Пять главных изобретений жака-ива кусто. Жак-Ив Кусто: навсегда в Монако Интересные факты из жизни Жака-Ива Кусто

Жизнь легендарного французского исследователя океана состоит из невероятных амплитуд: Жак-Ив Кусто то поднимался на вершину успеха и любви аудитории, то оказывался сброшен обратно к безденежью и непониманию. Первую половину жизни преодолевать этот путь ему помогала первая жена — Симона Кусто, в девичестве Мельхиор. Если бы не она, вряд ли мир узнал бы о легендарном «Калипсо» и его капитане.

Авария

Семья адвоката Даниэля Кусто много путешествовала. Двое его сыновей обожали плавать и играть в воде, а у родителей была возможность обеспечить им такой досуг. Особенно увлекся младший: скоро он стал совершать короткие погружения, а получив свои первые очки для подводного плавания, понял, чему посвятит жизнь.

Мальчика звали Жак-Ив Кусто.

Окончив военно-морскую академию, он хотел освоить еще и морскую авиацию, но судьба жестоко дала понять: две стихии для него — это слишком. Управляя автомобилем на горном серпантине, Кусто попал в аварию и получил серьезные травмы. Правую руку парализовало — и от идеи управлять самолетом пришлось отказаться.

Будущее, еще недавно манившее множеством возможностей, теперь сузилось до рамок реабилитации, которую Жак-Ив должен был пройти, если хотел снова вернуться в море. И здесь ему впервые пришла на помощь Симона Мельхиор.

С этой дочерью адмирала они общались уже несколько месяцев. Кусто не скрывал, что влюблен, и надеялся на взаимность, но авария спутала все планы — захочет ли Симона быть рядом с калекой?

Она захотела. Симона приходила каждый день и они подолгу гуляли, разговаривая и мечтая. Кусто позднее признавался, что именно тогда размытые мечты о море превратились в цель. В 1937 году они поженились, и Жак-Ив стал работать над своим первым и самым важным изобретением — аквалангом.

Поддержка Симоны

Механика и конструирование тоже входили в число увлечений Кусто. В юности он сам собрал машинку с двигателем, работающим от батарейки. Восстанавливаясь после аварии, Жак-Ив много плавал и погружался в воду, но долго продержаться там не мог — и стал думать, как это исправить.

В 1943 году он представил первый прототип современного акваланга. Изобретение занимало все его время и деньги. Но Симона предоставила мужу полную свободу, взяв на себя заботы о доме и двух сыновьях. Когда о Жаке-Иве Кусто заговорили как о изобретателе, он стал искать спонсоров для дальнейших исследований моря.

К концу 40-х Кусто смог увлечь своими идеями ирландского миллионера Томаса Лоела Гиннеса. Тот купил для него бывший британский минный тральщик «Калипсо» и согласился сдавать его в аренду за символическую плату — 1 франк в год. Кусто оставалось лишь нанять команду, переделать корабль в исследовательское судно и выйти в море — но на все это нужны были деньги.

Вновь на помощь пришла Симона. Она продала все свои фамильные драгоценности и не переставала уверять мужа, что он на правильном пути. Когда «Калипсо» был готов к отплытию, Жак-Ив решил, что именно она должна первой ступить на его палубу.

Мировой успех


Всего за три года Кусто оправдал доверие супруги. Первый же фильм, снятый на борту «Калипсо» («В мире безмолвия») получил премию «Оскар» и «Золотую пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля. Одну за другой он выпускал книги и продолжал снимать то, что любил больше всего на свете — подводный мир.

Но такая работа требовала постоянных денежных вливаний — на зарплату команде, топливо для корабля, новую современную технику. Кусто все меньше времени проводил в океане и все больше — в поездках к потенциальным спонсорам. Роль неофициального капитана — или, как ее называли матросы «Пастушки» «Калипсо» — отошла к Симоне.

Жак-Ив прилетал ненадолго, снимался в самых кульминационных сценах своей «Одиссеи» и снова улетал. В семье начался разлад.

Стюардесса


Во время очередного перелета Кусто познакомился со стюардессой по имени Франсин. Девушка младше его на 30 лет, но он в прекрасной физической форме и к тому же знаменитость — и роман не заставил себя долго ждать.

Симона и дети ничего не знали. У старшего сына Жана-Мишеля отношения с отцом не сложились — тот разочаровал Кусто, выбрав профессию архитектора. Все надежды капитан возлагал на младшего Филиппа, который много времени проводил на борту «Калипсо» и наравне с остальными участвовал в подводных съемках.

В 1979 году Филипп управлял морским бомбардировщиком «Каталина» и не сумел посадить его на воду. Оторвавшийся двигатель пробил кабину пилота — тело Филиппа так и не нашли. Едва оправившись после смерти сына, Симона получила новый удар: Кусто признался в своей связи с Франсин.

Разводиться он не собирался: изредка появляясь в обществе в сопровождении любовницы, он представлял ее как свою племянницу. Симона попросила у мужа только одно: позволить ей и дальше жить на «Калипсо». За долгие годы плавания судно стало ей домом, а его команда — настоящей семьей. Кусто согласился.

В год смерти Филиппа Франсин родила ему дочь Диану, а еще через два года на свет появился сын Пьер.

Война наследников


Жак-Ив Кусто и Франсин поженились через несколько месяцев после того, как Симона скончалась от рака в 1991 году. Ему был 81 год, ей 36 — и она изрядно устала от своего подпольного положения. Франсин настояла на том, чтобы запретить старшему сыну Кусто использовать его фамилию в коммерческих целях — и отношения Жана-Мишеля с отцом разладились окончательно.

Печальная судьба постигла и «Калипсо» — в 1996 году ее протаранила баржа, и судно затонуло.

«Из-за огромной пробоины судно опустилось на дно причала. Местные рабочие подготовили смету ремонтных работ, но Франсин ее не утвердила», — вспоминал главный механик корабля Жан-Мари Франс.

Кусто пережил свой корабль ровно на год — он скончался в 1997-м от инфаркта миокарда. Долгие годы после его смерти Франсин то собиралась ремонтировать «Калипсо», то отказывалась от этой нерентабельной идеи. Многие из ближнего окружения Кусто считали, что это своеобразная месть кораблю, который был домом для первой жены капитана.

Океанограф, изобретатель, исследователь, фотограф и человек, имя которого прочно ассоциируется с романтикой океанских глубин Жак-Ив Кусто был рожден во Франции в 1910 году в семье успешного адвоката. Семья много путешествовала и с малых лет Жак-Ив влюбился в воду и ее глубины. В возрасте 7 лет он заболел энтеритом, воспалением тонкой кишки и врачи не рекомендовали ему активный образ жизни. Несмотря на это и чрезмерную худобу из-за болезни, Кусто обожал плавать и буквально не вылезал из воды.

После завершения Первой мировой войны семья вслед за отцом перебралась из Франции в Штаты, где адвокат нашел работу. Здесь же Кусто впервые совершил погружение под воду. Время, проведенное в Америке, научило его также хорошему английскому и дало любовь к механике. Это увлечение сначала не было связано с океаном, однако опосредованно привело его к океанографии. Увлекаясь механикой, Кусто сконструировал машину, работающую на батареях, что позволило ему немного заработать. На свой гонорар он купил первую кинокамеру. Помимо механики, съемок и плавания Кусто занимался еще многими другими вещами, будучи весьма увлекающейся натурой и очень одаренной, ведь в каждом из увлечений он добивался успеха.

Единственное, что его совершенно не интересовало – это учеба и по решению семьи Жак-Ив отправился на службу в военно-морскую академию. В составе боевого крейсера молодой Кусто совершил свое первое кругосветное путешествие, постиг искусство морской навигации и управления судном, что много раз пригодилось в его последующей жизни.

В 37 году Кусто женился в первый раз на Симоне Мельхиор, такой же любительнице моря, как и он сам. Она была дочерью и внучкой адмирала и, связав свою жизнь с Кусто, выходила вместе с ним в море. Она была комиссаром «Калипсо» и принимала участие в большинстве экспедиций капитана Кусто. Жена Жака-Ива Кусто родила ему двоих сыновей.

В 38-м Кусто начал погружения уже с целью изучения подводного мира, но для полноценных исследований ему недоставало ласт и маски и он начал заниматься разработкой акваланга вместе с другом Эмилем Ганьяном. В 43 году он создал первый прототип современного акваланга и смог посвятить себя изучению глубин морей и океанов. С 50-го года Кусто путешествует только на судне «Калипсо», которое, как и команда Кусто стали символом океанографии. Кусто снимает фильмы, пишет книги, возглавляет Океанографический музей, занимается исследованиями обитателей океана и занимается разработкой новых механизмов для исследования толщи воды.

В 90-м году супруга Кусто Симона скончалась от рака, ее прах был развеян над морем, а уже через год, в 91-м Кусто женится повторно, на Франсине Триплет. Примечательно, что к моменту брака у Кусто и Франсины уже было двое детей.

Знаменитый Жак-Ив Кусто прожил очень долгую насыщенную жизнь, полную удивительных приключений и открытий. Скончался великий океанограф в 97 году от инфаркта миокарда.

Этот рассказ о человеке, жизнь которого вышла за рамки обыденного, она была предрешена на нечто более значительное.

Этот рассказ о французском исследователе Жаке-Иве Кусто. Он изучал моря и океаны путем непосредственного погружения в подводный мир. Кусто наблюдал, исследовал и рассказывал людям о диковинах и красотах подводного царства.

Жак-Ив Кусто родился в начале XX века, 11 июня 1910 года, в небольшом французском городке Сен-Андре-де-Кубзак. Так как работа его отца, Даниэля, требовала постоянных разъездов, Жак-Ив с детства полюбил путешествия. Он увлекался спортом, занимался регби, так же, как и его старший брат Пьер-Антуан. Жак-Ив рано научился плавать, ему так понравилось это занятие, что впоследствии без водной стихии он себя уже не представлял. Образование будущий знаменитый исследователь морей и океанов получил в Морской школе.

Был в жизни Жака-Ива Кусто период, когда он увлекся небом, но судьба его сложилась так, что он стал работать в мире без солнца, под водой.

Чем знаменит Жак-Ив Кусто? Кто же он всё-таки такой?

— французский океанограф, взявший у ирландского миллионера Томаса Лоэла Гиннесса в аренду корабль. Кусто переделал его в научно-исследовательское судно, наполнил оборудованием для погружений и исследований и занялся изучением Мирового океана.

— талантливый организатор, собравший команду из 12 человек, 10 из которых были исследователи, бороздившие все моря и океаны мира,

— ученый, исследователь флоры и фауны подводного мира, человек, подробно описавший жизнь и поведение жителей морских глубин – лангустов, акул, мероу, черепах, а также птиц — пеликанов, чаек, олушей, фрегатов и многих других,

— режиссер, сценарист, создатель фильмов о море (самый известный фильм — «Мир тишины»), обладатель Оскара и Золотой пальмовой ветви за картины о море,

— романтик, знаток моря,

— борец за экологию, за чистую воду и прозрачный воздух, противник варварского уничтожения животных, сторонник мысли о необходимости личной ответственности в деле сохранения многообразия жизни,

— конструктор, создающий и испытывающий маски, очки, ласты, акваланги, автономные подводные аппараты, а также разработчик подводного батискафа, подводной телевизионной системы,

— писатель, чьи книги издавались огромными тиражами. Книги Кусто переведены на десятки языков мира (двадцатитомная «Энциклопедия океанов», «Сюрпризы моря», «Жизнь на краю земли», «В мире безмолвия», «Могучий властелин морей» и др.)

Кусто донес до нас информацию о подводных мирах так, как никто другой. Он с любовью описывал морские чудеса и с негодованием рассказывал о фактах хищнической ловли и охоты.

За что мы ценим великого океанографа Кусто?

— за то, что он не просто глубокий исследователь морей и океанов, но и замечательный популяризатор красот, сюрпризов и чудес подводного царства (он создал 120 фильмов, написал 50 книг),

— за то, что он – блестящий фотограф и мы, благодаря этому факту, можем любоваться отличными снимками океанических глубин,

— за то, что он неутомимый экспериментатор. Те технические новинки, к которым Кусто имел самое прямое отношение, произвели настоящую революцию в изучении морей и океанов. Кусто сразу понял, что без инновационных технических средств изучение Мирового океана невозможно,

— за то, что он всесторонне изучал нашу голубую планету Земля,

— за то, что он был смелым, увлекающимся человеком, с пытливым разумом и добрым сердцем.

Кусто жил и дышал морем. Его жизнь была сплошным морским путешествием. Он умел удивляться сам и удивлял других.

Историческая справка

Жак Ив Кусто - наш современник, а не средневековый исследователь. Этот человек не стал первооткрывателем, однако он создал устройство, которое обеспечило возможность увидеть подводный мир. Жак Ив Кусто за свою жизнь изобрел несколько различных технических приспособлений, но наиболее важным для всей человеческой цивилизации считается акваланг.

Жак родился в 1910 году в небольшом городке недалеко от Бордо. Его отец занимался коммерцией, много ездил за границу. Это дало маленькому Жаку возможность, помимо родного, быстро освоить немецкий и английский языки. Кочевая жизнь негативно отразилась на обучении Кусто, однако, к всеобщему изумлению, он прекрасно сдал экзамены и поступил в Военно-морскую академию. Ему довелось даже совершить кругосветку, но мысли о путешествиях, тем более подводных, тогда ему не приходили в голову.

Все изменила автомобильная авария. Жак хотел стать морским летчиком, но врачи после долгого курса лечения поставили крест на авиации. Кусто закончил обучение и стал морским офицером. Во время очередного летнего купания Жак Ив Кусто обратил внимание на сильное раздражение глаз от морской соли. Тогда ему пришла мысль создать специальные очки, погрузившись с которыми, он впервые увидел подводный мир. Именно с этого момента жизнь Кусто изменилась. Он полюбил глубоководную среду и задался целью донести эту красоту миру. Однако без кислорода долго продержаться невозможно, да и современной киноаппаратуры пока не было.

Во время войны Жаку приходилось вести разведывательно-подпольную деятельность, прикрытием которой было подводное изучение. В таких условиях, после неоднократных рискованных попыток, и появился первый акваланг, или, как его назвал изобретатель, «подводное легкое».

Значение для современности

Жак Кусто известен не только как создатель основного аппарата для дайвинга, но и как активный участник французского Сопротивления. После войны он остался на службе и предложил создать новое устройство для погружения на дно моря - батискаф. Руководство флота пошло навстречу, но сделало это чересчур деликатно - Кусто отправился в отпуск и фактически на деньги найденного им самим спонсора создал знаменитую плавучую лабораторию «Каллисто» и первый аппарат для погружения «Дениз». С помощью этих приспособлений было снято немало кинофильмов, которые впервые на мировых экранах продемонстрировали необычайную красоту подводного мира. Возможно, эти кадры, которые увидели потом миллионы людей, и подтолкнули самых инициативных к организации популярного туристического досуга - дайвинга.

Многие любители морских глубин путешествуют по миру, а в их багаже находится созданный Кусто акваланг. Дайвинг - это, скорее, симбиоз путешествия, спорта и отдыха. Наиболее востребованы для погружений такие места, как остров Бали, Таиланд, Турция, Египет. Красное море пользуется огромной популярностью благодаря интересным объектам, ради которых и происходит погружение, прекрасному климату, развитой инфраструктуре и ценовой доступности авиаперелета.

Все это пришло к нам благодаря созданию акваланга Жаком Ивом Кусто. Он собрал не только команду единомышленников, он увлек этим делом всю свою семью. Его сыновья стали последователями изучения подводного мира и охраны окружающей среды. Неоднократно Жаком проводились призывы к руководству стран-обладательниц ядерного оружия прекратить утилизацию радиоактивных отходов в море, но с тех пор мало что изменилось.

Заключение

Жак Ив Кусто умер 25 июня 1997 года в возрасте 87 лет, причиной смерти стал инфаркт миокарда. В его жизни была и новая любовь после смерти супруги, еще двое детей. Он был назначен директором океанографического музея, но об этих фактах мало кто знает. Жак Ив Кусто известен миру как создатель акваланга, а остальное словно прилагается к его жизни.

Дата рождения: 25 июня 1910 года
Дата смерти:1997 года
Место рождения: Сен-Андре-де-Кюбзак, Франция.

Жак Ив Кусто - знаменитый путешественник. Жак Ив Кусто (Jacques-Yves Cousteau) – исследователь океанов. Путешественник, творец подводных фотографий, испытатель технических новшеств, связанных с исследованием Мирового океана.

Жак появился на свет в 1910 году, 25 июня в маленьком французском городке. Его отец, Даниэль, выполнял обязанности личного помощника богатого бизнесмена. Мать, Элизабет, занималась хозяйством. Семья много путешествовала, и мальчик почти постоянно находился в интернате. Возможно, с этим было связано заболевание кишечника Жака, из-за которого он имел постоянный дефицит массы тела.

В 1920 году семья перебралась в Нью-Йорк. Жак и его брат Пьер наконец, отправились в школу, выучили английский язык. С этим временем связано первое погружение под воду. После возвращения семьи во Францию у Жака проснулся талант конструктора, который очень помог в дальнейшей жизни.
Инженерные навыки очень пригодились во время учебы в военно-морской академии. После окончания учебы последовало распределение в Шанхай. Все это время Жак мечтал летать, стать морским летчиком. Автоавария не позволила ему исполнить мечту из-за возникших проблем со здоровьем. Но она же была толчком к занятиям океанографией – во время реабилитации после аварии Жак увидел очки для плавания под водой. Единожды увидев подводный мир, он был покорен им навсегда.

В 1937 прошло бракосочетание Жака и Симоны Мельхор, вскоре родились двое сыновей.
Во время второй мировой войны Жак не остался в стороне от боевых действий и активно участвовал в военном сопротивлении.
С середины прошлого века настали, наверное, самые интересные для него годы. Переделанный в исследовательское судно минный тральщик во главе с Кусто проводил исследовательскую деятельность. Тогда же был снят «В мире безмолвия». Этот фильм был высоко оценен и получил высшие кинематографические награды.

После этого последовало назначение на директорскую должность в музее Океанографии в Монако.
Кусто прожил долгую жизнь – 87 лет. Скончался в результате острой сердечной недостаточности 25 июня 1997 года.

Достижения Жака Ива Кусто:

Испытатель оборудования для погружения под воду. Внес множество модификаций и новшеств в имевшиеся системы жизнеобеспечения. Разработал оборудование для съемки под водой.
Описал принцип геолокации у животных, ставший основой для появления и совершенствования навигационных приборов.
Награжден пятью значимыми наградами Франции.
Снял около ста фильмов. Все они, как правило, посвящены путешествиям и животным.

Даты из биографии Жака Ива Кусто:

1910 г. родился в маленьком французском городке Сен-Андре-де-Кюбзаке
1930 г. поступил в военно-морскую академию.
1936 г. поступил на должность инструктора на крейсер.
1937 г. сочетался законным браком с Симоной Мельхиор.
1950 г. переоборудовал военный корабль в исследовательский «Каллипсо».
1967 г начало съемок фильма о жителях океана и их взаимоотношениях с человеком.
1973 г. основал общество, которое занималось природоохранной деятельностью.
1997 г. умер от острой сердечной недостаточности.

Интересные факты Жака Ива Кусто:

Оплата за арендованный корабль для научных целей составляла 1 франк ежегодно.
В России имеется школа, названная именем исследователя.
Один из последних фильмов, начатый в 1997 году, был посвящен озеру Байкал.
Под водой установлен памятник, посвященный Жаку Кусто. Он находится в Алуште.
Всегда выступал за сохранение чистоты океана как источника жизни на Земле.