Станица Краснодонецкая: руины, скалы, старинный храм. Из истории храма станицы архонской

March 16th, 2013

На территории нынешней Северной Осетии было одиннадцать станиц Терского казачьего войска. По году основания они расположились следующим образом: Луковская (1770), Павлодольская (1784), Черноярская (1805), Новоосетинская (1810), Ардонская (1837), Архонская (1838), Николаевская (1838), Змейская (1849), Сунженская (1859), Тарская (1859), Терская (1867). Первые четыре станицы относились к Моздокскому отделу, а остальные - к Сунженскому.

Каждая станица имеет свою историю, своих героев. Все они были разные: одни богатые, другие еле-еле выживали, одни дали десятки офицеров, в других и пара офицеров были редкостью. Каждая станица имела свой храм, по которому, в общем-то, и можно было судить о благосостоянии самой станицы.

Владикавказская епархия, куда входили станичные храмы, не занималась строительством церквей, это было прерогативой местных властей. Все храмы строились на пожертвования жителей станицы. Если она была богатой, то храм получался каменный, большой, просторный, с дорогим иконостасом и золотыми куполами. Некоторые особо состоятельные станичники могли построить еще и часовни, кладбищенские или хуторские. А в очень больших станицах бывало и по две церкви. Если с финансами было туго, храм строился деревянный, из подручных средств.

Какими же они были, станичные храмы Осетии?

Станица Луковская

В 1770 году с Дона на Терек перевели 100 семей казаков, которые составили под самим Моздоком станицу Луковскую и были специально назначены служить прислугой при крепостных орудиях. В 1856 году в станице было 170 дворов и проживали 1345 человек, в 1895 г. - дворов 700, а жителей 3656. В 1912 году здесь жили 5750 человек, почти все казаки. Казачьих дворов 763, иногородних 6. Все православные, кроме 60 черкесов-магометан.

Долгое время в станице не было своего храма; это объясняется тем, что недалеко от станицы, в пригороде Моздока, находилась Успенская церковь со знаменитой иконой Иверской Божией Матери. Лишь в 50-х годах XIX века станичники стали задумываться о строительстве своего храма. Начался сбор денег на строительство. Он собирался с пожертвований, подушного налога, процента с паромной переправы, аренды и др. Всего строительство храма стоило более 25 тыс. рублей. В 1868 году началась стройка. Шла она медленно и лишь к 1875 году закончилась, но еще на два года затянулось освящение храма.

8 ноября 1877 года состоялось торжественное освящение новой станичной Михаила-Архангела церкви. Деревянная, высокая, стройная, пятиглавая, она имела форму креста. Расположенная на возвышенности церковь красиво сияла своими золотыми куполами. Особенно эффектно это выглядело в лунную ночь. Внутри церкви находилась прекрасно выполненная стенная живопись с текстами из Священного Писания. В храме находилась икона - копия моздокской Иверской Божией Матери.

Станица Павлодольская

была основана в 1777 году во время обустройства Моздокской линии. Здесь находился один из самых древних станичных храмов - Николаевская церковь, построенный в 1803 году. Позднее, в 1912 году, в станице был построен новый храм Нерукотворного образа Иисуса Христа.

18 мая 1889 года на местном кладбище была освящена церковь Св. Николая, сооруженная в память чудесного спасения царской семьи. Ее освящение состоялось при большом скоплении народа в присутствии войскового начальства. Чин освящения совершил епископ Владикавказский Иосиф. Сооружена эта церковь была на средства генерал-майора Стефана Александровича Венеровского.

Станица Черноярская

Ее основали в 1805 году из осетин-дигорцев и переселенцев из других мест Осетии. Почти все они за исключением нескольких фамилий были православными. Первоначально это было обычное поселение, но в 1825 году по инициативе генерала Ермолова Черноярское поселение было преобразовано в станицу, а всех жителей зачислили в казачье сословие.

Первое время жители Черноярской относились к приходу Павлодольской церкви, а с 1835 года - к приходу Новоосетинской. Лишь в 1872 году была освящена станичная Николаевская церковь.

К станице Черноярской была приписана часовня на хуторе Муртазово, построенная в 1901 году.

29 января 1904 года состоялось освящение храма на Черноярском кладбище, построенном вдовой войскового старшины Дарьей Валаевой. С благословения епископа Владимира протоиерей Алексей Гатуев освятил храм с участием благочинного священника Павла Пшеницына и священника Вазиева. При этом пел хор учеников и учениц местной церковно-приходской школы под управлением приходского священника Александра Тускаева. Новый храм был во имя св. апостолов Петра и Павла.

Станица Новоосетиновская

Поселение было основано в 1810 году, как и Черноярская, из осетин-дигорцев. Также в 1825 году оно было преобразовано в казачью станицу.

Здесь находится храм Св. Николая.

К станице также относился Пантелеимоновский молитвенный дом на хуторе Елбаева, освященный в 1902 году.

Станица Ардонская (ныне город Ардон)

Станица была основана в 1838 году рядом с Ардонским поселением. Сюда была переведена часть Владикавказского казачьего полка. В первый год здесь построили 41 дом. Через два года уже было 69 дворов. Вскоре соорудили и церковь. Станица быстро росла, в 1910 году в ней было 343 двора, насчитывающих 2135 человек. Прежний храм не вмещал всех прихожан, и в начале XX века была сооружена новая церковь. 13 мая 1901 года Преосвященный епископ Владимир освятил Георгиевскую церковь.

Станица Архонская

В 1838 году на месте укрепления Архонского была основана станица с одноименным названием. Сразу же было образовано 46 дворов. В отличие от других станиц, основанных в эти годы, место, выбранное под станицу Архонскую, оказалось самым удачным. И земля, и климат были весьма благоприятными. К 1910 году здесь было уже 600 дворов и 4009 жителей.

Первоначально своего храма в станице не было. Владикавказ был рядом, где и посещали станичники церкви. Станичная церковь во имя св. Благоверного князя Александра Невского была освящена лишь в 1886 году.

Станица Николаевская

Находится на берегу реки Белой. Свое начало берет от 1838 года, когда было основано военное поселение прибывших из России 76 семейств. Затем к ним добавили еще различных военных поселян. В 1842 году военные поселяне были обращены в казачье сословие. В 1848 и 1849 годах сюда переселили семьи из Харьковской, Киевской губерний и Малороссийского полка. На 1912 год в станице Николаевской насчитывались 284 двора и 2003 жителя. Все жители были православные, никаких раскольников и сектантов не было.

Первоначальное место станицы было немного севернее. Но та местность оказалась на ветру, окруженная болотами, что вызывало большую смертность. Жители стали просить о переносе станицы, и в 1880 году ее перевели на реку Белую.

В 1848 году в станице Николаевской была построена Николаевская церковь, которую также перенесли на новое место. 23 сентября 1884 года она была освящена вновь. Причт церкви состоял из священника, диакона и причетника. В 80-х годах XIX века из станичных земель священнику были отведены 32 десятины, диакону - 24, причетнику - 16 десятин. Кроме того, церковной земли было 160 десятин. В дальнейшем (на 1903 год) причтовой земли было 48 десятин, а церковной земли не было.

Станица Змейская

была основана в весьма важном стратегическом месте, у так называемых Эльхотовских ворот. Свое название она получила от речки Змейки, которая извилистым руслом оправдывала данное имя. Заселенная уроженцами украинских губерний, она до сих пор отличается станичниками с украинскими фамилиями.

К 1912 году станица насчитывала 3400 жителей и состояла из 522 казачьих дворов и 78 иногородних. В центре Змейской, на площади, находились церковь Сошествия Святого Духа и станичное училище. Станичный храм был сооружен в 1855 году.

Станица Сунженская (ныне селение Сунжа)

Была основана на левом берегу реки Сунжа в 1859 году, когда здесь поселили 258 семей. Затем к ним добавили семьи из упраздненных станиц Дадыховской и Камбилеевской. На 1912 год в станице насчитывалось дворов 742 и 5302 жителя. В конце XIX века в станице было 7 семей католиков (из бывших уроженцев Польши), а все остальные - православные.

В 1876 году в станице была построена и освящена большая каменная церковь во имя св. Николая, а прежний молитвенный дом переделали под школу. Сооружение церкви обошлось в 30 тыс. рублей, из которых 9 тыс. было выдано из войсковых сумм, а остальные получены сбором пожертвований и окладом жителей станицы, доходившим до 7 рублей с человека.

Как и во всех станицах, местный причт имел собственную землю. Священнику были отведены 32 десятины удобной земли и 3 десятины неудобной. Диакону - 24 удобной и 2 неудобной, причетнику - удобной 16, неудобной 1. Кроме того, церковной земли удобной и неудобной 160 десятин. Всего же при церкви было 238 десятин.

Станица Тарская (ныне селение Тарское)

Эта станица, самая крайняя на Сунженской линии, была основана в 1859 году. К 1917 году в станице проживали 2600 жителей, большинство казаки: из 400 дворов лишь 11 были населены иногородними.

Станичная церковь первоначально была деревянная. Затем общими усилиями станичников, которые жертвовали на строительство деньги, продукты, стройматериалы, была сооружена новая каменная церковь во имя иконы Казанской Божией Матери. Ее освящение состоялось при большом скоплении народа и в присутствии областного начальства 11 ноября 1890 года. Здание этой церкви сохранилось и до наших дней, ныне в ней действует сельский Дом культуры.

Станица Терская

расположена на правом берегу реки Терек, отчего и получила свое название. Ранее здесь были хутора от станицы Вознесенской, которые в 1867 году переименовали в станицу Терскую. В 1869 году в новую станицу переселили жителей упраздненной Камбилеевской станицы, затем часть Галашевской и некоторые семьи из Сунженской станицы. В 1893 году в Терской проживали 2147 человек. Из них православных 1943, старообрядцев 109, молокан и баптистов 97. На 1912 год здесь было 4417 жителей.

В станице находилась церковь Иоанна Предтечи. Она была выстроена в 1861 году еще в станице Камбилеевской, после упразднения которой, в 1870 году, церковь перенесли в станицу Терскую. Церковь представляла собой большое здание, похожее на казарму, сверху купол с крестом, и только этим храм отличался от других зданий. Храм был очень низким, так что, подъезжая к станице, его невозможно было рассмотреть. Как писал в 1893 году очевидец: «Внутренность церкви очень бедна, нет ни одной станицы, где бы была церковь так бедна, как в станице Терской, и хотя о ее улучшении много говорилось, но до сего времени ничего не сделано».

Итак, в одиннадцати казачьих станицах было 14 храмов, 6 из них носили имя св. Николая Чудотворца. В 3 станицах (все Моздокского отдела) было по 2 храма. Это связано с тем, что это были старые станицы, имевшие довольно много состоятельных жителей, некоторые из которых могли даже в одиночку построить храм.

Из прежних 14 станичных храмов ныне сохранились лишь 6. Из них действующих 2, в стадии восстановления - 3. В селении Тарском здание храма используется под клуб. Меньше всего пострадали церкви Моздокского района. Здесь из 7 храмов утрачены 3.

Ныне вновь идет утверждение Православия на земле Осетии. Вновь строятся станичные храмы. Будем надеяться, что в скором будущем с Божией помощью в каждой станице засияют купола величественных храмов.

Свято-Троицкий храм станицы Платнировской.

В нынешнее время упадка духовных ценностей в Славянских и не только странах, изучение и приумножение знаний об истории православия весьма актуально и востребовано. Особенно на примере малых станиц, деревень, сёл России. В контексте микроисторического исследования хотелось бы коснуться истории Свято-Троицкого храма Кубанской станицы Платнировской. Одного из самых старейших и красивейших на Кубани. В этом исследовании нам помогут материалы музея Свято-Троицкого храма, справочник по Ставропольской епархии (обзор городов, сел, станиц и хуторов Ставропольской губернии и Кубанской области) Н.Т. Михайлова за 1911 г., архив администрации Кореновского района. О более поздних эпохах и современности, материалы газетных публикаций и рассказы непосредственных очевидцев истории и возрождения храма.
Второй по значимости станицей в Кореновском районе Кубани после районного центра г. Кореновска является станица Платнировская. Но так было не всегда. Она была основана, как и Кореновск в 1794 г. в числе 40 куреней Черноморского войска. Расположена на реке Кирпили. Располагалась, как и Кореновск на ЖД ветке Екатеринодар-Тихорецк. В станице была железнодорожная станция. Станица известна так же тем, что казаком этой станицы был известный атаман Черноморского казачьего войска Фёдор Яковлевич Бурсак, и его сын герой войны 1812 г. Афанасий Фёдорович Бурсак, который в 1912 г. станет вечным шефом 1 – го Черноморского полка ККВ. Если станица Кореновская по своему составу была станицей с преобладающим иногородним населением, то Платнировская была в большинстве своём казачьей станицей, и играла более важную роль чем Кореновск в Дореволюционную эпоху.
С 1890 г. станица получает мощный импульс к своему развитию. Высочайшим повелением 2 августа 1890 г. станица Платнировская назначена сборным и роспускным пунктом I,II,III, Черноморских полков. В станице находился арсенал, управление казаками 2 и 3 очереди. Ещё в 1886 г. в станице была построена Петропавловская церковь. Однако расширение станицы привело к необходимости строить новый крупный храм. Предположительно за основу был взят проект кубанского архитектора Ивана Клементьевича Мальгерба. В самом музее храма говорят, что на Руси есть всего три храма подобной постройки. Храм Василия Блаженного в Москве, в Платнировской и в Троице-Сергиевой Лавре. Строительство этого красивейшего и старейшего на Кубани храма велось с 1903 г. Строительство началось с постройки моста через реку Кирпили. И велось на возвышенности, чтобы храм было видно с любой точки станицы и окрестностей. Кирпич для стройки возили на подводах из Ростова-на-Дону. Станичники всячески помогали строительству. Они оплачивали труд строителей. Вся станица была разделена на кварталы жители которых по очереди собирали и приносили яйца для добавления в цементный раствор. Работами руководил зажиточный казак станицы Платнировской Г. Ляшенко, он был владельцем обозного завода. Строили храм профессиональные каменщики. Известно, что жили они в станице в доме священника Стефановского. Оплачивали труд каменщиков все жители станицы в складчину. За качество строительства говорит тот факт, что и поныне спустя более чем столетие кирпичная кладка храма сохранилась в хорошем качестве.
Строительство было завершено в 1906 г. О первом богослужении в храме возвестил колокол весом в 135 пудов. При открытии храма регент церковного хора Колесников сказал: «Сегодня мы, открывая храм, должны земно поклонится тем, кто его построил, так как эти люди не только сделали это для спасения своих душ, но во много крат больше, для спасения наших душ и тех, кто придёт в этот храм после нас!». Не будет преувеличением сказать, что главный храм станицы Платнировской ничуть не уступал и не уступает по красоте храмам Старой Москвы и Санкт-Петербурга. Справочник по Ставропольской епархии (обзор городов, сел, станиц и хуторов Ставропольской губернии и Кубанской области) Н.Т. Михайлова за 1911 г. Сообщает нам такие подробности о церковной жизни в этом храме: «Троицкая церковь. Построена в 1903 - 1906 годах, кирпичная, покрыта оцинкованным железом; ограда железная. Состав причта: 1 священник и 1 псаломщик. Причтовой земли: священнику 55 десятин, псаломщику 18 десятин. Церковно-приходская школа 1, помещается при церковной сторожке. Министерских одноклассных училищ в приходе 2. Жалованье законоучителю 190 руб. В приходе жителей (ц. д.): 2681. Рождений 230, браков 29, смертей 115». Согласно метрическим книгам храма хранящимся в архиве администрации Кореновского района в 1907 – 1918 гг. в храме служили священник Филипп Шамрай и псаломщик Иоан Соколов, ставший с 1916 г. диаконом. Так же введении храма находилось 37 десятин земли. 24 августа 1914 г. после церковной службы на площади у Свято-Троицкого храма прошли проводы 2 – го Черноморского полка Кубанского казачьего войска который отправлялся воевать на Восточный фронт Первой мировой войны. Из дореволюционной приходской жизни храма так же известен случай, когда в 1914 г. в нём отпевался умерший в станице болгарский поданный Иван Панайлов Генов.
В 1933 г. храм пытались взорвать по указке партийного руководства. Однако архитекторы, приехавшие с экспертизой, сделали такое заключение: «Необходимый для взрыва заряд взрывчатки быстрее разрушит все близлежащие дома взрывной волной, чем сам храм. Также при разборке кладки не будет целых кирпичей, так как раствор очень крепкий и не будет делиться по швам». Тогда председатель местного колхоза В.Г. Долгих предложил использовать храм как зернохранилище. Он выкупил здание храма у государства под эти нужды за 28 тысяч рублей. Купола с храма были убраны, иконостас разграблен, многие священнослужители и прихожане подвергнуты гонениям. Известно, что в годы Великой Отечественной войны община прихожан храма собрала сумму, около 3000 тысяч рублей, которой хватило на вооружение и содержание танковой бригады «Защитник Юга». Среди прихожан храма есть легенда, будто И.В. Сталин узнав об этом прислал в храм благодарственную телеграмму, так это или нет узнать не представляется возможным. Телеграмма если и была, то исчезла после 1963 г. Храм был открыт и в годы немецкой оккупации в 1942 – 1943 гг. В пятидесятые годы в храме служил протоиерей Николай Терентиенко и священник Павел Стефановский. Отец Николай всячески пытался защитить храм от закрытия, так как это был единственный очаг православия в районе. В храме в то время был организован церковный хор в числе до 50 человек из прихожан храма. Но в 1963 г. храм был закрыт по настоянию Н.Ф. Дудника, директора расположенной рядом с храмом школы, в этом ему активно помогали местные комсомольские организации. Н.Ф. Дудник вместе с председателем сельсовета К.М. Гришко перепалили замки храма. Церковная утварь была вывезена в колхозы, книги сожжены, иконы и небольшие предметы утвари разнесли по домам прихожане чтобы сберечь их от поругания. Храм снова стал использоваться как зернохранилище, в нём так же был устроен тир для учащихся 25 – й школы.
В 1975 г. в результате умышленного пожара сгорела крыша храма. Жители станицы после пожара проявили не лучшие свои стороны, растаскивая храм «по кирпичику» для своих бытовых нужд.
Восстановление храма началось только в 1990 г. Тогда Кореновский районный совет депутатов передал здание храма в собственность прихода Свято-Троицкого молитвенного дома, данного прихожанам в замен храма в советские годы. Прихожане тогда сами взялись за восстановление храма. В большинстве своём это были пенсионеры, многие тяжёлые работы по восстановлению храма на первоначальном этапе сделали они. Смутные 1990- е годы и кризис 1998 г. не позволили в полной мере заняться восстановлением храма. Однако уже в 2000 г. в храме впервые за 37 лет встретили престольный праздник – день Святой Троицы. Жители станицы в период с 10 апреля по 18 июня сами подготовили часть храма для богослужений. В октябре этого же года храм был признан памятником истории и культуры Кубани. В 2001 г. был создан попечительский совет по восстановлению храма, который возглавил тогдашний глава района А.Г. Козицкий. В январе 2002 г. Кубанский Казачий Хор провёл в доме культуры станицы Платнировской благотворительный концерт в целях сбора средств для восстановления храма. Исследовательские работы на предмет восстановления храма вели специалисты кафедры оснований фундаментов Кубанской сельхоз академии под личным руководством академика К.Ш. Шадунца. В апреле 2004 г. эскизный проект восстановления храма был одобрен краевым комитетом по охране памятников истории и культуры и благословлен митрополитом Екатеринодарским Кубанским Исидором. К Пасхе 2005 г. были проведены громадные работы. Заменены кровельные работы, восстановлены все окна, возведены центральный и четыре малых барабана храма. К храму были поведены электричество, газ, обеспечено теплоснабжение, заменены полы, приобретена церковная утварь, колокола, создан иконостас. 11 июня 2006 г. храм отметил свой столетний юбилей, при большом стечении народа была отслужено праздничное богослужение. В 2008 г. на центральный купол Свято-Троицкого храма был водружён крест, весом около 200 килограмм и выстой в шесть метров. 20 мая 2009 г. был освящён и водружён на колокольню храма большой колокол Благовест. Нужно отметить, что все восстановительные работы в храме с начала 2000 – х гг. ведут строители Кореновской проектно-строительной фирмы ООО «Капитель-2» под руководством директора Василия Ивановича Кононенко. В 2008 г. митрополит Екатеринодарский и Кубанский Исидор за активное участие в восстановлении храма наградил В.И. Кононенко орденом Русской Православной Церкви Преподобного Сергия Радонежского 3-й степени. Активно помогали в восстановлении храма директор филиала №1 ЗАО МПБК «Очаково» Н.И.Хворостина, житель г. Сочи В.В. Каравайный на пожертвования которого был приобретён главный колокол храма, бывшие главы Кореновского района А.Г. Козицкий и В.Н. Рудник.
11 февраля 2011 г. храм посетил губернатор Кубани А.Н. Ткачев. Он в частности заявил во время посещения храма: «Это дело хорошее, и мы вас не оставим! Это правильно, что храмы восстанавливаются – ведь это наши корни, наша история и традиции и относиться к ним нужно очень бережно, – отметил глава региона». 23 марта 2011 г. состоялось рабочее заседание попечительского совета Свято-Троицкого храма, где в частности настоятель храма отец Алексей сказал следующие слова: «Восстановление храма; это яркая примета современной России, того, как возрождается духовная жизнь, восстанавливаются исторические духовные памятники, консолидируются государство, Церковь и общество». Однако и поныне восстановление храма до конца не завершено внутри храма. Не хватает ещё около 30 миллионов рублей. Однако снаружи храм сияет своей красотой в самом центре Кубани.
Помимо работ по восстановлению храма в 2007 г. состоялось ещё одно важное событие в жизни храма. По инициативе Платнировских и Кореновских казаков в храме были открыты памятные таблички со списками казаков станицы Платнировской сложивших головы свои за Веру, Царя и Отечество, так же памятные таблички в память о I,II,III Черноморских полках, в память о начале Первой мировой войны 1914 – 1918 гг.
Сейчас в храме есть свой музей, библиотека, и читальный зал, храм центр духовной жизни станицы и в какой-то степени Кореновского района.
Сложная история Свято-Троицкого храма станицы Платнировской показывает и весь сложный исторический путь России в XX веке. Храм олицетворяет собой и патриархальную жизнь Кубанского казачества до вихря смут 1917 г., храм прошел сквозь все гонения советской эпохи и уцелел только чудом. А в наше время Свято-Троицкий храм является одним из символов православного и духовного возрождения как Кореновского района, так и всей Кубани. Здесь лишь была сделана попытка описать и проследить судьбу храма за сложное столетие. Написание полной истории храма к концу его полного восстановления специалистами по церковной истории с привлечением широкого спектра источников было бы как нельзя актуально и востребовано. Это было бы закономерным итогом восстановления храма.

Примечания:
1. Кореновские вести, 2002. 9 февраля.
2. Православный голос Кубани 2005. №6 (175).
3. Там же.
4. Платнировская станица (Кавказский отдел)URL: (дата обращения 17.08.2012).
5. Архив администрации Кореновского района. Ф145. Оп.1. Д.94. Л.30.
6. Православный голос Кубани 2005. №6 (175).
7. Благовест №4. Кореновские вести, 10.06.2006.
8. Там же.
9. Там же.
10. Там же.
11. Там же.
12. Кореновские вести. 2009. 23 мая. №64(11215).
13. Кореновские вести. 2006. 20 июня.
14. Губернатор Кубани Александр Ткачев: «Будем продолжать и дальше восстанавливать и возрождать наши традиции». URL: http://admkrai.krasnodar.ru/content/section/11/detail/27260/ (дата обращения 17.08.2012).
15. Состоялось рабочее заседание попечительского совета Свято-Троицкого храма станицы Платнировской. URL: (дата обращения 17.08.2012).

Вскоре после кущевских событий в интернет-дневнике известного православного блогера появилась фотография станичного храма из красного кирпича с белыми колоннами и золотыми куполами. «Интересно, сколько “жертв” принесли для строительства этого “шедевра церковного зодчества” Цапки?.. Не думаю, что протоиерей Николай Запорожец захочет отвечать на этот вопрос», — написал автор дневника. По существу блогер обвинил священника в связи с мафией. Правда ли это? И как вообще относится Церковь к «спонсорской помощи» криминальных авторитетов? С этими вопросами корреспондент «НС» отправился в станицу Кущевская.

Иоанно-Богословский храм в станице Кущёвской Краснодарского края

Кубанский священник с Арбата

Более двадцати лет прослужив в храме Воскресения Словущего на Арбате, отец Николай так и не прижился в Москве, не стала она ему родным городом. Он давно подумывал о возвращении на родную Кубань и в 1986 году решился — попросил священноначалие о переводе в тогда еще Краснодарскую епархию и вскоре получил назначение в Кущевскую. Увидев, в каком храме предстоит служить, сначала пожалел о возвращении. «Маленькая деревянная хатка — сегодня у людей сараи лучше», — вспоминает отец Николай. Он решил, что необходимо строить новый храм и, хотя это при советской власти казалось невозможным, через два года добился разрешения. Не имея ни архитектурного, ни строительного образования, сам спроектировал будущий храм, выбрал место на берегу реки Еи. В 1996 году строительство было завершено, храм освящен во имя апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Сейчас храм — главная архитектурная достопримечательность в Кущевской. После трагедии 4 ноября 2010 года, когда местная мафия расправилась с семьей фермера Сервера Аметова и их гостями, в СМИ и на интернет-форумах пошли упорные слухи, что церковь построена на бандитские деньги.

Вопреки пророчествам блогера отец Николай ответил на обвинения в местных СМИ: «Кущевский храм начал строиться еще при советской власти на скудные пожертвования бедных и больных бабушек, а не на деньги богатых, здоровых и сытых, и тем более бандитов. Кстати, о них при советской власти мы и не слышали, разве что в кино видели. Кущевский храм начали возводить в 1988 году, в 1996 году освятили. Сейчас Сергею Цапку 35 лет, его покойному брату было бы на год больше. По нехитрым подсчетам, во время строительства храма оба сидели за партой в 6-7-м классе».

Отец Николай — человек прямой и резкий. Но гостеприимный, хлебосольный, внимательный к людям. Прихожане отзываются о нем тепло, считают, что им повезло со священником.

На воскресной литургии около ста человек: старушки, молодежь, родители с детьми. Почему-то не вижу казаков, а ведь их в Кущевской более тысячи. По словам прихожан, казаки в храме — редкие гости. Сам о. Николай, говоря о них, в выражениях не стесняется. «Казачество полностью уничтожили в Гражданскую войну. И если донские еще кое-как сражались, то кубанские ждали прихода красных. А сегодня о каком казачестве речь? Наш атаман держит мастерскую по производству гробов. Другие тоже кто чем занимаются. В церковь почти не заходят, не причащаются. Возрождение казачества — выдумка. Я “не скажу за всю Одессу“, но за нашу станицу могу — полный ноль!»

Известный журналист Дмитрий Соколов-Митрич поставил в вину настоятелю непротивление мафии. Какие возможности имел 74-летний священник для борьбы с бандитами, которые, вопреки слухам, не были воцерковленными людьми? На этот вопрос, заданный в его «Живом журнале», журналист так не ответил. Регулярно ходит в храм бывший начальник кущевской милиции, снятый с должности после трагедии и сейчас находящийся под следствием. Как и любой священник, отец Николай обязан хранить тайну исповеди, поэтому не рассказывает, делился ли с ним бывший начальник своими служебными проблемами. Но за чашкой чая батюшка прямо говорит, что сейчас этого человека просто подставили, избрали на роль очередного козла отпущения. Ничего он, по словам батюшки, сделать не мог, поскольку Цапков «крышевала» Москва.

Неслучайные вопросы

Политолог Владимир Пастухов, бывший научный директор Института права и публичной политики, на сайте Polit.ru назвал Кущевскую моделью русской жизни в миниатюре. Ни для кого не секрет, что, начиная с 1990-х годов, мафиози почувствовали себя хозяевами жизни, и в провинции до сих пор зачастую именно они правят бал. Изменить эту ситуацию может только государственная власть. Борьба с мафией — дело не священника, а государства. Но Церковь сегодня не отделена от общества. Пока в России есть мафия, людей не может не беспокоить отношение к ней Церкви. А на возникающие в обществе вопросы необходимо отвечать.

Один знакомый батюшка категорически отговаривал меня от поездки в Кущевскую. «Это все клевета врагов Церкви, их надо игнорировать», — убеждал он. Уже в Кущевской второй священник Иоанно-Богословского храма, отец Сергий Лысенко, примерно так же прокомментировал ситуацию: «Церковь мозолит глаза, вызывает ненависть мира прелюбодейного и грешного, а мы тихо-мирно плывем на нашем корабле, во главе которого Христос». Не приведет ли такая позиция к тому, что мы сами окажемся изолированы от мира церковной оградой? Не насильно, как при советской власти, — просто станем миру неинтересны, потеряем доверие. Кущевский храм был построен не на бандитские деньги, но подозрение такое возникло неспроста. Всем известно, что многие бандиты щедро жертвуют на храмы, бывают на службах. Двери храма открыты для всех, но можно ли принимать пожертвования от бандитов, допускать их к причастию, отпевать?

«Пожертвование на храм, как и любая жертва, может быть приятна Богу, а может быть и противна, — говорит настоятель храма Священномученика Климента, Папы Римского, протоиерей Леонид Калинин . — В середине девяностых годов в Псково-Печерский монастырь пришел крупный криминальный авторитет. Он принес покаяние, сказал, что осознал необходимость поменять свою жизнь, и пожертвовал монастырю большую сумму денег. Вскоре после выхода из монастыря он был убит, и наместник, помня просьбу этого человека, похоронил его в пещерах. В обществе разразился скандал, многие настаивали на перезахоронении, но монахи не разрешили перезахоранивать. Духовный собор монастыря тем самым признал искренность и подлинность покаяния этого человека. Вот вам современный пример раскаявшегося разбойника! Несомненно, его денежные пожертвования угодны Богу. Люди же не кающиеся часто жертвуют, желая выделиться, получить церковную награду. Это не то пожертвование, которое приятно Богу. Если же священник принимает богопротивную жертву, он соучаствует в делах зла. Принимать пожертвования от конкретных людей надо очень осторожно».

Отец Леонид, правда, считает, что деньги, происхождение которых сомнительно, можно отдавать на социальные программы по поддержке сирот, престарелых, инвалидов и других нуждающихся. Но и в этом случае священнику необходимо понять, не стоит ли за дарением денег желание жертвователя закабалить его. И здесь речь даже не о мафии, а просто о богатых людях. Некоторые священники, принимающие большие суммы от жертвователей, начинают закрывать глаза на их беззакония. Например, священник знает, что человек имеет «вторую семью», то есть постоянно изменяет жене, совершает другие тяжкие грехи, и тем не менее причащает его, так как этот грешник постоянно жертвует храму большие деньги. По словам отца Леонида, это сегодня довольно распространенное явление, появилось даже выражение «карманный священник». То есть священника можно «засунуть в карман», и он тебе слова не скажет в надежде получить мзду. Это тяжелый пастырский грех. Но и самим богатым людям о. Леонид советует не искушать священников, а жертвовать тайно. «Среди наших прихожан есть немало очень богатых людей, от которых наш храм не получает ни копейки. Потому что я сразу предупредил, что они для меня такие же прихожане, как все, и их деньги меня не интересуют. Это не значит, что никому нельзя принимать крупные пожертвования от своих прихожан. Можно, если священник потом сможет относиться к человеку, постоянно дающему на храм крупные пожертвования, так же беспристрастно и нелицеприятно, как к любому другому прихожанину, как к нищему на паперти. Наши старцы примерно так одинаково и относятся ко всем людям. Но я в своей беспристрастности не уверен, поэтому не хочу подвергать себя таким искушениям», — говорит настоятель. Знает отец Леонид и случаи, когда священник становился заложником мафиози. Благодать, полученная в таинстве хиротонии, попирается людьми, потерявшими нравственные критерии, поправшими мораль. Священник теряет свободу, без которой невозможно истинное пастырство. Когда пастырь свободен, его устами говорит Господь, когда несвободен — сатана. Об этом предупреждает Христос: «Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне» (Мф. 6: 24).

Многие бандиты, по словам отца Леонида, помнят о благоразумном разбойнике и втайне надеются, что и они в конце жизни покаются в своих злодеяниях и уйдут с миром. Но смерть часто приходит неожиданно. В 1990-е годы редкий день в России обходился без криминальных разборок с человеческими жертвами. Часто убитых в разборках отпевали. «Видел, как диаконы в Елоховском соборе простодушно радовались, что привезли такого убитого, значит, больше заплатят, — вспоминает отец Леонид. — Конечно, отпевание — не таинство, а обряд, названный в Типиконе “последование мертвенное мирских тел”. Оно помогает душе усопшего в прохождении мытарств, утешает скорбящих родственников, благодатно воздействует на них, кому-то помогает задуматься о бренности земной жизни, необходимости прекратить безобразия и обратиться ко Христу. И все же если бы ко мне в храм хотели привезти убитого или умершего, про которого было известно, что он состоял в криминальном сообществе и не покаялся, я бы уклонился от отпевания».

Леонид ВИНОГРАДОВ

Ф.С. Киреев

Из истории храма станицы Архонской

В 2003 году в станице Архонской Республики Северная Осетия было начато строительство новой церкви. Ее решили возвести на месте разрушенного храма, так как фундамент оказался в хорошем состоянии. Ныне строительство на стадии завершения, и уже в скором времени архонцы обретут новый, просторный, величественный храм, какой и должен быть в этой богатой православными традициями казачьей станице.

Это будет уже третий храм на этом месте. Как было сказано, храм сооружается на фундаменте бывшей церкви. В далеком 1838 году станица Архонская была основана малороссийскими казаками, которых перевели для службы на Кавказ. Вскоре станичники, как добропорядочные христиане возвели деревянную церковь во имя св. благ. Александра Невского. Храм соорудили в центре станицы, на большой площади. В ограде церкви появилось и первое станичное кладбище. Причт церковный состоял из одного священника и одного псаломщика.

Священник и псаломщик жили при церкви, жалованья, изначально они не получали, но пользовались станичною землею и «доброхотными» подаяниями, посредством которых они собирали в станице не одну сотню мер картофеля, пшеницы, ржи и других хлебов.

Священник ходил по станице, раз пять в год и из каждой избы ему давали то меру картофеля, то меру пшеницы или несколько копеек (до 20) денег, или печеный хлеб. Перед рождественскими праздниками давали и кусок сала, так, что у него собиралось изрядное количество разных продуктов, которые он потом продавал. Кроме того, бывали различные требы, как например свадьбы, (за которую полагалось не меньше 12 рублей) которые давали ему ежегодный доход до 300 руб..

Долгие годы деревянный храм возвышался над станицей. Хотя Архонская располагалась близко от Владикавказа, на удобной, благодатной почве, но здесь не было богатых станичников, поэтому соорудить каменный храм своими силами они не могли.

Со временем деревянный храм пришел в ветхость, а население станицы выросло, достатка появилось больше и, архонцы стали задумываться о новом храме. Еще когда был выстроен деревянный храм состоятельные и не очень станичники начали класть во Владикавказский городской банк пожертвования на строительство нового каменного храма. Так в ноябре 1848 г. казак Василий Марченко пожертвовал 148 руб. В 1868 г. казак Герасименко дал 1 меру гречки и 1 меру жита. Всего в тот год в пользу новой церкви было собрано 15 мер гречки и 18 мер жита. В феврале 1879 г. в банк было положено 640 руб. Из них 310 руб. от Василия Кикотя, 300 руб. от Ивана Горбенко и от других станичников 30 руб..

Станичная земля, отданная в пользу церкви, находилась между реками Малкой и Дур-Дуркой и сдавалась в аренду за 115-130 руб. в год . Эти деньги также накапливались во Владикавказском банке.

Постепенно накопилась нужная сумма, и станичники приступили к постройке нового храма. В ноябре 1880 г. уполномоченные от станицы урядники Тимофей Малышев и Василий Клименко заключили договор с техником Василием Алексеевым, который за 200 руб. обязался к 1 января 1881 г. составить проект со сметою будущего храма на 600 человек . Свою задачу техник Алексеев выполнил, затем его проект рассматривался областным архитектором Терской области, после чего он получил одобрение областного начальства.

18 апреля 1882 г. в станице Архонской собрался станичный сход из числа 200 человек имеющих право голоса, на котором был рассмотрен дальней этап сооружения храма. Согласно составленной сметы стоимость храма должна была составить 18 тыс. 182 руб. 12 коп. серебром, при этом на постройку в наличии имелось лишь 13 тыс. руб., которые хранились во Владикавказском банке и банковские билеты на 6 тыс. 250 руб. серебром находящиеся в Александро-Невской церкви и 7 тыс. 725 руб. находящиеся в станичном правлении. Все это скопилось за несколько лет посредством подушного оклада на сооружение церкви (с общего согласия), добровольных пожертвований и частью от арендной платы за общественную землю .

Так как эта сумму оказалась недостаточной, то на сходе было решено обложить население станицы еще одним налогом по 10 руб. от души, что дало бы, считая взрослое население станицы (с 17 лет) 600 душ, сумму 6 тыс. рублей. Эту сумму было решено собрать в течение трех лет постройки храма .

Независимо от собранных денег на сходе решили подвести к месту постройки церкви булыжный и тесаный камень, кирпич с утроенного для постройки церкви завода, дрова для обжига кирпича и извести, а также провести канал для воды от реки Невольки.

После этого было начало строительство церкви, которое продолжалось четыре года. 6 июля 1886 г. казаки станицы Архонской собрались на сходе и с участие представителей областного начальства осмотрели выстроенный храм. Было признано, что все работы сделаны из доброкачественного материала, правильно и прочно и во всем согласно чертежам и поэтому было признано допустить в ней богослужение.

30 августа 1886 г. в присутствии большинства жителей станицы, областного и отдельского начальства новый храм во имя св. Александра Невского был освящен. Храм получился вполне приличный, содержался в чистоте и порядке, станичники регулярно жертвовали на его нужды, что отмечалось епархиальным начальством .

Прошли годы, и уже этот храм перестал вмещать возросшее население станицы. Вновь станичники стали решать что делать – строить новый храм на новом месте или перестраивать действующий.

После всестороннего обсуждения обоих вариантов было решено построить новый храм на месте существующего храма. Автор нового проекта инженер Ф.Ковалев в присутствии станичного начальства и приходского священника внимательно изучил место предполагаемого строительства. Чтобы проверить грунт была выкопана яма глубиной 4 аршина. После чего проект был направлен на утверждение в строительное отделение областного правления.

Здесь возникла одна проблема. Согласно существующим нормативам от стен церкви до жилых помещений должно быть не меньше 20 сажень. Этого не получалось по проекту нового храма. Но, председатель строительного нового храма приходской священник Николай Диомидов и станичники настаивали на своем решении. На станичном сходе уже было решено новый храм строить в старой ограде, разобрав старую церковь. Аргументы этого решения были следующие:

1. В станице Архонской нет другой площади, на которой можно было строить храм, а ставить его на выгоне – за станицей не только далеко, но и не крайне неудобно, тем более что станичное общество желало иметь пока один храм, а не два.

2. То место, которое избрано для постройки будущего храма, являлось в станице почти центром, около него находились станичное правление, церковно-приходская школа и недалеко начальное и городское училища.

3. Именно на этом месте изначально стоял деревянный храм, затем его сменил каменный.

4. С восточной стороны храма (через улицу) стояли церковно-приходская школа и квартира приходского священника, а это такие здания, которые могли иметь место и в церковной ограде.

5. Расширить площадь покупкою усадебных мест с западной стороны не представлялось возможным вследствие крайней дороговизны земли и возведенных на ней постройках .

Доводы станичников были приняты во внимание и 28 мая 1914 г. Начальник Терской области и Наказной Атаман Терского казачьего войска генерал-лейтенант С.Н. Флейшер утвердил проект нового храма в станице Архонской.

Увы, новому проекту было не суждено осуществиться. Начавшаяся вскоре Первая мировая война вынудила отложить строительство до лучших времен. Но «лучшие времена» наступили не скоро. Более того, в советское время Александро-Невский храм в станице был разрушен. В 30-х годах церковь была закрыта, сняты колокола и кресты, а в 40-х годах она была полностью разрушена.

Новый приход во имя св. Александра Невского в станице Архонской был основан иеросхимонахом Иосифом (Бунделевым) летом 1947 г. и в этом же году освящен. Он расположился в одном из станичных домов, переделанных под храм. А на месте бывшего храма так ничего и не построили, здесь устроили парк. Но, по воле Божией, именно на этом месте вновь засияют купола. Новый храма выстроен на фундаменте прежнего храма, там же где когда стоял еще деревянный храм. Вот так, несмотря на все невзгоды, храм вернулся на свое место.

Рассказывая о станичном храме нельзя не сказать о приходских священниках, трудами которых здесь утверждалось и сохранялось православие. К сожалению, имена первых священников станицы Архонской пока не найдены. Известно, что в 60-х годах XIX века здесь служил священник Иоанн Сиротин. 28 января 1871 г. в возрасте 43 лет он скончался от чахотки. До сентября обязанности приходского священника исполнял священник станицы Ардонской Петр Воскресенский. 12 сентября 1871 г. в Архонскую прибыл и приступил к своим обязанностям священник Стефан Волков. Больше двадцати лет прослужил он в станице. При нем, при его деятельном участии деревянный храм был заменен каменной церковью.

С середины 90-х годов XIX века до 1905 г. приходским священником был Алексий Молчанов, затем его сменил священник Николай Диомидов. При нем в 1914 г. решался вопрос перестройки станичного храма. Отец Николай возглавлял приход до своей смерти в середине 20-х годов.

Такова история одного из станичных храмов Осетии. Она наглядный пример того как несмотря на все гонения во времена воинствующего атеизма, огонь православия в казачьих станицах не погас, и ныне разгорается с новой силой.

Библиография

  1. Владикавказские епархиальные ведомости, 1895, № 6.
  2. Статистические монографии по исследованию станичного быта Терского казачьего войска, Владикавказ, 1881.
  3. Центральный государственный архив Республики Северная Осетия – Алания (ЦГА РСО-А), ф. 11, оп. 62, д. 393.
  4. ЦГА РСО-А, ф. 49, оп. 1, д. 59.
  5. ЦГА РСО-А, ф. 49, оп. 1, д. 60.

Православные храмы Новопокровского района Краснодарского края

Православные храмы Новопокровского района Краснодарского края

Содержание:
Православные Храмы станицы Новопокровской
Православный храм станицы Новоивановской
Православные храмы станицы Калниболотской
Православные храмы станицы Ильинской
Часовни
Поклонные кресты

Православные Храмы станицы Новопокровской

Богородицкая церковь была построена в 1851 году в станице Новопокровской в самом красивом и удобном месте там, где сейчас расположен Дворец культуры. Храм был деревянным, но построен из бревен и выдержанных досок, на века. Над храмом возвышались две огромные башни, выполненные в разных стилях со шпилями и куполами с крестами, и три небольших с крестами, высокие окна, колонны. Этот храм был настоящим памятником зодчества.
Вокруг располагались: волостное правление (сегодня библиотека), Нижний и Верхний рынок, церковно- приходская школа (сегодня здание школы искусств), построенная за счет средств священника и общественного деятеля Кулабухова Алексея Ивановича, дома зажиточных станичников – торговый дом купца Адоевцева Захара Дмитриевича (ул. Первомайская, детский сад № 2), дом купца Астанкова Ивана Назаровича (здание сбербанка), торговое здание купца Коновалова (где кинотеатр), дом купца Иглина (старое здание милиции), дома купцов Пирожкова и купца Меньшикова (где здание райпотребсоюза), дом священника Петра Рудольфа, приобретённого потом дедом Первенцева (музей), второй дом построенный Рудольфом (старый военкомат).
Храм ввиду его особой значимости располагался в центре.
Святая Богородица покровительница станицы, от Покрова Богородицы название станицы – вначале село Покровское, а так как в Ставропольском крае, к которому раннее было приписано село, было уже село с таким названием, переименовали в Новопокровское, а в дальнейшем в казачью станицу Новопокровскую.
В страшные годы репрессий, гонений в 1937-1939 году Богородицкая церковь была разрушена. Её разнесли по брёвнышку, на различные нужды. Кованный красивый забор использовался для ограды парка, а потом и частных дворов, в настоящее время его часть использована для ограды православного Храма по улице Суворова. Железные листы с крыши послужили для крыш общественных зданий. Часть церковного инвентаря верующим удалось спасти.
При производстве работ по перекрытию крыши спортивной школы станицы Новопокровской (бывшая Коробкина школа) в 2000 г. строители обнаружили лист железа на крыше с образом Пресвятой Богородицы. Лист был положен образом вниз на чердак и он не повреждён каемкой, видимо у кровельщиков того времени была совесть и они решили сохранить фреску. Фреска с образом Божьей Матери часть алтаря Богородицкой церкви и только чудо, иначе это не назовёшь, более чем через полвека вернуло образ верующим.
Население станицы Новопокровской бурно росло, и возникла необходимость в строительстве нового храма. На месте сегодняшней редакции в 1874 году была построена новая каменная церковь – Николаевская . Она также расположена в центре станицы и колокола церквей перекликались друг с другом. Храм был необычайно красив – высокие окна с разноцветными окнами, серебристые купола. Недалеко от церкви, по переулку напротив санаторного парка (ранее выгон, торговая площадь) была построена церковно- приходская школа. В школе учился будущий известный писатель Аркадий Первенцев, его дед Афанасьев Андрей Никанорович служил в церкви псаломщиком.
Николаевскую церковь постигла та же участь, что и Богородицкую – она полностью была разрушена варварами. Школа использовалась в дальнейшем как жилье, дом пионеров, интернат, сегодня это жилой дом.
В период немецкой оккупации верующие намеривались использовать для богослужения здание сегодняшней библиотеки. Но церковные богослужения начались только после освобождения станицы в 1943 году, в выделенном верующим помещения на углу ул. Почтовой и Первомайской (хозяйственный магазин №1). Верующие снесли в церковь иконы, церковную утварь, уцелевшую после разрушения церквей. В этот период люди как никогда чувствовали потребность в утешении, общения с богом. Но ещё в пятидесятых деятельность церкви в этом здании была прекращена.
В шестидесятые годы верующие собрали средства, приобрели земельный участок на улице им. Ворошилова (сегодня ул. Суворова), а также старый амбар, разобрали его и с выдержанных, толстых досок построили церковь – это храм Рождества Пресвятой Богородицы . Постепенно храм обустраивался, построена в торце церкви красивая колокольня, вместо небольшого колокола, привезенного с железнодорожной станции, воронежский литейный завод изготовил именной колокол для храма и сделана надпись «Сей колокол отлит для станицы Новопокровской Краснодарского края» Теперь в церковные праздники колокольный звон слышно далеко за пределами церкви.
Во дворе церковного двора построена Воскресная школа.
Но, конечно, по красоте этот храм далеко уступает разрушенным храмам – Богородицкой и Николаевской церкви. Ведь они строились всем миром и были украшением казачьей станицы.

В 1992 году было решено построить в станице Новопокровской новый храм Рождества Пресвятой Богородицы , который бы был достойной заменой разрушенных храмов, украшением станицы, центром духовной жизни станицы.
25 декабря 1992 г. состоялся чин освящения места будущего строительства храма. Место строительства улица Почтовая, в центре станицы. В настоящее время возведен и перекрыт первый этаж, там, где будет располагаться хозяйственный блок- кухня, трапезная, ризничная, комната духовных служителей. Возводятся стены второго этажа, в этом помещении будут проходить богослужения и церковные таинства. Из-за недостатка средств, строительство затягивается.

Православный храм станицы Новоивановской

Свято – Покровский храм в станице Новоивановской расположен на большой площади в центре, его окружают школа, детский сад, дворец культуры, административные здания и жилые дома. Расположение храма подчеркивает его значение, величественность и красоту. Храм заложен в 1910 году и уже в 1912 освящён.
Революция, гражданская война, годы гонений на церковь сделали храм недействующим, богослужение в нём прекратилось на долгие годы. Но разрушить храм не смогли, использовался он под разные хозяйственные цели, как склад. Храм медленно разрушался под воздействием времени и человеческих рук.
Только после двухтысячного года оценили этот поистине талантливый памятник зодчества как культурную ценность России и края. Из краевого бюджета были выделены немалые средства на восстановление храма. Храм оделся в леса, начались восстановительные и реставрационные работы, в 2006 -2008г. восстановлена кирпичная кладка барабана центрального купола, шатровых кладок над колокольней и северным приделом, заменены покрытия куполов.
Сегодня это действующий храм, вновь началось богослужение. Храм с огромным главным куполом с крестом устремлен вверх и каждый приезжающий в Новоивановскую прежде всего обращает свой взор на это чудесное сооружение.

Православные храмы станицы Калниболотской

В 1797 году по благословению епископа Иова Мариупольского заложена церковь Георгия Победоносца в казачьей станице Калниболотская. Первое упоминание о богослужении в этом храме январь 1799 год. Этот храм входил в число первых четырнадцати храмов Черномории. На средства жителей станицы он перестраивался и достраивался. Было построено новое здание в 1817г, потом к нему пристроили колокольню, в 1872 построено здание с пределом во имя святого Николая Чудотворца. При церкви было две церковно- приходских школы. Для одной построено специальное здание, вторая помещалась в причтовом доме.
Население станицы Калниболотской росло и в 1909 г. составляло более 11 тысяч жителей. Возникла необходимость в строительстве ещё одной церкви. Решено было построить церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы. 23 мая 1910 г. совершена закладка церкви и уже 9 сентября 1913г. эта церковь была освящена и открыта для богослужения. Население станицы в 1913г. было более 12 тысяч жителей.
В Тридцатые годы церкви в ст. Калниболотской были закрыты, храмы в дальнейшем полностью разрушены. Строительные материалы, бревна и имущество церквей были растащены.
В период оккупации верующие использовали для богослужения здание бывшей церковно- приходской школы. После освобождения станицы здание начали использовать для других нужд, для больницы и верующие стали арендовать другие здания. В 1965г. приход в ст. Калниболотской был закрыт.
В 1991г. в станице был вновь образован Приход Свято- Георгиевского храма и ему было передано здание бывшего детского сада. В 1997г после престольного праздника это здание сгорело и общине вновь было предоставлено здание больницы (церковно- приходской) школы.
В 2006г. был заложен камень в основание будущего храма и начат сбор средств на строительство. Проект храма изготовил своим землякам калниболотцам в качестве дара В.И. Лещенко. В настоящее время возведён фундамент и цоколь этажа.
В посёлке Незамаевский в бывшем здании хлебного магазина по ул. Будённого оборудован сельский храм Молитвенный дом священномученика Иоанна Пригоровского .
В посёлке Незамаевском служил и принял мученическую смерть в 1918г Иоанн Пригоровский.
Молитвенный дом приписан к храму Георгия Победоносца в ст. Калниболотской.

Православные храмы станицы Ильинской

В станице Ильинской строится новый Свято – Покровский храм . Храм будет украшением станицы, местом возрождения духовности. Храм строится быстро, без длительных протяжек во времени. Уже установлены купола, один из них засияет золотом.
Храм строится за счёт средств жителей станицы, их пожертвований. Значительный вклад в строительство храма внёс житель станицы Ильинской Сидоренко П.Ф.