладавший прекрасным глазомером, предпочитал открывать огонь с расстояния в 200-300 метров, поражая противника на средних дистанциях и стараясь избегать ненужного риска.

В небе Кореи

Серьёзным испытанием для советской авиации стала воздушная война в Корее, которая бала отмечена первыми боями между реактивными самолетами. В 1950 году в состав 64-го авиакорпуса прибыла 324-я истребительная авиационная дивизия под командованием трижды Героя Советского Союза полковника Кожедуба, в составе 176-го и 196-го полков (60 "Миг-15").

Всего со 2 апреля 1951 года по 5 января 1952 года лётчиками дивизии под командованием Кожедуба было произведено 6269 боевых вылетов и уничтожено, как минимум, 216 (по другим данным 258) самолётов противника. Собственные потери составили 27 самолётов и 9 лётчиков.

Сам Кожедуб на боевые задания не летал - ему запрещалось непосредственно принимать участие в боях с противником. На командире дивизии лежала не менее ответственная и сложная задача руководства воздушными боями и огромная ответственность за вверенных ему людей и технику. Большую работу Иван Никитович проводил и с корейскими пилотами, которых американцы сбивали куда чаще, чем подчиненных Кожедуба.

Награды Ивана Кожедуба

Среди наград Ивана Никитовича - три звезды Героя Советского Союза. Он стал третьим и последним человеком, удостоенным звания Трижды Героя до конца Второй мировой войны. И Брежнев, и Будённый были удостоены высшей степени отличия намного позднее. Кожедуб отмечен был двумя орденами Ленина (орден до брежневской эпохи вручался лишь при первичном присвоении звания Героя Советского Союза), семью орденами Красного Знамени.

Среди иностранных наград - Орден возрождения Польши - высшая награда Польской республики, восстановленная в 1944 году. Награжден Кожедуб был не первой степенью этой награды. Хотя надо сказать, что ордена Возрождения Польши лишь 2-й и 3-й степеней были удостоены маршалы Жуков, Рокоссовский, Василевский, внесшие, прямо скажем, немалый вклад в освобождение польской территории.

Другой интересной наградой Ивана Никитовича стал корейский орден Государственного флага. Первоначально очень почётная награда Северной Кореи в дальнейшем подверглась приличной девальвации, когда многие корейские военачальники-старожилы были отмечены шестью-девятью орденами Государственного Флага за выслугу лет.

Послевоенная карьера Ивана Никитовича сложилась относительно скромно. Ряд исследователей связывает это с нежеланием прославленного лётчика принимать участие в развенчании культа личности Сталина. Так ли это точно сказать сложно, но званием маршала авиации Кожедуб был удостоен лишь в мае 1985 года.

Небесный почерк

У Ивана Кожедуба в бою был индивидуальный "почерк" в небе. В нём органично сочетались мужество, отвага и исключительное хладнокровие. Он умел точно и быстро взвесить обстановку, мгновенно найти в сложившейся ситуации единственно верный ход.

Все его полёты представляли собой каскад всевозможных манёвров: разворотов и змеек, горок и пикирований. Всем, кому приходилось летать с Кожедубом ведомым, нелегко было удержаться в воздухе за своим командиром.