Титаник: тогда и сейчас (43 фото). Титаник - история, поднятая со дна

Через полтора часа после кораблекрушения..

Шансов не было

Температура воды в океане той роковой ночью составляла 2,2 градуса Цельсия. Жить человеку, попавшего в черную бездну, оставалось всего 15 минут. При крушении «Титаника погибли 1517 человек, и самый высокий шанс выжить был у пассажиров первого класса: 63 процента из них были спасены.

В «Титанике» было 20 спасательных шлюпок, которые могли вместить только 1100 пассажиров - половину из тех, кто был на борту той ночью. Как ни странно, это соответствовало правовым нормам того времени, и количество шлюпок считалось достаточным. Только 700 пассажиров смогли попасть в спасательные лодки; большинство из них были наполовину пустыми, и почти во всех были свободные места.

Но что случилось с телами?

Истина об этом скрыта тайными рукописями, авторы которых полагали, что они никогда не станут публичными. В этих записках говорится, что капитан одного из прибывшего на помощь кораблей, Маккейн-Беннет, хотел вытащить все тела из моря. Но вскоре он понял, что его корабль слишком мал для 334 тел, которые удалось обнаружить в воде.


Посовещавшись с командой, было принято решение - оставить за бортом тела бедных пассажиров из третьего класса, чтобы было достаточно места для тел путешественников первого и второго класса.

Члены экипажа рассудили, что у богатых пассажиров «Титаника» было больше прав на достойное захоронение. Из 334 найденных тел, более сотни были выброшены с корабля, и они так и не были найдены в водах Атлантического океана. Истина о том, что произошло, была скрыта длинными конфиденциальными телеграммами, которые впоследствии были извлечены из секретных архивов.

Таким образом, тела беднейших жертв были выброшены, а останки богачей - возвращены их семьям.

Жуткое зрелище


Через пять дней после трагедии «Бремен» присоединился к «Карпатскому» кораблю, и их задачей было собрать остатки тел, которые только можно было найти. Вдалеке пассажиры увидели белые пятна, которые на самом деле были замерзшими телами погибших, некоторые из них были одеты в спасательные жилеты.

«Мы видели женщину в ночной рубашке с ребенком, крепко привязанным к груди», - сказала Джоанна Станк, которая путешествовала в «Бремене».

«Было также найдено тело женщины, которая крепко зажала в руках рыжую собаку. Некоторые были одеты в наряды для танца и ужина, некоторые скончались в ночных рубашках и пижаме. У одной женщины был спасательный пояс и двое детей на руках» - рассказывали тогда очевидцы.

Экипаж описал спасательный процесс, как «холодный, мокрый, несчастный и неудобный». К концу апреля взаимодействие соли и солнца начало уничтожать спасательные круги, и тела людей начали исчезать в глубинах океана. Однако, в июне 1912 года в океане были обнаружены последних два трупа. Это были тела официанта корабля и кухонного работника.

Фильм по реальным событиям

Наиболее яркой экранизацией этого страшного исторического события стал фильм, снятый Джеймсом Кэмероном в 1997 году.

Журналист ДжоИнфоМедиа Марина Корнева предлагает посмотреть, герои культовой картины.

В 1985 году в сентябре месяце под руководством известного океанолога Роберта Балларда американо-французская экспедиция обнаружила на дне Атлантического океана одну деталь Титаника - паровой котел. Вскоре также были найдены и останки самого судна.
Так завершились многолетние поиски затонувшего легендарного парохода, которые выполнялись независимыми исследователями, но некоторое время были безуспешными по причине неверных координат крушения судна.
Обнаружение останков Титаника открыло новую страницу в его истории гибели. Только со временем стали известны ответы на многочисленные вопросы, которые касались катастрофы, а много фактов, которые считались неопровержимыми, оказались, к сожалению, неверными.
Этот пост посвящен Титанику, который покоится на дне океана на четырехкилометровой глубине. Вы увидите современные фото Титаника и сможете их сравнить с архивными черно-белыми снимками. Этот пост обязательно заинтересует Вас своей таинственностью и загадочностью.

Титаник затонул в Атлантике на глубине почти 4 км. Во время погружения под воду судно разломилось на две части, которые сейчас лежат на дне примерно в шестистах метрах друг от друга. Вокруг них разбросано множество обломков и предметов, в т.ч. и довольно таки большой кусочек корпуса Титаника.

Модель носовой части. Нос при падении судна на дно очень хорошо зарылся в ил, что сильно разочаровало первых исследователей, ведь осмотреть место удара об айсберг без специальной техники оказалось невозможно. Рваная дыра в корпусе, которую видно на макете, образовалась от удара об дно.

Панорама носовой части, собранная из нескольких сотен снимков. Справа налево: прямо над кромкой носа торчит лебедка запасного якоря, за ней находится швартовное устройство, сразу за ним открытый люк в трюм №1, от которого расходятся к бортам линии волнореза. На межнадстроечной палубе лежит поваленная мачта, под ней находятся еще два люка в трюмы и лебедки, для работы с грузом. В передней части основной надстройки раньше был капитанский мостик, который развалился во время падения на дно и теперь угадывается теперь лишь по отдельным деталям. За мостиком сохранилась надстройка с каютами офицеров, капитана, радиорубкой и пр., которую пересекает трещина, образовавшаяся на месте деформационного шва. Зияющая дыра в надстройке — место под первую дымовую трубу. Сразу за надстройкой видно еще одну дыру — это колодец, в котором находилась парадная лестница. Левее расположено что-то очень рваное — там была вторая труба.

Нос Титаника. Самый баянный объект подводных фотографий судна. На конце видно петельку, на которую был надет трос, удерживавший мачту.

На фото слева видно возвышающуюся над носом лебедку запасного якоря.

Главный якорь левого борта. Удивительно, как он не улетел вниз при ударе об дно.

Запасной якорь.

За запасным якорем находится швартовное устройство.

Открытый люк в трюм №1. Крышка улетела в сторону, видимо, при ударе об дно.

На мачте раньше были остатки «вороньего гнезда», где находились впередсмотрящие, но лет десять-двадцать назад они отвалились вниз и теперь о «вороньем гнезде» напоминает только отверстие в мачте, через которое впередсмотрящие попадали на винтовую лестницу. Торчащий хвостик за отверстием — крепление судового колокола.

Борт судна.

От капитанского мостика остался лишь один из штурвалов.

Шлюпочная палуба. Надстройка на ней местами либо вырвана с корнями, либо разорвана.

Сохранившаяся часть надстройки в передней части палубы. Внизу справа — вход на парадную лестницу 1-го класса.

Сохранившиеся шлюпбалки, ванна в каюте капитана Смита и остатки пароходного гудка, который был установлен на одной из труб.

На месте парадной лестницы теперь зияет огромный колодец. Никаких следов лестницы не сохранилось.

Лестница в 1912 г.

И тот же ракурс в наше время. Глядя на предыдущее фото как-то с трудом верится, что это одно и тоже место.

За лестницей размещалось несколько лифтов для пассажиров 1-го класса. От них сохранились отдельные элементы. Надпись, изображенная внизу справа, размещалась напротив лифтов и обозначала палубу. Это надпись принадлежала палубе А; бронзовая буква А уже отвалилась, но следы от нее остались.

Холл 1-го класса на палубе D. Это нижняя часть парадной лестницы.

Хотя практически вся деревянная отделка судна давно уже съедена микроорганизмами, здесь отдельные элементы еще сохранились.

Ресторан и холл 1-го класса на палубе D отделяли от внешнего мира большие витражные окна, которые сохранились и до наших дней.

Остатки былой красоты.

Снаружи окна угадываются по характерным двойным иллюминаторам.

Шикарные люстры так и висят на своих местах уже более 100 лет.

Некогда великолепные интерьеры кают 1-го класса теперь засыпаны мусором и обломками. Местами можно обнаружить сохранившиеся элементы мебели и предметов.

Еще немного деталей. Дверь в ресторан на палубе D и табличка, обозначавшая служебные двери.

У кочегаров была своя «парадная лестница». Чтобы не встречаться с пассажирами, из котельных к каютам кочегаров вела отдельная лестница.

По океанскому дну разбросаны сотни предметов, начиная от деталей судна и заканчивая личными вещами пассажиров.

Некоторые пары обуви лежат в весьма характерном положении: для кого-то это место стало могилой.

Кроме личных вещей и предметов по дну разбросаны и крупные детали обшивки, которые также пытались неоднократно поднять на поверхность.

Если нос сохранился в более менее приличном состоянии, то кормовая часть после падения вниз стала бесформенной грудой металла. Правый борт.

Левый борт.

На прогулочной палубе 3-го класса с трудом угадываются отдельные детали судна.

Один из трех огромных винтов.

После разлома судна на две части на дно высыпались даже паровые котлы.

В точке разлома как раз находилось машинное отделение и теперь эти исполины высотой с трехэтажный дом доступны взору исследователей. Поршневое устройство.

Обе паровых машины вместе.

Сухой док в Белфасте, в котором выполнялась финальная покраска корпуса судна, существует и поныне в виде музейного экспоната.

А так выглядел бы «Титаник» на фоне самого большого пассажирского лайнера современности «Allure of the Seas», введенного в эксплуатацию в 2010 г.

Сравнение в цифрах:

Водоизмещение «Allure of the Seas» в 4 раза больше, чем у «Титаника»;

Длина современного лайнера 360 м (на 100 м больше Титаника);

Наибольшая ширина 60 м против 28 у «Титаника»;

Осадка примерно одинаковая (около 10 м);

Скорость хода также практически одинаковая (22-23 узла);

Численность команды — 2,1 тыс. человек (на «Титанике» было до 900, многие из которых были кочегарами);

Пассажировместимость — до 6,4 тыс. человек (на Титанике до 2,5 тыс.).

30 лет назад были обнаружены обломки «Титаника». Что утонуло вместе с ним?

1 сентября 1985 года в Атлантическом океане были обнаружены обломки океанского лайнера «Титаник», затонувшего в апреле 1912 года. За 30 лет на поверхность поднято свыше 5000 предметов: от личных вещей пассажиров до 17-тонного куска обшивки. Многие сокровища и артефакты до сих пор остаются на дне. В честь юбилейной даты мы решили вспомнить о самых необычных и интересных грузах печально известного судна.

Утраченный шедевр

О том, что перевозилось на борту «Титаника», известно во многом благодаря претензиям и судебным искам, которые подавали выжившие пассажиры после кораблекрушения. Самой дорогостоящей потерей оказалась картина французского художника Мерри-Жозефа Блонделя «Черкешенка в купальне» (La Circassienne au bain), написанная в 1814 году. Ее владелец шведский бизнесмен Мориц Хокан Бьёрнстём-Стеффанссон оценил шедевр в $100 000 (в современном эквиваленте это около $2,4 млн). Это стало рекордом среди претензий, обращенных к судоходной компании White Star Line: никто из пассажиров «Титаника» не требовал столь значительной суммы за один-единственный утраченный элемент багажа.

Самый дорогой багаж

В списке самых крупных потерь фигурирует также багаж американской миллионерши Шарлотты Дрейк Кардезы, дочери текстильного фабриканта. На «Титанике» она плыла вместе с сыном, возвращаясь в Пенсильванию после длительной охоты: сафари по Африке и посещения охотничьих угодий в Венгрии. Она занимала самую дорогую каюту на корабле и везла 14 сундуков багажа, не считая четырех чемоданов и трех ящиков. После благополучного спасения Шарлотта Кардеза подала иск на сумму $177 352 (в современном эквиваленте это около $4 млн) — в списке утраченного имущества на 21 странице она перечислила 841 предмет, в том числе кольцо с розовым бриллиантом величиной почти в семь карат стоимостью в $20 000.

Мармеладная машина

В то время как одни выжившие пассажиры требовали компенсаций в миллионы долларов, другие оценивали свои потери более чем скромно. Например, пассажирка второго класса Эдвина Трутт попросила возместить ей всего 8 шиллингов 5 пенсов. В такую сумму она оценила мармеладную машину — устройство для очистки и нарезки фруктов, похожее на мясорубку. 27-летняя англичанка ехала к беременной сестре в Америку, чтобы помочь ей ухаживать за новорожденным. Почувствовав столкновение «Титаника» с айсбергом, она поднялась на палубу, увидела, как готовят спасательные шлюпки, и поспешно вернулась в каюту предупредить соседок-пассажирок. Одна из них в это время пыталась завязать корсет, и Трутт, надевая теплое пальто, сорвала корсет и выбросила его в проход, сказав, что на это уже нет времени. Попутно она предупредила о бедствии двух приятелей из соседней каюты. Когда же Эдвина села в шлюпку, незнакомый пассажир-ливанец попросил ее взять с собой пятимесячного ребенка, что она и сделала. В момент отплытия от «Титаника» с собой у нее были лишь зубная щетка и молитвенник. В спешке ей было явно не до мармеладной машины, но спустя время она вспомнила о пропаже и подала иск. Примечательно, что женщина дожила до 100 лет. Она неоднократно пересекала Атлантический океан, а последний такой рейс через Атлантику пришелся на ее 99-летие.

«Драгоценная» книга

«Титаник» перевозил порядка 90 контейнеров с книгами. Самым ценным экземпляром был сборник изречений Омара Хайяма «Рубаи», украшенный 1050 драгоценными камнями, каждый из которых был обрамлен золотом. Эта раритетная книга была куплена неким американцем в марте 1912 года на аукционе за $1900, что можно приравнять к 15 годовым зарплатам младшего члена экипажа «Титаника».

Кстати, «Титаник» имел в имени приставку RMS (Royal Mail Ship) и официально отвечал за перевозку британской почты. Вместе с книгами ко дну ушли 3364 мешка с почтой, а также около 800 посылок с неизвестным содержимым. В одном из почтовых пакетов ехала рукопись романа Джозефа Конрада «Лорд Джим»: писатель послал ее коллекционеру Джону Куинну под названием «Караин: воспоминание». К счастью, у писателя остался свой вариант рукописи и книга дошла до читателей.

Опиум для народа

Кроме пассажирских вещей и почты «Титаник» перевозил огромное количество товаров на общую сумму $ 420 000 ($10 млн в 2015 году). Сведения о грузе известны благодаря сохранившейся копии манифеста 1912 года, который представляет собой подробный перечень предметов, принятых на борт. Этот документ был отправлен в Америку на лайнере «Мавритания» и появился в нью-йоркских газетах 20 апреля 1912 года, спустя шесть дней после гибели «Титаника». Из него можно узнать, в частности, о перевозе наркотиков в США: на борту крупнейшего пассажирского парохода мира среди сыров, вин и мехов затаились четыре контейнера с опиумом для американского народа. За три года до этого Конгресс США запретил импорт и использование опия в немедицинских целях. В некоторых штатах он был уже запрещен даже для лечения. До полного запрета опия в Америке оставалось два года.

Кровь дракона

В перечне груза «Титаника» значится 76 контейнеров с кровью дракона. Так называется смола с деревьев рода драцена, которые произрастают на Канарских островах, в Марокко, на Сокотре. Драконову кровь с древних времен использовали в медицине римляне, греки, арабы и жители Сокотры: с ее помощью лечили респираторные, кожные, желудочно-кишечные заболевания, заживляли раны, останавливали кровь. В Индии смола драконова дерева использовалась для особых церемоний, а жрецы вуду в Новом Орлеане изгоняли с ее помощью негативные сущности, привлекая деньги и любовь. Сейчас это природное вещество используется для полировки мебели, мрамора и создания лака.

Для каких целей предназначалась драконовая кровь с борта «Титаника», не ясно, известно лишь, что она принадлежала акционерному обществу Brown Brothers and Company. Кстати, демоническое название этому веществу и дереву подарила древняя индийская легенда: давным-давно в Аравийском море на острове Сокотра жил кровожадный дракон, он нападал на слонов и выпивал их кровь. Но однажды нашелся один старый и сильный слон, который упал на дракона и раздавил его. Кровь двух существ хлынула на землю, оросив ее, словно вода, после чего на том же самом месте выросли деревья драцена, что в переводе с древнегреческого означает «самка дракона».

Кинофильмы

В списке вещей, перевозимых на борту «Титаника», значилась одна коробка с фильмом для студии The New York Motion Picture Company — одной из небольших киностудий, которая впоследствии слилась с Paramount Pictures. Что было на пленке, осталось тайной, фильм так и не появился в кинотеатрах. Также безвозвратно утеряны 33,5 км кинопленки, которые принадлежали Уильяму Харбеку. Известно, что он был успешным кинематографистом и возвращался из творческой командировки по Европе, где посетил Лондон, Брюссель, Париж и Берлин, с тем, чтобы показать свои работы в американских кинотеатрах и приступить к съемкам на Аляске и на канадской территории Юкон. Предполагается, что он был также привлечен к созданию кинохроники «Титаника», однако эти кадры не сохранились. Уильям Харбек погиб вместе с молодой любовницей — моделью из Парижа, его тело опознала и похоронила жена, которую не сразу допустили к опознанию, так как записали, что погибли мистер и миссис Харбек. В качестве компенсации супруга погибшего потребовала от судовладельцев $50 000. Фильмы Харбека были оценены в $41 000, оборудование — в $11 000, такие суммы указала в претензии деловой партнер погибшего Кэтрин Джордж.

Автомобиль

Одна из самых горячих любовных сцен в фильме Джеймса Кэмерона «Титаник» происходит в автомобиле Renault. Действительно, такая машина была на борту. Правда, везли ее скорее в разобранном виде: в грузовом манифесте указано, что авто перевозится в контейнере. Новенькая Renault Type CB Coupe de Ville, купленная в Европе, первая пострадала от удара, так как находилась в носу корабля, и разлетелась на куски при столкновении с айсбергом. Ее хозяин в это время играл в карты в курительной комнате. После столкновения он посадил в лодку свою семью: жену, 11-летнего сына и 13-летнюю дочь — а сам спасся в одной из последних шлюпок с женщинами и детьми, куда, кроме него, смог пробраться лишь один мужчина — управляющий White Star Line Джозеф Исмей. Воссоединившись с семьей, Картер потребовал компенсацию за автомобиль — $5000 и еще за двух погибших собак — $300. Вскоре супруги развелись: жена сочла поведение во время катастрофы мужа неподобающим. Вместе с «Титаником» утонули не только собаки, но и слуга, и шофер Картеров. Осуждение постигло и Исмея: он вынужден был покинуть пост, заслужив репутацию труса.

Духи

Сегодня вещи с «Титаника» выставляются в музеях и продаются на аукционах. Один из популярных экспонатов — духи, пролежавшие на дне 88 лет.

65 флаконов с различными запахами перевозил один из пассажиров первого класса — 47-летний немец Адольф Заальфельд, председатель парфюмерной компании Sparks, White and Co. Ltd. В то время духи в Америке пользовались огромным спросом, и бизнесмен вез образцы для демонстрации в бутиках Нью-Йорка. В момент столкновения с айсбергом Заальфельд был в курительной комнате: увидев произошедшее, он тут же направился к шлюпкам, что и помогло ему сохранить жизнь. Кожаный мешок с образцами парфюмерии так и остался в каюте. Духи лежали на дне океана до 2000 года и были обнаружены в ходе очередной поисковой экспедиции. Когда исследователи открыли флаконы, они были поражены насыщенными ароматами: лаванды, розы и других цветов. Некоторые образцы утратили свой запах, однако большинство остались неизменными. Современные парфюмеры смогли воссоздать 62 из 65 ароматов и выпустили их в 2012 году к столетию гибели «Титаника».

Скрипка — подарок невесты

На «Титанике» играл оркестр под руководством 33-летнего дирижера Уоллеса Хартли. Как рассказывали выжившие пассажиры, даже в момент всеобщей паники музыканты не бросили инструменты и продолжали играть, пока корабль не затонул. Одной из последних композиций, исполненных на «Титанике», был английский христианский гимн «Ближе, Господь, к тебе» (Nearer My God to Thee).

Спустя десять дней после трагедии было найдено тело Хартли и его скрипка, которую дирижер успел привязать к себе. Возможно, таким образом он надеялся удержаться на плаву, но еще вероятнее — не хотел расставаться с подарком своей невесты. Вскоре после кораблекрушения скрипка, слегка пострадавшая от холодной соленой воды, была возвращена безутешной девушке Хартли. Внутри футляра все еще была видна ее собственная дарственная надпись, сделанная незадолго до отправления «Титаника». В дальнейшем, после смерти владелицы, скрипка затерялась у родственников и долгое время считалась утраченной, пока ее случайно не обнаружили на чердаке дома среди старых вещей в 2006 году. Исследователям и судмедэкспертам понадобилось более семи лет и тысячи фунтов стерлингов, чтобы подтвердить ее подлинность, после чего она была продана на аукционе за рекордную сумму: $1,5 млн.

В ночь на 1 сентября 1985 г. американо-французская экспедиция под руководством океанолога Роберта Балларда обнаружила на дне Атлантического океана паровой котел Титаника. Вскоре были обнаружены останки и самого судна. Так завершилась многолетняя эпопея поисков затонувшего парохода, которая выполнялась несколькими независимыми исследователями, но долгое время была безуспешной из-за неверных координат гибели судна, переданных в эфир в роковую ночь 1912 г. Обнаружение останков Титаника открыло новую страницу в его истории: стали известны ответы на многие спорные вопросы; ряд фактов, которые считались доказанными и неопровержимыми, оказались ошибочными.

Первые намерения найти и поднять Титаник появились сразу после катастрофы. Семьи нескольких миллионеров хотели найти тела своих погибших родственников, чтобы должным образом их похоронить, и обсуждали вопрос о подъеме Титаника с одной из фирм, специализировавшихся на подводных спасательных работах. Но в то время технической возможности осуществить подобную операцию не было. Обсуждался также план сбросить на океанское дно заряды динамита, чтобы от взрывов на поверхность поднялись некоторые тела, но и от этих намерений в конце концов отказались.

Позже разрабатывался еще целый ряд безумных проектов подъема Титаника. К примеру, предлагалось заполнить корпус судна пингпонговыми шариками или прикрепить к нему баллоны с гелием, которые поднимут его на поверхность. Существовало и множество других проектов, в основном фантастических. К тому же, прежде чем пытаться поднять Титаник его нужно было сначала найти, а с этим было не все так просто.

Одним из спорных вопросов в истории Титаника долгое время оставались координаты, переданные в эфир вместе с сигналом бедствия. Их определил четвертый помощник капитана Джозеф Боксхолл исходя из координат, которые были рассчитаны за несколько часов до столкновения, скорости и курса судна. Проверять их детально в той обстановке времени не было, да и Карпатия, пришедшая через несколько часов на помощь, успешно вышла к шлюпкам, однако первые сомнения относительно правильности координат возникли уже во время проведения расследования 1912 г. На тот момент вопрос так и остался открытым и, когда в 80-х начались первые серьезные попытки поиска Титаника, исследователи столкнулись с проблемой: Титаника не было ни в указанных координатах, ни рядом с ними. Ситуацию осложняли и местные условия катастрофы - ведь Титаник находился на глубине почти 4 км и для поиска требовалось соответствующее оборудование.

В конце концов удача улыбнулась Роберту Балларду, который шаг за шагом готовился к экспедиции без малого 13 лет. После почти двухмесячных поисков, когда до конца экспедиции оставалось всего 5 дней и Баллард уже начал сомневаться в успехе мероприятия, на мониторе, связанным с видеокамерой на спускаемом глубоководном аппарате, показались какие-то странные тени. Это произошло почти в час ночи 1 сентября 1985 г. Вскоре стало ясно, что это ни что иное, как обломки какого-то судна. Спустя какое-то время был обнаружен один из паровых котлов и сомнений в том, что обломки принадлежат Титанику, не осталось. На следующий день была обнаружена передняя часть корпуса судна. Большой неожиданностью оказалось отсутствие кормы: после расследования 1912 г. официально считалось, что судно затонуло целиком.

Первая экспедиция Балларда дала ответы на многие вопросы и подарила миру ряд современных фотографий Титаника, но многое еще оставалось невыясненным. Спустя год Баллард вновь отправился к Титанику, причем в этой экспедиции уже применялся спускаемый глубоководный аппарат, который мог доставить на океанское дно трех человек. Также имелся и небольшой робот, позволявший проводить исследования внутри судна. Эта экспедиция внесла ясность во многие вопросы, которые оставались открытыми с 1912 г. и после нее Баллард больше не планировал возвращаться к Титанику. Но, что не сделал Баллард, сделали другие и к Титанику вскоре потянулись новые экспедиции. Некоторые из них носили чисто исследовательский характер, некоторые преследовали цель подъема со дна различных предметов, в т.ч. и для продажи с аукционов, чем вызвали множество скандалов о морально-этической стороне вопроса. К Титанику неоднократно спускался и Джеймс Кэмерон; не только для съемок своего фильма 1997 г., но и для исследований с помощью робототехники внутри судна (см. документальный фильм "Призраки бездны: Титаник"), благодаря чему было открыто множество новых фактов о состоянии судна и его когда-то великолепной отделке.

Что касается вопроса подъема Титаника, то после экспедиций Балларда стало очевидно, что эта операция не просто будет архисложной и дорогой; корпус судна давно находится в таком состоянии, что просто рассыплется на части, если не во время подъема, то на поверхности.

1. Давайте посмотрим, как Титаник выглядит сейчас и как выглядел раньше. Титаник затонул в Атлантике на глубине почти 4 км. Во время погружения под воду судно разломилось на две части, которые сейчас лежат на дне примерно в шестистах метрах друг от друга. Вокруг них разбросано множество обломков и предметов, в т.ч. и довольно таки большой кусочек корпуса Титаника.

2

2. Модель носовой части. Нос при падении судна на дно очень хорошо зарылся в ил, что сильно разочаровало первых исследователей, ведь осмотреть место удара об айсберг без специальной техники оказалось невозможно. Рваная дыра в корпусе, которую видно на макете, образовалась от удара об дно.

3

3. Панорама носовой части, собранная из нескольких сотен снимков. Справа налево: прямо над кромкой носа торчит лебедка запасного якоря, за ней находится швартовное устройство, сразу за ним открытый люк в трюм №1, от которого расходятся к бортам линии волнореза. На межнадстроечной палубе лежит поваленная мачта, под ней находятся еще два люка в трюмы и лебедки, для работы с грузом. В передней части основной надстройки раньше был капитанский мостик, который развалился во время падения на дно и теперь угадывается теперь лишь по отдельным деталям. За мостиком сохранилась надстройка с каютами офицеров, капитана, радиорубкой и пр., которую пересекает трещина, образовавшаяся на месте деформационного шва. Зияющая дыра в надстройке - место под первую дымовую трубу. Сразу за надстройкой видно еще одну дыру - это колодец, в котором находилась парадная лестница. Левее расположено что-то очень рваное - там была вторая труба.

4

4. Нос Титаника. Самый баянный объект подводных фотографий судна. На конце видно петельку, на которую был надет трос, удерживавший мачту.

5

5. На фото слева видно возвышающуюся над носом лебедку запасного якоря.

6

6. Главный якорь левого борта. Удивительно, как он не улетел вниз при ударе об дно.

7

7. Запасной якорь:

8

8. За запасным якорем находится швартовное устройство:

9

9. Открытый люк в трюм №1. Крышка улетела в сторону, видимо, при ударе об дно.

10

10. На мачте раньше были остатки "вороньего гнезда", где находились впередсмотрящие, но лет десять-двадцать назад они отвалились вниз и теперь о "вороньем гнезде" напоминает только отверстие в мачте, через которое впередсмотрящие попадали на винтовую лестницу. Торчащий хвостик за отверстием - крепление судового колокола.

11

11. Борт судна:

12

12. От капитанского мостика остался лишь один из штурвалов.

13

13. Шлюпочная палуба. Надстройка на ней местами либо вырвана с корнями, либо разорвана.

14

14. Сохранившаяся часть надстройки в передней части палубы. Внизу справа - вход на парадную лестницу 1-го класса.

15

15. Сохранившиеся шлюпбалки, ванна в каюте капитана Смита и остатки пароходного гудка, который был установлен на одной из труб.

16

16. На месте парадной лестницы теперь зияет огромный колодец. Никаких следов лестницы не сохранилось.

17

17. Лестница в 1912 г.:

18

18. И тот же ракурс в наше время. Глядя на предыдущее фото как-то с трудом верится, что это одно и тоже место.

19

19. За лестницей размещалось несколько лифтов для пассажиров 1-го класса. От них сохранились отдельные элементы. Надпись, изображенная внизу справа, размещалась напротив лифтов и обозначала палубу. Это надпись принадлежала палубе А; бронзовая буква А уже отвалилась, но следы от нее остались.

20

20. Холл 1-го класса на палубе D. Это нижняя часть парадной лестницы.

21

21. Хотя практически вся деревянная отделка судна давно уже съедена микроорганизмами, здесь отдельные элементы еще сохранились.

22

22. Ресторан и холл 1-го класса на палубе D отделяли от внешнего мира большие витражные окна, которые сохранились и до наших дней.

23

23. Остатки былой красоты:

24

24. Снаружи окна угадываются по характерным двойным иллюминаторам.

25

25. Шикарные люстры так и висят на своих местах уже более 100 лет.

26

26. Некогда великолепные интерьеры кают 1-го класса теперь засыпаны мусором и обломками. Местами можно обнаружить сохранившиеся элементы мебели и предметов.

27

28

29

29. Еще немного деталей. Дверь в ресторан на палубе D и табличка, обозначавшая служебные двери:

30

30. У кочегаров была своя "парадная лестница". Чтобы не встречаться с пассажирами, из котельных к каютам кочегаров вела отдельная лестница.

31

31. По океанскому дну разбросаны сотни предметов, начиная от деталей судна и заканчивая личными вещами пассажиров.