Группа для детей с овз в доу. Виды нарушений у детей с ОВЗ, имеющих право получать дошкольное образование

Система государственного специального образования включает в себя дошкольные образовательные учреждения специального назначения:

Ясли-сады;

Детские сады;

Дошкольные детские дома;

Дошкольные группы при яслях-садах, детских садах и детских домах общего назначения, а также при специальных школах и школах-интернатах.

Комплектование учреждений происходит по принципу ведущего отклонения в развитии. Созданы дошкольные учреждения (группы) для детей:

С нарушением слуха (глухих, слабослышащих);

С нарушением зрения (слепых, слабовидящих, для детей с косоглазием и амблиопией);

С нарушением речи (для детей с заиканием, с общим недоразвитием речи, фонетико-фонематическим недоразвитием);

С нарушениями интеллекта;

С нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Наполняемость групп в специальных дошкольных учреждениях меньшая по сравнению с массовыми детскими садами (до 15 воспитанников).

В штат специальных дошкольных образовательных учреждений вводятся специалисты – логопеды, сурдопедагоги, олигофренопедагоги, тифлопедагоги, дополнительные медицинские работники.

Образовательный процесс в специальных дошкольных образовательных учреждениях осуществляется в соответствии со специальными комплексными программами обучения и воспитания разработанными и утвержденными Министерством образования РФ для каждой категории детей дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями .

Занятия в специализированных ДОУ перераспределены между воспитателями и дефектологами. Так, занятия по развитию речи, формированию элементарных математических представлений, конструированию, по развитию игровой деятельности в части специальных дошкольных учреждений проводят не воспитатели, а учителя-дефетологи.

В компенсирующих учреждениях организованы специальные виды занятий, такие, как развитие слухового восприятия, коррекция звукопроизношения, развитие зрительного восприятия, лечебная физкультура и др. Подобные направления работы имеются и в обычных детских садах, где они включаются в содержание общеразвивающих занятий.

Для детей с ограниченными возможностями здоровья посещение специального дошкольного образовательного учреждения бесплатно (письмо Министерства просвещения СССР от 04.06.74 № 58-М «О содержании за государственный счет детей с дефектами физического или психического развития»).

Для родителей нормально развивающегося ребенка детский сад – это место, где ребенок может пообщаться, поиграть с другими детьми, интересно провести время, узнать что-то новое. Для семей, воспитывающих детей с ОВЗ, детский сад может оказаться практически единственным местом, где созданы условия для полноценного развития ребенка.

В соответствии с типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.95 № 677, ДОУ обеспечивает воспитание, обучение, уход и оздоровление детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет. Дети с ограниченными возможностями здоровья принимаются в дошкольные образовательные учреждения любого вида при наличии условий для коррекционной работы только с согласия родителей (законных представителей) на основании заключения ПМПК .

Большинство детей с ОВЗ воспитываются в детских садах компенсирующего вида и в компенсирующих группах детских садов комбинированного вида. Обучение и воспитание в дошкольных учреждениях осуществляются в соответствии со специальными коррекционно-развивающими программами, разработанными для каждой категории детей с ограниченными возможностями здоровья.

Наполняемость групп устанавливается в зависимости от вида нарушений и возраста (две возрастные группы: до трех лет и старше трех лет) детей:

с тяжелыми нарушениями речи – 6-10 человек;

с фонетико-фонематическими нарушениями речи только в возрасте старше 3 лет – до 12 человек;

глухие – до 6 человек для обеих возрастных групп;

слабослышащие – до 6-8 человек;

слепые - до 6 человек для обеих возрастных групп;

слабовидящие, дети с амблиопией, косоглазием – 6-10 человек;

с нарушениями опорно-двигательного аппарата – 6-8 человек;

с нарушениями интеллекта (умственной отсталостью) – до 6-10 человек;

с задержкой психического развития – 6-10 человек;

с глубокой умственной отсталостью только в возрасте старше 3 лет – до 8 человек;

с туберкулезной интоксикацией – 10-15 человек;

со сложными (комплексными) дефектами – до 5 человек для обеих возрастных групп.

Для детей с ОВЗ, которые по разным причинам не могут посещать ДОУ в обычном режиме, в садах организуются группы кратковременного пребывания. Задачами этих групп являются оказание своевременной психолого-педагогической помощи детям, консультативно-методическая поддержка их родителей (законных представителей) в организации воспитания и обучения ребенка, социальная адаптация детей и формирование предпосылок учебной деятельности. В таких группах занятия проводятся преимущественно индивидуально или небольшими подгруппами (по 2-3 ребенка) в присутствии родителей в удобное для них время. Эта новая организационная форма предполагает занятия с разными специалистами ДОУ. Общая продолжительность занятий составляет пять часов в неделю (инструктивное письмо Министерства Образования России от 29.06.99 № 129/23-16 «Об организации в дошкольных образовательных учреждениях групп кратковременного пребывания для детей с отклонениями в развитии»).

Еще один тип образовательных учреждений, где организуется воспитание и обучение детей с ОВЗ – образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, типовое положение утверждено постановлением Правительства РФ от 31.07.98 № 867. Это различные центры: диагностики и консультирования; психолого-медико-социального сопровождения; психолого-педагогической реабилитации и коррекции; лечебной педагогики и дифференцированного обучения. Данные учреждения рассчитаны на детей с 3 до 18 лет. Контингент учреждений составляют дети:

С высокой степенью педагогической запущенности, отказывающиеся посещать общеобразовательные учреждения;

С нарушениями эмоционально-волевой сферы;

Подвергшиеся различным формам психического и физического насилия;

Вынужденные покинуть семью, в т.ч. по причине несовершеннолетия матери;

Из семей беженцев, вынужденных переселенцев, пострадавшие от стихийных бедствий и техногенных катастроф.

Основными направлениями деятельности данных учреждений являются:

Диагностика уровня психофизического развития и отклонений в поведении детей;

Образование детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и психического здоровья;

Организация коррекционно-развивающего и компенсирующего обучения;

Психокоррекционная и психопрофилактическая работа с детьми;

Проведение комплекса лечебно-оздоровительных мероприятий.

Для детей, нуждающихся в длительном лечении, существуют различные оздоровительные образовательные учреждения санаторного типа (санаторные школы-интернаты, санаторно-лесные школы, санаторные детские дома для детей-сирот, и детей оставшихся без попечения родителей). Эти учреждения оказывают помощь семье в воспитании и получении образования, проведении реабилитационных и лечебно-оздоровительных мероприятий, адаптации к жизни в обществе, социальной защите и разностороннем развитии детей, нуждающихся в длительном лечении. В соответствии с типовым положением, утвержденным постановлением Правительства от 28.08.97 № 1117, в таких учреждениях могут открываться группы для детей дошкольного возраста.

Нередки случаи, когда дети с ОВЗ до 5-6-летнего возраста не посещали дошкольное образовательное учреждение. Для подготовки к обучению в школе предусмотрен ряд организационных форм. Для детей с выраженными отклонениями в развитии создаются дошкольные отделения (группы) при специальных (коррекционных) школах и школах-интернатах. Образовательные программы в них рассчитаны на 1-2 года, в течение которых у ребенка формируют предпосылки учебной деятельности в необходимой коррекционно-развивающей среде. Контингент таких отделений (групп) составляют преимущественно дети, у которых поздно выявлено отклонение в развитии, или дети, не имевшие ранее возможности посещать специализированное образовательное учреждение (например, при отсутствии детского сада компенсирующего вида в месте проживания семьи).

Кроме того, согласно инструктивному письму Министерства Образования России от 22.07.97 № 990/14-15 «О подготовке детей к школе», благоприятные условия для подготовки к школьному обучению могут быть созданы для детей 3-6 лет на базе ДОУ или для детей 5-6 лет на базе общеобразовательных учреждений («Школа дошкольника»). Для проведения занятий могут комплектоваться группы ориентированные на всестороннее развитие детей в соответствии с задачами дошкольного образования, консультативные группы для детей, посещающих занятия с логопедом, психологом, дефектологом. Количество занятий зависит от возраста ребенка.

Отбор детей с ОВЗ во все типы и виды образовательных учреждений осуществляет психолого-медико-педагогическая комиссия. Родители могут самостоятельно обратиться на прием в ПМПК, но чаще ребенка направляют специалисты из образовательного учреждения, которое посещает ребенок или из лечебно-профилактического учреждения (поликлиника, детская больница, сурдологический центр и др.). Комиссия дает заключение о состоянии психофизического развития ребенка и рекомендации о дальнейших формах обучения .


Похожая информация.


До недавнего времени такой термин, как «дети с ОВЗ» не употреблялся. О том, что воспитание детей с ОВЗ в детском саду должно рассматриваться как важная и неотъемлемая часть образовательного процесса, стали много говорить после вступления в силу закона «Об образовании в Российской Федерации» от 2012 года.

Дети с ОВЗ: что это такое?

Согласно закону, обучающиеся с ОВЗ – это лица, которые имеют недостатки в физическом и/или психологическом развитии, не позволяющие им получать образование без создания особых условий. Важный момент – недостатки должны подтверждаться психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК), без заключения которой ребенок не может получить статус обучающегося с ОВЗ.

  • речи,
  • слуха,
  • зрения,
  • опорно-двигательного аппарата,
  • интеллекта,
  • психических функций.

Как организовать обучение детей с ОВЗ и детей-инвалидов?

Отвечает Елена Кутепова, кандидат педагогических наук, заместитель директора Института проблем инклюзивного образования Московского государственного психолого-педагогического университета

К этой категории детей с ОВЗ относят дошкольников с задержкой или комплексными нарушениями развития, а также с выраженными расстройствами поведения и эмоционально-волевой сферы, что проявляется такими признаками:

  • гиперактивность;
  • неврозы;
  • страхи;
  • повышенная тревожность;
  • быстрая утомляемость;
  • нарушения навыков самообслуживания;
  • социальная дезадаптация, трудности при установлении эмоциональных контактов;
  • склонность ребенка к однообразным действиям – моторным, речевым и пр.

Ребенок с ОВЗ в детском саду отличается более низкой работоспособностью по сравнению со сверстниками, низкой социализацией и самооценкой. Как правило, адаптация и обучение таких ребят проходит медленнее и тяжелее. Именно поэтому педагоги должны приложить максимум усилий, чтобы малыш не страдал от осознания того, что отличается от остальных детей, был принят ими и включился в учебно-воспитательный процесс.

Нередко возникает путаница в определении понятий «ребенок с ОВЗ» и «ребенок-инвалид». В чем разница? «Ребенок-инвалид» имеет более узкое значение, в то время как понятие «дети с ОВЗ» включает и детей-инвалидов, и детей с отклонениями в развитии, которые подтверждены ПМПК.

Виды нарушений у детей с ОВЗ, имеющих право получать дошкольное образование

Согласно утвержденной классификации, выделяют такие типы нарушений основных функций организма:

  1. психические процессы – нарушение памяти, внимания, речи, мышления, эмоций;
  2. сенсорные функции – нарушения слуха, зрения, осязания, обоняния;
  3. функции обмена веществ, дыхания, кровообращения, выделения, внутренней секреции, пищеварения;
  4. статодинамическая функция.

Новые возможности для карьерного роста

Попробуй бесплатно! За прохождение - диплом государственного образца о профессиональной переподготовке. Учебные материалы представлены в формате наглядных конспектов с видеолекциями экспертов, сопровождаются необходимыми шаблонами и примерами.

Существует психолого-педагогическая классификация детей, относящихся к системе специального образования:

  • с нарушениями в развитии, вызванными органическими поражениями центральной нервной системы и функционирования зрительного, слухового, речевого, двигательного анализаторов;
  • с отклонениями в развитии – имеют перечисленные выше нарушения, однако ограничения их возможностей выражены меньше;
  • со значительными нарушениями в развитии.

Категории детей с ОВЗ

Педагогическая классификация нарушений выделяет такие категории детей с отклонениями от нормы развития:

  • слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);
  • зрения (слепые, слабовидящие);
  • речи в разной степени;
  • интеллекта;
  • психоречевого развития;
  • эмоционально-волевой сферы.

Также существует классификация по степени нарушений функций и возможностей адаптации.

  • Первая степень – развитие с легким или умеренным нарушением функций, патологии могут выступать показаниями к признанию инвалидности или же полностью исчезнуть при правильном воспитании и обучении.
  • Вторая степень соответствует третьей группе инвалидности взрослых. Нарушения являются выраженными и относятся к функционированию органов и систем. Такие дети нуждаются в создании особых условий, поскольку их социальная адаптация ограничена.
  • Третья степень соответствует второй группе инвалидности взрослых. Сильно выраженные нарушения дают серьезные ограничения возможностям ребенка.
  • Четвертая степень – нарушения функций органов и систем настолько резкие, что ребенок оказывается социально дезадаптированным. Поражения имеют необратимый характер. Усилия врачей, семьи и педагогов направляются на недопущение критического состояния.

Получать дошкольное образование в группе детского сада могут дети с ОВЗ, у которых такие нарушения:

  • слуха, речи, зрения;
  • задержка психического развития;
  • психического состояния;
  • опорно-двигательного аппарата;
  • педагогическая запущенность;
  • психопатоподобное поведение;
  • тяжелые формы аллергии;
  • частые общие заболевания.

Перечисленные нарушения должны быть представлены в легкой форме, иначе ребенку требуется находиться под присмотром родителей.

Инклюзивное образование: группы комбинированной и компенсирующей направленности

Термин «инклюзивное образование» появился в законодательной базе Российской Федерации в 2012 году, до этого он не употреблялся. Его внедрение вызвано необходимостью разработки и внедрения направлений соцполитики, связанной с ростом численности детей с ОВЗ.

В последние годы количество детей с ОВЗ продолжает расти. Поэтому новые направления в соцполитике призваны сделать их обучение в дошкольных учреждениях и школах более комфортными. Базой для развития этого направления выступают актуальные научные подходы, подробные юридические механизмы, востребованные материально-технические средства, общественные и общенациональные программы, высокая квалификация педагогов.

Инклюзивное образование должно строиться вокруг стремления создать благоприятные условия для детей с ОВЗ, благодаря которым они получают равные возможности с ровесниками в получении образования и построения своей жизни. Реализация этой задачи предусматривает построение «безбарьерной» образовательной среды.

На пути внедрения инклюзивного образования возникают определенные трудности:

  • отношение других детей к ребенку с ОВЗ, которое может вызывать психологические травмы;
  • не всегда воспитатели осваивают идеологию инклюзивного образования, правильно реализуют методы обучения;
  • родители могут быть против включения в группу особенных детей;
  • зачастую дети с ОВЗ требуют дополнительного внимания и не всегда полностью могут адаптироваться к обычным условиям.

Группы комбинированной направленности подразумевают включение в детский коллектив детей с проблемами здоровья (нарушения зрения, речи, слуха, задержка психического развития, проблемы с опорно-двигательным аппаратом). Наполняемость таких групп должна соответствовать требованиям СанПиНов. Для работы с детьми воспитатель использует адаптированную образовательную программу. При этом одна программа может использоваться только в том случае, если ребенок с ОВЗ один или их несколько, но с одинаковым видом нарушений. Если у детей разные виды нарушений, то адаптированная образовательная программа прописывается под каждого из них.

Группы компенсирующей направленности посещают дети с одним и тем же видом нарушения здоровья. В таких группах работают по единственной адаптированной основной образовательной программе. Сложность заключается в том, что примерные программы пока не разработаны, а создавать их дошкольным учреждениям сложно.

Методы работы с детьми с ОВЗ в детском саду

Дети с ОВЗ сталкиваются со сложностями при адаптации к условиям общественного воспитания. Это связано с тем, что они привыкли к опеке родителей, не умеют устанавливать социальные контакты, не всегда могут полноценно принимать участие в играх. Большие сложности могут создавать внешние особенности или дефекты, а также использование специальных технических средств. Важно, чтобы сверстники были подготовлены к приходу малыша в группу не меньше его самого. Эта задача выполняется воспитателем. Дети должны понимать, что ребенка с ОВЗ следует воспринимать как равного, не обращая внимания на его особенности.

Дети с ОВЗ могут посещать садик кратковременно. Например, работать с одним из педагогов-специалистов, а затем общаться с другими детьми, принимать участие в их активности. При этом важна реализация индивидуального подхода, создание возможности расширить образовательное пространство ребенка за пределы ДОУ.

Как правило, педагоги используют традиционную схему взаимодействия с воспитанниками, которая должна корректироваться, когда речь идет о детях с ОВЗ. Методы работы с детьми с ОВЗ в детском саду должны предусматривать поэтапное усвоение нового материала, дозирование заданий, использование аудио- и визуальных средств.

Особое внимание следует уделить таким направлениям развития, как:

  • физическое здоровье (помогает укрепить силу воли, развивает умение выходить из трудных ситуаций, формирует активную жизненную позицию);
  • познавательные качества (развивает навыки самостоятельного изучения мира);
  • социально-коммуникативные навыки (облегчает социализацию);
  • художественно-эстетическое (ребенок развивает мелкую моторику, изучает методы работы с разными материалами).

Роль воспитателя – выстроить корректную работу не только с детьми, но также с их семьями, наладить эффективное взаимодействие с профильными специалистами. Для этого следует пройти специальные курсы, изучить литературу, вникнуть в особенности развития, физического и психического состояния детей с ОВЗ.

Функции специалистов при обучении и воспитании детей с ОВЗ в детском саду

Правильная организация работы с детьми с ОВЗ в детском саду предусматривает строгое распределение обязанностей. Когда в ДОУ поступают дети с ограниченными возможностями здоровья, они должны пройти обследование у специалистов, которые предоставляют необходимые данные воспитателю. Рассмотрим работу, которую выполняют участники педагогического коллектива детского сада.

  1. Педагог-психолог:
    1. организация взаимодействия педагогов;
    2. психопрофилактическая и психодиагностическая работа с детьми;
    3. коррекционная работа с детьми, которые входят в группу риска;
    4. разработка коррекционных программ индивидуального развития ребенка;
    5. повышение уровня психологической компетентности воспитателей;
    6. консультации родителей.
  2. Учитель-логопед:
    1. диагностика уровня экспрессивной и импрессивной речи;
    2. составление индивидуальных планов занятий;
    3. проведение индивидуальных занятий;
    4. консультирование педагогов и родителей.
  3. Музыкальный руководитель:
    1. эстетическое и музыкальное воспитание детей;
    2. подбор материала для занятий с учетом физического, речевого, психологического развития детей;
    3. использование элементов музыкотерапии.
  4. Инструктор по физкультуре:
    1. проведение мероприятий по укреплению здоровья детей;
    2. улучшение психомоторных способности воспитанников.
  5. Воспитатель:
    1. проведение занятий по продуктивным видам деятельности индивидуально или разделяя детей на подгруппы;
    2. развитие моторики;
    3. прививание культурно-гигиенических навыков;
    4. организация индивидуальной работы с детьми с учетом рекомендаций учителя-логопеда и педагога-психолога;
    5. создание благоприятного микроклимата в группе;
    6. консультирование родителей по вопросу формирования культурно-гигиенических навыков, уровня развития мелкой моторики ребенка и его индивидуальных особенностей.
  6. Медперсонал:
    1. проведение оздоровительных и лечебно-профилактических мероприятий;
    2. осмотры детей;
    3. контроль соблюдения требований санитарно-эпидемиологических норм.

Для изучения проблем будущего воспитанника проводится беседа с родителями, обследование физического и психического развития, а также изучается медкарта ребенка. Собранная информация систематизируется и под руководством психолога разрабатываются индивидуальные карты развития.

До недавнего времени такой термин, как «дети с ОВЗ» не употреблялся. О том, что воспитание детей с ОВЗ в детском саду должно рассматриваться как важная и неотъемлемая часть образовательного процесса, стали много говорить после вступления в силу закона «Об образовании в Российской Федерации» от 2012 года.

Согласно закону, обучающиеся с ОВЗ - это лица, которые имеют недостатки в физическом и/или психологическом развитии, не позволяющие им получать образование без создания особых условий. Важный момент - недостатки должны подтверждаться психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК), без заключения которой ребенок не может получить статус обучающегося с ОВЗ.

опорно-двигательного аппарата,

интеллекта,

психических функций.

К этой категории относят детей с задержкой или комплексными нарушениями развития, а также с выраженными расстройствами поведения и эмоционально-волевой сферы, что проявляется такими признаками: гиперактивность;

повышенная тревожность;

быстрая утомляемость;

нарушения навыков самообслуживания;

социальная дезадаптация,

трудности при установлении эмоциональных контактов;

склонность ребенка к однообразным действиям - моторным, речевым и пр.

Ребенок с ОВЗ в детском саду отличается более низкой работоспособностью по сравнению со сверстниками, низкой социализацией и самооценкой. Как правило, адаптация и обучение таких ребят проходит медленнее и тяжелее.

Именно поэтому педагоги должны приложить максимум усилий, чтобы малыш не страдал от осознания того, что отличается от остальных детей, был принят ими и включился в учебно-воспитательный процесс.

Нередко возникает путаница в определении понятий «ребенок с ОВЗ» и «ребенок-инвалид».

В чем разница?

«Ребенок-инвалид» имеет более узкое значение, в то время как понятие «дети с ОВЗ» включает и детей-инвалидов, и детей с отклонениями в развитии, которые подтверждены ПМПК.

Виды нарушений у детей с ОВЗ, имеющих право получать дошкольное образование Согласно утвержденной классификации, выделяют такие типы нарушений основных функций организма: психические процессы - нарушение памяти,

внимания,

мышления,

сенсорные функции - нарушения слуха,

осязания,

обоняния;

функции обмена веществ,

кровообращения,

выделения,

внутренней секреции,

пищеварения;

статодинамическая функция.

Существует психолого-педагогическая классификация детей, относящихся к системе специального образования: с нарушениями в развитии, вызванными органическими поражениями центральной нервной системы и функционирования зрительного, слухового, речевого, двигательного анализаторов; с отклонениями в развитии - имеют перечисленные выше нарушения, однако ограничения их возможностей выражены меньше; со значительными нарушениями в развитии. Педагогическая классификация нарушений выделяет такие категории детей с отклонениями от нормы развития : слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);

зрения (слепые, слабовидящие);

речи в разной степени; интеллекта;

психоречевого развития;

опорно-двигательного аппарата;

эмоционально-волевой сферы.

В отдельную категорию выделяют детей с ОВЗ в детском саду с множественными нарушениями, сочетающими два и более ограничения по здоровью. Также существует классификация по степени нарушений функций и возможностей адаптации. Первая степень - развитие с легким или умеренным нарушением функций, патологии могут выступать показаниями к признанию инвалидности или же полностью исчезнуть при правильном воспитании и обучении.

Вторая степень соответствует третьей группе инвалидности взрослых. Нарушения являются выраженными и относятся к функционированию органов и систем. Такие дети нуждаются в создании особых условий, поскольку их социальная адаптация ограничена.

Третья степень соответствует второй группе инвалидности взрослых. Сильно выраженные нарушения дают серьезные ограничения возможностям ребенка.

Четвертая степень - нарушения функций органов и систем настолько резкие, что ребенок оказывается социально дезадаптированным. Поражения имеют необратимый характер. Усилия врачей, семьи и педагогов направляются на недопущение критического состояния.

Получать дошкольное образование в группе детского сада могут дети с ОВЗ, у которых такие нарушения : слуха, речи, зрения; задержка психического развития; психического состояния; опорно-двигательного аппарата; педагогическая запущенность; психопатоподобное поведение; тяжелые формы аллергии; частые общие заболевания. Перечисленные нарушения должны быть представлены в легкой форме, иначе ребенку требуется находиться под присмотром родителей. Инклюзивное образование: группы комбинированной и компенсирующей направленности

Термин «инклюзивное образование» появился в законодательной базе Российской Федерации в 2012 году, до этого он не употреблялся.

Его внедрение вызвано необходимостью разработки и внедрения направлений соцполитики, связанной с ростом численности детей с ОВЗ. В последние годы количество детей с ОВЗ продолжает расти.

Поэтому новые направления в соцполитике призваны сделать их обучение в дошкольных учреждениях и школах более комфортными.

Базой для развития этого направления выступают актуальные научные подходы, подробные юридические механизмы, востребованные материально-технические средства, общественные и общенациональные программы, высокая квалификация педагогов.

Инклюзивное образование должно строиться вокруг стремления создать благоприятные условия для детей с ОВЗ, благодаря которым они получают равные возможности с ровесниками в получении образования и построения своей жизни.

Реализация этой задачи предусматривает построение «безбарьерной» образовательной среды.

На пути внедрения инклюзивного образования возникают определенные трудности: отношение других детей к ребенку с ОВЗ, которое может вызывать психологические травмы; не всегда воспитатели осваивают идеологию инклюзивного образования, правильно реализуют методы обучения; родители могут быть против включения в группу особенных детей; зачастую дети с ОВЗ требуют дополнительного внимания и не всегда полностью могут адаптироваться к обычным условиям. ПМПК может рекомендовать определение ребенка в группу компенсирующей или комбинированной направленности.

Рассмотрим их более подробно.

Группы комбинированной направленности подразумевают включение в детский коллектив детей с проблемами здоровья (нарушения зрения, речи, слуха, задержка психического развития, проблемы с опорно-двигательным аппаратом). Наполняемость таких групп должна соответствовать требованиям СанПиНов. Для работы с детьми воспитатель использует адаптированную образовательную программу. При этом одна программа может использоваться только в том случае, если ребенок с ОВЗ один или их несколько, но с одинаковым видом нарушений. Если у детей разные виды нарушений, то адаптированная образовательная программа прописывается под каждого из них.

Группы компенсирующей направленности посещают дети с одним и тем же видом нарушения здоровья. В таких группах работают по единственной адаптированной основной образовательной программе. Сложность заключается в том, что примерные программы пока не разработаны, а создавать их дошкольным учреждениям сложно. Методы работы с детьми с ОВЗ в детском саду

Дети с ОВЗ сталкиваются со сложностями при адаптации к условиям общественного воспитания. Это связано с тем, что они привыкли к опеке родителей, не умеют устанавливать социальные контакты, не всегда могут полноценно принимать участие в играх.

Большие сложности могут создавать внешние особенности или дефекты, а также использование специальных технических средств. Важно, чтобы сверстники были подготовлены к приходу малыша в группу не меньше его самого.

Эта задача выполняется воспитателем. Дети должны понимать, что ребенка с ОВЗ следует воспринимать как равного, не обращая внимания на его особенности.

Дети с ОВЗ могут посещать садик кратковременно. Например, работать с одним из педагогов-специалистов, а затем общаться с другими детьми, принимать участие в их активности. При этом важна реализация индивидуального подхода, создание возможности расширить образовательное пространство ребенка за пределы ДОУ.

Как правило, педагоги используют традиционную схему взаимодействия с воспитанниками, которая должна корректироваться, когда речь идет о детях с ОВЗ.

Методики обучения должны предусматривать поэтапное усвоение нового материала, дозирование заданий, использование аудио- и визуальных средств. Особое внимание следует уделить таким направлениям развития, как: физическое здоровье (помогает укрепить силу воли, развивает умение выходить из трудных ситуаций, формирует активную жизненную позицию);

познавательные качества (развивает навыки самостоятельного изучения мира);

социально-коммуникативные навыки (облегчает социализацию);

художественно-эстетическое (ребенок развивает мелкую моторику, изучает методы работы с разными материалами).

Роль воспитателя - выстроить корректную работу не только с детьми, но также с их семьями, наладить эффективное взаимодействие с профильными специалистами. Для этого следует пройти специальные курсы, изучить литературу, вникнуть в особенности развития, физического и психического состояния детей с ОВЗ.

Функции специалистов при обучении и воспитании детей с ОВЗ в детском саду Правильная организация работы с детьми с ОВЗ в детском саду предусматривает строгое распределение обязанностей.

Когда в ДОУ поступают дети с ограниченными возможностями здоровья, они должны пройти обследование у специалистов, которые предоставляют необходимые данные воспитателю.

Рассмотрим работу, которую выполняют участники педагогического коллектива детского сада.

Педагог-психолог : организация взаимодействия педагогов;

психопрофилактическая и психодиагностическая работа с детьми; коррекционная работа с детьми, которые входят в группу риска;

разработка коррекционных программ индивидуального развития ребенка;

повышение уровня психологической компетентности воспитателей;

Учитель-дефектолог :диагностика уровня познавательной сферы; коррекция когнитивных функций мышления и психических процессов;

составление фронтальных и индивидуальных планов занятий;

проведение фронтальных и индивидуальных занятий; консультирование педагогов.

консультации родителей.

Учитель-логопед : диагностика уровня экспрессивной и импрессивной речи;

составление индивидуальных планов занятий; проведение индивидуальных занятий; консультирование педагогов и родителей. Музыкальный руководитель : эстетическое и музыкальное воспитание детей;

подбор материала для занятий с учетом физического, речевого, психологического развития детей; использование элементов музыкотерапии.

Инструктор по физкультуре : проведение мероприятий по укреплению здоровья детей; улучшение психомоторных способности воспитанников.

Воспитатель : проведение занятий по продуктивным видам деятельности индивидуально или разделяя детей на подгруппы; развитие моторики; прививание культурно-гигиенических навыков; организация индивидуальной работы с детьми с учетом рекомендаций учителя-логопеда и педагога-психолога; создание благоприятного микроклимата в группе; консультирование родителей по вопросу формирования культурно-гигиенических навыков, уровня развития мелкой моторики ребенка и его индивидуальных особенностей.

Медперсонал : проведение оздоровительных и лечебно-профилактических мероприятий; осмотры детей; контроль соблюдения требований санитарно-эпидемиологических норм. Для изучения проблем будущего воспитанника проводится беседа с родителями, обследование физического и психического развития, а также изучается медкарта ребенка.

Собранная информация систематизируется и под руководством ПМПк разрабатываются индивидуальные карты развития.

Проблемы специального образования сегодня являются одними из
самых актуальных в работе всех подразделений Министерства образования и
науки РФ, а также системы специальных коррекционных учреждений. Это
связано, в первую очередь с тем, что число детей с ограниченными
возможностями здоровья и детей­инвалидов, неуклонно растет.
Образование детей с ограниченными возможностями здоровья и детей­
инвалидов предусматривает создание для них специальной коррекционно­
развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с
обычными детьми возможности для получения образования в пределах
специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление,
воспитание и обучение, коррекцию нарушений развития, социальную
адаптацию.
«Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и
детьми­инвалидами (далее – дети с ограниченными возможностями здоровья)
образования является одним из основных и неотъемлемых условий их
успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни
общества,
эффективной самореализации в различных видах
профессиональной и социальной деятельности.
В связи с этим обеспечение реализации права детей с ограниченными
возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из
важнейших задач государственной политики не только в области образования,
но и в области демографического и социально­экономического развития
Российской Федерации».
В Конституции РФ и Законе «Об образовании» сказано, что дети с
проблемами в развитии имеют равные со всеми права на образование.
Важнейшей задачей модернизации является обеспечение доступности
качественного образования, его индивидуализация и дифференциация,
систематическое повышение уровня профессиональной компетентности
педагогов коррекционно­развивающего обучения, а также создание условий
для достижения нового современного качества общего образования.
Сегодня многие страны признают интегрированное обучение наиболее
перспективной организационной формой обучения.
Дошкольные образовательные учреждения, организуя интегрированное
воспитание и обучение детей с ОВЗ, решают следующие социально значимые
задачи:
1) расширение охвата детей необходимой коррекционно­педагогической
и медико­социальной помощью;
2) обеспечение родителей (опекунов) консультативной поддержкой;
3) подготовка общества к принятию человека с ограниченными
возможностями.
1

Организация работы с детьми дошкольного возраста с
ограниченными возможностями здоровья в условиях детского сада
в группах общеразвивающей направленности
Действующее законодательство позволяет организовать обучение и
воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольных
образовательных учреждениях,
не являющихся коррекционными.
Обязательным является соблюдение гарантированных законодательством
прав родителей (законных представителей) детей с ограниченными
возможностями здоровья выбирать формы получения детьми образования,
образовательные учреждения, защищать законные права и интересы детей,
включая обязательное согласование с родителями
(законными
представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с ограниченными
возможностями здоровья в коррекционные образовательные учреждения
(классы, группы).
Дети с ограниченными возможностями здоровья могут и должны
находиться и развиваться в обычном детском саду. Начинать совместное
воспитание и обучение нужно в дошкольном возрасте. Вместе с тем,
специалисты не рекомендуют включать в группы детского сада детей с
умственной отсталостью умеренной и тяжелой степени, а также детей со
сложными (множественными) нарушениями. Такие дети в силу особенностей
их психофизического развития не смогут участвовать во фронтальных,
подгрупповых занятиях группы.
Основы коррекционного воспитания и обучения детей с
ограниченными возможностями здоровья надо знать всем людям, которые
будут взаимодействовать с таким ребенком. В процессе пребывания ребенка с
ограниченными возможностями здоровья в дошкольном образовательном
учреждении работникам необходимо знать следующие положения
коррекционной работы:
 Включать в занятия всех детей группы, независимо от дефекта,
разрабатывая для каждого из них индивидуальную развивающую
и коррекционную программу.
 При оценке динамики продвижения ребенка с ограниченными
возможностями здоровья сравнивать его не с другими детьми, а
главным образом с самим с собой на предыдущем уровне
развития.
 Создавать для ребенка атмосферу доброжелательности,
психологической безопасности. Педагог должен стремиться к
безоценочному принятию ребенка, пониманию его ситуации.
 Корректно и гуманно оценивать динамику продвижения ребенка.
Педагогический прогноз строить на основе педагогического
2

оптимизма, стремясь в каждом ребенке найти сохранные
психомоторные функции, положительные стороны его личности
и развития, на которые можно опереться при педагогической
работе.
Диагноз и прогноз должен быть предметом профессиональной тайны
специалистов. Это важное условие профессиональной этики медицинского и
педагогического персонала.
Разрабатывать
динамичную индивидуальную развивающую
коррекционную программу для каждого ребенка совместно с родителями.
При разработке такой программы опираться на общие закономерности
возрастного развития, как в норме, так и в условиях патологии.
Соблюдать основные принципы методического подхода к воспитанию
и обучению детей с ограниченными возможностями здоровья:
 создавать специальные условия для обеспечения мотивационной
стороны деятельности;
 осуществлять коммуникативную направленность обучения;
 строго индивидуализировать обучение;
 всесторонне развивать у ребенка продуктивные виды
деятельности: лепку, рисование, ручной труд, аппликации и т.п.;
 создавать условия для активного участия родителей и
замещающих их лиц в воспитании и обучении детей.
Предлагается соблюдать следующие обязательные направления
коррекционные работы в сфере развития жизненной компетенции для всех
категорий детей с ограниченными возможностями здоровья:
1. Развитие адекватных представлений о собственных возможностях и
ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, способности
вступать в коммуникацию с взрослым, чтобы попросить помощи.
2. Овладение социально­бытовыми умениями, используемыми в
повседневной жизни.
3. Овладение навыками коммуникации.
4. Дифференциация и осмысление картины мира и ее временно­
пространственной организации.
5. Осмысление своего социального окружения и освоение
соответствующих возрасту системы ценностей и социальных ролей.
Рассмотрим основные направления работы и требования к результатам
этой работы по каждому направлению. Эти требования конкретизируются
применительно к каждой категории детей в соответствии с их особыми
образовательными потребностями (дети с нарушением слуха, зрения, дети с
3

речевыми нарушениями, двигательными нарушениями¸ дети с расстройствами
аутистического спектра).
По первому направлению результатом работы будут:
 умение адекватно оценить свои силы, понимать, что можно и чего
нельзя в еде, в физических нагрузках;
 умение пользоваться личными адаптивными средствами в разных
ситуациях (слуховой аппарат, очки);
 понимание ребенком, что попросить помощи при возникновении при
жизнеобеспечении – это нормально, необходимо, не стыдно; умение
пользоваться соответствующим набором фраз и определений («у меня
болит …», «мне нельзя есть сладкое» и т.д.);
 умение обратиться к взрослым при затруднении в игре, обучении,
сформулировать запрос о специальной помощи («можно, я пересяду,
мне не видно», «мне неудобно сидеть» и т.д.)
По второму направлению результатами работы будут:
 прогресс в самостоятельности и независимости в овладении бытовыми
навыками и навыками самообслуживания;
 умение включаться в разнообразные повседневные дела, принимать в
них посильное участие, брать на себя ответственность в каких­то
областях домашней жизни (поддержание чистоты в доме, создание уюта,
стирка, глажка, чистка одежды и др.);
 ориентировка в устройстве жизни в детском саду, принятие на себя
обязанностей наряду с другими детьми (дежурство в группе, полив
растений, уборка игрушек и др.);
 положительная динамика в участии в подготовке и проведении
праздников, стремлении порадовать близких.
По третьему направлению результатами работы будут:
 умение использовать правила коммуникации в актуальных для ребенка
житейских ситуациях;
 умение начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои
намерения, просьбу, пожелания, опасения, завершить разговор;
 освоение культурных форм выражения своих чувств: умение корректно
выразить отказ, недовольство, благодарность, сочувствие и т.д.;
 расширение и обогащение опыта коммуникации ребенка в ближнем и
дальнем окружении.
По четвертому направлению надо учитывать, что все дети с
ограниченными возможностями здоровья обладают ограниченным опытом
активных и разнообразных контактов с окружающим миром. Представления о
мире могут фрагментарными и стереотипными, ограниченными привычными
ситуациями, порождающими искажение или однозначность в восприятии и
понимании происходящего. Результатами работы в таком случае будут:
4

 адекватность бытового поведения ребенка с точки зрения
опасности/безопасности и для себя, и для окружающих;
 использование вещей в соответствии с их функциями, принятым
порядком и характером наличной ситуации;
 расширение и накопление знакомых и разнообразно освоенных мест за
пределами дома и детского сада: двор, лес, парк, загородные
достопримечательности и др.;
 умение ребенка накапливать личные впечатления, связанные с
явлениями окружающего мира, упорядочивать их во времени и
пространстве;
 умение устанавливать связь между природным порядком и укладом
собственной жизни, поведением и действиями в быту сообразно
пониманию этой связи (помыть грязные сапоги, принять душ после
прогулки и т.п.);
 умение устанавливать связь общественного порядка и уклада
собственной жизни, соответствовать этому порядку (посещение
магазина ограничено часами его работы, посещение театра,
общественного места требует определенной одежды и др.);
 развитие у ребенка наблюдательности, любознательности, способности
включаться в совместную с взрослым
замечать новое,
исследовательскую деятельность;
 накопление опыта освоения нового при помощи экскурсий и
путешествий;

 развитие способности взаимодействовать с другими людьми, осмыслять,
присваивать чужой опыт, используя вербальные и невербальные
возможности (игра, чтение, рисунок как коммуникация и др.).
По пятому направлению результатами будут:
знание правил поведения в разных социальных ситуациях и с людьми
разного социального статуса, со взрослыми разного возраста и с детьми
(старшими, младшими, сверстниками), со знакомыми и незнакомыми
людьми;
 освоение необходимых ребенку социальных ритуалов,умение корректно
отказ, недовольство, благодарность,
выражать свои чувства:
сочувствие, просьбу, опасение;
 умение не быть назойливым в своих просьбах и требованиях, быть
благодарным за оказание помощи;
 умение применять формы выражения своих чувств соответственно
ситуации социального контакта;
 расширение круга освоенных социальных контактов.
Доступным для детей с ограниченными возможностями здоровья любое
образовательное учреждение делают педагоги, способные реализовать особые
5

образовательные потребности детей данной категории. Это создание
психологической, нравственной атмосферы, в которой особый ребенок
перестанет ощущать себя не таким как все. Это место, где ребенок с
ограниченными возможностями здоровья может реализовать не только свое
право на образование, но и, будучи включенным в полноценную социальную
жизнь ровесников, обрести право на обычное детство.
6

Термин «дети с ОВЗ в детских садах» появился недавно. Это правовое понятие ввёл принятый в 2012 году и вступивший в силу 1 сентября 2013 года закон «Об образовании в Российской Федерации».

Кого этот закон относит к обучающимся с ограниченными возможностями здоровья?

Как строить работу с детьми с ОВЗ в ДОУ?

Каким образом организовать обучение детей с ограниченными возможностями в дошкольных организациях?

В материале эти вопросы рассматриваются со всех сторон. Особое внимание в статье уделено адаптированным образовательным программам для детей с ОВЗ, которые используются для группы, у которых есть то или иное нарушение здоровья.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дети с ОВЗ в ДОУ

Термин «дети с ОВЗ в детских садах» появился недавно. Это правовое понятие ввёл принятый в 2012 году и вступивший в силу 1 сентября 2013 года закон «Об образовании в Российской Федерации».

Кого этот закон относит к обучающимся с ограниченными возможностями здоровья?

Как строить работу с детьми с ОВЗ в ДОУ?

Каким образом организовать обучение детей с ограниченными возможностями в дошкольных организациях?

В материале эти вопросы рассматриваются со всех сторон. Особое внимание в статье уделено адаптированным образовательным программам для детей с ОВЗ, которые используются для группы, для класса детей, у которых есть то или иное нарушение здоровья.

Федеральный закон определяет обучающихся с ограниченными возможностями здоровья как физических лиц, имеющих недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтверждённые заключением психолого-медико-педагогической комиссии и препятствующие получению образования без создания специальных условий. Получение заключения ПМПК – важнейший этап в подтверждении статуса ребёнка с ОВЗ.

Рассмотрим пример. В дошкольную образовательную организацию приходит мама и говорит о том, что ребёнок имеет ограниченные возможности здоровья. Но подкрепляющий устные заявления документ из ПМПК семья предъявить не может. В этом случае ребёнок не может быть определён в группу компенсирующей или комбинированной направленности.

Даже в случае, если педагоги и психологи детского сада видят, что конкретный ребёнок нуждается в коррекционной помощи, семья обязана посетить ПМПК и получить заключение комиссии. Заключение психолого-медико-педагогической комиссии:

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМИССИИ

№ ___ от «__» __________ 20 __ г.

о создании специальных условий для получения образования
обучающемуся с ограниченными возможностями здоровья,
инвалидностью в образовательной организации

Ф. И. О. ребенка: ___________________________________________________________________

Дата рождения: ____________________________________________________________________

  1. Образовательная программа: __________________________________________________
  2. Уровень образования: ________________________________________________________
  3. Срок реализации программы: __________________________________________________
  4. Реализация образовательной программы с применением электронного обучения и

дистанционных образовательных технологий: ____________________________________

требуется/не требуется

  1. Предоставление услуг ассистента (помощника): __________________________________

требуется/не требуется

  1. Специальные методы обучения: ________________________________________________
  2. Специальные учебники:_______________________________________________________
  3. Специальные учебные пособия: ________________________________________________
  4. Специальные технические средства обучения:____________________________________
  5. Требование к организации пространства: ________________________________________

требуется/не требуется

  1. Направления коррекционной работы в образовательной организации: _______________
  2. Педагог-психолог: ___________________________________________________________
  3. Учитель-логопед: ____________________________________________________________
  4. Учитель-дефектолог: _________________________________________________________
  5. Социальный педагог: _________________________________________________________
  6. Тьютор: ____________________________________________________________________
  7. Другие специальные условия:__________________________________________________

Срок проведения обследования с целью подтверждения ранее данных комиссией рекомендаций: ____________________________________________________________________

(при переходе с одного уровня образования на следующий)

Срок проведения обследования с целью _________________________ ранее данных комиссией

уточнения/изменения

Руководитель ПМПК ______________________ ____________________________

(подпись) (Ф. И. О.)

Педагог-психолог ______________________ ____________________________

(подпись) (Ф. И. О.)

Учитель-логопед ______________________ ____________________________

(подпись) (Ф. И. О.)

Учитель-дефектолог ______________________ ____________________________

(подпись) (Ф. И. О.)

Социальный педагог ______________________ ____________________________

(подпись) (Ф. И. О.)

Претензий к процедуре обследования не имею.

______________________ ____________________________________

(подпись) (Ф. И. О. родителя (законного представителя))

Это интересно:

Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного образования территориальной ПМПК Следует отметить, что психолого-медико-педагогическая комиссия работает в двух направлениях:

  • обследует детей,
  • даёт рекомендации по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи и созданию для них условий в образовательных организациях.

Сотрудники ПМПК знают и понимают, что в рекомендациях обязательно нужно отразить те условия, которые необходимо организовать для обучения ребёнка с ОВЗ в ДОУ по ФГОС с использованием адаптированной образовательной программы для детей с ОВЗ – либо основной, либо индивидуальной. Довольно часто ПМПК рекомендует родителям определить ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в группу компенсирующей направленности или группу комбинированной направленности, где осуществляется инклюзивное образование. Такой подход позволяет активнее включать детей с ограниченными возможностями здоровья в жизнь социума и прививать им навыки общения.

Обследование детей, в том числе обучающихся с ОВЗ, детей-инвалидов осуществляется по направлению образовательных организаций с письменного согласия их родителей (законных представителей).

_____________________________________________

(Наименование образовательной организации)

от __________________________________________

(Ф.И.О. родителя или законного представителя ребенка)

адрес: _______________________________________

телефон: ________________ факс: _______________

адрес электронной почты: ______________________

Согласие

родителей (законных представителей) на проведение обследования ребенка

Я, являясь законным представителем ____________________________________________________________________________

(Ф.И.О. ребенка)

"_____" ____________________ года рождения, обучающегося в _____________________________________________________________________________

наименование ОО)

не возражаю против обследования ребенка для получения заключения центральной/территориальной ПМПК с рекомендацией обучения ребенка в образовательной организации в соответствии с его особенностями в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонениями в поведении.

"_____" _____________ 20____ г.

___________________________

(Подпись )

Организация инклюзивного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья

Термин «инклюзивное образование», имеющий самое непосредственное отношение к обучению детей с ограниченными возможностями здоровья, в нормативной базе Российской Федерации впервые появился в 2012 году, ранее ни в одном документе федерального уровня такого понятия не было.

Знаете ли вы? В законе «Об образовании» вводится следующее определение: «Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей».

Несмотря на то, что это понятие появилось совсем недавно, инклюзивное образование уже прочно вошло в нашу жизнь, оно реализуется и в дошкольных образовательных организациях реализуется, и на уровне начального общего и основного общего образования, и в высшем профессиональном, и в среднем профессиональном образовании.

В группу в группу компенсирующей направленности,

В группу комбинированной направленности.

В чём заключаются особенности образовательного процесса в этих группах?

1. Инклюзивное образование в ДОУ в группах комбинированной направленности. Группы комбинированной направленности сложно назвать новаторской новинкой, дошкольное образование в таких группах было и до принятия закона, когда в обычные детские коллективы включались дети с небольшими проблемами здоровья (пониженным зрением, лёгкой степенью глухоты и пр.). Особенность групп комбинированной направленности состоит в том, что в них наряду с нормально развивающимися дошкольниками совместно обучаются дети, у которых есть те или иные виды нарушений (нарушения зрения, нарушения слуха, нарушения речи, задержка психического развития, нарушения опорно-двигательного аппарата и так далее). В отличие от наполняемости групп общеразвивающей направленности, которая зависит от площади помещения, наполняемость групп комбинированной направленности регламентируется СанПиНом. В СанПиНах же указывается, сколько детей с ОВЗ может быть в такой группе. Как правило, программы, которые используют педагоги в таких группах, тоже уже прошли достаточно широкую апробацию и внедрены в педагогическую практику, в образовательный процесс, однако методы обучения детей с ОВЗ в ДОУ по ФГОС в этих группах отличаются. Вне зависимости от числа таких воспитанников (это могут быть два, три, четыре, пять, семь человек) педагог в работе с ними использует адаптированную образовательную программу, причём для каждого ребёнка свою.

Знаете ли вы? Одну программу допускается использовать только в том случае, если группу посещают дети с аналогичным видом нарушений. Например, если два-три человека имеют одинаковую степень тугоухости, то адаптированная программа может быть единой. Если же в коллективе разные дети, особенно разные по видам нарушений, например, один ребёнок - с нарушением слуха, другой – с нарушением зрения, третий – с нарушением психического развития, тогда для каждого ребёнка в индивидуальном порядке прописывается адаптированная образовательная программа для ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.

2. Инклюзивное образование в группах компенсирующей направленности Группы компенсирующей направленности - это группы, которые посещают дети с одним и тем же нарушением. Например, группы для детей с нарушениями слуха, или группы для детей с нарушениями зрения, или группы для детей с нарушениями речи, и так далее. Закон «Об образовании» впервые ввёл в перечень детей с ограниченными возможностями здоровья также детей с расстройствами аутистического спектра, чего не было ранее в типовом положении. Такая группа детей с ОВЗ появилась впервые. К сожалению, в последние годы детей с ранним детским аутизмом действительно стало много, в новом тысячелетии медики стали активно диагностировать это заболевание. Дети-аутисты нуждаются в особых условиях получения образования, и именно поэтому они также подпадают под определение детей с ограниченными возможностями здоровья.

Таблица определения количества детей в группах компенсирующей направленности в зависимости от вида ОВЗ

Вид ОВЗ

Количество детей в группах компенсирующей направленности

до трёх лет

старше трёх лет

Дети с тяжелыми нарушениями речи

Дети с фонетико-фонематическими нарушениями речи

Глухие дети

Слабослышащие дети

Слепые дети

Слабовидящие дети, дети с амблиопией, косоглазием

Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Дети с задержкой психического развития

Дети с умственной отсталостью легкой степени

Дети с умственной отсталостью умеренной, тяжелой

Дети с аутизмом

Дети со сложным дефектом (имеющие сочетание двух или более недостатков в физическом и (или) психическом развитии)

Дети с иными ОВЗ

Исходя из особенностей воспитанников, группы компенсирующей направленности могут иметь 10 направленностей - в зависимости от категории детей. В группах реализуется адаптированная основная образовательная программа, единственная адаптированная основная образовательная программа . И это – одна из главных сложностей реализации инклюзивного образования детей с ОВЗ в ДОУ в группах компенсирующей направленности . Дело в том, что примерных адаптированных основных образовательных программ, с учётом которых можно написать собственно адаптированную основную образовательную программу, пока на ФГОС-реестр не вывешено, к настоящему моменту они не разработаны. Есть только федеральный государственный образовательный стандарт, на основе которого они пишутся, но на основе этого документа дошкольным организациям достаточно сложно создавать адаптированные основные образовательные программы.

Подготовка детского сада к инклюзивному образованию

Наше государство гарантирует равные возможности для полноценного развития все гражданам, включая имеющих проблемы со здоровьем. Безусловно, каждому ребёнку нужно попасть в нужное время и в нужное место, то есть в тот самый сад, где ему будет комфортно. В особенности это относится к детям с ограниченными возможностями здоровья. Родителям не всегда удаётся получить путёвку в ту дошкольную организацию, где для такого ребёнка созданы условия. И если мама получает путёвку в общеразвивающую группу, а в образовательной организации нет нужного специалиста (психолога, логопеда, дефектолога), а ребёнку он категорически нужен по заключению ПМПК, то складывается двоякая ситуация. Со стороны кажется, что ребёнок охвачен дошкольным образованием. Но получает ли он именно то образование, которое ему необходимо? Отнюдь нет. Получает ли он именно тот набор условий, которые ему необходимы? Опять же нет.

Знаете ли вы? Как только в детском саду появляются дети, предоставившие подтверждение психолого-медико-педагогической комиссии, заключение ПМПК о статусе «ребёнок с ограниченными возможностями здоровья», это сразу нацеливает образовательную организацию на создание для такого ребёнка специальных образовательных условий.

А специальные образовательные условия - это не только пандусы, поручни и какие-то другие архитектурно-планировочные вещи. К специальным образовательным условиям следует отнести:

  • повышение квалификации педагогов, обучение педагогов, их подготовка к работе с детьми c ОВЗ
  • методическую составляющую;
  • изменения в образовательной программе, то есть возникновение определённого раздела в основной образовательной программе, который ФГОС определяет как «коррекционная работа/инклюзивное образование».

Таким образом, у дошкольной организации возникает довольно много серьёзных проблем, которые необходимо решать. Здесь следует напомнить, что подготовка педагогических работников, владеющих специальными педагогическими подходами и методами обучения, – это прерогатива субъекта Российской Федерации. То есть орган государственной власти субъекта должен беспокоиться о подготовке данных педагогических работников, с одной стороны, и содействовать привлечению таких работников в организации, с другой стороны. Сегодня педагогические вузы в своих программах уделяют внимание образованию детей с ОВЗ, студентам предлагаются циклы лекций по этой теме. Но времени в вузовской программе на изучение этой многогранной проблемы выделяется очень мало, глубина её проработки недостаточна для полноценной подготовки педагогов дошкольного образования к работе с детьми с ОВЗ в ДОУ. Будущим воспитателям даются только общие сведения о диагностике и какие-то отдельные отрывочные сведения о коррекции. Собственно методов работы с детьми с ОВЗ в ДОУ, приёмов работы, методик и технологий студенты и выпускники не изучают и навыков такой работы не получают. Поэтому воспитатель, который приходит в группу общеразвивающей направленности после педагогического колледжа, не готов, не владеет навыками, умениями, этими компетенциями, которые ему необходимы. Нельзя не сказать, что сегодня наше общество постоянно сталкивается с оптимизацией процессов и условий. Тяжёлой проблемой во многих регионах становится увольнение логопедов, психологов, дефектологов. Федеральные и региональные власти объясняют это снижением финансирования и оптимизацией расходов. Но отсутствие столь нужных специалистов в детских садах не позволяет в полной мере реализовывать образовательную программу для всех детей. Получается, что для одних категорий воспитанников она может быть реализована, а для других – нет. Однако при таком подходе становится невозможным исполнение закона «Об образовании» и федерального государственного образовательного стандарта. И, разумеется, никак не исполняется социальный запрос со стороны родителей, что немаловажно.