Икона Божией Матери «Взыграние» Угрешская. Святые Петр и Павел

О празднике читателям "Вестей" рассказал настоятель Киево-Печерской Лавры, митрополит Вышгородский и Чернобыльский Владыка Павел.

Два первоверховных апостола. Две разные судьбы. Две разные жизни. И первенство у них различное - Петр был ближайшим учеником Христа при Его земной жизни, а Павел не был в числе 12 апостолов и начал проповедовать уже после Христова Воскресения. Два разных человека, два разных характера, два разных мировоззрения. Давайте вспомним историю их жизни и трудов и попытаемся объяснить, почему именно эти два апостола названы первоверховными.

Житие Петра

Апостол Петр, который до этого имел имя Симон, родился в Вифсаиде, был простым рыбаком вместе со своим братом Андреем (был учеником Иоанна Крестителя), и женатым человеком. Ловля рыбы происходила, в основном, ночью, днем уже была другая работа, но надо было кормить семью. А доходы рыбака были весьма непредсказуемы - все зависело от удачи. Сложной была жизнь галилейских рыбаков. Андрей, будучи учеником Иоанна Крестителя, услышал от своего учителя слова, что пришел Мессия - Христос. И он приводит к Христу своего брата Симона, которого Господь нарекает Кифа (по-гречески - Петр), что значит камень.

С того момента Петр полностью меняет свою жизнь, он сопровождает повсюду Христа, видит исцеления, совершенные Христом. Одно из первых исцелений Христа - это исцеление тещи апостола, которая страдала горячкой. Петр еще продолжал рыбачить, и однажды Господь вошел в лодку Петра, чтобы проповедовать, поскольку было великое множество народа. По окончанию проповеди Христос увидел, что у рыбаков совсем нет улова, хоть они трудились всю ночь. И Господь приказывает им зайти дальше в море и забросить сети. Они повиновались, и улов был настолько велик, что прорывались сети. Видя могущество Христа, Петр упал на колени перед Ним, а Господь сказал: «Не бойся, отныне будешь ловить человеков!» С этого момента Петр оставляет все - семью, профессию, дом и уже неотступно следует за Христом. И, несмотря на то, что между апостолами не было какого-то первенства власти, Господь за усердие и пламенную любовь открывает Петру, Иоанну и Иакову самые поразительные проявления Божественной природы - Свое Преображение на горе Фавор, воскрешение дочери начальника синагоги Иаира.

И после насыщения пяти тысяч человек пятью хлебами, когда Господь идет по водам к лодке, в которой находились апостолы, именно Петр пошел навстречу Христу тоже по водам, но затем одолеваемый страхом начал тонуть, на что Христос сказал: «Зачем ты усомнился, маловерный?» и подал ему руку.

Петр разительно отличался от остальных безмерной любовью ко Христу, импульсивным и пылким характером. На вопрос Христа к апостолам: «А вы за кого меня почитаете?» Петр первым воскликнул: «Ты Христос, Сын Бога Живого». Видя такое живое исповедание веры, Господь говорит: «Ты Петр, и на сем камне я создам Церковь Свою и врата ада не одолеют ее.» Но, когда Христос рассказывал апостолам о Своих грядущих крестных страданиях, Воскресении из мертвых, то здесь Петр, проявляя человеческую слабость, говорит: «Господи! Да не будет этого». На что Спаситель отвечает: «Отойди от меня, сатана! Ты думаешь не о том, что Божие, а что человеческое!»

Во время Тайной вечери на пылкие заверения Петра, что если кто и предаст Господа, то только не он, Господь с грустью замечает, что в эту же ночь не успеет петух пропеть дважды, как Петр трижды отречется от Него. И, как мы видим с Евангелия, когда взяли Христа под стражу и отвели на судилище, апостол Петр, который шел издали за Христом, когда его спросили: «И ты был с Иисусом?» Он трижды ответил: «Не знаю человека сего» И запел петух. Об этом отречении горько плакал и каялся Петр до конца своей земной жизни. После Воскресения Христова именно Петр первым входит в гроб, где лежали пелены Воскресшего Спасителя. Первым из апостолов увидел Воскресшего Господа именно Петр, троекратно исповедуя Его Господом, как бы в покаянное воспоминание о троекратном отречении. После Вознесения именно Петра апостолы избрали главным в общине. А когда в День Пятидесятницы, на апостолов сошел Дух Святой, то Петр, возвещая перед иудеями о воскресшем Христе, сразу же привел к покаянию и вере в Христа около трех тысяч человек. Апостол Петр, совершая знамения и исцеления больных, объяснял, что все это совершается силою Христа Спасителя, тем самым еще больше людей приводя к вере.

"Апостол Петр", Рубенс

Несмотря на гонения, побои, заключения в темницу, Петр продолжал проповедовать слово Христово и приводить к вере не только иудеев, а и язычников. Проповедь не ограничивалась Иерусалимом. Это и Самария, и Лидда, и Кессария, и Антиохия и многие другие области и города. Апостол Петр пишет послания к христианам, апостольские труды и ставит епископов, ставленников апостолов, на служение Господу в разных странах. Он присутствует в Иерусалиме при Успении Пресвятой Богородицы. Пройдя много стран, он получает откровение от Ангела, что пострадать за Христа, приняв смерть, ему суждено в Риме. И отправляется в Рим.

Согласно предания, Петр продолжает проповедь в Риме, где его арестовывают по приказу императора Нерона, за обращение в христианство двух его жен. И приговаривают к распятию на кресте, на что Петр просит распять его головой вниз, чтобы даже в распятии преклонить главу свою к ногам Христа и глядя в небо, иметь надежду на жизнь вечную в Небесных Обителях Царства Небесного.

Житие Павла

Апостол Павел, который до апостольского служения имел имя Савл, был родом из города Тарсы столице Киликии, из знатной иудейской семьи и благодаря положению своего отца был римским гражданином. Это была редкая по тем временам привилегия, которая давала множество прав. Образование он получил в Иерусалиме, где был учеником знаменитого раввина и авторитетного богослова того времени Гамалиила Старшего. Погрузившись в изучение Закона Моисеева, Савл становится яростным ревнителем Закона, стараясь соблюдать все требования в абсолютной точности. Поэтому ему кажутся полной «ересью» рассказы о учении Воскресшего Христа, он считает таких людей преступниками, которые нарушают Закон. Эта ненависть побуждает его вести активную борьбу с христианами - побивание их камнями, гонения.

И если, когда святого Стефана забивали камнями за проповедь, Савл только сторожил одежды побивающих, то вскоре он уже сам начинает поиски христиан, чтобы засадить их в тюрьмы. Получая от первосвященника письмо-направление в Дамаск, чтобы там продолжать преследовать христиан и засаживать их в тюрьмы, он даже не подозревает, что именно на этом пути произойдет встреча, которая в корне, навсегда изменит его жизнь. Направляясь в Дамаск, в дороге, Савла внезапно озаряет яркий свет с неба. Он падает на колени и слышит голос, обращенный к нему: «Савл, Савл! Что ты гонишь Меня?» В страхе и трепете, Савл спрашивает: «Кто Ты, Господи?» И слышит ответ: «Я Иисус, Которого ты гонишь…» Далее он получает Господнее повеление идти в город Дамаск. Но, поднявшись с колен, Савл понимает, что он ослеп, его глаза ничего не видят. Под руки его приводят в Дамаск, где он пробыл три дня без еды и воды. По повелению Божьему, к нему приходит Анания, извещенный ангелом, чтобы возложить на него руки во имя Христово, чтобы он прозрел и принял святое крещение. Преисполнившись Духа Святого, Павел становится совершенно другим человеком. Он начинает проповедовать в синагогах о Христе, как о Сыне Божием, что вызывает великое удивление у иудеев. Причем, насколько он был яростным противником и гонителем христиан, настолько пылким проповедником Слова Христова он стал.

Предупрежденный вовремя о готовившемся на него покушении, он отправляется в Аравию, где пребывает два года в отшельничестве и молитве, готовя себя к апостольскому служению. Ему принадлежат слова: «Я умер для Закона, чтобы жить для Бога», «Уже не я живу, но живет во мне Христос». Именно ему Господь неоднократно являлся в видениях, что послужило для Павла не поводом для гордости или какого-либо отличия от других, а он еще с большим пылом проповедует Слово Господне и пренебрегает всякой опасностью. Он претерпевал множество искушений, страданий, неудобств - его заключали в тюрьмы, бичевали, били камнями, били палками, трижды он попадал в кораблекрушение. Опасности его подстерегали как от иудеев, так и от язычников, часто претерпевал голод и жажду, жару и холод… Всего было не счесть, но главное для него это была забота о церкви и людях. Все скорби и преследования он переносил с радостью, потому что претерпевал за Самого Христа.

После Аравии, Павел был какое-то время в Дамаске, а затем пришел в Иерусалим. Некоторые апостолы и последователи Христа не верили, что он из гонителя христиан, стал проповедником Слова Христова. Только после того, как св.Варнава, привел его к апостолам Петру и Иакову и засвидетельствовал об истинном служении Павла, то с тех пор апостол Павел начал ходить вместе с апостолами, проповедуя Христа. Не оставаясь долго на одном месте, апостол Павел переходит с города в город обращая в веру Христову не только иудеев, но и язычников.

Проповеди Павла сопровождались многими чудесами, исцелениями и знамениями, что свидетельствовало об истинности учения Господнего. Пройдя с проповедью Сирию, Киликию, Дервию, Македонию, Неаполь, Филиппы, Фессалоники и придя в Афины, Павел был удивлен большим количеством языческих идолов. Получив блестящее образование, прекрасно зная философию, он говорил с язычниками на понятном и доступном для них языке - проводя параллели между близкими к истине Христовой размышлениями языческих философов. И это помогало обратить к вере Христовой заблудшие души. Уйдя в Коринф, чтобы не быть на иждивении у кого-либо, Павел занимается изготовлением палаток, чем и зарабатывает себе на хлеб насущный, а в субботу и воскресенье он проповедует о Христе в синагоге. Не останавливаясь надолго в одном месте, он создает церковные общины и благословляет своим ученикам строить Церкви, а сам идет дальше закладывать основы Благой Вести от Господа в неокрепшие, ищущие спасения души.


Святой Апостол Павел. Андрей Рублев, около 1410 г.

Надо заметить, что он не только проповедует, но и пишет послания к христианам, которые дошли и до наших дней. Его посещение Ефеса, Антиохии, Коринфа, Галатии, Фригии сопровождалось множеством чудес, что вызывало бурное негодование как у иудеев, так и у язычников, которые были обеспокоены таким успехом у народа Слова о Христе, как о Сыне Божием. Апостол Павел пройдет еще много городов, но на два года остановится в Риме, где и будут написаны его Послания к колоссянам, филлиппийцам и ефесянам в которых он раскроет глубину таинства Христа. Будут и тюрьмы, и гонения. Но при последнем аресте его препроведут в Рим, где будут держать в более ужасных условиях чем обычно. В тюрьме он напишет: «Время моего отшествия настало. Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил, а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь…» Учитывая, что он был римским гражданином, его подвергли суду, на котором приговорили к смерти и недалеко от города отсекли голову. Согласно предания, когда голова упала, она трижды ударилась о землю и в этих трех местах забили три святых источника.

Вера Петра и Павла

Два величайших проповедника слова Господнего, и у каждого их них был свой путь ко Христу. У каждого из них был свой переломный момент, который изменил смысл всей жизни - у Павла это была встреча с Господом на пути в Дамаск, а у Петра это отречение от Христа накануне Его распятия. Каждый из них, по-своему, весьма болезненно пережил этот этап в своей жизни. И когда пришло осознание собственного недостоинства, некоего стыда за совершенное, страха за содеянное… пришло чувство глубокого раскаяния и желание быть со Христом всегда. Возникло то великое чувство Любви ко Господу, чувство благодарности за Его великие милости и благодеяния.

Но и Петр, и Павел понимали, что за эту Любовь им придется отказаться от спокойствия, будничного комфорта, домашнего уюта. Претерпевая всевозможные искушения, скорби и напасти, холод и зной, голод и жажду они примут мученическую кончину за Христа, что являлось как бы негласным условием апостольского служения. Практически все апостолы приняли мученическую смерть. Но, эти два апостола - Петр и Павел являются еще и первоверховными потому, что потрудились более всех остальных апостолов. Об этих двух святых можно долго говорить, но лучше предоставить им слово.

Петр: «Пастырей ваших умоляю я, сопастырь и свидетель страданий Христовых и соучастник в славе, которая должна открыться: Пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия, И не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду; И когда явится Пастыреначальник, вы получите неувядающий венец славы» (1 Петр. 5: 1-4).

Павел: «…Я, обрезанный в восьмой день, из рода Израилева, колена Вениаминова, еврей от евреев, по учению фарисей, По ревности — гонитель Церкви Божией, по правде законной — непорочный. Но что для меня было преимуществом, то ради Христа я почел тщетою. Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа… Говорю так не потому, чтобы я уже достиг, или усовершился; но стремлюсь, не достигну ли я, как достиг меня Христос Иисус» (Флп. 3: 5-8, 12).

Как сказал в своей проповеди митрополит Антоний Сурожский: «Вот два апостола, которых мы вспоминаем. Апостол Петр не был безукоризненным во всех отношениях, так же как и апостол Павел. Все апостолы были настоящими, подлинными людьми, и когда Христос был взят в саду Гефсиманском, когда Его судили, страх их объял и они бежали. Петр даже отказался от Него. Но потом они оказались бесстрашными проповедниками: ни муки, ни крест, ни распятие, ни тюрьма - ничто не могло их отлучить от любви Христовой, и они проповедали, и эта проповедь действительно явилась тем, чем ее называет апостол Павел: вера наша - победившая мир. Вот мы и празднуем их день, ликуя о том, что радикальный гонитель и верующий от начала встретились в одной, единой вере о победе Христовой - Крестом и Воскресением».

Петр и Павел: в чем помогают

Икона Петра и Павла, 11 век

В день праздник Петра и Павла люди идут в церковь ставят свечки и молятся у их иконы:

  • прося помощи в преодолении житейских проблем,
  • за удачу в начинаниях новых дел,
  • те, кто сомневаются в своих решениях, просят подарить надежду.

Очень важно в этот день у иконы поставить свечи, произнести тихо, но с душой слова молитвы. И только после этого у угодников можно просить о содействии решениях абсолютно любых житейских проблемах.

Кроме того, праздник Петра и Павла почитается среди рыбаков, ведь апостол Петр является покровителем рыбаков. И люди говорят, что если в этот день просить об удаче в ловле, то без хорошего улова не останетесь.

Молитва Петру и Павлу

О преславнии апостоли Петре и Павле, души за Христа предавшии и кровию вашею пажить Его удобрившии! Услышите чад ваших молитвы и воздыхания, сердцем сокрушенным ныне приносимыя. Се бо беззаконьми омрачихомся и того ради бедами, якоже тучами, обложихомся, елеа же добраго жития обнищахом зело и не возможем противитися волком хищным, иже расхищати наследие Божие дерзостно тщатся. О сильнии! Понесите немощи наша, не отлучайтеся духом от нас, да не разлучимся в конец от любве Божия, но крепким заступлением вашим нас защитите, да помилует Господь всех нас, молитв ваших ради, да истребит же рукописание безмерных грехов наших и да сподобит со всеми святыми блаженнаго Царствия и Брака Агнца Своего, Емуже честь и слава, и благодарение и поклонение, во веки веков. Аминь.

Праздник Петра и Павла 2017: что нельзя делать и что необходимо успеть

В день Петра и Павла нельзя работать, особенно в поле, чтобы не потревожить хлебные колосья, и чтобы урожай был хорошим. После Петрова дня начиналась пора сенокоса.

В старину говорили, что на день Петра и Павла солнце сияет всеми цветами радуги ("играет"). Считалось, что того, кто увидит, как играет солнце, ожидает счастье. А чтобы увидеть это чудо, молодежь с утра собиралась в поле и поджидала восход солнца.

В Петров день начинались петровские гуляния, которые длились до первого Спаса. Молодежь плела венки, водила хороводы. А молодые девушки в день Петра и Павла гадали на суженого. Например, нужно собрать 12 разных цветков с 12 полей, загадать парня, положить цветы под подушку и ждать вещего сна.

Праздник Петра и Павла осенний

К слову, на Руси праздник Петра и Павла отмечали дважды: помимо дня памяти 12 июля чествуются также так называемые Петр и Павел Рябинники — в дни осеннего равноденствия, 23 сентября.

Праздник Петра и Павла: приметы

  • Петр и Павел день убавил, так как день уже шел на убыль.
  • Дождь на Петров день обещает богатый урожай. Говорили: "Дождь на Петра и Павла - уродится жито".
  • Если хлеба уродились, то ни Петр, ни Павел урожай не отнимут.
  • На Петров день - колос, на Ильин - колоб.
  • На Петро всегда тепло. При этом говорили: "Петр и Павел жару прибавил", так как начинались самые жаркие дни.
  • На Петра и Павла умолкает кукушка. Если птица не кукует за неделю до Петрова дня - зима будет ранней, а если же неделю после дня Петра и Павла - зима будет поздней.

И Павла является одной из самых знакомых всем, кто когда-либо обращался к изображениям христианских святых. Их канонический облик в неизменном виде сохраняется с тех давних времён, когда последователи учения о воскресшем Спасителе собирались для своих служб в глубинах катакомб. Ключ от врат Царствия Божия в руках одного из них и меч ― символ жертвенности - в руках другого ― свидетельство того, что перед нами именно те, кого принято именовать первоверховными апостолами.

Особенности их изображения

Исследователи пришли к выводу, что описание святых, приводимое в ранних преданиях, по всей видимости, соответствует действительности, и на его основе сформировался образ, который передаёт икона. Пётр и Павел жили в ту эпоху, когда составлялись первые хроники их подвижнического служения, авторы которых вполне могли быть с ними знакомы, или, по крайней мере, видеть. Этим, вероятно, и объясняется неизменность, придаваемая их портретным чертам.

Считается, что икона «Пётр и Павел» этим необычайным постоянством обязана традициям римского скульптурного портрета, доведённого к тому времени до совершенства. Авторы первых фресок, обнаруженных на стенах катакомб, несомненно, были знакомы с техникой портретирования, что позволило им придать образам апостолов правдивые и реалистичные черты.

Близость индивидуальных черт

Сравнивая работы мастеров, живших в разные эпохи, в разных концах христианского мира и никогда не видевших творений друг друга, поражаешься схожести изображённых ими ликов. Например, икона «Пётр и Павел», написанная в древней Византии, и её аналог новгородской школы XVI века, без сомнения, передают черты одних и тех же людей. Причём точно известно, что живописцы с берегов Волхова не были знакомы с произведениями своих предшественников.

Особое место в иконографии святых апостолов занимают их совместные изображения. Подобные композиции часто связаны с обстоятельствами жизни святых и мученической кончины, состоявшейся в один день. В качестве сюжетов нередко используется апокрифический текст, повествующий об их последней встрече и прощании незадолго до казни. Обычно икона «Пётр и Павел», написанная на его основе, представляет собой изображение апостолов, братски обнявшихся и целующих друг друга.

Почитание святых апостолов на берегах Днепра и Волхова

Со времён принятия христианства образ первоверховных апостолов считался одним из наиболее почитаемых на Руси. Известно, что по возвращении из Корсуни святым князем Владимиром была привезена в Киев икона «Пётр и Павел», ставшая впоследствии даром До наших дней она не сохранилась, но в древнем храме можно и теперь увидеть фреску XI века, написанную по этому сюжету.

Духовность в основе образа апостолов

В наши дни в иконостасах большинства храмов неотъемлемой частью деисусного ряда является икона Петра и Павла. Значение её со временем неизмеримо возросло. Причина заключается в более полном осмыслении их образов. Они являют собой символы безграничной веры в истинность Христова учения, позволяющего даже простому, не учёному и слабому человеку, каким был прежде Пётр, подняться до вершин святости.

Кроме того, это символ открытости пути к духовному совершенству для тех, кто первоначально не только не принял учение христиан, но и был их яростным гонителем, как апостол Пётр. Безусловно, в наши постатеистические времена подобные образы являются весьма актуальными, тем более что православная церковь ведёт широкую просветительскую работу, направленную на восполнение тех пробелов в религиозном образовании народа, которые возникли в эпоху богоборчества. В целом же любое изображение апостолов - это наглядная проповедь христианской веры, открывающей врата в жизнь вечную.

Петра и Павла.
12 июля (29 июня ст. ст.) Петра и Павла. С праздником!
Славных и всехвальных первоверховных апостолов Пера и Павла.
Тропарь апостолов. Глас 4.
Апостолов первопрестольницы/ и вселенныя учителие,/ Владыку всех молите/ мир вселенней даровати//и душам нашим велию милость.

Петр и Павел апостолы. Икона 11 век. Новгородский государственный объединенный
историко-архитектурный музей-заповедник.

Петр и Павел считаются величайшими проповедниками учения Христа и даже основателями самой христианской религии. Только эти два апостола имеют звание первоверховных — такого звания больше никто из всего сонма Святых не удостоен.
Церковью воспеваются «Петрова твердость и Павлов разум».

"По христианским воззрениям именно у апостола Петра находятся ключи от рая: он привратник у райских ворот. Его иногда так и называют: Петр-ключник, или Петр «золотые ключи».


Петр и Павел апостолы. Икона 14 век. Византийский музей, Афины.


Петр и Павел апостолы. Икона 14 век. Синай, Монастырь святой Екатерины


Апостолы Петр и Павел. Картина Эль-Греко (Доменико Теотокопули)
1590-92 гг. Эрмитаж. Икона итало-критской школы XVI века.


Петр и Павел апостолы. Икона 14 век. Монастырь Ватопед на Афоне.


Петр и Павел апостолы. Икона 17 век. Афон, монастырь Пантократор.


Петр и Павел апостолы. Икона 18 век. Государственный Исторический музей, Москва.
Интересной особенностью данной иконы является изображение апостолов Петра и Павла на фоне архитектурного комплекса Петропавловской крепости с собором в Санкт-Петербурге. В центре композиции на берегах реки изображены две сцены мученичексой смерти апостолов. Внизу, в барочном картуше помещен текст молитвы, посвященной апостолам.


Петр и Павел апостолы, икона 17 век. Пермская государственная художественная галерея.
Апостолы изображены в рост, слегка повернутыми друг к другу и обращенными в молении к Спасу Вседержителю, восседающему на Престоле в окружении архангелов в сегменте небесной сферы, которая расположена в центре под верхним полем. В руках апостола Петра ключ и свиток, в руках апостола Павла - Евангелие. Фон позолочен.
http://lib.pstgu.ru/icons/index.php?option=com_content&view=category&layout=blog&id=4&Itemid=6


Несмотря на то, что 12 июля — это день Петра и Павла, 12 июля на Руси обычно почитали лишь память апостола Петра, Святому же Павлу молитвы возносились на следующий день, «чтобы не обижался».

В этот день заканчивается Петров пост. Было принято ходить в гости и приносить с собой «обетные» («обетованные») угощения, среди которых обязательно должны были присутствовать блюда из рыбы. «Обетные» угощения обычно устраивались крестными родителями.

Ведь в первую очередь, Петров день считается праздником рыболовов, тех кто связан с рыбным промыслом, поскольку сам Петр в до апостольской своей жизни был обычным рыбаком, и именно во время ловли Петром рыбы и произошло его знакомство с Иисусом Христом, который призвал его от рыбацких трудов у «уловлению человеков». Рыбаки молились ему об удаче, просили подсказать: удастся ловля, будет буря, стоит забрасывать сети.

В Петров день было принято умываться водой из трех ключей. Также крестьяне выходили посмотреть, как будет всходить солнце: собирались ночью на холмах, разжигали костры и проводили время в ожидании рассвета в играх и песнях. Считалось, что на Петра Павла солнце «играет» в небе: то заблестит разными цветами, то засияет ясно, то поднимется, то опустится.

Крестьяне замечали: если на Петров день дождь, то весь сенокос будет мокрый. В то же время изменение погоды в течение одного дня, когда за дождем следует солнце, а затем снова дождь, обещала плодородие. Говорили: «На святого Петра дождь - урожай худой, два дождя - хороший, три - богатый».

А еще сегодня отмечается День фотографа. Точнее, не совсем так: День святой Вероники, покровительницы фотографов. По преданию, св. Вероника в числе прочих людей следовала за Иисусом Христом на Голгофу. Когда изнеможенный Спаситель упал, святая Вероника поднесла ему свой платок, отереть пот с лица. На ткани запечатлелся лик Спасителя. Когда была изобретена фотография папским декретом св. Вероника была объявлена покровительницей фотографии и фотографов."
Фото и текст из открытых источников.

Что такое икона? Для чего иконописцы создают иконы Богородицы . иконы святых покровителей . иконы Спасителя и другие православные иконы? Почему однажды мы непреодолимо хотим заказать икону? Хотим, чтобы икону написали лично для нас.

В дословном переводе с греческого икона – это образ. Через икону каждый человек обращается к Богу в себе, потому что он един во всех. Князь Е.Н.Трубецкой писал, что православные иконы открывают человеку «видение иной жизненной правды и иного смысла мира» 1. отличного от борьбы за выживание. Никакие слова не в состоянии передать той силы Божественной любви и радости ощущения Божественной благодати, которая исходит от икон Божьей Матери, икон святых и икон Спасителя Иисуса Христа, написанных современным иконописцем Юрием Кузнецовым.

Как известно, иконы «обладают особым языком – системой знаков, передающих определенную информацию» 2. Но «расшифровка» этих символов может быть осуществима только сердцем. Для человека, который хотел бы заказать икону, важно, обретение не просто иконы с изображением Спасителя Иисуса Христа, Божьей Матери, или святых, но за православной иконой должно быть «обнаружение святого, место его мистического присутствия. Икона – визуальное звено в диалоге между молящейся душой и святым: христианин молится не иконе, а через икону тому, кто изображен на ней» 3. Испытать на себе силу Божественной любви, исходящей от иконы Юрия Кузнецова, может даже человек неверующий. Особенное впечатление производит икона Богородицы Умиление Радуйся Невесто Неневестная.

Конечно «…искусство церковное имеет свои особые, ему одному свойственные, черты и потому ставит художника в особое положение: художник должен уяснить себе предъявляемые им требования. Он должен дать не обыкновенную реальную картину, не копию со случайно попавшегося под руку образца, не праздный вымысел фантазии, не освященный ясным религиозным сознанием, но икону, соответствующую ее высокому назначению» 4. И если молящийся, созерцая иконы Божьей Матери, иконы святых, иконы Спасителя Иисуса Христа или другие православные иконы испытает пронзающее душу чувство реальности духовного мира. Если икона вдруг открывается как светлое, проливающее свет видение, которое сознается превышающим все окружающее, пребывающим в ином, своем пространстве и в вечности, то утихает горение страстей и суета мира, ощущение Бога сознается превыше-мирным, качественно превосходящим мир и из своей области действующим тут, среди нас 5.

Все вышеописанное было пережито мной лично и многими людьми, хранящими в своем доме иконы «кузнецовского письма». У каждого в доме икона его святого покровителя.

Икона, будь то Казанская икона Божьей Матери. икона Богородицы Всецарица. икона святого покровителя, Спасителя Иисуса Христа или другая православная икона – это «Церковное Предание и благодать Божия, проявляемая через линии и краски, как через цветовые письмена. Сила иконы свидетельствует о том, что этот мир [духовный прим. КК] близ нас, что сама душа – частица этого мира» 6.

Отец Иоанн Кронштадтский писал о необходимости икон в доме: «Иконы в церкви, в домах необходимы, между прочим и для того, что они напоминают о бессмертии святых, живи суть (Лк. 20, 38), как говорит Господь, что они в Боге видят нас, слышат нас и помогают нам» (Иоанн Кронштадтский. Моя жизнь во Христе. С-Пб. 2005, с. 468). Через икону святого, икону Божьей Матери или икону Спасителя Иисуса Христа мы приобщаемся к его жизни и как будто совместно проживаем ее. Вместе с иконой Богородицы «Аз есмь с Вами и никтоже на Вы» молящийся утверждается в своей вере. Дословно название иконы звучит как - «Я всегда нахожусь с Вами и никто Вас не обидит».

«Икона начинается с линии, а линия начинается из сердца; она не имеет другого основания, или обуславливающей ее причины. Сердце в святоотеческом понимании – это место пребывания духа человека или сам дух. Поэтому исходная точка иконы лежит в невидимом мире, а затем появляется и проявляется, как бы нисходит на плоскость иконы; она не повторение линии образца, с которого пишется икона» 7. Представьте себе тонкую серебряную нить, идущую из сердца, и каждое мгновение жизни окрашивает ее в соответствующий цвет, так получается многоцветный, сотканный из эпизодов жизни ковер. В этом суть икон «кузнецовского письма». Иконы Божьей Матери, иконы святых, иконы Спасителя Иисуса Христа или другие православные иконы пишутся Юрием Кузнецовым по этому принципу: каждая точка – эпизод жизни святого. Если воспринимать икону не логически, а духом, то в орнаменте Владимирской иконы Божией Матери можно увидеть, что эта икона была завезена из Византии в Россию в начале XII века, как подарок Юрию Долгорукому от Константинопольского Патриарха Луки Хризоверха. Икону поставили в женском монастыре Вышгорода, недалеко от Киева, слух о ее чудотворениях дошел до сына Юрия Долгорукого, князя Андрея Боголюбского, который и решил перевезти икону на север.

Такое понимание и прочтение Владимирской иконы Божией Матери возможно, потому что «линия на иконе – это прорез в духовный мир, это просвет в мире костной и, поэтому, в существе своем, затемненной материи – материю просветить может только благодать» 8. Прорез в иконах «кузнецовского письма» - это орнамент, лежащий в его основе. Орнамент круглится, так как линия в иконе «не должна быть заостренной и угловатой, как бы сломанной (угловатость, судорожность, изломы, заостренные концы относятся к изображению темной силы). Окружность и округленность, естественное движение линии – это жизнь линии…» 9. Вариации орнамента меняются в зависимости от того пишется ли икона Божьей Матери, икона святых или другая православная икона или икона Спасителя Иисуса Христа.

В процессе иконописания очень важен «мистический опыт общения с Небесной Церковью и переживание духовных реалий» 10. именно этот опыт дает истинное содержание иконе.

Каноническую форму и историческую достоверность православной иконе дает образец, с которого снимается список. Между списком и копией с иконы Божьей Матери, иконы святых или иконы Спасителя Иисуса Христа есть принципиальная разница. «Список – близость к личности, копия – схожесть, или даже визуальное совпадение с иконографическим образом» 11. «Чтобы сделать список, надо внутренне пережить икону, прочесть ее смысловой текст, а затем написать его своим почерком» 12.

Иконы XXI века – это сайт, созданный специально для популяризации и пропаганды творчества иконописца Юрия Кузнецова, а также для возрождения и восстановления православия в России, для возвращения людей на путь радости, любви и доброты. У нас Вы можете заказать икону «кузнецовского» письма, познакомиться с историями обретения православных икон, узнать про земную жизнь святых и их почитание, прочитать о смысле и содержании праздников православного календаря.

Иконы Божьей Матери, святых покровителей, Спасителя Иисуса Христа и другие православные иконы создаются по старинным монастырским технологиям темперой на липовой доске.

Прежде чем заказать икону, мы предлагаем Вам узнать наши рекомендации. Если Вы хотите икону для себя, икону, которая будет вместе с Вами на протяжении всей жизни, то это может быть именная икона . то есть икона с изображением соименного с Вами святого. Выбрать соответствующий образ можно из предлагаемого списка уже написанных именных икон. Если Вашего имени не оказалось в списке, то это не значит, что вы не сможете заказать именную икону, напишите нам или позвоните и мы подберем для Вас святой образ. Личная икона не обязательно должна быть именной. Это может быть икона Божьей Матери, икона святого, икона Спасителя или другая православная икона.

Особенность икон «кузнецовского письма» в том, что иконописец Юрий Кузнецов обладая очень чутким восприятием человека, пишет для него образ, соответствующий именно его духу. Икона авторского письма, написанная специально для конкретного человека, на протяжении всей жизни будет укреплять его в вере и поддерживать в трудные минуты жизни. При написании святого образа для иконописца очень важно понимать жизненный путь человека, для которого он являет святой образ, так как после написания иконы человек и святой будут связаны. Поэтому личную икону: икону Божьей Матери, икону святого, именную икону, икону Спасителя, семейную икону или другую православную икону, написанную специально для Вас ни в коем случае нельзя продавать или отдавать другому человеку.

После того, как Вы определитесь с образом, для того, чтобы заказать икону, нужно будет выбрать ее размер. Юрий Кузнецов пишет иконы святых в основном 2-х размеров: большие – 75х100 см и маленькие – 35х40 см.

В каком случае лучше заказать большую икону, а в каком маленькую? Большая икона позволяет иконописцу с помощью орнамента и цвета более подробно передать историю жизни святого и его духовный подвиг. Маленькая икона более келейная, удобна в транспортировке. Конечно, возможно выбрать икону и другого формата, но нужно учитывать, что для этого понадобится дополнительное время на изготовление основы под икону. «Икона есть и путь, и средство; она – сама молитва» 13. Цель иконы, будь то иконы Божьей Матери, иконы святых или другие православные иконы или иконы Спасителя Иисуса Христа – «направить все наши чувства, так же как и ум и всю нашу человеческую природу к ее истинной цели – на путь преображения» 14.

_____________________________________________________________________

1 Трубецкой Е.Н. Умозрение в красках / Иконы России. М. 2008. с. 117

2 Л.В.Абрамова. Семиотика иконы. Саранск, 2006, С. 4

3 Архимандрит Рафаил (Карелин). О языке православной иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М. 1998, с. 79

4 Н.В.Покровский. Новое церковное искусство и церковная старина/ Богословие образа. Икона и иконописцы. М. 2002, с. 267

5 Флоренский П. Иконостас. М. 2009. С. 36

6 Архимандрит Рафаил (Карелин). О языке православной иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М. 1998, с. 60

7 Архимандрит Рафаил (Карелин). О языке православной иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М. 1998, с. 66-67

8 Архимандрит Рафаил (Карелин). О языке православной иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М. 1998, с. 63

9 Архимандрит Рафаил (Карелин). О языке православной иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М. 1998, с. 71

10 Архимандрит Рафаил (Карелин). О языке православной иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М. 1998, с. 60

11 Архимандрит Рафаил (Карелин). О языке православной иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М. 1998, с. 67

12 Архимандрит Рафаил (Карелин). О языке православной иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М. 1998, с. 67

13 Леонид Успенский. Смысл и содержание иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М. 1998, с. 111

14 Леонид Успенский. Смысл и содержание иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М. 1998, с. 111

Святые апостолы Петр и Павел чаще всего изображаются вместе друг с другом, держащими церковь или реже, обнимающимися. Православная икона Петра и Павла пользуется глубоким почтением, ведь изображает первоверховных апостолов, которые имеют особую роль в христианской вере.

Каноническое изображение

Святой апостол Петр на иконе изображен как мудрый старик с короткой бородой, иногда с кудрявыми волосами. Его верхняя одежда всегда золотистая по цвету, нижняя одежда темно-синяя или сине-зеленая. Правой рукой он благословляет или держит ключи Царства Небесного. В левой руке он держит свиток с текстом или евангельскими словами: «Ты Христос, сын Бога живого» (Мф.16: 16).

Святой апостол Павел на иконе изображен с высоким лбом, немного лысым, с темными волосами, с широкой бородой. Обычно он держит свиток, иногда в виде одной книги или как 14 рулонов, связанных друг с другом. Его верхняя одежда имеет коричневый или темно-фиолетовый цвет, а хитон светлый, синий или сине-зеленый.

В чем помогает икона Петра и Павла

Перед апостолами Петром и Павлом на иконе молятся по большей части о делах, связанных с верой, ведь они были активными распространителями и проповедниками христианства. Даже теперь они могут помогать укрепляться в вере и становиться более праведными простым людям. Молитва может выполняться и к каждому святому по отдельности и к двоим сразу, если вы обращаетесь к кому-то одному в этом ничего ужасного, даже есть возможность более грамотно дифференцировать молитвы в зависимости от цели.

Если акцент делается на изображении иконе Петра и молитве этому апостолу, то к нему часто обращаются с просьбами утвердиться в вере, а также к нему обращаются рыбаки, которым святой содействует. В свою очередь святой Павел на иконе служит образом, к которому обращаются для того, чтобы получить благословение и помощь в учебе. Ведь Павел был глубоко образованной личностью и негласно считается помощником в различных делах связанных с учебой и образованием.

Как таковая икона Петра и Павла считается чудодейственной и может даровать исцеление. Искренняя вера способна делать чудеса, именно поэтому не следует чрезмерно строго ограничивать себя. Просить у иконы допустимо практически о чем угодно в рамках православной веры.

История святых

История каждого из этих святых является уникальным рассказом о вере и преданности Христу. Они имели совершенно разный путь к вере, но при этом в итоге стали одними из самых почитаемых святых. Как правило, икона апостолов Петра и Павла есть практически в каждом храме.

Петр на протяжении многих лет был рыбаком и встретил Христа, когда занимался, так сказать, собственной профессиональной деятельностью. Он стал последователем Спасителя и в итоге вошел в число двенадцати апостолов, а после Воскресения проповедовал по разным странам.

Павел в свою очередь на протяжении многих лет был противником Христа и хулил его веру. Тем не менее, после того как Спаситель явился ему чудесным образом, Павел уверовал и стал апостолом. Хотя он не входит в число ни 12, ни 70 апостолов, он считается первоверховным апостолом – таково его особое звание.

В итоге каждого из них казнили в Риме в один день в 67 году. Именно потому часто апостолы Петр и Павел изображаются на иконе в объятиях друг друга. Они приживаются щеками подобно тому как прижимается Христос к собственной Матери на иконе Умиление, где таким образом символизируется стремление души к духовному миру, а не просто взаимосвязь взрослого и ребенка.

Апостолы в свою очередь символизируют собой единство людей в церкви и объединяющую веру

Также они символизируют собой противоположные характеры, ведь Петр был по сути простаком, который искренне уверовал, а Павел был образованным человеком, и он уверовал со всей мощью своего разума. Таково значение иконы Петра и Павла и если смотреть в чем помогает такой образ, то нужно отметить помощь святого образа в возможности наставить другого человека на путь истинный.

Если кто-то из близких отклонился от веры и сбился с пути (в метафорическом смысле) следует обратиться к этому образу, который может помочь вам объединиться с другим человеком на почве общей веры.

Молитвы перед иконой апостолов Петра и Павла

О преславнии апостоли Петре и Павле, души за Христа предавшии и кровию вашею пажить Его удобрившии! Услышите чад ваших молитвы и воздыхания, сердцем сокрушенным ныне приносимыя. Се бо беззаконьми омрачихомся и того ради бедами, якоже тучами, обложихомся, елеа же добраго жития обнищахом зело и не возможем противитися волком хищным, иже расхищати наследие Божие дерзостно тщатся. О сильнии! Понесите немощи наша, не отлучайтеся духом от нас, да не разлучимся в конец от любве Божия, но крепким заступлением вашим нас защитите, да помилует Господь всех нас, молитв ваших ради, да истребит же рукописание безмерных грехов наших и да сподобит со всеми святыми блаженнаго Царствия и Брака Агнца Своего, Емуже честь и слава, и благодарение и поклонение, во веки веков. Аминь.