Почему у раневской не было личной жизни. Были ли у фаины раневской муж и дети

Фаина Раневская представляет собой настоящий бриллиант кинематографа и театрального искусства. Она всегда была на позитиве, не лезла за словом в карман, могла поставить кого угодно на место благодаря находчивости и смекалке. В этой статье говорится «была», потому что, к сожалению, этой прекрасной женщины, талантливой актрисы и творческой личности уже нет с нами. Но, тем не менее, это не мешает ей жить дальше в своем наследии.

Нужно только включить любое кино с ее участием, и зритель позабудет все на свете, будет смеяться, и плакать, умиляться и восторгаться. В любом случае, если смотреть кино с Фаиной Раневской, то хорошее настроение обеспечено. Фаина Раневская навсегда оставила след на экране, запомнилась и полюбилась тысячам зрителей благодаря самым разным ролям, которые она исполняла великолепно.

Рост, вес, возраст. Годы жизни Фаины Раневской

Фаина Раневская прожила долгую и плодотворную жизнь, до последнего дня выглядела великолепно, не уставала острить и быть на высоте, показывая более молодому поколению, насколько важно верить в себя, идти до конца, а, главное улыбаться не только друзьям, но и врагам. Рост, вес, возраст. Сколько лет Фаине Раневской можно ответить следующим образом: умерла Фаина в 87 лет, вот только данных о росте и весе не сохранилось, может потому, что женщина уже отошла в мир иной. Разве что можно сказать, что выглядела она превосходно как для своего возраста, так и вообще. Прожила она долгую жизнь, которая была наполнена самыми разными событиями.

Образ Фаины Раневской навсегда вошел в историю, как нечто ироничное, всегда попадающее в цель. Будучи уже в возрасте, запомнилась как слегка насмешливая бабушка, держащая в руке папироску. Но мало кто знает, что на самом деле происходило в душе этой великой женщины. Может, на самом деле, в душе ей было не так положительно, как она пыталась показать? Это мы и рассмотрим в данной статье, расскажем о некоторых важных моментах в жизни Раневской, ярких романах, словом, обо всем, что играет огромную роль на протяжении всей жизни. Она была в некотором роде, специфическим человеком, но интересным, необычайно ярким.

Биография Фаины Раневской

Биография Фаины Раневской началась еще в девятнадцатом веке в городе Таганрог. 27 августа 1896 появилась на свет маленькая девочка, которой суждено было покорить кинематограф, оставить след в истории, стать лучшей в своем деле. Тогда еще никто бы не мог подумать, что этот милый ребенок, ничем не примечательный, станет особенным. Но обо всем по порядку. Родилась Фаина в обеспеченной семье. Глава семейства был владельцем фабрики, имел несколько магазинов и личный пароход. Одним словом, детство у девочки было полностью обеспеченным в материальном плане. Кроме нее самой, в семье воспитывали еще трое мальчиков и девочку Изабеллу, что, в отличие от Фаины была весьма красивой и нежной. Есть сведения, что Раневская завидовала сестренке, не могла принять, что та красивее ее. Но точно сказать нельзя, ведь актриса всегда ко всему относилась с иронией, сложно понять, когда она считает что-то серьезным, а когда нет.

Когда ей было пять лет, ее младший брат умер, что дало понять девочке, что в жизни случаются страшные потери. Но помимо этого, она сама по себе была ранимым ребенком, поскольку не отличалась красотой, была неуклюжей, даже немного заикалась. Из-за этого не чувствовала себя счастливой, хотя у нее было все, о чем могли мечтать дети того времени. Подруг у нее не было, даже не общалась с ровесниками, словно, уже в раннем детстве готовилась узнать, что такое одиночество во всей красе. Получила образование дома, предпочитала читать книги, петь песни, заниматься музыкой. Также большое внимание она уделяла иностранным языкам. Она была старательной личностью, но только в плане того, что ей было интересно. То, что она не хотела делать, никогда не уделяла этому внимание.

В возрасте двенадцати лет, почувствовала, что увлеклась кино. После чего пришло увлечение и театром. Случилось это после того, как она отправилась на спектакль. Там она посмотрела пьесу Чехова «Вишневый сад». Выступление настолько повлияло на нее, и она решила, что с жизненным путем определилась. Тогда же стала посещать студию учебного театра. Это вызвало целую бурю негодования, родители были категорически против, в итоге все между собой поругались. Упрямая девушка разорвала отношения с семьей, и в 1915 году уехала в Москву. Нельзя сказать точно, был ли это для нее важным шагом или восприняла все это как часть жизненных сложностей.

Но покорить столицу оказалось не так просто, как казалось на первый взгляд. Ни одна из лучших театральных школ юную девушку не приняла, поэтому Фаина устроилась в частную школу. Но денег на учебу катастрофически не хватало, поэтому пришлось оставить эту затею. Помогла счастливая случайность, поскольку в тот момент Фаину заметила актриса Гельцер. Она взяла на себя ответственность порекомендовать девушку в Малаховский театр летнего типа, который находился под Москвой. Там Раневская могла пока проявить себя только в массовке, но она верила, что способна на большее. Так и получилось, правда, не сразу.

Спустя год, Фаина подписала первый театральный контракт с антрепризой Ладовской, на роли типажа «героинь-кокет». Чтобы как-то двигаться дальше, актриса совершает переезд в другой город, но там у нее ничего не получается. Но она продолжает идти по намеченному пути, у нее получается шаг за шагом играть в разных театрах. К слову, сумела появиться и в произведениях русского классика Чехова, которым восхищалась как автором, и как личностью. Можно сказать, что для нее это было своего рода, вызовом, воплощением мечты, к которой она стремилась. К слову, актриса была лично знакома с Мариной Цветаевой и Владимиром Маяковским.

В начале тридцатых, Раневская начала работать в тетре и сниматься в кино, причем первой ролью ее стала классика. Актриса прекрасно справилась с ролью, тем самым, обеспечив себе дальнейшие роли. Актриса играла много где, раз за разом повышая планку. Настоящим триумфом для Фаины стала роль мачехи Золушки из одноименного фильма. Он полюбился зрителям, как и сама Раневская, восхитила игрой, обаянием и оригинальностью злодейки.

Стоит еще заметить, что в поисковиках часто ищут такой запрос, как: «Фаина Раневская цитаты и афоризмы про мужчин и женщин», и это не удивительно. Фаина Раневская оставила в истории яркий след, который оставить получается лишь у небольшого количества людей в первую очередь остроумными высказываниями. Причем все ее высказывания, словно стрелы, попадали в цель. Как говорится «даже не придерешься», то есть просто и гениально, но совершенно точно.

Личная жизнь Фаины Раневской

О мужчинах Фаина выражалась не особо хорошо, называла их гадами и негодяями. Но это не помешало ей заводить яркие и незабываемые романы, но это были только временные увлечения. Раневская ни разу не была замужем. Вот такая вот дилемма. На самом деле все в жизни имеет свои причины. Как обычно, бывает, всему виной была несчастная любовь. Первая любовь принесла ей первую, но очень сильную в плане чувств боль. Влюбившись в одного актера, она добивалась его внимания. Как-то раз он сказал, что хочет прийти к ней в гости, Фаина была счастлива.

Она красиво оделась, накрыла шикарный стол. Тогда же любимый мужчина пришел пьяный, под руку с другой женщиной. Для Раневской это был удар, она не смогла его простить, да и вообще мужской пол для нее перестал существовать как личности. Если взять Фаина Раневская в молодости фото, то можно заметить легкую грусть в ее глазах, словно она немым языком пытается рассказать, что ей разбили сердце.

Когда наступили шестидесятые, женщина получила письмо от сестры Беллы, которая жила за границей. Там говорилось, что сестра похоронила мужа и осталась одна. Теперь она просила Фаину помочь ей вернуться на родину. Раневская откликнулась на просьбу, помогла Белле снова ступить на родную землю и поселиться в ее доме. Для нее это тоже был выход из постоянного одиночества. Несколько лет сестры жили вместе, были очень дружные, поддерживали друг друга. Но потом у Беллы обнаружили рак, она стала угасать. Фаина сделала все, чтобы спасти ее, водила по лучшим врачам, проводила возле ее постели бессонные ночи. Но все это, к сожалению, не возымело действия, спустя короткое время Беллы не стало.

Раневская практически до последнего вздоха играла на сцене, перестала это делать всего лишь за год до кончины. После того, как женщины перенесла пневмонию, инфаркт, она скончалась в 1984 году. Но факты о ее деятельности говорят о том, что она действительно любила свою работу, для нее сцена была той отдушиной, что спасала от одиночества и помогала забыться. Ведь ради сцены она порвала с семьей, возможно, отказалась от семейного счастья, хотя, конечно, это не точно. Суть в том, что Раневская – это яркий пример того человека, который выбрав в жизни путь, следует ему до конца, до последней минуты жизни.

Семья Фаины Раневской

Как говорилось выше, актриса не узнала радостей материнства, не вышла замуж ни разу. Семья Фаины Раневской в свое время отреклась от нее, потому что девушка выбрала карьеру актрисы. Однажды к ней приехала сестра Изабелла, которая вернулась из зарубежья. Сестры стали жить вместе, пока Белла не заболела раком. Несмотря на старания Фаины спасти сестру, этого сделать не удалось. И это для Раневской стало еще одной потерей, к которым, она, впрочем, уже привыкла, понимая, что за славу и любимое дело приходится платить высокую цену. Причем далеко не каждый, на такое готов пойти, но видимо, Фаине была уготована такая судьба.

Хотя, никто не знает точно, нужно ли ей было заводить семью, или она справлялась с жизненными проблемами самостоятельно. Но все же есть сведения, что Раневская всю жизнь жалела, что так и не стала матерью, но точно никто сказать не может, эта женщина привыкла скрывать свои истинные чувства. И хотя мы всегда видели ее настроенной иронично и положительно, на самом деле проникнуть в душу ей было невозможно. Единственным существом, которое было рядом долгое время, скрашивало одиночество актрисы, была небольшая дворняжка, которую звали Мальчик. Раневская подобрала беззащитное существо на улице и приютила у себя.

Дети Фаины Раневской

Дети Фаины Раневской для нее достаточно щекотливая тема, хотя бы потому, что актриса никогда не становилась матерью. Где-то даже всплывали слухи, что она жалеет о том, что никогда не стала матерью, но это не точно. Ведь ироничная и слегка насмешливая Раневская, никогда особо душу никому не открывала. Поэтому сложно представить хотела ли она детей или нет. Сама ведь она родилась в большой семье, но, в то же время, всегда была одинокой. Может быть поэтому, она не хотела сама заводить детей, чтобы снова не оказаться брошенной. С другой стороны, может причина была в том, что она никогда не выходила замуж, в зрелом возрасте не любила, хотя и заводила яркие романы. Но этих романов оказалось недостаточно, чтобы актриса пожелала родить детей.

Муж Фаины Раневской

Муж Фаины Раневской – это совершенный нонсенс, потому что Фаина никогда не была замужем. Сама она рассказывала, что возненавидела мужчин после первого, не слишком приятного опыта. Дело в том, что она когда-то очень любила актера по труппе, но он на ее приглашение прийти в гости, пришел пьяный и в объятиях другой женщины. После этого, разбитое сердце Фаины не смогло снова поверить другому мужчине.

Неоднократно пресса рассказывала о том, что у великой актрисы новый роман, но один из них не закончился замужеством. Любовник так и не стал мужем для Раневской. Может быть, когда-то она готова была решиться на это, но не сложилось. Сложно при этом сказать, что сыграло ключевую роль: строптивый характер актрисы или нерешительность избранника.

Фаина Раневская цитаты и афоризмы про мужчин и женщин

Фаина Раневская цитаты и афоризмы про мужчин и женщин – настоящий кладезь мудрости, и в то же время иронии. Возможно, сыграло роль то, что она весьма скептически относилась к отношениям с противоположным полом, хотя бы потому, что сама пережила в юном возрасте свою первую боль. Некоторые фразы настолько попадают в цель, звучат просто, что остается только удивляться, как ты сам до этого не догадался. «Женщины — это не слабый пол. Слабый пол — это гнилые доски» или «Вот женишься — тогда поймёшь, что такое счастье, но поздно будет». Эти фразы заставляют смеяться и задуматься одновременно. Фаина могла поднять настроение кому угодно, вот только, по-настоящему хорошее настроение, у нее, наверное, было не так часто.

Википедия Фаины Раневской

Про Фаину Раневскую в Сети есть очень много информации, поскольку она очень популярная актриса и просто интересная личность. Для тех, кто желает получить о ней общие сведения, нужно зайти на страницу в Википедии (https://ru.wikipedia.org/wiki/Раневская,_Фаина_Георгиевна). Там собраны поверхностные факты, начиная от даты рождения и до самой смерти актрисы.

Вот только страницы в Инстаграма у Фаины не было, да и вообще она не пользовалась социальными сетями. Хотя бы потому, что на момент смерти их еще не существовало, не говоря уже о жизни. Так что вы не найдете личную информацию от Фаины Раневской, но она и так сумела остаться в наших сердцах навсегда с самыми лучшими впечатлениями. Единственная Википедия Фаины Раневской к вашим услугам.

Фаина Раневская, без сомнения, сумела завоевать любовь, уважение и восторг огромного количества людей. Журналисты неоднократно называли ее «самой великой русской актрисой двадцатого века», а также «королевой второго плана». Казалось бы, не часто играя главные роли, она все равно оставалась на высоте. Даже на вторых ролях, занимала первые места среди зрительских симпатий. Далеко не каждой актрисе и женщине подвластно подобное. На долю великой женщины выпали сложные испытания, которые она не всегда могла пройти, одна из которых быть всегда одинокой.

Наверное, это цена славы, ведь судьба всегда что-то дарит, а что-то забирает. Поэтому, ценой за славу и всеобщую любовь, Фаина Раневская не смогла найти того человека, который разделил бы с ней лавры. Тем не менее ее наследие продолжает жить, будет радовать еще не одно поколение. На ее примере, зрители могут убедиться, что существуют вечные кинокартины, с прекрасной актерской игрой. Классика никогда не устаревает, остается все такой же прекрасной и уникальной.

Как-то раз группа детишек из соседней школы пришла навестить Фаину Георгиевну. А у нее, бедняжки, разыгралась мигрень (кто хоть раз испытал — поймет). Звонок. С трудом добравшись до двери, открывает ее, видит сияющие лица школьников, которые задорно сразу верещят какие-то «речевки», и понимает, что надо сказать что-то детям в ответ... Но голова так раскалывается, что, перебрав несколько вариантов, Раневская останавливается на самом коротком и произносит: «Пионэры!.. Идите в жопу!» — и захлопывает дверь...

Как-то после спектакля, уже обнажившаяся для переодевания в гримерной, Раневская курила... Вошел режиcсер или... ну, в общем, мужчина. Пауза?!.. Раневская после очередной затяжки: «Вас не смущает, что я курю?!..»

Сегодня мы напомним вам самые яркие высказывания Раневской о жизни, работе и мужчинах:

Жить надо так, чтобы тебя помнили и сволочи.

— Фаина Георгиевна, как ваши дела?
— Вы знаете, милочка, что такое говно? Так вот оно по сравнению с моей жизнью? повидло.

На голодный желудок русский человек ничего делать и думать не хочет, а на сытый — не может.

Животных, которых мало, занесли в Красную книгу, а которых много — в Книгу о вкусной и здоровой пище.

Лесбиянство, гомосексуализм, мазохизм, садизм — это не извращения. Извращений, собственно, только два: хоккей на траве и балет на льду.

Если женщина идет с опущенной головой — у нее есть любовник! Если женщина идет с гордо поднятой головой — у нее есть любовник! Если женщина держит голову прямо — у нее есть любовник! И вообще — если у женщины есть голова, то у нее есть любовник!

Дама может уже сама выбирать, на кого ей производить впечатление.

Бог создал женщин красивыми, чтобы их могли любить мужчины, и — глупыми, чтобы они могли любить мужчин.

Женщины, конечно, умнее. Вы когда-нибудь слышали о женщине, которая бы потеряла голову только от того, что у мужчины красивые ноги?

Глядя на прореху в своей юбке: «Напора красоты не может сдержать ничто!»

Орфографические ошибки в письме — как клоп на белой блузке.

Чем я занимаюсь? Симулирую здоровье.

Я как старая пальма на вокзале — никому не нужна, а выбросить жалко.

На вопрос: «Вы заболели, Фаина Георгиевна?» — она привычно отвечала: «Нет, я просто так выгляжу».

Всю свою жизнь я проплавала в унитазе стилем баттерфляй.

Спутник славы — одиночество.

Он умрет от расширения фантазии.

Сказка — это когда женился на лягушке, а она оказалась царевной. А быль — это когда наоборот.

Я говорила долго и неубедительно, как будто говорила о дружбе народов.

Я себя чувствую, но плохо.

Склероз нельзя вылечить, но о нем можно забыть.

Если больной очень хочет жить, врачи бессильны.

Семья заменяет все. Поэтому, прежде чем ее завести, стоит подумать, что тебе важнее: все или семья.

Пусть это будет маленькая сплетня, которая должна исчезнуть между нами.

Мне попадаются не лица, а личное оскорбление.

Старость — это время, когда свечи на именинном пироге обходятся дороже самого пирога, а половина мочи идет на анализы.

Чтобы мы видели, сколько мы переедаем, наш живот расположен на той же стороне, что и глаза.

Сняться в плохом фильме — все равно что плюнуть в вечность.

Четвертый раз смотрю этот фильм и должна вам сказать, что сегодня актеры играли как никогда.

Успех — единственный непростительный грех по отношению к своему близкому.

Я жила со многими театрами, но так и не получила удовольствия.

Получаю письма: «Помогите стать актером». Отвечаю: «Бог поможет!»

Здоровье — это когда у вас каждый день болит в другом месте.

Старость — это когда беспокоят не плохие сны, а плохая действительность.

Настоящий мужчина — это мужчина, который точно помнит день рождения женщины и никогда не знает, сколько ей лет. Мужчина, который никогда не помнит дня рождения женщины, но точно знает, сколько ей лет, — это ее муж.

Много талантливых и даже гениальных актеров одаривают зрителя своим мастерством, их имена хранятся в памяти потомков. Одной из самых самобытных и ярких личностей на театральном небосклоне сияет Раневская Фаина Георгиевна, биография которой является примером того, чего можно достичь упорным трудом и безжалостным отношением к слабостям.

Детство и семья

На берегу Азовского моря, в Таганроге, где бывал Пушкин, Чехов, и закончил свои дни Александр I, 27 августа 1896 года в семье Гирша и Милки Фельдман родился четвертый ребенок. Девочку назвали Фанни.

Войдя в жизнь на стыке веков, Раневская сохранила черты характера, свойственные концу XIX века: честность, порядочность, милосердие.

Детские годы не были омрачены нуждой, семья была состоятельной. Отец даже владел пароходом, на котором когда-то путешествовал сам Лев Толстой. Дети получали хорошее образование. Музыка, пение, танцы, языки, гимназия...

Именно в это время впервые Фаина проявила свой характер. Она не любила точные науки, всецело отдавая себя чтению и предметам, связанным с искусством. Стеснительная заикающаяся девочка тяготилась посещением гимназии, и родители перевели ее на домашнее обучение.

К пятнадцати годам Фаина превратилась в долговязую, некрасивую, закомплексованную девушку. Именно тогда она принимает решение стать актрисой и берет уроки в частной театральной студии.

В Москву!

Желание ехать в Москву поступать на службу в театр повергло родителей в шок. Отец даже унизил дочь, напомнив ей о внешности. Это не остановило Фаину, и она отправилась навстречу неизвестному.

Биография Фаины Раневской в этот период очень непроста, даже трагична. Ей отказали во всех театрах, признав абсолютно непригодной для сцены.

Она брала частные уроки театрального мастерства, но деньги быстро кончились. Жить было не на что. Но унылая комната, недоедание, скромный гардероб не смогли сломить решение стать актрисой.

Несмотря на трудности, это был очень яркий период. Девушка сводит знакомство с Мариной Цветаевой, пересекается с Маяковским и Мандельштамом. Встречается с Качаловым. Именно он оставил первый яркий след в ее сердце и остался восторженной любовью ее жизни.

В то время получила Фаина Раневская псевдоним. За беззаботное отношение к деньгам кто-то из знакомых сравнил ее с чеховской героиней. С того дня исчезла Фанни Фельдман, и появилась Фаина Раневская.

Первая встреча

В жизни начинающей актрисы были две судьбоносные встречи. В прямом смысле слова ее подбирали на улице.

Первая состоялась у оперного театра в Москве, где Фаина сиротливо прижималась к колонне. Там ее заметила Екатерина Гельцер, блистательная балерина. «Самую несчастную девочку» пригласили в дом.

Гельцер прониклась сочувствием и пониманием к Раневской. Наверное, она увидела задатки актрисы в этой нескладной девушке и решила поучаствовать в ее судьбе.

Балерина вводит Фаину в театральный круг, знакомит с актерами и режиссерами. Договаривается о месте в дачном театре Малаховки.

Дачный театр

Так в труппе провинциального театра появилась новая актриса Фаина Раневская. Биография её сделала новый виток: период служения искусству начался. Маленькие выходные роли, тихий дачный поселок дали Фаине небольшую передышку и подарили веру в будущее.

По выходным на спектакли съезжалась московская публика, что давало возможность девушке заводить полезные знакомства. Благодаря одному из них она получила первую свою антрепризу на роли героинь-кокетт.

Театр в Малаховке долгое время хранил на своей стене табличку с напоминанием, что здесь играла великая Раневская. Увы, время и обстоятельства безжалостны к старым зданиям. В конце 90-х театр сгорел.

Первая антреприза

После сезона в дачном театре девушка отправляется в Керчь. Творческая биография Фаины Раневской не обогатилась в слабой театральной труппе. Сезон прошел при пустых залах и, как говорили в то время, театр «прогорел».

Поддавшись на уговоры, она перебралась в Феодосию, где ее попросту обманули, не заплатив денег за работу. В отчаянии Фаина уезжает в Ростов.

Этот период жизни полон несбывшихся надежд и разочарований. Отчаявшись, девушка подумывала о возвращении домой. Она с ужасом представляла, что о ней станут говорить. Фаина Раневская: краткая биография бездарности!

Впрочем, к тому времени возвращаться было уже некуда. Семья после революции эмигрировала, Фаина осталась совсем одна. И тут случилось новое чудо, повернувшее жизнь девушки совсем в другое русло.

Вторая встреча

Раневская узнает, что в Ростове находится на гастролях знаменитая Павла Вульф.

В те времена было принято брать шефство над начинающими юными дарованиями. Павла смогла разглядеть в отчаявшейся девушке потенциал и в буквальном смысле подобрала Фаину на улице. С тех пор жизнь Раневской была тесно связана с семьей Вульф.

Биография Фаины Раневской в очередной раз сделала крутой поворот.

Павла не только поселила девушку в своем доме, но и стала ее педагогом. Раневская всегда с нежностью вспоминала ее. Она говорила, что Вульф была очень строга к ней и никогда не хвалила, добиваясь безукоризненного выполнения задания. Она учила видеть роль глубоко, представлять и проигрывать то, что автор пьесы оставил между строк.

Именно так Раневская и играла. За это ее боготворили поклонники и не любили, а иногда просто боялись режиссеры. У Вульф она научилась из невзрачной маленькой роли создавать шедевр, который делал пьесу популярной.

Голодный Крым

Немой фильм Ромма «Пышка» пользовался огромным успехом даже во Франции. В нем актрисе досталась роль обаятельной ханжи госпожи Луазо.

Вот такая она - Фаина Раневская, фото, биография творчества которой до сих пор привлекают и волнуют людей, хотя бы раз видевших ее на экране.

Ролей в кино было мало еще и потому, что ее часто не утверждали из-за «семитской» внешности. Раневская старалась с юмором относиться к этому, но невозможность сыграть Ефросинью в «Иване Грозном» стала жестоким ударом. Тем более что Эйзенштейн специально прописывал роль под нее. Ефросинья осталась несбыточной мечтой, как говорила Фаина Раневская. Фото с проб - тому живое напоминание.

Ее типажи поражают тем, что в них нет ни единого лишнего движения, жеста, взгляда. Все сдержанно, лаконично и вместе с тем гениально. Иногда Раневской разрешали самой дописать свою роль. Такие ситуации позволяли в полной мере раскрыться таланту, а зрителям - насладиться искрометным юмором актрисы и неподражаемой игрой.

Любовь к мужчинам и женщинам

Почти всю свою жизнь Фаина Раневская пребывала в стадии перманентной влюбленности. Она одинаково сильно любила живого Качалова, далекого Станиславского, давно ушедших из жизни Чехова и Пушкина.

Беззаветно любила и была предана до конца их жизни Екатерине Гельцер и Павле Вульф. Когда-то они протянули ей руку помощи, вывели в люди, и Раневская никогда этого не забывала.

Нежная дружба с Мариной Цветаевой была основана на родстве душ. Они обе искали настоящее искусство, а не найдя, испытывали сомнения и тоску по утраченному.

Отношения Раневской и Ахматовой были сродни тому, как истинно верующий относится к Богу. Веселый сарказм, сквернословие, озорство актрисы заканчивалось там, где начиналась Анна Ахматова. Эти две женщины в разные периоды своей жизни очень поддерживали друг друга. Смерть подруги подорвала здоровье Раневской и навсегда убила веру в справедливость.

С юмором вспоминала свою первую привязанность Фаина Раневская. Биография (личная жизнь актрисы, как вы сможете убедиться в этом далее, в прямом понимании этого слова не сложилась) сообщает, что, будучи совсем молоденькой, девушка неудачно влюбилась в героя-любовника из труппы. Он не ответил ей взаимностью. Хуже того, он оскорбил и унизил Фаину, тем самым закрыв эту часть её души навсегда.

Мужчины, конечно, были, хотя Раневская никогда не афишировала своих отношений. Случались беременности, которые она безжалостно прерывала. Заглянуть в свою личную жизнь актриса позволяла не многим. В ее отношениях с мужчинами редко присутствовала взаимность. Она не смогла полюбить ни одного из тех, кто искренне выражал ей свои чувства.

В годы после ее смерти вышло много книг с досужими домыслами, центром которых выступала непревзойденная Фаина Раневская. Биография, личная жизнь ее стала достоянием жадной до сенсаций публики.

Если не считать семьи Павлы Вульф, которую Раневская считала своей, то только однажды и ненадолго ей довелось насладиться домашним очагом. В шестидесятых годах вернулась из эмиграции старшая сестра Белла. Вместе они прожили всего несколько лет, после чего Белла заболела и вскоре умерла.

Фаина самоотверженно ухаживала за больной, доставала лекарства, находила врачей. В тот период даже служба в театре отошла на второй план. Не помогли ни деньги, ни операции... Беллу не удалось спасти. Всего лишь четыре года отвела судьба на жизнь с сестрой. Об этих скорбных эпизодах не любила вспоминать Фаина Раневская. Ее боль и страдания остались для окружающих за закрытой дверью.

В глубокой старости появилась еще одна привязанность - собака Мальчик. Интересно, о чем думала Раневская, увидев слепую, лишайную, вмерзшую в лужу дворнягу? Быть может, она вспоминала себя в молодости, когда ей, голодной и никому не нужной, протягивали руку и брали в семью?

У Фаины Раневской при всей ее колкости, а иногда даже жестокости было милосердное сердце и добрая душа. Она приютила пса, и он был в последние годы ее семьей.

Признание

Раневской не довелось сыграть ни одной великой роли, о которой мечтает каждая актриса. И, несмотря на это, она получила всеобщее признание! Сталин восторженно отзывался о ее игре, признавая ее разносторонность. Брежнев откровенно восторгался.

Девять правительственных наград, Заслуженный артист РСФСР, дважды Народный артист РСФСР и СССР, лауреат трех Сталинских и двух Государственных премий...

В лондонском ежегоднике «Кто есть кто» она входит в десятку лучших актрис второго тысячелетия. В Таганроге перед домом, где прошло детство Раневской, установлен памятник актрисе.

Казалось бы, можно почить на лаврах, но Раневская не получала удовлетворения от наград, потому что испытывала отвращение к новым веяниям в театре и искусстве. Она искала настоящее всю свою творческую жизнь, но так и умерла, не найдя.

Она осталась на старых пленках и в памяти. Не могут бесследно исчезать такие люди, как Фаина Раневская. Биография, цитаты, «ушедшие в люди», остаются жить, привлекая ежегодно новых почитателей.

Старость и одиночество

За исключением некоторых лет, жизнь актрисы не была счастливой. Ее окружали друзья, коллеги, поклонники - и все равно она считала себя глубоко одинокой и бесполезной.

Только ее драгоценный пес Мальчик скрасил последние годы. С ним она испытывала желание жить, ощущала себя нужной.

Фаина Раневская - по ее собственным словам, хулиганка и балагур - с трудом впускала людей в свою личную жизнь. Всегда присутствовало ощущение легкой тайны и недосказанности. Постепенно уходили из жизни друзья и близкие, усугубляя одиночество. Трепетно хранила на своих стенах Фаина Раневская фото дорогих сердцу людей. Все, что осталось в жизни - воспоминания.

Годы брали свое. Болезни и старость разрушали тело. Паспорт она считала несчастьем человека, а возраст - большой личной неприятностью.

Вот и подходит к концу наш очерк: "Фаина Раневская: биография". Дети не родились, муж не появился, нормальная семья не состоялась. Вся жизнь ушла на поиски настоящего искусства, которое в итоге нашлось только в Третьяковской галерее.

Фаина Георгиевна Раневская умерла летом 1984 года, прожив долгую, яркую жизнь. Похоронена рядом с сестрой Беллой на московском Донском кладбище, участок 4.

Личность Раневской была неоднозначной, одиозной и противоречивой. При этом женщина обладала огромным талантом, искрометным юмором, умела служить искусству, быть благодарной и милосердной. По ее собственным словам, она прожила жизнь глупо. По мнению почитателей - ярко и насыщенно. Ее звезда взошла и продолжает сиять на небосклоне по сей день.

Внешность этой актрисы была очень далека от общепринятых представлений об актерской красоте. Но Фаину Раневскую любят и помнят не за это. Она была умна и остроумна, невероятно упорна и талантлива. Она могла отправить в нокаут одним только взглядом или острым словцом.

Фаина Раневская сыграла много ролей на сцене театра и в кинематографе, но большинство из них были эпизодическими и такими незначительными, что имени актрисы иногда даже не было в титрах картины. Пик популярности в кино наступил после роли мачехи в фильме «Золушка».

Детство

Родилась Фанни Фельдман(именно так звали девочку при рождении) 27.08.1896 года в Таганроге, где в собственном большом доме проживало зажиточное семейство евреев Фельдманов. Папу звали Гирш Хаимович, в его владении была фабрика, выпускающая сухие краски, дома, магазин, мельницы и пароход под названием «Святой Николай». Мама Милка Рафаиловна была обычной домохозяйкой, на плечах которой была забота о доме и пятерых детях. Кроме Фанни в семье росли еще три сына – Яков, Рудольф, Лазарь, и дочь Изабелла. Один из мальчиков умер еще маленьким.

С ранних лет Фаина чувствовала себя не такой как все. Она была одинокой в собственном доме. Девочка заикалась и братья постоянно над ней издевались, а она сама постоянно завидовала сестре, ведь та была писаная красавица, а Фаину Всевышний внешностью обделил. По причине заикания девочка почти не имела друзей среди ровесников, и даже когда оказалась в женской гимназии, не переставала комплексовать по этому поводу. Фая настойчиво упрашивала родителей чтобы те забрали ее из гимназии, потому что учиться в таких условиях она не могла. Пришлось получать домашнее образование – для девочки наняли учителей, которые занимались с ней индивидуально, и она смогла стать высокообразованной барышней. В доме было фортепиано, Фаина прилично играла на нем, знала несколько иностранных языков и все свободное время проводила за книжкой.

Когда Фаине было 13, она впервые попала в театр на постановку «Вишневого сада». Увиденное настолько впечатлило творческую натуру девочки, что она решила побыстрее окончить гимназию и посещать занятия в театральной студии.

Однажды Фаина сказала своим родным, что хочет стать профессиональной актрисой. Родители были в полном шоке, отец сказал, что не даст ей ни копейки. Мужчина сдержал свое слово, и когда Фаина в 1915-м уезжала в Москву, то не только порвал с ней отношения, но оставил без помощи и содержания, считая, что вся ее задумка дурь и блажь.

Юность

Большой город встретил приезжую провинциалку не очень гостеприимно. У нее почти не было денег, ведь от отца она так и не получила ни гроша. Единственные деньги, которые у нее были, тайком дала мама. Их хватило только на съем маленькой комнатушки на Большой Никитской, но девушка впервые была по настоящему счастлива и свободна.

Фаина побежала поступать в заветный театральный вуз, но эта мечта вскоре развеялась как сон. Куда бы она не обращалась, ей везде отказали. Но отступать никто не собирался, девушка оказалась очень настойчивой особой с твердым характером. Фаина решила поступать в частную театральную школу, но денег было очень мало и они таяли как весенний снег под ярким солнцем. Доучиться в частной школе она не смогла.

И тут в биографии Фанни Фельдман случилось одно событие, которое стало судьбоносным – она познакомилась с Е. Гельцер. Она была знаменитой прима-балериной в Большом театре, работала с великим Дягилевым. Гельтцер поселила Фаину у себя дома, в котором периодически собиралась творческая элита Москвы. Именно с легкой руки Екатерины Гельцер Фаина узнала , О.Мандельштама и В.Качалова. В Качалова она была даже влюблена некоторое время.

Театр

Благодаря усилиям Екатерины Гельцер Фаину взяли на работу в подмосковный Малаховский Летний театр, труппа которого состояла из блестящих актеров того времени. Дебютировала Фельдман именно на сцене этого театра. Постановка называлась «Тот, кто получает пощечины», режиссера Л.Андреева. Девушку взяли в массовку, но и там была видна ее неординарность и ярко выраженный талант. На Фаину обратил внимание известный актер Певцов, который после премьеры сказал, что у этой барышни большое будущее, она обязательно станет знаменитой актрисой. Эти слова стали пророческими.


Фото: Фаина Раневская в театре

После закрытия летних театров, Фаину взяли на работу в труппу к мадам Лавровской, где доверяли роли девушек-кокеток. Юной актрисе хотелось скорее прославиться, хотелось увидеть мир. И этот театр предоставил ей такую возможность – труппа колесила по Крыму, давая спектакли во многих городах.

Фаина иногда получала денежные переводы, отправленные заботливой маминой рукой. Во время одного из таких походов в банк ее впервые сравнили с чеховской Раневской. С легкой руки ее коллеги по театру, она спустя годы выбрала себе эту фамилию в качестве творческого псевдонима.

В самом начале 1917-го Фаина окончательно осталась одна – вся семья Фельдманов уехала в эмиграцию и поселилась в Праге. Радовало только одно – у нее была работа и более-менее сносный быт. Девушка выступала в московском Театре актера, где получила свою первую роль. Первой серьезной работой в карьере Раневской стала постановка «Роман», где она сыграла Маргариту. Потом ее задействовали и в других спектаклях – роли были не главными, но яркими и запоминающимися. Раневская любила постановку «Вишневый сад», в котором она стала Шарлоттой, и считала ее одной из самых удачных в своей творческой биографии.

В 1931 году Раневскую зачислили в труппу московского Камерного театра, где вскоре состоялся ее дебют в спектакле «Патетическая соната». Актрисе досталась роль проститутки Зинки. Раневская была так убедительна и реалистична в этом образе, что зрители были в полном восторге от ее таланта. В Москве только и говорили, что о Раневской.

В 1935 году Раневская начала успешную карьеру в театре Красной Армии, где по праву заняла место ведущей актрисы.

Когда началась война, Фаина была актрисой Театра Драмы. Именно в составе этого театра она выступала в постановке «Молодая гвардия» перед бойцами и офицерами, исколесив все фронты и прифронтовые зоны. Фаина была бесстрашна и самоотверженна, и эти качества не остались незамеченными – она получила медаль «За доблестный труд».

После войны талантливая актриса начала свой путь в Театре им.Моссовета. Отношения в этом театре складывались не самым лучшим образом, нередко бывали скандалы из-за того, что актриса была намного талантливее, чем режиссеры. Раневская по-своему трактовала постановку и играла так, как ей казалось правильным. Ее мнение очень часто шло вразрез с мнением режиссера. Она получила роль Маньки-спекулянтки в эпизоде спектакля «Шторм», и если бы работала согласно задумке режиссера, то ее никто бы и не заметил. Актриса переписала свою роль и сыграла ее так, как посчитала нужным. Ее роль стала заметнее, чем главные персонажи, а это не обрадовало ни режиссера, ни актеров, сыгравших главные роли. Она так точно попала в образ, что зрители шли на спектакль, чтобы увидеть именно ее Маньку, и после этого эпизода уходили из зала, даже не дождавшись окончания постановки. Это вызвало массу недовольств режиссера Завадского и он забрал у Раневской эту роль. Постоянное выяснение отношений с режиссером отразилось в острых словцах, которые спустя годы стали афоризмами и анекдотами, передаваемыми из поколения в поколение.

Но, несмотря на конфликты и препирательства, Раневская работала в этом театре почти 25 лет. Здесь ее карьера достигла звездных высот и именно здесь были сыграны самые значимые роли в карьере актрисы. На сцене этого театра она стала миссис Сэвидж и Люсей Купер, которые собирали полные залы и срывали овации.

Последние годы актриса отдала театру Пушкина, который был когда-то Камерным. В этом театре когда-то начался ее путь в искусство, в этом и закончился в 1963-м.

Фильмы

Дебютной работой в кино стала драма «Пышка», режиссера Ромма, снятая в 1934-м. Раневская сыграла госпожу Луазо. Роли в кинематографе можно пересчитать по пальцам, к тому же они практически все были второстепенными, но это не помешало Раневской прославиться не только на всю страну, но и на весь мир. Актриса не очень любила кинематограф, но именно он способствует тому, чтобы актера узнавали миллионы зрителей. Работу в кино она характеризовала не иначе, как «деньги закончились, а позор остался», отдавая предпочтение театру. Но все-таки всеобщая любовь пришла к Раневской именно благодаря кинематографу.

В 30-х годах ей предложили роли в трех фильмах, в каждом из которых она появлялась в роли жены. В фильме «Человек в футляре» Раневская сыграла супругу инспектора, в картине «Ошибка инженера Кочина» жену портного. Самой яркой работой стала картина «Подкидыш», где Фаина снова стала женой, произносящей феноменальную фразу «Муля, не нервируй меня».

В 1943-м вышла еще одна картина с участием Фаины Раневской «Свадьба», где ей досталась роль Мамаши. Партнерами по фильму были блистательные актеры Э.Гарин, М.Яншин, .

В 1947 году зрители смогли увидеть еще одну замечательную комедию «Весна», где Фаине досталась роль Маргариты Львовны. В главных ролях снялись Орлова и Черкасов, которые в тандеме с Раневской сделали фильм самым кассовым.

В 1947-м Раневской предложили сняться в фильме «Золушка» режиссера Кошеверовой. Ей досталась колоритная роль мачехи, которую сценарист Е.Шварц писал специально под обожаемую Раневскую. Он разрешил актрисе трактовать роль по своему усмотрению, вставлять свои колкие словечки и фразы. Раневская считала эту роль самой удачной за всю творческую карьеру в кинематографе.

Последней лентой, в которой блистала великая актриса, стала «Сегодня новый аттракцион», где она стала директором цирка. Режиссер пошел на все условия, которые выставила Фаина, ему очень хотелось, чтобы эту роль исполнила именно она, и был готов на все.

Вклад Раневской в искусство был оценен орденами и медалями. В 1937-м она стала Заслуженной артисткой РСФСР, в 1961-м – Народной артисткой СССР. Актриса получила три Сталинские премии, присвоенные в разные годы. Ее именем назвали астероид, открытый в 1986-м.

Личная жизнь

В личной жизни великая актриса Фаина Раневская была глубоко несчастна. Замуж она так и не вышла, однажды обжегшись с одним из коллег. Фаина влюбилась в него, и тот тоже отвечал девушке взаимностью. Однажды она решилась и позвала его к себе в гости. Мужчина согласился, но пришел не сам, а со своей подружкой и предложил Фаине прогуляться и оставить их наедине. С того самого дня Фаина больше никогда не влюблялась, и не доверяла мужчинам.


Фото: Фаина Раневская — личная жизнь

В 60-е годы к ней переехала овдовевшая сестра Изабелла, которая решила встретить старость с единственной сестрой. В 1964-м Беллы не стало. Раневская осталась одна. В последние годы жизни рядом с актрисой был только верный дворовый пес со смешной кличкой Мальчик. После кончины Фаины Раневской именно фигурка этого песика была установлена на ее надгробии.

Смерть

Умерла Фаина Раневская 19.07.1984 года в Кунцевской больнице столицы. Причиной смерти стал инфаркт и развившаяся пневмония. Она не дожила всего месяц до 88-го дня рождения. Местом упокоения великой актрисы стало Новое Донское кладбище, недалеко от сестры Беллы.


Фото: Могила Фаины Раневской

Ее могила постоянно укрыта живыми цветами, которые круглый год приносят благодарные зрители и ценители ее таланта.

Избранная фильмография

  • 1934 - Пышка
  • 1939 - Подкидыш
  • 1944 - Свадьба
  • 1947 - Золушка
  • 1949 - У них есть Родина
  • 1964 - Лёгкая жизнь
  • 1966 - Сегодня - новый аттракцион

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .

Раневская рассказывала одну историю о том, как в пору юности была сильно влюблена в одного актера, который был ужасным бабником и ловеласом. Однажды он пообещал прийти к ней в гости вечером. Молодая актриса была вне себя от радости, она накрыла стол, надела лучшее платье, сделала прическу. Каково же было ее разочарование, когда объект ее любви появился на пороге с дамой. Он попросил Раневскую пойти погулять некоторое время. После этого события Фаина Георгиевна сделала для себя вывод, что все мужчины не стоят того, чтобы тратить на них свои силы, и дарить им внимание. Трудно сказать, насколько эта история правдива, но тот факт, что Раневская ни разу в своей жизни не была и не имела детей, общеизвестен.

Ее связывали дружеские отношения с маршалом Толбухиным, с режиссерами Михоэлсом и Таировым. Трогательные длинные письма, нечастые встречи и бесконечная преданность. Ради друзей Раневская могла не спать ночами, готова была отдать последние деньги и мчаться за ними на край света, чтобы помочь в случае неудачи.

Будучи человеком необыкновенно творческим, Фаина Раневская влюблялась, но никто так и не ответил ей взаимностью. Как-то она сказала, что любила в своей жизни только двоих мужчин. Первым был актер Василий Качалов, а второго она попросту не помнит.

С Василием Качаловым, Фаину Георгиевну связывали теплые дружеские отношения. Он научил молодую актрису не играть, а проживать жизнь на сцене. Долгие прогулки и бесконечные беседы с Качаловым и его знаменитой собакой Джимом, которой Сергей Есенин посвятил свое прекрасное стихотворение, были для влюбленной Раневской единственным утешением в то время. На рабочем столе Фаины Георгиевны еще долго стояла фотография Василия Качалова.

«Спутник славы – одиночество»

В начале 60-х годов прошлого века к Раневской переехала жить сестра, Изабелла Георгиевна Аплеен, которая к тому времени стала вдовой. К сожалению, их совместное проживание оказалось очень недолгим. Буквально через два года у Изабеллы Георгиевны врачи обнаружили рак, и она умерла в 1964 году. Фаина Георгиевна не отдала сестру в больницу и оставалась рядом с ней до последнего вздоха.

В старости единственной привязанностью Раневской стала собака, которую она назвала Малыш. Она подобрала несчастного пса на улице в сильный мороз. У него было обморожены лапы, и собака буквально уже была обречена на гибель.

Фаина Георгиевна играла в театре до 85 лет. Решение уйти на пенсию далось ей очень трудно. Она была опечалена, но слабое здоровье уже не позволяло продолжать работать.

Раневской не стало 19 июня 1984 года. Она была похоронена вместе с сестрой Изабеллой. В 1992 году редакционным советом английской энциклопедии «Кто есть кто» Раневская включена в десятку самых выдающихся актрис ХХ века.