Что необходимо говорить на исповеди. Как правильно написать записку к исповеди образец

Не секрет, что никто из нас не может, к сожалению, назвать себя полностью безгрешным человеком. Все мы время от времени сталкиваемся с разными пороками, которые оказывают на нас определённое влияние. Мне стало очень интересно узнать, какие же существуют основные пороки человека и как можно избавиться от их негативного воздействия. Поэтому я предлагаю вам в этой статье вместе ознакомиться со списком грехов для исповеди.

Исповедь выступает настоящим душевным испытанием. Первоначально она провоцирует стремление раскаяться, исповедаться словесно в своих дурных поступках.

Ведь когда люди перестают придерживаться заповедей Божьих – происходит неминуемое разрушение их духовного и физического тел. А благодаря раскаянию они обретают возможность очистить себя.

Исповедь способствует примирению личности и Бога. Наблюдается исцеление души и человек получает дополнительную порцию сил, чтобы победить свои грехи. В процессе данного таинства человек откровенно рассказывает про свои плохие деяния и добивается прощения.

Однако, если прихожанин накануне будет сильно волноваться, то может и позабыть про то, в чём он хочет раскаяться. И здесь на помощь приходит перечень грехов для исповеди в православии. Он составляется заранее и представляет собой своеобразную подсказку, напоминание. Список грехов на исповеди может зачитываться полностью либо использоваться в качестве плана.

При этом самым важным условием станет максимальная искренность и правдивость индивида.

Но чтобы таинство исповеди было эффективным, важно наличие полного контакта чувств с словами, ведь просто механическое зачитывание своих прегрешений ещё не означает настоящее исцеление от них. Чувства без слов выступают такими же неэффективными, как и слова, лишённые чувств.

Чем же является перечень грехов для исповеди? Это обширный список, включающий в себя все непотребные слова либо деяния. Он основан на семи смертных прегрешениях и десяти заповедях.

В человеческой жизни сейчас чересчур много разнообразия, поэтому она редко бывает праведной. А значит, исповедь выступает возможностью искренне покаяться в своих прегрешениях и стремиться не допускать их в будущем.

Правильный процесс подготовки к исповеди

Подготавливаться к ритуалу следует заблаговременно. Вы можете записать перечень своих дурных деяний на бумажном листочке и взять с собой. Также не лишним будет заняться чтением особой литературы, касающейся таинства исповеди и причащения. При этом не пытайтесь оправдывать свои грехи, просто осознавайте, что они нечестивы.

Идеальный вариант – это давать анализ каждому своему дню, устанавливая, какие плохие, а какие хорошие действия вы совершили. Благодаря такой полезной привычке вы начнёте более внимательно воспринимать свои мысли, слова и действия.

Ещё перед тем, как отправляться на исповедь, помиритесь со всеми обиженными вами людьми, а также искренне простите всех своих обидчиков.

Существует разница между личностным раскаянием (когда индивид мысленно кается в совершённых деяниях) и таинством исповеди (когда личность рассказывает про свои неблаговидные проступки и стремится очистить себя от них). Поведать о своих неблаговидных действиях постороннему человеку – это уже значит приложить моральные усилия, чтобы, во-первых, осознать глубину своего проступка, а во-вторых, справиться с внутренним стыдом.

Если же вы сталкиваетесь с некоторыми затруднениями, составляя перечень грехопадений, тогда помочь вам сможет издание «Полная исповедь». Его предлагает сейчас каждая церковная лавка, в нём раскрываются детально все виды грехов для исповеди и особенности ритуала. Также книга дополнена примерами и материалами, помогающими подготовить себя к обряду.

По каким правилам проводится исповедь

Вы страдаете от камня на душе, желаете высказаться кому-то и обрести прощение? Исповедь очень облегчает моральное состояние. Она выступает открытым, максимально искренним признанием и покаянием в своих прегрешениях.

Исповедь допускается до трёх раз за неделю. Желание устранить свои грехи помогает справиться со скованностью и неловкостью. Чем реже человек ходит исповедаться, тем труднее ему воскрешать в памяти все совершённые собой плохие деяния. Самое важное правило – это чтобы священник понял истинный смысл греха, чтобы назначить адекватное наказание.

В особо тяжёлых ситуациях накладывается епитимья. Епитимья является наказанием, отлучения от священных таинств и милости Божьей. Сколько она будет длиться по времени – решается священником.

Как правило, под наказанием понимается соблюдение нравственно-исправительных работ – к примеру, постов, произнесения молитв, канонов и акафиста. В ряде случаев перечень наказаний может варьироваться.

Если же человек серьёзно заболел либо умирает – тогда святой отец для исповеди приглашается непосредственно на дом.

Обзор таинства исповеди

Придя в храм, займите очередь, чтобы исповедоваться. В процессе ритуала на аналое находится крест с Евангелием – символы постоянного присутствия Христа. До обряда священнослужитель может поинтересоваться, как часто вы молитесь, придерживаетесь ли основных церковных правил и задать аналогичные вопросы.

После этого начинается процесс самого таинства. Если человек повторил прегрешения, которые были прощены ему на прошлой исповеди, обязательно нужно оговорить этот момент, в подобном случае провинность будет иметь более тяжёлый характер.

На исповеди не стремитесь утаить какую-то информацию или говорить с помощью намёков. Изъясняйтесь понятными словами, чтобы было ясно, в чём конкретно вы раскаиваетесь.

В конце батюшка разрывает перечень грехов для исповеди – это означает, что она завершена и вам отпустили ваши прегрешения. Также в завершение на голову накладывается епитрахиль – символ милости Бога. Затем нужно поцеловать крест с Евангелием, что станет проявлением желания придерживаться основных заповедей.

Правильная подготовка к исповеди

Обряд исповеди предназначен с той целью, чтобы человек смог осмыслить свои грехи и исправить их. Если вы далеки от церковной жизни, то для вас может быть тяжело осознать, какие из действий отнести к разряду нечестивых. С этой целью и придуманы десять заповедей, чётко прописывающие, что делать нельзя категорически.

В случае, когда человек первый раз отправляется на исповедь, ему может быть проблематично разобрать самостоятельно семь основных грехов и заповеди. Тогда лучше предварительно посетить батюшку, побеседовав с ним лично и поделившись с ним своими затруднениями. Благодаря этому вы значительно облегчите себе процесс подготовки к таинству исповеди.

Мы разобрались с правилами подготовки к церковному таинству, а теперь изучим список греховных действий.

Грехи, совершённые против Господа

  • недоверие Богу, сомнение в его силе, отсутствие благодарности;
  • отказ от ношения нательного крестика и защиты своей веры;
  • произнесение клятв именем Господа всуе;
  • сектантство, магия, практика ложных учений;
  • тяга к азартным играм;
  • желание покончить жизнь самоубийством, сквернословие;
  • нежелание посещать церковь или ежедневно читать молитвы;
  • отказ от соблюдения поста, изучения православной литературы;
  • плохое отношение к святым отцам;
  • мысли про мирские вещи при богослужении;
  • потеря своего драгоценного времени на праздность, отсутствие активных действий;
  • состояние отчаянья, когда в жизни происходят трудности. Больше надежды на себя либо постороннюю помощь, без веры в божественную милость;
  • скрывание своих прегрешений в процессе исповеди.

Прегрешения, совершаемые против своих близких

  • состояния агрессивности, гнева, высокомерия, гордости и тщеславия;
  • утаивание правды, отказ от помощи ближним, высмеивание других людей;
  • жадность или расточительность;
  • воспитание малышей без веры;
  • нежелание возвращать долги, оплачивать чужой труд, помогать тем, кто просит и нуждается в этом;
  • отказ от помощи своим родителям, проявление неуважения относительно них;
  • кражи, клевета, зависть;
  • конфликты;
  • словесные убийства (осуждение, доведение до самоубийства или патологии);
  • аборты или их пропаганда.

Прегрешения, совершаемые против себя

  • сквернословие;
  • чрезмерная любовь к себе, праздность, разведение сплетен;
  • стремление наживаться, обогащаться;
  • чрезмерная демонстрация своих хороших действий;
  • состояния зависти, лжи, алкоголизма, обжорства, наркомания;
  • состояния блуда, прелюбодеяния, кровосмешение и рукоблудия.

Полный список грехов для исповеди для женщин

Выступает достаточно деликатным перечнем и большая часть женщин отказываются продолжать исповедь, когда изучают его.

Нужно заметить, что многие опасения и предубеждения представительниц прекрасного пола являются совершенно необоснованными. Священнослужителям запрещено делиться тайной исповеди с кем-либо ещё.

Также для своего большего психологического комфорта будет лучше, если вы найдёте себе одного постоянного духовника.

Ещё нужно помнить, что церковь никогда не задействует интимную сферу жизни между супругами. Поэтому вопросы про контрацепцию вы также можете задать священнослужителю. Есть много средств, не имеющих абортирующего действия, способных лишь предотвращать зарождение жизни. Как бы там ни было, все спорные моменты обязательно должны обсуждаться со своим любимым человеком, медиком или духовным отцом.

  • редкие молитвы, отказ от посещения храма;
  • мысли про мирские вещи при молитвах;
  • сексуальные внебрачные связи;
  • совершение абортов и их пропаганда;
  • наличие плохих мыслей и желаний;
  • просмотр и чтение порнографии;
  • злословие, клевета, лень, обида;
  • обнажение своего тела с целью привлечь внимание;
  • боязнь состариться, морщин;
  • мысли про самоубийство;
  • злоупотребление сладостями, алкоголем, наркотиками;
  • отказ помогать тем, кто в этом нуждается;
  • гадание, ворожба;
  • суеверие.

Перечень мужских прегрешений

Многие люди не могут прийти к однозначному выводу, важен ли список грехов для исповеди. Одни говорят про то, что подобный список причинит вред таинству и превратит его в формальное зачитывание провинностей.

Самое важное в процессе исповеди – осознание своих прегрешений, искреннее раскаяние и отказ от них в будущем. А значит, перечень грехов может превращаться лишь в краткую памятку или вы можете обойтись без него, если не чувствуете в этом особой надобности.

Баланс духовной жизни заключается в осознании сути раскаяния, в котором исповедь выступает лишь началом осознания своей греховности. Исповедь является длительным процессом, который составляют некоторые этапы работы над собой.

  • святотатство, беседы в церкви;
  • отсутствие веры, сомнения в том, что есть жизнь после смерти;
  • кощунственное поведение, высмеивание убогих;
  • проявления жесткости, лени, гордыни, тщеславия и алчности;
  • отказ служить в армии;
  • отказ выполнять нежелательную работу, свои обязанности;
  • оскорбления других людей, проявления ненависти;
  • ложь, обсуждение слабостей других людей;
  • склонение к греху (блуду, пьянству, наркомании, азартным играм);
  • отказ помогать родителям и окружающим людям;
  • кражи чужой собственности;
  • хвастовство, споры, унижение ближних;
  • проявление наглости, хамства, презрения, фамильярности, малодушия.

Исповедь для детей

Церковь разрешает исповедь для детей, начиная с их семилетнего возраста. Родителям заблаговременно придётся подготовить своего малыша к исповеди: растолковать ему суть таинства, объяснить, с какой целью к нему прибегают и помочь чаду вспомнить все его вероятные грехи.

Важно, чтобы малыш осознал, что он должен на исповеди говорить только правду. Лучше, если ребёнок сам составит перечень своих плохих проступков. Ему следует понять, какие из его действий были неправильными и не повторять их в будущем.

Детям более старшего возраста уже следует самостоятельно принимать решение, хотят ли они исповедоваться. Не старайтесь ограничить свободу воли подростков. Иногда личные примеры родителей намного более важные, чем любые беседы.

Чтобы помочь своему малышу составить список грехов для исповеди, необходимо сначала задать ему ряд вопросов:

  1. Молится ли малыш (в утренние и вечерние часы, перед приёмом пищи). Какие молитвы ему известны.
  2. Посещает ли храм?
  3. Врал ли он когда-то своим родителям?
  4. Не было ли такого, чтобы он ставил свои успехи и победы выше успехов других (начинал зазнаваться)?
  5. Вступает ли в драки с другими малышами, не обижает ли их?
  6. Не врёт ли он против других малышей с целью спасти себя?
  7. Воровал ли когда-то, проявлял ли зависть?
  8. Осмеивал ли физические изъяны окружающих?
  9. Прибегал ли он к курению, спиртным напиткам, наркотикам, сквернословию?
  10. Ленится ли помочь своим родителям?
  11. Играет ли иногда в больного, чтобы не выполнять свои обязанности?

Важность искренности на исповеди

Священнослужитель в процессе исповеди берёт на себя также роль психолога, он способен распознать степень искренности человека в его раскаянии. Ведь могут быть и такие виды исповедей, которые оскорбляют таинство и Бога.

Если, к примеру, индивид в механической форме просто вспоминает свои грехи, исповедуется сразу нескольким духовникам, стремится утаить правду – с помощью подобных действий нельзя достичь покаяния.

При этом большого значения уделяют поведению, тону речи, с которыми человек исповедуется. Это (плюс наличие мук совести) помогает батюшке увериться в искренности кающегося.

Также в некоторых случаях для человека имеет значение личность священнослужителя. Но это не должно стать поводом для осуждения либо комментирования действий священнослужителей. Если вам по каким-то причинам неприятен ваш духовный отец вы всегда можете поменять его, обратившись в другой храм.

Некоторые грехи и дурные действия доставляют человеку столько моральных страданий, что он даже не осмеливается озвучить их вслух. В таких случаях допускается вариант составления списка грехов и отпускания их священнослужителем даже без чтения и просмотра.

На вопросы отвечает насельник Даниловой обители иеромонах Киприан (Сафронов).

– Батюшка, многие люди сейчас жалуются на то, что они не могут как следует исповедаться, у них не получается.

– Да, подавляющее большинство людей исповедоваться не умеют. Некоторые по десять лет ходят в храм, а так и не научились правильно исповедоваться. Почему? Проблема даже не в том, что они не могут понять, как правильно исповедоваться, проблема в том, что они не интересуются по-настоящему этим, не читают литературу, хотя сейчас много издается книг, недорогих брошюр, не знают до сих пор, как надо правильно в храме себя вести, как вообще должен вести себя православный человек. Есть же кодекс поведения православного человека! Иногда забывают даже, что они – православные люди. И как следствие – не могут правильно к таинству Исповеди подойти. Отсюда и проблемы возникают. Такой человек приходит на исповедь как на обычную процедуру, предшествующую причащению. А ведь это же таинство, великое таинство Церкви, только через таинство Исповеди человек может исправиться, исправить свою жизнь, научиться правильно жить. Больше никак. Благодать Божия дается непосредственно только через таинства. Каждое церковное таинство дает свою благодать: таинство Венчания дает благодать на супружескую жизнь, таинство Рукоположения – на священническое поприще, а таинство Исповеди дается человеку на то, чтобы он был духовно и физически здоров, чтобы он рано или поздно научился правильно жить, то есть не грешить. И если человек сам не может перестать грешить, не может исправиться, то Господь попускает болезнь, чтобы он хотя бы через нее перестал грешить. Болезни – это милость Божия, даются нам по нашей немощи и неразумию, болезнями Господь смиряет нас, и мы к грехам, которые любим повторять, когда здоровы, начинаем во время болезни относиться более чем прохладно, смиряемся.

– Многие, приходя на исповедь, надеются, что священник сам их расспросит обо всем…

– Священник на исповеди не должен обязательно выспрашивать у исповедуемого что-либо… Человек обязан научиться исповедовать свои грехи самостоятельно, заранее подготовить исповедь, проанализировав свое поведение, выявить грех, прийти и сказать батюшке: я грешен. Часто исповедуемый начинает рассказывать, как он с кем-то, скажем, сильно повздорил, что тот ему сказал, и что он ответил, и как тот на это отреагировал; кто виноват – уже не разберешь. Тогда приходится спрашивать исповедуемого, в чем же твой-то грех, лично твой, и напоминать ему, что он пришел исповедоваться, а не жаловаться на другого.

– А если человек не может сам правильно оценить ситуацию и рассказывает ее священнику, чтобы батюшка помог?

– Человек должен знать, что в любой ситуации он обязан в первую очередь винить себя самого. Почему? Потому что, обидевшись, не пошел на уступки, не прекратил инцидент, хотя мог бы. Православный должен искать свою вину в любой ситуации, ведь в любой жизненной ситуации часть вины всегда на нас лежит. Если же на нас совсем вины нет, то мы должны чувствовать себя спокойно, совесть у нас должна быть спокойной.

– Но на человека напраслину возвели, а он не делал то, что ему ставят в вину…

– Тогда это не его проблемы.

– Так обидно же ему…

– А вот это уже большой грех, и надо сразу на исповедь идти. Проблема здесь в том, что ты обижаешься, значит, в том, в чем тебя оговорили, есть доля правды. Если у тебя какое-то беспокойство, если ты начинаешь жаловаться – это показатель, что есть и твоя вина. Наша обида говорит нам, что у нас что-то неблагополучно. Это неблагополучие сначала копится внутри, понемногу, и не сразу выходит наружу, но потом, переполнив нас, обязательно выявляется. И человек, если не исповедуется как следует, начинает искать свои способы выхода обиде: строит планы личной мести, идет к психологу, колдуну, а то и подумывает, как нанять киллера…

Бывает так, что человек, скажем, наступил другому на больную мозоль и не заметил. Обладатель больной мозоли начинает кричать на него, мол, смотри, куда идешь, а то и по макушке даст – обидно, что его больную мозоль не заметили. Человек, зная, что на нем вины никакой нет, в недоумении – за что получил, но тем не менее не обижается. Какой же итог? Пострадавший, мало того, что ему на больную мозоль наступили, так он еще и нагрешил и теперь должен каяться на исповеди. То есть получается, что потерпевшая сторона больше и нагрешила. А с того, кто наступил, с него спроса нет, он получил по макушке ни за что, ему и каяться не в чем. Пострадавший, если претерпел бы, мучеником бы стал, и любовь бы у него появилась к человеку от того, что простил его.

– Часто люди из-за болезни или из-за каких-то других уважительных причин пропускают воскресные службы в храме, и, может быть, трудно винить их в этом…

– Раньше православный человек мечтал умереть в храме, а после Причастия – тем более за счастье почитал умереть, потому несмотря ни на какую болезнь, шел на службу в храм, постился, причащался. Он не задумывался над тем, больной он или здоровый, может идти в храм или не может. Надо идти в храм – шел в храм, надо идти работать – шел работать. Почему? Потому что верил в Бога, старался жить в Его произволении. А в наше время человек по 40 лет лечится и вылечиться не может, и все 40 лет только этим и озабочен, покупает и читает множество «здоровой» литературы, консультируется со множеством специалистов, пьет огромное количество медицинских препаратов, а толку никакого. И помереть по-Божески тоже никак не может, хотя, может быть, и желает – срок наступил. Грехи не пускают. Как раньше помирали? Человек работал-работал в поле, почувствовал, что устал, сел отдохнуть, вздохнул, перекрестился и отдал Богу душу. А сейчас мучается, а грехи не пускают… Не исповедуются, как следует, не причащаются по полгода, когда же случается какое-либо несчастье с ними, сразу бегут в церковь на исповедь. Придут, исповедуются и опять на полгода исчезают… Так вот и крутятся по немощи своей – то одно несчастье, то другое, то третье, и получается – и к Богу не повернуты, и миру не принадлежат.

– Что же делать?

– Вовремя исповедоваться, причащаться, не нарушать постов – строго исполнять свои обязанности. А строгость должна определяться батюшкой, как он определит каждому человеку отдельно.

Краткое наставление перед исповедью (по материалам православных изданий)

Возлюбленные о Христе братия и сестры! Готовясь приступить к великому таинству святой исповеди, взирая на милосердие Божие, спросим самих себя, оказали ли мы милосердие ближним, со всеми ли примирились, не имеем ли в сердце своем вражды на кого-либо, вспомнив заветные слова Святого Евангелия: "аще отпущаете человеком согрешения их, отпустит и вам Отец ваш Небесный" (Мф. 6, 14). Вот условие, которое должны мы понять и соблюсти в спасительной деле святого покаяния. Однако для того, чтобы покаяться и получить оставление грехов, необходимо увидеть свой грех. А это не так просто. Мешает этому самолюбие, саможаление, самооправдание. Дурной поступок, в котором нас обличает совесть, мы склонны считать "случайностью", винить в нем обстоятельства или ближних. Между тем, всякий грех делом, словом или мыслию есть следствие живущей в нас страсти - своего рода духовной болезни.

Если нам трудно осознать свой грех, то еще труднее увидеть страсть, укоренившуюся в нас. Так, можно жить, не подозревая в себе страсти гордыни, пока кто-то не заденет нас. Тогда страсть откроется через грех: пожелание зла обидчику, резкое оскорбительное слово и даже месть. Борьба со страстями - главное делание для каждого христианина.

Обычно люди, неопытные в духовной жизни, не видят множества своих грехов, не чувствуют их тяжести, отвращения к ним. Они говорят: "Ничего особенного я не совершал", "у меня только мелкие грехи, как у всех", "не украл, не убивал", - так многие часто начинают исповедь. Но святые отцы и учители наши, оставившие нам покаянные молитвы, считали себя первыми из грешников, с искренней убежденностью взывали ко Христу: "Никтоже согреших на земли от века, якоже согреших аз, окаянный и блудный!" Чем ярче свет Христов озаряет сердце, тем яснее сознаются все недостатки, язвы и раны душевные. И наоборот: люди, погруженные в мрак греховный, ничего не видят в своем сердце, а если и видят, то не ужасаются, так как им не с чем сравнивать, ибо Христос закрыт для них пеленой грехов. Поэтому для преодоления нашей духовной лености и нечувствия святой Церковью положены подготовительные дни к таинству покаяния, а затем и к Причастию - говение. Период говения может продолжаться от трех дней до недели, если нет на то особого совета или предписания духовника. В это время следует соблюдать пост, хранить себя от греховных дел, мыслей и чувств, вообще вести жизнь воздержную, покаянную, растворенную делами любви и христианского благотворения. В период говения нужно как можно чаще бывать на церковных богослужениях, больше обычного молиться дома, посвящать время чтению творений святых отцов, житий святых, самоуглублению и самоиспытанию.

Разбираясь в нравственном состоянии своей души, надо постараться различать основные грехи от их производных, корни - от листьев и плодов. Следует остерегаться также впасть в мелочную подозрительность ко всякому движению сердца, потерять чувство важного и неважного, запутаться в мелочах. Кающийся должен принести на исповедь не только список грехов, но, что важнее всего, - покаянное чувство; не детальный рассказ о своей жизни, а сокрушенное сердце.

Знать свои грехи - это еще не значит каяться в них. Но что же делать, если иссохшее от греховного пламени сердце наше не орошается живительными водами слез? Что если немощь духовная и "плоти неможение" так велики, что мы не способны на искреннее покаяние? Но это не может быть причиной для того, чтобы откладывать исповедь в ожидании покаянного чувства.Господь принимает исповедание - искреннее и добросовестное - даже если оно и не сопровождается сильным чувством раскаяния. Только нужно и этот грех - окаменное нечувствие - исповедать мужественно и откровенно, без лицемерия. Бог может коснуться сердца и во время самой исповеди - смягчить его, утончить духовное зрение, пробудить покаянное чувство.

Условие, которое мы непременно должны соблюсти, чтобы покаяние наше было принято Господом действенно - прощение согрешений нашим ближним и примирение со всеми. Покаяние не может быть совершенным без словесного исповедания грехов. Разрешены же грехи могут быть только в церковном таинстве покаяния, совершаемом священником.

Исповедь - это подвиг, самопринуждение. Во время исповеди не нужно ждать вопросов от священника, но самим делать усилие. Называть грехи надо точно, не затемняя неприглядности греха общими выражениями. Очень трудно, исповедуясь, избегнуть соблазна самооправдания, отказаться от попыток объяснить духовнику "смягчающие обстоятельства", от ссылок на третьих лиц, якобы введших нас в грех. Все это признаки самолюбия, отсутствия глубокого покаяния, продолжающегося коснения во грехе.

Исповедь - это не беседа о своих недостатках, сомнениях, это не простое осведомление духовника о себе, хотя и духовная беседа также очень важна и должна иметь место в жизни христианина, но исповедь - это иное, это таинство, а не просто благочестивый обычай. Исповедь - это горячее покаяние сердца, жажда очищения, это второе крещение. В покаянии мы умираем для греха и воскресаем для праведности, святости.

Принеся покаяние, мы должны утвердиться внутренне в решимости не возвращаться к исповеданному греху. Знак совершенного покаяния - ненависть и отвращение ко греху, чувство легкости, чистоты, неизъяснимой радости, когда грех кажется так же труден и невозможен, как только что далека была эта радость.

Жизнь человеческая настолько разнообразна, настолько таинственна глубина нашей души, что трудно даже перечислить все прегрешения и грехи, которые мы совершаем. Поэтому, приступая к таинству святой исповеди, полезно напомнить себе об основных нарушениях нравственного закона Святого Евангелия. Внимательно будем проверять свою совесть и каяться о своих согрешениях пред Господом Богом. Таинство святого покаяния имеет основную цель - пробудить наше духовное сознание, открыть нам очи на самих себя, опомниться, глубоко понять, в каком губительном состоянии находится наша душа, как необходимо искать спасения у Бога, просить слезно и сокрушенно прощения наших бесчисленных грехов перед Ним. Господь Иисус Христос ждет от нас преискреннего сознания наших отступлений от Его святой воли и смиренного обращения к Нему, как недостойных Его рабов, много прегрешивших и оскорбивших Его Божественную любовь к нам.

Нам нужно помнить и глубоко верить в бесконечное милосердие Божие, простирающее свои объятия каждому обращающемуся грешнику. Нет греха, которого Бог по Своему неизреченному милосердию не простил бы человеку, явившему чистосердечное раскаяние в своих грехах, твердую решимость исправить свою жизнь и не возвращаться к прежним согрешениям. Приступая к исповеди, будем молить Бога, чтобы Он Своей всемогущей помощью отверз нам двери покаяния, примирил и соединил с Собою, даровал Духа Святаго для новой и обновленной жизни. Аминь!

Примерный образец исповеди.

Исповедую я, многогрешный(ая) раб(а)божий(ия) (имя…), Господу Богу Вседержителю, во Святей Троице славимому и покланяемому Отцу и Сыну и Святому Духу, и тебе, честный отче, все мои грехи вольные и невольные, содеянные словом, или делом, или помышлением.

Согрешил(а) несохранением обетов, данных мною при крещении, но во всем солгал и преступил, и непотребным себя соделал пред лицом Божиим.

Согрешил маловерием, неверием, сомнением, колебанием в вере, замедлением в помыслах, от врага всеваемых, против Бога и Святой Церкви, кощунством и насмешками над святыней, сомнением в бытии Божьи, суеверием, обращению к «бабкам», целителям, екстрасенсам, гаданием, игрою в карты, самонадеянностью, нерадением, отчаянием в своем спасении, надеждою на самого себя и на людей более, чем на Бога, забвением о правосудии Божием и неимением достаточной преданности воле Божией, не благодарил Бога за все.

Согрешил непокорностью к действиям промысла Божия, упорным желанием, чтобы все было по-моему, человекоугодием, пристрастной любовью к вещам. Не старался познавать волю Божию, не имел благоговения к Богу, страха пред Ним, надежды на Него, ревности о славе Его, ибо Он прославляется чистым сердцем и добрыми делами.

Согрешил неблагодарностью к Господу Богу за все Его великие и непрестанные благодеяния, забывая о них, ропотом на Бога, малодушием, унынием, ожесточением своего сердца, неимением к Нему любви и неисполнением Его святой воли.

Согрешил порабощением себя страстям: сладострастию, корыстолюбию, гордости, лености, самолюбию, тщеславию, честолюбию, любостяжанию, чревоугодию, лакомству, тайноядению, объядению, пьянству, курению, наркомании, пристрастию к играм, зрелищам и увеселениям.

Согрешил божбою, неисполнением обетов, принуждением других к божбе и клятве, неблагоговением к святыне, хулою на Бога, на святых, на всякую святыню, кощунством, призыванием имени Божия всуе, в плохих делах, желаниях, мыслях.

Согрешил непочитанием праздников церковных, не ходил в храм Божий по лености и нерадению, в храме Божием стоял неблагоговейно; согрешил разговорами и смехом, невниманием к чтению и пению, рассеянностью ума, блужданием мыслей, суетными воспоминаниями, хождением по храму во время богослужения без нужды; выходил из храма до окончания службы.

Согрешил нерадением к утренним и к вечерним молитвам, оставлением чтения Святого Евангелия, Псалтири и других Божественных книг, святоотеческих поучений.

Согрешил забвением грехов на исповеди, самооправданием в них и умалением их тяжести, сокрытием грехов, покаянием без сердечного сокрушения; не прилагал старания о должном приготовлении к причащению Святых Тайн Христовых, не примирившись со своими ближними приходил на исповедь и в таком греховном состоянии дерзал приступать к Причастию.

Согрешил нарушением постов и нехранением постных дней - среды и пятницы, которые приравниваются к дням Великого поста, как дни воспоминания страданий Христовых. Согрешил невоздержанием в пище и питии, небрежным и неблагоговейным осенением себя крестным знамением.

Согрешил непослушанием начальству и старшим, самоволием, самооправданием, леностию к труду и недобросовестным исполнением порученных дел. Согрешил непочитанием родителей своих, оставлением молитвы за них, не воспитанием детей в вере православной, не почитанием старших себя по возрасту, дерзостью, своенравием и непокорством, грубостью, упрямством.

Согрешил неимением христианской любви к ближнему, нетерпеливостью, обидчивостью, раздражительностью, гневом, причинением вреда ближнему, драками и ссорами, неуступчивостью, враждою, воздаянием злом за зло, непрощением обид, злопамятством, ревностию, завистию, зложелательством, мстительностью, осуждением, оклеветанием, воровством, приготовлением и продажей самогона, «отматыванием» электросчетчика, присвоения госимущества.

Согрешил немилосердием к бедным, не имели сострадания к больным и калекам; согрешили скупостью, жадностью, расточительностью, корыстолюбием, неверностью, несправедливостью, жестокосердием, помыслами и попытками к самоубийству.

Согрешил лукавством в отношении ближних, обманом, неискренностью в обращении с ними, подозрительностью, двоедушием, сплетнями, насмешками, остротами, ложью, лицемерным обращением с другими и лестью, человекоугодием.

Согрешил забвением о будущей вечной жизни, непамятованием о своей смерти и страшном суде и неразумной, пристрастной привязанностью к земной жизни и ее удовольствиям, делам.

Согрешил невоздержанием своего языка, пустословием, празднословием, сквернословием, смехотворством, рассказывал анекдоты; согрешили разглашением грехов и слабостей ближнего, соблазнительным поведением, вольностью, дерзостью, неумеренным смотрением телевизора, увлечением азартными и компьютерными играми.

Согрешил невоздержанием своих душевных и телесных чувств, пристрастием, сладострастием, нескромным воззрением на лиц другого пола, вольным с ними обращением, блудом и прелюбодеянием, невоздержанием в супружеской жизни, различными плотскими грехами, желанием нравиться и прельщать других.

Согрешил неимением прямодушия, искренности, простоты, верности, правдивости, уважительности, степенности, осторожности в словах, благоразумной молчаливости, не охраняли и не защищали честь других. Согрешили неимением любви, воздержания, целомудрия, скромности в словах и поступках, чистоты сердца, нестяжательности, милосердия и смиренномудрия.

Согрешили унынием, тоской, печалью, зрением, слухом, вкусом, обонянием, осязанием, похотью, нечистотой и всеми нашими чувствами, помышлениями, словами, желаниями, делами. Каюсь и в прочих моих грехах, которые я забыл и не вспомнил.

Каюсь, что прогневал Господа Бога моего всеми своими грехами, искренно об этом жалею и желаю всевозможно воздерживаться от грехов моих и исправляться. Господи Боже наш, со слезами молю Тебя, Спаса нашего, помоги мне утвердиться в святом намерении жить по-христиански, а исповеданные мною грехи прости, яко Благ и Человеколюбец. Аминь.

Называть нужно только свои соделанные грех из здесь перечисленных. Не перечисленные здесь грехи надо сказать духовнику особо. Для удобства грехи можно записать на листе бумаги и прочитать перед священником. Грехи, исповеданные и разрешенные ранее, называть на исповеди не следует, ибо они уже прощены, но если мы их снова повторяем, то нужно в них снова каяться. Каяться нужно и в тех грехах, которые были забыты, но вспомнились теперь. Говоря о грехах, не следует называть излишние подробности и имена других лиц - соучастников греха. Они должны сами раскаяться за себя. Навыки ко греху искореняются молитвой, постом, воздержанием, добрыми делами. Исповедь совершается в храме после вечерней службы или по договоренности со священником влюбое время. Как часто надо прибегать к этому спасительному таинству? Как можно чаще, по крайней мере, в каждый из четырех постов.

Собираясь на церковную исповедь первый раз в жизни, большинство людей беспокоятся – как правильно исповедаться, что надо говорить батюшке в начале, как перечислять грехи, какими словами заканчивать исповедь. На самом деле беспокойство это, хотя и оправдано, но не должно затмевать главного – осознания своей греховности и готовности освободится от ее груза перед Богом. Самое важное, что должен понять исповедующийся, это то, что для Бога не существует ни богатых, ни бедных, ни успешных, ни неудачников, ко всем Он относится ровно и всех ожидает с одинаковой любовью. Поэтому не столь важно научиться говорить правильные слова, сколько сохранять правильное настроение духа, которое и будет лучшим помощником во время исповеди. В Послании апостола Павла к Евреям говорится: «Господь и намерения целует» (Евр. 4, 12), что в принципе отражает и отношение Церкви к желающему исповедаться. Однако, чтобы облегчить процесс исповеди самому исповеднику и ее восприятие священником, и чтобы путаная, сбивчивая речь не занимала слишком много времени во время службы, желательно, конечно, ориентироваться на некоторый «план» раскаяния.

Как нужно исповедоваться и что нужно говорить батюшки на исповеди

Наилучшие указания о том, как лучше подготовиться к исповеди, как вести себя накануне, когда лучше прийти в храм, можно получить только у священника того храма, в котором вы решили исповедаться. Но, несмотря на некоторые различия в устоях (устоях, но не Уставе!) разных храмов, основные правила подготовки и проведения исповеди везде одинаковы:

  1. За 3 дня до исповеди рекомендуется говение – соблюдение поста (не есть мясных, молочных и яичных продуктов), чтение положенных перед исповедью и Причастием Канонов и молитв.
  2. При возможности желательно в эти дни посещать богослужения в храме, не посещать увеселительных мероприятий, развлечений, не увлекаться телевизором, лучше читать душеполезную литературу.
  3. В эти же дни нужно полностью углубиться в воспоминание своих грехов, можно записать их на листочек (чтобы потом зачитать этот перечень перед священником), читать покаянные молитвы, чтобы до конца проникнуться отвращением к своим греховным проступкам.
  4. Перед исповедью обязательно посещение вечерней службы (в некоторых приходах исповедь совершается, в основном, на вечерней службе).

Как правильно исповедаться что надо говорить батюшке в начале

Что говорить священнику

Непосредственно перед исповедью постарайтесь внимательно выслушать молитву священника, читаемую им для пришедших исповедаться, назвать свое имя и спокойно дожидаться своей очереди.

Подойдя к священнику, перекреститесь, далее священник сам скажет «целуйте Евангелие, целуйте крест», вам просто нужно будет это сделать. Пусть вас не тревожат мысли о том, как правильно исповедоваться, что говорить батюшке. Пример стандартной исповеди современного человека можно найти в любой церковной лавке, где продаются брошюры с пояснениями для желающих причаститься или исповедаться. Вооружитесь только твердой уверенностью в то, что исповеданные грехи непреложно прощаются Господом и навеки стираются из вашей Книги жизни.

Обычно священник сам спрашивает: «В чем вы согрешили перед Господом», тогда можно сказать: «Исповедаю аз многогрешный (или многогрешная, и назвать свое имя) вся моя согрешения…» Если церковнославянский стиль кажется вам высокопарным и неудобным, говорите своими словами – согрешил(а) тем-то и тем-то, перечисляя грехи, перечень которых составили накануне.

Не стоит углубляться в подробности, называйте грехи точными определениями, принятыми в Церкви, если батюшка начнет сам спрашивать о подробностях – тогда рассказывайте как есть. С перечнем грехов, который занимает не одну страницу, можно также ознакомиться в церковных брошюрках, а можно исповедоваться по заповедям, то есть, перебрав все 10 заповедей, оценить, как вы их соблюдали (или не соблюдали).

Окончание исповеди

В конце исповеди батюшка спросит, все ли грехи вы открыли перед Господом, не утаили ли чего. Обычно также спрашивают, каетесь ли вы в совершенных грехах, жалеете ли о содеянном, имеете ли твердое решение впредь не совершать подобное и так далее. Вам просто нужно будет ответить на все эти вопросы, затем батюшка накроет вас епитрахилью (элемент священнического облачения) и прочитает над вами разрешительную молитву. Затем сам подскажет и покажет, что нужно делать дальше, как креститься, что целовать (крест и Евангелие) и, если вы готовились и к Причастию, благословит дожидаться Причастия или прийти на исповедь еще раз.

Готовясь к исповеди, постарайтесь заранее поговорить с батюшкой о вашем намерении освободиться от груза грехов, особенно, если вы это делаете впервые. Только священник будет вашем лучшим руководителем в столь интимном и богоугодном деле, как исповедь. Поэтому не стоит напрасно волноваться («правильно ли я говорю, что обо мне подумает батюшка»), лучше постарайтесь назвать все грехи без утайки, всем сердцем сокрушаясь о своей вине и всецело предаваясь Господней любви и милости.

У каждого человека наступают тяжёлые моменты в жизни, когда на душе лежит камень невысказанных обид, лжи, отягощения переживаний за определённые поступки, за которые порой становится стыдно и больно. Для того чтобы облегчить душу, и покаяться во всех грехах существует таинство исповеди. Как подготовится к исповеди, какие правила нужно соблюдать и что говорить батюшке, вам подробно расскажет эта статья.

Исповедаться - означает искренне каяться в своих грехах и стараться больше не нарушать законов Божьих. Перед исповедью необходимо полностью осознать всю тяжесть совершённый грехов, и с верой в душе осознанно прийти к желанию исповедаться. Важно вспомнить все свои грехи, не стыдясь, и не утаивая от священника ничего, в противном случае все невысказанное вами так и останется тяжёлым грузом на душе, с которым придётся дальше жить.

Перед исповедью нужно попросить прощения у всех, кого бы вы могли обидеть в течение жизни и простить всех обидчиков, встречающихся вам. Не следует распускать сплетни или обсуждать кого-либо, необходимо воздержаться от прочтения легкомысленной литературы (романов, детективов и пр.), и просмотра телевизора.

Самым лучшим времяпрепровождением будет прочтение библии и другой литературы на духовные темы.

При подготовке к исповеди и во время нее рекомендуется соблюдать ряд важных условий. Обратите внимание на этот список:

О чем следует подумать

При подготовке к исповеди следует использовать специальную литературу, где можно найти подробное разъяснение сути каждого греха. Мы предлагаем вам изучить список грехов на исповеди, образец:

  1. Грехи, совершённые против Господа Бога: отсутствие веры в Бога; признание другой веры; участие в иных религиозных собраниях; обращение к ворожеям, гадалкам, шаманам; создание себе «кумиров». Под «кумирами» могут пониматься любые люди, вещи и все, что человек может ставить превыше Бога.
  2. Грехи против ближних: обсуждение и осуждение людей, клевета и ложь, пренебрежение, прелюбодеяние (измена супругу), беспорядочные половые связи. И также к этой категории относится «гражданский брак», очень распространённый в современном обществе. Даже если супруги расписаны в загсе, но не венчаны, то это считается грехом. Кражи, грабежи, обман людей, с целью получения прибыли тоже считаются большими прегрешениями. Аборт, даже если он сделан по состоянию здоровья, является очень серьёзным грехом.

Чтобы понять, какие грехи вы совершили, следует обратиться к заповедям, причем понимать их следует не только буквально. Например, «не убий» подразумевает не только физическое убийство, но и убийство словом и даже в мыслях.

Поведение на исповеди

Перед тем как исповедаться, необходимо узнать время проведения исповеди в храме. Во многих храмах исповедь проходит по праздникам и воскресеньям, но в больших храмах может быть и в субботу, и в будний день. Чаще всего, большое количество желающих исповедаться приходит во время Великого поста. Но если человек исповедается впервые или после длительного перерыва, лучше всего поговорить со священником и подобрать удобное время для спокойного и открытого покаяния.

Перед исповедью необходимо выдержать трехдневный пост духовный и телесный: отказаться от половой жизни, не есть продукты животного происхождения, желательно отказаться от развлечений, просмотра телевизора и «сидения» в гаджетах. В это время необходимо читать духовную литературу и молиться. Существуют специальные молитвы перед исповеданием, которые можно найти в Молитвослове или на специализированных сайтах. Можно почитать другую литературу на духовные темы, которую может порекомендовать священник.

Стоит помнить, что исповедь - это прежде всего покаяние, а не просто душевная беседа со священником. Если у вас есть вопросы, то следует подойти к священнику по окончании Службы и попросить уделить вам время.

Священник вправе наложить на прихожанина епитимью, если посчитает грехи тяжкими. Это своего рода наказание для искоренения греха и получения скорейшего прощения. Как правило, епитимья - это чтение молитв, пост и служение ближним. Следует воспринимать епитимью не как наказание, а как духовное лекарство.

Приходить на исповедь нужно в скромной одежде. Мужчины должны одеться в брюки или штаны, и рубашку с длинными рукавами, желательно без изображений на ней. Шапку в церкви следует снимать. Женщины должны одеваться максимально скромно, не допустимы брюки, платья с декольте, обнаженными плечами. Длина юбки - ниже колена. На голове обязательно должен быть платок. Любой макияж, особенно накрашенные губы недопустимы, потому что нужно будет целовать Евангелие и крест.

Порядок исповеди:

  1. Необходимо дождаться своей очереди на исповедь.
  2. Повернувшись ко всем присутствующим, нужно произнести следующие слова: «Простите меня, грешника». В ответ люди должны сказать: «Бог простит, и мы прощаем».
  3. Склонив голову перед аналоем (высокая подставкой, на которую кладут иконы и книги) нужно перекреститься и поклониться, и после этого можно исповедаться.
  4. Выслушав исповедь, священник читает молитву, отпускающую грехи. После молитвы священник крестит исповедуемого и снимает епитрахиль.
  5. После исповеди необходимо выслушать священника, и перекрестившись три раза и поклонившись, поцеловать крест и книгу Евангелие.

Таинство причастия

После исповеди верующий допускается до причастия. как правило, эти два обряда проводятся в разные дни.

Перед тем как причащаться, следует строго поститься три дня. За неделю до таинства также следует читать акафисты Святым и Богородице. В третий день поста вычитываются Канон Покаянный, Канон Молебны Богородице и Канон Ангелу-хранителю. Необходимо посетить вечернюю службу перед Причастием.

После полуночи следует воздержаться от еды и воды. По пробуждению читаются утренние молитвы. И также стоит помнить, что подготавливаясь к Причастию, следует не употреблять алкоголь, не курить, не сквернословить и отказаться от выполнения супружеского долга.

Таинство исповеди, как и таинство причастия являются очень важными событиями в жизни каждого человека. Очищаясь от грехов, исповедующийся становится ближе к Богу. Человек, начинающий становится на путь истинный уже делает большой шаг к очищению души и улучшению жизни. Стоит помнить, что к этим важным событиям следует подходить очень серьёзно и подготовлено. А уже покаявшись и получив прощение, сохранять душу, тело и мысли в чистоте и гармонии.