Ближе к Богу - десять горных монастырей. Храмы в горах

Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!

Предлагаем вам снова прикоснуться к древней буддистской культуре и совершить очередное путешествие, на этот раз – в буддийские храмы в Китае.

Китайская архитектура, даже воплощенная по традиционным канонам буддизма, неповторима. Она вобрала в себя черты фасадов императорских дворцов с их легкой помпезностью и классических индийских храмов с простыми крышами в несколько ярусов. Сочетание этих двух стилей вылилось в китайские памятники буддизма – яркие, щедро украшенные барельефами, скульптурами и золотом.

Таких шедевров архитектуры и зодчества по всей стране – огромное количество, и перечислить их все довольно непросто. В этой статье мы составили список самых знаменитых, любопытных или необычных храмов Поднебесной с описанием. Вместе мы узнаем, где находится каждый из них, когда был основан, чем он примечателен и какая тайна за ним кроется.

Храм Неба

Китайцы называют его довольно просто – Тяньтань. Он был построен во времена правителя Юн Лэ из семейства Мин в первой половине 15-го столетия на юге столичного Пекина.

Своей известностью он обязан необычному по китайским меркам виду – с основанием в форме круга. Однако эта форма была выбрана неслучайно – она как нельзя лучше символизирует небо.

Другое название этого места – Храм мольбы о хорошем урожае. Сюда стекались люди перед летней страдой с обращениями к небу, к буддам о плодородии.

Это интересно! Целые поколения императоров каждый год в конце декабря – в день зимнего солнцестояния – приезжали в Тяньтань, обращаясь к небесам с мольбами об удачном лете и хороших посевах.

Заходя на территорию храма, посетители попадают в уютный парк, который носит одноименное название – парк Храма Неба. Он начинается с большого алтаря, открытого любому желающему. Дальше, к главному зданию, которое находится на севере, приводит широкая дорога – около тридцати метров в ширину.


Шаолинь

Наверное, самый знаменитый монастырь не только в Поднебесной, но и за ее пределами – . Поэтому мы не могли обойти его стороной.

Расположенный на горе Суньшань, он в названии имеет прямую отсылку к своему географическом местоположению, а именно переводится как «лесной храм на холме Шаоши». Его основателем считается Бодхидхарма, достигший этих краев в 5-м столетии по пути из родной Индии. Он был известен тем, что нес в массы китайскую версию учения дзен – .


Статуя Бодхидхармы

На месте будущего храма учитель обосновался на долгие девять лет. Вместе со своими учениками он занимался медитациями и физическими упражнениями, в основе которых лежала имитация поведения животных. Позже, спустя века, эта практика трансформировалась в искусство ведения боев без орудий, которое стали передавать преемникам в монастыре.

Местные монахи получили широкую славу благодаря своим способностям. Они участвовали во многих войнах, а также отстаивали собственную территорию. Но именно это послужило причиной тому, что к началу прошлого века Шаолинь был практически полностью разорен, а здания – разрушены.

Не желая «хоронить» древнее наследие своего государства, Правительство издало указ по восстановлению монастыря. Сегодня Шаолинь снова завоевал былую славу, сюда стекаются туристы со всего мира, желающие хотя бы одним глазком взглянуть на боевое искусство в действии.


Обучение же реальных бойцов проходит за высокими трехметровыми стенами. Их окружает памятный лес, засаженный в честь монахов, живших здесь. Кроме того, на территории теперь можно посетить музей и прикоснуться к огромному изваянию Будды.

Храм Нефритового Будды

Он был основан в Шанхае относительно недавно – в 1882 году. Основание храма связано со значимым в его истории событием – в этот год из Бирмы (нынешней Мьянмы) по морю привезли два изваяния Великого Учителя Шакьямуни.

Одно из них внушительных размеров – высотой два метра и весом три тонны. Оно выполнено из белого камня, инкрустировано драгоценностями и показывает Будду, погрузившегося в размышления. Другое изваяние имеет более скромные размеры, но изображает Будду, испытывающего состояние Пробуждения.

Сегодня эти статуи красуются в самом центре главного зала, который называют Домом Нефритового Будды.


Кроме того, оказавшись в шанхайском храме, следует также взглянуть на Зал небесных владык, Зал великого мудреца, залы созерцания и чтения священных писаний.

Сам фасад храма легко разглядеть издали – он ярко-желтый, а на крышу водружены многочисленные фигурки будд, божеств.

Храм Пяти пагод

В Пекине существует художественный музей, и он не совсем обычный, потому что расположился в здании Храма Пяти пагод, некогда крупного и могущественного. Также он известен под именем Храма Великого Пробуждения праведника.

Он был эпицентром распространения буддийской философии по китайским широтам, а с 1961 года стал признан национальным достоянием. Впрочем, и сегодня к нему рвутся паломники со всей страны, а потому святыня является одной из самых охраняемых в мире.

Стены храма строились в период правления семейства Мин. Изначально они были выполнены кирпичной и белой мраморной кладкой. Фасад щедро усыпан резной символикой, скульптурами в филигранном исполнении.

Но главная особенность этого храма, из-за которой он получил свое название следующая: в основе его стоят пять ступ. Четыре из них расположились в каждом углу прямоугольного фундамента, а пятая – в центре. За века непростой судьбы храм не раз менял свой внешний вид.


Храм Тысячи Будд

Говоря о красивейших храмах Китая, нельзя не упомянуть о пещерных постройках, которых в Поднебесной огромное множество. Одна из них – Цяньфодун, больше известная как Храм Тысячи Будд.


Его история насчитывает больше полутора тысяч лет. Появился он в пещерах близ провинциального городка современности Цзюхуа. Потребовалась смена десятка императорских семейств, чтобы довести строительство до конца.

На сегодняшний день тут сосредоточены древние постройки и важные артефакты, которым перевалило за добрую тысячу лет.

Цяньфодун оставил нам в качестве наследия:

  • 500 ступ;
  • больше 700 пещер;40 000 кв.м. священной земли;
  • драгоценные фрески;
  • статуи Будды;
  • иллюстрации, расписанные мантрами и рисунками божеств.


Любой желающий может приехать сюда сейчас, однако на осмотр может не хватить и нескольких дней – свыше двухсот пещер были уже отреставрированы.

Заключение

Большое спасибо за внимание, дорогие читатели!

Мы благодарны вам за то, что вы активно поддерживаете блог — рекомендуете наши статьи в социальных сетях!

Присоединяйтесь к нам — подписываетесь на сайт, чтобы получать новые интересные статьи себе на почту!

До скорых встреч!

Духовным достоянием и культурным наследием Поднебесной являются старинные храмы и монастыри. В КНР их огромное множество. Китайцы представляют мир как процесс вечных изменений и необходимости человеку вписываться в течение изменений природных циклов. Китайские монастыри устроены по подобию естественных природных процессов.

Буддистские пещерные монастыри и храмы в Китае

Рассмотрим некоторые китайские пещерные комплексы храмов и монастырей буддизма:

  • от китайской глубинки Хэнань, в южном направлении есть храм «Лунмэнь»;
  • «Кизил» относится к китайским старинным пещерным комплексам. Четвертым веком нашей эры датированы первые пещеры комплекса. Простираются пещеры в северо-западную сторону от города Куча;
  • на севере Пылающих гор рассредоточен комплекс пещер «Безеклик». Приблизительно, на расстоянии одного километра от него есть маленький городок из многочисленных фантазийных декораций, глинобитных изваяний к съемкам кинофильма «Путешествие на Запад», ставшего культовым;
  • храмовые пещеры «Юйлинь» провинциальной глубинки Ганьсу размещены по двум сторонам реки Таши. Сорок две пещеры находятся в составе комплекса;

  • на хребте Циляньшань, то есть, в его предгорьях, есть храм «Вэньшушань»;
  • скальные рельефы, рассредоточены в предгорьях хребта Циляньшань, представляет монастырь «Мати сы»;
  • в юго-восточную сторону от Увэя на, довольно крутом, скалистом берегу речки Хуанян есть храм «Тяньтишань». Другое название - «Храм Большого Будды», в связи с тем, что там есть громадная скульптура Будды в положении сидя;
  • в северо-западном направлении от города Гуюань в южной части Нинься-Хуэйского расположен храм «Сюймишань»;
  • в южном направлении от Нинься-Хуэйского имеется комплекс «108 ступ»;
  • в северной стороне провинции Сычуань есть пещеры, под названием «Утес тысячи Будд».

Скальные буддистские монастырские и храмовые комплексы Поднебесной

Рассмотрим некоторые скалистые китайские храмовые комплексы:

  • к изваяниям одной из пятерки священных гор, горы Хэньшань, относится «Висячий монастырь» Сюанькун Сы;
  • в юго-восточной стороне от Тяньшуй расположен один из самых больших и удивительных буддистских скальных храмовых китайских святилищ «Майцзишань»;
  • в 110 км от Ланьчжоу, в китайской глубинке Ганьсу, есть комплекс храмов и монастырей «Бинлин Сы».

Скульптуры скальных буддистских комплексов

Вот одни из самых уникальных скальных скульптур буддистских комплексов:

  • на запад от Аньюэ есть скульптуры «Цяньфочжай» конца 6 века н.э.;
  • «Сюаньмягоуань» или «Обитель сокровенного» - даосского происхождения и находится в северо-западном направлении от Аньюэ;
  • «Махапаринирвана Будды» – громадная скульптура, представляющая Будду лежащим, - в северном направлении от Бамьяо.

Еще немного о храмах Китая

К популярным туристическим местам в Китае относятся, также следующие храмы:

  • «Шаолинь» - легендарный древний буддистский храм, который отсчитывает свою историю с конца 5 века н.э.;
  • аутентичный храм «Лабранг», построен в поселке Лабранг, в регионе Ганьнань Тибетского округа, провинции Ганьсу;
  • ламаистский храм «Юнхэгун», размещен в Пекине.

Без храмов и, конечно же, монастырей, невозможно представить Китай, ведь они занимают главное место в духовной жизни китайцев. Невзирая на трепетно хранимые духовные учения и традиции, китайские храмы и монастыри открыты для всех посетителей. Требование к туристам одно – поведение, соответствующее святым местам.

Культура древнего Китая загадочна и мало понятна нам, славянам. В Китае интересно все – обычаи, кухня, развлечения, религия, и, конечно, окружающая архитектура – здесь множество пагод, храмов и монастырей. Одним из самых удивительных, который обязательно стоит посетить, считается храм Сюанькун , построенный в скале у подножия священной горы Хэншань (провинция Шаньси).

Храм "встроен" в скалу на высоте 75 метров от подножия

Сюанькун – это «Висячий храм» (или «Висячий монастырь»). Его строительство начиналось более 1500 лет назад, одним монахом, дело которого продолжили следующие поколения.

Особенности конструкции храма удивительные – он опирается на толстые поперечные деревянные балки, укрепленные в скале и пропитанные маслом из семян тунгового дерева (защита от термитов и прочих воздействий). На эти балки опирается фундамент храма – здесь важен точнейший расчет, группа балок является поддержкой, группа – балластом.

Кроме этого, храм так умно «встроен» в пространство, что практически не подвергается воздействию дождей, ветров, ледниковых вод и солнца. Расстояние до храма снизу, с земли – около 75 метров. Внутри него – около 40 различных залов, некоторые соединены между собой переходами (мостиками в виде деревянных настилов). Туристы здесь ходят на цыпочках – боятся, что они не выдержат и обвалятся. Напрасно – доски поскрипывают, но рассыпаться и рушиться не собираются)))

С точки зрения религии тут все сложно – объединились буддизм, конфуцианство и даосизм. А еще есть поверье, что храм был построен именно здесь, чтобы усмирить золотого дракона, живущего в реке, которая течет у подножия горы. Горная река частенько выходит из берегов – видимо, дракон бушует.

Сюанькун является одним из Национальных памятников страны. Еще бы – здание с 1500-летней историей, да еще и свисающее со священной горы, на самом деле является рукотворным чудом. Восток – дело тонкое)))

Мы уже смотрели на необычные и красивейшие монастыри планеты, давайте продолжим искать уникальное...

На Юго-Востоке от Датуна, недалеко от города Хуньюань на скалах возле священной горы Хэншань разместилось самое настоящее чудо архитектуры. Это Сюанькун-сы (Висячий монастырь, кит. 懸空寺, пиньинь Xuánkong Sì, палл. Сюанькун-сы), который вырезан прямо в скалах над каньоном Цзиньлун. Ему уже более 1400 лет, он построен в 491 году, при династии Северная Вэй, и аналогов подобного великолепия строительного искусства так и не найдено. Именно здесь полная изоляция и спокойное окружение, которое так ценится в духовном мире. Сюанькун-сы находится всего в нескольких стах метрах от того места, где река Хунь вырывается из узкого и короткого ущелья Цзиньлун (Jinlong, Золотой дракон), ныне перегороженного плотиной гидроэлектростанции.

Комплекс расположен на высоком утесе на левом, западном берегу реки, а священная гора Хэншань - на правом. Сюанькун-сы построен на пути паломников из столицы империи Пинчена (ныне Датон), к священной горе Хэншань. От монастыря вверх по почти отвесной скале раньше шли мостки, которые сейчас уже убраны. Видимо они вели к мосту, по которому можно было перейти через бурную реку. Для того чтобы спастись от разлива реки Хунь и сделать строение подспорьем для паломников, пришлось действовать единственным допустимым способом - разместиться как можно выше от земли.

Датун (Datong) - город в центральной части Китая, в провинции Шаньси, на лёссовом нагорье (высота 1090 м) у заставы Великой Китайской стены, отделяющей Внутренний Китай от Внутренней Монголии. Население - 1 276 000 человек (2003).

Он как бы зажат между двумя грядами Великой стены. Это один из важных культурно-исторических городов Китая, был столицей династии Северная Вэй и «второй столицей» во времена династий Ляо и Цзинь.


Внутри монастыря находится более сорока помещений, залов и павильонов. Больших секций всего три, расположены они одна выше другой и соединены коридорами и переходами. Самая низкая отметка - 26 метров над уровнем земли, самая высокая - около 50 метров. Стоит учесть, что главная особенность монастыря в том, что все площади выстроены на лице скалы с использованием малейших углублений, а также поддержкой балок и опор. Единственное исключение - первая, главная секция. Она держится на фундаменте из кирпичей. Перед ней находятся входные ворота с двумя традиционными колокольными/барабанными башнями. Все павильоны и здания соединены между собой целой системой всевозможных переходов, коридоров и проходов. Внутри помещений располагаются статуи Будд и других богов. Вообще этот храмовый комплекс объединяет сразу буддийские, даосские и конфуцианские алтари.


С точки зрения нумерологии, каждая из секций Суанькун-сы имеет свой сакральный смысл.

Первая (главная) секция с кирпичным основанием - даосская и соответственно здесь расположены образы, относящиеся к пантеону даосизма. Называется она «Сань гуань», что переводится примерно как «три повелителя». Сань гуань - это триада божеств даосского пантеона, являющихся повелителями трех главных стихий: неба, земли и воды.

Вторая секция является буддистской и называется «Сань шен», что означает «три времени», соответственно на санскрите - «трикала». Это буддистский термин, обозначающий прошлую, настоящую и будущую эпохи, то есть кальпы. В буддистской скульптуре Китая была очень популярна композиция «Трикала будда»: Будда прошлого Прабхутаратна, Будда настоящего Шакьямуня и Будда будущего Майтрея.


Третья, самая верхняя секция называется «Сань цзяо» - «три учения» (т.е. даосизм, буддизм и конфуцианство) и соответственно содержит скульптурные изображения Лао Цзы, Конфуция и Будды Шакьямуни.

Нумерология же во всем этом проста: сумма всех троек дает число «9», которое является суммой цифр высшего сакрального числа многих религий «108».


Не стоит, правда, обольщаться, ведь прогуляться по всему монастырю вряд ли удастся. Некоторые секции уже подреставрированы, и радуют глаза первозданными красками, узкими мосточками и лесенками, а также низкими перилами. Однако часть переходов перекрыта из-за возможного обрушения. Но даже если бродить по тем коридорам, что открыты для посетителей, вид на лежащие вдали горы и на равнину под монастырем открывается просто уникальный.

Шири Ириарте

Всего в монастыре стоят 80 статуй из разных материалов. Самое крупное рельефное изваяние - Татхаты. Монастырь с 1982 охраняется как Национальный Памятник КНР.





В старинном буддийском храме Линъиньсы, расположенном в провинции восточного Китая Чжэцзян, был сформирован отряд для противостояния террористам. В отряд вошло 20 монахов и 27 обычных охранников.
Храм Линъиньсы, основанный в 4м веке, является местом паломничества буддистов и популярной туристической достопримечательностью. Каждый день на территории храма бывает около десяти тысяч посетителей, число которых резко увеличивается во время праздников.
Отряд самообороны был создан для защиты туристов и паломников после террористической атаки в Куньмине, когда было убито 29 человек и ранено 130. Тренировкой охранников занимаются представители китайского спецназа. Монахи днем занимаются буддийской практикой, а по ночам тренируются.
На территории Китая расположено множество древних монастырей и храмов, являющихся духовным и культурным наследием страны. О самых знаменитых монастырях Поднебесной мы расскажем ниже.

1. Монастырь Шаолинь.

Этот монастырь стал легендой как место возникновения знаменитого боевого искусства Китая – ушу. Поныне с этим местом связано множество древних легенд. Помимо своих боевых искусств, Шаолинь издревле известен как святыня китайского направления буддизма - чань-буддизма. Эта религия пришла в Поднебесную в 5м столетии. В конце 5го столетия в империю приехал Бато – монах из Индии. Он завоевал расположение императора и тот приказал заложить монастырь на горе Суншань, после чего отдал его Бато. Так был основан Шаолинь. Согласно легенде Бато лично выбирал место строительства монастыря, ведь форма Суншань похожа на лотос, имеющий особое значения для буддистов. Шаолинь превратился в форпост и святыню китайского буддизма, который быстро завоевал популярность в Поднебесной благодаря работе Бато. Закрепил славу монастыря другой индийский монах, который прибыл туда спустя тридцать лет после Бато. Звали его Бодхидхарма. Он считается основоположником направления чань-буддизм и создателем знаменитого кунг-фу Шаолиня. Монахи не только занимались развитием буддизма, но принимали активное участие в жизни страны. Наибольшего расцвета Шаолинь достиг в 14м столетии. С этим периодом связана легенда о 40 шаолиньских монахах, отправившихся на побережье Китая сражаться с японскими пиратами. Монахи зарекомендовали себя как стойкие бойцы, но однажды угодили в пиратскую засаду и были убиты. Запись об этих событиях есть на каменных стелах в монастыре. Помимо прочего монахи помогали обездоленным крестьянам, чем снискали любовь местных жителей. За свою историю монастырь пережил многое: пожары, нападения. Но монастырь каждый раз восстанавливался, подтверждая превосходство духа. В сегодняшнем Китае к монастырю относятся также уважительно: в 1979м г. было признано монастырское самоуправление.

2. Монастырь Сюанькун.

Этот знаменитый «висячий монастырь» расположен в шестидесяти пяти км. от древнего китайского города Датуна. Монастырь крепится на отвесных утесах ущелья Цзиньлун. Храм был сооружен, чтобы умиротворить речного дракона, который по поверьям обитает в реке Хунь, протекающей в ущелье. Благодаря своему уникальному местоположению монастырь смог сохраниться в первозданном виде на протяжении 1500 лет. Основан он был в 491м году, на пути паломничества, к священной даосской горе Хэншань из Датуна. Монастырский комплекс составляют сорок павильонов и залов. Часть помещений монастыря вырублена в утесах и крепится посредством деревянных балок и опор. Несколько секций монастыря – висячие, а самая нижняя часть монастыря опирается на кирпичную кладку. Сюанькун является образцом смешения различных культур и религиозных течений. Там наши точки соприкосновения три главные религии Поднебесной – буддизм, конфуцианство, даосизм. Первое, даосское, название храма было «Храм Сокровенной Пустоты». Позже он был переименован просто в «висячий монастырь», по своим архитектурным особенностям. Три секции монастыря посвящены разным религиям. Нижняя часть отдана божествам даосского пантеона, управляющим природными стихиями. Средняя часть принадлежит буддистским святым – трем Буддам, наиболее почитаемым в буддизме. Третья секция включает статуи трех духовных отцов трех религий Китая – даосского ученого Лао-Цзы, создателя конфуцианской философии Конфуция и статую Будды Гаутамы – основателя буддизма.

3. Монастыри хребта Уданьшань.

Окутанная легендами гора Удан, о которой упоминается во многих романах и трактатах, по преданиям была местом зарождения даосизма. Храмы, расположенные на пиках хребта причислены к культурному наследию Китая и мира. Хребет Уданьшань расположен в провинции Хубэй, возле Шияня. Он насчитывает 72 горных пика, 36 скал, 24 долины. Главный горный пик Тяньчжуфэн достигает в высоту 1,6 км. Уданшань – самый популярный храмовый комплекс Китая, после шаолиньского монастыря. Монастыри Уаншаня были средоточием даосского учения. В горах располагался первый даосский университет, где студенты обучались традиционной медицине и фармакологии. Первый храм даоссов в Уданшане – Храм Пяти Драконов, был основан в 3м веке. Всего, на протяжении столетий в горах было возведено 36 монастырей, 12 павильонов, 72 храма, 39 мостов, которые вместе образуют 33 храмовых комплекса. Много монастырей было уничтожено в период Культурной Революции. Однако позже, для привлечения зарубежных туристов, они были реконструированы. Самым популярным туристическим местом является архитектурный комплекс на горе Тяньчжу – Запретный город, включающий Золотой павильон – крупнейшее сооружение из меди в Поднебесной и несколько храмов.