Что нужно класть в гроб покойнику мужчине. Странные обычаи, которые не приносят никакой пользы

Похороны - это не только трагической событие, но и ритуал, окутанный множеством примет. Соблюдение или игнорирование предписаний - личное дело каждого, но мы бы советовали прислушаться к традициям.

У многих народов (в том числе славян) есть обычай класть в гроб умершему определенные вещи. Считается, что некоторые предметы помогут душе на том свете, облегчив ее участь. Что же следует положить рядом с телом, а что - категорически нельзя?

Что кладут в гроб умершему: мужчине, женщине?

Сперва положите в гроб веревки, которыми связывались руки покойника и снимались мерки для гроба. То же самое касается расчески, которой причесывали умершего. Эти предметы являются носителями мертвой энергетики. Плохие люди используют их для колдовства, если предметы попадут в их руки.

Обычно, чтобы положить в гроб, выбирают предметы, которые усопший любил при жизни. Это могут быть:

  • одежда;
  • книги;
  • аксессуары;
  • часть коллекции;
  • военная форма.

Если мужчина был военным либо служащим в органах внутренних дел, в гроб кладут фуражку. Для женщины не лишим будет положить головной убор: платок, шляпу, чепец. Незамужних девушек часто хоронят в подвенечном платье, рядом кладут фату. Независимо от пола усопшего, в гроб часто кладут нательный крестик. Если украшение осталось в доме, его нельзя носить.

Если умер ребенок, рядом с ним помещают любимые игрушки. Также игрушки могут класть в гроб при похоронах беременной женщины. В гроб к самоубийце, колдуну или преступнику кладут освященный хлеб, святую воду, раньше было принято помещать рядом с телом ладан и осиновый кол.

Если вы хотите положить в гроб цветы, используйте засушенные или искусственные. Из нельзя заранее собирать и приносить в жилое помещение. Живые цветы принято бросать на дорогу перед похоронной процессией и класть на могилу.

Что нельзя класть?

Существует список вещей, которые не следует помещать в могилу вместе с умершим. Это касается, в первую очередь, личных вещей другого человека. Нельзя одевать покойника в одежду того, кто еще жив. Запрещено класть в гроб фотографии живых людей: некоторые хотят осуществить это, чтобы душа могла смотреть на фото родных, но это делать настоятельно не рекомендуется.

Согласно приметам, если положить в гроб вещь, принадлежащую живому человеку или его фотографию, то ныне живущий рискует тяжело заболеть или даже отправиться вслед за умершим.

Если вы сомневаетесь, можно ли класть в гроб какую-либо вещь, спросите рекомендации у священнослужителя. Священники отвечают на такие вопросы без всякого удивления, оглашая мнение церкви.

Рано или поздно все подходят к концу жизни. Души людей идут на суд Божий, проходят мытарства и затем, по определению всеведущего Бога, получают то, что заслужили.
Телесная смерть, которая стала законом для всех людей после падения прародителей Адама и Евы, страшит своей неизвестностью. Люди умирают по-разному - одни в беспечности и нерадении, не думая о том, что ожидает их за гробом, другие - сознательно, с чувством величия приближающегося момента, используют те средства, которые Православная Церковь предлагает умирающему: она напутствует своих чад в загробную жизнь Таинствами Покаяния, Причащения и Елеосвящения, а в минуты разлучения души с телом совершает канон на исход души (отходная молитва).

В момент смерти человек испытывает чувство томления. При выходе из тела душа встречает Ангела-Хранителя, данного ей в Крещении, и злобных духов - бесов. Облик бесов так ужасен, что при их виде душа мятется и трепещет.

Тело человека по воззрению Церкви - храм души, освященный благодатью Таинств. Образ погребения усопших, данный в Евангелии, сохранился с ветхозаветных времен в Православном обряде и выражается в омовении тела, облачении его, положения во гроб.

Омовение тела водой прообразует будущее воскресение и предстояние пред Богом в чистоте и непорочности.

Тело христианина одевают в новые чистые одежды светлых оттенков. На усопшем непременно должен быть нательный крест. Омытое и облаченное тело полагают на приготовленном столе лицом вверх, к востоку. Уста покойного должны быть сомкнуты, руки сложены крестообразно (правая рука поверх левой) в знак веры в Распятого Христа. В руки влагают икону Спасителя или Распятие.

Лоб умершего украшается венчиком, который символизирует венец Царствия Небесного. Тело покрывают простыней или особой погребальной пеленой с изображением Распятия - во свидетельство веры Церкви, что умерший находится под покровом Христа.

Гроб обыкновенно ставят посреди комнаты перед иконами. Вокруг него зажигают свечи. Если есть возможность, то ставят четыре подсвечника: один у головы, другой у ног и два по обеим сторонам гроба.


Класть в гроб какие-либо предметы, деньги, продукты нельзя, так как подобные обычаи есть пережитки язычества.

Соблюсти перечисленные правила можно только в том случае, если тело не было отдано в морг. По существующим российским нормам, не отдав покойного для вскрытия, невозможно получить свидетельства о смерти. С этим православным людям приходится мириться, но следует приложить все усилия, чтобы успеть подготовить тело надлежащим образом уже после выдачи его из морга.

Весьма хорошо все дни, предшествующие погребению, заказывать за усопшего панихиды в одном или нескольких храмах. В то время, когда тело лежит бездыханно и мертво, душа проходит страшные испытания - мытарства, и поэтому имеет великую нужду в помощи Церкви. Панихиды облегчают переход в другую жизнь.

Поминовение на Божественной Литургии (Церковная записка)

О здравии поминают имеющих христианские имена, а о упокоении - только крещенных в Православной Церкви.

На литургии можно подать записки:

На проскомидию - первую часть литургии, когда за каждое имя, указанное в записке, из особых просфор вынимаются частицы, которые впоследствии опускаются в Кровь Христову с молитвой о прощении грехов

Несут тело умершего его родные и близкие, облаченные в траурные одежды. С древнейших времен христиане, участвовавшие в погребальной процессии, несли зажженные свечи.
Тело умершего поставляют посреди храма с лицом открытым и обращенным к востоку, а около гроба ставят светильники.
После чтения Евангелия священник вслух зачитывает разрешительную молитву, испрашивая разрешения грехов, которые покойный забыл исповедать по слабости памяти. Однако этой молитвой не отпускаются грехи, сокрытые сознательно.

Для более наглядного удостоверения близких умершему в прощении его и примирении с Церковью, священник свиток с разрешительной молитвой влагает в его правую руку. (Здесь нужно опровергнуть распространенное в народе суеверие о том, что эта молитва, называемая "подорожной", служит почившему непреложным пропуском в Царство Небесное. Участь каждого человека - в руках Божиих, и ничто материальное не оказывает на Бога воздействия).

Возвращение с погребения Христа (Николай Ге, 1859)

После разрешительной молитвы начинается последнее целование умершего как знак нашего единения в любви к нему, не престающей за гробом. Оно совершается при пении трогательных песней:
"Видя меня лежащего безгласным и бездыханным, восплачьте обо мне, все братия, и сродники, и знакомые. Вчерашний день беседовал с вами, и внезапно настиг меня страшный час смерти; но приидите все любящие меня, и целуйте последним целованием. Я уже более не поживу с вами или о чем-либо собеседую; к Судии отхожу, где нет лицеприятия; там раб и владыка вместе предстоят, царь и воин, богатый и убогий в равном достоинстве; каждый от своих дел прославится или постыдится. Но прошу и умоляю всех: непрестанно о мне молитесь ко Христу Богу, да не буду возведен по грехам моим в место мучений, но да вселюся в жизненный свет."

При прощании с покойным нужно целовать икону, лежащую во гробе и венчик на челе. При этом надо мысленно или вслух испросить у лежащего во гробе прощения за все те неправды, которые были допущены к нему при жизни, и простить за то, в чем был виновен он сам.

Над гробом возглашается "Вечная память". Священник крестообразно землю на тело умершего с произнесением слов: "Господня земля и исполнение ея, вселенная и вси живущие на ней".


Обряд предания земле может совершаться и в храме и на кладбище. После этого гроб закрывается крышкой и открывать его вновь ни под каким предлогом не дозволяется.

Лишаются церковного отпевания лица, сознательно лишившие себя жизни. От них следует отличать людей, лишивших себя жизни по неосторожности, которые не признаются самоубийцами.
В Православной Церкви принято относить к самоубийцам лиц, погибших при разбое и умерших от полученных ран и увечий.
Кремирование, то есть сжигание тел усопших православных христиан, никогда не было традицией. Теперь, однако, кремация православных стала делом привычным, но нежелательным.

Некоторые священники поступают так. Все панихиды и отпевание совершаются так же, кроме предания земле и молитвы с венчиком. Последние не вкладываются во гроб, но остаются у родных. Священник совершает символическое предание земле, посыпая землю на чистый лист бумаги. В эту же бумагу земля заворачивается и вместе с молитвой и венчиком хранится у родных. При кремации нельзя оставлять в гробу никаких святынь.

Иосиф Аримафейский и Никодим переносят тело Христа
(Иванов А. А., 1850-е гг.)

Когда прах захоранивают в могилу, то завернутую в бумагу землю, молитву и венчик в одном пакете кладут туда же, чтобы все было предано тлению вместе с прахом. Оставлять прах вне земли противоречит всем традициям Православной Церкви и смыслу погребения.

Похоронный обряд является отражением не только бытовой стороны его носителей, но и архаического миросозерцания. Похоронный обряд, некогда, вероятно, не менее сложный по структуре, чем свадебный, теперь предстает теперь в сильно редуцированном виде. Об этом говорят и беседы с информаторами, записанные в конце восьмидесятых годов (например, с Федоровой М. Н., уроженки деревни Дорожново Окуловского района, на время записи проживавшей в поселке Кулотино этого же района, или с Власовой А. Я., уроженки деревни Гари Старорусского района, проживавшей на время записи в деревне Дубки названного района).

В голове у умирающего ставили стакан с водой, чтобы душа вымылась и пошла.

Раньше родственники приходили прощаться сразу, как человек умрет, или еще к умирающему.

Сразу, как человек умрёт, открывают двери, все выходят на крылечко провожать душу - покойник лежит в доме, а душа уходит, на улице ее провожают. Когда душу провожают, старшая в доме женщина причитает (“воет голосом”). Причитать начинали еще до обмывания.

Причитали сразу, как человек умрёт, еще до того как вымоют - выходили на улицу, вставали лицом в ту сторону, куда повезут хоронить, и причитали: “Прощай-ко, ступай с Богом”.

Погребение Христа (на заднем фоне видна приближающаяся стража)
Лоренцо Лотто, 1516 год

Изучение причети показало, что русская деревня советской эпохи сохранила импровизационную культуру исполнения, когда фольклорный текст каждый раз как бы создается заново на основе сложившейся традиции. Жанр причитаний - центральный для обряда, несмотря на произошедшие с ним разрушительные изменения, по-прежнему выполняет свою бытовую функцию. Причет продолжает сохранять культурную память, но в нем значительно блекнут художественные достоинства, исчезает ряд обязательных моментов (например, подробного комментирования происходящего на похоронах). Жанр становится все более клишированным. Это связано, в первую очередь, с утратой непосредственного отношения к смысловой стороне языческой символики. Не удалось выявить весь цикл причитаний похоронного обряда, которые (как, например, в свадьбе) сопровождали бы весь обряд, тематически отграничивая определенные его этапы. По всей видимости, мы имеем дело с явным угасанием фольклорной памяти. Трудно сказать, на каком этапе исторического развития началось подобное редуцирование. Но несомненно, что здесь сильно сказалась культурная политика государства, с одной стороны, и интенсивное превращение России из аграрной страны в промышленную и, следовательно, городскую. Тем не менее, архаические стороны сознания деревенского человека в похоронном обряде сохранились достаточно хорошо. Так, например, известно, что смерть в русской фольклорной традиции всегда воспринималась как враг. Это сохранилось и в текстах, записанных на рубеже 70-х - середины 80-х годов. В плачах смерть называется "злодейкой", "душегубицей", которая не делает уступок, не внимает мольбам и просьбам. В материалах архива хранятся записи, в которых говорится о разного рода приметах, связанных с приходом смерти в дом или семью. Например, предвещали смерть кукушка, севшая на хозяйственную постройку; птица, стучащая в окно; собака, воющая книзу ("собачий вой - на вечный покой"); лошадь, идущая навстречу людям, которые провожают умершего, и так далее. Чтобы удостовериться в смерти человека, ему подносили к губам зеркало, если оно не запотевало, значит, человек умер. Чтобы не бояться умершего, который мог каким-либо образом напоминать о себе (например, часто сниться или даже приходить в дом; являться в каком-то ином облике, например, в зооморфном, чаще всего - птицы), надо было подержаться за печку, посмотреть в нее или в подвал, а на сороковой день повесить конскую узду на стену.

Мертвый спит, оставаясь человеком (покойник - спокойный человек), однако если у умершего были открыты глаза, то их закрывали и клали поверх век медные пятаки. Вполне возможно, что это было связано со своеобразным откупом от смерти, ибо считалось, что покойник высматривает кого-то из оставшихся в доме живых людей или даже животных, желая забрать их с собой. В таких случаях обычно говорили: "Смотрит - кого-нибудь насмотрит". Монеты (пятаки) оставляли потом в гробу. Интересно, что выкуп в данном обряде проявлялся и иначе, так например, если долго не могли найти тело утонувшего человека, то существовал обычай бросать в воду серебряные деньги, чтобы выкупить его у воды.

Тело покойного клали на скамейку, ему связывали руки и ноги, так как считали, что "нечистая сила" может их скручивать, принося умершему человеку боль. Через два часа тело мыли (два часа умерший "отдыхал"). Мыть покойника мог любой человек, но предпочтение отдавалось постороннему. К прошлому веку относится представление, сохранившееся в памяти информаторов о том, что совершать этот ритуал должны были старые девы. В Окуловском районе записана частушка:

Не ходи, подруга, замуж
За таких разбойников,
Лучше купим по ушату,
Будем мыть покойников.
(Записано от М. Н. Федоровой в 1988 году)

Сохранился обычай оплачивать обмывание чем-нибудь из вещей покойного. Мыли покойного из горшка, теплой водой с мылом, затем горшок после выбрасывали в реку вместе с водой, обычай, в котором, несомненно, просматривается языческое мироощущение. Был и иной вариант, когда оставшуюся после процедуры воду выливали в то место, где никто не ходит, и ничего не сажают, так как эта вода "мертвая" - она могла погубить, умертвить землю. В Старорусском районе считали, что за обмывание покойного отпускаются грехи: " Сорок человек обмоешь - сорок грехов снимешь". Одевал покойника тот же человек, который мыл. Одевали во все новое, чтобы "там" он "выглядел хорошо" (со слов Власовой А. Я.), ведь умерший отправлялся на житье "вековечное". Смертная одежда не только завещалась, но и готовилась заранее, таким образом, выполнялось последнее желание человека. Шитье одежды - тоже ритуал: когда ее шили, то узлы не делали и не отрывали их, как и нитки. Шили в один шов, иголкой вперед, швы не выворачивали, пуговицы не нашивали. Н.В.Андреева из Окуловского района отметила, что раньше чаще всего шили кофту и юбку. С большой степенью уверенности можно сказать, что это позднейший обычай, может быть, относящийся уже к советскому времени, так как по исследованиям этнографов известно, что распространенной "смертной" одеждой была рубаха, как для мужчин, так и для женщин. В гроб клали и те предметы, с которыми покойный не расставался при жизни. Гроб делали из еловых или сосновых досок. Нельзя, например, было делать "домовину" из осины, так как считалось, что осина проклятое дерево, ибо, по легенде, на ней повесился Иуда, и от этого она дрожит. Стружку, оставшуюся от изготовления, клали на дно гроба или в некоторых случаях в подушку, на которой находилась голова умершего. Сжигать щепу и стружку было нельзя, ибо, как считали в Окуловском районе, умершему от этого будет жарко. Гроб - домовину всегда делали в соответствии с ростом умершего. Считалось, что покойник кого-нибудь заберет, если гроб будет больше (Окуловский район, Федорова М. Н.). Домовину с телом ставили так, чтобы умерший был обращен лицом к иконе, то есть к красному углу (Окуловский район), но в Старорусском районе отмечается как наиболее распространенный вариант, когда умерший лежит головой в красный угол, а ногами - к двери.

Сорокоуст о упокоении

Этот вид поминовения усопших можно заказать и в любой час – в этом тоже нет никаких ограничений. Великим постом, когда намного реже совершается полная литургия, в ряде церквей так практикуют поминовение – в алтаре в течение всего поста прочитывают все имена в записках и, если служат литургию, то вынимают частички. Нужно только помнить о том, что в этих поминаниях могут участвовать крещеные в Православной вере люди, как и в записках, подаваемых на проскомидию, разрешается вносить имена только крещеных усопших.

За окно комнаты, в которой находился покойник, вывешивали льняное полотенце или кусок белой ткани. На лоб умершему клали "венчики" или "прощеные грамоты", в которых содержалась молитва отпущения грехов. В правую руку давали подорожную, а в левую - носовой платок. В Старорусском районе считали, что он нужен для того, чтобы стирать пот во время Страшного Суда, а также для того, чтобы вытирать слезы, если человек, перешедший в мир предков, всплакнет при встрече с близкими на "том свете". Встречи эти происходили, по мнению опрашиваемых, в течение сорока дней. Интересно интерпретировали информаторы Окуловского района функцию нательного крестика, которым снабжался усопший. Так, М. Н. Федорова говорила о том, что он служит "пропуском" и что, прежде чем войти в ворота иного мира, необходимо было показать крестик, при этом крестик умершему надо было покупать обязательно новый. Этот обычай отличался от принятого в Старорусском районе, где хоронили умершего с тем же крестом, который человек носил при жизни. Похороны происходили на третий день. От дома до дороги разбрасывались еловые ветки, по которым двигалась процессия, чтобы уходящий в мир иной "шел" по "чистой дороге", так как ель считалась в данных местах чистым деревом. Когда возвращались с кладбища, ветки убирали, а затем их сжигали, вероятно, уничтожая таким образом следы умершего, чтобы он не вернулся и не забрал кого-либо из оставшихся в живых родственников.

Перенос тела Христа к гробнице
(Антонио Чизери, 1883 г.) - исторический реализм XIX в.

Сохранилось довольно много разного рода примет, связанных с отправлением похоронного обряда. Часто эти приметы носили характер оберега. Так, например, копали могилу в день похорон рано утром, и место выбирали получше, так как считали, что если умершему место не понравится, то он в течение сорока дней заберет еще кого-нибудь из родственников. А если еще будет покойник, то "нужно ожидать и третьего" (по словам М. Н. Федоровой из Окуловского района). Обвал могильных стен тоже указывал на то, что придется вскоре копать новую яму. В целом сохранился обычай во всем угождать покойнику. Сохранялся в обследуемых районах и обычай не подметать полы до тех пор, пока умерший находился в доме, ибо по примете можно было "вымести" кого-нибудь из живущих родственников. Кроме того, в доме завешивали темной тканью зеркала, чтобы нечистая сила не испортила покойника. Гроб с телом несли до кладбища на полотенцах, нести считалось "уважительнее", чем везти. Прощались с умершим окончательно на кладбище, при этом целовали в лоб или в иконку, которая лежала у него на груди. Слезы прощающегося не должны были попадать на покойника, так как он тогда будет лежать мокрым и обижаться. В таких случаях обычно говорили: "Отойди, отойди, не роняй слезы туда". А все присутствующие желали, чтобы земля была покойному пухом. Прежде, чем опустят гроб в могилу, родственники бросали туда копейку (по всей видимости, серебряную), это означало, что они покупали себе место рядом с усопшим, а все остальные бросали медь, при этом говорили: "Вот тебе доля - не проси боле". Считалось, что деньги нужны были умершему для того, чтобы заплатить за перевоз через реку или озеро на том свете. Известно, что образ реки и переправы - традиционный образ не только для русской, но и для мировой культуры.

Предметы, связанные с похоронами, и вещи умершего тоже имели свою судьбу. После сорокового дня родственники могли раздавать личные вещи покойного любым людям, не обязательно близким родственникам. А те предметы и вещи, которые были задействованы в похоронном обряде (например, полотенца, на которых несли гроб), либо опускали в могилу и засыпали землей, либо сжигали, чтобы избежать дурного влияния умершего на живых людей. Все делалось так, чтобы ничто не обеспокоило душу покойного и каким-либо образом удержало бы ее в мире живых людей. Многое делалось для того, чтобы усопший не вернулся бы за кем-нибудь, не "насмотрел бы кого-нибудь". Как уже было сказано выше, считалось, что открытые глаза покойника, являются знаком того, что они высматривают новую жертву.

По традиции, пока проходил обряд на кладбище, в доме умершего готовились к поминкам. Дома обычно оставался кто-нибудь из родственников и готовил поминальную трапезу, мыл пол. Поминки проходили не только сразу после похорон, но и на девятый и сороковой день, затем через год. Умершие родственники поминались и в Родительские субботы - дни, установленные христианской традицией. В поминальные дни люди обязательно посещали могилы родственников, принося с собой еду, вино, чтобы пригласить усопшего на ритуальную трапезу. Таким образом, сохранялся обычай, оставшийся от древнего похоронного обряда, который предусматривал как задабривание душ умерших, так и демонстрацию силы жизни. В современном похоронном обряде просматриваются контуры старого, еще языческого обряда, однако заметно и то, что магическое содержание обрядового действа во многом стерлось .

Нужно ли оставлять какие-то вещи в гробу? Почему покойники снятся и беспокоят нас? Почему просят во снах сигареты, деньги или одежду? Хотят ли мертвые курить?

Как-то мне был задан один очень важный вопрос, который требует подробного и обстоятельного комментария. Цитирую его суть: "Вы часто пишете, что в гроб не следует класть деньги и прочие вещи. Но почему тогда случается, что некоторым людям начинают сниться их покойные родственники, которые говорят, что им нужны какие-то вещи: деньги, сигареты или что-то ещё? Я неоднократно слышала подобные истории. Мне и самой как-то снился покойный отец и жаловался, что нужно было положить ему в гроб сигареты.. ."

Чтобы доходчиво ответить вопрос, почему нередко покойники снятся и просят нас о чем-то, вначале я немного расскажу вам о содержании знаменитой "Книги духов" Алана Кардека, написанной более столетия назад. В этой книге приведена информация, полученная группой учёных-спиритистов в ходе общения с некоторыми достаточно просветлёнными душами людей, которых уже нет с нами. Среди прочей многообразной информации в книге много сказано о чувствах и переживаниях душ, недавно покинувших наш земной мир. Приведу несколько цитат из "Книги духов".

"В минуту смерти душа сперва ничего не сознаёт. Нужно некоторое время, чтобы она узнала себя. Душа освобождается от телесных оков постепенно, а не улетает, как птица из клетки, внезапно получившая свободу. У одних людей это делается скоро, в течение нескольких часов. Но у многих других, в особенности у тех, кто вёл жизнь исключительно материальную и чувственную, освобождение совершается гораздо медленнее. Время смятения бывает весьма различно, от нескольких часов до нескольких лет. Дух бывает поражен, удивлён и не верит своей смерти. Так как он видит, слышит и мыслит, дух не признаёт себя умершим. Обман этот поддерживается ещё и наружным видом его духовного тела, сохраняющего формы тела материального... Постепенно дух очищается по мере того, как уменьшаются материальные влияния на него. Страдания, испытываемые после смерти, всегда являются следствием образа земной жизни... Известно, что после ампутации чувствуется ещё некоторое время боль в отнятой уже части тела. Поскольку отрезанная часть не может быть местом страдания, мозг просто сохранил впечатление боли. Так и страдания духа после смерти отчасти сходны с приведенным примером. Страдания души всегда бывают связаны с её земными страстями и привязанностями. Для живущего на земле человека удовлетворение материальных потребностей представляет собою источник счастья. Но для души, освобождённой от телесных оков, те же материальные потребности - это источник мучения, так как их уже нельзя удовлетворить... "

Так вот, в течение некоторого более или менее продолжительного периода времени после смерти душа находится в растерянном смятении (а то и в глубоком шоковом состоянии), и не вполне понимает, что сейчас с нею происходит. Она бывает в местах, знакомых ей при жизни, пытается общаться со знакомыми ей людьми и, главное, не бывает сразу же полностью избавлена от своих земных представлений, привычек и пристрастий. Об этом последнем обстоятельстве поговорим подробнее.

К примеру, случается, что малодушный человек заканчивает свою земную жизнь самоубийством из-за неразделённой любви или измены любимого человека. Однако после смерти его ожидает тот ещё "сюрприз": муки ревности будут ещё сильнее и продолжительнее, только уйти от них уже некуда! Ни сном забыться, ни водкой, ни в петлю залезть. Вот уж, "спрятался человек от проблем", да? Тот же курильщик и после смерти очень нуждается в сигаретах, но испытывает сильные страдания из-за невозможности удовлетворить свою потребность. Наличие сигарет в гробу служит душе некоторым иллюзорным утешением, хотя, разумеется, ничего не меняет. По описанным выше причинам души покойных людей могут навязчиво сниться оставшимся на земле родственникам и жаловаться, что им нужны сигареты, выпивка, деньги (за которые они наверняка могли бы что-то нужное купить) и т.д. Именно поэтому в народе появилось мнение, что покойного нужно снабдить перед похоронами деньгами и какими-то личными вещами, которые кладут в гроб.

А теперь я прошу у вас особого внимания! Оставив в гробу деньги и какие-то вещи, вы ничуть не поможете душе унять её страдания. Всё равно она должна будет естественным путём очиститься от своих земных пристрастий, после чего освобождённая от тяжёлых "лярв" душа сможет подняться в более высокие миры. Состояние избавления от накопленных при жизни "лярв" и является тем самым пресловутым "чистилищем". Однако тот человек, который оставил в гробу деньги или свои личные вещи, непременно создаст себе массу серьёзных проблем. Здесь уже работают незыблемые принципы симпатической магии. Напомню, о чём я писал в статье "Похороненные деньги": "...Примеров подобной магии можно привести немало, но принцип здесь единый: что попадает в гроб или в могилу, то "похоронено". Соответственно, если вы своей рукой кидаете в могилу деньги со своего кармана, вы "хороните" свои финансы. Ваше обручальное кольцо в гробу покойного супруга - это очень надёжная порча себе же на одиночество. Ваша фотография в гробу "на память" - порча на болезни. Если в гробу окажется какой-то предмет одежды, принадлежащей живому человеку, пострадает тот орган или часть тела, которым соответствовала вещь: отдать рубашку - к болезням внутренних органов, брюки и обувь - к болезням ног, цепочка с кулоном - шея, горло либо грудь и т.д. Поэтому я вновь повторяю: ничего не кладите в гроб покойного родственника при похоронах! К сожалению, у меня создаётся впечатление, что я - единственный человек, который в массовой печати говорит людям о недопустимости совершения таких действий..."

А вот особый пример. Недавно у меня на приёме была женщина, которая положила в гроб покойному отцу пачку сигарет, бутылку водки и банку кофе. И, вдобавок к этому, оставила в гробу немного денег. С тех пор у неё внезапно появилось отвращение к сигаретам, что, в принципе, неплохо. Однако она теперь страдает и аллергией как на любое спиртное, так и на кофе. И деньги, конечно же, стали от неё уходить.

Однако случается, что покойный слишком уж часто начинает сниться своим земным родственникам и настойчиво просить денег. В таком случае допустимо отнести немного мелочи на его могилу. В практической магии имеется довольно значительный раздел, именуемый "магией откупа" и содержащий ритуалы, требующие оставлять на могилах какие-то деньги. К примеру, недавно мне задавали вопрос по поводу магического ритуала от безденежья, опубликованного в одной из газет. Ритуал предписывал пойти на кладбище с букетом цветов, буханкой хлеба, спиртным и сладким, сказать определённый заговор и бросить через левое плечо шесть монет одного достоинства, сказав: "Уплачено". У меня спрашивали: не опасен ли такой ритуал, разве можно деньги на кладбище кидать? Данный ритуал относится к классической "магии откупа" и не представляет никакой опасности. Дело в том, что в таких ситуациях вы не "хороните" деньги, а лишь оставляете их в определённом месте (даже если это кладбище). Но совсем другое дело, если вы оставите деньги в гробу либо бросите их в могилу при похоронах. Вот такие действия являются большой ошибкой, имеющей разрушительные последствия для ваших финансов.

Если душе покойного что-то не нравится, она может некоторое время тревожить во снах своих бывших земных родственников. В таких случаях принято ставить покойному свечи за упокой души. А иногда практикуется такая процедура: при любых ближайших похоронах с разрешения родственников в гроб кладут то, что настойчиво просит во снах ранее умерший человек.

Я знаю массу историй о контактах с умершими родственниками. Недавно одна женщина у меня на приёме рассказала, что ей приснился прадедушка, которого она никогда в своей жизни не видела. Его застрелили ещё в 1917 году, и он во сне утверждал, что знает, кто его убийца и где он живёт. В данном случае душа убитого надолго застряла в "промежуточном" периоде. От истинного перехода в иной мир его душу удерживают тяжёлые земные эмоции: обида и желание отомстить человеку, которого тоже уже давно нет на этом свете. А в одном из писем мне рассказали историю об умершей девушке, которая во сне требовала от мамы свадебное платье, поскольку она "собиралась выходить замуж". Поэтому, кстати, незамужних девушек, достигших брачного возраста, принято хоронить в свадебных платьях. Но, в любом случае, по истечении определённого срока душа покойного совершенно смиряется с её новым образом существования и избавляется от своих земных ощущений, потребностей, привязанностей и привычек. Так что, в большинстве подобных случаев я рекомендую ограничиться свечами за упокой души и выждать некоторое время. И если в очередном сне вы окажетесь способны на контролируемый сознанием диалог, постарайтесь объяснить покойному, что он более не нуждается ни в каких материальных вещах.

Душе покойного необходимо полностью избавиться от своих земных привязанностей и ощущений для того, чтобы она смогла подняться в предназначенный ей мир. Промежуточное посмертное пребывание между земным и духовным мирами и является "чистилищем" для души. Если у вас случаются какие-то контакты с вашим покойным родственником, это означает, что его душа ещё находится в этом самом "чистилище". Лишь тот дух, который проходит этот этап, поднимается в свой мир и, как правило, теряет интерес к своим прежним земным привычкам и делам. Одна из моих пациенток рассказала мне такую историю: "После смерти моей мамы она очень долго и навязчиво мне снилась. Некоторые люди неоднократно говорили мне, что "моя мама стоит за мною". Недавно одна знахарка предложила мне сделать обряд, чтобы "разорвать связь моей мамы со мною". После этого обряда мама лишь однажды мне приснилась, и выглядела она очень рассерженной и недовольной. Теперь меня не покидает мысль: не сделала ли я чего-то плохого или неправильного?" Думаю, что эта женщина поступила совершенно правильно. Как вы уже поняли, нередко случается, что умерший человек отказывается принять мысль о своём новом положении, и настойчиво цепляется за свои былые земные привязанности, то есть за родственников, места обитания и т.д. Но такое положение дел вредит и родственникам покойного, которые испытывают сильнейшее психическое напряжение, и самой мятежной душе, которая не может подняться в более высокие сферы. Магический обряд, о котором упоминается в вопросе, способен блокировать общение души покойного человека с его бывшими родственниками. И тогда душе ничего не остаётся, как оставить в покое ранее близких людей и отправиться в предназначенные ей миры. Конечно, первой реакцией покойного может быть обида и негодование, но в дальнейшем эта ситуация идёт на пользу всем.

Но не всегда инициатива общения со своими земными родственниками принадлежит покойным. Как-то задали и такой вопрос: "Есть ли возможность заказать сон, в котором я могла бы пообщаться со своими покойными родителями? " Да, имеются ритуалы для удовлетворения такой просьбы, но я не стану их приводить. Когда вы вызываете души своих покойных родственников для общения во сне или на спиритических сеансах, вы вырываете их из того мира, в котором они теперь находятся, и притягиваете их к нашему земному миру. И чаще всего душам покойных родственников это навязанное общение причиняет, по меньшей мере, дискомфорт, а то и серьёзные страдания. Поэтому лучше оставить их в покое.

Итак, отвечу на вопрос, заданный в заголовке: хотят ли мёртвые курить? Ещё как хотят! Если, конечно, они не избавились при жизни от привычки к табаку. А помогут ли покойному сигареты, оставленные в его гробу? Конечно же, нет! То же самое применимо ко всем прочим материальным пристрастиям и привычкам.

А нужны ли мёртвым деньги? Разумеется, не нужны. Хотя души покойных людей, пребывающие в состоянии смятения и иллюзорного сознания, некоторое время серьёзно полагают, что они наверняка могли бы купить себе всё, что им нужно, будь у них деньги (видимо, в каком-то особом супермаркете для усопших). Просто души покойных не всегда вполне понимают, где они теперь находятся и что собой представляют, потому продолжают мыслить категориями материального мира, в котором всё нужное покупается за деньги. Вот они и тревожат своих родственников, жалуясь им во снах на отсутствие денег или чего-то ещё. Между прочим, здесь и лежат истоки вредной традиции оставлять в гробу деньги (вовсе не для "покупки места на том свете", а чтобы "что-то нужное купить"). Но оставив в гробу предметы материального мира, родственники ничем не помогут покойному, а напротив притормозят его освобождение и просветление, попутно заполучив множественные проблемы и для себя.

Покойному не нужны "там" деньги, ведь "там" нет магазинов! Покойный не сможет закурить, посмотреть на часы, достать из кармана семейные фотографии и т.п. Теряя близких людей, многие при похоронах склонны совершать какие-то неадекватные и, главное, вредные поступки, пребывая в уверенности, что покойному в загробной жизни необходим некий набор вещей. Но, оставляя в гробу какую-то свою вещь, вы своими же руками хороните что-либо в своей жизни: здоровье, душевное равновесие, денежное благополучие или возможность создать новую семью. Если лично вы когда-либо умудрились что-то положить в гроб, жмите на кнопку внизу этой страницы и пишите письмо.

Дополнительная информация на рассмотренную тему содержится в моей статье:

Если у Вас имеется необходимость личного обращения ко мне для каких-либо разъяснений, консультаций или в связи с необходимостью решения тех или иных проблем, нажмите на кнопку и напишите мне письмо:

Очень многие вещи нельзя класть в гроб! Иначе вы своими же руками похороните что-либо в своей жизни: здоровье, деньги, благополучие, личную жизнь...

Когда я разбирал очередную порцию писем, пришедших в мой адрес от читателей моих публикаций, я в который уж раз обнаружил очередной рассказ про проблемы, вызванные распространённой ошибкой: при похоронах в гробу оставили что-то, "крайне необходимое на том свете". Процитирую суть письма:

"Мой муж умер в 1975 году в результате несчастного случая. И когда его хоронили, я сняла своё обручальное кольцо и отдала ему. Кроме того, я поместила в карман его костюма 10 рублей, папиросы, спички и новые ручные часы, купленные мужем накануне смерти... Сейчас, читая Ваши статьи, я стала задумываться, правильно ли я поступила? Больше замуж я не выходила, хотя претенденты имелись. Сейчас живу одна, дети далеко. Букет болезней в полном сборе... "

На подобные письма я отвечал уже много раз, и вначале вновь хотел ограничиться коротким ответом, типа: "Нельзя было этого делать", но затем задумался, какие же значительные масштабы имеет в славянских странах вреднейшая традиция оставлять в гробу или бросать в могилу деньги, обручальные кольца или фотографии живых людей! У меня на приёме побывало огромное количество людей, различные проблемы которых были вызваны следованию этой самой ошибочной и опасной традиции: оставлять в гробу деньги, свою одежду, фотографии, личные вещи. За двадцать лет сотрудничества с одной только газетой "Зодиак" я получил сотни писем от её читателей, которые допустили такую же ошибку. Ниже - несколько типичных примеров, взятых из публикаций, выходивших в разные годы.

"Дело в том, что в 1999 году у меня умер сын. Когда его привезли из морга, я сняла с себя цепочку с крестиком и одела ему на шею. Ещё до этого у меня были проблемы со щитовидной железой, а в 2001 году мне её удалили. Но вскоре опять появилось чувство комка в горле. Не связано ли это с моим поступком? "

"Помогите! С 1993 года после смерти отца началась моя полоса неудач. Потерял работу на шахте, занялся бизнесом, но обанкротился. Семья развалилась, как карточный домик, сын стал неуправляем. В 2000 году попал в тюрьму, жена взяла развод и вышла замуж за другого. Недавно парализовало мать, лежит прикована к постели. Средств к существованию нет. Удар за ударом, неудача за неудачей! Остался один шаг до самоубийства. Совсем недавно я узнал от матери, что в гроб отца она положила бумажную купюру. Может быть в этом причина моих бед? "

"В последние месяца три я стала сильно худеть. За столь короткое время я потеряла 10 кг веса, пропал аппетит, состояние ухудшается с каждым днём. Прошла диагностику всех органов, врачи говорят, что у меня всё в порядке. Возможно, причины моей проблемы заключаются в одной истории, которую я хочу Вам рассказать. В течение некоторого времени я жила с парнем. Жили мы нормально, бывали в гостях у его матери. Одна из наших совместных фотографий осталась в доме его мамы. Так случилось, что мой парень умер от кровоизлияния, а мама его решила, что в смерти её сына виновна я. Даже на его похоронах я не могла присутствовать. А через некоторое время ко мне в гости пришла соседка моей несостоявшейся свекрови, и рассказала мне, что мама покойного положила мою фотографию в гроб на живот сына... "

"Дело в том, что на моём веку мне неоднократно приходилось наблюдать, как на похоронах люди бросают мелочь в могилу. А в одной газете я недавно прочитала заметку, где среди прочего пишется: "В могилу бросают деньги, откуп для покойника, первыми это делают родственники. Затем бросают землю..." Если этого нельзя делать, как пишет В.Хазан, то как тогда можно советовать это делать другим людям? Вот и я, похоронив в прошлом году брата, бросил на гроб горсть мелочи. Хотя помню, что интуитивно мне очень не хотелось этого делать. И вот я заметил, что мои финансовые дела стали явно хуже после тех похорон... "

"Здравствуйте, уважаемый Владимир Петрович! Осенью 1995 года я стала вдовой, мой муж утонул ночью при ловле рыбы на ставке. Лодка перевернулась и мужу с его товарищем не суждено было всплыть из-за большого количества тёплой ватной одежды. Спустя несколько лет после похорон одна женщина сказала мне, что на похоронах мы сделали что-то неправильно, но не уточнила, что именно. Вы писали, что мёртвому деньги в гроб не кладут, иначе для того, кто это сделал, жизнь обернётся сплошным финансовым затруднением. Объясните мне, будьте добры, каким именно покойникам не кладут деньги в гроб: всем или только тем, кто умер ранее положенного срока? Ведь в народе существует поверье, что деньги нужно класть непременно и чтобы была мелочь. Я положила 10, ещё русских, рублей. Очень прошу Вас ответить, что же могло быть сделано неправильно и как можно исправить положение? "

"Уважаемый Владимир Петрович, одна надежда на Ваш совет. Двадцать лет назад мою фотографию похоронили вместе с покойником. С тех пор у меня внезапно заболела нога. Врачи пытались лечить меня, но даже диагноз поставить не смогли. Нога наполовину усохла и постоянно болит, ничего не помогает... "

"Здравствуйте, Владимир Петрович! Решилась обратиться к Вам с просьбой о помощи. В марте этого года мы хоронили бабушку моего мужа, и у нас брали монетки, чтобы бросить в могилу. Мы не знали, что этого делать нельзя, лишь спустя некоторое время прочли об этом в Ваших публикациях. Сейчас материально стало намного труднее, хотя все мы работаем. Муж стал хворать, хотя раньше не болел. Может всё это действительно как-то связано с деньгами, брошенными в могилу? Писать можно было бы ещё много, как находили соль с землёй и т.д. Как нам быть? Спасибо, что помогаете людям и надеемся, что поможете и нам ".

"Здравствуйте, уважаемый Владимир Петрович! Мы, несколько женщин, решили обратиться к Вам за помощью. Каждая из нас в разное время, думая, что правильно поступает, бросали в гроб деньги по подсказке старушек. Позже мы почувствовали на себе пагубность этого поступка. Если до тех пор у нас всё складывалось удачно в бизнесе, в финансовых вопросах, то позже появились трудности в этих делах. У нас серьёзные финансовые затруднения, неурядицы в личной жизни. Это сейчас мы понимаем, что "там" деньги не нужны, но тогда нам казалось, что мы поступаем правильно. Мы очень просим оказать нам помощь либо советом, либо при личной встрече ".

"Три года назад, на похоронах отца, я постелила в гроб свою наволочку, а муж дал мелочь. И вот все эти три года мучают проблемы с головой: боли, давление, головокружение. И материальные проблемы замучили. Можете ли Вы помочь нам? "

"Владимир Петрович, помогите! Дело в том, что в декабре 2000 года у меня умер дедушка, и по подсказке "добрых людей" я положила в карман покойному мелочь. За этот год наш семейный бюджет сошёл на ноль. Муж пытается что-то поправить, занимает деньги, работает, но ничего не получается, хотя и дело, будто бы, прибыльное. Стал раздражительный, злой, на нервной почве начал выпивать. Неудача срослась с нашей семьёй, никакой радости, одни убытки, вечные долги. Помогите исправить мою ошибку !"

"В 1985 году во время похорон моего брата кто-то мне сказал, чтобы я положила в его гроб деньги мелочью. Мелочь я приготовила, но вспомнила о ней, когда мы уже отошли от могилы. Тогда я вернулась и бросила мелочь в наполовину засыпанную могилу. Теперь, читая Ваши статьи и анализируя всё, что происходит в моей семье с тех пор, я понимаю, что сделала большую ошибку. Муж у меня хороший, работящий человек, отличный специалист, все деньги всегда несёт домой, но они уплывают, как вода. Ездил на заработки в Россию в течение 5 лет, привозил много долларов, но мы так ничего и не приобрели, я даже ремонт в квартире сделать не смогла. Сейчас мои два сына выросли, все работаем, но постоянное безденежье и долги нас замучили. Можно ли исправить то, что я тогда сделала? "

"Совершенно случайно прочитала Вашу заметку о том, что нельзя на покойных одевать вещи другого человека, и обмерла. Именно это сделал мой муж девять лет назад, отдав свой костюм и рубашку, чтобы одеть умершего двоюродного брата. Теперь, зная об этом, можно многое расставить по своим местам... В последние годы муж стал совсем другим человеком. Из уверенного в себе, энергичного, здорового мужчины он превратился в запуганного больного человека. Ему сейчас 54 года, но у него проблемы с памятью, его мучает необъяснимый страх, он раздражительный, неуверенный в себе. Часто резко повышается давление, но даже при нормальном давлении может внезапно ухудшиться самочувствие, что-то давит в груди и он не может объяснить своё состояние. Панически боится умереть и этим замучил всю семью. Может, можно помочь ему с Вашей помощью? И спасибо Вам, что освещаете нам, несведущим людям, многие тёмные стороны этой жизни ".

Пожалуй, нескончаемый поток писем такого рода требует развёрнутого и подробного комментария. Начну с напоминания, что в магической практике существует немало ритуалов, связанных с похоронами. К примеру, для избавления от определённой болезни некий предмет подкладывают в гроб и, таким образом, болезнь "хоронят" вместе с покойным. Когда в гроб кладут фотографию какого-то человека с сопутствующим заговором, тем самым "хоронят" и жертву такого колдовства - человек начинает болеть и чахнуть. Примеров подобной магии можно привести немало, но принцип здесь единый: что попадает в гроб или в могилу, то "похоронено" .

Соответственно, если вы своей рукой кидаете в могилу деньги со своего кармана, вы "хороните" свои финансы. Ваше обручальное кольцо в гробу покойного супруга - это очень надёжная порча себе же на одиночество. Ваша фотография в гробу "на память" - порча на болезни. Если в гробу окажется какой-то предмет одежды, принадлежащей живому человеку, пострадает тот орган или часть тела, которым соответствовала вещь: отдать рубашку - к болезням внутренних органов, брюки и обувь - к болезням ног, цепочка с кулоном - шея, горло либо грудь и т.д. Поэтому я вновь повторяю: ничего не кладите в гроб покойного родственника при похоронах! К сожалению, у меня создаётся впечатление, что я - единственный человек, который в массовой печати говорит людям о недопустимости выполнения этого ритуала.

Более того, когда забивают крышку гроба, нужно следить даже за тем, чтобы тень живого человека случайно не попала в гроб, уж не говоря о каких-то его вещах. Еще древние знали, что нужно внимательно следить за своей тенью и, к примеру, строители не допускали, чтобы их тень была там, куда кладут камни строящегося здания. Особенно опасным всегда считалось, если чья-то тень попадала в гроб перед тем, как его опускали. Последствия этого происшествия могут быть самыми негативными, даже имеется риск того, что человек может преждевременно отправиться вслед за покойным.

Поймите же, что покойному не нужны "там" деньги, ведь "там" нет магазинов! Покойный не сможет закурить, посмотреть на часы, достать из кармана семейные фотографии и т.п. Теряя близких людей, многие при похоронах склонны совершать какие-то неадекватные и, главное, вредные поступки, пребывая в уверенности, что покойному в загробной жизни необходим некий набор вещей. Но, оставляя в гробу какую-то свою вещь, вы своими же руками хороните что-либо в своей жизни: здоровье, душевное равновесие, денежное благополучие или возможность создать новую семью.

Трудно наверняка сказать, откуда у славян появилась традиция бросать в могилу мелочь "для откупа места на том свете". Возможно, мы имеем дело с пережитками древних скифских представлений о посмертном существовании, но, повторяю, традиция эта опасна и вредна!

Представление о необходимости класть в гроб мелочь, якобы для того, чтобы "купить себе место на том свете", довольно бессмысленно по своей сути. Получается, если душа человека покидает этой материальный мир, то в иной мир (а именно, к себе домой!) душу не пустят без... нескольких монеток! Вы можете себе представить эту картину: у входа в загробный мир сидит архангел Михаил за кассой и собирает копейки, центы, евро и йены "за вход"?! Тут необходимо достаточно больное воображение. Где же находятся души людей, пропавших без вести, оставшихся на дне водоёмов, погибших при взрывах и обвалах и т.п., то есть, при обстоятельствах, исключающих похороны и наличие денег в гробу? Кстати, значительная часть когда-либо живших на нашей планете людей вообще не знали, что такое монеты. Деньги - это относительно свежее изобретение человечества, так что миллиарды душ наших предков славно обходились без каких-либо монет.

Вопросов "на засыпку" здесь много, а ответ один: упомянутая практика с деньгами в гробу бессмысленна и, более того, чрезвычайно вредна. Каждый, кто оставил свои деньги в гробу на похоронах, испытали на себе тягостные последствия такого поступка. Исправить ошибку очень тяжело, благосостояние-то уже "похоронено". Хороший специалист может лишь постараться до какой-то степени приподнять состояние ваших финансовых дел. Если лично вы когда-либо умудрились что-то положить в гроб, жмите на кнопку внизу этой страницы и пишите письмо.

Люди почему-то забывают, что, приходя в этот мир, мы ничего при себе не имеем. Отчего же многим из нас так трудно понять, что и уходить из этого мира мы должны "с пустыми руками"?

Дополнительная информация на рассмотренную тему содержится в моей статье:

Если у Вас имеется необходимость личного обращения ко мне для каких-либо разъяснений, консультаций или в связи с необходимостью решения тех или иных проблем, нажмите на кнопку и напишите мне письмо:

По мнению служителей церкви, вещи, которые принято класть в гроб умершему, помогают ему в мире ином. Остановимся подробнее на том, какие ритуальные принадлежности обязательно должны присутствовать при погребении, а что класть не стоит.

Вещи для мужчины и женщин

Обычно в гроб к покойному кладут те вещи, которые были любимыми при жизни. Это могут быть: памятные сувениры, одежда, книги и так далее. Все должно нести исключительно положительный характер, если вы не знаете, можно ли класть в гроб ту или иную вещь, - спросите это у священника.

  • Если мужчина был военным, то чаще всего в изголовье гроба кладут фуражку. Также его одевают в парадную форму и хоронят с почестями.
  • В гроб женщины кладут платок или небольшой чепец. Если девушка не была замужем, то хоронить ее можно в белом платье и фате. Если на момент смерти женщина была беременной, то по бокам кладут детские игрушки и пеленки.
  • Когда хоронят детей, то в гроб кладут игрушки и одежду.
  • Что нужно класть в гроб человеку, который покончил жизнь самоубийством? По мнению священнослужителей, необходимо предотвратить его «хождение», поэтому к ним в гроб можно положить осиновый крест, ладан, а также пасхальный хлеб. Тоже самое касается погребения преступников или колдунов.

Можно ли класть в гроб цветы, икону или крестик?

В некоторых религиях существует поверье: если в гроб к покойнику положить живые цветы, то его болезни перейдут на близких. Именно поэтому, во время похоронной процессии цветы бросают на дорогу или кладут на могильный холм.

Если же вы хотите положить какие-то растения в гроб покойному, то лучше всего использовать засушенные или искусственные цветы . Их ни в коем случае нельзя собирать и приносить в дом!

  • Нужно класть икону в гроб или нет? Это вопрос, на который до сих пор нет точного ответа. Некоторые считают, что перед закрытием гроба икону нужно достать и выставлять дома во время поминок. Если она будет захоронена вместе с усопшим, никакой пользы, по мнению священников, она не принесёт.
  • Класть в гроб нательный крестик можно и нужно. Его ни в коем случае нельзя носить живым людям, чтобы они не принимали на себя беды и горести покойного. Если же вы забыли положить его в гроб, то нательный крестик можно просто хранить дома, но не одевать.

Стоит упомянуть, что некоторые священнослужители придерживаются иного мнения. Они считают, если осветить нательный крестик покойного в церкви, то носить его можно без опасения и вреда здоровью.

Дополнительно

  • Одними из первых вещей, которые вы должны положить в гроб, являются мерка и верёвки, которые использовали для перевязки рук покойного и снятие мерок гроба.
  • Дополнительно можно положить расчёску, так как она - носитель негативной энергии и отмыть ее невозможно.
  • Существует традиция класть в гроб покойному деньги, которые могут потребоваться ему в мире ином. Эту традицию люди соблюдают на протяжении многих столетий.

Любые виды ритуальных принадлежностей: одежду для похорон , свечи, венки и траурные ленты Вы сможете приобрести в нашем интернет-магазине. Доставка по Минску и Минскому району (до 20 км от МКАД) осуществляется в режиме 24/7 . Точное время доставки согласуется с оператором магазина в момент оформления заказа. Оплата производится наличными деньгами при получения товара.