Самый мощный взрыв на корабле. Неядерная катастрофа в галифаксе


6 декабря «Монблан» направился в порт, откуда в это время выходил норвежский транспорт «Имо». Из-за ошибок в управлении «Имо» протаранил «Монблан» в борт, разбив бочки с бензолом. На фото – «Имо» после крушения
Источник: Canadian Navy Heritage Project


Примерная панорама гавани на современной карте Google


Капитан «Имо» приказал расцепить суда, нос «Имо» вырвался из пробоины, и трение стальных обшивок дало сноп искр, попавший в разлитый бензол. Начался пожар. Экипаж «Монблана» спешно покинул судно. На фото – схема распространения взрывной волны


«Монблан» начал неуправляемый дрейф на пирсы. Горожане не могли знать о грузе судна и, привлеченные зрелищем горящего парохода, десятками высыпали на набережные. На фото – «Монблан» направляется в бухту Галифакса
Источник: Nova Scotia Museum


Спустя полтора часа после столкновения прогремел чудовищный взрыв – сдетонировала укладка грузового трюма, эквивалентная мощности ядерного боеприпаса. «Монблан» исчез во вспышке самого могучего взрыва доатомной эры. На фото – дымный гриб после взрыва

Источник: Bedford Magazine


Облако дыма – фотография сделана сразу после взрыва с расстояния примерно трех миль (4 800 метров)


Улицам Галифакса суждено было обратиться в руины. Подобное могла сделать лишь ковровая бомбардировка, применение ядерного боеприпаса… или простая халатность. Капитан «Имо», виновник трагедии, погиб при взрыве. На фото – панорама города после катастрофы


Школа «Тафт Коув» в нескольких километрах от эпицентра взрыва, разрушенная взрывной волной

Источник: Nova Scotia Archives and Records Management


В радиусе одной мили город был стерт с географической карты. Катастрофа унесла жизни 1963 человек, еще около 2000 – пропали без вести. На фото – разрушенные дома на улице Кэмпбелл-роад

Источник: Nova Scotia Archives and Records Management


В трех школах города погибло более 480 детей. Точное число погибших школьников неизвестно до сих пор, однако есть данные, что выжило всего 11 учеников. На фото – руины школы «Ричмонд»


Канадские военные на разборе завалов

Источник: Nova Scotia Archives and Records Management


Всего было разрушено около 1630 зданий, а 25 000 человек остались без крова. На фото – извлечение тел из-под обломков
Источник: Nova Scotia Archives


Чрезвычайно сильно пострадала промышленная зона, расположенная возле гавани. На фото виден британский крейсер «Хайфлаер», пришедший на помощь городу


В гавани Галифакса стояло множество кораблей, многие из которых погибли или были тяжело повреждены взрывом. На фото – затонувшая у берега «Стелла Мари»

Загруженный практически одной взрывчаткой (тротилом , пироксилином и пикриновой кислотой), столкнулся с норвежским кораблём «Имо ». На судне начался пожар, приведший к взрыву, в результате чего порт и значительная часть города были полностью разрушены. Около 2 тыс. человек погибли под обломками зданий и из-за возникших после взрыва пожаров. Приблизительно 9 тыс. человек получили ранения, 400 человек лишились зрения. Об этом событии в 2003 году был снят художественный фильм «Разрушенный город » . Взрыв в Галифаксе входит в число сильнейших взрывов, устроенных человечеством , этот взрыв считают мощнейшим взрывом доядерной эпохи .

Хронология событий

Вспомогательный транспорт «Монблан» (длина 97,5 м; шир. - 13,6 м; вместимость 3121 ) был построен в 1899 г. в Англии и принадлежал французской судоходной фирме «Компани женераль трансатлантик» (фр. Compagnie Générale Transatlantique ).

Разрушения были ужасны, количество погибших и раненых огромно. Многие раненые замерзли в обломках, так как на следующий день похолодало и начался буран. Многие люди сгорели заживо, так как от разрушенных печей начались массовые пожары, бушевавшие несколько дней.

13 декабря 1917 году в уцелевшем здании городского суда Галифакса началось разбирательство. Оно закончилось 4 февраля 1918 г. Виновными были признаны Ле Медек и местный лоцман Маккей, которые были арестованы. Однако через год с небольшим, после рассмотрения дела Верховным судом Канады, оба были освобождены, и им вернули лицензии судоводителей.

Международный суд, рассматривая иски обеих судоходных компаний, пришёл к выводу, что в столкновении в равной степени виноваты капитан «Имо» (погибший при взрыве) и «Монблана». Однако французское правительство такое решение не признало. Ле Медек продолжал служить в фирме «Компани женераль трансатлантик» до 1922 года. А в 1931 году, в связи с выходом на пенсию, он был награждён орденом Почётного легиона .

Пароход «Имо» во время взрыва был выброшен на мель. В 1918 году его сняли с мели, отремонтировали и переименовали в «Гивернорен». В 1921 году он во время рейса в Антарктику наскочил на камни и затонул.

Последствия

По официальной информации, погибло 1963 человека, пропало без вести около 2 тысяч человек. В трёх городских школах из 500 учеников выжило 11. Северная часть города, район Ричмонд, практически полностью была стёрта с лица земли. Всего в городе было полностью разрушено 1600 зданий, 12 тысяч было сильно повреждено. Общий материальный ущерб от катастрофы составил 35 миллионов канадских долларов .

Экранизация

  • В 2003 году в Канаде был снят мини-сериал «Разрушенный город» , который повествует о событиях в Галифаксе.

Напишите отзыв о статье "Взрыв в Галифаксе"

Примечания

Литература

  • 100 великих кораблекрушений. - М: Вече, 2003. ISBN 5-7838-0548-3
  • И. М. Короткин «Аварии и катастрофы кораблей». - М: Судостроение, 1977
  • Скрягин Л. Н. Как пароход погубил город: Очерки о катастрофах на реках, озёрах и в портах. - М .: Транспорт , 1990. - 272 с. - 125 000 экз. - ISBN 5-277-01037-8 . (обл.)

Отрывок, характеризующий Взрыв в Галифаксе

С лица Наташи не сходила улыбка удовольствия. Она чувствовала себя счастливой и расцветающей под похвалами этой милой графини Безуховой, казавшейся ей прежде такой неприступной и важной дамой, и бывшей теперь такой доброй с нею. Наташе стало весело и она чувствовала себя почти влюбленной в эту такую красивую и такую добродушную женщину. Элен с своей стороны искренно восхищалась Наташей и желала повеселить ее. Анатоль просил ее свести его с Наташей, и для этого она приехала к Ростовым. Мысль свести брата с Наташей забавляла ее.
Несмотря на то, что прежде у нее была досада на Наташу за то, что она в Петербурге отбила у нее Бориса, она теперь и не думала об этом, и всей душой, по своему, желала добра Наташе. Уезжая от Ростовых, она отозвала в сторону свою protegee.
– Вчера брат обедал у меня – мы помирали со смеху – ничего не ест и вздыхает по вас, моя прелесть. Il est fou, mais fou amoureux de vous, ma chere. [Он сходит с ума, но сходит с ума от любви к вам, моя милая.]
Наташа багрово покраснела услыхав эти слова.
– Как краснеет, как краснеет, ma delicieuse! [моя прелесть!] – проговорила Элен. – Непременно приезжайте. Si vous aimez quelqu"un, ma delicieuse, ce n"est pas une raison pour se cloitrer. Si meme vous etes promise, je suis sure que votre рromis aurait desire que vous alliez dans le monde en son absence plutot que de deperir d"ennui. [Из того, что вы любите кого нибудь, моя прелестная, никак не следует жить монашенкой. Даже если вы невеста, я уверена, что ваш жених предпочел бы, чтобы вы в его отсутствии выезжали в свет, чем погибали со скуки.]
«Стало быть она знает, что я невеста, стало быть и oни с мужем, с Пьером, с этим справедливым Пьером, думала Наташа, говорили и смеялись про это. Стало быть это ничего». И опять под влиянием Элен то, что прежде представлялось страшным, показалось простым и естественным. «И она такая grande dame, [важная барыня,] такая милая и так видно всей душой любит меня, думала Наташа. И отчего не веселиться?» думала Наташа, удивленными, широко раскрытыми глазами глядя на Элен.
К обеду вернулась Марья Дмитриевна, молчаливая и серьезная, очевидно понесшая поражение у старого князя. Она была еще слишком взволнована от происшедшего столкновения, чтобы быть в силах спокойно рассказать дело. На вопрос графа она отвечала, что всё хорошо и что она завтра расскажет. Узнав о посещении графини Безуховой и приглашении на вечер, Марья Дмитриевна сказала:
– С Безуховой водиться я не люблю и не посоветую; ну, да уж если обещала, поезжай, рассеешься, – прибавила она, обращаясь к Наташе.

Граф Илья Андреич повез своих девиц к графине Безуховой. На вечере было довольно много народу. Но всё общество было почти незнакомо Наташе. Граф Илья Андреич с неудовольствием заметил, что всё это общество состояло преимущественно из мужчин и дам, известных вольностью обращения. M lle Georges, окруженная молодежью, стояла в углу гостиной. Было несколько французов и между ними Метивье, бывший, со времени приезда Элен, домашним человеком у нее. Граф Илья Андреич решился не садиться за карты, не отходить от дочерей и уехать как только кончится представление Georges.
Анатоль очевидно у двери ожидал входа Ростовых. Он, тотчас же поздоровавшись с графом, подошел к Наташе и пошел за ней. Как только Наташа его увидала, тоже как и в театре, чувство тщеславного удовольствия, что она нравится ему и страха от отсутствия нравственных преград между ею и им, охватило ее. Элен радостно приняла Наташу и громко восхищалась ее красотой и туалетом. Вскоре после их приезда, m lle Georges вышла из комнаты, чтобы одеться. В гостиной стали расстанавливать стулья и усаживаться. Анатоль подвинул Наташе стул и хотел сесть подле, но граф, не спускавший глаз с Наташи, сел подле нее. Анатоль сел сзади.
M lle Georges с оголенными, с ямочками, толстыми руками, в красной шали, надетой на одно плечо, вышла в оставленное для нее пустое пространство между кресел и остановилась в ненатуральной позе. Послышался восторженный шопот. M lle Georges строго и мрачно оглянула публику и начала говорить по французски какие то стихи, где речь шла о ее преступной любви к своему сыну. Она местами возвышала голос, местами шептала, торжественно поднимая голову, местами останавливалась и хрипела, выкатывая глаза.
– Adorable, divin, delicieux! [Восхитительно, божественно, чудесно!] – слышалось со всех сторон. Наташа смотрела на толстую Georges, но ничего не слышала, не видела и не понимала ничего из того, что делалось перед ней; она только чувствовала себя опять вполне безвозвратно в том странном, безумном мире, столь далеком от прежнего, в том мире, в котором нельзя было знать, что хорошо, что дурно, что разумно и что безумно. Позади ее сидел Анатоль, и она, чувствуя его близость, испуганно ждала чего то.
После первого монолога всё общество встало и окружило m lle Georges, выражая ей свой восторг.
– Как она хороша! – сказала Наташа отцу, который вместе с другими встал и сквозь толпу подвигался к актрисе.
– Я не нахожу, глядя на вас, – сказал Анатоль, следуя за Наташей. Он сказал это в такое время, когда она одна могла его слышать. – Вы прелестны… с той минуты, как я увидал вас, я не переставал….
– Пойдем, пойдем, Наташа, – сказал граф, возвращаясь за дочерью. – Как хороша!
Наташа ничего не говоря подошла к отцу и вопросительно удивленными глазами смотрела на него.
После нескольких приемов декламации m lle Georges уехала и графиня Безухая попросила общество в залу.
Граф хотел уехать, но Элен умоляла не испортить ее импровизированный бал. Ростовы остались. Анатоль пригласил Наташу на вальс и во время вальса он, пожимая ее стан и руку, сказал ей, что она ravissante [обворожительна] и что он любит ее. Во время экосеза, который она опять танцовала с Курагиным, когда они остались одни, Анатоль ничего не говорил ей и только смотрел на нее. Наташа была в сомнении, не во сне ли она видела то, что он сказал ей во время вальса. В конце первой фигуры он опять пожал ей руку. Наташа подняла на него испуганные глаза, но такое самоуверенно нежное выражение было в его ласковом взгляде и улыбке, что она не могла глядя на него сказать того, что она имела сказать ему. Она опустила глаза.

Михайлов Андрей 06.12.2014 в 16:00

Шестого декабря 1917 года в гавани канадского Галифакса произошел взрыв, который считают мощнейшим в доядерной эпохе. Шла Первая мировая, но катастрофа случилась вдали от полей сражений Европы, хотя взрывчатку везли именно туда. Только по официальной информации в результате взрыва в Галифаксе погибло 1963 человека, еще столько же формально признаны пропавшими.

12 тысяч зданий в результате взрыва в Галифаксе было сильно повреждено. В трех городских школах из 500 учеников выжили 11. Северная часть города, район Ричмонд, практически полностью исчезла. Общий ущерб составил 35 миллионов канадских долларов по курсу на тот момент .

Приблизительно 9 тысяч человек получили тяжкие ранения, 400 лишились зрения. Всего один взрыв в Галифаксе - и планета в шоке… Конечно, в 1945 году эту трагедию превзошли атомные взрывы в Хиросиме и Нагасаки, но взрыв же в Галифаксе "устроила" исключительно людская безалаберность .

В 2003 году в Голливуде сняли блокбастер об этой трагедии. В фильме "Разрушенный город" фигурируют некие немецкие шпионы (все-таки с Германией в 1917 году шла война), которые якобы и устроили диверсию.

Но серьезные историки на Западе считают, что главным "диверсантом" в Галифаксе 6 декабря 1917 года была преступная небрежность должностных лиц. В англоязычных текстах про взрыв в Галифаксе применительно к его персонажам чаще всего употребляется слово cowardice - малодушие, трусость…

Французский военный корабль "Монблан", загруженный практически одной взрывчаткой (тротилом, пироксилином, бензолом и пикриновой кислотой), пришел в Галифакс из Нью-Йорка, чтобы подождать формирования очередного конвоя через Атлантику и идти в Бордо. Важный нюанс: лишь капитан знал, что загружает на борт, поскольку деревянные ящики и железные бочки были без маркировки....

Около 7 часов утра 6 декабря "Монблан", чей экипаж провел бессонную ночь на внешнем рейде, пошел в порт, откуда в то же время выходил норвежский пароход "Имо". Когда суда сблизились, их капитаны, невыспавшиеся и усталые, засуетились и начали совершать бестолковые маневры. Растерялись оба, не оставив шансов на благополучный исход событий.

"Имо" протаранил правый борт "Монблана", от удара было разбито несколько бочек, и огнеопасный бензол разлился по палубам "Монблана". Норвежцы дали задний ход и, видимо, окончательно утратив самообладание, двинулись прочь, нарушив при этом морской закон - помогать терпящему бедствие. При расцеплении судов трение металла о металл вызвало сноп искр, от которых вспыхнул растекшийся бензол и начался пожар.

Капитан Ле Медек спешно дал команду покинуть судно. Хотя, как отмечают канадские первоисточники, французский экипаж, около 40 человек, и так без всякой команды уже спускал шлюпки. К чести капитана, он все-таки покинул борт последним (и, кстати, при взрыве выжил). Все благополучно добрались на сушу, бросив горящий корабль на произвол судьбы.

Опустевший "Монблан" дрейфовал к берегу и в результате навалился носом на деревянный пирс. Зрелище было пугающее, но привлекло много зевак: они собрались в порту и стояли, глазея на судно. Прошло около двух часов с момента столкновения, и тут напичканный взрывчаткой "Монблан" взлетел на воздух.

Взрывная волна настигла и норвежский "Имо", который не успел отойти слишком далеко. Его выбросило на мель, большинство моряков из команды погибли. Год спустя судно отремонтировали, переименовали в "Гивернорен" и спустили на воду, но его словно преследовал злой рок: в 1921 году во время рейса в Антарктику пароход наскочил на камни и затонул...

Лишь потом, после Второй мировой, историки раскопали накладные, в которых перечислялся взятый "Монбланом" на борт в Нью-Йорке опасный груз - около 4 тысяч тонн взрывчатки, в том числе тротила.

100-килограммовый кусок шпангоута "Монблана" был найден в лесу в 19 километрах от места взрыва. Пожары тушили несколько дней. Как назло, на город обрушились метель и мороз, из-за которых многие оказавшиеся под обломками рухнувших при взрыве зданий люди скончались от переохлаждения.

13 декабря 1917 года в здании городского суда Галифакса (одном из немногих уцелевших) началось разбирательство по делу о взрыве. Через полтора месяца виновными во взрыве в Галифаксе были признаны французский капитан Ле Медек и местный лоцман Маккей. Их арестовали, но через год с небольшим дело пересмотрел Верховный суд Канады, и оба фигуранта не только вышли на волю, но и вернули свои лицензии судоводителей.

Ле Медек продолжал служить в своей морской фирме до 1922 года, а в 1931 году после выхода на пенсию был награжден орденом Почетного легиона. Что интересно, в снятом через 90 лет фильме он предстает чуть ли не героем…

Напоследок - о том, как хранится память о взрыве в Галифаксе на Западе (в частности, о фильме "Разрушенный город", по мотивам которого впоследствии сняли и сериал).

Создатели картины удостоились похвалы за искусное использование спецэффектов для воссоздания взрыва и действия ударной волны. Но почти сразу же после выхода этого блокбастера, задуманного как "почти документальный", потомки жертв трагедии и историки официально возразили против искажений и многочисленных фальсификаций. Например, возмущались добавлением в сюжет заговора с участием "немецких шпионов" (а ведь немцы занимались шпионажем где угодно в Северной Америке, но только не в Галифаксе).

В сериале показано, что самое необходимое жителям разрушенного города поступило лишь с прибытием спасательных поездов из США. Хотя на самом деле канадские власти на протяжении двух суток справлялись сами, насколько это возможно.

И еще любопытнее, что во Франции во время мероприятий, связанных со 100-летием с начала Первой мировой, экипаж парохода "Монблан" фигурировал как "понесший потери во время боевых действий".

Галифакс – административный центр в провинции Новая Шотландия и порт на атлантическом побережье. Узкий пролив отделяет его от Дартмута, расположенного на восточном берегу гавани. В 1917 году вблизи акватории порта проживало 65 000 человек. Город был важнейшим морским портом в годы Первой мировой войны.

6 декабря 1917 года, ускорив ход, чтобы нагнать упущенное время, из городского порта выходил норвежский корабль «Имо», который направлялся с гуманитарным грузом в Бельгию. Тем временем французское судно «Монблан» заплывало в гавань, где формировались конвои для перехода через Атлантику.

Французский корабль шёл из Нью-йоркского порта, где был загружен тротилом, пироксилином, пикриновой кислотой и бензольным топливом.

Ок. 1900 год. Вид на Дартмут через гавань Галифакса.
Фото: Fox Photos.

Кораблям нужно было придерживаться правил, как и в любом другом виде транспортного движения. Капитан «Имо», обнаруживший, что навстречу движется корабль, начал уклоняться в противоположную сторону. Но в середине канала оказался буксир, который заблокировал часть прохода.

Капитан «Монблана» увидел на встречном курсе «Имо», когда корабли находились на расстоянии около полутора километров. Оба капитана сигналили друг другу, отключили двигатели, чтобы сбавить обороты, но инерция несла их навстречу.

Чтобы не посадить на мель полный взрывоопасного груза корабль, капитан «Монблана» свернул ближе к середине канала и оказался на пути встречного корабля. Тем временем капитан «Имо», разворачивая машину, врезался в правый борт «Монблана».

Это был скользящий удар, но его хватило, чтобы опрокинуть и раздавить бочки с бензолом. Горючее быстро воспламенилось от искр, которые возникли при трении корпуса одного судна об другое. На «Монблане» вспыхнул пожар.

Зная о том, что груз может взорваться в любую секунду, экипаж «Монблана» оперативно покинул судно, добравшись до берега Дартмута. Корабль остался дрейфовать и сел на мель возле пирса №6 в Галифаксе.

Жители Галифакса и Дартмута, не слышавшие отчаянные предупреждения бегущих матросов, стекались к окнам, чтобы посмотреть на редкое зрелище – горящий корабль.

Спустя 19 минут после столкновения на «Монблане» раздался взрыв мощностью 2,9 килотонны в тротиловом эквиваленте.

6 декабря 1917 года. Массивное облако дыма поднимается в небо после мощного взрыва.
Фото: Виктор Магнус.

6 декабря 1917 года. Дым поднимается над Галифаксом после взрыва.
Фото: Архивы Новой Шотландии.

Сила взрыва была эквивалентна одной пятой атомной бомбы, сброшенной на Хиросиму. «Монблан» просто исчез. На короткое мгновение показалось дно гавани. Ударная волна снесла практически все строения в радиусе 2,5 километров. По официальным данным, погибло 1963 человека.

Облако дыма поднялось на высоту почти 3700 метров, с неба сыпались горячие металлические осколки. 18-метровая волна отбросила «Имо» в сторону Дартмута.

Люди, которые наблюдали за пожаром, ослепли или погибли от осколков стёкол. В Галифаксе и Дартмуте распространились сотни пожаров. Прибывающий пассажирский поезд был остановлен вне радиуса действия взрыва благодаря железнодорожному диспетчеру, который остался на своём посту, чтобы отправить предупреждение.

В течение трёх часов после взрыва местные власти сформировали комиссию по оказанию помощи в чрезвычайной ситуации из солдат, матросов и горожан, чтобы спасать пострадавших из-под завалов разрушенных зданий и тушить пожары.

На следующий день после взрыва поднявшаяся метель, накрыла город 40-сантиметровым слоем снега, погасив последние пожары. Спасательные операции при сложившихся погодных условиях сорвались.

В результате самого чудовищного взрыва до разработки ядерного оружия погибло 1963 человека, пропало без вести около 2000 человек, ранения получили 9000 человек.

1918 год. Норвежское судно «Имо» откинуто к берегу Дартмута мощной волной, порождённой взрывом на «Монблане».

11 декабря 1917 года. Жители Галифакса разбирают завалы на пятый дней после взрыва.
Фото: Bettmann/CORBIS

11 декабря 1917 года. Жители Галифакса идут через район, полностью уничтоженный взрывной волной.
Фото: CORBIS

11 декабря 1917 года. Сортировочная станция, разрушенная и опустошённая взрывом.
Фото: Bettmann/CORBIS

Декабрь 1917 года. Пивоварня «The Army and Navy Brewery» в руинах.
Фото: Фотоархив Новой Шотландии.

Задержите поезд. В гавани загорелся корабль с боеприпасами и вот-вот взорвётся у пирса №6. Думаю, это моё последнее сообщение. Прощайте, мальчики.
Последнее сообщение железнодорожного диспетчера Патрика Винсента Коулмэна.

Декабрь 1917 года. Американские спасатели перед больницей с пострадавшими в Галифаксе.
Фото: Архив Новой Шотландии.

10 января 1918 года. Разрушенные дома на Кэмпбелл-Роуд.
Фото: Gauvin & Gentzel/Фотоархив Новой Шотландии.

11 декабря 1917 года. Палатки в качестве временного жилища для пострадавших от катастрофы.
Фото: Bettmann/CORBIS.

11 февраля 1918 года. Люди разбирают руины автомобильного завода в Галифаксе.

26 января 1918 года. Монастырь Св. Иосифа с рухнувшей крышей и повреждённой стеной.
Фото: Чарльз Воган/Архивы Новой Шотландии.

Декабрь 1917 года. Женщины в Галифаксе среди развалин на Кэмпбелл-Роуд.
Фото: James & Son/Фотоархив Новой Шотландии.

Декабрь 1917 года. Солдаты на фоне разрушенных домов на Кей-стрит в Галифаксе.
Фото: Архивы Новой Шотландии.

Декабрь 1917 года. Люди в очереди за продовольствием в пункте оказания помощи.
Фото: Натаниэль Н. Морзе/Архивы Новой Шотландии.

5 декабря 1917 г., когда уже близилась к завершению Первая мировая война, стояло на рейде порта Галифакс на атлантическом побережье Канады. Ничего примечательного в этом корабле не было, кроме секретного груза. Десятью днями раньше в Нью-Йорке в трюмы «Монблана» были загружены 2 300 т взрывчатого вещества пикриновой кислоты, 35 т бензола, а также ящики с 200 т тротила и 10 т порохового хлопка. Таким образом, судно представляло собой гигантскую бомбу. Все эти взрывчатые вещества предназначались для военных целей - «Монблан» должен был доставить их во французский порт Бордо.

Французско-норвежская вежливость

Утром 6 декабря 1917 г. «Монблан» получил разрешение войти в порт. Среди многочисленных судов, стоявших на рейде, был и норвежский грузовой пароход «Имо». Около 10 ч утра он снялся с якоря и через пролив Нарроуз направился в открытый океан.

В это же время с противоположной стороны в пролив вошел «Монблан». Его вел местный лоцман Ф. Маккей. Фарватер был крайне сложным: с одной стороны располагались обширные минные заграждения, а с другой - сети, преграждавшие путь германским подводным лодкам. В таких условиях требовалось соблюдать предельную осторожность. Лоцман уверенно руководил судном, не превышая разрешенной скорости в 4 узла.

Оба корабля встретились в самом узком месте пролива. И тут случилось непредвиденное: капитаны «Имо» и «Монблана» не поняли намерений друг друга и начали маневрировать, уступая фарватер один другому. В результате ситуация вышла из-под контроля. Суда неотвратимо сближались, но в конце концов встали параллельно друг другу - правый борт к правому борту. Казалось, опасность столкновения позади. Не тут-то было: «Имо» и «Монблан» дали задний ход, при этом штурвал «норвежца» остался положенным влево. При работающей полным ходом машине нос «Имо» пошел вправо и врезался прямо в корпус французского судна. Удар пришелся в правый борт «Монблана» чуть выше ватерлинии, взлетели снопы искр от соударения стали со сталью. Одновременно из разбитой бочки в трюме хлынул бензол, который мгновенно воспламенился. Огонь тут же перекинулся на соседние бочки и ящики. Имея на борту смертоносный груз, бороться за спасение «Монблана» было бы чистым самоубийством.

Огнедышащий «Монблан»

Капитан «Монблана» Ле Медек приказал развернуть корабль к выходу из пролива, дать полный ход и немедленно спускать шлюпки. Он надеялся, что, набрав скорость, корабль зачерпнет воду через пробоину и пойдет ко дну. Главным сейчас было - отвести «плавучую супербомбу» подальше от города и порта.

Но расчет капитана не оправдался; хуже того - течение начало сносить его к пирсам Ричмонда. К месту происшествия подоспел крейсер «Хайфлайер», который взял на буксир и начал отводить пылающий «Монблан» в океан. В этот момент над транспортным кораблем взметнулся гигантский огненный язык и произошел взрыв чудовищной силы. Считается, что это был самый мощный взрыв за всю историю человечества до создания ядерного оружия.

Все склады, портовые сооружения, фабрики и дома, расположенные на берегах залива, были сметены взрывной волной. Повсюду начались пожары. В общей сложности были полностью разрушены

1 500 зданий и еще столько же сильно пострадали. Число погибших достигло 2 тыс. человек, еще более

2 тыс. пропали без вести, около 10 тыс. получили ранения. Потеряли жилье и все имущество более 25 тыс. жителей Галифакса, Ричмонда и Дартмута.

Взрыв, уничтоживший «Монблан», был настолько силен, что на несколько секунд обнажилось дно залива Норт-Арм. Стальной обломок шпангоута корабля массой около 100 кг позднее был найден в лесу в 12 милях от города. Веретено станового якоря, масса которого более полутонны, перелетело через пролив и оказалось в лесу в 3 км от места взрыва.

Четырехдюймовую пушку, которая была установлена на баке «Монблана», обнаружили с наполовину расплавившимся стволом на дне озера Албро в 2 км за городом Дартмут.

Образовавшаяся после взрыва многометровая волна выбросила на берег как щепки изуродованный до неузнаваемости норвежский «Имо» и стоявший в гавани крейсер «Найоб». Из 150 находившихся в порту судов половина погибла.

К сожалению, в дальнейшем катастрофы, подобные той, что случилась в Галифаксе, повторялись еще не раз. В 1944 г. В индийском порту Бомбей из-за пожара взорвался английский военный транспорт, до отказа нагруженный боеприпасами. Через три года в Техас-Сити на юге США загорелся и взлетел на воздух стоящий у причала французский пароход, в трюмах которого находилось 2 300 т взрывчатого вещества - аммиачной селитры. В итоге - разрушенные порты и жилые дома, тысячи убитых и раненых, десятки тысяч бездомных, миллиардные убытки.