Дополнительное образование: выбираем курсы и репетиторов. Роль дополнительного образования в жизни ребёнка Что значит доп образование детей

Дополнительное образование детей - составная (вариативная) часть общего образования , сущностно мотивированное образование, позволяющее обучающемуся приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться профессионально и личностно. Многими исследователями дополнительное образование детей понимается как целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ.(). Сам термин «дополнительное образование детей» появился в 1992 году в связи с принятием Закона РФ « ».

История развития дополнительного образования в России

Система дополнительного образования в России формировалась из уникальных российских форм внешкольной работы (внешкольного воспитания). Внешкольное воспитание в России возникло в конце XIX века в виде кружков, клубов, мастерских, дневных приютов для детей, летних оздоровительных лагерей-колоний и т. д. Это были лишь единичные внешкольные учреждения , созданные прогрессивными русскими педагогами, которые ставили перед собой различные цели. Так, культурно-просветительное общество «Сетлемент» (англ. settlement - поселение, комплекс), основанное в Москве в 1905 году группой передовых педагогов во главе с С. Т. Шацким, ставило своей целью удовлетворение культурных и общественных потребностей детей и молодёжи малообеспеченной части населения. В 1909 году им же было создана общество «Детский труд и отдых», в 1911 году в Калужской губернии создана одна из первых детских летних колоний «Бодрая жизнь». К этому периоду относятся и организация временных детских коллективов в летний период - летние палаточные лагеря

От внешкольного воспитания - к дополнительному образованию детей

На государственном уровне решение о развитии внешкольного образования было принято в ноябре 1917 года, когда в Народном комиссариате просвещения РСФСР был создан отдел внешкольного образования. В 1918 году создано первое государственное внешкольное учреждение Станция юных любителей природы (Москва , Сокольники). В июне 1919 года был проведён I Всероссийский съезд по внешкольному образованию. В 30-е годы термин «внешкольное образование» был заменен на «внешкольное воспитание». Очень бурно проходил рост учреждений, в которых получили распространения формы внешкольного воспитания, они стали называться внешкольными учреждениями . К 1940 году в СССР насчитывалось 1846 внешкольных учреждений , находящихся в ведении министерств просвещения, культуры, путей сообщения, речного и морского флота, профсоюзов, Осоавиахима , добровольных спортивных обществ и других организаций и ведомств . В послевоенное время шло бурное восстановление и развитие системы внешкольного воспитания. Росла численность Домов и Дворцов пионеров , Станций юных туристов и техников, загородных пионерских лагерей , детско-юношеских спортивных школ .

Вместе с тем высокие количественные показатели не могли скрыть негативных качественных факторов развития учреждений. Внешкольное воспитание в 50-80-е годы было связано с общей идеологией, когда существовала единственная детская организация, единственная молодёжная организация, установкам и целям которых подчинялись и образовательные структуры. Было достаточно минусов, мешавших решению задач личностно-ориентированного развития ребёнка, его интересов. Имели место неисполнимые директивы, требующие организовывать то по 10 кружков технического творчества в каждой школе, то открывать в каждом учреждении музей . Вместе с тем, в лучших внешкольных учреждениях страны был накоплен уникальный опыт взращивания талантов.

Многие звезды кино, искусства, спорта, науки и техники были воспитанниками системы внешкольного воспитания: чемпионы мира по шахматам Анатолий Карпов , Борис Спасский , актёр Сергей Никоненко , режиссёр Ролан Быков , глава РАО ЕЭС Анатолий Чубайс , руководитель Росспорта Вячеслав Фетисов и многие другие известные в России и за рубежом люди.

После 1991 года система внешкольного воспитания не только не распалась, но, в отличие от других типов образовательных учреждений, получила приращение. В соответствии с Законом РФ «Об образовании» с 1992 года внешкольные учреждения стали именоваться учреждениями дополнительного образования детей . Важно в этой связи отметить, что в 90-ые годы произошла не простая смена вывесок, а качественное изменение содержания и форм деятельности как учреждений, так и педагогов дополнительного образования детей. 2008 год - год 90-летия русской системы дополнительного образования детей, в преддверии этого события Министерством образования и науки Российской Федерации утвержден соответствующий план подготовки реализации мероприятий к данному событию.

Инфраструктура системы дополнительного образования детей

Опыт дополнительного (неформального) образования детей за рубежом

Русский опыт внешкольного (дополнительного) образования был и остается уникальным в мировой педагогической практике. Но вместе с тем он впитал в себя передовые традиции педагогических идей многих других стран, стал примером для реалиазции практического опыта в других странах (помимо стран СНГ, где повсеместно при общем сокращении численности сохранились эти учреждения, прежде всего в странах Восточной Европы, Китая, Кубы, Вьетнама, КНДР и т. д.).

Отдельные элементы системы внешкольного образования были восприняты в странах Азии, Европы. Например, опыт внешкольного воспитания был перенесён для адаптации бывших юных граждан СССР в Израиле. В Японии существует бесплатная практика обязательного участия каждого школьника в дополнительных занятиях, не входящих в школьную программу (но по выбору!) по физической культуре, художественному творчеству, и национальным видам искусства. В большинстве стран Европы имеется система клубов по интересам, как правило существующая на муниципальные средства или за счёт финансирования общественных и религиозных организаций, а также на родительские средства. В педагогической практике эти виды деятельности называются как правило «неформальным образованием» (Non-formal education), альтернативным образованием (alternative education).

Примечания

См. также

  • Школьный факультет Российского государственного геологоразведочного университета имени Серго Орджоникидзе (ШФ МГРИ-РГГРУ)

Ссылки

  • Федеральный портал «Дополнительное образование детей»

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Ильюшин Финанс Ко
  • Чёрная роза - эмблема печали, красная роза - эмблема любви (фильм)

Смотреть что такое "Дополнительное образование детей" в других словарях:

    Дополнительное образование детей - (внешкольная работа) составная часть системы образования и воспитания детей, подростков, учащейся молодёжи, ориентированная на свободный выбор и освоение учащимися дополнительных образовательных программ. Цель Д.о.д. развитие мотивации детей… … Педагогический терминологический словарь

    Образование - У этого термина существуют и другие значения, см. Образование (значения). Класс в детском саду, Афганистан … Википедия

    Образование в России - … Википедия

    Образование в Кирове - Система образования в Кирове представлена образовательными учреждениями всех уровней. Киров является образовательным центром Кировской области и Волго Вятского региона. Муниципальная (городская) система образования обслуживает более 60 тысяч… … Википедия

    Дополнительное профессиональное образование - Сокращение: (ДПО) Цели и задачи ДПО Согласно статье 26 федерального закона Об образовании N 3266 1 от 10.07.1992 г. дополнительные образовательные программы и дополнительные образовательные услуги реализуются в целях всестороннего удовлетворения… … Википедия

    Образование в Ставрополе - В настоящее время образовательный комплекс города включает в себя 48 учреждений, в том числе четыре гимназии, семь лицеев, 12 школ с углубленным изучением различных предметов. В городе работают 69 детских дошкольных… … Википедия

    Образование в Светлограде - Эта статья предлагается к удалению. Пояснение причин и соответствующее обсуждение вы можете найти на странице Википедия:К удалению/31 августа 2012. Пока процесс обсужден … Википедия

    Общее образование - Детский сад в Афганистане … Википедия

    Учреждение дополнительного образования детей - Для улучшения этой статьи желательно?: Исправить статью согласно стилистическим правилам Википедии. Найти и оформить в виде сносок ссылки на авторитетные источники, подтверждающие написанное … Википедия

    Народное образование - Класс в детском саду, Афганистан. Начальная школа, Мексика. Образование по законодательству РФ целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимся… … Википедия

Книги

  • Дополнительное образование детей: история и современность. Учебное пособие для СПО , Золотарева А.В. , Учебное пособие раскрывает концептуальные и организационные основы дополнительного образования детей через анализ исторических тенденций развития, нормативно-правовой базы деятельности,… Категория: Разное Издатель:

Дополнительное образование детей

На сегодняшний день дополнительное образование детей рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, оно социально востребовано и нуждается в постоянном внимании и поддержке со стороны общества и государства как образование, сочетающее в себе воспитание, обучение и развитие личности ребенка. Дополнительное образование, исходя из своего своеобразия, органически сочетает разнообразные виды организации содержательного досуга (отдых, развлечения, праздники, творчество) с различными формами образовательной деятельности и, как следствие, сокращает пространство девиантного поведения, решая проблему занятости детей.

Практика показала - чем выше качественный уровень школьного образования, тем шире спектр интересов подрастающей личности, который нынешняя школа не в состоянии удовлетворить в одиночку.Образовательный процесс в школе должен быть направлен не только на передачу определенных знаний, умений и навыков, но и на разноплановое развитие ребенка, раскрытие его творческих возможностей, способностей и таких качеств личности, как инициативность, самодеятельность, фантазия, самобытность, то есть всего того, что относится к индивидуальности человека.

Система дополнительного образования детей прошла полный курс развития от случайного набора кружков, секций через создание блоков разных направленностей, через создание материальной базы к системе, которая естественным образом вплетается в образовательный и воспитательный процессы и является естественным продолжением основного образования. Дети выбирают то, что близко им по природе, что отвечает их потребностям, удовлетворяет интересы. И в этом - смысл дополнительного образования: оно помогает раннему самоопределению, дает возможность ребенку полноценно прожить детство, реализуя себя, решая социально значимые задачи. У детей, которые прошли через дополнительное образование, как правило, больше возможностей сделать безошибочный выбор в более зрелом возрасте.

Ценность дополнительного образования детей состоит еще и в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования, способствует практическому приложению знаний и навыков, полученных в школе, стимулирует познавательную мотивацию обучающихся. А главное - в условиях дополнительного образования дети могут развивать свой творческий потенциал, навыки адаптации к современному обществу и получают возможность полноценной организации свободного времени.

Дополнительное образование детей - это поисковое образование, апробирующее иные, не традиционные пути выхода из различных жизненных обстоятельств (в том числе из ситуаций неопределенности), предоставляющее личности веер возможностей выбора своей судьбы, стимулирующее процессы личностного саморазвития.В дополнительном образовании детей ребенок сам выбирает содержание и форму занятий, может не бояться неудач.

ка показала - чем выше качественный уровень школьного образования, тем шире спектр интересов подрастающей личности, который нынешняя школа не в состоянии удовлетворить в одиночку.

Секции и кружки помогают ребёнку лучше усвоить учебную программу в школе и развивают заложенные в нём черты одарённости в интеллектуальной, эмоционально-художественной и физической сферах. Информатизация позволяет создать единое образовательное пространство для научно-исследовательской и самостоятельной работы учащихся

Развитие логического мышления ребёнка, его способность к последовательному аргументированному рассуждению, а также способность к созданию логических схем и выявлению закономерностей помогают выйти за границы школьной программы и прививают интерес к интеллектуальным упражнениям и играм. Всё это сопровождается качественным эстетическим развитием.

Учитывая тенденции развития образовательной среды, можно выделить три приоритета дополнительного образования детей:

  • развитие созидательной активности детей;
  • интеграция детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в жизнь общества;
  • развитие одаренных детей.

Для снижения напряженности, нетерпимости, агрессивности среди детей и подростков нужно повысить их занятость социально полезным делом. В этом плане дополнительное образование детей противостоит натиску всевозможных “контркультур”, дестабилизирующих молодое поколение.

Дополнительное образование детей увеличивает пространство, в котором дети и подростки могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои личностные качества, демонстрировать те способности, которые зачастую остаются невостребованными основным образованием.

Для того чтобы дополнительное образование могло в полной мере реализовать заложенный в нем потенциал, необходима четкая и слаженная работа всей педагогической системы. Поэтому педагогам так важно знать и понимать проблемы друг друга - тех, кто профессионально занимается дополнительным образованием детей, и тех, кто связан с предметным обучением в школе.

Комментарии

"дополнительное образование" детей

Татьяна Павловна, согласна с каждым Вашим словом, но добавлю одно - так называемое "дополнительное образование" детей является как раз основным, причём с самого раннего возраста. А дальше став взрослым, человек развивает себя сам по уже заложенному культурой пути духовности и развития. Вот эту мысль нужно смело применять в своей работе.

Родители бывают разные. Кто-то считает, что ответственность за воспитание учеников целиком лежит на школе. Другие убеждены, что школа – это зло и что она ограничивает развитие детей, лишает их индивидуальности, убивает творческое начало.

Но большинство понимает: истина где-то посередине. Школа необходима для того, чтобы дать базовые знания, которые пригодятся человеку потом, во взрослой жизни, независимо от его профессии и социального статуса. При этом даже лучший, опытнейший педагог объективно не в силах обеспечить индивидуальный подход каждому из 20–40 подопечных. Он обязан дать знания каждому из них, и потому зачастую учебный процесс адаптирован к наиболее слабым ученикам в потоке. Даже если в классе собрались подготовленные, сильные дети, все равно развитие ребенка в школе будет ориентировано на усредненный, обезличенный вариант.

Какой выход возможен в этой ситуации? Согласно опросу, проведенному Высшей школой экономики (НИУ ВШЭ), среди 6 тысяч родителей подавляющее большинство учеников в России прибегают к услугам дополнительного образования. В больших городах таких респондентов 96%, в средних и малых – 93%, в поселках – 85%. Цифры колоссальные!

Цель дополнительных занятий для старшеклассников – это, в первую очередь, профориентация, углубление знаний по выбранной специализации. А зачем внеклассное образование нужно младшим школьникам?

Родители выделяют несколько ключевых причин, которые побуждают их тратить время и силы на «сверхпрограммное» обучение своих детей:

1. Желание выявить склонности и таланты ребенка, отыскать те области, в которых он сможет добиться заметных результатов.

2. Стремление разнообразить досуг школьника, заинтересовать его, мотивировать учиться.

3. Необходимость помочь начинающему школьнику справиться с тем, что у него не получается, вызывает отторжение и страх.

Родители могут преследовать одну из этих целей или сразу все, но при этом они единодушно отмечают, что при правильном выборе и позитивном настрое дополнительное образование дает массу существенных преимуществ.

Оно позволяет:

1. Приобрести уверенность в себе и своих возможностях

Каждый охотник желает знать, где сидит фазан, а каждый ребенок хочет быть лучшим. Очень важно, чтобы у младшеклассника, который пока еще мало что знает и почти ничего не умеет, была своя «территория успеха»: шахматы, плавание, умение быстро считать в уме – что угодно. Это позволит ему не бояться неудач и свободно осваивать новые темы и предметы в школе.

2. Научиться систематизировать и применять на практике знания, полученные из разных источников

Контрольная работа в школе – это проверка одной или нескольких пройденных тем. Написал и забыл! Ну или, в лучшем случае, запомнил. А конкурсы и олимпиады для детей требуют наличия и оперативного применения знаний по самым разным темам одновременно. Чтобы справиться с заковыристыми олимпиадными задачками, ребенку придется научиться выстраивать цепочки логических заключений, определять приоритеты и планировать время (ведь зачастую абсолютно все задачи решить просто невозможно), управлять своими эмоциями.

4. Найти единомышленников, вовлечь ребенка в круг одаренных детей со схожими интересами

Видя сверстников, увлеченных его любимой темой, ребенок чувствует себя окрыленным, приобретает новых друзей и становится «своим среди своих».

5. Понять, что бывает иначе

Не всегда ребенку везет с первыми учителями. Не всегда предлагаемые школой учебные пособия отличаются увлекательной подачей материала. Довольно скоро юный ученик может приуныть и сделать вывод, что этот предмет ему неинтересен.

Как убедить его, что русский язык – это не только унылое «Мама мыла раму» и набившее оскомину «Как я провел лето», а захватывающее дух приключение, полное тайн, находок, открытий и озарений? Например, с помощью с игровой подачи материала и знакомства с современными остроумными, веселыми текстами.

6. Приобрести привычку к учебе

Пожалуй, это самое важное преимущество дополнительного образования. По-настоящему успешные в этом мире люди – это активные и энергичные индивиды, которые не могут и не хотят сидеть без дела. Ребенок, который с младшего возраста привык учиться и узнавать новое, сохранит интерес к личностному росту и саморазвитию на всю оставшуюся жизнь.

Как видите, любая внеклассная деятельность ребенка, будь то спорт, творческие, технические, научные кружки, различного рода олимпиады, в общем, любая активность, в которую вы вовлекаете своего младшеклассника, – это важный вклад в его успешное будущее.

Работая над созданием олимпиад, методисты Умназии , платформы ежемесячных онлайн-олимпиад для детей по основным предметам начальной школы, думают о каждом из этих преимуществ и составляют задания так, чтобы ребенку из месяца в месяц было интересно, необычно, немножко сложно и хотелось сделать хотя бы еще один шажок вперед.

Фото: Shutterstock.com, МИА «Россия сегодня».

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Основные термины

Теоретический материал

Задания для творческой работы

Литература

Основные термины: дополнительное образование, общеобразовательная школа, социальная адаптация, самоопределение школьников.

Теоретический материал

План

1. Основные ценности и функции дополнительного образования детей.

2. Структурно-организационные формы реализации дополнительного образования детей.

3. Взаимодействие педагогов общеобразовательного учреждения в обеспечении развития дополнительного образования детей.

4. Условия развития системы дополнительного образования детей в общеобразовательном учреждении.

1. Основные ценности и функции дополнительного образования детей

В Концепции модернизации российской системы образования определены важность и значение системы дополнительного, образования детей способствующей развитию склонностей, способностей и интересов социального и профессионального самоопределения детей и молодежи.

Межведомственная программа развития системы дополнительного образования детей на годы, утвержденная приказом Минобразования России от 01.01.2001 г. № 000, рассматривает развитие дополнительного образования детей как одно из приоритетных направлений образовательной политики.

Дополнительное образование детей – целенаправленный пронес воспитания, развития личности и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительны образовательных услуг и информационно-образовательной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека государства.

Дополнительное образование детей нельзя рассматривать как пеки придаток к основному образованию, выполняющий функцию расширения возможностей образовательных стандартов. Основное его предназначение удовлетворять постоянно изменяющиеся индивидуальные социокультурные и образовательные потребности детей. В науке дополнительное образование дето рассматривается как «особо ценный тип образования», как «зона ближайшего развития образования в России».

Современная система дополнительного образования детей предоставляет возможность миллионам обучающихся заниматься художественным и техническим творчеством, туристско-краеведческой и эколого-биологической деятельностью, спортом и исследовательской работой – в соответствии со своими желаниями, интересами и потенциальными возможностями.

Произошли важные изменения в программно-методическом обеспечении дополнительного образования детей: педагоги дополнительного образования разрабатывают авторские дополнительные программы, стремясь создать условия для развития творческой активности детей, реализуя при этом собственный профессиональный и личностный потенциал.

При организации дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях следует опираться на следующие приоритетные принципы:

1. Свободный выбор ребенком видов и сфер деятельности.

2. Ориентация на личностные интересы, потребности, способности ребенка.

3. Возможность свободного самоопределения и самореализации ребенка.

4. Единство обучения, воспитания, развития.

5. Практико-деятельностная основа образовательного процесса.

Перечисленные позиции составляют концептуальную основу дополнительного образования детей, которая соответствует главным принципам гуманистической педагогики: признание уникальности и самоценности человека, его права на самореализацию, личностно-равноправная позиция педагога и ребенка, ориентированность на его интересы, способность видеть в нем личность, достойную уважения.

Внеурочная работа и дополнительное образование детей

Внеурочная (внеклассная) работа понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая с классом, группой обучающихся во внеурочным время для удовлетворения потребностей школьников в содержательном досуге (праздники, вечера, дискотеки, походы), их участил в самоуправлении и общественно полезной деятельности, детских общественных объединениях и организациях. Эта работа позволяет педагогам выявить у своих подопечных потенциальные возможности и интересы, помочь ребенку их реализовать.

Внеурочная работа ориентирована на создание условий для неформального общения ребят одного класса или учебной параллели, имеет выраженную воспитательную и социально-педагогическую направленность (дискуссионные клубы, вечера встреч с интересными людьми, экскурсии, посещение театров и музеев с последующим обсуждением, социально значимые дела, трудовые акции). Внеурочная работа – это хорошая возможность для организации межличностных отношений в классе, между обучающимися и классным руководителем с целью создания ученического коллектива и органов ученического самоуправления. В процессе многоплановой внеурочной работы можно обеспечить развитие общекультурных интересов школьников, способствовать решению задач нравственного воспитания.

Такая трактовка внеурочной работы условна, но ее выделение из системы дополнительного образования детей представляется целесообразным, т. к. позволяет лучше понять ее границы и специфику.

Несомненно, внеурочная работа тесно связана с дополнительным образованием детей, когда дело касается создания условий для развития творческих интересов детей и включения их в художественную, техническую, эколого-биологическую, спортивную и другую деятельность.

Очень важно создавать режим благоприятствия для воспитанников, занимающихся в учреждениях дополнительного образования детей, создавать условия для их занятий, широко использовать их творческие возможности в подготовке внеклассных, общешкольных мероприятий, демонстрации личных достижений: авторские выставки, сольные концерты, презентации, показы, выступления и др.

Связующим звеном между внеурочной работой и дополнительным образованием детей выступают различные факультативы, школьные научные общества, объединения профессиональной направленности, учебные курсы по выбору. В зависимости от целей и задач, решаемых ими, содержания и методов работы их можно отнести и к той и к другой сфере образовательного процесса.

Однако следует помнить о том, что дополнительное образование детей предполагает, прежде всего, реализацию образовательной дополнительной программы по конкретному направлению деятельности или области знаний.

Сущность и специфика дополнительного образования детей в условиях общеобразовательного учреждения

Развитие дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях предполагает решение следующих задач:

Изучение интересов и потребностей обучающихся в дополнительном образовании детей;

Определение содержания дополнительного образования детей, его форм и методов работы с обучающимися с учетом их возраста, вида учреждения, особенностей его социокультурного окружения;

Формирование условий для создания единого образовательного пространства;

Расширение видов творческой деятельности в системе дополнительного образования детей для наиболее полного удовлетворения интересов и потребностей обучающихся в объединениях по интересам;

Создание условий для привлечения к занятиям в системе дополнительного образования детей большего числа обучающихся среднего и старшего возрастам

Создание максимальных условий для освоения обучающимися духовных и культурных ценностей, воспитания уважения к истории и культуре своего и других народов;

Обращение к личностным проблемам обучающихся, формирование их нравственных качеств, творческой и социальной активности.

В условиях общеобразовательного учреждения дополнительное образование дает ребенку реальную возможность выбора своего индивидуального пути. Получение ребенком такой возможности означает его включение в занятия по интересам, создание условий для достижений, успехов в соответствии с собственными способностями и безотносительно к уровню успеваемости по обязательным учебным дисциплинам . Дополнительное образование детей увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои личностные качества, демонстрировать те способности, которые зачастую остаются невостребованными основным образованием. В дополнительном образовании детей ребенок сам выбирает содержание и форму занятий, может не бояться неудач.

Дополнительное образование детей в школе – совершенно иное явление, нежели традиционная внеклассная и внешкольная деятельность. Долгое время рядом с системой общего образования существовал набор разрозненных воспитательных мероприятий, кружки, секции, факультативы, работа которых, как правило, инках не связывалась друг с другом. Теперь появилась возможность выстроить целостное образовательное пространство.

Собственно опора на содержание основного образования и является главной специфической чертой развития дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях любого вида. Интеграция основного и дополнительного образования детей позволяет сблизить процессы воспитания, обучения и развития, что является одной из наиболее сложных проблем современной педагогики.

Другая важная особенность дополнительного образования детей – его воспитательная доминанта, поскольку именно в сфере свободного выбора видов деятельности можно рассчитывать на «незаметное», а значит и более эффективное воспитание. В процессе совместной творческой деятельности взрослого и ребенка происходит развитие нравственных качеств личности. Поэтому так важно, обращаясь к конкретным образовательным задачам, развивая определенные навыки, помнить о приоритетности воспитания. Умение ненавязчиво помогать ребенку в реализации его потенциальных возможностей и потребностей, в решении своих личных проблем, эмоционально и психологически поддерживать его и определяет во многом успешность развития дополнительного образования детей в цепом и тем более в условиях общеобразовательного учреждения.

Дополнительное образование детей предполагает расширение воспитательного «поля» школы, т. к. включает личность в многогранную, интеллектуальную и психологически положительно насыщенную жизнь, где есть условия для самовыражения и самоутверждения.

С этим положением тесно связана еще одна отличительная черта системы дополнительного образования детей – компенсаторная (или психотерапевтическая), поскольку именно в этой сфере ребята, обучающиеся в условиях массовой школы, получают возможность индивидуального развития тех способностей, которые не всегда получают поддержку в учебном процессе. Дополнительное образование детей создает «ситуацию успеха» (Выготский), помогает ребенку в изменении своего статуса, поскольку в процессе занятий различными видами деятельности, которые ребенок выбрал самостоятельно и в соответствии с личными интересами и потребностями, он вступает в равноправный диалог с педагогом. Будучи слабо успевающим по основным школьным дисциплинам, в художественной студии или в спортивной секции он может оказаться в числе лидеров. Опыт лучших школ показывает, что педагогам дополнительного образования, как правило, удается снять стереотип однозначного восприятия школьника как «троечника» или «трудного».

Эмоциональная насыщенность – еще одна особенность развития дополнительного образования детей в условиях общеобразовательного учреждения. Ее важность объясняется необходимостью противостоять «засушенности» учебного процесса, где преобладают вербальные способы коммуникации, где логика учебных званий может привести к подавлениям эмоционально-образного восприятия мира, столь значимого в детском возрасте. Развитие чувств необходимо школьникам как средство формирования целостной картины мира. Эмоционально-ценностное отношение к миру может быть сформировано у школьников в процессе обращения к ярким личностям, жизнь и творчество которых помогали бы искать ответы на вопросы, волнующие ребенка. Вместо воспитания на примерах хрестоматийных положительных образцов необходимо обращение к переживаниям и размышлениям конкретного, реально существующего человека, к его поискам, ошибкам, взлетам и падениям: тогда дети поверят в его судьбу, борьбу, идеалы.

Дополнительное образование детей выполняет еще одну важную задачу – расширяет культурное пространство школы.

В этой сфере знакомство ребенка с ценностями культуры происходит с учетом его личных интересов, национальных особенностей, традиций его микросоциума. Так появляется возможность «погружения» в культуру. Для этого существует множество эффективных форм и методов, которые, в частности, взяты из театральной и музейной педагогики.

Культурологический подход к образованию дает возможность противостоять перенасыщению ребенка информацией и, как следствие, обнищанию его души, распаду всей системы наследования культурно- исторического опыта, разобщению поколений, утрате традиций. Дополнительное образование детей способствует установлению реального взаимодействия и обогащения истории и культуры – русской и соседних народов. Это свойство дополнительного образования детей обеспечивает ему особое место в региональном компоненте государственного образовательного стандарта.

Главная задача педагога – развить в детях чувство гражданина своей страны, человека, умеющего не только ценить духовные и культурные ценности, накопленные человечеством, но и стремящегося их умножать. Речь должна идти не о навязывании человеку тех или иных образцов культуры, а о создании адекватных условий, в которых знания, ценности, образцы будут «присваиваться» и «переживаться» как собственные достижения и открытия.

Особое значение имеет дополнительное образование детей для решения проблемы социальной адаптации и профессионального самоопределения школьников.

Задача дополнительного образования – помочь подросткам сделать правильный выбор. Поэтому среди занятий по интересам сегодня все чаше можно встретить различные курсы практической направленности (вождение автомобиля, ремонт теле - и радиоаппаратуры, вязание, дизайн, гувернерство и др.). Еще больший успех, особенно у старшеклассников, приобретают знания, обеспечивающие успех в деловой жизни (овладение компьютером и электронными средствами связи, делопроизводством, азами бухгалтерского учета и т. п.).

Раскрыв свои потенциальные способности и попробовав их реализовать еще в школьные годы, выпускник будет лучше подготовлен к реальной жизни в обществе, научится добиваться поставленной цели, выбирая цивилизованные, нравственные средства ее достижения.

По данным специалистов, более 60% детей не имеют ярко выраженных склонностей, у них неустойчивые интересы к профессиональной деятельности.

Для социальной адаптации школьников важно и то, что, включаясь в работу различных творческих объединений по интересам, они оказываются в пространстве разновозрастного общения, приобретающего в современных условиях особую ценность: здесь ребята могут проявить свою инициативу, самостоятельность, лидерские качества, умение работать в коллективе, учитывая интересы других.

Дополнительное образование детей в школе отличает тесная связь с внеурочной работой, которая организуется, как правило, классными руководителями, воспитателями, вожатыми. Праздники, игры, экскурсии наполняются более значимым содержанием, становятся интересными по форме, если к их проведению привлекаются как педагоги дополнительного образования – руководители различных творческих объединений, так и их воспитанники – юные музыканты, художники, спортсмены. Тем самым поднимается их личный престиж и значимость системы дополнительного образования детей в цепом. При этом внеурочная работа обогащается за счет использования профессионально - творческого подхода специалистов. Педагоги дополнительного образования в процессе совместной работы с классными руководителями обогащают свои знания об особенностях воспитательной деятельности, получают более полное представление о ребятах, с которыми они общаются на занятиях.

Таковы основные особенности дополнительного образования детей, развивающегося в условиях общеобразовательного учреждения. Совершенно очевидно, что во многом они перекликаются с теми положениями, которые характеризуют деятельность учреждения дополнительного образования детей, однако есть все основания говорить об особенностях развития дополнительного образования детей в школе:

Создание широкого общекультурного и эмоционально-окрашенного фона для позитивного восприятия ценностей основного образования и более успешного освоения его содержания:

Осуществление «ненавязчивого» воспитания - благодаря включению детей в личностно значимые творческие виды деятельности, в процессе которых происходит «незаметное» формирование нравственных, духовных, культурных ориентиров подрастающего поколения;

Ориентация школьников, проявляющих особый интерес к тем или иным видам деятельности (художественной, технической, спортивной и др.), на реализацию своих способностей в учреждениях дополнительного образования детей;

Компенсация отсутствия в основном образовании тех или иных учебных курсов (в основном гуманитарной направленности), которые нужны школьникам для определения индивидуального образовательного пути, конкретизации жизненных и профессиональных планов, формирования важных личностных качеств.

Таким образом, дополнительное образование детей в общеобразовательном учреждении является той сферой, которая, обладая самоценностью, в первую очередь, ориентирована на создание единого образовательного пространства и формирование у школьников целостного восприятия мира; на гармонизацию требований по реализации образовательного стандарта и создание условий для развития индивидуальных интересов и потребностей личности. Дополнительное образование детей расширяет воспитательные возможности школы и ее культурное пространство, способствует самоопределению школьников в личностной, социокультурной, профессиональной областях, включению их в различные виды творческой деятельности, позитивному отношению к ценностям образования и культуры, развитию нравственных качеств и эмоциональной сферы школьников.

2. Структурно-организационные формы реализации дополнительного образования детей

Успешность развития дополнительного образования детей в условиях общеобразовательного учреждения во многом зависит от уровня его организованности. Можно назвать как минимум четыре условных уровня.

Первый характеризуется случайным набором кружков, секций, клубов и т. д., работа которых мало сочетается друг с другом и полностью зависит от имеющихся кадровых и материальных возможностей. В такой ситуации дополнительное образование детей, как правило, не отражает специфики конкретного образовательного учреждения, а эффективность его для развития школы в целом малозаметна. Вместе с тем, для обучающихся занятия в этих творческих объединениях могут быть достаточно значимыми.

Второй уровень – более сложный и более развитой. Он отличается определенной внутренней консолидированностью, различной направленностью деятельности. Однако в целом работу не удается построить на единой содержательной основе. Она распадается на отдельные фрагменты из-за отсутствия продуманной программы деятельности и неумения координировать работу педагогов дополнительного образования в едином учебно-воспитательном процессе школы.

Третий уровень – развитие дополнительного образования детей как отдельного подразделения школы, когда разнообразные творческие объединения работают на основе единой образовательной программы, а педагоги могут координировать свою деятельность.

Четвертый уровень предполагает интеграцию основного и дополнительного образования детей, организационное и содержательное единство основных структур школы. На этом уровне их деятельность строится с учетом основных концептуальных идей, обеспечивающих развитие учреждения в цепом.

Сегодня можно говорить, что многие школы отошли от первого и находятся на втором уровне, когда приходит понимание важности дополнительного образования детей, но пока еще не накоплены резервы для перехода на третий и четвертый уровни развития.

3. Взаимодействие педагогов общеобразовательного учреждения в обеспечении развития дополнительного образования детей

Заместитель директора по дополнительному образованию (по учебно-воспитательной работе). Эта должность появилась недавно и пока есть не во всех школах, но с развитием системы дополнительного образования детей нужда в таком специалисте будет ощущаться все острее. В его основные обязанности входит координация деятельности всех педагогов дополнительного образования, контроль за выполнением учебно-тематических планов, помощь в создании и реализации образовательных программ, содействие повышению профессионального мастерства педагогов. Не менее важна его деятельность, направленная на интеграцию основного и дополнительного образования детей, взаимодействие учителей-предметников и руководителей кружков, секций, объединений, на организацию совместной методической работы (создание педагогических мастерских, методических советов, дискуссионных клубов, семинаров и др.).

Заместитель директора принимает активное участие в разработке концепции и программы развития общеобразовательного учреждения, в которую органично включается дополнительное образование детей.

Педагог дополнительного образования – один из важнейших специалистов, непосредственно реализующих дополнительные образовательные программы различной направленности. Он занимается развитием талантов и способностей школьников, включая их в художественную, техническую, спортивную деятельность. Он комплектует состав творческих объединений, способствует сохранению контингента обучающихся, реализации образовательной программы, ведет непосредственную образовательную деятельность со школьниками в определенном творческом объединении, обеспечивая обоснованный выбор форм, методов, содержания деятельности. Участвует в разработке авторских образовательных программ, несет ответственность за качество их реализации. Оказывает консультативную помощь родителям по вопросам развития способностей детей в системе дополнительного образования детей.

Очень важно, чтобы педагог дополнительного образования сотрудничал с классными руководителями, выбирая вместе с ними подходящий для конкретного ребенка индивидуальный образовательный путь. Желательно, чтобы он имел общее представление об учебных программах, связанных тематически с деятельностью, в которую включены его подопечные, что будет способствовать развитию мотивации ребенка к знаниям.

Большой вклад в создание условий для развития интересов и талантов ребят призван внести классный воспитатель, который имеет возможность хорошо изучить интересы ребят, найти путь индивидуальной поддержки каждого, преодолеть те проблемы, которые мешают ребенку в становлении личности. Такой педагог, обладающий серьезными социально-психологическими знаниями, способен оказать поддержку и своим коллегам в реализации принципов гуманистической педагогики на практике, т. е. осуществлении личностно - ориентированного образования, являющегося сутью дополнительного образования детей.

Успешно могут взаимодействовать с руководителями школьных творческих объединений и помогать детям найти свой талант, раскрыть свои способности вожатые и воспитатели групп продленного дня.

Возможна и обратная связь, когда старший вожатый , к примеру, сможет найти помощников в организации социально-значимых дел, праздников, соревнований и других общешкольных мероприятий, активными участниками которых являются, прежде всего, члены кружков, объединений. С помощью педагога дополнительного образования легче обнаружить ребят, обладающих инициативой, самостоятельностью, лидерскими качествами.

Педагог-организатор руководит работой по одному из направлений деятельности учащихся: художественному, спортивному, техническому, туристско-краеведческому, эколого-биологическому и др. Координирует работу педагогов, ведущих занятия по тому иди иному направлению, помогает им в решении методических, организационных, воспитательных проблем. Содействует выявлению и развитию талантов школьников. Создает условия для появления новых творческих объединений, отвечающих интересам детей. Способствует вместе с заместителем директора профессиональному росту педагогов дополнительного образования.

Такая должность чаще встречается в тех общеобразовательных учреждениях, где дополнительное образование детей выделено в самостоятельную подсистему, охватывающую значительное число педагогов. Однако и там, где число кружков, секций и других творческих объединений невелико, необходима координация и создание условий для их развития.

Особую роль в развитии дополнительного образования детей в условиях общеобразовательного учреждения может сыграть педагог-психолог. Благодаря своим профессиональным знаниям, он может выявить скрытые способности детей, их наклонности и стимулировать их развитие. Осуществляя свою работу по сохранению психического, соматического, социального благополучия школьников, он оказывает поддержку как творчески одаренным детям, так и детям, требующим определенной коррекции развития, поведения. Педагог-психолог способен оказывать консультации руководителям различных творческих объединений, проводить психодиагностику ребят, отслеживать изменения в уровне развития их способностей, выявлять причины сложностей в работе педагога или его взаимоотношениях с воспитанниками.

Социальный педагог решает задачи по социальной защите детей, внимательно изучает условия их жизни, которые зачастую препятствуют развитию их творческих способностей. Социальный педагог старается своевременно оказать помощь таким детям, разрешить различные конфликтные ситуации и найти наиболее благоприятную среду для реализации интересов и потребностей ребенка. Он может подсказать педагогу дополнительного образования, как лучше вести себя с «трудным» ребенком, как заинтересовать его каким-либо видом творчества. Он включает своих воспитанников в социально значимые дела, и эта деятельность может стать сферой сотрудничества с педагогами дополнительного образования. Социальный педагог особое внимание уделяет профориентационным видам занятий, т. к. они, выполняй социально - адаптационные функции, могут стать хорошей стартовой площадкой для его подопечных.

Учитель-предметник также может внести свой вклад в развитие системы дополнительного образования детей, сотрудничая с руководителями творческих объединений по интересам в целях интеграции основного и дополнительного образования детей. При желании он может привнести элементы дополнительного образования (содержательные, организационные, методические) в проведение конкретных уроков.

Кроме того, учитель имеет возможность непосредственно включиться в систему дополнительного образования, организовав свой кружок иди клуб. Это

может быть не только предметный кружок, а любое творческое объединение, где учителю удастся реализовать свои личные интересы, увлечения, таланты, выходящие за рамки его профессии. Такая многогранность личности только усилит его авторитет среди обучающихся.

Следует обратить внимание на работу школьного библиотекаря, призванного оказать значительную помощь педагогам дополнительного образования и их воспитанникам, подбирая наиболее интересную методическую, научно-популярную, художественную литературу . Библиотекарь может следить за новинками в книгоиздании, прессе, аудио-видео продукции, предоставлять эту информацию педагогам и обучающимся, создавать медиатеку и тем самым способствовать развитию как основного, так и дополнительного образования детей в своей посоле.

Совершенно очевидно, что развитие дополнительного образования детей в школе в огромной степени зависит от директора и его заместителей. Их заинтересованность, уважительное отношение к руководителям творческих объединений по интересам, понимание важности их многообразия, умение найти возможность для технического оснащения системы дополнительного образования детей, материальной и моральной поддержки педагогов дополнительного образования - все это является важным условием создания в школе целостного образовательного пространства, где реальную роль играют основное и дополнительное образование детей.

Таким образом, в общеобразовательном учреждении в систему дополнительного образования детей включается в той или иной степени почти весь педагогический коллектив.

4. Условия развития системы дополнительного образования детей в общеобразовательном учреждении

Развитие системы дополнительного образования детей в общеобразовательном учреждении зависит от успешности решения целого ряда задач организационного, кадрового, программно-методического, психологического характера.

Организационные условия состоят, прежде всего, в том, чтобы развитие системы дополнительного образования детей в школе соответствовало условному третьему и четвертому уровню, т. е. созданию самостоятельной структуры развития дополнительного образования детей. Для этого, прежде всего, необходимо проанализировать социокультурную ситуацию, в которой работает данное учреждение, выяснить интересы и потребности детей и их родителей в дополнительном образовании. Важно также учесть особенности школы, ее профиль, основные задачи, которые она призвана решать, а также сложившиеся традиции, материально-технические и кадровые возможности.

Дополнительное образование детей в школе быстрее сможет приобрести статус самостоятельного подразделения, если его структурирование начнется с выделения некоего системообразующего элемента. Это может быть любое творческое объединение, проводящее многоплановую и разнопрофильную работу, деятельность которого носит комплексный характер, Например, Центр русской (национальной) культуры, который объединяет музыкальные и художественные коллективы, группы ребят, увлекающихся этнографическим краеведением, сбором материалов об истории и культуре края. Вокруг такого разновозрастного коллектива достаточно легко простроить работу других творческих объединений, которые, сохраняя специфику, учитывали бы общую направленность и стратегическую линию развитая дополнительного образования детей в конкретном общеобразовательном учреждении.

Когда в школе создается самостоятельная структура дм развития системы дополнительного образования детей, появляется прекрасная возможность взаимопроникновения, интеграции основного и дополнительного образования детей. Таким образом, взаимопроникновение этих двух сфер может обеспечить:

Целостность всей образовательной системы школы со всем ее многообразием;

Определенную стабильность и постоянное развитие;

Необходимый уровень знаний, умений, навыков школьников и развитие их эмоционально-образной сферы, формирование духовно-нравственных качеств;

Сохранение определенного консерватизма системы и более активного использования инновационных педагогических идей, образовательных моделей, технологий;

Поддержку существующих школьных традиций и поиск новых путей организации жизни ученического и педагогического коллективов;

Сохранение лучших сил педагогического коллектива и приглашение новых людей (из числа работников культуры, науки, производства, представителей общественных ветеранских организаций), готовых работать с детьми.

Среди других организационных задач следует назвать сотрудничество на основе договора или соглашения школы с различными учреждениями дополнительного образования детей, что также способствует сближению основного и дополнительного образования детей. Благодаря творческим и деловым контактам школы с учреждениями дополнительного образования детей, можно улучшить содержание и уровень подготовки различных массовых мероприятий: праздников, соревнований, концертов, выставок и др. Это также прекрасная возможность получения оперативной информация о возможности включения школьников в художественную, спортивную, туристско-краеведческую и другую деятельность. Такое сотрудничество позволяет координировать планы работы, учитывать возможности школы и учреждений дополнительного образования детей в интересах личности обучающихся.

Решая внутришкольные организационные проблемы, необходимо стремиться к развитию такого числа и такой направленности творческих объединений, которые соответствовали бы достаточно широкому спектру интересов школьников разных возрастов. К сожалению, нередко набор кружков и секций в школах не меняется десятилетиями и ограничивается несколькими названиями (мягкая игрушка, макраме, драмкружок, волейбол, аэробика), большинство из которых рассчитано на детей младшего и среднего возраста. Старшим же школьникам внимание практически не уделяется, и, тем более, не учитываются интересы ребят, стремящихся освоить спортивный танец, роликовые коньки, скайбординг, восточные единоборства, технику видеосъемки, компьютерные технологии и другое, что интересует современного подростка.

Конечно, не всегда возможно (и не всегда нужно) максимально учитывать их интересы, но необходимо искать такие варианты решения проблемы, которые помогут школьникам реализовывать свои потенциальные возможности и потребности в творческом развитии в системе дополнительного образования детей.

К сожалению, в практике нередко встречается и такой подход к развитию дополнительного образования детей в условиях общеобразовательного учреждения, когда в школе создается некий «образцово-показательный» коллектив (школьный театр, музыкальный ансамбль, спортивная команда и т. д.), который является основной заботой администрации в ущерб развитию других направлений деятельности. Для руководителей школы – это возможность успешно отчитаться за «хорошую» организацию учебно-воспитательной деятельности, не прилагая усилий к созданию полноценной системы дополнительного образования детей. В этом случае «элитный» детский коллектив начинает жить своей обособленной жизнью, интересной лишь для небольшой группы ребят, остальным же остается лишь смотреть на них с завистью, ощущая себя ущербными, посредственными, что далеко от реальности.

Подобные недостатки необходимо учитывать при решении организационных проблем.

Кадровые условия – это, прежде всего, возможность профессионального роста педагогов дополнительного образования. Проведение семинаров, курсов, современных дискуссий по наиболее значимым проблемам должно быть организовано в рамках продуманной системы и направлено на активизацию творчества педагогов, их самообразование и желание сотрудничества с коллегами – руководителями всех творческих клубов, входящих в блок дополнительного образования детей. Взаимное посещение занятий, проведение открытых мероприятий, их анализ также дает много для профессионального роста.

Не менее важно организовать творческое сотрудничество с учителями-предметниками, классными руководителями, воспитателями ГПД: совместное обсуждение волнующих всех проблем (воспитательных, дидактических, социальных, общекультурных) дает возможность не только создать методобъединения, педагогические мастерские, но и единый педагогический коллектив, что способствует профессиональному обогащению.

Следует регулярно организовывать прохождение педагогами курсовой подготовки на базе ИПК, проводить семинары силами приглашенных ученых, в т. ч. на базе учреждения дополнительного образования детей. Важно активизировать участие педагогов в различных профессиональных конкурсах (конкурсы педагогов дополнительного образования, авторских образовательных программ, воспитательных систем и др.).

Кроме того, необходимо стимулировать включение педагогов в научную работу, поступление в аспирантуру, написание статей для педагогических журналов.

Успех развития системы дополнительного образования детей в условиях общеобразовательного учреждения во многом зависит от умения привлекать «свежие силы», новых людей, например, из числа работников учреждений культуры, спорта, творческих, общественных, ветеранских организаций, родительской общественности, а также тех, кто профессионально владеет каким - либо интересным ремеслом и желает передать его секреты детям.

Психологические условия направлены на создание комфортной обстановки в школе и, в. частности, в ее блоке дополнительного образования детей, способствующей творческому и профессиональному росту педагогов. Решение этой задачи относится, прежде всего, к компетенции администрации общеобразовательного учреждения, которая должна показать свое понимание важности развитая системы дополнительного образования детей как части общего образования, учитывать интересы тех, кто включен в эту систему, наравне с интересами других учителей. Недопустимо отношение к руководителям творческих объединений по интересам как «второстепенным» членам педагогического коллектива.

Директор, его заместитель по дополнительному образованию и по научно-методической работе должны постоянно поддерживать и поощрять тех педагогов, кто ведет исследовательскую работу, активно делится своим опытом, помогает коллегам, работает над созданием авторских образовательных программ.

Необходимо моральное и материальное поощрение педагогов дополнительного образования за успешную работу, высокие достижения творческих коллективов, которыми они руководят. Об этих успехах должны знать все обучающиеся, учителя, родители и гордиться ими не меньше, чем успехами в учебе.

Программно-методические условия

Развитие системы дополнительного образования детей невозможно без серьезного концептуального программно-методического обеспечения деятельности как всего блока дополнительного образования детей, так и деятельности каждого творческого объединения. Цели и задачи последних должны отражать общую стратегию развития, основные принципы педагогической деятельности, главные содержательные линии работы. Это весьма серьезная задача, решение которой может быть рассчитано на несколько лет и вестись под руководством наиболее квалифицированных педагогов школы или других специалистов: методистов из учреждений дополнительного образования детей, преподавателей ИНК, научных сотрудников.

Образовательные программы, которые предполагается использовал, преимущественно в условиях общеобразовательных учреждений, должны, с одной стороны, компенсировать недостатки школьного образования, а с другой - учитывать его достоинства. Поэтому педагоги дополнительного образования при разработке своих авторских программ должны познакомиться с содержанием тех учебных предметов, которые больше всего могут быть связаны с содержанием его дополнительной образовательной программы. Это может стать хорошей основой для совместной творческой работы с учителями-предметниками.

Развитие системы дополнительного образования детей в образовательных учреждениях становится во-настоящему эффективным, если дополнительные образовательные программы соответствуют интересам и потребностям школьников, учитывают реальные возможности их удовлетворения в конкретном учреждении, помогают ребенку сформировать собственную ценностную и действенную позицию, стимулируют его самообразование и саморазвитие.

Разработка дополнительных образовательных программ нового поколения предполагает учет ряда принципов:

Ориентация на широкое гуманитарное содержание, позволяющее гармонично сочетать национальные и общечеловеческие ценности;

формирование у школьников целостного и эмоционально-образного восприятия мира;

Обращение к тем проблемам, темам, образовательным областям, которые являются личностно значимыми для детей того или иного возраста и которые недостаточно представлены в основном образовании;

Развитие познавательной, социальной, творческой активности ребенка, его нравственных качеств;

Обязательная опора на содержание основного образования, использование его историко-культурологического компонента;

Реализация единства образовательного процесса.

Дополнительные образовательные программы нового поколения должны содержать разные уровни сложности и позволять педагогу найти оптимальный вариант работы с той или иной группой детей или с отдельным ребенком. Они также должны быть открытого типа, т. е. ориентированными на расширение, определенное изменение с учетом конкретных педагогических задач, отличаться содержательностью, вариативностью , гибкостью использования. На их основе можно выстраивать работу, которая будет отвечать социально-культурным особенностям того или иного региона, традициям и условиям конкретного общеобразовательного учреждения, возможностям и интересам различных групп обучающихся, их родителей, педагогов.

Задания для творческой работы

1. Продемонстрируйте механизм взаимодействия педагогов общеобразовательного учреждения в обеспечении развития дополнительного образования детей на примере известного Вам образовательного учреждения.

2. На примере конкретного общеобразовательного учреждения покажите обеспечение условий развития дополнительного образования.

Литература

1. Бруднов А. Развитие дополнительного образования детей в условиях общеобразовательного учреждения //Воспитание школьников. – М., 1995. – № 5.

2. Бухвалов учащихся в процессе творчества и сотрудничества. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2000.

3. , Чупанов обучение в системе внешкольного, дополнительного образования учащихся //Дополнительное образование.-2005. -№4. - С.3-13.

4. , Петракова и организация воспитания и дополнительного образования в школе. – М.:ВЛАДОС, 2001.

5. Жирякова П. Внешкольные учреждения: компонент культурной среды школы //Новые ценности образования. – М., 1996. – № 4.

6. Тавстуха многообразия //Университетский округ, 2001. – № 1. – С. 38.

Электронные адреса опыта

Прежде всего, это проблема выбора — сделал его сам ребенок, или вы помогли ему сориентироваться, или попросту навязали свои представления о том, что ему пригодится в жизни.

Например, нередко кто-то из родителей мечтает вырастить из сына или дочери музыканта-профессионала, потому что у самого в детстве не сложилось - не было условий или собственные родители не были так уж настойчивы.

Разумеется, все мы знаем примеры, когда эта настойчивость плодов не приносила, а давала прямо противоположные результаты: ребенок либо выбирал себе совершенно другое направление, либо становился пассивным, не творческим исполнителем.

Стоит иметь ввиду: вовсе не у многих детей к 10-12 годам уже сформированы устойчивые интересы. С одной стороны, время для поиска есть всегда. Надо предоставлять ребенку широкие возможности для выбора. А с другой - необходимо поддерживать его интерес к выбранному занятию.

Многое будет зависеть от вашей поддержки, в том числе и материальной. Интересуетесь ли вы, чем занимается ребенок в кружке или секции, какие у него успехи, как складываются там отношения с ребятами, чем ему помочь. Стараетесь ли снабжать всем необходимым для занятий - будь то спортивная форма, ракетка «как у всех» или мольберт и дорогие краски.

Позволять ли ребенку менять занятия, как перчатки?

Уточните сначала, что не позволяет ребенку или подростку удержать свой интерес на чем-нибудь одном. Вовсе не обязательно, что это природная лень или легкомыслие. Причины могут быть самыми разными. Возможно, не сложились отношения с руководителем кружка или тренером, с кем-то из ребят. Или ребенок быстро теряет интерес, если не видит моментальных результатов. Он может болезненно переживать успехи других и собственные неудачи. Не исключено, что он сам или родители переоценили его способности к этому конкретному занятию. В любом из этих случаев ситуацию можно изменить.

Давление и упреки в легкомыслии не сделают ребенка более серьезным и целеустремленным. В конце концов, главное - чтобы увлечения делали его сегодняшнюю и будущую жизнь интереснее и богаче. Как сказал народный артист России, профессор Зиновий Корогодский, «к творческим интересам ребенка нельзя относиться прагматично, подсчитывая, какие «дивиденды» принесет в ближайшем будущем его увлечение. Оно принесет душевное богатство, которое необходимо и доктору, и летчику, и бизнесмену, и уборщице».


Что можно сделать, чтобы увлечь маленького ребенка каким-нибудь занятием?

Могут ли родители увлечь ребенка каким-то занятием? Или он сам будет пробовать лет до 15-17-ти, пока не найдет то, что ему нужно? Рассчитывать ли только на счастливый случай? Следует ли избегать всякого давления и советов со стороны взрослых? Эти вопросы задают себе практически все родители.

Попробуйте наладить творческий процесс дома: не сковывая инициативу малыша, подсказывайте ему, чем можно заняться и что для этого использовать.

1. Создайте ребенку дома условия для игр и творчества. Оборудуйте несколько зон, которые он будет использовать по своему усмотрению:

  • уголок для спокойного отдыха и чтения, для релаксации - с ковром, подушками, уютной лампой;
  • место на полу для занятий с большими игрушками - конструктором, железной дорогой, кукольным театром;
  • достаточно большой стол для рисования, настольных игр - одному или с друзьями;
  • место, где ребенок мог бы оборудовать себе секретное убежище с помощью одеял и других подручных средств - как палатку, шалаш или домик;
  • ящик для игрушек и вещей, полезных в игре, время от времени можно часть забытых игрушек из обычного шкафа или стеллажа перекладывать в этот сундук, добавлять туда другие предметы, которые могут пробудить фантазию ребенка.

2. Осваивайте с ребенком обычные виды детского творчества (рисование, лепка, конструирование, аппликация, музицирование, инсценировка и др.) и показывайте, как можно разнообразить эти занятия.

  • Для рисования - обычный песок и сыпучие продукты (крупы), для аппликации - нитки, листья, ракушки и камешки, для скульптуры - картофельное пюре, папье-маше и пену для бритья, вместо кисточки - собственные пальцы или ладошки, скалку и т д.
  • Для конструирования и строительства предлагайте разнообразные материалы от готового конструктора до подручных средств - например, картонных коробок разных размеров.
  • Старайтесь поддерживать исследовательские и экспериментаторские интересы малыша - на прогулке, в поездке, дома.
  • Помогайте ребенку освоить возможности его собственного тела - предлагайте игры на развитие координации движений, пространственных представлений, подвижные игры.

3. Выбирайте подарки, которые могут стать основой будущего увлечения:

  • стимулирующие воображение, фантазию,
  • подарки, помогающие освоить новые навыки - различные инструменты, наборы для ручной работы, возможно, приборы - например, фотоаппарат или микроскоп,
  • интересные справочные издания, энциклопедии (возможно, и в электронном виде), музыкальные записи, видеофильмы, альбомы с репродукциями, абонементы в театр.

4. Рассказывайте сыну или дочери о собственных детских увлечениях . Может быть, вы до сих пор храните альбомы со своей детской коллекцией марок или значков - рассмотрите их вместе с ребенком, поищите информацию о том, чего только не коллекционируют люди, помогите выбрать и положить начало новой коллекции.

5. Конечно, не забывайте время от времени бывать на экскурсиях и в разнообразных музеях . Найдите возможность познакомить сына или дочь с профессионалами - наверняка среди ваших знакомых найдутся художник, скульптор, архитектор, врач или ученый-исследователь. Можно побывать в мастерской художника, на операции в больнице или на реставрационных работах в музее.

А если ребенок увлечен каким-то занятием настолько, что забывает об учебе?

Не исключено, что такое сильное увлечение станет основой для выбора будущей профессии. Значит, можно попробовать убедить ребенка или подростка, что освоение школьных знании поможет ему стать настоящим профессионалом. Будущему модельеру нужно создавать выкройки - для этого хорошо бы владеть основами геометрии и навыками черчения, знать историю и этнографию, спортсмену нужны знания анатомии и физиологии и т. д.

Нужно ли отдавать ребенка в секцию или кружок?

Не станет ли это для него чрезмерной нагрузкой вдобавок к занятиям в школе? Или, наоборот, следует исходить из того, что смена деятельности - лучший отдых? Наверное, каждый родитель однажды задается этими вопросами. Однозначного ответа на них дать нельзя. Папе и маме в каждом конкретном случае придется взвешивать все «за» и «против» .

Итак, «ЗА»:

1. Занятия в кружке или секции - это: - смена вида деятельности.

Если ваш ребенок посещает спортивную секцию, то школьная умственная активность здесь сменяется физической. Если это музыкальная школа или художественный кружок - творческой. В кружках прикладного творчества - двигательной (моторной) активностью, то есть ручным трудом. Даже если ваши сын или дочка предпочли шахматы, математический или литературный кружок - все равно там они будут заниматься только тем, что им нравится, тем, что их интересует; - смена стиля общения.

Как правило, в кружках или секциях царит более неформальная обстановка, чем в школе. Не предъявляется столь жестких требований к дисциплине. Представляете, какое удовольствие маленький школьник получает от того, что не нужно сидеть неподвижно и молча, отвечать только тогда, когда тебя спросят? Преподаватели в кружке не такие строгие, как учителя в школе, - разрешают пошалить, побегать, пошуметь. Все эти вольности допускаются, разумеется, в разумных пределах. Поэтому вы можете не опасаться, что вашего ребенка «избалуют» подобной снисходительностью; - смена обстановки.

Помещения, предназначенные для занятий с детьми, в детских клубах стараются оборудовать с учетом их интересов. Их оснащают играми, игрушками, материалами для творчества, спортивными снарядами. В обязанности ребенка здесь не входит по сорок минут сидеть прямо и неподвижно на жестком стуле за не всегда подходящей по росту партой.

В хорошем кружке к услугам уставшего ученика различные зоны для занятий, игры и отдыха: хочешь - занимайся за столом, хочешь - удобно устройся на детском диванчике или пуфе, можешь даже расположиться на ковре, если тебе так больше нравится.

2. Занятия в кружке, секции - это способ организации досуга ребенка.

Это один из наиболее частых аргументов «за», приводимых родителями. Действительно, кружки и секции нередко являются единственным способом организовать время после школы для тех пап и мам, которые работают и не могут сидеть дома с любимым чадом после уроков.

У ребенка, посещающего внешкольные занятия, меньше шансов попасть в какую-нибудь беду на улице, натворить что-нибудь дома, приобрести вредные привычки (например, научиться курить под заботливым контролем старших товарищей или пристраститься к игре на автоматах, которые сегодня стоят на каждом углу и призывно мигают разноцветными лампочками). Согласитесь, в кружке под присмотром руководителя ребенок в большей безопасности.

3. Занятия в кружке, секции способствуют формированию ответственности, самостоятельности.

Если ребенок хочет посещать любимый кружок, значит, он должен научиться запоминать и контролировать множество вещей сразу. Например:

  • запомнить расписание занятий и вовремя на них являться;
  • запомнить, собрать и принести все необходимое для занятий (юной танцовщице, например, каждый раз нужно принести купальник, юбочку, носочки, специальную обувь, да еще и прическу сделать);
  • запомнить и самостоятельно выполнить данные руководителем домашние задания (разучить песню, нарисовать пейзаж, выучить танцевальное па, потренироваться в выполнении спортивного упражнения и т. д.);
  • организовать свое время таким образом, чтобы все успеть: и в школу сходить, и уроки сделать, и маме с папой помочь, и с друзьями пообщаться.