Вспомогательные корабли. ВМФ Великобритании: описание, список и интересные факты Корабли британии

В 1939-1940 гг. 49 английских пассажирских и грузопассажирских лайнеров (1921 – 1938 гг. постройки) средних размеров было переоборудовано во вспомогательные крейсера для несения патрульной и эскортной службы: «Alauhia», «Alcantara», «Andania», «Antenor», «Arawa», «Ascania», «Asturias», «Aurania», «Ausonia», «Bulolo», «California», «Canton», «Carinthia», «Carnarvon Castle», «Carthage», «Cathay», «Cheshire», «Chitral», «Cilicia», «Circassia», «Comorin», «Corfu», «Derbyshire», «Dunnottar Castle», «Dunvegan Castle», «Esperance Bay», «Fortar», «Hestor», «Jervis Bay», «Laconia», «Laurentic», «Letitia», «Maloja», «Montclare», «Mooltan», «Moreton Bay», «Patroclus», «Pretoria Castle», «Queen of Bermuda», «Rajputana», «Ranchi», «Ranpura», «Rawalpindi», «Salopian», «Scotsatoun», «Transylvania», «Voltaire», «Wolfe», «Worcestershire». Для повышения живучести межпалубное пространство заполнялось пустыми бочками. В 1939-1944 гг. 16 крейсеров погибло. В 1941-1944 гг. 26 кораблей было перестроено в транспортные суда, 2 — в плавбазы, 3 — в плавмастерские. ТТХ крейсера: водоизмещение стандартное – 11 — 25 тыс.т.; длина – 150 — 190 м., ширина – 19 – 22 м., осадка – 9 — 14 м.; силовая установка –2 — 4 паротурбинные установки и 2 — 6 паровых котла; мощность –2,4 — 8,5 тыс.л.с.; скорость – 15 — 19 узл.; экипаж – 250 – 450 человек. Вооружение: 7 — 8х1 – 152-мм орудий и 3х1 – 102 или 2х1 – 76-мм орудия, 2х1 — 40 зенитных автомата.

Корабль был построен на австралийской верфи «Cockatoo DYd» и принят в эксплуатацию в 1929 г. В 1938 г. он был переведен в подчинение Великобритании. Корабль также мог перевозить 37,7 тыс.л. авиационного топлива. В 1943 - 1944 гг. переоборудован в плавмастерскую эскортных кораблей и тральщиков. В 1944 г. корабль был поврежден и не ремонтировался. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное – 4,8 тыс. т., полное – 6,5 тыс.т.; длина – 135,3 м., ширина – 18,6 м., осадка – 5,3 м.; силовая установка – 2 паротурбинных двигателя и 4 паровых котла; мощность — 12 тыс.л.с.; запас топлива – 942 т. нефти; скорость – 21 узл; дальность плавания – 9,1 тыс. миль; экипаж – 450 человек. Вооружение: 4х1 – 120-мм орудия; 4х1 – 40-мм и 6х1 – 20-мм зенитных автоматов; катапульта; 6-9 гидросамолетов.

Корабль «Ark Royal» был заложен как торговое судно, достроен в качестве гидроавиатранспорта и введен в эксплуатацию в 1914 г. В 1920-1921 гг. прошел капитальный ремонт. В 1934 г. переименован в «Pegasus», а в 1938 г. получил новую катапульту. Корабль списан в 1946 г. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное – 7,5 тыс. т., полное – 8,5 тыс.т.; длина – 111,5 м., ширина – 15,5 м., осадка – 5,4 м.; силовая установка – паровая машина и 2 паровых котла; мощность — 3 тыс.л.с.; запас топлива – 500 т. нефти; скорость – 11 узл; экипаж – 180 человек. Вооружение: 4х1 – 76-мм орудия; 2х1 – 7,7-мм пулемета; катапульта; 5 гидросамолетов.

Корабли «Athene» и «Engadine» были заложены как транспорты на верфях «Greenock», «Denny», достроены в качестве гидроавиатранспортов и приняты в строй в 1941 г. Они также могли перевозить 129,6 тыс.л. авиационного топлива. Корабли были списаны в 1946 г. ТТХ корабля: водоизмещение полное – 10,9/10,7 тыс.т.; длина – 148,6 м., ширина – 19,2 м., осадка – 6,1 м.; силовая установка – 2 паровых машины и 5 паровых котлов; мощность — 8,3 тыс.л.с.; запас топлива – 980 т. нефти; скорость – 17 узл. Бронирование: погреба – 37-51 мм. Вооружение: 1х1 – 120-мм и 1х1 – 102-мм орудия; 4х1 – 40-мм и 7-10х1 – 20-мм зенитных автоматов; до 40 истребителей с разобранными плоскостями или 16-20 полностью собранных.

Корабль был построен на верфи «Fairfields» и принят в строй в 1935 г. Он имел различные мастерские, а также госпиталь. Корабль списан в 1962 г. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное – 8,8 тыс.т., полное – 10,2 тыс.т.; длина – 185,3 м., ширина – 19,5 м., осадка – 5 м.; силовая установка – 2 паротурбинные установки и 4 паровых котла; мощность – 6,5 тыс. л.с; скорость – 15,3 узл; запас топлива – 112 т. нефти; дальность плавания – 5 тыс.миль; экипаж – 666 человек. Бронирование: верхняя палуба – 25 мм; нижняя – 51 мм. Вооружение: 4х1 – 102-мм орудия; 2х1 — 40–мм и 4х1 – 20-мм зенитных автомата.

Корабли «Tyne» и «Hecla» были приняты в строй в 1940 г. Они имели внутреннюю противоторпедную защиту толщиной 37-мм. Корабли имели запас нефти для эсминцев – 2 тыс.т., 80 — 533-мм торпед и 150 глубинных бомб. Плавбаза «Hecla» погибла в 1942 г, а «Tyne» — списана в 1973 г. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное – 11 тыс.т., полное – 14 тыс.т.; длина – 189,3 м., ширина – 20,1 м., осадка – 6,3 м.; силовая установка – 2 паротурбинные установки и 4 паровых котла; мощность –7,5 тыс. л.с; скорость – 17 узл; запас топлива – 1,2 тыс. т. нефти; экипаж – 818 человек. Бронирование: средняя палуба – 51 мм. Вооружение: 8х1 – 114-мм орудия; 2х4- 40 –мм и 6-16х1 – 20-мм зенитных автомата.

Плавбаза эсминцев «Blenheim»

Грузовое судно «Achilles» было построено в 1920 г. на верфи «Scotts Shipbuilding & Engineering Co.». В 1940 г. перестроено в плавбазу под обозначением «Blenheim». Корабль был списан в 1948 г. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное – 11,4 тыс.т., полное – 16,6 тыс.т.; длина – 160,5 м., ширина – 19,2 м., осадка – 7,6 м.; силовая установка – 2 паротурбинные установки; скорость – 14,5 узл; экипаж – 674 человека. Вооружение: 4х1 – 102-мм орудия; 2х4 — 40–мм и 8х1 – 20-мм зенитных автомата.

Торговое судно 1922 г. постройки на верфи «Scotts Shipbuilding & Engineering Co.» в 1941 г. было перестроено в плавбазу. Корабль был списан в 1948 г. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное – 11,4 тыс.т., полное – 16,6 тыс.т.; длина – 156 м., ширина – 19,3 м., осадка – 7,6 м.; силовая установка – 2 паротурбинные установки; мощность – 6,8 тыс. л.с.; скорость – 14 узл; экипаж – 670 человека. Вооружение: 4х1 – 102-мм зенитных орудия; 2х4 — 40–мм и 8х1 – 20-мм зенитных автомата.

Корабль построен на верфи «Cammell Laird Shipyard» и принят в строй в 1912 г. Плавбаза отправлена на слом в 1949 г. ТТХ корабля: водоизмещение полное – 935 т.; длина – 58 м., ширина – 10 м., осадка – 3,3 м.; скорость – 14 узл.; экипаж – 63 человека.

Корабль был построен на верфи «Vickers-Armstrongs» и спущен на воду в 1928 г. Плавбаза предназначалась для снабжения 18 подводных лодок типов O, P и R. В числе запасов, находившихся на борту, имелись три 102-мм орудия в разобранном виде, 144 торпеды калибра 533-мм и 1,9 тыс.т. топлива. Плавбаза погибла в 1942 г. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное – 14,7 тыс.т., полное – 18,4 тыс.т.; длина – 176,8 м., ширина – 26 м., осадка – 7,1 м.; силовая установка – 2 дизельных двигателя; мощность – 8 тыс.л.с.; скорость – 15,5 узл; запас топлива – 610 т. соляра; экипаж – 400 человек. Бронирование: верхняя палуба – до 37-мм. Вооружение: 4х1 – 102-мм орудия.

Корабли «Forth» и «Maidstone» построены на верфи «John Brown & Company» и приняты в строй в 1938-1939 гг. Плавбаза имела различные мастерские, установки для зарядки батарей подводных лодок, около 100 торпед и мин. Корабли отправлены на слом в 1977-1978 г. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное – 8,9 тыс.т.; длина – 151 м., ширина – 22 м., скорость – 17 узл; запас топлива – 610 т. соляра; экипаж – 1167 человек. Вооружение: 4х2 – 110-мм орудия; 2х4- 40 –мм зенитных автомата.

Гражданское судно «Spreewald» 1907 г. постройки было переоборудовано на верфи «Richardson Westgarth» в плавбазу и принято в строй в 1916 г. под наименованием «Lucia». В 1942 г. судно было повреждено и перемонтировалось. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное – 5,8 тыс.т.; длина – 110 м., ширина – 14 м., скорость – 13 узл; экипаж – 262 человека. Вооружение: 3х1 – 47-мм орудия.

Гражданское судно было переоборудовано на верфи «Clyde Shipbuilding Co.» в плавбазу и принято в строй в 1916 г. В 1949 г. судно отправлено на слом. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное – 5,3 тыс.т.; длина – 102 м., ширина – 14 м., осадка – 5,5 м., мощность двигателя – 3,2 тыс.л.с; скорость – 14,5 узл; экипаж – 245 человек. Вооружение: 2х1 – 533-мм торпедных аппарата.

Гражданское судно «Indrabarah» 1905 г. постройки было переоборудовано на верфи «Sir James Laing & Son» в плавбазу и принято в строй в 1907 г. В 1947 г. судно отправлено на слом. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное – 11,3 тыс.т.; длина – 145 м., ширина – 16,7 м., осадка –3,6 м., скорость – 13 узл; силовая установка – паровая машина; мощность – 3,5 тыс. л.с; запас топлива – 1,6 тыс. т. угля; экипаж – 266 человек. Вооружение: 2х1 – 102-мм орудия; 2х2 – 37-мм зенитных автомата.

Гражданское судно было переоборудовано на верфи «William Dobson & Co» в плавбазу и принято в строй в 1916 г. В 1947 г. судно отправлено на слом. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное – 8,1 тыс.т.; длина –118 м., ширина – 18,5 м., осадка – 8 м.; скорость – 11 узл; силовая установка – паровая машина; мощность – 4,4 тыс. л.с; экипаж – 224 человека. Вооружение: 4х1 – 102-мм и 1х3 – 76-мм орудия

Торговое судно было переоборудовано на верфи «Harland & Wolff Ltd.» в плавбазу и принято в строй в 1941 г. В 1946 г. судно отправлено на слом. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное – 11,5 тыс. т; скорость – 10,5 узл. Вооружение: 4х1 – 102-мм и 1х3 – 76-мм орудия.

Корабль был построен на верфи «Harland & Wolf Ltd» и принят в строй в 1942 г. Он имел внутреннюю противоторпедную защиту толщиной 32-мм, запас соляра для подлодок – 12 тыс.т. и 117 — 533-мм торпед. Плавбаза списана в 1970 г. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное – 12,7 тыс.т., полное – 16,5 тыс.т.; длина – 200,6 м., ширина – 21,5 м., осадка – 6,5 м.; силовая установка – 2 паротурбинные установки и 4 паровых котла; мощность – 8 тыс. л.с; скорость – 17 узл; запас топлива – 1,3 тыс. т. нефти; экипаж – 1273 человека. Бронирование: средняя палуба – 51 мм. Вооружение: 4х2 – 114-мм орудия; 2х4- 40 –мм и 6х1 – 20-мм зенитных автоматов; 2х4 – 12,7-мм пулемета.

Пассажирский лайнер был построен на верфи «John Brown & Co Ltd» и принят в строй в 1922 г. Адмиралтейством судно было реквизировано в 1939 г., перестроено в плавбазу подводных лодок и введено в строй в 1942 г. Корабль списан в 1958 г. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное – 16,3 тыс.т., полное – 21,5 тыс.т.; длина – 170 м., ширина – 21 м., осадка – 8,5 м.; силовая установка – паротурбинная установка и 6 паровых котлов; мощность – 13,5 тыс. л.с.; скорость – 16 узл; экипаж – 542 человека. Вооружение: 4х1 – 102-мм зенитных орудия; 4х2 — 40–мм и 19х1 – 20-мм зенитных автоматов.

Пассажирский лайнер был построен на верфи «John Brown Shipbuilding & Engineering Company» и принят в строй в 1920 г. Адмиралтейством судно было реквизировано в 1939 г., перестроено в плавбазу подводных лодок и введено в строй в 1940 г. Корабль списан в 1952 г. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное – 16,4 тыс.т., полное – 21,2 тыс.т.; длина – 171,2 м., ширина – 21,3 м., осадка – 8,5 м.; силовая установка – 2 паротурбинные установки; скорость – 16 узл; экипаж – 480 человек. Вооружение: 4х1 – 102-мм зенитных орудия; 4х2- 40 –мм и 19х1 – 20-мм зенитных автоматов.

Грузовое судно «Clan Campbell» было построено на верфи «Greenock & Grangemouth Dockyard Company». В 1939 г. оно было реквизировано Адмиралтейством и перестроено в плавбазу, которая была принята в строй в 1943 г. и переименована в «Bonaventure». Корабль был списан в 1948 г. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное – 8,1 тыс.т., полное – 10,4 тыс.т.; длина – 148 м., ширина – 19 м., осадка – 9,1 м; силовая установка – 2 паротурбинные установки и 3 паровых котла; скорость – 16 узл. Вооружение: 2х1 – 75-мм орудия и 12х1 – 20 зенитных автоматов.

Пассажирский лайнер был построен в 1929 г. на верфи «John Brown & Co. Ltd.». В 1939 г. был реквизирован и служил в качестве военного транспорта. В 1942 г. был преобразован в плавбазу катеров. В 1944 г. был разоружен и возращен владельцу. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное – 4,2 тыс.т.; длина –112 м., ширина –15,2 м.; силовая установка –2 паротурбинные установки и 4 паровых котла; мощность – 1,5 тыс.л.с.; скорость – 21 узл. Вооружение: 2х1 – 75-мм орудия и 12х1 – 20 зенитных автоматов.

Торговый корабль был построен в 1921 г. В 1939 г. приобретен правительством и переоборудован в электромагнитный тральщик. В 1941-1942 гг. перестроен в плавбазу тральщиков. Списан в 1944 г. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное – 2 тыс.т.; длина – 82 м., ширина –11,6 м.

Корабль был построен на верфи «Vickers Armstrong» и принят в строй в 1929 г. Запас топлива для других кораблей – 430 т. нефти. Корабль списан в 1954 г. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное – 12,3 тыс.т., полное – 15,6 тыс.т.; длина – 163 м., ширина – 25,4 м., осадка – 6,8 м.; силовая установка – 2 паротурбинные установки и 4 паровых котла; мощность — 7,5 тыс.л.с.; скорость – 15,5 узл., запас топлива – 1 тыс.т. нефти; экипаж – 580 человек. Вооружение: 4х1 – 102-мм орудия 4х1 – 40-мм и 10х1 – 20-мм зенитных автомата.

Пассажирское судно было построено на верфи «John Brown Shipbuilding & Engineering Company» и принято в строй в 1925 г. Адмиралтейством судно было реквизировано в 1939 г., перестроено во вспомогательный торговый крейсер «Artifex». В 1944 г. судно перепрофилировано в плавмастерскую. Корабль списан в 1957 г. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное – 19 тыс.т.; длина – 163,6 м., ширина – 19,8 м., осадка – 9,7 м.; скорость – 15 узл; экипаж – 590 человек. Вооружение: 20-мм зенитные автоматы.

Пассажирское судно «Aurania» было построено на верфи «Swan Hunter and Wigham Richardson Ltd.» и принято в строй в 1924 г. Адмиралтейством судно было реквизировано в 1939 г., перестроено во вспомогательный торговый крейсер под наименованием «Artifex». В 1944 г. крейсер перепрофилирован а плавмастерскую. Корабль списан в 1961 г. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное – 14 тыс.т.; длина – 160 м., ширина – 20 м.; скорость – 15 узл. Вооружение: 4х2 – 152-мм орудия и 2х1 – 76-мм орудия.

Пассажирское судно «Antonia» было построено на верфи «Vickers Ltd.» и принято в строй в 1921 г. Адмиралтейством судно было реквизировано в 1940 г., перестроено во вспомогательный торговый крейсер под наименованием «Wayland». В 1944 г. крейсер перепрофилирован в плавмастерскую. Корабль списан в 1948 г. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное – 13,8 тыс.т.; длина –158 м., ширина – 19,8 м.; скорость – 15 узл; экипаж –500 человек. Вооружение: 4х2 – 152-мм орудия и 4х2 – 40-мм и 2х4 – 20-мм зенитных автомата.

Рефрижератор был построен на верфи «Hawthorn Leslie & Co Ltd» и принят в строй в 1925 г. В 1939 г. судно было реквизировано Адмиралтейством и преобразовано во вспомогательный крейсер. В 1943 г. корабль перестроен в плавмастерскую. Корабль списан в 1961 г. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное – 16,7 тыс.т.; длина –166,6 м., ширина –21,7 м., осадка – 13 м; силовая установка – 2 паротурбинные установки и 4 паровых котла; мощность – 2,4 тыс. л.с; скорость – 17 узл; экипаж –500 человек. Вооружение: 4х2 – 152-мм орудия и 2х1 – 76 зенитных орудия.

Грузовое судно «Regina» было построено на верфи «Harland & Wolff» и принято в строй в 1918 г. В 1922 г. судно перестроено в пассажирское, а 1929 г. переименовано в «Westernland». С 1940 г. судно служило в качестве военного транспорта, плавмастерской, плавбазы эсминцев. Списан корабль 1945 г. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное – 16,5 тыс.т.; длина –174,5 м., ширина –20,4 м., осадка – 12 м.

Теплоход был построен на верфи «Thompson». В 1939 г. реквизирован и с 1940 г. служил в качестве вспомогательного минного заградителя. В 1944-1945 гг. преобразован в плавмастерскую по ремонту палубных самолетов. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное – 5,8 тыс.т., полное – 8,8 тыс. т.; длина –142,6 м., ширина –21,2 м.

Грузовое судно с 1941 г. служило в качестве патрульного корабля, а с 1944 г. было перестроено в плавмастерскую для обслуживания тральщиков. Она имела 2 крана для установки параванов на корабли. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное – 9 тыс.т., скорость – 12 узл. Вооружение – 1х1 – 114 орудие и 2х1 – 20-мм зенитных автомата; 2х1 — 7,62-мм пулемета.

    Список включает все парусные линейные корабли Французского флота с 1600 по 1860 гг. В начале каждого отдельного номера списка указывается название корабля, затем количество несомых им орудий, дата постройки (приобретения) и дата… … Википедия

    Пополняемый список голландских линейных кораблей, построенных с 1620 по 1860 гг. Линейные корабли постройки 1620 1660 гг Корабли 1 ранга 2 ранга 3 ранга 4 ранга … Википедия

    Борт судна «Ваза» (1628). Орудийные порты Список содержит сведения о парусных линейных кораблях Швеции с 1622 по 1860 гг … Википедия

    В список включены все парусные и парусно винтовые линейные корабли, состоявшие на вооружении российского флота на протяжении более 150 лет его истории (1700 1862). Деление линейных кораблей русского флота на 4 ранга (100 , 80 , 66 и 54 пушечных)… … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Линейный корабль. Линейный корабль HMS Victory, флагман адмирала … Википедия

    Содержание 1 Ранг в парусном военно морском флоте 2 Ранг как флотское звание … Википедия

    Великий шторм 1703 года (англ. Great Storm of 1703; нидерл. Stormvloed van 1703) крупнейший в истории Англии шторм ураганной силы, возникший на западе Южной Англии между одиннадцатью и двенадцатью часами ночи 26 ноября 1703… … Википедия

    Великий Шторм 1703 года (англ. Great Storm of 1703; нидерл. Stormvloed van 1703) крупнейший в истории Англии шторм ураганной силы, возникший на западе Южной Англии между одиннадцатью и двенадцатью часами ночи 26 ноября 1703 года (по старому… … Википедия

Задолго до того как император Петр «прорубил окно» в Балтику и заложил основы российского морского флота, «владычица морей» Англия уже веками правила на волнах по всему земному шару. Предпосылками этого были как особенное, островное расположение Великобритании, так и геополитическая необходимость в борьбе с могущественными европейскими державами - Испанией, Францией, Португалией.

Начало

Первыми серьезными кораблями Британии можно считать триремы и диремы Римской империи, которая к вопросу кораблестроения подходила так же серьезно, как и ко всему остальному - ее парусно-гребные суда были вершиной технологий того времени. После ухода римлян и образования на территории Британских островов множества различных королевств корабли англичан ощутимо потеряли во всех компонентах - тоннаже, технологичности и количестве.

Побудительным толчком к появлению более совершенных кораблей стали набеги скандинавов - свирепые викинги на быстрых и маневренных драккарах совершали опустошительные набеги на прибрежные церкви и города. Постройка многочисленного сторожевого флота позволила британцам существенно снизить потери от вторжений.

Следующий этап в становлении военного флота Британии - вторжение Вильгельма Завоевателя и образование унитарного государства, Англии. С этого времени и стоит говорить о появлении английского флота.

Английский королевский флот

Официальную же историю Королевского флота Англии стоит начать с Генриха VII, который увеличил британский флот с 5 до 30 кораблей. До конца 16 века англичане на море особых лавров не сыскали, но после победы над испанской "Непобедимой армадой" и серии других викторий ситуация с военно-морским отрывом от европейских флагманов (Испании и Франции) стала выравниваться.

Корсары и пираты - две стороны одной медали

В истории ВМФ Великобритании особой и неоднозначной строкой стоит отметить деятельность знаменитых английских корсаров, самыми знаменитыми из которых являлись и Генри Морган. Несмотря на свою откровенно разбойничью "основную деятельность", первый из них был посвящен в рыцари и разбил испанцев, а второй добавил английской короне еще один бриллиант - Карибский архипелаг.

Военно-морской флот Великобритании

Официальная история ВМФ Великобритании (есть разночтения, связанные с наличием флотов Англии и Шотландии до 1707 года, когда произошло их объединение) начинается в середине 17-го века. С этого времени англичане стали одерживать все меньше и меньше поражений в морских сражениях, постепенно завоевывая славу самой сильной военно-морской державы. Пик английского превосходства на волнах приходится на Наполеоновские войны. Они же стали минутой славы для парусных кораблей, достигнувших к этому моменту своего технологического потолка.

Окончание наполеоновских войн вознесло Королевский ВМФ Великобритании на пьедестал сильнейшего флота в мире. В 19 веке британцы первыми стали менять дерево и паруса на железо и пар. Несмотря на то что ВМФ Великобритании практически не участвовал в крупных сражениях, считалась очень престижной, а внимание к поддержанию мощи и боеготовности военно-морских сил было первоочередным. О серьезности отношения англичан к своему преимуществу в мировом океане говорит тот факт, что негласная доктрина предписывала поддерживать следующее соотношение сил: ВМФ Великобритании должны были быть сильнее, чем любые два военно-морских флота, вместе взятые.

Первая мировая: Большой флот против флота Открытого моря

ВМФ Великобритании в Первой мировой войне проявили себя не так ярко, как можно было предполагать перед ее началом: Большой флот, основной задачей которого был разгром германского флота Открытого моря, со своей задачей не справился - его потери были значительно больше, чем у немцев. Несмотря на это, кораблестроительные мощности Великобритании были настолько велики, что свое преимущество она сохранила, вынудив Германию отказаться от тактики больших сражений и перейти к рейдерской тактике с использованием мобильных соединений подводных лодок.

К этому же времени относится создание двух, без преувеличения, эпохальных военных кораблей, ставших родоначальниками целых направлений в кораблестроении. Первым был HMS Dreadnought - линкор нового типа с мощнейшим вооружением и паротурбинной установкой, позволяющей ему развивать фантастическую по тем временам 21-узловую скорость. Вторым стал HMS Ark Royal - авианосец, прослуживший ВМФ Великобритании до 1944 года.

Несмотря на все потери Первой мировой, к ее окончанию Великобритания имела на балансе огромный флот, повисший на дырявом бюджете тяжким бременем. Поэтому Вашингтонское соглашение 1922 года, ограничивающее плавсостав определенным количеством в каждом из классов кораблей, стало для островитян настоящим спасением.

Вторая мировая: работа над ошибками

Королевский военно-морской флот Великобритании на начало Второй мировой располагал двадцатью двумя крупнотоннажными и авианосцами), 66 кораблями крейсерского класса, почти двумя сотнями эсминцев и шестью десятками подводных лодок, не считая строящихся. Эти силы превышали имеющиеся в расположении Германии и ее союзников в несколько раз, что позволяло англичанам надеяться на благоприятный для себя исход морских сражений.

Немцы же, прекрасно понимая превосходство британцев, не стали ввязываться в прямые столкновения с могучими эскадрами союзников, а занялись партизанской войной. Особую роль в этом сыграли подводные лодки, которых Третий рейх наклепал чуть ли не тысячу!

Карл Дениц, "подводный Гудериан ", разработал тактику "волчьей стаи", предполагавшую нападение на конвои и атаки по типу "укусил - отскочил". И первое время летучие отряды немецких подводных лодок приводили британцев в состояние шока - дебют военных действий в Северной Атлантике был отмечен ошеломляющим количеством потерь как в торговом, так и в военном флоте Великобритании.

Дополнительным благоприятным фактором для Германии стал тот факт, что базы ВМФ Великобритании на 1941 году значительно потеряли в числе и качестве - поражение Франции, захват Бельгии и Голландии нанесли чувствительный удар по планам островитян. Ну а Германия получила возможность эффективно использовать малые подлодки с небольшим временем автономного плавания.

Ситуацию удалось переломить за счет расшифровки кодов немецких подводников, создания новой системы конвоев, постройки достаточного количество специализированных конвойных кораблей, а также воздушной поддержки. Дальнейшие успехи Великобритании на море были связаны как с огромными кораблестроительными мощностями (англичане строили корабли быстрее, чем немцы их топили), так и с успехами союзников на суше. Выход Италии из войны лишил Германию ее средиземноморских военных баз, и битва за Атлантику была выиграна.

Фолкленды: конфликт интересов

В послевоенный период корабли ВМФ Великобритании всерьез отметились в с Аргентиной. Несмотря на неофициальный характер конфликта, потери островитян составили несколько сотен человек, несколько кораблей и десяток истребителей. Разумеется, на порядок превосходящая в морской силе Британия без особого труда добилась восстановления контроля на Фолклендами.

Холодная война

Основная же гонка вооружений состоялась не со старыми противниками - Японией или Германией, а с недавним союзником по блоку - Советским Союзом. "Холодная война" могла в любой момент стать горячей, и поэтому ВМФ Великобритании по-прежнему находился в высокой боеготовности. Размещение военно-морских баз, разработка и введение в строй новых кораблей, в том числе и подлодок с ядерным вооружением - все это британцы совершали уже в ранге второго номера. Основное противостояние развернулось между двумя титанами - Советским Союзом и США.

Военный флот Великобритании сегодня

На сегодняшний день он считается крупнейшим в Старом Свете и входит (на ротационной основе) в соединения ВМФ НАТО. Авианосцы и ракетные крейсеры с возможностью несения ядерных боеголовок являются основной ударной силой ВМФ его на настоящее время: 64 корабля, из которых 12 представляют собой подводные лодки, 2 авианосца, 6 миноносцев, 13 кораблей класса "фрегат", три десантных, 16 минных тральщиков, и двадцать сторожевиков и патрульных катеров. Еще один вспомогательный корабль, "Форт Джордж", считается военным довольно условно.

Флагманом является авианосец "Булварк" - многофункциональный корабль, выполняющий не только задачи по базированию палубных самолетов, но и десантные функции (транспортировка до 250 морских пехотинцев и десантной техники). "Булварк" был построен в 2001-м, а в строй введен в 2005 году.

Основной надводной силой являются фрегаты серии "Норфолк", названные по именам английских герцогов, а подводной - ПЛАРБы серии "Вэнгард", оснащенные ядерными ракетами. Базируется флот в Плимуте, Клайде и Портсмуте, причем плимутская база Девонпорт выступает в этой роли с 1588 года! В то время в ней укрывались корабли, поджидающие ту самую испанскую "Непобедимую армаду". Она же является единственной, на которой ремонтируют суда с ядерными движками.

Утилизация кораблей ВМФ Великобритании класса ПЛАРБ (атомных подводных лодок) не производится - нет у островитян такой технологической возможности. Поэтому отработавшие свой эксплуатационный срок субмарины просто консервируются до лучших времен.

Проход русского ракетного крейсера у территориальных вод Великобритании в 2013 году поверг в шок не только обывателей, но и военно-морской флот страны. ВМФ России у берегов Великобритании! Несмотря на статус морской державы, англичане не без труда нашли корабль, сопоставимый по классу и способный выдвинуться навстречу русскому крейсеру.

Британцам принадлежит первенство в создании двух на долгие годы изменивших лицо морских сражений: дредноута - мощного и быстрого военного судна, превосходящее своих соперников как в маневренности, так и в мощности залпа, а также авианосца - корабля, который на сегодняшний день является основной силой ВМФ всех крупных стран.

Напоследок

Что изменилось в английском флоте со времен римского владычества и до наших дней? ВМФ Великобритании проделал путь от утлых суденышек саксонских ярлов к надежным фрегатам и мощнейшим "мановарам" времен Дрейка и Моргана. И далее, уже на пике могущества, был на море первым во всем. Две мировые войны поколебали владычество Pax Britannika, а за ним и его морского флота.

На сегодняшний день ВМФ Великобритании по тоннажу находится на 6-м месте, уступая Индии, Японии, Китаю, России и США, причем американцам "островитяне" проигрывают почти в 10 раз! Кто бы мог подумать, что бывшая колония спустя пару веков будет снисходительно поглядывать на бывшую метрополию?

И тем не менее британский военный флот - это не только пушки, авианосцы, ракеты и подводные лодки. Это - история. История великих побед и сокрушительных поражений, героических поступков и человеческих трагедий... "Славься, Британия, владычица морей!"

.
Продолжение темы сравнения военных флотов ведущих морских держав. Предыдущие записи - по метке .

В представленном статистическом исследовании учтено всё то, что называют capital ships - боевые корабли основных классов, плюс фрегаты и мореходные десантные корабли, т. е. та компонента ВМС, которая способна проецировать силу на удалённые регионы мира. Строящиеся корабли (не переданные флоту до 01.01.2016) включены в исходные данные справочно - они не учтены ни в общей численности корабельного состава, ни в суммарном водоизмещении. Исключение сделано для третьей ПЛА типа "Астьют" - S 121 "Артфул", переданной ВМС 18.03.2016, которая учтена с возрастом 0,00 . Наименования кораблей даны в русской транскрипции, проверенной на соответствие их традиционным написаниям либо словарной фонетической транскрипции. Для определения надводного водоизмещения запас плавучести ПЛАРБ типа "Вэнгард" принят 12% (как у ПЛАРБ типа "Резолюшн"), ПЛА типа "Трафальгар" - 12%, "Астьют" - 14%.


.
7 статистических наблюдений:

1 ) грустно видеть (не из симпатии к НАТО, а с точки зрения любителя военно-морской истории), как низко пал некогда могущественный Grand Fleet , который был сильнее двух вместе взятых следующих за ним военных флотов мира (двухдержавный стандарт) - всего 33 (тридцать три ! ) основных боевых корабля суммарным полным водоизмещением 259 тыс . тонн (в 12 раз меньше США и в три раза - России и Китая).

2 ) после вступления в строй (в 2017 и 2020 г.г.) двух новейших авианосцев типа "Куин Элизабет" вес британского флота, в прямом и переносном смыслах, заметно увеличится (в прямом смысле - до 389 тыс. тонн), и разрыв с тремя ведущими морскими державами сократится до 8 и двух раз, что, впрочем, не сильно изменит картину мира в целом ; дальнейшего роста численности Royal Navy и его суммарного водоизмещения не предвидится;

3 ) среднее водоизмещение основных кораблей ВМС Великобритании пока аналогично ВМФ России (7800 и 7600 т) и соответствует эсминцу, но после передачи флоту "Куинов" должно сильно возрасти и выйти на уровень лёгкого крейсера ( 11000 т) ; данный факт характеризует британский флот как флот океанской зоны (в отличие, к примеру, от сегодняшнего китайского);

4 ) Royal Navy достаточно молод - средний возраст его кораблей 15,7 года, что является золотой серединой между юными ВМС НОАК ( 12,6 ) и матёрыми ВМС США (19,2 ) ; на фоне интенсивно обновляемых флотов наш ВМФ выглядит пока довольно бледно ( 24,6 ), что, без сомнения, будет исправлено в процессе выполнения Программы военного кораблестроения до 2050 г.

5 ) доля новых кораблей (вступивших в строй в течение последних 10 лет) - величина, "обратная" среднему возрасту, у ВМС Великобритании равна 27,3% (у США - 21,4% , у Китая - 39,5% , у России - 12,6% );

6 ) самыми "древними" типами кораблей британских ВМС являются ПЛА типа "Трафальгар" (средний возраст 26,4 года), фрегаты типа "Дюк" (20,0 ), ПЛАРБ типа "Вэнгард" (19,7 ) и десантный вертолётоносец "Оушен" (17,3 ) ; на замену "Трафальгарам" строятся "Астьюты" , начиная с 2023 г. ( ссылка 1 ) "Дюки" будут заменяться боевыми кораблями "общего назначения" ( global combat ships ) пр. 26 (по сути, уже эсминцами) , "Вэнгарды" - "Саксессорами" (ориентировочно с 2028 г.) , касательно замены "Оушена" информации нет (кроме вот такой - ссылка 2 );

7 ) военное кораблестроение Великобритании, похоже, "деградирует" вместе с ВМС - средний срок постройки эсминцев типа "Дэринг" (6,32 года) в 2,3 раза больше, нежели у "Бёрков" (2,77 ), а ПЛА типа "Астьют" строятся в 3,6 раза дольше "Вирджиний" ( 9,98 против 2,74 , "Артфул" - 11 лет! ) - вспоминается легендарный "Дредноут", построенный "за 1 год и 1 день" (реально за 20 месяцев, что непринципиально), а неспешное строительство "Ясеней" на Севмаше уже не вызывает отрицательных эмоций (это, разумеется, шутка - ориентироваться будем на лидеров, а не на отстающих).