Презентация на тему появление казачества. Презентация - возникновение донского казачества

Cлайд 1

Cлайд 2

Казаки были не только искусными воинами, но и хорошими охотниками, умелыми хлеборобами, рыболовами.

Cлайд 3

Казак скорей умрет, чем с родной земли уйдет. И один в поле воин, если он по-казачьи скроен. Казачья смелость порушит любую крепость. Где тревога, туда казаку и дорога. Казак без коня, что солдат без ружья Казак родился – Отчизне пригодился. Казачье братство милее богатства. У казаков в бою жизнь общая: одного ранило – всем больно.

Cлайд 4

Cлайд 5

А еще силен и крепок казак своей вековой дружбой с конем. Сильнее этой дружбы на всем свете нет. КАЗАК И КОНЬ - ЭТО ОДНО ЦЕЛОЕ, УДИВИТЕЛЬНО ПРОЧНОЕ ЦЕЛОЕ, в особенности в походе и на войне. А посмотрите, каков казак на коне: сидит - не качнется, как прирос, будто родился вместе с конем. Посадка бодрая, живая, гордая, удалая: грудь вперед - колесом, плечи назад, голова запрокинута, шапка на самом затылке.

Cлайд 6

КОНЬ И КАЗАК. Коня и казака не разделяют, Вместе живут и вместе умирают. Казачка коня к казаку подводила И тихо ему пред войной говорила: «На этом коне уезжаешь, казак, На этом коне и домой возвращайся, Поступить ты иначе не можешь никак! Он твоего отца родного Носил в огонь и из огня. Конь боевой всего дороже, И ты, родной, им дорожи. И лучше сам ты ешь похуже, Коня же в холе содержи!» Кинжал не покупали казаки никогда, В бою или по наследству доставался он всегда. И прославился казак не ратным искусством, не военно-боевой удалью, а дивной, чарующей песней, да лихой казачьей джигитовкой.

Cлайд 7

Возрождение казачества – это вовсе не ребячество И не месть, хоть униженных не счесть! Может, в этом есть лихачество, Но ведь здесь и суть казачества: Никому не преклоняться, за родную землю драться, Крепко Родину любить, если надо – защитить! Честно жить, работать дружно – Вот казачеству что нужно! Что жизнь коротка - не беда, В ней можно успеть очень много. Лишь мирно бы солнце светило всегда, Сияло над каждым порогом. Мир дому вашему! Мир краю нашему Живи и процветай, Краснодарский край! Вы, ребята, живите, творите, дерзайте во славу земли русской! НАПУТСТВИЕ. И хорошо, чтоб в наши дни Не только мы с тобой одни Традиции могли беречь, И землю от врага стеречь.

Cлайд 8

Cлайд 9

Cлайд 10

ГЕРБ ст. КАНЕЛОВСКОЙ Атаман Индыло Ф. Участник ВОВ, казак ст. Канеловской СКУБАК Ф. А.

Cлайд 11

Cлайд 12

КАЗАЧЬИ ЗАПОВЕДИ. Каждый член казачьего общества должен знать и следовать главным принципам казачьей нравственности, которая в основе своей имеет нормы христианской морали. 1. ЛЮБИ РОССИЮ, ИБО ОНА ТВОЯ МАТЬ, И НИЧТО В МИРЕ НЕ ЗАМЕНИТ ТЕБЕ ЕЕ; 2. ЧЕСТЬ И ДОБРОЕ ИМЯ ДЛЯ КАЗАКА ДОРОЖЕ ЖИЗНИ 3. КАЗАКИ ВСЕ РАВНЫ В ПРАВАХ. ПОМНИ: "НЕТ НИ КНЯЗЯ, НИ РАБА, НО ВСЕ РАБЫ БОЖИИ!" 4. СЛУЖИ ВЕРНО СВОЕМУ НАРОДУ, А НЕ ВОЖДЯМ 5. ПО ТЕБЕ СУДЯТ ОБО ВСЕМ КАЗАЧЕСТВЕ И НАРОДЕ СВОЕМ 6. ДЕРЖИ СЛОВО. СЛОВО КАЗАКА ДОРОГО 7. ЧТИ СТАРШИХ, УВАЖАЙ СТАРОСТЬ 8. ПОГИБАЙ, А ТОВАРИЩА ВЫРУЧАЙ 9. ДЕРЖИСЬ ВЕРЫ ПРЕДКОВ, ПОСТУПАЙ ПО ОБЫЧАЯМ СВОЕГО НАРОДА 10. БУДЬ ТРУДОЛЮБИВ. НЕ БЕЗДЕЙСТВУЙ 11. БЕРЕГИ СЕМЬЮ СВОЮ. СЛУЖИ ЕЙ ПРИМЕРОМ

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Вдоль реки Дон издавна живут люди, которые называют себя донскими казаками. Сегодня мы поближе познакомимся с традициями и обычаями Донского казачества. Совершим увлекательное путешествие в прошлое и посмотрим, как жили казаки много лет назад.

3 слайд

Описание слайда:

В давние времена многие люди бежали на Дон от тяжёлой жизни. Здесь они селились на свободных землях и становились вольными казаками. Слово "казак" означало "вольный воин». Все казаки служили Российскому государству, охраняя его.

4 слайд

Описание слайда:

Свои поселения казаки располагали так, чтобы враги не смогли незаметно напасть на них. Такие поселения назывались казачьими городками. На первых порах в казачьих городках поселялись только мужчины. Женщины появлялись несколько позднее. Позже городки стали называться станицами.

5 слайд

Описание слайда:

Казачья станица. Станицы состояли из деревянных или саманных (смесь глины с соломой) домов, крытых камышом. В каждой станице обязательно были церковь и школа. Центром была базарная площадь - майдан. Когда нужно было обсудить какой-нибудь вопрос, казаки сходились на Майдане на общее собрание. При этом все становились в большой круг. В середине круга стоял атаман (главный в казачестве), за ним на скамеечках сидели старики, затем женатые казаки, потом неженатые. На кругу решались все важные вопросы.

6 слайд

Описание слайда:

Казачий курень. Дом казака - курень, что означает круглый. На Дону самым простым жилищем была полуземлянка, крытая камышом. Позднее стали строить двухэтажные курени - это спасало от разлива рек. Первый этаж в них - хозяйственный, второй жилой.

7 слайд

Описание слайда:

8 слайд

Описание слайда:

Главная комната казачьего куреня - зало. Курень делился на левую - женскую половину и правую - мужскую. Женщины и дети никогда не входили на мужскую половину. Прямо за входом была самая большая комната - зало, где принимали гостей. Здесь стояла лучшая мебель и лучшая посуда. В левом углу комнаты напротив входа всегда располагалась божница - полка или шкафчик для икон.

9 слайд

Описание слайда:

Спальня в казачьем курене. В долгие зимние вечера хозяйка пряла пряжу, поэтому неотъемлемой частью спальни является прялка. Стены спальни, как и стены зала, были украшены фотографиями, на окнах также были цветы.

10 слайд

Описание слайда:

Кухня в казачьем курене. Отличительной особенностью кухни и всего казачьего жилья была стерильная чистота. Печь подбеливали после каждой стряпни, ведерко с белилами всегда стояло под печкой.

11 слайд

Описание слайда:

Казачья кухня раскрывает особенности быта донских казаков. Казаки, живя рядом с рекой, занимались приготовлением рыбных блюд. Они запекали леща, варили уху, делали рыбные котлеты, пекли пироги с рыбой. Для казаков блюда из рыбы были основой питания. На праздничный стол обязательно подавали фаршированную рыбу. Также рыбу сушили, коптили и вялили. Кроме рыбы казаки очень любили готовить голубцы, холодец, домашнюю лапшу, хлеб, пироги, каши, а еще варили узвар, виноградный морс и квас. Любимым десертом у казаков был арбузный мед. Давняя традиция казаков - вкусно и сытно поесть, да гостей накормить. Не зря у казаков широко известна поговорка: «Как ложкой, так и шашкой». Есть садились три раза в день: завтракать, полудневать и вечерять. Перед тем как сесть за стол, каждый член семьи мыл руки, вытирал их общим для семьи холщовым полотенцем и стоя крестился на икону, произнося при этом в полголоса молитву. Старший в семье резал хлеб над столом на ломти. За столом есть начинали только по знаку старшего.

12 слайд

Описание слайда:

Большую роль в казачьей жизни играли различные промыслы: кузнечное и гончарное дело, обработка дерева и металла, лозоплетение, ткачество, вышивка. С момента рождения казаки закаливали своих детей, оставляя их работать в поле и зимой и летом. С малых лет приучали их к труду: носить воду, ходить за плугом, сторожить в степи лошадей, овец, коров. С пятилетнего возраста девочка могла уже быть нянькой. Также она училась вышивать, шить, вязать на спицах и крючком - это умела каждая казачка. Делалось это в игре: обшивали кукол, а учились на всю жизнь.

13 слайд

Описание слайда:

14 слайд

Описание слайда:

Казачьи семьи. Главой семьи был отец. Он занимался всеми хозяйственными делами: работами, связанными с землёй, с рабочим инвентарём, уходом за домашними животными. Кроме того, он участвовал в казачьих сходах. На плечи матери ложилась вся работа по дому. Под её контролем находилось всё, что было связано с питанием семьи, забота о белье и ремонт одежды. Слово отца в семье было всё равно, что слово атамана для войска, ему следовали беспрекословно. Отец и мать почитались детьми, которые обращались к ним только на «вы».

15 слайд

Описание слайда:

Если в семье рождался сын, это считалось большим счастьем. Но нередко матери роняли слёзы над колыбельками казачат, думая об их судьбе: о том, где и как он может быть ранен или убит. Знакомые, приходившие в дом новорождённого, приносили в подарок стрелу, пулю, лук и даже ружьё. Эти подарки развешивались на стене. Когда у младенца прорезывался первый зуб, отец и мать несли его в церковь на службу, чтобы из сына вырос доблестный и храбрый казак. Потом казачонка сажали на лошадь и обводили вокруг церкви, отец брал казачонка на руки, а крёстный надевал на них портупею с шашкой. Обучение начиналось после праздника первых штанов. С трёх лет казачонка приучали к верховой езде. Обучение было тяжёлым и постоянным. Рукопашному бою учили с трёх лет, передавая особые, в каждом роду хранившиеся приёмы. В 7 лет мальчик последний раз ел детские сладости, после этого со своей постелью переходил на мужскую половину дома, в комнату старших братьев. Они осматривали его одеяло и подушку и выбрасывали их, если они оказывались слишком тёплыми и мягкими. «Учись служить - говорили ему, - ты теперь не дитё, а полказака». С 8-9 лет дети шли в школу, где с грамотой учили историю России, знакомились с военным делом, занимались гимнастикой. Главная подготовка начиналась в 18 лет, когда молодой казак принимал присягу.

16 слайд

Описание слайда:

17 слайд

Описание слайда:

С 17 лет казак - малолетка. Со всех станиц казаки-малолетки собирались в одно место на смотр атаману. Устраивался лагерь, где они показывали своё умение метко стрелять в цель на всём скаку, переплывать через реку вместе с лошадьми и амуницией, демонстрировали сложные трюки. Особой традицией была езда на лошадях. Казаки очень любили и уважали лошадей, с малых лет приучали казачат обращаться с ними, кормить, запрягать и конечно ездить. Порой казачонок «пешком кобыле под брюхом проходил», а сидел в седле не хуже бывалого казака. Казак без коня не проживёт и дня. Казак сам не поест, а коня накормит. Не конь казака красит, а казак - коня. Казак без коня, что солдат без ружья.

18 слайд

Описание слайда:

Костюм казаков. Служебная одежда казака - мундир из синего сукна, шаровары синего сукна с красными лампасами, фуражка или папаха с красным верхом, сапоги. Шапка или фуражка означали принадлежность его хозяина к казачеству. Шапка - продолжение головы. Казак мог продать все, но только не крест, шапку и шашку. В домашнем быту казаки носили полотняную вышитую рубаху, шаровары на сапоги. Как у казаков появились лампасы? Царь наградой жаловал казаков донских Сукном синим баловал воинов лихих. Дал в придачу алого чуточку сукна Не хватило малого, подвела казна. Пошили форму синюю донские казаки, Из алой ткани сделали лампасы на штаны. Остатками в фуражках околыш обвели И сквозь века легенду об этом пронесли.

19 слайд

Описание слайда:

Женская одежда состояла из кофты, юбки и фартука. Кофта была с оборкой, рукав длинный. Юбки шили пышными, украшали кружевами, оборками. Нижняя юбка - обязательная принадлежность женского костюма. Фартуки были праздничные или расхожие (на каждый день). Праздничные украшались узорами. На голове шёлковые платки, на ногах полусапожки. У девушек вместо платков - ленты в волосах. Одежду казаки воспринимали как вторую кожу тела, содержали ее в чистоте и опрятности и никогда не позволял себе носить чужую одежду.

«Казак» означает «вольный », «храбрый, свободолюбивый человек», «удалой воин». Казачество возникло по воле правительства - указом царицы Елизаветы Петровны в 1746 г. для защиты российских границ от кочевников. В казаки были зачислены в основном крестьяне Казаки расселялись по станицам, крепостям и редутам и занимались земледелием и скотоводством Курень делился на левую - женскую половину и правую – мужскую. Прямо за сенцами была самая большая комната – зало, где принимали гостей. Здесь стояла лучшая мебель и посуда. Органы управления казачьим войском Большой Войсковой круг Совет Атаманов Войсковой Атаман Атаманское правление Войсковой штаб Экономический совет Совет старейшин Ревизионная комиссия Казачий круг – общее собрание казаков, которое состоялось на майдане. Майдан - большая площадь, обычно перед церковью Атаман – главный в казачестве. Есаул – помощник атамана. (Атамана и есаулов избирали на казачьем круге на 1 -2 года.) В храмах казаки хранили всё самое ценное: воинские награды, оружие. Это являлось одной из традиций казачества. Шапку они снимают только в церкви, при чтении Евангелия и оголяют шашку на одну треть - это означает, что казак готов защищать честь России. Традиции казаков Рождение мальчика у казаков считалось большим счастьем, так как каждый мужчина при рождении получал земельный надел – «пай». Начиная с двух лет его регулярно сажали на коня, чтобы он привыкал к седлу. При рождении мальчика было принято покупать коня, чтобы они привыкали друг к другу. Авторитет отца и матери самым главным казаки ставили. Крестная мама дочку хозяйству обучала, пока родная - по дому хлопотала. Ну а крестный отец сына военному искусству обучал, чтобы тот был храбрый боец Перед старшими шапки снимали, место уступали, ведь слово старшего - это закон. Уважали и старшую сестрицу, она мать заменяла, возилась с детьми, была мастерицей. Детям, тем, кто баловался мог и посторонний казак надрать уши. Оружие казаков Мужской казачий костюм женский казачий костюм Папаха – головной убор донского казака Кубанка – головной убор кубанского казака Бурка Казакин – у донских казаков Бешмет – у терских и кубанских казаков Башлык у донских казаков – серостального цвета, у кубанских – красного, у терских – синего цвета. Святки Особенно масштабно казаки праздновали Святки, они устраивали массовые гуляния, состязания на лошадях. Девушки ночи посвящали гаданиям. С гаданиями у казачек были связаны почти все празднования. Они не упускали возможности опустить венок на Ивана Купала, покатать яблочко в яблочный спас, для того, чтобы узнать свою судьбу. 14 октября - Покров Пресвятой Богородицы. Праздник казаков всех войск. Отмечается, как день Победы 5,3 тысячи казаков над 150-ю тысячами турок в конце сентября 1641 г. в крепости Азов. Казачьи заповеди. Каждый член казачьего общества должен знать и следовать главным принципам казачьей нравственности, которая в основе своей имеет нормы христианской морали. 1. Люби Россию, ибо она твоя мать, и ничто в мире не заменит тебе ее; 2. ЧЕСТЬ И ДОБРОЕ ИМЯ ДЛЯ КАЗАКА ДОРОЖЕ ЖИЗНИ 3. КАЗАКИ ВСЕ РАВНЫ В ПРАВАХ. ПОМНИ: "НЕТ НИ КНЯЗЯ, НИ РАБА, НО ВСЕ РАБЫ БОЖИИ!" 4. СЛУЖИ ВЕРНО СВОЕМУ НАРОДУ, А НЕ ВОЖДЯМ 5. ПО ТЕБЕ СУДЯТ ОБО ВСЕМ КАЗАЧЕСТВЕ И НАРОДЕ СВОЕМ 6. ДЕРЖИ СЛОВО. СЛОВО КАЗАКА ДОРОГО 7. ЧТИ СТАРШИХ, УВАЖАЙ СТАРОСТЬ 8. ПОГИБАЙ, А ТОВАРИЩА ВЫРУЧАЙ 9. ДЕРЖИСЬ ВЕРЫ ПРЕДКОВ, ПОСТУПАЙ ПО ОБЫЧАЯМ СВОЕГО НАРОДА 10. БУДЬ ТРУДОЛЮБИВ. НЕ БЕЗДЕЙСТВУЙ 11. БЕРЕГИ СЕМЬЮ СВОЮ. СЛУЖИ ЕЙ ПРИМЕРОМ Спасибо за внимание!

Кто такие казаки

  • Средь донских степных полей И кубанских ковылей, Где Кубань и Дон текут Казаки давно живут. Гордый и лихой народ Заслужил себе почет: Храбрость, мужество, отвагу На своих плечах несет. Честью с детства дорожат, Любят холить жеребят, Из лозы корзины вьют, Песни звонкие поют. Память предков охраняют, Веру в Бога почитают, И обычаи свои Сохраняют на Руси.
Поговорки и пословицы Первые поселения на Дону
  • На Дону казаки селились на островах, чтобы враги не смогли незаметно напасть на них. Такие поселения назывались казачьими городками. Для жилья внутри городка казаки сначала строили землянки, а потом дома из дерева и камня. Позже городки стали называться станицами.
Первые казачьи городки
  • Для жилья внутри городка казаки сначала строили землянки,а потом дома из дерева и камня. На первых порах в казачьих городках
  • поселялись только мужчины. Женщины появлялись несколько позже.
Казачий курень Главное помещение в казачьем курене - «зало»
  • Главная комната, зало, всегда готова к приему гостей. Здесь стояла лучшая мебель и была лучшая посуда. В переднем углу этой комнаты (левом напротив входа) располагалась божница (полка или киот, т.е. остекленная рама, шкафчик для икон), имевшая несколько икон в богатых серебряных окладах
Спальня в казачьем курене
  • В долгие зимние вечера хозяйка пряла пряжу, поэтому неотъемлемой частью спальни является прялка. Стены спальни, как и стены зала, были украшены фотографиями, на окнах также были цветы.
Кухня
  • Отличительной особенностью кухни и всего казачьего жилья была стерильная чистота. Печь подбеливали после каждой стряпни, ведерко с белилами всегда стояло под печкой.
Казачьи семьи
  • Большой считалась семья из 13 человек: отец, мать, родители отца, два взрослых сына и семь малолетних детей.
  • Среднее семейство насчитывало
  • от 6 до 9 душ, и малая семья
  • состояла из 4 человек.
  • Главой семьи, конечно, был отец. Он занимался всеми хозяйственными делами: на его попечении были все работы, связанные с землёй, с сельскохозяйственным инвентарём (его покупка и починка), уход за домашними животными. Кроме того, он принимал участие в общественно-политической жизни станицы: участвовал в казачьих Кругах, сходах.
  • На плечи матери ложилась вся работа по дому. Под её неусыпным контролем находилось всё, что было связано с питанием семьи: соблюдение постов, стол праздничный, стол будничный, забота о белье и ремонт одежды.
  • Родители с детства приучали детей к труду и своим отношением ко всему показывали пример. Слово отца в семье было всё равно, что слово атамана для войска, ему следовали беспрекословно. Каждый казак с малолетства знал и всем сердцем хранил Божью заповедь: «Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет и будеши долголетен на Земли». И отец и мать почитались детьми, которые обращались к ним только на «вы».
Орудия труда казака Большую роль в казачьем быту играли различные промыслы и ремесла: кузнечное и гончарное, обработка дерева, лозоплетение, ткачество, вышивка, обработка металла.
  • Большую роль в казачьем быту играли различные промыслы и ремесла: кузнечное и гончарное, обработка дерева, лозоплетение, ткачество, вышивка, обработка металла.
  • Казачьи ремёсла
  • С петровской эпохи казаки начали заниматься виноградорством и виноделием. Высочайшими мастерами были донские виноделы. Первое русское шампанское изготовлено на Дону!
Во все времена казаки были преданными и смелыми защитниками своей Родины. В 1737 году царица Анна Иоанновна повелела в этих землях создать войско для охраны Российских рубежей. За доблестную службу ни раз казаки были отмечены наградами. Кроме того, в подарок казакам было пожаловано сукно синее и красное. Так появилась у Донских казаков сине- красная форма.

Существует несколько версий возникновения
казачества. По неофициальной версии (которая
настаивает на том, что казачество является военным
сословием в составе России, с чем не согласно само
казачество, считая свои корни более древними и что
является причиной для споров уже много веков)
первоначальной родиной казачества считается линия
пограничных со степью русских городов-крепостей,
шедшая от средней Волги на Рязань и Тулу, потом круто
переламывающуюся на юг и упирающаяся в Днепр по
черте Путивля и Переясвлава.

Казаки являлись народной самообороной, нацеленной
на защиту мирного населения от постояных набегов
вооружённых банд татарского происхождения. Этим
людям, постоянно сталкивающимися в степи с
татарскими воинами и было присвоено тюркское
название казаки, потом распространившуюся на
вольных людей и в северной Руси. Древнейшее
известие о казачестве говорит о казаках рязанских,
оказавших своему городу услугу в столкновении с
татарами в 1444. В 16 веке городовые казаки, и прежде
всего рязанские стали оседать военно-промысловыми
артелями в открытой степи, в области верхнего Дона.
(В. О. Ключевский, «Курс русской истории»

Казачество обязано также своим
возникновением имеющейся во
время монголо-татарского ига
«живой дани», то есть людьми,
которых русские княжества
поставляли в орду для пополнения
монгольских войск. И само слово
казак имеет тюркское
происхождение, означающее
лёгкую конницу. Монголы лояльно
относились к сохранению
поданными своих религий, в том
числе и людьми, входившими в их
войсковые подразделения.

После развала единого монгольского
государства оставшиеся и осевшие на его
территории казаки сохранили войсковую
организацию, но при этом оказались в полной
независимости и от осколков былой империи,
и от появившегося на Руси Московского
царства. Беглые же крестьяне лишь пополняли,
но не были корнем возникновения войск. Сами
казаки всегда считали себя отдельным народом
и не признавали себя беглыми мужиками

В московском государстве XVI и XVII вв. казаки
находились в составе сторожевой и станичной
служб, что охраняли пограничные территории от
разорительных набегов крымских татар и ногаев.

Казачьи общины («войска́»)
стали образовываться и на
территории Московского
царства XVI и XVII вв. из состава
сторожевой и станичной служб,
что охраняли пограничные
территории от разорительных
набегов крымских татар и
ногаев. Однако старейшим из
всех казачьих формирований по
официальной версии считается
Запорожская Сечь, основанная
во второй половине XVI века на
территории нынешней Украины.

Часть запорожцев ушла за Дунай, на территорию,
принадлежащую тогда Турции, и основала
Задунайскую Сечь, часть сохранила казачий статус,
но была переселена на Кубань, в результате чего
возникло Кубанское казачье войско.

Казачьи войска принимали активное участие в
освоении Кавказа, Сибири (экспедиции Ермака) и
Дальнего Востока. В 1645 сибирский казак Василий
Поярков проплыл по Амуру, вышел в Охотское
море, открыл Северный Сахалин и вернулся в
Якутск.

В 1648 сибирский казак Семён Дежнёв проплыл из
Ледовитого океана (устье Колымы) в Тихий (устье
Анадыря) и открыл пролив между Азией и
Америкой.
В 1697-1699 сибирский казак Владимир
Васильевич Атласов (1661-1711) исследовал
Камчатку.

Казачество на протяжении веков являлось
универсальным родом вооруженных сил. Про казаков
говорили, что они рождались в седле. Во все времена
они считались великолепными наездниками, не
знавшими себе равных в искусстве джигитовки.
Военные специалисты оценивали казачью конницу как
лучшую в мире легкую кавалерию. Воинская слава
казачества укрепилась на полях сражений в Северную и
Семилетнюю войны, во время Итальянского и
Швейцарского походов А. В. Суворова 1799.

Особенно отличились казачьи полки в
наполеоновскую эпоху. Возглавляемые
легендарным атаманом М. И. Платовым
иррегулярное воинство стало одним из главных
виновников гибели наполеоновской армии в
России в кампании 1812, а после заграничных
походов русской армии, по словам генерала А.
П. Ермолова, «казаки стали удивлением
Европы». Без казачьих сабель не обошлась ни
одна русско-турецкая война 18-19 веков

«Для того казак родится, чтоб царю на службе
пригодиться» - гласит старинная казачья
поговорка. Его служба по закону 1875
продолжалась 20 лет, начиная с 18-летнего
возраста: 3 года в подготовительном разряде, 4
на действительной службе, 8 лет на льготе и 5 в
запасе. На службу каждый являлся со своим
обмундированием, снаряжением, холодным
оружием и верховой лошадью. За подготовку и
несение воинской службы отвечала казачья
община

. Главным собственником земли выступало
государство, которое от имени императора
отводило казачьему войску завоеванную кровью их
предков землю на правах коллективной
(общинной) собственности. Полученную землю
войско, оставив часть на войсковой запас, делило
между станицами

. В 19 веке основным хозяйственным занятием
казачества стало земледелие, хотя в разных
войсках имелись свои особенности и
предпочтения, например, интенсивное развитие
рыболовства как основной отрасли в Уральском, а
также в Донском и Уссурийском Войсках, охота в
Сибирском, виноделие и садоводство на Кавказе,
Дону и т. д.

Казаки нередко выступали
против центральной власти
(примечательна их роль в
русской Смуте, в восстаниях
Разина и Пугачева, возникших
по причине постоянного
урезания государством прав и
свобод казачества, нарушении
устоев и традиций), однако с
ХХI в. до Октябрьской
революции они в основном
выполняли роль защитников
Российской государственности
и опоры царской власти.

После революции казачьи войска были
расформированы, так как они по большей части
приняли сторону белого движения. В годы
гражданской войны казачье население подверглось
массовым репрессиям.

Во время Второй мировой войны в составе Красной
Армии сражались 4-й гвардейский Кубанский
казачий кавалерийский корпус, 5-й гвардейский
Донской казачий кавалерийский корпус,
казачество в составе РККА, конномеханизированные группы, пластунские дивизии,
казацкие сотни и отряды ополченцев.

2 августа 1942 года близ станицы Кущевской 17-
й кавалерийский корпус генерала Н. Я.
Кириченко в составе 12-й Терско-Кубанской, 13й Кубанской и 116-й Донской казачьих дивизий
остановил наступление крупных сил Вермахта,
продвигающихся от Ростова на Краснодар.
Казаками были уничтожены до 1800 солдат и
офицеров, взяты в плен 300 человек, захвачены
18 орудий и 25 минометов.

С 1943 года происходило объединение
казачьих кавалерийских дивизий и
танковых частей, в связи с чем
образовывались конномеханизированные группы. Лошади
использовались в большей степени
для организации быстрого
перемещение, в бою казаки были
задействованы в качестве пехоты. Из
кубанских и терских казаков так же
было сформированы пластунские
дивизии. Из числа казачества, 262
кавалериста получили звание Героя
Советского Союза, 7 кавкорпусов и 17
кавдивизий получили гвардейские
звания

С 1989 года предпринимаются попытки возрождения казачества

В 1996-1998гг. в государственный реестр были
внесены 10 войсковых, 3 окружных, 4 отдельских
казачьих общества, в том числе: Волжское,
Сибирское, Иркутское, Забайкальское, Терское,
Уссурийское, Енисейское, Оренбургское,
Кубанское войсковые казачьи общества, а также
казачье общество «Всевеликое войско Донское».

3 июля 2008 года Президентом РФ была принята «Концепция государственной политики в отношении российского казачества»

Согласно концепции,
«казаки активно
содействуют решению
вопросов местного
значения, исходя из
интересов населения и
учитывая исторические
и местные традиции».