Алтарь: опасная ходьба. Практическое руководство для Алтарников

Покровского Академического храма Московской Духовной Академии и Семинарии

Общие указания

Войдя в Святой Алтарь, пономарь должен сделать с благоговением три земных поклона перед св. Престолом, пере­креститься в сторону Горнего Места и поклониться служащей духовенству и всем присутствующим в Алтаре. После покло­нов св. Престолу и Горнему месту следует подойти за благословением к служащему священнику, а также к старшим по чину священнослужителям: Епископу (если он присутствует), отцу Инспектору и др.

В субботу, в воскресенье и в праздничные дни, по предписанию Типикона, положено совершать только поясные поклоны.

Перед облачением в стихарь необходимо совершить два поясных псклона в сторону Престола, испросить благослове­ние на надевание стихаря у служащего священника или у епис­копа (если он присутствует в Алтаре), сделать после этого третий поклон св. Престолу и затем тому лицу, у которого испрашивалось благословение.

В обязанности пономаря входит наблюдение за семисвечником, лампадами и алтарными подсвечниками, кроме тех, кото­рые стоят на Престоле. За последними смотрят священнослу­жители. Ставить на Престол и снимать с него лампады и под­свечники лицам, не имеющим священного сана, не разрешается. Кроме того, пономарь должен внимательно следить за кадилом, чтобы в нужный момент в нем горел уголь.

Пономарь должен подавать кадило служащему диакону с правый стороны св. Престола. Проходя через Горнее место, положено совершать крестное знамение. Перед подаванием ка­дила диакону пономарь должен вместе с ним перекреститься в сторону иконы Горнего места и поклониться служащему священнику. Брать кадило у диакона рекомендуются на том же месте и с такими же действиями, какие положено делать перед подаванием кадила.

2. Обязанности пономарей за вечерним Богослужением:

1. подать кадило и свечу в самом начале Богослужения, перед пением 103-го псалма,

2. подать кадило перед пением "Господи воззвах";

3. подать кадило и выйти со свечами на малом входе;

4. перед пением "Хвалите имя Господне..." подать свечи и кадило (на середине храма);

5. при выносе Евангелия вынести свечи;

6. при помазании благословенным елеем держать сосуд с елеем;

7. подать кадило на 8-й песни канона.

3. Обязанности пономарей за Литургией:

2. подать кадило в конце проскомидии;

3. вынести свечи во время входа с Евангелием;

4, во время чтения Апостола подать кадило;

5. во время пения Аллилуария вынести свечи;

6. во время произношения диаконом сугубой и заупокойной ектений распределить заказные поминания между служа­щими священнослужителями;



7. на Херувимской песни подать кадило и на Великом входе вынести свечи;

8. после пения: "Тебе поем..." подать кадило;

9. перед пением: "Отче наш..." приготовить теплоту и порезать антидор,

10. после возгласа "Святая Святым" поставить подсвечник перед Царскими вратами и унести его обратно после возгласа: "Всегда, ныне и присно..."

11. после причащения мирян подать кадило.

4. Обязанности пономарей по время молебна:

1. раскрыть поминания и помогать священнослужителям в чтении их;

2. при выносе Евангелия вынести свечи.

5. Обязанности пономарей во время панихиды:

1. подать кадило диакону;

2. раскрыть поминания и помогать священнослужителям в чтении их.

Перед уходом из Алтаря необходимо сделать три земных поклона св. Престолу, поясной поклон с крестным знамением в сторону Горнего места и поклон всем присутствующим.

Поведение в Алтаре должно быть благочинным и благого­вейным, ибо этого требует христианский долг отношения к святому храму, а тем более к святому Алтарю, как "СВЯТОМУ СВЯТЫХ" православного храма.

С вопросами, возникающими при исполнении пономарских Обязанностей, обращаться к дежурному по храму преподавателю Литургики, к отцу благочинному, к отцу ризничному, к своим старице товарищам и другим компетентным лицам.

Обязанности пономарей за всенощным бдением (воскресным)

I II
Вечерня.
"Слава Святей" - “Благослови душе моя Господа” Перед открытием завесы и Царских приготовить диаконские свечи (если два диакона - 2, если один диакон - 1) и кадило. Происходит каждение Алтаря и храма. По возвра­щении в Алтарь, когда диакон кадит священника, один из пономарей стано­вится на Горнем месте, рядом с диа­коном, одновременно с ним молится, кланяется священнику и принимает от диакона свечу и кадило.
Великая ектения -"Миром Господу..." пение "Блажен муж"
Малая ектения - Господи воззвах..." Во время малой ектений приготовить кадило и при пении "Господи воззвах" подать диакону (если диаконов двое, то и два кадила). Когда диакон выхо­дит из Алтаря для каждения храма, пономарям нужно зажечь выносные све­чи и стать в сторону от свечей, друг против друга.
При пении догматика открываются Царские врата и пономари один за другим выходят на амвон, ставят свечи у икон Спасителя и Божией Матери (за ними следуют диакон и священник).
Диакон: "Премудрость прости" Пение "Свете тихий" Духовенство входит в Алтарь и становится на Горнем месте, а свещеносцы ставят свечи рядом, пред Царскими вратами.
Диакон произносит: "Вонмем" Свящ. "Мир всем" При этих словах пономари кланяются священнику, друг другу, и каждый со своей стороны вно­сит свечу в Алтарь, ставят све­чи на место и ждут окончания произнесенного прокимна: "Гос­подь воцарися...", стоя друг против друга. По окончании прокимна диакон со священником, а вместе с ними и пономари, перекрестившись, кланяются иконе Воскресения Христова, пропускают священника на его место, тушат свечи и, покло­нившись свтщеннику, отходят.
Ектения: "Рцем вси" Чтение "Сподоби Господи" Ектения: "Исполним ве­чернюю молитву", Пение стихир. "Ныне отпущаеши" Конец вечерни. Тропарь, и Царские врата открываются. Царские врата закрываются.
Утреня.
Чтение шестопсалмия, Великая ектения. "Бог Господь", Тропари, Кафизмы, Во время чтения кафизм приго­товить кадило и диаконские свечи, которые нужно подать на "Хвалите имя Господне".
"Хвалите имя Господне" Малая ектения Чтение Евангелия Происходит каждение Алтаря и храма. По скончании каждения и приема диаконской свечи и кадила, так же, как и на вечерне, на Горнем месте с диаконом, помолившись и поклонив­шись священнику, принять кади­ло и свечу и сразу же зажечь выносимые свечи и пред чтением Евангелия поставить свечи с обеих сторон Престола. Когда выносится Евангелие, пономари идут впереди Евангелия и ставят свечи пред аналоем, на котором полага­ется Евангелие. По окончании Евангелия свечи, каж­дая со своей стороны, выносятся и ставятся пред Царскими вратами.
"Спаси Боже, люди Твоя". Канон. Во время пения канона духовенство и народ прикладываются к Евангелию. По окончании прикладывания впереди священника, несущего Евангелие, не­сут выносные свечи, у амвона пропус­кают священника, который Евангелием осеняет народ, пономари каждый со своей стороны вносят свечу па преж­нее место у Престола. Тушат свечи, делают поклон священнику.
По 8-й песни "Величит душа моя Господа" По 8-й песни канона в последний раз приготовляется кадило; по 8-й песни происходит каждение Алтаря, на амвоне диакон произносит: "Богородицу и Ма­терь Света" и продолжает каждение всего храма. По каждении - поклон (как положено) священнику, и диакон отдает понома­рю кадило.
"Свят Господь Бог наш" Великое славословие, Тропарь воскресный, две ектении и отпуст. Царские врата при словах "Господи, сохрани их на многая лета" закрываются, завеса задергивается.
Чтение 1-го часа. Лампады тушатся.

1. Общие указания

Войдя в Святой Алтарь, пономарь должен сделать с благоговением три земных поклона перед св. Престолом, перекреститься в сторону Горнего Места и поклониться служащему духовенству и всем присутствующим в Алтаре. После поклонов св. Престолу и Горнему месту следует подойти за благословением к служащему священнику, а также к старшим по чину священнослужителям: Епископу (если он присутствует), отцу Инспектору и др.

В субботу, в воскресенье и в праздничные дни, по предписанию Типикона, положено совершать только поясные поклоны.
Перед облачением в стихарь необходимо совершить два поясных поклона в сторону Престола, испросить благословение на надевание стихаря у служащего священника или у епископа (если он присутствует в Алтаре), сделать после этого третий поклон св. Престолу и затем тому лицу, у которого испрашивалось благословение.

В обязанности пономаря входит наблюдение за семисвечником, лампадами и алтарными подсвечниками, кроме тех, которые стоят на Престоле. За последними смотрят священнослужители. Ставить на Престол и снимать с него лампады и подсвечники лицам, не имеющим священного сана, не разрешается. Кроме того, пономарь должен внимательно следить за кадилом, чтобы в нужный момент в нем горел уголь.

Пономарь должен подавать кадило служащему диакону с правой стороны св. Престола. Проходя через Горнее место, положено совершать крестное знамение. Перед подаванием кадила диакону пономарь должен вместе с ним перекреститься в сторону иконы Горнего места и поклониться служащему священнику. Брать кадило у диакона рекомендуется на том же месте и с такими же действиями, какие положено делать перед подаванием кадила.

2. Обязанности пономарей за вечерним Богослужением:

1. подать кадило и свечу в самом начале Богослужения, перед пением 103-го псалма;

2. подать кадило перед пением «Господи воззвах»;

3. подать кадило и выйти со свечами на малом входе;

4. перед пением «Хвалите имя Господне…» подать свечи и кадило (на середине храма);

5. при выносе Евангелия вынести свечи;

6. при помазании благословенным елеем держать сосуд с елеем;

7. подать кадило на 8-й песни канона.

3. Обязанности пономарей за Литургией:

2. подать кадило в конце проскомидии;

3. вынести свечи во время входа с Евангелием;

4. во время чтения Апостола подать кадило;

5. во время пения Аллилуария вынести свечи;

6. во время произношения диаконом сугубой и заупокойной ектении распределить заказные поминания между служащими священнослужителями;

7. на Херувимской песни подать кадило и на Великом входе вынести свечи;

8. после пения: «Тебе поем…» подать кадило;

9. перед пением: «Отче наш…» приготовить теплоту и порезать антидор.

10. после возгласа «Святая Святым» поставить подсвечник пород Царскими вратами и унести его обратно после возгласа: «Всегда, ныне и присно…»

11. после причащения мирян подать кадило.

IV. Обязанности пономарей во время молебна:

1. раскрыть поминания и помогать священнослужителям в чтении их;

2. при выносе Евангелия вынести свечи.

V. Обязанности пономарей во время панихиды:

1. подать кадило диакону;

2. раскрыть поминания и помогать священнослужителям в чтении их.

Перед уходом из Алтаря необходимо сделать три земных поклона св. Престолу, поясной поклон с крестным знамением в сторону Горнего места и поклон всем присутствующим.

Поведение в Алтаре должно быть благочинным и благоговейным, ибо этого требует христианский долг отношения к святому храму, а тем более к святому Алтарю, как «СВЯТОМУ СВЯТЫХ» православного храма.

С вопросами, возникающими при исполнении пономарских обязанностей, обращаться к дежурному по храму преподавателю Литургики, к отцу благочинному, к отцу ризничному, к своим старшим товарищам и другим компетентным лицам.

6. Обязанности пономарей за Всенощным Бдением (воскресным)

Вечерня

«Слава Святей» — «Благослови душе моя Господа»

Перед открытием завесы и Царских врат приготовить диаконские свечи (если два диакона — 2, если один диакон — 1) и кадило. Происходит каждение Алтаря и храма. По возвращении в Алтарь, когда диакон кадит священника, один из пономарей становится на Горнем месте, рядом с диаконом, одновременно с ним молится кланяется священнику и принимает от диакона свечу и кадило.

Великая ектения -»Миром Господу…» пение «Блажен муж»

Малая ектения — «Господи воззвах…»

Во время малой ектении приготовить кадило и при пении «Господи воззвах подать диакону (если диаконов двое то и два кадила). Когда диакон входит из Алтаря для каждения храма, пономарям нужно зажечь выносные свечи и стать в сторону от свечей, против друга.

При пении догматика открываются Царские врата

Пономари один за другим выходят на амвон, ставят свечи у икон Спасителя и Божией Матери (за ними следуют диакон и священник).

Диакон: «Премудрость прости». Пение «Свете тихий»

Духовенство входит в Алтарь и становится на Горнем месте, а свещеносцы ставят свечи рядом, пред Царскими вратами.

Диакон произносит: «Вонмем» Свящ: «Мир всем»

При этих словах пономари кланяются священнику, друг другу, и каждый со своей стороны вносит свечу в Алтарь, ставят свечи на место и ждут окончания произнесенного прокимна: «Господь воцарися…», стоя друг против друга. По окончании прокимна диакон со священником, а вместе с ними и пономари, перекрестившись, кланяются иконе Воскресения Христова, пропускают священника на его место, тушат свечи и, поклонившись священнику, отходят.

Ектения: «Рцем вси» чтение «Сподоби Господи» Ектения: «Исполним вечернюю молитву», Пение стихир. «Ныне отпущаеши»

Тропарь, и Царские врата открываются.

Конец вечерни.

Царские врата закрываются.

Утреня

Чтение шестопсалмия; Великая ектения. «Бог Господь», Тропари, Кафизмы.

Во время чтения кафизм приготовить кадило и диаконские свечи, которые нужно подать на «Хвалите имя Господне».

«Хвалите имя Господне»

Малая ектения

Чтение Евангелия

Происходит каждение Алтаря и храма. По окончании каждения и приема диаконской свечи и кадила, так же как и на вечерне, на Горнем месте с диаконом, помолившись и поклонившись священнику, принять кадило и свечу и сразу же зажечь выносимые свечи и пред чтением Евангелия поставить свечи с обеих сторон Престола.

Когда выносится Евангелие, пономари идут впереди Евангелия и ставят свечи пред аналоем, на котором полагается Евангелие.

По окончании Евангелия свечи, каждая со своей стороны, выносятся и ставятся пред Царскими вратами.

«Спаси Боже, люди Твоя». Канон.

Во время пения канона духовенство и народ прикладываются к Евангелию

По окончании прикладывания пономари идут впереди священника, несущего Евангелие, и несут выносные свечи, у амвона пропускают священника, который Евангелием осеняет народ, пономари каждый со своей стороны вносят свечу па прежнее место у Престола. Тушат свечи делают поклон священнику.

По 8-й песни «Величит душа моя Господа»

По 8-й песни канона в последний раз приготовляется кадило; по 8-й песне происходит каждение Алтаря, на амвоне диакон произносит: «Богородицу и «Матерь Света» и продолжает каждения всего храма.

По каждении — поклон (как положено священнику, и диакон отдает пономарю кадило.

«Свят Господь Бог наш» Великое славословие. Тропарь воскресный, две ектении и отпуст.

Царские врата при словах «Господи сохрани их на многая лета» закрываются, завеса задергивается.

Чтение 1-го часа.

ВСЕНОЩНОЕ БДЕНИЕ

ВЕЛИКАЯ ВЕЧЕРНЯ

(хотя диакон в тексте есть, но служение алтарника в этом руководстве описано для храма без диакона)

На аналой в храме кладётся икона праздника, готовится кадило и свеча. Включается свет в храме.

Перед самым началом подать кадило по обычаю (т.е. стоя справа от священника, находящегося перед Престолом) и не уходить. Священник покадит алтарь и идет кадить храм. Принять кадило от вошедшего в это время священника и унести.

Диакон: Восстаните! Господи, благослови!

Иерей : Слава Святей, и Единосущной, и Животворящей, и Нераздельней Троице всегда, ныне и присно и во веки веков.

Хор : Аминь.

Священнослужители в алтаре: Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу.

Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу.

Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему.

Приидите, поклонимся и припадем к Нему.

Псалом 103, предначинательный

(Стихи псалма читаются канонархом и повторяются хором (они поставлены в квадратные скобки).

В приходских храмах обычно поются только некоторые стихи псалма (они напечатаны курсивом).)

Благослови, душе моя , Господа , [Благословен еси, Господи.] Господи Боже мой, возвеличился еси зело [Благословен еси, Господи] , во исповедание и в велелепоту облеклся еси. Одеяйся светом, яко ризою, простираяй небо, яко кожу. Покрываяй водами превыспренняя Своя, полагаяй облаки на восхождение Свое, ходяй на крилу ветреню. Творяй ангелы Своя духи, и слуги Своя пламень огненный. Основаяй землю на тверди ея, не преклонится в век века. Бездна, яко риза, одеяние ея; на горах станут воды. [Дивна дела Т воя, Господи]. От запрещения Твоего побегнут, от гласа грома Твоего убоятся. Восходят горы и низходят поля в место, еже основал еси им. Предел положил еси, егоже не прейдут, ниже обратятся покрыти землю. Посылаяй источники в дебрех, посреде гор пройдут воды . Напаяют вся звери сельныя, ждут онагри в жажду свою. На тых птицы небесныя привитают, от среды камения дадят глас. Напаяяй горы от превыспренних Своих; от плода дел Твоих насытится земля. Прозябаяй траву скотом и злак на службу человеком, извести хлеб от земли. И вино веселит сердце человека, умастити лице елеем, и хлеб сердце человека укрепит. Насытятся древа польская, кедри ливанстии, ихже еси насадил. Тамо птицы возгнездятся, еродиево жилище предводительствует ими. Горы высокия еленем, камень прибежище заяцем. Сотворил еси луну во времена, солнце позна запад свой. Положил еси тьму, и бысть нощь, в нейже пройдут вси зверие дубравнии; скимни рыкающии восхитити и взыскати от Бога пищу себе. Возсия солнце, и собрашася, и в ложах своих лягут. Изыдет человек на дело свое и на делание свое до вечера. Яко возвеличишася дела Твоя, Господи, вся премудростию сотворил еси : исполнися земля твари Твоея. Сие море великое и пространное, тамо гади, ихжс несть числа, животная малая с великими. Тамо корабли преплавают, змий сей, егоже создал еси ругатися ему. Вся к Тебе чают, дати пищу им во благо время. Давшу Тебе им, соберут; отверзшу Тебе руку, всяческая исполнятся благости. Отвращшу же Тебе лице, возмятутся; отымеши дух их и исчезнут, и в персть свою возвратятся. Послеши Духа Твоего, и созиждутся, и обновиши лице земли. Буди слава Господня во веки: возвеселится Господь о делех Своих. Призираяй на землю, и творяй ю трястися, прикасаяйся горам, и дымятся. Воспою Господеви в животе моем, пою Богу моему, дондеже есмь. Да усладится Ему беседа моя; аз же возвеселюся о Господе. Да исчезнут грешницы от земли, и беззаконницы, якоже не быти им. Благослови, душе моя, Господа. [Слава Ти, Господи, сотворившему вся. ] Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже. (Трижды)

Великая ектения

Диакон: Миром Господу помолимся.

Хор : Господи помилуй . (На каждое прошение.)

О Свышнем мире и спасении душ наших, Господу помолимся.

О мире всего мира, благостоянии Святых Божиих Церквей и соединении всех, Господу помолимся.

О святем храме сем и с верою, благоговением и страхом Божиим входящих в онь, Господу помолимся.

О великом Господине и Отце нашем Святейшем Патриархе (имярек), и о Господине нашем, Преосвященнейшем митрополите (или: архиепископе, или: епископе) (имярек), честнем пресвитерстве, вo Христе диаконстве, о всем причте и людех, Господу помолимся.

О Богохранимей стране нашей, властех и воинстве ея, Господу помолимся.

О граде сем [или: о веси сей; если в мон acmыpe, то: о святей обители сей], всяком граде, стране и верою живущих в них, Господу помолимся.

О благорастворении воздухов, о изобилии плодов земных и временех мирных, Господу помолимся.

О плавающих, путешествующих, недугующих, страждущих, плененных и о спасении их. Господу помолимся.

О избавитися нам от всякия скорби, гнева и нужды, Господу помолимся.

Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную, Славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию, со всеми святыми помянувше, сами себе и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим.

Хор: Тебе, Господи .

Иерей: Яко подобает Тебе всякая слава честь и поклонение, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков.

Хор: Аминь.

Блажен муж

(Первый антифон 1-й кафисмы)

Хор: Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа.

Яко весть Господь путь праведных , и путь нечестивых погибнет. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа.

Работайте Господеви со страхом и радуйтеся Ему с трепетом. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа.

Блажени вси надеющиися Нань. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа.

Воскресни, Господи, спаси мя, Боже мой. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа.

Господне есть спасение, и на людех Т воих благословение Твое. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа.

И ныне и присно и во веки веков. Аминь. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа.

Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, Слава Тебе, Боже. (Трижды)

Готовится кадило .

Ектения малая

Диакон: Паки и паки миром Господу помолимся.

Хор : Господи, помилуй.

Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию.

Хор: Господи, помилуй.

Хор: Тебе, Господи.

Иерей: Яко Твоя держава, и Твое есть Царство, и сила, и слава, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков,

Хор: Аминь

На « Господи воззвах » подать кадило у южных врат Святого Престола. Священник покадит алтарь и идет кадить храм. Принять кадило от вошедшего священника и унести.

Господи, воззвах

1-й лик: Господи, воззвах к Тебе, услыши мя; / услыши мя, Господи. / Господи, воззвах к Тебе, услыши мя; / вонмй гласу моления моего. / Внегда воззвати ми к Тебе; / услыши мя, Господи.

2-й лик: Да исправится молитва моя, / яко кадило пред Тобою, / воздеяние руку моею, / жертва вечерняя. / Услыши мя, Господи.

Положи, Господи… (Пс. 140,141).

На 10 стихов (стихир) (На всенощном бдении бывает 8 или 10 стихир. Если по уставу данной службы положено 8 стихир, то 10-й и 9-й стихи опускаются.

Изведи из темницы душу мою, (Эту первую часть стиха читает канонарх (распорядитель церковного пения); вторую часть стиха поют певцы и сразу же начинают петь стихиру.) исповедатися Имени Т воему.

Мене ждут праведницы, / дондеже воздаси мне.

На 8: Из глубины воззвах к Тебе, Господи, / Господи, услыши глас мой. Да будут уши Т вои / внемлюще гласу моления моего .

На 6: Аще беззакония назриши, Господи, Господи, кто постоит?/ Яко у Тебе очищение есть.

Имене ради Т воего потерпех Тя, Господи, потерпе душа моя в слово Твое, / упова душа моя на Господа.

На 4: От стражи утренния до нощи, от стражи утренния, / да уповает Израиль на Господа.

Яко у Господа милость, и многое у Него избавление: / и Т ой избавит Израиля от всех беззаконий его.

Хвалите Господа вси языцы, / похвалите Его вси людие.

Яко утвердися милость Его на нас, / и истина Господня пребывает вовек.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу

и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Догматик или стихира.

(Поется: под воскресенье - догматик гласа, под двунадесятый праздник - стихира праздника,

под праздник святого - положенный на ряду Богородичен. На догматике совершается вход с кадилом.)

Если алтарник один – заранее зажечь свечу и затем подать кадило. Свечу поставить на Горнее место.

Если двое: один подаёт кадило, а второй со свечёй становится на Горнем месте.

Который со свечёй синхронно со священником крестится и кланяется Горнему месту и священнику и перед священником выходит северными вратами, по амвону через центр идёт к аналою, не доходя до него разворачивается на 180 0 , ставит свечу перед собой (теперь стоит спиной к аналою) и отступает чуть вправо, чтобы не стоять на центре и не закрывать свечу от людей. Стоит перед аналоем, а после того, как священник выйдет на амвон и благословит народ, заходит также через центр, уже южными вратами в алтарь, через Горнее место проходит с поклоном, гасит и ставит свечу на место.

Вход с кадилом

Диакон: Премудрость, прости.

Свете Тихий

Хор: Свете Тихий святыя славы Безсмертнаго Отца Небеснаго, /Святаго, Блаженнаго, Иисусе Христе! / Пришедше на запад солнца, видевше свет вечерний, / поем Отца, Сына и Святаго Духа, Бога. /Достоин еси во вся времена пет быти преподобными , / Сыне Божий, живот даяй; / темже мир Тя славит.

Диакон: Вонмем.

Иерей: Мир всем.

Диакон: Премудрость. Прокимен, глас…

Прокимны дневные (вечерни) со стихами

В субботу, глас 6-й:

Хор повторяет: Господь воцарися, в лепоту облечеся.

Стих 1. Облечеся Господь в силу, и препоясася.

Хор: Господь воцарися, в лепоту облечеся . (На каждый стих).

Стих 2. Ибо утверди вселенную, яже не подвижится.

Стих 3. Дому Твоему подобает святыня, Господи, в долготу дний.

Диакон: Господь воцарися.

Хор: В лепоту облечеся.

В воскресенье, глас 8-й:

Се ныне благословите Господа/ вси раби Господни.

Стих: Стоящии во храме Господни, во дворех дому Бога нашего.

В понедельник, глас 4-й:

Господь услышит мя, / внегда воззвати ми к Нему.

Стих: Внегда призвати ми, услыша мя Бог правды моей.

Во вторник, глас 1-й:

Милость Т воя, Господи, / поженет мя вся дни живота моего.

Стих: Господь пасет мя, и ничтоже мя лишит; на месте злачне, тамо всели мя.

В среду, глас 5-й:

Боже, во имя Т вое спаси мя, /и в силе Твоей суди ми.

Стих: Боже, услыши молитву мою, внуши глаголы уст моих.

В четверг, глас 6-й

Помощь моя от Господа, / сотворшаго небо и землю.

Стих: Возведох очи мои в горы, отнюдуже приидет помощь моя.

В пятницу, глас 7-й:

Боже, Заступник мой еси Ты, / и милость Т воя предварит мя.

Стих: Изми мя от враг моих, Боже, и от востающих на мя избави мя.

ПАРИМИИ

(бывают по праздникам, читаются по «Минее месячной»)

Если есть паремии , алтарник берёт у клироса Минею и становится перед (! ) аналоем.

Порядок чтения: СВ: Премудрость! Чтец: Бытия чтение. СВ: Вонмем!… И читается первая паремия. Заканчивается она и снова тоже самое: СВ: Премудрость! Чтец: Исхода чтение. СВ: Вонмем!… И читается вторая паремия и т.д.

Ектения сугубая

Диакон: Рцем вси от всея души, и от всего помышления нашего рцем.

Хор: Господи, помилуй .

Господи Вседержителю, Боже отец наших, молим Ти ся, услыши и помилуй.

Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей, молим Ти ся, услыши и помилуй.

Хор: Господи, помилуй . (Трижды, на каждое прошение)

Еще молимся о Великом Господине и Отце нашем Святейшем Патриархе (имярек), (или: архиепископе, или: епископе) (имярек), и всей во Христе братии нашей.

Еще молимся о Богохранимей стране нашей, властех и воинстве ея, да тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте.

Еще молимся о блаженных и приснопамятных создателех святаго храма сего (если в монастыре: святыя обители сея), и о всех преждепочивших отцех и братиях. зде лежащих и повсюду, православных.

Еще молимся о милости, жизни, мире, здравии, спасении, посещении, прощении и оставлении грехов рабов Божиих. братии святаго храма сего (если в монастыре: святыя обители сея).

Еще молимся о плодоносящих и добродеющих во святем и всечестнем храме сем, труждающихся, поющих и предстоящих людех, ожидающих от Тебе великия и богатыя милости.

Иерей: Яко Милостив и Человеколюбец Бог еси, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков.

Хор: Аминь.

Сподоби, Господи

Сподоби, Господи, в вечер сей без греха сохранитися нам. Благословен еси, Господи, Боже отец наших, и хвально и прославлено имя Твое во веки. Аминь. Буди, Господи, милость Твоя на нас, якоже уповахом на Тя. Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим. Благословен еси, Владыко, вразуми мя оправданием Твоим. Благословен еси, Святый, просвети мя оправдании Твоими. Господи, милость Твоя во век, дел руку Твоею не презри. Тебе подобает хвала, Тебе подобает пение, слава подобает. Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

(если лития) Ставится тетрапод перед аналоем. Аналой немного отодвинуть, чтобы был проход между аналоем и амвоном для каждения. Стелются коврики – один перед тетраподом, второй в притворе. На тетрапод стелется покровец.

Ектения просительная

Диакон: Исполним вечернюю молитву нашу Господеви.

Хор : Господи, помилуй.

Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию.

Вечера всего совершенна, свята, мирна и безгрешна у Господа просим.

Хор: Подай, Господи . (На каждое прошение. )

Ангела мирна, верна наставника, хранителя душ и телес наших, у Господа просим.

Прощения и оставления грехов и прегрешений наших у Господа просим.

Добрых и полезных душам нашим и мира мирови у Господа просим.

Прочее время живота нашего в мире и покаянии скончати у Господа просим.

Христианския кончины живота нашего, безболезнены, непостыдны, мирны и добраго ответа на Страшнем Судищи Христве просим.

Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную, Славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию, со всеми святыми помянувше, сами себе, и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим.

Хор: Тебе, Господи.

Иерей: Яко Благ и Человеколюбец Бог еси, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков.

Хор: Аминь.

Иерей: Мир всем.

Хор: И духови твоему .

Диакон:

Хор: Тебе, Господи.

Буди держава Царствия Твоего благословена и препрославлена. Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков.

Хор : Аминь.

(если лития) Если лития, поются стихиры на литии. На них — исхождение в притвор. Для этого зажигается большая свеча и кадило. Алтарники перед священником несут свечу в притвор, ставят перед священником, кадило подаётся по знаку. По каждении забрать и один алтарник уходит, относит кадило.

ЛИТИЯ

Диакон: Спаси, Боже, люди Твоя и благослови достояние Твое, посети мир Твой милостию и щедротами, возвыси рог христиан православных и низпосли на ны милости Твоя богатыя; молитвами Всепречистыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии; силою Честнаго и Животворящаго Креста; предстателъствы Честных Небесных Сил Безплотных; Честнаго Славнаго Пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна; святых славных и всехвальных Апостол; иже во святых отец наших и вселенских великих учителей и святителей, Василия Великаго, Григория Богослова и Иоанна Златоустаго; иже во святых отца нашего Николая, архиепископа Мирликийскаго, Чудотворца; святьгх равноапостольных Мефодия и Кирилла, учителей Словенских, святых равноапостольных великаго князя Владимира и великия княгини Ольги, иже во святьгх отец наших всея Руси чудотворцев, Михаила, Петра, Алексия, Ионы, Филиппа и Ермогена; святых славных и добропобедных мучеников, преподобных и богоноснъгх отец наших, святых и праведных Богоотец Иоакима и Анны [и святаго (имя), егоже есть храм и егоже есть день] и всех святых; молим Тя, Многомилостиве Господи, услыши нас, грешных, молящихся Тебе, и помилуй нас.

Хор: Господи, помилуй. (40 раз)

(если лития) Ставить литейный прибор (сосуд) с зажжёнными заранее на нём свечами на тетрапод перед аналоем рышки не снимать.

Диакон: Еще молимся о Великом Господине и Отце нашем Святейшем Патриархе (имярек), и о Господине нашем Преосвященнейшем митрополите (или: архиепископе, или: епископе; аще во обители: и о архимандрите, или: игумене нашем) (имярек) и о всем во Христе братстве нашем, и о всякой души христианстей, скорбящей же и озлобленней милости Божия и помощи требующей; о покровении града сего и живущих в нем (или: веси сея и живущих в ней; или: святыя обители сея и живущих в ней); о мире и состоянии всего мира; о благостоянии Святых Божиих Церквей; о спасении и помощи со тщанием и страхом Божиим труждающихся и служащих отец и братий наших; о оставльшихся и во отшествии сущих; о исцелении в немощех лежащих, о успении, ослабе, блаженной памяти и оставлении грехов всех преждеотшедших отец и братии наших, зде лежащих и повсюду, православных; о избавлении плененных, и о братиях наших во службах сущих, и о всех служащих и служивших во святем храме сем (аще во обители: во святей обители сей) рцем.

Хор: Господи, помилуй (50 раз)

Диакон: Еще молимся, о еже сохранитися граду сему (или: веси сей), и святому храму сему (аще во обители: святей обители сей), и всякому граду и стране, от глада, губительства, труса, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменников и междоусобныя брани; о еже милостиву и благоуветливу быти Благому и Человеколюбивому Богу нашему, отвратити всякий гнев, на ны движимый, и избавити ны от належащаго и праведнаго Своего прещения, и помиловати ны.

Хор: Господи, помилуй. (Трижды)

Диакон: Еще молимся, и о еже услышати Господу Богу глас моления нас, грешных, и помиловати нас.

Хор: Господи, помилуй . (Трижды)

Иерей: Услыши ны, Боже, Спасителю наш, Упование всех концев земли и сущих в мори далече; и милостив, милостив буди, Владыко, о гресех наших и помилуй ны. Милостив бо и Человеколюбец Бог еси, и Тебе славу возсылаем, Отцуи Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков.

Хор: Аминь.

Иерей: Мир всем.

Диакон: Главы наша Господеви приклоним.

И всем приклоньшим главы молится священник велегласно:

Владыко Многомилостиве, Господи Иисусе Христе Боже наш, молитвами Всепречистыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии, силою Честнаго и Животворящаго Креста, предстательствы Честных Небесных Сил Безплотных, Честнаго Славнаго Пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна, святых славных и всехвальных Апостол, святых славных и добропобедных мучеников, преподобных и богоносных отец наших, иже во святых отец наших и вселенских великих учителей и святителей Василия Великаго, Григория Богослова и Иоанна Златоустаго, иже во святых отца нашего Николая, архиепископа Мирликийскаго Чудотворца; святых равноапостольных Мефодия и Кирилла, учителей Словенских; святых равноапостольных великаго князя Владимира и великия княгани Ольги, иже во святых отец наших всея Руси чудотворцев Михаила, Петра, Алексия, Ионы, Филиппа и Ермогена, и святых праведных Богоотец Иоакима и Анны [и святаго (имярек), его же есть храм, и его же есть день}, и всех святых Твоих; благоприятну сотвори молитву нашу, даруй нам оставление прегрешений наших, покрый нас кровом крилу Твоего, отжени от нас всякаго врага и супостата; умири нашу жизнь, Господи; помилуй нас и мир Твой, и спаси души наша, яко Благ и Человеколюбец.

(если лития): Нужно идти перед священником — перенести свечу, поставить её за литийным сосудом. Дальний коврик уносится, алтарники уходят.

Хор: Аминь .

Стихиры на стиховне

(Первая стихира поется без стиха. Далее чтец читает первую половину стиха, хор поет вторую половину и стихиру)

Воскресные стихи (запевы) к стихирам, на стиховне:

Стих 1: Господь воцарися, / в лепоту облечеся.

Стих 2 : Ибо утверди вселенную, / яже не подвижится.

Стих 3 : Дому Т воему подобает святыня, Господи, / в долготу дний.

Слава, и ныне : Богородичен.

Молитва св. Симеона Богоприимца

Ныне отпущаеши раба Т воего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром; яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей, свет во откровение языков, и славу людей Твоих Израиля.

Чтец: Трисвятое. Пресвятая Троице…Отче наш…

(если лития): на Отче наш для священника вынести кадило … 2-й алтарник открывает ЦВ, включает свет. Когда 1 алтарник — на ОТЧЕ НАШ открыть царские врата, включить свет и сразу идти с кадилом к нему (будет каждение литийного столика на тропарях).

19 сентября Православная церковь отмечает день алтарника или день пономаря. Сегодня мы хотим подробнее Вам рассказать об этом дне и поведать о том, кто такой алтарник.

История праздника

Традиционно, днём алтарника считают день чуда Архистратига Михаила, бывшего в Хонех (Колоссах), совершённого по молитвам Архиппа Херотопского, прослужившего в храме порядка 60-ти лет. Преподобный Архипп Херотопский родился в христианской семье в городе Иераполе. Когда ему исполнилось 10 лет, он пришёл в храм Святого Архистратига Михаила и остался здесь служить пономарём. Архипп вел аскетическую жизнь, много постился, смиряя свою плоть, и молился.

Многих язычников, которые приходили на святой источник, он убедил оставить служение бездушным идолам и, покаявшись, обратиться ко Христу. Закоренелые язычники во главе со своими жрецами несколько раз пытались убить преподобного Архиппа, но Господь хранил его. Наконец, нечестивцы решили стереть с лица земли храм Божий и погубить святого Архиппа, затопив местность, где находилась церковь и целебный источник.

Видя их намерения, святой Архипп не покинул храм и стал молиться и просить Господа нашего Иисуса Христа и Архистратига Михаила, чтобы дом Божий не постигла злая участь. Архангел Михаил Господь услышал молитву Своего угодника, и святой сделался свидетелем великого чуда Архистратига Михаила, бывшего в Хонех, когда сам Архангел явился около церкви и ударом жезла отверз в скале широкую расселину и приказал устремиться в неё разрушительному потоку воды. Храм остался невредим. Язычники в великом страхе бросили всё и бежали, а христиане прославили Господа и благодарили святого Архангела за чудесную помощь.

С тех пор преподобный Архипп, не отлучаясь, прожил при храме до глубокой старости и спокойно скончался в возрасте семидесяти лет. Верующие погребли любимого святого в Хонех, на месте его духовного подвига.

Кто такой алтарник?

Роль алтарника за многие времена достаточно изменилась и сейчас выглядит иначе. Раньше основной задачей алтарника была защита храма (роль сторожа). Со временем обязанности изменились и теперь алтарник следит за своевременным и правильным возжжением свечей, лампад и иных светильников в алтаре и перед иконостасом; подготавливает облачения священников и диаконов; приносит в алтарь просфоры, вино, воду и ладан; разжигает уголь и подготавливает кадило; занимается подаванием плата для отирания уст во время Причащения; осуществляет помощь священнику при совершении таинств и треб; проводит уборку в алтаре; при необходимости может читать молитвы во время богослужения и исполнять обязанности звонаря.


Храм Сорока Севастийских мучеников – Праздник Пятидесятницы

Стихарь – облачение для алтарника

Визуально отличить алтарника достаточно просто! Алтарник носит стихарь поверх мирской одежды. Стихари бывают нескольких цветов и каждый из них несёт в себе определенный смысл. Золотистый стихарь носится повседневно.

  • Синий или голубой цвет облачения носится в Богородичные праздники (а также Сретение).
  • Белый – в дни памяти бесплотных Ангельских сил, в родительские субботы, Лазареву и Великую Субботы.
  • Фиолетовый – в дни памяти Креста Господня, Этот стихарь знаменует силу Духа и крестный подвиг Спасителя. Также в субботы и воскресенья на Великий пост, Великий Четверг, Первое и Второе Обретение главы Иоанна Предтечи и Сорока мучеников Севастийских.
  • Зелёный – в праздники преподобных и юродивых. В зеленых облачениях всех оттенков, символизирующих цвет вечной жизни, празднуются также дни Пятидесятницы, Духа Святого и Вербное воскресенье.
  • Чёрный – в обычные дни Великого поста.
  • Красный – принято носить на пасху и в дни па­мя­ти му­че­ни­ков.

Статью подготовил пономарь храма Сорока Севастийских мучеников Борис Галкин

«Мне можно», - сказал Паша и надвинул митру на глаза. «По-моему, идет шапочка», - улыбнулся он, глядя свысока на онемевших алтарников и диакона. Смотрел Паша действительно свысока - росту в нем было под два метра. Благочестия, видимо, тоже: просто так архиерейскую митру на головушку не напялишь. Тут смирение нужно. Повышенное. И оно, разумеется, было, как пояснил потом бледным от возмущения алтарникам настоятель: «Ребята, не трогайте его. Он - племянник Самого Главного Человека. Значит, хороший. И ведет себя всегда хорошо. Ну, или почти всегда. Короче, не нарывайтесь: стукнуть может. Или настучать».

Даже не способность Паши стукнуть разгневала алтарников - как пожилых, так и молодых, а та простота, не допускающая даже намеков на возражения, с которой он расхаживал по алтарю в архиерейской митре. «Ну нельзя же так!» - вздыхали все. А Паша смиренно улыбался и продолжал наматывать круги по алтарю. Митру он все-таки снял. Даже не снял - сорвал, когда послышались шаги и стук посоха дядюшки. И раньше всех склонился в глубочайшем поклоне, первым подбежав, сложив ручки под благословение.

Вскоре он исчез, уехал куда-то, оставив по себе самую благодарную память и кличку «Паша Обнорский» - видимо, данную ему за особое благочестие. Ну, уехал и уехал. Может, сейчас уже служит где-нибудь. В митре. Давно было дело. А, может, и не было вовсе - в кошмарном сне привиделось.

Паша уехал, а проблемы остались. Точнее, обозначились.

Прихожане довольно часто высказывают претензии к тетенькам за пресловутым церковным «ящиком»: мол, нагрубить могут, посмотреть недобрым глазом, наговорить всякой отсебятинной ереси и прочая и прочая. А обозначившаяся проблема касается противоположной, самой что ни на есть восточной части храма - алтаря. Точнее, алтарников. Еще точнее, их поведения. Всё ли так ладно, всё ли хорошо? Вот об этой-то проблеме мы и беседуем с протоиереем Алексием Сорокиным, настоятелем вологодского храма во имя святого Лазаря Четверодневного.

- Отец Алексий, то, что алтарники нужны, никто не спорит. Понятно, что они просто необходимы. Другое дело - те опасности, которым алтарники подвергаются, находясь в самом главном месте храма…

Вообще-то такой опасности - привыканию к святыне - подвержены мы все: священники, алтарники, певчие, уборщицы… На мой взгляд, все, кто трудится в церкви, рискуют потерять чувство сакрального, священного - начать воспринимать храм не как место служения, а как место работы, или товарищеских посиделок, или сплетен - да мало ли чего! И, кстати, о главном месте храма: разве не каждый его сантиметр - главный? Помнится, кающийся мытарь стоял совсем не в Святая Святых, а вовсе даже в притворе…

Теперь об алтарниках. Да, они нужны. Нужны в первую очередь священникам, «ибо негоже нам, оставив слово Божие, пещись о столах» (Деян. 6: 2). Хотя эти слова Священного Писания касались по большей части диаконов, но суть та же: главное дело священника - молитва. И вряд ли молитва будет усилена, если священнику придется обходиться без помощи тех самых алтарников: и кадило разжечь надо, и воду вовремя согреть, да и просто постоянно порядок поддерживать. Так что, на мой взгляд, главной задачей алтарников нужно считать их содействие молитвам священника и, следовательно, прихожан, всей общины. Разумеется, это содействие подразумевает жертвенность. А еще сосредоточенность: ведь, помогая в алтаре, скажем так, физически, телесно, алтарник не должен забывать и о духовной стороне. То есть и сам молиться в меру своих сил должен - иначе большой пользы от его пребывания в алтаре не будет. Скорее вред - собственной душе в первую очередь.

Об этом очень хорошо говорится в предисловии к замечательной книге «Нам оставлено покаяние» игумена Никона (Воробьева). Давайте вспомним: «Батюшка очень любил служить и служил собранно, сосредоточенно, от всей души, что чувствовалось всеми. Совершал богослужение просто, сдержанно, естественно. Не переносил артистизма или какой-либо вычурности в совершении богослужения, чтении, пении и “артистам” делал замечания…

Он запрещал входить кому-либо в алтарь или тем более стоять в нем без особой на то нужды. В алтаре батюшка никогда не говорил ничего, кроме самого необходимого, и другим не позволял этого делать. Никогда не исповедовал во время Литургии: исповедь проводил или до Литургии, или накануне вечером (в ). Он говорил: человек должен молиться во время Литургии, а не ждать очереди исповедоваться».

Мне кажется, что такое строгое и благоговейное отношение игумена Никона к церковной службе - и к молитве в алтаре в частности - заслуживает самого пристального внимания и подражания с нашей стороны. Действительно, лишних разговоров, бездеятельного, праздного нахождения в алтаре, да и во всей церкви, допускать нельзя - это профанация христианства.

Но в алтарях наших церквей довольно много молодых людей, даже мальчиков. Не кажется ли вам, что уже давно прошло то время, когда любой человек мужского пола, зашедший в храм, автоматически рассматривался как потенциальный священно- или церковнослужитель, а потому его с легкостью вводили в святая святых?

Кажется. Поэтому мы и требуем от молодых алтарников учиться благочестию. В силу их возраста, да и воспитания тоже, без трудностей не обходится: бывают и совершенно никчемные, глупейшие конфликты, бывает, увы, и нарушение благоговейной тишины. Поэтому иногда приходится быть строгим. Но, помимо строгости, необходимо - я хочу обратить на это внимание - и воспитание. Таким воспитанием может и должна заниматься вся община, а не один священник. Если служба в храме проходит в благоговейном молчании, то сам порядок заставляет молодежь в алтаре придерживаться строгих правил. Если же на службе шушукаются, обсуждают новости-старости, толкаются-переругиваются, если церковный «ящик» становится местом сбора суетливой очереди (такое чаще всего происходит перед выносом Чаши, во время чтения молитв к Причастию - в важнейший момент богослужения!), то это, увы, провоцирует молодежь к недостойному поведению. Тогда и появляется вот это мерзкое фарисейство: выйти с важным видом из алтаря, потеснив прихожан, пройтись по храму, снова зайти в алтарь, закрыть двери и, считая алтарь чем-то вроде «своего помещения», продолжить шуточки или еще что.

Кроме того, важна помощь и старших алтарников. Зрелый человек, верующий искренно, служит в алтаре, как я убеждаюсь постоянно, очень ответственно и благоговейно. И священнику действительно легче молиться, когда ему помогают такие люди. Так что молодые должны учиться у старших.

А священники, я думаю, должны быть внимательнее к тем мальчикам и юношам, которым предлагают помогать в алтаре. Не стоит, на мой взгляд, вводить в святая святых любого мальчика, попавшегося на глаза в церкви. Опасно это - как для порядка службы, так и для самого этого мальчика в будущем.

- А есть примеры алтарников, которые вас радуют?

Конечно, есть. Честно говоря, больше всего меня поразили не служители, а служительницы алтаря: старушки-девы, которые когда-то помогали в кафедральном соборе Вологды. Такому благоговению, с которым они относились к своему служению, я уверен, могут поучиться очень многие - и священнослужители в том числе. Это действительно пример служения Христу сердцем!

- Какой совет вы бы дали молодым, помогающим в алтаре?

Не я, а дает совет: «Блюдите убо, како опасно ходите» - «Итак, смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые…» (Еф. 5: 15).