Саййидмухаммад - хаджи абубакаров. Черный август

«Будь мусульманином не только по происхождению, но и по призванию!»

Саййидмухаммад-хаджи Абубакаров

Месяц август занимает особое место в душе каждого дагестанца, каждого мусульманина. В этом месяце происходили события, которые вошли в историю и останутся в новейшей истории Дагестана на века. Некоторые даже прозвали август «черным». Одной из трагедий, произошедших в августе, является та, которая случилась двадцать первого августа 1998 года. При въезде на территорию центральной мечети была взорвана машина муфтия РД, Сайидмухаммада-хаджи Абубакарова, который отправлялся на пятничный намаз. Вместе с ним в машине находились его брат Ахмад-хаджи и водитель Хайдарбек. Все трое скончались на месте. В память о нем мы публикуем отрывок из книги «Наследник имамов».

Сайидмухаммад-хаджи Абубакаров (1959-1998) - председатель Духовного управления мусульман Дагестана, сопредседатель Совета муфтиев России, председатель Совета муфтиев Северного Кавказа, муфтий Дагестана, уроженец селения Цилитль Гумбетовского района. Родился 23 сентября 1959 года.

Школа, детство, институт

Сайидмухаммад с детства выделялся среди сверстников любознательностью и повышенным интересом как к духовным, так и светским наукам. Еще в дошкольном возрасте он выучил арабский алфавит и мог читать и писать на родном языке, используя арабские буквы (ажам).

Увидев в мальчике большие способности, родители отправили Сайидмухаммада еще в пятилетнем возрасте в махачкалинскую среднюю школу №20. Несмотря на трудности того времени, когда преследовалось все религиозное и духовное, родители Сайидмухаммада и Ахмада сделали все возможное, чтобы их дети стали истинными мусульманами не только по происхождению, но и по духу.

Окончив школу, Сайидмухаммад пошел по стопам родителей: отца, доцента кафедры психиатрии Дагестанской медицинской академии, и матери - медработника. В 1975 году, в шестнадцатилетнем возрасте, он по своей инициативе поступил в медицинский институт на факультет стоматологии. Окончив мединститут, в 1980 году три года проработал в Горагорске, по возвращении - в одной из поликлиник Махачкалы, затем занимался частной практикой. Сайидмухаммад в совершенстве владел специальностью, изобрел и пользовался личными методами малой ортопедии, которыми обычно не пользовались в медицинской практике.

Работа в Духовном управлении мусульман Дагестана. Избрание на пост муфтия

С начала 1990-х годов Сайидмухаммад начал принимать активное участие в духовной жизни республики, организовывал различные мероприятия, на митингах представлял интересы мусульман. В 1993 году работал в ДУМД заместителем муфтия. После, в 1994 году, по возвращении с курсов повышения квалификации имамов Дамасского университета «Абу-Нур» (Сирия), ему вновь пришлось взяться за ту же работу. В 1995 году Совет алимов Дагестана поручил ему курировать вопросы взаимодействия Духовного управления со средствами массовой информации. На состоявшемся 26 августа 1996 года расширенном заседании Совета алимов Дагестана работе и. о. муфтия Сайидмухаммада-хаджи Абубакарова была дана высокая оценка. На заседании присутствовали более 60 представителей духовенства из городов и большинства районов Дагестана, среди которых был и председатель Совета алимов Дагестана, ректор Исламского института им. Сайфуллы Кади (Буйнакск) Арсланали-хаджи Гамзатов. Выступившие Хабиб-хаджи Маматханов, Шихабудин Керимов, Абдул-хамид из Белиджи, Абдулатип из Ахты, Абулмуслим Губдалан и другие поддержали его кандидатуру. Затем члены Совета алимов Дагестана единогласно утвердили муфтием Дагестана Сайидмухаммада-хаджи Абубакарова.

Газета «Ас-салам»

С. Абубакаров уделял большое внимание газете Духовного управления «Ас-салам». Была построена и оснащена компьютерами и всем необходимым редакция. С. Абубакаров сделал все возможное, чтобы улучшить профессиональный уровень газеты, отразить в ней деятельность духовенства и посредством ее распространить истинные ценности ислама. Он сам лично проверял и перечитывал материалы всех полос, прежде чем подписать их в печать.

Кроме этого, Сайидмухаммад-хаджи при Духовном управлении мусульман Дагестана создал исламскую видеостудию - для нее была приобретена видеотехника, благодаря которой по сей день еженедельно выходит в эфир телепередача «Мир вашему дому».

Противостояние ваххабизму

В начале 1990-х годов ислам переживал необычайный подъем. После долгого перерыва мусульмане наконец получили возможность открыто исповедовать свою религию. Начали функционировать некогда закрытые мечети, медресе, строились новые мечети, открылись исламские газеты, а многие мусульмане впервые получили возможность поехать в хадж. Но вместе с возрождением ислама и открытием границ в арабские страны возрастала угроза привнесения в нашу республику псевдорелигиозного экстремистского течения под названием «ваххабизм». Духовно-нравственное и социально-экономическое состояние дагестанского общества играло на руку тем ваххабитским миссионерам, которые за деньги вербовали молодых ребят в свои ряды.

Сайидмухаммад-хаджи Абубакаров, работавший в те годы заместителем муфтия Дагестана, понимал, что ваххабиты, прикрываясь маской ислама, преследуют далеко не мирные цели. Именно поэтому, став позже муфтием, он в своих многочисленных выступлениях и интервью обращал внимание СМИ, руководства и общественности Дагестана на опасность, которую несет это псевдорелигиозное течение с крайне экстремистским уклоном.

С. Абубакаров был одним из активных инициаторов принятия Закона Республики Дагестан «О свободе совести, свободе вероисповедания и религиозных объединениях». 30 декабря 1997 года на сессии Народного собрания Республики Дагестан этот закон был принят, но многочисленные поправки Духовного управления и предложения рядовых мусульман, призванные положить заслон распространению этого течения, так и не были внесены в текст, что послужило неполноценному его действию. Сайидмухаммад-хаджи Абубакаров в одном из выступлений говорил: «Ваххабиты, скрываясь под маской ислама, отрицают все, что имеет нравственно-воспитательное значение в ритуалах и обрядах мусульман. Это и отрицание значения мавлидов, зияратов, чтения Корана над усопшими, маджлисов, практики зикра, отрицание истинности суфизма. Они навешивают на мусульман ярлыки «мушрикинов», а ширк - это худшее из куфра. Отрицая все это, они не предлагают ничего лучшего взамен, кроме своих личных умозаключений. Духовных пастырей, святых шейхов, перед которыми мы в долгу за сохранение духовных ценностей в Дагестане, ваххабиты называют «идолами», а их последователей - «идолопоклонниками». Отрицая их, лидеры ваххабитов сами пытаются взять «духовную опеку» над теми, кого удалось ублажить своими речами. Я призываю путем распространения истинного ислама сделать все, чтобы наступил кризис этой идеологии!»

Тогда к нему не прислушались.

В августе 1999 года, ровно через год после гибели Сайидмухаммада-хаджи Абубакарова, когда вооруженные до зубов экстремисты вторглись в мирные села Дагестана со стороны Чечни, дагестанская общественность получила возможность убедиться в почти пророческой сути его речей. Только благодаря патриотизму, крепости веры мусульман, сплоченности дагестанского народа удалось отбить нападение ваххабитов. Но, увы, несколько сотен дагестанских милиционеров, ополченцев, а позже - и российских солдат стали жертвами медлительности и своевременно не принятых мер руководством и общественностью Дагестана против этого течения.

Прошение об отставке

В июне 1998 года Сайидмухаммад-хаджи Абубакаров серьезно заболел. Напряженный, ненормированный рабочий режим негативно сказался на его здоровье. В связи с этим 28 июля 1998 года Сайидмухаммад-хаджи Абубакаров подал прошение на имя руководства Совета алимов Дагестана об освобождении его от занимаемой должности. Но Совет алимов категорически отказал ему в этом, указав на то, что речь может идти только о временном отпуске, тем более что С. Абубакаров проработал на этом посту более двух лет без отпусков и выходных.

Убийство духовного лидера

21 августа 1998 года отныне вписано в историю Дагестана как день чудовищного теракта - убийства духовного лидера мусульман Дагестана, муфтия Сайидмухаммада-хаджи Абубакарова. В тот день Сайидмухаммад-хаджи Абубакаров ехал на пятничный намаз в Джума-мечеть Махачкалы на своей машине, в которой кроме него находились его брат Ахмад-хаджи Абубакаров и водитель Хайдар-хаджи Омаргаджиев. В момент призыва на молитву, когда машина муфтия заезжала во двор мечети, раздался оглушительный взрыв… Взрыв, унесший жизни Сайидмухаммада-хаджи Абубакарова, его брата и водителя. Такого бесчеловечного теракта против духовного лица не знала доселе мировая история! Но это стало возможным в Дагестане - средь бела дня, на глазах у сотен людей был убит лидер мусульман Дагестана. Кому мешал муфтий? Кто и почему совершил этот позорный теракт? Какова была цель данного убийства? На эти вопросы должно было ответить следствие, начавшееся сразу после теракта. Проходят годы, но, несмотря на громогласные обещания правоохранительных органов, убийство лидера мусульман Дагестана, как и многие громкие преступления в нашей республике, не раскрыто. Виновные не найдены и не наказаны. Но общественность Дагестана, мусульмане, соратники и близкие Сайидмухаммада-хаджи Абубакарова ждут раскрытия этого преступления. В 1998 году духовным лидерам республики стоило больших усилий обуздать нарастающее негодование мусульман, особенно молодежи, воспринявших этот чудовищный акт как вызов умме Дагестана. Они сделали все, чтобы не допустить беспорядков и противостояния, в надежде на справедливое правосудие и наказание виновных. В те трагические дни августа 1998 года страшная весть о гибели муфтия эхом пронеслась по всей России. В Махачкалу со всех концов, из районов и высокогорных аулов потянулись траурные процессии, чтобы выразить скорбь и сочувствие родным и близким Сайидмухаммада-хаджи Абубакарова. Также выразить сочувствие приехали муфтии соседних республик, государственные деятели, представители общественности. В адрес Духовного управления мусульман Дагестана поступило большое количество телеграмм со всех концов России и СНГ, а также из многих исламских государств. Сайидмухаммад-хаджи (да смилуется над ним Аллах) был примером истинного мусульманина, который душой болел за народ, за мусульманскую умму и не покладая рук работал во благо уммы. В хадисе сказано: «Тот, кого не заботят дела мусульман - тот не из нас». Дела мусульман больше всего волновали муфтия, и, защищая интересы мусульман, он отдал жизнь. Да не лишит нас Аллах его бараката.

Сайидмухамма́д Хасмухамма́дович Абубака́ров (15 сентября , Цилитль , Гумбетовский район - 21 августа , Махачкала) - муфтий , председатель Духовного управления мусульман Дагестана . Погиб в результате теракта.

Биография

Родился 23 сентября 1959 года в селении Цилитль Гумбетовского района . Ещё будучи в малом возрасте выучил арабский алфавит . Родители, по достоинству оценив способности ребёнка, отдали его в школу когда ему было лишь пять лет. Благодаря занятиям с учителем, нанятым отцом, Сайидмухаммад-хаджи в десятилетнем возрасте в совершенстве овладел таджвидом .

В 1975 году Сайидмухаммад-хаджи поступил на стоматологический факультет , после окончания института 3 года работал по специальности в Горагорске , затем в одной из поликлиник Махачкалы, после этого занимался частной практикой .

С 1993 года являлся заместителем муфтия Духовного управления мусульман Дагестана. В 1993-94 годах учился в сирийском университете «Абу-Нур» .

1 июля 1996 года в связи с болезнью Алихаджи Алиева, являвшегося на тот момент муфтием, Сайидмухаммад-хаджи был назначен исполняющим обязанности муфтия. 26 августа 1996 года Сайидмухаммад-хаджи Абубакаров был единогласно утверждён муфтием Дагестана членами Совета алимов Дагестана .

Гибель

21 августа 1998 года когда Абубакаров на служебной машине ГАЗ-3110 въезжал на территорию центральной мечети Махачкалы для пятничной молитвы, неизвестные преступники взорвали радиоуправляемую бомбу, заложенную на дороге. Вместе с Сайидмухаммадом-хаджи погибли его брат Ахмед и водитель .

Реакция

Память

7 декабря 1998 года улица Чернышевского в Махачкале была переименована в улицу Абубакарова .

22 августа 2003 года в память о пятой годовщине смерти Сайидмухаммада-хаджи в Махачкале прошла научно-практическая конференция «Ислам в современном мире: жизнь и деятельность Сайидмухаммад-хаджи Абубакарова» .

Деятельность

Сайидмухаммад-хаджи был активным борцом с ваххабитами. По его словам, если с ними не бороться, «религиозные фанатики превратят нашу страну в Афганистан» .

Стал одним из инициаторов закона Республики Дагестан «О свободе совести, свободе вероисповедания и религиозных объединениях», принятого 30 декабря 1997 года .

Напишите отзыв о статье "Абубакаров, Сайидмухаммад Хасмухаммадович"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Абубакаров, Сайидмухаммад Хасмухаммадович

– Слава богу, что могу ехать, – сказал князь Андрей, – очень жалею, что ты не можешь.
– Зачем ты это говоришь! – сказала княжна Марья. – Зачем ты это говоришь теперь, когда ты едешь на эту страшную войну и он так стар! M lle Bourienne говорила, что он спрашивал про тебя… – Как только она начала говорить об этом, губы ее задрожали и слезы закапали. Князь Андрей отвернулся от нее и стал ходить по комнате.
– Ах, боже мой! Боже мой! – сказал он. – И как подумаешь, что и кто – какое ничтожество может быть причиной несчастья людей! – сказал он со злобою, испугавшею княжну Марью.
Она поняла, что, говоря про людей, которых он называл ничтожеством, он разумел не только m lle Bourienne, делавшую его несчастие, но и того человека, который погубил его счастие.
– Andre, об одном я прошу, я умоляю тебя, – сказала она, дотрогиваясь до его локтя и сияющими сквозь слезы глазами глядя на него. – Я понимаю тебя (княжна Марья опустила глаза). Не думай, что горе сделали люди. Люди – орудие его. – Она взглянула немного повыше головы князя Андрея тем уверенным, привычным взглядом, с которым смотрят на знакомое место портрета. – Горе послано им, а не людьми. Люди – его орудия, они не виноваты. Ежели тебе кажется, что кто нибудь виноват перед тобой, забудь это и прости. Мы не имеем права наказывать. И ты поймешь счастье прощать.
– Ежели бы я был женщина, я бы это делал, Marie. Это добродетель женщины. Но мужчина не должен и не может забывать и прощать, – сказал он, и, хотя он до этой минуты не думал о Курагине, вся невымещенная злоба вдруг поднялась в его сердце. «Ежели княжна Марья уже уговаривает меня простить, то, значит, давно мне надо было наказать», – подумал он. И, не отвечая более княжне Марье, он стал думать теперь о той радостной, злобной минуте, когда он встретит Курагина, который (он знал) находится в армии.
Княжна Марья умоляла брата подождать еще день, говорила о том, что она знает, как будет несчастлив отец, ежели Андрей уедет, не помирившись с ним; но князь Андрей отвечал, что он, вероятно, скоро приедет опять из армии, что непременно напишет отцу и что теперь чем дольше оставаться, тем больше растравится этот раздор.
– Adieu, Andre! Rappelez vous que les malheurs viennent de Dieu, et que les hommes ne sont jamais coupables, [Прощай, Андрей! Помни, что несчастия происходят от бога и что люди никогда не бывают виноваты.] – были последние слова, которые он слышал от сестры, когда прощался с нею.
«Так это должно быть! – думал князь Андрей, выезжая из аллеи лысогорского дома. – Она, жалкое невинное существо, остается на съедение выжившему из ума старику. Старик чувствует, что виноват, но не может изменить себя. Мальчик мой растет и радуется жизни, в которой он будет таким же, как и все, обманутым или обманывающим. Я еду в армию, зачем? – сам не знаю, и желаю встретить того человека, которого презираю, для того чтобы дать ему случай убить меня и посмеяться надо мной!И прежде были все те же условия жизни, но прежде они все вязались между собой, а теперь все рассыпалось. Одни бессмысленные явления, без всякой связи, одно за другим представлялись князю Андрею.

Князь Андрей приехал в главную квартиру армии в конце июня. Войска первой армии, той, при которой находился государь, были расположены в укрепленном лагере у Дриссы; войска второй армии отступали, стремясь соединиться с первой армией, от которой – как говорили – они были отрезаны большими силами французов. Все были недовольны общим ходом военных дел в русской армии; но об опасности нашествия в русские губернии никто и не думал, никто и не предполагал, чтобы война могла быть перенесена далее западных польских губерний.
Князь Андрей нашел Барклая де Толли, к которому он был назначен, на берегу Дриссы. Так как не было ни одного большого села или местечка в окрестностях лагеря, то все огромное количество генералов и придворных, бывших при армии, располагалось в окружности десяти верст по лучшим домам деревень, по сю и по ту сторону реки. Барклай де Толли стоял в четырех верстах от государя. Он сухо и холодно принял Болконского и сказал своим немецким выговором, что он доложит о нем государю для определения ему назначения, а покамест просит его состоять при его штабе. Анатоля Курагина, которого князь Андрей надеялся найти в армии, не было здесь: он был в Петербурге, и это известие было приятно Болконскому. Интерес центра производящейся огромной войны занял князя Андрея, и он рад был на некоторое время освободиться от раздражения, которое производила в нем мысль о Курагине. В продолжение первых четырех дней, во время которых он не был никуда требуем, князь Андрей объездил весь укрепленный лагерь и с помощью своих знаний и разговоров с сведущими людьми старался составить себе о нем определенное понятие. Но вопрос о том, выгоден или невыгоден этот лагерь, остался нерешенным для князя Андрея. Он уже успел вывести из своего военного опыта то убеждение, что в военном деле ничего не значат самые глубокомысленно обдуманные планы (как он видел это в Аустерлицком походе), что все зависит от того, как отвечают на неожиданные и не могущие быть предвиденными действия неприятеля, что все зависит от того, как и кем ведется все дело. Для того чтобы уяснить себе этот последний вопрос, князь Андрей, пользуясь своим положением и знакомствами, старался вникнуть в характер управления армией, лиц и партий, участвовавших в оном, и вывел для себя следующее понятие о положении дел.

21 августа 1998 года в центре Махачкалы была взорвана машина председателя Духовного управления мусульман Дагестана, муфтия республики Сайидмухаммада-хаджи Абубакарова, в которой, помимо него, также находились его брат Ахмед-хаджи и водитель Хайдар Омаргаджиев.

Теракт произошел на территории Центральной джума-мечети Махачкалы. Совершив пятничную утреннюю молитву, муфтий вышел на улицу и сел в свой служебный автомобиль. Сработала закопанная на дороге радиоуправляемая бомба.

Правоохранительные органы и Союз мусульман России высказались тогда в пользу версии, что убийство муфтия Дагестана совершили представители ваххабизма. Последние назвали духовного лидера республики самым непримиримым борцом с этим течением ислама. Накануне своей гибели муфтий Сайидмухаммад-хаджи Абубакаров принимал участие в расширенном заседании Госсовета, Правительства и Народного Собрания РД. В своей речи он призвал покончить с ваххабизмом.

«В противном случае религиозные фанатики превратят нашу страну в Афганистан», – цитировали муфтия СМИ.

На заседании было принято обращение к жителям республики, в котором отмечалась необходимость решения проблемы религиозного экстремизма мирным путем, в противном случае будет применена сила.
Сергей Степашин – на тот момент глава МВД России – взял расследование убийства Абубакарова под личный контроль. По его поручению в республику вылетела оперативно-следственная бригада во главе с начальником Главного управления уголовного розыска Иваном Храповым .

После убийства Сайидмухаммада-хаджи Абубакарова авторитетные политики и духовные лица дали оценку личности муфтия, называя его гибель настоящей трагедией не только для республики, но и для всей страны.

«Убийство муфтия Дагестана – трагедия для всех мусульман России. В последний раз мы встретились с ним 24 июля (1998 года. – Прим. «МИ» ) на совещании муфтиев в Москве. Абубакаров сказал, что вынужден постоянно менять машины. Значит, уже тогда ему угрожала опасность», – отреагировал на известие об убийстве Абубакарова Равиль Гайнутдин , занимавший тогда пост муфтия Москвы и Центрально-Европейской части России.

22 августа, на следующий день после гибели муфтия, вышло Постановление Госсовета РД №108 «О террористическом акте в отношении председателя Духовного управления мусульман Республики Дагестан, муфтия Дагестана Сайидмухаммада-хаджи Абубакарова» за подписью председателя Магомедали Магомедова .

«Совершено чудовищное преступление, направленное против единства народов Дагестана, мира и стабильности, духовного единения мусульман. За этим террористическим актом стоят политические силы внутри и вне Дагестана, которые хотят любой ценой дестабилизировать обстановку, посеять панику, вызвать неуверенность, втянуть дагестанцев в братоубийственную бойню.

Сайидмухаммад-хаджи Абубакаров был известен в республике и далеко за ее пределами как один из самых авторитетных духовных лидеров Дагестана, Северного Кавказа и России, как ученый, последовательно отстаивавший чистоту ислама, одним из первых проявивший твердость и принципиальность против попыток расколоть единство мусульман, внедрить на территории Дагестана и России идеологию религиозного экстремизма. Он внес большой вклад в укрепление мира и дружбы между людьми разных вероисповеданий и национальностей.

Убийство Сайидмухаммада-хаджи Абубакарова – это очередной вызов, брошенный преступниками дагестанскому обществу, мусульманам Дагестана и всей России», – говорилось в тексте Постановления.

Также документ содержал рекомендации в адрес руководителей Управлений ФСБ и МВД России по республике, прокуратуры и Правительства РД относительно принятия всех необходимых мер для раскрытия преступления, осуждения организаторов и исполнителей террористического акта и увековечения памяти муфтия Сайидмухаммада-хаджи Абубакарова.

Отметим, что организаторы и заказчики этого убийства так и не были найдены. Именем Сайидмухаммада-хаджи Абубакарова названа улица в Махачкале.

Бэла БОЯРОВА