Что значит заповедь не создай себе кумира. Заповедь «Не сотвори себе кумира» — от чего предостерегает Библия

Не сотвори себе кумира . Каковы причины слепого поклонения кумирам и авторитетам. И каковы последствия такого подчинения.

Сегодняшняя наша жизнь гласит: «Необходимо быть успешным, учиться новому, быть модным, креативным, во всем». Особенно это важно в тех сферах, в которых мы работаем. Нам необходимо выделиться из серой массы, чтобы нас заметили, отметили, оценили, взяли на работу. При этом мы должны соответствовать требованиям разных собственников. Иметь чуть ли не оксфордское образование в необходимом им деле. Тогда, как нам навязано мы будем иметь успех у НИХ, а «Они» -работодатели, как всегда, платят ерунду, а требуют верность и принадлежность им на всю вашу жизнь.

Нас заставили, а мы научились жить потребностями других людей, их идеями и целями. А почему нет?! Нас с малолетства, практически всех учили думать о других. И кто бы вы думали, это делал? Наши же мамы, бабушки, дедушки, возможно отцы. И первый пример, который возможно касается абсолютно всех нас, это тот самый знаменитый пример с конфетками, или сладостями:

Нам его дарят, этот желанный кулечек со сластями, мы – дети, его трепеща душой, открываем, нам дают съесть одну конфетку, а после этого нам кричат: «Иииии!! Ты даже не подумал о нас? Мы тоже хотим. А ты не поделился!» И ребенок, стоящий в кругу родственников – авторитетов: бабушек, дедушек, родителей, в этот момент «Иииии» ощущает жесточайшее осуждение за свое простое детское желание полакомиться сладостями.

В этот момент бабушки и дедушки отучают детей думать о себе. По сути, лишают ребенка детства. Его приучают думать о других- о взрослых, и давно самостоятельных людях. Ребенок отказывается жить своей жизнью и даже от удовольствий. Вот таким образом пожилые люди, не став реализованными при жизни, «заблаговременно» начинают думать о себе. Эта идея подкармливается и поддерживается и в дальнейшем. Мы — дети, став взрослыми, живем жизнью старших людей, не думая о своей. Мы только выросли и как только мы стали на ноги, получили первые деньги, мы почему-то уже обязаны. За нас подумали, нас определили. А разве так должно быть у тех людей, которые на целую жизнь старше нас?

Наверное, да. Так и должно быть в тех семьях, где наши бабушки и дедушки не смогли реализоваться, стать востребованными, самодостаточными в течение жизни. Поэтому они и поступают так с внуками, предполагая трудности в своей глубокой старости. Таким образом, пытаясь защититься, обезопасить себя в старости, когда они будут беспомощными и будут нуждаться в опеке.

Вот это и есть истинное лицо «воспитания» внуков. Так престарелые люди думают о своей старости, вот и все объяснение. В итоге их действия обосновываются железной логикой: «Мы вырастили и положили жизнь на вас, а теперь вы, повзрослев и став самостоятельными, должны нам помогать», о чем нам постоянно напоминают, на всяких примерах и при каждом подходящем случае.

Наши родители, бабушки, дедушки в большинстве случаев зачинают нас (детей и внуков) только лишь ради самих себя и для своей благополучной старости.

Эта статья не детская. Она для взрослых детей, для нас с вами!

И потом конечно нас «любят, искренней любовью», взращивают и лелеют, заботясь о нас. Все мы чувствуем какой-то подвох в таких отношениях. Но нас научили «любить» — то есть отдавать лучшее и должное тем, кого мы любим. Только потому, что нас растили и воспитали. Мы обязаны в момент своей самостоятельности и только лишь потому, что они не научены были жить для себя и своей жизнью. Они не реализовывались. Вот это шикарная трагедия, по сути, всех нас.

Вот таким нам, не составит особого труда, когда мы вырастаем, навязать политику страны, как наше собственное мнение. Такими нами легко манипулировать. Мы дети, мы не выросли. У нас отобрали здоровый эгоизм и собственное мнение еще в раннем детстве. Мы чужды себе и своим желаниям. Мы рождены, в сущности, не для нашей свободы реализации. Они рожали нас для себя. И поэтому нам сейчас трудно для себя возродиться. Мы не научены и не знаем, как это делать. Многие и по сей день ходят по жизни с протянутой рукой, требуя к себе внимания, понимания, поддержки.

И что вы думаете – безысходность? Всю свою жизнь ходить с протянутой рукой и простить у всех кто старше нас, при должности и своих целях? Такой жизнью вы хотите жить? Так мы прожили уже такую жизнь и не одну, а минимум четыре поколения и сто лет. Я уверен, что пора понять это и перестать быть зависимыми. Не осуждая наших предков — наших дедов. Они действительно любили нас. И всегда давали нам самое лучшее. Все что могли, или всему чему научили их. Каждое следующее поколение мудрее предыдущего. Мы итог нашего рода. Они так жили, мы наблюдали, делали выводы. Старались уйти от этого и жить лучше их.

Генетика это сложная вещь. Каждая наша клеточка и подсознание это ИХ опыт. Нам нужно создать свой. Проанализировав их жизнь, мы вправе теперь это сделать осознанно, выстроить свою жизнь по своему сценарию. Именно в этом наша цель и наша жизнь. Это страшно, очень страшно, потому что незнакомо нашему опыту, нашим генам, нашему восприятию жизни. Но это признак правильного направления. Стереотипы, которые нас преследуют, привычные и любимые нами – это не наш выбор, не наша любовь. Понимая нашу наследственность, мы уйдем от стереотипов.

И вот мы выросли, кто мы что мы, кому принадлежим? И что из себя представляем?! За нас принимали решения в детстве, в юношестве, теперь мы выросли и не имеем собственного мнения о том, что с нами происходит. Таким образом воспитанные люди, не умеют противостоять тому, что происходит на улице, тому, что советуют друзья. Они впитывают в себя как губка любые советы. Не отделяя плохого от хорошего. Все пьют и он выпил. Все курят и он закурил. Кто-то колется — «И я попробую». А почему так? Потому что с детства промывали мозги и принимали за него решения. А теперь вместо бабушек и мам — окружение, которое определяет, как поступать и каким быть. Тут даже незачем говорить о какой-то моде. Человек без своего собственного внутреннего мира, поэтому не может противостоять разным течениям, которые бушуют вокруг него.

Люди вырастая, становятся спортсменами, бизнесменами, но всегда внутренне послушны кому-то, или чему-то. Не имея внутренних ориентиров, они находят внешние, полностью сливаясь и отождествляясь с ними до фанатизма. Многие хотели быть похожими на Аристотеля Онассиса –греческого миллиардера, который начал свой бизнес со 100 долларов и одного единственного костюма. Но при этом, не обращают внимания на тот факт, что Онассис, в сущности, предал свою любовь, ради статуса в политике. После этого его доходы стали падать, сам он был в глубочайшей , да и сын погиб. А для многих он кумир, легенда бизнеса.

Подражателям нужно понимать, что если вы восхищаетесь своим кумиром, надо изучить его историю. И отождествляться с опытом того же Онассиса, который конструктивен. Не в целом восхищаться самим человеком, а только теми его качествами и достоинствами, которые вам могут быть полезны. Естественно, отрицая негативное. В противном случае, все это будет присутствовать в вашей жизни. Пример:

Был у меня один хороший знакомый. Звали его Андрей. Семьи у него не было, занимался он восточными единоборствами, его кумиром был Брюс Ли.

Андрей тренировался по 8-10 часов ежедневно, держал себя в форме. Был великолепным спортсменом с большими достижениями.Ездил по стране с рюкзачком за спиной и чтобы померяться силой и искусством боя с другими мастерами это дела. Этим и зарабатывал. И очень неплохо, кстати, зарабатывал. Так же великолепно умел делать китайские и японские мечи, продавал в частные коллекции. 24 часа в сутки казалось он думал о совершенстве боя, он изучал китайский и японский языки, просмотрел многократно все фильмы о Брюсе Ли. Человек был поглощен своей идеей и своим кумиром.

Я тоже был восхищен организованностью и целеустремленностью Андрея. Но в то же время его аскетизм мне не подходил. С этим у него был явный перебор. Общался я с ним очень плотно в течение 5 лет, были общие интересы, тренировки. Потом я переехал в другой город. А через год я узнал, что Андрей погиб. Ему было столько же лет, сколько было Брюсу Ли. Это случилось в тот же месяц и погиб точно так же как он.

Мне было 25 лет, вот тогда я впервые в жизни задумался, что значит «Не сотвори себе кумира ». А ведь интересно, Андрей всю жизнь очень много тренировался – с детства и был, идеально подготовлен, так же как и Брюс Ли, ко всем уличным дракам и неожиданностям. У него была такая же молниеносная реакция, а смерть пришла к нему совсем с другой стороны. По сути – от его кумира.

Этот случай очень сильно охладил мой пыл. Я стал учиться мечтать и очень избирательно кем то восхищаться.

Второй пример из мира бизнеса:

Есть известная компания сетевого маркетинга «Гербалайф». Ее основателем и президентом был Марк Хьюз. Он сам был первым дистрибьютором и распространял собственную продукцию, все те, кто восхищался его примером, в итоге, тоже начали зарабатывать большие деньги.

Но мало кто из них обращал внимание на его личную жизнь, да она особо, по понятным причинам и не афишировалась. Это то, что всегда оставалось «за кадром».

Марку было 10 лет, когда умерла его мама. Умерла во сне из-за непонятной аллергии от препаратов, которые она принимала для похудения. Для Марка это было трагедией, а рос он без отца. Периодически расставаясь со своими женами, видимо по той же модели «Терять близких и любимых». Но сильно видимо на этом не зацикливался. Да и дистрибьютеры его компании тоже об этом не знали. Желая так же быть успешным и зарабатывать как их лидер, они тоже разводились и теряли имущество, не подозревая о причинах. Это было повальное явление и чем больше восхищались Марком, тем выше подымались по карьерной лестнице, но и тем сильнее в их жизни проявлялась скрытая история Марка.

Марк Хьюз умер приблизительно в том же возрасте, как и его мама и так же во сне, оставив 10 летнего сына. Все повторилось.

Такого рода отождествление происходит во всех компаниях сетевого маркетинга. Мало кто об этом знает. Поясню: ответственность за происходящее не лежит только лишь на наших кумирах. В любой сетевой проект вовлекаются люди с похожими историями, которые были уже в их роду. Всегда есть личная ответственность и предрасположенность. Просто, как говорится «Подобное к подобному тянется и взаимодействует». Так, например, в компании «Мери Кей» не все, но подавляющее большинство женщин, которые пришли зарабатывать в этой компании и стали успешны, имеют в своей родовой истории предрасположенность быть одинокими. Так же как основатель компании. И это не совпадение, или случайность.

Еще пару примеров на тему Не сотвори себе кумира из истории:

Адольф Гитлер был под большим впечатлением от масштаба личности Наполеона. В результате все ключевые события его жизни во многом стали повторением жизни его кумира и произошли в том же самом возрасте. Гитлер пришел к власти в 44 года, в 52 вошел с войсками в Вену, в 56 проиграл войну, так же как и Наполеон.

Еще один исторический пример — Джон Кеннеди, повторивший Авраама Линкольна, которого уважал, которым восхищался и с которого во многом брал пример. Оба были сенаторами до того как стать президентом, оба сели в президентское кресло в возрасте 42 лет, оба были в результате убиты публично, в присутствии жен выстрелом в голову. Даже автомобиль, в котором ехал Кеннеди в момент гибели, назывался «Линкольн»…

Эмоциональный разум человека серьезно отличается от духовного разума. Эмоциональный разум, если говорить просто, судит по внешним факторам, а духовный разум обращает свое внимание на предысторию и те факты, которые привели человека к данному поступку в настоящий момент.

Все примеры, которые я привел в статье это результат выбора, продиктованного эмоциональным разумом. Человек, проявляющий духовным разум и видение мира, в этот список историй не попал бы.

Правильнее было бы нам восхищаться нашими кумирами, узнав о них все, а не всем в целом, по-умолчанию. Момент восхищения личностями и поступками сам по себе уникален. Он может менять нас как в лучшую сторону, как и привносить проблемы в нашу жизнь. Используйте это наше уникальнейшее качество осторожно и разумно. Как говорил апостол Павел: «Нам все можно, но не все полезно нам».

Но еще важнее осознанно, грамотно и правильно подойти к пониманию самого себя, своей уникальной истории, той силе и задачам, которые мы унаследовали. У нас есть в нашей генетической памяти такие же кумиры, которые всегда с нами. Которых тоже стоит повторять не во всем, но для начала их нужно знать.

Олег Чечель

Статья оказалась полезной для вас? Порекомендуйте ее своим знакомым.

К записи 11 комментариев

Олег Витальевич!
Благодарю за статью!
Ваше описание в начале статье об работодателях очень напоминает мне мои ощущения сейчас, когда в поисках работы прохожу многочисленные многоуровневые многоэтапные собеседования…
Задумалась над фразой: «НАС ЗАСТАВИЛИ, А МЫ НАУЧИЛИСЬ ЖИТЬ ПОТРЕБНОСТЯМИ ДРУГИХ ЛЮДЕЙ, ИХ ИДЕЯМИ И ЦЕЛЯМИ. А ПОЧЕМУ НЕТ?! НАС С МАЛОЛЕТСТВА, ПРАКТИЧЕСКИ ВСЕХ УЧИЛИ ДУМАТЬ О ДРУГИХ». И ощущаю, как мне сейчас, взрослому человеку, неимоверно сложно сойти с этой колеи — думать не о других, а о себе.

После прочтения статьи, достала все конфеты из всех заначек в доме и выложила на стол, так сказать, для свободного доступа.
В результате услышала вопрос от ребёнка: «У нас что праздник?». И даже после моей фразы «Бери столько, сколько тебе хочется», по-прежнему берёт 2 конфеты и всеми силами пытается угощать остальными конфетами меня… 100-летний опыт, однако…

Спасибо за пищу для размышления!

Здравствуйте, Олег Витальевич!
Спасибо за очень своевременную и насыщенную новой информацией и примерами статью!

Совсем недавно как раз столкнулась с тем, что «заботливые и доброжелательные» бабушки, соседи, родственники учат мою дочку делиться. И на мои попытки прекратить это — отвечают знакомой всем фразой: «Ребенок же вырастет эгоистом!»

«У нас отобрали здоровый эгоизм и собственное мнение еще в раннем детстве. Мы чужды себе и своим желаниям».
С самого детства я не имела собственного мнения — и всегда об этом знала. И сейчас, пытаясь определиться со своими желаниями, испытываю трудности, внутреннее сопротивление. Понимаю, что очень и очень сложно отделить свои интересы от навязанных родственниками, обществом, окружением. Гораздо легче действовать в чьих-то интересах, по-привычке, не задумываясь. В результате нахожусь сейчас в очень странном состоянии, когда по-старому — уже не хочешь, а к новому — не знаешь, с чем подойти.

«Момент восхищения личностями и поступками сам по себе уникален. Он может менять нас как в лучшую сторону, как и привносить проблемы в нашу жизнь».
Очень интересный вывод, подтвержденный примерами. Спасибо!

Всем, здравствуйте!
Олег Витальевич, я не знаю что происходит, но Вы всегда «угадываете» с темой статьи.
Как и Ксения (и даже думаю и не только она…), я сейчас именно в таком состоянии в вопросе работы.
Фирма, где я работала окончательно развалилась, мы все увольняемся. Я почему-то даже не расстроилась, наоборот облегченно вздохнула. Хоть и финансово сейчас состояние никакое…, но почему-то страха остаться без средств совсем нет, хотя и приходится рассчитывать только на себя. Все кругом говорят: «И как ты? И что же ты теперь будешь делать? Срочно ищи работу!»
Одна моя половинка …маленькая… и думает, что вроде бы и надо пошевелиться в этом направлении…
Но другая — ну совсем не хочет «снова лезть в петлю», очень хочется побыть свободной. Но тревожно… как будет дальше?
Очень точно Вы назвали это состояние невесомостью.
Кстати, вспомнила момент из фильма «Замуж на 2 дня», когда герои были несколько секунд в невесомости. Я наверное реагировала бы так же как она. Полная свобода движений!!! Хуже все равно уже не будет!

Спасибо за ценную статью!
Раньше я тоже дав ребенку сладости, просила его поделится со мной, на что он отвечал сопротивлением. Если этот происходило в гостях, его называли жадиной. Как же так? В обществе ведь принято делится.
Хотя у меня в глубине души тоже всегда было сопротивление: почему я должна делиться, когда еще сама чувствую потребность в чем-то?
Еще для убедительности некоторые кивают на Библию и говорят, что нужно отдать последнее, если ближний нуждается в этом больше, чем ты. Может они не правильно трактуют, но я не нашла там ничего подобного…

P.S. После прочтения статьи я перестала говорить ребенку, чтобы он делился. И произошло что-то удивительное, он сам по своему желанию стал делиться со мной и окружающими.

Православный человек отличается от светского тем, что его мышление всегда находится в рамках библейских законов. Не всем верующим до конца понятна суть некоторых правил описанных в Библии.

Заповедь «не сотвори себе кумира» в наше потребительское время актуальна, но не все могут вникнуть и понять значение этого установления. Христианство наставляет любить «ближнего своего», а не слепо обожать, возлагая всю свою жизнь к ногам другого человека.

Зачем нужно соблюдать заповеди

Закон Божий для верующего человека должен стать путеводной звездой в жизни. Соблюдать заповеди в современной жизни сложно, но нужно стремиться к гармонии и покою в душе.

Десять заповедей (скрижали)

Главный закон христианской веры - это любовь к человеку и Богу, при этом любовь к людям не должна перерастать в обожание.

Важно! Игнорируя духовные законы можно нанести огромный ущерб окружающим и самому себе. Человек, который смог достигнуть совершенной любви к ближнему и Богу, не имеет поводов нарушить законы Божии.

Суть и значение заповеди

Вторая заповедь, из тех, что были завещаны Моисею Богом, гласит о том, что не подобает человеку терять разум перед кем-то земным или чем-то материальным. На первом месте в жизни должен быть всегда Бог, потому что он единственный творец мира и податель жизни.

Об этом сказано в первой заповеди, и подражание Господу не является нарушением, это подтверждает первая заповедь.

Как только на передний план выходит что-то другое и заветное, то это уже можно назвать идолом. Поклонение кумиру вытесняет веру из души, тем самым отдаляя человека от Бога.

Кто такой кумир

Изначально, заповедь «Не сотвори себе кумира» содержит в себе информацию об идолах, созданных в древности язычниками , то есть кумир в те времена - это любое иное ложное божество, которому слепо и опрометчиво поклонялись люди. В древние времена люди верили в святость животных, растений и звезд.

Поклонение золотому тельцу

В Ветхом Завете слово «кумир» означает - изображение, статую другого бога.

В современности, в роли кумиров могут выступать многие другие вещи и люди:

  • популярные актеры , светские «львицы», блогеры и другие общественные деятели. Искаженное интернетом и телевидением людское сознание ищет пример в идеальных телах, накрашенных лицах, красивых одеждах популярных людей, забывая о том, что все они такие же люди, равные перед Богом;
  • социальные сети - целая проблема зависимостей от гаджетов и интернета, люди не могут расстаться со своим телефоном ни на минуту, следят за фотографиями и ложной жизнью других людей, вызывая в своих сердцах зависть, злобу и другие порочные чувства;
  • материальные ценности - машины, уютные квартиры, брендовая одежда и деньги застилают глаза и душу современным людям, им кажется, имея богатство на руках, они обретают могущество, становятся выше других смертных;
  • наука - многие ученые и атеисты уверены в величественности и возможностях научных открытий, они считают, что научными силами можно спасти мир и разгадать все тайны;
  • родители или дети - многие мамы и папы готовы в прямом смысле » продать душу» ради своего чада, только бы он был здоров, жив и счастлив, бывает и наоборот, когда дети поклоняются своим предкам и не могут оторваться от них в самостоятельную жизнь;
  • гордыня - свое собственное «Я» в роли кумира, когда человек превозносит себя над ближними и чтит свой покой и свое эго. Чаще всего, в семье такого человека происходят постоянные скандалы и ругань, так как гордость не дает ему где-то уступить, где-то принять свою вину и извиниться;
  • искусство - в данном случае под идолопоклонничеством понимается не все искусство, а то которое чтит и возвышает низменные страсти людские;
  • алкогольная зависимость , которая надевает на глаза человека «шоры», превращая его жизнь в поклонение темным силам. Пьянство забирает у людей их свободу и счастье, затягивая в водоворот грехов, где один тянет за собой другой. Из-за алкоголя многие люди теряют семьи, работу, благополучную и счастливую жизнь.

Что еще может быть грехом:

Кумир - это все, что может захватывать разум и вынуждать совершать нечестные поступки по отношению к законам Божиим и людям.

Идолопоклонничество - это признак душевной пустоты, замена вере в сердце. Человек, находящийся в состоянии поклонения какому-либо своему творению - открыт для демонических сил.

Важно! Вторая заповедь предупреждает о вытеснении Бога из души, проверяет сердце человеческое на нахождение в нем чрезмерной привязанности к определенному человеку или другим вещам.

Современное время - век потребителей, какие только искушения не поджидают людей за углом, которые могут отдалить душу от Господа и принести в жизнь много зла. Среди этого множества ложного нужно учиться отделять важное и помнить, что Бог превыше всего.

Богатство — кумир в современном мире

Зачем создают кумиров

Часто сложно объяснить, почему человеческая душа все время требует то, что ей вредно, но очень нравится. Люди считают библейские законы чем-то странным, что создано для сковывания их жизней и желаний. Многие психологи сейчас через социальные сети пропагандируют жизнь «по своим правилам» и советуют своим клиентам поступать так «как хочется», потакать своим желаниям и своему «Я».

На самом деле заповеди - это не способ бичевания людей Богом, это подсказки и правила безопасности для человека . Соблюдая их легко жить здоровым и чистым душой человеком.

Современные люди инфантильны, им сложно взять свою жизнь в свои руки, работать над собой, развиваться духовно. Намного проще лениться, потакать своим низменным желаниям, тем более что вокруг все для этого устроено. Все знают, что жизнь - это не бесконечное явление. Но все равно тратят большую ее часть впустую, занимаясь самообманом, стараясь получать только удовольствия.

Такое поведение губительно и тянет за собой огромный шлейф бед и катастроф для самого грешника и его близких людей. Заповеди предупреждают об этом человека и помогают избежать страданий.

Духовный мир, так же как и природный и физический имеет свои законы и запреты. Почему-то слушаться запреты физики или медицины человек привык и четко и выполняет многие законы науки. Заповеди духовного мира многие игнорируют из-за отсрочки наказания.

О мире духовном:

Господь всегда дает шанс на исправление, на улучшение своей жизни. В Библии все законы жизни изложены очень понятно, спасение человечества прозрачно и доступно на страницах этой книги. У человека есть свобода выбора, которую ему дал Господь, и он способен выбрать, что для него полезно - потакать своему «Я» или начинать идти за Богом.

Важно! Вторая заповедь не только в древнеязыческом идолопоклонстве. Многие люди время от времени начинают зависеть от близких, от своих привычек и желаний, тем самым поселяют в своей душе кумира.

Для того чтобы привести свою жизнь и душу к лучшему, необходимо перечитывать библейские законы и работать над собой.

Видео с участием протоиерея Андрея Турова: Не сотвори себе кумира

Чем опасен для нас кумир?
Надо ли держаться от него подальше?
Откуда пошло сие требование?

А из второй библейской заповеди:
«Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в водах ниже земли; не поклоняйся им и не служи им» и т. д. Т.е., этот запрет во второй и третей своей частях расширяется (очевидно, для непонятливых), и представляет собой ни что иное, как требование соблюдать единобожие и запрет язычества. Характерной внешней чертой язычества как раз и являются: идолопоклонство (идолам, истуканам и пр. культовым изображениям), тотемизм, фетишизм, анимализм и прочие воображаемые дýхи-демоны, которым несть числа. (Вспомним классику жанра: «Замуровали…, замуровали, демоны!..» 😦 «Живьём брать демонов!!» 😎 Из кинофильма «Иван Васильевич меняет профессию»)

В религиозном смысле приведенная цитата - это внушение-заговор-гипноз и даже угроза против язычества, и только в этом контексте её и следует понимать.

Заповедь №2 — «Не сотвори себе кумира». Фрагмент картины Лукаса Кранаха
«Десять заповедей».

Как и множество других библейских изречений, «Не сотвори себе кумира…» со временем стало применяться и в обыденной, «светской» жизни, где приобрело несколько иной смысл.

В переносном, «светском», смысле, кумир - это прежде всего человек, являющийся для нас объектом восхищения, обожания, преклонения, подражания.
Однако, кумиром часто называют не только человека самого по себе, но также и то, на что направлено его неудержимое, всепоглощающее желание: предметы, процессы, занятия, явления физического, психического, духовного и прочих миров. И это желание требует от «кумирострадальца» действий: приблизиться к кумиру, вкусить его и обладать им. Да, только слившись с кумиром болящий получает облегчение. 😦 В тяжёлых случаях такое стремление становится целью и смыслом жизни, навязчивой идеей, идеей-фикс.

То, к чему у человека возникает неукротимое, необузданное желание, и есть кумир. В патологических случаях этот кумир может со временем даже привести этого человека к гибели.

Синонимом слова «кумир» является слово «идол». Однако всего лишь синонимом! Кумир и идол это не одно и то же!
Идол - это физическое, стилизованное изображение кумира, а не сам кумир.
Идол (от греч. образ, подобие) - изображение божества или духа, служащее объектом религиозного поклонения. Идол - статуя, истукан, предмет, которому поклоняются так же рьяно, как и самому божеству. Иногда идолы могут достигать весьма внушительных размеров!

А вот в переносном, «светском», смысле идол и кумир почти одно и тоже. Хотя и здесь есть нюанс: идол - это объект слепого, безальтернативного преклонения. Т.е., идол - это «последняя и самая тяжёлая», неизлечимо-летальная степень кумира. 🙂

В качестве «кумиров» могут выступать зависимости разного рода, хобби, увлечения-страстишки (игромания, спортфанатизм, коллекционирование, охота, рыбалка и прочий туризм-альпинизм) пороки, которым человек предаётся всецело или которые полностью завладевают его эмоциями (алчность, пьянство, разврат и пр.)

Есть и «позитивные» кумиры, произрастающие из положительных человеческих качеств. Сразу же надо упомянуть любовь. Именно из человека противоположного пола мы творим себе огромного, тотального, всё поглощающего кумира, а принадлежащие ему предметы зачастую превращаем в идолы и фетиши. Да собственно и другие люди, которых мы любим, особенно наши дети, относятся к этой категории.

У некоторых кумиром является религия, дело, которому они служат, навязчивая или непререкаемая идея (теория), которую они отстаивают до потери пульса. В последнем случае для обозначения догматов, относительных и ограниченных идей (принципов), которым ошибочно придаётся абсолютное значение, также употребляется слово идол.

Особняком стоят псевдокумиры - условности, которым люди придают непропорционально большое значение. Например, это разного рода даты: Новый год, день рождения, день свадьбы, день смерти, дни всяческих святых, разного рода годовщины, профессиональные праздники и пр. Нет ни одного дня в году, чтобы не было повода не выпить. (Хотя отсутствие повода - это тоже повод)

Сотворив себе кумира, ты попадаешь от него в зависимость, оказываешься в его ауре. С «неизбежной фатальностью» ты вынужден выполнять сопутствующие обряды, следовать каким-то традициям, тратить на него свои ресурсы, время и силы. Сотворив кумира, ты теряешь свободу, отдаляешься от реальности, оказываешься жертвой обстоятельств. Кумир лишает тебя воли, объективности, прячет от тебя реальность, подменяя её мечтами, отнимает другие радости, вплоть до самой жизни. Кумир, как чёрная дыра, затягивает тебя всё глубже и глубже, пока не поглотит тебя полностью. Печально, но чаще всего кумир - всего лишь миф, иллюзия, временное умопомрачение, досадная ошибка и заблуждение.

Бойся кумиров, но особенно людей, которые могут тебе из привить. Не успеешь оглянуться, как ты уже влюбился или сел на иглу.

Безусловно, жизнь без желаний и увлечений невозможна. Жизнь без желаний - это «труп в нирване». Однако, как всегда, вопрос не в принципе, вопрос в дозе! Соблюдай всегда разумные пропорции - и тобой не овладеет никакой кумир. «Трезвомыслящий» индивид должен минимизировать своих кумиров, активно сопротивляться появлению у себя зависимостей и всегда быть готовым отразить атаку любого рекламного внушения.

Сколько у человека может быть кумиров? Немного, 5-6, десяток от силы. Иногда даже одного более чем достаточно. Ведь умственные, психические и финансовые возможности человека ограничены. «Боливар двоих кумиров не снесёт». 🙂

«Не сотвори себе кумира» является также одной из основных заповедей пофигизма. Пофигизм и кумиротворчество не совместимы. Все страсти, завлекухи и соблазны о пофигиста просто ломают себе зубы!

Есть, правда, и исключения.

На земле весь род людской
Чтит один кумир священный,
Он царит над всей вселенной,
Тот кумир - телец златой!
(Ария Мефистофеля из оперы Шарля Гуно «Фауст»)

(Иносказательно: о золотом тельце - символе
богатства и страсти к обогащению, наживе или
просто о золоте, деньгах)

Самый главный кумир - это жизнь, и мы отдаём ей всё без остатка.

P.S. Флудоризмы о кумирах.

(30 голосов : 4.33 из 5 )

Бог хочет, чтобы люди были счастливы, любили Его, любили друг друга и не вредили себе и другим, поэтому Он дал нам заповеди. В них выражены духовные законы, они оберегают нас от беды и учат, как жить и строить отношения с Богом и людьми. Как родители предупреждают своих детей об опасности и учат жизни, так и Отец наш Небесный делает нам необходимые наставления. Заповеди были даны людям еще в Ветхом Завете. Десять заповедей обязаны соблюдать и люди Нового Завета, христиане. «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить» (), - говорит Господь Иисус Христос.

Самый главный закон духовного мира - это закон любви к Богу и людям.

Все десять заповедей говорят об этом законе. Они были даны Моисею в виде двух каменных плит - скрижалий, на одной из которых были написаны первые четыре заповеди, говорящие о любви ко Господу, а на второй – остальные шесть, об отношении к ближним. Когда Господа нашего Иисуса Христа спросили: «Какая большая заповедь в законе?», Он ответил: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею и всем разумением твоим»: сия есть первая и наибольшая заповедь. Вторая же подобная ей: «возлюби ближнего твоего, как самого себя». На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» ().

Что это значит? То, что если человек действительно достиг настоящей любви к Богу и ближним, он не может нарушить ни одну из десять заповедей, потому что они все говорят о любви к Богу и людям. И к этой совершенной любви мы должны стремиться.

Рассмотрим десять заповедей Закона Божьего по порядку:

2. Не сотвори себе кумира и всякаго подобия, елика на небеси горе, и елика на земли низу, и елика в водах под землею: да не поклонишися им, ни послужиши им.

4. Помни день субботный, еже святити его: шесть дней делай, и сотвориши в них вся дела твоя, в день же седьмый, суббота, Господу Богу твоему .

6. Не убий .

7. Не прелюбы сотвори .

8. Не укради .

10. Не пожелай жены искренняго твоего, не пожелай дому ближняго твоего, ни села его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ни всего, елика суть ближняго твоего .

Так они звучат по церковно-славянски. В дальнейшем, разбирая каждую заповедь, мы будем давать и их русский перевод.

ПЕРВАЯ ЗАПОВЕДЬ

Аз есмь Господь Бог твой; да не будут тебе бози инии, разве Мене .

Я - Господь Бог твой, да не будет у тебя других богов, кроме Меня.

Господь является Творцом вселенной и духовного мира и Первопричиной всего существующего. Весь наш прекрасный, гармоничный и невероятно сложно устроенный мир никак не мог возникнуть сам собой. За всей этой красотой и гармонией стоит Творческий Разум. Верить в то, что все существующее возникло само по себе, без Бога – есть ничто иное как безумие. «Сказал безумец в сердце своем: «нет Бога» (), — говорит пророк Давид. Бог не только Творец, но и Отец наш. Он заботится, промышляет о людях и о всем созданном Им, без Его попечения мир бы рухнул.

Бог – Источник всех благ и человек должен стремиться к Нему, ибо только в Боге он получает жизнь. «Я есть путь и истина и жизнь» (). Главным средством богообщения является молитва и святые таинства, в которых мы получаем благодать Божию, божественную энергию.

Бог хочет, чтобы люди прославляли Его правильно, то есть православно. Одним из самых вредных современных заблуждений является то, что все религии и веры говорят об одном и том же и одинаково стремятся к Богу, просто молятся Ему по-разному. Истинная вера может быть только одна –православная. Священное Писание говорит нам: «Ибо все боги народов – идолы, а Господь небеса сотворил» ().

В книге Деяний святых апостолов про Христа сказано: «нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» (). Для нас вера в Иисуса Христа, как Бога и Спасителя является главным догматом, а другие религии, вообще, божество Христа отрицают. Либо считают его одним из многочисленных языческих божеств, либо просто пророком, либо даже, прости Господи, лжемессией. Так что у нас с ними не может быть ничего общего.

Так, что для нас Бог может быть только один, в Троице прославляемый, Отец, Сын и Святой Дух, и не может у нас православных христиан быть иных богов.

Грехами против первой заповеди является: 1) атеизм (отрицание Бога); 2) маловерие, сомнение, суеверие, когда люди смешивают веру с неверием или всевозможными приметами и прочими пережитками язычества. Также грешат против первой заповеди те, кто говорит: «У меня Бог в душе», а в при этом не ходят и к таинствам не приступают, или приступают редко; 3) язычество (многобожие), вера в ложных богов, сатанизм, оккультизм и эзотерика. К этому также можно отнести магию, колдовство, целительство, экстросенсорику, астрологию, гадание и обращение к людям, занимающимся всем этим, за помощью; 4) ложные мнения, противоречащие вере православной и отпадение от Церкви в раскол, лжеучения и секты; 5) отречение от веры; 6) надежда на свои силы и на людей больше, чем на Бога. Этот грех также связан с маловерием.

ВТОРАЯ ЗАПОВЕДЬ

Не сотвори себе кумира и всякаго подобия, елика на небеси горе, и елика на земли низу, и елика в водах под землею: да не поклонишися им, ни послужиши им.

Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, что на земле внизу и что в водах ниже земли; не поклоняйся и не служи им.

Вторая заповедь запрещает поклоняться творению вместо Творца. Мы знаем, что такое язычество и идолопоклонство, вот, что пишет о язычниках апостол Павел: «называя себя мудрыми, обезумели, и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся…Они заменили истину Божию ложью, и служили твари вместо Творца» (). Ветхозаветный израильский народ, которому первоначально были даны эти заповеди, являлся хранителем веры в истинного Бога. Он был со всех сторон окружен языческими народами и племенами, чтобы предупредить евреев о том, что ни в коем случае не перенимали языческие обычаи и верования, Господь устанавливает эту заповедь. Сейчас язычников, идолопоклонников осталось осталось довольно мало, хотя многобожие, поклонение истуканам и идолам есть и сейчас. Например, в Индии, Африке, Южной Америке, некоторых других странах. Даже у нас в России, где христианству вот уже более 1000 лет, кое-кто пытается возродить древнее славянское язычество.

Почитание в православии святых икон никак не может быть названо идолопоклонством. Во-первых, мы возносим молитвы поклонения не самой иконе, не материалу, из которого она сделана, а тем, кто на ней изображен: Богу, Богородице и святым. Взирая на образ, мы восходим умом к Первообразу. Во-вторых священные изображения делались еще в Ветхом Завете по повелению Самого Бога. Господь повелел Моисею поставить в первом передвижном ветхозаветном храме, скинии, золотые изображения Херувимов. Уже в первые века христианства, в римских катакомбах, местах собраний первых христиан, были настенные изображения Христа в виде доброго Пастыря, Матери Божией, с воздетыми руками и другие священные образы. Все эти фрески были найдены при раскопках.

Хотя в современном мире осталось мало прямых идолопоклонников, многие люди творят себе кумиров, воздают им поклонение и приносят жертвы. Для многих такими идолами, требующими постоянных жертвоприношений, стали их страсти и пороки. Страсти – укоренившиеся греховные привычки, пагубные зависимости. Некоторые люди попали в их плен и уже не могут обходиться без них, и служат им, как своим господам, ибо: « кто кем побежден, тот тому и раб» (). Вот эти идолы - страсти: 1) чревоугодие; 2) блуд; 3) сребролюбие, 4) гнев; 5) печаль; 6) уныние; 7) тщеславие; 8) гордость.

Апостол Павел не зря сравнивает служение страстям с идолопоклонством: «любостяжание…есть идолослужение» (). Служа страсти, человек перестает думать о Боге и служить Ему, и он также забывает о любви к ближним.

К грехам против второй заповеди также можно отнести страстную привязанность к каким-либо делам, когда это увлечение становится страстью. Идолослужением является и страстное поклонение какой-либо личности. Недаром некоторые артисты, певцы, спортсмены в современном мире так и называются: кумирами и идолами.

ТРЕТЬЯ ЗАПОВЕДЬ

Не приемли имене Господа Бога твоего всуе .

Не произноси имени Господа Бога твоего напрасно.

Что значит поминать имя Господа всуе? То есть произносить его не в молитве, не в духовных беседах, а ведя праздные разговоры, как говориться, «для красного словца» или просто для связки слов, а может быть даже в шутку. И уж совсем тяжким грехом является произнесения имени Божия с желанием похулить Бога, посмеяться над Ним. Также грехом против третий заповеди является кощунство, когда святые предметы становятся предметом насмешек и поругания. Неисполнение обетов, данных Богу и легкомысленные клятвы, с призыванием имени Божия, также являются нарушением этой заповеди.

Имя Божие является для нас святыней, и его нельзя разменивать в пустой, праздной речи. Святитель приводит притчу о поминовении имени Господа всуе:

Один золотых дел мастер сидел в своей лавке за верстаком и, работая, непрестанно поминал имя Божие всуе: то как клятву, то как любимое словцо. Некий паломник, возвращавшийся из святых мест, проходя мимо лавки, услышал это, и душа его возмутилась. Тогда он окликнул ювелира, чтобы тот вышел на улицу. А когда мастер вышел, паломник спрятался. Ювелир, никого не увидев, вернулся в лавку и продолжил работу. Паломник снова его окликнул, а когда ювелир вышел, тот прикинулся, что ничего не знает. Мастер, рассердившись, вернулся к себе и снова начал работать. Паломник в третий раз его окликнул и, когда мастер опять вышел, снова стоял молча, прикинувшись, что он тут ни при чем. Тогда ювелир в бешенстве набросился на паломника:

Зачем ты зовешь меня понапрасну? Что за шутки! У меня работы по горло!

Паломник миролюбиво ответил:

Поистине, у Господа Бога работы еще больше, но ты Его призываешь гораздо чаще, чем я тебя. Кто имеет право сердиться больше: ты или Господь Бог?

Ювелир, пристыженный, вернулся в мастерскую и с тех пор держал язык за зубами.

Слово имеет великое значение и силу. Бог сотворил этот мир, посредством Слова. «Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его – все воинство их» (), — говорит Спаситель. О «гнилом слове» писал ещё ап. Павел. В IV в. святитель говорит, что «Егда, кто матерными словами ругается, тогда у Престола Господня Мати Божия данный Ею молитвенный покров от человека отнимает, и Сама отступает, и который человек матерно избранится, себя в той день проклятию подвергает, понеже мать свою ругает и горько её оскорбляет. С тем человеком не подобает нам ясти и пити, аще не отстанет от онаго матерного слова».

ЧЕТВЕРТАЯ ЗАПОВЕДЬ

Помни день субботный, еже святити его: шесть дней делай, и сотвориши в них вся дела твоя, в день же седьмый, суббота, Господу Богу твоему .

Помни день субботний, чтобы проводить его свято: шесть дней работай и делай в продолжении их все дела твои, а день седьмой – день суббота посвящай Господу Богу твоему.

Господь сотворил этот мир за шесть этапов – дней и окончив творение. «И благословил Бог седьмой день, и освятил его; ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал» (). Это не значит, что Бог не заботится о сотворенном мире, но означает что Господь закончил все действия, связанные с творением.

В Ветхом Завете днем покоя почиталась суббота (В переводе с древнееврейского покой ). В новозаветные времена святым днем покоя стал день воскресный, когда воспоминается Воскресение Господа нашего Иисуса Христа. Седьмым и самым главным днем для христиан является день воскресения, малая Пасха, и обычай почитания воскресного дня идет еще от времен святых апостолов. В воскресный день христиане воздерживаются от работ и идут в , чтобы помолиться Богу, поблагодарить Его за прошедшую неделю и попросить благословение на труды грядущей седмицы. В этот день очень хорошо причаститься Святых Христовых Таин. День воскресный мы посвящаем молитве, духовному чтению, благочестивым занятиям. В воскресение, как день свободный от обычных трудов, можно помочь ближним. Навестить больных, оказать помощь немощным, престарелым.

Часто от людей далеких от Церкви или мало церковных, можно слышать о том, что у них, дескать, нет времени для домашней молитвы и посещения храма. Да, современный человек подчас очень сильно загружен, но даже у занятых людей остается немало свободного времени на то, чтобы разговаривать по телефону с подругами, друзьями и родственникам, читать журналы, газеты и романы, часами сидеть у телевизора и компьютера, а на молитву времени нет. Иной человек в шесть часов вечера приходит домой и потом 5-6 часов лежит на диване у телевизора, и ему бывает лень встать и прочесть весьма недлинное вечернее молитвенное правило или почитать Евангелие.

Те люди, которые чтут воскресные дни и церковные праздники, молятся в храме и не ленятся читать утренние и вечерние молитвы, получают гораздо больше тех, кто проводят это время в праздности и лени. Господь благословит их труды, умножит их силы и пошлет им Свою помощь.

ПЯТАЯ ЗАПОВЕДЬ

Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет, и да долголетен будеши на земли .

Почитай отца своего и матерь свою, чтобы тебе было хорошо и чтобы ты долго жил на земле.

Тем, кто любит, почитает своих родителей, обещается не только награда в Царстве Небесном, но даже в земной жизни благословение, благополучие и многолетие. Чтить родителей это значит уважать их, проявлять послушание им, помогать им, заботиться о них в старости, молиться о их здравии и спасении, а когда они умрут, молиться о упокоении их души.

Нередко люди спрашивают: как можно любить и почитать родителей, которые не проявляют заботу о детях, пренебрегают своими обязанностями или впадают в тяжелые грехи? Родителей мы не выбираем, то что они у нас такие, а не какие-то другие – есть воля Божия. Почему Бог дал нам таких родителей? Для того чтобы нам проявить лучшие христианские качества: терпение, любовь, смирение, научиться прощать.

Через родителей мы пришли в этот мир, они причина нашего бытия и сама природа происхождения от них научает нас почитать их как людей, более высших, чем мы сами. Вот, что пишет по этому поводу святитель : «…как они родили тебя, ты не можешь родить их. Поэтому, если в этом мы ниже их, то превзойдем в другом отношении посредством уважения к ним, не только по закону природы, но преимущественно перед природой, по (чувству) страха Божия. Воля Божия решительно требует, чтобы родители были почитаемы детьми, и исполняющих это награждает великими благами и дарами, а нарушающих этот закон наказывает великими и тяжкими несчастьями». Почитая отца и мать, мы почитаем Самого Бога, Отца нашего небесного. Он вместе с земными нашими родителями дал нам самый из драгоценных даров – дар жизни. Родителей можно назвать сотворцами, соработниками Господу. Они дали нам тело, мы плоть от плоти их, а Бог вложил в нас бессмертную душу.

Если человек не почитает родителей, отрицает эту иерархию, он может очень легко прийти и к непочитанию и отрицанию Бога. Сначала он не уважает родителей, потом перестает любить родину, затем отрицает мать-церковь, и вот он уже не верит в Бога. Все это очень взаимосвязано. Недаром, когда хотят поколебать государство, разрушить его устои изнутри, в первую очередь ополчаются на церковь, веру в Бога, и на семью. Семья, почитание старших, передача традиций (а слово традиция как раз и происходит от латинского tradition - передача), цементирует общество, делает народ крепким.

ШЕСТАЯ ЗАПОВЕДЬ

Не убий .

Не убивай.

Убийство, отнятие жизни у другого человека и самоубийство, то есть самовольный уход из жизни – одни из самых тяжелых грехов.

Самоубийство – самый страшный грех. Это есть бунт против Бога, который дал нам драгоценный дар жизни. Но наша жизни в руках Божиих, мы не имеем права уходить из нее, когда нам вздумается. Совершая самоубийство, человек уходит из жизни в страшном помрачении отчаяния и уныния. Он уже не может покаяться в этом грехе, также он не может принести покаяние в грехе убийства, который он совершает по отношению к самому себе, за гробом покаяния нет.

Человек, лишивший другого жизни по неосторожности, также повинен в убийстве, но вина его меньше, чем у того, кто убивает сознательно. Также повинен в убийстве тот, кто способствовал убийству. Например, муж женщины, который не отговорил ее сделать аборт или даже сам способствовал этому.

Люди, своими вредными привычками и пороками и грехами сокращающие свою жизнь и наносящие вред своему здоровью, также грешат против шестой заповеди.

Любой вред, нанесенный ближнему – есть также нарушение этой заповеди. Ненависть, злоба, побои, издевательства, оскорбления, проклятия, гнев, злорадство, злопамятство, зложелательство, непрощение обид - все это грехи против заповедь «не убий», потому что «всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца» (),- говорит Слово Божие.

Кроме убийства телесного существует не менее страшное убийство – убийство духовное, когда кто-то соблазняет, совращает ближнего в неверие или подталкивает к совершению греха, и тем самым губит его душу.

Священное Писание относит блуд к наиболее тяжёлым грехам: «Не обманывайтесь: ни блудники…ни прелюбодеи…Царства Божия не наследуют» ().

Грехом, еще более тяжким, чем блуд является прелюбодеяние, то есть нарушение супружеской верности или телесные отношения с человеком, находящимся в браке.

Измена разрушает не только брак, но и душу того, кто изменяет. На чужом горе счастья не построишь. Существует закон духовного равновесия: посеяв зло, грех, мы зло и пожнем, наш грех к нам же и вернется. Прелюбодеяние, блуд начинается не с факта телесной близости, а гораздо раньше, когда человек даёт себе разрешение на грязные мысли, нескромные взгляды. В Евангелии сказано: всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своём» ().Поэтому блуд мысленный, нехранение зрения, слуха, бесстыдные разговоры эти и другие подобные им грехи, являются нарушением седьмой заповеди.

ВОСЬМАЯ ЗАПОВЕДЬ

Не укради.

Не кради.

Нарушением этой заповеди является присвоение чужой собственности, как государственной, так и частной. Виды воровства могут быть разнообразны: грабеж, кража, обман в торговых делах, подкуп, взяточничество, уклонение от налогов, тунеядство, святотатство (то есть присвоение церковного имущества), всевозможные аферы, махинации и мошенничества. Кроме этого к грехам против восьмой заповеди можно отнести всякую нечестность: ложь, обман, лицемерие, лесть, подхалимство, человекоугодие, так как в этом случае люди пытаются также приобрести что-то, например, расположение ближнего, нечестным, воровским путем.

«Ворованным добром не выстроишь дом», - говорит русская пословица и еще «Сколь веревочке не вейся, а конец будет». Наживаясь на присвоении чужой собственности, человек рано или поздно будет за это расплачиваться. «Бог поругаем не бывает» () Совершенный грех, каким бы незначительным он не казался, обязательно возвращается. Зло обязательно найдет нас. Один мой знакомый во дворе случайно ударил и поцарапал крыло машины соседа. Но ничего не сказал ему и не дал денег на ремонт. Через некоторое время, в совершенно другом месте, вдалеке от дома, его собственную машину также поцарапали и скрылись с места происшествия. Притом удар был нанесен в то же крыло, которое он испортил соседу.

В основе кражи, воровства лежит страсть сребролюбия и борется она стяжанием противоположных ей добродетелей. Сребролюбие может быть двух видов: Мотовство (любовь к роскошной жизни) и скупость, жадность И то и другое требует средств, которые приобретаются зачастую нечестным путем.

Сребролюбие борется стяжанием противоположных ему добродетелей: милосердием к бедным, нестяжанием, трудолюбием, честностью и духовной жизнью, ибо привязанность к деньгам и другим материальным ценностям всегда происходит от бездуховности.

ДЕВЯТАЯ ЗАПОВЕДЬ

Не послушествуй на друга твоего свидетельства ложна.

Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

Этой заповедью Господь запрещает не только прямое лжесвидетельство против ближнего своего, например в суде, но и всякую ложь, сказанную в адрес других людей, как то: клевета, поклеп, ложные доносы. Грех празднословия, столь обычный повседневный для современного человека, также очень часто бывает связан с грехами против девятой заповеди. В праздных разговорах постоянно раздаются сплетни, пересуды, а порой наветы и клевета. Во время праздной беседы очень легко «сболтнуть лишнего», разгласить доверенные тебе чужие тайны и секреты, подвести и подставить ближнего. «Язык мой - враг мой»,- говорят в народе, и действительно, наш язык может принести большую пользу нам и ближним, а может очень сильно навредить. Апостол Иаков говорит, что языком мы порой «благословляем Бога и Отца, и им проклинаем человеков, сотворенных по подобию Божию» (). Грешим мы против девятой заповеди и когда не только говорим ложь и клевету на ближнего, но и когда соглашаемся со сказанным другими, этим самым участвуя в грехе осуждения.

«Не судите, да не судимы будете» (),- предупреждает Спаситель. Осуждать – значит судить, предвосхищать суд Божий, узурпировать Его права (в этом тоже страшная гордость!) ибо только Господь, знающий прошлое, настоящее и будущее человека, может судить о нём. Преп. Иоанн Савваитский рассказывает следующее: «Раз пришёл ко мне инок из соседнего монастыря, и я спросил его, как живут отцы. Он отвечал: «Хорошо, по молитвам Вашим». Затем я спросил об иноке, который не пользовался доброй славой, и гость сказал мне: «Нисколько он не переменился, отче!» Услышав это, я воскликнул: «Худо!» И только я сказал это, тотчас почувствовал себя как бы в восторге и увидел Иисуса Христа, распятого между двумя разбойниками. Я, было, устремился на поклонение Спасителю, как вдруг Он обратился к предстоящим Ангелам и сказал им: «Изринте его вон, - это антихрист, ибо осудил брата своего, прежде Моего Суда». И когда, по слову Господа, я изгонялся, в дверях осталась моя мантия, и затем я очнулся. «Горе мне, - сказал я тогда пришедшему брату, - зол сей день мне!» «Почему так?» - спросил тот. Тогда я рассказал ему о видении и заметил, что оставленная мной мантия означает, что я лишён покрова и помощи Божией. И с того времени семь лет провёл я, блуждая по пустыням, ни хлеба не вкушая, ни под кров не заходя, ни с человеками не беседуя, пока не увидел Господа моего, возвратившего мне мантию».

Вот как страшно выносить суждение о человеке.

ДЕСЯТАЯ ЗАПОВЕДЬ

Не пожелай жены искренняго твоего, не пожелай дому ближняго твоего, ни села его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ни всего, елика суть ближняго твоего .

Не желай жены ближнего твоего и не желай дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его… ни всего того, что принадлежит ближнему твоему.

Заповедь эта запрещает зависть и ропот. Нельзя не только делать плохое людям, но даже иметь греховные, завистливые мысли против них. Любой грех начинается с мысли, с помысла о нем. В начале человек начинает завидовать деньгам и имуществу ближних, потом в его сердце зарождается помысел украсть это добро у своего брата, и вскоре он воплощает свои греховные мечты в действие. Прелюбодеяние также, как известно, начинается с нескромных взглядов и завистливых помыслов относительно супруги ближнего. Также нужно сказать, что зависть к богатству, имуществу талантам, здоровью наших ближних убивает в нас любовь к ним, зависть как кислота разъедает душу. Нам уже неприятно общаться с ними, мы не можем разделить с ними их радость, наоборот, завистливого человека очень радует, внезапная скорбь и горе постигшее тех, кому он завидовал. Вот почему так опасен грех зависти, он является началом, семенем других грехов. Человек завистливый также грешит против Бога, он не хочет довольствоваться тем, что ему посылает Господь, ему постоянно мало, он обвиняет во всех своих бедах ближних и Бога. Такой человек никогда не будет счастлив и доволен жизнью, ведь счастье это не какая-то сумма земных благ, а состояние души человека. «Царство Божие внутрь вас есть» (). Оно начинается здесь на земле, с правильного устроения души. Умение видеть дары Божии в каждом дне своей жизни, ценить их и благодарить за них Бога – залог человеческого счастья.

ЕВАНГЕЛЬСКИЕ ЗАПОВЕДИ БЛАЖЕНСТВА

Мы уже говорили, что Бог дал людям десять заповедей еще в ветхозаветные времена. Даны они были для того, чтобы оградить людей от зла, предупредить об опасности, которую несет грех. Господь Иисус Христос установил Новый Завет, дал нам Новый Евангельский Закон, основой которого является любовь: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга» (). Однако, Спаситель нисколько не отменил соблюдение десяти заповедей, но указал людям совершенно новый уровень духовной жизни. В Нагорной проповеди, рассказывая о том как должен строить свою жизнь христианин, Спаситель, в том числе, дает девять Заповедей Блаженства . Эти заповеди говорят уже не о запрете греха, а о христианском совершенстве. Они рассказывают: как достигнуть блаженства, какие добродетели приближают человека к Богу, ибо только в Нем человек может найти истинное блаженство. Заповеди Блаженства не только не отменяют десяти заповедей Закона Божьего, но очень премудро дополняют их. Недостаточно просто не совершать грех, или изгнать его из нашей души, покаявшись в нем. Нет, нужно, чтобы наша душа была заполнена противоположными грехам добродетелями. «Свято место пусто не бывает». Недостаточно не делать зла, нужно творить добро. Грехи создают стену между нами и Богом, когда стена разрушена, мы начинаем видеть Бога, но приблизить к Нему нас может только нравственная христианская жизнь.

Вот девять заповедей, которые нам дал Спаситель как руководство к христианскому подвигу:

  1. Блажени нищии духом, яко тех есть Царствие Небесное
  2. Блажени плачущии, яко тии утешатся
  3. Блажени кротцыи, яко тии наследят землю
  4. Блажени алчущии и жаждущии правды, яко тии насытятся
  5. Блажени милостивии, яко тии помиловани будут
  6. Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят
  7. Блажени миротворцы, яко тии сынове Божии нарекутся
  8. Блажени изгнани правды ради, яко тех есть Царствие Небесное
  9. Блажени есте, егда поносят вам, и ижденут, и рекут всяк зол глагол на вы лжуще, Мене ради: Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех.

ПЕРВАЯ ЗАПОВЕДЬ БЛАЖЕНСТВА

Что значит быть «нищим духом», и почему такие люди являются«блаженными»? Для того, чтобы понять это нужно использовать образ обычного нищего человека. Мы все видели, знаем людей, достигших крайней степени бедности, нищеты. Среди них, конечно, есть люди разные и не будем сейчас рассматривать их морально-нравственные качества, нет жизнь этих несчастных нужна нам как некий образ. Каждый нищий прекрасно понимает, что стоит на последней ступени социальной лестницы, что все остальные люди в материальном плане находятся гораздо выше его. А он скитается в лохмотьях, часто не имея собственного угла, и просит милостыню, чтобы хоть как-то поддержать свою жизнь. Пока нищий общается с такими же бедняками как он, то может не замечать своего положения, но, увидев человека богатого, состоятельного он тут же чувствует бедственность собственного положения.

Нищета духовная означает смирение , ви дение своего истинного состояния. Как обычный нищий не имеет ничего своего, но одевается в то, что дадут и питается подаянием, также и мы должны осознавать, что все, что мы имеем, получаем от Бога. Это все не наше, мы лишь приказчики, управители имения, которое нам дал Господь. Дал, чтобы оно служило спасению нашей души. Можно быть отнюдь не бедным человеком, но быть «нищим духом», со смирением принимать то, что нам дарует Бог и использовать это на служению Господу и людям. Все от Бога, не только богатство материальное, но и здоровье, таланты, способности, сама жизнь – все это исключительно дар Божий, за который мы должны Его благодарить. «Без Меня не можете делать ничего» (),- говорит нам Господь. И борьба с грехами, и стяжание добрых дел невозможны без смирения, все это мы делаем только с помощью Божией.

Нищим духом, смиренномудрым, обещается «Царство небесное» . Люди, которые знают, что все, что они имеют, не их заслуга, а дар Божий, который нужно преумножить во спасение души, будут воспринимать все посланное им, как средство достижения Царства Небесного.

ВТОРАЯ ЗАПОВЕДЬ БЛАЖЕНСТВА

«Блаженны плачущие». Плач может быть вызван совершенно разными причинами, но далеко не всякий плач является добродетелью. Заповедь о плаче означает покаянный плач о своих грехах. Покаяние так важно, потому что без него невозможно приблизиться к Богу. Грехи мешают нам это сделать. Первая заповедь о смирении уже подводит нас к покаянию, закладывает основу для духовной жизни, ибо осознать свои грехи, покаяться в них может только человек, который чувствует свою немощь, нищету перед Отцом Небесным. И как евангельский блудный сын возвращается в дом Отчий, конечно, Господь примет всякого приходящего к Нему, и отрет всякую слезу с его очей. Поэтому: «блаженны плачущие (о грехах), ибо они утешатся». У каждого человека есть грехи, без греха только Один Бог, но нам дан от Бога величайший дар – покаяние, возможность вернуться к Богу, попросить прощения у Него. Святые отцы недаром называли покаяние вторым крещением, где мы омываем грехи не водой, а слезами.

Блаженными слезами можно также назвать слезы сострадания, сопереживания нашим ближним, когда мы проникаемся их горем и стараемся чем можем, помочь им.

ТРЕТЬЯ ЗАПОВЕДЬ БЛАЖЕНСТВА

«Блаженны кроткие». Кротость – это мирный, спокойный, тихий дух, который человек стяжал в своем сердце. Это покорность воли Божией и добродетель мира в душе и мира с ближними. «Возьмите иго Мое на себя, и научитесь от Меня: ибо Я кроток и смирен сердцем; и найдете покой душам вашим. Ибо иго Мое благо, и бремя мое легко» (), - учит нас Спаситель. Он был во всем покорен воли Отца Небесного, Он служил людям и с кротостью принял страдания. Взявший на себя благое иго Христово, следующий Его путем, ищущий смирения, кротости, любви найдет покой, успокоение своей душе и в этой земной жизни, и в жизни будущего века, ибо кроткие «наследуют землю», в первую очередь не материальную, а духовную, в Царстве Небесном.

Великий русский святой, преподобный говорил: «стяжи дух мирен и вокруг тебя спасутся тысячи». Сам он в полной мере стяжал этот кроткий дух, встречая каждого приходящего к нему словами: «Радость моя, Христос воскресе!» Известен эпизод из его жития, когда к его лесной келии пришли разбойники, желая ограбить старца, думая, что посетители приносят ему много денег. Святой Серафим рубил в это время дрова в лесу и стоял с топором в руках. Но, имея оружие и сам обладая большой физической силой он не захотел оказать им сопротивления. Он положил топор на землю и сложил руки на груди. Злодеи схватили топор и его обухом жестоко избили старца, проломив голову и переломав кости. Не найдя никаких денег, они скрылись. Преподобный еле-еле смог добраться до монастыря, он долго болел и до конца дней оставался согбенным. Когда разбойников поймали, он не только простил их, но и просил отпустить, говоря, что если этого не сделают, он уйдет из монастыря. Вот, какой удивительной кротости это был человек.

То, что «кроткие наследуют землю», справедливо не только в духовном плане, но даже в земном. Кроткие и смиренные христиане, без войн, огня и меча, несмотря на страшные гонения со стороны язычников, смогли обратить в истинную веру всю огромную Римскую империю.

ЧЕТВЕРТАЯ ЗАПОВЕДЬ БЛАЖЕНСТВА

Жаждать и искать правды можно по-разному. Есть определенные люди, которых можно назвать «правдоискателями», они постоянно возмущаются существующими порядками, везде ищут справедливости и жалуются в вышестоящии инстанции. Но не про них говорится в этой заповеди. Имеется в виду совсем другая правда.

Сказано, что нужно желать правды как пищи и пития: «Блаженны алчущие и жаждущие правды». То есть очень сильно, как голодный и жаждущий, терпит страдания, пока не удовлетворит свои потребности. О какой правде здесь сказано. О Высшей Божественной правде. А Высшая правда , Истина – это Христос . «Я есмь путь и истина» (), - говорит Он о Себе. Следовательно христианин должен искать истинный смысл жизни в Боге. В Нем одном Истинный источник Живой воды и Божественного Хлеба, который есть Тело Его.

Господь оставил нам Слово Божие, в котором изложено Божественное учение, правда Божия, Он создал Церковь и вложил в нее все нужное для спасения. Церковь также является носительницей правды и правильного знания о Боге, мире и человеке. Вот этой правды должен жаждать каждый христианин, читая Священное Писание и назидаясь творениями отцов Церкви.

Те, кто ревнуют о молитве, о творении добрых дел, о насыщении себя Словом Божиим, поистине «жаждут правды», и конечно, получат насыщение от приснотекущего Источника Спаса нашего и в этом веке и в будущем.

ПЯТАЯ ЗАПОВЕДЬ БЛАЖЕНСТВА

Милость, милосердие – это дела любви по отношению к ближним. В этих добродетелях мы подражаем Самому Богу: «Будте милосердны, как и Отец ваш милосерд» ().

И такой же бескорыстной любви научает всех нас, чтобы мы совершали дела милости не ради награды, не ожидая получить что-то взамен, а из любви к самому человеку, исполняя заповедь Божию.

Делая добрые дела людям, как творению, образу Божию, мы тем самым приносим службу Самому Богу. В Евангелии описан Страшный Суд Божий, когда Господь отделит праведных от грешных и скажет праведным: «приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира. Ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне». Тогда праведники скажут Ему в ответ: «Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе?» И Царь скажет им в ответ: «истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (). Поэтому сказано, что «милостивые» сами «помилованы будут». И напротив тем, кто не творил добрых дел, нечем будет оправдаться на суде Божиим, как сказано в той же притче о страшном суде.

ШЕСТАЯ ЗАПОВЕДЬ БЛАЖЕНСТВА

«Блаженны чистые сердцем» , то есть чистые душой и умом от греховных мыслей и желаний. Важно не только избегать совершения греха видимым образом, но и воздерживаться от мыслей о нем, потому что любой грех начинается с помышления, а уже потом материализуется в действие. «Из сердца человека исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления» (). Человек имеющий нечистую душу, нечистые мысли – потенциальный совершитель потом уже видимых грехов.

«Если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло; если же око твое будет худо, то все тело твое будет темно» (). Эти слова Христа сказаны о чистоте сердца, души. Чистое око – это искренность, чистота святость мыслей и намерений, и эти намерения ведут к добрым поступкам. И наоборот: где око, сердце ослеплено, там царствуют темные помышления, которые станут впоследствии темными делами. Только человек с чистой душой, чистыми помышлениями, может приблизиться к Богу, узреть Его.Бога видят не телесными очами, а духовным зрением чистой души и сердца. Если этот орган духовного зрения помутнен, испорчен грехом, Господа не увидеть. Поэтому нужно воздерживаться от нечистых, греховных, злых и унылых мыслей, отгонять их как всеваемых от врага, и воспитывать в душе, взращивать другие – светлые, добрые. Мысли эти взращиваются молитвой, верой и надеждой на Бога, любовью к Нему, к людям и к всякому творению Божию.

СЕДЬМАЯ ЗАПОВЕДЬ БЛАЖЕНСТВА

«Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими». Заповедь мира с людьми и примирения враждующих, ставится очень высоко, такие люди называются детьми, сынами Господа. Почему? Мы все чада Божия, его творения. Любому родителю нет ничего более приятного, когда он знает, что его дети живут в мире, любви и согласии между собой: «Как хорошо и как приятно жить братьям вместе!» (). И наоборот, как горестно для отца и матери видеть ссоры, распри и вражду между детьми, при виде всего этого сердце родителей словно обливается кровью! Если мир и хорошие отношения между детьми радуют даже земных родителей, тем паче Отцу нашему Небесному нужно, чтобы мы жили в мире. И человек, который хранит мир в семье, с людьми, примиряет враждующих, приятен и угоден Богу. Мало того, что такой человек получает радость, спокойствие, счастье и благословение от Бога здесь на земле, приобретая мир в душе и мир с ближними, он получит, несомненно, награду в Царстве Небесном.

Миротворцы еще потому назовутся «сынами Божиими», что в своем подвиге уподобляются Самому Сыну Божьему, Христу Спасителю, Который примирил людей с Богом, восстановил ту связь, которая была разрушена грехами и отпадением человечества от Бога.

ВОСЬМАЯ ЗАПОВЕДЬ БЛАЖЕНСТВА

«Блаженны изгнанные правды ради». О взыскании Истины, Божественной правды, уже говорилось в четвертой заповеди блаженства. Мы помним, что Истина – это Сам Христос. Он также называется Солнцем правды. Именно о стеснениях, гонениях за правду Божию говорится в этой заповеди. Путь христианина- это всегда путь воина Христова. Путь сложный, трудный, узкий «тесны врата и узок путь, ведущий в жизнь» (). И то, что очень многие люди следуют в этом направлении, не должно смущать нас. Христианин, всегда иной, не как все. «Старайся жить не «как все живут», а как Бог велит, потому что «мир во зле лежит», - говорит преподобный . Не беда, если за нашу жизнь и веру нас будут здесь на земле гнать и поносить, потому что отечество наше не на земле, а на небе, с Богом. Поэтому, гонимым за правду Господь в этой заповеди обещается «Царство Небесное».

ДЕВЯТАЯ ЗАПОВЕДЬ БЛАЖЕНСТВА

Продолжением восьмой заповеди, где говорится о притеснении за Правду Божию и христианскую жизнь, является последняя заповедь блаженства, где сказано о гонениях за веру. «Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах».

Здесь сказано о высшем проявлении любви к Богу - о готовности отдать свою жизнь за Христа, за свою веру в Него. Этот подвиг называется мученичеством. Путь этот высший и имеет высшую, «великую награду». Путь этот указан Самим Спасителем, Он претерпел гонения, мучения, жестокие пытки и мучительную смерть, дав тем самым пример всем своим последователям и укрепив их в готовности пострадать за Него даже до крови и смерти, как некогда Он пострадал за всех нас.

Мы знаем, что Церковь стоит на крови и стойкости мучеников, они победили языческий, враждебный мир, отдав свои жизни, и положив их в основание Церкви. Христианский учитель 3 века говорил: «Кровь мучеников есть семя христианства». Как семя падает в землю и умирает, но при этом смерть его не напрасна, оно дает плод в несколько раз больший, так апостолы, мученики, отдав свою жизнь, явились тем семенем, из которого выросла Вселенская Церковь. И в начале 4 века языческая империя была побеждена христианством без силы оружия и всякого принуждения и стала православной.

Но враг рода человеческого не успокаивается и постоянно воздвигает новые гонения на христиан. И когда к власти придет Антихрист, он также будет гнать и преследовать учеников Христовых. Поэтому, каждый христианин должен быть постоянно готов к подвигу исповедничества и мученичества.

Вторая заповедь гласит: «Не сотвори себе кумира». Мы постоянно создаем кумиры. Прежде всего, кумир для нас – мы сами. Обычная цель нашей жизни – это приготовить место на земле, достойное такого кумира, как мы. В этом проходят годы наших трудов и забот.
В душевном плане кумиры – те увлечения, из-за которых мы забываем Бога и теряем благодать. Все наши мечты и грезы – это беспрерывное созидание кумиров. Наша фантазия, как художник, рисует обольстительные картины кумиров для наших страстей. Кумиром может стать человек, и страстная влюбленность –это как раз создание кумира. Влюбленный похож на изготовителя идолов из обрубков дерева и осколков камней. Этих идолов, созданных его собственным воображением, он украшает, им поклоняется и служит.

Человек – образ и подобие Божие. Нам дана заповедь любить человека; но обожать человека – порой до состояния какого-то безумия – значит делать себе кумир из сгустка плоти и костей, который когда-нибудь обратится в тлен.

Кумиром могут быть деньги, которым человек в своем обольщении приписывает непобедимое могущество. Кумиром может быть наука: большинство ученых, полагающих, что силами науки можно спасти человечество, делают из нее для себя кумир, который противопоставляют Богу Живому, причем сами выступают в роли жрецов этого «божества интеллекта». Кумиром может быть искусство, которое служит не к славе Божией, а обожествлению этого мира и человеческих страстей.

Кумиром для родителей могут стать их собственные дети, ради которых они порой бывают готовы в буквальном смысле продать душу диаволу.

В одном месте Священного Писания написано: «Идолы – ничто», а в другом: «Идолы – бесы» . Сам по себе идол – духовный обман, пустота, но эту пустоту, этот духовный вакуум заполняют темные силы. Поэтому человек, привязанный больше к творению, чем к Творцу, находится под влиянием демонических сил.

Если сказать кратко, душевный план второй заповеди – проверка своего сердца: нет ли в нем чрезмерной привязанности или ненависти, которые отнимают место в человеческой душе у Самого Бога, когда, образно говоря, престол души добровольно отдается другому и на него взбирается невидимый зверь.

Интересно, как примитивные народы изображали своих богов. Их идолы имеют вид чудовищ, каких-то фантастических животных, с выступающими вперед клыками и загнутыми, как у хищных птиц, когтями. Если они имеют человеческий облик, то похожи на изображения демонов с выпученными глазами, оскаленными зубами; кажется, что эти идолы готовы броситься на свою жертву и растерзать ее на части. Идолы наших страстей так же отвратительны, страшны и безобразны, как божества африканских племен и жителей тихоокеанских островов. Как бы мы ни украшали их, но истинное лицо этих идолов беспощадно и жестоко, как у духов подземелья. Они мучают свою жертву, вонзают в нее свои когти, но ослепленной жертве все равно кажется, что они дороже всего на свете. Когда время испытания разбивает этих глиняных богов, то душа впадает в такую тоску, что ей уже представляется, что лучше умереть, чем видеть нищету и позор своих кумиров.

Христа нельзя ввести в пантеон. Благодать не может войти в душу, в которой царствуют страсти. Поэтому заповедь учит отрывать от сердца то, что ему дороже, чем Бог; отрывать с болью, как режут и прижигают пораженное гангреной тело.

В духовном плане вторая заповедь говорит о том, что дух человека должен быть храмом. В алтарь нельзя вносить ничего не священного, оно должно быть оставлено за его пределами. Когда во время сердечной молитвы возникают помыслы и образы, то чаще всего это прежние кумиры снова поднимают голову, снова зовут к себе. И в этом отношении заповедь не сотвори себе кумира говорит о необходимости в молитве отрешаться и отделяться от всего земного.

архм. Рафаил Карелин