Доктор богословия игорь корнильевич смолич. Богословом быть обязан

ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ НА ПЕРВУЮ В УКРАИНЕ, СНГ, ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЕ И ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ ПРОГРАММУ "ДОКТОР ПРАКТИЧЕСКОГО БОГОСЛОВИЯ"!

Программа "Доктор практического богословия" подразумевает более глубокое изучение тем, имеющих практическую направленность.

21 век

Общество сместило свой ракурс от модернизма к постмодернизму. Теперь взгляд сфокусирован на актуальной проблеме ОТНОШЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ЦЕРКВИ К СОВРЕМЕННОМУ ОБЩЕСТВУ, а также современного общества к церкви. Мы видим, как на просторах Европейского союза интерес к церкви все больше пропадает. Там богословие переформатировалось в либеральное течение, которое размыло все основы церкви. Причина не в том, что в Европе было мало богословов-теоретиков, а в том, что современное общество и церковь нуждается в профессиональных служителях - практиках .

Сравнивая американскую и постсоветскую богословские модели, мы с уверенностью можем сказать, что у нас все еще впереди, церкви находятся на стадии роста и прогресса. Сегодня нам нужны профессионалы в области служения. Те, кто сможет не просто проповедовать за кафедрами в церквях, не просто хорошо знает богословие и теологию, но профессионалы, которые способны идти вперед и вырабатывать стратегию для развития современной церкви.

ИТАК, НА ЧТО ДЕЛАЕТСЯ ГЛАВНЫЙ АКЦЕНТ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДОКТОРОВ СЛУЖЕНИЯ C ПРАКТИЧЕСКОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ

1. Морально-духовное измерение является основой жизни и адекватной профессиональной деятельности каждого человека. В зависимости от этого измерения, общественная среда растет и гармонично развивается. Кто может заложить правильное основание морально-духовных ценностей? Тот, кто имеет ресурс, и тот, кто владеет информацией.

2. Наше политическое, деловое, культурное, духовное, религиозное и социальное окружение зависит от глубокого и прочного основания и духовного хребта, который не гнется перед соблазнами этого мира и перед примитивными эгоистическими потребностями, преимущественно сосредоточенными на сребролюбие, гедонизме и гордыне. Кто может помочь сформировать такой крепкий хребет? Специалист в сфере служения.

3. О том, как начать учить в церкви, имея перед собой лучший пример человека, – Иисуса Христа, который сошел с небес, чтобы показать, напомнить нам о том, для чего Бог создал человека. Для этого нужны профессионалы, которые поднимут церковь на новый уровень!

ДАВАЙТЕ ПРОАНАЛИЗИРУЕМ, ЗАЧЕМ НУЖНА СТЕПЕНЬ ДОКТОРА СЛУЖЕНИЯ

1. Доктор Служения (D.Min.) – это одна из важнейших научных степеней, предназначенная для служителей, которые поднимаются на новый уровень обновления своих парадигм и становятся еще эффективнее не только в своих церквях и городах, но и в служениях региона, страны и всего мира.

2. Доктор Служения – это помощь церквям, христианским библейским школам, организациям в росте их понимании и интерпретации служения Церкви по отношению к библейским, богословским, историческим, этическим и практическим областям. Именно эти области имеют большую потребность в правильном виденье и направлении.

3. Доктор Служения – это возможность правильно с богословской точки зрения помочь современным церквям определить свое виденье, цели, задачи. Всего того, что часто является проблемой для современной церкви, потому что вокруг нас так много церквей, которые не имеют ни виденья, ни цели и просто плывут по течению.

4. Степень Доктора Служения – это возможность для внедрения новых программ, новых направлений, которые нужны церкви сегодня, особенно в Украине, странах СНГ и Балтийском регионе.

5. Доктор Служения – это возможность для совершенствования своих навыков в служении. Программа помогает мужчинам и женщинам развивать более глубокое понимание библейских принципов и стратегий, чтобы они могли эффективно использовать их и внедрять в различные направления пастырской деятельности.

6. Докторская степень хорошо подходит для пасторов, миссионеров и других церковных лидеров, стремящихся к профессиональному и личностному росту.

7. Программа открывает возможности для актуальных публикаций, которые помогут современному обществу правильно сконцентрироваться на Иисусе Христе. Возможность для организации общественных круглых столов, церковных конференций и семинаров.

8. Сегодня, несмотря на пробуждение в регионах бывшего советского блока, на практике очень мало профессионалов с докторской степенью и тех людей, которые могли бы грамотно, используя современные методы, помочь церкви в исполнении ее предназначения.

9. Доктор служения – это подготовка таких служителей, которые способны помочь современной церкви разобраться с ее слабой стороной – конфликтами. Формулируя крепкий духовный хребет, мы выступаем в роли апологетов для современной церкви.

Стать доктором теологических (или богословских) наук до недавнего времени в России было невозможно. Конечно, ученые степени присваивались диссертационными учеными советами духовных академий и университетов РПЦ, но никакой юридической силы на территории РФ они не имели.

Однако в сентябре прошлого года по решению Высшей аттестационной комиссии (ВАК) России теология стала новой научной специальностью, получив шифр «26.00.01». А 30 мая в системе Минобрнауки был создан первый объединенный совет по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата и доктора наук по специальности «теология». И теперь в абсолютно законных рамках можно защитить научную работу по теологии и получить научную степень кандидата или доктора.

Сейчас в рамках ВАК формируется экспертный совет по теологии. А ранее соглашение о создании объединенного диссертационного совета по теологии было подписано ректорами РАНХиГС, МГУ им. М.В. Ломоносова, Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия (ОЦАД) и Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (ПСТГУ).

В России около 50 государственных и негосударственных вузов имеют аккредитацию по специальности «теология». В этом году будет выпущено около 200 студентов на уровне бакалавриата и примерно столько же магистров. Сколько из них выберут аспирантуру, пока непонятно. Но в диссертационном совете по теологии готовы к приему научных работ.

У совета есть полномочия принимать к защите работы, их рассматривать и выступать с рекомендацией, - пояснили «Известиям» в совете.

Споры о том, является теология наукой или нет, ведутся еще с 1991 года, когда правительство сначала включило теологию в перечень научных специальностей, а потом исключило ее.

Я высказываю личное мнение как доктор философских наук и академик Академии образования, - говорит первый зампред комитета по образованию Госдумы Олег Смолин. - С моей точки зрения, светской теологии как науки нет и быть не может. Наукой могут быть религиоведение и другие дисциплины, изучающие религию. Я вполне понимаю, например, что Свято-Тихоновский университет успешно несет в массы слово Божие в помощью современных технологий. Но совершенно не понимаю, когда в ядерном университете открывается кафедра теологии. Ломоносов еще в ХVIII веке повторил идею двойственной истины. Смысл ее предельно прост: богословам нечего делать в науке, а ученые не должны заниматься богословием. Каждый должен заниматься своим делом.

Между тем появление диссертационного совета по теологии облегчит жизнь ученым, чьи работы не вписывались в рамки философии или истории религии.

Я зампредседателя диссертационного совета по философии религии и религиоведению при РАНХиГС. Религиоведение в России отнесено к философским наукам, а также к историческим, - рассказывает религиовед, профессор кафедры национальных и федеративных отношений Института госслужбы и управления РАНХиГС, заведующий Межвузовской кафедрой религиоведения, этнокультурологии и проблем евразийской интеграции Московского православного института св. Иоанна Богослова Российского православного университета Вильям Шмидт. - И в силу специфики нашего совета, мы традиционно принимали работы, которые шли на стыке наук. Например, культурологии, социологии, политологии, права. Иногда их было тяжело квалифицировать как философские работы, потому что религиозный дискурс указывал на то, что это предметная область теологии. Но теологии-то не было, поэтому кандидатские и докторские возвращали на доработку. А некоторые вообще отклоняли.

С такой ситуацией Шмидт столкнулся лично, когда в 2000 году в МГУ, а затем в 2007 году в РАГС защищал работу, посвященную наследию патриарха Никона, - кандидатскую и докторскую.

Некоторые доктора наук выдвинули к ней претензии - они считали, что в работе усилена богословская составляющая. И говорили: «А почему мы должны защищать ее по философским наукам, даже если предметная область - религиоведение?», - вспоминает Шмидт.

Как подчеркивают эксперты в области теологии и религиоведения, речь идет не только о христианской теологии, но и мусульманской, иудейской, буддистской и др.

Нет просто теологии - теология всегда конкретна и соответствует той или иной религиозной традиции, - поясняет Шмидт.

По мнению экспертов, уровень теологов в России сейчас чрезвычайно низкий, поскольку еще не сформированы критерии.

Олег Смолин считает, что духовные лица вполне могут получать ученую степень. Но не по теологии.

Мне кажется, что если духовный деятель хочет иметь светскую ученую степень, он может защититься, например, по истории церкви. Или по каким-то другим темам, но в рамках светских наук, а не по теологии, - говорит депутат. - Потому что если, скажем, во время защиты диссертации сойдутся атеист, религиозный деятель и агностик, то, скорее всего, восторжествует формула Канта. А она звучит примерно так: существует три основных доказательства бытия Божия, но ни одно из них с научной точки зрения доказательством не является. Поэтому каждому свое.

Однако Вильям Шмидт убежден, что это не совсем корректно, поскольку теолог и религиовед - это разные научные специальности. Сегодня дискутируется вопрос о придании теологии статуса научной отрасли.

Да, у этих наук объект исследования разный. Религиоведение не занимается исследованием проблем Бога. А теология как раз занимается именно этим. Предельный объект теолоогии - это Бог и его проявления в мире. А религиоведение занимается религией как социальным явлением, феноменом, - говорит Шмидт. - Но неспециалистам кажется, что это одно и то же.

Сейчас в аспирантурах религиозных вузов по специальности «теология» в общей сложности обучается чуть более 50 человек. И теперь у каждого из них есть возможность стать кандидатом наук.

На днях в России произошло знаковое событие. В Общецерковной аспирантуре и докторантуре им. Кирилла и Мефодия была защищена диссертация по новой, утвержденной Минобрнауки и признанной ВАК специальности «теология». Первым кандидатом наук по этой дисциплине стал декан богословского факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (ПСТГУ) . Противники безуспешно попытались дискредитировать работу с помощью «карусели» отрицательных отзывов. О смысле долгого труда и интриге вокруг него «Культура» побеседовала с отцом Павлом.

Ваша диссертация называется «Разрешение проблем русского богословия XVIII века в синтезе святителя Филарета, митрополита Московского». Как она возникла?

Я над ней работал несколько лет, а самой темой богословия святителя Филарета занимаюсь очень давно. В 2010-м вышла моя монография, посвященная святителю. Личное отношение к этому великому деятелю нашей церкви тоже возникло не случайно: в жизни было множество «подсказок» — начиная с того, что после рукоположения в 1996 году я стал священником первого построенного в честь святителя после его прославления храма. А в начале 2000-х мне неожиданно предложили издать подборку его духовных произведений. Тогда я стал читать его всерьез и навсегда пленился глубиной и красотой мысли святителя.

Вы давно уже доктор богословия, не так ли?

Внутрицерковную степень доктора богословия я получил в 2015-м по теме «Русское внеакадемическое богословие XIX века». Но она, как и другие подобные, не признается государством. Я, например, не мог выступать научным руководителем для аспирантов, защищающихся по любым дисциплинам в системе ВАК. Кроме того, официальные степени нужны нашему вузу, у которого сегодня единственная в России аккредитованная аспирантура и первый признанный ВАК научно-богословский журнал «Вестник ПСТГУ». С профессорами и научными сотрудниками без признаваемых в «светском пространстве» научных степеней нас могут просто закрыть однажды как «неэффективных».

Процесс общественного признания теологии был небыстрым. Сперва наш университет, активно поддержанный в этом отношении высшей церковной властью, боролся за теологию как учебную специальность: в 1999 году стал возможен теологический бакалавриат, а вскоре и теологическая магистратура. В 2015 ВАК признал теологию научной дисциплиной, но без возможности защиты степеней. Предпоследний барьер был снят в прошлом году: разрешили наконец защищать диссертации по теологии, хотя и здесь формулировка первоначально была двойственная, «работа по теологии на степень кандидата философских наук». И только незадолго до моей защиты «философия» окончательно уступила место теологии. Прецедент создан, и путь следующим диссертантам, в том числе из моего родного ПСТГУ, открыт.

Что мешало Вам защититься по религиоведению?

Да, советовали поначалу переделать мою работу под религиоведческую или философскую, и так получить ваковскую степень. Мои коллеги вынуждены были подобным образом действовать до сей поры. Но я отдал прочесть свою диссертацию одному уважаемому светскому ученому, и тот резюмировал: «это богословие, и ничто иное». Дело в том, что разница между двумя науками существенная. Условно говоря, религиоведение описывает церковь снаружи, а богословие — изнутри. Как любой гуманитарий, богослов имеет дело с текстами, с историей, но для него в них содержатся не отвлеченные понятия, а свидетельства веры, которую исповедует он сам. Это помогает ему проникнуть в смысл текстов. На защите я привел пример, связанный с моим первым, консерваторским образованием пианиста: может ли стать хорошим музыковедом человек без слуха и любви к музыке, даже если он выучит назубок всю ее историю и терминологию?

Чем отличается религиозная философия от теологии?

Они разделяются методологически, хотя темы могут быть одни и те же. Скажем, в работах Владимира Соловьева в основном представлена первая, но есть компоненты второй. Религиозный философ высказывает свою личную точку зрения, богослов стремится установить общецерковную. В этом смысле Григорий Сковорода, которого называют «народным богословом» — все же, скорее, верующий философ.

А чем теология разнится с богословием?

Вообще это синонимы, различается словоупотребление — богословие относится к области церковного Предания самого по себе, теология — наука, изучающая тексты Предания с точки зрения церкви. Пример со стороны: в немецких университетах, где богословские факультеты никогда не закрывались, не преподается «теология вообще», но только католическая или лютеранская, есть где-то даже факультет православной теологии.

Вы, конечно, помните старую советскую максиму: «ученым можешь ты не быть, но кандидатом быть обязан...» Простите, а зачем вам светская научная степень?

Таких «кандидатов» полно в любой науке. Это понимают и противники научных защит по теологии: если бы у меня была, например, компиляция других авторов без тени собственной мысли, они не упустили бы случая доказать это. Есть же «Диссернет», автоматические средства проверки на плагиат. Но я уже говорил, государственная научная степень важна не столько для меня, сколько для моего университета, для церковной науки в целом.

С обывательской точки зрения, усвоенной еще с советской школы, теология — это какая-то средневековая схоластика: «сколько ангелов уместится на кончике иглы?» Некоторые нынешние антиклерикалы, в том числе с учеными степенями, жестко связывают нынешний упадок нашей академической науки и уровня образования с «мракобесным наступлением попов по всем фронтам» и пытаются яростно с этим бороться...

Эти люди подменяют понятия. Некоторые просто не знают, о чем идет речь, и не прилагают усилий, чтобы узнать. Другие, напротив, слишком хорошо понимают и целенаправленно борются со всем церковным по глубинному неприятию христианства, что ж, для верующих это не новость. У нас сейчас антицерковное движение, слава Богу, идет, не от государства, как в советское время, но по «общественной», так сказать, линии, от людей, стремящихся сконструировать ложную дихотомию: «общество знаний — поповское мракобесие». Но я настаиваю: богословская точка зрения на церковное Предание и Священное Писание, историю церкви и ее святых нужна и светской науке, без нее спектр представлений об интеллектуальных и духовных процессах, проходящих в обществе, будет неполон, наше знание о самих себе ущербным.

Пять отрицательных отзывов против Вашей диссертации, направленных в ВАК, начались с довольно шумно выложенной в Сеть рецензии доктора биологических наук из академического Института проблем передачи информации имени А.А. Харкевича Юрия Панчина. Он, в частности, настаивает, что Вы требуете «от исследователя личного религиозного опыта», что «противоречит нормам научного исследования», а также «дискриминирует... специалистов, проводящих научную экспертизу в государственных институтах». В итоге, согласно Панчину, защита подобной работы через ВАК нарушает Конституцию РФ...

Я ничего не «требую» и лишь констатирую собственную веру, а с текстами работаю с помощью традиционного для гуманитарных наук инструментария. Не я один заметил, что в отрицательном отзыве Панчина и четырех других биологов, солидаризовавшихся с ним, есть неприятие метода гуманитарных наук как такового. Характерно, что в мою защиту выступили светские ученые, которые восприняли критику как атаку позитивизма на гуманитарные науки вообще... Небезынтересно, что, кроме общих тезисов о «ненаучной методологии», замечания ученых биологов сводились к тому, например, что я не опроверг мнение одного советского историка, считавшего, будто бы святителя Филарета звали в народе «Филька» и отсюда пошло выражение «филькина грамота». Как прикажете опровергать такие аргументы?.. Вообще-то, честно говоря, я не ожидал, что столкнусь с такой откровенной злобой и целенаправленно организованной против моей диссертации кампанией.

Организованной?

Да, это был своеобразный флэшмоб: один совестливый биолог прислал мне скриншот произведенной среди специалистов его профиля сетевой рассылки в добрую сотню адресов. В непарламентских выражениях ученых призывали, отбросив брезгливость, «поставить попов на место». Отправивший мне это человек написал, что ему стыдно за своих коллег. Предполагалось набросать с полсотни отрицательных отзывов и тем самым сорвать защиту, так как все мнения должны на ней представляться. Однако правильно оформили необходимые для этого бумаги только пятеро. Их отзывы зачитывали на защите около полутора часов, и по каждому я вынужден был отвечать. И хотя все кончилось хорошо — за присуждение мне ученой степени проголосовал 21 из 22 присутствовавших членов Объединенного диссертационного совета по теологии, — для меня все это стало непростым испытанием.

В чем научная новизна Вашей работы?

В XVIII веке Россия восприняла европейскую секулярную культуру, что изменило очевидным образом и положение церкви. При этом, однако, традиционная точка зрения на вопрос, унаследованная еще от славянофилов, состоит в том, что проблемы западной цивилизации не должны затрагивать православное богословие. Я же доказываю, что достижение православного богословия в том, что оно стало искать и сумело в конечном счете найти ответы на вопросы, поставленные перед ним Новым временем. И святитель Филарет сделал в этом смысле качественный шаг вперед, сумев вписать традиционное богословие в новый культурный контекст. В моей диссертации я не только впервые ставлю этот вопрос, но и показываю, как святитель это сделал и к чему пришел. Это мой скромный дар величайшему и до сих пор, мне кажется, недооцененному богослову XIX столетия в год, когда мы отмечаем 150 лет со дня его кончины.

Президиум Высшей аттестационной комиссии (ВАК) при Минобрнауки России одобрил паспорт новой научной специальности «теология». Об этом сообщается на сайте ВАК.

Эта новость вызвала не только радость, но и удивление, и споры. В интервью ректора Православного Свтяо-Тихоновского университета протоиерея Владимира Воробьева, данного еще до утверждения теологии в ряду научных специальностей, рассказывается о причинах борьбы за признание теологии наукой.

Иностранка

– Что происходит с теологией в Европе?

– Теология – это древнейшая наука. Именно с нее начинались первые европейские университеты, некоторым теологическим факультетам уже около 1000 лет. В самых знаменитых университетах теологические факультеты имеют большой авторитет. Доктор теологии – это на западе почетная учёная степень.

Когда у нас звучат фразы о том, что теология – не наука, в Европе над этим могут только смеяться, для них это все равно что объявить, что математика – это не наука.

– А как в России?

– В России же за 70 лет советской власти настолько серьёзно изменился менталитет, что даже люди учёные, имеющие научные степени, слыша слово теология, начинают фантазировать: теология – наука о Боге? Что за наука о Боге, и при чем тут ВАК? Это мы слышим и в Министерстве образования, и в Академии наук.

Помню, как ещё в 1960-е годы в Кратком философском словаре было написано, что кибернетика – это буржуазная лженаука. Там же и генетика была. У нас, к сожалению, никак не могут освободиться от такого способа мышления.

– Что такое теология?

– Современная теология – это крупное образовательное направление, или, говоря в терминологии ВАКа, укрупнённая научная специальность: комплекс специальностей и наук. В неё входят такие науки, как история вероучений, библеистика, историческая литургика, история Церкви, церковная археология, церковное искусство, патрология (наука о христианской письменности – богатейшей области древней письменности), ряд психологических дисциплин, христианская этика, христианская философия, церковное право, каноника. Все эти дисциплины представлены в западном образовании и являются неотъемлемой частью европейской гуманитарной культуры.

– Православный Свято-Тихоновский университет возник в каком-то смысле стихийно.

Когда в конце 80-х годов прошлого столетия появилась возможность открыто говорить о христианстве, к нам обратились с просьбой читать лекции о православии. В течение нескольких лет мы проводили лектории: сначала по 4 лекции, потом годовые.

И наши слушатели спросили, не можем ли мы устроить что-то более серьёзное и систематическое?

– То есть это был запрос «снизу»?

– Да, и мы решили организовать курсы (в 1991 году), а затем студенты и преподаватели сказали: давайте сделаем институт. Курсы, по благословению Патриарха Алексия II были преобразованы в Свято-Тихоновский Богословский Институт.

Потом мы узнали, что в государственном перечне образовательных направлений, оказывается, уже имеется бакалавриат то теологии. Туда теологию внесли без наших хлопот, без каких-либо усилий со стороны Церкви. Инициатива эта принадлежала, как это ни парадоксально, бывшим научным атеистам.

– В чем была их мотивация?

– После перестройки они остались без работы, и в стремлении обеспечить себя трудовой деятельностью они ввели в перечень образовательных направлений религиоведение и теологию. Стандарт по теологии отличался от стандарта по религиоведению буквально двумя фразами. И оба стандарта были атеистическими.

– Подождите, атеистический стандарт по теологии?

– Это парадокс, но факт. Тем не менее, это дало нам возможность получить лицензию. Через несколько лет стали вводить образовательные стандарты второго поколения, и тут мы взбунтовались и сказали, что не может существовать теология, преподаваемая по атеистическому стандарту. Нужен конфессиональный стандарт. Оказалось, что это непонятно и трудно для нашего Министерства образования.

– Как это, конфессиональный стандарт? Ну, введите, мы не умеем. Только вы помните, что у нас страна поликонфессиональная, значит, стандарт должен быть и для православных, и для мусульман, буддистов и иудеев. Одна теология для всех должна быть, мы не можем водить 20 разных теологий.

А мы понимаем, что не может быть одного стандарта для христиан, мусульман и буддистов. Что же делать? И тут нас озарила счастливая идея. Мы предложили ввести поликонфессиональный стандарт.

Это стандарт похож на куст. У него одно основание, один корень, в который входят общие дисциплины вроде истории России, английского языка, истории культуры, ОБЖ и т.д. Затем эти стандарты разветвляются по конфессиям. Каждая религия выбирает себе свою ветвь из пучка стандартов.

Министерство согласилось на такой подход, и мы его осуществили. Причем, мы сделали шаблоны для всех религий, так что они все нам были очень благодарны.

Такой стандарт и был утвержден министерством и стал государственным. В нашей стране появилось государственное религиозное образование. Легитимное религиозное образование. Это настоящее преодоление декрета Ленина об отделении Церкви от школы и Церкви от государства!

Осознавать это стали позже.

– А на тот момент было ли сопротивление сверху?

– И очень большое – нужно было преодолеть множество препятствий. Менталитет русского человека ещё совершенно не свободен от последствий советского периода. Приходится убеждать людей в самых элементарных вещах.

Теперь мы выдаем нашим выпускникам дипломы государственного образца. В 2008 году был принят Закон об аккредитации духовных школ, и наш стандарт пригодился теперь для всех Духовных Семинарий и Академий Русской Православной Церкви. Наш университет оказался ледоколом. Теперь уже никто не спорит про государственный стандарт по теологии.

Так, несомненно, будет и тогда, когда теологию внесут в Перечень научных специальностей. Все сразу, как по команде, забудут, что теология якобы не наука.

И стоит ли его искать или лучше, подобно большинству людей, спокойно плыть по течению? Тысячи людей по всему миру всё чаще задаются подобным вопросом. Может быть, ответить на него нам поможет доктор богословия и служитель Церкви адвентистов седьмого дня Феликс Понятовский, который не понаслышке знает, что такое поиск жизненного предназначения.

- Феликс Климентьевич, вы с самого детства хотели стать богословом и служителем церкви?

- Нет. Я никогда не мечтал и не думал, что стану богословом. Я родился ещё в Советском Союзе, и моя семья не была верующей. Я учился в обычной школе, и у меня были обычные мечты. Конечно, я мечтал кем-то стать, чего-то добиться в этой жизни, но мечты менялись по мере моего взросления.

Очень сильно на меня повлиял юношеский романтизм. Я любил читать книги о приключениях, путешествиях и решил нечто подобное воплотить в своей жизни. Но в Советском Союзе далеко путешествовать просто так было невозможно. И я понял, что единственный способ путешествовать - это стать моряком.

- Вам нравился процесс обучения в мореходке или вы разочаровались в своём выборе?

- Если говорить о самом учебном процессе, то, как и в любом учебном заведении, есть предметы, от которых ты просто в восторге, потому что они тебя вдохновляют, а есть те, после которых тебя охватывает депрессия.

Профессия моряка мне очень нравилась. И хотя потом я понял, что она не так романтична, как мне казалось, всё же я любил её.

Однако к тому времени я стал верующим человеком, ходил в церковь и осознал, что невозможно будет совмещать профессию моряка с моими религиозными убеждениями. Поэтому внутри меня долгое время шла борьба. Я не знал, как правильно поступить: оканчивать это учебное заведение или оставить учёбу прямо сейчас? Сказать по правде, для меня это был весьма непростой вопрос.

- Откуда возникло желание стать богословом и служителем церкви? Ведь эта сфера деятельности радикально отличается от работы во флоте!

- В студенческие годы меня заинтересовала Библия. Но я не хотел играть в религию. Я желал стать по-настоящему духовным, верующим человеком. Вот тогда и начались мои поиски Бога. Я стал ходить в церковь, ежедневно читать Священное Писание. Я столкнулся с тем, что многое из прочитанного в Библии мне непонятно. Мне очень хотелось понимать эту книгу глубже, чем большинство людей! Я осознавал, что для этого мне необходимы особые знания или, скорее даже, особое образование. Тем не менее, мечта понимать Библию продолжала расти в моём сердце.

- Очень интересно! Давайте вернемся к учёбе в мореходке. Чем же закончилась ваша внутренняя борьба?

- Я всё же решил получить диплом, а уже потом думать, работать мне по специальности или нет. В то время после выпуска было распределение по местам работы. Меня определили в Мариуполь, но я не поехал. К тому времени я уже твёрдо решил, что не буду связывать свою жизнь с профессией моряка, потому что тогда мне придётся идти на компромисс с моими принципами и духовными убеждениями.

- Это весьма благородное и мужественное решение, но ведь необходимо на что-то жить. Что вы делали дальше?

- Следующие несколько месяцев я пробовал себя реализовать в небольшом бизнесе. Не всё шло гладко. И тут мне предложили служение пастора в одной небольшой церкви. Я подумал, что это слишком возвышенное и сложное призвание, и у меня ничего не получится. Ведь для этого необходимо очень хорошо знать Библию, уметь проповедовать, общаться с людьми. У меня на тот момент, как я полагал, таких навыков не было. Я был уверен, что смогу продержаться максимум месяц, и на том вся эта затея закончится. Но так получилось, что я совершал пасторское служение на протяжении целого года, после чего мне предложили получить богословское образование в Заокской духовной семинарии. А когда на учёбу направляет Церковь, это означает, что основную часть расходов за обучение она берёт на себя. Я без колебаний принял это предложение. Вот таким образом Бог начал осуществлять мою новую мечту.

- Это удивительно! Однако быть моряком куда более престижно и финансово выгодно, чем служителем церкви! Насколько тяжело было отказаться от такой заманчивой перспективы из-за религиозных убеждений?

- Это было непросто. Мой отец, узнав, насколько прибыльна профессия моряка, какое-то время доставал меня вопросами: «Когда ты одумаешься и будешь работать по своей специальности?» Но тогда я уже начал созревать как личность и сумел осознать, что лучше сейчас оставлю эту мечту, чем потом всю жизнь буду мучим угрызениями совести, что пошёл наперекор своим принципам.

Кроме того, моя первичная мечта - путешествовать по разным странам, увидеть мир - не умерла. Бог помог воплотить её в жизнь даже более удивительным образом, чем я мог представить. Моряки обычно видят мир из иллюминатора своего корабля. Ну, или, в лучшем случае, как туристы, не имея много времени на пребывание в той или иной стране.

Мне же Бог позволил увидеть мир по-настоящему. В 2008 году Церковь направила нашу семью на учёбу на Филиппины, где мы с супругой получили докторскую степень. Мы находились там целых четыре года. Потом через пару лет после нашего возвращения в Украину я вновь имел возможность поехать на полгода за рубеж. На этот раз в Голландию. Это тоже был потрясающий опыт! Я без сомнений могу сказать, что, если на то будет Божья воля, Он может исполнить любые наши мечты!

Как найти своё призвание

1. Прислушиваться к себе.

Если человек под воздействием внешних факторов выбирает работу, которая ему не нравится, он будет в дальнейшем мучиться всю жизнь. Необходимо прислушиваться к себе и искать работу, которая приносит удовольствие.

2. Наибольше е удовольствие и удовлетворение приносит работа

на которой ты можешь не просто заработать деньги, но и послужить другим. Настоящее счастье начинается тогда, когда ты живёшь не только для себя, но и для других.

3. Необходимо прислушиваться к Богу.

Нужно читать Божье Слово, Библию, и в молитве просить у Господа, чтобы Он показал, чего Он хочет от нас в нашей жизни. Я уверен, что у Бога для каждого из нас есть план. И если мы последуем этому плану, мы сможем стать по-настоящему эффективными в нашей профессии и достичь максимально высоких целей в жизни.

Беседовал Олег БОКОВ
adventist.ru
Печатается с сокращениями