Вопросы, связанные с постом.

1. Нарушает ли пост рвота?

Учёный-богослов Хатыбу Ширбини по поводу этого вопроса в своей книге «Мугниль Мухтадж» пишет так: «Преднамеренно вызванная рвота пост нарушает, а рвота, выходящая непроизвольно, не нарушает». В хадисе Пророка (мир ему и благословение), переданном Ибн Хаббаном, говорится:

«Тому, у кого рвота появилась непроизвольно, этот пост возмещать не нужно (т. е. пост не нарушается). А если кто-то преднамеренно вызвал рвоту, то пусть возместит этот пост » (см. Сунану Аби Давуд, 2/283).

مَنْ ذَرَعَهُ الْقَيْءُ وَهُوَ صَائِمٌ فَلَيْسَ عَلَيْهِ قَضَاءٌ ، وَإِنْ اسْتَقَاءَ فَلْيَقْضِ

От преднамеренно вызванной рвоты пост нарушается её выходом, даже если обратно не проглотить. А при рвоте, которая появилась сама, непроизвольно, необходимо быть осторожным и стараться не глотнуть из вырванного что-либо обратно» (см. «Мугниль Мухтадж», 2-й том, стр. 128–129, издательство «Даруль Файха»).

2. Нарушается ли пост от уколов?

Нет, от уколов пост не нарушается. Хатыбу Ширбини в своей книге «Мугниль Мухтадж» пишет: «Для того, чтобы вещество, проникающее внутрь, нарушало пост, необходимо, чтобы оно проникало через внешние отверстия (ухо, нос, рот и т. д.). Поэтому если масло впитается в тело человека через кожные поры, пост не нарушается» (см. «Мугниль Мухтадж», 2-й том, стр. 173, издательство «Даруль Файха»).

3. Можно ли во время поста глотать слюну?

В книге «Мугниль Мухтадж» есть следующее шариатское заключение относительно поста: «Проглоченная слюна пост не нарушает, если её проглотили с полости рта. Если же слюна вышла с полости рта наружу, к примеру на губу, то её глотать нельзя, так как после того, как слюна вышла с полости рта, она стала чужеродным веществом, нарушающим пост (если слюна будет на высунутом языке, то её проглатывание не нарушает пост, так как язык, даже если его высунули изо рта, считается полостью рта). Так же, если намочить нить своей слюной и вернуть её в рот, то проглоченная от этой нити слюна нарушает пост. Нарушает пост и слюна, смешанная с другим веществом, будь это вещество чистым (к примеру, цвет слюны изменился от покрашенной нити) или наджасом (к примеру, цвет слюны изменился от крови с дёсен)» (см. «Мугниль Мухтадж», 2-й том, стр. 174–175, издательство «Даруль Файха»).

4. Портится ли пост, если покушать по забывчивости?

В книге «Мугниль Мухтадж» говорится: «Пост не нарушается, если покушать по забывчивости». В хадисе Пророка (мир ему и благословение), переданном Бухари и Муслимом, говорится:

«Тот, кто забыв о том, что он держит пост, покушает или выпьет, то пусть продолжает поститься. Поистине его накормил и напоил Всевышний Аллах » (см. «Сахихуль Бухари», № 1831, «Сахихуль Муслим», № 2716).

مَنْ نَسِيَ وَهُوَ صَائِمٌ فَأَكَلَ أَوْ شَرِبَ فَلْيُتِمَّ صَوْمَهُ فَإِنَّمَا أَطْعَمَهُ اللَّهُ وَسَقَاهُ

В сборнике хадисов Ибн Хаббана говорится: «[и за то, что он покушал по забывчивости] на него не возлагается возмещение этого поста и выплачивание штрафа» (см. «Сахиху Ибни Хаббан», № 3512).

ولا قضاء عليه ولا كفارة

(см. Мугниль Мухтадж, 2-й том, стр. 177–178, издательство «Даруль Файха»).

5. Можно ли беременной и кормящей грудью матери держать пост?

В книге «Фатхуль Аллям» говорится: «Держать пост беременной и кормящей грудью матери можно, и их пост будет считаться действительным. Но они имеют право не поститься, если боятся за своё здоровье или здоровье ребёнка (или зародыша), но потом обязаны этот пост возместить. И ещё: если мать не держала пост, боясь за ребёнка, а не за себя, то, помимо возмещения, необходимо выплатить каффарат (штраф) в размере одного мудда» (см. «Фатхуль Аллям», 4-й том, стр. 63, издательство «Дару Ибни Хазм»).

6. Я занимаюсь продажей шаурмы на территории, где большая часть населения неверующие. В месяц Рамазан я не могу продавать её мусульманину, а неверующему можно?

Даже если неверующие и не признают нашего Пророка (мир ему и благословение), всё же законы Шариата распространены и на них. И даже если на этом свете с них нет спроса за неисполнение решений Шариата, то на том свете они будут спрошены. Поэтому запрещено (харам) помогать неверующему в тех делах, которые не позволительно делать нам сами – верующим, к примеру, давать им кушать и пить в светлое время суток во время поста (см. «Фатхуль Аллям», 4-й том, стр. 9, издательство «Дару Ибни Хазм»).

7. На кого возложен пост в месяц Рамазан?

Учёный-богослов Мухаммад Тахир аль-Крахи в своей книге «Шархуль Мафруз» приводит следующие условия, наличие которых делает обязательным пост в месяц Рамазан:

1. Быть мусульманином. Неверующего не обязуют на этом свете поститься, но ему будет наказание за его оставление на том свете, так как законы Шариата распространяются и на неверующих.

2. Совершеннолетие и разум.

3. Наличие силы держать пост.

4. Чистота от менструации и послеродовых выделений.

5. Не быть в пути, при котором дозволяется сокращать намазы. Если человек находится в пути, при котором дозволяется сокращать намазы, то он может не держать пост, но потом обязан их возместить. Но, если человек отправился в путь постясь, то ему не позволительно отпускать уразу, этот день он должен продержать пост до конца.

(см. «Шархуль Мафруз», стр. 603–604, издательство «Даруль Марифати»)

8. Если на сухур (предрассветная еда) покушать мясное блюдо и в зубах останутся остатки, то портится ли пост, если в течение светового дня они останутся в зубах, и через них будет проходить слюна, которую я глотаю?

В книге «Ианату Талибин» по поводу этого вопроса есть следующее пояснение: «Если останется пища между зубами и через неё сама по себе проходит слюна, то глотание этой слюны пост не нарушает (если человек не глотает её, помня о посте; иначе пост нарушается), если сложно вывести эти остатки и выплюнуть. Но во избежание этого желательно перед рассветом тщательно почистить зубы, чтобы не подвергать пост риску нарушения. Что же касается того, когда человек может отделить остатки пищи и выплюнуть, или глотает слюну, прошедшую через остатки пищи в зубах (и пищу он не может вывести из зубов), помня о посте, то пост нарушается » (см. «Ианату Талибин», 2-й том, стр. 451–452, издательство «Даруль Файха»).

9. Слышал, что если пропущенные в месяц Рамазан посты не возместить до наступления следующего, то помимо возмещения необходимо выплатить штраф за откладывание. Так ли это?

Да, это так, за каждый не возмещённый пост месяца Рамазан с прохождением года возлагается штраф в размере одного мудда (мудд – это мера измерения сыпучих тел, равная 675 граммам) за каждый день поста. И этот штраф увеличивается по прохождении каждого года, пока не возместят пост. Но штраф налагается в том случае, когда в течение года была возможность возместить пост и не возместили. Если же возможность для возмещения не имелась (к примеру, человек весь год болел, находился в пути, мать кормила грудью ребёнка), то штраф за откладывание возмещения не налагается, необходимо просто возместить пост. Если человек отложил возмещение Рамазана, имея возможность его возместить до наступления следующего Рамазана, и умер, то за каждый пропущенный день выплачивают два мудда штрафа – один мудд за пропуск дня поста, другой – за откладывание. Если же за умершего пропущенные посты месяца Рамазан держал его родственник или тот, кому разрешили родственники, то необходимо выплатить один мудд – мудд за откладывание возмещения (см. «Ианату Талибин», 2-й том, стр. 468–470, издательство «Даруль Файха»).

10. Что делать моему отцу. Он уже стар, и не в состоянии поститься?

Учёный-богослов Хатыбу Ширбини в своей книге «Мугниль Мухтадж» отвечает на этот вопрос следующим образом: «Люди, которые не могут поститься из-за своей старости, обязаны за каждый день поста месяца Рамазан выплачивать мудд. Всевышний Аллах в священном Коране говорит (смысл):

وَعَلَى الَّذِينَ يُطِيقُونَهُ فِدْيَةٌ طَعَامُ مِسْكِينٍ

В этом аяте, перед словосочетанием «имеют возможность» предполагается частица «ля», что придаёт предложению смысл отрицания и поэтому смысл этого аята следующий:

«И те, которые не могут поститься (из-за старости), должны выплачивать штраф мискинам (нуждающимся) » (сура «Аль-Бакара», аят 184)» (см. «Мугниль Мухтадж», 2-й том, стр. 206, издательство «Даруль Файха»).

Начатый и по каким-либо причинам нарушенный день поста должен быть возмещен. Что касается нарушения поста в месяц Рамадан, то, в зависимости от вида нарушения, может одновременно потребоваться «када» (возмещение) и «каффарат» (искупление) , или же только возмещение.

Лексическое значение арабского слова «када» – выполнение чего-либо. В терминологии шариата это слово, помимо лексического, имеет значение «возмещение кем-либо не выполненного во время или начатого, но нарушенного поклонения, такого, как намаз, хадж или пост, осуществляемое в другое время» .

Лексическим значением слова «каффарат» является «укрытие, стирание» . В терминологии шариата это слово означает определенный набор действий, установленных Всевышним Аллахом, к которым прибегает человек с целью заслужить прощение Аллаха за некоторые совершенные грехи и ошибки.

Каффарат (искупление) за пост в Рамадан требуется в том случае, если человек без каких-либо уважительных причин, сознательно и по собственной воле нарушил начатый пост. В случае нарушения других постов вне месяца Рамадан каффарат не требуется.

Каффаратом (искуплением) за пост является освобождение раба, или соблюдение непрерывного поста в течение двух лунных месяцев, или кормление шестидесяти бедняков. Но вместо еды можно выплатить ее стоимость. Наряду с кафаратом необходимо также сделать покаяние и иметь твердое намерение не совершать подобного греха в будущем.

Шестидесятидневный пост, соблюдаемый в качестве каффарата, должен соблюдаться непрерывно, поэтому, если будет пропущен хотя бы один день, этот пост необходимо начать сначала.

За несколько дней поста, нарушенных в одном Рамадане или нарушенных в разные годы, достаточно одного искупления.

Теперь, после того как мы ознакомились со значением понятий «када» и «каффарат», перейдем к рассмотрению того, что нарушает, и того, что не нарушает пост. Действия, нарушающие пост будут рассмотрены в двух разделах:

первый – это действия, за совершение которых требуется возмещение и искупление;

второй – это действия, за совершение которых требуется только возмещение.

1. Действия, требующие «када» (возмещения) и «каффарат» (искупления):

Сообщается, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Тот, кто нарушит пост месяца Рамадан без уважительной причины, установленной Аллахом, не сможет возместить его, даже если весь год проведет в посте» (Абу Дауд, Сыям, 38).

Действия, входящие в эту категорию можно разделить на две группы:

а) Вступление в интимную связь

Вступление в интимную связь во время поста требует от обеих сторон возмещения и искупления. По этому поводу передается следующий хадис от Абу Хурайры (радыйаллаху ‘анху):

«Однажды мы сидели вместе с Посланником Аллаха, как вдруг к нам подошел один человек и сказал:

О Посланник Аллаха! Я погиб!

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего!) спросил:

Что случилось?

Я вступил с женой в интимную связь во время поста, - ответил тот. Тогда Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего!) спросил:

- Можешь ли ты держать пост два месяца подряд?

Нет, - ответил человек.

Тогда Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего!) спросил:

- Можешь ли ты накормить шестьдесят бедняков?

Человек снова ответил:

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего!) ничего не ответил ему. Прошло некоторое время, мы обсуждали происшествие, как вдруг вышел Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего!) с корзинкой, полной фиников, и спросил:

- Где тот человек, который спрашивал меня?

Человек сказал:

Я здесь.

Тогда Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего!) сказал ему:

- Возьми это и раздай как садака.

В ответ человек сказал:

О Посланник Аллаха! Разве есть кто-то беднее меня? Клянусь Аллахом, в долине Медины нет более бедной семьи, чем моя.

В ответ на это Посланник Аллаха рассмеялся, так, что стали видны его зубы, а затем сказал:

Тогда возьми финики и угости ими свою семью.

(Бухари, Саум, 30; Хиба, 20; Нафака, 13, Каффарат, 2-4; Муслим, Сыйам, 81; Абу Дауд, Тахара, 123, Саум, 37; Тирмизи, Саум, 23).

Все мазхабы единодушны в отношении того, что интимная связь нарушает пост и требует как возмещения, так и искупления. Доказательством для всех служит этот хадис. В вопросе каффарата не существует другого доказательства, кроме этого хадиса.

б) Употребление пищи или того, что к ней относится.

Понятие «пища» включает в себя все виды продуктов питания, как готовых к употреблению, так и сырых; все виды сырого или сушеного мяса и мясную продукцию; все виды овощей и фруктов, а также зерновых, и те продукты, которые получены путем их переработки.

По мазхабу Ханафи, человек, нарушивший пост, употребив пищу или питье, подобен тому человеку, который нарушил свой пост, вступив в интимную связь.

2. Действия, требующие только «када» (возмещения).

Нижеперечисленные действия нарушают пост, требуя при этом только возмещения и не требуя искупления:

  • Употребление еды или питья по ошибке.
  • Сознательное проглатывание бумаги, ваты и им подобных предметов. Проглатывание данных предметов хоть и имеет внешнее сходство с приемом пищи, но при этом не имеет цели насыщения, поэтому в данной ситуации каффарат не требуется.
  • Проглатывание воды при полоскании носа или лекарства, положенного в дупло зуба.
  • Проглатывание больших частиц еды, оставшихся между зубами (большой считается частица размером с горошину).
  • Проглатывание чего-либо размером с пшеничное зернышко, попавшего в рот извне.
  • Прием пищи утром, полагая, что время сахура еще не прошло, или вечером, полагая, что время ифтара уже пришло. В данном случае речь идет о приеме пищи по ошибке.
  • Нарушение поста по принуждению.

Хвала Аллаху.

Всевышний Аллах заповедал поститься самым совершенным образом и в соответствии с совершенной мудростью. Он приказал постящемуся соблюдать умеренный вид поста, который не вредит человеку, и во время которого человек не употребляет (не совершает) деяний, нарушающий пост.

Поэтому, действия, нарушающие пост, бывают двух видов.

К первому виду относятся те, которые опустошают человека: половой акт, намеренная рвота, менструация и кровопускание. Выход этих веществ из человеческого тела делает его слабым. Чтобы постящийся не чувствовал слабость из-за выхода этих веществ в добавок к обычной слабости, которую он испытывает из-за поста, Всевышний Аллах постановил, что эти действия портят пост. Ведь в противном случае пост человеку нанес бы вред и вышел бы за пределы умеренности.

Ко второму виду относятся те действия, которые наполняют человека: еда и питье. Если постящийся человек станет принимать пищу, то он не достигнет той цели, той мудрости, которые предполагает сам пост. См.: Маджму‘у-ль-фатауа Ибн Теймийи (Т. 25. С. 248).

Всевышний Аллах перечислил основы всех действий, нарушающих пост в Своих словах:

فَالآنَ بَاشِرُوهُنَّ وَابْتَغُوا مَا كَتَبَ اللَّهُ لَكُمْ وَكُلُوا وَاشْرَبُوا حَتَّى يَتَبَيَّنَ لَكُمْ الْخَيْطُ الأَبْيَضُ مِنْ الْخَيْطِ الأَسْوَدِ مِنْ الْفَجْرِ ثُمَّ أَتِمُّوا الصِّيَامَ إِلَى اللَّيْلِ

Отныне вступайте с ними в близость и стремитесь к тому, что предписал вам Аллах. Ешьте и пейте, пока вы не сможете отличить белую нитку рассвета от черной, а затем поститесь до ночи (сура аль-Бакара , аят 187).

В этом благородном аяте Аллах упомянул основу действий, нарушающих пост, - принятие пищи, питье и половой акт. Остальные виды действий, нарушающие пост, перечислил пророк, да благословит его Аллах и приветствует, в своей Сунне.

Действий, нарушающих пост, семь:

1. Половой акт.

2. Намеренное семяизвержение.

3. Пища и питье.

4. Принятие того, что играет роль пищи или питья.

5. Выход крови посредством кровопускания или подобного.

6. Намеренная рвота.

7. Выход крови из-за менструации или послеродового кровотечения.

Во-первых: половой акт.

Это самое тяжелое по греховности действие из действий, что нарушают пост.

Если постящийся намеренно совершил половой акт (генитальный контакт) днём в Рамадан, то пост его испортится, даже если семяизвержения не произошло. Этот человек должен покаяться Аллаху, завершить пост этого дня, а после возместить пост этого дня и искупить свой грех (каффара). Доказательство этому в хадисе от Абу Хурейры, да будет доволен им Аллах, что однажды к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, пришел человек и сказал: Посланник Аллаха, я пропал! Пророк спросил его: Что же тебя погубило? Тот ответил: Я совершил половой акт со своей женой в Рамадан . Пророк спросил: Сможешь ли ты освободить раба? Мужчина ответил: Нет . Можешь ли ты поститься на протяжении двух месяцев подряд? Тот ответил: Нет . Можешь ли ты найти пищу, чтобы накормить шестьдесят бедняков? Тот ответил: Нет (аль-Бухари № 1936 и Муслим № 1111).

Искупление обязательно только в том случае, когда пост нарушен половым актом.

Во-вторых: намеренное семяизвержение.

Намерение семяизвержение при помощи руки или пр.

Доказательством тому, что рукоблудие нарушает пост, служат слова Всевышнего Аллаха, которые переданы в священном хадисе: Он (то есть постящийся) оставляет свою еду, питье и желание ради Меня (аль-Бухари № 1894 и Муслим № 1151).

Человек, который намеренно совершил семяизвержение днём в Рамадан, должен покаяться в своем поступке, соблюдать пост до конца дня и возместить этот день после.

Если же человек приступил к рукоблудию, но дело не дошло до семяизвержения, то он обязан покаяться. Однако пост его остается верным, так как семяизвержения не произошло, и поэтому он не обязан возмещать этот день. Постящийся человек должен стараться отдалиться от всего, что соблазняет его, и отгонять все непристойные мысли.

Что же касается выхода предэякулята, то, в соответствии с верным мнением, это не портит пост.

В-третьих: пища и питье.

Под этим подразумевается принятие пищи и питья, то есть попадание их в желудок через рот. А также, если пища попала в желудок через носовую полость. Это тоже считается принятием пищи и еды.

Поэтому Полощи свой нос максимально хорошо, если только ты не соблюдаешь пост (ат-Тирмизи № 788). Аль-Альбани в Сахих ат-Тирмизи (№ 631) сказал, что хадис достоверный.

Если бы попадание в желудок воды через нос не нарушало пост, то пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не запретил бы чрезмерность при полоскании носа.

В-четвертых: принятие того, что играет роль пищи или питья.

К этому относятся два случая.

1.Если во время поста человеку проводят вливание крови. Например, человеку провели экстренное вливание крови. В подобном случае пост нарушается, так как в кровь поступают все вещества из пищи и питья.

2. Если во время поста человеку делают питательную инъекцию, при помощи которой он может обходиться без пищи и питья. В этом случае инъекция играет роль пищи и питья, как об этом сказал шейх Ибн ‘Усеймин в Маджалис шахр рамадан (С. 70).

Что же касается инъекций, которые не замещают пищу и питье, но являются лекарственными средствами (пенициллин, инсулин или стимулирующие препараты, или прививки), то они не нарушают пост как в случае, если они вводятся внутривенно, так и в случае внутримышечного введения. Об этом сказал Мухаммад ибн Ибрахим в своих фетвах (Т. 4. С. 189). Но из предосторожности лучше сделать их на ночь.

Гемодиализ (аппарат-гемодиализатор называют искусственной почкой ), при котором из организма выводят кровь, а после очищения и добавления некоторых химических и питательных веществ (глюкоза, соли и пр.) возвращают ее в организм, нарушает пост. Подробнее в Фатауа-ль-ляджнати-д-даима (Т. 10. С. 19).

В-пятых: выход крови посредством кровопускания (ар. хиджама) или подобного.

Так как пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: Нарушается пост того, кто делает кровопускание, и того, кому его делают (Абу Дауд № 2367). Аль-Альбани в Сахих Аби Дауд (№ 2047) сказал, что хадис достоверен.

Донорство (сдача крови для другого) приравнивается к кровопусканию, так как это воздействует на тело так же, как и кровопускание.

Поэтому, постящемуся человеку нельзя становиться донором, если только это не случай крайней необходимости. Если же есть острая необходимость, то – можно, но человек, сдающий кровь, нарушает свой пост, поэтому после обязан его восполнить. Для подробной информации обратитесь к книге Ибн ‘Усеймина Маджалис шахр рамадан (С. 71).

Если у человека, соблюдающего пост, случилось кровоизлияние, то его пост остается верным. Так как это произошло не по его выбору. См.: Фатауа-ль-ляджнати-д-даима (Т. 10. С. 264).

Это касается и случаев, когда кровоизлияние происходит из-за того, что удалили зуб, или из-за раны, или если человек сдал кровь на анализ. В этих случаях пост не нарушается, так как это не является кровопусканием и не приравнивается к нему. Ведь в этом случае кровоизлияние не влияет на тело человека так, как кровопускание.

В-шестых: намеренная рвота.

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: Если рвота наступила непроизвольно, то не следует возмещать пост; если же рвота была вызвана сознательно, то пост необходимо возместить (ат-Тирмизи № 720). Аль-Альбани в Сахих ат-Тирмизи (№ 577) сказал, что хадис достоверный.

Ибн аль-Мунзир сказал: Все ученые единодушны в том, что пост человека, который намеренно вызвал рвоту, нарушается (Аль-мугни. Т. 4. С. 368).

Если человек намеренно вызвал рвоту при помощи пальца, или, надавив на живот, или намеренно послушал неприятный запах, или намеренно смотрел на то, что вызывает у него рвоту, то он обязан возместить пост этого дня.

Если у него расстройство желудка, то он не должен задерживать рвоту, так как это может причинить ему вред. Смотрите подробнее в книге Ибн ‘Усеймина Маджалис шахр рамадан (С. 71).

В-седьмых: выход крови из-за менструации или послеродового кровотечения.

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: Разве женщина, когда у неё наступает менструация, не оставляет молитву и пост (аль-Бухари № 304).

Когда женщина обнаруживает начало менструации или послеродового кровотечения, то пост её нарушается, даже если это произошло за мгновение до заката (до окончания поста).

Если же женщина чувствует, что скоро придёт менструация, но кровь появится только после заката, то пост её верен.

Если у женщины закончилась менструация или послеродовое кровотечение ночью, и она вознамерилась поститься, но не совершила полное омовение до рассвета, то большинство ученых считает пост её верным. См.: Фатху-ль-Бари (Т. 4. С. 148).

Женщине во время менструации лучше не принимать лекарства, которые предотвращают наступление менструаций, а довольствоваться тем, что предписал ей Аллах и не совершать то, что совершать в таком состоянии запретно. Пусть она подчиниться тому, что Аллах предписал ей разговляться, а после возместит пропущенные дни. Ведь так поступали матери правоверных. См. Фатауа-ль-ляджнати-д-даима (Т. 10. С. 151).

К тому же с медицинской точки зрения было доказано, что задерживание менструации причиняет вред женщине, и у многих женщин после случаются нарушения цикла по этой причине. Если же женщина примет лекарства, которые задерживают менструации, и менструации закончатся, то она считается чистой и может поститься.

Таковы все причины и действия, которые нарушают пост. Все они, кроме менструации или послеродовых кровотечений, нарушают пост, если:

· человек знал о том, что они нарушают пост;

· человек помнил и не забыл об этом;

· человек совершил эти действия по собственному выбору, а не под принуждением.

Упомянем некоторые действия, которые пост не нарушают: клизма, закапывание глазных и ушных капель, удаление зуба, лечение раны. См.: Ибн Теймийа. Маджму‘у фатауа. Т. 25. С. 233, 245.

Не нарушают пост таблетки для лечения стенокардии и пр., что ложатся под язык, если остерегаться и не глотать то, что выделяется; не портят пост гинекологический осмотр посредством рук, или зеркала, а также введение лосьона, суппозиториев и маточной спирали. Также не нарушают пост введение катетера в мочевой пузырь, или вещества для рентгена, или лекарства, или раствора для промывания мочевого пузыря. Не портят пост сверление зуба, его удаление, чистка зубов при помощи мисвака или зубной щетки, если остерегаться глотания веществ, которые достигают горла. А также полоскание рта и использование местного лечения ротовой полости, если избегать глотать то, что достигает горла. Также не нарушают пост вдыхание кислорода или анестезирующих газов, если больному не дают питательных растворов; то, что проникает в тело через кожу (крема, мази, медицинские пластыри с лекарственными или химическими веществами), введение катетера или тонкой трубки для осмотра артерий или лечения сердечнососудистых заболеваний и других болезней. Также не нарушает пост лапароскопия брюшной стенки, лечения внутренних органов или операции; взятие биопсии печени или других органов, если это не производится путем введения растворов; глотание гастроскопа, если это не сопровождается введением растворов или других веществ; а также введение каких-либо инструментов или лекарственных веществ и головной или спинной мозг.

А Аллаху Всевышнему ведомо лучше.

Для дополнительной информации обратитесь к книге Маджалис рамадан шейха Ибн ‘Усеймина, а также ознакомьтесь с брошюрой Семьдесят вопросов о посте , которая есть в разделе книг на сайте.

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!

Нарушает ли пост, если постящийся по забывчивости выпьет или съест что-нибудь?

«Тот, кто по забывчивости разговелся в дневное время месяца рамадана, будучи постящийся, то нет на нем греха. Ему следует довести свой пост до конца, и не возмещать его, по наиболее правильному мнению ученых. На этом мнении имам Шафиъи и имам Ахмад. Поскольку пришел хадис, который передал имам Бухари и Муслим, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если кто-нибудь по забывчивости поест или попьет, пусть доведет свой пост до конца, ибо, поистине, это Аллах его накормил и напоил». А в другой версии хадиса: «Если постящийся, по забывчивости, поест или попьет, то, поистине, это ризк (удел), которой Аллах наделил его. И поэтому он ничего не возмещает». Передал этот хадис Ад-Даракутни, и сказал, что исанад его достоверный. Помощь только от Аллаха. Мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, и его семье и сподвижникам! » (См «фатауа ладжнатуль-даийма » лил бухус ълмийа уаль-ифта,10\269).

Нарушает ли пост, когда произошло поллюция во сне?

Высший совет ученых Саудовской Аравии говорили: «Если произошло поллюция у кого-либо в то время, когда он постился или же когда он был в состоянии ихрама, будучи совершающий хадж или умру, то нет на нем греха и искупления. И она не влияет на его пост, хадж и умру. Просто ему следует совершить большое омовение от осквернения, если было семяизвержение. А помощь только от Аллаха. Мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, и его семье и сподвижникам! » (См «фатауа ладжнатуль-даийма » лил бухус ълмийа уаль-ифта,10\274).

Выход крови нарушает ли пост?

Высший совет ученых Саудовской Аравии говорили: «Кровь, если вышла внезапно из твоего рта или носа, то она ничуть не влияет на пост, пока ты, до заката солнца, воздерживаешься оттого, что нарушает пост. Независимо оттого, мало крови или много. Твой пост действительный и нет на тебе искупления. Помощь только от Аллаха. Мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, и его семье и сподвижникам! » (См «фатауа ладжнатуль-даийма» лил бухус ълмийа уаль-ифта,10\266-267).

Совершение клизмы нарушает ли пост?