Власова Т.М., Пфафенродт А.Н.
Фонетическая ритмика: Пособие для учителя. - М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 1996. - 240 с: илл.
Предназначено учителям и воспитателям школ для детей с недостатками слуха и речи (слабослышащих, глухих), родителям, имеющих таких детей, студентам дефектологических факультетов.
Предлагаемый метод фонетической ритмики может быть использован в школах и детских садах для детей с недостатками произношения (речевых, вспомогательных), а также иностранцами, начинающими изучать русский язык.
© Власова Т.М.,
Пфафенродт А.Н., 1996
© «Гуманитарный
издательский центр
ВЛАДОС», 1996
ПРЕДИСЛОВИЕ
Для устной речи многих слабослышащих детей, как известно, характерны как дефекты в воспроизведении ряда звуков речи, так и нарушение ритмико - интонационной ее стороны.
Фонетическая ритмика органически входит в работу по формированию произношения и играет существенную роль как в коррекции речи слабослышащих детей младшего возраста, так и в развитии у них естественности движений.
Фонетическая ритмика - это система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с произнесением определенного речевого материала (фраз, слов, слогов, звуков).
В научной литературе доказана филогенетическая связь между развитием движений и формированием произношения. Совокупность движений тела и речевых органов способствует снятию напряженности и монотонности речи, которые свойственны детям с недостатками слуха. Раскованность и непринужденность, приобретаемые детьми при выполнении ритмических движений телом, оказывают положительное влияние и на двигательные свойства речевых органов.
В данном пособии метод фонетической ритмики представлен в качестве приема работы по формированию и коррекции произносительной стороны речи слабослышащих детей. (Фонетическая, ритмика, естественно, не исключает других приемов и методов работы над произношением, принятых в отечественной сурдопедагогике.)
Цели, которые определяют основные направления в занятиях по фонетической ритмике, заключаются в том, чтобы:
соединить работу речедвигательного и слухового анализаторов с развитием общей моторики;
способствовать формированию у слабослышащих детей естественной речи с выраженной интонационной и ритмической стороной в процессе перехода общей моторики к речедвигательной;
развивать слуховое восприятие учащихся и использовать его в ходе формирования и коррекции произносительных навыков.
Все упражнения, содержащие движения и устную речь , на занятиях по фонетической ритмике направлены на:
нормализацию речевого дыхания и связанной с ним слитностью речи;
формирование умений изменять силу и высоту голоса, сохраняя нормальный тембр без грубых отклонений от нормы;
правильное воспроизведение звуков и их сочетаний изолированно, в слогах и словосочетаниях, словах, фразах;
воспроизведение речевого материала в заданном темпе;
восприятие, различение и воспроизведение различных ритмов;
умение выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами.
Все разделы одинаково важны в работе над речью, и все они тесно связаны между собой. Слитное произнесение слогов в слове и слов в предложении или синтагме является очень важным и нелегким разделом формирования произношения. Работа над слитностью тесно связана с нормализацией речевого дыхания и умением управлять своим голосом. Упражнения на развитие речевого дыхания способствуют выработке правильного диафрагмального дыхания, продолжительности выдоха, его силы и постепенности. С произнесения на длительном выдохе гласных и согласных звуков начинается работа над голосом. И в то же время идет отработка элементов слов, что является предпосылкой чистого произношения звуков.
Упражнения на развитие голоса, речевого дыхания, темпа и ритма проводятся с музыкальным сопровождением и без него. В содержание занятий включены также упражнения, содержащие только движения, без проговариваний - музыкально-ритмические стимуляции. Цель этих упражнений - нормализация дыхания, развитие чувства ритма, развитие движение. Эти двигательные упражнения положительно влияют на развитие чувства ритма и умение пользоваться дыхательным аппаратом. Кроме того, движение под музыку является одним из эффективных методов развития моторики детей.
Музыкально-ритмические стимуляции представляют собой сочетания двигательных упражнений с элементами танца. Они являются обязательным компонентом каждого занятия и проводятся под музыку , записанную на магнитофонную ленту. При выборе музыкального сопровождения предпочтение отдается танцевальной, музыке, в которой ученики без труда различают ритмические удары. Она должна быть веселой, зажигательной, так как именно такая музыка дает возможность детям выражать движениями ее ритмический характер. Кроме того, музыкальное сопровождение является одним из стимуляторов развития слухового восприятия. Через музыку (на основе слуха) легче передать детям различные ритмы и темп звучаний, а также выработать у них умение двигаться синхронно.
Характер движений, выполняемых под музыку, различен.
При выполнении упражнений для нормализации дыхания преобладают плавные движения.
При работе над ритмом в движения включаются танцевальные элементы, ритмическая ходьба, которые в сочетании с различными движениями рук, хлопками соответствуют характеру предлагаемого ритма.
В системе упражнений, направленных на нормализацию произносительной стороны речи, используются разнообразные движения без музыкального сопровождения: движения корпуса тела - наклоны вперед, в стороны, повороты на 90, 180, 360 градусов; движения головы - повороты вправо, влево, вперед, назад; движения рук - поднятие вверх, в стороны, вперед, поднимание и опускание плеч, вращательные движения кистей рук; движения ног - сгибание и разгибание в коленях, установка ног на уровне плеч и другие.
Характер этих движений также различен - от плавных и медленных до отрывистых и резких.
У
пражнения, которые применяются при работе над речевым дыханием и слитностью речи, характеризуются плавными движениями.
Все движения, отобранные для проведения занятий по фонетической ритмике, рассматриваются как стимуляция для формирования и закрепления произносительных навыков. Движения, которые выполняются на занятиях, предварительно не выучиваются. Поэтому они повторяются синхронно с учителем несколько раз (2-5 раз каждое). После того как дети научатся правильно повторять движения, количество повторений уменьшается. Движение полностью выполняет свою функцию только тогда, когда слово, слог, звук правильно реализуются в речи и после того, как прекратилось движение. Таким образом, движение в процессе занятий фонетической ритмикой - это средство для достижения цели, которой является формирование речи или ее коррекция. Конечная цель этих занятий - фонетически правильно оформленная речь без движений.
Для решений данной задачи мобилизуются подражательные способности детей (как двигательные, так и речевые) и максимально - их слуховое восприятие. На занятиях по фонетической ритмике обязательно использование звукоусиливающей аппаратуры. Это может быть беспроводная звукоусиливающая аппаратура или индивидуальные слуховые аппараты. Выбранная аппаратура должна обеспечить свободу передвижения учащихся и хорошее качество звучания.
Инструкции, которые дает учитель в ходе занятий, а также весь речевой материал предъявляются ученикам слухо-зрительно. Но наряду с этим используется и только слуховое восприятие. На основе слуха выполняется большое количество упражнений как двигательных (ходьба, бег, остановки, прыжки), так и речевых (чтение стихов, скороговорок, ответы на вопросы, произнесение слов, слогов).
На слух предлагается большой материал по различению, восприятию и воспроизведению различных ритмов, логического ударения, интонации.
В соответствии с аналитико-синтетическим принципом обучения произношению в упражнениях сочетается работа над целым словом и его элементами (слогами и отдельными звуками). Материалом упражнений служат слова, слоги, слогосочетания, отдельные звуки, а также словосочетания, фразы, скороговорки, считалки, короткие тексты и стихотворения.
Речевой материал знаком детям и доступен в лексическом отношении, отвечает фонетическим задачам занятия. Речевой материал, который проговаривается в сопровождении движений, занимает часть занятия по фонетической ритмике. Остальное время отводится для закрепления этого материала поэтапно - сначала с движениями, затем без них. Цель последнего этапа состоит в автоматизации приобретенных навыков в условиях , приближенных к самостоятельной речи. Весь речевой материал используется как для коррекции произношения, так и для тренировки слухового восприятия.
Все упражнения проводятся по подражанию. Речевой материал предварительно не выучивается. Во время занятия ученики вместе с учителем стоят по кругу. Они хорошо видят учителя, двигаются и проговаривают речевой материал синхронно с учителем. Наглядный показ и многократные повторения стимулируют ученика к правильному естественному подражанию.
Если в ходе занятий отдельные элементы не получаются у некоторых детей, то работа над этими элементами переносится на индивидуальное занятие. Таким образом, часть неусвоенного речевого материала фронтальных занятий по фонетической ритмике переходит на индивидуальные занятия для более тщательной отработки. Такая подвижность способствует закреплению правильного произношения. Каждый сурдопедагог, ведущий индивидуальные занятия, должен овладеть методическими приемами работы, применяемыми на занятиях по фонетической ритмике.
Занятие по фонетической ритмике проводит учитель-дефектолог, который должен уметь сам правильно и красиво выполнять различные движения тела, рук, ног, головы:
ритмично и красиво двигаться как под музыку, так и без нее;
уметь сочетать систему движений с музыкой в различном темпе;
видеть и уметь исправлять характер движений у учащихся;
стремиться к максимальной естественности и раскованности движений, как своих собственных, так и учащихся;
слышать недостатки в произношении учащихся и уметь их исправлять;
пользоваться голосом нормальной высоты и силы как в инструкциях, так и при передаче речевого материала.
В соответствующих разделах пособия даны методические пояснения, указания к работе над звуками речи, ритмом, темпом, речевым дыханием и слитностью , логическим ударением, интонацией и голосом.
Из предлагаемого материала учитель может выбрать те упражнения, которые он считает наиболее целесообразными, сохраняя при этом последовательность, данную в книге.
РАБОТА НАД ЗВУКАМИ РЕЧИ
Движения детей, которые сопровождают произнесение звуков и слогов на занятиях фонетической ритмики, характеризуются тремя основными элементами: напряженностью, интенсивностью, временем.
Когда мы произносим те или иные звуки, то разные группы мышц, участвующие в их воспроизведении, по-разному напрягаются или расслабляются. От качества участия мускулатуры в движении зависит и характеристика этих движений. При описании движений, сопровождающих произнесение звуков речи, напряженность фиксируется в терминах: «напряженно», «слегка напряженно», «ненапряженно».
Интенсивность определяет динамику речи, т. е. те усилия в артикуляционном аппарате, которые возникают при произнесении того или другого звука. При описании движений интенсивность фиксируется в терминах: «сильно», «слабо».
Время определяет скорость, с которой мы выполняем то или иной движение. Оно выражается в длительности или краткости. При описании движений время фиксируется в терминах: «длительно», «кратко», «удлиненно».
С самого начала занятий фонетической ритмикой следует обучать детей сознательному регулированию движений при выполнении упражнений, которые сопровождают произнесение звуков и слогов с этими звуками.
Двигательные упражнения, сопровождающие произнесение гласных и согласных звуков и слогов с этими звуками, начинаются с трех основных исходных положений (И. п.):
Встать, ноги вместе, руки согнуты на уровне груди, локти опущены. С этого положения начинаются движения почти для всех звуков, кроме и, к , л, р.
Встать, ноги вместе, руки согнуты в локтях и подняты до уровня плеч , локти разведены в стороны. С этого И. п. начинаются движения для звуков и, к, л.
Встать, ноги вместе, руки вытянуты вперед на уровне груди. Это И. п. для звука р.
ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ
А
И. п. 1. Вдох, разведение рук вверх в стороны при одновременном длительном произнесении а ___.
И. п.
1. Вдох, разведение рук в стороны давящим движением при одновременном произнесении о_____.
Движение слегка напряженное, слабое, длительное (рис. 3).
И. п. 1. Вдох, давящим движением вытянуть руки вперед при одновременном произнесении у _________.
Движение напряженное, слабое, длительное (рис. 4).
И. п. 2. Вдох, руки вверх при одновременном произнесении и _______.
Движение ненапряженное, слабое, длительное (рис. 5).
И. п. 1. Вдох, руки вперед в стороны при одновременном произнесении э______.
Движение ненапряженное, слабое, длительное (рис. 6).
И. п. 1. Указательным движением (резко) выбросить правую, затем левую руку вперед в сторону при одновременном произнесении слога ты .
Движение напряженное, сильное, краткое (рис. 7).
Йотированные гласные
Произнесение йотированных гласных необходимо начинать с повторения сочетаний гласных иа, иэ,
ио, иу,
для чего движение на звук и переходит в движение на звук а
, затем следует движение на звук я
и т. д.
И. п. 1. Взмахом правой руки указать на себя при Одновременном произнесении я .
Движение ненапряженное, слабое, удлиненное (рис. 8).
Е
И. п. 2. Пальцы рук находятся на уровне рта. Небольшим движением рук раскрыть ладони ото рта вперед в стороны при одновременном произнесении е .
Движение ненапряженное, слабое, удлиненное (рис. 9).
И. п. 2. Пальцы рук находятся на уровне рта. Отвести ладони в стороны (небольшим движением), затем вернуть их в прежнее положение, описав небольшой полукруг, при одновременном произнесении ё .
Движение слегка напряженное, слабое, удлиненное (рис. 10).
И. п. 2. Пальцы рук находятся на уровне рта. Отвести руки в стороны, описать ими полукруг и выдвинуть вперёд при одновременном произнесении ю.
Движение напряженное, слабое, удлиненное (рис. 11).
Фонетическая ритмика - система специальных упражнений, сочетающая речь и движение, где проговаривание речевого материала (звуков, слогов, текстов) сопровождается движениями (рук, ног, головы, корпуса).
Суть метода заключается в следующем: детям предлагают для подражания различные виды движений и их комбинации. Движения сочетаются с произнесением звуков, звукосочетаний, слогов, слов с проговариванием фраз и коротких текстов.
Обязательное условие занятий - эмоционально-положительный фон, активное использование жестов, мимики, интонационного языка.
Проводить занятия нужно регулярно по 10 минут и лучше перед завтраком в качестве речевой зарядки. Движения и речевой материал предварительно не выучиваются. Каждое упражнение повторяется 3-5 раз сначала всей группой а потом индивидуально. Знакомить детей со звуками нужно в определенной последовательности, от простых к сложным. Занятия должны приносить детям радость и удовлетворение, носить игровой характер и носить яркую эмоционально-положительную окраску.
Регулярное проведение речевых занятий с использованием игровых упражнений на основе фонетической ритмики показало, что:
У детей активнее развивается общая, мелкая, артикуляционная моторика и координация движений;Улучшается фонематический слух;Нормализуется речевое дыхание;Формируется умение изменять силу и высоту голоса;Улучшается ритмико-интонационная сторона речи;Уточняется артикуляция имеющихся звуков, вызывается по подражанию некоторые из отсутствующих звуков, создается база для успешной постановки звуков, быстрее и успешнее протекает процесс автоматизации звуков;Повышается речевая активность детей.
Практические упражнения.
Звук «А».
Дети вытягивают руки вперед, соединив ладони. Произносится гласный «а-а-а
..», они плавно разводят руки в стороны ладошками вверх.
Интонация радости.
Звук «О».
Дети соединяют опущенные руки перед собой так, чтобы кончики пальцев касались друг друга. Произнося гласный «о-о-о
…», они плавно поднимают руки через стороны вверх и соединяют их в кольцо над головой.
Интонация удивления.
Звук «У».
И.п.: руки согнуты на уровне груди, ладошки повернуты от себя. Произнося гласный «у-у-у
…», дети давящим движением выпрямляют руки вперед и вниз.
Интонация угрозы.
Звук «Э».
И.п.: руки опущены. Произнося гласный «э-э-э…
», дети плавно сгибают руки в локтях, поднимая кисти до уровня плеч. Локти опущены (поза хирурга), одновременно покачивая головой с укоризненным оттенком.
Интонация укора.
Звук «И».
И.п.: руки согнуты перед грудью, указательные пальцы направлены вверх, остальные сжаты в кулачки. Произнося гласный «и-и-и…
», дети встают на носочки, поднимают руки высоко над головой, тянутся вверх.
Интонация удивления и радости.
Звук «Ы».
И.п.: руки согнуты на уровне груди, пальцы сжаты в кулачки, локти направлены в стороны. Произнося гласный «ы-ы-ы…
», дети с усилением отводят в стороны согнутые в локтях руки («растягивают пружину»).
Звук «Ы» произносится сердито.
Согласные звуки.
«Пальчики здороваются».
Соединяем большой палец со всеми остальными поочередно: «Т, т, т, т».
Упражнение «Барабан».
Дети стоят прямо, руки перед грудью. Стучат пальчиком об пальчик отрывисто: «Та, та, та, та», а потом слитно: «Та-та-та-та». (затем добавляется громко - тихо).
Упражнение «Туча».
Туча тут (показываем тучу и указываем правой рукой вверх и в сторону)
Туча там (левой рукой вверх и в сторону)
Туча, туча тут и там (показываем правой и левой рукой).
Упражнение «Орех».
Хомячок нашел орех (наклон вниз, хватательное движение, выпрямление)
Разделил орех на всех (ребром правой руки ударяем по левой)
Дал соседям - хомячкам (протягивают руки вперед ладошками вверх)
И еще осталось нам (прижимают ладони к груди).
Власова Т.М., Пфафенродт А.Н.
Фонетическая ритмика: Пособие для учителя. - М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 1996. - 240 с: илл.
Предназначено учителям и воспитателям школ для детей с недостатками слуха и речи (слабослышащих, глухих), родителям, имеющих таких детей, студентам дефектологических факультетов.
Предлагаемый метод фонетической ритмики может быть использован в школах и детских садах для детей с недостатками произношения (речевых, вспомогательных), а также иностранцами, начинающими изучать русский язык.
© Власова Т.М.,
Пфафенродт А.Н., 1996
© «Гуманитарный
издательский центр
ВЛАДОС», 1996
Предисловие
Для устной речи многих слабослышащих детей, как известно, характерны как дефекты в воспроизведении ряда звуков речи, так и нарушение ритмико - интонационной ее стороны.
Фонетическая ритмика органически входит в работу по формированию произношения и играет существенную роль как в коррекции речи слабослышащих детей младшего возраста, так и в развитии у них естественности движений.
Фонетическая ритмика - это система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с произнесением определенного речевого материала (фраз, слов, слогов, звуков).
В научной литературе доказана филогенетическая связь между развитием движений и формированием произношения. Совокупность движений тела и речевых органов способствует снятию напряженности и монотонности речи, которые свойственны детям с недостатками слуха. Раскованность и непринужденность, приобретаемые детьми при выполнении ритмических движений телом, оказывают положительное влияние и на двигательные свойства речевых органов.
В данном пособии метод фонетической ритмики представлен в качестве приема работы по формированию и коррекции произносительной стороны речи слабослышащих детей. (Фонетическая, ритмика, естественно, не исключает других приемов и методов работы над произношением, принятых в отечественной сурдопедагогике.)
Цели, которые определяют основные направления в занятиях по фонетической ритмике, заключаются в том, чтобы:
соединить работу речедвигательного и слухового анализаторов с развитием общей моторики;
способствовать формированию у слабослышащих детей естественной речи с выраженной интонационной и ритмической стороной в процессе перехода общей моторики к речедвигательной;
развивать слуховое восприятие учащихся и использовать его в ходе формирования и коррекции произносительных навыков.
При определении содержания занятий, кроме требований, предъявляемых к произношению слабослышащих, учитываются также рекомендации по развитию движении у этих детей. Большую помощь авторам оказал опыт работы югославских дефектологов в проведении занятий по фонетической ритмике.
Все упражнения, содержащие движения и устную речь, на занятиях по фонетической ритмике направлены на:
нормализацию речевого дыхания и связанной с ним слитностью речи;
формирование умений изменять силу и высоту голоса, сохраняя нормальный тембр без грубых отклонений от нормы;
правильное воспроизведение звуков и их сочетаний изолированно, в слогах и словосочетаниях, словах, фразах;
воспроизведение речевого материала в заданном темпе;
восприятие, различение и воспроизведение различных ритмов;
умение выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами.
В пособии выделены соответствующие разделы по работе над звуками и их сочетаниями; ритмом и темпом; речевым дыханием и слитностью; голосом и интонацией.
Все разделы одинаково важны в работе над речью, и все они тесно связаны между собой. Слитное произнесение слогов в слове и слов в предложении или синтагме является очень важным и нелегким разделом формирования произношения. Работа над слитностью тесно связана с нормализацией речевого дыхания и умением управлять своим голосом. Упражнения на развитие речевого дыхания способствуют выработке правильного диафрагмального дыхания, продолжительности выдоха, его силы и постепенности. С произнесения на длительном выдохе гласных и согласных звуков начинается работа над голосом. И в то же время идет отработка элементов слов, что является предпосылкой чистого произношения звуков.
Упражнения на развитие голоса, речевого дыхания, темпа и ритма проводятся с музыкальным сопровождением и без него. В содержание занятий включены также упражнения, содержащие только движения, без проговариваний - музыкально-ритмические стимуляции. Цель этих упражнений - нормализация дыхания, развитие чувства ритма, развитие движение. Эти двигательные упражнения положительно влияют на развитие чувства ритма и умение пользоваться дыхательным аппаратом. Кроме того, движение под музыку является одним из эффективных методов развития моторики детей.
Музыкально-ритмические стимуляции представляют собой сочетания двигательных упражнений с элементами танца. Они являются обязательным компонентом каждого занятия и проводятся под музыку, записанную на магнитофонную ленту. При выборе музыкального сопровождения предпочтение отдается танцевальной, музыке, в которой ученики без труда различают ритмические удары. Она должна быть веселой, зажигательной, так как именно такая музыка дает возможность детям выражать движениями ее ритмический характер. Кроме того, музыкальное сопровождение является одним из стимуляторов развития слухового восприятия. Через музыку (на основе слуха) легче передать детям различные ритмы и темп звучаний, а также выработать у них умение двигаться синхронно.
Характер движений, выполняемых под музыку, различен.
При выполнении упражнений для нормализации дыхания преобладают плавные движения.
При работе над ритмом в движения включаются танцевальные элементы, ритмическая ходьба, которые в сочетании с различными движениями рук, хлопками соответствуют характеру предлагаемого ритма.
В системе упражнений, направленных на нормализацию произносительной стороны речи, используются разнообразные движения без музыкального сопровождения: движения корпуса тела - наклоны вперед, в стороны, повороты на 90, 180, 360 градусов; движения головы - повороты вправо, влево, вперед, назад; движения рук - поднятие вверх, в стороны, вперед, поднимание и опускание плеч, вращательные движения кистей рук; движения ног - сгибание и разгибание в коленях, установка ног на уровне плеч и другие.
Характер этих движений также различен - от плавных и медленных до отрывистых и резких.
У
пражнения,
которые применяются при работе над
речевым дыханием и слитностью речи,
характеризуются плавными движениями.
При работе над ритмом и темпом речи, голосом и интонацией движения носят естественный характер, сочетая в себе те, которые выполняются при проговаривании звуков и слогов, а также естественные жесты, связанные с выражением смеха, отрицания и т. п.
Все движения, отобранные для проведения занятий по фонетической ритмике, рассматриваются как стимуляция для формирования и закрепления произносительных навыков. Движения, которые выполняются на занятиях, предварительно не выучиваются. Поэтому они повторяются синхронно с учителем несколько раз (2-5 раз каждое). После того как дети научатся правильно повторять движения, количество повторений уменьшается. Движение полностью выполняет свою функцию только тогда, когда слово, слог, звук правильно реализуются в речи и после того, как прекратилось движение. Таким образом, движение в процессе занятий фонетической ритмикой - это средство для достижения цели, которой является формирование речи или ее коррекция. Конечная цель этих занятий - фонетически правильно оформленная речь без движений.
Для решений данной задачи мобилизуются подражательные способности детей (как двигательные, так и речевые) и максимально - их слуховое восприятие. На занятиях по фонетической ритмике обязательно использование звукоусиливающей аппаратуры. Это может быть беспроводная звукоусиливающая аппаратура или индивидуальные слуховые аппараты. Выбранная аппаратура должна обеспечить свободу передвижения учащихся и хорошее качество звучания.
Инструкции, которые дает учитель в ходе занятий, а также весь речевой материал предъявляются ученикам слухо-зрительно. Но наряду с этим используется и только слуховое восприятие. На основе слуха выполняется большое количество упражнений как двигательных (ходьба, бег, остановки, прыжки), так и речевых (чтение стихов, скороговорок, ответы на вопросы, произнесение слов, слогов).
На слух предлагается большой материал по различению, восприятию и воспроизведению различных ритмов, логического ударения, интонации.
В соответствии с аналитико-синтетическим принципом обучения произношению в упражнениях сочетается работа над целым словом и его элементами (слогами и отдельными звуками). Материалом упражнений служат слова, слоги, слогосочетания, отдельные звуки, а также словосочетания, фразы, скороговорки, считалки, короткие тексты и стихотворения.
Речевой материал знаком детям и доступен в лексическом отношении, отвечает фонетическим задачам занятия. Речевой материал, который проговаривается в сопровождении движений, занимает часть занятия по фонетической ритмике. Остальное время отводится для закрепления этого материала поэтапно - сначала с движениями, затем без них. Цель последнего этапа состоит в автоматизации приобретенных навыков в условиях, приближенных к самостоятельной речи. Весь речевой материал используется как для коррекции произношения, так и для тренировки слухового восприятия.
Все упражнения проводятся по подражанию. Речевой материал предварительно не выучивается. Во время занятия ученики вместе с учителем стоят по кругу. Они хорошо видят учителя, двигаются и проговаривают речевой материал синхронно с учителем. Наглядный показ и многократные повторения стимулируют ученика к правильному естественному подражанию.
Если в ходе занятий отдельные элементы не получаются у некоторых детей, то работа над этими элементами переносится на индивидуальное занятие. Таким образом, часть неусвоенного речевого материала фронтальных занятий по фонетической ритмике переходит на индивидуальные занятия для более тщательной отработки. Такая подвижность способствует закреплению правильного произношения. Каждый сурдопедагог, ведущий индивидуальные занятия, должен овладеть методическими приемами работы, применяемыми на занятиях по фонетической ритмике.
Занятие по фонетической ритмике проводит учитель-дефектолог, который должен уметь сам правильно и красиво выполнять различные движения тела, рук, ног, головы:
ритмично и красиво двигаться как под музыку, так и без нее;
уметь сочетать систему движений с музыкой в различном темпе;
видеть и уметь исправлять характер движений у учащихся;
стремиться к максимальной естественности и раскованности движений, как своих собственных, так и учащихся;
слышать недостатки в произношении учащихся и уметь их исправлять;
Во всех случаях речь учителя должна служить образцом для подражания, быть фонетически правильно оформленной, эмоционально окрашенной.
В соответствующих разделах пособия даны методические пояснения, указания к работе над звуками речи, ритмом, темпом, речевым дыханием и слитностью, логическим ударением, интонацией и голосом.
Из предлагаемого материала учитель может выбрать те упражнения, которые он считает наиболее целесообразными, сохраняя при этом последовательность, данную в книге.
В статье описываются направления работы логопеда, в которых находят своё применение фонетическая ритмика и её сопряжённо-контактный вариант: автоматизация звуков, навыки самоконтроля, обучение звуковому анализу, нормализация плавности речи.
Логопеды давно используют в работе связку «произношение-движение». М.Е.Хватцев в конспекте занятия по закреплению звука Ш описывает движение, которым дети под руководством воспитателя сопровождают произнесение звука Ш: руки поднимают вверх и плавно ими покачивают. Фактически это движение фонетической ритмики.
Фонетическая ритмика является частью верботонального метода обучения речи людей с проблемами в коммуникации. Метод разработал выдающийся лингвист П.Губерина в 1950 году в г. Загребе.
В 70-е годы группа советских педагогов под руководством Э.И.Леонгард побывали в Реабилитационном центре «Суваг» (г. Загреб) и заимствовали фонетическую ритмику в качестве метода работы над произношением детей с нарушенным слухом.
В 1983 году Т.М.Власова и А.Н.Пфафенродт впервые представили метод фонетической ритмики. В 1989 году было издано пособие «Фонетическая ритмика».
В логопедическом «арсенале» этот метод появился относительно недавно и вызывает всё возрастающий интерес у логопедов-практиков.
Фонетическая ритмика способствует установлению связи между работой кистей рук и движениями артикуляционного аппарата. Движения рассматриваются как стимуляция для закрепления произносительных навыков. Также при проговаривании речевого материала с сопровождением движений фонетической ритмики у детей появляется непринуждённость и благоприятный эмоциональный фон, что положительно сказывается на речевой моторике.
Работа над речевым дыханием, голосом, ритмом, темпом и интонацией подробно освещена в пособиях по логопедической ритмике. Фонетическая ритмика может быть наиболее востребованной именно в части работы над произношением, хотя во время выполнения движений с одновременным проговариванием попутно «идёт» коррекция просодики и дыхания.
Далеко не все дети выполняют движения правильно. Даже после разъяснений и неоднократного показа многие дети не могут достаточно «чисто» повторить движение с проговариванием. В этих случаях используется сопряжённо-контактная фонетическая ритмика, в ходе которой логопед «водит» руками самих детей. Такой вариант фонетической ритмики помогает детям почувствовать «характер» звуков, их последовательность.
Многие дети испытывают большие затруднения в воспроизведении стечений согласных звуков. Практический опыт показывает, что при отработке стечений согласных фонетическая и сопряжённо-контактная фонетическая ритмика являются эффективными приёмами в преодолении этих трудностей. Например, педагог поясняет, что движение на звук С повторяет направление выдыхаемой воздушной струи; движение на звук П передаёт «взрывной» характер звука; движение на звук А показывает широту звука (СПА).
Логопед и ребёнок стоят лицом друг к другу, чтобы ребёнок мог видеть внешнюю артикуляцию и проговаривать произносимый педагогом материал, одновременно логопед направляет руки ребёнка в соответствии с проговариваемыми звуками. Со стороны это напоминает то зарядку, то дирижирование.
Дети не должны заучивать движения фонетической ритмики. Логопеду важно, чтобы дети связывали правильное произношение с движением только на начальных этапах введения поставленного нормативного звука в речь. Потом необходимость в этом отпадает.
Фонетическая ритмика также способствует формированию навыков самоконтроля. Нередко приходится автоматизировать два, а то и три звука. При проговаривании речевого материала на отрабатываемые звуки, дети, руководимые педагогом, сопровождают произнесение проблемных звуков движениями фонетической ритмики.
Некоторые движения имеют несколько вариантов. В начале автоматизации выполняем движение, с которым лучше совмещается правильное произношение.
В работе со школьниками с нарушением письменной речи, обусловленным системными нарушениями речи, фонетическая ритмика может быть использована как приём, способствующий формированию умения определять особенности и последовательность звуков, так как одно движение соответствует одному звуку.
Логопед формирует устойчивую связку:
«артикуляция/произнесение звука — движение фонетической ритмики – графический образ буквы – объёмная буква»,
в которой задействованы слух, зрение, осязание и движение.
Следует также отметить, что фонетическая и сопряжённо-контактная фонетическая ритмика положительно влияет на речь заикающихся детей. По-видимому, сопровождение речи движениями фонетической и сопряжённо-контактной фонетической ритмики способствует нормализации плавности речи.
На этапе автоматизации в предложениях использование фонетической и сопряжённо-контактной фонетической ритмики также благотворно влияет на речь детей. На занятиях можно применять проговаривание речевого материала с сопровождением движений фонетической ритмики в качестве физкультминутки, обращается внимание детей на изменение окончаний последнего слова чистоговорок.
Ала-ала-ала – на столе пиала.
Алу-алу-алу – я возьму пиалу.
Алы-алы-алы – нет моей пиалы! (Я её разбил (-а)!)
Фонетическая ритмика в большой мере отвечает задачам логопедической работы. Использование фонетической и сопряжённо-контактной фонетической ритмики обогащает и расширяет возможности практической логопедии.
Использованная литература:
- Архипова, Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии/Е.Ф.Архипова. – Москва: АСТ: Астрель, 2008. -254 с.
- Власова, Т.М. Фонетическая ритмика/Т.М.Власова, А.Н.Пфафенродт. – Москва: Просвещение, 1989. – 160 с.
- Костылёва, Н.Ю. Покажи и расскажи/Н.Ю.Костылева. – Москва: ТЦ Сфера, 2007. – 64 с.
- Мусова, И.Б. Логопедические чистоговорки/И.Б.Мусова. – Москва: Гном-пресс, 1999. – 48 с.
- Мухина, А.Я. Речедвигательная ритмика/А.Я.Мухина. – М.:АСТ:Астрель; Владимир: ВКТ, 2009. – 123 с.
- Никольская, Л.Ю. Путь к слову/Л.Ю.Никольская. – Иркутск: Изд-во Иркутского ун-та, 1999. – 208 с.
- Руленкова, Л.И. Как научить глухого ребенка слушать и говорить на основе верботонального метода/Л.И.Руленкова. – Москва: Парадигма, 2011. – 191 с.
- Хватцев, М.Е. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста/М.Е.Хватцев. – Москва: Учпедгиз, 1961. – 106 с.
Мусова Инна Бадьминовна (Борисовна),
учитель-логопед
Центра диагностики и консультирования «Участие»,
Москва
(Документ)
n1.doc
Власова Т.М., Пфафенродт А.Н.
Фонетическая ритмика: Пособие для учителя. - М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 1996. - 240 с: илл.
Предназначено учителям и воспитателям школ для детей с недостатками слуха и речи (слабослышащих, глухих), родителям, имеющих таких детей, студентам дефектологических факультетов.
Предлагаемый метод фонетической ритмики может быть использован в школах и детских садах для детей с недостатками произношения (речевых, вспомогательных), а также иностранцами, начинающими изучать русский язык.
© Власова Т.М.,
Пфафенродт А.Н., 1996
© «Гуманитарный
издательский центр
ВЛАДОС», 1996
ПРЕДИСЛОВИЕ
Для устной речи многих слабослышащих детей, как известно, характерны как дефекты в воспроизведении ряда звуков речи, так и нарушение ритмико - интонационной ее стороны.
Фонетическая ритмика органически входит в работу по формированию произношения и играет существенную роль как в коррекции речи слабослышащих детей младшего возраста, так и в развитии у них естественности движений.
Фонетическая ритмика - это система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с произнесением определенного речевого материала (фраз, слов, слогов, звуков).
В научной литературе доказана филогенетическая связь между развитием движений и формированием произношения. Совокупность движений тела и речевых органов способствует снятию напряженности и монотонности речи, которые свойственны детям с недостатками слуха. Раскованность и непринужденность, приобретаемые детьми при выполнении ритмических движений телом, оказывают положительное влияние и на двигательные свойства речевых органов.
В данном пособии метод фонетической ритмики представлен в качестве приема работы по формированию и коррекции произносительной стороны речи слабослышащих детей. (Фонетическая, ритмика, естественно, не исключает других приемов и методов работы над произношением, принятых в отечественной сурдопедагогике.)
Цели, которые определяют основные направления в занятиях по фонетической ритмике, заключаются в том, чтобы:
соединить работу речедвигательного и слухового анализаторов с развитием общей моторики;
способствовать формированию у слабослышащих детей естественной речи с выраженной интонационной и ритмической стороной в процессе перехода общей моторики к речедвигательной;
развивать слуховое восприятие учащихся и использовать его в ходе формирования и коррекции произносительных навыков.
Все упражнения, содержащие движения и устную речь, на занятиях по фонетической ритмике направлены на:
нормализацию речевого дыхания и связанной с ним слитностью речи;
формирование умений изменять силу и высоту голоса, сохраняя нормальный тембр без грубых отклонений от нормы;
правильное воспроизведение звуков и их сочетаний изолированно, в слогах и словосочетаниях, словах, фразах;
воспроизведение речевого материала в заданном темпе;
восприятие, различение и воспроизведение различных ритмов;
умение выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами.
Все разделы одинаково важны в работе над речью, и все они тесно связаны между собой. Слитное произнесение слогов в слове и слов в предложении или синтагме является очень важным и нелегким разделом формирования произношения. Работа над слитностью тесно связана с нормализацией речевого дыхания и умением управлять своим голосом. Упражнения на развитие речевого дыхания способствуют выработке правильного диафрагмального дыхания, продолжительности выдоха, его силы и постепенности. С произнесения на длительном выдохе гласных и согласных звуков начинается работа над голосом. И в то же время идет отработка элементов слов, что является предпосылкой чистого произношения звуков.
Упражнения на развитие голоса, речевого дыхания, темпа и ритма проводятся с музыкальным сопровождением и без него. В содержание занятий включены также упражнения, содержащие только движения, без проговариваний - музыкально-ритмические стимуляции. Цель этих упражнений - нормализация дыхания, развитие чувства ритма, развитие движение. Эти двигательные упражнения положительно влияют на развитие чувства ритма и умение пользоваться дыхательным аппаратом. Кроме того, движение под музыку является одним из эффективных методов развития моторики детей.
Музыкально-ритмические стимуляции представляют собой сочетания двигательных упражнений с элементами танца. Они являются обязательным компонентом каждого занятия и проводятся под музыку, записанную на магнитофонную ленту. При выборе музыкального сопровождения предпочтение отдается танцевальной, музыке, в которой ученики без труда различают ритмические удары. Она должна быть веселой, зажигательной, так как именно такая музыка дает возможность детям выражать движениями ее ритмический характер. Кроме того, музыкальное сопровождение является одним из стимуляторов развития слухового восприятия. Через музыку (на основе слуха) легче передать детям различные ритмы и темп звучаний, а также выработать у них умение двигаться синхронно.
Характер движений, выполняемых под музыку, различен.
При выполнении упражнений для нормализации дыхания преобладают плавные движения.
При работе над ритмом в движения включаются танцевальные элементы, ритмическая ходьба, которые в сочетании с различными движениями рук, хлопками соответствуют характеру предлагаемого ритма.
В системе упражнений, направленных на нормализацию произносительной стороны речи, используются разнообразные движения без музыкального сопровождения: движения корпуса тела - наклоны вперед, в стороны, повороты на 90, 180, 360 градусов; движения головы - повороты вправо, влево, вперед, назад; движения рук - поднятие вверх, в стороны, вперед, поднимание и опускание плеч, вращательные движения кистей рук; движения ног - сгибание и разгибание в коленях, установка ног на уровне плеч и другие.
Характер этих движений также различен - от плавных и медленных до отрывистых и резких.
У
пражнения, которые применяются при работе над речевым дыханием и слитностью речи, характеризуются плавными движениями.
При работе над ритмом и темпом речи, голосом и интонацией движения носят естественный характер, сочетая в себе те, которые выполняются при проговаривании звуков и слогов, а также естественные жесты, связанные с выражением смеха, отрицания и т. п.
Все движения, отобранные для проведения занятий по фонетической ритмике, рассматриваются как стимуляция для формирования и закрепления произносительных навыков. Движения, которые выполняются на занятиях, предварительно не выучиваются. Поэтому они повторяются синхронно с учителем несколько раз (2-5 раз каждое). После того как дети научатся правильно повторять движения, количество повторений уменьшается. Движение полностью выполняет свою функцию только тогда, когда слово, слог, звук правильно реализуются в речи и после того, как прекратилось движение. Таким образом, движение в процессе занятий фонетической ритмикой - это средство для достижения цели, которой является формирование речи или ее коррекция. Конечная цель этих занятий - фонетически правильно оформленная речь без движений.
Для решений данной задачи мобилизуются подражательные способности детей (как двигательные, так и речевые) и максимально - их слуховое восприятие. На занятиях по фонетической ритмике обязательно использование звукоусиливающей аппаратуры. Это может быть беспроводная звукоусиливающая аппаратура или индивидуальные слуховые аппараты. Выбранная аппаратура должна обеспечить свободу передвижения учащихся и хорошее качество звучания.
Инструкции, которые дает учитель в ходе занятий, а также весь речевой материал предъявляются ученикам слухо-зрительно. Но наряду с этим используется и только слуховое восприятие. На основе слуха выполняется большое количество упражнений как двигательных (ходьба, бег, остановки, прыжки), так и речевых (чтение стихов, скороговорок, ответы на вопросы, произнесение слов, слогов).
На слух предлагается большой материал по различению, восприятию и воспроизведению различных ритмов, логического ударения, интонации.
В соответствии с аналитико-синтетическим принципом обучения произношению в упражнениях сочетается работа над целым словом и его элементами (слогами и отдельными звуками). Материалом упражнений служат слова, слоги, слогосочетания, отдельные звуки, а также словосочетания, фразы, скороговорки, считалки, короткие тексты и стихотворения.
Речевой материал знаком детям и доступен в лексическом отношении, отвечает фонетическим задачам занятия. Речевой материал, который проговаривается в сопровождении движений, занимает часть занятия по фонетической ритмике. Остальное время отводится для закрепления этого материала поэтапно - сначала с движениями, затем без них. Цель последнего этапа состоит в автоматизации приобретенных навыков в условиях, приближенных к самостоятельной речи. Весь речевой материал используется как для коррекции произношения, так и для тренировки слухового восприятия.
Все упражнения проводятся по подражанию. Речевой материал предварительно не выучивается. Во время занятия ученики вместе с учителем стоят по кругу. Они хорошо видят учителя, двигаются и проговаривают речевой материал синхронно с учителем. Наглядный показ и многократные повторения стимулируют ученика к правильному естественному подражанию.
Если в ходе занятий отдельные элементы не получаются у некоторых детей, то работа над этими элементами переносится на индивидуальное занятие. Таким образом, часть неусвоенного речевого материала фронтальных занятий по фонетической ритмике переходит на индивидуальные занятия для более тщательной отработки. Такая подвижность способствует закреплению правильного произношения. Каждый сурдопедагог, ведущий индивидуальные занятия, должен овладеть методическими приемами работы, применяемыми на занятиях по фонетической ритмике.
Занятие по фонетической ритмике проводит учитель-дефектолог, который должен уметь сам правильно и красиво выполнять различные движения тела, рук, ног, головы:
ритмично и красиво двигаться как под музыку, так и без нее;
уметь сочетать систему движений с музыкой в различном темпе;
видеть и уметь исправлять характер движений у учащихся;
стремиться к максимальной естественности и раскованности движений, как своих собственных, так и учащихся;
слышать недостатки в произношении учащихся и уметь их исправлять;
пользоваться голосом нормальной высоты и силы как в инструкциях, так и при передаче речевого материала.
В соответствующих разделах пособия даны методические пояснения, указания к работе над звуками речи, ритмом, темпом, речевым дыханием и слитностью, логическим ударением, интонацией и голосом.
Из предлагаемого материала учитель может выбрать те упражнения, которые он считает наиболее целесообразными, сохраняя при этом последовательность, данную в книге.
РАБОТА НАД ЗВУКАМИ РЕЧИ
Движения детей, которые сопровождают произнесение звуков и слогов на занятиях фонетической ритмики, характеризуются тремя основными элементами: напряженностью, интенсивностью, временем.
Когда мы произносим те или иные звуки, то разные группы мышц, участвующие в их воспроизведении, по-разному напрягаются или расслабляются. От качества участия мускулатуры в движении зависит и характеристика этих движений. При описании движений, сопровождающих произнесение звуков речи, напряженность фиксируется в терминах: «напряженно», «слегка напряженно», «ненапряженно».
Интенсивность определяет динамику речи, т. е. те усилия в артикуляционном аппарате, которые возникают при произнесении того или другого звука. При описании движений интенсивность фиксируется в терминах: «сильно», «слабо».
Время определяет скорость, с которой мы выполняем то или иной движение. Оно выражается в длительности или краткости. При описании движений время фиксируется в терминах: «длительно», «кратко», «удлиненно».
С самого начала занятий фонетической ритмикой следует обучать детей сознательному регулированию движений при выполнении упражнений, которые сопровождают произнесение звуков и слогов с этими звуками.
Двигательные упражнения, сопровождающие произнесение гласных и согласных звуков и слогов с этими звуками, начинаются с трех основных исходных положений (И. п.):
Встать, ноги вместе, руки согнуты на уровне груди, локти опущены. С этого положения начинаются движения почти для всех звуков, кроме и, к , л, р.
Встать, ноги вместе, руки согнуты в локтях и подняты до уровня плеч, локти разведены в стороны. С этого И. п. начинаются движения для звуков и, к, л.
Встать, ноги вместе, руки вытянуты вперед на уровне груди. Это И. п. для звука р.
ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ
А
И. п. 1. Вдох, разведение рук вверх в стороны при одновременном длительном произнесении а ___.
И. п.
1. Вдох, разведение рук в стороны давящим движением при одновременном произнесении о_____.
Движение слегка напряженное, слабое, длительное (рис. 3).
И. п. 1. Вдох, давящим движением вытянуть руки вперед при одновременном произнесении у _________.
Движение напряженное, слабое, длительное (рис. 4).
И. п. 2. Вдох, руки вверх при одновременном произнесении и _______.
Движение ненапряженное, слабое, длительное (рис. 5).
И. п. 1. Вдох, руки вперед в стороны при одновременном произнесении э______.
Движение ненапряженное, слабое, длительное (рис. 6).
И. п. 1. Указательным движением (резко) выбросить правую, затем левую руку вперед в сторону при одновременном произнесении слога ты .
Движение напряженное, сильное, краткое (рис. 7).
Йотированные гласные
Произнесение йотированных гласных необходимо начинать с повторения сочетаний гласных иа, иэ,
ио, иу,
для чего движение на звук и переходит в движение на звук а
, затем следует движение на звук я
и т. д.
И. п. 1. Взмахом правой руки указать на себя при Одновременном произнесении я .
Движение ненапряженное, слабое, удлиненное (рис. 8).
Е
И. п. 2. Пальцы рук находятся на уровне рта. Небольшим движением рук раскрыть ладони ото рта вперед в стороны при одновременном произнесении е .
Движение ненапряженное, слабое, удлиненное (рис. 9).
И. п. 2. Пальцы рук находятся на уровне рта. Отвести ладони в стороны (небольшим движением), затем вернуть их в прежнее положение, описав небольшой полукруг, при одновременном произнесении ё .
Движение слегка напряженное, слабое, удлиненное (рис. 10).
И. п. 2. Пальцы рук находятся на уровне рта. Отвести руки в стороны, описать ими полукруг и выдвинуть вперёд при одновременном произнесении ю.
Движение напряженное, слабое, удлиненное (рис. 11).
СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ
Смычные глухие
И. п. 1. Резкие движения (как удары) в стороны то правой, то левой рукой, зажатой в кулак, при одновременном произнесении слотов па, па.
Движение напряженное, сильное, краткое (рис. 12).
И. п. 1. Резкие движения (как удары) то правой, то левой рукой, зажатой в кулак, вниз при одновременном произнесении слогов та, та.
Движение напряженное, сильное, краткое (рис. 13).
К
И. п. 2. Резким сильным движением прижать к туловищу одновременно правый и левый локти, произнося при этом слоги ка, ка.
Движение напряженное, сильное, краткое (рис.-14).
Смычные звонкие
Первый вариант
И. п. 1. Наклониться вперед и вниз, руки опустить вниз, расслабить все мышцы тела и одновременно произнести слога ба или да .
Движение ненапряженное, слабое, удлиненное (рис. 115).
Второй вариант
Сесть на пол, руки в И. п. 1., наклониться к ногам, расслабив мышцы, при одновременном произнесении слогов, ба, да (рис. 16).
Движение слегка напряженное, слабое, краткое (рис. 17).
Щелевые глухие
С
И. п.
1. Поднять пальцы рук ко рту и тут же опустить их вниз
плавным, слегка давящим движением при одновременном произнесении с _______.
Движение слегка напряженное, слабое, длительное, (рис. 18).
И. п. 1. Поднять руки вверх и плавно покачать ими вправо и влево, слегка наклоняя туловище то в одну, то в другую сторону, произнося при этом ш ____________.
Движение слегка напряженное, слабое, длительное (рис. 19).
И. п. 1. Поднять ко рту руки, сжатые в кулаки, быстро и резко разжать кулаки, слегка вытянув при этом руки вперед, одновременно произнося ф _______.
Движение напряженное, сильное, удлиненное (рис. 20).
X
И.п. 1. Положить руки на область диафрагмы, слегка наклонить корпус вперед, одновременно произнесли слоги х ___а, х ___а.
Движение напряженное, сильное, удлиненное (рис. 21).
Щелевые звонкие
З
И. п. 1. Описать в воздухе кистями рук небольшие круги и вернуть руки в И. п. при одновременном произнесение з ___.
Движение напряженное, сильное, удлиненное
(рис. 22).
И. л. 1. Описать в воздухе зигзагообразное движение руками вперед при одновременном произнесении ж_____.
Движение напряженное, сильное, удлиненное (рис. 23).
И. п. 1. Поднять ко рту пальцы рук, затем поочередно отводить плавным движением то правую, то левую руку при одновременном произнесении в ___.
Движение слегка напряженное, слабое, удлиненное (рис. 24).
Аффрикаты
И. п. 1. Поднять ко рту пальцы рук, сжатые в щепотку, резко разжать их, туловище слегка наклонить вперед при одновременном произнесении ц , подчеркивая фрикативный элемент (с ____).
Движение напряженное, сильное, краткое (рис. 25).
И. п. 1. Поворачивать поочередно кисти то правой, то левой руки от себя (быстро и резко снизу вверх) при одновременном произнесении ч .
Движение напряженное, сильное, краткое (рис. 26).
Сонорные
М
И.п. 1. Поднять пальцы рук к носу, развести руки вперед в стороны мягким, плавным движением при одновременном произнесении м ____.
Движение слегка напряженное, слабое, длительное, (рис. 27).
И. п. 1. Поднять пальцы рук к носу, развести руки в стороны умеренно резким движением при одновременном произнесении н _____.
Движение слегка напряженное, слабое, удлиненное (рис. 28).
Примечание.
Для произнесения сонорных (носовых) согласных м, н
характерен выход слабой воздушной струи через нос. Движения рук мягкие, пластичные и как бы продолжают естественное направление воздуха.
Л
И. п. 2. Вращать руками перед грудью с одновременным проговариванием слогов ла, ла, ла...
Движение слегка напряженное, слабое, краткое (рис. 29).
И. п. 3. Мелкими, краткими, быстрыми движениями рук и ног имитировать вибрацию при одновременном воспроизведении р___ , р ___, р___.
Движение напряженное, сильное, длительное (рис. 30).
УПРАЖНЕНИЯ НА ЗАКРЕПЛЕНИЕ
ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ В ДВИЖЕНИИ
1. Дети стоят по кругу, руки на поясе:
А) выпрыгнуть вверх с одновременным разведением рук вверх в стороны, сказать па (рис. 31);
Б) выпрыгнуть вверх с одновременным разведением рук вверх в стороны и ног в стороны, сказать па
(рис. 32).
2. Дети стоят по кругу. Руки опущены, ноги на ширине плеч:
А) поднять руки вверх в стороны, сказать па;
Б) резкий наклон туловища вниз, руки опустить (как рубят дрова), сказать пу;
В) корпус слегка наклонить вправо (влево), руку поднести сбоку ко рту, сказать о___ о ___.
3. Дети стоят по кругу, руки на поясе. Резко выпрыгнуть вверх, одновременно вытянуть руки вверх, сказать пи (рис. 33).
4. Дети стоят по кругу, руки опущены:
А) шаг вперед левой ногой, руки развести в стороны, сказать па (рис. 34);
Б) встать на левую ногу (после выполнения пункта а), а правой ногой сделать мах вперед, руки протянуть к поднятой вытянутой ноге, сказать пу
(рис. 35);
в) вернуться в И. п.
Поднимать поочередно то правое, то левое плечо, сопровождая каждый подъем проговариванием слога пи, пи, пи...
5. Дети стоят в центре круга, руки согнуты на уровне груди:
А) сделать шаг назад, с напряжением выбросить руки, зажатые в кулаки, вверх в стороны, сказать та (рис. 36).
Б) сделать еще шаг назад, с напряжением ударить кулаками в стороны, сказать то (рис. 37);
В) сделать еще шаг назад, с напряжением ударить кулаками вперед, перед собой, сказать ту
(рис. 38).
Упражнения а, б, в - чередовать.
6. Дети стоят по кругу, руки на поясе:
А) поворот туловища вправо, затем влево, говорить при каждом повороте по, по (рис. 39);
Б) прыжок на месте двумя ногами, сказать оп;
прыжок двумя ногами вправо: оп;
прыжок влево: оп.
7. Дети стоят по кругу, руки на поясе, ноги на ширине плеч:
А) а -у
о
-
о
- о
При проговаривании а
- у выполнять поочередно движения на звук а,
затем у
по три раза, затем корпус слегка наклонить вправо-влево-вправо, сказать при этом: о - о - о.
Б) и - э
и - э
и - э
пэ
- пэ - пэ
Руки резко вытянуть вверх (руки должны быть разведены при этом на такую ширину, что почти касаются головы), чуть приподнимаясь на пальцах ног, сказать и,
резко сделать полунаклон вперед, руки развести вперед и в стороны, сказать э
(повторить упражнение три раза), затем резко ударять кулаками вперед и в стороны, поочередно вправо-влево, говоря при каждом ударе пэ.
8. Дети стоят по кругу, руки опущены. Движения выполнять слитно, одно переходит в другое (рис. 40):
А) шаг левой ногой вперед. Встать на левую ногу, правую ногу отвести в сторону, одновременно выбросить руки вверх в стороны, сказать па.