Анализ стихотворения Твардовского “Есть имена и есть такие даты. «Есть имена и есть такие даты…» А

На этой странице читайти стихи «Есть имена и есть такие даты...» русского поэта Александра Твардовского , написанные в 1966 году.

Есть имена и есть такие даты...

Есть имена и есть такие даты,- Они нетленной сущности полны. Мы в буднях перед ними виноваты,- Не замолить по праздникам вины. И славословья музыкою громкой Не заглушить их памяти святой. И в наших будут жить они потомках, Что, может, нас оставят за чертой.

1966

Русская советская поэзия.
Под ред. Л.П.Кременцова.
Ленинград: Просвещение, 1988.

Темы стихотворения

Другие стихи Александра Твардовского

Выберите стихи... Армейский сапожник Баллада о товарище Баллада об отречении Большое лето В пилотке мальчик босоногий... В поле, ручьями изрытом... В Смоленске В тот день, когда окончилась война... Василий Теркин: 1. От автора Василий Теркин: 2. На привале Василий Теркин: 3. Перед боем Василий Теркин: 4. Переправа Василий Теркин: 5. О войне Василий Теркин: 6. Теркин ранен Василий Теркин: 7. О награде Василий Теркин: 8. Гармонь Василий Теркин: 9. Два солдата Василий Теркин: 10. О потере Василий Теркин: 11. Поединок Василий Теркин: 12. От автора Василий Теркин: 13. «Кто стрелял?» Василий Теркин: 14. О герое Василий Теркин: 15. Генерал Василий Теркин: 16. О себе Василий Теркин: 17. Бой в болоте Василий Теркин: 18. О любви Василий Теркин: 19. Отдых Теркина Василий Теркин: 20. В наступлении Василий Теркин: 21. Смерть и воин Вся суть в одном-единственном завете... Две строчки Дом бойца Дробится рваный цоколь монумента... Есть имена и есть такие даты... За Вязьмой Зачем рассказывать о том... Земляку Иван Громак Когда пройдешь путем колонн... Кружились белые березки... Ленин и печник Мы на свете мало жили... На дне моей жизни... Награда Не хожен путь... Немые Нет, жизнь меня не обделила... Ночлег Ноябрь О скворце Огонь Отец и сын Партизанам Смоленщины Перед войной, как будто в знак беды... Перед дорогой Песенка (Не спеши, невеста...) Поездка в Загорье Позарастали стежки-дорожки... Приглашение гостей Признание Про Данилу Про теленка Разговор с Падуном Размолвка Сверстники Со слов старушки Спасибо, моя родная... Станция Починок Ты дура, смерть: грозишься людям... Ты откуда эту песню... Ты робко его приподымешь... У Днепра У славной могилы Час рассветный подъема... Чкалов Я знаю, никакой моей вины... Я иду и радуюсь. Легко мне... Я убит подо Ржевом

В творчестве А. Твардовского тема Великой Отечественной войны заняла центральное место с 1941 года, но и после возвращения из фронта поэт неоднократно обращался к трагическим событиям. Они совсем не тускнели в памяти мужчины. Его друзья и близкие говорили, что он стыдился того, что вернулся живым и невредимым, в то время как фронтовые товарищи оставили жизнь на поле сражения. В 1966 г. из-под пера А. Твардовского вышел стих «Есть имена и есть такие даты…». Оно посвящено 25-тилетию от начала кровавых событий.

Тема анализируемого стиха – вечные имена и даты, вечная память о Великой Отечественной войне. Автор утверждает, что есть страницы истории, которые невозможно стереть с народной памяти. В то же время он показывает, что в трагедиях виноваты мы сами.

Главные образы произведения абстрактные – это те самые незабываемые имена и даты. В обоих катренах А. Твардовский пытается ответить на вопрос, почему они вечно будут жить в человеческой памяти. Он считает, что под цифрами и буквами скрывается особая сущность. В некоторых строках поэт берет на себя ответственность и говорит от всего народа, употребляя местоимение «мы». Таким образом, он приобщает и себя к другим. В суете будних дней мы не помним о кровавых сражениях, о переломных исторических событиях. Поэтому А. Твардовский говорит, что мы «пред ними виноваты». Вспоминается все только во время праздников, но этого недостаточно для искупления вины.

Во втором куплете стиха «Есть имена и есть такие даты» автор ведет речь потомках. Александр Твардовский верит, что славословья не смогут затмить святую память о былом, и она будет передаваться из поколения в поколение. Потомки могут забыть своих предков, но имена и даты, освященные подвигами и любовью к Родине должны жить в них вечно.

Образ лирического героя практически не проявляется, но читатель может понаблюдать за его настроение и отношением к священным датам. Он говорит о них с трепетом и уважением, пытаясь передать такое отношение и потомкам.

Главное художественное средство в анализируемом стихе – метафора. Метафоричные образы – даты и имена: «они нетленной сущности полны», «не заглушить их памяти святой». Также метафоры употребляются для донесения идеи: «славословья музыка громкая», «нас оставят за чертой». Выразительности сказанному придают возвышенные эпитеты: сущность «нетленная», память «святая».

Несмотря на торжественность повествования, композиция стихотворения А. Твардовского очень проста. Оно состоит из двух катренов с перекрестной рифмой. Написано произведение пятистопным ямбом, что подчеркивает торжественное, возвышенное настроение. Интонация стиха ровная, без восклицаний и вопросов, гармонично сочетается с содержанием.

Стихотворение А. Твардовского «Есть имена и есть такие даты» удивляет сочетанием лаконизма и глубокого смысла. Поэт сумел доказать, что славословье и длинные речи – лишнее тех событий, которые навеки запечалились в памяти и на страницах истории народа.

«Есть имена и есть такие даты…» Александр Твардовский

Есть имена и есть такие даты,-
Они нетленной сущности полны.
Мы в буднях перед ними виноваты,-
Не замолить по праздникам вины.
И славословья музыкою громкой
Не заглушить их памяти святой.
И в наших будут жить они потомках,
Что, может, нас оставят за чертой.

Анализ стихотворения Твардовского «Есть имена и есть такие даты…»

Великая Отечественная война оставила в жизни и творчестве Александра Твардовского неизгладимый след. Достаточно сказать, что, начиная с 1941 года, фронтовая тематика стала основной в произведениях этого поэта, который в качестве военного корреспондента стал очевидцем многих исторических сражений. Примечательно, что и после окончания войны Твардовский постоянно возвращался к ней не только в мыслях, но и в своих стихах. Воспоминания с годами не только не тускнели, а, наоборот, становились более яркими и образными. Отчасти это объяснялось тем, что сам поэт до конца жизни испытывал чувство вины перед своими боевыми товарищами, которые отдали свои жизни ради победы. Твардовскому же посчастливилось вернуться с фронта домой без единой царапины, чего он стыдился до конца своих дней. И – постоянно возвращался к событиям прошлого, которое не хотело его отпускать.

Подтверждает это и стихотворение «Есть имена и есть такие даты…», которое было написано в 1966 году. Оно посвящено своеобразному юбилею, ведь именно четверть века назад немецко-фашистские войска вторглись на территорию СССР, развязав одну из самых кровавых и вероломных войн в истории человечества. Поэтому Твардовский отмечает, что некоторые имена и даты невозможно забыть, так как они «нетленной сущности полны». Действительно, трудно вычеркнуть из памяти день 22 июня 1941 года тем, кто видел, как сбрасываются первые бомбы на советские города, и как первые беженцы покидают свои дома из-за угрозы быть уничтоженными. По этой же причине имена двух непримиримых противников, Адольфа Гитлера и Иосифа Сталина, также останутся навсегда вписаны в историю кровавыми буквами. Однако поэта беспокоит то, что рядовые люди, которым все мы обязаны победой в этой жестокой войне, постепенно уходят из жизни, унося с собой частичку истории.

Именно по этой причине Твардовский отмечает: «Мы в буднях перед вами виноваты, — не замолить по праздникам вины». Автору кажется, то нет такой силы, которая могла бы загладить то чувство неловкости, которое испытывает здоровый человек перед калекой-фронтовиком. И невозможно передать словами ту боль, когда дети войны рассказывают о том, как потеряли своих близких. Оправдать ныне живущих, по мнению поэта, может лишь тот факт, что память о погибших вечна, и «в наших будут жить они потомках», которым предстоит пройти свой путь с честью и достоинством ради тех, кто погиб во имя мира им свободы.

Есть имена и есть такие даты,-
Они нетленной сущности полны.
Мы в буднях перед ними виноваты,-
Не замолить по праздникам вины.
И славословья музыкою громкой
Не заглушить их памяти святой.
И в наших будут жить они потомках,
Что, может, нас оставят за чертой.

Анализ стихотворения «Есть имена и есть такие даты» Твардовского

Александр Трифонович Твардовский – известный русский поэт. Великая Отечественная война оставила неизгладимый след на судьбе автора и его творчестве. С 1941 года основной темой его творчества стала фронтовая тема, которая была очень дорога и близка Твардовскому. Автор был военным корреспондентом, наблюдал за многими кровопролитными сражениями. Поэтому поэт возвращался к этой теме не только в сердце и душе, но и в своё творчестве.

Александр Трифонович был вдохновлён образами своих товарищей, которые погибли на войне, защищая Родину. Он же вернулся с фронта живой и без единого ранения, за что он долго себя стыдил. Образы фронта и всего причастного к нему с годами не только не угасали в его творчестве, а становились ярче и реалистичнее.

Стихотворение «Есть имена, и есть такие даты» написано в 1966 году, оно приурочено к юбилею вторжения немцев в СССР. Есть события, которые невозможно вычеркнуть из истории и памяти, 22 июня 1941 года является такой датой. Именно в этот день были сброшены первые немецкие бомбы на советские города, началась страшная война. Твардовского печалил тот факт, что люди, благодаря которым многие остались живы, люди защитившие страну, уходят из жизни, унося с собой историю. По этой же причине Александр Трифонович считает, что имена двух вождей – Гитлера и Сталина навсегда останутся в истории.

Твардовский сердцем радел за свою Родину, в своих воспоминаниях и своём творчестве он постоянно возвращался к этой теме, прошлое не отпускало его. В своём стихотворении автор пишет по-настоящему проникновенные строки: «Мы в буднях перед вами виноваты, — не замолить по праздникам вины», автор считает, что невозможно жить с тем чувством и невозможно его изгнать, когда здоровый человек смотрит на калеку, вернувшегося с фронта, невозможно не испытывать чувство вины и стыда. Не возможно без слёз слушать рассказы детей войны о том, как они потеряли своих близких.

Твардовский жил со всеми этими чувствами всю свою жизнь. Он не побоялся взять для своего творчества такую страшную тему, он и не мог выбрать иную. Автор считал, что оправдать живущих ныне людей может только память о героях, благодаря которым они живы, благодаря которым кончилась война. И долг живущих ныне — это пройти свой путь с честью и достоинством, передать историю потомкам, с гордостью и чувством благодарности.