Латеральное мышление – это искусство нестандартно жить и мыслить. Что такое латеральный маркетинг

Хочу рассказать об очень интересном приёме активизации творческого мышления. Точнее, латерального мышления. Термин «латеральное» ввёл Эдвард де Боно, так как слово «творческое» не вполне отражало суть дела, и обозначает оно «боковое» мышление. То есть отход от стереотипов и паттернов (шаблонов) и через это рождение новых идей. Поясню.

Скажем, художник, который пишет картину, безусловно, творит. Но вполне возможно, что он рисует в какой-то ему присущей манере и его кисть будет узнана. То есть его новая картина будет всё же неким повторением его картин. Причём я вовсе не хочу сказать, что это плохо. Отнюдь! Это – творчество!

Предположим, Вы придумали, как расположить компьютер и периферийные устройства у себя в офисе, как организовать сеть. Творчество? Конечно! Но ведь не исключено, что такой вариант уже много где используется.
А вот Вы взяли и придумали что-то этакое, чего до сих пор не было. Творчество? Само собой! То есть под творчеством может пониматься как применение чего-то известного, но в новом аспекте, так и создание новых ценностей. Согласитесь, что это разные процессы.

Посему Де Боно и ввёл термин «латеральное» мышление, как мышление, направленное на создание чего-то принципиально нового. И дал некоторые приёмы.

Например, такой понравившийся мне приём, как «по» - «провокационной операции», которая позволяет резко уйти с проторенных путей. Сейчас объяснюсь, а пока ещё немного рассуждений.

Часто великие открытия сделаны вопреки логике и здравому смыслу. Классический случай – молодой английский учёный плохо помыл пробирки и получил пенициллин.Задним числом все новации и путь их открытия выглядят очень логичными, но при их получении никакой логики не было. Так вот, слово «по» - провокационная операция.

Провокация не претендует на разумность. ПО-утверждение может казаться полной бессмыслицей. Мы просто берем любое слово (лучше существительное) и ставим его рядом с областью, в которой нужна новая идея.

Пример. Мы можем сказать “пирожок ПО стекло”, пытаясь найти новые идеи о том, как уделать конкурентов в области выпекания пирожков. Теперь поищем, что тут можно найти этакого… Стекло прозрачно, так может, стоит подумать о варианте выпекания пирожка так, чтобы было видно, что там внутри? Стекло хорошо держит температуру, так может стоит подумать о варианте упаковки с сохранением температуры пирожка? Стекло аморфно, так может стоит подумать о каком-то другом варианте замеса теста?

Из этого сопоставления мы можем получить идею, к которой обычным логическим путём не пришли бы. Потом бы всё выглядело логично, но «латеральное» или «боковое» мышление позволяет придти к новой идее совершенно неожиданным путём. Никто не говорит, что раз прозвучала связка «пирожок По стекло», то тут же надо думать, как в пирожок стекла добавить. Но вот такой случайный выбор слова позволяет сгенерировать нечто принципиально новое.

Использовать случайные слова чрезвычайно легко. Процесс работает потому, что случайное слово позволяет нам войти в колею (или паттерн) мышления с другой точки, увеличивая шансы наткнуться на новую колею.
ПО означает, что идея предлагается не в качестве верной, точной и не в качестве описания ситуации, а в творческом смысле - чтобы привести к новым идеям и новым взглядам на вещи. Творчество пытается найти новые колеи.

Итак, технология такова:
1. Берём понятие, в области применения которого хотим сгенерировать что-то новенькое.
2. Через слово «ПО» случайным образом подбираем другое слово. Можно хоть словарь использовать и наугад открывать. Слово желательно – существительное.
3. Начинаем искать какие-то объединительные мотивы.
4. Получаем совершенно новый путь, который приведёт к новому решению.
5. А потом можно и логически обосновать новое решение.

Я так стал поступать и в делах, и просто играя. Надо сказать, что решения приходят… Ого-го! Только воплощай!

Ещё примерчик, вот прямо сейчас. «Семинар ПО снег». Слово «снег» взял из детской книжки, которая лежит на столе. Начнём…
Снег белый. Ничего не придумалось… Снег тает. А что, если на каждом занятии раздавать в печатном виде круг вопросов, которые остались в программе. Народ как-то чётче будет осознавать ход прохождения семинара. Обычно все дают те вопросы, которые рассмотрены, а если давать им таблички, на которых и то, что осталось пройти, что ещё предстоит пройти.
Снег искрится. А что, если придумать какие-то искорки? Скажем, ставить оценки-искорки, титул «самый искромётный на занятии» вроде жёлтой майки лидера раздавать. А что, если искорки – это какие-то быстрые переключения в программе, быстрый возврат к пройденным вопросам? Из снега лепят снеговиков. Катают шары из снега разного диаметра. А что, если занятие так и построить – по принципу кругов разного диаметра? По снегу катаются на лыжах. Лыж обычно две. А что, если внедрить в семинар принцип парного обучения?

В общем, можно сгенерировать что угодно. «Снег» - всего лишь провокация, которая увела мышление от привычных стереотипов.
Другой пример ПО. ПО-утверждение. Например, такое утверждение, ставшее у Де Боно классическим – у автомобили должны быть квадратные колёса. Сразу возникает куча возражений – понадобится много бензина, автомобиль может развалиться, движение будет идти рывками, в автомобиле тряслось бы абсолютно всё. И всё это справедливо. Если применять суждения и логику.
Но в результате появилась регулируемая подвеска. Появилась идея создать конструкцию автомобиля для езды по пересечённой местности.

А вот ещё ПО. Фабрика должна находиться ниже самой себя по течению реки. Абсурд, ведь это предполагает, что фабрика находится в двух местах сразу. Но в результате этой провокации в США был принят закон, который гласит, что устройство забора воды должно находиться ниже стока по течению. То есть фабрика первой начинает потреблять собственную грязную воду. И владельца фабрики начинают волновать очистные сооружения. Что произошло? ПО начало движение к новой идее, которая либо не появилась бы вообще, либо появилась гораздо позже и мучительнее.

Суть ПО заключается в том, что вы не выносите суждение «верно – неверно», а просто начинаете движение к новой ценности.
Попробуйте сами. Например:
1. Какая новая мысль может появиться в случае такой связки – «чашка ПО сыр»?
2. Поработайте со следующим ПО – Заряда батареи в мобильном телефоне должно хватать на 5 минут.

Для того чтобы понять, что такое латеральный маркетинг давайте ка начнем с латерального мышления. Тем более, что они так и появлялись на свет – сначала мышление, потом маркетинг - оба латеральные. Обещаю, что все что мы расскажем об этих непонятных терминах будет очень даже понятно и интересно.

Латеральное мышление

Латеральное мышление (lateral thinking) – это метод нестандартного подхода и решения задач, что-то типа творческого мышления. Сам термин предложил в конце 1960-х гг. Эдвард де Боно, эксперт по креативности. Он – а втор почти полусотни книг, переведенных на 35 языков. Самой важной из них сам он считает «Я прав – вы заблуждаетесь» , а самой популярной является «Шесть шляп мышления». Я читала популярную вы тоже можете начать с нее если решите углубиться в тему! Если в общем, то меняя шляпы мы можем переключаться на разные аспекты проблемы (вопроса, задачи – зовите как хотите).

Метод 6-ти шляп вообще крайне полезная тема как для тех, кто постоянно участвует в мозговых штурмах, так и для тех, кто принимает важные решения. Вообще концепция интересна всем людям, мозги которых не покоятся без дела. Суть:

Эдвард де Боно ввел понятия паттернов (шаблонов или моделей) и тут же обнаружил разные их виды, в т.ч. сдерживающие. Чтобы они не мешали нам творить, он разработал инструмент, позволяющий перестраивать паттерны, уходя от ограничивающих и создавая благоприятные. Вот это и есть латеральное мышление.

Белая – информация и вопросы, связанные ней: что имеем, чего не хватает?

Черная – осторожность, следовательно, суждение и оценка с позиции «а правда ли это?»

Красная – эмоции, а отсюда – интуиция, чувства и предчувствия.
Желтая – преимущества.
Зеленая – творчество, т.е. идеи и предложения, поиск альтернатив.
Синяя – организация мышления: чего достигли и что делать дальше?

В отличие от логического мышления (которое мы ни разу не отменяем), латеральное мышление не требует пошагового движения мысли, в случае которого ошибка на одном из этапов рушит всю структуру. Латеральное мышление позволяет скакать туда-сюда, допускает ошибки.

Не смотря на громоздкое название “латеральное мышление”, составляющие его просты и забавны – креатив, инсайт и юмор!

А как же логика? А логику никто не отменял! Логическое мышление – вертикальное, в то время как латеральное – боковое. Латеральное мышление находит идею, логическое - развивает ее.

Теперь переходим к латеральному маркетингу

Латеральный маркетинг базируется на поиске новых возможностей, фокусируясь на неучтенных желаниях потребителей. Он базируется на поиске новых возможностей путем обращения к одному или нескольким желаниям потребителя, которые мы отбросили при предыдущем определении товара или услуги.

Филип Котлер — тот самый герой, который адаптировал теорию латерального мышления. Он и Фернандо Триас де Без создали новую концепцию — латеральный маркетинг. Авторы решили расширить инструментарий маркетинга за рамки последовательного и логичного процесса, на котором он базируется, и помочь компаниям генерировать новые идеи, которые не могут предложить ни потребители, ни маркетинговые исследования

Пример, который был у истоков создания латерального маркетинга:

В начале 1970-х годов итальянская фирма Ferrero решила выпустить на рынок новый шоколадный продукт для детей. Мнений относительно создания самого продукта было много: предлагали добавить больше сахара, создать неординарно яркую обертку, производить шоколад в форме любимых мультипликационных героев. Однако предпринимателям Ferrero пришла в голову гениально простая мысль: «А почему нашу продукцию должны только есть? Любимое занятие детей — играть! И если мы делаем продукт для детей, то они должны получить не только вкусную шоколадку, но и игрушку!». Такая, на первый взгляд, нелогичная комбинация была реализована в 1972 году в известном на весь мир продукте под названием «Киндер Сюрприз».

Конечно, компания могла пойти стандартным путем. Обычно для того чтобы создать новый продукт, старому продукту добавляют какой-нибудь новый компонент, например, клубнику в шоколаде. Но, по сути, шоколадка остается все той же шоколадкой. И такой товар продолжает лежать на полках супермаркетов среди десятков других похожих брендов. Даже если бы Ferrero смогла сварить очень вкусный шоколад и максимально гармонично объединить сахар, какао, изюм, печенье и т. д., то даже при самых благоприятных обстоятельствах компания смогла бы получить не более 3-4% рынка. Но стоило посмотреть на процесс со стороны, как сразу родилась новая идея — развлекать детей.

Нельзя четко определить, чем является «Киндер Сюрприз» — сладостями или игрушкой. Это абсолютно новый продукт, и не стоит его сравнивать. В результате компания имеет практически 100% рынка новой категории. По данным A.C.Nielsen’s Billion Dollar Brands, «Киндер Сюрприз» — одна из самых популярных в мире шоколадных марок, ежегодные продажи которой превышают $1 млрд.

Ну и наконец алгоритм латерального подхода в маркетинге:

  1. Нужно выбрать “фокус” . Это продукт или услуга, которые мы намерены трансформировать в нечто принципиально другое.
  2. Произвести “латеральное замещение” , чтобы создать мыслительный стимул, подстегивающий наши креативные способности. Латеральное замещение – это прерывание обычного течения логической мысли, обычной цепочки суждений где-нибудь в ее середине.
  3. Создать новое соединение , новую связь.
В латеральном мышлении разрыв или щель можно создать шестью способами: заменой, переворотом, комбинированием, гиперболизацией, устранением или изменением порядка в вашем товаре или услуге. В качестве примера приводится латеральное мышление над традицией посылать на день святого Валентина своим возлюбленным букет роз. И вот какие латеральные маркетинговые идеи предлагают Котлер и де Бес: Замена : посылать лимоны, а не розы. Переворот : посылать букет во все остальные дни года, но не на день святого Валентина. Комбинирование : посылать розы и еще чего-нибудь в придачу. Гиперболизация : послать сто роз или одну-единственную (преувеличение и преуменьшение). Устранение : не посылать розы вообще. Изменение порядка : посылает розы возлюбленный, а не влюбленный. Каждый из этих вариантов создает разрыв, щель в логике – все идеи, которые получились, нелогичны и теперь нам нужно заполнить щель, создать соединение, найти логическую связь между традицией посылать розы и теми причудливыми идеями, которые у нас родились в результате латерального мышления

Надеюсь, теперь у вас есть четкий ответ не только на вопрос “что такое латеральный маркетинг”, но и представление о том, как его можно использовать.

Здравствуйте, уважаемые читатели блога! Сегодня мы рассмотрим, что такое латеральное мышление, а также то, чем оно полезно и в каких ситуациях может пригодиться.

Немного теории

Латеральность – это одна из разновидностей творческого мышления, которая позволяет посмотреть на сложность или какую-либо ситуацию под совсем необычным углом.При этом исключает наличие алгоритма действий и избавляет от привычных стереотипов и шаблонов.

Человек может мыслить абсолютно в любом направлении, и даже если допустит ошибку – это не скажется негативно на результате, так как последующие решения позволять исправить ситуацию. Что очень отличается от пошаговых инструкций и логических размышлений, где из-за малейшего недочёта крах может потерпеть вся запланированная система действий.

Между прочим, «мозговой штурм» был основан именно на этой разновидности мышления. И что самое интересное, этот метод вполне может совмещаться с логикой. Сам термин ввел в обиход знаменитый психолог Эдвард де Боно в конце 1960-х годов. Он «умудрился» подвергнуть систематизации творчество, а также доказал, что креативность является очень важной характеристикой для личности, которая желает развиваться и достигать успеха, и необходимой для самоорганизующихся информационных систем.

Идеи Эдварда де Боно

  1. Эдвард считает, что стереотипы, помимо того, что позволяют человеку сориентироваться и определить необходимый ход действий, также ограничивают человека. К примеру, достаточно всего раз отравиться мороженым, чтобы перестать его покупать вообще. Так называемый полученный опыт отлично помогает сохранить целостность и безопасность, но человек способен в дальнейшем просто перестать проверять насколько какой-то шаблон совпадает с реальностью в данной ситуации. Может, он перестал работать, а личность находится в фантазиях и боится рискнуть, чтобы проверить.
  2. Вертикальное мышление, то есть вышеуказанными шаблонами, со временем убивает возможность мыслить креативно, а также изобретать что-то новое. Что, кстати, очень «стопорит» при решении проблем. Помните выражение «наступить на грабли»? Так вот, если у вас в жизни часто возникают ситуации, похожие друг на друга, то пора изменить подход в их решении.
  3. Боно приводил пример, объясняющий, как действует его метод. Допустим, вы находитесь в песочнице и у вас есть лейка с водой. Так вот, если вы воду начнёте лить на песок, в одно и тоже место, то она поначалу немного растечётся, после чего сделает ямку, в которой будет собираться, образуя своеобразный колодец. Теперь проведём аналогию с процессом обдумывания чего-то у человека. Вода – это информация, поступающая извне, песок – наш мозг, и соответственно образовавшийся колодец – стереотип. И вот как раз латеральность – возможность сделать бороздки, чтобы выпустить воду по бокам, пока ямка (стереотип) не углубилась ещё больше, что означало бы придание ему устойчивости.
  4. Использование его в повседневной жизни необходимо, как и задняя передача у автомобиля, без которой не выбраться из гаража или тупика. Умея сдавать назад, вы же не будете так ездить постоянно? Но если не научитесь, то и пользование машиной будет совсем нелегким трудом.
  5. Личность, которая привыкла в своих размышлениях руководствоваться шаблонами, не способна творить и придумывать что-то новое.

Методы развития

«6 шляп»


Самым известным и популярным является метод «6 шляп», благодаря которому все возникшие идеи вполне могут сосуществовать, не отрицая друг друга и не противореча. Для этого необходимо представить, что обдумывая какую-то проблему, чтобы приблизить решение, вы поочередно меняете шляпы, которые отвечают за определенную сферу и подход к мыслительной деятельности. Можно использовать коллективно, наделив каждого её участника определённой ролью.

Итак, сама расшифровка:

  • Белый – информация и «сухие» доводы, аргументы, теория.
    Красный – чувствительность (отвечает за любые, даже малейшие ощущения и эмоции)
    Жёлтый – оптимистичность, с помощью которой обнаруживаются преимущества и ресурсы.
    Черный – критика, недочёты и слабые места.
    Зелёный – генерирование новых и «свежих» идей.
    Синий – подведение итогов, а также обозначение «зоны ближайшего развития».

Творческая пауза

То есть возможность отдохнуть или переключиться на другую задачу, чтобы с новыми силами вернуться к изучению и поисков выхода из сложившейся ситуации, если в процессе отдыха не возник инсайт. Помните, что такое инсайт? Это озарение, неожиданное понимание проблемы в тот момент, когда занимаешься совсем другими вопросами и делами.

Ведь, даже если мы переключились на решение задач, не связанных с возникшей проблемой, то подсознание всё равно продолжает поиски способов, даже когда вы спите. Поэтому, чтобы не испытывать чрезмерный стресс и не загонять себя в тупик, разряжайте обстановку совсем другими занятиями.

Альтернатива

То есть, готовность человека приостановиться даже в тот момент, когда кажется, что придумал идеальный выход из положения, и поразмышлять ещё о возможных вариантах. Такой способ не позволит вам зациклиться на чём-то одном и «закостенеть», исключая возникновение «неработающих» стереотипов. Со временем вы уже автоматически будете продолжать искать возможные оптимальные решения, не останавливаясь в мыслительных процессах, а совершенствуясь и развиваясь.

Самой основной проблемой, вызывающей нарушения в способности творчески мыслить и генерировать новые идеи – это наросший пласт критики, которой подвергает себя личность. Отчего, чем опытнее, и взрослее человек становится, тем, как бы ни было парадоксально – глупее. Боно даже провёл ряд экспериментов, где показывал взрослым и детям один и тот же рисунок, предлагая рассказать обо всех вариантах и ассоциациях, которые возникают в ответ на него. Посмотрите внимательно, что он вам напоминает? Подключите фантазию, помните, что нет правильных и не правильных ответов, каждый из них имеет право на жизнь.


Сколько у вас вышло? Так вот, по результатам Боно, оказалось, что дети могут назвать до 40 вариантов, в то время, как взрослым не под силу и 10. А все потому, что «привязывались» к самой геометрической фигуре, относясь как к шаблону геометрии, ведь так учили в школе. А теперь представьте, сколько мы теряем в жизни, из-за ограниченности взглядов, потому что научились поддавать оценке свои действия, и выработали целую кучу стандартов.

Поэтому избавляйтесь от внутреннего критика, расширьте свои внутренние границы, и тогда вас ждёт больше возможностей, потому что вы их сможете хотя бы заметить. Постарайтесь и придумайте все 40, а то и больше вариантов, на что похожа эта фигура.

«Безумно глупо»

Старайтесь придумывать безумные и глупые идеи намеренно. Вот увидели картинку в журнале, и набросали пару вариантов о том, что и как на ней происходит. Только не очевидное, что, допустим, девушка лежит на шезлонге, отдыхая и загорая. Может, она потеряла сознание, потому что спасалась от стаи диких маленьких рыбок, и выбралась из бассейна совсем обессиленная? Когда научитесь не чувствовать стыд и вину за глупости, а наоборот – удовольствие, считайте, что первые шаги в сторону креативности удались.

«Данетки»

Как творческие способности развить незаметно, играя и развлекаясь? Да легко, с помощью «данеток». Это такие задачки, которые учат формулировать и задавать вопросы, причём, так, что они не иссякают. Играть можно как онлайн, так и с друзьями, что очень разрядит обстановку и настроит на весёлый лад. Условия просты, спрашивать нужно так, чтобы следовал закрытый ответ, то есть только «да» или «нет».

Самих задач в интернете полно. Приведу пример: «Одна женщина, прежде, чем лечь спать, спрятала туфельку в сейф. Почему она так сделала?». И вот с помощью вопросов пробуйте добраться до истины, это действительно увлекает и развивает.

Экспериментируйте

Стабильность – это хорошо, но если заметили, что в чём-то она мешает, рискуйте и действуйте по-другому, тогда и последствия будут совсем не такими, как обычно. К примеру, после нескольких неудачных романов женщина пришла к мысли, что «все мужчины одинаковы». Знакомый шаблон, да? Только, если задуматься, они были чем-то похожи, допустим, пристрастием к развлечениям. И теперь, живя с этим стереотипом, она неосознанно будет выбирать именно тех мужчин, которые ему соответствуют, убеждаясь, каждый раз, в своей правоте.

Подвергайте сомнению любую информацию


Это поможет вашему воображению набросать варианты, объясняющие подозрения. И кстати, это один из способов дедукции, о котором вы сможете почитать подробнее в статье . А это опять-таки подтверждает, что латеральность включает в себя и логику.

Заключение

А на сегодня всё, уважаемые читатели! Если вы хотите более углублённо изучить методы Эдварда де Боно, то рекомендую почитать его книгу «Латеральное мышление» . А ещё не забывайте, что развивать важно обе половинки мозга, чтобы достигнуть гармонии в своём развитии. Лучшие методы и способы описаны в статье «Основные функции правого полушария головного мозга а также упражнения для его развития». Успехов вам и свершений на пути саморазвития!
Материал подготовила Журавина Алина.

Дивергентное (латеральное) мышление является особым способом решения проблем. Используя его, человек старается взглянуть на проблему с различных сторон. Латеральное мышление было представлено Эдвардом де Боно. Этот выдающийся мыслитель является автором и других концепций: "6 шляп мышления", "6 медалей оценки" и прочих.

Латеральное мышление именуется также как нестандартное, нешаблонное, боковое, поперечное и так далее. Этот способ призван при необходимости дополнять обычные, традиционные, вертикальные приемы. Понимание необходимости использования нестандартных подходов пришло в первую очередь к тем людям и организациям, жизнь и деятельность которых тесно связана с творчеством, со способностью к созданию новых идей.

Гибкость мышления является основным условием при подборе нешаблонных методов. Механизм нестандартного подхода заключается в разрушении привычных, устоявшихся стереотипов. Сознание и мышление при этом тесно взаимосвязаны. Второе разрушает паттерны. Сознание, в свою очередь, принимает новые идеи. В некоторых случаях новые мысли и идеи могут показаться не очень хорошими, однако многие из них при должном структурировании обладают достаточно большим потенциалом и широкими перспективами.

Латеральное мышление может применяться в самых различных сферах деятельности. Так, нестандартные подходы можно использовать на работе, если специфика деятельности предусматривает творчество, требует постоянного обновления идей или способов выхода из самых разных кризисных ситуаций. Например, в бизнесе очень часто происходят ситуации, в которых удачно и вовремя сказанная шутка позволяет разрядить накаленную обстановку в коллективе. Латеральным мышлением можно воспользоваться на отдыхе, выбирая, например, место, куда съездить в отпуск.

Главной задачей нешаблонного подхода является, по мнению ряда авторов, преодоление поискового клише. Сознание рассматривается как система пассивная, как среда, в которой происходит самостоятельная организация информации.

Считается, что у человека весьма ограниченное внимание в единицу времени. Часто одни люди упрекают других в некоторой "зацикленности" на проблеме. Принципы латерального мышления не позволяют прочно утвердиться информации, закрыв доступ новым данным. Нестандартный подход позволяет вместе с этим комбинировать имеющиеся знания, зачастую образуя совершенно новые и неожиданные сочетания.

Нешаблонный способ решения задачи не ставит целью достичь конкретного одного результата. В латеральном мышлении факт не обладает безусловной силой. Нестандартный подход является лишь особым методом использования информации при решении проблемы, способом пробовать, искать, идти дальше.

В латеральном мышлении разделяют три основных приема: упорядочивание, соотношение и структурирование.

Нейропсихологами была выявлена связь между нестандартным (дивергентным) подходом и конвергентным (стандартным) подходом и Так, известно, что левое отвечает за а правое - за интуитивное восприятие.

Исходя из задач, человек может использовать то или другое полушарие. Так, например, у художника более активно правое, а у бухгалтера - левое.

Ассоциативность нешаблонного подхода позволяет применять внутреннюю свободу. К характерным чертам дивергентного мышления следует отнести "беглость восприятия". Она отражает способность к созданию нескольких идей одновременно. Еще одной характеристикой является гибкость. Это свойство предусматривает умение быстро переходить от одной точки зрения к другой. Немаловажно и наличие нетривиальности - способности к формированию оригинальных идей.

Для того, чтобы мыслить нестандартно и воплощать в жизнь что-то новое, необходимо знать, как можно прийти к новой идее путем отказа от старых шаблонов. Нешаблонное мышление можно назвать глобальной интуицией, внезапно нахлынувшим вдохновением или аутогенным состоянием человека. Однако, латеральное мышление – это не хаос в сознании. Человек может им управлять.

Латеральное мышление – что это такое?

Речь идет о способе поиска решения проблем посредством необычных методов, игнорируемых логикой. Автором этого понятия является врач из Британии Эдвард де Боно и сегодня его труды берут за основу авторитетные эксперты в сфере менеджмента и креативности. Он утверждает, что при логическом мышлении разумом управляет логика, тогда как в процессе креативного познания ее роль второстепенна. Латеральный тип мышления или боковой находит идею, а логика ее развивает. Это все равно что выбираться из тупика задним ходом автомобиля, хотя это и не обязательно.

Как развить латеральное мышление?

Чтобы мыслить шире, игнорируя шаблоны и стандарты, рекомендуется так работать над собой:

  1. Бороться с собственной логикой. Она первая подсказывает поиск выхода из тупика, но на привычные вещи нужно постараться взглянуть «нелогично». Стереотипы «замыливают глаз» и не дают найти просто и удачное решение, лежащее на поверхности.
  2. Развитие латерального мышления предусматривает восприятие вещей «чужими глазами». Необходимо забыть о своем опыте и взглянуть на вещь так, как будто раньше слышать о ней и использовать не приходилось.
  3. Отслеживать собственные «логичные мысли». Реализуя латеральное сознание на практике, человек, прежде всего, учится принимать во внимание свои «логичные» мысли. Как только он понимает, что снова берет за основу шаблон или стандарт, он идет от противного и действует наперекор логике.

Методы латерального мышления

К самым популярным методикам относят:

  1. Мозговой штурм . Его автором является Алекс Осборн. При этом над решением проблемы трудится сразу несколько участников, которые могут высказывать самые разные варианты, в том числе и фантастические.
  2. Решение изобретательских задач . Латеральное мышление де Бона завоевало множество последователей, среди которых и Генрих Альтшуллер. Этот разработал метод, который разительно отличается от предыдущего, так как преследует цель найти алгоритмический подход к решению проблемы или модифицировать старый.
  3. Метод Дельфи . При этом проводятся опросы, интервью, . Все участники ищут решение проблемы по отдельности. Не связанные друг с другом эксперты оценивают их работу, прогнозируют результат, а созданная организационная группа сводит их мнения воедино.

Упражнения для развития латерального мышления

Выработать фантазию и воображение помогают следующие способы:

  1. Игра в «Данетки». Ведущий придумывает необычную ситуацию, а все остальные должны ее разгадать, но на все их уточняющие вопросы управляющий может ответить только «да» или «нет».
  2. Развивают латеральное мышление упражнения по поиску решения логических загадок и головоломок. Например, «Каких камней не бывает в море?», «Как бросить шарик от пинг-понга так, чтобы он сбил стоящий на земле предмет и угодил в противоположную стену?» и т.д.
  3. Нарисовать на бумаге 9 точек и соединить их четырьмя линиями, не отрывая ручки от бумаги и не проходя через одну точку дважды. Похожее упражнение: найти 9 вариантов деления квадрата на 4 равные части.
  4. Придумать максимум вариантов применения какой-либо вещи, например, пластиковой бутылки, торшера, колесной шины и т.д.

Латеральное мышление – задачи

Существует огромное количество заданий и обучающих методик, которые также призваны и творческое воображение:

  1. Взять два одинаковых стакана, налив в один воду, а в другой компот. Из стакана с компотом набрать ложку жидкости и вылить в сосуд с водой. Теперь из стакана с водой набрать ложку и вылить в сосуд с компотом. Повторить эти действия еще раз и определить, чего больше: воды в сосуде с компотом или компота в сосуде с водой.
  2. Задачи на латеральное мышление предусматривают и работу с картинками, историями, описаниями. Ведущий может раздать всем участникам картинки с двумя связанными между собой изображениями, но одно закрывает. Задача участников – догадаться, что изображено на второй половине. Например, видя нарисованного человечка на дереве, они высказывают предположение, что он: «полез снимать котенка», «собирает урожай», «собирается спилить ветки» и т.д.