Церковь празднует третье обретение главы святого иоанна предтечи. Горький праздник: обретение Главы Иоанна Предтечи

Память в честь третьего обретения главы Иоанна Предотечи совершается Церковью 7 июня (25 мая по старому стилю).

Третье обретение главы Иоанна Предотечи. История праздника

Существуют предания о трех обретениях главы Иоанна Предотечи , в честь каждого установлено отдельное празднование. Первое обретение состоялось в IV веке, второе - в V веке, а третье - в IX веке. Последующая история святыни остается неясной. Приверженцы ислама (Иоанн Предотеча почитается у них как пророк Яхья ибн Закарийя) считают, что глава Иоанна Крестителя находится в мечети Омейядов в Дамаске, а католики уверены, что честная глава пророка хранится в церкви Сан-Сильвестро-ин-Капите. Кроме этого, есть упоминания о передней части черепа, которая была привезена из четвертого крестового похода и хранится в соборе Амьена.

Иоанн Предотеча был ближайшим предшественником Исуса Христа, он предсказал пришествие Спасителя. Иоанн вел аскетическую жизнь в пустыне, а после вышел проповедовать покаяние для иудеев, крестил в водах Иорданских Исуса Христа, затем был обезглавлен из-за козней иудейской царевны Иродиады и ее дочери Саломеи. Иродиада была женой Филиппа, брата царя Ирода, но была отнята у него тетрархом Галилеи Иродом Антипой, за что Иоанн обличал последнего. Ирод Антипа заключил Иоанна в тюрьму, но казнить его не решался (Мф. 14:3-5, Мк. 6:17-20). Дочь Иродиады, Саломея, в день рождения Ирода Антипы плясала, что понравилось Ироду и гостям. В качестве награды Ирод пообещал ей исполнить любую ее просьбу. Она же, наученная своею матерью, попросила главу Иоанна Крестителя. «Царь опечалился, но ради клятвы и возлежавших с ним не захотел отказать ей» (Мк. 6:26). В темницу Иоанну отсекли главу и принесли на блюде Саломее, а та отдала ее своей матери. Тело Иоанна Предотечи было погребено его учениками, а о смерти сообщили Исусу (Мф. 14:6-12, Мк. 6:21-29).

Третье обретение главы Иоанна Предотечи состоялось после окончания периода иконоборчества. Из Константинополя главу Иоанна Крестителя во время волнений, связанных со ссылкой Иоанна Златоуста, перенесли в город Емессу, а затем в начале IX века в Команы, где прятали в период иконоборческих гонений. После восстановления иконопочитания на Константинопольском соборе в 842 году, по преданию, патриарх Игнатий (ок. 797 - 877 гг.) во время ночной молитвы получил указание о местонахождении святыни. По приказанию византийского императора Михаила III (840-867 гг.) в Команы было направлено посольство, которое около 850 года обрело главу Иоанна Предотечи в указанном патриархом месте. После этого глава была перенесена в Константинополь и положена в придворной церкви. Преподобному Феодору Студиту (759-826 гг.) приписывается речь на обретение главы Иоанна Предотечи, в которой описывается история ее третьего обретения. В небольшом гроте на месте третьего обретения главы имеется образ Иоанна Предотечи, почитаемый как нерукотворный.

Третье обретение главы Иоанна Предотечи. Тропарь и кондак празднику

Тропарь, глас 4

Ћ ко бжcтвеное сокр0вище сокровeно в8 земли2, х©ъ tкрhлъ eсть нaмъ главY твою2 прbрче и3 п®тче. вси ќбо сошeд8шесz в8 тоS о3брётеніе, пёсньми бGоглaсными сп7са воспоeмъ, спасaющаго нaсъ tтлS, мlтвами твои1ми.

Яко божественно сокровище сокровеное в земли, Христос открыл есть главу твою нам пророче и Предотече. Вси убо сошедшеся в тоя обретение, песньми богогласными Спаса воспоем, спасающего наш живот молитвами твоими.

Кондак, глас 2

П ррbче б9іи, и3 п®тче бlгодaти. главY твою2 ћко дaръ свzщeннэйшіи, t землS и3зъо3брётшеи, и3сцэлeніz всегдA пріeмлемъ. и4бо пaки ћкоже прeжде, в8 ми1рэ проповёдуеши покаsніе.

Пророче Божии, Предотече благодати, главу твою яко дар освящен на земли обретшии, исцеления всегда приемлем. Ибо паки яко же первее, в мире проповедует покаяние.

Третье обретение главы Иоанна Предотечи. Иконы

Благодаря троекратному обретению сложилась богатая и разнообразная иконография событий. Первой сформировалась иконография третьего обретения главы Иоанна Предотечи, которая существует в нескольких вариантах, изображающих разные моменты обретения: два мирянина выкапывают святыню из черной пещеры, процессия перенесения святыни во главе с императором и кадящим патриархом со свитой, богослужение над честной главой. В IX веке на основе третьего обретения складывается иконография первого и второго обретений: два монаха выкапывают кирками из пещеры главу (либо один из них, опустившись на колени, берет чашу с главой), либо глава лежит на земле, вокруг три человека в длинных монашеских одеждах держат зажженные свечи и благоговейно взирают на главу. В эпоху позднего средневековья в кратких циклах Жития Иоанна Предотечи обычно использовались собирательные образы обретений: единственное клеймо с изображением обретения, показывающее, как два монаха выкапывают главу из пещеры.

В русской иконописи позднего средневековья сложилась самостоятельная традиция изображения обретений главы Иоанна Предотечи. Выделяются ряд памятников второй половины XVI века, в частности, ярославская икона «Св. Иоанн Предотеча Ангел пустыни, с житием в 20 клеймах» из ярославской Никольской церкви (Николы Надеина) (1551, ЯМЗ), в которых история обретения разделена на три эпизода: в первом клейме в пещере спят монахи, к ним склоняется Иоанн Предотеча, сообщая о местонахождении святыни; во втором клейме два монаха выкапывают честную главу с помощью заступов; в третьем эпизоде снова изображены один или двое спящих, а под ними в пещере - глава Иоанна Предотечи, окруженная нимбом, над спящими склоняется Иоанн Предотеча.

Иоанн Предтеча был ближайшим предшественником Мессии. Он стал для человечества тем голосом, который взывал: «Уготовайте путь Господеви ». Он не просто проповедовал покаяние, но молил о покаянии всё человечество, ведь « приблизилось Царство Небесное ». Ещё об Иоанне Предтече написано, что он « глас вопиющего в пустыни ».

Этими словами подчеркивается особое значение подвига Иоанна Крестителя. Не он шёл к людям ради проповеди покаяния, но люди шли к нему за Крещением, чтобы очиститься от грехов, ощущая исключительность этого человека. Сам Господь сказал: «из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя ».

Кончина Предтечи трагическая. Все мы знаем, что дочь Иродиады Саломея (не названная в Евангелиях по имени) в день рождения Ирода Антипы «плясала и угодила Ироду и возлежавшим с ним ». В награду за танец Ирод пообещал Саломее выполнить любую её просьбу. Она, по наущению своей матери, которая ненавидела Иоанна за обличение её брака, попросила голову Иоанна Крестителя и «царь опечалился, но ради клятвы и возлежавших с ним не захотел отказать ей » (Мк. 6:26). В темницу к Иоанну был отправлен оруженосец (спекулатор), который отсёк ему голову и, принеся её на блюде, отдал Саломее, а та «отдала её матери своей ».

Первое обретение главы Иоанна Предтечи

Согласно Церковному Преданию, Иродиада не захотела отдать главу Предтечи, чтобы ученики похоронили её вместе с телом. Она спрятала главу в своём дворце. О местоположении главы знала благочестивая служанка Иоанна (женя домоправителя Ирода Хузы). Она положила святую главу в глиняный кувшин и захоронила святыню на Елеонской горе. В среде христиан эта информация благочестиво передавалась, пока вельможа Иннокентий не построил на месте захоронения храм. При строительстве святыню обнаружили. Подтверждение нашли в исходивших от главы знамений. Перед своей смертью, Иннокентий, опасаясь поругания Святыни, спрятал главу в храме. Место расположения знал только он. Позже храм рухнул.

Второе обретение главы Иоанна Предтечи

Второе обретение главы произошло в период правления императора Константина Великого. В то время в Иерусалим, ради поклонения Гробу Господню, прибыло два монаха. Одному из них явился Иоанн Креститель, указав на место захоронения святой главы. Монахи обрели главу и, положив её в мешок из верблюжей шерсти, лености ради, отдали нести святыню одному гончару из Сирии. Святой явился сирийцу и повелел оставить нерадивых монахов, приняв главу к себе на хранение. Всю жизнь сириец бережно хранил честную главу, ежедневно возжигая пред ней лампаду. Перед смертью гончар, по повелению святого Иоанна Предтечи, запечатал главу в глиняный сосуд и отдал на хранение своей сестре, велев, чтобы и она передала святыню в руки благочестивому христианину перед своим отходом в жизнь вечную. Позже глава оказалась в руках священника-арианина, который спрятал её в пещере близ Емессы. В 452 году там возник монастырь. Глава была обретена братией после того, как архимандриту явился Предтеча, указав на место, где лежит его глава. Святыня была найдена и перенесена в Константинополь.

Третье обретение главы Иоанна Предтечи

После волнений, связанных со ссылкой Иоанна Златоуста, главу тайно перенесли в город Емессы. Там она пробыла до начала 9 века. С Емесс главу перенесли в Команы (современная Абхазия), где она была надёжно спрятана в период иконоборческой ереси.

После восстановления иконопочитания на Константинопольском соборе в 842 году, по преданию, Патриарх Игнатий во время ночной молитвы получил указание о местонахождении святыни. По приказанию императора Михаила III, в Команы было направлено посольство, которое, около 850 года, обрело главу Иоанна Предтечи в указанном Патриархом месте. После этого глава была перенесена в Константинополь и была положена в придворной церкви.

Во время Четвертого крестового похода главу переносят во Францию, в город Амьен, где святыня находится до сих пор.

В 1958 году было проведено большое патологоанатомическое исследование реликвии, которое проводили известные профессора анатомии, фармацевтики, хирургии, стоматологии. Эксперты выяснили, что эта часть главы гораздо более древняя, чем кость средневекового человека.

Сам тип лица был определен как средиземноморский. А также было установлено, что возраст человека, которому принадлежала эта часть головы – между 25 и 40 годами. Кроме того, на голове оказался хорошо виден след от удара кинжалом. А, как известно, когда глава Крестителя досталась Иродиаде, та, находясь в состоянии одержимой ярости, пронзила главу кинжалом.

7 июня (25 мая по «старому стилю» — церковному юлианскому календарю). Четверг 2-й седмицы по Пятидесятнице (то есть второй недели после великого двунадесятого праздника Святой Троицы, иначе именующегося Пятидесятницей). Петров пост . Сегодня на трапезе благословляется рыба . В Русской Церкви совершается празднование памяти множества святых, но только десять из этих угодников Божиих известны по именам. Далее коротко расскажем о них.

Главным церковным событием этого дня является празднование Третьего обретения главы Предтечи и Крестителя Господня Иоанна . По церковному преданию эта история связана с очень интересными событиями в истории Империи Ромеев (Византии) первой половины IX века от Рождества Христова. Именно на этот период приходится последняя волна иконоборчества (ереси, отвергающей православное учение о необходимости почитания икон, а также мощей святых).

Третье обретение главы Крестителя Господня Иоанна

В связи с тем, что на императорском и патриаршем престолах в Константинополе в те годы находились еретики, а с другой стороны, византийские земли подвергались постоянным нападениям сарацин из Арабского халифата, православные люди решили спасти одну из величайших святынь. Честную главу Иоанна Крестителя, усеченную еще при земной жизни Христа мечом палача по указанию разгульных царя Ирода, царицы Иродиады и царевны Саломеи, против распутства которых выступал этот величайший из пророков, перенесли в Команы и скрыли в земле (около 810-820 годов от Рождества Христова). Вероятно, в церковном предании речь идет об Абхазских Команах, в которых в 407 году почил находящийся в ссылке святитель Иоанн Златоуст .

После восстановления почитания икон в Константинополе, произошедшем в 843 году, святителю Игнатию, Патриарху Константинопольскому во время ночной молитвы чудесным образом было явлено место сокрытия честной главы Иоанна Крестителя. Предстоятель сообщил об этом императору Михаилу III (к слову, именно в годы его правления равноапостольные братья Кирилл и Мефодий просветили Светом Христовой веры славянские народы). В 850 году император организовал экспедицию в Команы, где святыня была обретена в том самом месте, которое было указано Патриархом.

По той причине, что честная глава Иоанна Крестителя до этого уже дважды утрачивалась и обреталась, именно это событие и празднуется 7 июня по новому стилю как Третье обретение главы Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. В церковной традиции этот праздник является «полиелейным», то есть относится к числу таких праздников, которые хотя и не именуются «великими», тем не менее, являются значимыми, а потому совершаются торжественные полиелейные утрени.

Священномученик Ферапонт, епископ Кипрский (подвижник IV века от Рождества Христова, погибший в годы антихристианских гонений Римского императора Диоклетиана);

Святитель Иннокентий (Борисов), архиепископ Херсонский (знаменитый православный проповедник, автор многих богословских сочинений, мужественно проявивший себя как архипастырь, духовно окормлявший русские войска, в том числе и на поле боя, в годы Крымской войны и скончавшийся в 1857 году).

Святитель Иннокентий (Борисов), архиепископ Херсонский. Фото: www.pravoslavie.ru

На этот же день приходится память двух святых из числа Новомучеников и исповедников Церкви Русской: преподобномученицы Елены (Коробовой) , монахини, павшей жертвой богоборческих гонений в 1938 году, и преподобномученика Тавриона (Толоконцева) , инока, претерпевшего многие мучения от безбожников и скончавшегося в Новоозерской исправительно-трудовой колонии Вологодской области в 1939 году.

Поздравляем православных христиан с памятью всех сегодняшних святых! Их же молитвами, Господи, спаси и помилуй всех нас! Тех же, кто в Таинстве Святого Крещения или в чине монашеского пострига получили имена в их честь, рады поздравить с именинами! Как говорили на Руси в старину: «Ангелам Хранителям - злат венец, а вам - доброго здоровья!». Нашим же усопшим родным и близким - вечная память!

Великий и славный Иоанн Креститель, который совершил Крещение Господне, был жестоко обезглавлен по злому навету Иродиады, жены Ирода. Когда Иоанн был усечен, Иродиада повелела не погребать его главу вместе с телом, потому что боялась. Она считала, что пророк может воскреснуть. Его голову она закопала в затаенном месте, глубоко в земле. Глава Иоанна Предечи – почитаемая часть мощей святого. По разным причинам голову Иоанна Предтечи скрывали, защищая святыню от поругания. Именно поэтому обретение честной главы Иаонна Предтечи празднуется Церковью не единожды. 9 марта Церковь отмечает первое и второе обретение честной главы Иоанна Предтечи, а 7 июня – третье обретение. Мы собрали для вас информацию об истории праздника.
Если внимательно подойти к церковным торжествам, то ощутишь не раз нотку горечи среди общей сладости. Так, например, могли радоваться евреи о восстановлении Храма, но самые старшие из них плакали, помня величие прежнего Храма в сравнении с восстановленным. Храм восстал из унижения – хорошо. Но плохо то, что Храм вообще подвергался разрушению и осквернению. Точно такая же логика уместна и в отношении Обретений главы Предтечи Иоанна.

Обретение главы Иоанна Предтечи. Хорошо, что нашли, но плохо, что теряли

Хорошо, что главу пророка нашли, но плохо, что ее теряли. История обретений, с изнанки есть история потерь. И некоторые потери были вызваны страхом, попытками спрятать святыню, а некоторые – халатностью, преступным небрежением и прочей грязью человеческой. То нерадивые монахи, от явления самого Предтечи получившие повеление хранить его главу, устают (!) нести ее и передают святую ношу попутчику. То еретик, храня святыню, совращает в ересь тех, кто получает исцеления от молитв перед главой Иоанна. Одним словом, в истории праздника не всему порадуешься. И подобное знание отрезвляет.

Достойные хранители


Чрезвычайно вредно смотреть на историю Церкви, как на непрестанный праздник и торжество святости. Тогда, по необходимости, будешь искать в церковной повседневности той самой беспримесной святости, какую себе придумал или восторженно вычитал. А ее нет!
Вернее, она есть, но она не беспримесна, она требует переплавки и очищения, иногда – огненного. Так вот, нужно знать, что кроме злобы Иродиады есть много других «человеческих факторов», приводящих к тому, что святыни пропадают, обретаются, продаются, крадутся, исчезают навеки.
По сути, святой Иоанн долгими годами и столетиями не мог (!) найти людей, которые были бы достойными хранителями его беззаконно отсеченной главы. Отсюда и череда утрат и обретений.
Господи помилуй!

Предтечевы праздники

Но Предтечевы праздники, независимо от исторических нюансов, имеют одну непреходящую черту – они возвещают покаяние. «Паки, яко же прежде в мире, проповедуеши покаяние», – говорится в тропаре.
Что есть язык человеческий, если не подобие ударного музыкального инструмента, если не тимпан, о котором сказано: «Да хвалят имя Его с ликами, на тимпане и гуслях да поют Ему» (Пс.149:3) «Гусли», это – голосовые связки, подобные натянутым струнам, а вот тимпан – язык. Предтечев язык, как набатный колокол, не знал иных мелодий, кроме призыва к покаянию. За это Иродиада, как говорит предание, после отсечения главы исколола язык пророка многократно острой иглой. За это и большевики лишали колокола голоса, отрывая язык. Так бес не любит призыва к покаянию и молитве; бес ищет людей, могущих исполнить его злую волю и голос сей заставить замолчать. Но глава это не только язык. Глава – седалище ума. Ум Предтечи был облагодатствованным и молящимся. Уши Иоанна слышали Отца, говорящего: «На Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым» (Ин. 1:33) Глаза Иоанна видели смирившееся, в плоть одетое Слово, и Духа, как голубя, сходящего на Него. Видели они и тысячи глаз, увлажненных слезами, искрящихся верой, ободренных надеждой.

Обретение главы Иоанна Предтечи


Обретши главу Иоанна, словно в руках держа ее, что подумаем о себе, о чем помолимся?
Подумаем о своей главе, то есть о своих мыслях, о своих ушах, о своем языке, о своих глазах.
Что мы видим, и что ищем видеть? Не больны ли мы, вместе с похотью плоти и гордостью житейской, еще и похотью очей (1 Ин. 1:16) Больны, конечно. Господи помилуй!
Что входит в наш слух и далее, как запретное лакомство, проникает в сердце? К каким речам мы жадно прислушиваемся? Господи помилуй!
Если органы чувств наших есть окна и двери в наш душевный дом, то не о нас ли сказал Иеремия: «Смерть входит в наши окна, вторгается в чертоги наши» (Иер. 9:21)
Что мы говорим? Каким речам позволяем подниматься со дна сердца и слетать с кончика языка? Не есть ли наш язык источник яда, смешанного с медом? Языком «благословляем Бога и Отца, и им проклинаем человеков, сотворенных по подобию Божию. Из тех же уст исходит благословение и проклятие: не должно, братии мои, сему так быть» (Иак. 3:9-10)
О чем мы думаем? В какую барахолку, в какой склад секонд-хенда мы превращаем свой ум и память, унижая их царственное достоинство!
Когда еще и увидеть немощь свою, как не в постные дни. В воздержании языка, в очищении ума с какой еще главы брать пример, как не с главы Предтечевой?

Возьми, Иоанне, и нас за руку

Иоанне святый, приклонивший главу под меч, приклони к земле смирения вознесенную нашу гордыню. Вкусной пищи не евший, поддержи нас в посте, чтобы подсушив чрево и не услаждая гортань, могли мы ощутить сладость Слова Божия. Звавший людей к исправлению и изменению, голос твой и к нам обрати. Позови нас на правые пути, и да услышит сердце наше тебя, вопиющего: «Покайтесь». Приводивший людей к Агнцу, словно Невесту к Жениху, возьми, Иоанне, и нас за руку. Доведи нас до Сладчайшего Иисуса, да и мы пред Ним до земли поклонимся, да и мы принесем Ему покаяние, да и мы услышим от Него: «И Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши» (Ин.8:11)

Материал по теме

История честной главы Крестителя Господня– на ее счету было три обретения – очень не простая и, более того, до сих пор до конца не выясненная. Италия, Франция, Сирия, Греция, Армения: каждая из этих стран заявляет, что именно у них хранится подлинная глава Иоанна Предтечи. Рассказать, какие аргументы ученый мир приводит пользу той или иной святыни, мы попросили Тимофея Китниса, историка и руководителя Паломнического центра апостола Фомы в Европе.

После усекновения главы Иоанна Предтечи, тело его забрали ученики и похоронили в самарийском городе Севастия, а честная глава была выброшена Иродиадой на свалку. Однако жена царского домоправителя Хузы тайно взяла святую главу, положила ее в сосуд и захоронила на Елеонской горе, в одном из поместий Ирода .

Первое обретение честной главы произошло в IV веке, когда эта земля уже принадлежала благочестивому вельможе Иннокентию , который решил построить на ней церковь.

В дальнейшем, после ряда событий, глава Иоанна Предтечи оказалась закопанной в пещере около города Емесса. В 452 году произошло ее Второе обретение, когда ее нашел архимандрит местного монастыря Маркелл .

Третье обретение честной главы произошло около 850 года. Во время набегов сарацин святыня была перенесена из Емессы в Команы, где в годы иконоборчества ее закопали в землю.

После того, как ересь иконоборчества была побеждена, патриарху Игнатию было явлено во сне место, в котором находилась честная глава. Патриарх сообщил об этом императору, который послал посольство в Команы, в результате чего произошло Третье обретение главы святого Иоанна Предтечи. После этого святыня была перенесена в Константинополь, где ее положили в придворной церкви.