Пять самых тяжелых техногенных катастроф в ссср (6 фото). Обзор судебной практики по дтп Примирение с потерпевшей стороной

13 марта 1961 года произошла Куреневская трагедия - прорыв дамбы в Киеве, в результате которого погибло около 1500 человек. Научно-технический прогресс облегчает человеку жизнь, но и приводит к техногенным авариям. Мы расскажем о пяти самых тяжелых катастрофах в истории СССР.

Куреневская трагедия произошла в Киеве, 13 марта 1961 года. 2 декабря 1952 года было принято решение о создании свалки из строительных отходов в печально известном месте Бабий Яр. Это место перекрывала дамба, которая защищала Куреневский район от сливавшихся отходов с заводов по производству кирпича. 13 марта дамбу прорвало, и грязевая волна высотой в 14 метров понеслась вниз, по улице Телиги. Поток обладал большой силой и смывал все на своем пути: автомобили, трамваи, здания.

Хотя потоп и продолжался всего полтора часа, за это время волна из отходов успела унести жизни сотни людей и нанести катастрофический урон всему городу. Точное количество жертв установить не удалось, но цифра эта близка к 1,5 тысяч человек. Кроме того, было разрушено около 90 зданий, примерно 60 из которых были жилыми.

Известие о катастрофе дошло до населения страны только 16 марта, а в день трагедии властями было принято решение не афишировать произошедшее. Для этого по всему Киеву была отключена международная и междугородняя связь. Позже экспертная комиссия вынесла решение о причинах этой аварии, ими были названы «ошибки в проекте гидроотвалов и дамбы».

РАДИАЦИОННАЯ АВАРИЯ НА ЗАВОДЕ «КРАСНОЕ СОРМОВО»

Радиационная авария на заводе «Красное Сормово», который располагался в Нижнем Новгороде, произошла 18 января 1970 года. Трагедия произошла во время строительства атомной подводной лодки К-320, которая входила в проект «Скат». Когда лодка находилась на стапеле, вдруг включился реактор, который проработал 15 секунд на предельной для него скорости. В результате этого произошло радиационное заражение всего механосборочного цеха.

В момент работы реактора в помещении находилось около 1000 человек, работающих на заводе. Не подозревая о заражении, в тот день многие ушли домой без необходимой медицинской помощи и дезактивационной обработки. Трое из шести пострадавших, доставленных в больницу в Москве, умерли от лучевой болезни. Было принято решение не придавать огласке это происшествие, и со всех, кто остался в живых, были взяты подписки о неразглашении на 25 лет. И только на следующий день после аварии рабочих начали обрабатывать. Ликвидация последствий аварии продолжалась до 24 апреля 1970 года, более тысячи рабочих завода были задействованы в этих работах.

АВАРИЯ НА ЧЕРНОБЫЛЬСКОЙ АЭС

Чернобыльская катастрофа произошла 26 апреля 1986 года на Чернобыльской атомной электростанции. Реактор был полностью разрушен в результате взрыва, и в окружающую среду было выброшено огромное количество радиоактивных веществ. Авария стала самой крупной за всю историю атомной энергетики. Основным поражающим фактором при взрыве стало радиоактивное заражение. Кроме территорий, находящихся в непосредственной близости к взрыву (30 км), пострадала территория Европы. Это произошло из-за того, что облако, образовавшееся от взрыва, разнесло радиоактивные материалы на многие километры от очага. Выпадение радионуклеидов йода и цезия было зафиксировано на территории современной Белоруссии, Украины и Российской Федерации.

В течение трех первых месяцев после аварии погиб 31 человек, при этом за следующие 15 лет от последствий аварии погибло еще от 60 до 80 человек. Более 115 тысяч человек были эвакуированы из 30-километровой зоны поражения. В ликвидации аварии участвовало более 600 тысяч военнослужащих и добровольцев. Ход расследования постоянно менялся. До сих пор точно не установлены причины аварии.

КЫШТЫМСКАЯ АВАРИЯ

Кыштымская авария стала первой техногенной катастрофой в СССР, она случилась 29 сентября 1957 года. Она произошла на заводе «Маяк», который располагался в закрытом военном городе «Челябинск – 40». Название авария получила по наиболее близкому городу Кыштым.

Причиной стал взрыв, который произошел в специальном резервуаре для радиационных отходов. Эта ёмкость представляла собой ровный цилиндр, который был изготовлен из нержавеющей стали. Конструкция емкости представлялась надежной, и никто не ожидал того, что система охлаждения выйдет из строя.

Произошел взрыв, в результате которого в атмосферу было выброшено около 20 миллионов кюри радиоактивных веществ. Около 90 процентов радиации выпало на территорию самого химкомбината «Маяк». К счастью, Челябинск-40 не пострадал. В ходе ликвидации аварии 23 деревни были расселены, а сами дома и домашние животные подверглись уничтожению.

В результате взрыва ни один человек не погиб. Однако служащие, которые выполняли ликвидацию заражения, получили значительную дозу облучения. В операции принимало участие около тысячи человек. Сейчас эта зона носит название Восточно-Уральский радиоактивный след и любая хозяйственная деятельность на этой территории запрещена.

КАТАСТРОФА НА КОСМОДРОМЕ ПЛЕСЕЦК

18 марта 1980 года при подготовке к запуску ракеты-носителя «Восток 2-М» произошел взрыв. Происшествие произошло на космодроме Плесецк. Эта авария привела к большим количествам человеческих жертв: только в непосредственной близости к ракете в момент взрыва находился 141 человек. 44 человека погибло в пожаре, остальные получили ожоги разной степени тяжести и были доставлены в госпиталь, впоследствии четверо из них скончались.

К катастрофе привел тот факт, что при изготовлении фильтров в качестве каталитических материалов была использована перекись водорода. Только благодаря храбрости самих участников этой аварии удалось вынести из пожара множество людей. Ликвидация катастрофы длилась в течение трёх дней.

В будущем ученые отказались от применения перекиси водорода в качестве катализатора, что позволило избежать подобных происшествий.

Аварии, вызванные нарушениями эксплуатации технических объектов, по своим масштабам начали приобретать катастрофический характер уже в 30-х годах XX ст. Влияние этих аварий порой переходит границы государств и охватывает целые регионы. Неблагоприятная экологическая обстановка, вызванная такими авариями, может сохраняться от нескольких дней до столетий. Ликвидация последствий требуетбольших затрат и привлечения многих специалистов.

В зависимости от масштабов, людских потерь и материального ущерба различают промышленные аварии и промышленные катастрофы.

Промышленная авария – повреждения, пожары, разрушения, уничтожение технических устройств или сооружений на промышленном объекте, происшедшие по конструктивным, производственным, технологическим или эксплуатационным причинам, а также по причине случайных и несанкционированных внешних воздействий, следствием которых могут быть человеческие жертвы, ущерб здоровью людей и природной среде, значительные материальные потери.

Промышленная катастрофа – крупная промышленная авария, повлекшая за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей, либо вызвавшая разрушения и уничтожение объектов, материальных ценностей в значительных размерах, а также приведшая к серьезному ущербу окружающей природной среде.

Самые крупные техногенные катастрофы

Авария на Чернобыльской АЭС , произошедшая 26 апреля 1986 г. расценивается как крупнейшая в своём роде за всю историюатомной энергетики, как по предполагаемому количеству погибших и пострадавших от её последствий людей, так и поэкономическомуущербу. В течение первых трех месяцев после аварии погиб 31 человек,отдалённые последствия облучения, выявленные за последующие 15 лет, стали причиной гибели от 60 до 80 человек. 134 человека перенеслилучевую болезньтой или иной степени тяжести, более 115 тыс. человек из 30-километровой зоны были эвакуированы. Для ликвидации последствий были мобилизованы значительные ресурсы,более 600 тыс. человекучаствовали в ликвидации последствий аварии. Вокруг станции была создана беспрецедентная по размеру зона отчуждения.

Авария на АЭС Фукусима-1 - крупнаярадиационная авария, произошедшая11 марта2011 годав результате сильнейшего в истории Японииземлетрясенияи последовавшего за нимцунами. В конце 2012 года уровень радиации на побережье, где находится АЭС «Фукусима-1», превышал норму более чем в сто раз. В этом районе по-прежнему запрещено ловить рыбу.

Бхопальская катастрофа - крупнейшая по числу жертвтехногенная катастрофа, произошедшая в результате аварии на химическом заводеUnion CarbideвиндийскомгородеБхопал3 декабря1984 года, повлёкшая смерть, по крайней мере, 18 тысяч человек, из них 3 тысячи погибли непосредственно в день трагедии, и 15 тысяч - в последующие годы. По различным данным, общее количество пострадавших оценивается в 150-600 тысяч человек.

Непосредственной причиной трагедии стал аварийный выброс паров метилизоцианата, который в заводском резервуаре нагрелся выше температуры кипения (39 °C), что привело к повышению давления и разрыву аварийного клапана. В результате в атмосферу было выброшено около 42 т ядовитых паров. Облако метилизоцианата накрыло близлежащие трущобыи железнодорожный вокзал (находящийся в 2 км от предприятия). Большое число жертв объясняется высокой плотностью населения, несвоевременным информированием населения, нехваткой медперсонала, а также неблагоприятными погодными условиями - облако тяжёлых паров разносилось ветром.

Авария на Саяно-Шушенской ГЭС - индустриальнаятехногенная катастрофа, произошедшая17 августа2009 года. Авария, на данный момент, является крупнейшей в истории катастрофой на гидроэнергетическом объектеРоссиии одной из самых значительных в истории мировойгидроэнергетики.

В результате аварии погибло 75 человек, оборудованию и помещениям станции нанесён серьёзный ущерб. Последствия аварии отразились на экологическойобстановкеакватории, прилегающей кГЭС, на социальной и экономической сферах региона. В результате проведённого расследованияРостехнадзорнепосредственной причиной аварии назвал разрушениешпилеккрепления крышки турбиныгидроагрегата, вызванное дополнительными динамическими нагрузками переменного характера, которому предшествовало образование и развитиеусталостных поврежденийузлов крепления, что привело к срыву крышки и затоплению машинного зала станции.

Взрыв нефтяного танкера Prestige. Произошел 13 ноября 2002 года, в результате чего 77000 тонн горючего ушло в океан, что стало крупнейшим разливом нефтепродуктов в истории Европы. Убытки в ходе работ по устранению нефтяного пятна составили 12 миллиардов долларов.

Взрыв на нефтяной платформе Piper Alpha, который произошел 6 июля 1988 года был признан самой ужасной катастрофой за всю историю нефтедобывающей отрасли. Piper Alpha - единственная в мире сгоревшая нефтедобывающая платформа. В результате утечки газа и последующего взрыва, а также в результате непродуманных и нерешительных действий персонала погибло 167 человек из 226 находившихся в тот момент на платформе.

Столкновение топливной автоцистерны и легкового автомобиля, произошедшее 26 августа 2004 г. на мосту Wiehltal в Германии. Эта катастрофа по масштабности превзошла все известные транспортные катастрофы. Машина, проезжая по мосту на огромной скорости, врезалась в едущий навстречу полный бензовоз, произошёл взрыв, который практически уничтожил мост.

Исследования многочисленных промышленных аварий и катастроф подтверждают тот факт, что масштабы и тяжесть их последствий находятся в прямой зависимости от энергетических потенциалов технологических систем. В соответствии с этим различают следующие виды аварий :

      Транспортные аварии.

      Пожары, взрывы, угрозы взрывов.

      Аварии с выбросом (угрозой выброса) опасных химических веществ (ОХВ).

      Аварии с выбросом (угрозой выброса) радиоактивных веществ (РВ).

      Аварии с выбросом (угрозой выброса) биологически опасных веществ (БОВ).

      Внезапное обрушение зданий, сооружений.

      Аварии на электроэнергетических системах.

      Гидродинамические аварии.

      Аварии на очистных сооружениях (ОС).

      Аварии в коммунальных системах жизнеобеспечения.

Количество аварий во всех сферах производственной деятельности растет в связи с широким использованием новых технологий и материалов, массовым применением опасных веществ в промышленности и сельском хозяйстве. Все чаще аварии принимают катастрофический характер, приводя к уничтожению объектов и тяжелыми экологическими последствиями. Статистические данные говорят о том, что ежегодно около 65% чрезвычайных ситуаций, происходящих в Украине, носят техногенный характер.

Анализ причин аварий и катастроф показывает, что, независимо от производства, в подавляющем большинстве случаев, они имеют одинаковые фазы развития. Обычно аварии предшествует возникновение или накопление дефектов в оборудовании или отклонение от нормального ведения процесса, которые сами по себе не представляют угрозы, но создают предпосылки для аварии. Однако эта фаза очень важна, так как на этой стадии возможно предотвращение аварии. Во второй фазе происходит какое-либо инициирующее событие, обычно неожиданное. Как правило, во второй фазе нет ни времени, ни средств для эффективных действий. Собственно, авария происходит в третьей фазе, как следствие двух предыдущих.

Характер последствий производственных аварий и катастроф зависит от вида аварии (катастрофы), ее масштабов и особенностей предприятия, на котором возникла авария.

В соответствии с «Положением о разработке планов локализации и ликвидации аварийных ситуаций и аварий» утвержденного приказом Комитета понадзору за охраной труда Украины от17.06.1999 N 112 в зависимости от масштаба выделяют три уровня производственных аварий: А, Б и В.

На уровне «А» авария характеризуется развитием аварии в пределах одного производства (цеха, отделения, производственного участка), являющегося структурным подразделением предприятия.

На уровне «Б» авария характеризуется переходом за пределы структурного подразделения и развитием ее в пределах предприятия.

На уровне «В» авария характеризуется развитием и переходом за пределы территории предприятия, возможностью воздействия поражающих факторов аварии на население близлежащих населенных пунктов и другие предприятия (объекты), а также на окружающую среду.

Основными причинами возникновения промышленных аварий и катастроф являются:

Нарушение трудовой и технологической дисциплины на производстве;

Грубые нарушения требований безопасности;

Потеря или ослабление управления безопасностью;

Износ основного технологического оборудования и производственных фондов;

Прекращение научно-исследовательских и проектно-конструкторских работ по совершенствованию систем наблюдения и ликвидации аварий;

Снижение степени воздействия руководителей и специалистов на исполнителей и снижение ответственности на всех уровнях управления;

Ухудшение материально-технического обеспечения качества регламентных работ, износ и разрушение систем противоаварийной защиты;

Уменьшение количественного состава инженерных служб технической безопасности, объемов технической подготовки оперативного ремонтного персонала, снижение производственной квалификации работников;

Просчеты при проектировании и недостаточный уровень современных знаний;

Некачественное строительство или отступление от проекта;

Непродуманное размещение производства.

Наказание виновнику дорожно-транспортного происшествия (ДТП), в результате которого погибли люди, предусматривает специализированная «Уголовного кодекса РФ» от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 30.12.2015). Меру пресечения выбирает суд, принимая во внимание все особенности конкретного дела. Включая отягчающие и смягчающие обстоятельства. Избежать наказания можно только при гибели самого виновника. Или в случае его примирения с близкими родственниками погибшего.

Виноват или нет

Наказание виновника ДТП, в ходе которого погиб один или более человек, последует после того, как проведенное расследование докажет, что смерть стала результатом именно столкновения, а не трагического стечения обстоятельств (например, смерть от сердечного приступа).

  1. Если водитель не превышал разрешенную на данном участке скорость, с помощью автотехнической экспертизы выясняется: имел ли он техническую возможность предотвратить аварию. Если нет, то водитель не подлежит уголовной ответственности по ст.264 УК РФ , и наказывается как нарушитель ст.10.1 Правил дорожного движения (ПДД РФ) , поскольку в любом случае должен был «принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки».
  2. Уголовная ответственность по ст.264 УК РФ наступает, если водитель объективно мог заметить опасность, имел техническую возможность избежать аварии, именно действия водителя повлекли наступившие последствия.
  3. Если суд установит, что летальные последствия наступили не только вследствие нарушения подсудимым ПДД РФ, но и из-за несоблюдения потерпевшим правил (не был пристегнут ремнями безопасности, ехал на мотоцикле без мотошлема и т.д.), это может учитываться судом как смягчающее обстоятельство. За исключением моментов, когда водитель не исполнил свои обязанности по обеспечению безопасности пассажиров (п.2.1.2 ПДД РФ).

Варианты трактовки вины

Если же будет доказано, что у виновника аварии были умышленные намерения причинить вред жертве, то смерть квалифицируется как убийство, совершенное при помощи автомобиля. Наказание предусматривается по статьям Особенной части УК РФ о преступлениях против личности (минимально по ст.105 УК РФ — от 6 до 15 лет тюрьмы).

Однако, чаще гибель людей в ДТП квалифицируют как лишение жизни по неосторожности, когда обвиняемый имел возможность предвидеть последствия, но по преступному легкомыслию или небрежности не предпринял действий, способных предотвратить трагедию. Или предпринял, но недостаточные.

Наказание по статье 264 УК РФ

Наказания за ДТП со смертельным исходом предусматривает ст. 264 УК РФ о нарушении ПДД РФ и эксплуатации транспортных средств (ТС).

1. Если виновный был в состоянии опьянения — он лишается возможности получить условный срок и подлежит более суровому наказанию.

2. Если погиб один человек, виновник наказывается согласно ст.264 п.3 УК РФ :

  • принудительными работами до 4-х лет;
  • либо лишением свободы до 5-и лет;
  • либо лишением свободы от 2-х до 7 лет, если нарушитель находился в состоянии опьянения (ст. 264 п.4 УК РФ).

3. Если в аварии погибли два и более человека (ст.264 п.5 УК РФ)

  • принудительными работами до 5 лет;
  • либо лишением свободы до 7 лет;
  • лишением свободы от 4-х до 9 лет, если виновник аварии был пьян (ст.264 п.6 УК РФ).

4. Во всех случаях виновник смертельной аварии наряду с основным получает дополнительное наказание в виде лишения водительских прав (ВУ) на срок от 6 месяцев до 3-х лет (обозначено в тексте УК РФ формулировкой «лишение права заниматься определенной деятельностью», подробнее в ст. 47 УК РФ).

5. Если обвиняемый был пьян в момент аварии, и до этого уже подвергался административному наказанию или даже был судим за управление автомобилем в пьяном виде, в качестве дополнительного наказания, помимо лишения ВУ на срок до 3-х лет, предусматривается (ст.264.1 УК РФ):

  • штраф 200-300 тысяч рублей (или в размере дохода осужденного за 1-2 года);
  • либо обязательные работы до 480 часов;
  • либо принудительные работы до 2-х лет;
  • либо лишением свободы на срок до 2-х лет.

ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ! Если подсудимый полностью признал вину, и разбирательство проходит в особом порядке, т.е. по упрощенной процедуре без вызова свидетелей, назначенное судом наказание не превышает двух третей от максимального срока наказания, предусмотренного соответствующей статьей УК РФ.

Смягчающие обстоятельства

Смягчающие обстоятельства определяются ст.61 УК РФ

  • беременность;
  • наличие малолетних детей;
  • несовершеннолетие виновного;
  • совершение нарушения в первый раз;
  • положительный водительский стаж;
  • явка с повинной, активное содействие расследованию преступления;
  • оказание медицинской помощи пострадавшему на месте аварии, добровольное возмещение причиненных имущественного ущерба и морального вреда, другие действия по заглаживанию вреда, причиненного потерпевшему.

ВАЖНО! Если сам виновник ДТП погиб, то уголовное дело закрывается по ст. 24 п.4 «Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» от 18.12.2001 N 174-ФЗ, вследствие гибели виновника.

Примирение с потерпевшей стороной

Если суд сочтет, что совершенное преступление относится к категории небольшой или средней степени тяжести, а виновник совершил такое впервые, то появляется шанс, согласно ст. 76 УК РФ , на примирение с потерпевшей стороной.

Погибшему возместить уже ничего не получится. Потерпевшую сторону будут представлять близкие родственники погибшего, опекуны и т.д. Если потерпевшая сторона подаст ходатайство о прекращении дела в связи с примирением, в этом случае возбужденное дело прекращается.

Однако, закрытие уголовного дела за примирением сторон (ст.25 УПК РФ) — право, а не обязанность суда. Суд должен всесторонне изучить

  • общественную опасность содеянного;
  • сведения о личности виновника;
  • оказывалось ли давление на потерпевшего;
  • что было предпринято подсудимым, чтобы загладить причиненный вред и т.д. (п.16 действующей редакции )

НА ЗАМЕТКУ! Полезно помнить о выплатах по ОСАГО, которые семья потерпевшего получит гарантировано, без каких-либо жестов доброй воли со стороны виновника аварии.

Согласно ст. 7 действующей редакции Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» страховщик по полису ОСАГО максимально выплачивает потерпевшим в качестве компенсации причиненного вреда:

  • здоровью или жизни каждого потерпевшего — 500000 рублей;
  • имуществу каждого потерпевшего, 400000 рублей.

Нельзя садиться за руль в состоянии опьянения. Даже если случится непоправимое, и водитель станет виновником смерти другого человека, у него есть шанс не сесть в тюрьму. В обратном случае, избежать тюремного заключения минимум на два года не удастся. Даже при наличии целого списка смягчающих обстоятельств.

По статистике за последние несколько лет количество дорожных происшествий хоть и снижается, но остается на достаточно высоком уровне. Основными являются нарушение правил движения и принятие алкоголя.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

В некоторых ситуациях выяснять виновность того или иного участника движения необходимо через суд, так же как и взыскивать компенсацию полученного ущерба, что привело к наличию множества примеров принятых решений, чему и посвящена данная статья.

Примеры

Итак, рассмотрим какие решения были приняты судом в спорных ситуациях на проезжей части.

Обоюдная вина при ДТП

Обоюдная вина устанавливается правоохранительными органами, если оба участника столкновения нарушили какие-либо правила движения в той или иной степени ставшие причиной аварии.

Обоюдная вина может быть:

Равнозначной 50% на 50%
Неравнозначной например, 25% на 75%

В первом случае ни один участник столкновения не имеет права на получение страхового возмещения, то есть ремонт поврежденного автомобиля производится каждым участником аварии самостоятельно.

Во второй ситуации водитель, менее виновный в столкновении имеет возможность получить страховую компенсацию в сниженной сумме (пропорционально степени виновности).

Именно по этой причине чаще всего водители, которым вменяется обоюдная вина, обращаются в судебные органы.

В начале 2019 года подобное дело рассматривалось Ленинским районным судом города Санкт-Петербурга.

Столкновение между автомобилями А и В произошло 12 марта 2019 года. Для оформления происшествия на место аварии был вызван экипаж ГИБДД.

Сотрудник автоинспекции Иванов А.А вынес постановления:

  • о нарушении водителем автомобиля А скоростного режима ();
  • о нарушении водителем транспортного средства В правил пересечения перекрестков ().

В происшествии установлена обоюдная вина. Однако водитель автомобиля А считает. Что менее виновен в столкновении, так как по вине второго участника аварии был затруднен проезд по перекрестку.

Исковое заявление с копиями документов, составленных сотрудниками автоинспекции, были поданы в суд.

В ходе рассмотрения дела, проведения экспертиз и определения возможностей обеих сторон было выявлено, что водитель автомобиля А в равной степени, как и водитель автомобиля В имел возможность предотвратить столкновение.

Таким образом, суд оставил иск без удовлетворения, то есть вина была признана за обоими водителями в равной степени.

Взыскание морального и материального ущерба

В случае установления виновности водителя автотранспортного средства можно взыскать:

  • материальный вред;
  • моральный вред.

Материальный вред, то есть вред, причиненный имуществу пострадавшей стороны, взыскивается с виновника на основании .

Если у водителя – виновника столкновения есть действующий , то компенсация ущерба будет произведена страховой компанией, с которой заключен соответствующий страховой договор.

Если полис не действителен (например, просрочен) или отсутствует, то ущерб на основании решения суда взыскивается непосредственно с виновника аварии.

Кроме этого виновная в дорожной аварии сторона на основании Гражданского Кодекса (), как владелец источника повышенной опасности (автомобиля) обязан выплатить пострадавшей стороне и моральный вред.

В октябре 2019 года дело о взыскании материального и морального ущерба было рассмотрено районным судом в г. Киров.

Столкновение между транспортными средствами произошло на регулируемом перекрестке. Причиной аварии стало игнорирование сигнала светофора одним из водителей. При проведении расследования оказалось, что у отсутствует автогражданка.

После получения всех документов пострадавший обратился в суд для взыскания компенсации, необходимой для ремонта автомобиля, в размере 123 600 рублей и морального вреда в размере 100 000 рублей .

Основание для компенсации морального ущерба стало медицинское заключение, в котором указывалось, что сильнейший стресс, вызванный ДТП привел к нарушению в работе нервной системы.

Суд, рассмотрев предоставленные документы, постановил:

Бесконтактное происшествие

Под бесконтактным ДТП понимается ситуация, когда столкновение с автомобилем, пешеходом или иным имуществом, принадлежащим третьему лицу, произошло в результате действий водителя, создавшего помеху виновнику аварии.

Например, ситуация может быть следующей:

  • водитель автомобиля 1 поворачивает на право с левой полосы, что создает помеху автомобилю 2;
  • чтобы избежать столкновения водитель автомобиля 2 резко поворачивает вправо и сталкивается с ограждением, пешеходом, киоском и так далее.

Такая авария оформляется исключительно сотрудниками автоинспекции. В документах необходимо указать, что причиной столкновения стали противоправные действия водителя 1 ().

Получить компенсацию от страховой компании в данной ситуации практически невозможно, поэтому в большинстве случаев пострадавшая сторона обращается в суд.

Для проведения корректного расследования и установления виновности необходимо предоставить суду:

  • оформленные правоохранительными органами документы;
  • показания свидетелей;
  • записи с видеорегистраторов или видеокамер.

Как показывает практика, суд достаточно часто признает виновность водителя, создавшего помеху и взыскивает компенсацию полученного ущерба в полном объеме.

Например, в январе 2019 года подобное происшествие было рассмотрено в Волгограде. Водитель автомобиля А, двигавшегося на перекрестке по главной дороге, ушел от столкновения с автомобилем В, который проигнорировал знак «Уступи дорогу» и не пропустил транспортное средство А.

Для избегания столкновения водитель автотранспорта А принял решение перестоится на второю полосу движения, но не рассчитав расстояние и скорость столкнулся с автомобилем С.

Приехавшие на место происшествия сотрудники автоинспекции установили, что виновником столкновения является водитель автомобиля В. однако суд, приняв во внимание запись с видеорегистратора, установленного на автомобиле С, принял решение о виновности водителя машины А и выплате компенсации собственникам обоих пострадавших автомобилей.

Со смертельным исходом

В апреле 2019 года на равнозначном перекрестке в городе Сочи произошло ДТП, в результате которого погиб пассажир одного из автомобилей – участников столкновения.

При рассмотрении обстоятельств случившегося была установлена вина водителя автомобиля А, который существенно превысил установленную на данном участке дороги скорость.

По страховому полису ОСАГО сын погибшего получил страховую выплату в размере 500 000 рублей . Однако через неделю после смерти отца попал в больницу с диагнозом сильнейшее нервное расстройство.

Медицинская помощь была оказана в полном объеме. Для получения компенсации с виновника сын погибшего обратился в суд, предоставив все документы.

Суд постановил:

С животными

Нередко аварии на загородных участках трассы происходят по причине столкновения с животными.

Данный случай не является страховым по полисам ОСАГО, то есть получить денежные средства на ремонт авто со страховой компании не получится.

Для этого необходимо подать на виновника в суд. Подобный случай недавно произошел в Костроме.

ДТП между автомобилями произошло по вине водителя А, который нарушил правила проезда перекрестков. В ходе выяснения обстоятельств случившегося обнаружилось в момент столкновения водитель – виновник аварии был пьян, что позволяет страховой организации воспользоваться правом на суброгацию.

Пострадавшей стороне была выплачена компенсации в размере 320 000 рублей, что доказывается документами и показания получателя.

Суд постановил:

  • взыскать затраченные страховой компанией средства в полном объеме;
  • получить с виновника ДТП сумму в размере 4 850 рублей , которая была потрачена страховой компанией на ведение дела о дорожной аварии;
  • лишить водителя прав на срок 1 год 6 месяцев;
  • взыскать в пользу государства штраф в размере 30 000 рублей (по статье 12.8 КоАП).

По вине дорожных служб

Если причиной дорожного происшествия стало плохое дорожное покрытие, отсутствие предупреждающих знаков о проведении ремонт работ и так далее, то взыскать средства на ремонт автомобиля можно с дорожной службы, которая обслуживает (ремонтирует) данный участок проезжей части.

Аналогичное было рассмотрено в Ярославле. Водитель легкового автомобиля попал в яму, которая по габаритным размерам превышала установленные нормы.

В результате были получены следующие повреждения:

  • пробито колесо;
  • поврежден передний бампер;
  • потекла стояка стабилизатора.

Сумма для ремонта, определенная результатом независимой экспертизы составила 54 000 рублей .

Собственником автомобиля было подано заявление в суд, который, рассмотрев дело, постановил взыскать всю сумму ущерба с дорожной службы, которая во время не провела ремонт дороги и не установила ограждения на опасном участке.

Повреждение груза

В результате ДТП ущерб может быть причине не только транспортным средствам и людям) водителям, пассажирам, пешеходам, третьим лицам), но и перевозимому грузу.

При повреждении груза так же можно рассчитывать на получение компенсации с виновника аварии, так как страховой полис ОСАГО таких расходов не покрывает.

В октябре 2019 года в Саратове в результате ДТП пострадал автомобиль А, который использовался интернет магазином для развозки заказов. По данным ГИБДД виновником аварии был признан водитель автомобиля Б.

Поскольку у обоих участников ДТП были действующие автогражданки, то ремонт автомобиля А был произведен за счет средств страховой компании.

Однако владелец интернет магазина обратился в суд с иском о взыскании с виновной стороны суммы в 278 000 рублей за повреждение товаров.

Суд удовлетворил иск пострадавшей стороны.

Утраченный заработок

Кроме морального и материального вреда с виновника аварии в некоторых ситуациях можно взыскать сумму утраченного заработка.

Например, после ДТП, произошедшего в Ульяновске, водитель пострадавшего автомобиля вынужден был проходить лечение в стационаре в течение 3 месяцев. Кроме этого пострадавшему требовался курс реабилитации в санатории.

Обратившись в суд после полного выздоровления, пострадавший сумел взыскать с виновника происшествия:

Автомобиль был восстановлен за счет страховой компании.

На переезде

Достаточно большое количество аварий ежегодно происходит на железнодорожном переезде.

Недавно подобная авария произошла в Свердловской области. Водитель грузового автомобиля, проигнорировав запрещающий сигнал светофора и закрывающийся шлагбаум, столкнулся с локомотивом, производившим маневренные работы на перегоне.

Для взыскания компенсации ущерба владелец локомотива обратился в суд, который полностью признал вину водителя и обязал оплатить ремонт поврежденного имущества.

Из-за гололёда

Нередко ДТП на проезжей части случаются в темное время суток, например, ДТП с выключенными фарами и при условии гололеда. Кто виновен в ситуации, если на дороге гололед и с кого необходимо взыскивать компенсацию ущерба.

Судебная практика по данным делам неоднозначна. Например, водитель автомобиля, ставшего виновником ДТП в Курске нарушил скоростной режим, что привело к столкновению с другим автомобилем.

Виновник аварии обратился в суд с иском к дорожной службе, не обработавшей дорогу. Однако суд постановил, что вины дорожников нет, так как водителем неправильно выбран скоростной режим в условиях гололедицы.

Кроме этого на участке дороги был установлен предупреждающий об опасности знак.

По вине пешехода

Достаточно часто виновниками ДТП становятся пешеходы, которые переходят дорогу в неположенном месте или игнорируют сигналы светофора.

В этой ситуации компенсация вреда может быть выплачена по полисам КАСКО или ОСАГО. Однако полученных средств может быть недостаточно.

В случае с КАСКО возможно взыскание франшизы с виновника ДТП. Аналогичное дело было рассмотрено в марте в одном из районных судов Москвы.

Автомобиль сбил пешехода, переходившего проезжую часть в неположенном месте, на основании чего и была установлена виновность пешехода.

Ремонт поврежденного автомобиля был произведен по КАСКО, однако страховой договор был заключен с условием франшизы в размере 30 000 рублей . Именно эта сумма и была взыскана судом с пешехода.

В случае получения компенсационной никаких проблем у водителя автотранспорта не возникает, но страховая компания имеет возможность покрыть ущерб за счет пешехода, признанного виновным в столкновении.

Для этого автостраховщику необходимо обратиться в суд, что и было сделано в ноябре 2019 года в Краснодаре.

Сотрудниками ГИБДД, оформившими наезд на пешехода, была установлена виновность последнего, так как он переходил дорогу на красный сигнал светофора.

В результате аварии автомобилем получены повреждения, для устранения которых требовалось 34 000 рублей .

Страховая компания восстановила авто за счет собственных средств, но затем обратилась в суд для взыскания ущерба с пешехода, который удовлетворил предъявленные требования в полном объеме.

ВЫСТУПЛЕНИЕ ПО РАДИО ЗАМЕСТИТЕЛЯ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ СОВЕТА НАРОДНЫХ КОМИССАРОВ СОЮЗА ССР И НАРОДНОГО КОМИССАРА ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ ТОВ. В. М. МОЛОТОВА

ГРАЖДАНЕ И ГРАЖДАНКИ СОВЕТСКОГО СОЮЗА!

Советское правительство и его глава тов. Сталин поручили мне сделать следующее заявление:

Сегодня, в 4 часа утра, без пред’явления каких-либо претензий к Советскому Союзу, без об’явления войны, германские войска напали на нашу страну, атаковали наши границы во многих местах и подвергли бомбежке со своих самолетов наши города - Житомир, Киев, Севастополь, Каунас и некоторые другие, причем убито и ранено более двухсот человек. Налеты вражеских самолетов и артиллерийский обстрел были совершены также с румынской и финляндской территории.

Это неслыханное нападение на нашу страну является беспримерным в истории цивилизованных народов вероломством. Нападение на нашу страну произведено, несмотря на то, что между СССР и Германией заключен договор о ненападении и Советское правительство со всей добросовестностью выполняло все условия этого договора. Нападение на нашу страну совершено, несмотря на то, что за все время действия этого договора германское правительство ни разу не могло пред’явить ни одной претензии к СССР по выполнению договора. Вся ответственность за это разбойничье нападение на Советский Союз целиком и полностью падает на германских фашистских правителей.

Уже после совершившегося нападения германский посол в Москве Шуленбург в 5 часов 30 минут утра сделал мне, как Народному Комиссару Иностранных Дел, заявление от имени своего правительства о том, что германское правительство решило выступить с войной против СССР в связи с сосредоточением частей Красной Армии у восточной германской границы.

В ответ на это мною от имени Советского правительства было заявлено, что до последней минуты германское правительство не пред’являло никаких претензий к Советскому правительству, что Германия совершила нападение на СССР, несмотря на миролюбивую позицию Советского Союза, и что тем самым фашистская Германия является нападающей стороной.

По поручению правительства Советского Союза я должен также заявить, что ни в одном пункте наши войска и наша авиация не допустили нарушения границы и поэтому сделанное сегодня утром заявление румынского радио, что якобы советская авиация обстреляла румынские аэродромы, является сплошной ложью и провокацией. Такой же ложью и провокацией является вся сегодняшняя декларация Гитлера, пытающегося задним числом состряпать обвинительный материал насчет несоблюдения Советским Союзом советско-германского пакта.

Теперь, когда нападение на Советский Союз уже совершилось, Советским правительством дан нашим войскам приказ - отбить разбойничье нападение и изгнать германские войска с территории нашей родины. Эта война навязана нам не германским народом, не германскими рабочими, крестьянами и интеллигенцией, страдания которых мы хорошо понимаем, а кликой кровожадных фашистских правителей Германии, поработивших французов, чехов, поляков, сербов, Норвегию, Бельгию, Данию, Голландию, Грецию и другие народы.

Правительство Советского Союза выражает непоколебимую уверенность в том, что наши доблестные армия и флот и смелые соколы Советской авиации с честью выполнят долг перед родиной, перед советским народом, и нанесут сокрушительный удар агрессору.

Не первый раз нашему народу приходится иметь Дело с нападающим зазнавшимся врагом. В свое время на поход Наполеона в Россию наш народ ответил отечественной войной и Наполеон потерпел поражение, пришел к своему краху. То же будет и с зазнавшимся Гитлером, об’явившим новый поход против нашей страны. Красная Армия и весь наш народ вновь поведут победоносную отечественную войну за родину, за честь, за свободу.

Правительство Советского Союза выражает твердую уверенность в том, что все население нашей страны, все рабочие, крестьяне и интеллигенция, мужчины и женщины отнесутся с должным сознанием к своим обязанностям, к своему труду. Весь наш народ теперь должен быть сплочен и един, как никогда. Каждый из нас должен требовать от себя и от других дисциплины, организованности, самоотверженности, достойной настоящего советского патриота, чтобы обеспечить все нужды Красной Армии, флота и авиации, чтобы обеспечить победу над врагом.

Правительство призывает вас, граждане и гражданки Советского Союза, еще теснее сплотить свои ряды вокруг нашей славной большевистской партии, вокруг нашего Советского правительства, вокруг нашего великого вождя тов. Сталина.

Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами.