Познавательная программа для школьников свет. «Семь чудес России» (познавательно-развлекательная программа для школьников)

Подготовка:

Так как игра рассчитана на детей, возраст которых 7-10 лет, желательно заранее провести с ними беседу о вреде курения и употребления спиртных напитков. Затем необходимо позаботиться о том, чтобы были сформированы 2 команды по 7 человек. Еще желательно приготовить заранее карточки с буквами (А-Л-К-0-Г-О-Л-Ь и К-У-Р-Е-Н-И-Е), 2 листа ватмана, фломастеры, листочки с кроссвордом.

Ведущий: Алкоголь и никотин - извечные и коварнейшие враги человечества. Значительная его часть находится в рабстве у этих веществ, недаром называемых дурманом, зельем, отравой. Наверное, вы не раз слышали от взрослых - родителей и учителей - о вреде курения и употребления спиртных напитков. И не раз убеждались, что некоторые взрослые подвержены этим вредным привычкам.

Пьяницы составляют незначительную часть общества, но нам приходится вести о них разговор, потому что они портят жизнь не только себе, но и окружающим. Алкоголизм пагубно сказывается на воспитании детей, разрушает семьи. Из-за злоупотребления алкоголем в человеке развивается грубость, эгоизм. Пьяницы теряют человеческий облик, становятся нарушителями закона и общественного порядка. Спирт разрушает здоровье, расслабляет волю, лишает человека профессии, уродует потомство, ведет к деградации личности и преступности. Пьяницами, как и курящими, не рождаются. Ими становятся люди, которых вовремя не остановили руку, протянутую к сигарете и рюмке. И поэтому в нашей игре речь пойдет о вредных привычках.

А начнем мы с приветствия команд.

(каждая команда демонстрирует свою эмблему, название, девиз).

Игру будет оценивать строгое жюри. (Представление жюри).

I конкурс

Начинаем мы с разминки.
(Детям предлагается кроссворд, который ничего общего с темой игры не имеет, но необходим для того, чтобы включить детей в игру, сконцентрировать их внимание)
По горизонтали:
2. На сучках висят шары - посинели от жары. (Слива)
4. Не вода, не суша - на лодке не уплывешь и ногами не пройдешь. (Болото)
6. В доме комната гуляет, никого не удивляет. (Лифт)
7. Днем слепа, ночью зряча, мышей ловит, а не кот. (Сова)
8. Белый камушек растаял, на доске следы оставил. (Мел)

По вертикали:
1. Есть и корешок, есть и шляпка, а не гриб. (Зонт)
2. Один костер весь мир согревает. (Солнце)
3. Красный цвет, винный вкус, каменное сердце. (Вишня)
5. Сидит Пахом на коне верхом, книги читает, а грамоты не знает. (Очки)
6. В шубе летом, а зимой раздетый. (Лес)

II конкурс

Ведущий : - Второй наш конкурс называется "Непослушные буквы".

Каждая команда получает по набору карточек с буквами из которых за 30 секунд необходимо составить слово. (Слова на карточках: А-Л-К-0-Г-О-Л-Ь, К-У-Р-Е-Н-И-Е).

Ведущий :Молодцы ребята! Вы отлично справились с заданием. А теперь я вам буду задавать вопросы, на которые вам надо будет дать полный ответ:


  1. Какой сильнейший яд содержится в одной сигарете? (Никотин)

  2. Какими заболеваниями чаще всего страдают курящие? (Легочные заболевания, рак)

  3. По каким внешним признакам можно определить курящего человека? (Морщины на лице, пальцы и зубы становятся желтовато-коричневыми)

  4. Какой вред приносит употребление спиртных напитков?
Ведущий : - Вы все очень хорошо отвечали на вопросы, и поэтому мы переходим к следующему заданию, которое называется "Продолжи рассказ".

III конкурс

(Детям зачитывают рассказ, но не до конца, затем предлагают детям его продолжить. Когда выслушаны представители от обеих команд, ведущий зачитывает окончание рассказа). Старый дом пуст. Скоро его снесут. Здесь и расположились ребята: пятиклассник Миша, третьеклассники Саша и Илюша. Миша, худой высокий мальчик, достал пачку сигарет. Он ловко ударил по коробочке. Выскочила одна сигарета. Сигарета смотрела в сторону Саши. Саша тремя пальцами взял сигарету. Миша щелкнул второй раз. Вторая сигарета была направлена в сторону Илюши. (На этом месте рассказ прерывается).

Илюша (...) покачал головой.

Не буду. Я пойду...

Миша презрительно усмехнулся.

Эх, ты, маленький, боишься, мама ремня даст. Кури. Никто не узнает.

Меня не бьют, - тихо сказал Илюша, - я не боюсь, не хочу. Мой дед курит, никак бросить не может, мучается. Я пойду.

Ты не сердись, я тоже не буду, - проговорил Саша, протянул Мише сигарету и тотчас побежал догонять Илюшу.

Ведущий : - Почему люди курят? Одни не знают, что это вредно. Другие знают о вреде, а все-таки пробуют. Собираются мальчики: двое закуривают, а третий боится показаться маленьким перед товарищами, и, хотя ему противно, тоже берет сигарету. Не каждый может проявить характер, как Илья. А мы переходим к следующему конкурсу. Он называется "Аукцион пословиц".

IV конкурс

(В этом конкурсе называются пословицы о вредных привычках. Команды называют пословицы по очереди)

Ведущий : - Следующий наш конкурс называется "Перекрестный поединок".

V конкурс

Командам предлагается слово "НИКОТИН". Необходимо из букв, входящих в это слово, составить как можно больше других слов (имен существительных в именительном падеже).

Ведущий : - Переходим к последнему нашему конкурсу, который называется "Нарисуй-ка".

(Командам предлагается нарисовать плакат о вреде курения или употребления алкоголя).

Ведущий : - Спасибо вам, ребята! Наша игра закончена. Надеюсь, что знания, полученные в ходе нашей игры, помогут вам в дальнейшей жизни и уберегут вас от вредных привычек.

Путешествие в страну здоровья

Игра по станциям с участием волонтеров либо один ведущий и паровозиком по кругу под музыку.

Цель - формирование у учащихся представлений о негативных последствиях влияния наркотиков на физическое и социальное здоровье человека, приобщение к здоровому образу жизни.

Подготовка: игра рассчитана на детей в возрасте 7-11 лет, поэтому желательно заранее провести с ними беседу о вреде курения и употребления спиртных напитков.

Если по станциям - заранее расформировать класс на 5 команд по 4-5 человек. Выбрать капитана, придумать название команды. Подготовить маршрутные листы. Подготовить руководителей станций - волонтеров.

Ход игры:


  1. Вступительное слово ведущего.

  2. Раздача маршрутных листов. Объяснение правил игры.

  3. Представление команд.

  4. Движение по станциям.
СТАНЦИЯ МЕДИЦИНСКАЯ

Вы часто слышали от родителей быть здоровым, подумайте, что полезно для вашего здоровья, а что нет:
Полезно Вредно

Дети называют, ведущий записывает. А теперь я вам буду задавать вопросы, на, которые вам нужно дать полный ответ (вопросы по здоровью).

СТАНЦИЯ ЛИТЕРАТУРНАЯ

Скажите, знаете ли вы русские народные пословицы о вреде табака и алкоголя?

У меня тут не послушные буквы помогите мне их разложить (курение - легкие, алкоголь - печень), (не кури - это вредно, будь здоров).

СТАНЦИЯ МАТЕМАТИЧЕСКАЯ

Какие вы знаете, сказки, мультики, где герои курят? (Ну - погоди!)

Давайте сосчитаем, сколько денег нужно волку на его развлечения?

1 пачка - 10 рублей, в день волк курит 1 пачку, сколько денег нужно волку в год.

Здесь вам нужно нарисовать плакат - "Какой я вижу мир"

Лист напополам: на одной мир без вредных привычек, на другой с ними. Обсудить с детьми все плюсы.

СТАНЦИЯ СПОРТИВНАЯ

Какие вы знаете виды спорта? Какими занимаетесь? А хотели бы заняться?

Под музыку выполняют комплекс упражнений.
СТАНЦИЯ ТЕАТРАЛЬНАЯ

Театр - экспромт. Выбираются актеры: волк - курильщик, заяц - спортсмен, лиса - не определившаяся. Обыгрывают, обсуждение - кто понравился, кто нет, что грозит волку.
СТАНЦИЯ ПРАВОВАЯ

Хочу познакомить Вас с федеральным законом об ограничении курения табака. 01.01.2002 закон вступил в силу. Зачитывается закон.
СТАНЦИЯ ПОДАРОЧНАЯ

Составление пожеланий друг другу. Можно "быстрые" поделки.


  1. Подведение итогов.

  2. Награждение.

Сказка о Лисе, Волке и Зайце.

Для младшего школьного возраста

Встретились однажды волк-курильщик, лиса-алкашка
И заяц-спортсмен по имени Степашка.
Волк сказал лисе и зайцу:
«Я знаю, где добыть большие яйца.
А то после вчерашнего денька
Головка моя болит слегка.
Потому что мы с лисою
Водку пили с колбасою».
А Степашка бросил пить,
Всех хотел отговорить.
Ведь известно всем давно:
Водка – это только зло.
Да и впрочем воровать
Лисе и волку не подстать.

Волк:
«Ну, что, косой, идешь ты с нами
За вкусными и жирными курями?»

«Так и быть» - сказал зайчишка
«Может быть, я и трусишка,
Но с друзьями я пойду,
У сарая постою».

Шли они в деревню ночью,
Им поесть хотелось очень.
И нашли в курятник дверь,
Что же делать им теперь?

Волк лисе: «Ну, что, вперёд!

Тебе, конечно, повезёт.
Я с тобой, твой верный друг,
Свистну, если что вокруг.
Ну а ты, Степашка, стой,
Сторожи сарай с косой!»

Заяц первый убежал,
Так как деда увидал.
И оставил он косу
Возле пасеки в лесу.

Волк, пронюхав, что бабуля
Закричала вслед дедуле:
«Кеша, ты лови волка,
Будет шубка хороша!»
Он рычит хмельной лисице:
«Сматываем удочки, сестрица!»
Не дождавшийся ответа,
Он уснул там с сигаретой.
А лиса хотела есть,
Не могла с насеста слезть.

Суть этой сказки такова:
В любом деле нужна трезвая голова!

Сказка про медвежонка Бамси.

(сказка для учащихся младших классов по формированию

здорового образа жизни)
В большом сосновом бору жил-был сильный и умный бурый медведь. Звали его Бамси. Жил он с мамой и папой, которые его любили и выполняли все желания медвежонка. Шли годы, Бамси вырос и стал чаще гулять по лесу с лесными зверюшками.
Однажды медвежонок возвращался домой с прогулки и встретил злого, хитрого серого волка. Волк был непослушным зверёнком, никогда не слушался маму и папу, курил, а иногда и пил. Маленькие зверята всегда боялись серого. Волк предложил Бамси попробовать курить: «Ты будешь властным, тебя будут все бояться». Волк убеждал медвежонка, а тот, боясь отказаться, согласился попробовать. Волк обещал Бамси брать его с собой гулять, говорил, что будет защищать его ото всех забияк леса. Бамси чаще стал гулять с волком, стал курить, пить. Не соблюдал режим дня, плохо кушал. Через несколько месяцев от прежнего Бамси не осталось и следа. Он похудел, осунулся. Шерсть его свалялась, стала грязной. С Бамси перестали общаться лесные звери, а с глупым волком ему самому надоело общаться. Бамси просил прощенья у своих друзей, но при этом понимал, что они ему уже не доверяют так, как прежде. Бамси уже отчаялся вновь подружиться с лесными зверятами. Но однажды он встретил свою старую знакомую мышку - норушку. Она понимала своего друга и сказала ему: «Бамси, ты должен перебороть тягу к курению, ты должен стать таким же здоровым и весёлым. А мы, твои друзья, тебе обязательно поможем!»

ВОКРУГ СВЕТА

ИГРОВАЯ ПРОГРАММА ПО СТАНЦИЯМ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

По станциям путешествуют команды от 3 до 10-12 человек. Количество команд должно равняться количеству станций. На каждой станции стоит ведущий (педагог-организатор). Командам на старте выдается маршрутный лист с указанием всех станций и маршрута движения. Команда с выбранным капитаном строго следует по маршруту, выполняя задания на станциях.
На каждой станции ее ведущий дает команде жетоны или отмечает в маршрутном листе выполнение заданий. После того, как команды обежали все станции, производится подсчет жетонов или баллов и награждается команда-победительница.

  • Игровые программы по станциям рассчитаны на детей из лагерей дневного пребывания и обычно проводятся в парках.

Станция № 1

«Кругосветка»

Конкурсные игровые задания:

«Части света»

Вспомнить и назвать части света (Америка, Африка, Азия, Европа, Австралия, Антарктида).
Перед вами два полушария земного шара. Выбрав карточку, назовите то, что на ней изображено, и поместите ее в ту или иную часть света (разложите на карте полушарий).

«Столица»

Столица - это главный город государства, город, в котором находится правительство.
Команда распределяет карточки с буквами алфавита между всеми участниками. На каждой карточке одна буква алфавита.
Ведущий задает вопрос: «Столица России?».
Дети пишут ответ, выстраиваясь по буквам:

М
О
С
К
В
А

Франция - Париж

Китай - Пекин

Испания - Мадрид

Белоруссия - Минск

Афганистан - Кабул

Мексика - Мехико

Вьетнам - Ханой

Австралия - Сидней

Турция - Стамбул

Болгария - София

Венгрия - Будапешт

Сербия - Белград

Станция № 2

«Госпожа валюта»

Конкурсные игровые задания

  • Предлагаются 2 конверта с карточками. В одном конверте список из названий валют, в другом - названия стран мира. Разложить на соответствие.
Великобритания Фунт стерлингов
Италия Евро (лира)
Германия Евро (марка)
США Доллар
Франция Евро (франк)
Израиль Шекель
Австралия Австралийский доллар
Украина Гривна
Япония Йена
Венгрия Евро (форинт)
Испания Евро (песета)
Болгария Евро (лев)
Швеция Крона
Бразилия Реал
Аргентина Песо
Португалия Эскудо
Нидерланды Гульден
Китай Юань
Индия Рупия
Монголия Тугрик
Азербайджан Манат
Венесуэла Боливар
Тунис Динар
Корея Бона
Перу Соль
Эфиопия Бырр
Таиланд Бат
Замбия Квача
Молдавия Лей
Узбекистан Сум
Гана Седи
Бангладеш Така
  • Нарисуйте эскиз валюты мелом, как вы себе ее представляете. Оценивается оригинальность, юмор, композиционное расположение деталей, разнообразие, наличие символа. Предлагаются такие валюты: бырр - Эфиопия, квача - Замбия, вон - Корея, така - Бангладеш.

Станция № 3

«Почтальон»

Нарисованы 2 плаката - табло с окончаниями названий городов. Дети, пришедшие на станцию, делятся на 2 команды. Капитаны команд получают сумки с табличками с начальными слогами названий городов. По очереди (эстафета) дети бегут, беря одну карточку - «Письмо» из сумки, и кладут на табло, чтобы совпало название города, возвращаются и передают сумку дальше по команде. Кто правильно и быстро?

Когда команды справятся с заданием, пусть попробуют назвать страну, в которой расположен тот или иной город.

  • Тула (Россия);
  • Рига (Латвия);
  • Лима (Перу);
  • Кито (Эквадор);
  • Сана (Йемен);
  • Каир (Египет);
  • Сочи (Россия);
  • Дели (Индия);
  • Киев (Украина);
  • Баку (Азербайджан);
  • Осло (Норвегия);
  • Вена (Австрия);
  • Сеул (Корея);
  • Чита (Россия).

Станция № 4

«Игры народов мира»

1. «По кругу» (Норвежская игра)

Играющие берутся за руки и становятся спиной к центру, затем опускают руки. Двум из них, стоящим на противоположных сторонах круга, дают по маленькому кубику, которые они по сигналу передают соседу в одну сторону. Они стремятся как можно быстрее их передавать, но наступает момент, когда один кубик догоняет другой. Тот, у кого в руках оказались 2 кубика, считается проигравшим и выбывает из игры. После этого игра возобновляется.
Передавать предметы можно, стоя лицом к центру или попеременно: одному - лицом к центру, другому - спиной.

2. «Джакып» (Турецкая игра)

Группа детей пытается сложить друг на друга 4 предмета (кубики), ведущий должен останавливать, осалив игроков мячом. Когда предметы сложены, игра завершена.

3. «Круговой обстрел» (Самарская лапта)

Игра проводится на травяной лужайке. Все участники стоят по кругу и передают волейбольным пасом (сверху или снизу) друг другу волейбольный мяч. Тот, кто совершил ошибку при приеме мяча или неточно послал мяч, садится в центр круга. Игроки, разыгрывающие мяч по кругу, время от времени сильным ударом посылают его в сидящих. Если мяч не пойман и отскочил от сидящего, он снова вводится в игру. Если же игрок не попал мячом в сидящих, он сам занимает место рядом с ними.
Круговой «обстрел» продолжается до тех пор, пока один из сидящих не поймает мяч с воздуха в руки. Тогда все встают и занимают места по кругу, а в середину идет игрок, пробивший мяч партнеру в руки.

4. «Поймай палки!» (Тувинская забава)

Поставьте перед собой на пол вертикально две палки одинаковой длины, опираясь на них ладонями. Отпустите палки и, повернувшись кругом, попробуйте схватить их. прежде чем они упадут на землю.

Станция № 5

«Флора и фауна мира»

Задания

  1. Деревья нашей полосы. Какой лист принадлежит какому дереву?
  2. Угадай, о каком растении идет речь.
  3. Узнай и назови на открытках растения.
  4. Узнай и назови на открытках животных.
  5. Вопросы о животных моря.

Морские животные

  1. Кораллы - это животные или растения? (Животные)
  2. Что такое коралловые рифы? (Это скелеты животных.)
  3. Какое животное в море самое умное? (Дельфин)
  4. Какое животное самое большое? (Синий кит)
  5. Чем питается кит? (Планктоном - взвесью простейших растений и животных.)
  6. Какие рыбы в своих названиях сравниваются с инструментами и оружием? (Рыбы - меч, пила, молот, игла, сабля.)
  7. Какого головоногого моллюска люди употребляют в пищу? (Кальмар)
  8. Как мы называем растение ламинарию, в котором много йода (мы его употребляем в пищу в виде консервов)? (Морская капуста)

Разделы: Внеклассная работа

Цель: активизация познавательной деятельности учащихся.

Задачи.

  • Расширить представления детей о космосе и космонавтике.
  • Развить творческие способности учащихся путём использования игровых элементов
  • Организовать соревновательную деятельность между командами
  • Привить потребность к соблюдению здорового образа жизни
  • Создать активное взаимодействие учащихся в команде

2 слайд.(щёлкнуть мышкой на “скрепку”)

Выходит группа чтецов под муз.сопровождение “Марш космонавтов”

1-й ученик.

Стал космос нашей жизни частью,
Для космонавтов он, как дом.
Мы поздравляем с этим днем,
Когда по звездным перегонам
Промчался русский человек,
И, в красоту Земли влюбленный,
Прославил Родину навек.

2-й ученик.

Мы, конечно о подвиге Юрия знаем.
И сегодня, как было, как есть и как будет,
С добрым праздником от всей души поздравляем.
Мир героев своих никогда не забудет.

3-й ученик.

Сказал “поехали” Гагарин,
Ракета в космос понеслась.
Вот это был рисковый парень!
С тех пор эпоха началась.
Эпоха странствий и открытий,
Прогресса мира и труда,
Надежд, желаний и событий,
Теперь все это – навсегда.

4-й ученик.

Наступят дни, когда пространство
Кто хочет, сможет бороздить!
Хоть на Луну, пожалуйста, странствуй!
Никто не сможет запретить!
Вот будет жизнь! Но все же вспомним,
Что кто-то первым полетел...
Майор Гагарин, парень скромный,
Открыть эпоху он сумел.

Ведущий: Загадочный мир звезд и планет с давних времен притягивал к себе внимание людей. Но ближе и доступнее он стал только с проникновением человека в космическое пространство. Наши ребята тоже очень любят смотреть на звезды и очень мечтают стать космонавтами и сегодня они вам об этом расскажут.

Выходят учащиеся с подготовленными сообщениями

4 слайд

5 ученик: В 1961 году героический космонавт Юрий Алексеевич Гагарин первым слетал в Космос. Люди давно мечтали освоить космическое пространство. Они долго думали над тем, чтобы построить космический корабль, чтобы полететь выше звезд. Люди мечтали узнать небо, а не просто поставить рекорды высоты. Нужны были глаза, способные видеть сквозь тысячи километров, нужны были уши, способные слышать во Вселенной, нужны были руки, способные управлять точкой – кораблем, затерянным в бесконечности мирового пространства.

Глаза создали “локаторщики”.

Уши – “радиоконструкторы”.

Руки – “специалисты по автоматике”.

6 ученик: В общую работу включились новые тысячи изобретательных умов и новые сотни тысяч умелых, талантливых рук... И вот создали космические корабли, и полетели в Космос.

7 ученик: Но прежде чем полетел знаменитый космонавт Юрий Алексеевич Гагарин 3 ноября 1957 года в безжизненном, холодном, всегда черном пространстве космоса забилось живое сердце. В герметической кабине спутника жила, дышала, летела над миром собака Лайка. За Лайкой полетели другие собаки.

8 ученик: Вслед за Лайкой, последовали Белка и Стрелка. Также полетели морские свинки, обезьяны, попугаи, мыши, кролики – все они честно послужили великой мечте.

108 минут проведенные Юрием Алексеевичем Гагариным в космосе, открыли дорогу другим исследователям космического пространства.

Ролик о Ю.Гагарине (Слайд 6-щелкнуть мышкой по угловому значку)

Ведущий : Пройдут годы, будет создан грандиозный общечеловеческий музей завоевания космоса, и в одном из залов этого музея обязательно поставят памятник четвероногим друзьям космонавтов – самоотверженным и преданным.

Ведущий: Ребята, в космос могут летать не только мужчины, но и женщины. А первую женщину космонавта зовут Валентина Терешкова. (Слайд)

С тех пор много космонавтов разных стран побывали в космосе. Не только космонавты нашей страны, но и американцы, японцы, китайцы, французы. Раньше в космос летали только очень подготовленные и образованные космонавты. А сегодня, представляете ребята, в космос можно слетать, как в туристический поход сходить может любой гражданин.

О космосе мечтают все мальчишки,
О космосе они читают книжки.
На небе звезды изучают,
Стать космонавтами мечтают.

Сегодня у вас есть такая возможность. Вы согласны отправиться в полет? А фантазия и знания помогут нам. Давайте проверим, готовы ли вы к героическому полету к планетам галактики. Владеете ли вы хорошей физической подготовкой и необходимыми знаниями. И нужны ли такие качества как смелость, выносливость, находчивость, любознательность, сообразительность настоящему космонавту?

В полёте каждый космонавт должен выполнять специальные космические правила. Я буду говорить начало правила, а вы должны все вместе его продолжить. Итак...

– Космонавт, не забудь...

– В далёкий космос держишь путь.

– Главным правилом у нас...

– Выполнять любой приказ.

– Космонавтом хочешь стать...

– Должен много, много знать.

– Любой космический маршрут...

– Открыт для тех, кто любит труд.

– Только дружных звездолёт...

– Может взять с собой в полёт.

– Скучных, хмурых и сердитых...

– Не возьмём мы на орбиту.

И пусть это не настоящий космический полет, но ведь, возможно, наши сегодняшние "космонавты" через 10-15 лет поведут корабли к другим планетам или будут создавать эти космические ракеты.

В космос сегодня мы запустим 3 экипажа. На протяжении всего полета за их работой будет наблюдать Центр управления полетом (жюри), который в конце нашего путешествия даст оценку готовности экипажей к настоящему полету к звездам.

Впереди вас, как и настоящих космонавтов, ждут космические задания и неожиданности. Будьте готовы к ним.

Девизом нашего полета сегодня станут слова “В космос всем открыта дверь, ну-ка сам себя проверь.”

Представление команд

1-й этап.“ Кто быстрее построит корабль!”

Чтобы лететь, нам нужен космический корабль.

- Задание : Дети складывают из отдельных деталей конструктора макет космического корабля.

Итак, космические корабли и экипажи готовы к запуску. Я объявляю старт.

2-й этап. “Займи своё место”

Каждый экипаж должен как можно быстрее занять свои места. Для этого каждый участник команды должен пройти через люк космического корабля. (Каждой команде дается по обручу. Команды выстраиваются в шеренги. Первый участник проходит через обруч, передает его другому и т. д. до конца.)

Итак, экипажи заняли свои места в космических кораблях.

3-й этап. “Космическая викторина”

Космонавты на борту своего корабля выполняют задания, полученные от центра управления полетами. Чтобы выполнить их качественно и своевременно, они должны знать космические термины и владеть космическим словарем. Сейчас мы проверим ваши знания.

  1. Летит жар-птица, хвостом гордится (комета).
  2. Днем спит, ночью глядит. (Луна)
  3. Чудо – птица, алый хвост,
  4. Прилетала в стаю звезд. (Ракета)
  5. Тучек нет на горизонте,
    Но раскрылся в небе зонтик
    Через несколько минут
    Опустился... (Парашют)
  6. Как называется космическое снаряжение, которое надевает космонавт? (скафандр)
  7. Главный космодром, с которого стартовали первые космические корабли (Байконур)
  8. Место, где готовят к полёту в космос и откуда запускают ракеты и аппараты (космодром)
  9. У ракеты есть водитель,
    Невесомости любитель.
    По-английски: “астронавт”,
    А по-русски... (Космонавт)
  10. Чтобы глаз вооружить
    И со звездами дружить,
    Млечный путь увидеть чтоб
    Нужен мощный... (телескоп)

Задание:командам необходимо ответить на 3 вопроса космической викторины.

4-й этап.! Как прекрасна наша планета!"

Первыми словами Юрия Гагарина с орбиты были: "Красота-то какая! Как прекрасна наша планета!"

Задание:изобразить вид из космоса на нашу планету.

“Облетев Землю в корабле-спутнике, я увидел, как прекрасна наша планета. Люди будем хранить, и преумножать эту красоту, а не разрушать её”. (Ю.А.Гагарин)

5-й этап. “Выход в открытый космос”

Одним важных заданий для космонавтов является выход в открытый космос. Это очень ответственное задание и требует хорошей подготовки, ловкости и внимания. Каждый экипаж должен выбрать сейчас самого надежного и грамотного космонавта и доверить ему выполнение особо важного задания в открытом космосе.

По порядку все планеты
Назовёт любой из нас:
Раз - Меркурий,
Два - Венера,
Три - Земля,
Четыре - Марс.
Пять - Юпитер,
Шесть - Сатурн,
Семь - Уран,
За ним - Нептун.
Он восьмым идёт по счёту.
А за ним уже, потом,
И девятая планета
Под названием Плутон.
Я.Аким

Задание: расположить названия планет солнечной системы по порядку.

6-й этап “Невесомость”.

Эстафета “Невесомость”

Команды встают в колонны. Капитанам каждой команды дается воздушный шарик. Игроки обеих команд поднимают руки вверх. По команде руководителя участники игры передают воздушный шарик по рукам назад колонны, а обратно под ногами. Выигрывает та команда, которая быстрее справится с заданным заданием.

7-й этап “Космический лабиринт”

Впереди астероиды, мы попали в космический лабиринт.

Капитаны ваша задача найти выход из этого лабиринта

Проводится эстафета, расставляются кегли на равном расстоянии, с завязанными глазами капитан должен преодолеть “полосу препятствий”

8-й этап.“Срочная инвентаризация”

Список предметов: зубная паста, книга, блокнот, ручка, карандаш, жевательная резинка, бинт, таблетки, ножницы, ключи, открытка, конверт, кукла, газета, скрепка.

Ведущий приглашает по двух участников от каждой команды и подводит их к столу, накрытому газетой. (На столе разложены перечисленные предметы). Просит внимательно осмотреть предметы, прибывшие с Земли. На осмотр дается одна минута.

Потом ведущий закрывает предметы газетой и предлагает за 1 минуту написать предметы, которые участники команды запомнили.

Ну что ж вот и подходит к концу наше путешествие, возвращаемся обратно

Начинаем обратный отсчёт 10, 9 , 8 , 7 , 6, 5, 4, 3, 2, 1

Летим, летим! Прилетели.

Вот мы и попали с вами планету Земля.

Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных,

Лишь на ней одной цветут
Ландыши в траве зелёной,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивлённо...

Береги свою планету - Ведь другой, похожей, нет!

И, наконец, переходим к заключительному этапу нашей игры,

9-й этап “Космические вопросы”

2. Основоположник космонавтики. (Циолковский)

3.Наука, изучающая небесные тела. (Астрономия)

4. Какое небесное тело имеет хвост? (Комета)

5. Планета с кольцами. (Сатурн)

6. Какого цвета скафандр был у космонавта Леонова при выходе в открытый космос. (Белый)

7. Какое слово сказал Гагарин перед полетом в космос? (Поехали)

8. Сколько времени пробыл в космосе Юрий Гагарин? (108 минут)

9. Какой фильм по традиции смотрят космонавты перед стартом? (Белое Солнце пустыни)

Центр управления полетом подведет итоги нашего полета и назовет победителей

Игра “Летит”

Если я называю слово, что летает – вы встаете и подымаете руки к верху и хлопаете в ладоши, Что не летает - топайте слегка ногами. Но будьте очень внимательны,так как я вас буду путать.

Самолет летает? ... Летает.

Стол летает? ... Не летает.

Крокодил летает? ... Не летает.

Орел летает? ... Летает.

Пулемет летает? ... Не летает.

Вертолет летает? ... Летает.

Ласточка летает? ... Летает.

Бегемот летает? ... Не летает.

Воробей летает? ... Летает.

Цыпленок летает? ... Не летает.

Слово жюри

Награждение победелителей

Вручение всем командам сертификатов “ЮНОГО КОСМАНАВТА”

Позади остались километры космических дорог. Мы все преодолели, выполнили все задания. На ваш взгляд, какими качествами должен обладать настоящий космонавт, чтобы добиться хороших результатов в своем деле и быть полезным своей стране?!

Что для этого он должен делать задолго до первого полета?

Какими качествами должны обладать космонавты, которые летят в одном экипаже?

Наш первый совместный полет удался, потому что все ребята оказались сообразительные, смелые, находчивые. Работа в экипажах шла дружно, слаженно, активно. Ребята помогали друг другу, верили в себя и своих товарищей, поэтому добились хороших результатов в нашем путешествии.

Вот и подошла к концу наша игра,

До свидания, до новых встреч.

  1. http://metodisty.ru/m/files/view/vneklassnoe_meropriyatie_-letim_v_kosmos-dlya_1-2_klassa

Семь чудес России

(познавательно-развлекательная программа для школьников)

О семи чудесах света Древнего мира известно давно. О них говорят как о рекордных достижениях. Это

1. Храм Зевса в Олимпии – величайшее культовое сооружение (строился 15 лет)

2. Висячие сады Семирамиды в Вавилоне , которые напоминали гору в семь этажей с массой деревьев, кустарников, цветов, там были и речки и водопады , плавали утки, квакали лягушки.

3. Мавзолей в Галикарнасе (его высота 49 метров – 16-этажный дом)

4. Статуя Гелиоса в Родосе (Высота 36 метров. Один пальчик ноги Колосса был высотой с человеческий рост)

5. Маяк в Александрии – это первая сигнальная башня в истории мореходства, высота 130 метров, внутри здания построен грузовой лифт

6. Храм Артемиды в Эфесе , украшенный золотом, картинами, скульптурой

7. Древнеегипетские пирамиды в Гизе . Самая высокая пирамида Хеопса 146 метров. 20 лет строили.

До наших дней сохранились лишь пирамиды.

И сейчас человечество создает величайшие произведения искусства, шедевры, которые можно назвать чудесами света.

Статуя Свободы в Нью-Йорке

Статуя Христа в Бразилии

Эйфелева башня

Останскинская башня в Москве

Статуи на острове пасхи

Но есть чудеса света, которые сделаны самой природой и эти 7 чудес находятся в России. Кто-нибудь о них что-то знает?

А как вы думаете, почему чудес на свете семь?

Давайте проведем аукцион пословиц, литературных произведений в названии которых есть цифра «7»

«Аукцион»

Тогда, если вы согласны, мы с вами отправимся в далекое плаванье. Наш корабль будет периодически приставать к берегам самых интересных мест России.

Команде корабля объявляется полная готовность №11 Якорь поднять! Команда готова? Капитан, сдать рапорт (называет фамилию, имя, отдает честь)

Нам предстоит интересное плаванье, где мы будем знакомиться с чудесами света нашей Родины. Вам придется преодолеть испытания, выполнить задания и узнать много нового и занимательного.

Итак, в путь!

И наша первая остановка… Догадайтесь сами

Это озеро чудес, самое древнее из земных озер, самое глубокое из пресноводных бассейнов мира. В его водах проживает более 1.5 тысяч видов растений и животных.

1. ОЗЕРО БАЙКАЛ

Байкал находится в центре Азии, в России, на границе Иркутской области и республики Бурятия .

Озеро протянулось с северо-востока на юго-запад на 620 км. в виде гигантского полумесяца. Ширина Байкала колеблется от 24 до 79 км. Глубина озера 1637 м. В Байкал впадает 336 рек и ручьев, а вытекает только одна река Ангара. Вода в Байкале холодная +8, 9 градусов, зато очень прозрачная. Можно разглядеть отдельные камни на глубине 40 метров.

На Байкале находится 270 островов, самый крупный Ольхон – 71 км в длину и 12 в ширину. В Байкале живет рачок ЭПИШУРА – он выполняет функцию фильтра: пропускает через себя воду, очищая ее.

Озеро Байкал имеет 5 названий:

«Золотое озеро (по-алтайски);

«Северное море» (по-китайски);

«Огненное озеро» (по-бурятски);

«Лама» (по-эвенкийски);

«Богатое озеро» (по-якутски)

Скажите, чем богат Байкал? Конечно, прежде всего рыбой.

Догадайтесь, какие рыбы обитают в Байкале?

Загадки

Нет в Байкале рыб быстрей

Терпеливей и мудрей

На охоте круглый день

Рыба древняя… (Таймень)

Среди байкальских рыб-

Он признанный гигант

Есть у него речной собрат-

В придонной части обитает,

Но в сети он не попадает

Он в списки редких рыб внесен.

От истребления спасен…..(Осётр)

Ходит в озере

Гуляет по заливам

Серебристый,

С нежно-розовым отливом… (Омуль)

А еще в озере обитает живородящая рыба голомянка , тело которой содержит до 30% жира.

Ребята, а кто из вас знает, что такое нерпа? Чудо Байкала, но это не рыба

Викторина

1. Как называется детеныш нерпы?

- хубунок

- малек

2. Чем питается новорожденный малыш?

- рыбой

-молоком

3. Нерпа – кто она?

- рыба

-млекопитающее

4. Чем питается нерпа?

- омуль

- мойва

Ребята, если вам побольше захочется узнать о Байкале, то вы можете почитать книгу «Удивительные путешествия по Байкалу»

Ну вот, друзья, мы с вами познакомились с первым чудом света России. Это озеро Байкал.

А наше путешествие продолжается. Отгадайте как называется горячий источник, который выбрасывает вверх струи воды - Фонтан? Гейзер?

2. Долина гейзеров

И мы с вами уже находимся в долине гейзеров - это единственная крупная долина в Евразии. Она располагается на Камчатке. В долине находится около 20 крупных гейзеров, которые выбрасывают фонтаны кипящей воды или горячего пара.

Долина гейзеров – вулканический каньон.

Гейзеры имеют интересные названия: Сахарный, Сосед, Шило, Малютка, Буратино, Малая печка, Борода, Ванна.

В долине гейзеров проходили съемки фильма «Земля Санникова»

Игра (фонтан, гейзер)

Участники встают вряд, по команде ведущего «фонтан», «гейзер», играющие прыгают, как лягушата вперед, назад. Тот, кто ошибется, выходит из игры.

Молодцы, ребята, справились с заданием.

А нас ждет третье чудо света вулкан «Эльбрус»

3. Вулкан «Эльбрус»

Вулкан находится на Кавказе в России. Образовался вулкан 200 млн лет назад. Высота вершины 5 642 метра.
Эльбрус называют высочайшей европейской горной вершиной. Эльбрус – это популярнейший курорт России для альпинистов и туристов. Эльбрус переводится как «Высокая гора». Во время Великой отечественной войны в ходе битвы за Кавказ в 1942 году немецким альпийским стрелкам удалось установить на вершине Эльбруса немецкие знамена. А в 1943 году советские бойцы альпинисты водрузили на Эльбрусе свои красные флаги.

Игра «Покорение Эльбруса»

Ведущий раздает участникам по 2 листа картона. Участникам нужно дойти до цели, обогнуть (стул)-вершину горы и вернуться обратно, наступая только на картон. Игрок кладет перед собой лист картона, наступает на него и кладет перед собой второй лист, переступает с первого на второй, а первый лист уже готовит для следующего шага, выигрывает тот, кто придет первым

Четвертое чудо света находится в районе республики Коми

Называется «Столбы выветривания»

Это чудо находится далеко от обитаемых мест. Около 200 млн лет назад на месте каменных столбов были высокие горы. Проходили тысячелетия, дождь, снег, мороз и жара постепенно разрушили горы ветром, водой. Столбы имеют причудливую форму: фигуру огромного человека, огромная бутылка, перевернутая вверх дном, голова лошади, барана. В прошлые времена эти каменные изваяния обожествлялись, им поклонялись. Добраться до столбов могут только подготовленным юристам.

Конкурс художников

А сейчас мы с вами попробуем нарисовать эти столбы, по вашему представлению. Какую форму они имеют, я уже вам говорила. А потом мы сравним ваши рисунки с фотографиями столбов наиболее удачные рисунки выигрывают.

5. Собор Василия Блаженного

В замечательном городе, столице нашей Родины, в Москве, на Красной площади, находится 5 чудо света – Собор Василия Блаженного, собор Пресвятой Богородицы, что на Рву.

Основатель собора Иван Грозный. Существовала такая легенда: собрал Иван Грозный архитекторов, зодчих, которые строили собор и спрашивает их: «А смогли бы вы построить точно такой же храм или даже лучше7» Зодчие ответили что смогут и, тогда Иван Грозный приказал выколоть им глаза. Что же представляет собой это творение? А вы сейчас сами постараетесь выяснить это.

Задание «Построить чудо света – собор Василия блаженного»

Собрать пазлы из 20 частей собора.

В настоящее время собор является государственным историческим музеем. Это самая известная достопримечательность России. А для многих жителей планеты Земля он является символом Москвы.

Наше путешествие продолжается в город Санкт-Петербург, где находится одно из чудес света – Петергоф (Петродворец)

6. Петергоф

Петергоф включает в себя несколько дворцово – парковых ансамблей. В годы войны все парки сильно пострадали, реставрации дворца продолжаются до сих пор. Гордостью и украшением Петергофа являются сотни самых разных по виду фонтанов. Их высота более 10 метров.

После смерти Петра первого дворец превратился в музей, посвященный императору.

Игра «Объяснялки»

Постарайтесь объяснить названия фонтанов:

Фонтан «Дубовый» …- в центре находится свинцовый дуб, оттуда и название

Нептун… -

Фонтан квадратных прудов …-

Фонтан «Межеумный»…- в центре бассейна крылатый дракон, вокруг него 4 дельфина. Название отражает историю скульптурного оформления фонтанов

Фонтан «Китовый» в центре сказочная «Рыба-кит. Кто из вас назовет сказку, где есть рыба-кит и кто автор этой сказки?

И последнее чудо света России – это Мамаев курган в городе Волгограде.

7.

В районе Мамаева кургана велись ожесточенные бои. Название кургана переводится так – «бугор, возвышенность». Мамаев курган – это памятник – ансамбль «Героям Сталинградской битвы» Главный монумент кургана «Родина-мать зовет!». В кургане захоронено не менее 34 тысяч солдат воинов-защитников Сталинграда.

Скульптура «родина-мать зовет, это-женщина, держащая в руке меч. Высота статуи 85 метров вместе с мечом и 52 метра без меча. Меч длиной 33 метра, весом 14 тонн сделан из стали. Статуя стоит на плите высотой всего 2 метра, но большая часть плиты высотой 16 метров скрыта под землей. От подножия кургана до статуи 200 ступенек по числу дней Сталинградской битвы.

Скульптура «Родина-мать зовет!» занесена в книгу рекордов Гиннеса как самая большая. Ее высота 52 метра, длина руки 20 метров. Общая высота скульптуры 85 метров вес 8 тысяч тонн.

Наше путешествие подходит к концу и сейчас вам предстоит выполнить последнее задание.

Задание

Перед вами лежат таблицы с перечисленными чудесами света, их везде по семь. Задание: из перечисленных 7 чудес света исключить те, которые не относятся к чудесам России

Чудеса России

1. Александрийский маяк

2. Мамаев курган и «Родина-мать зовет!»

3. Озеро Байкал

4. Статуя Зевса

5. Собор Василия Блаженного

6. Петергоф

7. Долина гейзеров

Чудеса России

1. Колосс Родосский

2. Статуя Свободы в Нью-Йорке

3. Столбы выветривания

4. Эльбрус

5. Озеро Байкал

6. Долина гейзеров

7. Мамаев курган и «Родина-мать зовет!»

Чудеса России

1. Озеро Байкал

2. Эйфелева башня во Франции

3. Висячие сады Вавилона

4. Долина гейзеров

5. Эльбрус

6. Столбы выветривания

7. Собор Василия Блаженного

Чудеса России

1. Озеро Байкал в Бурятии

2. Столбы выветривания в республике Коми

3. Эльбрус на Кавказе

4. Собор Василия Блаженного в Москве

5. Долина гейзеров на Камчатке

6. Мамаев курган и «Родина-мать зовет!» в Волгограде

7. Петергоф (Петродворец) в Санкт-Петербурге

Познавательная программа для учащихся среднего звена
«Живые компасы»

Цели мероприятия.
Обучающие. Углублять и закреплять знания учащихся о способах ориентирования в природе, делая акцент на живых ориентирах растительного и животного происхождения.
Научить ребят быстрому и надёжному определению сторон света при помощи различных живых объектов.
Развивающие. Расширять кругозор, путём использования дополнительного материала, не включённого в обязательные программы обучения. Развивать познавательный интерес путём использования нестандартных методов подачи материала и эмоциональных переживаний ребят.
Воспитательные. Прививать любовь к живой природе. Развивать ощущение единства со всем живым и чувство ответственности по отношению к растениям и животным. Воспитывать чувство прекрасного путём демонстрации растений и животных.
Оборудование и материалы. Костюмы ели, сосны, девясила, дикий салата – латука компасного, эвкалипта, шиповника, земляники, подсолнуха, дятла, утки, магнитофон, колонки, диски с записями звуков природы и музыкой к номеру художественной самодеятельности.

Ход мероприятия

1 ведущий. Раньше бывало, да и сейчас нередко случается, что пойдут люди в лес по ягоды, по грибы или ещё по какой надобности, потеряют дорогу и блуждают между деревьев. Намучаются, изголодаются, наберутся страха, пока выйдут на дорогу или натолкнутся на какое-то поселение. Иногда и жертвы бывают.
2 ведущий. Таких приключений, а временами и трагедий, было бы значительно меньше, если бы люди знали, где именно находится их дом – на севере или на юге – и в какую сторону от него они направились.
1 ведущий. Осуждать человека за то, что он не может сориентироваться на местности или невнимателен и потому заблудился, наверное, не следует. Сбиться с дороги в особенности при облачной и туманной погоде, да ещё ночью, когда не видно таких ориентиров, как солнце, луна, звёзды, может кто угодно. А в незнакомой местности и днём можно заблудиться.
2 ведущий. Дело в том, что вследствие ряда анатомических и физиологических особенностей человеческого тела и неравномерности мышечной нагрузки на правую и левую сторону, человек при ходьбе всегда немного отклоняется вправо. Если человек
идёт по дороге, тропинке, или видит какой-либо ориентир, он идёт прямо.
Если все ориентиры исчезают, то человек начинает отклоняться вправо. Отсюда и большие многокилометровые круги, которые случается проходить путникам и охотникам в глухом лесу. Тут и понадобиться умение определять направление по линии север-юг.
1 ведущий. Конечно, легче всего было бы определить это направление при помощи компаса, но не у каждого он есть. А если его и берут в лес, то нет гарантии, что он не поломается. Что делать, если прибором нельзя воспользоваться? В лесу есть полным полно живых компасов: деревья, пни, травы, лишайники, ягоды, птицы.
2 ведущий. Сегодня своими знаниями с вами подселяться зелёные братья растения. Но для этого вы должны угадать имя каждого из сегодняшних гостей. Первое растение пришло к нам с севера. Используется для изготовления скрипок и лечит от тяжёлой болезни под названием цинга. Догадались, как это растение называется?
Дети. Нет.
1 ведущий. Подсказываю. Весной и летом одним цветом. Праздничное дерево.
Дети. Елка?
2 ведущий. Да. Предоставим слово ели.
Ель. Когда я расту не в лесу, среди подруг, а одна, то с южной стороны всегда бываю более ветвистой, пушистой (показывает рисунок).
1 ведущий. Второй гость ещё одно хвойное растение. Хвоинки у него всегда собраны в пары. Очень любит свет и совершенно не выносит затенения. Именно поэтому нижние ветки опадают, и ствол остается голым. Есть предположения?
Дети. Сосна?
1 ведущий. Молодцы! Какие сообразительные ребята учатся в нашей школе! Что интересного нам подскажет сосна?
Сосна. Ребята, вы всегда можете узнать, где север по вертикальной полоске, которая тянется по моему стволу, от земли к самой вершине. Эта полоса может быть только на северной стороне! А появляется она из-за того, что с этой стороны ствол высыхает медленно, на нём поселяются микроорганизмы, меняющие цвет древесины на более тёмный (показывает рисунок) Кроме того, я и моя подруга ель всегда можем подсказать, где юг потёками смолы – живицы. Этих потёков больше всего на южной стороне (показывает рисунок)
1 ведущий. Спасибо вам хвойные растения, я думаю, ребята узнали много нового и интересного. Теперь они навряд ли заблудятся в лесу. Ведь в крымских лесах много сосен и елей.

Сосна и ель уходят.

2 ведущий. Лиственные деревья сегодня к нам не пришли, но я расскажу вам их секреты.
С южной стороны кора деревьев более светлая, а с северной тёмная. С южной стороны ветви длинные и листьев много, а с северной наоборот.
1 ведущий. Но и это ещё не всё. На коре любых деревьев поселяются лишайники. С северной влажной стороны их больше. А с юной сухой их почти нет, потому что лишайники не могут жить без влаги. Всё что я сказал, на 100% можно определить по одиноко стоящим деревьям. Деревья, растущие в лесу, затенены почти равномерно, поэтому лишайники могут встречаться в равной мере на южной и северной сторонах стволов.
2 ведущий. Чем это запахло в воздухе?
1 ведущий. Похоже на ароматы цветущих растений.
2 ведущий. Кто же ещё пришёл к нам в гости?

(на сцене появляются девясил, дикий салат – латук компасный, эвкалипт, шиповник, земляника)

2 ведущий (обращаясь к пришедшим) Что ж. Дадим слово каждому из вас. Вот трава, которая помогает избавиться от многих болезней и придает силы. Девясил. Это значит девять сил. По преданию Илья Муромец лежал на печи тридцать лет и три года, потому что был болен. У него были проблемы с позвоночником. Но пришли знахари, стали отпаивать его отваром девясила и Илья встал. Да что там встал, стал одним из главных защитников Русской земли.
Девясил (кланяясь). Спасибо на добром слове. Я хочу подсказать ребятам, как, глядя на мои листья, листья дикого салата и эвкалипта (показывает на стоящих рядом) определять стороны света. Листья всегда обращены ребром к зениту, чтобы жгучее солнце не перегревало. Зенит – самая высокая точка расположения солнца над горизонтом. Поэтому рёбра направлены на юг и север. А широкая сторона на запад и восток. (показывает на искусственном листике).
1 ведущий. Следующий наш гость – южанин по происхождению. Его спиртовая настойка лечит грипп. Особенно много таких растений на Австралийском континенте, а листья растения – излюбленная пища сумчатых медведей коала. Кто может назвать нашего гостя по имени.
Дети. Эвкалипт.
Эвкалипт. Мои листья, как и у девясила, расположены вертикально. Именно поэтому в эвкалиптовых лесах нет настоящей тени.
2 ведущий. Следующий гость решил представиться сам.
Латук компасный. Моё имя говорит само за себя. Посмотрите на мои листья и вам не нужен компас.
1 ведущий. А вот уроженец Северной Америки. Европейцы сначала использовали его ярко-жёлтые соцветия в качестве украшений одежды и причёсок. Позже поняли, что гораздо целесообразнее использовать семена. Из семян теперь изготавливают самое распространённое растительное масло. Кто это?
Дети. Подсолнух.
Подсолнух. Я тоже компасное растение. Моя корзинка всегда обращена к солнцу. Даже в пасмурные дни, когда светило спряталось за тучами. Корзинка направлена то на восток, то
на юг, то на запад, но никогда на север. Для того, чтобы вы точнее могли определить направление при помощи моего соцветия корзинки, нужно учитывать, что на востоке солнце бывает приблизительно в 7-м часу утра, на юге, в первом часу дня, а на западе – в 7-м часу вечера.
2 ведущий. А теперь перед вами необычный гость. Это пра-пра-пра-предок самых красивых цветов в мире – роз. Его так и называют собачья роза. Плоды этого растения содержат много витаминов, особенно витамина С, повышающего сопротивляемость организма простудным заболеваниям. Можете ли его назвать?
Дети. Шиповник.
Шиповник. Дорогие друзья! Я, как и мой сосед, настоящий солнцепоклонник. Утром цветки смотрят на восток, днём на юг, вечером на запад. Но реагируют так только цветы, которые растут на солнечной стороне.
1 ведущий. Настало время представить нашу последнюю гостью. Эта дама всеми любима и желанна. Её ягоды изумительно пахнут и сладкие на вкус. Ещё с 18 столетия садоводы вывели её садовую форму, более крупноплодную, чем дикая прародительница. Чтобы отведать её ягод, нужно не один раз низко наклониться и заглянуть под листики. Узнали, ребята?
Дети. Нет
1 ведущий. Ну вот ещё подсказка. Эта ягода со сливками – лучший из десертов.
Дети. Клубника.
1 ведущий. Наша публика – истинные гурманы. Молодцы! Угадали.
Земляника. Собирая на лесных полянах мои ягоды, присмотритесь к ним. Они тоже кое-что могут рассказать вам о сторонах света. Спелая ягода всегда краснее с южной стороны. и зеленее с северной. А если мои кустики растут вокруг пня или дерева, то скорее созревают на южной стороне.
(раздаётся барабанная дробь)
2 ведущий. Ребята, кто это?

Дети. Дятел.
(вылетает дятел)

Дятел. Здравствуйте ребята! Узнал от сосны, что вы интересуетесь вопросом, как определять стороны света без компаса. Раскрою маленький секрет. Мы, дятлы всегда выдалбливаем дупло в дереве так, чтобы отверстие смотрело на юг. В городе вы тоже можете ориентироваться по птичьим домам. Скворцы выбирают домики со входами смотрящими на юг и юго-восток. Воробьи стараются забиться под крышу с южной или юго-западной стороны (улетает).
(кря-кря-кря)
1 ведущий. Похоже это утка кряква.

(вылетает утка)

Кряква. Мы утки, как и все перелётные птицы хорошо знаем, где юг. И уж если мы летим стаей по осени, то строго на юг. Так что если вдруг вы не знаете куда идти, а над вами пролетает стая перелётных птиц, знайте, их клювы показывают на юг, а хвосты на север
(улетает).
2 ведущий. Думаю, что ребята узнали много интересного о растениях и животных «компасах» и теперь никогда не заблудятся в лесу. Правда, ребята?
Дети. Да.
1 ведущий. Сейчас проверим, насколько хорошо вы усвоили урок, который преподали наши гости. От каждого класса пусть выйдет команда из трёх ребят. Мы будем задавать вопросы, а участники команд должны будут давать ответы. За каждый правильный ответ команда получает карточку.
2 ведущий. При этом следует соблюдать следующие правила:
Не выкрикивать, а поднимать руку
Не поднимать руку раньше, чем задан вопрос
Ответ засчитывается только в том случае, если он полный
1 ведущий. Итак, наши команды готовы. Приступаем к викторине.
Первый вопрос: в какую сторону (правую или левую) человек отклоняется при ходьбе?
Ответ. Правую.
2 ведущий. С какой стороны света у любого дерева больше ветвей и листьев?
Ответ. С южной.
1 ведущий. У какого дерева на северной стороне ствола проходит тёмная полоса?
Ответ. У сосны.
2 ведущий. С какой стороны света, у сосны больше потёков смолы живицы?
Ответ. С южной.
1 ведущий. На какой стороне стволов деревьев больше мха?
Ответ. На северной.
2 ведущий. С какой стороны ствола дятлы предпочитают делать дупла?
Ответ. С южной.
1 ведущий. Скворцы предпочитают селиться в домиках с входом, с какой стороны света?
Ответ. С юга или юго-востока.
2 ведущий. Воробьи предпочитают слиться под стрехой с входом, смотрящим на какую сторону света?
Ответ. На юг или юго-запад.
1 ведущий. Как по летящей осенью стае птиц определить сторону света?
Ответ. Птицы летят строго на юг. Значит, север будет в противоположной стороне. Восток левее, а запад правее.
1 ведущий. В каких лесах практически нет тени и почему?
Ответ. В эвкалиптовых. Потому что листья этих растений расположены не горизонтально, а вертикально.

2 ведущий. Какие растения кроме эвкалипта держат листья ребрами обращёнными на юг и север, а пластинками на запад и восток?
Ответ. Девясил, дикий салат, или латук компасный.
1ведущий. На какой стороне куста шиповника растут цветки, которые всегда поворачиваются вслед за солнцем?
Ответ. На южной.
2 ведущий. С какой стороны дерева кустиков земляники больше?
Ответ. С южной.
1 ведущий. С какой стороны ягода земляники поспевает быстрее?
Ответ. С южной.
2 ведущий. Наступило время подвести итоги викторины.
1 ведущий. Каждая команда отдаёт собранные карточки нашим помощникам. А пока девочки определяют команду победительницу, звучит песня в исполнении. (с подтанцовкой).
2 ведущий. Итак, наступил волнующий момент. Победила команда
1 ведущий. Второе место заработала., а третье.
2 ведущий. Всем командам торжественно вручаются грамоты и книжечки памятки с информацией о живых компасах.
1 ведущий. А теперь просим участников команд сфотографироваться на память с нашими гостями – живыми компасами.
2 ведущий. А вас дорогие ребята, уважаемые учителя и родители, благодарим за внимание!
1 ведущий. Приходите снова на наши познавательно-развлекательные программы о природе.
Вместе. До свидания.

(звучит музыка, все расходятся)