Строчные буквы ь и ъ. Конспект урока для начальных классов "буква ъ" III

Муниципальное казенное образовательное учреждение

«Советская средняя общеобразовательная школа»

Конспект урока по обучению грамоте в 1 классе

Тема урока: Письмо буквы ь.

Учитель: Пушило Евгения Николаевна

п. Комсомольский, 2014г.

Предмет: Обучение грамоте (письмо)

Класс: 1 класс

Учебная тема: Письмо буквы ь

Дидактическая цель

Планируемые результаты

Метапредметные:

Уметь ( Регулятивные УУД).

Уметь Коммуникативные УУД).

Уметь . (Познавательные УУД).

Ресурсы:

- основные

-дополнительные

Тип урока

Урок открытия нового знания (технология деятельностного метода)

Дидактическая цель

Сформировать в памяти учащихся четко дифференцированный зрительно – двигательный образ письменной буквы ь

Планируемые результаты

Личностные УУД:

- Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом прописи; уметь работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей ( Регулятивные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им; учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя пропись, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке . (Познавательные УУД).

Основные понятия

«Строчная буква», « соединения букв»

Ресурсы:

- основные

-дополнительные

Н.Г. Агаркова, Ю. Агарков «Азбука» тетрадь по письму №2.

Презентация к уроку «Письмо строчной буквы ь»

Электронные физкультминутки:

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа, групповая работа


Технологическая карта изучения темы «Письмо буквы ь»

Технология проведения

Деятельность учителя

Деятельность учеников, выполнение которой приведет к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

I . Мотивация к учебной деятельности

Задачи:

Актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

Создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

Установить тип урока и тематические рамки;

Наметить шаги учебной деятельности.

Организует проговаривание правил поведения на уроке

1 .Проговаривают стихотворение – правила поведения на уроке, объяснять, для чего нужно выполнять эти правила.

Мы сюда пришли учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работать будем старательно,

Слушать будем внимательно.

На уроке мы сидим,

Не шумим, не кричим,

Руку тихо поднимаем,

Если спросят, отвечаем.

Совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД )

Оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД )

II . Актуализация опорных знаний

Задачи:

организовать актуализации умений различать звуки, буквы.

Задачи:

- организовать прогнозирование ожидаемого результата;

- организовать составление совместного плана действий;

Определить средства;

Уточнить следующий шаг учебной деятельности

Вспомним, чему мы учились на уроке чтения. Отгадайте загадку:

У него на голове
Ветки. Даже сразу две.
Говорят: Всего два рога,
Да зато отростков много.
Как он носит этот груз,
Я сказать Вам не берусь.
Их носить ему не лень,
Потому, что он…

Посмотрите на это слово, написанное печатными буквами. Прочитайте его. Сможете ли вы написать его, но письменными буквами? Какая буква вызывает у вас затруднение? Как вы думаете, какова тема урока письма?

Отройте пропись на странице 21 и проверим наше предположение.

Что мы должны научиться делать на уроке, чтобы справится с этим заданием?

Для чего нам надо уметь писать эту букву?

Изучали букву ь, читали слова с этой буквой.

Слайд 1

(Олень)

Нет, т.к. мы не умеем писать мягкий знак.

Слайд 2

Тема нашего урока: письмо буквы ь.

Открывают пропись. Слайд 3

Прогнозируемый результат урока (план):

Научиться писать букву ь.

Научиться соединять букву ь с другими буквами (писать слоги и слова).

Продолжать учиться писать предложения.

Работать с заданиями Почемучки.

Составлять текст к данной схеме.

Находить букву и ее элементы в орнаменте.

Чтобы писать слова правильно и красиво.

Коммуникативные УУД )

Осуществлять синтез как составление целого из частей. (Познавательные

УУД).

III . Формирование зрительного образа буквы « ь » в памяти учащихся.

Групповая работа

Учитель демонстрирует таблицу двух форм букв « ь »: малой печатной и строчной письменной.

Чем похожи и чем отличаются буквы?

Почему буква ь одна печатная и одна строчная?

Почему квадратная скобка, которая обозначает звуки перечеркнута?

Мягкий знак – хитрый знак,

Не сказать его никак:

Он не произносится,

Но в слово часто просится.

Из каких элементов состоит ь?

Рассмотрите элементы письменных букв, данные в тетради, и заштрихуйте кружочки рядом с теми элементами, которые соответствуют нашей букве.

Перед вами конверты с элементами букв, найдите нужные вам элементы и сконструируйте ее на парте. Проверьте правильность выполнения задания у своего соседа.

Шаблон № 48, необходим для конструирования этой буквы. Проверьте правильность выполнения задания с помощью «ключа». (Тетрадь № 2, с. 32.)

Слайд 4

Похожи, но письменная буква пишется под наклоном, элементы плавные.

Т. к. нет слов, начинающихся на ь.

Этого звука нет, но эта буква смягчает предшествующий согласный звук.

Слайд 5

Из одного (Полоска в форме прямой с четвертным овалом.)

Заштриховывают один элемент

Дети конструируют из конструктора букву ь

(работа в парах)

Проверяют правильность выполнения задания на конструирование буквы с помощью «ключа». (Тетрадь № 2, с. 32.)

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД )

IV . Формирование зрительно-двигательного образа буквы в памяти учащихся.

Задачи:

сформировать в памяти учащихся четко дифференцированный зрительно-двигательный образ письменной буквы « ь »;

Учитель дает сначала полное, а затем краткое объяснение образца начертания буквы « ь » на доске мелом.

Начинаем на верхней линейке. Сверху вниз пишем прямую (1). Не дойдя немного до нижней линейки, пишем полуовальную линию вправо, коснувшись ее (2). Поднимаем полуовальную линию вверх (3), закругляем влево, коснувшись середины строки (4), опускаем вниз и «закрываем» овал на прямой (5).

Показ и объяснение учителем на доске технологии начертания буквы « ь » под счет.

Посмотрим, как писать эту букву под счет

( Интерактивная презентация написания буквы ь).

Повторите последовательность написания буквы.

Имитация учащимися начертания буквы « ь » по алгоритму на основе двигательных элементов, которые последовательно соединяются в букве (письмо в синей рамке).

Нарисуем мягкий знак

Нежно капелькой.

Вот так:

Букву капелька смягчит –

Слово мягко прозвучит.

А. Шибаев

Учащиеся выполняют упражнение в ритмичном чередовании напряжения и расслабления мышц под счет сначала «в воздухе», а затем под счет по тетради (с. 21).

Слайд 6

Обводят в воздухе букву.

Сверху вниз (1), вправо (2), вверх (3), влево (4), вниз (5).

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД )

VI. Письмо букв, слогов, слов и предложения учащимися в тетради.

Физминутка для пальчиков

Чтоб красиво нам писать

Надо пальчики размять

1,2,3, 4,5

Мы начнем сейчас писать.

Какими критериями будем пользоваться при письме?

Наклон

Аккуратность

Правильность

Под руководством учителя осуществляется правильная посадка при письме

Сяду прямо не согнусь, за работу я возьмусь.

Примите правильную позу для письма и соблюдайте ее в течение выполнения задания одной строки. (При необходимости учитель оказывает индивидуальную помощь учащимся.)

Пишем первую строчку, мягкий знак и мягкий знак с соединением

Прочитаем вторую строчку. Что здесь написано? Какое соединение используется?

Подчеркнем самую красивую букву, слог по всем трем критериям.

Прочитаем третью и четвертую строчку нашей прописи. В каком месте слова находится буква ь? Виды соединений, используемые в словах.

Сколько слогов в словах лень и олень и почему?

Прописываем слова по образцу.

Давайте немножко отдохнем Музыкальная физминутка

Продолжаем нашу работу. Прочитайте пятую строчку, что здесь записано? Как вы догадались?

Как пишутся слова в предложении?

Запишите предложение по образцу.

Отметьте на каждой строчке самое красивое слово, которое у вас получилось

Выполняют физминутку за учителем.

Слайд 7

НАП

Дети повторяют слова и принимают правильную позу при письме и в течении урока стараются придерживаться правильной посадки

1. Письмо учащимися в тетради двигательных элементов, их комплексов и буквы « ь » по алгоритму.

Слоги нь, рь, ль. Верхнее соединение.

2. Упражнение в письме верхнего соединения: нь, рь, ль.

Письмо букв самостоятельно, оценивание своей работы (подчеркнуть самую красивую букву, слог по всем трем критериям) .

Читают слова ель, моль, лень, олень.

В конце слова. «Е» - «л» - нижнее, «л» - «ь» верхнее.

«М» - «о», «о»- «л» - нижнее,«л» - «ь».

В слове лень – все верхние; в слове олень лишь «о» с «л» нижнее, остальные верхние.

В слове лень – один слог, т.к. 1 гласная буква, в слове олень 2, 2 гласных букв

3. Письмо слов с «ь» знаком в конце.

Выполнение движений физминутки.

У ели олень. Это предложение. Первое слово написано с большой буквы, в конце стоит точка.

Слова в предложении пишутся раздельно

4. Письмо предложения по образцу.

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД ).

Учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им

(Коммуникативные УУД).

VII. Выполнение речеязыкового задания.

Организует усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи.

Составьте схему предложения, которое мы записали.

Прочитайте предложение. Сколько в нем слов?

Назовите слово-помощник. Где оно находится? Как обозначаем? Второе слово ели. Ель – какой вопрос задаем? Это слово название…?

Олень, вопрос?

Составьте схему этого предложения самостоятельно в технологической карте.

Рассмотрите иллюстрацию в тетради. Кто здесь нарисован?

Где живет олень?

Проанализируйте схему текста. Сколько в нем предложений?

Составьте рассказ по данной схеме в технологической карте. Слово олень у вас записано печатными буквами, спишите заголовок текста письменными буквами в технологической карте.

Выполняют задание, проговаривая новые предложения, составляют индивидуальные схемы.

Три.

У ».) В начале предложения. Серый треугольник

Что? Слово-название предмета. Розовый прямоугольник

Кто? Слово-название предмета. Розовый прямоугольник

Олень

Три и загаловок.

Слайд 8

Списывают с печатного.

Оформлять свои мысли в устной и письменной форме (Коммуникативные УУД ).

Уметь с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД

Моделирование

(составление моделей слов -

Познавательные УУД)

VIII. Выполнение логических заданий с буквами.

Какие буквы записал Почемучка?

Сравните буквы И – Й

И » в заглавную букву « Й ».

Сравните буквы ь – ы . Чем они похожи? Чем отличаются?

Переконструируйте букву « ь » в букву « ы.

Сравните буквы е – ё . Чем они похожи? Чем отличаются?

Переконструируйте строчную букву « е » в строчную букву « ё ».

Сравните буквы Е – Ё . Чем они похожи? Чем отличаются?

Переконструируйте заглавную букву « Ё » в заглавную букву « Е ».

Выполняют задание по переконструированию.

Одинаковы, только сверху у Й плавная линия

Отличаются одним элементом, у ы – наклонная прямая палочка с закруглением снизу

Одинаковы, у е нет точек.

Одинаковы, у Е нет точек.

Один из учащихся выполняет задание на магнитной доске.

Анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты;

выбор оснований и критериев для сравнения;

построение логической цепи рассуждений (Познавательные УУД)

IX .Выполнение узора - бордюра

Отгадайте загадку:

Маленький рост,

Длинный хвост,

Серенькая шубка,

Остренькие зубки.

(Мышь.)

Раскрасьте мышонка в узоре.

Почему к нам сегодня прибежала мышь, ребята?

Учащиеся выполняют узор.

Раскрашивают мышонка

В ее начертании спряталась буква «ь» и при письме этой буквы тоже используется ь.

Подведем итоги. Какова тема нашего урока? Посмотрите на критерии, которыми мы пользовались при письме

Наклон

Аккуратность

Правильность

Найдите три кружочка в ваших технологических картах, (НАП) по каждому критерию мы будем оценивать следующие пункты:

- Письмо буквы ь.

- Написание слогов и слов с ь.

Поднимите руки те, у кого не получается писать ь и слова с ь под наклоном, кому еще надо поработать над этим? Нарисуйте смайлику опущенные губы.

А теперь те, у кого, получилось писать под наклоном ь и слова с ним? Рисуйте в первом кружочке улыбку своему смайлику.

Поднимите руки те, кому сегодня трудно было писать аккуратно ь и слова с ь? Нарисуйте смайлику опущенные губы.

А теперь поднимите руки те, кто писал слова с ь и букву аккуратно. Смело ставьте улыбку второму смайлику.

Последний критерий – правильность написания. Кому еще не совсем удается правильно писать ь знак и слова с ним? Рисуем третьему смайлику грустную улыбку.

Ну, а кто написал правильно и слова с ь и сам ь, поднимите руку и нарисуйте улыбочку.

Ребята, скажите, получилось ли у нас списать слово олень с печатного текста? Сдаем технологические карты и прописи

Слайд 9.

Письмо ь.

Рисуем губы у смайлика

Н А П

Да.

Регулятивные УУД

Целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися).

Планирование (определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий).

Прогнозирование (предвосхищение результата уровня усвоения, его временных характеристик).

Контроль (в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона)

Коррекция (внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта).

Оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения).

X .Самоанализ и рефлексия

Тема: Строчные буквы ь, ъ. Сравнение печатной и письменной букв

Цели: научить пи-сать буквы ь,ъ,учить анализировать и записывать слоги и слова с изученными буквами, списывать сло-ва и вставлять их в пред-ложения по смыслу, упот-реблять заглавную букву при написании имен соб-ственных, проверять на-писанное; разгадывать ребусы; ритмично распо-лагать буквы на строке

Просмотр содержимого документа
«Урок в 1 классе на тему: "Строчные буквы ь, ъ. Сравнение печатной и письменной букв"»

Тема: Строчные буквы ь, ъ. Сравнение печатной и письменной букв

Цели: научить пи­сать буквы ь,ъ,учить анализировать и записывать слоги и слова с изученными буквами, списывать сло­ва и вставлять их в пред­ложения по смыслу, упот­реблять заглавную букву при написании имен соб­ственных, проверять на­писанное; разгадывать ребусы; ритмично распо­лагать буквы на строке

План урока

    Включение в учебную деятельность

    Актуализация знаний

    Постановка целей и определение темы урока

На доске запись:

Сел – съел Обеденный – объеденный

Прочитайте пары слов. Скажите, чем они отличаются между собой?

Назовите букву, которая изменила значение слов левого столбика, и сформулируйте тему сегодняшнего урока.

Физкультминутка для глаз.

    Работа по теме урока

В нашем классе нет обеденного стола, но есть письменный. На нём лежит несколько конвертов с заданиями. Выполним задания, узнаем, что лежит в «разноцветном ящике ящике».

Откроем первый красный конверт .

Здесь разные буквы. Кто найдёт среди них твёрдый знак?

Откроем второй оранжевый конверт.

Произнесите слово съел , составьте его звуковую схему.

Откроем третий жёлтый конверт

Поработайте в прописи (первая и вторая строки)

Откроем четвёртый зелёный конверт (отдохнем)

    Физкультминутка

    Продолжение работы по теме урока

Откроем пятый голубой конверт

В нём слова. Прочитайте. (Слова записаны в тетрадках).

Подъезд, Объявление, Разъезд

Скажите, после каких букв (гласных или согласных) стоит твёрдый знак?

Перед какими буквами стоит твёрдый знак? (е, ё, ю, я)

Прочитайте написанные слова ещё раз и скажите, сливаются при чтении или разделяются согласные и гласные, если между ними есть твёрдый знак?

Если твёрдый знак разделяет согласные и гласные, то как его можно назвать?

Разделительным бывает не только твёрдый знак, но и мягкий. Прочитайте слова

Воробьи, Семья, Вьюга, Варенье, жильё

Какие буквы разделяет мягкий знак?- Перед какими гласными пишется мягкий знак?

Имеется ли разница в произношении согласных, после которых стоят мягкий и твёрдый знак

Откроем шестой синий конверт Работа в прописи. Письмо слов с ъ.

    Рефлексия

Откроем седьмой фиолетовый конверт

Последний конверт. Проверьте себя. Если в слове твёрдый знак хлопните в ладоши один раз, если мягкий знак – топните ногой.

    Подведение итогов урока

Твёрдый знак - не пустяк,
Не пустяк и мягкий знак,
Несмотря на то, что оба
Не читаются никак.
Твёрдый знак суров, сердит –
Буквы он разъединит.

Конвертики на столе кончились. Значит, урок подошел к концу.

А теперь заглянем в разноцветный ящик (в ящике алфавит)

Конспект урока на тему: Буквы Ь и Ъ. (1 класс. Школа России)

Цель урока - познакомить с новой буквой, не обозначающей звука, которая служит для разделительного произношения согласного и гласного звуков, а также для обозначения твердости (мягкости) согласного звука.

Планируемые результаты:

Предметные:

Осознавать разделительную функцию Ь и Ъ.

Демонстрировать умение решать предложенный кроссворд. Выполнять задания в соответствии с указанием учебника и учителя. Иметь навык чтения, понимания прочитанного.

Подготовиться к знакомству с орфограммой “правописание Ь и Ъ”;

Производить звуковой и звукобуквенный анализ слов с Ь и Ъ.

Метапредметные:

Регулятивные УУД.

принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;

оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;

выполнять учебные действия в устной речи и в уме.

проговаривать вслух последовательность производимых действий;

осуществлять действия с учетом выделенных учителем ориентиров действия;

адекватно воспринимать оценку своей работы учителем и одноклассниками;

в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;

осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя;

осуществлять пошаговый контроль по ходу выполнения задания под руководством учителя.

Познавательные УУД.

понимать знаки, символы, модели, приведенные в Азбуке;

понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;

анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков;

осуществлять сравнение, сериацию, классификацию изученных фактов языка с опорой на выделенные учителем критерии;

обобщать (выделять ряд объектов по заданному признаку).

устанавливать причинно- следственные связи в изучаемом круге явлений;

видеть возможное разнообразие способов решения учебной задачи;

воспринимать смысл небольшого текста;

соотносить изучаемый материал с собственным опытом.

Коммуникативные УУД.

иметь представление о возможности существования различных точек зрения, о возможности договариваться, приходить к общему решению;

использовать в общении правила вежливости; адекватно реагировать на обращение учителя.

принимать другое мнение и позицию;

формулировать собственное мнение и позицию;

строить понятные высказывания;

задавать вопросы.

Личностные:

положительное отношение к школе и учебной деятельности;

интерес к занятиям по Азбуке (или к отдельным заданиям);

знание основных моральных норм поведения в новой школьной жизни.

первичных умений оценки работ, ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;

представления о языке как средстве общения, о разнообразии ситуаций общения.

Ход урока

    Организационный момент.

Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Слушаем внимательно,

Работаем старательно! Слайд 1

2.Повторение ранее изученного материала.

Сегодня, ребята, у нас необычный урок. Мы все приглашены во дворец. А кто в нем живет, вы узнаете, отгадав загадку.

Слайд 2

А как же сам дворец называется?


Слайд 2

Каждая буква в алфавите имеет свое место.

А что обозначает каждая буква?

Его не видно.

В руки не взять,

Но зато слышно. (Звук) Слайд 2

Каждая буква в алфавите обозначает звук.

На какие две группы делятся звуки? ( на гласные и согласные)

- Какие звуки мы называем гласными?

Гласные тянутся песенкой звонкой,

Могут заплакать и закричать

В темном лесу звать и аукать

Но не желают свистеть и ворчать. Слайд 3

С помощью чего мы произносим гласные звуки? (с помощью голоса)

Какие звуки мы называем согласными?

А согласные согласны

Шелестеть, шептать, свистеть,

Даже фыркать и скрипеть,

Но не хочется им петь. Слайд 3

Что мы встречаем при произношении этих звуков? (преграды: зубы, губы, язык).

Сейчас я буду показывать букву в алфавите, Вы называть ее звук. (можно использовать веер букв)

Ребята, почему Вы молчали, когда я показывала Вам Ъ и Ь знаки? (не обозначают звуков) Слайд 4

А сейчас мы с вами будем подниматься по лестнице знаний и достанем ключ, который поможет нам открыть двери во дворец. Но на нашем пути будут встречаться препятствия в виде заданий, поэтому надо быть очень внимательным и готовым к трудностям. Итак, вперёд, за ключом!

3. Сообщение темы урока.

Как вы думаете, почему я оставила перед вами Ъ и Ь знаки?

Тема нашего урока: Разделительные Ъ и Ь знаки. Слайд 4

Поставьте задачу урока.

4. Работа над новым материалом.

- Первое препятствие (задание) на нашем пути:

Карточки на партах (работа в парах)

Прочитайте слова

зверь морковь

петь коньки

кисть дельфин

гость гусь

Какую роль играет ь в конце и в середине слова?

Оказывается у ь есть ещё одна роль.

СЕМЯ – СЕМЬЯ Слайд 5

Посмотрите на написание этих слов и скажите, чем они различны?

При произношении слова семья, что мы слышим?

(Слово как будто разрывается).

Для чего нужны нам ъ и ь? (ъ делает согласный твёрдым, а ь –мягким)

Не всегда, ребята, твёрдый знак делает согласный твёрдым, например, в слове съел звук с’мягкий.

ДРУЗЬЯ, УЧЕНЬЕ, ОБЪЕДИНЯЕТ. Слайд 5

А теперь посмотрите внимательно и скажите, разделительные Ь и Ъ знаки стоят между какими звуками. (Согласными и гласными)

з – согл., н – согл., б – согл.

я – гл., е – гл., е – гл.

Чтение с доски:

лью вью семья вьюга чьи

пью шью варенье вьётся

Какой можно сделать вывод о разделительном мягком знаке?

Вывод: Разделительный мягкий знак пишется после согласного и перед гласными Е, Ё, Ю, Я, И.

СЕЛ – СЪЕЛ Слайд 6

В слове съел тоже слышим разрыв.

Чтение с доски:

подъехал съела

съехал съёмка

въехал объяснил

отъехал съюлил

Для того, чтобы показать, что слово здесь как бы разрывается, в этом месте договорились ставить разделительный Ь и Ъ знаки.

Какой можно сделать вывод о разделительном твердом знаке?

Вывод: Разделительный твёрдый знак пишется после согласного и перед гласными Е, Ё, Ю, Я.

Составим звуковую схему слов:

с е м я с е м ь я

Слайд 7

Е, Ё, Ю, Я – это необычные гласные. Почему? (Они образуют двойной звук)

В каких позициях они образуют двойной звук? (В начале слова и после гласной)

Это мы знали. А теперь мы узнали ещё третью позицию после разделительных Ъ и Ь знаков.

Схемы звукобуквенного анализа слов.

ПЬЕРО СЕЛ

ПЕРО СЪЕЛ (выполняются на интерактивной доске)

Физминутка

5. Работа по учебнику.

- Задание (препятствие) 2. Нам нужно выразительно прочитать 2 стихотворения на стр. 75 учебника.

А что значит выразительно?

Прочтите самостоятельно 1 стихотворение. О чем оно? Как оно написано? (по ролям). Встречаются ли в нем слова на изучаемую сегодня тему? Подчеркните карандашом Ъ и Ь знаки в этих словах.

Распределим роли. Приготовимся читать выразительно по ролям.

Прочтите самостоятельно 2 стихотворение. О чем оно? Это стихотворение написано для чтения по ролям? (нет). Встречаются ли в нем слова на изучаемую сегодня тему? Подчеркните карандашом Ъ и Ь знаки в этих словах.

- Задание препятствие 3. Рассмотрите рисунок на стр. 74.

Какое событие изображено на рисунке? (рождение Иисуса Христа)

Послушайте историю о рождении Иисуса Христа

Почему так говорят? (текст на стр. 74)

Физминутка

Задание (препятствие) 4. Составить рассказ по сюжетным картинкам.

Задание (препятствие) 5. Посмотрим, как вы запомнили правописание слов с Ъ и Ь знаками. Разгадаем кроссворд (работа в группах)

6. Итог урока.

Какая тема была сегодняшнего урока?

Какие были поставлены задачи? Мы их выполнили?

Итак, ребята, за то, что мы сегодня хорошо поработали, нам дали ключи. Теперь мы в любое время сможем попасть во дворец под название Алфавит.

7. Рефлексия.

Прикрепите ваши ключики на лесенку успеха.

Здравствуйте, меня зовут Олеся Андреевна. Сегодня урок письма у вас проведу я . Итак проверьте все ли у вас готово к уроку.

Присаживайтесь

Ребята давайте разомнём наши пальчики.
Мы делили апельсин.
Много нас, а он один!
Эта долька для ежа,
Эта долька для чижа,
Эта долька для утят,
Эта долька для котят,
Эта долька для бобра,
Ну, а волку - кожура.

Молодцы мы размяли наши пальчики, а теперь давайте вспомним правила посадки.

Как нужно правильно сидеть при письме?
А как у нас должна лежать пропись?

Молодцы мы с вами все вспомнили, а теперь откроем пропись на стр. 32 и вспомним элементы букв. Какой первый элемент? Как мы будем его писать? В каких буквах он нам встречается? Какой следующий элемент? Как мы будем его писать? В каких буквах он нам встречается?

Следующий элемент? Следующий элемент у нас повторяется, но что вы заметили? Затем какой элемент? Как мы будем его писать? Следующий элемент? После овала какой элемент? и последний? Запишите.

Соберите из этих элементов буквы, запишите. Какие буквы у вас получились?

Ребята у нас есть узор в полосе давайте посмотрим на что похож наш узор? Как расположены капельки? Как мы будем писать капельку?

Ребята, давайте немного отдохнем.

Посмотрите внимательно на страницу прописи, как вы думаете, что мы будем делать сегодня на уроке? Какие буквы нам даны? Чем они отличаются? Давайте запишем первую букву со мной, а остальные самостоятельно. Посмотрите на свои буквы и засветите солнышко над самой красивой, аккуратной буквой.

Какое слово нам дано? Прочитайте. Давайте разберем слово по схеме. Сколько слогов в слове? почему? на какую букву падает ударение? Сколько букв в слове? Сколько звуков? А почему так?

Запишите слово вьюга, какая буква нам встретилась? Для чего она написана? У нас есть еще одно слово, давайте запишем его красиво, аккуратно. Какая буква нам встретилась? Для чего она в слове? Сколько букв в слове, звуков? Почему 5 звуков ведь ь звука не дает? Молодцы

Прочитайте предложение. Запишите предложение ниже слово под словом буква под буквой аккуратно, красиво. Кто записал ручки положили, смотрим на меня. Все записали, молодцы.

Теперь давайте отдохнем.

Раз – на цыпочки подняться.

Надо всем, друзья, размяться.

2 – нагнулись до земли

И не раз, а раза три.

3 – руками помахали.

Наши рученьки устали.

На 4 – руки в боки.

Дружно делаем подскоки.

5 – присели раза два.

6 – за парты нам пора

Продолжаем работать.

По предложение записаны два слова прочитайте их. Чем отличаются эти слова?

Молодцы. Запишите эти слова аккуратно, точно слово под словом.

Прочитайте следующую пару слов. Давайте сравним эти слова. Что у них общего? Чем отличаются?

Запишите эти слова.

А теперь давайте составим предложение с этими словами. Запишем предложение со слайда «Паша съел яблоко»

Прочитайте второе предложение «На семь книг столе», ребята это является предложением? Почему?

Составьте из этих слов предложение, запишите. Молодцы мы с вами хорошо поработали посмотрите внимательно на свои записи и оцените свою работу. Если у вас в прописи все записи сделаны аккуратно красиво нарисуйте внизу страницы солнышко, если есть какие то помарки тучку, а если вы не довольны свое работой вам не нравится как вы написали, нарисуйте тучку с дождем.

Что мы делали на уроке? Какие буквы научились писать?

Закрасьте мягкий знак синим цветом если вам урок понравился, и у вас не было затруднений. А если вам было сложно, и что то не получалось красным цветом

ОТКРЫТЫЙ УРОК В ПЕРВОМ КЛАССЕ

Строчные буквы ь и ъ

Учитель: Магомедова А.А.

Русский язык – 1-ый класс.

Тема: « Строчные буквы ь и ъ «.

Цели: формировать у учащихся представление о том, в каких случаях пишется разделительный твёрдый знак, а в каких – разделительный мягкий знак; совершенствовать навыки чтения; развивать память, внимание, мышление.

Оборудование: учебник, картинки, карточки, алфавит.

План урока:

1)Организационный момент.

2)Актуализация знаний.

3)Новая тема.

4) Физкультминутка.

5)Закрепление.

6)Итог урока.

Ход урока:

1) Организационный момент.

Сегодня у нас необычный урок, на нём присутствуют гости, повернитесь к ним поздоровайтесь кивком головы, улыбнитесь и садитесь.

Я желаю вам успеха!

А теперь давайте узнаем о виновнике сегодняшнего урока. Я прочту стишок, а вы догадайтесь.

Было сели, стало – съели

Догадаться вы сумели.

Почему случилось так?

Кто виновник?- (ъ).

А кто назовёт его брата? (ь).

2) Актуализация знаний.

Игра: «Какие мы». (Я покажу буквы, а вы назовите слова).

А- (аккуратные)

Б- (бодрые).

В-(весёлые).

З(здоровые).

Л-(любознательные).

У-(умные).

Ч-(честные).

Прочитайте с доски пословицу.

«Трудолюбив словно муравей».

Когда так говорят?

Проведём звуковой анализ слова «Муравьи».

Му-равь-и [ МУРАВИ].

Какие буквы в русском языке не обозначают звуков?

Для чего они нам нужны?

Сколько букв в русском языке?

Сколько из них гласных?

Какие гласные дают два звука?

Перед какими гласными пишем Ь и Ъ?

На какие группы делятся согласные?

Прочитайте стихотворение «Хвосты», страница- 76.

Какие значения имеет слово «Хвост»?

Напишите мягкий и твёрдый знаки в прописях на странице – 32.

Работа по карточкам.

3)Новая тема.

а) Что общего у этих слов?

Въезд подъезд

Съезд отъезд.

Напишите слова с ъ и ь знаками в прописях на странице-32.

Прочитайте текст « Правда - всего дороже « на странице – 77. (Азбуки).

б)Каллиграфическая минутка.

Не для школы, а для жизни мы учимся.

Ребята, а зачем мы учимся?

Зачем нам нужны знания?

Запишите пословицу в рабочих тетрадях.

в) Работа над скороговоркой.

У пригорка Егорка,

Объегорил, волка.

4) Физкультминутка.

Раз - подняться, потянуться,

Два – нагнуться, разогнуться,

Три в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре - руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – на место тихо сесть.

5) Закрепление.

Словарно-зрительный диктант.

(Объявить, съездить, объяснить, объединить).

6) Итог урока.

Что вы узнали на уроке?

Понравился ли вам урок?

Какая часть урока вам понравилась больше?

Встаньте те, кто довольны своей работой.

Выучить стихотворение «Зима» наизусть.

(« Азбука», страница- 81).

Как говорится в пословице: « Делу – время, а потехе – час «.

Наш урок подошёл к концу.

Вы все сегодня молодцы!