Почему отмечают татьянин день. ​25 января

Счастливые лица студентов, фейеверки на Воробьевых горах, студенческие гуляния...Все это происходит двадцать пятого января - в Татьянин день. Почему этот день называется Татьяниным и какое отношение имеет к студентам?

12 (25) января 1755 года императрица Елизавета Петровна подписала указ "Об учреждении Московского университета". Текст указа представил ей Иван Иванович Шувалов, просвещенный вельможа, покровитель и в какой-то степени друг Ломоносова, фаворит императрицы, и совершилось это в день памяти Святыя мученицы Татианы девицы.

Имя Татиана - греческое и в переводе на русский означает - учредительница, устроительница. Жила святая Татьяна в конце II - начале III века в Риме, была дочерью знатных и богатых родителей. Отец ее тайно исповедовал христианство и дал дочери христианское воспитание. Она даже стала диакониссой в раннехристианской церкви. В годы преследования христиан при императоре Александре Севере была подвергнута страшным истязаниям, но не отказалась от христианской веры и погибла, войдя таким образом в число христианских мучеников и была объявлена святой.

На то, что университет открылся в Москве, а не в Петербурге или каком другом городе России, решающее влияние оказал М.В. Ломоносов, и его соображения, которые принял Шувалов, были изложены в указе в пяти пунктах, обосновывающих преимущества Москвы: "...Установление оного университета в Москве тем способнее будет: 1) великое число в ней живущих дворян и разночинцев; 2) положение оной среди Российского государства, куда из округ лежащих мест способно приехать можно; 3) содержание всякого не стоит многого иждивения; 4) почти всякой у себя имеет родственников или знакомых, где себя квартирою и пищею содержать может; 5) великое число в Москве у помещиков на дорогом содержании учителей, из которых большая часть не токмо учить науке не могут, но и сами к тому никакого начала не имеют, и только чрез то младые лета учеников и лучшее время к учению пропадает, а за учение оным бесполезно великая плата дается..."

При университете предполагалось открыть две гимназии: одну - для дворян, другую -- для разночинцев.

От подписания указа до начала занятий в университете прошло четыре месяца. Под университет определили трехэтажное здание на Красной площади у Воскресенских ворот. Дом отремонтировали и 26 апреля 1775 года приступили к занятиям. Открытие университета сопровождалось торжествами в стиле того времени (пышными и веселыми).

В 1791 г. на Пасху была открыта церковь Татианы Мученицы. Убранства для неё прислала сама Екатерина. Прихожанами этой церкви в разные годы были Фонвизин, Грибоедов, Тургенев, Тимирязев, Пирогов, Ключевский, братья Аксаковы, Соловьёв и др.

Затем последовал Указ Николая I, где он распорядился праздновать не день открытия университета, а подписание акта о его учреждении. Так, волей монарха, появился студенческий праздник - Татьянин день, а со временем народная молва приписала этой святой покровительство студентам.

Шли годы. Студенты становились врачами, адвокатами, учителями, писателями. Но Татьянин день не забывался и не менялся. В этот традиционный день старики и молодёжь, знаменитые и неведомые - все были знакомыми, все были равными.

С наибольшим размахом Татьянин день отмечался в 1890-1905-е годы: к этому времени относятся самые яркие рассказы о нем. Празднование делилось на две части: первую - официальную и вторую - неофициальную, которая, собственно, и была праздником.

Шумным праздником университетской молодежи, всех университетских деятелей, уважаемых профессоров и бывших питомцев московской "альма матер" - врачей, адвокатов, учителей и прочей интеллигенции". Справлялся этот праздник по заведенному порядку: обедня в университетской церкви, потом молебен, затем в актовом зале университета традиционная речь ректора или кого-нибудь из профессоров. Лучшие студенты получали награды из рук важнейших персон Москвы - митрополита и генерал-губернатора - вместе с благословением и напутственным словом. Далее желающие могли осмотреть помещения университета - аудитории, библиотеку, многочисленные коллекции и собрания. Публика растекалась по залам, а потом перетекала на улицу и отправлялась праздновать дальше - ведь Татьянин день далеко не исчерпывался "официальной программой". Оставшуюся часть дня студенты веселились бесшабашно и раскрепощено. Москва 12 января по старому стилю всецело принадлежала студентам.

Это был самый шумный день в городе. Действие разворачивалось на Никитской, Тверском бульваре, Трубной площади. Традиционным считался обед в "Эрмитаже" - одном из самых дорогих и роскошных московских ресторанов, который находился на углу Неглинной и Петровского бульвара.

После событий 1905 года изменилось многое в жизни России, изменился и Татьянин день. По свидетельству газеты "Голос студенчества": "прежнего пьяного веселья точно не бывало, а вместе с ним как будто потускнел и праздник". Кроме того, университет стал " рассадником вольнодумства", в студенческих головах бродили революционные идеи, и отношение правительства к студентам и буйному студенческому празднику стало менее лояльным. Ну а после 1917-го...в жизни России изменилось все.

В 1918 году была закрыта университетская церковь, в ней устроили читальный зал. Прекратились праздники "в честь академической богини" Татьяны. (Последний успели отпраздновать по старой памяти в 1918 году). В 1923 году день святой Татьяны был заменен в директивном порядке Днем пролетарского студенчества! Однако совсем искоренить память о старинном студенческом празднике не удалось. В послевоенные годы московские студенты возобновили, конечно, в своих компаниях, празднование Татьяниного дня. С начала 90-ых Московский университет снова официально отмечает Татьянин День, как свой праздник.

В 1995 г. была заново открыта университетская домовая церковь св. Татьяны. С этого времени ежегодное празднование Татьяниного дня начинается с молебна в Успенском соборе Московского Кремля. Во второй половине дня проходит Торжественный акт- заседание Совета советов.

Возрождение Татьяниного дня - хороший признак того, что уважение к Университету и процессу образования в целом возрождается в нашем обществе. Желаем нынешним студентам отметить свой праздник весело и радостно и зарядиться энергией на вторую половину учебного года! Пусть солнце светит, преподаватели относятся снисходительно, а число друзей возрастает. Так или иначе, студенческие годы - одни из лучших в жизни. Прекрасно чувствовать молодость и беззаботность, открытость миру и возможность овладеть новыми знаниями, ощущать себя равноправным членом веселой студенческой братии.

Обсуждение статьи «Татьянин День»

Надежда

А я родилась в Татьянин день. Только вот зовут меня Надя, а не Таня. Да сериал классный, только вот с концом затянули, как я этот конец ждала!

27.11.2008 (14:40)

Елена

Я обажаю тан.Р она супер

26.11.2008 (15:06)

Елена

Я обажая танькин день просто класс

26.11.2008 (15:04)

Валерия

И что тебе писать?

22.10.2008 (20:04)

Диана

Пишите мне а то обижусь

22.10.2008 (15:54)

Диана

Приветик всем!! Таня Супер!!

22.10.2008 (15:50)

Леруська-Ранетка

Приветик,фанатам и особенно фанаткам сериала Татьянин день.вы можите оставлять свои коментарии на этом форуме.

11.05.2008 (12:53)

Леся

Сериал для всех

31.03.2008 (16:44)

милашка

Кому нравится этот сериал сюда

07.02.2008 (19:30)

Диана

Арина а вы щас на какой серии,потому что у меня уже подходит к концу.

25 января все мы празднуем День студента. Кому интересна история праздника, как появился День студента и почему его еще называют Татьянин день добро пожаловать под кат.

25 января в 2005 году произошло событие, положившее начало возрождению забытых традиций. Российский Президент издал Указ № 76 «О Дне российского студенчества». Он стал главным для широкого круга студенческого сообщества, считающего принципиальным правом и неукоснительной обязанностью отметить символ свободы и познания, посвящённый всем их собратьям.

Почему День студента называют Татьянин день?

В далёком 1755 году, в день Святой Татьяны, российской императрицей Елизаветой в Москве был открыт университет. Отныне его считали как День открытия Московского университета. Мы же сегодня называем его Татьянин день. Великомученица Татьяна отныне заступница всего сообщества, имеющего отношение к обучению.

Татьянин день было грандиозное торжество. Оно отмечалось представителями всех слоёв населения столицы. Начиналось всё в стенах университета. Здесь проходило собрание, где присутствовали официальные лица и приглашённые. После окончания торжественной части, празднество перемещалось на улицы и площади столицы, где превращалось в шумное и весёлое всенародное гулянье. Вот так и появился Татьянин день.

История праздника День студента

В конце 18 начале 19 веков праздник День студента, он же Татьянин день, стал всеобщим, посвящённым всей обучающейся молодёжи. К нему приурочивали завершение учёбы и начало каникул. Съезжалось большое количество гостей, проводились мероприятия, отличившихся вознаграждали. В церкви, построенной на территории заведения, правили службу в честь события. В тот период День студента был днём основания Московского университета (Фото: Pavel L Photo and Video, Shutterstock). Николай I издал Указ о праздновании даты подписания документа об учреждении Московского университета.

Так царь Николай I окончательно утвердил дату празднования Дня студента. С той поры Двадцать пятое января – значимый день для всей прогрессивной молодёжи, а именно День студента. Это торжество отмечалось всегда помпезно и широко. Радости добавляли долгожданные каникулы, следующие за ним.

Заведённые прежде обычаи почитаются и теперь. Студенты заполняют актовые залы учебных заведений для торжественного ознаменования праздника, приглашаются именитые гости, звучат торжественные речи, проходят награждения лучших учащихся и преподавателей.

Студенты неукоснительно и безусловно следуют сформировавшимся традициям, а День студента это уже традиция. Они умеют праздновать по-настоящему весело. Так было сто лет назад, так продолжается и теперь. Достоверные свидетельства повествуют, что виновники торжества могли многое позволить, представители власти их не задерживали, даже если они были замечены в весьма неподобающем виде.

Квартальные подходили лишь для того, чтобы уточнить, не нужна ли помощь.


Не пейте в парке и к вам не подойдут!)

Студенты всегда умели найти повод отвлечься от учёбы. Они и сейчас не упускают такую возможность. От бесконечно продолжающихся праздников и развлечений они отвлекаются лишь на время сессии.


В нашей стране празднование Татьяниного дня берёт начало с времён правления Императрицы Елизаветы. Именно она откликнулась на предложение Михаила Ломоносова и 25 января 1755 года подписала указ, согласно которому свои двери открыл Московский государственный университет. 25 января по церковному календарю день мученицы Татияны, поэтому её и принято считать покровительницей всех студентов.

Второе, более древнее, название праздника — Бабий кут. На Руси так назывался бабий угол — место у печи, где находились предметы домашней утвари, и где хозяйка проводила много времени. Это место также называлось солнышком. В честь этого на Татьянин день «большуха» (старшая хозяйка в семье) пекла каравай, символизирующий солнце. Она же доставала его из печи и, дав хлебу остыть, делила между членами семьи. Каждому должен был достаться хотя бы кусочек. Кроме того, в этот день нужно было сходить на реку за водой и выбить пыль из половиков. В народе говорили: «Татьяна и каравай печет, и половики бьет, и хоровод ведет».

С ведением хозяйства связано еще одно поверье этого дня. Считалось, что девочка, родившаяся в Татьянин день, будет хорошей хозяйкой. Такую любой возьмет замуж, но свою судьбу хотят найти все. Поэтому на Бабий кут все девушки, мечтающие вступить в брак, делали метлу, которую старались оставить в доме желанного жениха — причем так, чтобы свекровь не нашла. Впрочем, опытные матери семейств об этом обычае знали и на порог пускали далеко не каждую девицу. Для этого дня существовали и приметы на погоду. Если на Татьяну шел снег, считали, что лето будет дождливое, а вот теплая метель предвещала засуху и неурожай. Зато если небо было ясным, а на дворе стоял морозец — крестьяне ждали хорошего урожая.

Поздравляю всех Татьян и студентов!!

Именно 25 января в далеком 1755 году был подписан императорский указ о создании первого в России университета, который получил название Московского.

В народе этот праздник называют Татьянин день или День студента, а именины отмечают все женщины, носящие имя Татьяна. Древнее имя "Татиана" в переводе с греческого означает "устроительница".

Житие

Святая Татиана — раннехристианская мученица пострадала за веру в III веке нашей эры при римском императоре Александре Севере. Она была одной из первых истинных христианок, для которой вера была смыслом жизни.

Будущая Святая родилась в знатной римской семье — ее отец трижды избирался консулом. Он был тайным христианином и воспитал дочь преданной Богу и Церкви.

Достигнув совершеннолетия, Татьяна не стала выходить замуж и служила Богу в одном из храмов, в посте и молитве ухаживая за больными и помогая нуждающимся. В 226 году девушка была схвачена во время очередных гонений христиан.

Сначала язычники ей дали шанс изменить свою веру, принеся жертвы их богу, но Татьяна была непреклонна. После страшных мучений Татьяна предстала перед своими палачами и судьями еще более прекрасной, чем прежде.

Во время пыток происходило много чудес: то палачи, о прозрении которых молилась Святая, уверовали во Христа, то ангелы отводили от мученицы удары, то из ран ее вместо крови текло молоко и в воздухе разливалось благоухание.

Икона "Святая Татиана" в Новодевичьем монастыре

Три раза Татьяна рушила храмы силой слова и веры. Ее бросили в огонь, но и он не повредил мученице, на арену со львом, но хищник только лизал ноги Святой. Язычники отчаялись сломить веру страдалицы и казнили ее. Вместе с Татьяной был казнен и ее отец.

Как свидетельствует история, среди московских престольных праздников Татьянин день был особенным.

День студента

Покровитель русской науки и культуры камер-юнкер Иван Шувалов 25 января 1755 году отдал на подпись императрице Елизавете Петровне указ об основании Московского университета.

Выбор Шувалова пал на эту дату не случайно. Этот указ стал необычным подарком его матери — Татьяне, в день именин.

Проект нового университета Иван Шувалов разрабатывал вместе с выдающимся русским ученым и энциклопедистом Михаилом Васильевичем Ломоносовым.

© photo: Sputnik / РИА Новости

В 1791 году во имя Святой мученицы Татианы был также освящен храм Московского университета. С тех пор Святая Татьяна считается покровительницей студентов и педагогов. Прихожанами этой церкви в разные годы были Фонвизин, Грибоедов, Тургенев, Тимирязев, Пирогов, Ключевский, братья Аксаковы и многие другие.

В 1918 году храм был закрыт. В его помещениях располагался сначала клуб, а с 1958 года по 1994 год — студенческий театр МГУ. В январе 1995 года здание было возвращено церкви.

С середины XIX века Татьянин день становится студенческим праздником. Впервые день рождения МГУ отметили лишь на его столетие, в 1855 году, после чего празднование вошло в традицию.

Многие годы официальная часть торжеств включала обедню в университетской столовой, доклад ректора и награждение преподавателей, преуспевших в науках. Ближе к вечеру начинались студенческие гулянья.

Из Москвы праздничная традиция перекинулась сначала в столичный Санкт-Петербург, а потом и в другие университетские города и фактически превратился в праздник всей российской интеллигенции.

© photo: Sputnik / Сергей Пятаков

С приходом советской власти все чествования на Татьяну были отменены. Традицию возродили только после распада СССР, в 1992 году, по инициативе ректора МГУ Виктора Садовничего.

В 1995 году при Московском университете вновь начал действовать храм в честь мученицы Татьяны, и Татьянин день снова стал праздноваться.

Официально праздновать День российского студенчества стали с 2005 года в соответствии с указом президента РФ. А в 2007 году был подписан федеральный закон, согласно которому День российского студенчества стал одной из памятных дат России.

Традиции и приметы

По традиции, учащиеся принимают поздравления в торжественной обстановке от преподавателей и руководителей ВУЗа. Особо отличившимся студентам вручают грамоты и подарки, а самые лучшие ученики удостаиваются президентских поздравлений.

Неофициальная часть празднования начинается после завершения формальной. Одногруппники традиционно собираются шумными компаниями, чтобы с размахом отметить студенческий праздник.

В этот день студенты традиционно устраивают массовые гулянья. Русские студенты, как и в далеком XIX веке, пьют водку, устраивают фейерверки и веселятся до упаду.

© photo: Sputnik / Вячеслав Бобков

Копия иллюстрации Николая Павловича Чехова к рассказу Антона Павловича Чехова "Татьянин день"

Студенты достаточно суеверны, поэтому их главный праздник связан с многочисленными приметами. К тому же 25 января у большинства учащихся выпадает на зимнюю сессию, соответственно, приметы посвящены ее успешной сдаче.

Самая известная шуточная примета связана с призывом "халявы". Учащемуся нужно громко прокричать в окно или с балкона "халява, приди!", и, если в ответ раздастся "уже бегу", считается, что сессия будет сдана успешно.

Многие считают, что залогом успеха на всех зимних экзаменах станет весело отпразднованный день студента. Самое главное, перед сдачей не прикасаться к конспектам и учебникам, чтобы не спугнуть удачу.

© photo: Sputnik / Ilya Pitalev

Тем, у кого экзамен назначен на 26 число, рекомендуется не переживать и спокойно праздновать 25 января. Согласно примете, после добротного торжества невозможно получить плохую оценку.

Обычаи и обряды

В Татьянин день ходят в церковь, чтобы помолиться об успешной учебе и просвещении и поставить свечку за упокой римской великомученицы. Обязательно проводится генеральная уборка в доме.

В конце января, как известно, день уже становится заметно длиннее, поэтому в славянской традиции Татьянин день называют Солныш, а иногда — Бабий кут (место у печки для женских работ).

Старшие женщины в семье пекут каравай, который является символом солнца, как бы приглашая его скорее вернуться к людям. Такие ковриги ели всей семьей, чтобы каждому достался кусочек "светила".

© photo: Sputnik / Maxim Bogodvid

Девушки на "Студенческих зимних играх на кубок Татьяны" в парке имени Горького в Казани

В деревнях девушки рано утром, нарядившись, шли на реку, где выбивали и мыли половики. По традиции, обратно девушка несла половик вместе с парнем, который за ней ухаживал. Затем половики развешивали сушиться на заборах, а по чистоте и красоте половика судили о его хозяйке.

Женщины 25 января делали тугие и большие мотки пряжи, чтобы кочаны капусты тоже уродились плотными и крупными.

Люди считали, что девочка, родившаяся 25 января, будет хорошей хозяйкой. На этот счет была и поговорка: "Татьяна и каравай печет, и половики по реке бьет, и хоровод ведет".

© photo: Sputnik / Руслан Кривобок

На Татьянин день также гадали — девушки делали небольшие метелочки из тряпиц и перьев. Считалось, что если такую метелочку незаметно положить в бабий кут в доме желанного парня, то парень уже точно на ней женится, а их совместная жизнь будет долгой и счастливой.

Немало примет связано и с погодой.

Солнечный восход в Татьянин день олицетворял раннюю весну, скорый прилет птиц и ранний нерест рыбы.

Если на Татьяну морозно и ясно — будет хороший урожай, тепло и метель — к неурожаю.

© photo: Sputnik / Илья Питалев

Материал подготовлен на основе открытых источников.

Обычно на этот вопрос отвечают, что 12 января 1755 года (по старому – юлианскому – календарю) императрицей Елизаветой Петровной был подписан указ об основании Московского университета. Якобы друг Ломоносова Иван Иванович Шувалов, императрице сей указ предложивший, выбрал именно этот день потому, что мать его звали Татьяной. И вот логическая цепочка: день рождения Московского университета – соответственно Татианинский храм – соответственно главный российский вуз…

И Татиана, небесная покровительница всех российских студентов. В такой, казалось бы, очевидной версии есть очевидные натяжки.

Начать с того, что храм Мученицы Татианы был освящен в 1791 году, когда уже ни Елизаветы Петровны, ни Ломоносова, ни Шувалова в живых не было. И связывать освящение храма с датой 12 января, когда университет, собственно говоря, существовал еще только на бумаге, можно достаточно условно.

Естественно было бы посвятить университетский храм кому-либо из святых, связанных с ученой или богословской деятельностью.Тем не менее была выбрана мученица, о которой на самом деле мы знаем не так много: жила в Риме в III веке девица, была диакониссой – древний церковный чин, означавший милосердное или, как бы теперь сказали, социальное служение ближним. Исповедала себя христианкой и, претерпев страдания, приняла мученический венец.

Татьянин день

Существуют ли некие сопряжения между Татианой и российским студенчеством? Или даже чуть шире – между Татианой и той частью русского общества, которое называли образованным сословием, а теперь – интеллигенцией. Во-первых, Татиана своей жизнью свидетельствовала единство слова и дела, далеко не всегда достигаемое образованными людьми. Татиана была, как мы знаем, девицей, явила в своей жизни добродетель чистоты и целомудрия. Если в душе твоей нет чистоты и стремления жить по правде Божией, то все твои проповеди и призывы к исправлению других будут тщетны. Наконец, еще одно важное обстоятельство: она сочетала со своими вероучительными убеждениями активную деятельную любовь к ближним. Тоже редкостная добродетель у людей, занятых науками .

И последнее. Был такой римский император Александр Север, можно сказать, религиозный глобалист той эпохи. Он собрал в Пантеоне изображения богов, которые чтились народами империи: поклоняйтесь кому хотите, но никого не считайте безусловно истинным. Настоящие христиане, среди них была и Татиана, не могли согласиться, что Христос – “один из”. Настаивание на исключительности вероучительной истинности, если оно не сочетается с любовью, становится фанатизмом, но у Татианы эта убежденность в истине Христовой была соединена с любовью к людям. Убежденность в истинности христианства, с одной стороны, и, с другой, отсутствие фанатизма – вот путь святости, который тоже столь важен сегодня.

Мученица Татиана и Московский Университет

Протоиерей Максим Козлов, архиепископ Верейский Евгений, ректор МГУ Виктор Антонович Садовничий

Императорский (ныне Государственный) университет в Москве не только древнейший из русских университетов, но по справедливости считается и славнейшим из них.

Его почти 250-летняя история полна многих светлых и отрадных страниц, на которых с любовью останавливается взор каждого патриота, ревнующего о благе и славе родной земли. Но не быть патриотом - значит не быть русским человеком, ибо патриотизм не есть качество, не есть добродетель, а есть долг, обязательный для всех.

Оттого Московский университет одинаково дорог для всех русских людей, где бы они ни жили, без различия в звании и состоянии; оттого везде, где бьется русское сердце, где стоят православные храмы, где слово Отечество возбуждает восторг и любовь - везде известен, везде любим и славим Московский университет, как главный рассадник истинного знания, как хранитель Просвещения. Мирно и тихо течет ученая и учебная жизнь в стенах Московского университета, и поколение за поколением проходит в стенах его, черпая здесь знания, необходимые для дальнейшей трудовой жизни во славу Бога, на службу Родине.

Пройдут еще века, и все так же Московский университет, великий в своей седой древности, богатый лучшими преданиями своих былых времен, по прежнему будет зажигать священный огонь знания в груди своих многочисленных питомцев, пока мало по малу - хочется этому верить - в стенах именно Московского университета впервые не выработается и не укрепится на Руси высочайший идеал человеческого знания, состоящий с одной стороны в стремлении овладеть вполне всеми тайнами чувственного мира, с другой - в смиренном сознании, что есть еще целая область бытия, куда не дерзает и не может проникнуть пытливый скальпель ученого, но которая вполне открыта всякому верующему; идеал, состоящий в сознании, что полнота знания без веры невозможна.

Стоя на этой строго научной дороге, сбросив с себя путы материализма, который есть отрицание науки, как полноты знания; смиренно преклоняясь перед вечным светом Христианства, Московский университет оправдывает ту любовь и доверие, с какими вся Россия обращается от Москвы до самых до окраин. Дай Бог, чтобы скорее настало это золотое время, время полной славы для Московского университета!

Московский университет заключает в своих стенах Божий храм, посвященный св. мученице Татиане, и особенно указываю на это обстоятельство, так как в нем можно видеть залог величия и славы нашего университета.

В старое время, когда идеал западно-европейской цивилизации, состоящий в поклонении плоти преимущественно перед духом, не соблазнял еще своим лживым блеском наших предков, они, приступая к сооружению нового города, прежде всего ставили храм Божий и только затем уже закладывали городские стены и другие здания. Этим призывалось на новый город Божье благословение, этим полагалось основание его будущему благосостоянию и развитию.

Печальный XVIII век, век отрицания истины и торжества лжи, оказался гибельным и для России - где в это именно время стали забываться многие лучшие обычаи и предания старины.

Так и Московский университет долгое время по своем основании не имел собственного храма, о чем глубоко скорбели все любящие родне просвещение, понимая, что никакие самые богатые приспособления и научные пособия не принесут пользы, если над всем этим не будет Божьего благословения.

Желание иметь при университете отдельный храм по ревностным стараниям директора Московского университета Фонвизина осуществилось, наконец, 5 апреля 1791 года, когда митрополит Платон освятил церковь во имя мученицы Татианы, «сооруженную Императорским Московским университетом в доме своем, в незабвенную память своего заведения»

В 1812 году, во время неприятельского нашествия, здания университета сгорели, а с ними вместе сгорела и Татианинская церковь.

В 1817 году, после Высочайшего повеления о восстановлении университетских зданий, попечитель университета князь А. П. Оболенский докладывал преосвященному Августину, управляющему Московской Епархией, что для университета возобновить прежнюю церковь во имя мученицы Татианы представляется неудобным, и потому просил: «Георгиевскую церковь, примыкающую к самому университету, сделать университетской со всей принадлежащей к ней утварью, ризницей и землей, и поставить в церкви местный образ мученицы Татианы для всегдашнего воспоминания дня, в который основан Императорский Московский университет».
Эта просьба кн. Оболенского была уважена преосвященным Августином, и резолюцией его от 18 сентября 1817 года означенная Георгиевская церковь сделана университетской.


Источник: Нескучный сад

Такое положение дел продолжалось до приобретения Московским университетом дома гг. Пашковых и до приспособления его к университетским нуждам, когда в 1836 году отношением от 15 декабря попечитель Московского университета граф С. Г. Строганов уведомил Высокопреосвященнейшего Филарета, что с Высочайшего соизволения в зданиях университета устраивается собственная Церковь во имя св. мученицы Татианы.

В наше время после десятилетий запустения при безбожной власти храм был возрожден при ближайшем участии Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия, тщанием ректора Виктора Антоновича Садовничего в 1995 году.

Такова краткая история нашей университетской церкви.

Ежегодно сотни новых студентов вступают в храм св. мученицы Татианы и просят у нее помощи и заступничества перед Всевышним Богом, но не будет преувеличением сказать, что лишь очень немногим из них известны жизнь и страдания св. Татианы, покровительницы Московского университета. А между тем много поучительного заключает в себе повесть о житии и страданиях св. Татианы, которая, будучи богатой, знатной и красивой римлянкой, отвергла все утехи мира и пошла на служение Церкви. Исполняя обязанности диакониссы, она вместе с тем, как обладавшая значительными познаниями, выступала и проповедницей истинного просвещения и многих из тьмы невежества и заблуждения привела к познанию истины.

Когда затем ее схватили и судили, как Христианку, когда ее принуждали принести жертву богам - или даже только сделать вид, что она согласна на это - св. Татиана с негодованием отвергла это и предпочла страдания и вероотступничеству, хотя бы мнимому.

Она понимала, что в истинном Христианстве нет места уступкам, что лучше страдать и умереть, чем хоть на словах отречься от Христа своего.

Какой великий пример для нашего времени, когда снова возрождается язычество, когда снова созидаются кумиры которым толпа, ослепленная фанатизмом, требует поклонения и принесения жертв!

Много этих кумиров и разнообразны они - подобно богам римского пантеона в середине III века.

Тут и ложная наука на почве материализма; тут и социализм, при помощи которого люди думают достигнуть на земле полной степени совершенства и всеобщего блага; тут и пресловутые права человека, возвещенные миру среди потоков крови, при зареве пожаров, среди дикой вакханалии разнузданной черни; тут отрицание родины, семьи, нравственности… Этим кумирам большинство требует принесения жертв, и это требование особенно часто предъявляется к юношам и девушкам, только что со школьной скамьи вступающим в университет, еще не искушенным жизнью, не твердым в умении отличить мишуру от золота - и часто предъявляется с дерзкими упреками, под страхом насмешки или обвинения в отсталости.

Какой ответ дать этим искусителям и обвинителям, вот чего не знают часто эти молодые люди, сбитые с толку неожиданным наплывом новых впечатлений, новых, разнообразных идей.

А ответ может быть только один, тот самый, который, по преданию, св. Татиана дала своему мучителю, когда тот, после многих пыток, стал уговаривать ее, не принося даже жертвы богам, лишь назвать Зевса - богом, обещая за то избавление от страданий и смерти и всяческие почести и награды. Громко и смело ответила на это св. мученица Татиана: «я называю его (Зевса) идолом скверным и непотребным - делай со мной, что хочешь, но меня ты ему кланяться не заставишь, ибо со мной мой Господь - Иисус Христос». Сказала это св. Татиана и пошла на лютые муки, ибо знала, где истина и где ложь.

Вот пример, достойный подражания для многих современников наших - главным образом из молодежи - вот почему, думается мне, и прочтётся житие св. Татианы не без пользы всеми лицами, видящими смысл жизни не в одном лишь грубом наслаждении ее благами.