Боевые дроны украины. Почему сша не боятся отсталого российского оружия Серп система радиоэлектронного подавления малых беспилотных летательных аппаратов

В наше время многие развивающиеся страны выделяют из бюджета немаленькие деньги на совершенствование и разработку новых образцов БПЛА - беспилотных летательных аппаратов. На театре военных действий не редкостью стали случаи, когда при решении боевой или учебной задачи командование отдавало предпочтение цифровой машине, нежели летчику. И на это был ряд веских причин. Во-первых, это беспрерывность работы. Дроны способны выполнять задачу на протяжении до 24 часов без перерыва на отдых и сон - неотъемлемых элементов человеческих потребностей. Во-вторых, это выносливость.

Беспилотник практически бесперебойно работает, в условиях высоких перегрузок, и там, где человеческий организм попросту не в состоянии выдержать перегрузки в 9G, дрон можно продолжать работу. Ну а в-третьих, это отсутствие человеческого фактора и выполнение задания согласно заложенной в компьютерный комплекс программы. Ошибиться может разве что только оператор, который вводит информацию на выполнение миссии - роботы не ошибаются.

История развития БПЛА

Человека достаточно давно посетила мысль о создании такой машины, которой можно было бы, без вреда для себя, управлять на расстоянии. Спустя 30 лет после первого полета братьев Райт эта идея воплотилась в реальность, и в 1933 году в Великобритании был построен специальный самолет на дистанционном управлении.

Первым дроном, принявшим участие в боях был . Это была радиоуправляемая ракета с реактивным двигателем. Она была оснащена автопилотом, в который немецкие операторы вводили информацию о предстоящем полете. За годы Второй мировой войны эта ракета успешно выполнила около 20 тыс. боевых вылетов, нанося авиаудары по важным стратегическим и гражданским объектам Великобритании.

После окончания Второй мировой, США и Советский Союз по ходу растущих взаимных претензий друг к другу, ставшими плацдармом для начала холодной войны, начали выделять огромные деньги из бюджета на развитие беспилотных летательных аппаратов.

Так, во время ведения боевых действий во Вьетнаме, обе стороны активно применяли БПЛА, для решения различных боевых задач. Радиоуправляемые аппараты делали аэрофотоснимки, вели радиолокационную разведку и их применяли в роли ретрансляторов.

В 1978 году случился настоящий прорыв в истории развития беспилотников. ИАИ Скаут был представлен военпредами Израиля и стал первым в истории боевым БПЛА.


А в 1982 году, во время войны в Ливии этот дрон практически полностью уничтожили сирийскую систему ПВО. Во время ведения тех боевых действий армия Сирии потеряла 19 зенитных батарей и было уничтожено 85 самолетов.

После этих событий американцы стали уделять максимум внимания к разработке дронов, и в 90-х годах стали мировыми лидерами в области применения беспилотных летательных аппаратов.

Дроны активно использовались в 1991 году во время «Бури в пустыне», а также в ходе военных операции на территории Югославии в 1999 году. Сейчас на вооружении армии США стоит около 8,5 тыс. радиоуправляемых дронов и это в основном малогабаритные БПЛА для выполнения разведывательных задач в интересах сухопутных войск.

Конструктивные особенности

Со времен изобретения британцами дрона-мишени, наука сделала огромный шаг вперед в развитии летающих роботов на дистанционном управлении. Современные беспилотники имеют большую дальность и скорость полета.


Это происходит в основном за счет жесткой фиксации крыла, мощности встроенного в робот двигателя и применяемого топлива, конечно. Имеются беспилотники и на аккумуляторах, но они не в состоянии конкурировать по дальности полета с топливными, во всяком случае, пока.

Обширное применение при проведении разведывательных действий получили глайдеры и конвертопланы. Первые довольно просты в производстве и не требуют больших финансовых вложений, и в некоторых образцах по конструкции не предусмотрен двигатель.

Отличительной особенностью вторых, является то, что его взлет основан на вертолетной тяге, в то время как при маневрировании в воздухе, эти дроны используют самолетные крылья.

Тейлсиггеры - роботы, которых разработчики наделили способностью менять профили полета находясь непосредственно в воздухе. Происходит это за счет поворота либо всей, либо части конструкции в вертикальной плоскости. Также бывают проводные беспилотники и пилотирование дрона осуществляется посредством передачи на его борт команд управления через подсоединенный кабель.

Есть беспилотники, отличающиеся от остальных набором своих нестандартных функций или выполненные функций в необычном стиле. Это экзотические БПЛА, и некоторые из них могут без труда приземлиться на воду или закрепиться на вертикальной поверхности как рыба-прилипала.


БПЛА, в основе которых лежит вертолетная конструкция, также отличаются друг от друга своими функциями и задачами. Существуют аппараты как с одним винтом, так и несколькими - такие дроны именуют квадрокоптерами, и используют их преимущественно в «гражданских» целях.

У них бывают по 2, 4, 6 или 8 винтов, парно и симметрично расположенных от продольной оси робота, и чем их больше, тем лучше БПЛА устойчив в воздухе, и он намного лучше управляем.

Какие бывают беспилотники

В неуправляемых БПЛА человек принимает участие только при запуске и введении параметров полета перед взлетом дрона. Как правило, это бюджетные беспилотники, не требующие для их эксплуатации особой подготовки оператора и специальных площадок приземления.


В дистанционно управляемых дронах предусмотрена их корректировка траектории полета, а автоматические роботы выполняют задачу полностью автономно. Успех выполнения миссии здесь зависит от точности и правильности введения предполетных параметров оператором в стационарный компьютерный комплекс, находящийся на земле.

Вес аппаратов микро не более 10 кг., и они могут находиться в воздухе не более часа, дроны группы мини весят до 50 кг., и способны выполнять задачу 3…5 часов без перерыва, у средних вес некоторых образцов достигает 1 тонны и их время работы составляет 15 часов. Что касается тяжелых БПЛА, которые весят больше тонны - эти дроны могут беспрерывно летать больше 24 часов, а некоторым из них под силу межконтинентальные перелеты.

Зарубежные беспилотники

Одним из направлений в развитии БПЛА является уменьшение их габаритов без существенного ущерба для технических характеристик. Норвежская компания «Прокс Динамикс» разработала микро дрон ПД-100 Блэк Хорнет вертолетного типа.


Данный беспилотник может работать около четверти часа на расстоянии до 1 км. Этот робот применяется в качестве индивидуального разведывательного средства солдата и оснащен тремя видеокамерами. Используется некоторыми регулярными подразделениями США в Афганистане с 2012 года.

Самый распространенный беспилотник армии США - РКью-11 Рэйвен. Его запуск производится с руки солдата и для его приземления не требуется специальной площадки, он может летать как в автоматическом режиме, так и находясь под управлением оператора.


Этот легкий беспилотник солдаты США применяют при решении задач ближней разведки на уровне роты.

Более тяжелые БПЛА американской армии представляют РКью-7 Шэдоу и РКью-5 Хантер. Оба образца предназначены для производства разведки местности на уровне бригады.


Беспрерывное время работы в воздухе этих беспилотников существенно отличается от более легких образцов. Существуют множественные их модификации, некоторые из которых включают в себя функции подвешивания на них небольших управляемых бомб массой до 5.4 кг.

МКью-1 Предатор - это самый известный американский дрон. Изначально его основной задачей, как и у многих других образцов, была разведка местности. Но вскоре, в 2000 году, производители внесли в его конструкцию ряд модификаций, позволяющих ему выполнять боевые задачи, связанные с непосредственным уничтожением целей.


Помимо подвешиваемых ракет (Хеллфайр-С, созданные специально для этого беспилотника в 2001 году), на борту робота установлены три видеокамеры, инфракрасная система и своя бортовая радиолокационная станция. Сейчас существуют несколько модификаций МКью-1 Предатора для выполнения задач самого различного характера.

В 2007 году появился еще один ударный БПЛА-американский МКью-9 Рипер. По сравнению МКью-1 Предатор его показатель продолжительности полета был намного выше, а также помимо ракет мог нести на борту управляемые авиабомбы и имел более современную радиоэлектронику.

Вид БПЛА МКью-1 Предатор МКью-9 Рипер
Длина, м 8.5 11
Скорость, км/ч до 215 до 400
Вес, кг 1030 4800
Размах крыла, м 15 20
Дальность полета, км 750 5900
Силовая установка, двигатель поршневой турбовинтовой
Время работы, ч до 40 16-28
до 4-х ракет Хеллфайр-С бомбы до 1700 кг
Практический потолок, км 7.9 15

Самым большим БПЛА в мире по праву считается РКью-4 Глобал Хоук. В 1998 году он впервые поднялся в воздух и по сей день выполняет задачи разведывательного характера.

Этот дрон - первый в истории робот, который может использовать воздушное пространство и воздушные коридоры США без разрешения органа управления воздушным движением.

Отечественные БПЛА

Российские беспилотники условно подразделяют на следующие категории

БПЛА «Элеон-ЗСВ» относится к аппаратам ближнего радиуса действия, он довольно прост в эксплуатации и его легко переносить в заплечном ранце. Запускается дрон вручную со жгута или сжатым воздухом от насоса.


Способен вести разведку и передавать информацию по цифровому видеоканалу на расстоянии до 25 км. Элеон-10В схож по конструкции и правилам эксплуатации с предыдущим аппаратом. Главное их отличие - увеличение дальности полета до 50 км.

Процесс приземления этих БПЛА осуществляется при помощи специальных парашютов, выбрасываемых при выработке дроном своего заряда батареи.

Рейс-Д (Ту-243) - разведывательно-ударный дрон, способный нести на себе авиавооружение массой до 1 т. Аппарат, выпущенный конструкторским бюро имени Туполева, свой первый полет совершил в 1987 году.


С тех пор беспилотник претерпел множественные улучшения, были установлены: усовершенствованный пилотажно-навигационный комплекс, новые приборы ведения радиолокационной разведки, а также конкурентоспособная оптическая система.

Иркут-200 - больше ударный беспилотник. И в нем в первую очередь ценится высокая автономность аппарата и маленькая масса, благодаря которой могут осуществляться перелеты продолжительностью до 12 часов. Приземляется БПЛА на специально оборудованную площадку длиной около 250 м.

Вид БПЛА Рейс-Д (Ту-243) Иркут-200
Длина, м 8.3 4.5
Вес, кг 1400 200
Силовая установка турбореактивный двигатель ДВС мощностью 60 л. с.
Скорость, км/ч 940 210
Дальность полета, км 360 200
Время работы, ч 8 12
Практический потолок, км 5 5

Скат - тяжелый БПЛА большой дальности нового поколения разрабатываемый КБ МиГ. Этот дрон будет малозаметен для вражеских радаров, благодаря схеме сборки корпуса, исключающей хвостовое оперение.


Задачей этого дрона нанесение точных ракетно-бомбовых ударов по наземным целям, таким как зенитные батареи войск ПВО или стационарные командные пункты. По задумке разработчиков БПЛА Скат сможет выполнять задачи как автономно, так и в составе звена самолетов.

Длина, м 10,25
Скорость, км/ч 900
Вес, т 10
Размах крыла, м 11,5
Дальность полета, км 4000
Силовая установка Двухконтурный турбореактивный двигатель
Время работы, ч 36
Корректируемые авиабомбы 250 и 500 кг.
Практический потолок, км 12

Недостатки беспилотных летательных аппаратов

Одним из недостатков БПЛА является сложность при его пилотировании. Так, к пульту управления не может подойти обычный рядовой не прошедший курс специальной подготовки и не знающий определенных тонкостей при использовании компьютерного комплекса оператора.


Еще одним существенным недостатком является сложность поисков беспилотников, после их приземления при помощи парашютов. Потому как некоторые модели, когда заряд батареи близок к критическому могут выдавать некорректные данные о своем местонахождении.

К этому можно еще прибавить чувствительность некоторых моделей к ветру, ввиду легкости конструкции.

Некоторые беспилотники могут подниматься на большую высоту и это в некоторых случаях занятие высоты того или иного дрона требует разрешения у органа управления воздушным движением, что может существенно осложнить выполнение задания к определенному сроку, потому как приоритет в воздушном пространстве отдается судам под управлением пилота, а не оператора.

Использование БПЛА в гражданских целях

Беспилотники нашли свое призвание не только на полях сражений или в ходе выполнений войсковых операций. Сейчас дроны активно используются для вполне мирных целей граждан в городских условиях и даже в некоторых отраслях сельского хозяйства им нашлось применение.


Так некоторые курьерские службы используют роботов на вертолетной тяге для доставки самых разнообразных товаров своим клиентам. При помощи дронов ведется аэрофотосъемка многими фотографами при организации торжественных мероприятий.

А также их приняли к себе на вооружение некоторые детективные агентства.

Заключение

Беспилотные летательные аппараты - существенно новое слово в век стремительно развивающихся технологий. Роботы идут в ногу со временем, охватывают не только одно направление, а развиваются сразу в нескольких.

Но все же, несмотря на еще далекие от идеала, по меркам человека, модели в области погрешностей или дальностей полета, БПЛА имеют один огромный и неоспоримый плюс. Дроны, за время их использования сохранили сотни человеческих жизней, а это дорогого стоит.

Видео

БЛА в составе комплексной системы мониторинга

Дозор-2, Транзас, Россия

Телеуправляемый БЛА. Сейчас называется Дозор-50

Дозор-3, Транзас, Россия

БЛА который позднее получил название Дозор-600 .

Дозор-50, Транзас, Россия

Телеуправляемый БЛА. Дальнейшее развитие Дозор-2

50 кг, 600 км, 130 км/ч, 4 км, 2.6 м х 0.9 м х 4 м крылья, 15 кг полезная нагрузка, до 6 часов

Дозор-100, Транзас, Россия

телеуправляемый БЛА, с удлиненным относительно Дозор-85 крылом.

95 кг, 1200 км, 150 км/ч, потолок 4.5 км, полезная - 32 кг, длина - 3 м, высота 1.1 м, размах крыла - 5.4 м, 10 часов

, Кронштадт, Россия

Средневысотный тяжелый многоцелевой телеуправляемый БЛА большой продолжительности полета. Решает задачи обнаружения и идентификации объектов в режиме реального времени, независимо от метеоусловий и времени суток. Построен по нормальной аэродинаической схеме. О готовности и поступлении в войска РФ на 2017.01 сведений нет.

Дрозд, ОПК (КБ Луч), Россия

БЛА малой дальности действия самолетного типа. Радиус действия: до 40 км, масса 10 кг, время полета - 2 часа.

Е2У, Россия

Телеуправляемая воздушная мишень, самолетного типа, воздушно реактивный двигатель M135, 400 км/ч, 70 кг, до 180 км.

Размах крыла: 2.4 м, длина - 2.1 м

Ео8, Россия

Телеуправляемая воздушная мишень, самолетного типа, воздушно реактивный двигатель M135, 300 км/ч, 150 кг, до 100 км.

Запуск с буксируемой установки.

Размах крыла: 5 м, длина - 4,15 м

, Россия

Комплекс малоразмерный воздушной мишени наземного старта E95М предназначен для обеспечения боевой подготовки войск и отработки (испытаний) средств ПВО.

, УЗГА, лицензионная версия Bird Eye 400, Израиль

самолетного типа, разведывательный

, ОКБ Симонова, Россия

самолетного типа. ударный. предположительно воздушный старт, MALE

, Кронштадт, Россия

Разведывательно-ударный беспилотный летательный аппарат. Беспилотник самолетного типа весом 1200 кг с массой полезной нагрузки - до 300 кг. Может оснащаться ракетами "воздух-земля". Разработки в области ОКР "Иноходец", заказ МО РФ. Контракт на разработку подписан в октябре 2011 года. В рамках проекта разработана также гражданская версия - БЛА "Орион".

Инспектор-402, Аэрокон, Россия

БЛА самолетного типа с V-образным хвостовым оперением и прямым крылом размахом 4 метра. Электродвигатель с питанием от водородного топливного элемента - 400 км, либо с двигатель внутреннего сгорания - до 1000 км.

Инспектор-601, Аэрокон, Россия

Многоцелевой телеуправляемый БЛА самолетного типа. Взлет и посадка "по-самолетному". Бензиновый двигатель.

Иркут-3, НПК Иркут, Россия

Телеуправляемый мини-БЛА самолетного типа.

Иркут-200

разведывательный, летающее крыло, первый полет - 2009 год

Истра 10, Истра, Россия

Разведывательный телеуправляемый БЛА самолетного типа.

Истра 12, Истра, Россия

Разведывательный телеуправляемый БЛА самолетного типа. Взлет с использованием направляющих, посадка с парашютом или на поверхность фюзеляжа. Может выполнять программу полета без использования сигнала спутниковых систем навигации.

взлетная масса - 70 кг, полезная нагрузка - 15 кг, крейсерская скорость - 130 км/ч, длительность полета - 1 час

Ка-137, Камов, Россия

БЛА вертолетного типа

280 кг, 175 км/ч, потолок 5 км, полезная нагрузка - 80 кг, 4 часа, длина - 1.88, ширина 1.88, высота 2.3, диаметр винта - 5.3 м.

Калина

1963. Первый полет

Ласточка, ОПК (КБ Луч), Россия

БЛА ближнего действия самолетного типа. Радиус действия: до 25 км, масса 4 кг, время полета - 1.5 часа.

Леер, Россия

БЛА тактического звена. Семейство аппаратов.

Луч , ОПК (КБ Луч), Россия

БЛА средней дальности самолетного типа. Радиус действия: до 250 км, масса 660 кг, время полета - 12-24 часов.

самолетного типа, тактический

,

7 кг, до 100 км, скорость - 150 км/ч, потолок 7 км, полезная - 1.8 кг, двигатель: ДВС на метаноле, до 3 часов
взлет со сборно-разборной катапульты, посадка - на парашюте.

,

разведывательный, первый полет - 2011. На вооружении на 2015 год.

, Сухой,

в разработке, прототипы ожидаются к 2020 году, ударный, дальнего действия

Пчела-1Т, Яковлев (ОКБ А.С.Яковлева), Россия

разведывательный, разработка 1990 года, первый полет - 1997. Можно встретить в войсках в 2015 году.

Рейс

Т10 Элерон, ЭНИКС, Россия

Т23 Элерон

, Россия

летающее крыло, 25 кг, с 2015 года поступает в войска ВС РФ. Есть экспортная версия Тахион-Э

БЛА "летающее крыло" с электродвигателем и топливными элементами для беспилотной воздушной разведки и наблюдения. Стартовая масса - около 25 кг, полезная нагрузка более 5 кг, продолжительность полета - около 6 часов. Разработка "Ижмаш - беспилотные системы". В серию может пойти с другим названием.

, Тайбер (ООО Тайбер), Россия

Беспилотный вертолет с ДВС. Взлет, полет по маршруту и посадка проводятся в автоматическом режиме.

Типчак , КБ Луч (Концерн Вега), Россия

малый разведчик, первый полет - 2008, принят на вооружение в 2008 году. На 2015 - состоит на вооружении ВС РФ. Взлетный вес: 50 кг; скорость: 200 км/ч; максимальная высота: 3000 м; длительность полета: 2 часа.

Сверхзвуковой беспилотный дальний разведчик, первый полет - 1964

Ту-130, АНТК им.А.Н.Туполева, Россия

гиперзвуковой планер для термоядерного боеприпаса

Ту-141 Стриж (комплекс ВР-2), Туполев, СССР

Многоразовый оперативно- разработки ОКБ им Туполева. Входил в состав комплекса ВР-2 Стриж. Первый полет - 1974 год, начало эксплуатации - 1979 года. Турбореактивный двигатель. Скорость до 1110 км/ч. Дальность полета - 1000 км. Практическией потолок - 6000 м. Производился до 1989 года. Произведено 152 штуки. Устарел. Подробнее: вики .

ТУ-143 Рейс (комплекс ВР-3), Туполев, СССР

Разведывательный БЛА, первый полет - 1970. Для ведения тактической разведки с фотографированием и ТВ-разведкой площадных целей и отдельных маршрутов, наблюдения за радиационной обстановкой по маршруту полета. Входит в состав комплекса ВР-3. Разработан в 60-х годах XX века. Выпускался в период 1970-1980 годов, было выпущено порядка 950 штук. Неэффективен для современных условий. Его сменил Ту-243. вики

ТУ-243, Туполев, Россия

Разведывательный БЛА.

ТУ-300 Коршун, Туполев, Россия

Ударный летающий беспилотник с турбореактивным двигателем. Запускался из транспортно-пускового контейнера с использованием двух твердотопливных ускорителей. Масса полезной нагрузки превышала 1 тонну (это могли быть ракеты и бомбы). Шасси у самолета не было, приземление осуществлялось на парашюте. Разработка была свернута в 2007 году.

(Форпост-М), Уральский завод гражданской авиации, Россия

разведывательный БЛА самолетного типа, собранный по лицензии и из компонентов, произведенных в Израиле. Схож с израильским Searcher MkII разработки 1998 года. В 2018 году утвержается, что аппарат "полностью переведен на отечественную компонентную базу, включая оптико-электронные средства и двигатель". Есть планы закупки "Форпоста-М" в войска в 2019 году. В отличие от израильского дрона, оснащен оружием, в частности управляемыми бомбами.

Фрегат, Кронштадт, Россия

Взлетная масса: 5000 кг, полезная нагрузка - 800 кг, размах крыла - 17 м, сложенное крыло - 9 м, длина - 13 м, высота 3.7 м, дальность полета - 2300 км, продолжительность полета 4.3 ч, практический потолок - 7000 м.
Аппарат использует пару поворотных вентиляторов, на которые передается усилие от двигателя. Для повышения устойчивости при взлете, посадке и зависании применен поворотный импеллер в хвостовой части фюзеляжа. Тандемное крыло использовано для увеличения площади крыла и правильной "развесовки" аппарата. При необходимости, Фрегат способен взлететь и по-самолетному, что позволяет экономить топливо. На апрель 2019 года проект не завершен, хотя есть летная модель. Не выбрана силовая установка. Требуется еще не менее 6-8 лет.

Хаски, KVAND, Россия

БЛА вертолетного типа, 2 газотурбинных двигателя

90 кг, 130 км, 150 км/ч, потолок 4 км, ДхВ 3.75 м, 1,07 м, 42 кг полезной, 1.2 часа, дальность связи с наземной станцией - 100 км.

Чирок, ОПК, Россия

многоцелевой БЛА на воздушной подушке, двухтонный, в разработке на 2015 год. Ранее построен прототип.

, ОПК, Россия

винтовой БЛА, в разработке на июнь 2016

Штиль, INDELA, Россия

многоцелевой турбореактивный БЛА самолетного типа с вертикальным взлетом и посадкой и способностью зависания в воздухе

скорость 780 км/ч, потолок 9 км, Д 3.15 х К 2.98 х В 0.95 м, 100 кг полезной нагрузки, 5 часов

Элерон, Россия

Семейство БЛА и БАК, включая 3СВ, T10, T23 и другие

,

БЛА типа "летающее крыло". Разведывательная система предназначенная для работы на ближних дистанциях.

Элерон Т10, ЭНИКС, Россия

БЛА, летающее крыло со складными консолями, толкающий винт, для запуска требуется пневмокатапульта, для посадки - парашют.

Управление от наземной станции.

12 кг, 200 км, 120 км/ч, потолок - 5 км, длина - 0.83 метра, размах крыльев 2.2 м, полет - до 2 часов

Элерон Т23

малый разведчик. Первый полет - 2007. БЛА, летающее крыло, толкающий винт, складные консоли, запуск с катапульты.

DELTA-M

Многоцелевой, разведывательный, первый полет в 2014 году.

Merlin-21b, Россия

Разведывательный телеуправляемый дрон самолетного типа.

Оснащен двухдиапазонным радаром.
Используется дециметровый диапазон радиоволн для выявления скрытых от взгляда объектов или камуфлированных листвой. Сантиметровый диапазон позволяет делать снимки с высоким разрешением.
Передача данных осуществляется в режиме реального времени.
Полетный потолок дрона - до 3 км, дрон может действовать на удалении до 600 км от точки запуска.
Может работать при любых погодных условиях и в любое время суток.
Демонстрировался на форуме Army-2015 представителями ВВС РФ в июне 2015 года.

ZALA 421-02X, ZALA Aero Group, Ижевск, Россия

вертолетного типа, видеосвязь - 25 км, время в полете 90-180 минут, масса 90 кг, офстраница ZALA 421-02X

ZALA 421-04M, ZALA Aero Group, Ижевск, Россия

самолетного типа, летающее крыло, видеосвязь - 15 км, время в полете 90 минут, масса 5.5 кг, офстраница ZALA 421-04M . БЛА летающее крыло.

ZALA 421-06, ZALA Aero Group, Ижевск, Россия

БЛА вертолетного типа. До 3-х часов, до 40 км от пункта управления.

12 кг, 50 км/ч, потолок - 2 км, макс 70 км/ч, полезная нагрузка 3.5 кг,

ZALA 421-08, ZALA Aero Group, Ижевск, Россия

БЛА "летающее крыло", производится "Беспилотные системы", Ижевск.

2.5 кг, 10 км, 120 км/ч, потолок 4 км, длина 0.44 м, размах крыльев 0.8 м, продолжительность полета 1.3 часа

ZALA 421-08M, ZALA Aero Group, Ижевск, Россия

самолетного типа, летающее крыло, сверхмалый разведчик, первый полет в 2008 году, видеосвязь - 15 км, время в полете - 80 минут, масса 2.5 кг. Особенность данного дрона - поддержка захвата и трекинга цели, уникальный функционал для дронов малого класса. Офстраница ZALA 421-08M .

ZALA 421-16, ZALA Aero Group, Ижевск, Россия

самолетного типа, видеосвязь - 50 км, время полета 4-8 часов, 16 кг, офстраница ZALA 421-16 .

ZALA 421-16E, ZALA Aero Group, Ижевск, Россия

самолетного типа, видеосвязь - 50 км, время в полете - 4 ч, масса - 10 кг. Офстраница ZALA 421-16E .

ZALA 421-16EM, ZALA Aero Group, Ижевск, Россия

самолетного типа, видеосвязь - 25 км, 2.5 ч в полете, 6.5 кг, офстраница ZALA 421-16EM .

ZALA 421-20, ZALA Aero Group, Ижевск, Россия

самолетного типа, видеосвязь 70 км, время в полете - 6-8 часов, масса - 200 кг. Офстраница ZALA 421-20 .

ZALA 421-21, ZALA Aero Group, Ижевск, Россия

бесшумный мини-гексакоптер, видеосвязь - 2 км, время в полете - 40 минут, масса - 1.5 кг. Офстраница ZALA 421-21 .

взлетный вес: 1.5 кг

ZALA 421-22, ZALA Aero Group, Ижевск, Россия

октокоптер, видеосвязь - 5 км, время в полете - 35 минут, масса - 8 кг. Может не только передавать видеопоток наблюдения, но также выполнять задачу облета периметра или наблюдения за конкретным объектом инфраструктуры. Может переносить комплект для спасения на море SSK-4, состоящий из надуваемого спасжилета или небольшого надувного плота, которые дрон способен сбросить в указанные координаты спасаемому человеку. Офстраница ZALA 421-22 .

ZALA 421-23, ZALA Aero Group, Ижевск, Россия

вертолетного типа, видеосвязь - 25 км, время в полете 1.5-2 часа, масса - 35 кг. Офстраница ZALA 421-23 .

ZALA 421-M1 (мишень), ZALA Aero Group, Ижевск, Россия

летающее крыло, скорость - до 400 км/ч, время в полете - 30 минут, размах крыла - 1215 мм. Офсайт ZALA 421-M1 .

Название неизвестно, Россия

Разведывательный беспилотный летательный аппарат вертолетного типа. Разрабатывается в 2016 году в интересах Морской авиациии ВМФ РФ. Назначение: осуществление целеуказания, корректировки огня, картографирование местности, поиск потерпевших бедствие экипажей самолетов и кораблей. В составе комплекса входи несколько беспилотников, средства управления, транспорт и пункт технического обслуживания. Возможно речь о попытке "реинкарнации" темы "Роллер", которая ранее завершилась неудачей. / tass.ru

Австрия

Израиль

Aerostar, Aeronautics Defence Systems, Израиль

БЛА самолетного типа, требующий для взлета и посадки ВПП. Двигатель 490 IA, 38 л.с. Для использования силовыми структурами.
Закупался в США и в Польшу. Более 12 часов в полете. Управление в условиях прямой видимости на расстоянии до 200 км, либо опционально через спутник, скорости - 60 узлов и максимально до 110 узлов. Размах крыльев - 6.5 м, длина 4.5 м, высота 1.2 м. Вес 210 кг, вес полезной нагрузки 50 кг.

AirMule, Tactical Robotics

Bird Eye

Тактический БЛА.

2015 Собирается в России, в Татарстане под названием Застава.

2008 Изучался в Украине специалистами Минобороны на предмет закупок для армии. Ориентир стоимости комплекса - $1.3 млн. На вооружение армии Украины не поступал.

Cormorant, Tactical Robotics

VTOL. Разрабатывается не менее, чем с 2008 года, до 2016 года под названием AirMule. Предназначен для переброски пехоты, гражданских лиц или грузов. Поддерживает телеуправляемый и автономный режимы полета. Вес - 1.4 т, скорость - до 180 км/ч, полезная нагрузка - более 200 кг, потолок высоты - 3.7 км, запас хода - 5 часов. На ноябрь 2016 года - проведены полевые испытания, которые выявили ряд недочетов.
2016.11.19 .

E-Hunter, Israel Aerospace Industries, Израиль

Израильская модификация разведывательного телеуправляемого дрона RQ-5 Hunter с увеличенными грузоподъемностью, дальностью полета и временем полета. Первый полет в июле 1995 года.

Eitan, IAI, Израиль

он же Heron TP, см.

Elbit Hermes-180, Elbit Systems / Эльбит Маарахот, Израиль

Многоцелевой БЛА

Elbit Hermes-450, Elbit Systems / Эльбит Маарахот, Израиль

Длина: 2.7 метров, размах крыльев - 2.1 метра, двигатель 28 кВт, толкающий пропеллер в задней части корпуса, максимально развиваемая скорость - 185 км/ч, дальность полета до 500 км. Вооружение - боеголовка 32 кг. Вес - 132 кг.

Экспортировался в Китай в 1994 году и в другие страны - Чили, Индию, Южную Корею, Турцию.

Hero 30, UVision, Израиль

Ударный БЛА. Барражирующий летательный аппарат в ранцевом исполнении, для поражения живой силы противника. 3 кг. / Cursorinfo.co.il ; stop-news.com

Hero 70, UVision, Израиль

Ударный БЛА. Сверхлегкий 7-кг интеллектуальный комплекс HERO 70 для поражения легковых автомобилей. Передача данных в зоне прямой видимости 40 км. / Cursorinfo.co.il ; stop-news.com

Hero 120, UVision, Израиль

Ударный БЛА. Самый большой летательный аппарат ближнего действия для поражения танков или других стратегических целей. Может нести боевую часть массой до 3.5 кг. Продолжительность полета до 60 минут. / Cursorinfo.co.il ; stop-news.com

Hero 250, UVision, Израиль

Ударный БЛА. Продолжительность полета до 3 часов и зоной прямой видимости до 150 км, позволяющий наносить ударов на большом расстоянии. / Cursorinfo.co.il ; stop-news.com

Hero 400, UVision, Израиль

Ударный БЛА. Барражирующий малогабаритный летательный аппарат дальнего действия Hero 400 для нанесения точечных ударов по боевым целям в населенной застроенной местности или удаленных местах. Масса - 40 кг, боевая часть - 8 кг. Продожительность полета - до 4 часов, дальность - 150 км. / Cursorinfo.co.il ; stop-news.com

Hero 900, UVision. Израиль

Ударный БЛА. Для стратегических операций. Способен нести боевую часть до 20 кг с продолжительностью полета до 7 часов. Радиус действия - 250 км. / Cursorinfo.co.il ; stop-news.com

MALE UAV, т.е. средневысотный телеуправляемый беспилотный летательный аппарат с длительным временем управляемого полета. Его принято сравнивать с американским MQ-1 Predator.

, Israel Aerospace Industries (IAI), Израиль

Телеуправляемый пилотом ударный летательный аппарат. Основные параметры: размах крыльев - 26 метров, длина - 15 метров. Вес - 4 тонны, полезная нагрузка - 1 тонна. Время в воздухе - до 36 часов.

Статус: Первый полет выполнен в 2009 году, регулярно используется с 2011 года. По состоянию на 2015 год стоит на вооружении ВВС Израиля, а также импортируется рядом клиентов в Европе и Азии. .

, Israel Aerospace

Барражирующий боеприпас. Предназначен для поражения личного состава и легкобронированной техники противника. Скорость - до 120 - 157 км/ч, при "нырке к цели" скорость доходит до 203 км/ч. Время барражирования - до 75 минут. Дальнодействие - до 40 км. Боеголовка - 2.5 кг. Толкающий винт, электродвигатель

Orbiter, Aeronautics Defence Systems, Израиль

Мини БЛА, самолетного типа, предназначенный для использования военными и другими силовиками в целях разведки и наблюдения. Запуск с катапульты или bungee (возможно с рук), малошумящий, посадка на парашюте. Дальность действия - до 15 км, продолжительность полета - до 1.5 часов. Переносится вместе с пультом управления в заплечном рюкзаке. Размах крыльев 2.2 м, длина 1 м. Сборка в точке запуска - за 10 минут.
Закупается, например, в Польшу.

Panther, IAI, Израиль

Военный разведывательный БЛА. Функциональность VTOL и гибридная силовая установка. 130 км/ч, канал управления - 60 км. Высота - до 3 км, продолжительность полета - до 6 часов. 67 кг, полезная нагрузка - 8.5 кг. Поворотная конструкция винтов.
2017.04.30 .

Rotem, IAI, Израиль

Rotem - это портативный складной военный квадракоптер, который можно быстро приготовить к полету. Rotem L может зависнуть над целью и, получив соответствующую команду, нырнуть вниз и нанести удар. Управление дроном осуществляется с планшета. В качестве полезной нагрузки могут использоваться две гранаты, используемые для подрыва рядом с целью или камера для видеонаблюдения за целью. Вес беспилотника - 4.5 кг, он рассчитан на использование, как в дневное, так и в ночное время суток. Дрон может зависать над целью в полной готовности к атаке на время до 30 минут. Вес взрывного заряда не должен превышать 0.45 кг.

Searcher MkII, IAI, Израиль

Тактический дрон. Используется с 2008 или ранее. В России известен, как Форпост.

Silver Arrow Darter, Elbit Systems, Израиль

Тактический разведывательный БЛА

Silver Arrow Sniper, Elbit Systems, Израиль

Тактический разведывательный БЛА

Skylark I Mini, Elbit Systems, Израиль

Тактический разведывательный БЛА (Жаворонок)

Skylark C, Elbit Systems, Израиль

Тактический разведывательный БЛА для использования в морских условиях. Инерциальная навигационная система (INS), стабилизированная оптико-электроннаянагрузка (EO) - тепловизор и камера. Взлет - катапульта, посадка - парашют или сетка над палубой. Два оператора для управления.

Иран

Saegheh (Удар молнии)

Беспилотник, созданный на основе захваченного Ираном американского ударного БЛА RQ-170 Sentinel

Shahed 129, Shahed Aviation Industries Research, Иран

самолетного типа, многоцелевой, MALE,

2017.06 ВВС США (F-15 Strike Eagle) сбили ударный беспилотник Shahed 129 правительственных войск Сирии над Сирией.

Италия

SW-4 Solo, Finmeccanica Helicopter Division, . pdf

, China Aerospace Science and Technology Corporation

Ударный БЛА самолетного типа из семейства "Радуга" с размахом крыльев 7.62 м, с толкающим трехлопастным пропеллером позади корпуса. Скорость полета - до 240 км/ч.

, China Aerospace and Technology Corporation, Китай

Sky Saber, Китай

БЛА, анонсирован в 2013 году в статусе "разрабатывается". С высокоточным оружием на борту.

, NORINCO, Китай

Многоцелевой беспилотник вертолетного типа, анонсирован в 2016 году.

Soar Dragon, Китай

БЛА, схожий по функциональности и характеристикам с американским RQ-4 Global Hawk.

Другие названия изделия Chengdu Pterodactyl I или Yillong-1. Это средневысотный ударный военный БЛА, разработанный в Китае в 2008 года в попытках воссоздать аналог американского MQ-1 Predator. Вышло несколько модификаций, например, Pterosaur I, Pterodactyl I, WJ-1, GJ-1

, Chengdu Aircraft Institute, Китай

Это высотный ударный военный БЛА, анонсированный в Китае в 2015 году в попытках воссоздать аналог американского MQ-1 Predator. Первый полет - в феврале 2017 года.

WJ-500, CASIC, Китай

WJ-500, CASIC. Источник изображения: uasvision.com

, CASIC, Китай


Ударно-разведывательный БЛА модульной конструкции. До 600 кг полезной нагрузки. Скорость - до 720 км/ч, потолок высоты - до 10 км. Дальность действия - 2100 км. Крылья оборудованы узлами наружной подвижки грузов.

Xianglong, Китай

БЛА, анонсирован в 2013 году в статусе "разрабатывается".

Yilong I, см.

В Объединенном королевстве есть собственные разработки военных БЛА, но кроме того страна закупает американские военные БЛА в США, на сотни миллионов долларов. Это, прежде всего, такие дроны, как Predator и Reaper.
В частности, в 2016 году принято решение закупить 10 БЛА Protector у General Atomics, США, на сумму $125 млн.

Blackstart, Blue Bear System, Объединенное Королевство

https://www.bbsr.co.uk/

запускаемый с руки крылатый дрон, вес - 4,5 кг

, BAE Systems, Объединенное королевство

Разрабатываемый в BAE Systems военный дрон, выполненный по Стелс-технологии, особенностью которого является отсутствие элеронов.

Protector, General Atomics, США

Whatchkeeper WK450, U-TacS (Thales Group и Elbit Systems), Объединенное королевство

Всепогодный беспилотник, используемый Армией Объединенного королевства (на базе израильского Elbit Hermes 450). 450 кг, полезная нагрузка - 150 кг, 17 часов - продолжительность полета. Используется с 2010 года. Двухрежимный радар с синтезируемой апертурой и детектированием движущихся наземных целей.

Экспериментальный БЛА - псевдоспутник. 22.5 м размах крыльев. 14 суток непрерывного полета.

, Airbus Defence and Space, Европа

Экспериментальный БЛА - псевдоспутник. Задача - оставаться в воздухе несколько недель. В разработке на 2015-2016 годы.

, Airbus Defence and Space, Европа

Разведывательный БЛА - псевдоспутник, разрабатываемый в 2016 году в Airbus Defence and Space для министерства обороны Объединенного королевства. Испытания назначены на 2017 год.

Объединенные Арабские Эмираты

Yabhon United 40, ADCOM Systems, Объединенные Арабские Эмираты

Военный БЛА, самолетного типа, размах крыльев - 20 метров, длина 11.13 м, высота 4.38 метров, вес без полезной нагрузки - 520 кг, максимальный взлетный вес - до 1500 кг, полезная нагрузка до 1000 кг, емкость бака - 900 литров. Приводы - основной двигатель и электродвигатель. До 120 часов беспосадочного полета, потолок - 7 км, скорости от 75 до 220 км/ч. Официальный сайт: adcom-systems.com

Yabhon United 40 block 5, ADCOM Systems, Объединенные Арабские Эмираты

Военный ударный БЛА, самолетного типа. Может нести ракетное вооружение. Официальная страница: adcom-systems.com

Пакистан

Burraq

Ударный БЛА Burraq разработки Пакистан впервые задействовали для атаки на "террористов" в Северном Вазиристане. / defencetalk.com

БЛА Burraq разработан в Пакистане во второй половине нулевых годов. Первый полет зафиксирован в 2009 году, на вооружение БЛА поступил в 2014 году. БЛА оснащен несколькими типами сенсоров и ракетами Barq воздух-земля. Первые испытания запусков ракет с БЛА состоялись в марте 2015 года. Сейчас, вероятно, произошло первое боевое применение БЛА. / nplus1.ru

Польша

, WB Electronics

Военный ударный беспилотник. Баражирующий боеприпас, предназначенный для выявления и противодействия целям, таким, как легкие танки и бронетранспортеры.

Сербия

Pegaz

Военно-технический институт Белграда, Сербия и BB Composite

Длина - 5.4 м, размах крыльев - 6.3 м, высота - 1.5 м. Собственная масса - 120 кг, максимальная взлетная - 231 кг. Дальность полета - около 100 км. Максимальная скорость - 201 км/ч, крейсерская - 144.8 км/ч. Предельная продолжительность полета - 12 часов. Потолок высоты - 3 км.

Avenger (Predator-C), General Atomics Aeronautical Systems, Inc., США

, Исследовательская морская лаборатория, США

беспилотные микродроны-планеры. В разработке на 2015.05. Микродроны предполагается "роем" выбрасывать с большой высоты, с самолета, дрона или аэростата. Далее они планируют к цели, ориентируясь по GPS. Разрабатывают эти микродроны в Исследовательской морской лаборатории США.

, Raytheon, США

Барражирующий боеприпас. Предназначен для поражения личного состава и легкобронированной техники противника. Разработан в Raytheon. Система способна оставаться в воздухе до 2 часов и разгоняться до 130 км/ч.

Dragon Lady

EQ-4, Northrop Grumman, США

Версия RQ-4 Global Hawk, оборудованная системой BACN (Battlefield Airborn Communications Node). В 2017 году у ВВС США три таких дрона, приданные 38-й Air Expeditionary Wing, базирующейся на авиабазе Al Dhafra в ОАЭ.

, США

Военный беспилотник для разведки, наблюдения, рекогносцировки и РЭБ. Может оставаться в полете свыше 15 часов. Предназначен для оказания стратегической поддержки наземным тактическим группам. Не нуждается в ВВП, стартует с катапульты, приземление - в сеть. В 2017 году получил новый двигатель.

Gremlin, DARPA, США

, США

Название проекта LOCUST ВМС США расшифровывается, как LOw-Cost Unmanned aerial vehickle Swarming Technology, т.е. технология роя недорогих беспилотников.
Пусковая установка проекта LOCUST, разработанного в офисе военно-морских исследований США, способна за несколько секунд запустить в воздух целую группу беспилотников самолетного типа. Дроны предназначены для решения задач целеуказания, а также они могут затруднять работу систем ПВО врага. Основное преимущество такого подхода - противнику сложнее работать с большим числом небольших целей, выполняющих задачу, например, корректирования огня. Часть беспилотников группы по-замыслу может быть переоборудована для использования в качестве барражирующего боеприпаса. Видимо, американцам понравился опыт израильтян с их HARPY, которую хотели бы закупить немало стран. Новости по ссылке .

, General Atomics,

MALE UAS, средневысотный телеуправляемый БЛА, самолетного типа, первоначально разведывательный (RQ-1), позднее был модифицирован до многоцелевого (MQ-1). С 2018 года в США планируют отказаться от его использования.

, General Atomics,

Многоцелевой телеуправляемый БЛА самолетного типа. Стоимость - порядка $21 млн за единицу. Может нести на себе ракеты воздух-земля.

, Northrop Grumman, США

Многоцелевой BAMS UAS, самолетного типа. Для разведывательных целей. Способен оставаться в воздухе более 24 часов. Создан по заказу ВМФ США, как дальнейшее развитие BAMS UAS RQ-4 Global Hawk . Первый полет - 22 мая 2013 года. Планируется выпуск 68 штук. Стоимость порядка $182 млн (считая расходы на разработку).

MQ-5B Hunter, IAI Malat Division, США/Израиль

многоцелевой телеуправляемый БЛА, средневысотный, самолетного типа, с длительным временем полета.

От разведывательного RQ-5B отличается наличием авиабомб GBU-44/B Viper Strike.

Разработан в 1989 году Israeli Aircraft Industries совместно с американской компанией TRW (Northorp Grumman Corp.) на базе израильского БЛА Impact.

Первый полет - 1991

Первый контракт на производство для армии США - 1993 год. Также закупался Францией, Бельгией, Индией.

2014.03 Согласно публикациям российской прессы был посажен на территории Крыма после перехвата управления с использованием российского комплекса РЭБ Автобаза. / tvzvezda.ru . Информация скорее всего не достоверна, в частности Ростех опровергает факт использования комплекса Автобаза в Крыму. / Rostec.ru Отрицают это и другие источники, в частности, со ссылкой на пресс-секретаря Пентагона / bbc.com

Fire Scout, Northrop Grumman, США

Беспилотный автономный вертолет для использования ВМС США.

2015.06.20 UAV вертолетного типа. На вооружении Армии США. 7.32 м длиной, грузоподьемность - 272 кг. Не менее 30 единиц.

, Northrop Grumman, США

Военно-морской беспилотный автономный вертолет. Первый полет 31.10.2013 . Оборудован радаром, сенсорами для перехвата связи и системой APKWS (высокоточного огня), что означает ракеты с лазерным наведением.

, General Atomics, США

самолетного типа, многоцелевой, повышенной дальности действия

, Boeing, США

самолетного типа, многоцелевой.

2019.05 . В 2017 году речь шла о том, что полноформатная версия MQ-25 должна будет поднимать в воздух порядка 8328 литров топлива и заправлять самолеты на расстояниях свыше 800 км от авианосца.

Похожие на гигантских скатов, боевые дистанционно управляемые ударные дроны считаются одними из самых странных летательных систем, изобретенных человеком. Они представляют собой следующий эволюционный шаг в искусстве войны, поскольку определенно скоро станут авангардом любых современных военно-воздушных сил, так как в лобовом бою имеют массу неоспоримых преимуществ, особенно когда имеют дело с сильным симметричным оппонентом.

Уроки, которые вряд ли кого учат

По сути, рассматриваемые в качестве средства выведения экипажей из-под опасности в зонах с плотной ПВО, где шансы выжить не так уж велики, ударные беспилотные летательные аппараты (УБЛА), по существу, являются детищем стран с сильной оборонной промышленностью и солидными ежегодными бюджетами и зачастую с высокими моральными нормами касательно цены жизни ее солдат. В последние несколько лет США, Европа и Россия активно занимаются разработкой дозвуковых малозаметных УБЛА, за ними по пятам следует Китай, всегда готовый скопировать и адаптировать всё, что изобретают в мире.

Эти новые системы вооружения очень сильно отличаются от дронов категории MALE (средневысотный, большой продолжительности полёта), которые все видят круглосуточно на своих телеэкранах и которые строят известные израильские и американские компании, например IAI и General Atomics, являющиеся на сегодняшний день превосходными экспертами в сфере, хорошо изученной компанией Ryan Aero со своим реактивным дистанционно управляемый летательным аппаратом BQM-34 Firebee… еще 60 лет назад.

Прощупывание будущего воздушного боя: истребитель Rafale сопровождает ударный беспилотник Neuron, предназначенный для прорыва хорошо защищенного воздушного пространства. В связи с превосходной боевой эффективностью ракет «земля-воздух» нового поколения только такие невидимые ударные БЛА (с низкой эффективной площадью рассеяния) будут способны сблизиться с наземной целью и уничтожить ее с высокой вероятностью поражения и вернуться домой для подготовки к следующей битве

УБЛА — это не просто «вооруженные» беспилотники, как это может показаться, даже если сегодня принято относить БЛА, подобные вооруженным MQ-1 Predator или MQ-9 Reaper, например, к ударным системам. Это совершенно неправильно употребляемый термин. Ведь кроме участия в наступательных действиях в безопасном или контролируемом союзными силами воздушном пространстве, БЛА совершенно неспособны пройти сквозь боевые порядки должным образом пилотируемых систем оппонента.

Визит в Авиакосмический музей в Белграде действует как реальное откровение в этой сфере. В 1999 году при проведении операций НАТО в Югославии не менее 17 американских беспилотников RQ-1 Predators было сбито либо истребителями МиГ, либо ракетами ПЗРК «Стрела». Даже несмотря на свою осмотрительность, после обнаружения беспилотники MALE обречены и не проживут и часа. Стоит напомнить, что в той же кампании югославская армия уничтожила американский самолет-невидимку F-117 Nighthawk. Впервые в истории боевой авиации не обнаруживаемый радарами и считавшийся неуязвимым самолет был сбит.

Единственный раз за всю свою боевую службу F-117 был обнаружен и сбит, причем в безлунную ночь (всего три таких ночи было в пятинедельной войне) ракетой антикварного ЗРК С-125 советского производства. Но югославы не были сбродом маргиналов с примитивными представлениями о военном искусстве подобно Исламскому государству (ИГ, запрещено в России) или Талибану, они были хорошо обученными и хитрыми профессиональными солдатами, способными адаптироваться к новым угрозам. И они доказали это.

Экспериментальный образец УБЛА Northrop Grumman X-47B сделал 17 мая 2013 года еще один исторический шаг, совершив несколько посадок с немедленным взлётом после касания на атомный авианосец «Джордж Буш», стоящий у побережья штата Вирджиния

Военной авиации всего сто лет, но она уже изобилует эффектными изобретениями, к новейшим можно отнести ударные беспилотные летательные аппараты или боевые дроны. За столетний период представление о воздушном бое в корне изменилось, особенно с момента окончания Вьетнамской войны. Воздушные бои Первой и Второй мировых войн с использованием пулеметов для уничтожения противника в настоящее время превратились в страницу истории, а появление ракет класса «воздух-воздух» второго поколения превратило и пушки в довольно устаревшее для этой задачи средство, и теперь они полезны только в качестве вспомогательного вооружения для обстрела земли с воздуха.

Сегодня эта тенденция подкрепляется появлением гиперзвуковых маневренных ракет для поражения целей за пределами дальности визуальной видимости, которые при пуске в больших количествах и в тандеме с ракетами ведомого самолета, например, практически не оставляют шансов для маневра уклонения любому противнику, летящему на большой высоте.

Такая же ситуация и с современным вооружением «земля-воздух», контролируемым мгновенно реагирующей сетецентрической компьютерной системой ПВО. Действительно, уровень боевой эффективности современных ракет, которые с легкостью входят в хорошо защищенное воздушное пространство, стал в наши дни как никогда высоким. Возможно единственная панацея от этого — самолеты и крылатые ракеты с уменьшенной эффективной площадью отражения (ЭПО) или низколетящие атакующие средства с режимом облёта и огибания местности на предельно малой высоте.

В апреле 2015 года Х-47В продемонстрировал не только убедительную способность работать с авианосца, но он также доказал способность дозаправляться в воздухе. Вторым участником этого события над Чесапикским заливом стал топливозаправщик Boeing KC-707. Это реальная премьера для УБЛА, так как этот тест ознаменовал собой первую дозаправку беспилотного самолета в воздухе

В начале наступившего тысячелетия американские летчики задумались, что можно было бы сделать нового с дистанционно пилотируемой авиацией, которая стала довольно модной темой после ее расширенного применения в военных операциях. Поскольку вход в хорошо защищенное воздушное пространство становился все более и более опасным и был связан с огромным риском для боевых пилотов, даже тех, кто летал на новейших реактивных истребителях-бомбардировщиках, единственным способом решения этой проблемы стало использование вооружения, применяемого вне досягаемости средств поражения противника, и/или создание малозаметных ударных дронов с большой дозвуковой скоростью, способных исчезнуть в воздухе за счет использования особых технологий избежания радаров, включая радиопоглощающие материалы и продвинутые режимы постановки помех.

Дистанционно управляемые ударные дроны нового типа, использующие каналы передачи данных с усиленным шифрованием со скачкообразной перестройки частоты, должны быть способны входить в защищаемую «сферу» и задавать работы системам ПВО без риска для жизней летных экипажей. Их превосходная маневренность с повышенными перегрузками (до +/-15 g!) позволяет им оставаться в какой-то степени неуязвимыми перед пилотируемыми перехватчиками…

В сторону философию «запрета доступа/блокирования зоны»

Создав два продвинутых стелс-самолета F-117 Nighthawk и В-2 Spirit, представленных с большой помпой и пусканием пыли в глаза, — первый в 1988 году, а второй десятилетием позже — Управление перспективных оборонных исследований DARPA и ВВС США сыграли важную роль в том, чтобы эта новая технология успешно была внедрена и продемонстрировала свои преимущества в боевых условиях. Хотя малозаметный тактический ударный самолет F-117 теперь уже снят с вооружения, часть технологических наработок, полученных при разработке этого необычного самолета (периодически становившегося объектом возмущений ревностных приверженцев эстетики), были применены в новых проектах, например F-22 Raptor и F-35 Lightning II, а в еще большей степени в перспективном бомбардировщике В-21 (LRS-B). Одна из самых засекреченных программ, которые реализуют Соединенные Штаты, связана с дальнейшими разработками семейства УБЛА с использованием радиопоглощающих материалов и современных технологий активного обеспечения крайне малой заметности.

Основываясь на программах демонстрации технологий УБЛА, Boeing X-45 и Northrop Grumman Х-47, чьи достижения и результаты остаются по большей части засекреченными, подразделение компании Boeing «Phantom Works» и секретное подразделение Northrop Grumman продолжают сегодня разработку ударных беспилотников. Особой тайной окутан проект по УБЛА RQ-180, по всей видимости, разрабатываемый Northrop Grumman. Предполагается, что эта платформа будет входить в закрытое воздушное пространство и вести постоянную разведку и наблюдение, одновременно выполняя задачи активного радиоэлектронного подавления вражеской пилотируемой авиации. Схожий проект реализует подразделение Skunks Works компании Lockheed Martin.

В процессе разработки гиперзвукового аппарата SR-72 решаются вопросы безопасной работы разведывательного БЛА в защищаемом воздушном пространстве, как за счет использования собственной скорости, так и за счет продвинутых радиопоглощающих материалов. Перспективные БЛА, созданные для прорыва современных (российских) интегрированных систем противовоздушной обороны, также разрабатываются компанией General Atomics; ее новый дрон Avenger, также известный как Predator С, включает множество инновационных стелс-элементов. По сути, для Пентагона сегодня, как и прежде, жизненно важно опережать то, что Россия создает, с целью поддержания нынешнего военного дисбаланса в пользу Вашингтона. И для Соединенных Штатов ударный дрон становится одним из средств обеспечения этого процесса.

Беспилотник Neuron компании Dassault возвращается на авиабазу Istres с ночного вылета, 2014 год. Летные испытания Neuron во Франции, а также в Италии и Швеции в 2015 году, продемонстрировали его превосходные летные качества и характеристики заметности, но все они до сих пор остаются засекреченными. Вооруженный дрон Neuron является не единственной европейской программой по демонстрации технологии УБЛА. Компания ВАЕ Systems реализует проект Taranis, он имеет почти такую же конструкцию и оснащен таким же двигателем RR Adour, что и беспилотник Neuron

То, что разработчики американских УБЛА называют сегодня «защищаемое воздушное пространство» является одной из составляющих концепции «запрет доступа/блокирование зоны» или единой (интегрированной) системой противовоздушной обороны, с успехом развернутой сегодня российским вооруженными силами, как в самой России, так и за ее границами с целью обеспечения прикрытия экспедиционных сил. Не менее умные и смекалистые чем американские военные разработчики, хотя и с существенно меньшими деньгами, российские исследователи из Нижегородского научно-исследовательского института радиотехники (ННИИРТ) создали подвижную двухкоординатную радиолокационную станцию кругового обзора метрового диапазона (от 30 МГц до 1 ГГц) П-18 (1РЛ131) «Терек». Новейшие варианты этой станции со своими специфическими диапазонами частот могут засечь бомбардировщики F-117 и В-2 с нескольких сотен километров, и это не остается загадкой для пентагоновских экспертов!

УБЛА Taranis на авиабазе в Англии, на заднем плане истребитель Typhoon, 2015 год. Имея почти такие же размеры и пропорции, как и Neuron, Taranis, впрочем, более округл и не имеет отсеков вооружения

Начиная с 1975 года, ННИИРТ разработал первую трехкоординатную радиолокационную станцию, способную замерить высоту, дальность и азимут цели. В результате появилась обзорная РЛС 55Ж6 «Небо» метрового диапазона, поставки которой в вооруженные силы СССР начались в 1986 году. Позднее, после кончины Варшавского договора, ННИИРТ спроектировал радар 55Ж6 «Небо-У», который вошел в состав ЗКР большой дальности С-400 «Триумф», в настоящее время развернутый вокруг Москвы. В 2013 году ННИИРТ объявил о следующей модели 55Ж6М Небо-М, в которой в едином модуле объединены радары метрового и дециметрового диапазонов.

Обладая огромным опытом разработки высококлассных систем обнаружения малозаметных целей, российская промышленность в настоящее время очень активна и предлагает новые цифровые варианты радара П-18 своим союзникам, которые зачастую могут одновременно выполнять функции радара управления воздушным движением. Также российские инженеры создали на современной элементной базе новые цифровые мобильные радиолокационные комплексы «Небо УЕ» и «Небо СВУ», все с возможностью обнаружения малозаметных целей. Подобные комплексы для формирования единых систем ПВО позднее были проданы в Китай, при этом Пекин получил в свое распоряжение хороший раздражитель для американских военных.

Как ожидается, радиолокационные комплексы будут развернуты в Иране для защиты от любых израильских атак на его молодую атомную промышленность. Все новые российские радары являются полупроводниковыми активными фазированными антенными решетками, способными работать в режиме быстрого сканирования секторов/трасс или в традиционном режиме кругового сканирования с механически вращающимися антеннами. Российская идея интеграции трех радаров, каждый из которых работает в отдельном диапазоне (метровый, дециметровый, сантиметровый), является, несомненно, прорывной и направлена на получение возможности обнаружения объектов с крайне малыми признаками заметности.

Мобильная двухкоординатная радиолокационная станция кругового обзора П-18

Метровый модуль РЛС из комплекса 55Ж6МЕ «Небо-МЕ»

РЛК 55Ж6М «Небо-М»; радиолокационный модуль дециметрового диапазона волн РЛМ-Д

Сам по себе радиолокационный комплекс «Небо-М» радикально отличается от предыдущих российских систем, поскольку обладает хорошей мобильностью. Его конструкция изначально рассчитана на то, чтобы избежать неожиданного блиц-уничтожения американскими истребителями F-22A Raptor (вооруженными бомбами GBU-39/B SDB или крылатыми ракетами JASSM), наипервейшая задача которых уничтожение комплексов низкочастотного обнаружения российской системы ПВО в первые минуты конфликта. В состав мобильного радиолокационного комплекса 55Ж6М «Небо-М» входят три разных радиолокационных модуля и одна машина обработки сигналов и управления.

Три радиолокационных модуля комплекса «Небо М» это: РДМ-М метрового диапазона, модификация РЛС «Небо-СВУ»; РЛМ-Д дециметрового диапазона, модификация РЛС «Противник-Г»; РЛМ-С сантиметрового диапазона, модификация РЛС «Гамма-С1». В системе используются современный цифровой индикатор движущихся целей и технологии цифрового импульсного доплеровского радара, а также метод обработки данных с пространственно-временной обработкой, что обеспечивает такие ЗРК, как С-300, С-400 и С-500, потрясающе быстрой ответной реакцией, точностью и могуществом действия по всем целям, кроме малозаметных, летящих на предельно малых высотах.

Как напоминание, один комплекс С-400, развернутый российскими войсками в Сирии, смог закрыть для доступа союзной авиации круговую зону вокруг Алеппо радиусом примерно 400 км. Комплекс, имея на вооружении комбинацию не менее чем из 48 ракет (от 40Н6 большой дальности до 9М96 средней дальности), способен справляться с 80 целями одновременно… Кроме того, он держит в тонусе турецкие истребители F-16 и удерживает их от опрометчивых поступков в виде атаки на Су-24 в декабре 2015 года, поскольку зона, контролируемая ЗРК С-400, частично захватывает южную границу Турции.

Для США стало совершенным сюрпризом исследования французской компании Onera, обнародованные в 1992 году. В них говорилось о разработке 4D (четырехкоординатного) радара RIAS (Synthetic Antenna and Impulse Radar — антенна с синтетической апертурой импульсного излучения), базирующегося на использовании передающей антенной решётки (одновременное излучение набора ортогональных сигналов) и приемной антенной решетке (формирование дискретизированного сигнала в аппаратуре обработки сигналов, обеспечивающей фильтрацию доплеровских частот, включая пространственно-временной формирование диаграммы направленности и выделение цели).

Принцип 4D позволяет использовать фиксированные разреженные антенные решётки, работающие в метровом диапазоне, таким образом, обеспечивая превосходное доплеровское разделение. Большое преимущество низкочастотного радара RIAS состоит в том, что он генерирует стабильную, неснижаемую эффективную площадь отражения цели, обеспечивает большую зону охвата и лучший анализ диаграммы направленности, а также повышение точности локализации и селективности целей. Достаточно для того, чтобы бороться с малозаметными целями и с другой стороны границы…

Китай, мировой чемпион по копированию западных и российских технологий, изготовил отличную копию современного УБЛА, в котором хорошо прогладываются внешние элементы европейских беспилотников Taranis и Neuron. Впервые поднявшийся в воздух в 2013 году, Li-Jian (Острый меч) был разработан совместно аэрокосмическим университетом Шеньяна и компанией Hongdu (HAIG). Очевидно, что это одна из двух моделей AVIC 601-S, которая продвинулась дальше выставочной модели. «Острый меч» с размахом крыльев 7,5 метров имеет реактивный двигатель (по всей видимости, турбовентиляторный украинского происхождения)

Создание малозаметных УБЛА

Хорошо информированный о новой эффективной системе запрета доступа, которая будет противостоять западной пилотируемой авиации в военное время, Пентагон остановился на рубеже столетий на создании нового поколения малозаметных ударных дронов типа «летающее крыло» с реактивным двигателем. Новые беспилотные аппараты с небольшой заметностью будут похожи формой на ската, бесхвостые с плавно переходящим в крылья корпусом. Они будут иметь длину примерно 10 метров, высоту один метр и размах крыльев около 15 метров (морской вариант подходит стандартным американским авианосцам).

Беспилотники смогут выполнять либо задачи наблюдения продолжительностью до 12 часов, либо нести вооружение массой до двух тонн на расстояние до 650 морских миль, совершая крейсерские полеты со скоростью около 450 узлов, что идеально подходит для подавления ПВО противника или нанесения первого удара. За несколько лет до этого ВВС США блестяще проложили путь применению вооруженных дронов. Беспилотник RQ-1 Predator категории MALE с поршневым двигателем, впервые взлетевший в 1994 году, стал первой дистанционно управляемой воздушной платформой, способной с высокой точностью доставить до цели вооружение «воздух-земля». В качестве технологически продвинутого боевого дрона, вооруженного двумя противотанковыми ракетами AGM-114 Hellfire, принятыми на вооружение ВВС в 1984 году, он успешно развертывался на Балканах, в Ираке и Йемене, а также в Афганистане. Бесспорно неусыпный дамоклов меч над головами террористов по всему миру!

Разработанный на средства из засекреченного фонда DARPA, Boeing Х-45А стал первым «чисто» ударным беспилотником, сумевшим подняться в воздух. На фото он впервые сбрасывает бомбу с GPS-наведением, апрель 2004 года

Если компания Boeing была первым создателем УБЛА Х-45, способным сбросить бомбу, то американский флот не занимался практическими работами по УБЛА до 2000 года. Тогда он выдал контракты компаниям Boeing и Northrop Grumman на программу по изучению этой концепции. Требования к проекту по морскому УБЛА включали работу в коррозионной среде, взлет и посадку на палубу авианосца и соответствующее обслуживание, интеграцию в системы командования и управления, а также устойчивость к высоким электромагнитным помехам, свойственным условиям эксплуатации на авианосцах.

Флот был также заинтересован в закупках УБЛА для разведывательных задач, в частности для проникновения в защищенное воздушное пространство с целью идентификации целей для последующего проведения атаки на них. Экспериментальный аппарат X-47А Pegasus компании Northrop Grumman, который стал основой для разработки платформы Х-47В J-UCAS, впервые взлетел в 2003 году. ВМС и ВВС США реализовывали свои собственные программы по УБЛА. Флот выбрал платформу Northrop Grumman X-47B в качестве демонстратора беспилотной боевой системы UCAS-D. С целью проведения реалистичных испытаний компания изготовила аппарат таких же размеров и массы, что и планируемая серийная платформа, с полноразмерным отсеком вооружения, способным принять существующие ракеты.

Прототип Х-47В был выкачен в декабре 2008 года, а рулежка при помощи собственного двигателя впервые состоялась в январе 2010 года. Первый полет дрона Х-47В, способного к полуавтономной работе, состоялся в 2011 году. Позднее он принимал участие в реальных морских испытаниях на борту авианосцев, выполняя задачи совместно с палубными истребителями F-18F Super Hornet и дозаправляясь в воздухе от топливозаправщика КС-707. Что говорить, успешная премьера в обеих сферах.

Демонстрационный образец ударного беспилотника Х-47В выгружается из бокового подъемника авианосца George H.W. Bush (CVN77), май 2013 года. Как и все истребители американского флота Х-47В имеет складные крылья

Вид снизу на УБЛА Northrop Grumman X-47B, демонстрирующий свои весьма футуристические обводы. На беспилотнике с размахом крыльев около 19 метров установлен турбовентиляторный двигатель Pratt & Whitney F100. Он представляет собой первый шаг на пути к полностью работоспособному морскому ударному дрону, который по планам должен появиться в списке штатных летательных аппаратов после 2020 года

В то время как американская промышленность уже вовсю испытывала первые модели своих УБЛА, другие страны хотя и с десятилетней задержкой приступили к созданию подобных систем. Среди них можно назвать российское РСК «МиГ» с аппаратом «Скат» и китайскую CATIC с очень похожим «Dark Sword». В Европе британская компания ВАЕ Systems пошла своим собственным путем с проектом Taranis, а другие страны объединили усилия по разработке проекта с довольно удачным названием nEUROn. В декабре 2012 года во Франции nEUROn совершил свой первый полет. Летные испытания по наработке диапазонов режимов полёта и оценке характеристик невидимости успешно были завершены в марте 2015. За этими испытаниями последовали испытания бортовой аппаратуры в Италии, которые завершились в августе 2015 года. В конце прошлого лета в Швеции прошел последний этап летных испытаний, в рамках которого были проведены испытания по применению вооружения. Засекреченные результаты испытаний названы положительными.

Контракт по проекту nEUROn стоимостью 405 миллионов евро реализуют несколько европейских стран, включая Францию, Грецию, Италию, Испанию, Швецию и Швейцарию. Это позволило европейской промышленности начать трехлетний этап уточнения концепции и проектирования системы с соответствующими исследованиями в области заметности и повышения скорости передачи данных. За этим этапом последовал этап разработки и сборки, закончившийся первым полетом в 2011 году. За два года летных испытаний было совершено около 100 вылетов, включая сброс бомбы с лазерным наведением. Начальный бюджет 400 миллионов евро в 2006 году вырос на 5 миллионов потому, что был добавлен модульный бомбовый отсек, включая целеуказатель и саму бомбу с лазерным наведением. Франция при этом оплатила половину общего бюджета.

С парой бомб массой по 250 кг, уложенными в модульном бомбовом отсеке, беспилотник Neuron взлетает с аэродрома в шведской Лапландии, лето 2016 года. Тогда была успешно проведена оценка возможностей этого УБЛА как бомбардировщика. Видно редко замечаемое регистрационное обозначение F-ZWLO (LO означает малую ЭПО), нанесенное на створку отсека переднего шасси

250-кг бомба, сброшенная беспилотником Neuron над испытательным полигоном в Швеции летом 2015 года. Было сброшено пять бомб, подтвердивших возможности Neuron как малозаметного ударного дрона. Часть этих испытаний в реальных условиях была проведена под контролем компании Saab, реализующая наряду с Dassault, Aiema, Airbus DS, Ruag и НАI эту программу по продвинутому УБЛА, которая, скорее всего, завершится созданием перспективной ударной воздушной системы FCAS (Future Combat Air System) примерно к 2030 году

Потенциал британо-французского УБЛА

В ноябре 2014 года правительствами Франции и Великобритании было объявлено о двухлетнем исследовании возможности реализации проекта по усовершенствованному ударному дрону стоимостью 146 миллионов евро. Это может привести к реализации программы по малозаметному УБЛА, в которой будет объединен опыт проектов Taranis и nEUROn с целью создания единого перспективного ударного беспилотника. Действительно, в январе 2014 года на британской авиабазе Brize Norton Париж и Лондон подписали заявление о намерениях по перспективной ударной воздушной системе FCAS (Future Combat Air System).

С 2010 года компания Dassault Aviation совместно со своими партнерами Alenia, Saab и Airbus Defence & Space работала над проектом nEUROn, а компания BAE Systems над своим собственным проектом Taranis. Оба аппарата типа «летающее крыло» имеют одинаковый турбовентиляторный двигатель Rolls-Royce Turbomeca Adour. Принятое же в 2014 году решение дает новый импульс совместным исследованиям уже реализуемым в этом направлении. Оно является также важным шагом на пути к британо-французскому сотрудничеству в сфере военного самолетостроения. Не исключено, что оно может стать основой еще одного первоклассного достижения наподобие проекта самолета Concorde. Это решение, несомненно, поспособствует развитию этой стратегической сферы, так как проекты по УБЛА позволят сохранить технологический опыт в авиационной промышленности на уровне мировых стандартов.

Рисунок того, что может превратиться в перспективную ударную воздушную систему FCAS (Future Combat Air System). Проект разрабатывается совместно Великобританией и Францией на основе опыта реализации проектов Taranis и Neuron. Новый, не обнаруживаемый радарами ударный дрон может появиться на свет не ранее 2030 года

Между тем, европейская программа FCAS и аналогичные американские программы по УБЛА стоят перед определенными трудностями, поскольку оборонные бюджеты по обоим берегам Атлантики довольно напряженные. Понадобится более 10 лет, прежде чем малозаметные УБЛА начнут принимать эстафету от пилотируемой боевой авиации, выполняя связанные с высоким риском задачи. Эксперты в области военных беспилотных систем уверены, что военно-воздушные силы начнут развертывать малозаметные ударные беспилотники не ранее 2030 года.

Приветствую уважаемые читатели! Как известно, большая часть даже вполне безобидных изобретений имеют военные корни. Взять к примеру микроволновку, космические спутники, интернет или даже современный квадрокоптер. За всеми ними стоит в первую очередь идея использования не в самых мирных целях. Поэтому сегодня мы решили углубиться в историю изобретения первых БПЛА и заодно разобраться, что из себя представляют боевые дроны, для чего они созданы, чем опасны и какую пользу могут принести, будь они использованы в мирных целях.

Вообще, боевой дрон – «народное прозвище» этих летательных устройств. Их полное название – Беспилотные Летательные Аппараты (БПЛА). Идеи создания и применения таких аппаратов появились у военных организаций разных стран еще в позапрошлом веке. А всерьез разработками таких устройств занялись в 30-х годах прошлого века.

Особенно активно над ними работали американские военные. На период Второй Мировой войны ими было принято решение переоборудовать самолеты-бомбардировщики B-17 в количестве 17-ти штук под самостоятельный полет, осуществляющийся посредством радиоуправления. Эти боевые машины не могли взлететь сами, поэтому старт аппаратов осуществлялся пилотом и бортинженером. Их задача состояла в поднятии судна в воздух, а также активации боевых систем и систем радиоуправления. После этого они катапультировались и последующее управление беспилотным аппаратом осуществлялось за счет теле- и радиосвязи, которая производилась с борта сопровождающего самолета.

Такие машины планировалось использовать для взрыва заводов, на которых немцы собирали оружие возмездия «Фау-1» и «Фау-2». Однако из 17-ти произведенных беспилотных аппаратов цели достиг только один, и операция «Афродита» была закончена, не увенчавшись успехом. После этого США не возвращались к разработке дронов вплоть до 1960-х годов.

Беспилотники сегодня

В настоящее время в производстве дронов преуспели США и Израиль. Так, армии этих стран активно применяли такую технику в боевых действиях. Их БПЛА выполняли разведывательные и ударные функции.

В наши дни Вооруженные Силы РФ успешно используют в сирийском конфликте российские беспилотники для выявления мест скопления террористов и наведения по ним ракет авиации.

Концерн Калашникова активно занимается разработкой дронов. Кроме того, планируется выпуск других средств, связанных с такими устройствами. Это не только техника, способная осуществлять полет без пилота, но и оружие, способное обнаруживать и в последующем уничтожать вражеские летательные аппараты за минимальный промежуток времени. Сейчас летающий дрон Калашникова находится в стадии разработки.

Украинские военные тоже не хотят отставать от мира и в этом году показали свою разработку – БПЛА «Горлица». Это первый опыт Украины в создании такого оружия. На сегодняшний день украинский боевой дрон способен нести до 50 кг взрывчатки, находиться в воздухе до 7 часов, а также развивать максимальную скорость в 180 км/ч.

Возможности современных БПЛА

На службе в армии дроны способны выполнять следующие задачи:

  • Со своего борта производить пуск ракет по вражеским укреплениям. Такие цели должны осуществлять военные дроны будущего спустя как минимум один десяток лет. Однако, не смотря на это, такая техника уже существует и уже применялась вооруженными силами США.
  • Вести разведку за любыми объектами и передавать данные в штаб в режиме реального времени.
  • Наводить ракеты по координатам с абсолютной точностью за счет использования GPS.
  • Осуществлять радиоэлектронную борьбу с врагом, создавая помехи на каналах связи противника.
  • Ретранслировать сигнал, передавая его по цепочке для обеспечения связи.
  • Выступать в роли воздушной мишени, привлекая тем самым огонь противника на себя. Делается это с целью выявления местоположения вражеской артиллерии.


Сейчас беспилотники будущего разрабатываются не только для армий, но и в мирных целях.

В гражданском назначении они могут пригодиться для:

  • Использования в области картографии. Сюда относится изучение ландшафтов и для труднодоступных горных местностей.
  • Контроля и обследования фермерских площадей, а также наблюдения за пастбищами и скотом, который перемещается в пределах огромной территории. В этой области активно работают, в том числе, и российские разработчики специалисты.
  • Съемок в кинематографе. С помощью них ведется съемка сверху. Это обходится намного дешевле в сравнении с другими видами воздушного транспорта.

Недостатки дронов

При всех своих плюсах, беспилотник все-таки не самый идеальный летательный аппарат. А для того чтобы полностью заменить самолеты придется решить две самые главные проблемы таких машин:

  1. Низкая скорость. Чем ниже скорость – тем легче сбить БПЛА. Кроме того, так его проще обнаружить радарами.
  2. Малая автономность. Большинство беспилотных аппаратов не способно находиться в воздухе свыше нескольких часов.

Главный недостаток, именно легкость обнаружения. Кроме того, если беспилотник не автономен, то есть управляется не посредством заложенных в его программу алгоритмов, а осуществляет свой полет за счет управления дистанционно при помощи операторов, то все сигналы могут быть перехвачены врагом. Это значит, что он будет взят под контроль и уничтожен, либо использован врагом в своих целях.


Говоря о военных и гражданских дронах, также нельзя забывать о совсем безобидных вещах, призванных сделать досуг приятнее и насыщеннее. Например, компания Nerf разрабатывает игрушечные коптеры для детей.

А совсем скоро в разных странах планируется создание почтовых дронов, доставляющих грузы прямо на дом. Это говорит о том, что даже то, что было создано в качестве оружия, может принести пользу обществу. Все зависит только от того, какие цели человечество посчитает приоритетными.

Москва, 13 августа - "Вести.Экономика" В начале августа на президента Венесуэлы Николаса Мадуро совершили покушение. Случай уникален: впервые в истории главу государства попытались убить дронами – беспилотники несли по килограмму C-4 и должны были взорваться рядом с Мадуро во время его выступления. Эксперты говорят, что в будущем таких историй будет только больше. В конце концов, купить дрон может кто угодно, а средства защиты пока не особо эффективны.

В прошлом году стало известно о разработке нового типа дрона-убийцы - TIKAD, который может нести на борту снайперскую винтовку, пулемет и даже гранатомет.

Основатель стартапа Duke Robotics Разиель Атуар - бывший копандир спецподразделения израильских вооруженных сил. Вооружить дрон боевым стрелковым оружием он задумал после участия в контртеррористических операциях, в которых воевать приходилось посреди мирных населенных пунктов. По его мнению, использование вооруженных дронов способно снизить количество жертв среди гражданского населения. Первый прототип TIKAD появился в 2015 г. и сразу был взят на вооружение ЦАХАЛ. За прошедшие три года дрон доработали; теперь его больше не отбрасывает отдачей благодаря новой системе стабилизации.

Последняя версия дрона поднимает в воздух любое оружие массой до 10 кг. Управляются дроны удаленно, и стреляют только по команде оператора - по крайней мере пока. Сейчас стартап ищет инвесторов, но ходят слухи, что израильские военные уже договорились с Duke Robotics о закупке партии, ведутся переговоры и с Вооруженными силами США.

Маленькие коптеры ранее не могли поднять тяжелую винтовку, но теперь конструкторы создали целый спектр сверхмощных моделей, способных переносить грузы весом до 18 кг - этого более чем достаточно. Как бы то ни было, все еще существует проблема стабилизации винтовки и сильной отдачи, способной развернуть коптер в воздухе.

Создатели TIKAD, говорят, что у них есть "уникальное решение по стабилизации дрона и подавлении отдачи" - оружие устанавливается на роботизированном кардане, который вращается в режиме реального времени, удерживая ствол в нужном направлении. Энергия отдачи распределяется с помощью гибких пластин, что позволяет минимизировать (но не устранить окончательно) смещение.

Другой подход заключается в использовании оружия без отдачи. Вместо крупнокалиберных винтовок дроны вооружаются ракетными кластерами, способными быстро выпустить рой снарядов по предполагаемой цели.

Правительство Тайваня так вдохновилось успехами дронов, что поручило инженерам соорудить собственные. Для армии готовят беспилотники, вооруженные штурмовой винтовкой T91 и тремя 40-миллиметровыми гранатометами. Вызывает опасения, что дроны могут в конечном итоге оказаться в руках террористов. В таком случае схожие с венесуэльским инциденты будут заканчиваться весьма плачевно.

Первоначально TIKAD предназначался для осуществления миссий в критических ситуациях, где обычный человек справиться не мог или подвергался неоправданно высокому риску, но всем ясно, что совсем скоро дроны станут массовым явлением и с ростом уровня технологий начнут постепенно вытеснять из боевых действий людей.

Эксперты обеспокоены тем, что военные дроны - это очередной шаг к автономному оружию, которое выбирает свои цели без какого-либо человеческого понимания юридических, моральных или социальных норм.

В то же время разработка новых методов борьбы с дронами является одной из приоритетных задач Пентагона. Недавно стало известно, что производить такое оружие будет фирма Lockheed Martin. Новые противодроновые пушки будут устанавливаться на самолеты и вертолеты. Они позволят отключать вражеские беспилотники направленным лучом микроволнового излучения.