Что должны знать наши дети о великой отечественной войне и второй мировой.

"Дорогами памяти" - так называется автопробег Мурманск-Брест, приуроченный к 75-летию начала Великой Отечественной войны . Автопробег стартует из Мурманска 12 июня 2016 г.

22 июня 1941 года война вошла в дом каждой советской семьи. Она стала одним из самых страшных событий в истории нашей страны . А еще - это целая эпоха, разделившая российскую историю на довоенный и послевоенный период.

Ежегодно итоги этой великой борьбы отмечаются в каждом городе бывшего Советского Союза. В этом году исполняется ровно 75 лет с момента начала самой кровопролитной войны в истории нашей страны. Люди помнят, хотя прошло уже столько лет. И эту память просто необходимо передать своим детям и внукам.

Причины великой трагедии

Основная причина Первой мировой и Великой Отечественной войн - безудержное стремление Германии к мировому господству. Именно из-за этого немцами были организованы военные походы на соседние страны.

После Первой мировой войны в Германии случился жуткий экономический кризис не в последнюю очередь вызванный стремлением стран Антанты подавить любые военные движения внутри страны. Гитлер , придя к власти, провел некоторые реформы. Благодаря им, у страны получилось нарастить военную силу, а также стабилизировать экономическую ситуацию. Гитлер хотел взять реванш, считая что Первая Мировая поставила Германию на колени и теперь, по его мнению, настал момент, чтобы с этих колен подняться. В 1939 году им было организовано вторжение сначала в Польшу, а затем в Чехословакию.

Германия и СССР ранее подписали договор о ненападении, однако в 1941 году он был нарушен. Фюрер разработал план «Барбаросса». Операция была направлена на молниеносный захват: Гитлер решил в сжатые сроки - 2 месяца - подчинить себе Советский Союз.

Но немецкий лидер недооценил русский народ и советскую армию, и, конечно же, он не предполагал, что молниеносная операция затянется на 4 года. Но именно нападение на СССР стало началом конца Третьего рейха .

Основные этапы и участники сражений

Во Второй Мировой войне участвовало шестьдесят два государства. Основные из них следующие:

1. Страны, которые выступали на стороне Германии: Италия, Япония , Венгрия, Таиланд, Ирак, Румыния, Финляндия, Болгария.

2. Страны, которые выступали против фашизма: СССР, Британская империя, США, Франция, Польша, Китай, Бельгия, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Югославия, Греция, Дания и пр.

Основными этапами войны с фашистами были следующие:

22.06.1941 - 18.11.1942 г. Начальный период войны. Немецкие войска, захватив Литву, Эстонию, Молдавию, Латвию, Украину и Белоруссию, двинулись на Москву. Также были битвы за Новгород, Ленинград, в этот период и началась блокада.

1942 - 1943 гг. За этот период советская армия перешла в статус атакующей. Она разгромила несколько армий противников, в результате чего линия фронта отодвинулась на запад.

1943 - 1945 гг. Заключительный этап войны, в продолжении которого Советский союз отвоевал захваченные территории, а потом взял Берлин. 8 мая Германия объявила капитуляцию.

Страшные факты о Великой Отечественной Войне

  • Во время Холокоста была уничтожена треть живших на земле евреев , из них 1,1 миллион детей.
  • Планы Гитлера по поводу Москвы были таковы: захватить город, убить всех жителей, уничтожить российскую столицу, а на ее месте сделать искусственное водохранилище.
  • За время Сталинградской битвы солдаты Красной Армии убили больше немцев, чем американские военные за весь период войны.
  • Во время Отечественной войны погибло 28,5 миллионов человек, ранено - 46 миллионов 250 тысяч.
  • 46-й Таманский полк состоял из 18-20-летних девушек , которых немцы называли «ночными ведьмами ». Они управляли самолетами У-2. Героя Советского Союза присвоили 23 солдатам этого полка.
  • Награду «За боевые заслуги» получила одна из собак минно-розыскной службы. Пса звали Джульбарс. Он обнаружил семь с лишним тысяч мин и около 150 снарядов. Перед окончанием войны собака была ранена, из-за этого не могла шествовать в Параде Победы. Сталин приказал Джульбарса нести на своем кителе.
  • Японский лейтенант Онода Хиро возглавлял во время войны партизанский отряд. Растеряв своих солдат, он в 1944 скрылся в джунглях на Филиппинах, где еще около 30 лет вел партизанскую деятельность (до 1974 года) и не верил, что война закончилась.
  • В период блокады Ленинграда в городе погибло больше людей, чем солдат Англии и США вместе взятых.
  • Кумиром Гитлера был Генри Форд. Портрет промышленника висел в кабинете фюрера.
  • Автомобили марки «Фольксваген» появились благодаря Гитлеру. Он поручил сделать для немцев надежную и общедоступную машину.
  • Приветственно поднятая рука была позаимствована немцами у фашистов Италии, а те в свою очередь позаимствовали жест из Древнего Рима .
  • К началу войны все страны имели химическое оружие, но по Женевскому протоколу они не могли его применять. Япония и Италия, воевавшая в Эфиопии, тем не менее, проигнорировали этот протокол.

Война оставила страшный отпечаток в истории каждой семьи. Победа над фашистами стала переломным моментом. Узнать больше об этом страшном периоде в истории страны, скачать презентацию о ВОВ или прочесть книги из библиотеки Историка можно в любой момент просто выйдя в Интернет.

Об этой трагедии должен знать каждый. Ведь именно силами советской армии была завершена эта бойня, а Германия перестала претендовать на мировое господство.

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Шаг первый: с чего начать?

Самое сложное в любом деле – определить, что же нужно сделать в первую очередь? Я рекомендую разделить события Великой Отечественной войны на периоды (их должно быть три) – попытайтесь сделать это сами или загляните во всемирную паутину. Так вам будет гораздо легче ориентироваться в них впоследствии. Также немаловажно узнать предысторию конфликта, это позволит оценить уровень опасности войны для государств, выделить союзников обеих сторон.

Определив основные периоды войны, по месяцам распределите события в каждом из них – факты запоминаются гораздо легче в связке со временем года.

Шаг второй: читаем источники.

Итак, мы уже знаем, что за чем произошло и даже немного ориентируемся в датах. Чтобы закрепить информацию и систематизировать ее, скачайте таблицы по Второй мировой войне, как правило, в них указывается наиболее важная информация, которая легко «раскладывается по полочкам».

Для того, чтобы углубить свои знания, необходимо почитать документы по периоду. Это не относится к профильному уровню подготовки, ведь многие из них встречаются во второй части экзамена, поэтому ознакомление с ними тоже важная часть подготовки.

Шаг третий: встречи глав государств.

Данная тема, а именно конференции в годы Второй мировой, часто вызывает трудности у выпускников. Поэтому учить их необходимо отдельным блоком, и строго обязательно не относиться к данному вопросу поверхностно. Составители ЕГЭ очень любят включать вопросы по этой теме в задание номер 8, а также в задание номер 11, которое оценивается тремя первичными баллами. Согласитесь, потерять их будет очень обидно!

Шаг четвертый: маршалы Победы.

Если вы уже выучили очередность событий, почитали исторические источники и ознакомились с таблицами, то самое время переходить к личностям. Нельзя не заметить обилие действующих лиц Великой Отечественной войны, особенно командующих и маршалов Советского Союза. Однако сложность в их запоминании состоит не столько в их количестве, сколько в том, что необходимо знать, в какой из битв принимал участие каждый из них. Я действовала по совету Ивана Сергеевича: создайте буквенное сокращение сражений, например «М» — Московская битва, «СТ» — Сталинградская битва. То же самое проделайте и с маршалами, сократив их фамилии до одной или двух букв. После этого вы легко сможете выучить буквенные коды сражений в связке с личностями: «Б» (Берлинская операция) – «РЖК» (Рокоссовский, Жуков, Конев).

Шаг пятый: герои войны.

Экзамен по истории включает в себя также несколько вопросов, в которых может понадобиться знание героев Великой Отечественной войны. Для их запоминания разбейте героев на группы, в которых выделите снайперов, летчиков и так далее. Это поможет вам не запутаться кто есть кто и быстро вспомнить всех героических личностей по каждому направлению.

Шаг шестой: запоминаем даты.

Вы уже отлично знаете всю хронологию, но некоторые даты вылетают из головы? В таком случае вам поможет система паттернов, которой часто пользуются иностранцы. Выпишите даты в таблицу (или создайте в Excel), создав пробелы в шахматном порядке: есть дата, но нет события и наоборот. Затем просто заполняйте подобные карточки в течение дня, и даже самые сложные факты легко запомнятся на долгое время.

Шаг седьмой: ищем глобус.

Карты – важнейшая часть любой темы, с которой часто возникают проблемы, а карты по Великой Отечественной войне вообще считаются одними из самых сложных. Но не спешите паниковать, ведь работа с ними на самом деле не требует труда, если знать некоторые лайфхаки. Как правило, на любой карте есть подсказки, которые могут навести вас на мысль: поищите фамилии полководцев, даты сражений или названия фронтов. Также полезно знание маркеров (их нужно будет предварительно выучить), так как каждое событие имеет свою особенность, например, вы вряд ли сделаете ошибку, если вспомните, о чем говорит название «Прохоровка» неподалеку от Курска.

Шаг восьмой: даешь культуру в массы.

Многие выпускники недостаточно внимания уделяют вопросу культуры времен Великой Отечественной войны и делают это зря. В заданиях ЕГЭ часто встречаются вопросы, требующие знаний по этой теме, поэтому совет выучить культуру периода ВОВ лишним не будет. Для запоминания я пользовалась карточками, на которых с одной стороны писала или печатала памятник культуры, а на другой писала его автора и время создания – такой способ позволяет легче выучить материал и быстрее найти его, если необходимо повторить.

Шаг девятый и самый приятный: отдыхаем с пользой.

Запомнить любую эпоху гораздо проще, если «пожить» в ней некоторое время. Наилучшим образом это можно сделать через фильмы, книги, сериалы и все, что доставляет нам удовольствие. Ищите интересные произведения по периоду Великой Отечественной войны и смотрите фильмы – в них через историю главных героев повествуется и история огромного конфликта, приведшего к многочисленным жертвам. Здесь вам помогут и уроки литературы, поэтому не забывайте про тему 1941—1945 годов в поэзии и прозе.

Шаг десятый: контрольный.

Вы прошли огромный путь, выучив огромное количество информации. Однако часто случается так, что мы что-то упускаем из виду. Для того, чтобы этого не случилось, советую проверить себя, прорешав тематические тесты. Они бывают как по всей Великой Отечественной войне, так и по ее периодам. Если у вас есть ошибки, определите основной блок, в котором возникают проблемы – это могут быть маршалы, герои, даты или что-то иное, а затем просто доучите то, что вызывает трудности при решении. Profit!

Удачи в подготовке. Просто приложите некоторые усилия, и результат не заставит себя ждать!

Похожие материалы

— Я хочу, чтобы мои дети знали, что в истории их Родины был такой момент истины — глубоко трагический и героический одновременно. Считаю, что эта Война и Победа — предмет национальной гордости нашего народа.

Хочу, чтобы мои дети, не впадая в квасной патриотизм, могли в любом уголке мира свободно объяснить — какую цену мы заплатили за освобождение своей земли и что такое наш вклад в разгром третьего рейха союзными войсками.

То, что сегодня мы можем позволить себе быть объективными — видеть не только доблестные операции на фронтах и мастерство наших полководцев, но и другие аспекты войны: голод, тяжелейший труд, лагеря. Все это не только не умаляет роли нашей страны — напротив, подчеркивает героизм и стойкость нашего народа.

Губернатор Красноярского края

— Мои дети в первую очередь должны знать, что Великая Отечественная война — это была война народная, война великая.

Вторая мировая война занимает особое место в истории нашей страны и всего человечества. Никакая Америка, никакая Великобритания не одолели бы фашистскую Германию, могучую военную машину Гитлера, если бы не мощь СССР, если бы не фантастическое мужество и самоотверженность советского народа, если бы не потрясающий героизм советских солдат и офицеров, если бы не ум, выдающийся военный талант и железная воля советских полководцев.

Мои дети должны знать и помнить, какой ценой была завоевана их сегодняшняя счастливая жизнь, расти патриотами своей Родины, и по примеру своего народа быть смелыми, никогда не терять человеческого достоинства и чести.

ЗАО «Ванкорнефть»
Генеральный директор

— Самое главное, чтобы они помнили тот подвиг, который совершили наши дедушки и прадедушки. Хочу, чтобы мои дети знали, как страшно, когда происходят великие войны, в которых погибает огромное количество людей. Знали, что войны останавливают развитие мира, что потом тратятся года на восстановление.

Хотела бы, чтобы мои дети запомнили те уроки, которые преподнесла нам Великая Отечественная война, знали, что всегда можно находить компромиссы, договариваться и не допускать конфликтов. Хочется, чтобы дети знали, что плохой мир лучше хорошей войны.

Филиал ОАО «МТС» в Красноярском крае
Директор

— В первую очередь в своих детях мне бы хотелось воспитать уважение к истории, в том числе и военной, вне зависимости от ее контекста. Многие события военных и поствоенных лет довольно спорны, но очевидно одно — каждое последующее поколение должно относиться к Великой Победе с уважением не меньшим, чем предыдущее.

Мне бы хотелось, чтобы правнуки и праправнуки ветеранов знали и понимали, какой ценой эта Победа далась русскому народу, ценили мужество и героизм своих предков, отдавали себе отчет в том, сколько горя и кровопролития принесла война русской земле.

Мне бы хотелось, чтобы мои дети детально ориентировались в событиях военных лет. Хотя бы для того, чтобы понимать ход истории своей страны, что невозможно сделать, исключив события 1941-45 гг.

Война принесла с собой боль и утраты, трагедии и разрушения, но вместе с тем именно в это время страна узнала имена Героев, в том числе и маленьких Героев с большим сердцем. Мне кажется, что изучение своей военной истории воспитает в моих детях благородство, сострадание и уважение к людям, кому эта Победа стоила жизни...

ООО «Студия Екатерины Алтаевой»
Ведущая

— Сложный вопрос. Живых свидетелей тех страшных событий становится с годами все меньше. И скоро их не останется совсем. А значит, и память о них постепенно будет уходить в прошлое.

Я думаю, для того, чтобы об этих событиях помнили, нужно, чтобы государство культивировало победу в Великой Отечественной войне как национальную идею. Очевидно, что так оно и будет в нашей стране, но при этом хотелось бы, чтобы молодое поколение не просто знало о событиях, но и относилось к этим событиям с большим уважением.

Чтобы знать войну, нужно понимать какого масштаба были происходящие события, в каких условиях велась война. Необходимо, чтобы современные дети, как и мы в свое время, имели возможность прочувствовать это. Поэтому я хочу, не только для своих детей, но и для детей вообще, чтобы объем информации о Великой Отечественной войне не сокращался, а великий подвиг постоянно пропагандировался в школьной программе.

Пусть дети знают, что мы победили не одни, но роль нашей страны была определяющей. Хочу, чтобы они не просто знали, но и понимали какую страшную цену заплатил русский народ за эту Победу.

ГК «Сибирская губерния»
Вице-президент

© МГ «Дела»
© АРК «БрэндОН»

К началу Великой Отечественной фашистская Германия уже оккупировала почти всю Европу и решила расширить свои владения на востоке счет Советского союза. Германия рассчитывала на быструю войну, однако она недооценила противника, и план блицкрига провалился. Это произошло во многом благодаря героизму народа нашей страны. Несмотря на неожиданное и вероломное нападение, наши отцы, деды и прадеды смогли переломить ход войны и освободить Европу от фашизма.

Разберемся в терминах

Некоторые путаются даже в датах: когда была Великая Отечественная война, а когда Вторая мировая? И в чем между ними разница?

Великая Отечественная война 1941 - 1945 годов является составной и решающей частью Второй мировой, которая началась еще в 1939 году с агрессии нацистской Германии в отношении европейских государств. Из них отразить нападение нацистов смогла только Великобритания.

Нападение немецких войск и их союзников на СССР называют Великой Отечественной войной в России и постсоветских государствах. В англоязычных странах используется термин Eastern Front of World War II (Восточный фронт Второй мировой войны), в Германии - термин Deutsch-Sowjetische Krieg (немецко-советская война), поскольку в 1941-1945 годах боевые действия происходили и на других театрах Второй мировой - в Тихом океане, Средиземноморье и Африке, а в 1944 году в Европе открылся второй фронт.

Вопреки распространенному мнению, с капитуляцией Германии в мае 1945 года Вторая мировая война не закончилась. Последний союзник фашистов, Япония, не хотела капитулировать. Однако ей все-таки пришлось подписать акт о капитуляции после поражения, понесенного от советских войск, и после атомных бомбардировок Хиросимы и Нагасаки Вооруженными силами США. Таким образом, Вторая мировая война закончилась в сентябре 1945 года (при этом СССР и Япония так и не подписали мирный договор).

Расстановка сил перед войной

Обстановка перед началом Великой Отечественной была накалена до предела. На границе в СССР у Германии и ее союзников уже были 5,5 из 8,5 миллионов военнослужащих, а также более 47 тысяч орудий и минометов, более 4 тысяч танков, около 5 тысяч боевых самолетов.

У Советского Союза в приграничных с Германией районах находились 2,9 миллиона военнослужащих Красной Армии, почти 33 тысячи орудий и минометов, более 14 тысяч танков и более 9 тысяч самолетов. Общий численный состав Красной Армии и Военно-Морского Флота СССР тогда составлял 4,8 миллионов человек.

Союзники

Войну против СССР Третий Рейх начал не один. До 1943 года на стороне немцев в войне участвовали Италия и «Голубая дивизия» добровольцев из Испании, до 1944 года - Румыния, Словакия, Финляндия и Болгария. Союзниками Германии также были Венгрия и Хорватия. Были и другие страны, которые сотрудничали с Рейхом во Второй мировой. Особенно среди них выделяется Япония, которая, как и Италия была одной из трех стран «оси».

Во главе же антигитлеровской коалиции наряду с Советским союзом стояли США и Великобритания. Всего в коалицию входило 26 государств мира. Однако еще до открытия второго фронта, в 1942 году, французское освободительное движение Шарля де Голля «Сражающая Франция» направило в помощь СССР французских летчиков и механиков.

В результате в городе Иваново была сформирована знаменитая французская авиационная эскадрилья «Нормандия - Неман», которая участвовала в Курской битве, в Белорусской операции, в освобождении Литвы и в боях в Восточной Пруссии.

Что такое «Барбаросса»

План нападения на СССР немцы назвали операцией «Барбаросса» в честь жившего в Средние века короля Германии и императора Священной Римской империи Фридриха I.

Это был выдающийся немецкий монарх, предпринявший немалое количество военных походов, в том числе возглавлявший Третий крестовый поход к Святой земле. Прозвище Барбаросса, что по-итальянски означает «рыжая борода», Фридрих I получил во время походов в Италию.

О «жизненном пространстве» на востоке

Намерения нацистской Германии относительно СССР отражены в так называемом «Генеральном плане Ост».

«Генеральный план Ост» представлял собой ряд документов, в которых достаточно подробно говорилось о том, как именно немцы собирались использовать «жизненное пространство» на востоке.

Захваченные земли в случае победы нацисты хотели очистить от местного населения и колонизировать, природные богатства - присвоить. Всех евреев фашисты намеревались физически ликвидировать еще до начала переселения, а славян (русских, поляков, белорусов, украинцев, чехов) изгнать с занимаемых ими земель и передать эти земли немцам. Небольшую часть местного населения предполагалось подвергнуть ассимиляции - «онемечиванию».

По мнению советских ученых, под выселением немцы на самом деле понимали истребление.

Дети без прошлого

В 1941-1944 годах нацисты тысячами вывозили из СССР и Польши маленьких детей «нордической внешности» в возрасте от двух месяцев до шести лет. Они попадали в детский концентрационный лагерь «Киндер КЦ» в Лодзи, где определяли их «расовую ценность».

Дети, которые прошли отбор, подвергались «начальной германизации». Им давали новые имена, подделывали документы, заставляли говорить по-немецки, а затем отправляли в приюты «Лебенсборн» для усыновления. Далеко не все немецкие семьи знали о том, что усыновленные ими дети вовсе не «арийской крови».

После войны на родину вернулись только 2-3% похищенных детей, остальные же выросли и состарились, считая себя немцами. не знают правды о своем происхождении и, скорее всего, уже никогда не узнают.

Людские потери

За годы войны наша страна потеряла столько людей, что до сих пор трудно подсчитать точное число всех тех, кто был убит, погиб в период оккупации, пропал без вести, был вывезен на работы в Германию и попал в плен.

По современным оценкам, людские потери СССР за время войны составили более 26 миллионов человек. Из них 8,7 миллиона человек - погибшие советские солдаты. 7,4 миллиона человек - преднамеренно истребленное мирное население. 6,1 миллиона человек - мирное население, погибшее во время оккупации.

В то же время Германия и ее союзники потеряли 8,6 миллионов человек, из них 7,1 миллиона человек - немецкие военнослужащие.

Использованы данные статистического исследования «Россия и СССР в войнах XX века: Потери вооруженных сил» под редакцией кандидата военных наук, профессора АВН генерал-полковника Г. Ф. Кривошеева.