Условия развития детей с овз в доу. Как организовать обучение детей с ОВЗ и детей-инвалидов? Организация обучения и воспитания особых детей в дошкольном учреждении

Термин «дети с ОВЗ в детских садах» появился недавно. Это правовое понятие ввёл принятый в 2012 году и вступивший в силу 1 сентября 2013 года закон «Об образовании в Российской Федерации».

Кого этот закон относит к обучающимся с ограниченными возможностями здоровья?

Как строить работу с детьми с ОВЗ в ДОУ?

Каким образом организовать обучение детей с ограниченными возможностями в дошкольных организациях?

В материале эти вопросы рассматриваются со всех сторон. Особое внимание в статье уделено адаптированным образовательным программам для детей с ОВЗ, которые используются для группы, у которых есть то или иное нарушение здоровья.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дети с ОВЗ в ДОУ

Термин «дети с ОВЗ в детских садах» появился недавно. Это правовое понятие ввёл принятый в 2012 году и вступивший в силу 1 сентября 2013 года закон «Об образовании в Российской Федерации».

Кого этот закон относит к обучающимся с ограниченными возможностями здоровья?

Как строить работу с детьми с ОВЗ в ДОУ?

Каким образом организовать обучение детей с ограниченными возможностями в дошкольных организациях?

В материале эти вопросы рассматриваются со всех сторон. Особое внимание в статье уделено адаптированным образовательным программам для детей с ОВЗ, которые используются для группы, для класса детей, у которых есть то или иное нарушение здоровья.

Федеральный закон определяет обучающихся с ограниченными возможностями здоровья как физических лиц, имеющих недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтверждённые заключением психолого-медико-педагогической комиссии и препятствующие получению образования без создания специальных условий. Получение заключения ПМПК – важнейший этап в подтверждении статуса ребёнка с ОВЗ.

Рассмотрим пример. В дошкольную образовательную организацию приходит мама и говорит о том, что ребёнок имеет ограниченные возможности здоровья. Но подкрепляющий устные заявления документ из ПМПК семья предъявить не может. В этом случае ребёнок не может быть определён в группу компенсирующей или комбинированной направленности.

Даже в случае, если педагоги и психологи детского сада видят, что конкретный ребёнок нуждается в коррекционной помощи, семья обязана посетить ПМПК и получить заключение комиссии. Заключение психолого-медико-педагогической комиссии:

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМИССИИ

№ ___ от «__» __________ 20 __ г.

о создании специальных условий для получения образования
обучающемуся с ограниченными возможностями здоровья,
инвалидностью в образовательной организации

Ф. И. О. ребенка: ___________________________________________________________________

Дата рождения: ____________________________________________________________________

  1. Образовательная программа: __________________________________________________
  2. Уровень образования: ________________________________________________________
  3. Срок реализации программы: __________________________________________________
  4. Реализация образовательной программы с применением электронного обучения и

дистанционных образовательных технологий: ____________________________________

требуется/не требуется

  1. Предоставление услуг ассистента (помощника): __________________________________

требуется/не требуется

  1. Специальные методы обучения: ________________________________________________
  2. Специальные учебники:_______________________________________________________
  3. Специальные учебные пособия: ________________________________________________
  4. Специальные технические средства обучения:____________________________________
  5. Требование к организации пространства: ________________________________________

требуется/не требуется

  1. Направления коррекционной работы в образовательной организации: _______________
  2. Педагог-психолог: ___________________________________________________________
  3. Учитель-логопед: ____________________________________________________________
  4. Учитель-дефектолог: _________________________________________________________
  5. Социальный педагог: _________________________________________________________
  6. Тьютор: ____________________________________________________________________
  7. Другие специальные условия:__________________________________________________

Срок проведения обследования с целью подтверждения ранее данных комиссией рекомендаций: ____________________________________________________________________

(при переходе с одного уровня образования на следующий)

Срок проведения обследования с целью _________________________ ранее данных комиссией

уточнения/изменения

Руководитель ПМПК ______________________ ____________________________

(подпись) (Ф. И. О.)

Педагог-психолог ______________________ ____________________________

(подпись) (Ф. И. О.)

Учитель-логопед ______________________ ____________________________

(подпись) (Ф. И. О.)

Учитель-дефектолог ______________________ ____________________________

(подпись) (Ф. И. О.)

Социальный педагог ______________________ ____________________________

(подпись) (Ф. И. О.)

Претензий к процедуре обследования не имею.

______________________ ____________________________________

(подпись) (Ф. И. О. родителя (законного представителя))

Это интересно:

Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного образования территориальной ПМПК Следует отметить, что психолого-медико-педагогическая комиссия работает в двух направлениях:

  • обследует детей,
  • даёт рекомендации по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи и созданию для них условий в образовательных организациях.

Сотрудники ПМПК знают и понимают, что в рекомендациях обязательно нужно отразить те условия, которые необходимо организовать для обучения ребёнка с ОВЗ в ДОУ по ФГОС с использованием адаптированной образовательной программы для детей с ОВЗ – либо основной, либо индивидуальной. Довольно часто ПМПК рекомендует родителям определить ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в группу компенсирующей направленности или группу комбинированной направленности, где осуществляется инклюзивное образование. Такой подход позволяет активнее включать детей с ограниченными возможностями здоровья в жизнь социума и прививать им навыки общения.

Обследование детей, в том числе обучающихся с ОВЗ, детей-инвалидов осуществляется по направлению образовательных организаций с письменного согласия их родителей (законных представителей).

_____________________________________________

(Наименование образовательной организации)

от __________________________________________

(Ф.И.О. родителя или законного представителя ребенка)

адрес: _______________________________________

телефон: ________________ факс: _______________

адрес электронной почты: ______________________

Согласие

родителей (законных представителей) на проведение обследования ребенка

Я, являясь законным представителем ____________________________________________________________________________

(Ф.И.О. ребенка)

"_____" ____________________ года рождения, обучающегося в _____________________________________________________________________________

наименование ОО)

не возражаю против обследования ребенка для получения заключения центральной/территориальной ПМПК с рекомендацией обучения ребенка в образовательной организации в соответствии с его особенностями в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонениями в поведении.

"_____" _____________ 20____ г.

___________________________

(Подпись )

Организация инклюзивного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья

Термин «инклюзивное образование», имеющий самое непосредственное отношение к обучению детей с ограниченными возможностями здоровья, в нормативной базе Российской Федерации впервые появился в 2012 году, ранее ни в одном документе федерального уровня такого понятия не было.

Знаете ли вы? В законе «Об образовании» вводится следующее определение: «Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей».

Несмотря на то, что это понятие появилось совсем недавно, инклюзивное образование уже прочно вошло в нашу жизнь, оно реализуется и в дошкольных образовательных организациях реализуется, и на уровне начального общего и основного общего образования, и в высшем профессиональном, и в среднем профессиональном образовании.

В группу в группу компенсирующей направленности,

В группу комбинированной направленности.

В чём заключаются особенности образовательного процесса в этих группах?

1. Инклюзивное образование в ДОУ в группах комбинированной направленности. Группы комбинированной направленности сложно назвать новаторской новинкой, дошкольное образование в таких группах было и до принятия закона, когда в обычные детские коллективы включались дети с небольшими проблемами здоровья (пониженным зрением, лёгкой степенью глухоты и пр.). Особенность групп комбинированной направленности состоит в том, что в них наряду с нормально развивающимися дошкольниками совместно обучаются дети, у которых есть те или иные виды нарушений (нарушения зрения, нарушения слуха, нарушения речи, задержка психического развития, нарушения опорно-двигательного аппарата и так далее). В отличие от наполняемости групп общеразвивающей направленности, которая зависит от площади помещения, наполняемость групп комбинированной направленности регламентируется СанПиНом. В СанПиНах же указывается, сколько детей с ОВЗ может быть в такой группе. Как правило, программы, которые используют педагоги в таких группах, тоже уже прошли достаточно широкую апробацию и внедрены в педагогическую практику, в образовательный процесс, однако методы обучения детей с ОВЗ в ДОУ по ФГОС в этих группах отличаются. Вне зависимости от числа таких воспитанников (это могут быть два, три, четыре, пять, семь человек) педагог в работе с ними использует адаптированную образовательную программу, причём для каждого ребёнка свою.

Знаете ли вы? Одну программу допускается использовать только в том случае, если группу посещают дети с аналогичным видом нарушений. Например, если два-три человека имеют одинаковую степень тугоухости, то адаптированная программа может быть единой. Если же в коллективе разные дети, особенно разные по видам нарушений, например, один ребёнок - с нарушением слуха, другой – с нарушением зрения, третий – с нарушением психического развития, тогда для каждого ребёнка в индивидуальном порядке прописывается адаптированная образовательная программа для ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.

2. Инклюзивное образование в группах компенсирующей направленности Группы компенсирующей направленности - это группы, которые посещают дети с одним и тем же нарушением. Например, группы для детей с нарушениями слуха, или группы для детей с нарушениями зрения, или группы для детей с нарушениями речи, и так далее. Закон «Об образовании» впервые ввёл в перечень детей с ограниченными возможностями здоровья также детей с расстройствами аутистического спектра, чего не было ранее в типовом положении. Такая группа детей с ОВЗ появилась впервые. К сожалению, в последние годы детей с ранним детским аутизмом действительно стало много, в новом тысячелетии медики стали активно диагностировать это заболевание. Дети-аутисты нуждаются в особых условиях получения образования, и именно поэтому они также подпадают под определение детей с ограниченными возможностями здоровья.

Таблица определения количества детей в группах компенсирующей направленности в зависимости от вида ОВЗ

Вид ОВЗ

Количество детей в группах компенсирующей направленности

до трёх лет

старше трёх лет

Дети с тяжелыми нарушениями речи

Дети с фонетико-фонематическими нарушениями речи

Глухие дети

Слабослышащие дети

Слепые дети

Слабовидящие дети, дети с амблиопией, косоглазием

Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Дети с задержкой психического развития

Дети с умственной отсталостью легкой степени

Дети с умственной отсталостью умеренной, тяжелой

Дети с аутизмом

Дети со сложным дефектом (имеющие сочетание двух или более недостатков в физическом и (или) психическом развитии)

Дети с иными ОВЗ

Исходя из особенностей воспитанников, группы компенсирующей направленности могут иметь 10 направленностей - в зависимости от категории детей. В группах реализуется адаптированная основная образовательная программа, единственная адаптированная основная образовательная программа . И это – одна из главных сложностей реализации инклюзивного образования детей с ОВЗ в ДОУ в группах компенсирующей направленности . Дело в том, что примерных адаптированных основных образовательных программ, с учётом которых можно написать собственно адаптированную основную образовательную программу, пока на ФГОС-реестр не вывешено, к настоящему моменту они не разработаны. Есть только федеральный государственный образовательный стандарт, на основе которого они пишутся, но на основе этого документа дошкольным организациям достаточно сложно создавать адаптированные основные образовательные программы.

Подготовка детского сада к инклюзивному образованию

Наше государство гарантирует равные возможности для полноценного развития все гражданам, включая имеющих проблемы со здоровьем. Безусловно, каждому ребёнку нужно попасть в нужное время и в нужное место, то есть в тот самый сад, где ему будет комфортно. В особенности это относится к детям с ограниченными возможностями здоровья. Родителям не всегда удаётся получить путёвку в ту дошкольную организацию, где для такого ребёнка созданы условия. И если мама получает путёвку в общеразвивающую группу, а в образовательной организации нет нужного специалиста (психолога, логопеда, дефектолога), а ребёнку он категорически нужен по заключению ПМПК, то складывается двоякая ситуация. Со стороны кажется, что ребёнок охвачен дошкольным образованием. Но получает ли он именно то образование, которое ему необходимо? Отнюдь нет. Получает ли он именно тот набор условий, которые ему необходимы? Опять же нет.

Знаете ли вы? Как только в детском саду появляются дети, предоставившие подтверждение психолого-медико-педагогической комиссии, заключение ПМПК о статусе «ребёнок с ограниченными возможностями здоровья», это сразу нацеливает образовательную организацию на создание для такого ребёнка специальных образовательных условий.

А специальные образовательные условия - это не только пандусы, поручни и какие-то другие архитектурно-планировочные вещи. К специальным образовательным условиям следует отнести:

  • повышение квалификации педагогов, обучение педагогов, их подготовка к работе с детьми c ОВЗ
  • методическую составляющую;
  • изменения в образовательной программе, то есть возникновение определённого раздела в основной образовательной программе, который ФГОС определяет как «коррекционная работа/инклюзивное образование».

Таким образом, у дошкольной организации возникает довольно много серьёзных проблем, которые необходимо решать. Здесь следует напомнить, что подготовка педагогических работников, владеющих специальными педагогическими подходами и методами обучения, – это прерогатива субъекта Российской Федерации. То есть орган государственной власти субъекта должен беспокоиться о подготовке данных педагогических работников, с одной стороны, и содействовать привлечению таких работников в организации, с другой стороны. Сегодня педагогические вузы в своих программах уделяют внимание образованию детей с ОВЗ, студентам предлагаются циклы лекций по этой теме. Но времени в вузовской программе на изучение этой многогранной проблемы выделяется очень мало, глубина её проработки недостаточна для полноценной подготовки педагогов дошкольного образования к работе с детьми с ОВЗ в ДОУ. Будущим воспитателям даются только общие сведения о диагностике и какие-то отдельные отрывочные сведения о коррекции. Собственно методов работы с детьми с ОВЗ в ДОУ, приёмов работы, методик и технологий студенты и выпускники не изучают и навыков такой работы не получают. Поэтому воспитатель, который приходит в группу общеразвивающей направленности после педагогического колледжа, не готов, не владеет навыками, умениями, этими компетенциями, которые ему необходимы. Нельзя не сказать, что сегодня наше общество постоянно сталкивается с оптимизацией процессов и условий. Тяжёлой проблемой во многих регионах становится увольнение логопедов, психологов, дефектологов. Федеральные и региональные власти объясняют это снижением финансирования и оптимизацией расходов. Но отсутствие столь нужных специалистов в детских садах не позволяет в полной мере реализовывать образовательную программу для всех детей. Получается, что для одних категорий воспитанников она может быть реализована, а для других – нет. Однако при таком подходе становится невозможным исполнение закона «Об образовании» и федерального государственного образовательного стандарта. И, разумеется, никак не исполняется социальный запрос со стороны родителей, что немаловажно.

Привет, уважаемые друзья! У меня новость: наконец — то обратили внимание на детей и стали открываться группы для детей с ОВЗ в детских садах . Некоторые воспитатели не прошедшие курсы (по организация инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья) обескуражены тем, что воспитатели таких групп получают более высокую зарплату и дополнительные дни к отпуску. Сегодня я попытаюсь доходчиво объяснить, что собой представляет работа с этим контингентом деток и за что педагогам, которые прошли специальное инклюзивное обучение, даются некоторые привилегии.

Кстати, если кто хочет изучить нормативно-право вую базу по данному вопросу самостоятельно, могу порекомендовать пособие «Обучение детей с ОВЗ в соответствии с ФГОС НОО. Локальные правовые акты» , купить его можно на портале «Лабиринт.ру».

Итак, стоит отметить, что направление в группу для деток с ограниченными возможностями здоровья можно получить после прохождения специальной психолого-медико -педагогической комиссии и только по согласию родителей или опекунов малыша. Учитывая права ребенка на выбор формы и способа получения образования, специалисты могут лишь рекомендовать маме перевести малыша в специальную группу.

Дело в том, что иногда родители не замечают отклонений в поведении ребенка, которые свидетельствуют о наличии определенного заболевания, которое снижает его возможности получать образование обычным путем. Есть детки, которые родились с явными отклонениями по здоровью и развитию, а есть случаи, когда только по некоторым признакам, заметным специалисту, можно определить наличие какого-то дефекта.

Нужно быть очень внимательным к своим детям и при малейших подозрениях обращаться к специалистам. Ведь большинство незначительных дефектов развития и здоровья можно подкорректироват ь и забыть о них, но только при ранней диагностике.


Дети могут проходить обучение в коррекционной группе при наличии таких дефектов:

  • Нарушение слуха, зрения, речи;
  • Легкая задержка психического развития;
  • Негативные психические состояния;
  • Психопатоподобны е формы поведения;
  • Педагогическая запущенность;
  • Легкая двигательная патология;
  • Сложные формы аллергии;
  • Часто повторяющиеся общие заболевания.

Стоит отметить, что перечисленные патологии должны быть в легкой форме, если же патология тяжелой формы, ребенок просто физически не сможет находиться вне дома и без родителей.

Особенности работы с детьми, имеющими ограничения по здоровью

Нужно понимать, что независимо от состояния физического и психического здоровья ребенка, он имеет равные права на получение образования, как и другие ребята. Просто для деток с ОВЗ составляется индивидуальная программа развития и более глубокая направленность на развитие ребёнка.

В помощь и себе, и всем коллегам, которые работают или планируют работать в коррекционной группе, я подобрала тематические книги в том же «Лабиринте»:

  • «Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ» – это методическое пособие с рекомендациями по преодолению дефектов в развитии будет интересно всем заинтересованным лицам;
  • «Социально-комму никативное развитие детей с ОВЗ в соответствии с ФГОС» – компакт-диск серии «Педагогическая видеомастерская» содержит материалы по созданию такой развивающей среды, которая максимально раскроет потенциал каждого ребенка.

Дети с ОВЗ имеют право и должны воспитываться и развиваться в коллективе своих сверстников. Для этого создаются специальные группы или такие детки интегрируются в обычную группу в так называемом массовом детском саду (в отличие от специализированн ого). Кстати, пребывание деток с ОВЗ в садиках бесплатное.


Мне очень нравится выражение: создание безбарьерного развивающего пространства. Это емкая фраза, не так ли, которая характеризует главную задачу педагога, который работает с этим контингентом деток. Мы должны сделать все, чтобы малыши с ограничениями по здоровью могли получить полноценное дошкольное воспитание и образование в условиях обычного детского сада.

Главной особенностью работы с детками, имеющими ограничения по здоровью, является постоянное психологическое, медицинское и педагогическое сопровождение детей грамотными специалистами, которые тесно взаимодействуют между собой. Работа с этими малышами заключается во всестороннем поиске путей преодоления дефектов и полная социализация в обществе.

Воспитатели одни не могут решить проблему коррекции физических или психологических проблем малышей. Только вместе мы все преодолеем, в том числе и с помощью родителей. И это не только моё мнение, так считают многие специалисты с которыми мы были на .

Методическое подспорье для педагогов

Сегодня существуют разные формы самообразования, включая литературу, семинары, курсы и т.п. Как все успеть? Можно, не выходя из дому, пройти обучение онлайн и получить соответствующие сертификаты, которые не будут лишними в вашем портфолио.

Особенно выгодные предложения по семинарам я всегда нахожу в «УчМаге»:

  • «Развитие мелкой моторики у детей с ОВЗ средствами нетрадиционного оборудования» ;
  • «ФГОС НОО: коррекционно-пед агогическое сопровождение детей с ОВЗ» ;
  • «Специальное образование детей с особыми образовательными потребностями» ;
  • «Методы, приемы и формы работы с родителями по развитию и коррекционно-пед агогической помощи детям с ОВЗ» .

В чем трудности работы с не совсем здоровыми детками?

Дело в том, что для таких ребят характерна некоторая двигательная заторможенность или гиперактивность, недостаточная координация движений, плохая работоспособност ь, низкая социализация, интеллектуальная недостаточность, отклонения в познавательных процессах и т.п.


Обычно адаптация такого ребенка проходит с большими трудностями, поскольку налицо заниженная самооценка, различные страхи. Но при этом, как утверждают специалисты, один дефект компенсируется завышенным положительным качеством у таких деток. Например, плохо слышащие малыши отличаются острым зрением и большим интересом к ИЗО. А слабовидящие детки имеют отлично развитое так называемое шестое чувство.

Чтобы работать с этим контингентом воспитанников, мало быть просто воспитателем, имеющим стандартное дошкольное образование. Нужно пройти специальные курсы, самостоятельно изучить много литературы, изучить не только свои обязанности, но и вникнуть в психологию этих детей, понять особенности их физического состояния.

На каждого малыша с ОВЗ пишется характеристика каждым специалистом, который работает с ним. Проводится периодический мониторинг динамики развития ребенка, контроль здоровья, как физического, так и психологического.

Короче говоря, ведется очень трудная, но такая важная работа – коррекция дефектов здоровья ребенка.

Если говорить простым языком,то с детьми просто занимаются и учат не стесняться, а быть успешными в других видах деятельности среди сверстников. Воспитатель должен обращать внимание на способности ребёнка, воспитанникам группы.

Направления коррекционной работы с детками

С малышами, которые посещают коррекционную группу, занимаются по такому же принципу, что и с обычными детками, но с учетом особенностей данного контингента.

Так, большое внимание уделяется таким направлениям:

  • Развитие физического здоровья. Инструктор по физической культуре или по лечебной физкультуре разрабатывает на каждого малыша индивидуальную программу, которая предусматривает коррекцию тех или иных физических дефектов.

Воспитатель вместе с психологом использует физкультуру как инструмент по укреплению силы воли, активной жизненной позиции, мотивирует детей на самостоятельное принятие решения и воспитывает умение выходить из трудных ситуаций. Это укрепляет эмоциональное здоровье малыша и делает его сильнее во всех отношениях.


  • Развитие познавательных качеств. Используя принцип от простого к сложному, опираясь на принцип наглядности, другие методы и приемы, которые подходят каждому конкретному ребенку, обучают малышей навыкам самостоятельного исследования мира. Сложность в том, что у каждого ребенка своя особенность по здоровью и психосоматике, поэтому требуется тщательный подбор методического инструментария.
  • Развитие социально-коммун икативное. Это крайне важное направление именно для деток с ОВЗ. Они нуждаются в обучении самым элементарным бытовым вещам, которые облегчат их социализацию. Здоровые ребята обучаются навыкам самообслуживания и общения естественно, исподволь.

Малыши с ОВЗ испытывают трудности с самыми простыми действиями и часто имеют проблемы с речью. Логопед и воспитатель с двух фронтов решают эти проблемы, занимаясь индивидуально с каждым малышом. В организации коммуникативно-р азвивающей среды участвуют и педагоги, и родители деток с ОВЗ. Отдельным направлением является просветительная работа с мамами и папами.

Совместными усилиями идут обучения бытовым навыкам и коммуникативным.

  • Развитие художественно-эс тетическое. Посредством занятий по музыке, рисованию, лепке и т.п. детки очень эффективно развивают мелкую моторику, осваивают навыки работы с разными материалами, учатся взаимодействоват ь с воспитателем и товарищами. Искусство очень важно для таких деток, они часто чрезвычайно восприимчивы к музыке, любят все красивое.

Вместо заключения…

Как вы понимаете, чтобы обеспечить выполнение таких непростых задач, которые стоят перед воспитателями специальных группы, необходимы знания, определённо — специальная подготовка и большое желание помочь малышам с ограниченными возможностями. Повышенная зарплата и увеличенный отпуск не будут радовать педагога, если он чувствует, что не дотягивает по своим профессиональным качествам, чтобы брать на себя такую ношу.

Группа детей с ОВЗ в детском саду: какие трудности нас ожидают?

Всё чаще педагоги дошкольных и школьных образовательных учреждений в своей практике сталкиваются с детьми, которые в силу каких-то своих особенностей выделяются в социуме сверстников. Как правило, такие ребята с трудом усваивают образовательную программу, медленнее работают на занятиях и уроках. Не так давно в педагогический словарь добавилось определение "дети с ограниченными возможностями здоровья", но уже сегодня обучение и воспитание этих малышей стало

в современном обществе

Специалисты, занимающиеся изучением контингента детей в образовательных учреждениях, утверждают, что практически в каждой группе детского сада и в классе средней школы есть дети с ОВЗ. Что это такое, становится понятно после детального изучения особенностей современного ребёнка. В первую очередь, это дети, имеющие физические или психические недостатки, которые препятствуют успешному освоению ребёнком образовательной программы. Категория таких ребят достаточно разнообразная: в неё входят дети с нарушениями речи, слуха, зрения, патологиями опорно-двигательного аппарата, комплексными нарушениями интеллекта и психических функций. Кроме того, к ним относятся гиперактивные дети, дошкольники и школьники с выраженными эмоционально-волевыми нарушениями, фобиями и проблемами с социальной адаптацией. Перечень достаточно широкий, следовательно, и ответ на вопрос: «ОВЗ - что это такое?» - требует достаточно детального изучения всех современных отклонений от нормы в развитии ребенка.

Особые малыши - кто они?

Как правило, проблемы особенных детей становятся заметны педагогам и родителям уже в дошкольном возрасте. Именно поэтому в современном дошкольном образовательном социуме всё большее распространение получает организация интеграции особых малышей в социум. Традиционно выделяют две формы такой интеграции: инклюзивное и интегрированное воспитание детей с ОВЗ. Интегрированное воспитание проходит в условиях специальной группы в дошкольном учреждении, инклюзивное - в обычных группах среди сверстников. В тех дошкольных учреждениях, где практикуется интегрированное и инклюзивное воспитание, в обязательном порядке вводятся ставки практических психологов. Как правило, дети нормально воспринимают не совсем здоровых сверстников, ведь малыши более толерантны, чем взрослые, поэтому в детском социуме практически всегда имеет место «общение без границ».

Организация обучения и воспитания особых детей в дошкольном учреждении

При поступлении ребёнка в дошкольное учреждение в первую очередь специалисты обращают внимание на степень выраженности отклонений. Если патологии развития выражены сильно, то помощь детям с ОВЗ становится приоритетной деятельностью соответствующих специалистов детского сада. В первую очередь, педагог-психолог планирует и проводит специальное изучение ребёнка, на основе результатов которого разрабатывается индивидуальная карта развития. В основу изучения малыша включаются такие направления, как индивидуальная изучение медицинской карты, обследование психического и физического развития ребёнка. К работе психолога подключаются специалисты определённого профиля, в зависимости от характера патологии. Воспитателя группы, которую посещает малыш с ограниченными возможностями здоровья, знакомят с полученными данными и индивидуальным образовательным маршрутом особого воспитанника.

Адаптация ребёнка с ОВЗ к условиям дошкольного учреждения

Адаптационный период для ребёнка, не имеющего патологий в развитии, как правило, протекает с осложнениями. Естественно, что дошкольники с ОВЗ привыкают к условиям детского социума намного сложнее и проблематичнее. Эти малыши привыкли к ежеминутной опеке родителей, постоянной помощи с их стороны. Установление социальных контактов со сверстниками проходит затруднительно вследствие отсутствия опыта полноценного общения с другими детьми. Навыки детских видов деятельности развиты у них недостаточно: рисование, аппликация, лепка и другие любимые ребятами занятия с особенными малышами проходят несколько медленнее и с затруднениями. Практики, занимающиеся интеграцией детей с ОВЗ в дошкольный социум, рекомендуют в первую очередь проводить психологическую подготовку воспитанников тех групп, в которые придут дошкольники с ОВЗ. Малышу будет комфортнее, если остальные дети, развивающиеся в норме, будут воспринимать его как равного, не замечая недостатков в развитии и не выставляя барьеров в общении.

Особые образовательные потребности ребёнка с ОВЗ

Педагоги, работающие с детьми с ОВЗ, обращают внимание на главную сложность - передачу особому ребёнку социального опыта. Сверстники, развивающиеся в норме, как правило, с лёгкостью принимают и умения от педагога, но к детям с выраженными патологиями в развитии нужен особый образовательный подход. Организовывают и планируют его, как правило, специалисты, работающие в учебном учреждении, которое посещает ребёнок с ОВЗ. Программа обучения таких детей включает в себя определение направления индивидуального подхода к малышу, дополнительные разделы, соответствующие особым образовательным потребностям. Она также включает в себя возможности по расширению образовательного пространства для ребёнка за пределы образовательного учреждения, что особенно важно для детей с затруднениями в социализации. Самое главное условие реализации образовательной функции - это учёт особых образовательных потребностей ребёнка, обусловленных характером патологии и степенью её выраженности.

Организация обучения и воспитания особых детей в школьном учреждении

Непростой проблемой для сотрудников школьных учреждений становится обучение школьников с ОВЗ. Программа обучения детей школьного возраста намного усложняется по сравнению с дошкольной, поэтому усиленное внимание уделяется индивидуальному сотрудничеству особого школьника и педагога. Связано это с тем, что, кроме социализации, компенсации недостатков в развитии, следует обеспечить условия для усвоения ребёнком общеобразовательной программы. Большая нагрузка ложится на специалистов: психологов, дефектологов, социологов - которые смогут определить направления коррекционного воздействия на особого школьника с учётом характера и степени выраженности патологии.

Адаптация ребёнка с ОВЗ к условиям школьного образовательного учреждения

Дети с ограниченными возможностями здоровья, посещающие дошкольные учреждения, намного лучше адаптированы к детскому социуму в момент поступления в школу, так как имеют некоторый опыт общения со сверстниками и взрослыми. В случае отсутствия соответствующего опыта учащиеся с ОВЗ намного сложнее проходят период адаптации. Затруднительное общение с другими учениками осложняется наличием патологии у ребёнка, что может привести к изоляции такого учащегося в классном коллективе. Школьные специалисты, занимающиеся проблемой адаптации, разрабатывают специальный адаптивный маршрут для ребёнка с ОВЗ. Что это такое, понятно уже с момента его реализации. В процессе участвуют педагоги, работающие с классом, родители ребёнка, родители других учащихся, администрация учебного работники, социолог и психолог школы. Совокупные усилия приводят к тому, что по истечении определённого срока, как правило, 3-4 месяцев, ребёнок с ограниченными возможностями здоровья оказывается в достаточной степени адаптированным в школьном коллективе. Это значительно упрощает процесс его дальнейшего обучения и усвоения им образовательной программы.

Взаимодействие семьи и учебного учреждения по вопросам интеграции детей с ОВЗ в детский социум

Важная роль в улучшении качества обучающего процесса ребёнка с ограниченными возможностями здоровья отводится семье. От того, насколько тесно налажено сотрудничество педагогов с родителями, напрямую зависит успеваемость особого школьника. Родители детей с ОВЗ должны быть заинтересованы не только в усвоении сыном или дочерью учебного материала, но и в установлении полноценного контакта ребёнка со сверстниками. Позитивный психологический настрой в полной мере будет способствовать успехам в усвоении программного материала. Участие родителей в жизни класса будет способствовать созданию единого психологического микроклимата семьи и школы, соответственно, и адаптация ребёнка в классе пройдёт с минимальным проявлением сложностей.

Организация психологического сопровождения детей с ОВЗ

Разрабатывая для детей с выраженными патологиями в развитии, специалисты в обязательном порядке учитывают сопровождение ребёнка педагогом-психологом, социальным педагогом, дефектологом, реабилитологом. Психологическое сопровождение особого школьника проводится школьным специалистом психологической службы и включает в себя диагностическое исследование уровня развития интеллектуальных функций, состояния эмоционально-волевой сферы, уровня сформированности необходимых навыков. На основании анализа полученных результатов диагностики планируется проведение реабилитационных мероприятий. Коррекционная работа с детьми, ОВЗ у которых могут быть различного характера и степени сложности, проводится с учетом особенностей выявленных патологий. Проведение коррекционных мероприятий является обязательным условием организации психологического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья.

Специальные методики обучения детей с ОВЗ

Традиционно педагоги работают по определённой схеме: объяснение нового материала, выполнение заданий по теме, оценивание уровня усвоения знаний. Несколько по-другому выглядит эта схема для школьников с ОВЗ. Что это такое? Специальные методики обучения, как правило, разъясняют на профессиональных курсах повышения квалификации для педагогов, работающих с детьми с ОВЗ. В целом схема выглядит ориентировочно следующим образом:

Поэтапное объяснение нового материала;

Дозированное выполнение заданий;

Повторение учеником инструкции к выполнению задания;

Обеспечение аудио-, визуальными средствами обучения;

Система специального оценивания уровня учебных достижений.

Специальное оценивание включает в себя в первую очередь индивидуальную шкалу оценок в соответствии с успехами ребёнка и затраченными им усилиями.

Состояние здоровья некоторых детей препятствует возможностям их обучения без использования специальных программ, а также особых условий. Разберемся с понятием «дети с ОВЗ»: что это такое и как жить с таким диагнозом.

Это понятие подразумевает, что ребенок имеет какие-либо отклонения в своем развитии, которые носят временный или постоянный характер. При правильном подходе к воспитанию и обучению, можно корректировать состояние ребенка, полностью или частично исправить дефекты.

Дети с ОВЗ - классификация

Специалисты делят ребят на несколько групп с:

  • дисфункциями речи;
  • нарушением зрения;
  • расстройствами в поведении;
  • патологиями опорно-двигательного аппарата;
  • различными сочетаниями нарушений.

Выбор обучающей программы зависит от того, к какой категории относится конкретный ребенок.

Обучение ребят

Чтобы избежать усугубления проблем со здоровьем, нужно как можно раньше начать развитие малыша. Можно назвать некоторые факторы, от которых зависит то, как будет проходит развитие ребенка:

  • категория нарушения;
  • условия жизни;
  • срок возникновения патологии, а также ее степень.

Малыши, которые имеют какие-либо отклонения, также нуждаются в посещении дошкольных учреждений, как и здоровые ребята. Существуют детские сады со специализированными или же комбинированными группами. Значительная часть детей, посещающих их, испытывают сложности в привыкании к новой обстановке, режиму. Со стороны крохи возможны неадекватные реакции. Это сложный период для всей семьи. Однако посещение ДОУ - важная часть социализации детей с ОВЗ.

Для облегчения адаптационного периода, должна быть налажена совместная работа педагогического коллектива и родителей. Для мам будут полезны такие рекомендации:

  • необходимо регулярно общаться с воспитателями для обмена информацией о потребностях малыша, особенностях его поведения;
  • желательно домашнее питание максимально приблизить к меню детсада, чтобы избежать проблем с кормлением в садике;
  • в выходные дни следует придерживаться того режима дня, который принят в ДОУ;
  • важно прививать малышу навыки самостоятельности и самообслуживания;
  • не следует проявлять чрезмерную опеку, несмотря на наличие нарушений.

Дети с ОВЗ в детском саду получают возможность развиваться. Их обучением занимаются специалисты, которые владеют специальными коррекционными методиками, знают особенности работы с такими малышами.

Обучение в является важным условием социализации ребенка, помогает раскрыть потенциал. Всё это в будущем отражается на самореализации и участии в общественной жизни.

Коньшина Екатерина
Проблема образования детей с ОВЗ в ДОУ

На сегодняшний день одной из самых тревожных проблем стало неуклонно увеличивающееся число детей с проблемами здоровья , в том числе детей

Дети с ОВЗ – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Дети с ОВЗ имеют разные нарушения развития : нарушение слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая ранний детский аутизм, с задержкой и комплексными нарушениями развития.

По различным причинам такие дети зачастую ограничены в общении со сверстниками, что лишает их приобретению социальных навыков. Выходят в мир совершенно неподготовленными, с большим трудом приспосабливаются к изменившейся обстановке, остро чувствуют недоброжелательность и настороженность окружающих, болезненно на это реагируют. Дети абсолютно не социализированы.

Проблемы образования этих детей в нашей стране весьма актуальны. Для того, чтобы в дальнейшем жизнь таких детей была полноценной , необходимо обеспечить оптимальные условия для их успешной интеграции в среду здоровых сверстников уже в дошкольном учреждении. Создание этих условий задача сложная, требующая комплексного подхода и полной отдачи от всех участников процесса. Для ее решения мы не должны принуждать детей с ОВЗ адаптироваться под имеющиеся условия, а должны быть готовы изменить систему образования , спроектировать новые формы организации образовательного пространства . Практика последних лет убедительно свидетельствует об эффективности совместного обучения детей с инвалидностью , детей с ограниченными возможностями здоровья и здоровых детей .

Однако на сегодняшний день можно выделить ряд проблем инклюзивного образования : недостаточная подготовленность педагогических кадров, работающих по модели инклюзивного образования . Педагоги, которые никогда не сталкивались с особенностями обучения детей с различными проблемами здоровья , часто не владеют необходимыми знаниями, приёмами и методиками специального образовательного процесса , даже не смотря на то, что прошли курсы повышения квалификации. Педагоги не имеют необходимой квалификации как для коррекции имеющихся у ребенка нарушений, так и вовлечения его в образовательный процесс . Кроме того некоторые педагоги являются противниками инклюзии, потому что это доставляет им дополнительные трудности, но не приносит существенного материального вознаграждения. Инклюзивное образование должно сопровождаться специальной поддержкой педагогов, которая может оказываться как внутри учреждения, так и вне его.

Внедрение инклюзивного образования в ДОУ выявляет ряд проблем .

Во-первых, это отсутствие нормативно-правовой базы, которая позволила бы определять такие критерии, как «численность детей с особенностями в одной группе, время их пребывания, размер и порядок финансирования работников инклюзивной группы, состав специалистов, правила оказания медицинских услуг в зависимости от возможностей и состояния здоровья ребенка».

Во-вторых, отсутствие необходимой методической литературы. В ДОУ обязательно должна быть литература коррекционного вида, которая необходима при организации НОД детей с ограниченными возможностями здоровья.

В-третьих, это необходимость изменения образовательной среды и непосредственно связанная с этим проблема финансирования .

К сожалению многие сады с трудом могут позволить себе организацию инклюзивных групп, как раз потому, что есть необходимость в приобретении дополнительных средств обучения, специального оборудования, к которому относятся и специальные кресла с подлокотниками, специальные столы, корректоры осанки и тактильные панели, также необходимы средства для организации безбарьерной среды и тд.

Ещё одной проблемой является отсутствие у педагогического состава опыта и психологической готовности принять ребёнка с ОВЗ в обычной группе детского сада. Необходимо провести соответствующую работу по повышению квалификации педагогических кадров, по воспитанию у взрослых непредвзятого отношения к «особенному» ребёнку, способности принять его на равных с остальными членами детского коллектива. Также остро стоит вопрос нехватки специалистов (дефектологов, сурдологов и тд, а ведь организовать полноценное коррекционно-педагогическое сопровождение детей с особыми потребностями здоровья возможно только при слаженной совместной работе всех специалистов.

Немаловажной проблемой является отношение родителей как нормально развивающихся детей , так и родителей детей с ОВЗ к внедрению инклюзивного образования в ДОУ . Со стороны родителей «особых» детей зачастую возникает ситуация, когда они перестают реально соотносить возможности особого ребенка и перспективы его развития, и просто перекладывают ответственность за воспитание ребенка на специалистов. Эту проблему нужно решать в тесной взаимосвязи родителей, воспитателей специалистов ДОУ.

Родители же обычных детей не всегда готовы принять детей с особыми образовательными потребностями , они боятся, что нахождение в группе ребенка с ОВЗ может навредить их собственным детям. А ведь ни для кого не секрет, что отношения детей к особенным детям в большей степени зависит от отношения взрослых к ним. Поэтому обязательно необходимо проводить работу с родителями, направленную на повышение уровня компетенции по вопросам инклюзивного образования , на включение родителей в жизнь ДОУ.

Несмотря на все проблемы инклюзивное образование способствует социальной адаптации детей с ОВЗ с самого раннего возраста, развитию их самостоятельности и независимости, и что немало важно, подталкивает современное общество к изменению отношения к ним, учит здоровых детей видеть в других людях равных себе независимо от их особенностей, быть более толерантными и прививает уважение к людям с ограниченными возможностями здоровья.

Сегодня инклюзивным или включающим образованием называют совместное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья с нормативно развивающимися сверстниками. Дети с особыми образовательными потребностями в такой практике смогут расти и развиваться вместе с другими ребятами, посещать обычные учебные заведения, заводить в них своих друзей. В общем, жить, как живут все остальные дети. Идея состоит в том, что для получения качественного образования и психологической адаптации в обществе, детям с особыми потребностями необходимо активно взаимодействовать с другими детьми. Но не менее важно такое общение и тем детям, которые не имеют никаких ограничений в своём развитии или в здоровье. Все это существенно повышает роль инклюзивного, совместного обучения, позволяющего принципиально расширить возможности социализации детей с инвалидностью .

Количество детей с тем или иным видом инвалидности продолжает расти. А это значит, что тысячи семей в стране нуждаются в поддержке. Поддерживать инклюзивное образование – значит давать детям шанс стать частью общества, развивать таланты, социализироваться.

Публикации по теме:

Проблема преемственности дошкольного и начального образования ПРОБЛЕМА ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В статье рассматриваются проблемы преемственности дошкольного и начального.

Создание инклюзивного образовательного пространства для детей с ОВЗ в условиях ДОУ (Опыт работы по инклюзивному воспитанию в ГБДОУ «детский сад» №57 комбинированного вида Красногвардейского района Санкт-Петербурга.) дефектолог.

«Взаимосвязь работы воспитателя и педагога-психолога ДОУ по адаптации детей с ОВЗ к школьному обучению». Дошкольное детство является самым важным и благоприятным периодом в развитии ребёнка, а особенно ребёнка с ОВЗ. Очень многое напрямую зависит.

Адаптация детей с ОВЗ к условиям ДОУ «Адаптация детей с ОВЗ к условиям ДОУ» Поступление ребёнка в дошкольное учреждение – сложный процесс как для самого ребенка, так и для.

Адаптационная образовательная программа ДОУ для детей с ОВЗ (ДЦП) Адаптационная образовательная программа ДОУ для детей с ОВЗ (ДЦП). Содержание I.Целевой раздел 1.1 Пояснительная записка индивидуальной.

Социальная адаптация детей с ОВЗ в условиях ДОУ (из опыта работы) Доклад на тему: «Социальная адаптация детей с ОВЗ в условиях ДОУ» (из опыта работы). Подготовила: Михеева Наталья Александровна, воспитатель.

Проблема изучения особенностей мотивационной сферы воспитателей ДОУ Проблема изучения особенностей мотивационной сферы воспитателей ДОУ с разным уровнем успешности профессиональной деятельности в современной.

Развитие вариативных организационных форм образования обучающихся с ОВЗ Под организационными формами образования подразумевается внешнее выражение согласованной деятельности учителя и обучающихся, реализуемой.

Создание условий для эффективной организации обучения детей с ОВЗ в ДОУ В настоящее время остро встает проблема правильного построения образовательной среды в дошкольных учреждениях, что способствует более эффективной.

Выступления на педагогическом совете «Проблема духовно-нравственного воспитания обучающихся, воспитанников с ОВЗ» Выявление и определение педагогических позиций по проблеме духовно – нравственного воспитания обучающихся, воспитанников с ОВЗ через воспитательную.

Библиотека изображений: