Янус. Мифы и предания Древнего Рима

Происхождение выражения «Двуликий Янус» связывают с именем древнеримского двуликого бога всех дверей, входов и выходов, Янусом, в переводе с латинского означающий «аркада» или «крытый проход».

Согласно легендам Янус был чуть ли не первым правителем прародины Древнего Рима царства Лациум. Свою двуликость Янус приобрел благодаря одному из древнейших богов Сатурну, который отождествлялся в древнегреческой мифологии с титаном и верховным божеством Кроносом. Когда благодаря стараниям бога неба, грозы и дневного света Юпитера (аналог Зевса в Древней Греции) Сатурн потерял свой трон, он на корабле доплыл до царства Лациус. Здесь его с почестями встретил царь Янус и устроил торжественный прием. За это Сатурн наделил Януса волшебным даром - умением видеть прошлое и будущее. Именно за эту способность Януса стали изображать с двумя лицами, обращенными в противоположными стороны. Одно лицо было лицом молодого человека, смотрящего в будущее, а другое лицо изображало лицо умудренного опытом взрослого мужчины, взгляд которого был направлен в прошлое.

А еще его называли «отпирающим» и «закрывающим» богом. Поэтому неотъемлемым атрибутом в изображении Януса являлись ключи. Ведь он считался покровителем всех начинаний, начала и конца. Прежде чем начать какое-либо дело древние римляне взывали к Янусу и просили у него помощь и покровительство.

В годы своего правления Древним Римом царь Нума Помпилий учредил праздник в честь Януса, названный Агоналиями или праздником агонии. Проходил он 9-го января и сопровождался широкими гуляньями. Основным действом празднества было приношению в жертву Янусу белого быка, а центральной и главной фигурой на время праздника становился жрец Януса, которого называли «царем жрецов». В этот день были запрещены всякого рода ссоры и раздоры, чтобы Янус не прогневался и ниспослал неурожайный год.

Считается, что именно Янус научил древних римлян земледелию, выращиванию овощей и фруктов, разным ремеслам. Его почитали путешественники и моряки, считавшие Януса «шефов» всех дорог и основоположником кораблестроения.

Еще Янус вел счет дням, месяцам и годам, заложил основы исчисления и календаря. На пальцах его правой руки можно увидеть изображение числа «ССС» (300), а на левой — «LXV»(65). Сумма этих чисел соответствует числу дней в году. Оказывается, в честь Януса назван месяц януарий (январь).

Кроме того Янус считался покровителем всех военных начинаний и походов. В честь этого второй царь Древнего Рима Нума Помпилий велел установить символичную двойную арку перед храмом Януса, расположенного на римском форуме. Арка представляла собой крытое бронзой сооружение, опирающееся на колонны и имеющее две массивные дубовые двери, которые, когда начиналась война, открывались. Римские воины, покидавшие город, проходили сквозь арку и, смотря на лики Януса, просили о победе и удаче в сражениях с врагами. На протяжении военных действий ворота арки оставались открытыми. Закрывались они только когда воины возвращались домой и проходили под аркой, благодаря Януса за то, что победили и остались живы. В мирное время, когда ворота были закрыты, к арке Януса приносили вино, фрукты и медовые пироги в знак благодарности за мир. Правда, такое в те далекие времена случалось очень редко. Хватит пальцев на одной руке, чтобы сосчитать сколько раз ворота закрывались в течение 1000 лет. Но тогда это было естественно.

На этом заслуги Януса не заканчиваются. До появления на Олимпе самого могущественного бога Римской мифологии Юпитера, именно Янус следил за ходом времени. Он открывал и закрывал врата небес, через которые солнце утром начинало свое восхождение на небосклоне, а вечером опускалось и исчезало, уступая свое место луне. Также Янус курировал все двери домов и храмов во всех городах. В дальнейшем его заменил Юпитер, а Янус стал отвечать за все начинания на земле.

Интересно, что Янус является единственным древнеримским богом, не имеющим своего аналогичного подобия в мифологии Древней Греции.

К сожалению, мы забыли обо всех достоинствах Януса, его многогранности и многоликости, а осталось только выражение «Двуликий Янус», значение которого не имеет ничего общего с, пусть и мифической, личностью Януса.

Значение выражения «Двуликий Янус»

В настоящее время фразеологизм «Двуликий Янус» применим к не самым лучшим качествам человека как лицемерие, двуличность и неискренность. Хотя непонятно, почему Янус удостоился такой участи, а его имя ассоциируется с этими качествами. Ведь Янус, судя по легендам, принес людям большую пользу и был почитаем ими даже больше, чем Юпитер. Скорее всего, это связано с его образом в искусстве, где он изображался с двумя лицами, которым со временем стали приписывать противоположные качества человека в одном лице. А именно, добро и зло, честность и ложь, «хороший» и «плохой». Однако изначальный смысл был совсем иной - взгляд в прошлое и будущее. Если бы Янус узнал, с каким выражением стали связывать его имя, наверно сильно бы удивился и оскорбился.

Двуликий Янус в искусстве

Бюсты и статуи двуликого Януса разных авторов находятся во многих музеях мира, в том числе и в Ватикане.

В Риме на Бычьем форуме до сих пор сохранилась арка Януса, обрамляющем церковь Сан-Джорджио-ин-Велабро.

На картине французского художника Николы Пуссена (1594-1665 гг.) «Танец человеческой жизни» (1638-1640гг.) изображен праздник Агоналии в честь бога Януса.

В Шенбрунн саду в городе Вене находится скульптура «Янус и Беллона» работы немецкого мастера Иоганна Вильгейма Байера (1725-1796 гг.)

Имя Янус (лат. Jānus) происходит от латинского слова «januae» -дверь, «Jani» — арка. В древнем Риме именем Януса называли первый день и первый месяц нового года — януарий (Januarius), то есть принадлежащим Янусу, или январь.

В начале Януария (января) люди желали друг другу добра и дарили сладости, чтобы весь год сладким и счастливым. В дни праздника были запрещены всякие ссоры и раздоры, чтобы не навлечь на себя гнев бога Янус, который мог сменить милость на гнев и ниспослать плохой год для всех…

Двуликий бог Янус - древнее италийское божество, дверей, входов, выходов, арочных проходов, а также начала и конца года, начала и конца жизни. Богу Янусу был посвящен утренний час каждого дня, его имя призывали в начале молитвословия, в начале всяких дел, в первых числах каждого нового месяца.

Жизнь, как и годовой цикл, представляет собой бесконечно вращающееся, колесо Времени. На Яна — Yāna – колесница (от корня «yā»), существует семантическая связь с латинским словом «janua» — дверь, которая, подобно колесу, тоже вращается на уключинах, открываясь и закрываясь, пропуская человека в будущее и закрывая за ним дверь в прошлое. Колесница вечного и бесконечного Времени – на санскрите «eka-yāna» – эка-яна - единая колесница; три-яна — tri-yāna — три колесницы.

Атрибутами Януса служили ключ , которым он отпирал и запирал небесные врата, выпуская солнце на небо, а вечером запирал их после того, как солнце возвращалось на ночь. У Януса был посох , необходимое оружие привратника, чтобы отгонять непрошеных гостей. Янус - божественный привратник, «отворяющий» (Patulcius) и «замыкающий» (Clusius или Clusivius) дверь.

Янус – древнейшее греко-римское божество, охраняющее входные двери дома, как и богиня Веста – хранительница домашнего очага , почитались в каждой семье и оберегали дом от бед, считался покровителем всякого начала, первого шага в пути.

В каждом городе создавался государственный очаг римской богини Весты — Vesta populi Romani Quiritium , от которого зажигали семейный очаг все горожане. Древние греки почитали богиней домашнего очага Гестию, что созвучно с Вестией.

В каждом городе строили городские ворота, входные двери римского форума Янус Квиритус — Janus Quirinus.

Второй царь Древнего Рима Нума Помпилий, правивший в Риме с 715 по 673 год до н. э., ввёл новый луно-солнечный календарь, год состоял из 355 дней, разделил их на будни и праздники (фесты). Римский царь Нума Помпилий добавил два новых месяца в календарном году — Январь , посвящённый богу Янусу, и Февраль (лат. Februārius mēnsis «месяц Фебрууса», «очистительный месяц» от лат. Februa — «праздник очищения»). Февраль посвящался Фебруусу — этрусскому богу подземного царства, куда уходили, очищенные от грехов, души умерших людей. Обряды очищения – «februa, februare, februum», происходили в праздник (dies februatus), в полнолуние, и совпадали по времени с празднеством в честь бога Природы Фавна (от лат. Favere – добрый, милостивый). В новом календаре Нума Помпилия год начинался с марта, и заканчивая декабрём. Считалось, что бог Янус научил людей исчислению времени, ремёслам и земледелию.

Нума Помпилий приказал построить в северной части римского форума святилище бога Януса, из двух крытых арочных сводов, в центре арки возвышалось изображение двуликого Януса. Сквозь двери в арке бога Януса римские войны уходили на войну, и двери Януса оставались отрытыми, ожидая их возвращения. Возвращающиеся домой с победой римские войны проходили сквозь арку дверей Януса, где жители города ждали и приветствовали их. В мирное время римская арка Януса запиралась на ключ, оберегая жителей города от бед и врагов. По числу месяцев года было построено 12 алтарей янусов (ворот) в разных частях Рима, посвященных богу Янусу. Римляне называли его

Портус (portus — ворота), как и Янус (janus -двери) был божествами входа и выхода. Портус стал божеством гавани, воротами рек, или моря. Янус был покровителем дорог и путников, и почитался италийскими моряками, верившими, что именно Янус научил людей строить первые корабли.

В правлении Нума Помпилия проведена перепись всех земель и населения Рима, граждан объединили по профессиям в ремесленные союзы — гильдии. Торговля товарами велась по бартеру, но цена товара приравнивалась к голове крупного рогатого скота – pecus, отсюда первая латинская денежная единица – пекуния — Pecunia. За одну пекунию давали 10 овец. Нума Помпилий запретил римлянам приносить человеческие жертвоприношения и ввёл бескровные жертвы богам, в виде медовых пирогов, вина, плодов. Богу Янусу в храмах приносили в жертву белого быка , жертвоприношение — «яджна» — yajna.

Янус – древний греко-римский бог Времени, изображался с двумя лицами, обращенными в разные стороны. Молодое лицо бога Януса смотрело в будущее, вперед, а второе бородатое лицо старца Януса было обращено вглубь времён, назад, в прошлое. Таким образом, Янус олицетворял единство и борьбу противоположностей – прошлого и будущего, старого и молодого, жизни и смерти.

Янус царствовал в Италии (Сатурнии) ещё до появления , Юпитера. Янус был божеством неба и солнечного света, открывавшим небесные врата и выпускавшим солнце на небосвод, а на ночь запиравшим врата за уходящим солнцем.

Во время археологических раскопок этрусских городов на севере Италии, процветавших задолго до Рим, археологи нашли маленькие бронзовые сосуды в форме головы человека с двумя лицами, обращенными в разные стороны. Сосуды удивительно красивы и выразительны. Одно лицо на них принадлежит прекрасному юноше, а другое — смеющемуся бородатому старику. Изображения двуликого Януса встречаются на древнейших римских монетах.

Прообразом бога Януса, возможно, было из древнейшей части Риг-Веды, написанной на ведическом санскрите. На санскрите Яма - jama - конец, смерть. Яма – сын солнечного бога Вива-свата, (Vīuuahuuant) – «Живого света», первый человек, принесённый в жертву для миропорядка. Яма — Бог смерти, обитающий в жилище из света, куда после смерти попадают праведники и сами становятся богами.

В древнеславянской, дохристианской культуре языческий бог Световид изображался с четырьмя лицами, обращенными в разные стороны.

Двуликий янус

Янус (лат. Ianus , от лат. Ianua - «дверь») - в римской мифологии - двуликий бог дверей, входов, выходов, различных проходов, а также начала и конца, а также бог времени. Изображался двуликий янус всегда с двумя лицами – как правило молодым и старым, смотрящими в противоположные стороны.

Двуликий янус был божеством неба и солнечного света, открывавшим небесные врата и выпускавшим солнце на небосвод, а на ночь запиравшим эти врата. Под покровительством Януса находились все двери - частного дома, храма богов или ворота городских стен, a, так как он вёл счет дням, месяцам и годам, то на пальцах его правой руки было начертано число CCC (300), а на левой - LXV (65), в сумме эти числа означают число дней года. По имени Януса названо начало года, первый его месяц - януарий.

Сегодня Двуликий Янус является символом двуличия, лицемерия и лжи, на мой взгляд, совершенно незаслуженно – древние римляне вовсе не ассоциировали эти качества с божеством Януса, направления, за которые он отвечал, были очень почетными, жизненно важными и носили философский смысл.

Видимо, просто наличие двух лиц в одном божестве ассоциируется у людей с противоположными качествами, по принципу "хороший-плохой", и принадлежат они одному и тому же существу.

Другие интересные выражения из русской речи:

Полностью это выражение в нашем обиходе звучит, как индюк думал, да в суп попал.

Суть выражения днем с огнем (искать что-либо) предельно ясна. Днем и так светло,

Все мы пользуемся прилагательным допотопный, даже не задумываясь о его

Откуда произошло выражение древо познания и что оно означает? Ведь само

Выражение держи карман шире в наше время передает иронично-насмешливое

Существует мнение, что выражение держать нос по ветру , появилось в эпоху

Выражение джентльменское соглашение означает устное соглашение между

Выражение Дамоклов меч , как и многие другие, пришло в наш обиход из древней

Дело в шляпе – довольно распространенное выражение, которое означает, что дело, о

Дары данайцев , или более полная версия “Бойтесь данайцев, дары приносящих”. Смысл

Выражение дело табак означает безнадежность, безвыходность ситуации или

Еще интересные выражения

На букву "Г"

Янус, бог

(Janus) - один из древнейших римских богов-индигетов, занимавший, вместе с богиней очага Вестою, выдающееся место в римском ритуале. О сущности религиозного представления, которое воплощалось в Я., уже в древности высказывались различные мнения. Так, Цицерон ставил имя бога в связь с глаголом inire и видел в Я. божество входа и выхода; другие полагали, что Я. олицетворяет собою хаос (Janus = Hianus), или воздух, или небесный свод; Нигидий Фигул отожествлял Я. с богом солнца. Последнее мнение нашло защитников и в новейшей литературе; другие считают Я. символом неба. Все вышеприведенные объяснения в новейших исследованиях по римской религии и мифологии уступили место новому и простому толкованию, по которому имя Я. отожествляется с латинским словом ianus (дверь, дверной проход) и Я. характеризуется как бог двери, свода, арки, прохода. Позднее, вероятно под влиянием греческого религиозного искусства, Я. стали изображать двуликим (geminus) - образ, естественно вытекающий из представления двери, как двустороннего предмета. Итак, Я. первоначально был божественным привратником, которого призывали в гимне Салиев под именем Clusius или Clusivius (Замыкающий) и Patulcius (отворяющий); атрибутами его служили ключ и необходимое оружие привратника, отгоняющего непрошеных гостей - палка. Как в противоположность очагам частных домов существовал на римском форуме государственный очаг - Vesta populi Romani Quiritium, так же точно у римлян была входная дверь, ведшая в атриум государства - на римский форум, так называемый Janus Quirinus. Это было древнейшее местопребывание (может быть святилище) Я., в северной части форума, состоявшее из двух сводов, которые были соединены стенными перегородками, так что образовали крытый проход. В центре арки возвышалось изображение двуликого Я. Арка двуликого Я. была сооружена, по преданию, Нумою Помпилием и должна была служить, согласно завещанию царя, показательницей мира и войны (index pacis bellique): в мирное время арка запиралась, в военное время двери ее оставались открытыми. Сомнительно, чтобы этот обряд был древний; но в последние годы республики он соблюдался, и Август хвалился тем, что при нем арка была закрыта трижды (в первый раз после битвы при Акции, в 30 г. до Р. Хр.; во второй раз - по окончании войны с кантабрами в 25 г. до Р. Хр.; в третий раз - по окончании войны с германцами, в 1-м году до Р. Хр.). Так как с понятием пространства смежно понятие времени (ср. initium - вход и начало ), то Я., будучи богом входа, вместе с тем считался покровителем всякого начала, первой ступени или момента в каждом акте и явлении (слова Варрона: в руках Я. - начало, в руках Юпитера - все). Его призывали в начале какого бы то ни было молитвословия; первый праздник римского религиозного года был установлен в честь Я.; в периоде дня Янусу был посвящен утренний час (отсюда эпитет бога - Matutinus), в периоде месяца - календы (первое число), в периоде 12-месячного года - первый месяц, названный по имени Я. январем (Januarius). Близкое отношение бога к понятиям времясчисления привело к представлению об Я. как о божестве, управляющем движением года и вообще времени: некоторые статуи его выражали эту идею в расположении ручных пальцев, причем пальцы правой руки изображали число ССС (т. е. 300), а пальцы левой руки - число LXV (==65), т. е. пальцы обеих рук, в таком их положении, показывали число 365 дней года. Вместе с тем Я. охраняет каждого человека в первые моменты его утробной жизни, с акта зачатия (Janus Consevius), и стоит во главе богов, под покровительством которых находится человек с момента зачатия до рождения. Вообще, как бог всякого начала, он древнейший и первый из римских богов, но первый не в космогоническом смысле, а как божество начала в отвлеченном значении этого слова. Специальным жрецом Я. был Rex sacrorum, занимавший в иерархии римского жречества первое место. По свидетельству Варрона, Я. было посвящено двенадцать алтарей, по числу месяцев года. В разных частях города возвышалось несколько янусов (ворот); ими заканчивалась большая часть улиц, выходивших на римский форум. В древнейшее время собственных святилищ Я. не было, если не считать арки Двуликого Я. на римском форуме. Первый храм, о котором имеются сведения, был построен во исполнение обета, данного Гаем Дуилием в битве при Милах (260 г. до Р. Хр.).Император Август предпринял восстановление храма, при чем древняя статуя бога была заменена привезенным из Египта изображением двуликого Гермеса, работы Скопаса. При Домициане было сооружено святилище так назыв. Четырехликого Я., изображение которого было привезено в Рим из Фалерии еще в 240 г., по взятии этого города римлянами. Древнейшее изображение Я. сохранилось на ассах первой римской чеканки: это - бородатая двуликая голова, рисунок которой был создан, по мнению Виссовы, специально для первых медных монет, представлявших притом же единицу ценности. Фантазия поэтов и ученых создала немало этиологических сказаний, связанных с именем Я.; сложились, напр., сказания о том, что Я. был доисторическим царем Лация и Яникула (см.). Ему, как и Сатурну, приписывались различные изобретения (кораблестроение, чеканка монет) и вообще доброе влияние на развитие культуры (напр., плодоводства, земледелия). В близком отношении к Я. стояли божества Mater Matuta и Portunus, из которых первая была богиней утреннего света (ср. Janus Matutinus) и, подобно Юноне Люцине, призывалась женщинами при родах, а второй был двойником Я., как это явствует из сопоставления имен; portus в первоначальном смысле означает то же, что porta или janua (ianus). Co временем слово portus (ворота) стало употребляться в смысле гавани (т. е. ворота реки или моря), и Портун сделался богом гаваней. Имя Я. носил холм Яникул (см.). О существовании культа Я. вне Рима не имеется никаких сведений. См. Roscher, "Ausführliches Lexixon der Griechischen und Römischen Mythologie" (П, стр. 15 и сл.); Speyer, "Le dieu romain Janus" (в ".Revue de l"histoire de religion", XXVI, 1892, стр. 1-47); Wissowa, "Religion und Kultus der Römer" (Мюнхен, 1902 = Jw. Müller, "Handbuch der Klassischen Altertumswissenschaft", т. V, отд. IV); Aust, "Die Religion der Rümer" (Мюнстер в Вестфалии, 1899); Steuding, "Griechische und Römische Mythologie" (Лпц., 1897).


Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. - С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон . 1890-1907 .

Смотреть что такое "Янус, бог" в других словарях:

    Это статья о римском боге. См. также статью о Янусе спутнике Сатурна. Янус (лат. Ianus, от ianua «дверь», греч. Иан) в римской мифологии двуликий бог дверей, входов, выходов, различных проходов, а также всяческих начинаний и начал во времени… … Википедия

    - (Janus). Древнее латинское божество, первоначально бог солнца и начала, поэтому первый месяц года называется его именем (Januarius). Он считался богом дверей и ворот, привратником Неба, посредником в каждом человеческом деле. Янус призывался при… … Энциклопедия мифологии

    - (миф.) у древних римлян бог первоначально солнца, впоследствии всякого начинания, входов и выходов, ворот и дверей. Изображался с двумя лицами, обращенными в противоположн. стороны, также со скипетром и ключом. Словарь иностранных слов, вошедших… … Словарь иностранных слов русского языка

    Аллах, Иегова, Саваоф, Небо, Всевышний, Вседержитель, Господь, Предвечный, Создатель, Творец. (Зевес, Юпитер, Нептун, Аполлон, Меркурий и др.) (ж. р. богиня); божество, небожитель. См. идол, любимец.. в бозе почивший, воссылать молитву к богу,… … Словарь синонимов

    - (Janus) один из древнейших римских богов индигетов,занимавший, вместе с богиней очага Вестой, выдающееся место в римскомритуале. О сущности религиозного представления, которое воплощалось вЯ., уже в древности высказывались различные мнения. Так,… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    В мифах древних римлян бог входов и выходов, дверей и всякого начала (первого месяца года, первого дня всякого месяца, начала жизни человека). Изображался с ключами, 365 пальцами (по числу дней в году, который он начинал) и с двумя смотрящими в… … Исторический словарь

    Янус (лат. Janus, от janus ‒ крытый проход и janua ‒ дверь), в древнеримской религии и мифологии бог входов и выходов, дверей и всех начал. Храм Я. (перекрытые сводом ворота с двумя створками) находился на Форуме, в мирное время его ворота были… … Большая советская энциклопедия

    Январский Словарь русских синонимов. янус сущ., кол во синонимов: 4 бог (375) божество (… Словарь синонимов

    У этого термина существуют и другие значения, см. Янус (значения). Янус (лат. Ianus, от … Википедия

Пантеон древних богов символичен и разнообразен. Каждая эпоха привносила в культуру наших предков обычаи, традиции и верования, дошедшие до людей XXI века в виде мифов и легенд. Греческая мифология отличается от римской. Римские божества располагают двойниками в греческих преданиях. Бог Янус дублирует функции сразу нескольких представителей Олимпа. Чем же был необычен Янус, какими способностями обладал?

История появления

Многоликий Янус – герой римской мифологии. Персонаж являлся правителем Лациума, располагавшегося на территории древней Италии, там, где сегодня стоит Рим. Миф гласит, что бог жил во дворце на холме под названием Яникуле, на правом берегу реки Тибр. Януса сместил Юпитер, чьи полномочия в римской мифологии схожи с функционалом греческого бога .

По легенде, Сатурн потерял трон и добирался до Лациума на корабле. Янус приветливо и дружелюбно встретил его, сумев угодить незваному гостю. Всемогущий Сатурн наделил подопечного даром, который позволял богу направлять взор одновременно в будущее и прошлое.

Скульптура "Янус"

Легендарный персонаж считался покровителем времени, властителем всевозможных входов и выходов, а, соответственно, начала и конца. Одно из толкований имени Януса – бог Хаоса. Понятие Хаос в этом варианте этимологии проявляет изначальную природу бога.

Римский бог не славился подвигами или особенными делами, но в его власти было время и дневное солнцестояние. Имя Янус переводится с латинского как «дверь». Мифического персонажа часто изображали в образе ключника, держащего в руке отпирающий двери ключ.

Двуликий бог

Януса изображают с двумя лицами, которые направлены в противоположные стороны. В народе двуликого бога называли двулобым, многоликим. Лицо, направленное в сторону будущего, было молодым, а то, что оглядывалось в прошлое, – взрослым. Янус объединяет, помимо прошлого и будущего, два других начала: плохое и хорошее, поэтому изображение двух лиц подходит для характеристики образа в нескольких направлениях.


Ученые задавались вопросом, почему Янус изображается всего с двумя лицами, ведь без внимания остается третья категория – настоящее. Со временем исследователи пришли к выводу, что текущий момент в конкретную секунду нельзя запечатлеть. Передать его визуально невозможно, поэтому третьего лика Януса не видно.

Бог покровительствовал римлянам в нескольких сферах. Он помогал воинам, поэтому в честь Януса на территории нынешнего Рима построили храм, доступный для посещения только во время войны. Римская империя постоянно вела какие-либо военные действия, поэтому воротам храма случалось быть закрытыми три раза за историю существования. Янус способствовал своим подопечным в кораблестроении, благоволил к земледельцам, аграриям и тем, кто занимался вычислениями. Кроме того, бог располагал склонностью к ясновидению, что было актуальным из-за взаимоотношений с материей времени.


Внимательный человек, знакомясь с изображением бога Януса, заметит, что на правой руке у него римскими цифрами изображена надпись 300, а на левой – 65. Считается, что это цифры, имеющие отношение к исчислению времени. Янус тесно связан с летоисчислением, которым мы пользуемся сегодня. В его честь назван месяц январь, по латыни – януарий. Девятого января римляне справляли праздник Агоний, посвященный любимому божеству.

Персонаж не располагал специфическими качествами, присущими богам. Он не отличался красотой или особыми силами. Власть его несравнима со способностями верховных богов пантеона. Уважение среди людей божеству помогла завоевать способность управлять природными явлениями. По утрам Янус отпирал небесные врата, выпуская солнце на горизонт, а по вечерам закрывал, заводя светило восвояси и предоставляя небосвод в распоряжение звезд и луны.

  • Сегодня «двуликий Янус» – фразеологизм, который используют при описании лицемерного человека, демонстрирующего двуличие и неискренность. В римской мифологии характеристика бога не носила отрицательной окраски, но люди воспринимали изображение дословно и выстроили ассоциативный ряд. Янус совмещал в одной личности два начала: хорошее и плохое, настоящее и прошлое. Противоположности определили восприятие потомками.

  • Мифология всегда вдохновляла скульпторов и художников. Статуи, воплощающие облик Януса, расположены в Ватикане, на Бычьем форуме в Риме. Картины, описывающие античные сюжеты, принадлежат кисти Николы Пуссена и других живописцев.
  • Когда повелел изменить русский календарь и перенес празднование Нового года на первое января, недовольство бояр было спровоцировано не нововведением, а тем, что праздник символизировал торжество в честь языческого божества.
  • Титан Эпиметей, взявший в жены , присланную ему Зевсом, не пересекается в мифах с Янусом. Но эти мифологические персонажи встретились в астрономии – их именами назвали два спутника планеты Сатурн, расположенных всего в 50 километрах друг от друга.