Духовые инструменты корнет. Корнет (старинный музыкальный инструмент)

Корнет (корнет-а-пистон) – это медный духовой инструмент. Он очень эффектно смотрится и выгодно поблескивает своими медными боками на фоне других инструментов в оркестре. В наши дни его слава, к сожалению, осталась в прошлом.

Корнет является прямым потомком почтового рожка. Что интересно, рожок был сделан из дерева, но относили его всегда к медным духовым инструментам. Рожок имеет очень богатую историю, в него дули иудейские жрецы, чтоб пали стены Иерихона, в Средние века под звуки рожков рыцари совершали свои подвиги.

Следует различать современный инструмент корнет-а-пистон, который сделан из меди, и его предшественника - деревянный корнет (цинк). Цинк - это немецкое название корнета. Сейчас мало кто знает, но с пятнадцатого до середины семнадцатого веков корнет был очень распространен среди музыкальных инструментов в Европе. А ведь без корнета нельзя исполнить большой пласт музыкальных произведений семнадцатого - восемнадцатого веков. Городские праздники в эпоху Ренессанса были немыслимы без корнетов. А в конце шестнадцатого века корнет (цинк) в Италии стал мастерски солирующим музыкальным инструментом.

До нас дошли имена двух известных виртуозов игры на цинке того времени Джованни Боссано и Клаудио Монтеверди. Распространение скрипки и набирающая обороты популярность скрипичной игры в семнадцатом столетии заставляет корнет постепенно утратить свои позиции сольного инструмента. Дольше всего его главенствующее положение сохранялось на севере Европы, где последние сольные композиции для него были датированы второй половиной восемнадцатого века. К началу девятнадцатого века корнет (цинк) совсем потерял свою актуальность. Сейчас он используется при исполнении старинной народной музыки.


Корнет-а- пистон появился в Париже в 1830 году. Его отцом-изобретателем считают Сигизмунда Штельцеля. Этот новый инструмент был оснащен двумя вентилями. В 1869 году началось массовое обучение игре на корнете, заработали курсы в консерватории Парижа. У истоков стоял первый профессор очень известный корнетист, виртуоз своего дела Жан Батист Арбан. К концу девятнадцатого века корнет-а-пистон был на пике своей популярности, на этой волне он и появился в Российской империи.

Николай Павлович был первым российским царем, который играл на нескольких видах духовых инструментов. Он владел флейтой, валторной, корнетом и корнет-а-пистоном, но сам Николай I в шутку называл все свои инструменты просто «труба». Современники не раз упоминали о его выдающихся музыкальных способностях. Он даже немного сочинял, в основном военные марши. Демонстрировал свои музыкальные достижения Николай Павлович на камерных концертах, как было принято в то время. Концерты проводились в Зимнем дворце, и на них, как правило, лишних людей не было.

У царя не было времени и физической возможности регулярно уделять время занятиям музыкой, поэтому он обязал А.Ф. Львова, автора гимна «Боже, царя храни», приходить накануне выступления для репетиции. Специально для царя Николая Павловича А.Ф. Львов составил партию на корнет-а-пистоне. В художественной литературе тоже часто встречается упоминание о корнет-а-пистоне: А. Толстой «хмурое утро», А. Чехов «Остров Сахалин», М. Горький «Зрители».

Все дело было в его превосходстве над другими медными в исполнении музыки, требующей большей беглости. Корнет обладает большой технической подвижностью и ярким, выразительным звучанием. Такому инструменту в первую очередь дают «нарисовать» перед слушателями мелодию произведения, композиторы доверяли корнету сольные партии.

Труба была почетной гостьей при дворе монархов и на войнах. Корнет же ведет свое прошлое от рожков охотников и почтальонов, которыми они подавали сигналы. Существует мнение ценителей и профессионалов, что корнет - это не виртуозно звучащая труба, а маленькая нежная валторна.

Существует еще один инструмент, о котором хочется рассказать - это эхо – корнет. Он завоевал популярность в Англии во времена правления королевы Виктории, а также в Америке. Его необычность в наличии не одного, а двух раструбов. Корнетист, переключаясь в процессе игры на другой раструб, создавал иллюзию приглушенного звука. В этом ему помогал второй вентиль. Эта опция удобна для создания эффекта эхо. Инструмент приобрел широкую популярность, для эхо -корнета создавались произведения, где раскрывалась вся красота его звучания. Эта старинная музыка исполняется корнетистами за границей на таком раритетном инструменте и сейчас (например, «Альпийское эхо»). Изготавливались эти эхо – корнеты в ограниченном количестве, главным поставщиком была фирма «Booseys & Hawkes». Сейчас есть подобные инструменты индийского производства, но сделаны они не добротно, поэтому при выборе эхо – корнета опытные исполнители предпочитают старые экземпляры.

Корнет напоминает трубу, но его трубка короче и шире и снабжена пистонами, а не вентилями. Корпус корнета - труба в виде конуса с широким углублением. На основании трубы и расположен мундштук, воспроизводящий звучание. У корнет-а-пистона поршневой механизм состоит из кнопок-клавиш. Клавиши находятся на одной высоте с мундштуком, вверху конструкции. Этот музыкальный инструмент очень похож на трубу, но различия есть.

Несомненным преимуществом корнет-а-пистона является его величина – чуть больше полуметра. Такая небольшая его длина очень удобна в эксплуатации.

В общепринятой классификации корнет-а-пистон относят к классу аэрофонов, это значит, что звуки в нем извлекаются вибрирующими воздушными массами. Музыкант выдувает воздух, и тот, накапливаясь посреди корпуса, начинает колебательные движения. Здесь и зарождается уникальный звук корнета. При этом диапазон тональности у этого небольшого духового инструмента широкий и богатый. Он может брать до трех октав, что позволяет ему играть не только стандартные программы, которые являются классикой, но и обогащать мелодии с помощью импровизации. Корнет является среднетональным инструментом. Звук трубы раньше был тяжелым и негибким, у корнета же ствол трубы обладал большим количеством витков и звучал мягче.

Бархатность тембра у корнет-а-пистона слышится лишь в первой октаве, в нижнем регистре он становится тягостным и коварным. Переходя на вторую октаву звучание, меняется на более резкое, наглое и звонкое. Эти эмоционально окрашенные звуки корнета прекрасно использовали в своих произведениях Гектор Берлиоз, Петр Ильич Чайковский и Жорж Бизе.

Корнет-а-пистон также полюбили джазовые исполнители, и без него не обходился ни один джаз бэнд. Прославленными джазовыми любителями корнета были Луи Дэниел Армстронг и Джозеф «Кинг» Оливер.

В прошлом веке были улучшены конструкции труб и трубачи усовершенствовали свое профессиональные навыки, что удачно ликвидировало проблему отсутствия скорости и некрасочного звучания. После этого корнет-а-пистоны совсем исчезли из оркестров. В наши дни оркестровые партии, написанные для корнетов, исполняют на трубах, хотя иногда можно услышать и первоначальное звучание.

Корнет (музыкальный инструмент)

В XX веке улучшение конструкции труб и совершенствование мастерства трубачей практически свели на нет проблему беглости и тембра, и корнеты исчезли из оркестра. В наше время оркестровые партии корнетов исполняются, как правило, на трубах, хотя иногда используется и оригинальный инструмент.

В настоящее время корнет, помимо духового оркестра, используется как учебный инструмент и изредка в качестве солиста.

Напишите отзыв о статье "Корнет (музыкальный инструмент)"

Ссылки

  • .

Отрывок, характеризующий Корнет (музыкальный инструмент)

– Уже неделя, как началась кампания, и вы не сумели защитить Вильну. Вы разрезаны надвое и прогнаны из польских провинций. Ваша армия ропщет…
– Напротив, ваше величество, – сказал Балашев, едва успевавший запоминать то, что говорилось ему, и с трудом следивший за этим фейерверком слов, – войска горят желанием…
– Я все знаю, – перебил его Наполеон, – я все знаю, и знаю число ваших батальонов так же верно, как и моих. У вас нет двухсот тысяч войска, а у меня втрое столько. Даю вам честное слово, – сказал Наполеон, забывая, что это его честное слово никак не могло иметь значения, – даю вам ma parole d"honneur que j"ai cinq cent trente mille hommes de ce cote de la Vistule. [честное слово, что у меня пятьсот тридцать тысяч человек по сю сторону Вислы.] Турки вам не помощь: они никуда не годятся и доказали это, замирившись с вами. Шведы – их предопределение быть управляемыми сумасшедшими королями. Их король был безумный; они переменили его и взяли другого – Бернадота, который тотчас сошел с ума, потому что сумасшедший только, будучи шведом, может заключать союзы с Россией. – Наполеон злобно усмехнулся и опять поднес к носу табакерку.
На каждую из фраз Наполеона Балашев хотел и имел что возразить; беспрестанно он делал движение человека, желавшего сказать что то, но Наполеон перебивал его. Например, о безумии шведов Балашев хотел сказать, что Швеция есть остров, когда Россия за нее; но Наполеон сердито вскрикнул, чтобы заглушить его голос. Наполеон находился в том состоянии раздражения, в котором нужно говорить, говорить и говорить, только для того, чтобы самому себе доказать свою справедливость. Балашеву становилось тяжело: он, как посол, боялся уронить достоинство свое и чувствовал необходимость возражать; но, как человек, он сжимался нравственно перед забытьем беспричинного гнева, в котором, очевидно, находился Наполеон. Он знал, что все слова, сказанные теперь Наполеоном, не имеют значения, что он сам, когда опомнится, устыдится их. Балашев стоял, опустив глаза, глядя на движущиеся толстые ноги Наполеона, и старался избегать его взгляда.
– Да что мне эти ваши союзники? – говорил Наполеон. – У меня союзники – это поляки: их восемьдесят тысяч, они дерутся, как львы. И их будет двести тысяч.
И, вероятно, еще более возмутившись тем, что, сказав это, он сказал очевидную неправду и что Балашев в той же покорной своей судьбе позе молча стоял перед ним, он круто повернулся назад, подошел к самому лицу Балашева и, делая энергические и быстрые жесты своими белыми руками, закричал почти:
– Знайте, что ежели вы поколеблете Пруссию против меня, знайте, что я сотру ее с карты Европы, – сказал он с бледным, искаженным злобой лицом, энергическим жестом одной маленькой руки ударяя по другой. – Да, я заброшу вас за Двину, за Днепр и восстановлю против вас ту преграду, которую Европа была преступна и слепа, что позволила разрушить. Да, вот что с вами будет, вот что вы выиграли, удалившись от меня, – сказал он и молча прошел несколько раз по комнате, вздрагивая своими толстыми плечами. Он положил в жилетный карман табакерку, опять вынул ее, несколько раз приставлял ее к носу и остановился против Балашева. Он помолчал, поглядел насмешливо прямо в глаза Балашеву и сказал тихим голосом: – Et cependant quel beau regne aurait pu avoir votre maitre!
Балашев, чувствуя необходимость возражать, сказал, что со стороны России дела не представляются в таком мрачном виде. Наполеон молчал, продолжая насмешливо глядеть на него и, очевидно, его не слушая. Балашев сказал, что в России ожидают от войны всего хорошего. Наполеон снисходительно кивнул головой, как бы говоря: «Знаю, так говорить ваша обязанность, но вы сами в это не верите, вы убеждены мною». (итал. - Cornetto, франц. - Cornet a pistons,
нем. -
Kornett, англ. - Cornet,)
Вы, конечно же, замечали, что звучание музыкальных инструментов может быть сочным и благородным, мрачным и зловещим, глубоким и нежным. Каждый звук, созданный внутри инструмента, рождает настроение: тревожное или задумчивое, динамичное или меланхоличное. Чем больше настроений, оттенков, переходов, нюансов может создать инструмент, тем проще и увереннее он завоевывает симпатии музыкантов и слушателей. Громкие, грузные, тяжелые, яркие и резкие духовые инструменты тоже соревнуются друг с другом в чистоте звучания за право стать частью оркестра или получить сольные партии. Корнет – медный духовой музыкальный инструмент – на протяжении XIX-XX вв. вел нешуточную борьбу с трубой и, к сожалению, проиграл ей вековую схватку за симфонический оркестр, заняв скромное, но почетное место в качестве учебного инструмента и участника духового оркестра. Так в чем же история борьбы? И в чем причина поражения?

Голос корнета: его сила и слабости

Начнем с того, что в современном состоянии объем звучания корнета совпадает с диапазоном трубы. При этом в духовом оркестре у корнета, бесспорно, свой голос: он занимает позицию между громкими и звучными трубами и тромбонами и томной валторной, представляя собой середину «меди». Тембр корнета называют мягким и нежным, однако далеко не все ступени корнета звучат чисто. Низкий регистр слишком тяжел и мрачен, а самую высокую терцию считают крикливой и наглой, потому что она звучит напряжённо и сдавленно.
Звук трубы же признается благородным, так как он интонационно однороден в любых регистрах. Поэтому теперь именно труба, наряду с другими сильными тембральными соперниками корнета, – язычковыми деревянными духовыми кларнетом и саксофоном, обладающими широким диапазоном, теплым, нежным и певучим тембром (в отличие от корнета) – занимают важные места в музыке оперы, театра и балета, симфоническом и джазовом оркестрах.

История возникновения

Корнет-а-пистон (фр. cornet à pistons – «рожок с поршнями») возник на базе почтового рожка в период бурных экспериментов над медными духовыми инструментами (XVIII-XIX вв.), когда начинают применяться вентильные и клапанные механизмы к духовым инструментам. Первые рожки с клапанами отличались грубым и грязным звучанием, неустойчивым извлечением звука, однако мастера и музыканты видели потенциальные возможности в будущем: при умелом обращении эти пока еще не совершенные инструменты могли издавать мелодичные композиции достаточной протяженности и силы. Авторство корнета приписывается Сигизмунду Штельцелю, инструмент которого был показан в Париже в 1830 году. Сначала он имел лишь 2 вентиля (через несколько месяцев появился третий), но звук нового инструмента и посетителям балов, и музыкантам показался новым и притягательным: видимо, потому, что гибкость его звука была необычайно и непривычно светлой и яркой для медного духового инструмента. Как сейчас стало ясно, причина успеха корнета не в идеальном и тембрально богатом звучании корнета, а в то время еще в несовершенном звуке молодой и несформировавшейся трубы: именно в этот период мастера пытались создать на её новый духовой инструмент, используя различные помповые механизмы с вентилями, но на трубе эти нововведения сказывались сначала отрицательно. На первом этапе корнет-а-пистон во многих европейских странах не допускался в симфонический оркестр, однако в духовых оркестрах ему находилось достойное место сразу.

Золотое время корнета

Середина и начало XX в. – золотое время для корнета. Сначала во Франции, а затем и повсеместно корнет занял прочное положение в симфоническом оркестре: его легкость в игре, хорошая звучность, беглость и техническая подвижность позволяли ему конкурировать с более благородным звуком все улучшающейся трубы, которая с трудом сдавала свои позиции. В эти счастливые времена для корнета создавались отдельные партии, например, в симфонии Берлиоза «Гарольд в Италии» мастерски используются зловещие низкие регистры корнета, Бизе, сочиняя музыку к драме «Арлезианка», использовал как мягкое звучание корнетов, которое похоже на вальс и передает настроение плавного течения жизни, так и их резкие звуки, создавая бурлящую народную пляску, у П.И. Чайковского в симфонии «Франческа да Римини» звучанием корнета создается торжественно-нервное, буйное настроение, корнеты как будто скрежечут и обдают холодом ада, в балете великого русского композитора «Лебединое озеро» известный динамичный, приподнято-радостный, с изящными переливами «Неаполитанский танец» изначально написан тоже для корнета, хотя теперь нередко исполняется партией трубы, сначала А.С. Даргомыжский в опере «Русалка» (1855) использовал отдельные партии как для труб, так и корнетов, умело сочетая их общие и отличные черты, а затем Лео Делиб в балетах «Коппелия» (1870) и «Сильвия» (1876) тоже не случайно написал отдельные партии для труб и корнетов: в сопоставлении слушатель обязательно заметит: сочный и тяжелый звук труб оттеняет легкость и непринужденность исполнения корнетов. Так корнеты и трубы выступали в равной музыкальной битве симфонического оркестра, где, к счастью, победителей и побежденных не бывает. История музыки оказалась более суровым испытанием.

Корнет в джазе

Еще один счастливый взлет корнет пережил в 20-30-х годах ХХ в., когда гибкая и изящная музыка джаза нуждалась в чуть резковатых звуках духовых музыкальных инструментов. Кинг Оливер – один из ярких представителей новоорлеанского джаза – мастерски владел корнетом, и его заслуга именно в том, что он и его джаз-бенд отличались дисциплиной и оставили множество магнитофонных записей. Ритмичность, мелодичность, блюзовая мягкость композиций, исполненных Оливером, – еще одно доказательство технического и звукового совершенства корнета. Виртуозом корнета был и Луи Армстронг – хулиган и мастер джаза, что, кстати, не новость: Армстронг научился игре на корнете в школе для «сложных подростков». Его исполнение джазовых композиций на корнете было смелым и искусным, однако вскоре звук трубы показался музыканту благороднее и притягательнее. Труба и саксофон стали ассоциироваться с Армстронгом, джазом, блюзом и вообще черной музыкой. Это, видимо, сказалось на дальнейшей репутации несчастного инструмента, который был вытеснен универсальной и более чистой в звучании трубой. Хотя почему же несчастного? Столь яркая судьба: необычайная и скорая популярность, самобытный звук, роль обучающего инструмента – делает историю корнета похожей на добротный роман с добрым и сердечным финалом. В сегодняшних музыкальных магазинах можно приобрести чудные корнеты разных моделей и конфигураций, их форма и конструкция, продуманная чуть менее 200 лет назад, остается неизменной: геометрически сложной и изящной, как, впрочем, у всех медных духовых инструментов. Еще один удивительный факт: сурдина не оказывает на звук корнета никакого особого влияния. Если различные виды сурдин изменяют звук трубы решительно, не просто приглушая её, а придавая её тембру новую окраску, то корнет теряет звук решительно. То есть в битве за вариативность и приспособляемость труба продемонстрировала широту возможностей и готовность преобразовываться, корнет остался тем, что есть.

Прослушайте как звучит корнет

ЦПАН ФСБ РФ – "Дебютант" каприс для корнета с духовым оркестром

C возникновением вентильного механизма получил свое начало ближайший «родственник» трубы — музыкальный инструмент корнет . Еще его называют корнет-а-пистоном, чтобы отличать от другого инструмента, который тоже назывался корнетом (или цинком),был деревянным инструментом и употреблялся в более ранние эпохи (К 19 веку он совсем вышел из употребления).

Изобретение корнета-а-пистона приписывают Сигизмунду Штельцелю,инструмент которого был показан в Париже в 1830 году и имел 2 вентиля.
Корнет пользовался большим успехом как у музыкантов,так и у слушателей.Началось бурное увлечение корнетом.
Появление его связано с тем,что хроматические трубы того времени обладали тяжелым,негибким звуком.Корнет же обладал большим,чем у трубы,количеством витков ствола,звучал мягче.Преимущество еще было и в том,что первые хроматические трубы были в строях F,а корнеты в более удобных для исполнения B и А.
19 век — это время,когда корнет стал активно вводиться в партитуры многих композиторов.Всем известно соло корнета в «Неаполитансков танце» из балета Чайковского «Лебединое озеро».
2 корнета чаще всего объединялись в одну группу с 2 трубами,игравшими в нижнем регистре.
Корнет еще именуют «корнет-а пистон».Это французское название означает,что инструмент с вентилями или пистонами.
Сольные произведения для инструмента писали в основном сами же корнетисты:Г.Л.Кларк, Ж.Б.Арбан,В.Брандт,Э.Тронье, В.Вурм и другие.
Сейчас корнет почти не употребляется.

Эхо-корнет

Этот необычный инструмент был популярен в Америке и Англии в эпоху королевы Виктории. Его особенность заключается в наличии 2х раструбов. Исполнитель, переключаясь с помощью дополнительного вентиля на другой раструб, мог создать эффект игры с сурдиной. Чаще всего для создания эхо. Инструмент был необычайно популярен, специально для него писались многие произведения. Некоторые из них, например «Альпийское эхо», исполняются зарубежными трубачами на таком инструменте и по сей день. Выпускались эти корнеты ограниченым тиражом, в основном фирмой «Boosey & Hawkes». В наши дни производство подобных инструментов налажено в Индии, но их качество не выносит никакой критики, поэтому при выборе такого корнета профессионалами предпочтение отдается старым инструментам.

Корнет или цинк считают незаслуженно забытым героем музыкального искусства. На протяжении двух столетий – XVI-XVII он был одним из самых популярных инструментов в Европе, ведь без него не обходился ни один городской праздник. Считалось, что он более всего похож на человеческий голос, поэтому его звучание вызывало особые чувства у слушателей.

Удивительно, но сегодня корнет относят к группе медных духовых инструментов, хотя изготавливался он из дерева – платанового, груши, либо сливы. По звучанию он напоминает трубу, но его голос немного слабее и мягче. Облик корнета запечатлен на барельефе Линкольнского кафедрального собора: это коническая трубка с семью отверстиями. По форме этот инструмент мог различаться: его изготавливали прямой и искривленной формы. Изогнутые корнеты считались эксклюзивными, их покрывали кожей или вовсе изготавливали из слоновой кости.

Считается, что одной из главных причин забвения этого музыкального инструмента стала эпидемия болезней, прокатившаяся по Европе в XVII веке, которая получила название «Великая чума». Стремительная и беспощадная, она не оставила в живых самых талантливых виртуозов корнета. Вместе с ними ушла и былая слава их инструмента.