Применение греческого огня. Грозное оружие византии греческий огонь, история применения, состав

На протяжении всей истории человечества самые совершенные виды вооружений всегда находились под покровом секретности. Но ни одно из них не было окружено такой тайной, как греческий огонь. «Популярная механика» попыталась раскрыть секрет самого страшного оружия Средневековья.

Термин «греческий огонь» появился только во время Крестовых походов. Его называли также «жидким», «морским», «живым» и «огнем ромеев». На родине этого оружия, в Византии, термин «греческий огонь» никогда не применялся, так как византийцы считали себя римлянами («ромеями»). Обычно византийцы называли это оружие просто «огнем».

Мало какие изобретения столь же сильно поражали современников. Утверждали, что чудовищный огонь испепелял камни и железо, горел на воде и, конечно, истреблял все живое. Долгое время греческий огонь оставался страшным секретным оружием Византии. Его состав и конструкция сифонов, с помощью которых его метали, хранились в строжайшем секрете. Секрет настолько хорошо оберегался, что состав греческого огня не раскрыт и до наших дней. «Популярная механика» попробовала разгадать тайну с помощью научных экспериментов.

Архитектор-изобретатель

Изобретение греческого огня датируется VII веком и приписывается архитектору Каллинику. Позднее, в X веке, византийский император Константин VII Порфирогенет так описывал это событие: «Некто Каллиник, перебежавший к ромеям из Гелиополя, приготовил выбрасываемый из сифонов жидкий огонь, сжегши которым у Кизика флот саракинов [сарацинов], ромеи одержали победу». Другой византийский император, Лев VI Философ, приводит несколько описаний греческого огня: «Мы владеем различными средствами - как старыми, так и новыми, чтобы уничтожить вражеские суда и людей, сражающихся на них. Это огонь, приготовляемый для сифонов, из коих он мечется с громовым шумом и дымом, сжигающий суда, на которые его направляем…» Свидетельство весьма надежно - в те времена (начало X века) греческий огонь широко использовался, и императору это оружие было хорошо знакомо.

Оба императора советовали держать секрет греческого огня в строжайшей тайне. Константин Порфирогенет в наставлении преемнику рекомендовал категорически отвергать любые просьбы об открытии состава огня. Он указывал, что состав греческого огня был сообщен ангелом первому христианскому государю при условии сохранения тайны от других народов. Существует легенда, что один византийский вельможа, пожелавший выдать иноземцам секрет греческого огня, был сражен огнем небесным при входе в церковь.

На море и на суше

Первоначально греческий огонь применялся в морских сражениях. В 673 и 717-718 годах с его помощью был сожжен арабский флот, в 872 году уничтожено 20 критских кораблей, а в 882 году огненосные византийские корабли (хеландрии) снова нанесли поражение арабскому флоту. Флот русского князя Игоря, в 941 году попытавшегося захватить Константинополь, также был уничтожен греческим огнем. Русская летопись («Повесть временных лет») так рассказывает об этом событии: «Феофан же встретил их в ладьях с огнем и стал трубами пускать огонь на ладьи русских». Столетие спустя, в 1043 году, русские ладьи под предводительством Владимира, сына Ярослава Мудрого, опять пострадали от греческого огня под Константинополем. Это было последнее военное столкновение Руси и Византии.

При снаряжении флота для похода на пизанцев император Алексей Комнин (1056-1118 годы) приказал придать помещаемым на носу кораблей сифонам оформление в виде голов диких зверей, которые как бы извергали огонь - это усиливало психологический эффект. По словам Анны Комниной, «варвары были в ужасе от огня, которого не знали и который - в отличие от горящего по природе кверху - был метаем на предметы как было угодно пускающему, то вниз, то в стороны…».

Вскоре греческий огонь получил распространение и в осадной войне - для сжигания осадной техники, поджога деревянных укреплений и ворот, а также в огнеметном оружии ближнего боя. Лев VI Философ так описывает эти ручные огнеметы: «Другое приспособление представляло собой маленькие сифоны, из которых стреляли вручную из-за железных щитов. Они назывались ручными сифонами и недавно стали производиться в наших владениях. Из этого [приспособления] можно выбросить приготовленный огонь прямо в лица врагов». Вероятно, эти ручные огнеметы по конструкции были аналогичны большим корабельным сифонам.

В руках конкурентов

Долгое время Византии удавалось сохранять секрет греческого огня в тайне и от врагов, и от союзников. Последние не раз обращались к византийским императорам с просьбой помочь им «ромейским огнем». Папа Стефан V в 886 году просил императора Льва прислать огненосные хеландрии для борьбы с арабами. С такой же просьбой обращался и Гуго Прованский к императору Роману в 941 году. Об аналогичных просьбах со стороны хазар, венгров, русов и других северных народов упоминает Константин Порфирогенет.

Первыми после византийцев греческий огонь стали применять арабы. Какие-то зажигательные средства они использовали еще в VII веке, а к началу Крестовых походов прекрасно освоились с греческим огнем и не раз применяли его против крестоносцев. Сарацины использовали греческий огонь при осадах Никеи, Маарраты и Акры, а также в других местах.

В мусульманских странах греческий огонь, так же как и другие зажигательные составы, назывался нафт. В арабских армиях были созданы специальные отряды - наффатуны, метавшие зажигательные составы и прикомандированные к корпусу лучников. Помимо больших аппаратов с зажигательными смесями, эти отряды были вооружены небольшими сосудами, которые они метали в противника с близкой дистанции. Сосуды для зажигательных составов делали из обожженной глины, стекла, древесной коры, кожи, бумаги и металла. Поджигали их при помощи фитилей. Для собственной защиты наффатуны использовали одежду, пропитанную уксусом или рыбьим клеем, а также покрытую тальком или кирпичной пылью.

В Западную Европу греческий огонь попал после первых Крестовых походов, в XII веке. Вероятно, первым его здесь применил Готфрид V Анжуйский в 1151 году. Использовали греческий огонь и монголы в XIII веке, о чем свидетельствует Плано Карпини: «Если они не могут овладеть укреплением, то бросают на него греческий огонь».

История сохранила сообщение, что при осаде Дураццо норманнами в 1108 году осажденные во время штурма выдували им в лицо горящую смесь смолы и серы, и огненная струя пожгла немало норманнских бород. Но можно ли считать это греческим огнем? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно понять, чем отличается греческий огонь от других горючих смесей.

Огненные рецепты

С падением Византийской империи в 1453 году и переходом приоритета к огнестрельному оружию о греческом огне постепенно забыли. Тем не менее интерес к греческому огню время от времени возникал вновь. Например, в начале XVIII века русский инженер Василий Корчмин вооружил корабли сконструированными им огнеметными трубами и вместе с Петром Первым создал наставление для их применения. А в 1753 году во Франции некий Дюпре объявил, что открыл секрет греческого огня. В ходе испытаний около Гавра он сжег находившийся в открытом море деревянный шлюп. Впечатленный Людовик XV купил у Дюпре рецепт греческого огня, а самого Дюпре засадил в Бастилию - видимо, чтобы остаться единственным обладателем секрета. Правда, в обоих случаях дальнейшего практического применения эти изобретения не имели. Видимо, по сравнению с пушками огнеметы были менее эффективным оружием.

С XIX века исследователи пытаются разгадать тайну греческого огня, споры не затихают до сих пор. Существуют две основные версии. Согласно одной, наиболее ярким представителем которой был Джеймс Партингтон, основу греческого огня составляла нефть, к которой добавляли в качестве «загустителей» серу, смолу и другие компоненты, возможно, и негашеную известь. Для метания этой смеси использовался обычный насос. Смесь либо поджигалась на выходе из сифона, либо самовозгоралась при соприкосновении с водой (благодаря бурной реакции негашеной извести с водой). Или же смесь нагревали в герметичном котле, откуда она под давлением воздуха, нагнетавшегося мехами, вырывалась наружу, когда кран открывали. Поджигалась смесь опять же факелом снаружи.

Другая версия, апологетом которой был известный исследователь В.В.Арендт, строится на селитряной основе греческого огня. Сторонники этой версии считают, что в состав греческого огня обязательно входила селитра (KNO 3) , а также сера, смолы и масло. Благодаря селитре бурная реакция начиналась еще в сифоне, горящая смесь выбрасывалась под давлением образующихся газов. Фактически это был порох, в котором уголь был заменен на масло или нефть и потому горящий более медленно. Сторонники селитряной основы греческого огня полагают, что именно это приводило к выбросу из сифона длинной горящей струи.

Среди прочих рецептов у Марка Грека, автора средневекового трактата «Книга об огнях для опаления врагов», мы находим и следующий рецепт: «Приготовляй греческий огонь таким способом: сера, винный камень [гидротартрат калия, C 4 H 5 O 6 K], камедь, смола, sal coctum, нефтяное масло [по-видимому, имеется в виду просто нефть] и обыкновенное [растительное] масло. Вскипяти все это вместе, опусти затем туда паклю и зажги. Можешь, как было говорено выше, пустить течь через воронку. Затем зажги, и огонь не потухнет без помощи урины, уксуса или песка».

Камень преткновения

Именно «sal coctum» и была камнем преткновения исследователей. Сторонники второй версии видели в ней селитру, а сторонники первой считали, что это обычная соль (NaCl), которую добавляли для того, чтобы пламя было ярко-желтым и выглядело более «горячим». Помочь в этой дискуссии мог бы ответ на вопрос о времени появления селитры в Европе. Но здесь дело обстоит столь же неоднозначно. Одни считают, что селитра описана еще Плинием Старшим и была известна во времена Античности или, по крайней мере, к началу Средних веков. Другие полагают, что очищенная селитра появилась в Европе, как ив мусульманских странах, только в 1225 году и начала использоваться в составе смесей лишь около 1250 года. Отсутствие доступных месторождений селитры в большинстве стран Европы и известные факты о ее дороговизне еще в первой половине XIV века говорят в пользу последней теории.

Версия о селитряной основе греческого огня и выбросе смеси за счет бурной реакции еще в сифоне кажется маловероятной. Трудно представить, чтобы на борту деревянного корабля под котлом с горючей смесью раскладывали костер. А ведь только с помощью температуры можно запустить реакцию селитры с другими компонентами и создать избыточное давление. Костер и закрытый котел, в котором запущена необратимая химическая реакция, самопроизвольно повышающая давление внутри, более опасны для самой хеландрии, чем для вражеских кораблей. В источниках наверняка были бы отмечены случаи взрывов на византийских огненосных кораблях, но таких данных нет. Еще труднее представить, как можно нагревать и использовать ручной сифон, находящийся под давлением. Он должен либо взорваться, либо остыть, прежде чем воин заберется с ним на боевую площадку. Эти соображения склоняют нас в пользу первой версии- метания греческого огня с помощью сжатого воздуха и поджога смеси снаружи. Именно этот способ использовался и в огнеметах XX века.

Каков же был состав легендарного греческого огня, с помощью которого было сожжено столько кораблей? «Популярная механика» занялась проверкой исторических теорий.

Развенчание мифов

В качестве нефтепродукта был выбран керосин - не очень легкая и не очень тяжелая фракция нефти. Керосин достаточно текуч, но кипит при более высоких температурах (200-300°С), чем более легкие фракции (бензин). Это позволяет нагревать смесь до более высокой температуры. Более тяжелые фракции (солярка) плохо горят (только в горячем виде). Мы также рассмотрели вариант использования масла (оливкового, как наиболее распространенного в Древнем мире). Но, как выяснилось в процессе экспериментов, оливковое масло вообще не горит (даже кипящее).

Оказалось, что при нагревании в керосине растворяется только сера. Ни калиевая селитра, ни негашеная известь в керосине (даже кипящем) не растворяются и оседают на дно. Кроме того, селитра категорически не желает вступать в реакцию с серой и керосином - ни холодным, ни кипящим! Добавление камеди не оказывает никакого влияния ни на однородность, ни на растворимость остальных составляющих. И ни один из компонентов (сера, селитра, камедь) не оказывает заметного влияния на горючесть смеси.

Отдельным пунктом нашего исследования было изучение возможности самовозгорания смеси за счет добавления в нее негашеной извести (предварительно прокаленной). Но выяснилось, что при выливании горячей суспензии в воду никакого самовозгорания смеси не происходит. Более того, присутствие керосина замедляет реакцию негашеной извести с водой, и она происходит даже менее бурно, чем при непосредственном взаимодействии CaO с водой.

Кроме того, нам, вероятно, удалось опровергнуть утверждение Марка Грека, выяснив, что горящую смесь на основе керосина невозможно потушить ни водой, ни уксусом, ни уриной (мочой). Возможно, уксус раньше был менее чистым, чем сегодня, и включал некоторые соли, которые после испарения воды образовывали на поверхности пленку, затруднявшую горение. В пользу этого свидетельствует и рекомендация древних авторов заранее смачивать уксусом одежду или поверхность сооружений для предотвращения их воспламенения. Впрочем, это гипотеза нуждается в дополнительной проверке.

Так что теория о селитряной основе греческого огня экспериментально не подтверждается. Более того, калиевая селитра, не растворяясь в нефтепродуктах, оседает в виде осадка или превращает горючую смесь в суспензию, что отрицательно сказывается на ее прохождении через трубку на выходе из сифона. Нет никаких оснований включать в состав греческого огня и негашеную известь: к самовозгоранию смеси при соприкосновении с водой она не приводит, а недостатки у нее те же, что и у селитры.

Исследование «ПМ» позволяет сделать вывод о том, что греческий огонь метали из сифонов при помощи давления (видимо, нагнетая воздух мехами), как и в огнеметах XX века. Состав его, видимо, был довольно простым: туда входили нефтепродукты, а также, возможно, сера, смола и масло. Но точный рецепт, вероятно, навсегда останется исторической тайной.

ВНИМАНИЕ! ВСЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ ПРОВОДИЛИСЬ В КОНТРОЛИРУЕМЫХ УСЛОВИЯХ С СОБЛЮДЕНИЕМ ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ. ПОПЫТКИ ПОВТОРИТЬ ИХ САМОСТОЯТЕЛЬНО ОПАСНЫ ДЛЯ ЖИЗНИ!

Редакция благодарит химический факультет МГУ и Елену Алимовну Еремину за помощь в проведении экспериментов.

В Древней Греции огонь всегда был почитаем. С ним и его добычей связано множество легенд, которые известны и в наши дни. Бог огня в греческой мифологии Гефест, который являлся мужем прекрасной Афродиты, почитался людьми практически так же, как и Зевс. Все помнят историю о Прометее, который украл огонь и подарил его людям. Греческий бог огня был разозлен самоуправством и покарал титана. Но миссию свою последний выполнил, люди научились согреваться у костра и готовить пищу.

Бог огня в греческой мифологии описывался как могучий хромой кузнец, который сутки напролет ковал железо в своей пещере. Одна из древних легенд гласит, что именно в его кузне был изготовлен знаменитый греческий огонь. Потом Гефест подарил его жрецам, которые ему поклонялись. Пожалуй, нет и не было в мире изобретения более феноменального, чем греческий огонь. Много веков назад он наводил животный ужас на врагов, но и до сих пор не дает покоя людям.

Прототипы греческого огня

Согласно утверждениям историков, нечто похожее на греческий огонь было замечено в V веке до нашей эры во время Пелопонесской войны. В ходе сражения между афинскими и беотийскими армиями при Делии одна из сторон использовала странный вид оружия: пологое бревно, «плюющееся» зажигательной смесью. Предположительно «коктейль» состоял из трех ингредиентов: масла, серы и сырой нефти. Его беотийцы «выбрасывали» из трубы, пытаясь выкурить из осажденного города афинян.

Чуть позже древние греки создали огнемет, который стрелял чистым пламенем. В качестве горючего, скорее всего, использовался древесный уголь, который выталкивался силой воздуха. Его нагнетали с помощью мехов. Конечно же, этим изобретениям было далеко до настоящего греческого огня, но кто знает, не явились ли они основой для будущей «грозы Средневековья»?

История создания

На вопрос о том, кто изобрел греческий огонь, почти все летописцы отвечают однозначно: механик Каллиникос - уроженец сирийского Гелиополиса, перебежавший к византийцам, когда арабы оккупировали его родной город. Этот беженец оказал отличную услугу новой родине и навсегда вошел в мировую историю. А все происходило так: в 673 году арабы пошли с мечом на христиан. Им удалось дойти до Киликии, на тот момент относившейся к Византии. Там они перезимовали и весной двинулись дальше.

Император Константин Четвертый узнал о приближении вражеской армии и стал готовиться к обороне. Вот тут и пригодился ему механик Каллиникос. Беженцу, уже пострадавшему от арабов, очень не хотелось снова встречаться с ними. И он решил помочь Византии, подарив Константину свое изобретение - дышащий жидким огнем сифон.

Государь принял подношение с благодарностью. Под руководством сирийца таких сифонов было создано большое количество, ими оснастили корабли. Когда подошел арабский флот, его облили раскаленной жижей, моментально сжигающей дерево. Остатки вражеской армии в панике покинули поле боя… А византийцы ликовали. Еще бы! Теперь они чувствовали себя могучими и непобедимыми. Изобретение греческого огня ознаменовало собой золотую эпоху в истории империи.

Совершенно секретно

Производство «огнедышащих сифонов» поставили на широкую ногу. Понимая всю ценность оружия, правители Византии держали рецепт приготовления греческого огня в большом секрете. Один из императоров даже заявил, что огонь был подарен Ангелом, который поставил условие: ни один другой народ не должен его получить.

Это стало государственной тайной, а за разглашение любому грозила верная смерть, будь то холоп или сын императора. Впрочем, рядовые византийцы и не могли узнать, как готовится греческий огонь. Ведь делали его в засекреченных лабораториях, под семью замками. А наследникам престола с младых лет внушали важность молчания.

Так, например, Константин Седьмой в завещании писал своему сыну: «Главная задача твоя - заботиться о греческом огне. Ибо его создал Ангел специально для Византии. И если кто-либо будет просить у тебя рецепт, ссылайся на ангельский запрет». А на престоле в храме по приказу этого императора вырезали текст проклятья, которое должно было пасть на того, кто выдаст секрет. Суровые меры подействовали, и эту тайну византийцам удавалось сохранять несколько веков. А желающих узнать рецепт было ох как много!

Громкие огненные победы

Первое же применение греческого огня наделаломного шумавмусульманскоммире. Когда же арабы спустя сорок с лишним лет после поражения двинулись на Византию снова и опять были сожжены, о таинственном оружии стали ходить легенды. Неугомонные завоеватели попробовали захватить Константинополь еще спустя шесть десятилетий - в 882 году. Но и этот поход закончился для них плачевно. Незадолго до третьей попытки арабов - в 872-м - византийцы отбивались от критской армии и сожгли 20 кораблей врага.

А в 941 году «по зубам» получил русский князь Игорь, задумавший идти на богатый Константинополь войной. И в 1043-м его «подвиг» повторил другой правитель Киевской Руси - Владимир. Вот тогда-то и заговорили о греческом огне во всем цивилизованном мире. И помчались в Византию гонцы от славян, мусульман, европейцев… Но ни хитростью, ни подкупом, ни родственными связями никому не удалось добиться желаемого.

Одна из легенд

Государственная тайна хранилась как зеница ока. Власти даже распространяли одну легенду. В ней рассказывалось о высокопоставленном византийском вельможе, которому арабы предложили огромную сумму золотом за выдачу рецепта. Тот согласился и должен был передать врагам чертежи устройства для метания и сам состав греческого огня. Перед тем как он отправился на встречу с арабами, решил зайти в церковь и помолиться. Но перед входом в храм разверзлись небеса, божественное пламя обрушилось на вельможу. Так бог покарал предателя, ибо секрет был дан господом первому христианскому государю, а разглашение его считалось огромным грехом.

Описание и использование чудо-огня

Приспособление византийцев представляло собой продолговатый металлический сосуд, отлитый (предположительно) из бронзы. Внутрь трубы заливалась воспламеняющаяся смесь, и сосуд прочно закупоривался. Во время сражения специальная метательная машина выбрасывала его на неприятеля. Из сосуда со страшным грохотом и шумом вырывался огонь, сжигающий все на своем пути. Судя по записям летописцев, погасить пламя было невозможно - вода только усиливала его. И, попав на палубу вражеского корабля, он моментально превращал дерево в пепел. Как именно происходило «извержение», ученые пока не выяснили. Исследования продолжаются до сих пор.

На первых этапах своего существования греческий огонь использовался только в ходе морских сражений. И хоть ранние огнеметы не отличались совершенством (метали сосуды на короткие дистанции - максимум 25 метров; их нельзя было использовать при сильном встречном ветре и т. д.), даже просто упоминание об этом оружии вызывало ужас у солдат. Что, кстати, имело больше психологическое объяснение. Люди боялись греческого огня, поскольку не понимали его природы, считали чем-то мистическим, запредельным… А ведь стоило отойти на дистанцию больше 25 метров, и никакие боги не помогли бы огню настигнуть жертву.

Немного о терминах

Следует отметить, что византийцы не называли огонь греческим. Они не считали себя греками, а именовались ромеями. Они величали его просто огнем. А другие народы каких только эпитетов не придумывали. Историкам удалось найти упоминания и о морском огне, и о жидком, и о живом, и об огне ромеев. Позже, когда оружие вырвалось за пределы Византии, мусульмане называли огонь нафтом. Впрочем, так они именовали все зажигательные смеси, используемые во время сражений.

Совершенствование греческого огня

Шло время, не заканчивались войны, византийцы совершенствовали свое секретное оружие. Так, например, они стали оборудовать носовую часть кораблей сифонами в виде головы дракона. Получалось, что губительное пламя вырывалось как бы из пасти мифического животного. Это усиливало панику среди суеверных врагов.

Примерно к началу второго тысячелетия греческий огонь, фото которого можно увидеть в этой статье, стали использовать не только на море, но и на суше, изобретя ручные сифоны. С их помощью поджигалась, например, техника у стен осажденных городов, деревянные ворота и даже живая сила. Легкое переносное устройство позволяло выплеснуть смертельный коктейль прямо в лицо врагу в ходе ближнего боя.

Огонь за пределами Византии

Как бы ни старались византийцы удержать секрет приготовления греческого огня в тайне, но настал момент, когда «птичка вылетела из клетки». После пяти веков строжайшей секретности нашелся-таки предатель. Случилось это в 1210 году, когда византийского императора Алексея Третьего лишили престола. Он был вынужден бежать из родной страны и нашел приют в Конийском султанате. Всего спустя восемь лет после его бегства арабы применили греческий огонь в битве с крестоносцами. А вскоре технологию освоили и славяне, применив ее во время атаки булгарского Ошеля в 1219 году и во время осады шведской крепости Ландскрона в 1301-м. Некоторые историки утверждают, что был греческий огонь на вооружении и у Тамерлана.

Пламя погасло

Самое последнее упоминание о применении детища Каллиникоса датируется 1453 годом, когда Мехмед Второй Завоеватель пытался взять Константинополь. Огненные «петухи» летели тогда навстречу друг другу. С обеих сторон. И византийцы, и турки использовали его. Греческий огонь потихоньку стал угасать с появлением в арсенале европейцев пороха и огнестрельного оружия. Да и не было больше в нем прежней силы, которая питалась таинственностью. Как только византийский секрет стал всеобщим достоянием, интерес к изобретению пропал, а рецепт приготовления смеси был утерян.

Попытки воскресить огонь

Конечно же, современный мир не нуждается в греческом огне, имея в тысячу раз более эффективные технологии. Но утерянный секрет византийцев волнует умы ученых уже много веков подряд. Как сделать греческий огонь? Поиски ответа на этот вопрос продолжаются по сей день. Как же получался греческий огонь? По какому рецепту его готовили? Версий существует множество. Если обратиться к записям давно минувших лет, то всплывают такие варианты:


Поиски рецепта

Найти секретные компоненты пытались многие алхимики и ученые. Например, французский химик Дюпре в 1758 году громогласно объявил, что у него получилось воссоздать греческий огонь. Разумеется, ему сразу не поверили. И потребовали доказать. В окрестностях Гавра на достаточно большом расстоянии от берега поставили деревянный шлюп. Дюпре смог сжечь его при помощи своего изобретения. Французский король Людовик XV был впечатлен зрелищем и выкупил у химика его наработки и все чертежи за баснословную сумму. Также взял с него клятву, что тот забудет о своем изобретении. После чего король уничтожил все бумаги.

Современные предположения

Современные же исследователи имеют две основные версии. Первая из них основана на сведениях византийского алхимика Марка Грека, который утверждал, что только с помощью селитры можно было создать греческий огонь. Состав, помимо этого ингредиента, содержал смолу, масло и серу. Именно селитра отвечала за «выход огня». Она нагревалась, в ней начиналась бурная реакция, которая разрывала баллон. Сторонники данной версии склонны считать, что емкость поджигали еще перед полетом - прямо на корабле. После чего баллон «выстреливал», и врагов уничтожал греческий огонь.

Рецепт номер два: нефть, известь и сера со смолой в роли загустителя. Коктейль помещался в баллон, который поджигали, прежде чем запустить. Либо же емкость разрывало при соприкосновении с водой (за счет извести, у которой с водой бурная реакция).

К сожалению, ни один из вариантов официально не утвержден. Здравый смысл подсказывает, что второй - более правдив, ведь селитра появилась в Европе позже, чем греческий огонь. К тому же трудно представить, чтобы византийцы, нагревая баллон, жгли костер на деревянной палубе… Но утверждать ничего нельзя. Родившийся под покровом тайны огонь продолжает оставаться темной лошадкой для всех до сих пор.

Сведения об использовании огнеметных средств относятся еще ко времени античности. Затем эти технологии были заимствованы византийской армией. Ромеи каким-то образом поджигали вражеский флот уже в 618 году, во время осады Константинополя, предпринятой аварским каганом в союзе с иранским шахом Хосровом II. Осаждавшие использовали для переправы славянскую морскую флотилию, которая и была сожжена в заливе Золотой Рог.

Воин с ручным огнеметным сифоном. Из Ватиканской рукописи "Полиоркетики" Герона Византийского (Codex Vaticanus Graecus 1605). IX-XI вв.

Изобретателем «греческого огня» был сирийский инженер Каллиник, беженец из захваченного арабами Гелиополя (совр. Баальбек в Ливане). В 673 году он продемонстрировал свое изобретение василевсу Константину IV и был принят на службу.

Это было поистине адское оружие, от которого не было спасения: «жидкий огонь» горел даже на воде.

Основу «жидкого огня» составляла природная чистая нефть. Точный его рецепт остается секретом по сей день. Впрочем, намного важнее была технология использования горючей смеси. Требовалось точно определить степень подогрева герметически закрытого котла и силу давления на поверхность смеси воздуха, нагнетаемого с помощью мехов. Котел соединялся со специальным сифоном, к отверстию которого в нужный момент подносился открытый огонь, кран котла открывался, и горючая жидкость, воспламенившись, изливалась на вражеские суда или осадные машины. Сифоны обычно изготовлялись из бронзы. Длина извергаемой ими огненной струи не превышала 25 метров.


Сифон для «греческого огня»

Нефть для «жидкого огня» добывалась в том числе и в Северном Причерноморье и Приазовье, где археологи в изобилии находят черепки от византийских амфор со смолистым осадком на стенках. Эти амфоры служили тарой для перевозки нефти, идентичной по химическому составу керченской и таманской.

Изобретение Каллиника было испытано в том же 673 году, когда при его помощи был уничтожен арабский флот, впервые осадивший Константинополь. По словам византийского историка Феофана, «арабы были потрясены» и «бежали в великом страхе».


Византийский корабль, вооруженный "греческим огнем", атакует противника.
Миниатюра из "Хроники" Иоанна Скилицы (MS Graecus Vitr. 26-2). XII в. Мадрид, Испанская национальная библиотека

С тех пор «жидкий огонь» не раз выручал столицу Византии и помогал ромеям выигрывать сражения. Василевс Лев VI Мудрый (866–912) с гордостью писал: «Мы владеем различными средствами - как старыми, так и новыми, чтобы уничтожить вражеские суда и людей, сражающихся на них. Это огонь, приготовляемый для сифонов, из коих он мечется с громовым шумом и дымом, сжигающий суда, на которые его направляем».

Русы впервые познакомились с действием «жидкого огня» во время похода на Константинополь князя Игоря в 941 году. Тогда столицу Ромейской державы осадил большой русский флот - около двухсот пятидесяти ладей. Город был блокирован с суши и с моря. Византийский флот в это время находился далеко от столицы, воюя с арабскими пиратами в Средиземноморье. Под рукой у византийского императора Романа I Лакапина было только полтора десятка судов, списанных на берег из-за ветхости. Тем не менее василевс решил дать русам сражение. На полусгнившие посудины были установлены сифоны с «греческим огнем».

Завидев греческие корабли, русы подняли паруса и устремились навстречу. Ромеи поджидали их в бухте Золотого Рога.

Русы смело пошли на сближение с греческими судами, намереваясь взять их на абордаж. Русские ладьи облепили корабль ромейского флотоводца Феофана, шедший впереди боевого строя греков. В этот момент ветер внезапно стих, на море установился полный штиль. Теперь греки могли без помех использовать свои огнеметы. Мгновенная перемена погоды была воспринята ими как помощь свыше. Греческие моряки и солдаты воспрянули духом. И вот с окруженного русскими ладьями корабля Феофана во все стороны полились огненные струи. Горючая жидкость разлилась по воде. Море вокруг русских судов как будто внезапно вспыхнуло; несколько ладей разом запылали.

Действие ужасного оружия потрясло Игоревых воинов до глубины души. В один миг все их мужество исчезло, русами овладел панический страх. «Увидев такое, - пишет современник событий, епископ кремонский Лиутпранд, - русы тут же стали бросаться с кораблей в море, предпочитая утонуть в волнах, нежели сгореть в пламени. Иные, обремененные панцирями и шлемами, шли на дно, и их больше не видели, некоторые же державшиеся на плаву сгорали даже посреди морских волн». Подоспевшие греческие корабли «довершили разгром, много кораблей потопили вместе с командой, многих убили, а еще больше взяли живыми» (Продолжатель Феофана). Игорь, как свидетельствует Лев Диакон, спасся «едва ли с десятком ладей», которые успели пристать к берегу.

Так наши предки познакомились с тем, что мы теперь называем превосходством передовых технологий.

«Олядний» (олядия по древнерусски, - ладья, корабль) огонь надолго сделался на Руси притчей во языцех. В Житии Василия Нового говорится, что русские воины вернулись на родину, «чтобы рассказать, что с ними было и что они потерпели по мановению Божию». Живые голоса этих опаленных огнем людей донесла до нас «Повесть временных лет»: «Те же, кто вернулся в землю свою, поведали о случившемся; и об оляднем огне говорили, что это молнию небесную греки имут у себя; и, пуская ее, жгли нас, и сего ради не одолели их». Рассказы эти неизгладимо врезались в память русов. Лев Диакон сообщает, что даже тридцать лет спустя воины Святослава все еще не могли без дрожи вспоминать о жидком огне, так как «от своих старейшин слышали», что этим огнем греки превратили в пепел флот Игоря.


Вид на Константинополь. Рисунок из Нюрнбергской хроники. 1493 г.

Потребовалось целое столетие, чтобы страх забылся, и русский флот вновь осмелился приблизиться к стенам Царьграда. На этот раз это было войско князя Ярослава Мудрого, под предводительством его сына Владимира.

Во второй половине июля 1043 года русская флотилия вошла в Босфор и заняла гавань на правом берегу пролива, напротив бухты Золотой Рог, где под защитой тяжелых цепей, перегородивших вход в бухту, стоял на приколе ромейский флот. В тот же день василевс Константин IX Мономах приказал приготовить к битве все наличные морские силы - не только боевые триеры, но и грузовые суда, на которых были установлены сифоны с «жидким огнем». Вдоль берега были разосланы отряды конницы. Ближе к ночи василевс, по словам византийского хрониста Михаила Пселла, торжественно возвестил русам о том, что завтра он намерен дать им морское сражение.

С первыми лучами солнца, прорезавшими утренний туман, жители византийской столицы увидели сотни русских ладей, построенных в одну линию от берега до берега. «И не было среди нас человека, - говорит Пселл, - смотревшего на происходящее без сильнейшего душевного беспокойства. Сам я, стоя около самодержца (он сидел на холме, покато спускавшемся к морю), издали наблюдал за событиями». По-видимому, это устрашающее зрелище произвело впечатление и на Константина IX. Приказав своему флоту построиться в боевой порядок, он, однако, медлил с отдачей сигнала о начале сражения.

В бездействии тянулись томительные часы. Давно минул полдень, а цепь русских ладей все так же покачивалась на волнах пролива, дожидаясь, когда ромейские корабли выйдут из бухты. Только тогда, когда солнце начало клониться к закату, василевс, поборов свою нерешительность, наконец приказал магистру Василию Феодорокану выйти из бухты с двумя или тремя кораблями, чтобы втянуть врага в бой. «Те легко и стройно поплыли вперед, - рассказывает Пселл, - копейщики и камнеметатели подняли на их палубах боевой крик, метатели огня заняли свои места и приготовились действовать. Но в это время множество варварских челнов, отделившись от остального флота, быстрым ходом устремилось к нашим судам. Затем варвары разделились, окружили со всех сторон каждую из триер и начали снизу пиками дырявить ромейские корабли; наши в это время сверху забрасывали их камнями и копьями. Когда же во врага полетел и огонь, который жег глаза, одни варвары бросились в море, чтобы плыть к своим, другие совсем отчаялись и не могли придумать, как спастись».

По сообщению Скилицы, Василий Феодорокан сжег 7 русских ладей, 3 потопил вместе с людьми, а одну захватил, спрыгнув в нее с оружием в руках и вступив в бой с находившимися там русами, из которого одни были им убиты, прочие же бросились в воду.

Видя успешные действия магистра, Константин подал сигнал о наступлении всему ромейскому флоту. Огненосные триеры, в окружении кораблей поменьше, вырвались из бухты Золотого Рога и устремились на русов. Последних, очевидно, обескуражила неожиданно большая численность ромейской эскадры. Пселл вспоминает, что «когда триеры пересекли море и оказались у самых челнов, варварский строй рассыпался, цепь разорвалась, некоторые корабли дерзнули остаться на месте, но большая часть их обратилась в бегство».

В сгущавшихся сумерках основная масса русских ладей вышла из Босфорского пролива в Черное море, вероятно надеясь укрыться от преследования на прибрежном мелководье. На беду как раз в это время поднялся сильный восточный ветер, который, по словам Пселла, «взбороздил волнами море и погнал водяные валы на варваров. Одни корабли вздыбившиеся волны накрыли сразу, другие же долго еще волокли по морю и потом бросили на скалы и на крутой берег; за некоторыми из них пустились в погоню наши триеры, одни челны они пустили под воду вместе с командой, а другие воины с триер продырявили и полузатопленными доставили к ближайшему берегу». Русские летописи повествуют о том, что ветер «разбил» и «княж корабль», но подоспевший на выручку воевода Иван Творимирич спас Владимира, взяв его в свою ладью. Остальные ратники должны были спасаться кто как мог. Многие из тех, кто добрался до берега, погибли под копытами подоспевшей ромейской конницы. «И устроили тогда варварам истинное кровопускание, - заключает свой рассказ Пселл - казалось, будто излившийся из рек поток крови окрасил море».

Поход 1043 года стал последним в длинном ряду русских нашествий на столицу Ромейской державы.

История хранит немало случаев сокрытия военных секретов. Пример тому — знаменитый «греческий огонь», вероятный предтеча современного огнемета. Тайну своего оружия греки оберегали в течение пяти веков, пока она не оказалась утерянной навсегда.

Так кто же и когда впервые в истории применил огнемет? Что это за странное оружие — «греческий огонь», до сих пор не дающее покоя историкам? Одни исследователи принимают факт сообщений о нем за неоспоримую истину, другие, несмотря на свидетельства источников, относятся к ним с недоверием.

Первый случай применения зажигательного оружия произошел во время битвы при Делии, происшедшей в 424 году до н.э. В этом сражении фиванский военачальник Пагонда разбил главную афинскую армию под предводительством Гиппократа, который пал на поле боя. Тогда «зажигательное оружие» представляло собой полое бревно, а горючая жидкость являлась смесью сырой нефти, серы и масла.

Во время Пелопоннесской войны между Афинским морским союзом и Пелопоннесским союзом во главе со Спартой спартанцы жгли серу и смолу под стенами Платеи, желая вынудить осажденный город к сдаче. Это событие описано Фукидидом, который сам был участником войны, но за неудачное командование эскадрой афинского флота подвергся изгнанию.

Однако некое подобие огнемета было изобретено гораздо позже. Но он метал не горючий состав, а чистое пламя вперемежку с искрами и углями. В жаровню засыпалось топливо, предположительно древесный уголь, затем при помощи мехов нагнетался воздух, вызывающий пламя, вырывающееся из жерла с оглушительным и страшным ревом. Конечно, такое оружие не являлось дальнобойным.

Только с появлением загадочного «греческого огня» можно было бы говорить о создании грозного и беспощадного оружия.

Самыми близкими предвестниками «греческого огня» считаются «жаровни», примененные на римских кораблях, с помощью которых римляне могли прорываться сквозь строй кораблей вражеского флота. Эти «жаровни» представляли собой обычные ведра, в которые непосредственно перед боем заливали горючую жидкость и поджигали ее. «Жаровню» подвешивали на конец длинного багра и выносили на пять-семь метров вперед по курсу корабля, что позволяло опорожнить ведро с горючей жидкостью на палубу неприятельского корабля прежде чем тот сумел бы протаранить римское судно.

Были еще и сифоны, изобретенные около 300 года до н.э. неким греком из Александрии, — ручное оружие, представлявшее собой трубу, наполненную маслом. Масло поджигалось, и им можно было поливать вражеское судно. Принято считать, что позже сифоны изготовлялись из бронзы (по другим источникам — из меди), а вот как именно они метали горючий состав — неизвестно…

И все же истинный «греческий огонь» — если таковой вообще существовал! — появился только в Средневековье. Происхождение этого оружия до сих пор точно неизвестно, но предполагается, что его изобрел некий сирийский архитектор и инженер Каллиник, беженец из Маальбека. Византийские источники указывают даже точную дату изобретения «греческого огня»: 673 год н.э. (по другим данным, это был 626 год, когда ромеи применили огонь против персов и аваров, объединенными силами осаждавших Константинополь). «Жидкий огонь» извергался из сифонов, и горючая смесь горела даже на поверхности воды. Огонь гасили только песком. Это зрелище вызывало ужас и удивление противника. Один из очевидцев писал, что горючую смесь наносили на металлическое копье, запускаемое гигантской пращой. Оно летело с быстротой молнии и с громовым грохотом и было похоже на дракона с головой свиньи. Когда снаряд достигал цели, происходил взрыв и подымалось облако едкого черного дыма, после чего возникало пламя, распространяющееся во все стороны; если пытались загасить пламя водой, оно вспыхивало с новой силой.

Поначалу «греческий огонь» — или «grijois» — использовался только ромеями (византийцами), и только в морских сражениях. Если верить свидетельствам, в морских сражениях «греческий огонь» был абсолютным оружием, поскольку именно скученные флоты деревянных кораблей представляли превосходную цель для зажигательной смеси. И греческие, и арабские источники в один голос утверждают, что действие «греческого огня» было поистине ошеломительным. Историк Никита Хониат пишет о «закрытых горшках, где спит огонь, который внезапно разражается молниями и поджигает все, чего достигает».

Точный рецепт горючей смеси остается загадкой по сей день. Обычно называются такие вещества, как нефть, различные масла, горючие смолы, сера, асфальт и некий «секретный компонент». Предположительно речь шла о смеси негашеной извести и серы, которая загорается при соприкосновении с водой, и каких-нибудь вязких носителей наподобие нефти или асфальта.

Впервые трубы с «греческим огнем» были установлены и опробованы на дромонах — кораблях флота Византийской империи, а потом стали главным оружием всех классов византийских кораблей.

В конце 660-х годов нашей эры арабский флот неоднократно подступал к Константинополю. Однако осажденные, возглавляемые энергичным императором Константином IV, отбили все приступы, а арабский флот был уничтожен с помощью «греческого огня». Византийский историк Феофан сообщает: «В год 673 ниспровергатели Христа предприняли великий поход. Они приплыли и зазимовали в Киликии. Когда Константин IV узнал о приближении арабов, он подготовил огромные двухпалубные корабли, оснащенные греческим огнем, и корабли-носители сифонов… Арабы были потрясены… Они бежали в великом страхе».


В 717 году арабы во главе с братом халифа, сирийским наместником Масламой, подошли к Константинополю и 15 августа предприняли очередную попытку завладеть Константинополем. 1 сентября арабский флот, насчитывавший более 1800 кораблей, занял все пространство перед городом. Византийцы перегородили залив Золотой Рог цепью на деревянных поплавках, после чего флот во главе с императором Львом III нанес неприятелю тяжелое поражение. Его победе в немалой степени способствовал «греческий огонь». «Император подготовил огненосные сифоны и поместил их на борту одно- и двухпалубных кораблей, а потом выслал их против двух флотов. Благодаря Божьей помощи и через заступничество Его Пресвятой Матери, враг был наголову разбит».

То же самое повторилось с арабами в 739, 780 и 789 годах. В 764 году жертвой огня стали болгары…

Есть свидетельства того, что ромеи применяли «греческий огонь» и против руссов.

В 941 году при помощи своего секретного оружия они одержали победу над флотом князя Игоря, который шел походом на Царьград (Константинополь). Ромеи, предупрежденные болгарами, выслали навстречу грозной Руси флот под предводительством Каруаса, Феофана и Варда Фока. В завязавшемся морском сражении русский флот был уничтожен. Не в последнюю очередь благодаря «греческому живому огню». Потушить корабли было невозможно, и русские воины, спасаясь от смертоносного огня, в «бронях» прыгали в море и камнем шли ко дну. Налетевшая буря завершила разгром русского флота.

Минуло без малого сто лет, когда старший сын Ярослава Мудрого, Владимир, в 1043 году с флотом неожиданно подошел к стенам Константинополя. Русские корабли выстроились в одну линию в бухте Золотой Рог, где через несколько дней произошло сражение. По свидетельству Карло Ботта, русские потерпели поражение «от наступивших осенних бурь, греческого огня и опытности византийцев в морском деле».


Однако в другом морском бою того же Владимира Ярославича с флотом ромеев, когда князь возвращался домой, «греческий огонь» никак себя не проявил. Руссы беспрепятственно вернулись в Киев. Не совсем ясно также, по какой причине не применялся огонь и во время знаменитого успешного похода на Византию киевского князя Олега в 907 году… И почему Византия не применяла столь мощное средство против остальных своих противников?

По заявлениям ряда русских и западноевропейских историков, монголо-татары также использовали «греческий огонь». Однако в первоисточниках практически нигде не говорится об эффективности его применения!

Совсем не проявил себя «живой огонь» во время походов Батыя на Русь. На взятие крупнейших городов — княжеских столиц — затрачивалось от трех дней до недели, а такой маленький городок, как Козельск, который без особых хлопот можно было сжечь тем же «живым огнем», семь недель стойко держался против всей Батыевой орды. Победоносное вторжение Батыя в Западную Европу также обошлось без применения «живого огня». Знаменитый Джанибек больше года безрезультатно штурмовал Кафу (современная Феодосия)…

Достаточно подробно описано взятие и разорение Москвы Тохтамышем, но автор «Повести» не упоминает о каком-либо «чудо-оружии» у захватчиков. Знаменитейший азиатский полководец Тимур (Тамерлан) также прекрасно обошелся без чудесного «греческого огня».

Во времена крестовых походов «греческий огонь» был уже широко известен и на Западе, и на Востоке, причем применялся не только в морских, но и в сухопутных боях.

Вообще, горючие материалы употреблялись на Западе, как и на Востоке, и широко распространенным приемом борьбы с метательными машинами противника был их поджог с помощью горящей пакли. Даже на ковре из Байе можно видеть примитивные зажигательные средства, представляющие собой факелы на конце длинных пик, предназначенные для поджога осадных башен и орудий, делавшихся почти всегда из дерева. Во время осады Иерусалима, по словам хронистов, на осаждающих обрушился настоящий поток горючих материалов: «Горожане метали в башни огонь плотной массой, было много горящих стрел, головешек, горшков с серой, маслом и смолой, и многое другое, что поддерживает огонь».

Но «греческий огонь» был более страшен, чем смола или головешки. Есть сведения об этом чудесном «оружии массового поражения» в средневековых испанских хрониках. Они записаны со слов участников похода Людовика IX в святую землю.

В Аравии и в странах Ближнего Востока имелось много нефтяных источников, поэтому арабы легко могли воспользоваться нефтью, ибо ее запасы были просто неиссякаемы. Во время нападения франко-византийцев на Египет в 1168 году мусульмане держали у ворот Каира двадцать тысяч горшков нефти и затем запустили десять тысяч поджигающих камней, чтобы поджечь город и не допустить в него франков.

Знаменитый Саладин таким же образом вынужден был поджечь свой нубийский лагерь, чтобы подавить бунт своей черной гвардии, и действительно, когда восставшие увидели, как загорелась их стоянка, где находилось их имущество, жены и дети, они в панике бежали.

Один свидетель рассказывал, какой эффект был произведен при осаде Дамьетты в ноябре 1219 года «скатертями греческого огня»: «Греческий огонь, текший, как река, от речной башни и от города, сеял ужас; но с помощью уксуса, песка и других материалов его затушили, придя на помощь тем, кто стал его жертвой».

Со временем крестоносцы научились защищаться от «живого огня»; они покрывали осадные орудия шкурами свежеободранных животных и стали тушить огонь не водой, а уксусом, песком или тальком, который издавна использовали и арабы для предохранения себя от этого огня.

Наряду со свидетельствами об ужасном оружии в истории «греческого огня» имеется немало белых пятен и просто необъяснимых ситуаций.

Вот и первый парадокс: как указывал хронист Робер де Клари в своем произведении «Завоевание Константинополя», созданном в начале XIII века, крестоносцы в 1204 году сами — значит, уже знали его секрет? — пытались использовать «греческий огонь» при осаде Константинополя. Однако деревянные башни константинопольских стен были защищены кожами, смоченными водой, поэтому огонь рыцарям не помог. А почему «живой огонь» не применяли ромеи, знавшие его секреты и защищавшие город? Это остается загадкой. Так или иначе, но крестоносцы, блокировав Константинополь с моря и суши, взяли его решительным штурмом, потеряв всего одного рыцаря.

То же самое происходит и в период агонии Византийской империи в 1453 году, когда турки-османы захватили Константинополь. Даже в последних боях за столицу до применения «чудо-оружия» не дошло…

Ведь если существовало столь эффективное оружие, наводившее страх и ужас на противников, почему же оно позже не играло существенной роли в сражениях? Потому что секрет его был утерян?

Стоит задуматься над следующим вопросом: можно ли удержать монополию на какой-либо вид вооружения или боевой техники после того, как его действие наглядно продемонстрировано на поле боя? Как показывает опыт войн — нет. Получается, что это грозное оружие применялось только в тех кампаниях, когда и без него уже были реальные предпосылки для достижения победы — малочисленность войск противника, нерешительный характер его действий, плохие погодные условия и тому подобное. А при встрече с сильным противником армия, обладавшая «чудо-оружием», оказывалась вдруг на грани гибели и почему-то не применяла страшное оружие. Версия об утере рецепта «живого огня» весьма сомнительна. Византийская империя, как и любое другое государство Средних веков, не знало мирных передышек…

Так существовал ли «греческий огонь» вообще?

Вопрос так и остается открытым. В действительности огнеметы в боевых действиях стали применяться только в начале XX века, а точнее, во время Первой мировой войны, причем всеми воюющими сторонами.

А. Зорич

"Греческий огонь" – одна из самых притягательных и волнующих загадок Средневековья. Это таинственное оружие, обладавшее удивительной эффективностью, состояло на вооружении Византии и на протяжении нескольких веков оставалось монополией могучей средиземноморской империи.

Как позволяет судить ряд источников, именно "греческий огонь" гарантировал стратегическое преимущество византийского флота над морскими армадами всех опасных соперников этой православной сверхдержавы Средневековья.

А поскольку специфика географического положения столицы Византии – Константинополя, стоящего прямо на проливе Босфор – подразумевала особую роль морских театров военных действий как для наступления, так и для обороны, то можно говорить о том, что "греческий огонь" несколько веков прослужил своего рода "силами ядерного сдерживания", сохраняя геополитическое статус-кво во всем Восточном Средиземноморе вплоть до взятия Константинополя крестоносцами в 1204 году.

Итак, что же такое "греческий огонь"? Обратимся к предыстории.

Первый достоверный случай выбрасывания зажигательного состава из трубы зафиксирован в битве при Делии (424 г. до н.э.) между афинянами и беотийцами. Точнее сказать, не в самой битве, а во время штурма беотийцами города Делий, в котором укрылись афиняне.

Использованная беотийцами труба представляла собой полое бревно, а горючая жидкость, предположительно, была смесью сырой нефти, серы и масла. Смесь выбрасывалась из трубы с достаточной силой, чтобы заставить гарнизон Делия спасаться от огня и тем самым обеспечить беотийским воинам успех в штурме крепостной стены.

Рис. 1. Античный огнемет с принудительным нагнетанием воздуха (реконструкция).

1 – жерло огневой трубки; 2 – жаровня
3 – заслонка для отклонения воздушной струи; 4 – колесная тележка;
5 – скрепленная железными обручами деревянная труба для нагнетания воздушного потока;
6 – щит для обслуги; 7 – мехи; 8 – рукоятки мехов

В эллинистическую эпоху был изобретен огнемет (см.рис выше), который, однако, метал не горючий состав, а чистое пламя вперемежку с искрами и угольями. Как явствует из подписей к рисунку, в жаровню засыпалось топливо, предположительно древесный уголь. Затем при помощи мехов начинал нагнетаться воздух, после чего с оглушительным и страшным ревом из жерла рвалось пламя. Скорее всего, дальнобойность этого устройства была невелика – метров 5-10.

Впрочем, в некоторых ситуациях эта скромная дальнобойность не кажется столь уж смехотворной. Например, в морском бою, когда корабли сходятся к борту борт, или во время вылазки осажденных против деревянных осадных сооружений противника.



Воин с ручным огнеметным сифоном.

Из Ватиканской рукописи "Полиоркетики" Герона Византийского
(Codex Vaticanus Graecus 1605). IX-XI вв.

Настоящий "греческий огонь" появляется в раннем Средневековье. Он был изобретен Каллиником, сирийским ученым и инженером, беженцем из Гелиополя (совр. Баальбек в Ливане). Византийские источники указывают точную дату изобретения "греческого огня": 673 г. н.э.

"Жидкий огонь" извергался из сифонов. Горючая смесь горела даже на поверхности воды.

"Греческий огонь" был веским аргументом в морских сражениях, поскольку именно скученные эскадры деревянных кораблей представляют собой превосходную цель для зажигательной смеси. И греческие, и арабские источники в один голос заявляют, что действие "греческого огня" было просто-таки ошеломительным.

Точный рецепт горючей смеси остается загадкой по сей день. Обычно называются такие вещества как нефть, различные масла, горючие смолы, сера, асфальт и – обязательно! – некий "секретный компонент". Наиболее адекватным вариантом видится смесь негашеной извести и серы, которая загорается при соприкосновении с водой, и каких-либо вязких носителей наподобие нефти или асфальта.

Впервые трубы с "греческим огнем" были установлены и опробованы на дромонах – основном классе византийских боевых кораблей. При помощи "греческого огня" были уничтожены два больших арабских флота вторжения.

Византийский историк Феофан сообщает: "В год 673 ниспровергатели Христа предприняли великий поход. Они приплыли и зазимовали в Киликии. Когда Константин IV узнал о приближении арабов, он подготовил огромные двухпалубные корабли, оснащенные Греческим огнем, и корабли-носители сифонов... Арабы были потрясены... Они бежали в великом страхе."

Вторая попытка была предпринята арабами в 717-718 гг.

"Император подготовил огненосные сифоны и поместил их на борту одно- и двухпалубных кораблей, а потом выслал их против двух флотов. Благодаря Божьей помощи и через заступничество Его Пресвятой Матери, враг был наголову разбит."

Византийский корабль,
вооруженный "греческим огнем", атакует противника.
Миниатюра из "Хроники" Иоанна Скилицы (MS Graecus Vitr. 26-2). XII в.

Мадрид, Испанская национальная библиотека

Арабский корабль.
Миниатюра из рукописи "Макамат"
(сборник плутовских историй)
арабского писателя Аль-Харири. 1237 г.,
BNF, Париж

Арабский корабль
из другого списка "Макамат" Аль-Харири. Ок. 1225-35 гг.
Ленинградское отделение Института востоковедения РАН

Позднее, в X веке, византийский император Константин VII Порфирогенет, так описывал это событие: "Некто Каллиник, перебежавший к ромеям из Гелиополя, приготовил выбрасываемый из сифонов жидкий огонь, сжегши которым у Кизика флот сарацинов, ромеи одержали победу".

Другой византийский император, Лев VI Философ, приводит такое описание греческого огня: "Мы владеем различными средствами – как старыми, так и новыми, чтобы уничтожить вражеские суда и людей, сражающихся на них. Это огонь, приготовляемый для сифонов, из коих он мечется с громовым шумом и дымом, сжигающий суда, на которые его направляем."

Уничтожение арабского флота при помощи "греческого огня"
под стенами Константинополя в 718 г. Современная реконструкция.

Не вызывает сомнений, что со временем арабы поняли: психологическое воздействие греческого огня куда сильнее, чем его реальная поражающая способность. Достаточно выдерживать дистанцию с византийскими кораблями около 40-50 м. Что и было сделано. Однако "не приближаться" в отсутствие эффективных средств поражения означает "не воевать". И если на суше, в Сирии и Малой Азии, византийцы терпели от арабов одно поражение за другим, то Константинополь и Грецию благодаря кораблям-огненосцам христианам удалось удерживать в течение долгих веков.

Известен и ряд других прецедентов успешного использования "жидкого огня" византийцами для обороны своих морских рубежей.

В 872 году ими было сожжено 20 критских кораблей (точнее сказать, корабли были арабскими, но оперировавшими с захваченного Крита). В 882 году огненосные византийские корабли (хеландии) снова нанесли поражение арабскому флоту.

Также следует заметить, что византийцы с успехом применяли "греческий огонь" не только против арабов, но и против русов. В частности, в 941 г. при помощи этого секретного оружия была одержана победа над флотом князя Игоря, который подошел непосредственно к Константинополю.

Подробный рассказ об этой морской битве оставил историк Лиутпранд Кремонский:

"Роман [византийский император] велел прийти к нему кораблестроителям, и сказал им: "Сейчас же отправляйтесь и немедленно оснастите те хеландии, что остались [дома]. Но разместите устройство для метания огня не только на носу, но также на корме и по обоим бортам".

Итак, когда хеландии были оснащены согласно его приказу, он посадил в них опытнейших мужей и велел им идти навстречу королю Игорю. Они отчалили; увидев их в море, король Игорь приказал своему войску взять их живьем и не убивать. Но добрый и милосердный Господь, желая не только защитить тех, кто почитает Его, поклоняется Ему, молится Ему, но и почтить их победой, укротил ветры, успокоив тем самым море; ведь иначе грекам сложно было бы метать огонь.

Итак, заняв позицию в середине русского [войска], они [начали] бросать огонь во все стороны. Руссы, увидев это, сразу стали бросаться с судов в море, предпочитая лучше утонуть в волнах, нежели сгореть в огне. Одни, отягощённые кольчугами и шлемами, сразу пошли на дно морское, и их более не видели, а другие, поплыв, даже в воде продолжали гореть; никто не спасся в тот день, если не сумел бежать к берегу. Ведь корабли руссов из-за своего малого размера плавают и на мелководье, чего не могут греческие хеландии из-за своей глубокой осадки."

Историк Георгий Амартол добавляет, что разгром Игоря после атаки огненосных хеландий довершила флотилия других боевых византийских кораблей: дромонов и триер.

На основании этого ценного признания можно сделать предположение относительно организационной структуры византийского флота X века. Специализированные корабли – хеландии – несли сифоны для метания "греческого огня", поскольку, надо полагать, считались менее ценными (чем дромоны и триеры), но более конструкционно приспособленными для этой функции.

В то время как крейсерами и линкорами византийского флота были дромоны и триеры – которые сражались с неприятелем в классической для всей эпохи допороховых парусно-весельных флотов манере. То есть посредством тарана, обстрела различными снарядами из имеющихся на борту метательных машин и, если требовалось, то абордажем, для чего располагали достаточно сильными отрядами бойцов.

Византийский дромон.
Современая модель

Византийский дромон.
Современая художественная реконструкция,
по которой выполнена приведенная выше модель

Позднее византийцы использовали "греческий огонь" против русов как минимум еще один раз, в ходе Дунайской кампании князя Святослава, сына Игоря ("Сфендослава, сына Ингора" у историка Льва Диакона). В ходе борьбы за болгарскую крепость Доростол на Дунае византийцы блокировали действия флота Святослава при помощи огненосных кораблей.

Вот как описывает этот эпизод Лев Диакон: "Тем временем показались плывущие по Истру огненосные триеры и продовольственные суда ромеев. При виде их ромеи несказанно обрадовались, а скифов охватил ужас, потому что они боялись, что против них будет обращен жидкий огонь. Ведь они уже слышали от стариков из своего народа, что этим самым "мидийским огнем" ромеи превратили в пепел на Евксинском море огромный флот Ингора, отца Сфендослава. Потому они быстро собрали свои челны и подвели их к городской стене в том месте, где протекающий Истр огибает одну из сторон Дористола. Но огненосные суда подстерегали скифов со всех сторон, чтобы они не могли ускользнуть на ладьях в свою землю."

Использовали византийцы греческий "огонь" и при обороне крепостей. Так, на одной из миниатюр "Хроники" Георгия Амартола из тверского списка (нач. XIV в.), хранящейся в московской Государственной библиотеке имени В.И.Ленина, можно видеть изображение воина с огнемечущим сифоном в руках (слева вверху).

Осада Рима галатами.
"Хроники" Георгия Амартола из тверского списка (нач. XIV в.).

Московская Государственная библиотека им.В.И.Ленина.

"Греческий огонь" применялся и против венецианцев во время Четвёртого крестового похода (1202-1204). Что, впрочем, не спасло Константинополь – он был взят крестоносцами и подвергнут чудовищному разорению.

Секрет приготовления греческого огня хранился в строгой тайне, однако после завоевания Константинополя рецепт изготовления греческого огня был утерян.

Последнее упоминание об использовании греческого огня относится к осаде Константинополя в 1453 году Мехмедом II Завоевателем: греческий огонь тогда применяли как византийцы, так и турки.

После начала массового применения огнестрельного оружия на основе пороха, греческий огонь потерял своё военное значение, его рецепт был утрачен в конце XVI века.