Особенности подвижных игр и руководство двигательно-игровой деятельностью в разных возрастных группах. Классификация и характеристика подвижных игр

В дошкольной педагогике игра рассматривается как исторически сложившееся социальное явление, особый вид деятельности ребенка, где творчески или косвенно отражаются явления окружающей действительности (труд и быт людей, имитация движений животных и др.). Игры, в которых ярко обнаружена роль движений, имеют общее условное название подвижных игр.

Понятие "игра" является чрезвычайно многогранным и именно поэтому игра выступает самостоятельным видом развивающей деятельности детей разного возраста, принципом и способом их жизнедеятельности, методом познания ребенка, методом организации ее жизни и неигровой деятельности.

Подвижные игры являются одним из важных средств физического воспитания детей разного возраста. Игра, как и любая деятельность проводится с определенной целью, целью. Целевая установка и двигательная деятельность ее участников определяются сюжетом (фабулой) игры. Сюжет - это замысел (тема) и порядок двигательных действий, раскрывающих этот замысел или тему.

Фабула - это краткое содержание двигательной деятельности, в которой двигательные действия представлены в последовательной связи. Согласно сюжету игры, ребенка вводят в определенный образ, в определенную роль, находясь в которой он имеет право выполнять одни двигательные действия и не выполнять другие.

Выполняя ту или иную роль, ребенок погружается в мир фантазии, который дарит ему новые впечатления от мнимой деятельности. И это захватывает ребенка, способствует удовлетворению его биологической естественной потребности в постоянной деятельности, в развитии психических функций (представления), в новых впечатлениях, в эмоциональном потенциале.

Вот почему дети любят быть котиками, мышками, зайчиками, волками, охотниками, космонавтами и т.д. В этом заключается целостность образа, роли, а, следовательно, и сюжета.

Сюжет раскрывается с помощью правил. Правила - это положение, в которых отражается суть игры, соотношение всех их компонентов. Правила уточняют права и обязанности игроков, определяют способы ведения игры и ее результаты. Фролов В. Г. Физкультурные занятия игры и упражнения на прогулке. - М.: Просвещение, 2013. - 158 с.

Результат игры всегда направлен на победу, на выигрыш. Выигрыш является постоянной составляющей структуры новой игры. Там, где есть выигрыш, действует стремление победы, там есть соревновательная деятельность. Итак, в основе игры лежит соревнование, которое осуществляется в соответствии с сюжетом игры и обуславливается ее правилам.

Стоит отметить, что соревнования в игре является специфическим, поскольку позволяет импровизацию двигательных действий для достижения победы.

Импровизация предполагает внезапное изменение ситуации, необходимость проявлять игрокам творческую инициативность двигательных действий. Но такая импровизация ограничивается правилами игры. Возможность импровизировать разнообразит игровую деятельность, удовлетворяет естественные потребности ребенка творить, потребность в новых впечатлениях. Импровизация делает привлекательным сам процесс игры, а не только ее результат.

Следовательно, основными компонентами двигательной деятельности в игре являются сюжет, соревнования и импровизация. Игра - это сюжетно-соревновательная деятельность, правила которой обусловливают импровизацию двигательных действий.

Значение подвижных игр:

  • 1. Способствуют формированию и совершенствованию жизненно необходимых движений, всестороннему физическому развитию и укреплению здоровья, воспитанию положительных моральных и волевых качеств.
  • 2. Положительно влияют на все системы организма.
  • 3. Возбуждают аппетит и способствуют крепкому сну.
  • 4. Удовлетворяют потребность растущего организма ребенка в движении, способствуют обогащению его двигательного опыта.
  • 5. Совершенствуют технику физических упражнений.
  • 6. Способствуют развитию у детей физических качеств.
  • 7. Эффективно влияют на умственное развитие, помогают уточнить представления об окружающем мире, различные явления природы, расширяют кругозор.
  • 8. Создают положительные условия для развития внимания, восприятия, уточнение определенных понятий, творческой фантазии, памяти.
  • 9. Способствуют развитию языка, скорости мышления, творчества и сообразительности.
  • 10. Игры является средством эстетического воспитания.

Однако, подвижная игра как средство физического воспитания полезна только тогда, когда воспитатель знаком с анатомо-физиологическими и психологическими особенностями дошкольников каждой возрастной группы, с методикой проведения игр и заботится о соблюдении соответствующих санитарно-гигиенических условий.

Классификация подвижных игр:

  • 1. Сюжетные.
  • 2. Игровые упражнения (несюжетные).
  • 3. Игры с элементами спорта (городки, настольный теннис, бадминтон, баскетбол, футбол, хоккей).

В основу сюжетных подвижных игр положено жизненный рассвет ребенка, его представление об окружающем мире. Во время игры, дети воспроизводят движения, характерные для того или иного образа (как прыгает зайчик, как он скрывается от лисички). Движения, которые выполняют дети во время игры, тесно связанные с сюжетом. Например, зайцы прыгают в лесу, а охотники охотятся на них. Большинство сюжетных игр - коллективные. В них ребенок приучается согласовывать свои действия с действиями других игроков, а не капризничать, действовать организованно, как требуют правила.

Для игровых упражнений (несюжетных игр) характерна конкретность двигательных задач в соответствии с возрастными особенностями и физической подготовкой детей. Содержание игр-задач предоставляют доступные детям действия (добежать первым к условной полосе, попасть мячом в цель и т.д.). В играх с четкой задачей, благодаря контрастности содержания, действия детей приобретают целенаправленный, осмысленный характер. Многократное повторение движений в таких играх под контролем воспитателя способствует совершенствованию двигательных умений и интенсивному развитию соответствующих двигательных качеств. Дозировку упражнений в этих играх, в отличие от сюжетных игр, определяют конкретно, что является одной из их положительных сторон.

Из несюжетных игр у детей очень популярны игры с использованием различных предметов. Двигательные задачи в этих играх конкретные: попасть шариком в кеглю, накинуть кольцо на палку и др. Их часто проводят в соревновательной форме между отдельными детьми или подгруппами. Эти игры могут проводиться как забавы во время прогулок, на физкультурном празднике, когда дети демонстрируют свои умения, ловкость, скорость в выполнении различных двигательных задач. Гуменюк С.В. Виховання гуманних якостей учнів основної школи у процесі занять фізичною культурою: автореф. дис... канд. пед. наук. - Т., 2009. - 19 с.

Оптимальные условия для достижения положительных результатов в развитии движений дошкольников создаются при сочетании конкретных двигательных задач в форме игровых упражнений, направленных в основном на четкое выполнение определенных двигательных действий и сюжетных игр. При таких условиях движения, усвоенные детьми ранее, совершенствуются в различных условиях.

Проведение игр с элементами спорта требует четкого объяснения правил, обуславливающих процесс соревнований между отдельными детьми или командами. Обязательным является владение каждым ребенком двигательными навыками (техникой движений), которые определяют результат соревнований.

Эффективность подвижных игр для решения задач физического развития во многом зависит от условий их проведения - эмоциональной насыщенности, контраста двигательного содержания, наличия просторного помещения и достаточного количества необходимых для детей предметов.

Классификация подвижных игр по степени физической нагрузки:

  • 1. Игры большой интенсивности.
  • 2. Игры средней интенсивности.
  • 3. Игры малой интенсивности.

К играм большой интенсивности относят те, основу которых составляют интенсивные движения: прыжки, бег в сочетании с метанием, преодоление препятствий. Интенсивность нагрузки колеблется в пределах 155-180 уд/мин.

Игры средней подвижности предусматривают активное участие в них детей. Характер двигательной деятельности участников игры относительно спокойный (метание предметов в цель, ходьба в сочетании с другими движениями: подлезание под дугу, переступание через предметы). Частота сердечных сокращений при играх средней интенсивности составляет 130-154 уд/мин.

Во время игр малой подвижности не все дети выполняют движения одновременно. Иногда активно двигается только часть из них, остальные находятся в статическом положении и наблюдают за действиями тех, кто играет. Движения, которые составляют содержание игры, выполняются в медленном темпе с интенсивностью до 130 уд/мин.

Характеристика содержания упражнений игрового характера: забава, развлечение, эстафета, противоборство.

Двигательная деятельность, в которой отсутствует один из перечисленных компонентов не может считаться игрой. Это упражнения игрового характера. К ним относятся: развлечение, забава, эстафета, противоборство. Кузьмичева Е.В. Подвижные игры для детей младшего школьного возраста: учебное пособие. - Физическая культура, 2008. - 112 с.

Развлечение - импровизированная деятельность, в которой двигательные действия не ограничиваются правилами.

Забава - сюжетная деятельность, правила которой позволяют на импровизацию двигательных действий.

Эстафета - сюжетно-соревновательная деятельность, правила которой запрещают импровизацию двигательных действий. Подвижные игры: Учебное пособие для студентов вузов и ссуз физической культуры / Под ред. И.М. Короткова и Л.В. Былеевой. - М.: СпортАкадемПресс, 2012. - 229 с.

Противоборство - соревновательная деятельность, правила которой обусловливают импровизацию двигательных действий (табл. 1.1).

Таблица 1.1 Особенности содержания видов подвижной деятельности

Значение упражнений игрового характера для развития организма детей.

Проведение забавы способствует:

  • · изучению техники физических упражнений;
  • · удовлетворению естественных потребностей в движении;
  • · воспитанию красоты, плавности, легкости движений;
  • · развитию чувства ритма.

Проведение эстафеты способствует:

  • · совершенствованию техники физических упражнений;
  • · развитию быстроты, ловкости;
  • · развитию волевых качеств;
  • · развитию нравственных качеств.

Проведение противоборств способствует:

  • · постоянной мобилизации (сосредоточенность внимания)
  • · развитию силы, ловкости;
  • · проявлению волевых усилий. Дубогай А.Д. Психолого-педагогические основы формирования здорового образа жизни младших школьников / А.Д. Дубогай. - Дисс. ... докт. пед. наук. - К., 1991. - 350 с.

В педагогике широко используются , в которых кроме основных движений используются и другие, например, ритмичные хлопки, притопывание и пр. Проводя их, воспитатель может преследовать разные цели в зависимости от того, на каком этапе находится физическое развитие детей. Передовые русские ученые П.Ф. Лесгафт, Е. А. Покровский, В. В. Гориневский, учитывая важную роль подвижных игр в развитии физических сил ребенка, в приобретении им определенных навыков, уделяли много внимания сбору и изучению таких игр. Они разъясняли их значение для физического развития детей и пропагандировали практическое внедрение их в систему воспитания подрастающего поколения. В дальнейшем эти прогрессивные идеи нашли свое отражение в трудах ученых, разрабатывавших вопросы теории и методики подвижных игр в разных звеньях системы физического воспитания.

Подвижная игра — естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой силой.

Подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Одна из характерных особенностей подвижных игр — стремление к результату. Ребенок испытывает радость от удовлетворения потребности в движениях, от эмоциональной атмосферы игры, особый эмоциональный подъем вызывает достижение реального, наглядного положительного результата — выигрыша. Разнообразие подвижных игр с давних пор приводило исследователей и составителей сборников к необходимости группировать игры, классифицировать их. Изучением подвижных игр для дошкольников занимались такие педагоги, как Л.И. Чулицкая, Е.А. Аркин, М.М. Конторович, Н.А. Метлов, Л.И. Михайлова, а позднее В.М. Богусловская, А.И. Быкова, А.И. Сорокина, Е.Г. Батурина, Н.Г. Кожевникова, Н.Н. Кильпио и др.

Классификация подвижных игр для дошкольников

Игры классифицируются: по сложности, двигательному содержанию, степени физической нагрузки, использованию пособий и снарядов, по преимущественному формированию физических качеств.

В «Программе воспитания в детском саду» и в существующих сборниках подвижных игр в основу классификации положен признак преобладающего вида движений (бег или прыжки, метание, лазанье и т.п.). При подборе по каждому виду основных движений соблюдается преемственность между возрастным группами. Это помогает воспитателю планировать игры в связи с формированием у детей определенных двигательных навыков.

В сборнике М.М. Конторович и Л.И. Михайловой , принято деление игр по степени вызываемого у детей мышечного напряжения: на игры большой, средней и малой степени подвижности. Большая подвижность — участвует вся группа (бег, прыжки, «Ловишки», «Пятнашки») средней подвижности — активно участвует вся группа, но характер движений относительно спокойный (ходьба, передача предметов) малой подвижности — движения выполняются в медленном темпе, к тому же интенсивность их не значительна (игра с ходьбой, игры на внимание, «морская фигура», «Найди и промолчи»).

Подвижные игры разнообразны по своему содержанию и организации. Одни игры имеют сюжет, роли и правила, тесно связанные с сюжетом; игровые действия в них производятся в соответствии с требованиями, заданной ролью и правилами. В других играх сюжет и роли отсутствуют, предложены только двигательные задания, регулируемые правилами, которые определяют последовательность, быстроту и ловкость их выполнения. В-третьих сюжет, действия играющих обусловлены текстом, определяющим характер движений и их последовательность.

Все игры для детей дошкольного возраста, построенные на движении, можно разделить на две большие группы: подвижные игры с правилами и спортивные игры .

Первую группу составляют игры, разные по содержанию, по организации детей, сложности правил и своеобразию двигательных заданий. Среди них можно выделить сюжетные и бессюжетные игры, игры-забавы.

Вторая группа — : городки, бадминтон, баскетбол, настольный теннис, футбол, хоккей. В работе с детьми дошкольного возраста их применяют с упрощенными правилами.

В младших группах детского сада наибольшее применение имеют сюжетные подвижные игры , а также простейшие игры без сюжета типа ловишек и игры-забавы. Бессюжетные игры с элементами соревнования, эстафеты, игры с предметами (бабки, кегли, кольцеброс, серсо и т. п.) еще не доступны малышам. Совсем не проводят в этом возрасте спортивные игры. Вместе с тем в работе с детьми младшего дошкольного возраста широко применяются игровые упражнения, занимающие как бы промежуточное место между гимнастическими упражнениями и подвижными играми.

Сюжетные подвижные игры

Игры этого вида строятся на основе опыта детей, имеющихся у них представлений и знаний об окружающей жизни, профессиях (летчик, пожарный, шофер и т.п.), средствах транспорта (автомобиль, поезд, самолет), явлениях природы, образе жизни и повадках животных и птиц. Сюжет игры и правила обуславливают характер движения играющих. Движения носят имитационный характер. Дети начинают, прекращают или изменяют движения в соответствии с правилами игры.

Бессюжетные подвижные игры

Бессюжетные игры типа ловишек, перебежек очень близки к сюжетным — в них лишь нет образов, которым дети подражают, все остальные компоненты те же: наличие правил, ответственных ролей (ловишек, салок), взаимосвязанные игровые действия всех участников. Эти игры, так же как и сюжетные, основаны на простых движениях, чаще всего беге в сочетании с ловлей и прятанием и т.п. Такие игры доступны и младшим и старшим дошкольникам.

Бессюжетные игры требуют от детей большей самостоятельности, быстроты и ловкости движений, ориентировки в пространстве. Постепенно игры усложняются, с более сложными заданиями.

Бессюжетные игры с использованием определенных предметов

«Кегли», «Серсо», «Кольцеброс», «Бабки» и т. п.

Играющие выполняют в них более сложные движения: метание, бросание и ловля или перекатывание мечей, шаров, колец. Двигательные задания в этих играх довольно сложные и требуют определенных условий, играть могут небольшие группы детей. В этих играх появляются некоторые элементы индивидуального соревнования.

Игровые упражнения

Подвижные игры и упражнения взаимосвязаны, однако по целевому назначению, педагогическим задачам, содержанию и методике проведения игра и упражнение не тождественны. Подвижная игра имеет в основе определенный замысел (образный или условный). Упражнения же представляют собой методически организованные двигательные действия, специально подобранные с целью физического воспитания, суть которых заключается в выполнении конкретных заданий ("Доползи до погремушки", "Попади в воротца" и др.).

Игры-забавы

В работе с детьми дошкольного возраста используются и так называемые игры-забавы, аттракционы. Не будучи особенно важными для физического развития, они, однако, часто проводятся на вечерах досуга, на физкультурных праздниках.

Игры с элементами соревнования

(«Чье звено скорее построится», «Кто скорее к своему флажку» и т. п.). В основе таких игр лежит выполнение определенных двигательных заданий в соответствии с правилами. Элементы соревнования побуждают детей к большей активности, к проявлению различных волевых и двигательных качеств (быстроты, выдержки и т. д.) игры доступны детям более старшего возраста (5-6 лет), в младших группах их не проводят.

Игры с элементами спортивных игр — проводятся только с детьми старшего дошкольного возраста по упрощенным правилам (городки, бадминтон, хоккей, баскетбол и т. д.).

Подвижные игры , как и другие виды игр, являются формой организации жизни детей, имеют большое значение в воспитании навыков общения развитии взаимоотношений детей в группе детского сада. Особо этот момент важен в настоящее время, когда большинство детей по причинам безопасности лишены возможности участвовать в дворовых играх, еще недавно являющихся хорошей школой воспитания.

Эффективное развитие физических качеств детей младшего дошкольного возраста возможно, если разработана и используется методика, включающая:

  • Целенаправленное применение системы подвижных игр, ориентированное на развитие определенных физических качеств (быстроты, ловкости, скорости и т.д).
  • Более по сравнению с традиционной методикой.

Правильно организованные подвижные игры могут выступать способом коррекции взаимоотношений детей, способствуют выработке положительных качеств, являются средством, способным оказать положительное влияние на взаимоотношения со сверстниками детей среднего дошкольного возраста.

Для решения проблемы необходимо использовать подвижные игры в образовательной деятельности, так как ленивого они могут сделать трудолюбивым, незнайку — знающим неумелого — умельцем.

Подвижные игры были включены в разные формы работы по физическому воспитанию такие как: занятия по физическому развитию, занятия на воздухе и в зале, утренняя гимнастика, прогулка, и др.

На каждом занятия по физическому развитию мы использовали подвижные игры разного характера: большой, средней и малой подвижности. Чаще всего использовались игры сюжетного характера, так как сюжет захватывает внимание ребенка, и в них ярче всего проявляются эмоции.

Для создания у детей интереса к игре мы вносили в игры маски, включали музыку. В играх-эстафетах использовали различные предметы: скакалки, канат, мячи, кегли и т. д.

Особенно ярко проявлялось чувство радости у детей, когда игры были под музыку , так как музыка воздействует на эмоции детей, создает у них определенное настроение.

Игры под музыку мы использовали на утренней гимнастике и бодрящей гимнастике.

В игре «Затейники» мы развивали у детей выразительность движений, чтобы они чувствовали себя раскованно, показывали движения и с юмором, и с разным эмоциональным состоянием.

Для этого мы использовали словесные образы-подсказки:

Улыбнись как: кот на солнце; как Буратино; как хитрая лиса; как будто ты увидел чудо.

Рассердись как: ребенок у которого отняли мороженое; как человек, которого ударили.

Испугайся как: ребенок, потерявшийся в лесу; заяц, увидевший волка; котенок на которого лает собака.

Вы устали, как: папа после работы; человек, поднявший тяжелый груз,; муравей притащивший большую муху.

Отдохните, как: турист, снявший большой рюкзак; ребенок, который много потрудился, но помог маме.

Проявить эти эмоции детям было сначала трудно. Они не понимали, что мы от них хотим. Дети очень любят подвижные игры, где имитационные движения повторяются одновременно со словами.

Примеры подвижных игр

В игре «Бездомный заяц» дети выполняли движения зайцев: скакали на лужок, веселились, плясали, лапочками махали, песни распевали. Одна ученица была так занята выполнением движений, что забыла про лису и очень была удивлена и растеряна, когда осталась без домика. При повторном проведении игры мы ей напомнили про лису. Она была очень довольна, когда успела занять домик.

Эмоции удивления, страха, гнева, жалости мы развивали в игре «Гуси и волк» .

Для того чтобы сплотить детский коллектив мы используем групповые игры (особенно командные) объединят игроков общей целью - победой в соревновании. Члены команд будут помогать друг другу быстрее справиться с поставленной вами задачей, а после игры дети еще долго станут обсуждать свои впечатления и делиться эмоциями.

В процессе физического воспитания детей младшего дошкольного возраста подвижной игре принадлежит ведущая роль. Являясь одним из основных средств и методов физического воспитания, подвижная игра позволяет эффективно разрешать оздоровительные и воспитательно-образовательные задачи. Она оказывает всестороннее воздействие на физическое развитие и оздоровление ребенка. В процессе игры двигательная активность детей вызывает деятельное состояние всего организма, усиливает процессы обмена, повышает жизненный тонус.

В процессе игровых действий у детей формируется морально - волевые качества, развиваются познавательные силы, приобретается опыт поведения и ориентировки в условиях действия коллектива.

Подвижная игра с правилами — сознательная, активная деятельность ребенка, цель которой достигается точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами. По определению П.Ф. Лесгафта, подвижная игра является упражнением, посредством которого ребенок готовится к жизни. Увлекательное содержание, эмоциональная насыщенность игры побуждают к определенным умственным и физическим усилиям.

Игра может быть средством самопознания, развлечения, отдыха, средством физического и общего воспитания. Игра — очень эмоциональная деятельность, поэтому она представляет большую ценность в воспитательной работе. Среди широкого разнообразия игр в формировании разносторонне развитой личности ребенка подвижным играм отводится важнейшее место.

Значение подвижных игр велико: они являются одновременно и средством и методом воспитания ребенка. Подвижная игра как средство и как метод характеризуется разнообразием воздействия на ребенка за счет физических упражнений, включаемых в игру в виде двигательных заданий.

В подвижных играх развиваются и совершенствуются разнообразные движения в соответствии со всеми их характеристиками, направляются особенности поведения детей и проявления необходимых физических и нравственных качеств.

С помощью подвижных игр можно решать различные задачи нравственного, умственного и конечно физического воспитания. Как отмечает Шапкова л.в., «при гипокинезии (малоподвижности) у детей снижается активность биохимических процессов, ослабевает иммунитет к простудным и инфекционным заболеваниям, сужается диапазон возможностей дыхательной и сердечно-сосудистой систем, ослабляется нервно-мышечный аппарат, формируются различные дефекты осанки, что приводит к мышечной гипотонии, уменьшению подвижности грудной клетки во всех ее отделах, общему ослаблению организма и снижению жизненного тонуса. Характерным следствием указанных нарушений в функционировании различных систем и органов является ухудшение физических и психомоторных качеств: координации, точности и быстроты движений, скорости двигательной реакции, подвижности и общей работоспособности.»

С учетом возрастных особенностей и физической подготовленности, занимающихся подвижные игры, оказывают благоприятное влияние на рост, развитие и укрепление костно-связочного аппарата, мышечной системы, на формирование правильной осанки у детей, а также повышают функциональную деятельность организма.

Активная двигательная деятельность игрового характера и вызываемые ею положительные эмоции усиливают все физиологические процессы в организме, улучшают работу всех органов и систем. Большое количество движений активизирует дыхание, кровообращение и обменные процессы. Это в свою очередь оказывает благотворное влияние на психическую деятельность.

Доказано, что подвижные игры улучшают физическое развитие детей, благотворно воздействуют на нервную систему и укрепляют здоровье, т.к. почти в каждой игре присутствует бег, прыжки, метания, упражнения на равновесие и т.д.

Игре принадлежит большая роль в формировании личности. В процессе игры активизируются память, представления, развиваются мышление, воображение. Во время игры дети действуют в соответствии с правилами, которые обязательны для всех участников. Правила регулируют поведение играющих и способствуют выработке взаимопомощи, коллективизма, честности, дисциплинированности. Вместе с тем необходимость выполнять правила, а также преодолевать препятствия, неизбежные в игре, содействует воспитанию волевых качеств — выдержки, смелости, решительности, умения справляться с отрицательными эмоциями. Дети усваивают смысл игры, учатся действовать в соответствии с избранной ролью, творчески применяют имеющиеся двигательные навыки, учатся анализировать свои действия и действия товарищей.

Подвижные игры нередко сопровождаются песнями, стихами, считалками, игровыми зачинами. Такие игры пополняют словарный запас, обогащают речь детей.

В подвижных играх ребенку приходится самому решать, как действовать, чтобы достигнуть цели. Быстрая и порой неожиданная смена условий заставляет искать все новые и новые пути решения возникающих задач. Все это способствует развитию самостоятельности, активности, инициативы, творчества, сообразительности.

Большое значение имеют подвижные игры для нравственного воспитания. Дети учатся действовать в коллективе, подчиняться общим требованиям.

Подвижная игра носит коллективный характер. Мнение сверстников, как известно, оказывает большое влияние на поведение каждого игрока. В коллективной подвижной игре каждый участник наглядно убеждается в преимуществах общих, дружных усилий, направленных на преодоление препятствий и достижение общей цели.

Основная задача подвижных игр — укреплять здоровье занимающихся, способствовать их правильному физическому развитию; содействовать овладению жизненно необходимыми двигательными навыками, умениями и совершенствованию в них; развитие реакции, развитие ловкости, познание движения и новых возможностей тела.

Для реализации задач необходимо применить следующие методы:

  • Анализ теоретической и научно-методической литературы по теме исследования;
  • Педагогическое наблюдение;
  • Анкетирование.

Теоретический анализ и обобщение литературы предполагает поиск литературных источников, который осуществлялся в библиотеках, анализировались материалы журналов, сборники научных трудов, другие научные и научно-методические издания, кроме того использовались ресурсы Интернет.

Практическая значимость состоит в возможности использования предложенных подвижных игр для занятий физическим развитием с детьми.

Усвоив общие задачи воспитания, мы применяем их с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. Для этого мы использовали данные врачебного осмотра по всем показателям, для того чтобы знать, кто из детей имеет отклонение от нормы физического развития.

Впервые дни работы проанализировали состояние двигательных навыков детей, а также общий уровень их развития.

Наметили конкретные задачи по отношению к каждому ребенку. Детям робким, неуверенным в движениях нужно помогать в преодолении трудностей: опустить пониже веревочку во время прыжков, поставить поближе корзинку при забрасывании мяча, поддержать во время хождения на равновесие и т. д. Но делать это надо незаметно, чтобы не страдало самолюбие ребенка. Дети легко возбудимые, излишне подвижные также требуют к себе внимания мы их чаще привлекаем к играм, способствующим развитию тормозных процессов.

Незнакомую игру мы внимательно разбираем, мысленно проигрываем и только после этого предлагаем детям. Также предварительно продумываем, где целесообразнее провести ту или иную игру: в помещении или на участке.

Для того, чтобы в каждой группе эта работа была систематической, чтобы ни один ребенок не выпал из поля внимания, подвижные игры предусмотрены в перспективном плане воспитательной работы, а также в плане работы на каждый день. Отмечаться, какие подвижные игры будут проведены со всей группой, какие игры он организует с группкой детей, какие предложит отдельным детям.

С помощью игры руководитель физического воспитания или воспитатель осуществляет несколько задач: укрепляет, оздоровляет организм детей, развивает движения, вызывает радостные переживания, воспитывает моральные качества и т. д. Включая в план ту или иную игру, педагог должен знать, какие качества и навыки он может развить и закрепить с её помощью: в одной игре преобладает бег, а в другой —- метание, в одной — от детей требуется выдержка, а в другой — ловкость и т. д.

При выборе игры воспитатель должен иметь в виду, где он предполагает провести её: в помещении или на площадке.

Подбирая игры, учитывается также и сезонность. Летом, когда дети живут среди природы, можно использовать такие игры, как «Ловля бабочек», «Лягушки и цапля» и др. Для зимнего времени надо подбирать игры, в которых можно использовать специфический зимний материал -- снежные валы для спрыгивания и равновесия, снежки для метания и т. д.

Планируя игры, воспитателю следует учитывать состояние группы. В том случае, когда группа недостаточно организованна, лучше в первое время проводить более спокойные игры в кругу, игры с пением, постепенно переходя к играм с движением врассыпную, или дать простые игры. Выбирая игру, воспитатель принимает во внимание её место в режиме дня; например, в конце дня, когда дети уже утомлены, он проводит более спокойную игру.

При подборе игр для занятий, кроме общих воспитательных задач, приходится особо учитывать гигиеническую сторону каждой игры -- степень её нагрузки, влияние на физиологические процессы.

Выбор игры для занятия зависит от того, в какую часть занятия она включается. Если игра даётся в первой части занятия, она вводится для того, чтобы организовать детский коллектив, научить детей строиться в колонну, в пары, в круг, размещаться на площадке. Таковы, например, игры «Чьё звено скорее соберётся», «Найди себе пару» и др. Во второй части занятия проводится игра высокой подвижности. Для заключительной части занятия подбирается игра средней или малой подвижности, цель которой привести организм в относительно спокойное состояние. Можно использовать для этого следующие игры: «Кто ушёл?», «Угадай по голосу», «Найди, где спрятано».

Чаще всего на занятии даётся одна, иногда две игры. Например, одна игра включается во вторую - основную часть занятия (обязательно), другая -- в заключительную.

Подвижные игры создавая атмосферу радости, делают наиболее эффективным комплексное решение оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Активные движения, обусловленные содержанием игры, вызывают у детей положительные эмоции и усиливают все физиологические процессы.

В игровой деятельности детей объективно сочетаются два очень важных фактора: с одной стороны, дети включаются в практическую деятельность, развиваются физически, привыкают самостоятельно действовать; с другой стороны - получают моральное и эстетическое удовлетворение от этой деятельности, углубляют познания окружающей их среды. Все это в конечном итоге способствует воспитанию личности в целом. Следовательно, подвижные игры - действенное средство разностороннего развития.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОДВИЖНЫХ ИГР И МЕТОДИКА ИХ ПРОВЕДЕНИЯ

Наименование параметра Значение
Тема статьи: ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОДВИЖНЫХ ИГР И МЕТОДИКА ИХ ПРОВЕДЕНИЯ
Рубрика (тематическая категория) Спорт

Подвижные игры как средство физического воспитания отличаются рядом особенностей. Наиболее характерные из них - это активность и самостоятельность играющих, коллективность действий и непрерыв­но меняющиеся условия деятельности.

Деятельность играющих подчинœена правилам игры, регламенти­рующим их поведение и отношения. Правила облегчают выбор тактики действия и руководство игрой.

Взаимоотношения между играющими определяются прежде всœего содержанием самой игры. Различие в отношениях позволяет выделить две основные группы - некомандные и командные игры. Существует еще небольшая группа промежуточных игр - переходных.

Некомандные игры бывают подразделœены на игры с водящими и без водящих. Точно так же командные игры делят на два базовых вида: игры с одновременным участием всœех играющих и игры с пооче­редным участием (эстафеты).

Командные игры различают и по признаку единоборства играющих. Существуют игры без соприкосновения с соперником и с вступлением с ним в борьбу.

Еще более детальная классификация игр основывается на их делœе­нии по двигательным действиям. Различают игры имитационные (с под­ражательными движениями), с перебежками, с преодолением препят­ствий, с мячом, с палками и другими предметами, с сопротивлением, с ориентировкой (по слуховым и зрительным сигналам).

Особую группу составляют музыкальные игры, использующие действия под музыку (танцы, пение).

Очень специфичны игры на местности, требующие специальной подготовки; они довольно сложны для проведения.

В последнее время всœе большую популярность приобретают разно­образные подготовительные игры, упрощенное содержание которых делает доступным для детей раннее знакомство с такими спортивными играми, как футбол, баскетбол, хоккей, теннис и др.

Каждая игра, выбранная в целях физического воспитания, обяза­тельно должна обеспечить решение максимально возможного числа образовательных, воспитательных и оздоровительных задач.

Образовательное значение игр многообразно. Систематическое их применение расширяет двигательные возможности и обеспечивает полноценное освоение ʼʼшколы движенийʼʼ, куда прежде всœего входят бег, прыжки, метания. Эти жизненно необходимые навыки под влия­нием игровых условий превращаются в умения, значительно расширя­ющие возможности их применения в самых различных целях и соче­таниях.

Под влиянием присущего игре состязания значительно активнее развиваются физические качества, и прежде всœего быстрота͵ ловкость, сила, выносливость. Все это способствует формированию двигательной сферы детского организма.

Одновременно совершенствуются восприятие и реагирование - качества, очень важные в повсœедневной жизни. Вместе с ними развиваются способности к анализу и принятию решений, что поло­жительно отражается на формировании оперативного мышления и умственных процессов вообще. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, под влиянием игровых условий приобретается способность к правильному действию.

Воспитательное значение игр тесно связано с характером двигатель­ной деятельности, протекающей в меняющихся условиях и при актив­ном сотрудничестве играющих. Суть игры - борьба с препятствиями, возникающими постоянно и в самом разнообразном виде. По этой причине она вызывает сильную психическую реакцию. Умелое руководство поведе­нием играющих в этих условиях способствует воспитанию морально-волевых, нравственных качеств личности. Среди них наиболее активно формируются такие, как коллективизм, дисциплинированность, орга­низованность, инициативность, решительность, смелость, настойчи­вость.

Важно и то, что применение игр позволяет педагогу раньше и пол­нее изучить своих воспитанников. В дальнейшем детей специально ставят в условия, в которых необходимые положительные качества совершенствуются наиболее активно. С помощью игр проводится в жизнь ведущий принцип коммунистического воспитания - ʼʼв кол­лективе, для коллектива и через коллективʼʼ.

Исключительно велико и оздоровительное значение игр.
Размещено на реф.рф
Разно­образная активная двигательная деятельность, сопровождающаяся проявлением положительных эмоций, уже сама по себе представляет исключительно благоприятный вид физических упражнений. Одно­временно с непосредственным влиянием нагрузки играющие подвер-

гаются воздействию и естественных сил природы: солнца, воздуха, воды.

В ходе игры нагрузка дозируется не только руководителœем, но и самими участниками. Это исключает возможность перенапряжений. По этой причине систематические занятия играми укрепляют внутренние ор­ганы, совершенствуют функциональную деятельность организма, обес­печивают правильное физическое развитие и укрепление здоровья занимающегося.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, игры позволяют добиваться разностороннего воз­действия и как следствие - гармоничного воспитания. Широкое применение их обеспечивает полноценное решение задач коммунисти­ческого воспитания.

Выбор игр всœецело определяется конкретными задачами и усло­виями их проведения. Для каждой возрастной группы характерны свои особенности в выборе и методике проведения игры.

Дети младшего школьного возраста отличаются особой подвиж­ностью, постоянной потребностью к движению. При этом при выборе игр нужно помнить, что их организм не готов к перенесению длитель­ных напряжений. Их силы быстро истощаются, но довольно быстро и восполняются. По этой причине для младших школьников игры не чересчур длительны. Οʜᴎ обязательно должны прерываться паузами для от­дыха.

Для учащихся 1-2-х классов еще недоступны игры со сложными движениями и взаимоотношениями между играющими. Их больше привлекают игры имитационные, сюжетного характера. Действия в коллективе для них сложны, в связи с этим им больше нравятся игры с про­бежками, увертываниями от водящего, прыжками, ловлей и бросанием мячей и разнообразных предметов.

В возрасте 9 -10 лет (3 -4-е классы) у детей наблюдается заметное улучшение координационных возможностей. Прибавка в силе, быстро­те, ловкости и выносливости, более совершенное управление своим телом и лучшая приспособляемость организма к физическим нагрузкам делают доступными для детей этого возраста игры довольно сложного содержания.

В психике детей 9-10 лет также происходят изменения. Увеличе­ние силы и подвижности нервных процессов влечет за собой повышение устойчивости внимания и -интересов детей. Развитие оперативного мышления обеспечивает решение более трудных тактических задач. Это особенно важно, поскольку в таком возрасте детей начинают ин­тересовать игры с соревнованием не между отдельными участниками, а между игровыми коллективами.

Игры мальчиков и девочек 9-10 лет существенно не отличаются. Но всœе же мальчики более склонны к играм с элементами единоборства, взаимовыручки и борьбы за мяч. Девочки предпочитают спокойные игры, с ритмичными движениями и точными действиями (с предметами, с мячом и пр.).

Особой любовью детей этого возраста пользуются игры с мячом, с бегом, прыжками через препятствия и метанием различных мелких предметов, а также военизированные игры на местности.

Игры для детей 9-10 лет отличаются несколько большей длитель­ностью и интенсивностью игровой нагрузки, более строгим судейством, постоянством в использовании полюбившихся игр.
Размещено на реф.рф
Более выраженным " здесь оказывается и элемент игрового соревнования.

Игры учащихся 5-8-х классов заметно отличаются от игр младших школьников. Сокращаясь по количеству, они в то же время значи­тельно усложняются по содержанию. Произошедшие изменения пол­ностью объясняются особенностями возрастного развития.

Глубокие перестройки в организме подростка несколько замедляют совершенствование его двигательных функций. Расстройство коорди­нации часто сопровождается некоторыми ухудшениями деятельности сердечно-сосудистой и других функциональных систем организма. Наблюдающееся в ряде случаев повышение возбудимости центральной нервной системы проходит с ростом силы тормозных процессов и функ­циональным созреванием головного мозга.

Это находит свое отражение в психике подростков, поведение ко­торых отличается неустойчивостью, резкими сменами настроения, внезапностью решений. Проявляющаяся в таком возрасте зрелость и самостоятельность мышления, объясняющаяся усилением роли вто­рой сигнальной системы, делает для подростков доступной сложную тактику командных игр.

В их игровой деятельности еще много элементов, характерных для предшествующего возрастного периода (приверженность к сюжетным играм, конфликтность в коллективе, острота реагирования на резуль­тат игры и т. д.), но гораздо больше новых качественных изменений. Подростков интересуют игры со сложными сюжетными линиями, отра­жающие дух героической романтики и открывающие возможности к самостоятельной творческой деятельности в игре. Их захватывает сам процесс сложного тактического единоборства. Постоянное стремле­ние к соревнованию объясняет то предпочтение, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ подростки отдают спортивным играм и играм близким к ним по своему содержа­нию. Их интересуют также сложные эстафеты с преодолением препят­ствий, игры типа ʼʼзаданияʼʼ (где способ действия выбирают сами участ­ники), с борьбой и сопротивлением, выручкой и взаимопомощью.

Интенсивность и продолжительность игр подростков гораздо боль­ше, чем младших школьников. По этой причине в играх с большим нервным и физическим напряжением нужно с особой тщательностью следить за реакцией играющих, не допуская перевозбуждения и усталости.

Хотя в данном возрасте мальчики и девочки по-прежнему часто игра­ют вместе, в их игровой деятельности резко обозначаются отличия. Девочек больше привлекают игры, требующие ловкости и точности движений, и особенно с танцами и хороводами.

Юноши и девушки 16-17 лет достигают высокого уровня физиче­ского развития и обладают большим двигательным и игровым опытом. По этой причине спортивная подготовка здесь выдвигается на первый план. Использование подвижных игр помогает решению этой главной задачи.

Играя, юноши и девушки главное внимание сосредоточивают на тактике и результатах своих действий. В выборе тактики и путей до­стижения победы они проявляют большую самостоятельность. Многие

из них с удовольствием берут на себя роль руководителя, капитана команды, организуя согласованные действия своего коллектива.

Юношей больше интересуют игры, где есть возможность проявить силу и ловкость. Всевозможные эстафеты, игры с сопротивлением, со сложными заданиями на координацию, ловкость и быстроту дейст­вий пользуются среди них особой популярностью.

При проведении игр с юношами и девушками следует помнить, что процессы формирования организма еще не закончены. По этой причине подбор их и регулирование нагрузки очень важны. Несмотря на то что интенсивность игровой деятельности должна быть значительно уве­личена, она всœе же не может приравниваться к напряженности дейст­вий взрослого человека.

Программой физического воспитания детей предусмотрено преиму­щественное распределœение игр по годам обучения. При этом игры сгруп­пированы по признакам ведущего двигательного действия (табл. 1).

Методика проведения подвижных игр определяется целями и за­дачами, которые решают с их помощью. Всестороннее воспитание и гармоничное развитие занимающихся должна быть достигнуто только в процессе многолетнего, систематического и правильно организован­ного обучения подвижным играм. Ведущая роль в данном принадлежит преподавателю.

Организуя обучение, преподаватель должен стремиться:

воспитывать у занимающихся высокие морально-волевые качества;

укреплять их здоровье и способствовать правильному физическому развитию;

содействовать формированию жизненно важных двигательных на­выков и умений.

Воспитание коммунистической морали тесно связано с выбором игр.
Размещено на реф.рф
Нужно подбирать их так, чтобы они воспитывали необходимые качества и правильное понимание жизни. Унижение человеческого достоинства, грубость в играх недопустимы.

Методика обучения подвижным играм основывается на общих за­кономерностях процесса обучения. Ее эффективность тесно связана с реализацией дидактических принципов.

Выдвижение на первый план задач воспитания вытекает из основ­ных положений советской педагогики, ставящей своей главной целью коммунистическое воспитание подрастающего поколения. Перед игра­ющими крайне важно каждый раз ставить определœенные образовательные задачи, соответствующие характеру трудностей предстоящей игры. В дальнейшем эти трудности должны систематически усложняться, чтобы не потерять своего воспитательного значения.

Важное условие успешной игровой деятельности - ясность понима­ния содержания и правил игры. И здесь главная роль принадлежит наглядности объяснения. Краткое, образное объяснение сюжета игры при крайне важно сти дополняют показом отдельных приемов и действий. Объяснив главное, руководитель начинает игру. Эта первая попытка позволяет ему проверить, как поняли игру дети. В случае если крайне важно, то ее сразу же останавливают для дополнительных разъяснений. В других случаях остановка делается для введения мелких правил и исправле­ния ошибок играющих.

Объяснять сразу всœе содержание сложной игры неправильно. Луч­ше проводить объяснение в несколько этапов:

1-й этап - ознакомление с игрой (название, сюжет, основные правила);

2-й этап - дальнейшее изучение правил;

3-й этап - внесение изменений в содержание и правила игры.

В случае если первые два этапа могут следовать непосредственно друг за другом, то последний должна быть отнесен на последующие занятия.

Объяснение полезно проводить на месте с расстановкой играющих и распределœением ролей.

Обучение детей подвижным играм - это организованная система, обеспечивающая полное и качественное овладение комплексом необ­ходимых игр.
Размещено на реф.рф
Основное требование к такой системе - постепенность в усложнении изучаемых образцов.

Обучение детей целœесообразно начинать с простых некомандных игр.
Размещено на реф.рф
Далее нужно перейти к переходным играм и завершить сложными командными играми. Трудность игровых действий нарастает с услож­нением отношений между играющими.

Более тонкие различия определяются трудностью игровых действий, их двигательным содержанием. По этой причине преподаватель должен учи­тывать особенности подготовленности всœей группы и отдельных уче­ников, подбирая игры и роли в них в соответствии с возможностями занимающихся.

Переходить от простых к более сложным играм целœесообразно не дожидаясь, пока у занимающихся пропадет интерес к уже изученным. При этом важно опираться на имеющийся опыт: каждая новая игра

должна как бы вырастать из уже освоенной, хорошо известной. Зто облегчит усвоение и будет способствовать закреплению навыков и умений.

Прочность и богатство игрового опыта являются важным элементом двигательной подготовки и могут оказать неоценимую пользу при изу­чении спортивных игр.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, процесс проведения игр делится на две взаимосвя­занные фазы: создание предпосылок (сюда входит овладение игровыми действиями) и непосредственно проведение игры.

Практическая деятельность руководителя в любом случае склады­вается из нескольких элементов (выбор игры, подготовка места и ин­вентаря, организация играющих, объяснение, руководство, подведе­ние итогов).

Выбор игры. Подготовка к проведению игры начинается с ее выбора. При этом важно учесть состав группы, форму предстоящего занятия и место проведения. Далеко не всякая игра подходит для любого ко­личества играющих, для каждой существует оптимальное число участ­ников.

Форма занятий также играет большую роль. То, что пригодно для урока, не подходит для перемены и т. д.

Место проведения значительно влияет на выбор игры. В малом зале нельзя проводить игры, которые требуют неограниченной площадки. Точно так же нельзя провести игру, для которой нет крайне важно го инвентаря.

По этой причине руководитель должен иметь в своем арсенале большой запас игр, уметь их видоизменять и приспосабливать к конкретным усло­виям.

Подготовка места и инвентаря. Хорошая подготовка повышает эмоциональное состояние занимающихся, вызывает желание быстрее начать игру. Сюда входит уборка помещения, расстановка снарядов, разметка площадки, подбор инвентаря, отличительных знаков и прочее.

Подготовка должна проводиться заблаговременно и тщательно. К ней полезно привлекать детей.

Организация играющих. От нее во многом зависит ход игры. Сюда входит расстановка при объяснении, определœение водящих, капитанов и помощников, распределœение по командам.

Объясняя игру, преподаватель должен стремиться занять такое место, с которого бы всœе могли его видеть и слышать. В случае если игра про­ходит в кругах, то он встает в 1-2 м от середины круга, при построе­нии в шеренги он занимает место перед строем и т. д. Определœение водящих и капитанов осуществляется различными способами: по на­значению руководителя, по выбору занимающихся, по результатам предыдущих игр, по жребию. Выбор того или иного способа опреде­ляется конкретной обстановкой.

Весьма важно правильно распределить силы играющих по коман­дам. Для этого можно воспользоваться расчетом, фигурной марширов­кой, выбором капитанов, назначением руководителя. Помощники могут оказать большую помощь преподавателю. Особенно важно иметь по­мощников в играх, требующих сложного судейства. В этой роли дети

Бывают судьями, счетчиками очков или времени, наблюдателями за порядком и состоянием мест для игры. Помощниками часто назна­чают освобожденных детей (с ослабленным здоровьем) и наиболее ав­торитетных среди ребят учеников. В этом случае нужно иметь в виду специальную подготовку организаторов игр - ее крайне важно осущест­влять с первых лет обучения в школе.

Объяснение. Объяснять игру лучше в том построении, из которого она будет начинаться.

Не следует затягивать объяснения. Дети с нетерпением ожидают на­чала игры и с трудом выслушивают преподавателя. Рассказывать нуж­но живо, образно. Это особенно важно в имитационных играх с детьми младшего возраста. Дополняемый в необходимых случаях показом, рассказ должен не только создать полное представление об игре, но и заинтересовать, вызвать стремление к активному действию.

Руководство игрой, бесспорно, самый трудный и вместе с тем ре­шающий момент работы преподавателя. Только правильное управ­ление ходом игры обеспечивает достижение планируемого педагоги­ческого результата.

В руководство игрой входит несколько элементов: наблюдение за действиями участников и коллективов, исправление ошибок, указа­ние правильного способа индивидуальных и коллективных действий, пресечение проявлений индивидуализма, грубости и прочего непра­вильного отношения к товарищам, регулирование нагрузки, стимули­рование крайне важно го уровня соревнования на протяжении всœех игр.

Именно в руководстве игрой проявляется мастерство педагога. Оно целиком основывается на его умении видеть и понимать ход игры.

Чтобы иметь возможность следить за игрой, руководитель должен видеть всœех занимающихся. В сложных играх, с большим количеством участников следует обязательно привлекать судей-помощников. В та­ких случаях преподаватель оставляет за собой возможность наблюдать за ходом игры.

Направляя игровую деятельность, руководитель помогает правиль­но выбрать способ решения игровой задачи, добиваясь активности, самостоятельности и творчества играющих. Ошибки следует обяза­тельно и своевременно исправлять, не давая им закрепиться. В боль­шинстве случаев для этого достаточно вмешательство руководителя в процесс игры. Исправления бывают сделаны указаниями непо­средственно по ходу игры и во время специальных остановок. В момент остановки всœе играющие должны оставаться на местах, где их застал сигнал руководителя. Объяснять ошибку нужно сжато, демонстрируя правильное действие. Иногда руководителю полезно самому включить­ся в игру, чтобы показать, как нужно правильно действовать в таких ситуациях. Когда же этих приемов оказывается недостаточно, исполь­зуют специальные упражнения, разборы игр с объяснениями действий на доске, макете и т. п.

Под влиянием высокой эмоциональности во время соревнования в поведении играющих довольно часто появляется возбужденность, влекущая за собой поспешность действий, нарушения дисциплины и этики. Преподаватель должен предупредить их появление, система-

тически воспитывать у занимающихся умение контролировать свои поступки, подчинять их интересам коллектива, с уважением относить­ся к товарищам по команде и сопернику, играть честно, соблюдая пра­вила игры.

В решении этих задач особенно большое значение имеет судейство. Своим вмешательством в игру, оценкой действий и требовательностью к соблюдению правил судья удерживает ход игры в необходимых рам­ках. Авторитет судьи очень высок, в случае если его решения быстры, уверенны и понятны для ребят.

Определœение результата игры должно быть простым, но достаточно широким. Во многих играх нельзя ограничиваться только подсчетом очков, сантиметров, секунд. Обязательно следует учитывать правиль­ность действий играющих. Это стимулирует приобретение наиболее полноценных навыков и умений. Ошибки в выполнении приемов обыч­но приравнивают к секундам, метрам - как штрафные очки, которые суммируют с общим результатом.

Подсчет результатов должен быть наглядным. Для этого нужно систематически сообщать изменения в счете и время игры. Сигнализа­ция в судействе вообще имеет важное значение. Можно пользоваться голосом, хлопком, флажком, но чаще всœего свистком. Выбор способа определяется характером игры и составом играющих.

Энергичное вмешательство - свистком - нужно лишь в играх с большим соревновательным накалом. Вообще излишне громкие свист­ки нежелательны.

Руководитель должен не только наказывать, но и пользоваться мерами поощрения. К ним можно отнести назначение дополнительных очков за качество выполнения, предоставление лучшим командам не­которых преимуществ, выдвижение лучших на роль капитана, судьи-помощника и пр.

Одна из важных задач руководителя - дозирование нагрузки в игре. Из-за высокой эмоциональности игры дети не могут контроли­ровать свое состояние. В результате легко может возникнуть перевоз" буждение и утомление. При появлении выраженных симптомов уста­лости (пассивность, нарушение точности и контролируемости действий, побледнение и т. п.) крайне важно снизить нагрузку. Регулировать ее можно различными методами: сокращением длительности игры, вве­дением перерывов, изменением числа играющих, сокращением величи­ны игровой площадки, изменением правил и сменой ролей играющих.

Заканчивать игру нужно своевременно. Затягивание ее может при­вести к потере интереса и утомлению играющих. Раннее и особенно вне­запное окончание вызывает неудовлетворенность. Нужно стремиться, чтобы к этому моменту были достигнуты цели, поставленные перед игрой. Тогда она доставит удовольствие и вызовет у занимающихся желание повторить игру.

Обязательно организованно заканчивать игру. Остановив играю­щих, руководитель подсчитывает результаты и объявляет победителœей. После этого он проводит разбор игры. Оценивая результаты, он должен разобрать ошибки играющих, отметить положительные и отрицатель­ные моменты в их игре и объяснить наиболее целœесообразные способы

Игровых действий. При этом полезно отметить лучших водящих, капи­танов, судей, обратить внимание на нарушения дисциплины и порядка.

Очень важно, чтобы игры правильно сочетались в уроке с другими упражнениями. По этой причине, продумывая содержание урока, руководи­тель должен не только определить соответствие игры данной части урока, но и найти ей место среди других упражнений.

В подготовительной части целœесообразно использовать игры, направленные на развитие внимания, быстроты реакции, ориентиров­ки. Οʜᴎ не должны быть продолжительными, иначе это может помешать усвоению материала основной части урока. Игры на внимание нужно проводить в самом начале урока.

Для основной части подбирают игры, способствующие закрепле­нию и совершенствованию изучаемого материала. Нагрузка в них должна быть больше, чем в других частях. Как правило, игры распола­гают в конце основной части.

Включение таких игр помогает снизить нагрузку, сохранить у за­нимающихся приятное впечатление об уроке и подготовить их к по­следующим занятиям.

При записи подвижных игр в конспекте урока сохраняются всœе известные положения. Название игры и ее описание (вместе с чертежом поля и расстановкой играющих) заносят в раздел ʼʼСодержаниеʼʼ. В раз­делœе ʼʼДозировкаʼʼ указывают предполагаемую длительность игры. Не­обходимые организационно-методические указания вносят в соответ­ствующую графу конспекта урока.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОДВИЖНЫХ ИГР И МЕТОДИКА ИХ ПРОВЕДЕНИЯ - понятие и виды. Классификация и особенности категории "ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОДВИЖНЫХ ИГР И МЕТОДИКА ИХ ПРОВЕДЕНИЯ" 2017, 2018.


Подвижные игры различаются также: по сложности движений; по содержанию сюжета; по количеству правил и ролей; по характеру взаимоотношений между играющими; по наличию соревновательных элементов и словесного сопровождения.
С детьми первого года жизни проводятся игры-забавы («Прятки», «Коза рогатая», «Сорока-белобока», «Поехали-поехали», «Догоню-догоню» и др.), вызывающие у детей звуки, движения, смех, радость, удовольствие.
На втором году жизни используются бессюжетные игры («Принеси мяч, игрушку», «Подними ноги выше», «Передай мяч», «Скати с горочки», «Догони собачку», «Все скорей ко мне», «Доползи до погремушки», «Кто дальше», «Спрячем игрушку», «Птицы машут крыльями», «Ловля бабочек», «Деревья качаются», «Паровоз», «Мишка» и др.). В этих играх дети выполняют одно движение (ходьба, бросание) в индивидуальном темпе, но постепенно они переходят от индивидуальных действий к совместным.
В дальнейшем в игры включаются более сложные движения и количество движений увеличивается.
Сюжеты игр также усложняются. Подвижные игры для малышей отличаются простотой сюжета (к примеру, птицы летают и возвращаются домой, автомобили едут и останавливаются).
Количество ролей в играх детей младшего возраста незначительно (1-2). Главную роль выполняет воспитатель, а малыши изображают одинаковые персонажи, например педагог - кот, все дети - мыши («Кот и мыши»). В играх детей более старшего возраста количество ролей увеличивается (до 3-4). Здесь уже, например, есть пастух, волк, гуси («Гуси-лебеди»), кроме того, роли распределяются между всеми детьми.
Постепенно увеличивается количество правил, усложняются взаимоотношения между детьми. В младших группах правила очень просты и носят подсказывающий характер, количество их невелико (1-2), они связаны с сюжетом, вытекают из содержания игры. Выполнение правил сводится к действиям по сигналу: на один сигнал дети выбегают из дома, на другой - возвращаются на свои места. Со временем вводятся ограничения действий: убегать в определенном направлении; пойманным отходить в сторону.
В играх с элементами соревнования сначала каждый действует сам за себя (кто раньше всех успеет принести предмет), потом вводится коллективная ответственность: соревнующиеся делятся на группы, учитывается результат всего коллектива (чья группа попадет большее количество раз в цель); проводятся соревнования на качество выполнения (чья колонна лучше построится; кто ни разу не уронит мяч), а также на скорость (кто быстрее добежит до флажка).
Подвижные игры детей младшего возраста часто сопровождаются словами - стихами, песнями, речитативом, которые раскрывают содержание игры и ее правила; объясняют, какое движение и как надо выполнить; служат сигналами для начала и окончания;, подсказывают ритм и темп («По ровненькой дорожке», «Лошадки» и др.). Игры, сопровождающиеся текстом, даются и в старших группах, причем слова нередко произносятся хором («Мы - веселые ребята» и др.)
Текст задает ритм движению. Окончание текста служит сигналом к прекращению действия или к началу новых движений. Вместе с тем произнесение слов - это отдых после интенсивных движений.

Д.В.Хухлаева, "Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях", М., 1984 г.

Популярные статьи сайта из раздела «Медицина и здоровье»

Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»

Когда снятся вещие сны?

Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
.

Магия приворота

Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Рассмотрим образовательное, воспитательное, оздоровительное и эмоциональное значение подвижных игр.

Наиболее характерной педагогической особенностью подвижных игр является широчайшая возможность проявления играющими телесно-двигательной и мыслительной активности, самостоятельности принятия решений, коллективности игровых действий, постоянного изменения условии игровой деятельности. Подвижная игра представляет возможность локализации целенаправленных воздействий на ребенка, их интеграции. Важнейшей особенностью подвижных игр является возможность гармоничного целенаправленного формирования телесно-двигательного и духовного компонентов физической культуры личности ребенка, его нравственных и двигательных качеств, развития двигательных способностей, физической подготовленности, построения здоровья.

Образовательное значение подвижных игр заключается, прежде всего, в прекрасной возможности получения ребенком новых системных знаний о подвижных играх как средстве и методе физического воспитания, самосовершенствования, о возможностях своих телесно-двигательных проявлений в игре, самопознании.

Подвижная игра, ее сущность представляют собой для ребенка практически первый вид индивидуальной и коллективной деятельности, в которой берет начало формирование не только физической, но и общей культуры личности ребенка.

В подвижной игре, ее различных ситуациях ребенок имеет реальные возможности для познания своего внутреннего «Я», для создания собственных представлений о своем влиянии на среду, о месте и роли в коллективе играющих.

В ходе игр дети не только приобретают, но и отражают уже имеющийся опыт осмысленных и целенаправленных телесных движений, закрепляют мыслями и действиями свои представления об изображаемых в ходе игры уже знакомых, прошедших событиях. Игра дает широкие возможности для познания посредством активной деятельности реального мира, уверенного вхождения ребенка в мир социума.

Во все времена, в любых общественно-экономических формациях подвижные игры являлись и являются важнейшим средством подготовки подрастающего поколения к жизни в содружестве с обществом. Растущий ребенок наиболее полно развивается в условиях игры. Игры своим многообразием содержания одаривают детей новыми терминами и понятиями как языком общения, новыми ощущениями, способами восприятия среды, новыми представлениями о ней.

Образовательное значение подвижных игр заключается в широкой возможности комплексного воздействия на формирование интеллектуального потенциала ребенка, его способности к анализу и синтезу ситуационных игровых проявлений, сообразительности, наблюдательности. Игра предъявляет ребенку множество требований, а значит, и развивает способность к сопоставлению, обобщению воспринятого извне, в конечном счете, — в принятии решений, оценки результата действия, его корректировки, способности делать выводы о результате деятельности.

В играх развиваются способности в адекватной оценке пространственных, временных и пространственно-временных отношений, своевременной реакции ребенка на складывающуюся и состоявшуюся ситуацию, на постоянно меняющиеся условия игры, его оперативное мышление.

Системность применения подвижных игр позволяет эффективно осваивать так называемую школу движений, охватывающую специфику широчайшей сферы двигательной активности человека. Прежде всего — это различного рода перемещения человека в пространстве и во времени, виды ходьбы, бега, прыжков, лазаний, переползаний, переноски груза, равновесий и все это с предметами или без них.

Состязательность, соперничество в подвижных играх являются прекрасными естественными психофизическими стимуляторами развития двигательных качеств, достижения кондиций физической подготовленности ребенка.

Важное образовательное значение имеют подвижные игры, проводимые в различные времена года, в различных природных условиях, позволяющих ребенку по-новому представить себя, свои действия в разных проявлениях среды. Для играющих игры на местности являются прекрасным средством приобретения знаний о различных формах гражданской, профессиональной, военной и спортивной деятельности, умении применять эти знания.

Специальную образовательную функцию несут национальные народные подвижные игры, помогающие детям в познании их специфических особенностей и ценностей национальной культуры, входящих в нее обрядов, обычаев, традиций.

В процессе подготовки и участия в подвижных играх у детей формируются знания в соответствии с ролью, функцией каждого в игре, будь то игрок в поле, водящий, судья, организатор, помощник или руководитель. Это же следует отнести к постижению детьми правил игры, условий ее проведения, особенностей выявления победителей, к формированию способности разрешения игровых конфликтов. Все это создает реальные предпосылки для самостоятельной организации и проведения игры без участия взрослых на основе сформированных знаний, а также на основе предварительного целенаправленного решения образовательных задач, получения знаний об играх.

Воспитательное значение подвижных игр , прежде всего, основывается на их коллективном характере, что предопределяет личностные проявления и особенности коллективных действий ребенка. Коллективные подвижные игры призваны развивать в детях чувство товарищества, ответственности за собственные действия, солидарности с действиями партнеров и разделения ответственности за их действия. Особо следует отметить возможность формирования в ходе подвижных игр способности в доброжелательной оценке удачных игровых действий соперников. Воспитание у ребенка жертвенности собственными интересами ради интересов команды является существенной возможностью подвижной игры.

Подвижные игры сопряжены с чередованием положительных и отрицательных эмоций. Это обстоятельство предопределяет возможность обучения детей управлению эмоциями, что предъявляет особые требования к готовности педагога осуществлять этот фрагмент воспитательной работы. Профессиональное руководство игровой деятельностью, поведением участников игры является важным условием формирования моральных, волевых и нравственных качеств личности ребенка. Творчество, инициативность, смелость, решительность, рассудительность, настойчивость, организованность — есть те черты личности, которые в полной мере представляет возможность формировать подвижная игра. Участие в профессионально организованной подвижной игре способствует проявлению творчества, нахождению оригинальных, нестандартных ситуативных решений.

Подвижная игра соревновательного коллективного характера содержит в себе возможности проявления целеустремленности, упорства, решительности на пути достижения обусловленного игрой результата. Важно, чтобы у ребенка формировались и обостренное чувство необходимости индивидуальных игровых действий, и чувство целесообразности в конкретный момент игры именно коллективных усилий в достижении цели. Присущее соревновательной подвижной игре соперничество, вероятное, но нежелательное проявление игровой агрессивности не должны выступать причиной появления неприязни к соперникам. Педагогу важно антиципировать, предвидеть возможность появления игровых эксцессов и своевременно их устранять, а по возможности предупреждать.

Воспитательное значение подвижных игр заключается в объективной оценке каждым игроком его роли в содержании и организации игры. Педагогическое мастерство организатора подвижной игры заключается в создании представления о несомненной важности каждой роли участника, о каждой выполняемой функции в организации и ведении игры. Успешное ролевое, функциональное участие в игре должно непременно сопровождаться определенным поощрением и педагогом и партнерами. В то же время негативные характерные проявления должны сопровождаться адекватной оценкой, неодобрением и, прежде всего, партнерами по команде, что по воспитательному воздействию более эффективно, чем иногда мнение одного педагога.

Оздоровительное значение подвижных игр выражается в конкретном влиянии применения их средств на развитие двигательных качеств и достижение кондиционного уровня физической подготовленности ребенка. Технологически верное применение ценностей подвижных игр с обязательным учетом психофизических особенностей детей определенного возраста является важным условием благотворного воздействия на рост антропометрических показателей, достижение оптимальных для возраста весоростовых показателей, опорного и суставно-связочного аппарата, мышечной системы детей, их осанки, положительного взаимовлияния практически всех систем и функций организма.

Подвижные игры способствуют развитию двигательных качеств — силы, быстроты, гибкости, выносливости, координированности (ловкости). Примечательно то, что специфика спортивных игр позволяет развивать двигательные качества одновременно и комплексно. Многообразие подвижных игр позволяет развивать силу во всех ее проявлениях посредством введения в содержание игры элементов, связанных с демонстрацией статической силы, собственно силы и скоростной силы.

Содержание большинства подвижных игр строится на активных темпо-ритмовых изменениях двигательных действий, на условиях быстрого и даже мгновенного ответа на зрительные, звуковые, тактильные раздражители, сигналы. Обусловленные содержанием игры нетипичные перемещения в пространстве, задержки или остановки перемещений, другие действия с предметами и без них, ускоренные локомоции, ходьба, бег, передвижение прыжками, спринтерские перемещения на короткие дистанции являются блестящим средством развития быстроты.

Для развития выносливости и ее силовой, скоростносиловой разновидностей применяются подвижные игры, в содержание которых вводятся целенаправленные по характеру упражнения, многократно и активно повторяемые в процессе игры,

Гибкость — наиболее трудно развиваемое двигательное качество в подвижных играх. Для ее целенаправленного развития необходимо проявление творчества педагога, руководителя, которое связанно с введением в содержание игры упражнений, направленных на проявление активной и пассивной подвижности в суставах, определенные усилия по достижению ее активного максимума. Это, прежде всего, наклоны вперед, назад, в сторону, повороты туловища, ног в различных исходных положениях, с отягощениями различного характера и без них, применение различных снарядов и приспособлений.

Развитие ловкости, координированности движений наиболее благоприятно в процессе занятий подвижными играми. Это обусловлено характерной спецификой множества подвижных игр, основанной на постоянно и быстро меняющихся условиях выполнения двигательных действий, смене их характера.

Оздоровительное значение подвижных игр заключается в их широкой содержательной возможности комплексного воздействия на сердечно-сосудистую, дыхательную, мышечную и нервную системы. Известно, что активная мышечная деятельность напрямую влияет на процессы метаболизма в организме, активизацию белкового, углеводного, жирового и минерального обмена веществ, развитие функций желез внутренней секреции организма ребенка.

Особое развивающе-оздоровительное значение подвижных игр определяется их влиянием на формирующуюся нервную систему ребенка. Игра как таковая, и тем более подвижная игра, всегда связана с эмоциями — сменой положительных, в случае хорошего ситуационного, промежуточного и конечного результата, на отрицательные — при неудачах. Смена эмоций средствами игры является важнейшим способом укрепления нервной системы, развития в ребенке самоуправляемости, контроля нервных проявлений управления эмоциями.

Эмоциональный фон игры во многом зависит от характера и величины двигательной нагрузки, которая должна быть оптимальной, вполне достаточной для превалирования положительных эмоций. В то же время планируемое увеличение нагрузки, ее интенсификация являются эффективными средствами адаптации организма ребенка к усложненным условиям функционирования организма, его приспособляемости к социальным и природным факторам среды.

Важно знать, что специфика подвижных игр ограничивает возможность точного регулирования нагрузки на организм ребенка. Это обусловлено тем, что содержание игры едино для всех участников, как и условия ее проведения. Вместе с тем каждый ребенок — индивидуальность, по-своему воспринимаемая специфическое воздействие игры. Стандартизированная игрой физическая нагрузка может вызвать неоднозначные функциональные реакции у разных детей, включая как положительные, так и отрицательные. В этой связи эффект игры зависит от профессиональной подготовленности педагога, руководителя, с развитой способностью как управления нагрузкой, так и оперативного, личностно-направленного контроля ее воздействия на ребенка. В ином случае последствия недостатков в планировании динамики нагрузки, ее организации могут привести ребенка, да и группы детей, к нервным срывам как следствию воздействия отрицательных эмоций.

Исторически сложившиеся отношения общества к двум основным составляющим жизнедеятельности — интеллектуальной и телесно-двигательной предопределило проблему и прошлого и настоящего столетия. Это гиподинамия — острая телесно-двигательная недостаточность растущего организма ребенка. Именно широкое, массовое и во всех доступных формах использование подвижных игр призвано оказывать благотворное воздействие на ликвидацию дефицита двигательной активности детей.

Оздоровительное значение подвижных игр заключается в их применении в перерывах между уроками, после уроков. При этом следует учитывать принцип оптимальной нагрузки на организм ученика в сочетании с гигиеническими требованиями к занятиям физическими упражнениями.

Подвижные игры являются признанным целебным средством лечебной физической культуры в медицинских реабилитационных учреждениях, ценностью адаптивной физической культуры для детей с ограниченными функциональными возможностями.