Благоверный князь вячеслав чешский.

Святой благоверный князь Вячеслав Чешский был внуком святой мученицы княгини Людмилы (память 16 сентября) и был воспитан ею в глубоком благочестии. Он начал княжить 18-ти лет после смерти своего отца князя Вратислава (+ 920). Несмотря на молодые годы, он управлял мудро и справедливо и очень заботился о христианском просвещении народа. Святой князь был широко образованным человеком, изучил латинский и греческий языки. Святой Вячеслав был миролюбив, строил и украшал церкви, соорудил в столице Чехии Праге великолепный храм во имя святого Вита и почитал духовенство. Завистливые вельможи решили погубить святого и стали сначала восстанавливать его против матери, а затем подговаривать младшего брата, Болеслава, занять княжеский престол. Болеслав пригласил брата на освящение церкви, а затем просил его задержаться, погостить еще один день.

Несмотря на предупреждения слуг, святой князь отказался верить в заговор и предал свою жизнь в волю Божию. Когда на следующий день, 28 сентября 935 года, благоверный Вячеслав шел к утрени, он был злодейски убит в дверях церкви родным братом и его слугами. Тело его было изрублено и брошено без погребения. Мать, услышав об убиении сына, нашла его и положила в недавно освященной церкви при княжеском дворце. Кровь, пролитую в церковных дверях, не могли отмыть, а через 3 дня она исчезла сама.

Раскаявшийся братоубийца перенес мощи святого Вячеслава в Прагу, где они были положены в церкви во имя святого Вита, которую создал сам мученик (перенесение мощей святого Вячеслава празднуется 4 марта). Память благоверного князя Вячеслава издревле чтится в Русской Православной Церкви. (Существует предположение, что кончина благоверного князя Вячеслава произошла в 929 году).

***

  • Молитва благоверному князю Вячеславу Чешскому . Князь Вячеслав был широко образованным и благочестивым христианином, храмоздателем. Был злодейски убит в дверях церкви родным братом и его слугами. К нему молитвенно обращаются за помощью в опасностях, для утешения семейных конфликтов, обращения ко Христу неверующих родственников.

Или ?), святой страстотерпец, чешский князь, сын кн. Вратислава и Драгомиры .

Воспитан бабкой св. княгиней Людмилой в духе благочестия и любви к славянскому обряду, отцом же – в латинской церкви. Получил прекрасное образование от пресвитера Павла, ученика святителя Мефодия , святой Вячеслав владел славянским, латинским и греческим языками и был всесторонне образован.

Отец его, князь Вратислав погиб в году в бою с уграми (венграми), и 18-летний Вячеслав вступил на княжеский престол. До - был под опекой матери, Драгомиры , убившей его бабку Людмилу, боровшейся с аскетически-религиозными наклонностями сына, наконец, изгнанной им.

Как самостоятельный правитель Вячеслав проводил религиозно-аскетические идеалы эпохи как в личной жизни (собирал вокруг себя духовенство, мечтал о путешествии в Рим , монашестве и т.п.), так и в государственной (отказался от пыток и от смертной казни). Он много потрудился для укрепления христианства в Чехии . Он перенес мощи мученика Вита в столицу Чехии, Прагу , построил для них великолепный собор во имя святого Вита .

Недовольство части народа, особенно знати, образом жизни князя, его политикой, особенно внешней (он признал себя вассалом немецкого короля Генриха I Птицелова), облегчило его брату, удельному князю Болеславу I , государственный переворот.

Страстотерпец Вячеслав вместе с княгиней Людмилой почитаются покровителями Чехии .

Тотчас по смерти Вячеслава появляется в Чехии почитание его как первого чешского мученика-святого, уже в первую четверть в. проникший и в Киевскую Русь (жития Бориса и Глеба, богослужебный канон св. Вячеславу и т.п.). Появляются жития его: 1) латинские: «Crescente fide», Гумпольда, Лаврентия – все конца в., и 2) церковно-славянские: одно оригинальное, первой половины в., другое, найденное проф. Н. Никольским и изданное Обществом любителей древней письменности,– позднейшее, переработка Гумпольда, но с интересными добавлениями (оба – в русских рукописях, но с чехизмами). Возникает гимн «Svaty Vaclave, vévodo ceské zeme»; в гуситскую эпоху укореняется возникшее еще в XIII в. представление (неверное) о Вячеславе как национальном герое-борце против немцев .

Тропарь, глас 4

Днесь ангели с человеки радуются вкупе общим веселием. / Небо и земля светло ликуют в память ти, святе. И мы, грешнии, прилежно ти вопием: / помолись к Владыце о нас, избавити ны от напасти, видимых и невидимых враг, чтущих пресветлую ти память.

Ин тропарь, глас 1

Благочестиваго корене отрасль пречестная, / святый благоверный великий княже Вячеславе, / поборник быв Восточныя в Чехах Церкве / и прибежище теплое убогим и сирым, / яко вторый Авель, незлобиве претерпел еси смерть, / во главу усечен рукою брата пред враты церковными. / Темже и всели тя Христос, / яко исповедника правыя веры во обители Небесныя, / прослави всечестную память твою в словенских языцех / и дарова тя скораго помощника всем, почитающим тя. / Молися о людех твоих ко Господу, / да обратит их в лоно Православныя Церкве и спасет души наша.

Кондак, глас 1

С лики ангельскими предстоя, блаженне княже Вячеславе, / наслаждаешися Божественныя и неизреченныя доброты, / и оттуду благодетельныя дары почерп чудес, / всем притекающим верою под твою святыню / источаеши цельбам дарование.

Использованные материалы

  • Христианство: Энциклопедический словарь: в 3 т.: Большая Российская Энциклопедия, 1995.
  • Полный Тропарион. Издательство "Троица", 2006, т. 1, с. 85-86.
Житие святого благоверного князя Вячеслава Чешского

Святой благоверный князь Вячеслав Чешский приходился внуком святой блаженной Людмиле . Она, вместе с ее мужем князем Богемии 1 Боривоем, прилагала большие труды к обращению своих подданных к истинной вере. Недаром таинство Святого крещения они приняли от святого Мефодия , архиепископа Моравского, великого просветителя славянских народов.
Сын блаженной Людмилы и Боривоя Вратислав также был искренним христианином, всем сердцем принявшим от благочестивых родителей веру Христову, и всячески внедрял ее среди жителей Богемии, которые неохотно расставались с прежней языческой верой. Укоренению христианства в Чехии также усиленно препятствовали действия саксонских католических миссионеров, которые внедряли христианство среди соседних племен, живших вдоль Лабы (Эльбы), жестокими, насильственными способами.

Надо сказать, что жена Вратислава Драгомира, хоть и приняла Святое крещение, но в душе оставалась преданной языческой традиции, и в преданиях сохранилась память о ней, как о женщине злой и отравленной пороком гордыни. Жестокость немецких властей и священников вызывала в ней гнев и отторжение христианства вообще, но, конечно, она скрывала это от благочестивого мужа, который внедрял Христову веру, конечно же, другими, добродетельными способами, любовью и терпением.

У княжеской семьи, кроме Вячеслава и Болеслава, были еще один сын Спытогнев и несколько дочерей, но Вячеслав выделялся среди всех сердечностью, кротостью, целомудрием и умом. Насколько свои душевные качества молодой Вячеслав унаследовал от отца, который прославился многими благочестивыми делами, настолько гневливость, гордыню и скрытую нелюбовь к христианству Болеслав унаследовал от матери Драгомиры.

Чувствуя эту нелюбовь, князь Вратислав отдал Вячеслава на воспитание его бабушке, святой блаженной Людмиле, которая обучила его грамоте и дала ему с помощью учителей и наставников весьма хорошее по тем временам образование.

Когда святому благоверному князю Вячеславу Чешскому исполнилось 18 лет, отец его умер, завещая престол ему, своему старшему сыну. Властная Драгомира решила, что сын слишком молод для правления, и начала княжить сама, выбирая себе в приближенные людей, которые откровенно не принимали христианской веры или были христианами, но людьми не лучших душевных качеств, ибо, к сожалению, и так бывает. Она же начала менять установленные Вратиславом порядки, поддерживающие христианскую традицию.

Блаженная Людмила была крайне огорчена тем, что происходило в княжестве. Хотя святой благоверный Вячеслав Чешский желал отдать жизнь служению Богу, святая Людмила настояла, чтобы он принял княжение сам. Понимая, что необходимо предпринять шаги по предотвращению смуты в стране, в которой еще не было полного единства веры, и язычество еще занимало кое-где крепкие позиции, святой Вячеслав поделил княжество на две части и отдал одну Болеславу, она была названа Болеславией по имени ее владетеля.

Лишенная власти княгиня Драгомира была жестоко оскорблена. Она постоянно вела с Болеславом разговоры, подогревавшие в нем ненависть к брату и бабке. Блаженная Людмила понимала, чем грозит ей ненависть невестки, и уехала в город Течин. Однако Драгомира разыскала ее, послала в Течин двух своих бояр, подкупивших там нескольких бандитов, которые явились к блаженной Людмиле во время ее молитвы и лишили ее жизни.

Знал или не знал об этом молодой князь – достоверных сведений нет, но известно, что вскоре после этого прискорбного события княгиня Драгомира им от двора была удалена.

Правил святой благоверный Вячеслав Чешский, несмотря на молодость, мудро и с великой добротой. Выдал замуж сестер, соблюдал все уложения, которые установил его праведный отец. Есть предание, из которого известно, что когда соседний князь Радислав напал на Богемию, чтобы завладеть этими землями, ради того чтобы предотвратить большое кровопролитие, святой Вячеслав предложил Радиславу сражение один на один. Кто победит – того и земли. Милостью Божией победил Вячеслав, Радислав просил на коленях прощения у святого князя, а войска прославляли имя Вячеслава, ибо его подвиг сохранил многие жизни.

Во время своего правления святой благоверный князь Вячеслав Чешский избирал своих доверенных из самых благочестивых христиан, следил за тем, чтобы дела в судах вершились справедливо.

Сам он вел строгий подвижнический образ жизни – часто по ночам не сладко спал, а пек просфоры к утреннему богослужению. Ему принадлежит перевод на чешский язык Евангелия от Иоанна. Утром, босой, со своим слугою – престарелым Подивоем, святой князь шел в отдаленный храм, и когда Подивой запинался в снегу, говорил, чтобы старик слуга ступал в его, уже проложенные в снегу следы.

Святой благоверный князь Вячеслав Чешский был готов отдать Болеславу все княжество и удалиться к служению Богу, о чем мечтал с отроческих лет. Однако в Болеславе жила не только страсть к власти. Немецким латинским миссионерам было невыгодно добровольное принятие правления Болеславом всего княжества целиком, ибо такой поступок укрепил бы еще более уважение к святому благоверному князю Вячеславу Чешскому и соответственно его православной вере, ради которой он не жалел княжеского престола. А немцы подстрекали Болеслава уничтожить брата, чтобы не дать ему совершить этот достойный подвижника веры поступок.

Желая навестить брата в праздник святых Косьмы и Дамиана князь Вячеслав поехал в Болеславль, полагая после литургии вернуться домой, но Болеслав стал ласково уговаривать святого Вячеслава остаться. На вечерней трапезе святого тайно предупредили, что против него готовится заговор, но он не поверил тому, хотя сам чувствовал неладное.

Утром 28 сентября 935 года после Р.Х. святой благоверный князь Вячеслав Чешский поспешил в церковь. В воротах двора его догнал князь Болеслав. Вячеслав улыбнулся брату и сказал, что вчерашний вечер хорошо прошел. В ответ Болеслав выхватил спрятанный под плащом меч и со словами, что, мол, нынешний вечер будет еще лучше, ударил Вячеслава мечом по голове. Но Вячеслав, закаленный воин, опрокинул Болеслава на землю и, удерживая его, спросил, что тот задумал. Тут подбежал еще один соратник Болеслава и тоже ударил благоверного князя мечом. Видя, что кругом собираются заговорщики, святой благоверный князь Вячеслав Чешский поспешил к церкви, но его нагнали и закололи мечами. Так же поступили и с его придворными.

Тело святого взял, обмыл и обернул пеленами священник Красей, но, опасаясь преследований, не решился везти его в Прагу, положив останки в местной церкви. Несмотря на то, что христианства Драгомира не любила, узнав о смерти сына, княгиня прибежала к его телу и горько оплакала гибель своего первенца. До погребения кровь выступала из его ран, и никто не мог смыть ее – она снова выступала вокруг его ложа. Когда же он был погребен, она у всех на глазах сама ушла в землю.

Теперь мощи святого благоверного князя Вячеслава Чешского покоятся в Праге, столице Чехии, в соборе Святого Витта, который когда-то устроил сам святой князь, когда перевез в Чехию из Германии останки этого чтимого тут святого.

Значение иконы

Икона Святого благоверного князя Вячеслава Чешского напоминает нам о праведном и подвижническом житии этого удивительного святого. В сонме других православных благоверных князей он являет нам пример удивительного сочетания высоких душевных качеств человека – отважного воина, мудрого и доброго правителя и истинного ревнителя православной христианской веры. Эта духовная созидательная деятельность говорит нам о том, что кротость, терпимость и при этом стойкость властителя оставляют его имя в истории на долгое-долгое время и являются достойным примером для воспитания тех же качеств в следующих поколениях.

____________________________________
1 Богемия - историческая область в Центральной Европе, на которой образовалось современное государство Чехия.

Вряд ли найдется хотя бы один гость чешской столицы, который, осматривая Прагу, обошел своим вниманием центральную площадь – Вацлавске намнести, или, как называют ее пражане, Вацлавак. Начинаясь от улицы На Пршикопе, площадь плавно идет в гору, а на самой высшей ее точке, у Национального музея, находится созданная скульптором Й. Мыслбеком в конце XIX в. конная статуя святого Вацлава – небесного покровителя чешских земель.

Князь словно оглядывает свои владения: все ли в порядке, не нужна ли его помощь.

Святой Вацлав

28 сентября 2000 г. Чехия впервые отметила День государственной независимости, хотя на эту дату не приходится ни одно событие, так или иначе связанное со становлением чешской государственности. Почему же именно этот день выбран для национального праздника? Согласно католическому церковному календарю 28 сентября – день памяти св. Вацлава. Без малого одиннадцать веков назад “добрый князь Вацлав” был предательски убит по приказу собственного брата Болеслава у врат церкви. Возможно, это покажется странным. Найдется ли еще одна страна в мире, главный государственный праздник которой связан с подобным событием? Чтобы понять, насколько важной фигурой для жителей Чехии является их святой покровитель, обратимся к истории.

“Святой Вацлав, князь земли чешской”, – этими словами начинается прославленный старочешский гимн, “Сватовацлавский хорал”, написанный в конце XII в. Во времена гуситов этот гимн был дополнен следующей строфой: “Наследник чешской земли, вспомни о своем народе, не дай погибнуть нам и нашим потомкам”… Со времен средневековья чешский народ в тяжелые периода своей истории ожидал исполнения легенды о бланицких рыцарях, согласно которой в горе Бланик всегда готовы к бою рыцари св. Вацлава. Когда чехам придется хуже всего, они выедут на помощь, и во главе их будет скакать сам Вацлав верхом на белом коне.

Большинство сведений о князе Вацлаве взяты из церковных текстов и так называемых “старовацлавских легенд”, записанных в средние века как на латинском, так и на славянском языках. Достоверных исторических сведений о нем сохранилось немного, и они достаточно противоречивы. На этом основании некоторые историки даже пытались утверждать, что св. Вацлав – фигура мифическая, и на самом деле его никогда не существовало.

Происходивший из династии Пршемысловцев князь Вацлав родился предположительно в 907 г. Дед Вацлава Борживой, правивший страной во второй половине IX в., был первым чешским князем, принявшим христианство. Произошло это при довольно любопытных обстоятельствах. В те времена чешские земли граничили с Великой Моравией и, по некоторым источникам, были у нее в подчинении. Моравский правитель Сватоплук, уже будучи христианином, пригласил Борживоя в гости. Однако угощение для чешского князя и его дружины было подано не на столе, а на полу – как собакам. Удивление Борживоя перевесило его гнев, и он поинтересовался причиной этого оскорбления. Сватоплук ответил, что христианский князь не может сидеть за одним столом с язычником. Борживой задумался и захотел побольше узнать о христианстве. И в результате вместе со своей женой Людмилой принял крещение от равноапостольного Мефодия, просветителя славян, который находился в то время в Моравии.

Борживой и Людмила совершили многое для распространения христианства. Они строили церкви, приглашали из славянских стран священников, которые вели службы на славянском языке, занимались благотворительностью. Борживой умер достаточно молодым, в возрасте около 35 лет. Княжеский престол достался сначала старшему сыну Спытигневу, а после его смерти – младшему, Вратиславу (Братиславу), отцу св. Вацлава. Вратислав женился на княжне Драгомире, происходившей из знатного рода Стодоранов. Считается, что она была язычницей, но вряд ли князь-христианин мог заключить подобный брак. Скорее, Драгомира приняла христианство формально. Историки расходятся во мнениях, носили ли ее разногласия со свекровью Людмилой религиозный характер, или это была банальная борьба за власть. Людмила и после смерти мужа пользовалась большим влиянием и любовью подданных. Фактически она оставалась правительницей при своем сыне Вратиславе, что крайне раздражало властолюбивую Драгомиру. Особенно если учесть, что воспитанием ее сыновей – Вацлава и Болеслава – занималась опять же Людмила.

Вратислав, как и его отец, умер рано (по некоторым сведениям, он погиб в 920 г. в бою с уграми), а Вацлав был еще слишком молод, чтобы самостоятельно править страной. Драгомира претендовала на роль регентши. По одним сведениям, Людмила оставила бразды правления за собой, по другим – напротив, добровольно уступила их невестке и удалилась в принадлежащую ей крепость Тетин. Так или иначе, Драгомира подослала к Людмиле наемных убийц. Людмила была задушена собственной вуалью. Впоследствии она также была канонизирована как святая мученица и считается еще одной небесной покровительницей Чехии. Историки утверждают, что Вацлав не мог простить матери ее злодеяния и даже сослал в крепость Будеч. Однако есть и такая легенда, что вскоре после совершенного ею преступления княгиня Драгомира вместе со своим экипажем провалилась сквозь землю недалеко от пражского Града. Это место до сих пор показывают экскурсантам.

Молодой князь Вацлав вырос в крепости Будеч, находящейся к западу от Праги, где воспитывался в духе христианства и готовился управлять страной. Его наставником был пресвитер Павел, ученик святителя Мефодия. Вацлав владел помимо родного славянского латинским, греческим и немецким языками и вообще был для своего времени очень образованным человеком. На момент вступления на престол в 925 г. ему исполнилось всего 18 лет. По одной из легенд, принимая власть, Вацлав сказал, что хочет править так, чтобы в стране его был мир, чтобы судьи судили справедливо и чтобы народ жил по законам Божьим. Период правления князя Вацлава был временем значительного расцвета чешского государства. Он отличался необыкновенным благочестием, в тоже время государством правил разумно, справедливо и со всей ответственностью. Его считали усердным христианином, который освобождал заключенных, подавал милостыню бедным и утешал больных. Князь, как и его благочестивые дед и бабушка, заботился о христианском просвещении народа, строил новые храмы, украшал уже построенные. Известно, что он выкупал детей язычников, проданных в рабство, и воспитывал их в христианском духе.

О Вацлаве говорили как о добром и милостивом правителе, и доброта его на многие века осталась в преданиях и легендах. Большой популярностью и поныне пользуется написанный Джоном Нилом в середине XIX в. на основе “Деяний святых” католический рождественский гимн (carol) о чуде святого Венсесласа (под этим именем святой известен на западе). В этом гимне повествуется о том, как “добрый король Венсеслас” в день святого Стефана (празднуемый 27 декабря, сразу после Рождества) увидел крестьянина, собирающего хворост в страшную метель. Он узнал, где живет крестьянин, и вместе со слугой отправился к нему через заснеженные леса, взяв дрова, а еще вино и мясо от княжеской трапезы. И когда замерзший слуга взмолился о том, что не в силах идти дальше, св. Вацлав приказал ему ступать точно по его следам – доброе сердце князя источало такое тепло, что растопило снег и согрело землю.

С личностью князя Вацлава связано одно очень важное для чешского народа историческое событие, которое до сих пор не имеет достоверного объяснения. Из единственной сохранившейся и частично искаженной записи следует, что по неизвестным причинам чешский князь сразился с немецким королем Генрихом I по прозвищу “Птицелов”. Вацлав торжественно перевез в Прагу мощи святого мученика Вита, однако при этом… попал в зависимость от немецкого короля, которому должен был платить ежегодно дань – 120 волов и 500 гривен серебра. Что же произошло? Если битва была проиграна, то как же у князя оказались святые мощи? Если же напротив Вацлав одержал победу, то каким образом он стал данником Генриха Птицелова? Наиболее вероятным выглядит следующее предположение: князь понимал, что его маленькое государство легко может стать добычей враждебно настроенных соседей, поэтому предпочел добровольно стать сюзереном немецкого короля, сохранив тем самым свою страну. Генрих же в знак добрых намерений передал князю мощи св. Вита.

Однако младший брат князя Болеслав счел положение вассала немецкого королевства позорным. Как это часто случается в истории, его возмущением воспользовались заговорщики – те, кого правление Вацлава никак не устраивало. Чтобы понять расстановку политических сил на тот момент, придется совершить небольшой экскурс в историю церкви.

В IX-X вв. католическая церковь официально еще не отделилась от православия, однако противоречия между Римом и Византией множились и углублялись. Страны, принявшие христианство от Византии, пользовались при богослужении своим родным языком, а не латынью. Поэтому моравский князь Ростислав в середине IX в. обратился в Византию с просьбой прислать просветителей, которые наладили бы в его владениях богослужение на славянском языке. Как известно, этими просветителями стали равноапостольные Кирилл и Мефодий. Однако в церковном отношении Моравия и прилегающие к ней земли подчинялись Риму и входили в состав Зальцбургского архиепископства. По ходатайству Кирилла и Мефодия римский папа Адриан II выделил моравские и чешские земли в отдельную административно-церковную единицу, сделал св. Мефодия в ее архиепископом и благословил перевод богослужебных книг на славянский язык. Однако немецкое духовенство всячески противилось деятельности “солунских братьев”, а после смерти Мефодия в 885 г. постепенно начало возвращать себе как церковное, так и светское влияние. Во времена князя Вацлава богослужение в стране шло на двух языках, он хотел, чтобы эти две богослужебные традиции соседствовали во взаимном уважении, чем нажил себе немало врагов. Немецкие священники восстановили против князя завистливых вельмож, среди которых были немало язычников. Вельможи в свою очередь умело воспользовались недовольством Болеслава и уговорили его занять престол, убив брата.

Болеслав пригласил Вацлава к себе в крепость Стара Болеслав. Поводом послужили крестины его новорожденного сына. По другой версии это был храмовый праздник в честь святых Космы и Дамиана, отмечаемый 27 сентября. После пира Болеслав набросился на Вацлава с мечом. Князь Вацлав оказался сильнее, и легко одержал верх. Не желая убивать собственного брата, он лишь оттолкнул его и хотел спрятаться в церкви. Однако у самых ворот его настигли двое убийц. Один из них пронзил князя копьем в тот момент, когда он схватился за дверное кольцо (этот момент изображен на одном из вариантов герба города Стара Болеслав). Единой точки зрения на то, когда это произошло, не существует. В 1929 г. пышно отмечалось тысячелетие смерти св. Вацлава, поскольку в то время историки придерживались мнения, что князь был убит 28 сентября 929 г. Однако сегодня более вероятным годом его смерти считается 935 или даже 936 г., поскольку из записей немецкого летописца Видукинда следует, что в 929 г. чешский князь Вацлав только-только стал вассалом Генриха Птицелова.

Тело Вацлава несколько дней лежало на церковном дворе без погребения, что вызвало народное негодование. Его кровь, брызнувшую на дверь храма, долго не могли отмыть. Наконец князь был похоронен рядом с той самой церковью, где встретил свою . Спустя три года Болеслав решил публично покаяться в убийстве брата. Трудно сказать, что подтолкнуло его к этому шагу – угрызения ли совести или что-то иное. Как бы там ни было, тело Вацлава – по одним сведениям, тайно, ночью, по другим, напротив, пышно и торжественно – перевезли в Прагу и поместили в соборе св. Вита, в той ротонде, которая была построена по приказу самого Вацлава.

Практически сразу после смерти князь Вацлав был провозглашен “мартиром” – мучеником, страстотерпцем. Этим греческим словом называли человека, который своей собственной пролитой кровью присягнул на верность Христу. Однако официально князь был канонизирован почти полвека спустя, после того как было основано пражское епископство.

Выше упоминались и поныне пользующиеся большой популярностью “старовацлавские легенды”. Вот одна из них.

История эта произошла в 1126 году в Хлумецкой долине. Князь Собеслав I, собираясь на битву против оломоуцкого князя Отика Черного и германского императора Лотаря, повелел достать копье св. Вацлава из храма св. Вита и взять его на поле битвы. Князь рассказал священнику о том, как увидел во сне св. Войтеха. Святой указал ему, где хранится знамя Вацлава, которое должно было принести чехам победу. Священник поехал по поручению князя во владения рода Славников, нашел за алтарем церкви тайник, а в нем – древнее знамя: раздвоенное на конце шелковое полотнище с вышитой звездой. Знамя привезли на поле боя, надели на копье. Когда чехи шли в бой, в облаках над ними стоял св. Вацлав на белом коне и со знаменем. Немцы не устояли под натиском чехов. Видя поражение своего войска, Лотарь хотел бежать, но был окружен и с остатками войска сдался в плен. К этой легенде, а также к сказанию о бланицких рыцарях обращался в своем творчество классик чешской литературы Алоис Ирасек, написавший знаменитые “Старинные чешские сказания”.

Особое распространение почитание св. Вацлава приобрело в XIV в. при императоре Священной римской империи и одновременно чешском короле Карле IV, который старался подчеркнуть преемственность своей власти по отношению к местной династии. Им было написано (или отредактировано) житие св. Вацлава, в котором большое внимание уделялось его государственно-политической деятельности. Именно в эту эпоху созданы многие памятники культуры, связанные с почитанием святого. На иконах Вацлав изображался как молодой человек в рыцарском облачении, с мечом и знаменем в руках, его фигура помещалась в непосредственной близости от Христа.

Вацлав даже считался постоянным чешским монархом, его трон на земле лишь временно занимал очередной князь или король, который тем самым становился наместником святого в этом мире. Именно так ученые толкуют изображение на печати Пражского университета, где изображен Карл IV, преклонивший колена перед сидящим на чешском троне св. Вацлавом. В центральном храме Чехии – соборе святого Вита на Пражском Граде – особо выделена капелла св. Вацлава, где он погребен. Стены капеллы и гробница святого украшены полудрагоценными камнями, а композиционный центр капеллы – статуя Вацлава работы Петра Парлержа – принадлежит к шедеврам чешской скульптуры. Сравнение сохранившегося черепа князя с головой статуи, которое недавно провели археологи, показало, что анатомически Парлерж изобразил князя удивительно точно.

Князь Вацлав почитается святым и в русской Православной Церкви, где он известен как Вячеслав Чешский. Его память отмечается по новому стилю 11 октября, а также 17 марта (день перенесения мощей в Прагу). Уже в конце XI в. существовала тесная связь между Сазавским монастырем возле Праги и Киево-Печерской Лаврой. Тогда и появились на Руси рукописные сказания о “добром князе Винчеславе” и его благочестивых предках (так называемые “Пражске зломки”), а из уст в уста легенды о нем передавали и ранее.

Сегодня можно воспринимать св. Вацлава как символ чешского патриотизма и национального самосознания. Историки уверяют, что традиционное растолкование таинственной битвы 929 г. не полностью соответствует истине. Согласно одной из легенд немецкий король, который перед битвой увидел Вацлава во главе чешской армии, сошел с коня и покорился ему. Когда Вацлав удивился, почему он сдается без боя, немецкий король ответил: “Разве я могу с тобой сражаться, если за твоей спиной стоят два ангела в таких пышных доспехах?”

или 935 ?), святой страстотерпец, чешский князь, сын кн. Вратислава и Драгомиры .

Память 4 марта , 28 сентября .

Воспитан бабкой св. княгиней Людмилой в духе благочестия и любви к славянскому обряду, отцом же - в латинской церкви. Получил прекрасное образование от пресвитера Павла, ученика святителя Мефодия , святой Вячеслав владел славянским, латинским и греческим языками и был всесторонне образован.

Отец его, князь Вратислав погиб в 920 году в бою с уграми (венграми), и 18-летний Вячеслав вступил на княжеский престол. До 924 - 925 был под опекой матери, Драгомиры , убившей его бабку Людмилу, боровшейся с аскетически-религиозными наклонностями сына, наконец, изгнанной им.

Как самостоятельный правитель Вячеслав проводил религиозно-аскетические идеалы эпохи как в личной жизни (собирал вокруг себя духовенство, мечтал о путешествии в Рим , монашестве и т.п.), так и в государственной (отказался от пыток и от смертной казни). Он много потрудился для укрепления христианства в Чехии . Он перенес мощи мученика Вита в столицу Чехии, Прагу , построил для них великолепный храм во имя святого Вита .

Недовольство части народа, особенно знати, образом жизни князя, его политикой, особенно внешней (он признал себя вассалом немецкого короля Генриха I Птицелова ), облегчило его брату, удельному князю Болеславу I , государственный переворот.

28 сентября 935 в г. Старом Болеславе на празднике св. Вячеслав был убит своим родным братом и его слугами у дверей храма. Над его сторонниками в Праге была учинена жестокая расправа. Судьба сына Вячеслава, Збраслава, неизвестна.

Под давлением народа, почитавшего Вячеслава как мученица, братоубийца перенес его мощи в Прагу , похоронил их в церкви святого Вита (перенесение мощей святого Вячеслава празднуется 4 марта ).

Страстотерпец Вячеслав вместе с княгиней Людмилой почитаются покровителями Чехии .

Тотчас по смерти Вячеслава появляется в Чехии почитание его как первого чешского мученика-святого, уже в первую четверть XI в. проникший и в Киевскую Русь (жития Бориса и Глеба, богослужебный канон св. Вячеславу и т.п.). Появляются жития его: 1) латинские: «Crescente fide», Гумпольда, Лаврентия - все конца X в., и 2) церковно-славянские: одно оригинальное, первой половины X в., другое, найденное проф. Н. Никольским и изданное Обществом любителей древней письменности,- позднейшее, переработка Гумпольда, но с интересными добавлениями (оба - в русских рукописях, но с чехизмами). Возникает гимн «Svaty Vaclave, vévodo ceské zeme»; в гуситскую эпоху укореняется возникшее еще в XIII в. представление (неверное) о Вячеславе как национальном герое-борце против немцев .

Тропарь, глас 4

Днесь ангели с человеки радуются вкупе общим веселием. / Небо и земля светло ликуют в память ти, святе. И мы, грешнии, прилежно ти вопием: / помолись к Владыце о нас, избавити ны от напасти, видимых и невидимых враг, чтущих пресветлую ти память.

Ин тропарь, глас 1

Благочестиваго корене отрасль пречестная, / святый благоверный великий княже Вячеславе, / поборник быв Восточныя в Чехах Церкве / и прибежище теплое убогим и сирым, / яко вторый Авель, незлобиве претерпел еси смерть, / во главу усечен рукою брата пред враты церковными. / Темже и всели тя Христос, / яко исповедника правыя веры во обители Небесныя, / прослави всечестную память твою в словенских языцех / и дарова тя скораго помощника всем, почитающим тя. / Молися о людех твоих ко Господу, / да обратит их в лоно Православныя Церкве и спасет души наша.

Кондак, глас 1

С лики ангельскими предстоя, блаженне княже Вячеславе, / наслаждаешися Божественныя и неизреченныя доброты, / и оттуду благодетельныя дары почерп чудес, / всем притекающим верою под твою святыню / источаеши цельбам дарование.