Досье звезды: Лев Лещенко. Биография и личная жизнь Льва Лещенко: жена, дети Год рождения певца льва лещенко

Лещенко Лев Валерьянович

Лев Лещев

Эстрадный певец (баритон) и артист оперетты, педагог.
Заслуженный артист РСФСР (30.09.1977).
Народный артист РСФСР (12.04.1983).

Отец - Лещенко Валерьян Андреевич (1904-2004) - кадровый офицер, воевал под Москвой. За участие в Великой Отечественной войне и дальнейшую военную службу награжден многими орденами и медалями. Мать - Лещенко Клавдия Петровна (1915-1943).
Свою самостоятельную трудовую деятельность начал сразу после окончания школы, поступив рабочим сцены в Государственный Академический Большой театр СССР (1959-1960). Затем, до призыва в армию, работал слесарем-сборщиком на заводе точных измерительных приборов (1960-1961).
В сентябре 1964 года, успешно сдав экзамены, стал студентом ГИТИСа.
1969 год стал годом перехода из студентов в артисты. Лев Лещенко - полноправный член коллектива Московского театра оперетты. Здесь он играет много ролей, но Лещенко - артист, зная цену своему певческому дару, хочет настоящей большой работы. И эту возможность он получает 13 февраля 1970 года: успешно пройдя конкурс, Л. Лещенко становится солистом-вокалистом Гостелерадио СССР.

Победа на Сопотском фестивале с песней "За того парня" породила моду на Льва Лещенко, он становится знаменитым.
Новый импульс популярности певцу принесла песня В. Харитонова и Д. Тухманова "День Победы", исполненная им впервые в год 30-летия Победы, и которую сам певец до сих пор считает одним из самых принципиальных своих достижений. Многие шлягеры, ставшие теперь уже классикой отечественной эстрады, исполнил именно Лев Лещенко. Уже стали хрестоматийными кадры завершения Олимпиады: под звуки песни Александры Пахмутовой «До свиданья, Москва» в небо улетает Олимпийский Мишка. Показаны многотысячные Лужники и крупно - плачущие лица гостей и спортсменов. Песню исполняли Татьяна Анциферова и Лев Лещенко.
В 1980-1989 годах продолжает интенсивную концертную деятельность в качестве солиста-вокалиста Государственного концертно-гастрольного объединения РСФСР "Росконцерт".
В 1990 году он создал и возглавил театр эстрадных представлений "Музыкальное агентство", которому в 1994 году был присвоен статус государственного. Основной вид деятельности театра - организация гастрольно-концертных мероприятий, презентаций, творческих вечеров.
Преподает в музыкально-педагогическом институте имени Гнесиных (ныне Российская академия имени Гнесиных). Многие его ученики стали известными артистами эстрады: Марина Хлебникова, Катя Лель, Ольга Арефьева, Варвара и многие другие.
За годы творческой деятельности Львом Лещенко выпущено свыше 10 пластинок, компакт-дисков и магнитоальбомов.
В 1999 году на площади Звезд ГЦКЗ "Россия" заложена именная звезда Льва Лещенко.
В 2001 году была издана книга Льва Лещенко «Апология памяти», в которой артист рассказывает о своей жизни и своих современниках - выдающихся людях искусства, спорта и политики.

призы и награды

Премия имени Ленинского комсомола (1978) - за высокое исполнительское мастерство и активную пропаганду советской песни.
Премия имени Московского комсомола (1973).
Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (30 января 2012).
Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (1 февраля 2007).
Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (31 января 2002).
Орден Дружбы народов (1980).
Орден «Знак Почёта» (1985).
Лауреат IV Всесоюзного конкурса артистов эстрады (1970).
Лауреат конкурса «Золотой Орфей» (1972, Болгария).
Первая премия на фестивале в Сопоте (1972, Польша).
Премия ФСБ в номинации «Музыкальное искусство» за творческий вклад в патриотическое воспитание российских граждан (2008).
«Золотой Граммофон» (2009).
Народный артист Республики Южная Осетия (26 августа 2010).
Почётный гражданин Курской области (2012).
Специальная премия Президента Республики Беларусь «Через искусство к миру и взаимопониманию» (2012).

Народный артист РСФСР эстрадный певец Лев Валерьянович Лещенко родился 1 февраля 1942 года в Москве в семье кадрового офицера. Отец - Валерьян Андреевич - ветеран Великой Отечественной войны, воевал под Москвой. Мать, Клавдия Петровна, умерла, когда сыну едва исполнился год. Мальчика помогали воспитывать бабушка и дед, а с 1948 года - мачеха Марина Михайловна.

Детские годы Льва прошли в Сокольниках, где он занимался в хоре Дома пионеров, посещал секцию плавания, кружок художественного слова и духовой оркестр. По настоянию хормейстера он бросил все кружки и всерьез начал заниматься пением, выступая на школьной сцене с популярными в то время песнями Леонида Утесова.

В 1959 году после окончания школы Лев Лещенко поступил в Большой театр, где год трудился рабочим сцены. В 1960-1961 годах, до призыва в армию, работал слесарем-сборщиком на Заводе точных измерительных приборов.

Воинскую службу Лещенко проходил в танковых войсках в составе Группы советских войск в Германии. В январе 1962 года командование части, узнав о его способностях, направило рядового Лещенко в ансамбль песни и пляски, где он стал солистом.

В сентябре 1964 года Лев Лещенко стал студентом ГИТИСа (ныне РАТИ). С этого же года он начал работать в Москонцерте и стажерской группе Театра оперетты. Во время летних каникул гастролировал с концертными бригадами по отдаленным уголкам страны.

В 1969 году певец был принят в труппу Московского театра оперетты.

В феврале 1970 года, успешно пройдя конкурс, он стал солистом-вокалистом Гостелерадио СССР. В то время он вел интенсивную творческую деятельность - выступал на радио, записывал романсы, народные и советские песни, сочинения зарубежных композиторов. Певец исполнил партию Порги в опере Джорджа Гершвина "Порги и Бесс", ораторию Родиона Щедрина "Ленин в сердце народном" в записи с Большим симфоническим оркестром под управлением Геннадия Рождественского, сотрудничал с эстрадно-симфоническим оркестром под управлением Юрия Силантьева.

В марте 1970 года Лев Лещенко стал лауреатом IV Всесоюзного конкурса артистов эстрады. Он стал участником многих передач на радио и телевидении, концертов в Колонном зале Дома союзов.

В 1972 году Лещенко стал лауреатом конкурса "Золотой Орфей" в Болгарии. В том же году с песней "За того парня" он получил первую премию на престижном в то время фестивале в Сопоте.

Новый импульс популярности певцу принесла песня Владимира Харитонова и Давида Тухманова "День Победы", исполненная впервые в 1975 году, на 30-летие Победы в Великой Отечественной, и которую сам певец считает одним из главных своих достижений.

В 1980-1989 годах Лев Лещенко продолжил концертную деятельность в качестве солиста-вокалиста Государственного концертно-гастрольного объединения РСФСР "Росконцерт".

Лев Лещенко исполнял шлягеры, ставшие классикой отечественной эстрады. Среди них "Белая береза", "Не плачь, девчонка", "На земле живет любовь", "Татьянин день", "Любимые женщины", "Нам не жить друг без друга", "Соловьиная роща", "Притяжение Земли", "Ни минуты покоя", "Родная Земля", "Родительский дом", "Где мой дом родной?", "Городские цветы", "Травы луговые", "Господа офицеры" и многие другие.

В 1990 году Лещенко создал и возглавил театр эстрадных представлений "Музыкальное агентство" , которому в 1992 году был присвоен статус государственного. Агентство принимает участие в организации и проведении крупных культурно-зрелищных мероприятий, проводит благотворительные и коммерческие концерты. "Музыкальное агентство" является автором и организатором ежегодного фестиваля военных песен "Крекшино" (с 1998 года), Первого всероссийского фестиваля патриотической песни "Это Родина моя!" (к 60-летию Победы, 2005), музыкального фестиваля памяти Тихона Хренникова, фестиваля СНГ "Мелодии друзей" (2009, 2010), благотворительного концерта в Кремле для ветеранов войны "Спасибо за Победу" (к 65-летию Победы, 2010), а также свыше 100 концертных событий.

Более 10 лет Лев Лещенко преподавал в музыкально-педагогическом институте имени Гнесиных (ныне Российская академия музыки имени Гнесиных). Многие его ученики стали известными артистами эстрады - Марина Хлебникова, Катя Лель, Ольга Арефьева и другие.

За годы творческой деятельности Лев Лещенко выпустил много пластинок, магнитоальбомов и компакт-дисков. Среди них: "Лев Лещенко" (1977), "Притяжение земли" (1980), "В кругу друзей" (1983), "Что-нибудь для души" (1987), "Белый цвет черемухи" (1993), "Ни минуты покоя" (1995), "Аромат любви" (1996), "Мир грез" (1999), "Простой мотив" (2001), а также свыше 10 миньонов. В исполнении Льва Лещенко записаны десятки песен на сборных и авторских пластинках композиторов.

В 2001 году вышла в свет книга Лещенко "Апология памяти", в которой артист рассказывает о своей жизни и современниках.

В 1999 году на площади Звезд концертного зала "Россия" была заложена именная звезда Льва Лещенко.

В 1984 году певцу было присвоено звание Народного артиста РСФСР.

Лев Лещенко удостоен многих званий и наград. Он является лауреатом премии имени Московского комсомола (1973) и Ленинского комсомола (1978). Артист награжден орденами Советского Союза и России - Дружбы народов (1980), "Знак Почета" (1985), "За заслуги перед Отечеством" IV Степени (2002). В 2007 году Лев Лещенко

Лев Лещенко – легенда советской и российской эстрады. Он всегда искренен и вызывает только симпатию и позитивные эмоции. Нет, наверное, человека, который негативно бы относился ко Льву Валериановичу. Его песни всегда несут только доброе и вечное, они светлые и человечные.

Детство и юность

Лев Валерианович родился в Москве, в Сокольниках. Это было военное время, начало 42-го года. Он появился на свет не в роддоме, а в небольшом деревянном доме, в котором проживала вся семья и еще две тетушки. Было очень холодно, неподалеку бомбили, под Москвой тогда шли ожесточенные бои, и его мама ужасно боялась просто не добраться до роддома. Роды приняли тетушки-соседки. Отец служил в части неподалеку, поэтому у него была возможность навещать родных и приносить им свой паек. Вот и в день рождения Левы он примчался с фронта. Хату протопили, так как до этого в ней было всего 4 градуса тепла, и скромно отметили рождение сына. У родителей маленького Левы уже подрастала старшая дочь Юлия.

Прошло чуть меньше двух лет, и мать умерла в возрасте 28 лет. Мальчика и его сестру сначала воспитывали бабушка и дедушка с материнской стороны, затем семья перебралась в военную часть под Москвой. Религиозная и набожная бабушка не смогла найти общий язык с отцом – работником НКВД. Детьми стал заниматься старшина Андрей Фисенко, которому отец поручил быть практически нянькой.

Он приходил за Левой каждый день в 7 утра, забирал его с собой в часть и занимался им до самого вечера. Мальчику сшили гимнастерку, и он рос, как «сын полка». Делал по утрам зарядку, ел вместе со всеми в солдатской столовой. В 5 лет он поехал к родственникам на Украину, но вскоре вернулся в Москву, так как отец повторно женился, и у Левы появилась новая мама – Марина. Она полюбила мальчика, как родного, поэтому сиротой он себя не ощущал. Вскоре в семье родилась девочка Валя.

Лев Лещенко в молодости:

Дети росли в музыкальной семье, все ее члены обожали петь, отец без труда мог на гитаре или пианино подобрать любую мелодию. Леве тоже с детства прививали любовь к музыке, он часто навещал своего дедушку, который хорошо умел играть на скрипке.

В родных Сокольниках мальчик посещал Дом пионеров, пел в нем в хоре и ходил на кружок художественного слова, а еще играл в духовом оркестре. Не был ему чужд и спорт, он занимался в бассейне. Но руководитель хора разглядел в мальчике талант и убедил его оставить остальные секции ради пения. Лева стал выступать на школьных вечерах, исполняя песни из репертуара Леонида Утесова.

Начало карьеры

Поступить после школы в театральный на отделение музыкальной комедии у Льва не получилось, он провалился на вступлении. Устроился сначала трудиться рабочим сцены в Большой Театр, а через год переквалифицировался в слесаря-сборщика на завод измерительных приборов. Спустя год его призвали в армию, Лев мечтал о службе моряком, но отец ходатайствовал, чтобы его отправили в ГДР в танковые войска. Затем он служил в ансамбле песни и пляски солистом, вел концерты и читал стихи. Это и было его подготовкой в театральный вуз, в который он явился, когда экзамены уже для всех прошли.

Ему дали шанс, но он лишь рассмешил приемную комиссию, а его вокальные данные они всерьез не оценили, но сжалились и приняли в вуз. А через год Лев доказал всему курсу, что он настоящий артист, и со второго курса уже работал стажером в Театре оперетты, а вскоре и в Москонцерте. Летом ездил на гастроли по городам страны.

После окончания ГИТИСа он уже официально был зачислен в труппу Театра оперетты, потом пошел работать на радио, а спустя 5 лет удостоился чести стать солистом Гостелерадио СССР. К тому времени он уже набрал всесоюзную популярность, начал выезжать за границу, стал лауреатом двух зарубежных конкурсов.

Лев Лещенко во время концерта:

Через несколько лет ему присвоили звание сначала Заслуженного, а затем и Народного артиста РСФСР. В 90-м году он возглавил театр «Музыкальное агентство», которое и сегодня занимается организацией концертов и сотрудничает с видными звездами российской и зарубежной эстрады.

Лев Лещенко в программе "Камеди Клаб":

В 90-х годах артисты «старой гвардии» стали не слишком нужны молодежной эстраде, на их концерты меньше стали ходить, их не так часто уже крутили по радио и ТВ. Эстраду захлестнула волна попсовой музыки, рок-н-ролла и шансона. Многие в то время ушли со сцены, думал об этом и Лев Валерианович. Он уже тогда собирался сосредоточиться на преподавании или затеять бизнес.

Алсу и Лев Лещенко на концерте:

Но произошел случай, который вывел его снова на пик популярности. Однажды на юбилее Хазанова они с Винокуром разыграли шуточную сценку с Вовчиком и Левчиком. Публика оценила новые образы, Лещенко и Винокура стали чаще приглашать на выступления с этой миниатюрой, которая помогла им обоим пережить 90-е.

Владимир Винокур, Игорь Николаев, Игорь Крутой и Лев Лещенко:

Сейчас Лещенко продолжает руководить театром, давать по 10 сольных концертов в месяц, еще и вести собственный бизнес – у него работает деревеообрабатывающая фабрика в городе Владимир. Закалку, которая помогает ему справляться со всеми трудностями, он получил еще в детстве, расти ему пришлось в военные и голодные, трудные послевоенные годы.

Личная жизнь

В первый раз Лев Валерианович женился еще в ГИТИСе на девушке Альбине, которая училась тремя курсами старше. Сначала все было хорошо, семья жила с родителями Льва, затем съехала на кооперативную квартиру. У Льва карьера шла в гору, а у Альбины особых успехов не наблюдалось. Потихоньку стал намечаться разлад, к тому же девушка была патологически ревнива, злилась из-за любого случайного взгляда мужа, хотя реальных поводов для ревности он не давал. Но для скандалов ей и поводы были не нужны.

Лев Лещенко с женой:

Однажды в 76-м году Лев отправился на гастроли в Сочи, где приятель познакомил его с двумя симпатичными девушками, одной из которых была Ирина. Сначала он ее увидел после пляжа, всю растрепанную, а затем вечером, в ресторане – красивую и нарядную. На другой день Ирине уже надо было улетать в Москву. Лев интуитивно почувствовал, что надо все бросать и лететь вслед за ней. Жена все быстро поняла и выставила Льва из дома с чемоданами.

Ирина вскоре окончила учебу за границей и молодые люди стали встречаться. Получалось это у них редко из-за гастрольного графика Льва. Поженились они спустя два года после знакомства и с тех пор не расставались, при этом всегда жили удивительно мирно и не позволяли себе ссор. Детей, к сожалению, в союзе не появилось, но Ирина всю жизнь была и остается верной и любящей супругой мужу. Она не стала строить карьеру, несмотря на перспективы, а посвятила жизнь мужу и обустройству домашнего хозяйства.

Биографии других известных музыкантов читайте

Отец популярного советского и российского певца Льва Лещенко по имени Валерьян Лещенко ушёл из жизни в 99-летнем возрасте, это произошло 2 марта 2004 года. Он был нашим соотечественником, родился в селе Любимовка. Образование получил в гимназии в городе Курске. Затем стал работником Государственного сельскохозяйственного предприятия.

В 1931 году Валерьян переезжает в столицу России, где устраивается на витаминный завод. Также известно, что Лещенко был военным в отставке и раньше он занимал должность полковника пограничных войск. Как военный он принял участие в двух войнах: Второй мировой и Финской.

Отец и сын Лещенко, смерть Валерьяна Лещенко

Когда во время службы Валерьяну сообщили новость, что у него родился сын, он тут же взял продукты из своего пайка, а также спирт, который потом развели водой и устроили домашний праздник и примчался к жене. Лев Лещенко вспоминает, что отец возвращался со службы домой очень поздно и тогда его будили ночью и он общался с родителем, играл его оружием.

Владимир Винокур очень хорошо знал отца Льва Лещенко и общался с ним незадолго до его кончины. По словам Винокура он шокирован семейной трагедией знаменитости российской эстрады, ведь его отец прекрасно себя чувствовал и ещё планировал отметить свой столетний юбилей, он до него не дожил всего несколько месяцев.

Лев Лещенко узнал о смерти отца накануне своего гастрольного выступления в столице Молдовы Кишинёве. Концерт он отменить не смог, так как все билеты раскупили почитатели его таланта.

Будущий певец появился на свет в 1942 году в Москве. Детство артиста припало на голодные послевоенные годы, это было тяжёлое время. Когда Льву исполнился 1 год у него умирает мать. А через 5 лет его отец вступает в брак во второй раз. Мачеха очень любила пасынка. За что Лев ей очень благодарен, она вырастила его, как родного сына.

Рос Лев в полку отца, среди солдат, они со временем полюбили мальчика и заменили ему родных. В 4-летнем возрасте Лещенко младший начинает носить военную форму и ходить питаться в солдатскую столовую.

Детство и юные годы Льва Лещенко

С детских лет Лев начинает мечтать о карьере деятеля искусства, он выбирает между двумя профессиями актёра и певца. В то время мальчик поёт в хоре и параллельно посещает драматический кружок. Вскоре одарённый юноша начинает выступать в роли вокалиста на всех городских состязательных мероприятиях. После окончания школы Лещенко подаёт документы в театральный вуз, но не проходит вступительных экзаменов. Не имея возможности получить желанное высшее образование молодой человек пополняет ряды вооружённых сил, служба у Лещенко проходит в Германии. После чего он поступает в Российский университет театрального искусства в Москве.

Ещё до армии молодой человек устроился работать в театр, но не актёром, а обслуживающем персоналом. В дневное время будущая знаменитость выполнял свои обязанности, а по вечерам смотрел спектакли.

Обучаясь на 2 курсе в театральном вузе Лещенко параллельно устраивается артистом в Театр оперетты. И получает первую роль грешника в постановке «Орфей в аду».

В 1990 году Лещенко стал учредителем театра, который именуется «Музыкальное агентство», успехи его были настолько велики, что заведение возводят в статус государственного.

Карьера певца началась у Лещенко с вокального конкурса на Гостелерадио, затем последовало участие на фестивале в Польше, где он занимает первое место, после чего одарённый молодой человек просыпается знаменитостью.

Приход славы ко Льву Лещенко и хиты, исполненные певцом

Большая популярность пришла к певцу после исполнения композиции под названием «День Победы», автором которой стал Давид Тухманов. Лещенко её исполнил в честь дня победы, отмечаемого 9 мая 1975 года. В это время исполнитель становится очень популярным, на его счёту появляются такие хиты, как: «Были юными и счастливыми», «Родная земля», «Родительский дом», «Не плачь, девчонка», «Нам не жить друг без друга», «Соловьиная роща», «Притяжение земли», «Я вас люблю, столица», «Спасибо вам за тишину».

Всего за свою 55-летнею карьеру Лещенко записал 700 песен, среди них множество дуэтов: «Добрые приметы», «До свиданья, Москва», «Осень» и «Вальс влюблённых» были исполнены совместно с Валентиной Толкуновой, «Здравствуй, жизнь» с Людмилой Лариной, «До свиданья, Москва!» с Татьяной Анциферовой, «Давай, поговорим» со Светланой Меньшиковой, «Исчезли солнечные дни» с Людмилой Сенчиной, «Последняя дата» с Софией Ротару и мн. др.

Показательным примером популярности Льва Лещенко стало закрытие Олимпиады 1980 года, во время которого многотысячный стадион подпевал вокалисту. В этом же году Льва награждают орденом «Дружбы народов».

Лев ЛЕЩЕНКО

Л. Лещенко родился 1 февраля 1942 года в Москве (на 2-й Сокольнической улице) в семье военнослужащего. Его детство выпало на первые послевоенные годы, о которых он вспоминает так: «Меня воспитывала приемная мать - замечательная женщина! Жили мы в старом московском дворике, и жили очень дружно. Если у кого-то во дворе появляется велосипед, на нем по очереди катаются все ребята двора. Если кто-то покупает косном, приходят смотреть все соседи. И радость каждой покупки - общая. Ну а если ты голоден, а родители еще на работе, кто-нибудь из соседок обязательно тебя накормит. Жили, конечно, трудно, но открыто, щедро друг для друга».

Еще будучи ребенком, Лещенко решил, что обязательно станет артистом. Поэтому свое восхождение к славе он начал с районного Дворца пионеров, где записался сразу в два разных кружка: хоровой и драматический. В одном он с удовольствием пел, в другом с таким же упоением читал стихи. Судя по тому, что вскоре его стали брать на все районные и городские смотры художественной самодеятельности, занятия в обоих кружках шли ему на пользу.

Между тем к окончанию десятилетки Лещенко окончательно определился со своим выбором и решил посвятить себя музыке. Накупив в магазине пластинок Франко Карелли, Марио Дель Монако и других популярных исполнителей, наш герой с утра до вечера крутил их на своей радиоле, после чего с дотошностью прилежного ученика пытался самостоятельно воспроизвести услышанное. На его взгляд, получалось неплохо. В конце концов, преисполненный самых радужных надежд, Лещенко после окончания школы в 1959 году отправился в ГИТИС - поступать на отделение артистов оперетты.

К сожалению, тот поход закончился неудачей - Лещенко в институт не приняли. Видимо, на фоне других абитуриентов он выглядел не столь убедительно, поэтому экзаменаторы провалили его со спокойной совестью. Пришлось Лещенко ждать целый год, чтобы поискать счастья в новой попытке. Год прошел незаметно, тем более что все это время Лещенко не бил баклуши, а трудился сначала рабочим сцены в Большом театре, а затем ушел на завод точных приборов слесарем.

Как это ни странно, но и вторая попытка будущего народного артиста России попасть в ГИТИС завершилась провалом. Экзаменаторы вновь не нашли в нем ничего примечательного и завернули с первого же захода. После этого любой другой на месте Лещенко наверняка пришел бы к грустной мысли о несоответствии своего таланта выбранной специальности. То есть занялся бы чем-нибудь другим. Но, будучи человеком настойчивым, он поступил в соответствии со своим характером - пришел на очередные экзамены в ГИТИС через год после второго провала.

На этот раз Лещенко сдавал экзамены намного успешнее, чем в два предыдущих раза. Тур за туром он шел к заветной цели - стать студентом - и наверняка бы им стал, если бы и на этот раз случай не вмешался в течение событий. Дело в том, что к тому времени пришла пора молодому человеку служить в армии, и пришедшая из военкомата повестка наглядно это продемонстрировала. Вот и пришлось Лещенко вместо того, чтобы сесть за парту, становиться к орудийному расчету - он попал в танковые войска и в качестве заряжающего танка проходил службу в ГДР.

Стоит отметить, что занятия вокалом новобранец не прервал и в армии. Вскоре о его способностях прознало армейское начальство и пристроило Лещенко солистом в ансамбль песни и пляски. В этом качестве он и закончил свою службу в армии. А вернувшись на гражданку, он в четвертый (!) раз пришел на экзамены в ГИТИС и все-таки добил своим упорством преподавателей - несмотря на огромный конкурс (46 человек на место), его приняли на отделение музыкальной комедии (преподаватель - Георгий Павлович Анисимов).

Во время учебы в ГИТИСе в жизни Лещенко произошло сразу несколько заметных событий. Во-первых, в 1969 году, будучи студентом 3-го курса, он женился на своей однокурснице Анне Абдаловой, во-вторых, он стал пользоваться успехом как солист. Сначала его пригласили в Московский театр оперетты в качестве бас-баритона, определив ему оклад в 110 рублей (другим начинающим певцам платили всего лишь 90 рублей), а в 1970 году он получил приглашение стать солистом вокальной группы Гостелерадио СССР.

Так ступенька за ступенькой артист шел к своей славе. Причем путь этот был отнюдь не таким гладким, как может показаться на первый взгляд. Много разочарований, обид и даже трагических случайностей поджидало его на этом пути. Например, и 1970 году Лещенко едва не погиб в авиационной катастрофе. Он тогда должен был лететь вместе со своими музыкантами и популярным в те годы пародистом Виктором Чистяковым на гастроли на юг, однако Гостелерадио его из Москвы не отпустило, нкиду его участия в творческом вечере поэта Льва Ошанина. И самолет улетел без него, но до места назначения так и не долетел - разбился.

Еще одна трагическая история - и вновь с музыкантами из ансамбля, в котором пел Лещенко, - произошла через два года после этой авиакатастрофы. Рассказывает сам певец: «У меня тогда в ансамбле не хватало трубача. И я попросил своего музыканта, Мишу Вишневского, найти мне подходящего парня. Он договорился с первым трубачом утесовского оркестра, тот 18 мая 1972 года должен был приехать в Москву и подписать договор. И в этот день пять моих музыкантов разбиваются. Все. Насмерть. И когда мы их хороним на Кузьминском кладбище, я там встретил свою первую жену, которая говорит: «Я знала, ты сегодня своих ребят хоронишь, я тебя не напрягала, а вот мы сегодня хороним…» И называет имя того самого трубача из утесовского оркестра, где она сама работала. Оказывается, они 18-го приехали, он пошел в магазин за хлебом, и его сбил троллейбус… И его похоронили - в тот же день, на том же кладбище, рядом с пятью моими ребятами. Вот так вот - значит, или тут, или там, на том свете, но он должен был к ним присоединиться…»

Между тем именно в 1972 году к Л. Лещенко пришла всесоюзная слава. Случилось это после того, как на международных конкурсах «Золотой Орфей» (Болгария) и в Сопоте (Польша) он стал лауреатом, исполнив песню М. Фрадкина и Р. Рождественского «За того парня». Через год после этого Лещенко присовокупил к этим наградам и две премии - Московского и Ленин ского комсомола.

В 1975 году славу Лещенко приумножила песня композитора Давида Тухманова и поэта Владимира Харитонова «День Победы». Читатель наверняка прекрасно знает эту песню, однако не каждому известно, что путь к успеху у нее не был таким уж простым. Первоначально ее взялась исполнять жена Тухманова певица Татьяна Сашко. Однако во время премьеры песни в Союзе композиторов ее чуть ли не освистали. Композиторы говорили, что никакого отношения к Победе эта песня не имеет, а музыка - вообще фокстрот. И только директор фирмы «Мелодия» Владимир Рыжиков поверил в песню и выпустил в свет гибкую грампластинку. Но в исполнении Сашко песня в народ так и не пошла. Тогда песню взял в свой репертуар другой исполнитель - Леонид Сметанников, но и в его устах она не обрела популярности. И только после этого она оказалась у Л. Лещенко. Певец вспоминает об этом так:

«Дело было в апреле 75-го. Главный редактор радиостанции «Юность» Женя Широков уговорил Тухманова отдать эту песню мне. Тухманов дал мне клавир, и с ним я уехал на очередные гастроли. Договорились, что попробую, если получится, запишем. И когда я впервые начал петь ее на концерте в Алма-Ате, зал неожиданно встал. С людьми творилось что-то невероятное. У меня еще не было песни, которая бы так взрывала аудиторию.

После концерта звоню Тухманову - никому ее не отдавай. Запись будет. А он отвечает - Лева, прости меня, но тут День Победы на носу, и песню уже взяли на праздничный «Огонек». Исполнитель - Сметанников. Увы, спел он неважно. Отношение к песне стало прохладным. Полгода после премьеры она пылилась на полке. До 10 ноября, когда вся страна отмечала День милиции. Меня пригласили выступить перед сотрудниками МВД. На предварительном прослушивании был заместитель Щелокова, еще какой-то мужик, отвечавший за организацию милицейского праздника. И я заявил им песню. Дескать, год 30-летия Победы, милиция тоже не стояла в стороне. Посомневались, но прослушали и дали добро. А на концерте песня имела чудовищный успех, тем более что эфир был прямым».

Вслед за этим шлягером в репертуаре Лещенко один за другим стали появляться и другие. Самыми популярными из них, ос (условно, были песни: «Соловьиная роща» (в народе ее называли: «И с полей доносится - налей!»), «Прощай», «Ни минуты покоя», «Родительский дом», «Белая береза», «Родная земля».

С последней песней случилась довольно неприятная история, о которой рассказывает Л. Лещенко:

«Собираюсь на международный фестиваль в Сопот с песней «Родная земля». Главный редактор музыкального вещания телевидения Шалашов со товарищи слушают меня. Вижу, недовольны. И вправду, Шалашов изрекает - что за песня, не могли найти получше? Тогда не мог. Кое-как утвердили. В Польше, напротив, она была принята хорошо. После Сопота предложил ее на заключительный фестиваль «Песни года». Тот же Шалашов юперь категорически запретил даже вспоминать о ней. Я к председателю Гостелерадио Лапину - что за произвол? Знаешь, говорит, там есть нежелательные восточные интонации. Какие еще интонации? Еврейством отдает, поясняет Лапин, слышится открытый призыв к земле обетованной и все в том же духе. Да и мелодия надоедливая. Словом, как я ни бился, так и не пропустили».

В те же годы произошли изменения в личной жизни певца. Его брак с Анной Абдаловой просуществовал около шести лет и в середине 70-х распался. Немалое значение при этом играло то, что Лещенко познакомился с другой девушкой - 24-летней Ириной, которая через два года стала его женой. Рассказывает сам певец:

«Мы с Ириной познакомились в Сочи, во время моих гастролей. Случайно столкнулись в лифте гостиницы «Жемчужина». Ирина показалась мне интересной и загадочной. К тому же она не знала меня как артиста, поскольку в то время училась на дипломатическом факультете Будапештского университета, а еще раньше жила с отцом в Германии. Неудивительно, что она «прошла» мимо моей персоны. Именно эхо меня и подкупило, потому что в 76-м, когда мы познакомились, я уже был достаточно популярным человеком, исполнившим «День Победы» и «Соловьиную рощу». На меня смотрели как на звезду. Естественно, часто я не мог понять, насколько такое отношение искренне. И в этом смысле незнание Ирины определило начало наших отношений. Более того, она была независима от меня - находилась в своем свободном зарубежном полете, имела право выбоpa… Виделись мы редко, переписывались, и наш роман длился почти два года. В конце концов мы поженились…»

В январе следующего года Ирина приехала из Венгрии в Москву на каникулы. Узнав об этом через ее приятельницу, Лещенко приехал к ней домой и уговорил ехать с ним на гастроли в Новосибирск. Ирина согласилась. И в течение шести дней они были вместе: днем катались на коньках, а вечером Лещенко выступал на концертах. Затем Ирина вновь улетела в Будапешт.

Их встречи продолжались в течение года. Ирина в свободные дни прилетала в Москву, где артист специально снял для нее квартиру. А когда университет был благополучно закончен, Лещенко наконец сделал Ирине предложение руки и сердца, которое она, естественно, приняла.

В конце 70-х годов Лещенко уверенно входил в первую шеренгу самых популярных эстрадных певцов Советского Союза. Говорят, сам Л. Брежнев обожал слушать его песни и никогда не выключал телевизор при его появлении на голубом экране (с другими исполнителями он это проделывал частенько). В 1977 году Л. Лещенко было присвоено звание заслуженного артиста РСФСР.

Стоит отметить, что, несмотря на внешнее благополучие, которое окружало в те годы советских «звезд» кино, эстрады или спорта, душевно многие из них чувствовали себя не слишком комфортно. Взять того же Л. Лещенко. Вот его собственные слова: «У меня никаких привилегий не было. Для меня это было унизительное время. Например, могли позвать попеть на даче у какого-нибудь чиновника. «За кулисами» накрывали небольшой стол, клали пару бутербродов и ставили стопку водки.

От государства я не получил ничего, и за все пришлось платить самому. Причем приходилось выпрашивать. Машину просил, мебель просил, икру и сырокопченую колбасу просил. А сколько я ходил, чтобы построить кооперативную квартиру?! Это отвратительное состояние, когда имеешь возможности и деньги устроить свой быт, но везде надо унижаться…

То же самое и в творчестве. Раньше у меня по плану было 16 норм. То есть концертов. Меньше 16 в месяц я спеть не мог. Это называлось: «Не выполнил план». Больше 32 тоже не мог. Это называлось: «Погнался за длинным рублем». Мои заработки в таком случае переваливали бы за 500 рублей, а за этим строго следили. Иногда мы ездили на фонды, то есть выступали не на основных площадках, а где-то еще. За это нас потом таскали в прокуратуру и говорили: «Какое вы имеете право?!» Помню, меня, Винокура, Пугачеву и Ротару полтора года трясли за то, что мы давали какие-то левые концерты. Стращали тюрьмой. Чтобы другим неповадно было.

Протащить на телевидение песню, которую написал не член (оюза композиторов, было делом практически невозможным. Мне хотелось работать с Юрой Антоновым, с Женей Мартыновым, со Славой Добрыниным, никто из них не был этим членом, и, когда я приносил их песню, обязательно слышал: «Кто это?.. Мартынов?.. Но он же не член Союза!.. Добрынин?.. Ну что вы, Лева!..

Мне самому выйти за рамки образа традиционного певца никогда не давали. Я на сцене должен был быть образцом для подражания. И любой мой негеройский шаг рассматривался как побег. Почему выбрали именно меня, я не знаю. Внешность у меня, наверное, соответствовала. Ведь тогда какие классические герои были: Соломин, Тихонов… Лица должны были быть добрые, но справедливые. Мое подошло. А потом, я человек такой… не аномальный. У меня преобладает инстинкт самосохранения. Мне хотелось - и хочется - нормально жить, петь, есть… До сих пор я иногда слышу, что я «кремлевский соловей». Ну какой я соловей?! Я не пел никогда: «Наш Генеральный секретарь», и даже про БАМ у меня песни не было… И вообще, я тут свои фондовые записи прослушал, из 350 песен - 300 про любовь…»

В подтверждение слов артиста о том, что даже ему, одному из самых популярных певцов того времени, порой запрещали делать то, что он хотел делать, можно привести историю с фильмом «От сердца к сердцу», премьера которого была приурочена к летним Олимпийским играм в Москве 1980 года. Это был музыкальный фильм, авторами которого выступили Лев Лещенко и композитор В. Добрынин. Ничего крамольного в картине, по сути, не было - речь в ней шла о процессе создания песни. Однако был в фильме один изъян, который страшно возмутил цензурy, - отсутствие у артистов костюмов, которые заменили джинсы, рубашки-батники. В итоге картину уличили в проповедовании западного образа жизни и показывать запретили.

В начале 80-х годов Лещенко отправился с концертами в Афганистан. Эта поездка едва не стоила ему жизни. Однажды когда они ехали на «газике» в Джелалабад, сопровождающие их бронетранспортеры внезапно отстали, и они нарвались на душманов. Как назло, «газик» внезапно заглох, его долго не могли завести и жизнь пассажиров в течение нескольких минут висела на волоске. К счастью, все тогда обошлось и машина рванула с места раньше, чем к ней успели добежать душманы.

В 1983 году Л. Лещенко присвоили звание народного артиста РСФСР.

В первые годы перестройки для Лещенко наступили не самые лучшие времена. Как вспоминает певец: «Тогда появилась своеобразная тенденция в музыкальной тусовке: стало резко отвергаться все старое. Считалось, что все, чего мы достигли, незаслуженно, что все сфабриковано той жизнью, которой требовались такие артисты. Да, в принципе так оно и было. Нас сформировала действительность, главенствующая в те годы идеология. Но ведь даже самая бездарная идеология выбирает для своих проповедей самых талантливых людей. Всегда самые плохие пьесы несли в хороший театр. Плохие роли давали выдающимся актерам, которые своим мастерством вытянули бы их.

И вот музыкальная тусовка замерла: «Что же эти бездарные старые певцы, «кремлевские соловьи» - Кобзон, Лещенко и прочие, прочие, - что они будут делать сейчас?» А сейчас они все равно оказались наиболее профессиональными исполнителями. Мы выжили и в этой ситуации. Ведь, посмотрите, сейчас вообще не осталось профессионалов (и не только на эстраде).

На Западе в бездарность просто никто не вложит ни цента! Там те же богатые люди создают «звезд» для того, чтобы потом на них зарабатывать, потому действуют наверняка. Наши же «новые русские», часто обладая дурным вкусом и недостатком воспитания, вкладывают деньги в своих девочек и протеже не для заработка, а для собственного удовольствия, куража. Обидно, что тем самым они воспитывают дурной вкус и у публики…».

Отмечу, что, будучи преподавателем в Гнесинском институте на эстрадном факультете, Лещенко в 1997 году отобрал себе в ученики… одного студента. Остальные как будущие певцы оказались несостоятельными.

Сегодня Л. Лещенко творчески так же активен, как и двадцать лет назад. Он записывает новые песни, выпускает компакт-диски, снимается в клипах. Живет с женой Ириной в Москве и ил даче за городом (там же живет и его теща, у которой на участке растет 48 (!) сортов овощей, фруктов и ягод). В личном автопарке певца два автомобиля: «Мерседес-300» и «Ауди-Д-квадро».

Из последних интервью JI. Лещенко: «Детей у меня нет. Сначалa не хотелось, некогда было, не до этого. Теперь бы - и до того, но уже поздно. Вот и вся история…

Мыс Вовкой Винокуром в неформальной обстановке очень веселые ребята. Туляем, водку пьем, хулиганим, к девчонкам пристаем…

Жена меня не ревнует. Просто я уже в таком возрасте… Мне уже за 50, и это все лишено какого-либо смысла…

Есть одно качество, которое я считаю одним из самых больших пороков. Оно одинаково плохо для мужчин и для женщин. Это жадность. От жадности почти все неприятности. Жадность я не принимаю никогда…»

В материале использованы фрагменты интервью, взятых у к роя публикации журналистами: О. Сапрыкиной, Ю. Гейко (Комсомольская правда»), А. Сидячко («Мегаполис-Экспресс»), И Зубцовой («Аргументы и факты»),

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Из книги Страсть автора Раззаков Федор

Лев ЛЕЩЕНКО В первый раз Лещенко женился в самом конце 60-х, когда учился на 3-м курсе ГИТИСа. Его женой стала выпускница того же института Алла Абдалова. Их первая встреча состоялась в 1964-м году. Именно тогда первокурсник Лещенко воочию увидел студентку, о которой в ГИТИСе

Из книги Петр Лещенко. Все, что было… Последнее танго автора Лещенко Вера

Хроника жизни и творчества Петра и Веры Лещенко 1898, 3 июля – в селе Исаево Херсонской губернии (ныне Одесской области Украины) родился Петр Константинович Лещенко.1899, апрель – с матерью и ее родителями переезжает в Кишинев.1906–1915 – поет в солдатском церковном и

Из книги Мои Великие старухи автора Медведев Феликс Николаевич

«Я становлюсь знаменитой…» (из дневников Т. И. Лещенко-Сухомлиной) Из двух томов воспоминаний Татьяны Ивановны я выбрал лишь некоторые записи, которые, как мне показалось, наиболее точно и тонко, а главное, увлекательно и с юмором, показывают наши добрые дружеские

Из книги Я не могу иначе. Жизнь, рассказанная ею самой автора Толкунова Валентина Васильевна

Стихи Татьяны Лещенко-Сухомлиной из моего архива Он был усталый. Грустный. Злой. Не друг, не брат и не любимый. Но чем-то очень дорогой. Такой, что мне хотелось мимо Скользить, не подымая глаз, Благоухать улыбкой зыбкой И петь, в душе храня рассказ О рыбаке с лукавой

Из книги автора

Народный артист России. Лев Лещенко Думая о Вале Толкуновой, я возвращаюсь к воспоминаниям ранней молодости, к самому началу жизни. Я кончал институт, параллельно работал в Московском театре оперетты стажером, чуть позже – артистом, и мы несколько раз пересекались в