Устройство создания искусственной молнии. Как сделать молнию в Майнкрафте

Это Денис и он творит всякую стрёмную, но забавную фигню.

Как выключить монитор магнетроном

Как разбудить человека током

Колонка из ионизированной плазмы

Плазма нагревает воздух так, что он начинает звучать. Представьте себе дугу плазменной сварки, модулируемую токами звуковой частоты. Никаких движущихся частей, а, значит, и резонансов. Главный недостаток — повышенное образование озона. «Если бы эти твитеры изобрели в 60–х, мы бы все умерли от рака кожи!» — пугают нас эксперты NewForm Reseach (www.newformresearch.com). Ну, сегодня мы ведь как–то боремся с озоном лазерных принтеров….

Твитер с вертикальным рассекателем

В «воздушных» твитерах звук образуется «ниоткуда», прямо в воздухе, на пересечении двух очень мощных ультразвуковых лучей. При пересечении двух узких лучей с частотами, скажем, 200 и 205 килогерц, интермодуляцией образуется разностный тон с частотой 5 килогерц. Проблема в том, что для получения уровня 100дБ в звуковом диапазоне, комнату заполнят ультразвуковые лучи с частотами свыше 200 килогерц и мощностями до 150дБ, что смертельно для случайно подвернувшегося под такой луч. Хочется верить, что эти недостатки скорее технологические, чем принципиальные. Если бы на заре электричества сказали, что в бытовых приборах будущего потребуется напряжение в несколько киловольт (цветной телевизор), тогдашние изобретатели сочли бы такой прибор смертельно опасным.

Вы летите на своём корабле по пещере, уклоняясь от вражеского огня. Однако, довольно скоро вы осознаёте что врагов слишком много и похоже что это конец. В отчаянной попытке выжить вы жмёте на Кнопку. Да, на ту самую кнопку. На ту, что вы приготовили для особого случая. Ваш корабль заряжается и выпускает по врагам смертоносные молнии, одну за другой, уничтожая весь флот противника.

По крайней мере, таков план.

Но как же именно вам, как разработчику игры, отрендерить такой эффект?

Генерируем молнию

Как оказалось, генерация молнии между двумя точками может быть на удивление простой задачей. Она может быть сгенерирована как (с небольшим рандомом во время генерации). Ниже пример простого псевдо-кода (этот код, как и вообще всё в этой статье, относится к 2d молниям. Обычно это всё что вам нужно. В 3d просто генерируйте молнию так, чтобы её смещения относились к плоскости камеры. Или же можете сгенерировать полноценную молнию во всех трёх измерениях - выбор за вами)

SegmentList.Add(new Segment(startPoint, endPoint)); offsetAmount = maximumOffset; // максимальное смещение вершины молнии for each iteration // (некоторое число итераций) for each segment in segmentList // Проходим по списку сегментов, которые были в начале текущей итерации segmentList.Remove(segment); // Этот сегмент уже не обязателен midPoint = Average(startpoint, endPoint); // Сдвигаем midPoint на случайную величину в направлении перепендикуляра midPoint += Perpendicular(Normalize(endPoint-startPoint))*RandomFloat(-offsetAmount,offsetAmount); // Делаем два новых сегмента, из начальной точки к конечной // и через новую (случайную) центральную segmentList.Add(new Segment(startPoint, midPoint)); segmentList.Add(new Segment(midPoint, endPoint)); end for offsetAmount /= 2; // Каждый раз уменьшаем в два раза смещение центральной точки по сравнению с предыдущей итерацией end for

По сути, каждую итерацию каждый сегмент делится пополам, с небольшим сдвигом центральной точки. Каждую итерацию этот сдвиг уменьшается вдвое. Так, для пяти итераций получится следующее:








Не плохо. Уже выглядит хотя бы похоже на молнию. Однако, у молний часто есть ветви, идущие в разных направлениях.

Чтобы их создать, иногда, когда вы разделяете сегмент молнии, вместо добавлениях двух сегментов вам надо добавить три. Третий сегмент - просто продолжение молнии в направлении первого (с небольшим случайным отклонением).

Direction = midPoint - startPoint; splitEnd = Rotate(direction, randomSmallAngle)*lengthScale + midPoint; // lengthScale лучше взять < 1. С 0.7 выглядит неплохо. segmentList.Add(new Segment(midPoint, splitEnd));

Затем, на следующих итерациях эти сегменты тоже делятся. Неплохо будет так же уменьшить яркость ветви. Только основная молния должна иметь полную яркость, так как только она соединенна с целью.

Теперь это выглядит так:





Теперь это больше похоже на молнию! Ну… по крайней мере форма. Но что насчёт всего остального?

Добавляем свет

Первоначально система, разработанная для игры использовала закруглённые лучи. Каждый сегмент молнии рендерился с использованием трёх четырёхугольников, для каждого из которых применялась текстура со светом (чтобы сделать её похожей на округлённую линию). Закругленные края пересекались, образуя стыки. Выглядело довольно хорошо:

… но, как вы видите, получилось довольно ярко. И, по мере уменьшения молнии, яркость только увеличивалась (так как пересечения становились всё ближе). При попытки уменьшить яркость возникала другая проблема - переходы становились очень заметными, как небольшие точки на протяжение всей молнии.
Если у вас есть возможность рендерить молнию на закадровом буфере - вы можете отрендерить её, применяя максимальное смешивание (D3DBLENDOP_MAX) к закадровому буферу, а затем просто добавить полученное на основной экран. Это позволит избежать описанную выше проблема. Если у вас нет такой возможности - вы можете создать вершину, вырезанную из молнии путём создания двух вершин для каждой точки молнии и перемещения каждой из них в направлении 2D нормали (нормаль - перпендикуляр к среднему направлению между двумя сегментами, идущими в эту вершину).

Должно получится примерно следующее:

Анимируем

А это самое интересное. Как нам анимировать эту штуку?

Немного поэкспериментировав, я нашёл полезным следующее:

Каждая молния - на самом деле две молнии за раз. В этом случае, каждую 1/3 секунды, одна из молний заканчивается, а цикл каждой молнии составляет 1/6 секунды. С 60 FPS получится так:

  • Фрейм 0: Молния1 генерируется с полной яркостью
  • Фрейм 10: Молния1 генерируется с частичной яркостью, молния2 генерируется с полной яркостью
  • Фрейм 20: Новая молния1 генерируется с полной яркостью, молния2 генерируется с частичной яркостью
  • Фрейм 30: Новая молния2 генерируется с полной яркостью, молния1 генерируется с частичной яркостью
  • Фрейм 40: Новая молния1 генерируется с полной яркостью, молния2 генерируется с частичной яркостью
  • И т. д.

Т. е. они чередуются. Конечно, простое статическое затухание выглядит не очень, поэтому каждый фрейм есть смысл сдвигать немного каждую точку (особенно круто выглядит сдвигать конечные точки сильнее - это делает всё более динамичным). В результате получаем:

И, конечно, вы можете сдвигать конечные точки… скажем, если вы целитесь по движущимся целям:

И это всё! Как вы видите - сделать круто выглядящую молнию не так и сложно.

Эксперимент по созданию шаровой молнии.

Мы сообщаем об успешном экспериментальном создании шаровой молнии в от­крытом воздухе. Описание этого процесса было обнаружено в недавно опубликован­ных лабораторных тетрадях Н. Теслы за 1899 г. Представлен фотографический материал и проводится обсуждение экспериментальной техники. На основе анализа работ Б. М. Смирнова по аэрогельной (фрактальной) модели шаровой молнии сделан вывод, что его теоретическая модель дает описание, согласующееся с видом огненных шаров, которые создавал Тесла и которые мы наблюдали.

Введение. Точно следуя высокочастотной методике Николы Теслы, описание которой было обнаружено в его записях, мы в августе 1988 г. начали создавать в воздухе электрические огненные шары диаметром ~2 см. Работа Теслы была выполнена 89 годами ранее, летом 1899 г. и, как следует из открытой литературы, никогда не была повто­рена или проверена. Хотя создание огненных шаров повторялось в лабо­ратории, зафиксировано большим числом фотографий и видеозапи­сями, скрытая за их образованием и развитием физика была для нас в то время недостаточно ясна. Имея высоковольтную высокочастотную мето­дику создания этого явления по желанию, мы не могли четко объяснить природу образования и эволюции огненных шаров, полученных этим способом.

В детальных, замечательных наблюдениях Теслы в 1899 г. было выдвинуто несколько гипотез о природе огненных шаров, но мы ощущали, что нужно нечто большее для ясного понимания явления, чем представления физики столетней давности. Любой прогресс в технике получения огненных шаров требует понимания, выраженного на языке самой современной физики. Несмотря на то, что мы были хорошо знакомы с трудами Капицы и большим числом публикаций по шаровой мол­нии западных ученых за последние 150 лет, тем не менее мы не исполь­зовали возможность проанализировать последние достижения советских исследователей.

Последние успехи советских ученых. В июне этого года нам стало известно о значительных успехах в создании теории шаровой молнии, результаты которой были опубликованы в советской научной печати. Большая часть последних советских работ содержит такое же число не­удовлетворительных и странных абстрактных теоретизирований по ша­ровой молнии, как и работы, появляющиеся в западной научной лите­ратуре. Однако среди них есть ряд интересных публикаций, которые, как мы думаем, описывают метод Теслы для создания шаровой молнии с достаточной определенностью. Мы поместили их в список литературы под номерами. Этот прогресс был достигнут в первую очередь благодаря усилиям Б. М. Смирнова и его коллег из Института СО АН СССР в Новосибирске. С самого начала Смирнов осознал тщетность всех моделей шаровой молнии, которые не включали в себя внутренний источник химической энергии. Он также ясно представлял какую роль могут играть аэрозоли, аэрогели, нитевидные структуры, плазмохимия и горение частиц пыли. С появлением понятия фрактала и физики агрегации, ограниченной диффузией , Смирнов смог с конца 70-х и до середины 80-х годов сильно развить аэрогельную теоре­тическую модель, в которой активное вещество шаровой молнии пред­ставляет собой электрически заряженную структуру, состоящую из пере­плетенных субмикронных нитей, т. е. пористый фрактальный кластер с большой химической емкостью. Почти весь каркас такой аэрогельной структуры занят свободными порами.

Высвобождение энергии из химически заряженного фрактального кластера может быть описано многоступенчатым процессом горения. В качестве примера такого процесса Смирнов предлагает многоступенча­тое горение фрактального кластера из древесно-угольной пыли в озоне, поглощенном самим кластером, как модельный процесс в шаровой мол­нии:

где α и β - константы скоростей наиболее медленных стадий процесса зависят от температуры, при которой происходит насыщение угля озоном и, согласно его расчетам, характерные значения времени достаточно велики. Горение древесного угля в адсорбированном озоне одновремен­но - интенсивный и медленный процесс тепловыделения. Предсказанные температуры и времена жизни согласуются с наблюдениями шаровой молнии. В этой модели цвет и свечение шаровой молнии создаются пу­тем, подобным тому, как это происходит в пиротехнике благодаря при­сутствию светящихся компонентов состава. Указанная теоретическая модель Смирнова способна удовлетворительно объяснить разные свойст­ва шаровой молнии.

Фрактальные явления и первопричина шаровой молнии. «Химиче­ская история свечи» была источником удивления и восхищения с того времени, когда в середине XIX в. Фарадей выступил с Рождественскими лекциями в Королевском институте. Его известные беседы являются ве­ликолепным введением в основные принципы горения и доступны в сов­ременных изданиях . Именно Фарадей указал на главную роль час­тиц сажи и углерода в свечении пламени.

Современное развитие науки о кластерах углубило наше понимание процессов образования пыли, сажи, коллоидов и конденсированных аэрозолей. Изучение роста фракталов позволило по новому взглянуть на рост сажи при добавлении частиц углерода в процессе хаотической ко­агуляции.

Интересной во многих отношениях и, может быть, даже положившей начало новому направлению, связывающему фракталы и дым, была пуб­ликация результатов замечательного экспериментального исследования, проделанного Форрестом и Уиттеном. Они наблюдали сверхвысоко­дисперсные частицы дыма (диаметром порядка 80 А) и обнаружили, что частицы прилипают друг к другу и образуют цепочечные агрегаты. Их лабораторные эксперименты показали, что фрактальные структуры дей­ствительно образуются в течение нескольких десятков миллисекунд пос­ле теплового взрыва материалов.

Установка Форреста и Уиттена состояла из вольфрамовой нити с на­несенным на нее гальваническим способом железом или цинком. Нить быстро нагревалась при прохождении по ней короткого сильноточного импульса, нанесенный материал испарялся с нити и образовывал плот­ный газ (металлический пар), распространение которого в окружающую атмосферу было ограничено диффузией. Плотный газ состоял из более- менее однородных сферических частиц. Горячие частицы, быстро двигав­шиеся от нагретой нити, останавливались из-за столкновений в окружаю­щей среде и формировали сферический ореол на расстоянии порядка 1 см от нити. На этом расстоянии частицы начинали конденсироваться и слипаться, формируя агрегаты типа цепочек, которые затем оседали на предметном стекле электронного микроскопа. Последующее изучение конденсированной фазы показало, что она обладает фрактальными свойствами. (Анализируя это направление исследования, необходимо отметить и раннюю работу Бейшера, который показал, что дым окиси магния в дуговом разряде содержит цепочечные агрегаты, в то время как в дыме при отсутствии дуги из сверхвысокодисперсных частиц обра­зуется просто плотный аэрозоль.)

Глубокая проницательность Смирнова состояла в том, чтобы осоз­нать, что этот фрактальный кластер можно привлечь для объяснения структуры и свойств шаровой молнии. Ошеломляющим подтверждением представлений Смирнова и его коллег являются слова из его недавней работы : «Мы будем исходить из того, что шаровая молния имеет структуру фрактального кластера». Нет сомнений в том, что глубокие исследования Смирнова и его анализ дают наилучшее физическое объ­яснение шаровой молнии из имеющихся в современной науке.

Высокочастотная установка для создания шаровых молний. Сущест­вует много работ, посвященных описанию и анализу генератора Теслы» начиная с классической работы Обербека, вышедшей в 1895 г. . Од­нако, по нашему мнению, все из этих описаний основаны на ошибочной теоретической модели и оставляют желать лучшего с технической точки зрения. (Так, они рассматривают установку как сосредоточенную цепь и упускают из вида тот факт, что распределение тока на стадии резо­натора является четвертьволновой синусоидой с I max (V min) внизу и I min (V max) наверху.) До тех пор, пока мы не воспользовались концеп­цией «усредненного характеристического сопротивления» Шелкунова и не применили к резонаторам Теслы линейную теорию распространения медленных волн, мы не могли точно предсказать действие высоковольт­ного, высокочастотного генератора и, соответственно, создавать огнен­ные шары. Наша модель достаточно надежна при использовании ее для анализа данных лабораторных тетрадей Теслы за 1899 г.

Основная часть установки Теслы для создания огненных шаров со­стоит из четвертьволнового спирального резонатора замедляющей вол­ны, расположенного над проводящей, заземленной плоскостью. Наш ре­зонатор магнитно связан с искровым разрядным генератором высокой пиковой мощности (примерно 70 кВт), работающим с частотой 67 кГц. Фактическая средняя мощность, поступающая на высоковольтный элек­трод, была порядка 3,2 кВт (при этом создавался 7,5-м ВЧ разряд). Ис­пользуемая Теслой мощность была, конечно, в 100 раз больше той, ко­торую потребляли мы на нашем достаточно скромном оборудовании.

Действие установки. Искровой разрядный генератор производил 800 импульсов в секунду, а продолжительность искры составляла 100 мкс. Вторичная обмотка высокочастотного резонатора имела изме­ренное время когерентности 72 мкс. Это означает, что индуцированные некогерентные полихроматические колебания занимают 72 мкс для того, чтобы создать стоячую волну и образовать высокое напряжение в верх­ней части резонатора:

где S -коэффициент замедления спирального резонатора. Схема Смита может быть использована для удобной демонстрации работы высоко­вольтной секции установки.

Установки Теслы имеют несколько важных преимуществ перед дру­гими высоковольтными устройствами (такими, как генераторы ван де Графа и Маркса). В них не только достигается высокая энергия, но так­же разрешены циклы в напряженных режимах, т. е. высокие частоты повторения и работа с высокой средней мощностью. Согласно инструк­циям Теслы короткий кусок толстого медного провода или угольный электрод выходит из боковой части высоковольтного электрода. Когда указанный электрод разряжается, ВЧ резонатор выделяет энергию быст­ро, импульсом. (Тесла отмечал во многих местах заяисей, что для по­явления огненных шаров требуется создание «быстрых и мощных» раз­рядов.) Всплеск выделенной энергии проявляется в виде сферического шара или того образования, которое может быть фрактальным «пузы­рем». Этот метод создания огненных шаров определяется релаксацией испаренного металла или частиц угля, причем образуемые кластеры не отличаются от появляющихся в результате агрегации, ограниченной диффузией Форреста и Уиттена. Полезными являются указания Теслы по использованию покрытого резиной кончика кабеля или медного про­вода для того, чтобы «облегчить зажигание искры». Мы предпола­гаем, что диффузионно-ограниченная агрегация проходила либо в парах меди, либо в парах угля (в результате испарения либо провода, либо его изоляции). Как и в случае с SiO 2 , при таких условиях конденсирован­ный ϹuО 2 тоже может образовывать аэрогель. Образование фракталь­ного шара не сильно отличается от того, что наблюдали Форрест и Уит­тен (за исключением того, что он заряжался высоковольтным электро­дом). Между прочим, резиновая изоляция старого образца покрывалась сажей.

Но, как указывает Смирнов, простое образование пористого фрак­тального кластера еще не будет достаточным условием для появления шаровой молнии с временем жизни большим нескольких миллисекунд. Фрактальное образование получалось из сажи еще в свечах Фарадея, но для образования шаровой молнии, живущей несколько секунд и бо­лее, необходимы и другие составляющие. Подчеркнем, что установка Теслы является источником озона и других химически активных частиц. Мы полагаем, что эти, а может, и другие частицы быстро поглощаются заряженным пористым фрактальным кластером. Температура плазмы в районе разряда, где формируется структура, достаточна для того, чтобы вызвать многоступенчатый процесс горения.

Экспериментальные наблюдения. Используя установку, схема кото­рой представлена на рис. 1, мы наблюдали большое число огненных ша­ров диаметром от нескольких миллиметров до нескольких сантиметров. Времена жизни огненных шаров типично продолжались от половины до нескольких секунд, их цвет изменялся от темно-красного до ярко-бело­го. Исчезновение некоторых из огненных шаров сопровождалось гром­ким звуком, в то время как другие появлялись и затухали.

Иногда производить запись явления на фотопленку на доступной нам технике было сложно. В некоторых случаях видеозапись оказыва­лась прекрасной. Продолжительность могла быть оценена по скорости кадров видеоаппаратуры. Но для стандартных фильмов как скорость кадров, так и выдержка, были слишком медленными. Однако фотогра­фии часто получались адекватными изображе­нию. В замечательной последовательности фо­тографий можно наблюдать появление огнен­ных шаров с противоположной стороны окон­ного стекла.

На фотографии рис. 2 видно, как огнен­ный шар плавно скользит справа налево и вверх. (На самом деле, огненный шар сначала сформировался, а затем в него ударил стри­мер. В результате.появилось изображение, на котором огненный шар пронизан стримером.)

Белый огненный шар имел диаметр порядка 2 см. Электрод изготовлен из медного провода, при съемке использована выдержка 1/125 с.

Длина стримера превышала 1,5 м. Другие све­тящиеся области и яркие точки видны слабо.

При съемке фотографии рис. 3 было вид­но невооруженным глазом много огненных ша­ров, но лишь один из них был пойман фотока­мерой. Видно, как он поднимается слева на­право по отношению к центральной части стри­мера. Обратите внимание на яркие и темные области стримера. Диаметр огненного шара был около 2 см, а длина стримера, справа, превышала 2 м. Электродом служил медный провод» использована выдержка 1/125 с. На фотографии рис. 4 находятся два огненных шара, образовавшиеся близко друг от друга. Скользя вправо,. они столкнулись с разными стримерами. Использована выдержка 1/4 с.

На фотографии рис. 5 видно пять больших огненных шаров (около 2 или 3 см в диаметре), несколько светящихся точек и ярко светящийся участок стримера длиной около 30 см. Использована выдержка 1/4 с. (Красное свечение в нижнем левом углу фотографии возникло благо­даря интенсивному нагреву у основания дуги.)

В наших лабораторных экспериментах огненные шары обычно фор­мировались около высоковольтного резонатора и проносились сна­ружи от стримера либо выше, либо ниже его. Это представляется удов­летворяющим названию «Kugelblitz»-шаровая молния.


Видеозаписи эволюции огненных шаров указывают на то, что огнен­ные шары возникают вблизи электрода, а затем в них ударяют стримеры. Первоначально они бывают величиной со сферу в 6 мм, которая затем начинает расти. Кажется, что шарик застыл, плавая в объеме, а стример тем временем гаснет. Затем в плавающий шар ударяет новый стример, и он становится больше. Мы наблюдали, как в один шар последователь­но попали шесть разрядов, при этом он каждый раз увеличивался. На­блюдался огненный шарик, который вырос из первоначальной 6 мм сферы в огненно-красную глобулу диаметром 5 см за время в 1 с. Иногда было видно, как вращаются некоторые шары с движущимися пятнами (как пятна на солнце). Некоторые огненные шары кажутся прозрачны­ми рядом с разрядами, пронизывающими их. Мы наблюдали несколько светящихся образований, которые в течение эволюции изменяли цвет и в конце концов взрывались как сверхновая. При этом в соответствии с указанным ранее предположением помещение восковой свечи на высоко­вольтный резонатор усиливает появление огненных шаров.

Фотография рис. 6 увеличена для того, чтобы показать глобульную структуру одиночного большого яркого изолированного электрического огненного шара. В действительности огненный шар был диаметром при­близительно в 1 см. Огненные шары имеют сферическую структуру, и это наводит на мысль, что поверхностное натяжение должно играть ка­кую-то роль в эволюции шаровой молнии. Легкое, но заметное потемне­ние лимба и почти твердое изображение указывают на то, что шаровая молния оптически плотна. Электродом служил провод, намотанный на восковую свечу, использована выдержка 1/4 с.

Фотография рис. 7 была сделана при видеосъемке образования ог­ненного шара вблизи высоковольтного электрода. После сортировки кад­ров на дисплее был перефотографирован отдельный кадр на цветном мо­ниторе.

Последовательность событий была весьма примечательна. Сна­чала кажется, что огненный шар появился из «ничего» (так как его не было на предыдущем кадре). На следующих кадрах стример уходит и исчезает, оставляя шаровую молнию несколько увеличенной в размере и более горячей, как это показано на фотографии рис. 7. (Наблюдение за стримерами тоже очаровывающее занятие-стримеры часто появляют­ся такими, будто они состоят из яркого жидкого вещества, которое вид­но как впрыскивается и движется в их направлении. Это вещество, оче­видно, добавляется к веществу шаровой молнии и увеличивает ее раз­мер.)

Из последовательности видеозаписей становится понятным, что сни­мок может дать неправильное представление, ибо огненные шары выгля­дят вместе со стримерами как мячики для гольфа, нанизанные на шпагу. В действительности же установка (делающая 800 прерываний в секун­ду) производит в секунду очень большое число разрядов. Эти разряды попадают в огненные шары достаточно часто за время выдержки и дают на фотографиях изображение образования шаровой молнии в стримере. На самом деле стримеры прыгают от шаровой молнии к шаровой мол­нии, ослепительно высвечиваясь. На фотографиях в инфракрасном свете огненные шары значительно ярче стримеров. Это означает, что они зна­чительно горячей, чем стримеры.

Видеоснимки дают еще одну возможность-наблюдать слабые ва­риации распределения свечения поперек диска шаровой молнии. В од­ном частном случае шаровая молния была действительно окружена све­тящейся оболочкой аналогично звезде М-52 (кольца Небулы в созвез­дии Лиры). Усиление результирующего сигнала открывает большое ис­тинное свечение сферической оболочки шаровой молнии. В астрофизике такое случается только с особо горячими звездами типа О и В.

Фотография (рис. 8) может вызвать волнение. Изображение содер­жит дюжину больших сферических глобул, находящихся в одном ряду и на разных стадиях развития, когда в них попадает один и тот же стри­мер. Огненные шары, начиная с красных карликов, проходят состояния с различными цветами и размерами к гигантской бело-голубой стадии. Кажется, что некоторые из них взорвутся как сверхновая, тогда как другие охладятся, как красные гиганты. Выдержка 1/4 с. Штырь из дре­весного угля использован вместо покрытого резиной медного провода для «зажигания искры» Теслы. Высоковольтный электрод диаметром 30 см виден слева.

В работе мы фотографически подтверждаем «прохожде­ние шаровых молний через оконное стекло» в наших лабораторных экс­периментах. Мы также сообщаем об альтернативных электрических ус­тройствах для получения тех же результатов.

Выводы. Анализируя полученные результаты, мы считаем, что, как и в установке Форреста и Уиттена, в рассматриваемом случае сильноточные импульсы, исходящие из медного провода и древесно-угольных электро­дов на высоковольтном электроде, могут создавать фрактальные сгуст­ки, которые быстро адсорбируют озон и другие химически активные ком­поненты из приэлектродной области. Образуемые электрически заря­женные аэрогельные структуры проявляют характерные свойства шаро­вых молний. Эта фрактальная природа электрохимических шаровых молний была впервые предложена и теоретически исследована совет­ским ученым Б. М. Смирновым. Нет никакого сомнения в аналогичности этих огненных шаров, полученных в высоковольтном генераторе, и ша­ровых молний, появляющихся естественным путем в атмосферных элек­трических грозах.

Мы также отмечаем, что эти результаты тщательно подтверждают исторические эксперименты Теслы по созданию шаровой молнии. Не мо­жет и быть сейчас вопроса о достоверности его записей 1899 г. и правди­вости его наблюдений шаровой молнии.

Заключительные замечания. У Теслы не было двойственного отно­шения к наблюдению и лабораторному созданию электрических шаро­вых молний. Описывая исследования 1899г. по шаровой молнии, он го­ворил: «Мне удалось определить способ их образования и создать их искусственно» . К несчастью в течение жизни он не выбрал пути ознакомления широкой научной общественности со своей эксперимен­тальной техникой. Нам повезло, что он оставил после себя такую подроб­ную интересную документацию. Как раз накануне закрытия его лабора­тории в Колорадо-Спрингс Тесла записал в дневнике: «Наилучшее изу­чение этого явления может быть проведено при продолжении экспери­ментов с более мощными установками, которые в существенной степени разработаны и будут сконструированы, как только время и средства мне позволят». Причина записи заключалась в том, что он возвратился в Нью-Йорк, начал строить большую передающую станцию на Лонг- Айленд, преследовался кредиторами и потерпел финансовое банкротст­во прежде, чем смог закончить создание аппаратуры.

Время прошло, теперь шаровые молнии могут быть тщательно из­учены в лабораторной контролируемой среде. Мы думаем, что работа, которую Тесла оставил незавершенной, может быть сейчас возобновле­на. С развитием техники и концепций, доступных современным ученым, будет непременно достигнут быстрый прогресс в этом направлении.

Цитата в начале работы взята из доклада Капицы «Воспоминания о Лорде Резерфорде» на заседании Королевского общества в 1966 г. Капица, который сам инспирировал много работ по шаровой молнии, продолжает: «Основными чертами мышления Резерфорда были боль­шая независимость и большая смелость». Эти качества являются харак­теристиками всех тех, кто хоть что-то вложил в поступательное движе­ние цивилизации. Однако, как указывал Капица, нигде это не выглядит так критично, как в научных вопросах. Конечно, эти отважные черты присутствовали и в жизни Николы Теслы-физика-экспериментатора, инженера и изобретателя.

Нам кажется уместным закончить работу собственными мыслями Теслы, пришедшими ему в первые часы XX в. и записанными в дневник всего за несколько дней до отъезда в Нью-Йорк из его лаборатории в Колорадо-Спрингс, покрытой снегом и пронизанной одиночеством: «Это является фактом, что данное явление может быть теперь искусст­венно создано, и будет нетрудно узнать больше о его природе» (Н . Тес­ла, 3 января 1900 г.).

К несчастью для современной цивилизации эти удаленные исследо­вательские устройства на земле Скалистых Гор были закрыты навсег­да в январе 1900 г., и электрические чудеса, проделанные в этих стенах, оставались тайной вплоть до нашего поколения.

Как сделать молнию в Майнкрафте?


В Майнкрафте возможно практически все, в том числе и влиять на погоду, вызывая различные явления, когда вздумается. Ниже можно будет узнать, как сделать молнию в Майнкрафте.

Как вызвать молнию в Майнкрафте при помощи команд

Создать молнию в Майнкрафте можно, прописав в игровом чате несколько команд. Существует два способа сделать это. В первом случае нужно дождаться грозы и ввести в чате следующую команду: /weather thunder. Затем поставьте пробел и в треугольных скобочках укажите продолжительность в секундах этого погодного явления. Это должно выглядеть следующим образом: /weather thunder <15>. То есть молния будет сверкать в течение 15 секунд.

Во время грозы нужно быть более внимательным, так как освещение станет более тусклым. Однако вы можете заспаунить несколько различных враждебных мобов, поэтому следует прихватить с собой оружие. Также во время грозы нужно держаться подальше от криперов, от которых исходит голубой свет, так как в них попала молния и они могут взорваться.

Также во время грозы можно вызвать молнию и другой командой. Потребуется вписать в чат следующее: /summon LightningBolt. Но у вас должна быть установлена версия Minecraft выше 1.8, иначе ничего не получится.

Вызываем молнию при помощи плагинов

Вызывать молнию самостоятельно можно после установки специального плагина под названием. Скачать его можно .

После его установки можно будет стать настоящим Зевсом-громовержцем, потребуется только скрафтить жезл, извергающий молнии. Для этого потребуются следующие ресурсы:

  • пыль редстоуна;
  • золотой слиток;
  • деревянная палка;
  • изумруд.

Вам нужно только правильно разложить элементы на верстаке: в третьей верхней ячейке - изумруд, в центральной - палка, в первой нижней - пыль, в нижней средней - золотой слиток. Заветный жезл окажется у вас в руках, и вы сможете поразить молнией любого моба.

Больше рецептов крафта вы найдете в нашем разделе .

Сегодня, дорогие друзья, мы будем проводить забавные, но весьма познавательные опыты по физике. Мы с вами вызовем молнию, заставим взорваться пустую жестяную банку, и изогнем струю воды из-под крана. Эти веселые опыты очень интересны и увлекательны, и вместе с тем, помогут понять физическую природу некоторых вещей.

Веселые опыты мы начнем с вызова молнии

Лучше всего домашнего изготовления видно в темноте. Для вызова молнии самыми лучшими являются ясные и сухие дни. Для проведения этого , вам потребуется: пластмассовая расческа, шерстяной свитер или тряпочка, металлическая дверная ручка или дверная коробка.

Для того чтобы вызвать молнию, нужно:

1. Быстрыми движениями потри расческу о шерстяной свитер или шерстяную тряпочку в течение тридцати секунд. Расческа зарядится .

2. Поднеси расческу очень-очень близко к дверной ручке или коробке, не дотрагиваясь до нее. Ты увидишь вспышку, проскакивающую между ними, прямо как молния, пробегающая от тучи к земле.

Продолжим наши веселые опыты, взорвав пустую жестяную банку

Для проведения этого , нам потребуется: пустая алюминиевая банка из-под напитка, открывающаяся кольцом, кухонные щипцы, большая миска или наполовину заполненная холодной водой раковина, столовая ложка, плита.

Чтобы пустая жестянка взорвалась, нужно:

1. Наполни большую миску холодной водой или наполовину заполни раковину.

2. Проверь, чтобы щипцы крепко держали жестянку.

3. Налей в банку две столовые ложки воды.

4. С помощью взрослого поставь банку на плиту и вскипяти воду.

5. После того, как пар выйдет из банки в течение двадцати секунд, захвати жестянку щипцами, развернув ладонь вверх.

6. Быстро поднеси банку к холодной воде, переверни ее вверх дном (очень осторожно, чтобы не капнуть кипятком на себя) и опусти верхушку банки чуть ниже уровня холодной воды.

7. Смотри, что происходит!

Пар выталкивает воздух из банки. Когда жестянка остывает, пар превращается обратно в очень небольшое количества воды. Давление воздуха снаружи банки сожмет ее внутрь. Без воздуха внутри банки, который мог бы давить на стенки наружу, это давление «взрывает» жестянку.

Атмосферное давление намного больше, чем ты думаешь, – только посмотри, как разрушается банка!

Закончим наши веселые опыты, изогнув струю воды под краном

И опять же нам потребуется пластмассовая расческа и шерстяной свитер или тряпочка.

1. Немного приоткрой кран, чтобы капель превратилась в тонкий непрерывный ручеек.

2. Потри обратную сторону расчески обо что-нибудь шерстяное.

3. Держи расческу вертикально и обратной стороной поднеси близко к воде.

4. Вода выгнется в сторону расчески.

Приобретает электрический заряд. Тогда она начинает притягиваться к предметам, имеющим противоположный заряд.

Ты можешь потереть воздушные шарики и испробовать другие предметы из пластмассы, например пластиковые бутылки и полиэтиленовые пакеты. Попробуй также использовать другие ткани, особенно пушистые и шелковистые.