Третьяковская галерея удивляет неожиданным подходом. Неизвестные портреты карла брюллова покажет третьяковка Выставка карла брюллова в третьяковке время работы


24 января в Третьяковской галерее открывается выставка портретов Карла Брюллова из частного петербургского собрания.

Выставка познакомит посетителей с восемью произведениями Карла Павловича Брюллова (1799–1852), крупнейшего русского художника первой половины XIX века.


К. Брюллов. "Автопортрет", нач. 1830-хг.г.

Демонстрация картин из частного собрания рядом с хрестоматийными полотнами мастера в экспозиционных залах Третьяковской галереи дополняет представление о художественном наследии Брюллова, а также дает зрителю редкую возможность познакомиться с настолько значимыми произведениями, известными лишь специалистам. Подобные выставки вводят в общий культурный контекст картины, скрытые от глаз широкой публики, «скрепляют звенья общей цепи» истории русского искусства.

Портреты из частного собрания Санкт-Петербурга, представленные в залах Третьяковской галереи, исполнены К.П. Брюлловым в различные периоды творчества.
Брюллов-портретист исходил, прежде всего, из особенностей модели. Для живописца главным оставался человек с его неповторимыми индивидуальными чертами и особым душевным настроем. Найденная композиция каждого портрета, его колористическое решение всегда звучала в унисон с внутренним миром изображенных людей.

Владелец коллекции - прапраправнук архитектора Александра Брюллова, старшего брата живописца Карла Брюллова.

От своих прославленных родственников коллекционер унаследовал семейную реликвию «Портрет аббата» (конец 1830-х). Замечательное по мастерству и выразительности произведение всегда находилось в поле зрения исследователей. Так, портрет экспонировался на выставке картин и редких произведений, принадлежащих членам императорского дома и частным лицам Петербурга (1861) и на Историко-художественной выставке русских портретов, проходившей в Таврическом дворце (1905).


К. Брюллов. "Портрет аббата", конец 30-х г.г.
Частное собрание. Санкт-Петербург.

Первоначальный собирательский интерес владельца к творчеству Брюллова был обусловлен фактом его личной биографии. В последующие годы шли целенаправленные поиски работ легендарного предка. Некоторые из произведений долгое время находились в частных руках за границей.

Так, один из ранних автопортретов К.П. Брюллова был приобретен на лондонском аукционе, а конный портрет А.Н. Демидова куплен в Париже. Из московского собрания доктора медицины академика Д.А. Жданова поступило парадное изображение «Дамы у фортепьяно» (1838). Авторитетный исследователь творчества живописца Э.Н. Ацаркина атрибутировала изображенную на портрете как супругу Брюллова Эмилию Тимм. Семейный «Портрет Е.П. Гагариной с сыновьями Евгением, Львом и Феофилом» (1824) был куплен у петербургских наследников великого физиолога и нобелевского лауреата И.П. Павлова.

Интересна история бытования вновь обнаруженного повторения самого известного автопортрета Брюллова (1848, ГТГ) . В конце XIX века этот экземпляр принадлежал великому князю Константину Константиновичу (поэтический псевдоним - К.Р.) и находился в Мраморном дворце. В результате послереволюционных перераспределений картина попала в Музей Института русской литературы АН СССР (Пушкинский дом), откуда с разрешения президента Академии Н.И. Вавилова была передана художнику Г.Д. Епифанову в обмен на скульптурный бюст М.В. Ломоносова работы Ф.И. Шубина. До недавнего времени портрет хранился у потомков Епифанова.

В результате буквально за 15 лет удалось приобрести еще пять портретов кисти Брюллова. В числе других произведений эти работы экспонировались в залах Государственного Русского музея в 2013 году на выставке «Карл Брюллов. Из частных коллекций Москвы и Санкт-Петербурга». Предварительно все произведения прошли тщательную искусствоведческую и технико-технологическую экспертизу.

Выставка "Карл Брюллов. Портреты из частного собрания Санкт-Петербурга", которая откроется 24 января в Третьяковской галерее, уже сейчас вызывает интерес у публики. Об этом ТАСС в четверг сообщила куратор выставки Людмила Маркина.

"По тому, как откликаются на вернисаж публика, наши спонсоры и мои музейные коллеги, можно сказать, что выставка вызывает уже сейчас большой интерес. Это неудивительно, имя Брюллова очень известно. У него нет плохих или второстепенных работ", - сказала Маркина.

Она отметила, что про очереди в галерею, которые могут возникнуть в связи с популярностью экспозиции, говорить еще рано. По ее словам, выставка будет доступна по общему билету в Третьяковскую галерею.

"Зал, в котором расположится экспозиция, небольшой, всех желающих принять будет сложно. Но мы посмотрим, думаю, наши службы что-нибудь придумают ", - сказала Маркина.

На сегодняшний день в Третьяковской галерее находятся 52 работы этого крупнейшего русского художника первой половины XIX века. Почти все они доступны для просмотра в постоянной экспозиции, включая большую историческую картину "Осада Пскова" и знаменитую "Всадницу ".

Восемь картиниз частной коллекции, исполненных К.П. Брюлловым в различные периоды творчества, демонстрируют своеобразные типологические структуры портретного образа: парадные и камерные изображения, групповой семейный портрет, конный «портрет-прогулка», автопортреты.

Среди представленных произведений - парадное изображение «Дамы у фортепьяно» (1838), «Портрет Е.П. Гагариной с сыновьями Евгением, Львом и Феофилом» (1824), а также повторение самого известного автопортрета К.П. Брюллова.


К. Брюллов."Портрет У. П. Гагариной с сыновьями Евгением, Львом и Теофилом", 1924 г.
Частное собрание, Санкт-Петербург.

Семь из них - из частного собрания Санкт-Петербурга, а "Портрет Авроры Карловны Демидовой" был привезен в Москву из Константиновского дворца в Стрельне.

К. Брюллов. "Анна Карловна Демидова"
Константиновский дворец, Санкт-Петербург (из коллекции Алишера Усманова - передано в дар России).

"В 1995 году я ездила за этой картиной на аукцион, чтобы купить ее для Третьяковской галереи. Но сделать это мне не удалось. Наконец-то эта картина приехала в Москву, хотя бы как "гостья", - сказала куратор выставки.

По ее словам, до Константиновского дворца этот портрет всегда был в частных руках. Впервые публика получит уникальную возможность свободно познакомиться с этой картиной именно в Третьяковской галерее.

В экспозиции будут также представлены несколько авторских повторений картин Брюллова, уже знакомых посетителям "Третьяковки". Среди них - "Автопортрет" художника, который он написал во время своей болезни.

"Этот шедевр висит в нашей постоянной экспозиции. Вариант этой картины из частного собрания - авторское повторение мы разместим рядом, чтобы публика могла сравнить их", - сказала Маркина.


Еще одна вариация - "Портрет великой княгини Елены Павловны" . Похожая картина Брюллова, купленная Третьяковым, также хранится в галерее. "В частном собрании - авторское повторение портрета, на котором Елена Павловна в другой одежде и с другим украшением" , - сказала куратор.


К. Брюллов."Портрет Великой княгини Елены Павловны". (Авторское повторение)..Частное собрание, Санкт- -Петербург.


К. Брюллов."Портрет Великой княгини Елены Павловны". Государственная Третьяковская галерея, 1829 г.


К. Брюллов. "Керубино Корньенти. Портрет А. Н. Демидова". 1852 г.
Частное собрание, Санкт-Петербург.

Карл Павлович Брюллов - известный художник, акварелист, портретист, живописец. За свою недолгую жизнь он создал множество полотен, которыми мы любуемся и поныне. Видно, что писал их с удовольствием Карл Брюллов. Картины великого художника можно увидеть в Третьяковской галерее.

Портреты современников

Брюллов К. П. жил в интересное время - в эпоху расцвета искусства: живописи, музыки, литературы. Он родился в один год (1799) с А. С. Пушкиным, познакомился с поэтом, когда жил в Москве, а родился художник в Санкт-Петербурге.

Своих знаменитых и менее известных современников живописец запечатлел на полотнах на века. Одни из первых портретных работ художника были посвящены семейству Кикиных. Образ дочери Петра Андреевича Кикина был перенесен Брюлловым на полотно в 1819 году. Главу семейства - мецената, который поддерживал художников, живописец написал в 1821-1822 годах. В это же время он создал портрет взрослой Марии Ардалионовны Кикиной, а годом раньше - в 1821-м - нарисовал Марию в детстве.

Благодаря тому, что писал Карл Брюллов картины такого плана, мы можем увидеть, каким был его брат, С. Ф. Щедрин, Е. П. князя и дипломата Е. П. Гагарина), ее сыновья и дочь в детстве, чета Олениных и многие люди - современники художника, в том числе и он сам.

Картина Карла Брюллова «Итальянский полдень»: история создания, отзывы критиков

В 1827 году великий живописец закончил картину «Итальянский полдень». Это была вторая работа, посвященная красавицам этой страны. Первая была создана в 1823 году и называлась «Итальянское утро».

Предыстория создания второго шедевра такова. Первое полотно из этой серии Общество поощрения художников подарило жене Николая 1. Государь захотел, чтобы живописец создал парную работу к первому полотну. Тогда, в 1827 году, так и сделал Карл Брюллов. Картины были встречены общественностью неоднозначно. Если о первой отзывались довольно лестно, то в адрес полотна «Итальянский полдень» было сказано много нелицеприятного.

Критиковали модель, которая, по мнению искусствоведов того времени, не была изящной. На что автор ответил, что такая чистота форм необходима статуям, которым положено быть стройными. В своей же работе он нарисовал реальную, натуральную девушку, которые часто нравятся даже сильнее, чем статуи, со своей строгой красотой.

Описание полотна

И это правда. Очаровательная полнотелая, пышущая здоровьем девушка привлекает взоры. Видно, что она очень ловкая, без труда взобралась на лестницу, чтобы собрать виноград. Одной рукой итальянка держит гроздь ягод, второй опирается о лестницу. На локте левой руки у нее корзина, куда она складывает спелые изумрудные грозди. Взгляд девушки живой, он полон радости, восхищения не только оттого, что такими прекрасными уродились ягоды. Девушку переполняют чувства любви к природе, людям, она радуется прекрасной погоде, смотрит через прозрачные ягоды на ласковое солнце.

Большие глаза, аккуратный носик, лучезарная улыбка делают лицо девушки неотразимым. С такой внешностью она могла быть стать женой знатного человека, жить в полном достатке. Но видно, что ей и так хорошо и всё устраивает. Это смог передать при помощи красок, отблесков солнца, сюжета Карл Брюллов, картины которого приводят зрителя в благодушное настроение или заставляют думать, переживать трагические события минувших дней, главное - не оставляют равнодушными.

«Последний день Помпеи»

Это еще один знаменитый шедевр, который художник создал в 1833 году, а работал над ним с 1830 года. Но начинал делать наброски Карл Павлович Брюллов картины «Последний день Помпеи» еще в 1827 году, когда посетил Помпеи.

Посредством красок, он отразил извержение Везувия, которое произошло в 79 году, что стало причиной гибели множества людей и разрушения города. Эта картина знаменательна тем, что стала первой, которой зарубежные искусствоведы дали высокую оценку.

«Джованин на лошади»

Картина Карла Брюллова «Всадница» была написана им в 1832 году. Художник создал это полотно по просьбе Ю. П. Самойловой. Сначала были предположения, что он изобразил именно ее - графиню, но искусствоведами было доказано - в образе наездницы ее воспитанница Джованин, именно поэтому сам Карл Павлович назвал полотно «Джованин на лошади». По основной версии, девушка была племянницей второго мужа Самойловой.

Видно, как Джованин хорошо держится в седле в своих красивых одеждах и управляется с черным рысаком, который не хочет стоять на месте.

На девушку восхищенно смотрит девочка, которой тоже не терпится поскорее вырасти, чтобы научиться так же лихо скакать на лошади. Художник писал девочку с приемной дочери Самойловой, которую звали Амацилия.

Вот такие создавал Карл Павлович Брюллов картины. Конечно, это лишь малая толика полотен, численность которых насчитывается многими десятками работ. Но и по представленным можно судить, каким мастером своего дела, вдохновенным человеком и творцом был великий художник.

Реклама

Третьяковская галерея продолжает удивлять неожиданным подходом, отчего на выставки известных художников, чьи работы к тому же присутствуют в постоянной экспозиции музея, начинают выстраиваться очереди.

Совсем недавно в здании Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке открылась выставка картин Карла Брюллова, посетить ее можно будет по 24 июня, сообщается на сайте галереи.

Выставка Брюллова в Москве: о художнике и выставке

После Серова и Айвазовского в Третьяковке - автор "Последнего дня Помпеи". Эта картина превратила Карла Брюллова в "Карла Великого", как стали звать художника, в европейскую знаменитость.

Его избрали почетным членом Академий изящных искусств в Милане, Болонье, Флоренции и Парме, галерея Уффици, где хранится знаменитое собрание автопортретов, заказала Брюллову его изображение.

Сын резчика по дереву, гравера, академика французского происхождения Павла Брюлло представлен полотнами, которые раньше увидеть было практически невозможно - они хранятся в частном собрании. Владелец - прапраправнучатый племянник живописца.

Среди восьми картин, известных лишь специалистам, "Портрет Е.П. Гагариной с сыновьями Евгением, Львом и Феофилом", купленный у петербургских наследников физиолога, нобелевского лауреата Ивана Павлова, "Дама у фортепьяно", в которой искусствоведы опознали супругу художника Эмилию Тимм. Дочь рижского бургомистра, пианистка, бравшая уроки у Шопена, примерно через год совместной жизни тайно сбежала от Карла Брюллова.

Некоторые из представленных на выставке картин долгое время находились в частных руках за границей. Один из ранних автопортретов Брюллова был приобретен на лондонском аукционе, а конный портрет А.Н. Демидова куплен в Париже. Покажут на выставке и жену представителя знаменитой династии российских предпринимателей Александра Демидова. Словно проклятая, она губила своих избранников – два жениха скончались еще до свадьбы. Ее портрет Брюллову дался не сразу. Благодаря подробным записям ученика художника А. Мокрицкого можно зримо представить его рождение: "…С каждым мгновеньем голова теряла материальность красок и как бы облекалась телом; голубые глаза загорелись блеском, на щеках заиграл румянец, и малиновый рот принял какую-то бархатность, что весьма трудно в механизме живописи; роскошный бюст, также облекаясь в красоту прозрачных полутонов… начал колыхаться под волшебной кистью, вдыхавшей в него жизнь". Сейчас этот шедевр хранится в Константиновском дворце, являясь частью уникальной коллекции Ростроповича-Вишневской.

Спасибо Алишеру Усманову, выкупившему его и подарившему государству. "Портрет А.К. Демидовой" уже был заявлен на лондонском аукционе Sotheby’s в 2007 году как один из самых дорогих лотов собрания, которое наследники собирались распродать, и оценен в 800000-1200000 фунтов стерлингов. Третьяковская галерея, кстати, намеревалась побороться за него с помощью спонсоров, и это была уже вторая попытка: первый раз, в 1995 году, приобрести портрет не удалось - цена во время торгов выросла в два раза. Ни музей, ни российские банки не смогли тогда заплатить 133500 фунтов стерлингов или 200000 долларов. Счастливой обладательницей произведения оказалась Галина Вишневская.

Восемь малоизвестных полотен пробудут в Третьяковской галерее до июня, дополняя постоянную музейную экспозицию Карла Брюллова, расположенную в нескольких шагах.

Выставка Брюллова в Москве: что посмотреть?

Экспозиция состоит из восьми работ живописца, которые массовому зрителю почти неизвестны.

Владелец коллекции - праправнук старшего брата Карла Брюллова Александра, который на протяжении многих лет собирал картины знаменитого родственника.

Одно из самых интересных полотен, которое будет представлено на выставке - «Дама у фортепьяно». Специалисты утверждают, что на холсте изображена жена художника Эмилия Тимм. История их отношений непроста: Карл Брюллов прожил с красавицей меньше двух месяцев и развелся со скандалом.

На выставке будут представлены и другие картины, например, «Портрет Е. П. Гагариной с сыновьями Евгением, Львом и Феофилом», автопортреты, групповые, семейные портреты и портреты на прогулке.

Заметили опечатку или ошибку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам о ней.

Третьяковская галерея продолжает удивлять россиян своими выставками. Таким образом на показы известных художников постоянно выстраиваются очереди не только из россиян, но и гостей нашей страны.

После Серова и Айвазовского здесь открылась выставка автора «Последнего дня Помпеи». Это творение сделало из Карла Брюллова настоящего «Карла Великого». Именно так начали величать художника. Он был избран почетным членом Академии изящных искусств в разных городах и странах. В галереи Уффици, где собрана коллекция его автопортретов, заказали Карлу его изображение.

Сын гравера и академика французского происхождения Павла Брюлло показан полотнами, которые раньше практически невозможно было увидеть, ведь все работы были собраны в частные коллекции.

Владельцем коллекции является прапраправнучатый племянник художника. Среди восьми работ, которые знают только специалисты, есть «Дама у фортепьяно», где специалисты узнали супругу автора. Известно, что дочка бургомистра из Риги, которая брала уроки у самого Шопена, спустя год совместной жизни тайно убежала от возлюбленного.

Некоторые из картин, что показаны на выставке, на протяжении длительного времени была в других странах. Один из ранних автопортретов автора был куплен в Лондоне, еще одну работу приобрели в Париже.

На выставке показывают супругу Александра Демидова, который является представителем российской династии бизнесменов.. Известно, что два ее жениха умерли до свадьбы. Ее портрет Брюллов смог написать не сразу. Благодаря записям ученика автора можно узнать, как писался портрет. В настоящее время работа храниться в Константиновском дворце.

Восемь полотен, которые не так уж известны, будут в галереи до начала лета. Они дополнят экспозицию Карла, которая находится в нескольких шагах.

Карл Павлович появился на свет в декабре 1799 года в Санкт-Петербурге. Его отцом был знаменитый живописец и академик, поэтому судьба сына была решена практически сразу после его рождения. Все его братья получали образование в Академии художеств, где преподавателем был глава семейства.

В детские года мальчик сильно болел. До семи лет он практически не поднимался с кровати. Его папа строго к нему относился и заставлял его рисовать фигурки наравне с остальными братьями. Если у мальчика не получалось, его могли оставить без еды, причем, это было самое меньшее его наказание. Как-то раз за такую провинность отец так сильно ударил мальчика, что он остался глухим на одно ухо.

В Академии Карл был хорошим учеником. Все преподаватели удивлялись, что мальчик так хорошо рисует. После того, как он закончил учебы с отличием, решил вступить в Общество поощрения художников. На деньги этого общества он смог поехать в Италию, настояв на том, чтобы его брат отправился вместе с ним.

Брюллов побывал во многих городах в Европе, однако больше всего ему понравилась Италия, где он провел более двенадцати лет. Именно здесь он проявил себя настоящим художником и стал известным автором.

Жизнь в этой стране была веселой. В 1829 года он разорвал все отношения с обществом художников, которые его спонсировали. Вполне вероятно, что сделал он это из-за заказа работы «Последний день Помпеи» русским предпринимателем Демидовым. На работу над картиной ушло шесть лет.

Спустя пять лет русский император Николай первый вызвал художника в Россию. Его картину выставили в академии художеств. В Италии он оставил свою возлюбленную, которой была графиня Самойлова.

В России художник стал настоящим героем, однако личная жизнь никак не складывалась. Карл влюбился в Эмилию Тимм, которая играла на пианино. Все было отлично, по перед свадьбой девушка призналась, что живет со своим отцом. Они расписались, однако ничего не изменилось. Отец девушки воспользовался свадьбой, как прикрытием, поэтому Карлу спустя два месяца пришлось разорвать все отношения.

После этого начали распространяться различные сплетни, а Карла стали отвергать. Художник начал постоянно болеть, появились проблемы с сердцем. В 1849 году он отправился на лечение в другую страну, а спустя год оказался в столице Италии. Здесь он и умер спустя два года.