Почему православные женщины покрывают голову в храме. Почему женщинам запрещается заходить в церковь с непокрытой головой

Во время посещения церкви прихожане обязаны соблюдать определенные правила и ритуалы. Некоторые из них в настоящее время вызывают вопросы, например, почему в церковь надо надевать платок? Откуда взялся этот обычай, который идет вразрез с современной модой в одежде?

Происхождение традиции

Традиция, согласно которой женщины покрывают в храме голову, имеет глубокие корни. В древности, в культурах многих народов, закрытые волосы были знаком, определяющим статус замужней женщины, говорившим о ее подчиненности мужу. Нельзя было показываться на улицах с непокрытой головой, это считалось очень нескромным.

Женщина в храме

Подобные правила «дресс кода» существовали и в иудейской культуре, где зародилось христианство, и в римской, где появились первые церкви. С этим и связано то, что в Посланиях апостола Павла написаны такие слова:

«5. И всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову, ибо это то же, как если бы она была обритая.6. Ибо если жена не хочет покрываться, то пусть и стрижется; а если жене стыдно быть остриженной или обритой, пусть покрывается». (1 посл. к Коринф.)

Кто-то может задается вопросом: если в те времена ношение замужними женщинами покрывала было повсеместным правилом, почему христианками Коринфской церкви оно нарушалось, раз апостолу Павлу пришлось об этом специально писать? Есть версия, что это было связано с особой развращенностью нравов в языческом городе Коринфе (он этим славился).

Из-за чего, местные жители считали необязательным соблюдать повсеместные тогда правила приличной одежды. И христиане, поскольку выросли в этом городе и привыкли к его атмосфере, тоже могли чем-то заразиться от общей распущенности. Поэтому , апостол Павел призывал коринфских христианок быть предельно скромными и целомудренными в одежде, соответствовать всем правилам приличия, существовавшим в те времена.

В древней Руси обычай покрытия женщинами головы после замужества тоже был в ходу. По представлениям наших предков, если женщину чужие люди увидят без платка, это будет позором для нее и всей ее семьи. Отсюда пошло выражение «опростоволоситься».

В церкви этот обычай сохранился до наших дней, но видоизменился.

Если прежде традиция покрывать голову касалась исключительно замужних женщин, а девушки не носили платки ни в храме, ни на улице, теперь головы покрывают даже маленьким девочкам.

Можно ли ходить в церковь без платка

Не стоит понимать так, будто женщина, зашедшая в храм с открытой головой, совершает грех. Для Бога важно состояние нашей души, а не форма одежды. Однако, в церкви есть еще и люди. У многих из них женщина без головного убора вызовет раздражение. Пусть они и не правы, но не следует совершать действия, которые заведомо вводят людей в грех осуждения и отвлекут от молитвы.

Из этих соображений, нужно соблюдать сложившиеся правила церковной одежды, надевать в храм юбки и головные уборы .

Зачем надевать платок в церковь

Какой платок выбрать для церкви

На Руси существовал интересный обычай надевать на службу платки, цвета которых соответствуют дням церковного календаря и повторяют цвет священнических одеяний. Возможно, кому-то и в наше время захочется этому следовать. Вот перечень этих цветов:

  • Цвет Пасхи – красный или белый. Такие платки женщины носили все 40 дней праздника.
  • На Рождество надевали белые.
  • В дни Великого поста выбирали темный цвет. Черный, темно-синий, фиолетовый.
  • К празднику Животворящей Троицы и в День Святого Духа надевали зеленые. Зеленый — цвет жизни.
  • Все Богородичные праздники носили голубой цвет.
  • В обычные дни надевали желтые платки, по цвету простой, будничной священнической ризы.

Интересно о православии.

Каждая из существующих религий несет в себе свод определенных правил и устоев. Некоторые из них радикально отличаются. Но есть и общие каноны, которые соблюдаются во многих мировых религиях. Так, к примеру, христианство, иудаизм и Ислам запрещают женщине ходить с непокрытой головой. Естественно, есть определенные нюансы в соблюдении этих традиций.

Христианство

Согласно библейским законам, покрывая голову, женщина признает главенство мужчины. Апостол Павел говорил, что подчиненность мужчине установлена Богом. И каждая христианка должна благодарно принимать мужское начало. Покрытая голова у женщины символизирует смирение и считается важным принципом христианской веры. В священном писании говорится о том, что каждая женщина должна растить свои волосы и покрывать платком. Сейчас на улице редко встретишь женщину, обвязанную платком. В основном современные женщины христианства надевают платок только в церкви, чего не скажешь о мусульманских женщинах, которые свято соблюдают законы Корана.

Ислам

Принципы мусульманской религии более радикальны. В Исламе аурат (сокрытие наготы) соблюдается строго. Согласно Корану мусульманка должна свято чтить Божьи советы и быть чистой. В Исламе для женщины предписано сокрытие всего тела, включая стопы и кисти рук, при этом часть лица может оставаться открытой. Конкретно пункта о покрытии головы в священном писании нет, но пункт «сокрытие всего тела» подразумевает и голову. Существует традиция, которая в мусульманстве пошла от пророка Мухаммеда. Все его дети были девочками. И он просил их вместе с женами одевать платки, чтобы все вокруг знали, что эти женщины из его семьи. В современном Исламе эту традицию свято чтут.

Иудаизм

В Иудаизме покрывать голову должна каждая замужняя женщина. Современные иудейки могут носить любой головной убор, включая платки, шляпы и даже парики. Для незамужней девушки это правило соблюдать необязательно. Священный Талмуд строго выделяет женскую роль и учит, что женщина свои достоинства может показывать только супругу: до замужества она должна быть в полном подчинении отцу, после заключения брака главой в семье становится мужчина. В принципе, эти устои прослеживаются в каждой из обсуждаемых религий – главой всегда выступает мужчина.

Прежде чем коснуться исследования вопроса покрытия или непокрытия головы женщинами , необходимо обратить внимание на общие принципы толкования посланий, которые помогут нам понять этот и многие другие вопросы.

Прежде всего, важно отметить, что послание – это письмо апостола в конкретную местную христианскую общину (в отличие от Соборных посланий Петра, Иоанна и Иакова, обращенных ко всем христианам). Апостол Павел получал вести через письма или посланников о том, что происходит в конкретной церкви, о ситуациях и проблемах в ней и в ответ на это направлял туда письмо, в котором он хотел выразить свои наставления для решения и верного понимания возникших проблем.

В частности, в Первом послании к Коринфянам Павел хотел помочь церкви с разрешением ряда проблем, которые возникли в коринфской общине. Их было не мало: разделения в общине на группировки, центром которых было почитание определенного авторитета (1-4 глава); грех кровосмесительства, возникший в общине (5 глава); судебные тяжбы между членами общины и блуд с храмовыми проститутками (6 гл); вопросы семейной жизни (интимные отношения, развод, безбрачие) (7 гл); участие в языческих пирах (8 гл); авторитетность апостольства Павла (9 гл); порядок в общине Коринфа: головные уборы женщин, проведение Вечери Господней, разные дары в церкви, говорение на языках на богослужении (11-14 гл); главная надежда христиан – не благополучие на земле, а воскресение при Втором Пришествии Господа (15 гл).

Каждое письмо касалось уникальных проблем, возникавших в местной общине. Послание не является просто размышлением апостола. По тем темам и вопросам, которые он поднимает мы можем понять, какие проблемы были актуальны для определенной общины. Некоторые из этих проблем имеют общий характер, а некоторые относились к местным особенностям конкретной общины, и было бы ошибкой применять их ко всем христианам всех городов и стран.

ОСОБЕННОСТИ КОРИНФА

Коринф был особенным городом древнего мира. Он являлся одним из крупнейших торговых центров, через который проходили значительные товарные пути. Он был столицей провинции и даже некоторое время соперничал с Афинами за контроль колоний и торговли. В нем, каждые два года проходили альтернативные Олимпийским – Истмийские игры, включавшие в себя гимнастические, конные, поэтические и музыкальные состязания.

Город имел два порта, свои собственные колонии и был очень дорогим для проживания. Он был наполнен людьми разных наций и народов.

Главным храмом города в акрополе являлся храм богини любви и плодородия Афродиты, при котором находилось более тысячи храмовых проституток, обслуживавших торговцев и путешественников. Стоит отметить, что женщины соответствующего образа жизни ходили с непокрытыми головами, более того, с распущенными волосами. В культуре древнего мира Коринф славился разгульным образом жизни, как город культа плодородия с его многочисленными пирами и развратом. В связи с этим даже появилось новое слово в греческом языке – «коринфовать», означавшее разнузданный образ жизни. Когда в греческих театрах на сцене появлялся персонаж из Коринфа, он, фактически всегда был пьян, что ярко иллюстрирует имидж этого города в древнегреческой культуре.

Можно представить с какими проблемами сталкивалась христианская община, находящаяся в таком контексте и состоявшая из жителей этого города, которые привыкли к определенному образу жизни Коринфа. Поэтому становится понятным почему такие проблемы, как связь с проститутками (6 гл), разврат, не вызывающий никакой реакции общины (5 гл), пьянство на Вечери (11 гл), и участие в языческих пирах плодородия (8 гл), являются актуальными для христиан, привыкших жить в таком городе.

С этим контекстом связан и вопрос о покрытии головы женщинами в церкви.

ПОКРЫТИЕ ГОЛОВЫ

Покрытие головы в публичных местах считалось общепринятым обычаем во многих древних культурах. Явиться без головного убора приличной женщине на людях считалось постыдным и неприличным. Аналогичным позором для женщины было стричь волосы. Женщина должна была растить волосы всю жизнь и никакие стрижки не были допустимы.

Это вполне понятно и жителям России. На Руси этот обычай также имел место. Появиться на публике или позволить себя увидеть постороннему человеку без покрытой головы являлось стыдом и позором для женщины. Это хорошо отражено в известном слове, выражающем стыд и позор – «опростоволоситься», т.е. позволить себя увидеть себя без покрытой головы, «простоволосою». Общепринятые нормы приличия требовали от женщины иметь нестриженные волосы и покрывать волосы при всяком выходе за пределы дома.

Апостол, касаясь этого вопроса так же ссылается не на тексты Писания, а на реалии культуры и нормы приличия. Павел пишет: «Всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову, ибо это то же, как если бы она была обритая» (1 Кор. 11:5)

Сегодня женщины большинства стран, в том числе и в России, могут ходить по улице и бывать в общественных местах без головного убора. Это не воспринимается как неприличное поведение, поскольку современная культура не имеет такого критерия приличия.

Более того, апостол утверждает, что «если жена не хочет покрываться, то пусть и стрижется; а если жене стыдно быть остриженной или обритой, пусть покрывается» (1 Кор. 11:6)

Стричь волосы и ходить с непокрытой головой являлись равнозначными неприличными действиями, поэтому Павел их соединяет вместе. Если женщина стрижется, то это такой же позор для нее как и ходить с непокрытой головой. Сегодня мы стрижем свои волосы и это касается как мужчин так и женщин. Однако, если мы захотим буквально соблюдать тексты этого послания, то мы должны так же принимать, что стричься для женщины неприлично и позорно. Не смотря на это, церкви полны христианок со стрижками и никому не приходит в голову осуждать их за аморальность. Хочу еще раз подчеркнуть, что оба эти действия (непокрытая голова и стрижка), в равной степени являются аморальными и постыдными с точки зрения древней культуры.

Поэтому Павел вновь и вновь приводит «культурные», а не Божественные аргументы в пользу этой практики: «Рассудите сами, прилично ли жене молиться Богу с непокрытою головою? Не сама ли природа учит вас, …если жена растит волосы, для нее это честь, так как волосы даны ей вместо покрывала?» (1 Кор. 11:13-15)

Он ссылается на «приличия», «природу», призывает христианам Коринфа «самим рассудить» и не противостоять общепринятой практике.

В заключении своей аргументации, он опирается на традицию покрытия головы, как на последний аргумент: «А если бы кто захотел спорить, то мы не имеем такого обычая, ни церкви Божии» (1 Кор.1 1:16). Обычай, приличие, природа – вот основания для соблюдения данной практики, с точки зрения апостола Павла.

Читая его рассуждения, мы можем прийти к заключению, что в общине Коринфа некоторые женщины, как «свободные во Христе» от обычаев мира, решили отказаться от принятых норм приличия и не покрывать голову. Апостол пытается убедить их в том, что христиане не должны отказаться от всех норм культуры и должны в своем обществе быть приличными людьми.

Данный христианский принцип действует и сегодня. Очевидно, что если с точки зрения культуры 21-го века христианки будут выглядеть неприлично и аморально, то это вряд ли будет соответствовать христианским принципам. В тех восточных странах, где общепринятой нормой приличия для женщины является покрытие всего тела и головы, христианки так же должны соответствовать этому, чтобы не было порицаемо имя Христово и чтобы их и их веру не воспринимали как аморальную. То есть, во всех странах мира мы, как христиане, должны быть приличными людьми и не нарушать норм морали общества, если это не противоречит Слову Божьему.

В заключении хотелось бы отметить, что покрытие головы в древнем мире не было религиозным правилом, а касалось повседневной жизни в обществе. Во всех публичных местах женщина должна иметь покрытую голову, и соответственно, так же и в церкви. Если бы сегодняшние нормы приличия в нашей стране требовали бы, чтобы женщина всегда покрывала голову и никогда не стриглась, то и христианкам необходимо было бы держаться этого, поскольку это было бы приличным.

Сегодня христианки всех континентов и стран должны быть образцом приличия и морали для всего общества. Но дело в том, что в разных странах эти нормы приличия разные. Поэтому и христиане в разных странах разные – верные Богу и верные нормам приличия своего общества, если они не противоречат первому.

Покрывать ли сегодня женщинам голову в церкви? Согласно словам Павла, в той культуре, где это обязательный обычай для всех женщин, нужно это делать. В иной культуре в этом нет необходимости. Вокруг вас женщины стригущие волосы и ходящие с непокрытой головой и это не считается аморальным и неприличным? Если так, то вам нет необходимости покрывать голову, ни на улице, ни в церкви.

Этот же вопрос, но немного под другим уголом, рассмотрен в другом материале нашего сайта -->


Константин Чумаков


Здесь = > другие

Девочки и девушки голову не покрывали, потому, что покрывало было знаком особого статуса замужней женщины (именно поэтому, согласно традиции незамужняя…

Хождение в храм Божий с покрытой головой для женщины — древний христианский обычай, основанный на словах апостола Павла в его послании Коринфянам: «…жена должна иметь на голове знак власти над нею, для Ангелов». Апостол Павел рассуждает в своем послании, что женщина, молящаяся с открытой головой, постыжает свою голову, ибо это тоже, как если бы она была обритая. Мысль о том, что голову должна покрывать лишь замужняя женщина, апостол ясно выражает в словах: «Итак, муж не должен покрывать голову, потому, что он есть образ и слава Божия; а жена есть слава мужа; и не муж создан для жены, но жена для мужа» (1Кор. 7-9). Покров на голове замужней женщины, говорит апостол, есть знак для Ангелов, то есть что она замужем. Поэтому на всех древних иконах с непокрытой головой изображены только девы, что говорит об обычае Церкви покрывать голову женщины лишь после замужества.

ПОКРЫТИЕ ГОЛОВЫ

Покрытие головы в публичных местах считалось общепринятым обычаем во многих древних культурах. Явиться без головного убора приличной женщине на людях считалось постыдным и неприличным. Аналогичным позором для женщины было стричь волосы. Женщина должна была растить волосы всю жизнь и никакие стрижки не были допустимы.

Это вполне понятно и жителям России. На Руси этот обычай также имел место. Появиться на публике или позволить себя увидеть постороннему человеку без покрытой головы являлось стыдом и позором для женщины. Это хорошо отражено в известном слове, выражающем стыд и позор – «опростоволоситься», т.е. позволить себя увидеть себя без покрытой головы, «простоволосою». Общепринятые нормы приличия требовали от женщины иметь нестриженные волосы и покрывать волосы при всяком выходе за пределы дома.

Апостол, касаясь этого вопроса так же ссылается не на тексты Писания, а на реалии культуры и нормы приличия. Павел пишет: «Всякая жена, молящаяся или…

Нет обязанности для женщины заходить в православный храм с покрытой головой.
Это не обязанность, а историческая традиция и рекомендации апостола Павла. При чем, традиция может быть и противоположной. Например, в Греции в православные храмы обязаны заходить женщины без головного убора (!) Такой подход к покрытой женской голове сложился у греков в ходе национально-освободительной борьбы с турками.
И более того, в Украине есть храм — в Ахтырке (Сумская область) — где по их традиции женщины входят в храм с непокрытой головой, так как в этом храме хранится образ Божьей матери с непокрытой головой.
— Обо всем этом поведал сегодня священник Георгий по радио «Эра».
— А на вопрос почему же женщин в отдельные храмы не пускают бабки, если у нее нет платочка — отец Георгий ответил с некоторым раздражением: мы знаем об этом проблеме, что некоторые служки пытаются навязывать свое видение веры в Бога, и пытаемся с этим бороться. И, вообще, лучше прийти к Богу с непокрытой…

Традиция покрывать голову в церкви, это не закон, а настойчивая рекомендация святого апостола Павла. В соответствии с его Посланием к коринфянам, мужчина должен молиться с непокрытой головою, а женщина - с покрытой. Издревле женские волосы считались одним из самых выразительных элементов женской привлекательности, и это было противовесом скромности, одним из знаков которой были прикрытые волосы.

Еще в дохристианскую эпоху гетеры в Греции ходили с непокрытыми волосами, а семейные женщины должны были высказывать принадлежность мужу, покрывая голову, показывая этим, что они принадлежат мужу.

Откуда пошла традиция покрывать женщинам в церкви голову?

В соответствии с наставлениями апостола внешний вид верующего, вне зависимости от пола, должен быть сдержанным и скромным, и не может являться источником соблазна или смущения. Верующий человек в храме должен быть настроен на молитву, выражать своим видом уважение и благоговение к святости храма и происходящей в нем…

11.09.2014

Женщина издревле ходит в храм с покрытой головой – это древний обычай, который зародился на основе слов апостола Павла. Апостол говорил, что жена должна на голове иметь символ, который обозначает власть над ней. Это необходимо, прежде всего, для Ангелов.

Отсюда зародилась традиция покрывать голову при входе в церковь. Согласно апостолу, если женщины молится и при этом ее голова открыта, это является постыдным. Непокрытая голова приравнивается к обритой. Этими словами апостол подчеркивал постыдность одежды современных женщин, которые показывают свое тело. Мужчина имеет право ходить в церковь с открытой головой.

Кстати, в античной культуре голова прикрывалось как знак скромности. Волосы в то время считались наиболее ярким атрибутом женской привлекательности и красоты. Семейные женщины не имели возможности ходить с распущенными волосами, и обязаны были носить такой головной убор, как платок. Платок являлся показателем того, что женщина занята и принадлежит…

Испокон веков женщины ходят в церковь в платках. Даже юбки сейчас считаются не столь важным атрибутом, как платок на голове – говорят, что лучше идти в храм в джинсах, но с головным убором, чем в юбке и без него. Почему же женщины в церкви покрывают голову, с чем связана традиция надевать платок в церкви?

Легенда о платках и юбках в церкви

Существует легенда о платках и длинных юбках в церкви. Рассказывают, что в древнем мире люди приходили в храм в чем придется. И Богу это было не слишком приятно.

Поэтому Бог послал видение одной из молодых девиц и сказал: «Если ты будешь ходить в храм с покрытой головой и в длинной юбке, твои молитвы будут услышаны, потому что к тебе будет приставлен Ангел для помощи. Но как иначе он узнает тебя, если ты не будешь отличаться от прочих девиц?»

Как того и следовало ожидать, на следующий день девица пришла в храм в длинной юбке и в платке, а на вопрос подружек, зачем она так странно вырядилась,…

Почему женщине нельзя заходить в храмы и монастыри в брюках и с непокрытой головой?

Для каждого дела имеется соответствующая одежда: в вечернем платье вы не пойдете на стадион, а в спортивном костюме - в театр. Так же существует традиция соответствующего наряда во время посещения храмов, а особенно монастырей.

Цель посещений церкви - молитва. А согласно Священному Писанию, женщина должна молиться с покрытой головой. Очень хорошо, что сейчас во многих храмах и монастырях платок можно получить при входе.

Что касается брюк, то Священное Писание требует, чтобы женщины одевались в женскую одежду, а мужчины - в мужскую. Поэтому женщине, которая специально собирается идти в храм, лучше надеть юбку соответствующей длины.

Во всех случаях нужно стараться уважать благочестивые традиции нашего народа и нашей Церкви, ибо со своим уставом, как говорят, в чужой монастырь не ходят.

Но если человек впервые пришел в храм или у него внезапно возникло…

Такая традиция относится к глубокой христианской древности, а именно еще к апостольским временам. В то время всякая замужняя добропорядочная женщина, выходя из дома, покрывала голову. Головное покрывало, которое, например, мы видим на иконах Божией Матери, свидетельствовало о супружеском статусе женщины. Это головное покрывало означало, что она несвободна, что она принадлежит мужу. «Оголить темя» женщины или распустить ее прическу значило унизить или наказать ее (см.: Ис. 3:17; ср. Чис. 5:18).

Блудницы и порочные женщины демонстрировали принадлежность к своим особого рода занятиям тем, что не покрывали голову.

Муж имел право развестись с женой без возврата ей приданого, если она появлялась на улице простоволосой, это считалось оскорблением мужу.

Девочки и девушки голову не покрывали, потому, что покрывало было знаком особого статуса замужней женщины (именно поэтому, согласно традиции незамужняя девственница может входить в храм без головного…

Видимо, здесь речь идет о Первом Послании апостола Павла Коринфянам. В 11 главе Павел высказался о необходимости женщинам при молитве покрывать голову:

“Всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову” (1 Кор. 11.5).

Ответ на подобный вопрос уже был дан ранее в материале “Может ли женщина молиться с непокрытой головой?”. Однако сейчас мы немного с другой стороны подойдем к этой теме.

Сегодня во многих христианских церквях буквально понимают слова апостола и строго следуют его указанию. В ряде же конфессий женщины платки не носят, что вызывает вопросы у некоторых верующих: а как же поступать правильно?

Давайте вместе разберем слова апостола Павла.

Прежде всего, вспомним, что стихи Библии зачастую нельзя понимать как отдельные самостоятельные фразы, то есть, вырывать их из контекста повествования. Все послания являются целостными проповедями апостолов и пророков и состоят из законченных отрывков – частей…

По разным опросам, в России от 60 до 80 процентов населения считают себя православными. Из них воцерковленных всего 6-7 процентов. Многие россияне, к сожалению, даже не знают, как нужно себя вести в православном храме.

1. Мужчинам нельзя заходить в церковь в головном уборе.
Апостола Павла 1-е послание к коринфянам, 11:4-5: «Всякий муж, молящийся или пророчествующий с покрытою головою, постыжает свою голову».

2. Женщина, напротив, не должна заходить в храм с непокрытой головой, причем платок должен целиком и полностью покрывать волосы и закрывать уши. Апостола Павла 1-е послание к коринфянам,
11:4-5: «И всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову, ибо это то же, как если бы она была обритая».

3. Женщина не должна приходить в храм с ярким макияжем. Лучше перед посещением храма совсем не пользоваться косметикой. В церкви должно сохранять внимание к службе и молитве. Святитель Игнатий Брянчанинов писал: «Как тело…

Фото из интернета

Как-то накануне вербного воскресенья, собираясь в церковь, моя супруга с подругой поспорили: можно ли надеть светлую куртку?

Дамы, — вмешался я в разговор, — так вы на службу опоздаете!
У тебя, Марина, осенняя куртка — бежевая, не пойдёшь же ты в белой зимней… Что тут обсуждать?
А вообще-то в послании к Тимофею апостол Павел предписывал вам одеваться «со стыдливостью и целомудрием, не украшать себя плетением волос, не золотом, не жемчугом, не многоценной одеждою» (1 Тим 2:9-10). О цвете куртки он не говорил. Главное «придти в храм с сердцем открытым Господу и молитве».

— Кто бы говорил? Безбожник! Опять поучать начал… тебя не спросили, что надеть! О Боге он, видите ли… без подсказок разберёмся!

— Вот и помогай им, верующим! Цитируешь Евангелие, а они… — бормотал я себе под нос, — как тут не вспомнить Теодора Бера: «Особенно крепок на ухо тот, кто и слушать ничего не…

Проживающие в Эстонии различные национальности придерживаются своей традиционной религии. Среди эстонцев наиболее популярным является лютеранство, которое признают 14% людей в возрасте 15 лет и старше. Лютеранами считают себя 27% проживающих в Эстонии финнов, 15% немцев и 14% латышей. 47% проживающих в Эстонии поляков и 33% литовцев считают себя католиками. Ислам наиболее распространен среди татар. Православие считают своей религией 51% белорусов, 50% украинцев, 47% русских и 41% армян. Таким образом самой распространенной религией в Эстонии является именно православие. Кстати, среди эстонцев в возрасте 15 лет и старше приверженцами какой бы то не было религии считают себя 19%, среди неэстонцев – 50%.

В городских поселениях Эстонии проживает в три раза больше верующих людей, чем в сельской местности. Это объясняется, в первую очередь, национальным составом населения. Больше всего приверженцев конкретной религии живет в Ида Вирумаа — 49%, меньше…

Нет обязанности для женщины заходить в православный храм с покрытой головой.
Это не обязанность, а историческая традиция и рекомендации апостола Павла. При чем, традиция может быть и противоположной. Например, в Греции в православные храмы обязаны заходить женщины без головного убора (!) Такой подход к покрытой женской голове сложился у греков в ходе национально-освободительной борьбы с турками.
И более того, в Украине есть храм - в Ахтырке (Сумская область) - где по их традиции женщины входят в храм с непокрытой головой, так как в этом храме хранится образ Божьей матери с непокрытой головой.
- Обо всем этом поведал сегодня священник Георгий по радио "Эра".
- А на вопрос почему же женщин в отдельные храмы не пускают бабки, если у нее нет платочка - отец Георгий ответил с некоторым раздражением
: мы знаем об этом проблеме, что некоторые служки пытаются навязывать свое видение веры в Бога, и пытаемся с этим бороться. И, вообще, лучше прийти к Богу с непокрытой головой, чем пройти мимо - резюмировал он.
Вот так неожиданно рушится один из канонов внешнего обряда: оказывается, в ряде православных конфессий и даже в некоторых храмах женщины обязаны заходить с непокрытой головой. И вообще, придерживания таких строгостей может вредить Церкви.

Вот развитие этого видения гендерной проблемы:

Забавно слышать: оказывается, что покрытие головы женщины в храме это лишь "рекомендация апостола Павла"

Кстати, где присутствует традиция, обязательно есть волшебные или колдовские объяснения этой традиции: одно из "народных" пояснений необходимости женщинам прикрывать свою голову в храме:
"Издавна известно, что волосы обладают большой силой (что-то с родни магии). И, чем длиннее волосы, тем больше сила. Существует даже такое поверье, что если женщина загадает желание и в это время будет расчесывать волосы пятерней своих пальцев, то желание сбудется . Естественно, что у мужчин такого нет, они же коротко пострижены. Не даром в средние века женщину с длинными, густыми и красивыми волосами считали ведьмой и сжигали на костре. А по скольку сила и могущество Господа нашего гораздо больше женской силы, то входя в храм в платке, женщина показывает Богу, что она подчиняется Его воле и усмиряет перед Ним свои желания и страсти. Так как по церковным законам, страсть может познать только замужняя женщина, следовательно, именно она должна входить в храм в платке. Хотя, в настоящее время, в некоторых храмах требуют, что бы даже маленькие девочки входили в храм с покрытой головой." (отсюда)

Ну, и некоторые советы женщинам (под катом) сайта сельского православного храма Святителя и Чудотворца Николая села Вавож, Удмуртия. - очень полезные для понимания равенства мужчин и женщин и видения места женщин в православном мире
Но сначала удивление священника, автора советов о том, что и почему жещине одевать, когда она идет в храм: "Сам был удивлен, когда смотрел в записи Пасху в Богоявленском соборе г. Москвы и увидел, что половина женщин в Патриаршем хоре пели с непокрытой головой. Это попускается. И не нам этих женщин судить. Но предупреждать о греховной природе данного поступка мы всегда будем" .

Извините за столь обильное цитирование, сам по себе текст очень интересный, поэтому не удержался

А я слышала, что для посещения храма надо как-то по-особому одеваться, или можно заходить в чем угодно?

Храм Божий - это не магазин, тем паче не коровник. Это место особого и постоянного присутствия Бога Всевышнего. Тот, кто не думает о том, в каком виде он зайдет, недостойный, в это Святое место, просто не имеет Страха Божиего, он абсолютный безбожник. Что делать безбожнику в православном храме?

- мужчина должен пребывать в храме в мужской одежде, а женщина в женской;

- в знак смирения пред Богом мужчины при входе снимают свои головные уборы, а женщины покрывают свои головы, обычно платком.

Можно ли женщине быть в храме в шляпе или шапке?

В городских храмах Ижевска это достаточно распространено. Но платок... Это не только женский головной убор, это еще красивое женское украшение (...)

Кстати, вы когда-нибудь пробовали совершить поясной или земной поклон в шапке или шляпе? И у вас это получилось? Платки же при этом не слетают.

А я очень не люблю носить платки, хотя у меня и стрижка, но все равно платок, как узда, мешает...

Вот именно что стрижка!

Служа в свое время сторожем в Соборе Александра Невского в Ижевске, я столкнулся с интересной закономерностью: ни разу мне не пришлось посоветовать женщине с длинными волосами покрыть голову платком, только стриженным.

(...) Да будет вам известно, хорошие мои, что в большинстве случаев стрижку делают те женщины, у которых ярко выражены две страсти: Гордыня и Чревоугодие (украшательство себя есть разновидность чревоугодия, т.е. ублажения своему телу). (...) Попробуйте не заметить у такой женщины новую прическу - наживете смертельного врага; похвалите - будете самым лучшим другом. А в храме им надо закрыть свою красоту платком! Да вы что!?

Какое тут смирение? А Гордыня - это самый страшный грех!

Платок же, как раз, и предназначен для смирения Гордыни. Уж будьте любезны, смиряйтесь пред Богом.

А можно просто накинуть на голову прозрачный шарфик?

А как неудобно, когда капроновый платок постоянно скользит по волосам и все норовит слететь с головы, тем паче не завязанный. Не создавайте себе проблем. Вы в храм для чего пришли? К Богу или покрасоваться? Выбирайте одно из двух. Во втором случае вам не в храм надо были идти, а в другое место.

Мне как-то надо было срочно зайти в храм летом, а платка у меня с собой не было, и я не зашла. Не создаете ли вы лишние препятствия для людей, они и так не часто в храмы ходят?

А где написано, в каком таком документе, что женщинам категорически запрещено входить в храм с непокрытой головой?

Во всяком правиле есть свои исключения. Раз надо было зайти, так зашли бы. И если бы кто вас из-за этого в храм не пустил, то великий грех бы совершил. И на службах в городских храмах многие женщины стоят с непокрытой головой. Сам был удивлен, когда смотрел в записи Пасху в Богоявленском соборе г. Москвы и увидел, что половина женщин в Патриаршем хоре пели с непокрытой головой. Это попускается. И не нам этих женщин судить. Но предупреждать о греховной природе данного поступка мы всегда будем.

Кроме того, должен предупредить особо гордых и не желающих покрывать принципиально своих красивых головок, что любой православный священник не будет таких исповедовать, причащать, помазать, давать целовать крест или иные святыни и допускать до других таинств. Что и я, грешный, делаю.

Ну а для того, чтобы не создавать себе неудобств из-за отсутствия платка, не забывайте таковой, вместе со всякой косметикой, иметь всегда в своей сумочке. Много места не займет, сумку сильно не утяжелит. А вдруг, окажетесь рядом с храмом и захотите туда зайти? А платок у вас с собой. Очень практично.

Недавно я пришла в храм с косметикой на лице, и меня бабушки за это отругали. Почему вы запрещаете пользоваться косметикой?

Перед посещением храма пользоваться косметикой не рекомендуется, так как вам не разрешат целовать иконы, Евангелие, крест, принимать причастие и брать благословение у священника, потому что:

- на всех этих святынях обязательно останутся следы вашей помады, даже самой немарающейся;

- современные помады содержат активные химические вещества, которые разрушают тончайшие слои позолоты и серебрения на святынях и лака на иконах, причем безвозвратно;

- и священнику со своей десницы помаду смыть тоже бывает достаточно затруднительно, ну а от поручей отстирать практически невозможно.

(...)
О тех и для тех, кто делает замечания в храме. Очень часто ко мне подходят постоянные прихожане, и спрашивают, как им поступать, когда они видят кого-либо, зашедшего в храм в неподобающей одежде и/или с косметикой на лице. Сказать им об этом - в осуждение можно впасть, не сказать - вроде бы попустить, что кто-то в храме согрешает.

Ответ достаточно прост:

- во время службы постарайтесь не обращать на это внимания, ибо ваша молитва - вот то, ради чего вы сюда пришли, а все остальное суета сует и искушение;

- вне службы, уж если вам совсем невтерпеж, можете подойти и вежливо посоветовать незнайке в следующий раз так не поступать и сразу же отойти, не вступая в разговор, при этом вами должно руководить чувство сострадательной любви с согрешающему, но не гнева;

- если же человек попытается согрешить, например, с помадой на губах причаститься, вовремя вежливо его остановить и предупредить о возможном согрешении, а далее пусть поступает, как хочет;

- самый лучший способ увещевания - это шутка: и не обидите, и назидание дадите.

А я слышала, что вообще пользоваться косметикой это большой грех, это так?

Смотря для какой цели вы ею пользуетесь:

- если для лечебных или профилактических целей, например, гигиенической помадой, чтобы губы не трескались, то это не грех;

- если для украшательства, то это конечно грех:

- гордыни, точнее ее разновидности - лжи, так как вы стараетесь выглядеть лучше, чем вы есть на самом деле, а это обман;

- гордыни, так как вы очень гордитесь, когда благодаря косметике на вас обращают внимание;

- тщеславия, когда вам хвалят вашу внешность;

- чревоугодия, точнее собственно украшательства, так как вы угождаете своему телу;

- блуда, так как большинство женщин, где сознательно, а чаще подсознательно, используют это средство для того, чтобы нравится мужчинам (не для того же вы краситесь, чтобы нравиться вашим подругам? Хотя, в наше время я не удивлюсь и этому.) и тем самым обольстить их.

Последнему греху очень подвержены девочки-подростки, стремящиеся как можно скорее стать взрослыми, чтобы нравится мальчикам. Долг матери при этом очень тактично объяснить своей дочери, какую страсть она в себе развивает, и чем это все может кончиться, а не потрафлять ее капризам.

Я еще могу понять тех взрослых женщин, которые пытаются с помощью аккуратно сделанного макияжа скрыть следы своего увядания. Я не могу понять бабушек, пользующихся яркой косметикой, которая на фоне старой и дряблой кожи лица и шеи выглядит клоунской маской. Очень горько, и совсем не смешно.

Любой специалист по макияжу вам скажет: косметикой правильно пользуется тот, у которого следов ее использования не видно.

Кстати, у женщин, постоянно пользующихся косметикой, кожа дрябнет гораздо быстрее.

Мой же вам совет: лучшее косметическое средство - это умывание утром и вечером ледяной водой. Проверено - кожа будет нежной как у младенца.

И напоследок: самые красивые женские лица в Вавоже - у наших постоянных, истово верующих прихожанок - бабушек, так как они светятся немеркнущим светом благодати Божией, неотступно пребывающей в их сердцах. А такого эффекта никакая косметика не даст.

Я слышала, что женщинам нельзя приходить в храм в брюках, но ведь есть и очень популярны сейчас женские, очень красивые и элегантные брючные костюмчики...

Данный вопрос - наверно самый сложный в обсуждении одежды для посещения храма. Мир меняется, и то, что вчера считалось кощунственным, например, женщине надеть мужскую одежду, сегодня является нормой и самым распространенным делом. Оглянувшись вокруг, замечаешь, что более половины молодых женщин и девушек на улице одеты в джинсы или брючки. Т.е. в настоящее время брюки - это обычный элемент женской одежды. Это очень практично, особенно в слякость, когда женщины одевают массивные ботинки, ни как не сочетающиеся с юбкой, да и на брюках брызги грязи не так заметны, как на чулках. Зимой - брюки гораздо теплее, чем любые гамаши. Все это так. Но!

Существует традиция. Традиция посещения православных храмов женщинами. А она предусматривает запрет на посещение храмов женщинами в брюках. И этой традиции никто еще не отменял. И пока мы должны стараться, по мере возможности, этой традиции следовать, ибо не нам эти правила и законы изменять.

Великого греха нет в том, что женщина в брюках зашла в храм на 5 минут поставить свечку или что-то узнать.

Но, собираясь в храм на требу или службу, постарайтесь уж найти в своем гардеробе юбку, сарафан или платье достаточно целомудренной длины, т.е. не выше колен, без разрезов и запахов, не очень обтягивающую, т.е. практичную и удобную, и в ней идите.

Вас никто не выгонит из храма, даже если вы придете туда в джинсах, но будьте готовы к тому, что священник откажется вас исповедовать, причащать, давать для целования крест и т.п.

на фото: Ахтырская Божья Матерь (отсюда)
Вывод: столичные священники пытаются осовременить церковь, а в глубинке все коммуникации, как цементом сдерживаются традициями, которые очень сильно подкреплены в народном сознании языческими представлениями