Патриции в риме. Патриции и не патриции Что такое патриции в древней греции

Патрициям принадлежало исключительное право занимать все правительственные должности (магистратуры); они одни могли быть и жрецами. Таким образом они командовали войсками, правили государством, были судьями, совершали служение богам. Знание правил, по которым совершаются ауспиции, было привилегиею патрициев и придавало им священный авторитет. Только они подробно знали обычное право, потому плебеи во всех процессах совершенно зависели от них. Они занимались военными упражнениями; правила военного искусства передавались в их семействах от поколения к поколению, потому они одни были способны командовать войсками, и по закону одни имели право на это; они превосходили плебеев и образованностью, и знанием общественных дел, и уменьем говорить в многочисленных собраниях; потому естественно было, что они имели преобладание в государстве. Прибавим, что они были богаче плебеев, как землевладельцы, что кроме своих земель они имели в пользованы общественные земли; прибавим к этому гордость знатностью происхождения, силу, какую дает замкнутая организация сословия, все члены которого соединены общими интересами; прибавим, что патриции были уважаемы, как представители старинного римского быта, хранители преданий, наследники славных предков, и мы легко поймем то, что они совершенно владычествовали в государстве более столетия по основании республики. Переворот оставил неприкосновенным то общественное устройство, какое было создано законами, приписываемыми Сервию Туллию; но фактически управление государством перешло, при строгом соблюдении законных форм, исключительно в руки патрициев.

Национальные и сословные собрания

Патриции образовали большинство в общих национальных собраниях по центуриям , где, на основании предварительных решений сената (сенатусконсультов), все граждане, обязанные служить в войске, избирали консулов, других сановников и постановляли законы; по распределению числа центурий между имущественными классами, богатое сословие имело большинство голосов; а в богатом сословии преобладали патриции; потому, когда они были согласны между собою, они решали в центуриальных комициях все вопросы как хотели; но и в тех случаях, когда, по разногласию между центуриями богатого класса, решение зависело от центурий следующих классов, патриции все‑таки сохраняли ту выгоду, что сановниками могли быть назначаемы только члены их сословия. Притом сановники, созывавшие народ в центуриальные комиции и управлявшие их совещаниями, имели очень широкие права, так что легко могли отвратить всякое решение, несогласное с интересами господствующего сословия. Кажется, что патриции пользовались огромным влиянием и в собраниях народа по куриям, вручавших своим решением (так называемым lex curiata de imperio) правительственную власть сановникам, избранным в центуриальных комициях. Владычеству сословия патрициев была выгодна краткость срока, на который избирались сановники, хотя государственным делам и ходу войны она часто вредила. Были комиции, в которых богатство не давало никакого перевеса, все голоса имели одинаковую важность; это были собрания плебеев по трибам; но патриции старались приобретать в них большинство, посылая в них массу людей, преданных интересам знатных фамилий. Итак, устройство римского государства было аристократическое, но в аристократических учреждениях лежали зародыши, из которых в последствии времени развились демократическое устройство, равноправность всех граждан и свобода их. Верховная власть принадлежала собранно центурий; оно избирало сановников, установляло законы; оно в последней инстанции решало дела о жизни и смерти граждан. Закон, принятый в первый год республики по предложению Валерия Попликолы, дал каждому осужденному на казнь или на тяжелый имущественный штраф, право апеллировать к собранию народа по центуриям (право провокации). Итак, собрание центурий было источником всякой власти. В этом его праве, еще не развившемся в первые времена республики и стесненном тогда многими ограничениями, лежал зародыш, из которого развились демократическое правление и свобода.

Характер патрициев

Мы будем видеть, что патриции упорно защищали свои привилегии, старались по возможности увеличивать их, выказывали эгоизм, сословное высокомерие, часто и безжалостность, стремились отнять, у плебеев права, приобретенные тяжелой борьбой, противились, упорно и надменно всем их требованиям; увидим, что молодые патриции пытались разгонять собрания плебеев, издевались над ними, пытались мешать законной деятельности трибунов; но нельзя промолчать о хороших качествах сословия патрициев: оно верно охраняло государство, защищало родную землю и ни при каких бедствиях не утрачивало веру в спасение отечества; патриции отличались военным искусством и храбростью, гражданскими доблестями, честностью, строгой нравственностью и простотою образа жизни, во многих случаях проявляли возвышенность духа и всегда выказывали себя людьми твердыми, мужественными.

Говоря о раннем периоде римской истории, что ещё хотелось бы сказать. Надо заметить, что она вся проходит под знаком борьбы между патрициями и плебеями , об этом я уже говорил. Итак, патриции -аристократы – это представители знатных римских родов, те, кто вместе с Ромулом основал город на семи холмах, а плебеи – это люди пришедшие, незнатные, хотя, конечно, со временем и среди них образовались свои кланы, свои фамилии, свои богатые семейства, которые тоже стремились к власти. И плебеев стало со временем много, больше, чем патрициев. И вот возникает конфликт. Рим – это патрицианская республика, но плебеи требуют свою долю власти. Они говорят: если вы хотите, чтобы мы участвовали в жизни города, чтобы мы служили в войске, нам нужны и права. Как я уже говорил, реформа Сербия Туллия допустила плебеев до участия в войске и до участия в народных собраниях.

Впоследствии на протяжении нескольких столетий (примерно 200 лет) плебеи шаг за шагом выбивали себе права. Как они их выбивали? В частности, они прибегали к такому приёму, как сецессия. Сецессия значит «Уход». В момент опасности, когда Риму угрожали враги, плебеи этим пользовались и говорили: ах вы нам не даёте права, патриции, ну тогда давайте защищайте Рим без нас. И уходили из Рима на Священную гору. Это знаменитая сецессия плебеев, то есть уход их на Священную гору под Римом. И патрициям, хочешь не хочешь, приходилось идти на поклон, они ехали к плебеям, говорили им: плебеи, вернитесь, мы вернём вам ваши права. Представитель патрициев даже однажды рассказал плебеям басню о том, как в организме человека желудок и другие части тела поспорили, и рот сказал: вот я ем, а всё достаётся желудку, не буду есть, потому что все права, все привилегии достаются желудку. И рот отказался подчиняться желудку. В результате плохо пришлось и тому, и другому: рот объявил забастовку, но умер-то не только желудок, но и сам рот тоже. Эта басня, она показывала, что плебеи – тоже часть римского государства, и если они будут его губить, то они подрубают сук, на котором сидят. В результате ожесточённой борьбы (иногда вооружённой), в результате сецессий (уходов) плебеи добились себе огромных прав.

Фактически нельзя сказать, что они стали равноправными, всё равно основная власть в Риме принадлежала патрициям и должностные лица были в основном патриции, но плебеи добились издания первых в истории Рима законов Двенадцати таблиц. Когда право записывается, это всегда выгодно для, как ни странно, низших слоёв общества, потому что до этого права толкуют знатные, аристократы, толкуют так, как им выгодно. А запись права – это некая кодификация, записывание его, это ограничение произвола власть имущих. Поэтому законы Двенадцати таблиц были одной из первых побед («двенадцати таблиц», потому что они писались на таблицах). Так вот законы Двенадцати таблиц были одной из первых побед плебеев в этой борьбе.

Важнейшим завоеванием плебеев было то, что они получили такое должностное лицо как народный трибун. Народный трибун избирался плебеями, был плебеем, и он был, во-первых, неприкосновенен, с ним ничего не могли сделать, независим. И кроме того он имел право вето. Вето значит «запрещаю». Он мог ветировать, то есть запрещать любые законодательные инициативы патрициев. Итак, народный трибун как представитель плебеев, как неприкосновенная фигура – очень важное должностное лицо в Риме, имеющее право вето. Впоследствии плебеи получили доступ и к основным должностям, в частности, консулов, и к греческим должностям, и к другим магистратурам, то есть должностям в Риме.

Но наряду с патрициями, которых ещё называли нобили («благородные»), наряду с плебеями и бедняками, были ещё всадники. Само это название этого сословия говорит о том, что это были люди среднего достатка, которые когда-то могли выставить лошадь, доспехи. Они в основном занимались финансами в Риме. То есть это было такое среднее сословие между нобилями, патрицианской верхушкой и между плебейскими низами. Самыми низами общества были вольноотпущенники (бывшие рабы, которых хозяева отправили на свободу, отпустили на свободу), и у них даже не было собственных имён, а они назывались по имени своего патрона, того, кто был их хозяином, потом благодетелем, а потом отпустил их на волю.

Вот кратко итоги борьбы патрициев и плебеев к этому примерно сводятся, и сословная структура римского общества в ранний период римской республики состояла из этих основных категорий населения: вольноотпущенники, ещё ниже, конечно, рабы, потом плебеи, потом всадники и, наконец, нобили или патриции.

лат. pater - отец)

1. В Древнем Риме первоначально все коренное население, входившее в родовую общину, составлявшее римский народ и противостоявшее плебеям; затем - родовая аристократия.

2. В средние века - городская (купеческая) аристократия.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Патриции

родовая аристократия в Древнем Риме. 300 патрицианских родов, составлявших римский народ, имели исключительное право на пользование общественной землей. На П. распространялись три римских статуса – статус семьи, статус свободы и статус гражданства. Гражданской правоспособностью обладали только отцы семейств, но политические права имели все свободные римские граждане. Длительное время П. принадлежала государственная власть. Отцы семейств заседали в сенате, свободные П. участвовали в работе народных собраний (куриатных, трибутных и центуриатных комициях), в V-III вв. до н.э. только П. могли занимать должности высших ординарных и экстраординарных магистратур (см. Консулы, Преторы, Цензоры, Квесторы, Эдилы, Диктатор). Реформы Сервия Туллия и другие реформы VI-III вв. до н.э., допустившие плебеев к участию в народных собраниях, занятию государственных должностей, военной службе, к общественному земельному фонду, разрешившие их браки с патрициями и др., свели привилегии П. на нет. В начале III в. до н.э. верхушка П. и плебеев слилась и образовала нобилитет. В эпоху империи привилегированная часть сенаторского сословия составила новый патрициат.

Patres и patricĭi.

Patres в более тесном значении назывались первоначально сенаторы (напр., patres conscripti), a П.- потомки сенаторов; в более обширном смысле название patres относится также к П.; но никогда слово patricii не употреблялось вместо patres. Здесь будем говорить только о П. 1) До С. Туллия П. были единственными гражданами; они назывались также ingenui. Делились они на 3 трибы и 30 курий (см. Curia и Gens). Вообще их права были одинаковы с правами граждан, cives (см. Civitas); 2) с С. Туллия до Константина Великого П.- истинные аристократы в противоположность плебеям, которым С. Туллий дал права граждан. Первые обозначались по родам (потомственные граждане), вторые считались просто гражданами (новые граждане). П. остается П., даже если он находится в крайней бедности; плебей остается плебеем, несмотря на большие богатства и занимаемое им почетное место. Но П. мог сделаться плебеем по усыновлении со стороны плебея или вследствие брака с плебеянкой. Плебей мог быть зачислен в gentes П. по определению сената или курий, что и случилось с Брутом после изгнания царей. Это потом случалось так редко, что патрицианские родa сильно умалились. В конце Республики было только 50 gentes, которые несколько раз были пополняемы императорами. Что же касается прав П., то они, смотря по времени, были различны. В частных правах плебеи были сравнены с П. уже С. Туллием, но в общественных правах П. удержали за собой некоторые преимущества; напр., относительно ius honorum - право, которым владели только П. и которое они потеряли после долгой борьбы с плебеями. Прежде всего они должны были предоставить им право быть избираемыми в квесторы, затем в военные трибуны, в консулы (см. Leges Liciniae Sestiae), диктаторы, цензоры и, наконец, даже в авгуры и понтифексы (см. Lex. Ogulnia). Только должность interrex´a навсегда оставалась за П. Благодаря занимаемым плебеями почетным должностям, они проникли и в сенат и вследствие этого получали и должности судей (см. Iudex). Само собой разумеется, что только П. участвовали в comitia curiata; но скоро и это право потеряло свое значение (см. Comitia); об участии П. в comitia tributa смотри там же. Главные события во время продолжительной борьбы этих сословий следующие: учреждение должности народных трибунов, законы XII таблиц и Lex Canuleia, также законы Liciniae Sestiae и Domitia и др., которые перенесли право избрания некоторых коллегий жрецов в comitia tributa. Единственным и всегдашним законным преимуществом П. перед плебеями, кроме должности interrex´a, было то, что большая часть жреческих должностей могла быть занимаема только ими, именно должность rex sacrificulus, некоторых фламинов (flamines) и салиев (Salii Palatini). Плебеи не участвовали также в sacra gentilia и общественных играх, Iudi Troiani. To обстоятельство, что П. удерживали за собой преимущества в пользовании общественными полями (ager publicus), зависело от их больших богатств. П. не имели никаких внешних отличий (insignia), кроме особенной обуви, которая застегивалась не пряжкой, но посредством lunula. При императорах П. не получили ни одного из своих потерянных прав и наконец совершенно потеряли свое значение. Император Константин сделал патрициат личным дворянством, которое давалось только высшим сановникам, но не переходило по наследству.

Отличное определение

Неполное определение ↓