Что есть блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. Блаженны кроткие ибо они наследуют землю толкование

Третья заповедь блаженства.

Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю (Мф 5:5).

Митрополит Филарет Дроздов в своём «Христианском катехизисе» даёт следующее определение кротости. Кротость – это тихое расположение духа, соединённое с осторожностью, чтобы никого не раздражать и ничем не раздражаться. Кротость выражается особенно в терпеливом перенесении обид, причиняемых другими. Это не слабость характера, не трусость, это свойство, противоположное гневу, злобе и мстительности.

Что же говорит Священное Писание о кротости? «Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдёте покой душам вашим», - говорит Спаситель (Мф 11:29). Апостол Павел учит Тита «никого не злословить, быть не сварливыми, но тихими, и оказывать всякую кротость ко всем человекам» (Тит 3:2). В Ветхом Завете также есть изречения о кротости: «А кроткие наследуют землю и насладятся множеством мира» (Пс 36:11).

Что же значит – «кроткие наследуют землю»? Наследовать землю – это образное выражение, происходящее, вероятно, от наследования земли обетованной иудеями. Поэтому его можно считать равнозначительным выражению: получить обильные благословения, высокие блага. По отношению к христианам это выражение нужно понимать так: христиане получат наследие, как говорит псалмопевец Давид, «на земле живых» - там, где живут и не умирают, т.е. получат вечное блаженство (Пс 26:13).

Преподобный Иоанн Лествичник в своей «Лествице» рассуждает о степенях христианской кротости . «Начало безгневия, - говорит св. Иоанн, - есть молчание уст при возмущении сердца». Значит, всем раздражительным или гневливым, прежде всего, нужно приучить себя молчать, когда раздражается сердце, потому что в раздражённом состоянии несдерживающий себя человек усиливает в себе гнев, и слова, им произнесенные в таком состоянии, могут оказаться необдуманными, грубыми, обидными. И наоборот: заграждающий уста свои при раздражении постепенно умиряет в себе гнев и приближается к кротости.

«Средина [кротости] – молчание помыслов при тонком смущении души» (там же). Поэтому необходимо со временем переходить от безмолвия уст к безмолвию помыслов, т.е. не позволять помыслам склоняться на сторону гнева, когда, например, мы не говорим другому ничего обидного, но помышляем об оскорблении нашей чести, о нарушении наших прав, и тем питаем гнев. Необходимо смирить себя внутренне, представить, что оскорбление от ближнего или неумышленно, или заслужено нами или придумать любую другую причину, не обвиняющую ближнего, чтобы не допустить в себе начало гнева.

Конец кротости, по мнению Иоанна Лествичника, – это непоколебимое душевное спокойствие при порывистом дыхании нечистых страстей. Такую кротость имели те христиане, которые при жестоких истязаниях, под бичами и палицами, под градом камней молились за своих мучителей: «Господи! Не вмени им греха сего» (Деян 7:60). К такой кротости должны стремиться все мы, если желаем того блаженства, которое обещано кротким.

Святитель Иоанн Златоуст призывает нас подражать Господу Иисусу Христу, как совершеннейшему примеру кротости. «Будем подражать Христу. Его называли бесноватым и неистовым люди, получившие от Него бесчисленные благодеяния, и называли не однажды и не дважды, но много раз; однако Он не только не мстил, но и не переставал им благодетельствовать… Но каким образом мы можем стяжать эту кротость? Если будем постоянно размышлять о своих грехах, - если будем скорбеть о них и плакать… Где скорбь, там гнев не возможен; где печаль, там нет места злобе; где сокрушение духа, там не может быть негодования» .

Преподобный Пимен Великий даёт следующий совет о кротости: «Злом никогда не победить зла; если кто-либо причиняет тебе зло, то окажи таковому добро; тогда твоя добродетель препобедит его злобу» .

Преподобные отцы учили кротости не только словом, но и личным примером. Преподобный Ефрем Сирин, любя в уединении заниматься Богомыслием, не ходил на общую трапезу, но ученик его в известное время приносил ему пищу. Однажды ученик нечаянно уронил сосуд и разбил, а кроткий Ефрем сказал ему на это: «Не печалься, сын мой! Если не хотела к нам прийти пища, то нам должно идти к ней». Он и в самом деле пошёл, сел подле разбившегося сосуда и начал собирать пищу .

В Тверском монастыре преподобного Саввы был один инок. Игумен Савва много раз обличал и наказывал этого монаха за его беспорядочную жизнь. Выведенный однажды из терпения такими обличениями игумена, монах с остервенением бросился на него и вырвал ему почти всю бороду. Когда же братия спросила игумена, как он велит наказать виновного в такой дерзости, Савва отвечал: «Я наказываю за монастырские беспорядки и за обиду братии, а за свои обиды не следует мстить: надобно всё терпеть» .

В жизни царя Давида был период, когда ему пришлось бежать из своего дворца от преследований собственного сына Авессалома, решившего убить родного отца и занять царский престол. И вот, однажды, навстречу царю Давиду и его верным слугам вышел некий Семей, родственник уже покойного на то время Саула – первого царя израильского. «И бросал камнями на Давида и на всех рабов царя Давида… и так говорил Семей, злословя его: уходи, уходи, убийца и беззаконник! Господь обратил на тебя всю кровь дома Саулова, вместо которого ты воцарился… И сказал Авесса, сын Саруин, царю: … Пойду я и сниму с него голову… И сказал царь: … Пусть он злословит; ибо Господь повелел ему злословить Давида, … если мой сын, который вышел из чресл моих, ищет души моей, тем больше сын Вениамитянина» (2 Царств 16:5-13). Семей желал Давиду зла вместо славного возвращения. Впоследствии восстание было подавлено, многие выходили навстречу царю для выражения своей радости по поводу возвращения Давида. «И поспешил Семей, сын Геры, Вениамитянин из Бахурима, и пошёл с иудеями навстречу царю Давиду» (2 Царств 19:16). «И сказал царю: не поставь мне, господин мой, в преступление, и не помяни того, чем согрешил раб твой в тот день, когда господин мой царь выходил из Иерусалима, и не держи того, царь, на сердце своем» (2 Царств 19:19). «И сказал царь Семею: ты не умрёшь. И поклялся ему царь» (2 Царств 19:23).

Священное Писание призывает нас быть кроткими, даёт нам примеры кротости, а также говорит нам о кротком обхождении с грешниками: «Если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости» (Гал 6:1).

В житии преподобного Иакова Постника повествуется о том, как преп. Иаков впал в тяжкие грехи против шестой и седьмой заповеди Закона Божия и после этого сказал самому себе: «Теперь всё равно: я погиб безвозвратно, а поэтому брошу иночество, пойду в мир и стану работать диаволу». И с этими словами вышел из своей пещеры и пошёл, куда глаза глядят. На дороге встретился ему один человек, который пригласил старца посетить его пустынную келью. Преподобный Иаков рассказал хозяину о жалкой истории своего падения, горько рыдая и восклицая: «Горе мне, в страшные грехи я впал!» Пригласивший его, видя отчаяние монаха, умолял не оставлять надежду на своё спасение, каяться и уповать на прощение и милосердие Господне: приводил пример Давида, впадшего в тяжкие грехи и покаявшегося; пример апостола Петра, отрекшегося от Христа и впоследствии прощённого… Гостеприимный хозяин кельи даже просил преподобного Иакова остаться у него, но, получив отказ, снабдил его необходимой пищей и сопровождал его некоторое время, весь путь умоляя прибегнуть к покаянию. Чем же всё закончилось? Кроткое и благоразумное обращение с грешником принесло благие плоды: Иаков от отчаяния перешёл к надежде на милосердие Божие, обратился к Богу с мольбой о помиловании и получил впоследствии прощение .

Совершенно противоположным образом поступил апостол от семидесяти Карп с согрешающими нерадивыми христианами. Он просил Господа наказать их. И однажды апостол увидел глубокую пропасть, на краю которой стояли те два человека, о наказании которых он молился. Господь спросил: «Хочешь ли, чтобы эти люди погибли?» Св. Карп с радостью отвечал, что об этом и молился. Но Господь сказал ему: «Бей Меня, снова мучь, распинай, Я всё готов терпеть, но не могу терпеть погибели грешников» .

Некоторые люди недоумевают: почему Священное Писание называет кроткими тех, кто участвовал в войнах и собственноручно убивал других людей, пусть они и являлись врагами? Например, Библия говорит, что «Моисей же был человек кротчайший из всех людей на земле» (Числ 12:3). Но из той же Библии мы знаем, что Моисей убил египтянина, защищая своего соплеменника (Исх 2:12). На это недоумение отвечает святитель Иоанн Златоуст: «Поражать – ещё не значит быть суровым, и щадить – не значит быть кротким; кроток тот, кто может переносить нанесённые ему самому оскорбления, но защищает несправедливо обиженных и сильно восстаёт против обижающих. Напротив, кто не таков, тот беспечен, сонлив, нисколько не лучше мёртвого, а не кроток, не скромен. Это не добродетель, а порок» .

Итак, кроткий человек переносит обиды в свой адрес и защищает несправедливо обиженных. Когда оскорбляли непорочную личность Иисуса Христа, Он ни единым словом не выразил огорчения; но когда увидел оскорбление храма Божия, то обнаружил Свой праведный гнев и святое негодование не только словом, но и действием, изгоняя зло бичом.

> Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю

> С огласно "западной" традиции, вторым в перечне блаженств идет блаженство кротких (Мф 5,4 или 5). По другим традициям второе блаженство — плачущих; но я последую не им исключительно и потому только, что это удобнее для хода наших бесед.

> Слова о блаженстве кротких почти точно повторяют стих из псалма, и евангелист явственно хочет, чтобы мы это заметили. Значит, первый ключ к этим словам надо искать в 37 (36) псалме.

> Псалмопевец оказался в более чем обычном положении: глядя на жизнь, он увидел, что плохие люди процветают, а те, кто следует закону Господню, беспомощны перед их победоносным шествием. Это кажется ему странным; и, стараясь утешиться, если не понять, он размышляет о земной жизни, пытаясь проникнуть в тайну Божиих замыслов.

"Не ревнуй злодеям,
не завидуй делающим беззаконие.
Ибо они, как трава,
скоро будут подкошены,
и, как зеленеющий злак, увянут.
Уповай на Господа, и делай добро;
живи на земле, и храни истину.
Утешайся Господом,
и Он исполнит желания сердца твоего.
Предай Господу путь твой,
и уповай на Него, и Он совершит,
и выведет, как свет, правду твою,
и справедливость твою, как полдень.
Покорись Господу и надейся на Него.
Не ревнуй успевающему в пути своем,
человеку лукавствующему.
Перестань гневаться, и оставь ярость;
не ревнуй до того, чтобы делать зло.
Ибо делающие зло истребятся,
уповающие же на Господа
наследуют землю.
Еще немного, и не станет нечестивого;
посмотришь на его место, и нет его.
А кроткие наследуют землю,
и насладятся множеством мира".
(Пс 37 (36), 1-11).

> Главная мысль проста: для плохих людей нет будущего. Поэтому нам и не надо вмешиваться в их судьбы, как не надо торопить траву, которая еще не завяла. Ярость и борьба — неверный ответ. Господь поступает иначе — Он "посмеивается" (там же, 13). В сущности, плохих людей нелепо принимать всерьез. Как бы они ни тщились, сколько бы о себе ни мнили, у них нет ничего впереди. Гневаясь на них или борясь с ними, мы придаем им больше значения, чем следует. У зла ровно столько реальности, сколько мы ему отпустим. Мы делаем его реальней, откликаясь на него.

> Конечно, не надо упрощать. Зло — неизбежная часть падшего мира и в каждый настоящий момент сила его велика. Но оно не может устоять; у него нет будущего.

> Должно быть, "кроткие" — не самый точный перевод греческого слова из Евангелия, но греческое слово не так важно нам, как еврейское, которое и употребил Спаситель, — слово из псалма, "анавим". Само по себе это слово не обозначает нравственного свойства. "Анавим" — неудачники, т.е. те, кто подчиняется, а не владеет людьми и обстоятельствами. Казалось бы, именно они никакой земли не наследуют.

> Тяжкая судьба иудеев вынудила их, в конце концов, переосмыслить Господни обетования. После всех своих бед они уже не могли считать, что благополучие, преуспеяние, власть автоматически связаны с верностью Божиему закону. Жизнь показывала им, что меньше всех процветает народ Господень.

> Они искали свою вину, и благочестие их все больше окрашивалось покаянием. Но этого было мало. Самые мудрые, из них догадались, что полная покорность закону вполне совместима с бедностью и бессилием. Об этом и говорит 37-й псалом. Псалмопевец уже знал, что главное — утешиться Господом, предать Ему свой путь; остальное приложится в свое, то есть — Божие время. Да, время, а не земная сила, на стороне праведного.

> Отсюда проистекает удивительное сочетание надежды и скорби. Наверное, тогда же, что и псалом, возникла единственная в своем роде, личность "цадика". Цадик далеко не всегда известен миру; он никогда не преуспевает. Но именно он, на путях Промысла, связывает мир и Творца. Он — канал, по которому течет в мир Божия милость. И потому именно он держит собою мир.

> Вероятно, Христос отсылает и к этой традиции, когда говорит о "соли земли" (Мф 5,13). Диогнет в одном послании называет христиан "душой мира". Мир сгнил бы, как мясо без соли, он просто бы умер, если бы не христиане.

> Сам Христос — совершенный цадик, и в очень ранней Церкви Его так именовали. В Нём сгущаются до предела чаяния Его народа, и исполняются. Он — тот праведник, которого не нашлось в Содоме и Гоморре (Быт 18,23 и далее), но которого достаточно, чтобы спасти мир.

> Христос отдал Себя в руки врагов, Он беззащитен перед их злобой, они победили Его — но победил Он. Вот оно, предельное выражение Божией "тактики" в падшем мире. Только распятый может "низложить всех врагов под ноги Свои" (1 Кор 15,25). Нам очень хочется достигнуть Царствия методами мира сего. Но такие попытки, все до единой, перечеркнуты Крестом. "Не противься злому" (Мф 5,39).

> Когда Апостол учит нас: "Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе", а вслед за тем воспевает униженного и превознесенного Христа, {Флп., гл. 2 } он не хочет сказать, как многие из нас: "Конечно, всё это глупо, но довольствуйтесь глупостью". Он предлагает нам новую мудрость, новое здравомыслие. Слово, которое он употребляет, означает по-гречески "быть разумным". Именно такая разумность заповедана христианам.

> Первая заповедь блаженства говорит нам, что мир неверно понимает обладание. Вторая заповедь говорит, что мир неверно судит о деятельности и действенности. Быть может, именно потому блаженны те, которые неспособны ничего "добиться".

> И впрямь, есть что-то сомнительное в попытках "добиваться". Человек создан по образу и подобию Божию, и деятельность его должна быть подобна деятельности Бога. Бог же не хлопочет, не устраивает, Он просто делает, а это совсем иное.

> В сущности говоря, сотворение мира — ничуть не "нужно"; это, если хотите, "игра ума". Игра очень тесно связана с делом творения. Ангелус Силезиус говорит, что "... роза цветет, потому что цветет".

> Об этом не надо забывать, когда Христос говорит нам о лилиях (Мф 6,28). Даже если мы скажем, что цветы играют большую роль в экологии, мы не ответим на вопрос, зачем существует сама экологическая система. Весь тварный мир цветет, потому что цветет.

> Если мы хотим действовать как Бог, мы должны полюбить действие ради действия, неразумную игру. Мы должны принять действие не как средство, а как цель. Помните, что Баламут у Льюиса советует Гнусику, чтобы тот не попускал, у своего подопечного бесцельных действий? Когда человек с удовольствием пьет какао, или играет в крокет, или разбирает марки, он проявляет "какую-то невинность, какое-то смирение, (...) которым я (Баламут) не доверяю. Когда он искренне и бескорыстно наслаждается чем бы то ни было, (...) он тем самым защищает себя от самых тонких наших искушений".

> Согласно св. Фоме Аквинату, воля наша может удовлетвориться только всем благом Божиим. Если мы хлопочем о чём-то, что-то "устраиваем", результаты наших действий на удивление ничтожны. Конечной нашей цели — Бога — таким путем не достигнешь.

> Землю наследуют кроткие, беззащитные, неумелые, потому что Божию землю, истинную землю иначе не получишь. Она — дар или, по слову Евангелия, — наследство. Чтобы получить наследство, надо чтобы кто-то умер, больше ничего. За нас умер Христос; в нас умирает ветхий Адам; для нас, христиан, умирает мнимый мир суеты и неправды, греха и расчета.

> Все мы нередко удивлялись, что больше всего дают в результате не наши разумные действия, а что-то совсем другое. На жизнь человеческую часто влияют слова случайные, которые никто толком не понял или не расслышал, а рассчитанные наперед "средства" приводят к каким-то нелепым, если не смешным, последствиям.

> Это должно бы открыть нам глаза на очень важную истину. Нельзя составить путеводитель в Царство Божие, это вам не Лондон и не Нью-Йорк. Мы можем полагать, что Лондон — на пути к Царству, и стремиться туда, но нет никаких оснований считать, что мы правы. Каков наш правильный путь, знает только Бог, и то, что нам кажется ошибками, может оказаться необходимыми ступенями промыслительного замысла.

> Если мы это поистине поймем, наша жизнь очень упростится. Разочарования приходят, потому что чего-то сильно хотели. Но сто ит ли этого сильно хотеть? Что бы мы ни делали, мы похожи на человека, который сажает в саду семечки неизвестного растения.

> Вспомним о том, как часто мы не понимаем событий и действий. К примеру, мы думаем, беседуя с кем-то: "Я с ним беседую". Или: "Я даю ему ценный совет", или: "Я ему помогаю", или: "Я решаю его неурядицы". На самом же деле всё совсем не так. Быть может, Бог попустил беседу по другим причинам: я должен вогнать собеседника в сон, чтобы он отдохнул, или отвлечь его звуком голоса, или, наконец, разозлить его так, чтобы он понял, какой соблазн испытывает убийца. Нам настолько мало известен Божий замысел, что просто глупо печься о нашей собственной цели. Зато действия наши, если это понять, становятся гораздо проще. Раз от наших хлопот ничего не зависит, мы можем стать много спокойнее.

> Приятно понять, что "ценный результат" зависит не от нас, а только от Бога. Без Божией воли действительно не произойдет ничего. На этом зиждется особое духовное делание — предание себя Промыслу, связанное прежде всего с именем Терезы из Лизье, но на самом деле неотделимое от христианской традиции. Всё, что бы ни случилось, воспринимается как знак воли Божией.

> Если принять это всерьез, для нас уже не будет несчастий, ибо несчастье, как правило, противопоставлено какой-нибудь надежде или какому-нибудь желанию. С другой стороны, для нас не будет достижений и успехов. Цель Бога — спасти нас. Ни в коем случае нельзя думать, что Он как бы подстегивает нас, стремясь наказать за тот или иной проступок. Он трудится, создавая, а не уничтожая нас. Поэтому с богословской точки зрения, правильней смотреть на жизнь с надеждой, чем со страхом. Даже то, что удаляет нас от спасения, Бог может и хочет использовать нам во благо. Самое страшное зло — убийство Христа — сердцевина нашей надежды. Именно так использует Господь наши грехи и страдания; так должны воспринимать их и мы сами.

> Иулиания Норичская <{или Норвичская}> смело учит, что у греха нет "способа бытия", и он может быть опознан лишь по сопутствующей ему боли. Грех входит в реальность, в рисунок жизни только потому, что Христос страдает всеми нашими страданиями. Вне этого грех бессмыслен. Его нельзя принимать во внимание. Суетливые попытки от него оградиться придают ему большую реальность, чем у него есть.

> В начале II века тому же, хотя иначе, учил странный римский духовидец Ерма. Ему было явлено, что надо меньше каяться, и больше молиться о святости.

> Конечно, зло играет немалую роль в нашем мире, но лишь потому, что нашему миру сильно не хватает реальности. Мир реальности — воля Божия. В Боге нет греха, и всё, что можно описать как зло, преобразуемо в славу.

> Тут нас подстерегает два соблазна. Мы можем вообразить, что мир уже стал раем, хотя мы этого не видим. Но рай не скрывает себя, он приходит явно, его нельзя не увидеть. Можем мы вообразить и другое то, что мы видим, и есть вся реальность. Это не так. Глазами веры мы должны видеть невидимое, самую суть действительности (см. Евр 11,27 и 11,3),

> Теперь скажу снова: избегая этих двух ошибок, мы не можем всерьез разделять нашу жизнь на "успехи" и "неудачи". Наше дело — иное: предавать себя творящей и спасающей силе Божией.

> Это не значит, что мы не вправе менять мир. Порою именно такая обязанность проистекает из послушания Богу. Но непременно нужно помнить, как велик зазор между нашими усилиями и результатами. Всё, чего бы мы ни добились в жизни, только сырье, или, если хотите, условный набросок блаженства.

> Св. Тереза из Лизье сказала перед смертью: "Я сею доброе семя, которое Бог вложил в мою слабую руку для моих птичек. Что будет с ним, не мое дело. Я об этом и не думаю. Добрый Бог говорит мне: "Давай, всегда давай, и не заботься о том, что из этого выйдет".

> Если мы сумеем это понять, нам покажется просто смешным мирской взгляд на жизнь. Поистине глупо добиваться успехов и влияния, печься о многом. С Божиим замыслом связано лишь то, что мы действительно делаем. Существенно не гнаться за своими целями, а делать то, что делаешь, так сказать, "в Промысле Божием".

> Такова наша кротость, о которой говорит наша заповедь. Это нравственная, духовная позиция, которая начинается с беспомощности, столь естественной для земного удела, а завершается соработничеством Богу. Кроткие блаженны, поэтому мы должны помнить, что позиция эта лучше и радостней, а не хуже и несчастней других.

Итак, третий уровень райской пирамиды создается кротостью. Кротость есть дочь плача и внучка смирения. Самые великие личности подготовительного Завета - Самуил, Иоанн Креститель и Присно дева Мария - были со слезами вымолены у Господа. И сама кротость - это выплаканная и вымоленная добродетель. Именно поэтому кротость совершенно неотделима от упомянутых личностей, как слезы от сердца. Кротость может быть лишь на третьем месте, ведь третий уровень строится после первого и второго. После того, как тучи прольются дождем, наступает тишина и покой, так и любая кротость приходит после плача.

Кротость существовала и в ветхозаветные времена. Например, о Моисее говорится, что он был человек кротчайший изо всех людей на земле (Чис. 12, 3). Точно так же говорится и о кротости праотца Иакова и царя Давида: Вспомни, Господи, Давида и все сокрушение его (Пс. 131, 1). Но лишь от Христа кротость входит в число добродетелей, необходимых для выстраивания души человека. Я кроток и смирен сердцем, - сказал о Себе Сын Божий (Мф. 11, 29). А каков Он, таковы должны быть и Его последователи. Кротость есть первая добродетель Христа, на которую обратили внимание люди. Вот Агнец Божий! (Ин. 1, 29) - воскликнул святой Иоанн Предтеча, увидев Мессию на берегу Иордана. Другие в это время, толкаясь и споря, спешили к нему, к Пророку, чтобы послушать его речи и принять крещение. А Иисус не спешил, но кротко шел, обходя других, как ягненок, который никого не трогает и не обижает. Он шел, как ягненок, который обходит всех и избегает столкновений.

Кротость проявляется прежде всего в не стремлении занять первые ряды. А это происходит от абсолютного упования на волю Божию. Кроткий знает, что Творец ставит людей туда, куда Он хочет, и готов покоряться воле Божьей как в первых рядах, так и в последних. Для него неважно, куда его Господь поставит, для него главное - исполнять волю Божью, где бы он ни был. Кроткий знает, что и последние, если они предаются воле Божьей, добудут более славный венец, чем те, которые пробились в первые ряды, чтобы вершить волю свою.

Кротость можно еще и так выразить: никого не обижать и терпеливо сносить любые обиды. Поистине, агнец есть образ кротости. Представьте себе Христа перед озверевшими судьями. В то время как они кричали, поносили Его, плевали в Него и рвали на себе одежды, Он стоял безмолвно и был как агнец», безгласен (Деян. 8, 32). Мирная тишина Его души была подобна сиянию покоя над вспененным бурей морем. Эта тишина была так чудесна и непостижима, что Апостол заклинает ею христиан, говоря: Я же, Павел, ...убеждаю вас кротостью и снисхождением Христовым (2 Кор. 10, 1).

И Апостолы были совершенно подобны в кротости Учителю своему. Он послал их как ягнят в стаю волков, то есть завещал быть кроткими среди наглых и терпеливыми среди мстительных. Он учил их быть терпеливыми, как кормящие матери, которые страдают от вскармливаемых чад, но терпеливо сносят эти муки: Мы могли явиться с важностью, как Апостолы Христовы, но были тихи среди вас, подобно как кормилица нежно обходится с детьми своими (1 Фес. 2, 7).

Некие посетители, навестившие одного пустынножителя, удивились, как этот святой человек сносит ругань чабана, бранящегося возле его лачуги. А он на это ответил: «Этим я учусь терпеть зло, говоря себе: как же я смогу снести большее зло, когда оно придет?»

Другого старца постоянно обкрадывал сосед, который ему прислуживал. Когда бы тот ни заходил в келью старца, он непременно что-то прихватывал и уносил. Старец все это замечал, но ничего ему не говорил. Когда же пришел смертный час старца, и все соседи собрались вокруг его смертного одра, старец поцеловал руки служившего ему со словами: «Этим рукам я обязан тем, что сейчас отхожу в Царство Небесное».

О, кроткие, вы получите в наследство всю землю. Вы недоумеваете, как это? А так, как и Апостолы. Чьи имена известны сегодня по всей земле больше, чем их имена? Речи какого властелина слышны сейчас повсюду громче, чем слова Апостолов?

Не имеющие кротости не унаследуют ни пяди земли ни здесь, ни в Раю. И ты, христианин, созидай третий уровень своей райской пирамиды с помощью кротости. Кротость подобна драгоценному камню аметисту, который переливается прекрасными нежными оттенками.

Четвертый уровень

Блаженство, счастье, радость, никак не ассоциируются с плачем. Никто и никогда не скажет плачущему: «Как я тебе завидую! Какое счастье свалилось на тебя»! Случающиеся иногда «слёзы радости» лишь подчёркивают закономерность связи плач – горе. Так уж с младых ногтей, воспринимаем мы некоторые смысловые связки. Смех – счастье. Плач – горе. В этих простых формулах застыла принятая нами без осмысления жизненная философия. Теперь слезами смыв весь набор ложных представлений о счастье, о цене слёз и смеха, я осознаю, что всё доселе воспринятое было всего лишь плотским, физиологическим компромиссом, в котором духовным истинам места и не было вовсе. В этом компромиссе даже и интеллекту места не было. Ведь рассуждения о смысле бытия, о цене успеха, о радости и боли, в связи с высокой целью, неизбежно упираются в двери морга. Помните: «Цели нет передо мной, сердце пусто…». И такая неизбежность выключает мозг на самых ранних стадиях, едва лишь мысль о цели жизни и ценности приобретения возникает на горизонте. Омытое слезами раскаяния сердце стало способно рассмотреть, что до сего времени был я калека. Инвалид духа. От рождения. Попытки придать себе и жизни своей разумное обоснование, увидеть смысл и цель своего земного жизненного путешествия приводили к отверстию «чёрной дыры» поглощающей всё и вся. Это теперь я понимаю, что отвергнув Бога человек обрёк себя на неизбежную деградацию, на эволюционное превращение в ничто. Контраст, отделяющий ничто от всё, описать невозможно. Заповеди блаженства, о которых мы рассуждаем, все в совокупности, лишь дают нам возможность прикоснуться к граням этого неописуемого состояния, блаженства. Так одна из граней, утешение. Тишина. Покой. Удовлетворение. От суеты, от конфликтов, от разочарований, от уныния и отчаяния да войти в состояние покоя, это действительно блаженство. Тишина, как состояние человека, получившего утешение, это оказывается невероятное блаженство. Это состояние и души и духа, и разума и воли в такой гармонии, что становится возможным слушать Бога. Это разрушение морга, стен его холодных, безжизненных, бессмысленных. Другая грань – Земля обетованная.

«». «Кротость — незлобие, смирение, покорность». Словарь Ушакова. Синонимы кротости — Безответность, безропотность, добродушие, миролюбие, мягкость, покорность, скромность, смирение, терпеливость, уступчивость. Каждое определение содержит в себе некую внутреннюю силу. И добродушие, и миролюбие, и скромность, и терпеливость, и безропотность – всё это слова говорящие о высоком духе, о высокой морали. Носитель данных добродетелей – фигура скорее мифическая. Пытаюсь рассмотреть эти наряды на знакомых, близких людях, и в разочаровании буквально каменею. Нет. Разве что на миг, как на бал, как на торжественный приём, можно увидеть такую кротость, к примеру, в невесте, до бракосочетания. Но и то, вряд ли. Ведь все перечисленные добродетели, синонимы кротости в общественном сознании представляются как пороки. В далёком прошлом, приходилось слышать такое присловье. «Скромность украшает человека». Из этого же ряда, ставшее анахронизмом фраза. «Ничто не ценится так дорого и не стоит так дешево, как вежливость». Пытаюсь найти в реальности следы кротости, смирения, скромности. Поиски приводят в отчаяние. Горизонт пуст. В себе вижу отсутствие этих высоких духовных качеств. И понимаю, что все мои беды жизни, и в детстве и в зрелом возрасте были связаны с отсутствием кротости, и с избытком её противоположности — надменностью, резкостью, необузданностью, вспыльчивостью, горячностью, дерзостью. И тут приходит озарение. Так вот же Он! Образец! Учитель, провозглашающий высокие духовные стандарты. Приглашает к Себе! Обещает высокий результат. Обретение кротости, покоя, утешения.

«Придите ко Мне, все измученные и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» . Матф.11:28,29.

Много было прекрасных лозунгов. Только их произносившие не следовали своим же призывам. Как и сегодня, зовущие «на бой кровавый, святой и правый», отсиживаются в «палатах грановитых». Не так Иисус. Слова Его в невероятной по напряжению борьбе плоти и духа: «Отче Мой! Если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем, не как Я хочу, но как Ты» . Являют наивысший образец кротости. Чаша ведь не с ароматами, но полная смертельного яда. А слово со креста: «Отче! Прости им, ибо не знают, что делают ». Это слово заступничества не за тех, кто подвизается за Него, но за тех, кто его убивает. Здесь стынет кровь. Мороз по коже. И кажется, погибает надежда. И Любовь отвержена с презрением. И смерть торжествует. Но вот оно Воскресение! Христос воскрес из мёртвых! Вот Победа жизни. Смерть не могла удержать Его! Вот и восхождение в Небесный Дом к Отцу. Блаженны кроткие. Они наследуют землю. Момент общения с Иисусом невероятным образом воздействует на душу. Как будто духовный рентген просветил всю мою жизнь, самые потаённые закоулки памяти, и в развёрнутой картине обнаружилось поле моей житейской битвы, на котором жертвы моей невоздержанности, израненные, униженные, отверженные, осмеянные, и я сам в этом соборе «тварей дрожащих», самый униженный и обезображенный, сам жертва. И все «достоинства», за которые не щадя живота ни своего, ни живота ближнего, я бился всю жизнь, суть пустота. «Суета сует. Всё суета»! «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю ». Я понял. Наглые и крикливые, дерзкие и необузданные, самой крикливостью своей заглушаем мы голос истины, голос совести, голос Божий. Гиперактивность забирает всю жизненную энергию, так что исчезает даже способность остановиться и задать вопрос. «Что же я делаю? В чём смысл жизни моей? А что потом? Куда я приду»? Здесь, на холме, произошло чудо. В моё сердце проник свет. В мое сердце проникла жизнь.

Наследие в устах Иисуса звучит как слово о смысле бытия. В идеологии безбожия, жизнь есть существование без смысла и без наследия, разве что в виде оградки на месте погребения останков тела. В этом слове Иисуса, наследие предложено не как плата, не как мотивация к кротости, но как откровение мне, ищущему некоего твёрдого результата жизни, земли обетованной. Не сила. Не власть. Не непокорность. Не богатство. Всё это проявление плоти, разжигающие амбиции человека, ведущие его на завоевание пространства, богатства, славы. И, однако, всякий уходящий с земли, ничего не способен взять с собой. Продираясь сквозь ограды могил, на высоких, чёрного мрамора надгробиях, я вижу надписи, говорящие о величии погребённых здесь останков. Я понимаю, что это и есть то, что выдали обладателю этого поселения сильные мира сего, обманувшие его «учёные» безбожники, погревшие руки на его таланте, проходимцы, снаряжённые самим дьяволом. Здесь, в этой же земле, и забытые всеми с упавшими и сгнившими деревянными крестами, наследие простолюдин, заставляющие живых решать не решаемую задачу:- «так кто же с кем сравнялся в этом вечном городе тишины и покоя»? Это вовсе не то наследие, которое живые ценят. Это не то наследие, которое завещают своим детям. Это не то наследие, которое потомков делает состоятельными людьми. Это не то наследие, которое живые берегут, приумножают и передают своим потомкам с добрым словом напутствия. Это смешение тщеславия, с пустотой, разрушенных амбиций с неугасающей гордостью. И при всём блеске золотых букв, это место краха человека и человечества. Это смерть. «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю ».

После сознания своей нищеты и слёз раскаяния, слова Иисуса проникают в душу, в которой обнаруживается дух, воспринимающий слова Господа, как реальность, как достоверную истину, которая буквально материализуется в способности видеть невидимое. Кроткие наследуют землю. Они не завоёвывают её. Не покупают. Не выигрывают в лотерею. Они наследуют, т.е. получают по завещанию, по решению, по обещанию Хозяина Вселенной. Слова Иисуса открывают дверь из мира видимого, временного, в мир невидимый, мир вечный, в мир Царства Бога Отца. Таковых есть Царство Небесное.

Это Небо открытое, и вечность манящая, доступная, реальная, обитель Бога Отца. «Отче наш, Сущий на небесах» – уже не религиозная формула, но чистое, наивное, доверительное обращение чада к отцу своему. «В доме Отца Моего обителей много» – слова Иисуса Христа буквально открывают двери в Космос, не как таинственный, неведомый, холодный и тёмный мир бесконечных галактик, но как Дом небесного Отца. Это предчувствие обретения покоя. Это вхождение в тишину, в которой подобно ученикам Иисуса Христа, Петру, Иакову и Иоанну, хорошо быть, просто рядом с Иисусом. И шатра не надо, ибо мир и покой сердца наступает, белизна, что есть святость, достигает своего апогея, и сердце смолкает и бунтующий разум усмиряется, и исчезает боль и горе, и память свободная от обид, от жажды мести, уже не беспокоит и не зовёт на поля сражений. Утешение. Тишина. Покой. Блаженство.

С давних пор, как Творец изгнал из рая наших прародителей, человек странствует по земле, ища прибежища, как бомж, утративший права на жилище, лишившийся права наследства, по своему разгильдяйству, или же по произволу внешних сил зла. В таком состоянии для человека каждая помойка – столовая, каждый подвал гостиница. Известное присловье «Нам бы только день простоять, да ночь продержаться» давно уже стало национальной идеей. Но ведь и преуспевшие в этой драчке за место под солнцем, те, которые отхватили «уголок рая», оградив его высоким забором, выставив охрану, вовсе не обрели покоя. «Потому что все дни его – скорби, и его труды – беспокойство; даже и ночью сердце его не знает покоя. И это – суета»! Еккл.2:23. Это тревожное чувство суета. Оно инстинктивно нейтрализует пустоту души. Оно порождает страх. Страх рождает страсть. Страсть вынуждает человека мобилизовать все ресурсы и предупредить злоумышленников, поразить их, отстоять и умножить свою землю. Захватывая новые и новые территории земли, человек вместо ожидаемого покоя, получает многократно умноженное чувство страха, ибо увеличивая границы «своего» поместья, захватчик неизбежно увеличивает и количество врагов вокруг себя. Живя в состоянии постоянного страха, он мечтает о «земле обетованной», где течёт молоко и мёд. О такой бесплодной страсти в своё время Лев Николаевич Толстой много размышлял. Прочтите его рассказ «Много ли человеку земли надо?»

Заколдованный круг. Бомж мечтает об уголке, о лавочке под деревом, думая, что это и есть рай. Человек, обладающий и домом и лавочкой и деревом, обнаруживает пустоту в себе самом, продажность и лживость окружающих друзей – льстецов, и множество завистников-врагов. Конечно, эта картина страдает крайностями. Между бомжами и хозяевами жизни, приютилось огромное число середняков, людей живущих скромно, от зарплаты до зарплаты, от отпуска до отпуска, от рождения до смерти. Но в этой серой массе, как в спящем вулкане совершаются незримые процессы, которые в определённое время взрываются, извергая на поверхность земли и в атмосферу массы пепла, огня и лавы, сея смерть вокруг себя. И опять перед глазами Христос. В ореоле святости, отстранённый от боли и поражённый нашей болью, неземной, и земной одновременно, не имеющий где голову приклонить, обладающий всем и нам предлагающий всё! «Ищите же прежде Царства Божьего и правды Его, и это все приложится вам ». Матф.6:33.

Это теперь, слезами покаяния душу свою, очистив, я прозреваю и духом и умом. Блаженство плача оказывается ещё и в том, что слёзы омывают глаза сердечные. Под воздействием слёз раскаяния, вдруг открывается реальное состояние и моё собственное и мира, и его заманчивых предложений, которые увлекали меня, за которыми я бежал, задыхаясь, спеша урвать кусок призрачного счастья прежде, нежели мой ближний успеет сделать это, оставив меня за бортом.

Слова Иисуса Христа: «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю » проникли в моё сознание, как Божественное откровение. Укрощённая плоть смолкла, смирилась. Замерла. Дух воскрес. Покоем наполнилось естество моё. Не надо никуда бежать. Не надо мстить. Не надо доказывать. Не надо обвинять. Покой в самом эпицентре войны, где под несмолкаемый гомон возмущённых сородичей идёт борьба за счастье, борьба не на жизнь, а на смерть. На смерть? На смерть! Вот ведь как. Это утверждение ведь не новое. На смерть я посвящал себя, обрекая и ближних своих. Не хочу на смерть. Хочу на жизнь. И естество моё наполнилось неизвестным доселе чувством удовлетворения. Довольством. Полнотой. Потрясающее чувство. Снизошла благодать. Бог мой Отец. Небо мой дом. Блаженны кроткие. Вот оно счастье!

Нагорная проповедь Христа – это событие из Евангелия, когда Господь дал Свой новозаветный закон, главные заповеди христианства. Они являются концентратом всего учения христиан, вечной небесной истиной, не подвластной времени и актуальной для человека из любой культуры и страны. Христиане, как те, кто стремится к бессмертию, стараются усвоить непреложные законы добра, которые «не пройдут» (Мк 13:31). Все конфессии без исключения убеждены в толковании заповедей Блаженства – они ведут человека в рай.

Заповедей Блаженства всего девять, но они составляют лишь часть Нагорной проповеди, которая имеет колоссальное значение в учении христиан. Проповедь подробно изложена в 6 главе Евангелия от Луки и, кроме изложения заповедей, включает свод емких тезисов, которые часто можно услышать в народе: «вынь прежде бревно из твоего глаза», «не суди и не судим будешь», «какою мерою мерите, такою же отмерится и вам», «всякое дерево познается по плоду своему» – все эти обороты русской речи, ставшие народными, являются прямыми цитатами Спасителя из 6 главы Евангелия от Луки.

Девять заповедей Блаженства – заповеди счастья Иисуса Христа

Если Моисея, данные ему на горе Синай, являются по сути запретительными: в них сказано как нельзя поступать, чтобы угодить Богу, это строгие заповеди – то в Нагорной проповеди, как и во всем христианстве, заповеди наполнены духом любви и учат, как нужно поступать. Есть и еще одна параллель между заповедями Ветхого и Нового Заветов: древние заповеди написаны на каменных скрижалях (плитах), что является символом внешнего, грубого восприятия. Новые же написаны на скрижалях сердца верующего человека, который будет добровольно исполнять их, – Святым Духом. Поэтому люди иногда называют их моральными, нравственными заповедями христианства. Текст заповедей Блаженства мы находим в двух Евангелиях:

  1. Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.
  2. Блаженны плачущие, ибо они утешатся.
  3. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.
  4. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.
  5. Блаженны милостивые, ибо они будут помилованы.
  6. Блаженны чистые сердцем, ибо они увидят Бога.
  7. Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.
  8. Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.
  9. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах» (Мф. 5:1-12).

Господь в этих заповедях говорит о том, каким должен стать человек, чтобы обрести полноту жизни. Блаженство – это совокупность тех качеств, которые делают человека счастливым, без всякого недостатка. Это радость, она неэмоциональна и сокровенна, но реальна настолько, насколько человек способен ее вместить – с ней христиане живут уже в этом мире, и они заберут ее с собой в вечность.

Трактование заповедей

Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.

Счастливы не считающие ничего своим и признающие, что все принадлежит Создателю, и он дает и забирает – у кого хочет. Счастливы способные смиряться – они знают высоту Бога и свое недостоинство перед Ним, не кичатся мнимыми заслугами, осознают немощь духа и бренность тела. Нищета духовная – это способность просить и получать просимое. Счастливы простые люди, как дети, нищие достоинством и высоким мнением о себе, многими заслугами не требующие к себе должного отношения: они думают о себе просто, стремятся помочь искренно, выслушают хотящих сказать с интересом, а не ради приличия. Они не осуждают и принимают все с радостью и верой.

Блаженны плачущие, ибо они утешатся.

Счастливы плачущие о грехах – именно о них стоит плакать, чтобы приобрести покаянный дух, с которого начинается исправление жизни. Пока не будет навыка в этом плаче – о своих грехах, пороках и худой природе, — не будет деятельной жизни, которой хочет от нас Христос, сказавший через апостола, что «вера без дел мертва» (Иак.2:26).

Плач о грехах в церкви называют радостнотворным плачем – и это действительно так. Те, кто был на исповеди, ощутили это. Ведь именно после таинства Покаяния человеку прощаются грехи, и он становится способным услышать это благоухание радости, рождаемое от мирной совести и предчувствия бессмертия.

Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.

Счастливы победившие гнев и заставившие его служить себе. Внутренний гнев необходим, если он настроен правильно: человек должен гневно отторгать от себя все то, что удаляет от Бога. Кроткие – это не те, кто никогда не гневается, это те, кто знает, когда гневаться нужно, а когда нет. Кроткие подражают Христу, ведь Он, когда увидел в храме непотребную торговлю, то взял кнут и разогнал торгующих, опрокинув столы с деньгами. Он ревновал о Доме Бога Своего и поступил правильно.

Кроткий человек не боится поступать правильно и проявлять разумный гнев, когда он защищает интересы ближнего или Божии. Кротость – это чувство глубокого самовоспитания, когда, в согласии с совестью и Божиими заповедями, своих врагов любишь.

Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.

Ищущие истину – найдут ее. Ищущих Бога Христос находит Сам – как Пастырь свою овечку. Счастливы неутомляемые в этом поиске, те, кого не устраивает только комфорт и достаток. Кто откликается на зов сердца и идет на поиски своего Спасителя. Награда этим людям велика.

Счастливы те, кто пуще воды и хлеба ищет своего спасения и знает свою нужду в этом. Счастливы те, то деланием добродетелей стремится познать Бога и помнит, что от собственных дел оправдаться невозможно.

Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.

Дела милосердия – прямой путь на небо. Согласно прямым словам Спасителя, помогая больным, нищим, страдающим, заключенным, странникам, нуждающимся – мы помогаем в их лице Самому Христу. Счастливы, кто научился отдавать себя ближним, чтобы приносить пользу и вселять в людей веру в добро.

Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.

Те, кто упражняется в искренности, доверии Богу, молитве приобретают чистосердечие. Это счастливые люди, свободные от злых мыслей, имеющие власть над своим телом и подчиняющие его духу. Только очищенное сердце видит вещи, как они есть, и способно правильно воспринимать Писание без подсказок.

Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.

Счастлив, кто примиряет человека с Богом. Кто личным примером показывает, что можно жить в ладу со своей совестью, с мирным устроением духа идти по жизни. Особую награду получит тот, кто примиряет враждующих, нечестивцев – обращая их к Богу. Господь наш Иисус Христос, Сын Божий, примирил Бога с людьми, соединил мир людей с миром Ангелов, которые дают теперь нам свое заступничество, охраняют нас – поступающий также будет наречен сыном Божиим.

Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.

Счастливы не боящиеся исповедовать Христа перед лицом опасности. Кто не отказывается от путей добра, убеждений, верности – когда его преследуют за это. Такие люди получают в награду бесчисленные богатства, которые невозможно потерять и испортить.

Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас.

Счастливы верные Христу до смерти. Они разделят со своим Богом Его Царство и будут царствовать вместе с Ним – именно это обещано всем мученикам и исповедникам за веру. Счастливы вы будете, когда будут на вас клеветать, обзывать, пытать, убивать за имя Христово. Вас ждет самая высокая награда, невыразимая и неисчерпаемая. Так сказал сам Творец неба и земли, наш Создатель. И у нас нет причин не доверять Ему – в этом высший смысл, так как сказано:

«Ибо всякий огнем осолится, и всякая жертва солью осолится» (Мк 9:49).

Соль – это благодатное слово, которое должно быть у христианина, чтобы он стал благоприятной жертвой для Господа. А огонь – это очистительное испытание страданиями за веру, которое должен пройти каждый христианин – ради подражания Христу.

Толкование заповедей Блаженства и вникание в их смысл способно изменить человека кардинально. Человеку под силу преодолеть природу и привычки, так как на этом пути наш Помощник – Сам Бог. Поделившись с нами Своими заповедями, Господь перечислил собственные качества. Качества Бога имеют нетварную природу и называются добродетелями. Эти добродетели – характер Бога, их призваны соблюдать христиане, чтобы стать похожими на Христа.