Павелецкий вокзал - метро павелецкая. Станция "павелецкая" - метро, которое уникально в своем роде

July 19th, 2016

Станция "Павелецкая" Замоскворецкой линии была открыта для пассажиров 20 ноября 1943 года. Удивительное дело, даже во время войны, во время тяжелой войны, когда все ресурсы были брошены для обеспечения войск на фронте - "Все для фронта, все для Победы!", в эти дни продолжалось строительство московской подземки. Более того, станции открытые во время войны и сразу после, по богатству убранства не сильно уступали довоенным. Многие вообще являются одними из красивейших в нашем метро. Станции "Павелецкая" в 2010 году был присвоен статус "памятника архитектуры", однако то, что видим сейчас - это не то, что увидели первые пассажиры, архитектурный облик станции за более чем 70 лет существенно изменился.

С этого и начнем, с того, что представляла из себя станция тогда. А уже потом перейдем к ее теперешнему виду. Станция метро "Павелецкая" это пример станции, история которой может быть даже интереснее ее современного архитектурного облика. Начнем с проектных рисунков и эскизов. Как замечательно, что есть возможность изучить их, что широкой общественности стали доступны эти уникальные документы. Еще идет в музее архитектуры выставка "Московское метро: Подземный памятник архитектуры", также можно приобрести замечательную книгу с одноименным названием. Для любителей истории метро, особенно ее архитектурной составляющей - это просто находка. Рекомендую.
Станция третьей очереди и проектное название у нее было "Донбасская". Тема оформления должна была отсылать к нелегкому труду шахтеров Донбасса. Вот очень интересные рисунки. Всегда интересны такие наброски, позволяет понять в каком направлении двигались архитекторы, какие идеи хотели воплотить в своем проекте.

В итоге, приняли к исполнению такой вот проект братьев Весниных. Колонная трехсводчатая станция с мозаиками на центральном своде. Посередине скамейки с торшерами. Очень симпатично. Это был 1938 год. Золотое время для московского метро. Огромное число архитекторов участвовали в конкурсах на оформление новых станций, тогда все хотели попробовать себя в проектировании подземных дворцов, тогда это было в новинку. Но этому проекту не суждено было осуществиться. Станцию строили уже во время войны, металлоконструкции, изготавливались в Днепропетровске, однако с 1941 по 1943 годы город был оккупирован немецкими войсками. И, естественно о металлоконструкциях пришлось забыть. Проект спешно пришлось переделывать. Станция стала двухсводчатой с боковыми залами и небольшим аванзалом перед эскалаторами. Мозаики были уже изготовлены, причем и их судьба была тоже непростой, они изготавливались в блокадном на тот момент Ленинграде, а после пересмотра проекта им не нашлось места на станции и они украсили центральный зал ст.м. "Новокузнецкая".

А вот эскиз наземного павильона. Очень крутой вариант с часами. В итоге был реализован другой проект, но принцип остался таким же. Две входные группы по бокам, а посредине название станции.

Очень здорово, что сохранились архивные фотографии, и мы можем прогуляться и посмотреть на станцию в ее изначальном виде, без поздних архитектурных наслоений. Павильон в послевоенные годы в период 1945-50. Обратите внимание на витражи над входными группами, с затейливой разбивкой - очень красиво.

А это 82-й год. Тут входные группы поменяли и они стали довольно унылыми, также поменяли окна второго этажа, там где находятся служебные помещения.

Да, и раньше табличка была с именем Кагановича, потом его везде заменили Лениным.

К большому сожалению я не нашел других фото внутреннего убранства вестибюля, только вот такое фото, на котором стена над эскалаторным наклоном, которая сохранилась до наших дней. Тут только исчезло изображение тов. Сталина.

Удивительно, но мне всегда казалось, что зальчик перед эскалаторами на станции - это новодел, а оказывается, это как раз таки та часть станции, что дошла до наших дней, правда в несколько искаженном виде. Нет светильников и люстры и потолок теперь подшит какой-то ерундой.

Хотя оформление станции делали максимально упрощенным - это же был временный вариант, но все равно, стены двух боковых залов украсили барельефами,а также тут были очень крутые лавочки. Светильники тоже интересные. Интересно куда делись барельефы, неужели их просто уничтожили?

Здорово, что сохранилось несколько фото со станции, можно поразглядывать барельефы. В основном на них военные.

А еще между барельефами ажурные вентрешетки. Видно даже на фото, что очень тонкая работа.

Еще одно замечательное фото. Послевоенное. Интересно, кстати, что станция "Павелецкая" и соседняя "Новокузнецкая" были открыты на действующем участке между "Автозаводской" (тогда "Завод им. Сталина") и "Театральной" (тогда "Площадь Свердлова"). Фото еще интересно табличкой, что поезд следует до ст. "Завод им. Сталина" Интересно зачем она тут. Неужели тут иногда загоралось "поезд дальше не пойдет" или что-то подобное? Поглядите какая прелесть, специально для фотографа помыли платформу, даже остались мокрые следы. Вообще большинство фотографий метро того времени - это не репортажное, а постановочное фото. Не удивлюсь, если окажется, что снимали ночью и поезд просто стоял на платформе, туда загрузили пролетариев, остальных красиво расставили на платформе... =) В любом случае все фотографии конечно уникальны, они позволяют нам погрузиться в ту эпоху.

В 1948 году началась переделка станции в колонную трехпролетную, какой она и задумывалась. Проводилась она в несколько этапов и была закончена лишь в 1959 году. Собственно то, что мы видим сейчас - это как раз результат той переделки. От проекта Весниных ничего почти не осталось. Хотя нельзя сказать, что реализованный проект в чем то хуже. Просто он другой. 50-е - это такое время, когда в московской подземке появлялись самые красивые станции и "Павелецкой" повезло, что именно в этот период ее решили реконструировать. Вот ст.м. " " не повезло, ее реконструировали в эпоху, когда отказывались от архитектурных излишеств, разница, как говорится, очевидна.

1. Давайте наконец посмотрим на то, что станция представляет собой сегодня. У станции один вестибюль, выходящий к Павелецкому вокзалу. Вернее так, он раньше был отдельностоящим наземным вестибюлем, но после реконструкции в 80-х, вокзал поглотил вестибюль, при этом он был частично демонтирован. От прежнего наземного павильона остался только главный фасад. Дверные порталы демонтировали за ненадобностью.

2. Удивительно смотрится конечно. Но спасибо, что решили не разбирать его полностью, а оставили хотя бы это - мне кажется в данном случае было принято правильное решение. Интересно, что из двух входных групп сейчас задействована только левая и она работает на выход.

3. Табличка с названием станции.

4. Вход же осуществляется также из здания Павелецкого вокзала. По сути у станции нет выхода в город, есть только выходы в здание вокзала, и это на самом деле не очень удобно для тех, кто пользуется этой станцией метро, работая в ближайших огромных офисных центрах. Поток работников, плюс поток людей, приезжающих на электричках и поездах довольно значительный. Иногда на вход образуются ощутимые пробки. И еще, теперь, чтобы войти в здание вокзала надо проходить через рамки металлодетекторов, а сумки просвечивать. Все это крайне неудобно. Из-за этого я стараюсь не пользоваться "Павелецкой" если есть возможность пользоваться другим альтернативным транспортом.

5. После маятниковых дверей на вокзале есть небольшой промежуточный аванзальчик перед непосредственно дверями в вестибюль. Тут, кстати очень круто, сохранились старые буквы "М" причем, сразу нескольких видов. Скоро их видимо тоже причешут под вермишельный бренд, слева на экспресс кассе уже новый значок.

6. Вестибюль. Справа окошки касс. На самом деле в часы пик и когда приходят поезда на вокзал тут очень и очень много народу. К сожалению - это такой бутылочное горлышко. Логично было бы дополнительно открыть правый проход через исторический фасад павильона на вход, чтобы дополнительно подразвести пассажиропотоки.

7. Сам вестибюль довольно вместительный.

8. Внутри даже поставили совершенно бесполезную стойку Информации. Она совершенно бесполезна именно тут в этом самом месте, так как стоит после эскалаторов, а люди, которым нужна информация о пользовании метро обычно находятся по ту сторону турникетов. Ну то есть если человек купил билет и прошел уже к эскалаторам ему информация уже не нужна. Будучи в Мадриде обратил внимание, что там тоже есть стойки информации, но они, естественно стоят ДО турникетов.

9. Такие штуки стали появляться и на других станциях. Надеюсь люди, которые ответственны за появление всяких непонятных штук и нововведений в Московском метро будут более внимательно относиться к тому, что и где нужно, а без чего вполне можно обойтись.

10. А вот это эскалаторный спуск на платформу и сохранившаяся часть вестибюля. Два выхода и панно над наклоном.

11. Причем оно тут даже не закрыто подвесным потолком и можно даже увидеть то место, где раньше был медальон со Сталиным.

12. Чуть крупнее.

13. Спускаемся вниз. В 2000-х тут были заменены эскалаторы, теперь это скучная нержавейка, хотя светильники оставили старые. Не изначальные, а те, что тут были до замены эскалаторов. Эскалаторов всего 3 и это существенная проблема в часы пик.

14. Вид наверх.

15. Аванзальчик сохранился со времен открытия станции, раньше через него пассажиры попадали в боковые залы, так как были только боковые залы. К сожалению тут не обошлось без модернизаций - исчезли светильники на стенах и люстра на потолке, вместо нее такие вот страшные светильники в стиле светильников на ст.м. " ". (хотя там немного другие).

16. В центральный зал идет узкий проход, тут всегда столпотворение.

17. С другого торца эскалатор в совмещенный наземный вестибюль. Тут тоже небольшой аванзальчик с гермоворотами.

18. И таким вот куполом.

19. Самое интересное, что самый большой пассажиропоток проходит именно со стороны выхода в здание Павелецкого вокзала, поэтому у многих создается впечатление от станции, что она очень узкая.

20. После узкой части в районе эскалаторов, на самой станции простор. Станция получилась очень и очень красивой, воздушной. Складки на сводах потолка как будто это белая ткань.

21. Посредине станции переход на кольцевую линию. В ограждении симпатичные ажурные решетки. А сама станция у меня вызывает ассоциации с готическим собором. Интересно организовано освещение станции. светильники установлены между арками за карнизами и светят вверх, также в центральном зале есть ниши, купола которых тоже освещаются скрытыми светильниками.

22. Посредине платформы стоит такой вот белый квадрат как я предполагаю венткороба со скамеечками по периметру. Совершенно невозможно застать момент, когда бы тут кто-то не сидел.

23. И вообще трафик тут очень плотный и застать момент, когда на станции мало народу трудно. Пересадочная станция, плюс электрички и поезда, сюда же приходят поезда Аэроэкспресса из аэропорта Домодедово. Народу довольно много проходит через станцию.

24. Путевая стена тоже интересная, в боковых залах тоже сводчатый потолок, опирающийся на арки. Очень красиво.

25. Между арками такие вот металлические панно с колосьями.

26. А между арками на станции другие, более богатые с серпом и молотом. Арки отделаны мрамором сложной формы, теперь так не делают.

27. Очень красивая станция. В который раз убеждаюсь, что на загруженных станциях, где большой поток пассажиров, мы не успеваем оценить красоту архитектуры. Это порой просто невозможно сделать, тебя унесет толпа. Но иногда это можно сделать. Остановиться и посмотреть.

28. Ниши на потолке центрального зала. Готичненько.

29. Немного жаль, что на станции различной температуры светильники, хотя... довольно забавно.

30. Еще раз взглянем на станцию.

31. Все... едем дальше.

Все, кому хотя бы раз в жизни довелось побывать в Москве, знают, что станция «Павелецкая» - метро уникальное. Прежде всего эта неповторимость, конечно же, прослеживается в архитектуре и нюансах строительства, но в то же время и об истории забывать не стоит.

Общее описание объекта

Станция «Павелецкая» - метро, выполняющее роль великолепной транспортной развязки современного мегаполиса. Располагаясь между «Автозаводской» и «Новокузнецкой», она ежедневно принимает огромный поток вечно спешащих москвичей и гостей столицы.

В принципе, название каждой станции метрополитена принято рассматривать отдельно. В данном же случае все предельно просто. Ст. метро «Павелецкая» получила свое имя в честь расположенного на поверхности одноименного железнодорожного вокзала столицы Российской Федерации. А вообще, если углубиться в историю еще больше, можно узнать, что Павелецкий вокзал в суровые послевоенные годы нарекли так по скромному поселку Павелец, расположенному в Рязанской области.

На сегодняшний день станция «Павелецкая» - метро, которое на самом деле можно считать шедевром архитектуры. Как стены, так и колонны отделаны белоснежным мрамором. Пилоны же, хотя и выполнены из того же материала, имеют ярко выраженный светло-розовый оттенок. Пол отделан серым гранитом. Светильники, вмонтированные в кессоны сводов, ярко освещают главный зал станции.

Художественное оформление рассказывает посетителям о фактах истории вооруженных сил бывшего СССР. В центральном помещении, кроме всего прочего, можно еще и полюбоваться бронзовыми медальонами работы скульптора Ефимова и оригинальным лепным орнаментом.

Станция «Павелецкая» - метро со своей историей

Во время открытия данного транспортного узла город переживал непростые времена. В 1943 году ужасы военного времени наряду со всей страной переживала и Москва. Метро «Павелецкая» было запущено в эксплуатацию 20 ноября.

Станцию открыли на уже действующем перегоне между «Площадью Свердлова» и «Заводом им. Сталина», т. е. оперируя современными названиями, заметим, что произошло это на участке «Театральная» - «Автозаводская».

После войны, конечно же, станцию пришлось реконструировать. Однако архитекторами было принято весьма мудрое решение придерживаться первоначального проекта. В результате «Павелецкая», хотя и превратилась в колонную, но внешне изменилась незначительно.

Но в 1953 году строительные работы не закончились. Снова, и опять вынужденно, их пришлось начать весной 1987 года. Причиной этому послужил пожар, вспыхнувший в салоне находившегося на станции поезда. Отделка южного торца подземного помещения была практически полностью разрушена.

Характерные особенности станции

Прежде всего отметим, что глубина заложения станции достаточно внушительная - 33,5 метра. Именно это и позволяет считать данное сооружение одним из самых глубоких в столице. Но и это еще не все. Мало кто знает, что «Павелецкую» некогда строили по индивидуальному проекту, поэтому она по своей структуре аналогов в Москве не имеет.

Сейчас станция может похвастать наличием сразу двух вестибюлей: северного, оснащенного современным эскалатором, и южного, расположенного внутри Павелецкого вокзала. Расположенные на поверхности достопримечательности ясно указывают на то, что среди постоянных ее посетителей будут как местные жители, так и туристы. Театральный музей, «Траурный проезд», колледж, академия, множество школ, продовольственных магазинов и сразу несколько гостиниц делают «Павелецкую» одной из самых востребованных в Москве.

И, наконец, нельзя не отметить, что туннель, соединяющий Кольцевую и Замоскворецкую линии, является самым длинным межстанционным переходом

Координаты: 55°43′50″ с. ш. 37°38′11″ в. д. / 55.73056° с. ш. 37.63639° в. д. / 55.73056; 37.63639 (G) (O) (Я)

«Павелецкая» 05 Кольцевая линия
Московский метрополитен
Зал станции, 1 января 2012 года
Дата открытия:
Район:

Замоскворечье

Округ:
Тип:

Пилонная трёхсводчатая глубокого заложения

Глубина заложения, м:
Количество платформ:
Тип платформы:

островная

Форма платформы:
Архитекторы:

Н. Я. Колли
И. Н. Кастель

Инженеры-конструкторы:

А. Н. Пирожкова

Выход к улицам:

Новокузнецкая улица, Зацепский вал

Переходы на станции:

02 Павелецкая

Наземный транспорт:

А 6, 13, 106, 158, 632; Тб Б; Тм А, 3, 35, 38, 39

Работающие операторы
сотовой связи:

МТС, Билайн, Мегафон

Соседние станции:

Таганская и Добрынинская

«Павелецкая» на Викискладе
Киевская
Краснопресненская Белорусская
Суворовская
Проспект Мира
Курская
Таганская
Добрынинская
Октябрьская

«Павеле́цкая» - станция Московского метрополитена. Расположена на Кольцевой линии, между станциями «Таганская» и «Добрынинская».

Станция открыта в 1950 года в составе участка «Парк Культуры» - «Курская». Название - по расположенному вблизи Павелецкому вокзалу.

Выход со станции осуществляется на Новокузнецкую улицу и Зацепский вал.

«Павелецкая» - пилонная станция глубокого заложения (глубина - 40 метров) с тремя сводами. Авторы проекта - Н. Я. Колли, И. Н. Кастель. Диаметр центрального зала - 9,5 метров.

Пилоны облицованы светлым мрамором «коелга» и коричневым мрамором; пилоны украшены декоративными колоннами светлого мрамора. Пол выложен серым и чёрным гранитом. Зал декорирован изнутри мозаичным панно на тему единства советских рабочих и крестьян (автор - П. Д. Корин); ранее на месте панно находился медальон с изображениями Ленина и Сталина (автор - М. Г. Манизер).

В отделке эскалаторного зала, украшенного декоративным фризом с мозаичным панно из смальты (автор - И. М. Рабинович), использован светлый мрамор. Над эскалатором установлено панно «Красная площадь», на котором изображены знамёна с названиями городов Поволжья.

Около станции от путей Кольцевой линии ответвляется соединительная ветвь к Замоскворецкой линии, используемая для служебных перевозок; посредством этой ветви Кольцевая линия связана также с Серпуховско-Тимирязевской и Калужско-Рижской линиями.

  • 1 Интересные факты
  • 2 Пересадки
  • 3 Фотографии
  • 4 Ссылки
  • Павелецкая - единственная привокзальная станция на Кольцевой линии, не имеющая прямого выхода к вокзалу.
  • Станция более трёх лет - с 1 января 1950 года по 21 февраля 1953 года - не имела пересадки на станцию Горьковско-Замоскворецкой линии.

Пересадки

Из центра зала по гранитным лестницам можно перейти на одноимённую станцию Замоскворецкой линии. Данный переход - самый длинный межстанционный переход в Московском метрополитене. Также пересадку можно осуществить через наземный вестибюль, поднявшись в него по эскалатору с одной станции и спустившись через эскалаторы другой.

Фотографии

  • Зал станции, 3 августа 2010 года
  • Колонна экстренного вызова
  • Мозаика в торце зала
  • Пилон
  • Вентиляционная решётка
  • Посадочная платформа
  • Название на путевой стене
  • Переход на Замоскворецкую линию
  • Вестибюль станции
  • Изображение станции на почтовой марке 1950 года

Ссылки

  • Официальный сайт Московского метрополитена. Проверено 7 февраля 2015.
  • Сайт «Московское метро». Проверено 7 февраля 2015.
  • Сайт «METRO.Фотоальбом». Проверено 7 февраля 2015.
  • Сайт «Прогулки по метро». Проверено 7 февраля 2015.
  • Сайт «Энциклопедия нашего транспорта». Проверено 7 февраля 2015.

Павелецкая (станция метро, Кольцевая линия) Информацию О