Перемещение производства в города и пригороды примеры. Воздух в пригородах хуже, чем в центре

В развитых странах многие крупнейшие города, прежде всего города-миллионеры, теряют население из-за его миграции в пригороды и города-спутники. Непланируемый и практически неуправляемый процесс роста пригородов называется субурбанизацией (от лат. sub – под, около и urbs – город). К примеру, пригороды Парижа начали быстро и хаотично, без какого-либо плана, развиваться в конце XIX – начале XX в. В 1921 г. город насчитывал 2926 тыс. жителей, а городская периферия 1505 тыс. Спустя 10 лет численность населения Парижа сократилась до 2900 тыс. жителей, а пригороды увеличились до 8016 тыс.

Наиболее субурбанизированной страной мира считаются США: здесь в пригородной зоне проживает 60% населения. Многие никогда не покидают их. Сегодня в пригородах живет больше американцев, чем в городах или в метропольных районах. В начале 1980-х гг. офисов банков, промышленной администрации, торговых компаний в пригородах стало больше, чем в деловых центрах американских городов. Пригороды стали более привлекательными для бизнеса, чем города. Именно в пригородах росли новые рабочие места для сферы обслуживания, здравоохранения, информатики, банков, торговли. Правительство вкладывало средства в строительство международных трасс, пролегающих через пригороды, приняло для них льготное налогообложение, сделало дешевой и доступной землю. Рента для офисов в пригороде на одну треть дешевле. Многие компании в пригородах нанимают женщин, согласных работать за меньшую плату. В результате в пригородах самый низкий уровень безработицы.

Пригороды – населенные пункты в непосредственной близости от города, имеющие тесные связи с ним. Нередко это периферийные части города, официально не включаемые в его границы. Они существовали еще при средневековых и античных городах, где жили бедные слои, выгнанные из города. Сегодня – это место жительства богатых людей.

Пригородные зоны – это территории, прилегающие к городам и находящиеся с ними в тесной функциональной, экономической, культурно-бытовой связи. Экономические связи обеспечиваются торговлей, поставками и переработкой ресурсов, трудовой маятниковой миграцией, т.е. поездками в 50-километровой зоне.

К примеру, пригородная зона Санкт-Петербурга включает две части: внутреннюю – с городскими поселениями, подчиненными Петербургу, и внешнюю – территории, примыкающие к городу в радиусе 50 км (четыре административных района Ленинградской области).

К причинам, вызвавшим перемещение населения из центральных городов в пригороды, помимо строительства или переноса сюда промышленных предприятий, следует отнести большую разницу в цене земельных участков в центре города и в еще незаселенных окрестностях; высокие налоги; загрязненность атмосферы большого города отходами промышленного производства и выхлопными газами сотен тысяч автомашин; шум; растущую скученность; трудности передвижения и др. (рис. 9.4)

Рис. 9.4.

Субурбанизация привела к маятниковым миграциям и стихийному расползанию города. Выезду среднего класса на природу поспособствовала не только экология, но и высокие цены на жилье в исторической черте крупного города. Оно стадо не по карману врачам, преподавателям, офисным служащим. Потоки беженцев потянулись за город – туда, где жилье дешевле. За ними последовали капиталы. Цены на жилье в центре поползли вниз. Домовладельцы резко сбавили арендную плату на быстро ветшающее историческое жилье, его теперь снимали только эмигранты, свободные художники, лица неопределенных занятий. Суточная миграция жителей пригородов в города со временем привела к заторам на дорогах, загрязнению атмосферы и окружающей среды, ненужной потере времени и т.д.

Решить проблему загородных пробок и потери времени в пути отчасти помогают, во-первых, перенос офисов, банков, торговых центров и предприятий в пригороды; во- вторых, надомный труд. Компьютеризация позволяет приблизить место работы и место жительства, выполнять трудовые задания, не выходя из дома и пересылая результаты по электронной почте. Человек за компьютером может выполнять работу для фирмы, расположенной на другом конце земного шара. Транспортная проблема, тормозящая процесс субурбанизации, ослабляется, развивается феномен "всемирной деревни".

Отъезд обеспеченных людей за город привел к частичной депопуляции и социальной деградации, например, американских городов: у городских властей сократились средства на содержание полиции, учителей, врачей; возросла преступность, снизилось качество образования в школе (школы не могли готовить высококвалифицированных и хорошо оплачиваемых работников для сферы обслуживания). Увеличилась преступность, распадались семьи, пустели дома, разрушались соседства. Бедняки не могли платить за жилье, росло число бездомных. Депопуляция американских городов увеличила расовое неравенство. В стареющих городах живут старики, бедняки и национальные меньшинства. Бизнесмены и политики принимают социальные программы в пользу пригородов, где они живут, а не городов, которые населяют чуждые им социальные слои . Тенденция последнего времени – обеднение пригородов .

В США количество бедных жителей пригородов в 2006 г. составило 12 млн человек и впервые за все время наблюдения превысило количество бедных в самих городах. Данные исследования, охватывавшего 100 крупнейших американских мегаполисов, показали следующее.

  • 1. Население пригородов растет быстрее, чем население городов, что приводит к естественному росту процента живущих за чертой бедности.
  • 2. В американских предместьях растет экономическое и расовое расслоение общества.
  • 3. Иммигранты предпочитают селиться в пригородах, а не в городах, и доход у них меньше, чем у коренных жителей страны.

В крупнейших городах США процент бедного населения пока остается выше аналогичного показателя для пригородов, но тенденция к изменению соотношения очевидна .

Отношения между городом и его пригородами характеризуют два социальных процесса: субурбанизация – отъезд состоятельных горожан из центра в пригород и джентрификация – их возвращение из пригорода в центр.

Джентрификация – это процесс превращения прежде нефешенебельных индустриальных и иммигрантских районов в престижные кварталы с дорогой недвижимостью. В научный оборот термин "джентрификация" ввела в 1964 г. английский социолог Рут Гласс. Она писала о том, как постепенно рабочий класс вытесняется из мест своего традиционного обитания в Лондоне средним классом. Ветхие бараки, лишенные элементарных удобств, перестраиваются в двухуровневые квартиры (две комнаты наверху, две внизу), которые выглядят не только благопристойно, но даже роскошно.

По времени субурбанизация и джентрификация не совпадают: первая появилась в начале XX в., вторая – в конце того же столетия.

В Америке пригороды существуют более 100 лет, их развитие стало наиболее интенсивным после Второй мировой войны. Ф. Аллен определил пять основных этапов субурбанизации:

  • – первый этап (1900–1920) – жители пригорода ездили в город на трамвае;
  • – второй этап (1920–1930) – широкое распространение личных автомобилей;
  • – третий этап (1930 г. – конец Второй мировой войны) – неравномерное развитие пригородов;
  • – четвертый этап (1950–1960) – в пригородах стали строить дома из сборных конструкций;
  • – пятый этап (1960–1970) – сопровождался миграцией в пригороды коммерческих предприятий.

В 1970–1980-х гг. начался противоположный процесс: строительство в центре американских городов жилых домов улучшенного качества и переселение в них белых семей с высоким уровнем доходов. "Культурное опустошение" исторических центров приостановилось, и начался их ренессанс. Этот процесс распространился почти по всей стране: джентрификация происходит в Нью-Йорке, Вашингтоне, Филадельфии, Рочестере, Дейтоне и Миннеаполисе. Трехмильная зона вокруг делового центра Чикаго – мировой столицы городской социологии – сплошь заселена джентрифицированными районами .

Процесс джентрификации охватил ныне многие развитые страны: средний класс переселяется в бывшие заводские районы, расположенные недалеко от центра, перестраивает ветхий жилой фонд, реконструирует исторический центр, повышая тем самым арендную плату, которую уже не в силах оплачивать рабочий класс, перемещающийся в так называемое социальное жилье.

В нашей стране субурбанизация, переселение имущих слоев за город, началась с опозданием примерно на 100 лет. На первом этапе (конец 1980-х – начало 1990-х гг.) горожане утепляли, расширяли и благоустраивали свои дачные домики, превращая их в подобие коттеджей. На втором этапе (начиная с середины 1990-х гг.) богатые горожане покупали участки земли и возводили загородные особняки на западный манер. Их называли коттеджами .

Французское слово "cottage" первоначально означало сельский, крестьянский домик. В современном западном понимании коттедж – это небольшой, но благоустроенный загородный дом, нечто вроде хорошей дачи. В Финляндии коттедж – загородное жилое строение, которое также используется для отдыха от работы, а в Гонконге – кирпичный трехэтажный дом с балконом на верхнем уровне. Если дачи – это дома для временного проживания в летний период, то коттеджи предназначены для постоянного проживания в любое время года. От дач они отличаются не столько размерами и архитектурой, сколько наличием инженерных коммуникаций, обеспечивающих уровень комфорта как минимум городской квартиры.

Если в Европе коттедж – небольшой дом с прилегающим к нему участком земли, то в России это чаще всего загородный особняк с прилегающим поместьем. В архитектурном отношении первые коттеджи поражали вопиющей безвкусицей, нелепостью дизайна, несоответствием ландшафту. С конца 1990-х гг. архитектурный облик российских коттеджей серьезно изменился, и ныне по дизайну и комфорту они мало уступают заморским дворцам и виллам (рис. 9.5). Сегодня загородный дом – это статусная вещь, своеобразный атрибут делового человека. Основная часть покупателей элитной загородной недвижимости – люди в возрасте старше 40 лет с семьей из четырех-пяти человек, успешные руководители крупнейших компаний с высоким уровнем дохода, люди с одним или несколькими высшими образованиями, с самым взыскательным вкусом.

Со временем портрет покупателя загородной элитной недвижимости молодеет и его доход значительно снижается. Связано это с тем, что появляется альтернатива дорогим поселкам и происходит перераспределение части спроса с городской недвижимости на загородную. Если раньше дача или загородный дом являлись вторым жильем, причем сезонного типа, то теперь учащаются случаи, когда человек приходит покупать дом, продавая квартиру в городе.

Рис. 9.5.

Люди стали понимать, что иметь загородный дом не только престижно. Жить за городом для многих становится нормой жизни. Здесь нет городского шума и городской толпы, больше пространства для досуга, меньше анонимности, чем в городах. Пригороды более гомогенны, ибо вместе селятся люди одинакового образования и социального происхождения. В пригородах появилось то, что раньше было атрибутом города, – театры, дорогие бутики, хорошие рестораны, школы, индустрия развлечений. В сравнении с городом образ жизни в пригородах более домашний, пассивный, замкнутый на семью. Переезд за город, как показывают опросы, для многих оборачивается сокращением, а не расширением контактов и с семьей, и с друзьями.

Загороди ые особняки доставляют россиянам немало хлопот. Во-первых, они дороги при строительстве (от нескольких миллионов рублей до нескольких миллионов долларов), во-вторых, дороги в процессе эксплуатации (от нескольких сотен до нескольких тысяч долларов в месяц). Здесь часто отсутствует или недостаточно развита инфраструктура, не хватает магазинов и школ, центров развлечений. Тем не менее сегодня в России желающих переехать за город на постоянное место жительства гораздо больше, чем имеющих для этого деньги. Следовательно, можно ожидать и в будущем продолжения загородного строительного бума. Те, кому не позволяют средства, перебираются в загородные таунхаусы – комплекс малоэтажных комфортабельных домов, совмещенных друг с другом боковыми стенами. Обычно на первом этаже такого дома размещаются технические помещения: гараж, сауна, котельная, подсобки, на втором этаже – кухня и гостиная, на третьем – спальни, детские комнаты и рабочий кабинет. Каждый из таких домов имеет свой вход, иногда небольшой палисадник. Жители большинства коттеджных поселков уже обеспечены магазинами, спортивными клубами и ресторанами, но инфраструктуры, в частности детских садов и школ, пока не хватает.

Джентрификацию в нашей стране нельзя считать новомодным явлением, поскольку селиться в престижных квартирах городского центра предпочитали еще в советские времена партийные руководители и чиновники. В 1990-е гг. переселяться в центр и благоустраивать квартиры начали "новые русские". За последние 20 лет не только в Москве, но и в других городах России местные власти разработали и внедряют широкие программы по реконструкции и обновлению строений в прежде нефешенебельных городских кварталах. Жилье сдается па коммерческой основе, а приобретать его могут только очень богатые люди.

К понятию субурбанизации близко понятие рурбанизация – урбанизация деревни и ее городское обустройство. Это не переезд людей, а "переезд" в село городской инфраструктуры: перенос в сельскую местность форм хозяйственной деятельности, характерных для городов, в том числе промышленности, сферы обслуживания и др.

  • См.: Lees L. Gentrification in London and New York: an Atlantic gap? // Housing Studies. 1994. № 9 (2). P. 199–217.
  • Перемещение производства

    Большая доля городского населения и рост занятости в городах развивающихся стран связаны с местной государственной и частной инфраструктурой, а также с инвестициями в промышленность или сферу услуг. Но основной источник роста занятости с 1980 года – это перемещение производства из развитых городских агломераций в развивающиеся.

    Многие факторы, среди которых низкие заработные платы, лучшее образование и профессиональное обучение, инфраструктура, логистика, местное снабжение, крупные потребительские рынки городских районов, благоприятная политика двусторонней и мировой торговли, а также инвестиционные льготы, предоставляемые развивающимися странами, в совокупности способны переместить производственный центр из развитых стран в развивающиеся.

    Эпицентр потребления среднего класса и доходов на душу населения перемещается вместе с промышленными и коммерческими инвестициями.

    Развивающиеся города реализуют свои инвестиционные преимущества согласованно с центральной и местной политикой правительства, а также при денежной, финансовой и торговой поддержке. Они конкурируют друг с другом за прямые иностранные инвестиции (ПИИ). Города, а не центральные правительства по большей части способствуют перемещению производства. Торговые представительства, возглавляемые мэрами крупных городов Китая, направляют маркетинговые делегации в города США и Европы, чтобы предоставить свои возможности для инвестиций. Эти делегации едут в такие города США, как Сан-Франциско, Даллас, Атланта, Чикаго и Нью-Йорк, а не в резиденцию федерального правительства в Вашингтон, округ Колумбия.

    Инвестиция в перенос производства и открытие филиалов – это междугородний обмен, а не обмен между странами. Американские президенты могут повсеместно говорить об инвестициях и торговых достижениях. Но эти сделки заключаются между глобальными городами. Президенты стран привозят делегации мэров городов и крупнейших предпринимателей в глобальные города для привлечения туда бизнеса.

    В грядущие десятилетия мы можем ожидать непрерывное истощение производства в развитых странах и перемещение его эпицентра в развивающиеся регионы . Эта тенденция отражена в приведенных выше ссылках на сравнение темпов прироста ВВП в городах развитых и развивающихся стран. Более высокий абсолютный ВВП и доход на душу населения на Западе – это атрибуты наследия, которые могут исчезнуть в ближайшие десятилетия.

    Поскольку города США уже создали местное производство для замещения импорта из Европы, сегодня города развивающихся регионов создают привлекательные условия для размещения промышленных предприятий и развивают местное производство для замещения импорта с Запада. Широкий масштаб и быстрый темп такого замещения связаны с ускоренным ростом развивающихся городов и их потребляющих классов.

    Единственная надежда на экономический рост для развитых городов с небольшим населением – это инновации для экспорта. Однако ожидается, что эти инновации также будут непрерывно замещаться импортирующими городами развивающихся стран. Китай нацелен на снижение импорта технологий с 50 до 30 % к 2020 году. В то время как в 2011 году доля Китая в мировых НИОКР увеличилась до 12 %, доля США в мировых НИОКР уменьшилась с 36 до 35 % . Инновации и продуктивность – это ключи к будущему балансу экономической силы между городами развитых и развивающихся стран.

    К 2013 году крупнейшие развивающиеся страны и их местные частные и государственные ТНК и крупные предприятия имели финансовую возможность поддержать местные инновации. В случае с ВВП Китая 60 % приходит из частного сектора и 40 % китайского богатства находится в частных руках . Частный сектор Китая растет более быстрыми темпами, чем государственные компании, и богатство Китая, государственное и частное, инвестируется в покупку предприятий в развитых городах Европы, Японии и США в целях получения передовых технологий, выхода на рынок, а также укрепления силы бренда.

    Процессы перемещения производства предприятий начинают двигаться в противоположном направлении. Huawei является второй по величине компанией по производству телекоммуникационного оборудования в мире. Это частное предприятие, которое имеет материально-технические базы и оперативные подразделения по всему миру: в Европе, Латинской Америке, Южной и Юго-Восточной Азии, Африке, на Ближнем Востоке и даже в Соединенных Штатах, где его деятельность в значительной степени блокируется федеральным правительством. Lenovo – самый крупный производитель компьютеров в мире, и эта компания официально зарегистрирована в Гонконге. Китай имеет обширный частный, а также государственный капитал для глобального расширения деятельности собственных городов. Китайские предприятия приобрели множество компаний как в Европе, так и в США. За последние девять месяцев 2013 года китайские фирмы потратили рекордную сумму – 12,2 миллиарда долларов США – на 55 проектов, реализуемых на неосвоенных территориях, и приобретения в США. Скоро будет установлен новый рекорд по прямым иностранным инвестициям Китая в экономику США

    3. Перемещение в пригород предприятий розничной торговли и фирм сферы услуг

    1. Перемещение в пригород производственных предприятий

    В традиционном моноцентрическом городе экономическая деятельность концентрировалась в ЦДР. Именно здесь концентрировалась работа и магазины. Современные города полицентричны – значительная часть работы в них сосредоточена в пригородных районах. Люди меньше нуждаются в городе-центре как месте занятости и торговли. Рассмотрим как произошло это превращение.

    Перемещению в пригороды производственных предприятий способствовало несколько причин. Во-первых, появление автотранспорта на внутригородских линиях грузоперевозок. На рубеже XIX-XX веков перевозки осуществлялись городским транспортом. Предприятия стали переходить в разных странах на автотранспорт в1910-1920-х годах. Известно, что производство стремится в пригороды, где ниже уровень заработной платы. Однако, этому препятствуют высокие издержки по транспортировке продукции до транспортного узла. Автоперевозки значительно дешевле гужевых перевозок, поэтому производство стало перемещаться в пригороды. В результате появления автотранспорта на линиях внутренних перевозок функция земельной ренты производственных предприятий становится положе (Рис.5-1,262). Предприятия начинают выигрывать спор за землю у жилой застройки и площадь промышленного района расширяется. Спрос на труд растёт, что приводит к росту заработной платы и сдвигу функции ренты под жилищное строительство вверх, а функцию ренты производственных предприятий вниз. Так продолжается до тех пор, пока на рынке труда и земли не восстановится общее равновесие.

    Во-вторых, спустя ≈ 20 лет после появления грузовика производственные предприятия стали использовать его для междугородних перевозок. Со временем грузовик стал конкурировать в этом качестве с железнодорожным и водным транспортом. Предприятия, использующие автотранспорт, менее привязаны к конечным железнодорожным станциям и портам в центре городов и перемещались ближе к междугородним шоссейным дорогам.

    В-третьих, новые производственные технологии – такие как сборочные линии и использование при транспортировке автопогрузчиков – заставили фирмы перейти от традиционных многоэтажных производственных зданий к одноэтажным заводам. В связи с большим использованием земли заводы стали перемещаться в пригороды, где земля дешевле.

    В-четвёртых, для некоторых фирм пригородный аэропорт заменил собой центральный транспортный узел, на который они ориентировались ранее.

    2. Перемещение в пригороды населения

    В последнее столетие во всех странах мира отчётливо проявилась неуклонная тенденция к сглаживанию плотности заселения городов. Градиент средней плотности населения уменьшается. Иными словами, по мере удаления от центра города на 1 км плотность населения снижается, но уже не так быстро, как в прошлом. Формированию этой тенденции способствует ряд причин.

    1. Рост уровня реальных доходов. Влияние растущих реальных доходов сказывается двояким образом. Во-первых, возникает эффект альтернативной стоимости – чем богаче человек, тем выше для него альтернативная стоимость трудовой миграции. Этот эффект побуждает человека селиться ближе к центру города. Во-вторых, возникает потребительский эффект – по мере роста богатства человек увеличивает спрос на землю, как и на любое другое полноценное благо. Рост дохода ведёт к увеличению размера участка, притягивая домохозяйства к недорогой пригородной земле.

    2. Снижение издержек на трудовую миграцию. За последние 150 лет технический прогресс привёл к значительному снижению денежных и временных издержек на трудовую миграцию.

    3. Отрицательные стороны жизни в центре города. Сюда можно отнести такие факторы как: ухудшение состояния жилого фонда в центре города; нежелание жить рядом с бедными; Бюджетно-финансовые проблемы в центре города; высокий уровень преступности; недостаточное качество образования; загрязнённость и шум.

    4. Значительная часть работников последовала в пригороды за своими предприятиями. В полицентрическом городе работники ездят на работу по кольцевым пригородным автодорогам в пригородные субцентры.

    5. На выбор места жительства влияет целый ряд факторов государственной политики. Во-первых, сюда относятся все меры государства, способствующие росту спроса на жильё (жилищные сертификаты, субсидии, программа ипотечного кредитования). Такие меры способствуют развитию пригородов, потому что повышают спрос на жильё и привлекательность пригородов, где жильё относительно дёшево. Во-вторых, строительство сети автомобильных дорог привело к снижению издержек, связанных с маятниковой миграцией и, соответственно, к росту привлекательности пригородов.

    3. Перемещение в пригород предприятий розничной торговли и фирм чферы услуг

    В основе процесса перемещения предприятий розничной торговли в пригород лежит три важнейших причины. Во-первых, эти предприятия последовали в пригород за своими потребителями. Предприятия розничной торговли представляют собой типичные рыночно-ориентированные фирмы, в основе решений о размещении которых лежит исключительно соображение доступности для клиентов. Производственные издержки при этом могут не приниматься во внимание, поскольку факторы для развития таких предприятий имеются повсеместно. В соответствии с теорией центрального места такие предприятия будут располагаться в центре зоны торгового обслуживания. Размеры рынка сбыта определяются эффектом масштаба, имеющимся в распоряжении фирмы и транспортными издержками, с которыми сталкивается клиент при посещении такой фирмы. Согласно этой теории для города может оказаться достаточно только одного ювелирного магазина, но в нём будет существовать большее количество музыкальных магазинов и ещё большее количество пиццерий. Если эффект масштаба невелик относительно плотности спроса (произведения спроса на душу населения на плотность населения), то зоны торгового обслуживания относительно малы. Такая фирма последует за своими покупателями в пригород. Фирма с большим эффектом масштаба вовсе не обязательно последует за своими покупателями.

    Во-вторых, привязанность к центру города ослабил автомобиль, который пришёл на смену радиальной трамвайной сети. Ранее пригородный магазин был не в состоянии выжить именно из-за дороговизны поездок по территории пригородов – у него было мало покупателей. Использование автомобиля снижает стоимость поездок в пределах жилого района.

    В-третьих, население городов возрастает. Это приводит к тому, что эффект масштаба, имеющийся в распоряжении отдельных магазинов, исчерпывается и возникает необходимость в появлении нового магазина, приближенного к своим покупателям.

    Факторами, вызывающими перемещение в пригород фирм сферы услуг, являются достижения в области связи, позволившие снизить издержки на передачу данных, голосовой информации и сообщений. В связи с этим некоторые виды деятельности стали менее зависимыми от личных контактов. В связи с этим привлекательность ЦДР снижается.

    С середины XX в. в развитых странах Западного мира стал наблюдаться процесс переселения обеспеченной части населения из центров крупных городов в пригороды. Многочисленные попытки решить проблемы современного города оказались малоэффективными. Результатом этого стало массовое бегство из городов в пригород и появление новой реальности столетия - феномена субурбанизации .

    Специалистами отмечается, что миллионы людей во всём мире стремятся за пределы города, пытаясь возродить преимущества деревенской жизни на окраине города. Вот уже несколько десятилетий растут не сами города, а главным образом их пригороды. Так называемая субурбанизация, проблема второго жилища, индустрия массового отдыха, “эпидемия” садовых участков - всё это разные аспекты “антиурбанистской” тенденции, неприятия города в его современном воплощении, отказа от мегаполиса как модели будущего расселения на земле .

    Начиная с 70-х г. об этом явлении стали много писать: “В США считается прогрессивным путём развития - субурбанизма - переселение состоятельных слоёв населения в пригороды. Идёт строительство малоэтажных пригородов и новых городов”. В Лос-Анджелесе, например, наблюдается “мощное перемещение в пригороды, перемещение туда центров обслуживания населения, мест приложения труда”.

    В Нью-Йорке происходит “сокращение офисных учреждений в центре и перемещение их на периферию” . Общей тенденцией в городах Британии стало положение, когда “бедные люди остаются в центре города, а богатые - покидают его. Старики и молодёжь ещё живут в центре и внутри городов, растущие семьи - вне города” . Лондон в 70-х гг. каждый год терял по 100 тыс. населения. За 10 лет здесь потеряно 400 тыс. рабочих мест. Внутренние районы Манчестера за 15 лет (в 60-70-е гг.) потеряли 20 % своего населения, Ливерпуля - 40 % . Это явление продолжается и в наше время. В современном Париже идёт медленный и устойчивый процесс уменьшения населения. Горожане и рабочие места перемещаются в пригород, где более дешёвая земля, жильё и лучшая экология.

    Многие компании переводят свои офисы и предприятия в пригороды. Этому способствует развитая транспортная инфраструктура .

    Вследствие этих процессов в развитых странах Запада ведётся активное строительство пригородных посёлков и жилых районов, имеющих застройку, преимущественно состоящую из блокированных и индивидуальных жилых домов с индивидуальными участками земли.
    Продолжающиеся сегодня субурбанистские тенденции в значительной мере способствует развитию методов архитектурной экологии, которые как раз призваны сделать места проживания более экологичными и приближёнными к природе.

    В России этот процесс приобрёл своеобразные черты. У российских граждан тоже проявляется потребность жить “поближе к природе”, но по причине общего невысокого уровня жизни, она привела к массовому строительству силами горожан своих “вторых жилищ” за городом - к дачному строительству и возделыванию садово-огородных участков. Специалистами отмечается в России “беспрецедентный в мировой практике” масштаб этого явления . В этом можно увидеть признаки специфического российского варианта субурбанизации. Однако в начале 90-х гг. с началом экономических реформ в российских городах поднялась волна коттеджного строительства, вокруг городов стали возникать строящиеся коттеджные посёлки, которые создавались уже как место основного жительства для состоятельной части населения.

    Но в силу больших сложностей, возникших с созданием инженерной и транспортной инфраструктуры на месте этих новостроек, а также отсутствия кредитования индивидуального строительства, данный процесс постепенно замедлился и почти сошёл на нет. Сейчас только наиболее состоятельная часть горожан строит для себя загородное жильё.

    Процессам субурбанизации в России, кроме препятствий экономического характера, мешает и слабое развитие инфраструктуры. В Европе, имеющей развитую сеть дорог при развитой автомобилизации населения, жизнь за городом становится более предпочтительной чем в центре крупного города. В России же, где дорожная сеть развита значительно слабее и группируется в основном вблизи крупных городских агломерацией, жить за городом становится не всегда удобно и выгодно. Тем не менее, устойчивая потребность иметь основное жилище среди природного окружения у горожан имеется.

    При развитии сети дорог и стабилизации экономической ситуации можно ожидать постепенное развитие процесса субурбанизации и в России. Жизнь за городом станет тогда доступной не только для богатой части населения, но и для людей со средним достатком.
    Потому, вероятным сценарием развития системы расселения городских агломераций России в ближайшие десятилетия может стать процесс разукрупнения крупных городов и отток населения в пригород.

    При этом будут строиться пригородные посёлки и жилые районы малоэтажной застройки, при создании которых могут быть успешно использованы подходы и методы архитектурной и градостроительной экологии.

    Американские исследователи обнаружили, что загрязненный воздух такого крупного мегаполи­са, как Нью-Йорк, менее вреден для раститель­ности, чем считающийся более чистым воздух городских предместий. Джилиан Грегг (ЛШап Gregg) и ее коллеги из Корнеллского универси­тета в Итаке (штат Нью-Йорк) высадили клоны дельтовидного канадского тополя (Populus deltoides) в разных кварталах центральной час­ти Манхэттена, а также в двух пригородах - северном (Хадсон-Вэлли) и восточном (Лонг-Айленд). Через три года выяснилось, что дере­вья в центре Нью-Йорка растут вдвое быстрее, чем на окраинах. Исследователи установили, что этот эффект не может быть объяснен различи­ями в окружающей температуре, качестве грун­та, содержании питательных веществ в почве или концентрации углекислого газа. Главным фактором, судя по всему, является уровень со­держания озона в воздухе. Озон образуется из атмосферного кислорода прежде всего в горо­дах, под действием ультрафиолетового солнеч­ного излучения и при наличии оксидов азота и углеводородов, содержащихся в промышленных выбросах и выхлопных газах автомобилей. Тем не менее в сельской местности средняя концен-

    трация озона, как правило, значительно выше, чем в городах. По мнению Грегг, тому есть два объяснения. Во-первых, за время реакции обра­зования озона воздушные массы нередко успе­вают сместиться из города в предместья, так что озон именно там оказывает свое негативное воз­действие на растительность. А во-вторых, как

    это ни парадоксально, те же выхлопные газы в городах защищают деревья от вредоносного озона: в ночное время монооксид азота разла­гает озон, образуя при этом диоксид азота и кислород. Более низкое содержание выхлопных газов в сельской местности приводит к тому, что монооксида азота просто не хватает для сколь­ко-нибудь значительного снижения концентра­ции озона. Источник: www.dw-world.de/russian . 14.07.2003.

    садик может быть очень скромным: газон с небольшим цветником около дома. Но задний двор поражает разнообразием. Здесь может быть и неболь­шой прудик, и огород, и фруктовые деревья, и небольшие клумбы, оканто­ванные ярким белым кирпичом. Любовь к английскому ландшафту была у первых колонистов и сохранилась у американцев до сих пор. Особое внима­ние уделяется парадному газону. Летом газон подстригается регулярно, по крайней мере один раз в неделю. Стрижка газона для американской семьи - своего рода традиция выходного дня".



    Пригородные зоны - территории, прилегающие к городам и находящи­еся с ними в тесной функциональной, культурно-бытовой и другой связи. Экономические связи обеспечиваются торговлей, поставкой и переработкой ресурсов, трудовой маятниковой миграцией, т.е. трудовыми поездками в 50-километровой зоне. К примеру, пригородная зона Санкт-Петербурга включает две части: внутреннюю с городскими поселениями, подчиненны­ми Петербургу, и внешнюю (территории, примыкающие к городу в радиусе 50 км, четыре административных района Ленинградской области).

    В состав пригородных зон могут включаться земли, находящиеся за пре­делами городских поселений, составляющие с городом единую социальную, природную и хозяйственную территорию и не входящие в состав земель иных поселений. Здесь выделяются территории сельскохозяйственного производ­ства, зоны отдыха населения, резервные земли для развития города. В составе пригородных зон могут выделяться зеленые зоны, которые выполняют са­нитарные, санитарно-гигиенические и рекреационные функции и в грани­цах которых запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на окружающую среду.

    В первое время пригородная зона понималась как территория, прилегающая к городу и тесно связанная с ним экономически как некий придаток города, «резервуар» пищевых продуктов, ибо ей изначально была свойственна прежде всего сельскохозяйственная функция. Но постепенно пригороды обретали иные функции - промышленную, научную, экологическую, транспортную, станови­лись важнейшими местами сосредоточения рекреационных объектов.

    К примеру, пригороды Парижа начали быстро развиваться в конце XIX - начале XX в. хаотично, без какого-либо плана. В 1921 г. город насчитывал 2 926 тыс. жителей, а городская периферия 1 505 тыс. жителей. Через 10 лет численность населения Парижа несколько сократилась до 2 900 тыс. жите­лей, а пригородов увеличились до 8 016 тыс. жителей. Во многом периферия выросла в результате неконтролируемого увеличения протяженности приго­родов. В Париже ежегодно продолжают возникать многие сотни мелких пред­приятий, преимущественно сферы обслуживания. Число занятых в промыш­ленности и в строительстве ежегодно увеличивается на 30-40 тыс. человек. В 1960-х гг. проблема развития Парижа особенно обострилась: резко ухуд­шилась экологическая ситуация, возросли транспортные трудности, субур­банизация привела к маятниковым миграциям и стихийному расползанию города. Численность населения Парижской агломерации оказалась в 8- 10 раз выше, чем в других крупных агломерациях страны 2 .

    1 Игнатьева М. Дачные домики и загородные виллы. - www.landshaft.ru .

    2 Агапова А.Б. История развития и современное положение Парижа и его пригородов. - http://geopub.narod.ru/student/agapova/ 1/3. htm.

    Пригородные зоны особенно развиты вокруг крупных городов и являют­ся частью городских агломераций - нескольких городов, объединенных в одно целое общими транспортными, производственными, трудовыми, куль­турно-бытовыми связями и окруженных пригородными зонами.

    В пригородных зонах крупных городов размещаются пригороды, города-спутники, зоны отдыха, сельскохозяйственные угодья. Пригороды - насе­ленные пункты в непосредственной близости от города, имеющие тесные связи с ним, а нередко - периферийные части города, официально не вклю­чаемые в его границы.

    К причинам, вызвавшим перемещение населения из центральных горо­дов в пригороды, помимо строительства или переноса сюда промышленных предприятий, следует отнести большую разницу в цене земельных участков в центре города и в еще незаселенных окрестностях, высокие налоги, загряз­ненность атмосферы большого города отходами промышленного производ­ства и выхлопными газами сотен тысяч автомашин, шум, растущую скучен­ность, трудности передвижения 3 .

    Пригородные поезда, перевозящие рабочую силу из полуиндустриальной окрестности в супериндустриальные центры, - верный признак того, что процесс урбанизации зашел очень далеко, утомительные часы, проведенные в вагоне, транспортная усталость, присоединяющаяся к усталости трудовой.

    Рис. 36. Многие российские города обзаводятся городами-спутниками

    У многих крупных городов возникают города-спутники. Часто города и города-спутники объединяются, образуя городские агломерации, которые объединяются в мегаполисы. Пригородная зона образует вместе с городом

    3 North American Suburbs: Politics, Diversity and Change / Ed. by J. Kramer. Berkeley, 1972; Нитобург Э.Л. Субурбанизация и негритянские гетто в США// Советская этнография. 1968. № 5.

    более широкое образование, которое можно рассматривать как агломерацию. Таковы Московская. Петербургская агломерации, Лондонский метрополи-тенский район. Парижская агломерация «в широких границах». Большой Нью-Йорк («урбанизованный ареал Нью-Йорк»).

    ПОСАА И СЛОБОДА

    Функцию городского пригорода в России исторически выполнял посад, занимавший промежуточное положение между селом и городом.

    Посады возникли после того, как в славянских городах четко обозначил­ся процесс отделения ремесла от сельского хозяйства и концентрации тор говцев и ремесленников в городах. Первоначальное название этих районов города - подол (от обычного расположения ниже воздвигавшегося на воз­вышенном месте города-крепости, где находились резиденция феодальной государственной власти и дворы феодалов), которое примерное конца XII- XIII вв. сменяется на посад. В XV-XVII вв. торгово-ремесленное населе­ние посадов именовалось посадскими людьми («посажанами»). Источни­ки XIV-XV вв. чаще всего посадских людей именуют «люди горожане», «гражаньские людие» и выделяют среди них купцов и «черных» людей. На современном социологическом языке их можно смело относить к средне­му классу. Это восходящая социальная страта, возникшая на пике эконо­мического роста русских городов в X-XVIII вв. В большинстве своем это был ремесленно-торговый люд среднего достатка, хотя по нормам феодаль­ного права они относились к тяглым сословиям Русского государства (земля на посаде считалась в собственности феодального государства). Посадских людей можно также называть прообразом или зародышем третьего сосло­вия на Руси. Ремесленно-торговое население городов создавало свои тер­риториальные и профессиональные объединения 4 (сотни, «концы» в Вели­ком Новгороде; на Руси существовали и организации ремесленников типа цехов). Посады крупных городов делились на слободы, сотни и полусот­ни. По мере роста значения посада они окружались каменными и деревян­ными стенами.

    ПОСАД: !) в русских княжествах X-XVI вв. торгово-ремесленное по­селение вне юродских стен, ставшее позднее частью города; иногда посады делились на слободы и сотни; 2) предградье. предместье, тергово-ремесленная, первоначально неукрепленная часть русских городов эпохи феодализма; 8) в Российской империи небольшие поселки юродского типа

    Как и полагается третьему сословию, посадские люди несли в себе эле­менты социальных и политических новаций. В частности, они поддержива­ли политику великих князей, направленную на свержение монголо-татар­ского ига и объединение русских земель, вели борьбу против усиления фео­дального гнета (восстания в Москве в 1382 г., 1445 г., Новгороде 1418 г., 1446-1447 гг. и др.). Им были не чужды либеральные идеи, склонность к предпринимательству, экономической свободе и социальному благополучию.

    4 В городах Древней Руси имелись ремесленники более 60 различных специальностей.

    К сожалению, посадские люди иестали до конца третьим сословием, как мелкие торговцы и ремесленники в Западной Европе. Часто его состав оп­ределялся приписным порядком самим государством, а не формировался снизу, в условиях экономической конкуренции и развития ремесла. Так, в XV-XVI вв. московское правительство зачисляло в сословие посадских лю­дей частновладельческих крестьян. В городах, присоединенных к Москве. центральные власти конфисковали собственность удельных князей и мона­стырей, а зависимое от них городское население переводили в разряд «поса­жан». Искусственное расширение этого сословия происходило также входе образования новых центров городского типа (слободы, рядки), население которых правительство зачисляло в зависимое сословие. В пользу государ­ства оно несло немалые повинности - промысловые налоги, торговые по­шлины, участие в общегородских работах, в особенности по возведению ук­реплений, и в службах. «Люди горожане» объединялись в общину, возглав­ляемую земским старостой. Тот отвечал за уплату налогов и их раскладку между членами общины.

    Из-за принудительного характера посадской общины, равно как и крес­тьянской, посажане сбегали при первом удобном случае. Бегство из посад­ских общин приобрело массовый характер. Опустение посадов вызвало тре­вогу правительства. В 1600-1602 гг. оно начало возвращать беглецов, кото­рых именовали «закладчиками» 5 , в общину «по старине» и приписывать к ней различные группы городского населения «по торгам и по промыслам». По стране прокатилась волна царских сысков, ремесленников возвращали и приписывали к определенным посадам. В ответ на это в середине XVII в. произошли крупные городские восстания в Москве, Новгороде, Пскове и других городах. Государство пошло на уступки. Предоставление экономичес­ких свобод привело к тому, что численность посадского люда в 1649- 1652 гг. возросла с 311,5 тыс. до 41,6 тыс. дворов 6 .

    В конце XVI в. государство выделило из посадских людей немногочислен­ную группу купцов и, объединив их в привилегированные корпорации гос­тей, гостиную сотню и суконную сотню, использовало для выполнения фи­нансово-торговых поручений. Среди «посажан» преобладали купцы, средние и мелкие торговцы, товаропроизводители, ремесленники и люди, кормив­шиеся работой и подаяниями (нищенством). Они были прикреплены к «чер­ным» тяглым общинам. Среди них в XVI-XVII вв. существовала социальная дифференциация: все они делились на «лучших», «середних» и «молодших», а иногда и «самых молодших» посадских людей. Через 200 лет произошло еще одно расслоение в связи с наступлением капитализма: богатая верхушка по­сада инвестировала капиталы в промышленные предприятия, переходя в высший класс, а на социальное дно выпадала низкоквалифицированная масса пригородного люда, быстро превращавшаяся в наемных работников. Таким образом, социальное восхождение одних (превращение ремесленников в куп-

    1 Рост налогов и повинностей, а также экономические трудности, порожденные Ливонской войной 1558-1583 и опричниной, нанесли тяжелый удар посадам. «Посажане» покидали общину и записы­вались в служилые люди, т.е. «закладывались» (вступали под защиту и патронат) за крупных феода­лов или бежали из городов на окраины государства.

    6 См.: Черепнин Л.В. Образование Русского централизованного государства в X1V-XV вв. М, 1960; Города феодальной России: Сб. статей. М., 1966; Смирнов П.П. Посадские люди и их классовая борьба до середины XVII в. М.; Л., 1947-1948. Т. 1-2.

    цов и предпринимателей) и социальное падение других (превращение ремес­ленников в рабочих) окончательно подорвало социальную основу некогда прогрессивного и экономически активного третьего сословия.

    Приблизительно с XVII в. посады стали причислять к городам, самые крупные их них превратились в торгово-промышленные центры и были пе­реведены в статус городов. К середине XVIII в. категория посадских людей путем царских распоряжений была переведена в низший, шестой, разряд горожан и окончательно слилась с мещанами.

    МЕЩАНСТВО (польск., единственное число mieszczanin - горожа­нин) - сословие в дореволюционной России, включавшее различ­ные категории городских жителей (ремесленников, мелких домовла­дельцев, торговцев и т.п.). По губернской реформе 1775 г. к меща­нам относили посадских людей с капиталом менее 500 руб. Они платили подушную подать, несли рекрутскую повинность, были ог­раничены в свободе передвижения. Сословная принадлежность к мещанству была наследственной. Разбогатевшие мещане перехо­дили в купечество, разорившиеся купцы становились мещанами. Ими становилась также часть крестьян, освободившихся от крепост­ной зависимости. В переносном смысле мещанами называют лю­дей, взглядам и поведению которых свойственны эгоизм и индиви­дуализм, стяжательство, аполитичность, безыдейность.

    В связи с городскими реформами конца XVIII в. социально-экономичес­кая роль посадов сходит на нет, а название «посад» сохраняется лишь за не­которыми поселками городского типа в конце XVIII - начале XX в. Посады в старинном значении слова как своеобразные наукограды деградировали, превратились в захудалые уездные городишки с провинциальными нравами. Здесь труднее было найти работу, повышать квалификацию. В XVIII в. ре­месленники и посадский пролетариат составляют более половины всего по­садского населения. «Не отличаясь обильностью населения, -пишет А. К.и-зеветтер, -посадская община XVIII в. представляет картину довольно рез­кой общественной дифференциации. Многочисленная масса чернорабочего и ремесленного населения и над ней небольшая, сравнительно, группа тор­гующих купцов, выстроенная в три яруса - по трем гильдиям, причем, чем выше ярус, тем малочисленнее составляющий ее контингент - такова обыч­ная бытовая физиономия посадской общины изучаемой эпохи. Типичная посадская община этой эпохи - небольшая пирамида с широким основани­ем в виде «подлого» гражданства и с очень тонкой верхушкой в виде мало­численной группы первогильдийских купцов 7 .

    У отечественных исследователей, в частности Ж.А. Зайончковской, изуча­ющих советский тип пригородной зоны, появился особый термин - «слобод­ская культура», которым они обозначают промежуточное звено в системе адап­тации сельских мигрантов курбанизованной среде. Такой тип гибридной куль­туры возникает в результате неполной и искаженной адаптации традиционной сельской культуры к новым условиям урбанизации. Наиболее интересны в этом плане выводы В.Л. Глазычева о формировании в советских условиях осо­бого типа культуры, возникающей на базе промежуточных типов поселений, главным образом поселков городского типа и рабочих окраин больших горо-

    См.: Кизеветтер А.А. Посадская община в России XVIII в. М., 1903. С. 169.

    дов, которые автор характеризует термином «слобода». В культуре «слободы», по мнению Глазычева, были «представлены элементы патриархальной куль­туры, роднящие ее с деревней, и элементы «фабричной» культуры и мещан­ского фольклора, в которых чисто внешне присутствовали ценности культу­ры крупных городов и их центров в первую очередь» 8 .

    Жители ближнего пригорода, создавшие особую субкультуру - культуру го­родского посада - проявили себя достаточно рано как политическая сила. В 1917 г. именно этот слой сыграл решающую роль в победе большевиков. Отряды крас­ногвардейцев состояли вовсе не из кадровых рабочих, которые относились к революционным призывам достаточно прохладно, предпочитая политическим лозунгам чисто экономические (в силу своего более бедственного, чем у по­садского люда, положения): увеличение заработной платы и сокращение рабо­чего дня. В красногвардейцы шли мелкие лавочники, малоквалифицированные пролетарии, люмпены, босяки, уголовники и прочая подобная публика 9 .

    Рис. 37. Александровская слобода в XVI в.

    В старых словарях «слобода» определялось как большое село (рис. 28), где более одной церкви, торг или ярмарка, либо волостное правление, род сель­ской столицы; также промышленное, фабричное село, где крестьяне почти не пашут. Слободки есть при большей части городов: слободкой приселяют­ся и крестьяне, и мещане, также отставные, занимаясь частью хлебопаше­ством и пр. Современные справочники дают более обобщенную характери­стику: «слобода» - название различных поселений в Русском государстве XI- XVII вв., население которых временно освобождалось от государственных повинностей. Известны слободы стрелецкие, монастырские, ямские, ино­земные, в городах - слободы ремесленников.

    * См.: Глазычсв В.Л. Or сельской культуры к урбанизации // Культура и советском обществе. М, 1988. С. 42. 9 Быстрицким A. URBS ET ORBIS. Городская цивилизация в России // Новый мир. 1994. № 12.