Самые страшные легенды Артека.

Аю-Даг (медведь гора).

Легенда - 1.

Аллах, разгневавшись на людей, освободил от ледяного полярного плена Большого Медведя и заставил его плыть на юг, чтобы покарать непокорных. Медведь был огромен, как гора. Густая шерсть напоминала непроходимый лес, ребра выпячивались, как скалы. Когда он вышел из воды, вода побежала по телу, как горные ручьи. Долго шел Большой Медведь по берегу Крыма, давя своей огромной тяжестью все, что попадало под лапы, бороздя и разгребая землю страшными когтями, все сокрушая на пути. Так дошел он до Партенитской долины, которая поразила его своей красотой, и захотелось ему остаться тут навсегда. Сполз он к морю, стал на колени, погрузил пасть в воду и начал жадно пить. За непослушание проклял Аллах Большого Медведя, и тот сразу же окаменел. Так и стоит он у моря с незапамятных времен.

Легенда - 2.

В отдаленные времена в горах Крыма обитали лишь дикие звери. Много было среди них огромных кровожадных медведей. Хищники уходили далеко за горы, появлялись на равнинах, нападали на живущих там людей. Набрав побольше добычи, опять скрывались в лесных дебрях. На самом берегу моря поселилось стадо огромных зверей. Управлял им вожак - старый и грозный медведь. Однажды возвратились медведи из набега и обнаружили на берегу обломки корабля. Среди этих предметов лежал сверток. Старый вожак развернул его и увидел маленькую девочку. Только она осталась в живых после гибели корабля.

Маленькая девочка стала жить среди медведей. Шли годы, она росла и превратилась в красивую девушку. Старый вожак и все медведи очень любили ее. Девушка громко пела песни, резвясь среди дикой природы, а медведи готовы были с утра до ночи слушать ее чудесный голос.

Однажды хищники отправились в набег на равнину. В их отсутствие недалеко от медвежьего логова, среди купающихся в воде скал прибило к берегу челн с молодым красивым юношей. Еще подростком он был угнан в рабство воинами одного из разбойничьих племен, обитавших на другом берегу моря. Теперь юноша решился на бегство, надеясь вернуться на родину. Буря долго носила его челн по волнам, пока не выбросила на крымский берег. Обессиленный голодом и жаждой, юноша лежал без движения на дне челна. Девушка перенесла юношу в укромное место, напоила и накормила, а челн спрятала и кустах под прибрежной скалой, чтобы медведи ни о чем не догадались. Много раз приносила девушка юноше еду и питье. Юноша рассказывал ей, как живут люди в его родных краях. С интересом слушала девушка, глядя в ясные синие глаза юноши. Она пела для него свои любимые песни. И в эти дни вошла пылкая любовь в сердца обоих. Юноша сказал девушке: "В моем челне хватит места для двоих. Хочешь поплыть со мной на мою родину?" И девушка ответила: "Хочу. Я готова плыть с тобою куда угодно".

Юноша уже окреп, к нему вернулись силы. Он смастерил мачту, сделал парус из звериных шкур. Влюбленные ждали теперь попутного ветра, чтобы покинуть медвежий берег. И вот подул попутный ветер. Юноша и девушка столкнули челн в воду, сели в него. Вот уже между челном и береговыми скалами легла широкая голубая гладь...

Тут задрожала земля под тяжелыми лапами, заколебался воздух от грозного рева. Это вернулись на берег из далекого похода медведи и не обнаружили девушки. Вожак посмотрел на море и понял все. Любовь к юному пришельцу, тяга к людям победили в душе девушки все прошлые привязанности. Навсегда увозит теперь челн любимицу медвежьего племени. Старый медведь яростно взревел. Вне себя от гнева стадо заметалось по берегу, оглашая окрестности громовым ревом. Вожак опустил огромную пасть в голубую влагу и с силой стал втягивать воду. Его примеру последовали остальные. Через некоторое время море стало заметно мелеть. Течение увлекало челн обратно к берегу. Девушка видела: ее возлюбленному не избежать страшной участи, его растерзают медведи. И девушка запела. Как только донесся до зверей ее голос, они подняли головы от воды и заслушались. Лишь старый вожак продолжал свое дело. Еще глубже погрузил он передние лапы и морду в холодные волны. Бурлило море у его пасти, вливаясь в нее широкими потоками. Заклинала в песне девушка все силы земные и небесные стать на защиту ее первой, чистой любви. Умоляла она старого медведя пощадить юношу. И так горяча была мольба девушки, что страшный зверь перестал тянуть в себя воду. Но не захотел он оставлять берега, продолжал лежать, всматриваясь вдаль, где исчезал челн с существом, к которому он привязался.

И лежит старый медведь на берегу уже тысячи лет. Окаменело его могучее тело. Мощные бока превратились в отвесные пропасти, высокая спина стала вершиной горы, достигающей облаков, голова сделалась острой скалой, густая шерсть обратилась в дремучий лес. Старый вожак-медведь стал Медведь-горою.

Адалары - это небольшие скалы в море. Являются достопримечательностью Гурзуфа. Они не высокие около 50 метров. Ранее эти скалы соединялись с горой, но со временем под движением земной коры и разрушением морских волн, они отсоединились и стали самостоятельными двумя объектами. Только под водой видно как они были соединены между собой и скалой. Раньше таких скал было три, одна совсем скрыта под водой сейчас, а осталось на поверхности только две.

Адалары – являются памятниками природы. О них всегда рассказывают экскурсоводы.

Люди конечно и легенды придумали про эти скалы.

Жили два брата красавца, сильные и мудрые правители, досталось им и наследство от верного слуги. Это были два ларца, в них были: костяной жезл а в другом два серебряных крыла. Жизнь у них стала еще интереснее с этими подарками. Решили братья завоевать себе жен двух сестер красавиц, да вместо того, чтобы лаской да любовью их очаровывать, они силой их взяли. Слуга когда подарки дарил наказал строго не использовать их в корыстных целях, а братья не послушались. Решили братья сестрам об этих подарках рассказать, сначала один брат в небо к солнцу полететь решил, привязал коню крылья и взмыли они в небеса, но дрогнула рука брата при услышании голоса старого слуги, повернул коня, испугался.

На другой день второй брат в морскую пучину решил повезти брата и сестер, и не послушал глас старого слуги о предупреждении смерти для всех. Так и погибли они вчетвером в море. Но тела их всплыли на поверхность и превратились в камни и ныне эти скалы зовутся Адаларами…

Самое интересное, что народ то у нас предприимчивый и придумали на одной из скал Адаларов разместить ресторанчик. Как это у них получилось не знаю, но это факт. Я не совсем представляю как это было возможным, ведь диаметр скалы, которая побольше всего 30 метров. Местные жители рассказывают, значит так и было…

Начало 20 века. Ресторан "Венеция" на ближней скале Адалар. Здесь подавались блюда из свежевыловленных морепродуктов. Хозяйка - Прасковья Дмитриевна Тикунова. В то время ближайшая из скал Адалары была более просторной (диаметр 30 м., высота-50). Она вместила в себя и строение самого заведения, и домик хозяйки Прасковьи Дмитриевны Тикуновой (см. фото). Ресторан был уникален. Ведь к скале не было подведено электричество. Не было там и природной пресной воды. Питьевая вода и все продукты доставлялись морем - на лодке. Так же, на лодке, с определённой долей романтики, прибывали сюда и посетители. Говорят, что ресторан был очень популярен. Прасковья Дмитриевна задумала даже подвести к нему подвесную дорогу от Генуэзской скалы, вложив средства в пробивку там тоннеля...

Первая мировая война помешала хозяйке оборудовать подвесную дорогу. Потом революция, события гражданской войны в Крыму. Национализация частной собственности. Словом, к 1927-му году строения на скале уже пустовали. Землетрясение 11-12 сентября 1927 года почти всё разрушило. "Почти" это потому, что и сейчас следы ресторана на скале зримо прослеживаются. Сам ресторанный зал был внутри скалы, в камнях. Развалины его можно и сейчас увидеть. Уже во времена детского лагеря, в середине прошлого века, здесь поработали сейсмологи и археологи, давшие свои заключения и о разрушениях случившегося землетрясения, и о том, что рядом с Адаларами в давние времена терпели крушения торговые корабли (были найдены их фрагменты, остатки керамических сосудов, старинные монеты). Есть мнение также, что тоннель был пробит ещё генуэзцами, а потом, с годами, морские ветра завалили его песком и камнями. Что хозяйка ресторана П. Д. Тикунова не пробивала его, а очищала от завалов камней. Может это и так. По крайней мере, тоннель до сих пор существует. Туда можно попасть из "Кипарисного" лагеря. Вход и обрыв над морем ограждены металлическими решётками (в целях безопасности).

Так же хотели сделать канатную дорогу к скалам, но так эта идея и осталась неосуществленной.

Ученные говорят, что такого рода скалы не долговечны. Не так давно у подножия горы Кошка исчезла одна из небольших скал, так же было замечено исчезновение под водой одной из скал Адаларов. Все связано с оползнями и смещениями горного массива, все таки камни движутся, да еще и люди «помогают», своим строительством домов в неположенных местах и т.д. Так, что нам еще не так долго наблюдать эти две скалы в море, все равно скроются они под водой. Они не так далеко от берега всего то - четверть километра. Так, что к ним свободно подплывают прогулочные катера и лодки полюбоваться этими скалами.

Так же пользуются эти скалы популярностью у дайверов, говорят они не раз находили здесь какие то глиняные изделия, якоря, остатки каких то грузов и другие старинные находки. Наверное здесь были или кораблекрушения или типа небольшого порта, иначе как бы на дне оказались все эти предметы обихода.

Рассказы.

Шаляпинская скала находится в Артеке возле лагеря «Лазурный». Напротив скал-островков Адалар, на берегу возвышается (высота 40 метров) скала Шаляпина. В древности эту скалу знали под названием Футя или еще мыс Ява. Рядом с ней есть еще одна именная скала, которая носит имя Пушкина. Очевидцы свидетельствуют, что великий русский поэт поднимался на эту скалу и оттуда читал стихи. От скалы Шаляпина, а она больше выдается в море, чем скала Пушкина, по обе стороны находятся две превосходные бухточки, где есть дикие пляжи, там поистине отменные места для тех, кто любит подводное плавание. Эту скалу назвали в честь великого русского певца Федора Ивановича Шаляпина. Он многократно посещал Гурзуф и ему очень понравились здешние места. Скалу стали называть Шаляпинской с 1917 года, это случилось после того, как певец приобрел ее у Ольги Соловьевой, она была владелицей курорта Суук-Су. Как-то раз Шаляпин прогуливался с мадам Соловьевой и дочерью Ириной по этим местам и зашли на эту скалу. Певца сразил наповал открывшийся перед ним пейзаж. От увиденного, он пришел в дикий восторг и ему в душу закралась мысль выстроить тут замок искусств для талантливой молодежи. Однако мадам Соловьева была категорически против этой идеи, Шаляпин чего только не предлагал ей взамен, но она оставалась неприступной. Но, как-то в июле 1916 года теплым крымским вечером, сидя у костра среди своих друзей после ухи и бокала хорошего таврического вина, Ф. И. Шаляпина вдруг понесло, он спел несколько песен, и в конце запел свою «Ноченьку» и … сердечко мадам Соловьевой всколыхнулось. Непреклонная миллионерша, владелица курорта Суук-Су до слез растрогалась пением великого баса и уже на следующее утро просто взяла и подарила скалу певцу. Таким образом, великий певец стал владельцем целой скалы. По строительству замка искусств были уже начаты работы, но в 1917 году началась революция, которая и свела на нет все задумки и работы.

История № 2

Что же касается роскошного курорта «Суук-Су», на котором располагался грот Пушкина и скала… У него и на этот счёт возникли свои грандиозные планы – построить на этой скале «замок искусств для талантливой молодёжи». Курорт принадлежал Ольге Михайловне Соловьёвой, вдове известного русского инженера, строителя мостов и железных дорог, Владимира Ильича Березина. Безуспешно уговаривал Шаляпин продать ему полюбившийся участок. Ольга Михайловна резонно возражала:

«А ты, Фёдор Иванович, хотел бы, чтобы посреди твоего имения кто-нибудь выстроил бы дворец или даже избу?».

Но помог случай, о котором также рассказала дочь певца:

«Однажды… решили огромной компанией поехать к рыбакам жарить на кострах кефаль, печь картошку и, вообще,– повеселиться. Зачинательницей и вдохновительницей всей этой затеи была Ольга Михайловна…

Ясное синее небо. А ещё – синее море, каменистый берег, небольшой залив. Рыбаки встретили нас радушно. Устроили стол под корявым деревом. Появилось вино и закуски, привезённые из Суук-Су, а Ольга Михайловна запаслась ещё и целой батареей наилучшего французского шампанского. Рыбаки разводили костёр, а мы, дети, им помогали…

Отец сидел, крепко задумавшись, потом встал и прислонился к дереву. Лунный блик едва освещал его лицо. Вдруг… он запел. Полились грустные, заунывные русские мелодии, рассказывающие о горе-горюшке людском – такие простые, такие глубокие и в то же время щемящие душу…

Я взглянула на Ольгу Михайловну. Она сидела, напряжённо выпрямившись. Смотрела как-то никуда, а может быть, внутренним взором видела она себя в тот момент молодой, где-то там далеко, и по лицу её ручьём катились слёзы, и она их не замечала. Улетая далеко в ушедшее, неведомое и вечное, прозвучала последняя нота. Наступила тишина, в которой была такая насыщенность, как будто души говорили с душами. И вдруг Ольга Михайловна резко поднялась:

«Фёдор Иванович, твоя скала!»

(У Шаляпина было много детей, дочь Марина, 1912гр., умерла в 98 лет)

У подошвы скалы Шаляпина просто фантастические места для загорания, купания и ныряния с маской и аквалангом. Морская вода здесь чистая как слеза и прозрачная, не сравнить с пляжами Ялты, где всегда находятся толпы отдыхающих. Здесь можно половить рыбу, заняться фотосъемкой под водой или же поохотится на морских обитателей. Тут много и мидий и рапанов. Следует запомнить, что много мидий ловить нельзя, а то вам выпишут штраф. В данное время у подножия горы можно увидеть обломки стены, к сожалению это все, что осталось от мечты великого Шаляпина.

Генуэзская крепость (из интернета)

Крепость, построенная византийцами в Гурзуфе, находилась на скале Дженевез-Кая . Место для крепости было выбрано очень удачно. Со скалы полностью просматривается Гурзуфская долина, главная гряда Крымских гор в районе Гурзуфа, перевал Гурзуфское седло . Крепость контролировала гурзуфскую бухту, куда могли пришвартовываться морские суда. Сама крепость находилась в труднодоступном месте, окруженная с трех сторон отвесными скалами. Сейчас на скале Дженевез-Кая расположено белое каскадное здание артековской гостиницы «Скальная», которая хорошо видна со всей гурзуфской набережной. Как раз на том месте, где сейчас находится гостиница, и была построена византийцами крепость. С трех сторон крепостную скалу окружает море, с севера же она примыкает к склону горы Балготур, застроенному домами. Планировка Гурзуфа в старинной, центральной части повторяет расположение улиц и построек средневекового поселения. В 1965–1967 гг. в связи с началом строительства гостиницы «Скальная», на скале Дженевез-Кая были проведены археологические раскопки. В результате исследований было установлено, что крепость в Гурзуфе просуществовала более девяти веков - с VI по XV вв. В истории крепости можно выделить пять периодов. Первый период (VI–VIII вв.), - византийский. Это время постройки крепости и владения ею Византией. В VIII в., после захвата Таврики хазарами, начинается второй, хазарский период, пожалуй, самый мрачный в истории крепости, поскольку хазары полностью разрушили ее, и крепость пролежала в руинах до X в. - того времени, когда хазары ушли из Крыма. Третий период (X–XIV вв.) можно назвать промежуточным (между хазарским и генуэзским). Как показали раскопки, крепость в X в. была восстановлена и до середины XIV в. в ней была резиденция местных феодалов - топархов, под властью которых находилось население Гурзуфской долины. В XIII в. Гурзуф, как и все Южнобережье, вошел в состав княжества Феодоро. Гурзуфская крепость и другие поселения на ЮБК во второй половине XIV в. были захвачены генуэзцами и образовали так называемое «Капитанство Готия», входившее в состав генуэзских колоний в Крыму. С этого периода начинается четвертый, генуэзский, этап истории крепости в Гурзуфе. Он продлился до конца XV в., точнее - до лета 1475 г., когда Крым был захвачен турками-османами, и Гурзуфская крепость была полностью разрушена. После 1475 г. крепость уже никогда не восстанавливалась.

Основной частью крепости являлась цитадель, обнесенная мощными, толщиной до 4 м, стенами из камня на известковом растворе. Здесь, в цитадели, находился основной узел оборонительного комплекса. От основания цитадели отходили стены внешнего оборонительного пояса крепости. Возле ворот, отделяющих цитадель от внешних оборонительных стен, находился донжон - главная башня крепости с помещениями для жилья, арсеналом и запасами продовольствия. Рядом с донжоном располагалось двухэтажное помещение кордегардии - военного караула. Гурзуфская крепость имела метательную артиллерию. Метательные механизмы представляли собой аркабалисты - крепостные самострелы, имеющие длину до 2-х метров. Это был деревянный станок с направляющей для снаряда, в передней части которого располагался большой лук. Снарядами для баллисты служили каменные ядра, диаметр которых доходил до 12 см. Дальность стрельбы из таких баллист доходила до 300 метров. Кроме ядер, камнеметные крепостные механизмы использовались также для стрельбы керамическими сосудами, наполненными мелкой галькой или горящей смолой. При раскопках Гурзуфской крепости были найдены значительные склады каменных ядер и множество небольшой круглой морской гальки. Эта галька служила снарядами для пращи. С приходом генуэзцев появилось огнестрельное оружие, и в крепостной стене были сооружены большие амбразуры для пушек.

Итак, с середины VI по конец XV в. Гурзуфская крепость на скале Дженевез-Кая была одним из наиболее мощных фортификационных сооружений на Южном берегу Крыма. Крепость сплотила вокруг себя все поселения Гурзуфской долины, контролировала перевал Гурзуфское седло (Гурбет-Дере-Богаз) и служила промежуточным пунктом каботажного плавания между Феодосией и Херсонесом.

Хотя Гурзуфская крепость в 1475 г. была разрушена, но еще довольно длительное время эти руины напоминали местным жителям о ее некогда былом могуществе. В XIX в. остатки крепости хорошо выделялись на фоне скалы Дженевез-Кая. Е. Л. Марков так описывает крепостные развалины в конце XIX в. «На самом пике утеса еще высится полуразрушившийся замок, и от него сбегают по неприступному обрыву обломки стен, башенок и лестниц. Это древняя Горзувита…»

Поселения в Гурзуфской долине

Кроме поселения у скалы Дженевез-Кая, в средневековье на территории Гурзуфской долины существовал еще целый ряд поселений. Прежде всего, довольно крупное поселение (около сотни жилых домов) у юго-западного склона Аю-Дага , недалеко от мыса, выступающего в море. Возникло оно в VIII в., а разрушено в XV в., скорее всего при турецком нашествии. Толщина стен домов Аю-Дагского поселения достигала 1 м, что говорит о наличии в домах второго этажа. Там же обнаружены следы двух кузнечных мастерских, где изготовлялись железные якоря и металлические детали корабельной оснастки. Дома строили из местного бутового камня на глине. Защищала поселение стена толщиной около 3 м, игравшая в трудное время роль оборонительной. В хозяйстве преобладали морские промыслы. Значительные средневековые поселения обнаружены также в урочище Гугуш близ Ай-Даниля, на холме в бывшем имении «Суук-Су» (ныне это артековский лагерь «Лазурный») и на юго-восточном склоне горы Балготур. Найдены следы средневековых сооружений и на пути от Гурзуфа до перевала Гурбет-Дере-Богаз - на горе Кобоплу, где в VIII–IX вв. находилось небольшое дозорное укрепление, и на скале Красный камень в поселке Краснокаменка (укрепление Гелин-Кая). Небольшая крепость на Красном камне возникла примерно в XII в. и просуществовала до 1475 г. Особую роль она сыграла в конце XIV - в первой половине XV в., когда развернулась борьба между княжеством Феодоро и генуэзцами за контроль над Южным берегом Крыма. Тогда сложилась как бы двойная цепочка укреплений. Прибрежными укреплениями владели генуэзцы, а укреплениями, расположенными чуть выше (так называемыми исарами), владели феодориты. Крепость феодоритов Гелин-Кая противостояла генуэзской крепости на скале Дженевез-Кая и не давала возможности генуэзцам продвинуться в глубь территории княжества Феодоро. До наших дней на вершине Красного камня сохранились остатки боевой башни укрепления Гелин-Кая.

Афанасий Никитин в Гурзуфе

На этом можно было бы закончить рассказ об античном и средневековом Гурзуфе, но нельзя не упомянуть одно интересное событие. В 1472 г. Гурзуф посетил знаменитый путешественник - тверской купец Афанасий Никитин, который возвращался из длительного путешествия в Индию. Он пробыл в Гурзуфе пять дней, пережидая бурю на море. Свой трудный и опасный путь он описал в «Хождении за три моря». Сейчас одна из улиц Гурзуфа названа именем Афанасия Никитина.

Крымские легенды

У крымского народа много прекрасных сказаний и легенд. Это богатое творчество делается достоянием приехавших в Артек пионеров. Ребята очень любят слушать крымские сказки и легенды, которые им рассказывают вожатые, но еще большее впечатление на них производят встречи с местными народными сказителями и певцами. Это впечатление усиливается благодаря тому, что встречи происходят в поэтическом окружении моря, гор, прибрежных скал, часто являющихся объектами слушаемой легенды, как любимая ребятами легенда о происхождении горы Аю-Даг.

«Порой-угрюмый он и мрачный,

Порой - его прелестен вид,

Когда с закатом дня прозрачной.

Вечерней дымкой он обвит».

(Вяземский.)

Из книги Тюремная энциклопедия автора Кучинский Александр Владимирович

Легенды и мифы К легендам и мифам тюрьмы и зоны относятся всевозможные личности (в основном – воры в законе), события (приезд вора), сами зоны (сверхголод или сверхсытость), амнистия, побеги и многое другое.В частности, якобы на одной лесной зоне умелец соорудил вертолет из

Из книги Инки. Быт. Культура. Религия автора Боден Луи

Из книги Теория военного искусства (сборник) автора Кейрнс Уильям

Из книги Будни отважных автора Семенюта Н.

Люди из легенды По пыльной дороге, вдоль реки Аксаут, двигалась повозка. Гнедой конь тащил за собой тяжелую телегу. Колеса ее сильно скрипели: видно, давно не смазывались. Над головой синело августовское солнце. А справа бурливо шумела река. Ее быстрые потоки, стекавшие с

Из книги Бездна. Повествование, основанное на документах автора Гинзбург Лев Владимирович

По ту сторону легенды В таганрогском гестапо канцелярией - «шрайбштубе» - заведовал молодой зондерфюрер Георг Бауэр. Он прибыл в Таганрог в феврале 1943 года, вскоре после событий на Волге: возвращался из Германии, из отпуска, в полевое гестапо на станцию Чир, но Чир к тому

Из книги Тайна гибели группы Дятлова. Документальное расследование автора Буянов Евгений Вадимович

Рождение легенды 31 марта в 4 часа ночи дежуривший у печки дневальный Мещеряков вышел из палатки за дровами и увидел на небе яркую звезду в сияющем ореоле «огненного шара». Он подал сигнал спавшим поисковикам, которые выскочили наружу и наблюдали, как «звезда» медленно

Из книги Все, что я знаю о Париже автора Агалакова Жанна Леонидовна

Легенды, суеверия БРОНЗОВАЯ СТАТУЯ МИШЕЛЯ МОНТЕНЯ.Писатель и философ эпохи Возрождения сидит, улыбаясь и закинув ногу на ногу. К нему приходят, чтобы… подержать философа за правую туфлю. Есть поверие, что если прикоснуться к ней, загадать желание и произнести «Салют,

Из книги Три цвета знамени. Генералы и комиссары. 1914–1921 автора Иконников-Галицкий Анджей

Легенды и факты Боевой путь Андрея Шкуры в Первой мировой войне рисуется совершенно по-разному в двух группах источников, которые можно назвать так: мифологические и реалистические.Согласно мифологической схеме, сотник Шкура уже в первых боях проявил неслыханную

Из книги Тайна гибели группы Дятлова автора Буянов Евгений Вадимович

Рождение легенды 31 марта в 4 часа ночи Сергей Согрин вышел из палатки и увидел на небе яркую звезду в сияющем ореоле «огненного шара». Он подал сигнал дневальному Мещерякову, а тот – спавшим поисковикам, которые выскочили наружу и наблюдали, как «звезда» медленно

Из книги Природные катастрофы, потрясшие мир автора Жмакин Максим Сергеевич

КРЫМСКИЕ ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЯ История землетрясений в Крыму насчитывает не одну тысячу лет. Самый древний из известных катаклизмов на полуострове случился в 63 г. до н. э. Предполагают, что его упоминал даже древнегреческий историк Геродот. С того времени Крым периодически

Из книги Размышления о личном развитии автора Адизес Ицхак Калдерон

Мир и легенды Во время чтения книги молитв в Дни трепета меня посетили некоторые идеи.Существует связь между словами и, соответственно, концепциями «священного», «целостного» и «мира». Давайте начнем с иврита. В состоянии полного умиротворения вы не занимаетесь

Из книги Вокруг света за 280$. Интернет-бестселлер теперь на книжных полках автора Шанин Валерий

Легенды маори Погода испортилась. Спать под открытым небом я не рискнул и отправился на поиски ночлега. Возле дороги обнаружилась католическая миссия: церковь, школа и еще несколько домов. Свет горел только в школе. Туда я и зашел. И вместо крыши над головой получил совет:

Из книги Записки кладоискателя автора Иванов Валерий Григорьевич

Смоленские легенды Километрах в тридцати от города Вязьма, немного северо-западнее по направлению к Смоленску, находилась простая русская деревня, название которой было связано с лесной чащей. Вокруг действительно были леса. Это - моя Родина. Здесь жили мои предки. Уже

Из книги Современные страсти по древним сокровищам автора Аверков Станислав Иванович

4. Легенды о Ахтубе В своем доме на берегу Ахтубы Михаил Иванович Роданев развернул перед нами атлас. На одной из его страниц мы увидели старинную карту дельты Волги с протокой Ахтубой. Михаил Иванович сказал, что эта карта – копия капты 1614 года. Это первое обозначение

Из книги Легенды Львова. Том 2 автора Винничук Юрий Павлович

Еврейские легенды Честная община О еврейской общине Рудно никто ничего хорошего сказать не мог. Всё, что плохо лежало, рудновские евреи ловко тащили домой. Амбары их были забиты разным хламом.Как-то раввин из Чехии ехал во Львов, и ночь застала его в пути. Вот он и решил

Из книги Легенды Львова. Том 1 автора Винничук Юрий Павлович

Легенды о чудесах

Приезжая в Крым, в Артек, дети попадают в один из интереснейших уголков нашей родины. Здесь есть чем заинтересоваться, есть, что изучить. Природа на каждом шагу раскрывает перед детскими взорами занимательные страницы - историю земли, образования гор и разрушения их, жизнь моря, растительный и животный мир, горные ручьи, водопады. Памятники старины рассказывают им о давнем прошлом - о скифах, византийском и турецком владычестве, о ханстве, о колонизаторской политике царизма, о дворянско-помещичьей России, о российском капитализме.
Крым представляет большой интерес и в историко-революционном отношении - здесь ребятами по-новому перечувствуется героическая эпопея потемкинского восстания и тревожные дни Перекопа. Изучение края - одна из серьезных задач коммунистического воспитания.
В Артеке это достигается прежде всего экскурсиями по побережью Крыма. Все окрестности лагеря тщательно изучаются.
Каждый отряд обязательно побывает на Горном озере, в Мертвой долине, пионеры взберутся к руинам Генуэзской башни, посетят пушкинский домик в Гурзуфе, проедут сквозь Пушкинский грот, поднимутся на вершину Аю-Дага.
Кроме того, на долю каждого отряда выпадает 2 - 5 дальних экскурсий, которые они совершают по морю и автобусами по побережью. Экскурсии по Крыму производят на ребят неизгладимое впечатление.
Достаточно заглянуть в отрядные дневники, чтобы убедиться, какое значение они имеют в развитии детей.
Вот запись, сделанная в отрядном дневнике о посещении крестьянского санатория „Ливадия".
„Мы побывали в бывшем имении последнего русского царя. Осмотрели парк, морскую пристань, дворец. Теперь там отдыхают и лечатся крестьяне. Вот какую жизнь завоевали наши отцы!"

Хорошо забраться на самую вершину Аю-Дага и горнить так громко, чтобы слышал весь лагерь.

Спуск с горы Аю-Даг.

КРЫМСКИЕ ЛЕГЕНДЫ

У крымского народа много прекрасных сказаний и легенд. Это богатое творчество делается достоянием приехавших в Артек пионеров. Ребята очень любят слушать крымские сказки и легенды, которые им рассказывают вожатые, но еще большее впечатление на них производят встречи с местными народными сказителями и певцами. Это впечатление усиливается благодаря тому, что встречи происходят в поэтическом окружении моря, гор, прибрежных скал, часто являющихся объектами слушаемой легенды, как любимая ребятами легенда о происхождении горы Аю-Даг.

Порой-угрюмый он и мрачный,
Порой - его прелестен вид,
Когда с закатом дня прозрачной.
Вечерней дымкой он обвит".

(Вяземский)

ГОРА АЮ-ДАГ

(легенда)

„Давно это было. Крым тогда весь был покрыт густыми лесами. А в этих лесах жили огромные, страшные северные медведи. Теперь таких нет. Самый большой медведь был вожак медвежий «Медведь - серая гора».
Боялись люди медведей и потому не селились в Крыму, а жили в степи. Но медведи приходили к людям каждую весну и брали с них дань хлебом и медом. Забудут люди дань принести - медведи сами к ним идут. Как услышат люди, что медведи идут, так со страху бегут, сломя голову. Медведи за ними. Разве от медведей скроешься. Сядут люди в лодку, поплывут по реке, а медведи выпьют всю воду, лодка-то и сядет на мель. А другой медведь лапой по воде ударит, пойдет вода волною, стукнет лодку о берег. Лодка в щепы,- тут и людям конец. Как бились люди с медведями, - вся земля от людской крови красной становилась.
Один раз весной собирали медведи дань с людей. И случилось тут вот какое чудо: попала самому большому медведю «Медведю - серая гора» девушка в лапы. И то ли он очень сыт был, то ли нашла на него доброта (на самого лютого зверя иногда доброта находит) - только не тронул он девушки. Повелел своим медведям ее в лес отнести. Отнести и построить ей избушку возле моря. Так медведи и сделали - схватили девушку в охапку, отнесли к морю и поселили в избушке. Долго плакала девушка... Потом привыкла к зверям, подружилась с ними, и медведи ее полюбили. Полюбили девушку все звери лесные, а больше всех ее любили птицы, потому что девушка как поест, крошки сметет и птицам бросит. А зимой, когда птицы от студеного ветра мерзли, девушка прижимала их к своей груди и отогревала своим дыханием. Птицы стаями жили около ее избушки, вили гнезда, пели песни.
Иногда девушка начинала петь, тогда птицы смолкали, и все звери слушали ее песню, потому что голос у девушки был, как серебряный колокольчик.
Прослышали про ту девушку храбрые кавказские горцы. И сказал один храбрый горец своим товарищам:
- Ходим мы один на один на медведя, ходим, не боимся, так неужели же побоимся мы крымских медведей и не выручим девушку из беды?
Товарищи его сразу согласились и стали снаряжать корабли. Снарядили, взяли оружие и поплыли в Крым.


Увидели медведи корабли, попрятались, а как бросили горцы якоря, да вышли на берег, кинулись на них медведи.
Долго ли, коротко ли бились горцы с медведями, только вечером, когда взошла луна, на берегу лежала груда раздавленных тел. А медведи облизали кровавые лапы и пошли отдыхать в свои берлоги.
Вдруг одна груда тел зашевелилась и из-под нее вылез весь израненный горец, тот самый, что созвал товарищей, чтобы освободить девушку. Подполз он к морю, обмыл свои раны соленой водой, сел на берег и задумался.
- Все равно не уйти мне от медведей, так хоть перед смертью пойду и разыщу ту девушку, из-за которой погибло столько храбрых горцев.
Пошел горец по лесу. Видит стоит избушка. Постучался. Вышла девушка, увидела горца, вскрикнула: давно она людей не видела - испугалась.
Рассказал ей горец, как бились храбрые горцы с медведями, чтобы ее освободить, и что он один только в живых остался. Взяла девушка горца за руку, ввела к себе в избушку, стала за ним ухаживать, раны его залечивать.
Начал горец поправляться. Рассказал он девушке про людей да про жизнь людскую. И захотелось ей уйти от медведей к людям. Только как уйти?
Узнают медведи, рассердятся - так несдобровать ей. Думала она, думала и придумала:
- Придет весна, пойдут медведи дань с людей собирать, вот мы и убежим.
Пришла весна. Пошли медведи дань собирать. Девушка вышла на крыльцо и захлопала в ладоши. И тотчас из лесу прибежали олени. Запрягла их девушка в повозку и приехала с горцем к морю. Опять девушка захлопала в ладоши - прибежали лисицы-строители, волки-дровосеки, крысы-плотники. Говорит им девушка:
- Сослужите мне службу: выстройте корабль.


Закипела работа. Вот и корабль готов, только мачту поставить осталось. Вдруг слышит девушка страшный рев по лесу идет. Догадалась - это медведи из похода домой спешат. Знать, проведали, что девушка задумала - раньше срока возвращаются.
Испугалась девушка, торопит лис, крыс да волков:
- Скорей, скорей, не то всем нам лютая смерть.
А те и сами спешат. Вот уже и мачта поставлена, и корабль на волнах. И вот девушка с горцем на корабле, и гонит их попутный ветер к берегам Кавказа. Медведи тоже не мешкают, подбежали к морю и давай пить воду, глотают волну за волной. Стало море от берега отходить, стало сохнуть. Вот-вот выпьют медведи все море и сядет на мель корабль. Что делать? Видит девушка над морем чародей летит. Борода на ветру раздувается, ветер волосами играет.
Увидела его девушка и взмолилась:
- Помоги мне, чародей. Чем хочешь отслужу тебе, всю жизнь не забуду. Усмехнулся чародей и говорит:
- Спой мне песню, только такую, какую никогда никому не пела, тогда помогу тебе.
Запела девушка да так, что никогда потом больше не пела.
Понравилась чародею песня и стал он колдовать. И от этого колдовства вот что произошло: «Медведь - серая гора», который глотал своей огромной пастью самые большие волны, вдруг почувствовал, что задние лапы у него стали тяжелые, претяжелые. Хотел он подползти ближе к воде, да не мог. Хотел выгнуть хребет - не гнется. С трудом уже и пасть открывается, хотел волну глотнуть - не может: волна выливается обратно в море. Другие медведи тоже окаменели и остались лежать на берегу моря.
А девушка и горец благополучно добрались до Кавказа. Там они поженились и счастливо прожили до глубокой старости.
А в Крыму с той поры нет медведей-великанов. Только лежит, уткнувшись в море, огромный каменный медведь - гора Аю-Даг".

Автобус остановился на шоссе, пионеры отправились по горной тропинке к скале.

Выезжают отряды обычно на целый день, с собой берут запасы еды. Разводят костры, варят кашу, кипятят чай. Все так вкусно на прогулке!

Традиционная экскурсия в Ялтинский музей краеведения.

Вернуться в «Артек» я мечтала с 1996 года. Для меня, двенадцатилетней школьницы, смена в лагере «Янтарный» стала чем-то невероятным! И прежде всего, потому что я была из тех «белых ворон», о которых еще предстоит услышать.

Я спешно покупаю билет до Симферополя, сажусь в аэроэкспресс и мчу в «Домодедово».

— Алло, Даша? Это Лариса. Как дела?
— Привет, Лариса. Лечу в Крым.
— Тогда есть предложение. А не хочешь ли ты рассказать читателям своих «Тактик и практик» про современный «Артек»?
— Это сейчас шутка такая была? Ты не поверишь, но я только что об этом еду-думаю… как бы так сделать.
— Там колоссальные изменения: реконструкция, подходы к образованию, даже форма… Аккредитоваться очень просто.
— Ради «Артека» хоть в рабство, Ларис.

Через неделю у меня была пресс-аккредитация. Нам с коллегами предстояло встать в 05:30, чтобы к 15:00 быть в «Артеке» на интервью с Юрием Владимировичем Ээльмаа, заместителем директора по образованию МДЦ «Артек». Встречал нас сотрудник пресс-службы Юрий Малышев.

Вопросов было много и все, что хотелось, обсудить не удалось, но основные проблемы мы все-таки прояснили.

Даша Богачкина: Была у вас в 1996 году. Могу сказать, что с той поры часто думала о том, как бы сюда вернуться. Понятно, что за это время многое изменилось, поэтому спрошу: что сейчас происходит в «Артеке»?
Юрий Ээльмаа: Если вы пройдетесь по лагерю, то увидите глобальные и реальные перемены. В первую очередь надо понимать, что «Артек» до 1990 года был отражением советской истории: пионерское движение, Советский Союз – это был очень интересный проект со своими задачами, но эта история закончилась. Сейчас рождается новый «Артек»: он ни в коем случае не отказывается от своей истории, но время прошло, сейчас перед нами стоят совершенно новые образовательные задачи, и поэтому изменения неизбежны. Если говорить про инфраструктурную сторону вопроса, то в прошлом году были реконструированы шесть лагерей. В 2016-м два лагеря были снесены до котлована из-за полной ветхости – это лагеря «Полевой» и «Лесной». Новые корпуса возведены на тех же местах, но изменены в соответствии с современными требования их конструкции. Сейчас они работают уже вторую смену. Этим же летом вводится в строй лагерь «Кипарисный». Всего по факту к сентябрю детей будут принимать девять лагерей, а всего их в «Артеке» будет 11.

Если вы были тут в 1996 году, то, конечно же, увидели разительные изменения. Но и артековцев, которые тут были в 2010-2013 гг., поражают нынешние изменения, они помнят совсем другой «Артек».

Д.Б.: Какие задачи стоят перед Вами на сегодня? Для меня «Артек» был и есть такой своеобразной «историей духа». Чем-то таким, после чего «как раньше» не получается. Мы как будто начинали себя по-другому осознавать…
Ю.Э.: Здесь надо говорить о целеполагании детского лагеря как института. Возникает вопрос: а зачем сегодня нужен лагерь вообще и «Артек», в частности? Сегодня в стране 42 000 лагерей - пришкольных, муниципальных, частных четыре федерального центра - «Артек», «Орленок», «Смена», «Океан». Интересно, что самыми «честными» оказываются коммерческие лагеря: они должны продать свою путевку, внятно донести до родителя, чему научится ребенок в их лагере… Для них качество услуги - это вопрос выживания.

Д.Б.: В чем (на Ваш взгляд) сегодня основная проблема лагерей, если мы не берем во внимание финансовый аспект?
Ю.Э.: Проблема в том, что сегодня лагерь в массовом сознании ассоциируется с решением двух задач: либо это оздоровление детей, либо отдых в своеобразном «Диснейленде». Мы же хотим создать систему, чтобы лагерь стал элементом системы образования. Банальные развлечения во внешкольный период ничем не отличаются от Турции или Египта, и сегодня ни родители, ни дети не хотят просто лежать на солнце и довольствоваться примитивными развлечениями – это не ответ на запросы современных родителей, и, к счастью, в этом они полностью правы. В ситуации множественных дефицитов школы, летний период рассматривается родителями как время получения другого, нешкольного образования. Еще один важный аспект: сегодня один из самых сложных вопросов нашего общества – это субкультура детства, которая после распада СССР была полностью разрушена.
По сравнению с советским временем сегодня практически нет детского кино, детского телевидения, детских движений, каким в свое время была пионерия. Анонсированное «Российское движение школьников» пока только еще создается. Да и слову «Артек» в сознании современных детей еще предстоит дорасти до уровня мечты. Миф о «великом Артеке» остался для людей старше 40, и если раньше ребенок приезжал в «Артек» и видел море впервые, то сегодня это часто не так. Нужны новые основания для величия и новые легенды.

Д.Б.: Например? В «наше» время была легенда про Суук-Су, Аю-Даг и, конечно же, мы все ждали, когда же наступит 2000 год, и откроют ракету с письмами детей 1960 года…
Ю.Э.: Например, сегодня это образ Абсолюта. Любой артековец знает песню:

На горбатом Аю-Даге в вышине,
В абсолютно абсолютной тишине
В старом дереве нашел себе приют
Бородатый и усатый Абсолют.

В прошлом году к 90-летию у нас появился визуальный образ Абсолюта –маленького гномика с рыжей бородой. Он приходит к детям в тихий час и проверяет как они спят. Можно этот образ легендировать, например, описать его приключения, истории жизни. По стилю это такая «успенская» детская литература или помните, были такие популярные детские книжки «Муфта, Полботинка и Моховая Борода»? Вообще насыщенное смыслами место всегда порождает мифологию.

Д.Б.: В Артеке «сносило башню» уже от одной атмосферы… Море, горы, легенды. Какое-то другое общение. Прежде всего, то, что мы все были из разных городов и даже стран. А в чем, на Ваш взгляд, образовательный потенциал «Артека»? Ведь для Международного Детского Центра это один из самых важных вопросов?
Ю.Э.: Для меня на сегодня единственный путь развития системы лагерей – это встраивание ее в систему образования. Важно, чтобы школа понимала, что есть определенные дефициты в плане образования, и что лагерь или детский центр в направлении личностного образования может решить гораздо больше задач. Другой вопрос, что результаты образования в лагере сложно формализуются, и если исчисляются, то, как правило, путем саморефлексии через несколько лет. У детского центра как института есть свое место в системе образования. Это правильно – отправлять ежегодно на три недели ребенка в лагерь, прежде всего для решения его личностных задач.

Что еще важно. У нас в стране всегда были перекосы: сначала был повальный коллективизм, который всем претил, потом мы бросились выращивать лидеров и индивидуалистов, уткнувшихся в гаджет и не видящих никого вокруг. Но мир сегодня слишком сложный, чтобы с его проблемами и задачами справится в одиночку, и сегодня, прежде всего, нужна способность к объединению, коллаборативной деятельности.

Д.Б.: А как быть с современными родителями? Насколько они понимают значение «самостоятельной» жизни ребенка в лагере и вообще значение лагеря как элемента дополнительного образования?
Ю.Э.: Следует объяснять родителям, что не надо ребенка в Турцию, где «все включено», везти, это взрослый отдых. Ехать надо туда, где есть возможность приобрести другие навыки. Такие вещи должны рассматриваться тремя сторонами: государством, социумом и профессиональным образовательным сообществом. И в этом смысле школа должна понимать, что в лагерь ребенок едет за другой компетенцией и, возможно, по возвращении сможет научить своих одноклассников чему-то новому.

Д.Б.: Каким именно направлениям в «Артеке» уделяется большее внимание?
Ю.Э.: В «Артеке» есть два периода: летний, когда школа не работает, и учебный год в классическом понимании. Когда школа работает, наша задача состоит в том, чтобы ребенк за 21 день обучения в рамках смены получил другой образовательный опыт, чтобы состоялось переформатирование его понимания обучения и мира вокруг. Мы начали работать с переформатированием учебного процесса, новый формат мы назвали сетевыми образовательными модулями (СОМ). Это способ организации учебного процесса, в котором объединяются усилия лагеря, в котором ребенок живет, школы, дополнительного образования и тематических партнеров. Например, когда от «Роскосмоса» приезжает настоящий космонавт, проводит урок астрономии, рассказывая при этом историю освоения космоса, да еще эксперименты с ребятами проводит, отвечает на вопросы детей о своем космическом полете, он не просто преподает – он влияет на личность детей. Но нам в этом смысле не хотелось бы жесткой профориентации, мы не навязываем конкретные направления, у нас ребенок сам выбирает то, что ему по душе – от футбола до авиамоделирования.

Д.Б.: Другими словами, сегодня ребенок хочет стать космонавтом, а завтра идет осваивать балетные «па» и ничего не должно мешать?
Ю.Э.: «Артек» – это не летняя школа, не погружение, это история мягкой профилизации, то есть, если к нам приехала группа каратистов, то они поселятся вместе со скрипачами и танцорами, и физиками. В «Артеке» происходит встреча тех, кто часто в обычной жизни даже не имеет представления о существовании друг друга. В этом принципиальное отличие «Артека»: приезжают крутые, но разные. У нас каждый из них переживает успеха и становится звездой – для себя лично и для своего окружения. Один из самых ценных моментов, которые я запомнил – зарисовка с костровой площадки «Морского»: передо мной сидели мальчик и девочка, смотрели выступление юной артистки из их отряда. И тут девочка говорит товарищу с восторгом: «Ты знаешь, а девочка, которая сейчас выступает перед всем лагерем, живет со мной в одной комнате». Она искренне считает выступающую коллегу звездой! Понимаете, «звезды» и «классики» - это не люди в телевизоре или портреты на стене, они живые, тут, рядом, добившиеся успеха сами. В этом возвращение правильного понимания слова «элитарность». Наша задача – обеспечить эту коммуникацию разных.

И еще аспект. Есть дети, которым что-то надо. Книжки читать, физику учить, танцевать, спортом заниматься. Можно их назвать «дети с распахнутыми глазами». В своей среде они часто бывают одиноки на фоне «обыкновенного» большинства. И видят себя белыми воронами. И тут - поездка в «Артек»! Ребенок видит других таких же «не таких». Разных, непонятных. И понимает, что быть «белой вороной» – это нормально! Хорошо петь – нормально, танцевать – нормально, заниматься спортом – это нормально, физику учить – нормально! Что-то хотеть в жизни – это тоже нормально! И они уезжают другими. Этот опыт имеет характер откровения. И в этом смысле «Артек» – это территория «высокой планки как нормы». Нормально, когда дети плачут на разъезде, и если не плачут – значит мы тут плохо поработали. Но обычно плачут.

Д.Б.: А были какие-то истории с «выпускниками»?
Ю.Э.: В прошлом году мы отмечали 90-летие «Артека», у нас случилась уникальная история. В «Артек» приехала вожатая лагеря «Хрустальный» и отряд, который здесь был в 1969 г. Представляете как повлиял на этих людей «Артек», раз они - взрослые люди - спустя столько времени собрались и приехали из разных городов и стран. Через 50 лет!

Д.Б.: Как сегодня в «Артек» попадают дети?
Ю.Э.: Важно понимать, что 95% путевок в «Артек» распределяются бесплатно – за заслуги детей в учебе, творчестве, спорте и общественной жизни. Мы сейчас работаем над новой автоматизированной системой распределения путевок. Пока сильно зависим от управления в регионах: сегодня мы выделяем регионам квоты в соответствии с количеством проживающих там детей, а на местах представители региональной власти эти путевки распределяют. Но из субъектов нам приходит много жалоб от детей и их родителей. Поэтому мы разработали прототип автоматизированной системы, которая будет проводить конкурс на получение путевки максимально объективно, без участия заинтересованных лиц. Теперь ребенок или родитель сможет самостоятельно подать заявку на получение путевки в «Артек», загрузив свое портфолио с достижениями. Потом ИТ-система каждому достижению присвоит определенный вес (в зависимости от уровня соревнования и достигнутого результата) и сформирует список детей, в котором лидерами станут те, у кого максимальный балл. Будет устанавливаться проходной балл, почти как при поступлении в вуз, и лучшие получат путевки. Кстати те, кому не повезло, могут добиваться новых достижений и снова пробовать участвовать в конкурсе на получение путевки. Эта система начнет в штатном режиме действовать в 2017 году.

Также существует система тематических партнеров «Артека», которые имеют квоты на путевки. Внутри своей деятельности они могут этими путевками поощрять талантливых детей, победивших в конкурсах. Мы предоставляем путевки, при этом партнер участвует в развитии лагеря. Например, «Почта России» построила домик, где работает студия соответствующей тематики, Русское Географическое Общество установило арктическую полярную палатку, МЧС помогла нам в создании фермы, а Самарская Аэрокосмическая Академия им. Королева на постоянной основе организовала лабораторию робототехники. Это все программы дополнительного образования.

Лишь 5% путевок распределяются на коммерческой основе – за 10 дней до смены в открытую продажу на сайте поступают невостребованные путевки, если такие, конечно, остаются. Улетают в первые же минуты.

Д.Б.: А были случаи, когда ребенка отправляли в «Артек» против его желания?
Ю.Э.: У нас случались разные истории. Как-то к нам отправили ребенка в наказание. В 2014 году, один богатый папа не взял ребенка в Ниццу, отправил к нам. Как же он был удивлен, когда через полтора месяца ребенок не хотел ехать домой. И такое бывает.

В этот момент заходит сотрудник пресс-службы «Артека» Юрий Малышев:
— Ребята, пора, нас с вами ждет транспорт.

Нам провели экскурсию по «Артеку», мне удалось посмотреть свой отреставрированный «Янтарный». Юрий Малышев рассказал, что сегодня у детей совершенно другие условия проживания, они уже живут не по 12 человек, как раньше, а по шесть.

Душевая и санузел прямо в номерах. Я смотрела и думала, что, конечно, это круто, но кубрики были как-то романтичнее, что ли. Или просто тогда это было «наше» время. Мы сбегали вечером на Аю-Даг смотреть закаты, занимались спортом, писали друг другу письма, а потом месяцами ждали на них ответы… Думали: а что же там, в ракете?

И как мне рассказал Юрий Малышев, в ракете были письма сегодняшним космонавтам, летчикам и про новые технологии, а на 90-летие «Артека» написали новые письма, и они тоже были про космос, новые технологии и покорение неба. Так, может быть, все не так сильно изменилось?